Проектная работа «МОЙ ПЕРВЫЙ ГЕРБАРИЙ» (4 класс)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя школа № 8
Муниципальная научно-практическая конференция
младших школьников «Я-исследователь»
Секция «ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ»
«МОЙ ПЕРВЫЙ ГЕРБАРИЙ»
Бормотов Данила,
Власенко Елизавета,
Колганова Виктория,
учащиеся 4-в класса
МАОУ СШ № 8
п. Новосмолинский
Руководитель:
Буянова Ирина Александровна,
учитель высшей квалификационной категории
МАОУ СШ №8
с. п. Новосмолинский, 2020 год
Оглавление
Стр.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3стр.
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . .8стр.
Список использованных источников и литературы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9стр.
Приложение 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10стр.
Приложение 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . .11стр.
Приложение 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12стр.
Приложение 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14стр.
Введение
Храм природы
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
А. Смирнов
В природе столько красоты!
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела…
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Актуальность выбранной темы
Мы живём в посёлке Новосмолинский Володарского района Нижегородской области. В зависимости от времени года наш край красив по — своему. Его украшают зелёные леса, красивые поля и пёстрые луга, богатые разнообразной растительностью.
С самого рождения всё это рядом с нами.
Но всю эту красоту надо беречь, охранять, заботиться и гордиться ею. На уроках окружающего мира мы часто дискутируем на эту тему.
Своё общение с природой человек старается запечатлеть в форме рисунка или фотографии, написать рассказ или засушить красивый цветок. Учительница рассказала, что из высушенных растений составляют гербарии. В таких гербариях можно увидеть даже растения, которые у нас не растут.
Объект исследования: живая природа.
Предмет исследования: растения нашего края.
Тема научно-познавательного проекта: «Мой первый гербарий».
Гипотеза: Мы предположили, что сможем самостоятельно собрать и оформить гербарий растений нашего края, который поможет нам больше узнать о природе родного края, расширить свой кругозор, научиться любить и беречь природу.
Цель проекта: узнать, что такое гербарий; как правильно собирать образцы, хранить и составлять из них гербарий растений нашего края.
Задачи:
Изучить научно-познавательную литературу, освещающую данный вопрос.
Обучиться элементарным методам коллекционирования и сушки растений.
Использовать растения нашего края как объект для исследования.
Сделать гербарий растений нашего края «Мой первый гербарий».
Методы исследования:
· аналитический опрос одноклассников;
· изучение различных источников информации;
· анализ и обобщение информации;
· практический
Этапы проекта:
1. Информационный (опрос, поиск информации по теме проекта).
2. Технологический (моделирование, практическая работа по сбору растений и изготовления гербария).
3. Обобщение деятельности, выводы.
4. Представление результатов деятельности.
Практическая ценность работы заключается в том, что изготовленные гербарии могут быть использованы учащимися в качестве справочного материала при подготовке сообщений и преподавателями в качестве наглядного материала к урокам окружающего мира. Кроме того, гербарии помогут больше узнать о природе родного края, расширить кругозор, научиться любить и беречь природу.
Тип работы – научно-исследовательский.
Основная часть
Цветок засохший, безуханный,
Забытый в книге вижу я;
И вот уже мечтою странной
Душа наполнилась моя:
Где цвел? когда? какой весною?
И долго ль цвел? и сорван кем,
Чужой, знакомой ли рукою?
И положен сюда зачем?
(А.С. Пушкин)
Историческая справка
История гербария насчитывает уже более пяти веков!
1. Герба́рий (лат. herbárium, от herba — «трава») — коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами. Обычно гербарные образцы после высушивания монтируются на листах плотной бумаги. В зависимости от вида растения на гербарном листе может быть представлена целая особь, группа особей или часть крупного (например, древесного) растения.
[2. http://www.ecosystema.ru/07referats/trees.htm]
Первые гербарии появились в Италии в XVI веке. Их изобретение, связанное с изобретением бумаги, приписывается врачу и ботанику Луке Гини, основателю Пизанского ботанического сада. Гербарий самого Гини не сохранился, однако до наших дней дошли коллекции его непосредственных учеников.
В более широком смысле, гербарий — это здание, в котором хранится коллекция засушенных растений, или учреждение, занимающееся организацией хранения коллекции, её обработки.
Все гербарии мира независимо от их ведомственной принадлежности регистрируются в международной базе данных «The Index Herbariorum». Им присваивается акроним — уникальный буквенный код, составленный из одной — шести букв английского алфавита (например, K, MW, MHA, SYKO). Сокращённые названия гербариев используются в качестве универсальных ссылок на место хранения гербарных образцов, цитируемых в ботанических научных работах. В «Индексе» на 2013 год насчитывается 3293 гербария из 168 стран, в которых работает более 10 тысяч ботаников.
[1]В Санкт — Петербурге находится один из крупнейших в мире гербариев — 7,16 млн. листов Ботанический институт имени В. Л. Комарова РАН.
Существуют также и цифровые гербарии — это базы данных, в которых хранится информация об образцах. Как правило, это высококачественные изображения (сканы) самих образцов с разрешением до 600 dpi, которые дополняются данными с этикеток и из других источников информации. Большинство виртуальных гербариев доступны онлайн всем пользователям. [6. http://www.plantarium.ru/page/help/topic/herbarium.html]
Крупнейшие гербарии мира
В мире насчитывается сейчас 2,962 действующих гербариев, в которых хранится 381,308,064 образцов.
Крупнейшие гербарии мира находятся в:
· Национальном музее естественной истории
· Нью-Йоркском ботаническом саду (NY) (Нью-Йорк, США) (7,8 млн. листов)
· Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН (LE) (Санкт-Петербург) (7,16 млн. листов)
· Королевском ботаническом саду Кью (K) (Ричмонд, Великобритания) (7 млн. листов)
· Натуралис (L) (Лейден, Нидерланды) (6,9 млн. листов)
· Миссурийском ботаническом саду (MO) (Сент-Луис, США) (6,6 млн. листов)
· Гербарии в Ботаническом саду в Женеве (Швейцария) (G) (6 млн. листов, в том числе гербарий Декандолей)
· Музей естествознания Вены (W) (Вена, Австрия) (5,5 млн. листов)
· Британском музее естественной истории (BM) (Лондон, Великобритания) (5,2 млн. листов).
Значительную историческую и научную ценность представляет гербарий Карла Линнея, хранящийся в Лондоне. [1]
Крупнейшие гербарии России
Крупнейшие гербарии России хранятся в:
· Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН (LE) (Санкт-Петербург) (7,16 млн листов)
· МГУ (MW) (1,01 млн листов)
· Главном ботаническом саду им. Н. В. Цицина РАН (MHA) (Москва) (700 тыс. листов)
· СПбГУ (LECB) (700 тыс. листов)
· Центральном Сибирском ботаническом саду (Новосибирск) (NS+NSK) (629 тыс. листов)
· Биолого-почвенном институте ДВО РАН (VLA) (Владивосток) (500 тыс. листов)
· Томском государственном университете (TK) (500 тыс. листов)
· Алтайском государственном университете (ALTB) (Барнаул) (400 тыс. листов)
· Институте растениеводства им. Н. И. Вавилова (WIR) (Санкт-Петербург) (380 тыс. листов)
· Южном федеральном университете (RV) (Ростов-на-Дону) (350 тыс. листов)
· Институте биологии Коми научного центра РАН (SYKO) (Сыктывкар) (296 тыс. листов). [1]
Крупнейшие цифровые гербарии мира
Цифровые гербарии — это базы данных, в которых хранится информация об образцах. Как правило, это высококачественные изображения (сканы) самих образцов с разрешением до 600 dpi, которые дополняются данными с этикеток и из других источников информации. Большинство виртуальных гербариев доступны онлайн всем пользователям. [3. http://www.ecosystema.ru/07referats/trees.htm]
После изобретения Лукой Гини способа засушивания растений между листами бумаги Жозеф Турнефор был первым, кто применил термин «гербарий» (около 1700 года) к сборам засушенных растений. Карл Линней считал, что для каждого ботаника гербарий должен быть превыше любого изображения и что никакое словесное описание не заменит гербарного листа. С тех пор название каждого вида растения стало неразрывно связано с конкретным гербарным листом. Линней определил и технологию сбора растений, которая не претерпела почти никаких изменений и до настоящего времени. Он писал: «Растения не следует собирать влажными; части должны быть сохранены, осторожно расправлены, при этом не изогнуты; органы плодоношения должны быть налицо; сушить следует между листами сухой бумаги…». [4. http://xn--80ahlydgb.xn--p1ai/]
Гербарий собирали многие великие люди. В России первый гербарный лист был заложен Петром I с лаконичной надписью «рваны́ 1717 года».
Современный немецкий любитель ботаники Э. Виллинг и его супруга собрали, возможно, самый большой гербарий в мире. В 1990 году они собрали образец № 11 647, в 1991-м — № 16 226, в 2000-м — № 84 432, в 2012-м — № 230 329, 29 мая 2015 года — № 265 404. Собирая растения в Греции и Германии, они используют устройство из четырёх керамических инфракрасных ламп (по 100 Вт каждая). Над ними располагается пресс с 50-60 листами гербария, заложенного в двойную обложку из газеты и фильтровальной бумаги. Между образцами прокладывается гофрокартон (3-4 мм) для тока тёплого воздуха снизу. Восемьдесят процентов растений высыхает уже через 12 часов, 97-99 % через 24 часа. Виллинги используют 5-6 таких портативных устройств одновременно. С 19 апреля по 29 мая 2015 года (за 42 дня) вдвоём они собрали в экспедиции в Греции 11 881 образец высокого качества или, иными словами, ежедневно (в среднем) они высушивали 282 образца. Цвет и форма растений отлично сохраняются, но ДНК у многих растений разрушается. Гербарий Виллингов хранится в ботаническом саду Берлин-Далема (Свободный университет, Германия).
Объём фондов большинства крупных гербариев постоянно растёт. Особенно активны два американских гербария. Достоверно известно, что Миссурийский ботанический сад (MO) в 2014 году включил в свои фонды 108 000 образцов, а Нью-Йоркский ботанический сад (NY) в среднем растёт на 87 000 образцов в год, причём до 85 % новых материалов поступает из других гербариев в результате обмена или передачи образцов в дар
1 этап
В самом начале работы над проектом мы решили выяснить, какое представление наши одноклассники имеют о гербарии; о способах сбора образцов, их засушки, хранении и составлении гербария растений нашего края. Мы разработали вопросы для анкетирования (Приложение 1) и провели его на классном часе «Природа родного края».
Проанализировав результаты анкетирования (Приложение 2), мы выяснили, что:
68% учащихся считают, что гербарий это папка или книга с засушенными растениями;
около 58% учащихся считают, что гербарии нужны для получения новой информации о растениях;
100% учащихся нашего класса имеют представление об элементарных способах сбора растений для гербария.
Мы решили создать гербарий растений нашего края «Мой первый гербарий».
Для его составления нам предстояло собрать образцы растений и сохранить их для дальнейшей работы. Но сначала нам необходимо было изучить этот процесс в книгах и Интернете. [3] Изученный материал был очень интересным и полезным. Его мы использовали для создания информационного буклета «Правила составления гербария растений нашего края» (Приложение 3).
2 этап
Собрав необходимую информацию и заготовив образцы, мы приступили к работе по изготовлению гербария, которую мы разбили на 3 этапа:
1 этап – наклеивание образцов.
Каждый образец аккуратно был перенесён на лист бумаги и наклеен. Этот процесс оказался очень трудоёмким, так как после засушки экземпляры стали тонкими и хрупкими. Некоторые части мы решили не пришивать, а наклеить.
2 этап — размещение сведений о растении.
Теперь предстояло поместить на лист сведения о растении: название, место и время сбора; другая интересная информация. [1]
3 этап — создание презентации о растении для выступления к защите своего гербария, которые стали ярким дополнением к нашему проекту. [4]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги работы над проектом, хотелось бы отметить, что каждый из нас к его выполнению приложил много сил, времени и получил незабываемые впечатления от общения с прекрасным миром природы.
В ходе нашей работы мы смогли сделать следующие выводы:
1. При работе с гербарным материалом нужно быть аккуратными ввиду его хрупкости.
2. Необходимо придерживаться правил составления и оформления гербария.
Мы считаем, что проект удался, потому что:
1. Каждый учащийся создал самостоятельно свой альбом «Мой первый гербарий». (Приложение 4)
2. Результатом нашей деятельности стало изготовление гербария растений не только нашего края, но и других уголков нашей Родины.
3. Собранные гербарии были использованы учащимися и учителем на уроках окружающего мира при изучении темы «Разнообразие мира растений».
4. Мы узнали, что мир живой природы необыкновенно интересен и разнообразен. Объекты живой природы нуждаются в нашем изучении и защите. Как и вся природа в целом. Всё в мире должно быть гармонично! И только тогда жизнь на нашей планете станет лучше.
Наша гипотеза о том, что мы сможем самостоятельно собрать и оформить гербарий растений нашего края «Мой первый гербарий», который поможет нам больше узнать о природе родного края, расширить свой кругозор, научиться любить и беречь природу, полностью подтвердилась.
Цель проекта: изготовить гербарий растений нашего края — достигнута.
Список источников информации
Литература
1. Деревья и кустарники. Альбом юного натуралиста. Издательство «Доброе слово» — 2012.
2. Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся. Издательский центр «Вентана-Граф». М — 2012.
3. Полунина В.Н., Капитунова А.А. Гербарий. Составление композиций и орнамента. Издательская группа АСТ – 2001.
4. Рогаткина Т.В. Весёлый гербарий. М – 2012.
Интернет — ресурсы
2. http://www.minibanda.ru/article/gerbarij-sobiraem-sushim-oformlyaem
3. http://www.ecosystema.ru/07referats/trees.htm
4. http://xn--80ahlydgb.xn--p1ai/
5. http://dendrology.ru/
6. http://tvorcheskie-proekty.ru/
7. http://www.plantarium.ru/page/help/topic/herbarium.html
Приложение 1
Анкетирование
Цель: Выяснить, какое представление о гербарии имеют наши одноклассники.
1. Что означает слово «гербарий»?
__________________________________________________________
2. Для чего создают гербарии?
__________________________________________________________
3. Как собирают, сушат, хранят образцы и создают гербарий?
__________________________________________________________
Приложение 2
Результаты анкетирования одноклассников
Рисунок 1.
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Приложение 3
Правила составления гербария
Как собрать растения для гербария
Стандартно гербарий делают на листе формата А4. На нём располагают и закрепляют само растение с подземными и надземными частями, этикетку с основными данными (где, кем и когда оно собрано, и т. д.), а также, если это необходимо, пакетик с плодами или семенами.
Для гербария собирают растения в период цветения, так как цветок – очень важный систематический признак
Растения для гербария нужно собирать в местах их массового произрастания, подбирая экземпляры среднего размера и стандартного вида. Если вы встретили всего одно растение за всю экскурсию, оставьте его в покое – возможно, оно редкое для этих мест, и, появившись в гербарии, навсегда исчезнет там, где вы его нашли.
Собирать растения нужно в сухую солнечную погоду, отрясая с его корней лишнюю землю.
Растение нужно выкапывать целиком, вместе с его подземными частями, так как именно они расскажут вам не только об особенностях его экологии, но и о том, однолетнее это растение или многолетнее, может ли оно размножаться подземными частями, и т. д. Ни в коем случае нельзя обрывать «старые», «засохшие» части растения. В гербарии оно должно быть таким, какое оно есть на самом деле.
Где и как сушить растения
Сразу же после сбора растений, необходимо приступить к подготовке их для сушки. Отрясти с их корней лишнюю землю и поместить в сухой лист газеты. Растение максимально расправить, сохраняя его естественный вид, чтобы полностью были видны несколько характерных листьев и цветков. Некоторые из них могут быть загнуты, чтобы была видна их обратная сторона (она может быть глянцевой, опушенной, и т. д. – это очень важно).
Газеты с растениями переложить сухими газетами, чтобы впитывали лишнюю влагу, и поместить всю стопку под пресс. Газеты, не содержащие растения, нужно ежедневно менять на сухие.
В качестве пресса можно использовать все что угодно.
К дальнейшей работе с растениями можно приступать только после их полного высушивания.
Составление гербария
Составлять гербарий необходимо только после того, как образцы хорошо просохли. Теперь они стали очень хрупкие! Необходимо очень аккуратно обращаться с ними.
Гербарный лист (формата А4) должен располагаться вертикально. Хорошо, если растение полностью умещается на него, оставляя в правом нижнем углу место для этикетки.
Если растение обладает ползучими, вьющимися или стелющимися побегами, не влезающими на лист, эти побеги можно изогнуть и уложить, но если побеги прямостоячие, то для размещения их придётся на какой-то высоте изломить и направить в другую сторону, чтобы на месте излома образовался острый угол. Бывает даже, что стебель приходится изломить несколько раз, или даже часть его поместить на другой лист.
Перед тем, как закрепить растение на листе, ещё раз обтрясите с его корней лишнюю землю. Чем больше корешков при этом сохранится – тем лучше.
Закрепляют растение при помощи белых ниток и очень тонких полосок бумаги. Веточки, корешки и другие, довольно крупные части пришивают при помощи ниток, делая несколько стежков (1-2) на одном уровне и завязывая после этого ее концы на узел, который должен остаться на верхней стороне гербарного листа. Нельзя прошивать нитками части растения: стежки должны быть опоясывающими.
Отдельные листья, цветки и другие мелкие части растения, отстоящие от пришитых частей и грозящие отвалиться, закрепляют при помощи очень тонких полосок бумаги. Для этого отрезают полоску такой длины, чтобы она перекрывала нужную часть растения, и ещё оставались концы. Эти концы намазывают клеем (лучше всего ПВА или резиновым), а затем приклеивают полоску к гербарному листу таким образом, чтобы необходимая часть растения была прижата ей, но не приклеена. Проверить это очень просто: таким образом, закреплённый листок должен свободно перемещаться под полоской.
Растение прикрепляется к листу именно таким подвижным образом для того, чтобы при небольших деформациях листа с растением ничего не случилось (оно слишком хрупкое и вряд ли сможет изогнуться вслед за листом). На тот же лист можно подклеить пакетик с плодами и семенами растения. Если плоды растения очень объёмные, можно хранить их в отдельной коробочке со ссылкой на гербарный лист или прикрепить на тот же лист, оформив гербарий в коробке со стеклянной крышкой.
Приложение 4
Наши первые гербарии
Жизнь леса стр. Окружающий мир 4 класс 1 часть
Из этой темы учебника «Окружающий мир» четвероклассник узнает о том, как протекает жизнь леса, почему его нужно беречь и охранять.
1. Рассмотрите в гербарии растения смешанного леса. Определите их с помощью атласа — определителя.
В гербарии растений могут оказаться как листья и плоды деревьев, так и травы.
Типичными деревьями являются берёза, осина, ель, сосна, тополь, рябина, черёмуха.
Обычными травянистыми растениями являются купальница, ландыш, земляника, хохлатка, копытень.
2. По рисунку учебника (с.
166 — 167) познакомьтесь с разнообразием живых организмов леса. Назовите их, закрыв подписи полоской бумаги, а потом проверьте себя.В лесах обитает много зверей, птиц, насекомых. Здесь можно встретить кабанов, белок, ласку, полёвку, лесную мышь, дятла, иволгу, дрозда, бабочке, жуков — короедов.
3. С помощью этого рисунка расскажите об экологических связях в смешанном лесу.
Пример экологических связей в смешанном лесу для 4 класса
Мы видим, что в смешанном лесу производителями оказываются различные деревья, кустарники, травы. Ими питаются растительноядные животные — кабаны, белки, мыши, жуки, бабочки.
Есть здесь и хищники. Это насекомоядные птицы — дятлы, иволги, дрозды. Это хищные млекопитающие, например, ласка, которая охотится на мышей и полёвок.
Органические остатки жизнедеятельности попадают в почву, где обитают микроорганизмы и дождевые черви. Эти животные разлагают останки и превращают их в минеральные соли, необходимые для роста растениям. Эту же роль играют и грибы.
4. Что же такое лес? Попробуйте дать определение. Проверьте себя по тексту учебника.
Лес – это сложное природное сообщество, которое состоит из деревьев, кустарников, трав, животных, а также объектов неживой природы — почвы, воды, солнца, воздуха.
5. По своим наблюдениям расскажи, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах вашего края.
В нашем крае как раз преобладают смешанные леса. В них растут берёзы, сосны, осины, боярышник, черёмуха, рябина, иногда тополя. В нижнем ярусе много трав, есть земляника и грибы. Из грибов здесь можно найти маслята, рыжики, сыроежки, подберёзовики, валуи, боровики, грузди.
Здесь много птиц, это дятлы, синицы, сороки. Я видела ежей, белок, бурундуков. Водятся здесь и змеи.
А также под деревьями много насекомых. Это различные бабочки, жуки, комары, клещи.
6. Построй модель цепи питания, характерной для лесного сообщества вашего края.
Пример модели цепи питания лесного сообщества для 4 класса
Любая цепь питания начинается с организмов-производителей, то есть с растений, а заканчивается организмами-разрушителями.
Например:
- Дуб, жёлудь — сойка — сова — микроорганизмы.
- Дуб, жёлудь — кабан — дождевой червь — микроорганизмы
- Лесные ягоды — полёвка — ласка — грибы — микроорганизмы.
- Сосновые шишки — белка — куница — микроорганизмы.
7. Прочитай текст. Используй полученную информацию при рассказе о связях экологических.
Рассказ об экологических связях в сообществе леса для 4 класса
Все объекты живой и неживой природы, составляющие сообщество леса, связаны между собой.
Рост растений невозможен без солнца, воздуха и воды. А без растений невозможна жизнь тех живых организмов, которые питаются их листвой, плодами, древесиной. Но и эти организмы, в свою очередь, необходимы для жизни хищникам. Не станет растительноядных организмов, вымрут и хищники.
Невозможна жизнь сообщества и без почвы. На ней растут растения, из неё получают питательные вещества, необходимые для их роста. А питательные вещества в почве образуются благодаря деятельности микроорганизмов, червей, грибов, которые разрушают отходы жизнедеятельности других животных и растений.
8. По приведённому на с. 165 плану дай характеристику лесного сообщества. При раскрытии пунктов 4—6 используй знания, полученные на уроке «Лес и человек».
Характеристика лесного сообщества по плану для 4 класса
- Название сообщества: лес.
- Организмы: Растения (деревья, кустарники, травы), животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, насекомые, микроорганизмы, черви), грибы.
- Связи экологические: Растения растут благодаря солнцу, воздуху, почве, воде. Растениями питаются травоядные животные. Ими питаются хищные животные. Микроорганизмы, черви, грибы, разлагают органические останки, формируя плодородный перегной.
- Лес — лёгкие планеты, фабрика кислорода. Лесные ягоды и плоды используются в пищу, также как мясо животных. Древесина применяется в промышленности. Лес — место отдыха.
- Влияние негативное: вырубка, лесные пожары, охота на животных, сбор ягод, грибов, растений, накопление мусора.
- Охрана: создание природных парков и заповедников, высадка молодых насаждений, соблюдение правил поведения в лесу.
Обсудим!
Какие нарушения экологических связей могут произойти в лесу по вине человека? К чему это приведёт? Что нужно делать, чтобы таких нарушений не было?
Главным нарушением таких связей оказывается вырубка лесов. Так человек лишает животных дома, корма, и они могут умереть.
А также, нарушением этих связей является браконьерство, когда человек уничтожает какой-нибудь вид животных или растений. Все животные и растения связаны между собой. А значит исчезновение одного звена в такой цепочке приведёт к уничтожению других видов животных и растений.
Выбрасывание мусора, протаптывание тропинок, разорение гнёзд и ловля насекомых, также нарушают экологию.
Чтобы не было таких нарушений, нужно беречь и охранять леса, заботиться об их чистоте, знать и соблюдать правила поведения.
Проверь себя по теме «Жизнь леса»
1.
Что такое лес?Это природное сообщество, единство живой и неживой природы.
2. Почему лес называют единством живой и неживой природы?
Лес не может существовать без объектов живой природы — деревьев, трав, животных, и без объектов неживой природы — солнца, воздуха, воды, почвы.
3. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?
Растения, животные, грибы.
4. Как обитатели леса связаны между собой?
Они связаны пищевыми цепочками и разнообразными связями, которые называются экологическими.
Задания для домашней работы
1. Запиши в словарик: природное сообщество.
Это совокупность живых организмов и объектов неживой природы, связанных экологическими связями.
2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказы «Лесные тропинки», «В лес по ягоды», «Пожалейте берёзы». Проанализируй своё поведение в природе: были ли поступки, за которые тебе стыдно, или такие, которыми ты гордишься.
Я никогда не ломаю ветки деревьев и этим могу гордиться. Я не всегда передвигаюсь по тропинкам, но только тогда, когда собираю грибы. Этим я тоже могу гордиться. Грибы я собираю только молодые, съедобные, и срезаю их ножиком. Это тоже правильно.
Я не разоряю птичьих гнёзд, не бросаю мусор, не жгу костры.
Я считаю, что правильно веду себя в лесу.
3. Понаблюдайте за жизнью леса. Воспользуйтесь атласом-определителем для распознавания его обитателей.
Я специально ходила в лес, чтобы понаблюдать за жизнью его обитателей. Мне удалось увидеть, как дятел, прицепившись к стволу сосны, долбит клювом кору. Так он добывает из-под неё личинки насекомых.
Я видела, как бабочки перелетают с одного лесного цветка на другой. Они питаются нектаром. Вместе с ними летают пчёлы и шмели.
Однажды, через тропинку перебежал ёж. Он торопился в своё гнездо.
На следующем уроке
Вспомни свои наблюдения на лугу. Какие растения и животные там живут? Чем луг отличается от леса?
Луг отличается почти полным отсутствием деревьев. На лугу растут только травы и редко кустарники. Зато там много птиц, животных, насекомых. А когда на лугу цветут его многочисленные травы, то он становится разноцветным и очень красивым.
Полезные ссылки:
- Википедия про лес
- Следующая тема учебника «Жизнь луга»
_______
Гербарий UW Rocky Mountain запускает образовательную инициативу K-12 | Новости
10 мая 2022 г.
Волонтер Мэдисон Дейл из Ларами показывает миллионный образец растения — кисть из индейцев Вайоминга, установленную в гербарии Университета Вашингтона в Скалистых горах в 2020 году. Уроки, основанные на феноменах, с использованием мировых ресурсов -классный гербарий теперь доступен преподавателям и учащимся K-12 в Вайоминге. (UW Photo)
Гербарий Скалистых гор в Университете Вайоминга уже давно принимает студентов всех возрастов в своих священных залах. Теперь руководители гербария работают над тем, чтобы сделать его доступным для учителей и студентов в классах по всему штату, которые не могут приехать в главный кампус UW.
Мэтт Биск, аспирант из Маунт-Лорела, штат Нью-Джерси, в Учебном центре науки и математики Университета Вашингтона и аспирант Института биоразнообразия Университета Вашингтона, создал уроки, основанные на явлениях, с использованием ресурсов Гербария Скалистых гор. Явные связи с научными стандартами штата Вайоминг предусмотрены для всех уровней обучения; однако большинство уроков могут быть наиболее подходящими для учащихся старших классов начальной и средней школы. Обучение на основе явлений требует, чтобы учащиеся исследовали и объяснили наблюдаемое явление.
В одном из новых уроков учащимся предлагается ответить на вопрос: «Почему читграсс так широко распространился в Вайоминге с начала 1900-х годов?» Используя изображения выбранных экземпляров, они могут сравнить черты и адаптации читграсса с другими видами Вайоминга. Карты распространения читграсса, основанные на данных об образцах гербария, датируемых 1900 годом, показывают распространение вида по Вайомингу с течением времени, что позволяет учащимся устанавливать связи с конкретной средой, поведением людей и их собственными сообществами.
Предоставляются ресурсы и предложения по урокам, чтобы учащиеся могли продолжать свои исследования в различных направлениях, включая информацию и материалы для учащихся и учителей, чтобы они могли начать изучать и документировать разнообразие растений в своих сообществах, создавая свой собственный гербарий.
В дополнение к онлайн-ресурсам преподаватели могут запросить во временное пользование набор, который включает в себя материалы для поддержки деятельности учащихся, такие как полноразмерные распечатки образцов, книги, семена местной травы и даже пресс для растений. Интернет-ресурсы и форму запроса комплекта можно найти по адресу www.rockymountainherbarium.org/index.php/education.
Гербарий Скалистых гор долгое время был лидером в оцифровке образцов, а его база данных и изображения ежедневно используются исследователями по всему миру. Однако до сих пор эти ресурсы не были легко доступны для учащихся и преподавателей K-12.
«Я очень рад видеть, что гербарий расширил свою аудиторию, включив в нее больше молодых людей и преподавателей», — говорит Дэвид Танк, профессор ботаники из Университета Вашингтона и директор гербария Скалистых гор. «Гербарий содержит самую большую коллекцию растений Скалистых гор в мире, и мы хотим, чтобы студенты и преподаватели знали, что она здесь, и имели доступ к этой сокровищнице информации и данных».
Работа Гербария Скалистых гор с аспирантами, такими как Биск, позволила официально разработать эти образовательные ресурсы.
«По мере того, как мы продвигаем гербарий вперед, мы планируем продолжать это партнерство, чтобы создавать больше материалов на основе исследований, проводимых в гербарии, и я очень рад открывающимся возможностям. По мере того, как они начнут использоваться в классах по всему штату, будет очень здорово получить отзывы и мнения учителей, чтобы мы могли сделать будущие уроки максимально полезными для них», — говорит Танк. «Сегодняшние студенты завтра станут хранителями нашего биоразнообразия, а знание флоры штата сделает их лучшими хранителями. Я не могу придумать более важных применений коллекций Гербария Скалистых гор».
Миссия и видение Гербария Скалистых гор заключаются в обнаружении и распространении ботанических знаний, уделяя особое внимание идентификации, таксономии и распространению таксонов растений и грибов, присутствующих в районе Скалистых гор; а также повысить уровень научных знаний и информировать об управлении биоразнообразием региона, сделав информацию о видах растений Скалистых гор доступной для исследователей, землеустроителей, студентов и заинтересованных граждан.
Университет Луизианы в гербарии Лафайет
Обзор
Гербарий UL Lafayette Herbarium обслуживает национальные и международные ботанические сообщества, а также служит региональным гербарием для Acadiana. Гербарий предоставляет образцы растений для изучения ботаническим учреждениям по всему миру. Гербарий UL Lafayette содержит самые полные записи — в виде реальных образцов растений флоры акадского региона Луизианы.
Гербарий UL Lafayette был основан в начале 1940-х годов и в настоящее время содержит около 124 000 образцов, в том числе около 23 000 образцов мохообразных (преимущественно мхов) и 5 000 образцов преимущественно морских водорослей. Гербарий богат флорой Луизианы, с особым акцентом на флору Acadiana, водно-болотные угодья и прибрежные растения, а также папоротники (папоротники и «союзники папоротников») Луизианы, а также мохообразные южных Соединенных Штатов. Общие запасы мохообразных сосредоточены на мхах прибрежной равнины Мексиканского залива в Соединенных Штатах и Мексике, Вест-Индии и Амазонии, а также включают в себя основные представители семейства мхов Calymperaceae из тропических регионов по всему миру.
Важные коллекции включают коллекции Чарльза М. Аллена (особенно Poaceae), Гарри П. Лэндри, Роберта Дж. Лемера, Алекса Лассейна (особенно Fabaceae), Джона Дж. Линча (болотные растения), Глена Монца (болотные растения), Уильяма D. Reese (особенно мохообразные), John W. Thieret и Karl M. Vincent (особенно Scrophulariaceae).
Постоянная роль гербария UL Lafayette Herbarium
По мере того, как естественные растительные сообщества в Луизиане и Акадиане уменьшаются из-за вторжения и уничтожения в результате развития и береговой эрозии, образцы в гербарии UL Lafayette будут становиться все более ценными как постоянные и легкодоступные записи о Луизиане. Флора. Первоначальная живая флора может быть утеряна навсегда, но образцы флоры, «застывшие во времени» как настоящие экземпляры утраченных растений, навсегда останутся в Гербарии. Бывший обширный и богатый галерейный лес вдоль реки Вермилион, в самом сердце Акадианы, является примером флоры, которая находится в процессе развития. Подобно укреплениям времен Гражданской войны вдоль реки Вермилион в Лафайете, которые были уничтожены коммерческой застройкой, уникальный и когда-то великолепный лес Вермилион-Ривер практически вымер на большей части своей прежней протяженности из-за коммерческой и жилой застройки. Однако, в отличие от окопов Лафайета времен Гражданской войны, от которых не осталось и следа, изображение первоначального леса Вермилион-Ривер сохранилось в виде образцов растений, взятых из нетронутых участков леса в прошлые годы. Эти экземпляры — свидетельство прошлого — сохранены для будущего в гербарии UL Lafayette Herbarium.
Использование гербария UL Lafayette
В дополнение к своей роли в обучении и исследованиях гербарий UL Lafayette также является ценным ресурсом для всего населения южно-центральной части Луизианы. Он используется персоналом, например, таких агентств, как Программа природного наследия Луизианы, Парки Луизианы, Охрана природы, Департамент дикой природы и рыболовства Луизианы и Национальный исследовательский центр водно-болотных угодий. Помимо использования агентствами, частные консультанты по окружающей среде и коммерческие организации поддержки сельского хозяйства используют гербарий, например, для идентификации водно-болотных угодий и сельскохозяйственных сорняков. Граждане Acadiana также используют гербарий UL Lafayette Herbarium для выявления интересующих растений, например, растений, используемых селекционерами.
Чтобы получить дополнительную информацию о LAF или договориться о времени посещения коллекции, обращайтесь:
Доктор Эрин Сигель
Директор Гербария LAF
Эл. , Марии бул.
Billeaud Hall, Room 108
Lafayette, LA 70503
Публикации
Книги
Папоротники Луизианы и союзники папоротников. Джон В. Тире, 1980. Музей естественной истории Лафайета. ви + 124 страницы.
Мхи Южного залива, от Рио-Гранде до Апалачиколы. Уильям Д. Риз, 19 лет84. Издательство Университета штата Луизиана, Батон-Руж. xvi + 252 страницы.
Акадиана Флора. Местные и натурализованные древесные растения южно-центральной части Луизианы. Уильям Дин Риз и Гарри П. Лэндри, 1992 г. Центр исследований Луизианы, Университет Юго-Западной Луизианы, Лафайет. xxvi + 126 страниц.
Травы Луизианы. Чарльз М. Аллен, 1985 г. Университет Юго-Западной Луизианы, Лафайет.
Травы Луизианы, второе издание. Чарльз М. Аллен, 1992. Общество сохранения среды обитания прерий Каджун, PO. Box 172, Eunice, LA 70535. IV + 320 страниц.
Flora Neotropica Монография 58: Calymperaceae. Уильям Д. Риз, 1993. Ботанический сад Нью-Йорка. 102 страницы.
Тезисы и избранные публикации
Ботаническое исследование пяти островов Луизианы. Уильям Д. Риз и Джон В. Тиерет, 1966. Castanea 31: 251–277.
Местный однолетник Perietaria (Urticaceae) на сопредельной территории США и Канады. Parietaria (Urticaceae) с территории, граничащей с США и Канадой. Билли Д. Хинтон, 19 лет68. (Магистерская диссертация)
Исследование мхов на возвышенностях округа Вест-Фелициана, штат Луизиана. Эндрю В. Вестлинг, III, 1970. (магистерская диссертация)
Контрольный список сосудистой флоры Луизианы. Часть I. Папоротники и союзники папоротников,
Голосеменные и однодольные растения. John W. Thieret, 1972. Lafayette
Технический бюллетень Музея естественной истории 2. ii + 48 страниц.
Водные и болотные растения Луизианы: контрольный список. John W. Thieret, 1972.
Журнал Луизианского общества садоводческих исследований 13(1): 1-45.
Флористическое и экологическое исследование Hepaticae и Anthocerotae округов Флориды, Луизиана. Уэйн Р. Герке, 1972 г. (докторская диссертация)
Бобовые культуры Луизианы. Алекс Лассен, 1973 г. (магистерская диссертация)
Пересмотр рода мхов Cryphaea (Cryphaeaceae) в Северной Америке к северу от Мексики. Монте Г. Мануэль, 1972. (магистерская диссертация)
Rhynchosporae и Scleriae Луизианы. Джон О. Джойс, 1974 г. (докторская диссертация)
Травы Луизианы. Чарльз М. Аллен, 19 лет75. (Кандидатская диссертация)
Анатомическое исследование гаметофита отдельных видов Syrrhopodon (Musci). Алан Дж. Нойманн, 1977. (магистерская диссертация)
Распространение и эволюционное значение хлорофилловых и нехлорофилловых спор в Musci. Марта Л. Марин, 1981 г. (докторская диссертация)
Scrophulariaceae из Луизианы. Карл М. Винсент, 1982. (магистерская диссертация)
Печенки третичных нагорий Луизианы — флористическое исследование. Дебра А. Уотерс, 1986. (магистерская работа)
Защитные структуры рода Pinus: гетерохронные изменения в онтогенезе коры и их эволюционное значение. Дин К. Адамс, 1994 г. (докторская диссертация)
Некоторые недавние публикации из LAF
Zamiaceae. Гарри П. Лэндри, 1993. Страницы 347–349 во «Флоре Северной Америки к северу от Мексики», Vol. 2. Нью-Йорк, Оксфорд.
Пальма сабала натурализована в западной Луизиане. G.P.Landry и W.D.Reese, 1996. Принципы 40(4): 177-178.
Alopecurus myosuroides и Sclerochloa dura (Poaceae), новые для Луизианы. Дж. К. Сайчук, К. М. Аллен и В. Д. Риз, 2000. Сида 19.