что это такое простыми словами, что значит закрыть, техники и терапии
https://radiosputnik.ria.ru/20221209/geshtalt-1835847574.html
Здоровый образ мысли: что такое гештальт и зачем его закрывать
Гештальт: что это такое простыми словами, что значит закрыть, техники и терапии
Здоровый образ мысли: что такое гештальт и зачем его закрывать
Радио Sputnik, 09.12.2022
2022-12-09T07:00
2022-12-09T07:00
2022-12-09T07:00
австрия
психология
подкасты – радио sputnik
общество – радио sputnik
психолог
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/0c/15/1764726078_0:49:3067:1774_1920x0_80_0_0_6c14c829a4a3a25b9f46df8e238c6abc.jpg
Осторожно, гештальт закрывается!
Что такое гештальт? Почему все его пытаются закрыть? А можно научиться его не открывать? К каким проблемам могут привести незавершенные гештальты? Как гештальт-терапия решает психологические проблемы и чем она отличается от психоанализа? Ответы на эти и другие вопросы — в эфире радио Sputnik.
audio/mpeg
Как используют гештальты против нас. Продолжение
Гештальт-психология на службе корпораций. Создавая медиаобразы, производители и продавцы тонко играют на особенностях человеческой натуры. «Купи модный гаджет, о котором ты давно мечтал», — доносится порой из телеэкранов. Как маркетологи грамотно навязывают нам товары, используя наши слабости? Кто и как использует гештальты — обсуждаем в эфире радио Sputnik. Гость: Ирина Смолярчук, директор антикризисного психологического центра, гештальт-терапевт, психоаналитик.
audio/mpeg
Психолог: мода или потребность?
Как выбрать специалиста и нужен ли он? Чем опасны советы психологов из соцсетей? Идти на прием или «наступать на грабли»: что выбрать? Зачем психологу нужен свой врач? Правда ли, что психолог только для богатых? Об этом и многом другом в новом выпуске подкаста «Служебный вход».
audio/mpeg
Выражение «закрыть гештальт» стало психологическим мемом – оно широко используется, но объяснить, что это такое простыми словами, мало кто может. Что же значит гештальт, как он работает при терапии и какие в ней используются подходы и техники?ГештальтТот гештальт, о котором сегодня все говорят – из мира психотерапии, где уже примерно лет 70 развивается соответствующее направление. Туда термин проник из гештальтпсихологии, которая появилась в начале прошлого века, но сейчас как самостоятельное направление практически прекратило существование. Гештальт-терапия вобрала в себя ключевые идеи гештальтпсихологии, но к ним далеко не сводится – в этом методе работы с душевными проблемами еще много чего. Но главное – да, гештальт, который требует закрытия.Что это простыми словамиГештальт – это некое событие, процесс, связанный с той или иной потребностью. Процесс когда-то не был завершен, потребность не была удовлетворена. В лучшем случае человек про нее забыл, либо психика благополучно вытеснила ее в подсознание.
https://radiosputnik.ria.ru/20221118/roditeli-1832543670.html
https://radiosputnik.ria.ru/20221119/altruizm-1830566813.html
австрия
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://radiosputnik.ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21. img.ria.ru/images/07e5/0c/15/1764726078_0:0:2729:2047_1920x0_80_0_0_8c557d6f34aae6345a7be6898c8b23f4.jpg1920
1920
true
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Радио Sputnik
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
австрия, психология, подкасты – радио sputnik, общество – радио sputnik, психолог
Австрия, Психология, Подкасты – Радио Sputnik, Общество – Радио Sputnik, психолог
Оглавление- Гештальт
- Что это простыми словами
- История
- Откуда берутся гештальты
- Как закрыть гештальт
- Шаг первый. Осознать
- Шаг второй. Проиграть
- Шаг третий. Разрешить
- Шаг четвертый. Посмотреть страхам в лицо
- Шаг пятый. Взять ответственность
- Незавершенные гештальты
- Чем опасны незакрытые гештальты
- Как найти и понять свое предназначение
- Гештальт-терапия
- Советы психологов
Выражение «закрыть гештальт» стало психологическим мемом – оно широко используется, но объяснить, что это такое простыми словами, мало кто может. Что же значит гештальт, как он работает при терапии и какие в ней используются подходы и техники?
Психолог назвал «запретные» для родителей фразы18 ноября 2022, 16:42
Гештальт
Тот гештальт, о котором сегодня все говорят – из мира психотерапии, где уже примерно лет 70 развивается соответствующее направление. Туда термин проник из гештальтпсихологии, которая появилась в начале прошлого века, но сейчас как самостоятельное направление практически прекратило существование. Гештальт-терапия вобрала в себя ключевые идеи гештальтпсихологии, но к ним далеко не сводится – в этом методе работы с душевными проблемами еще много чего. Но главное – да, гештальт, который требует закрытия.
Что это простыми словами
Гештальт – это некое событие, процесс, связанный с той или иной потребностью. Процесс когда-то не был завершен, потребность не была удовлетворена. В лучшем случае человек про нее забыл, либо психика благополучно вытеснила ее в подсознание. В худшем – она постоянно напоминает о себе – осознанно или неосознанно, тем самым отвлекая от других процессов, как бы перетягивая от них психические силы, не дает покоя и даже влияет на поведение человека, его установки и поступки. При этом индивид может даже не догадываться, что именно им движет в том или ином случае.
Вот какие примеры приводятся для того, чтобы проиллюстрировать понятие гештальта в психотерапии.
Открытый гештальт – желание одного человека завязать романтические отношения с другим. Если все идет удачно, и люди сближаются – гештальт закрывается. Если нет – остается незавершенным. Так может происходить в том числе из-за того, что один человек неосознанно отталкивает другого – под влиянием опять-таки других незакрытых гештальтов, доставшихся от предыдущих неудачных отношений.
Или, допустим, взрослому человеку не удалось добиться какой-то своей цели – получить ту или иную престижную профессию, например. И он неосознанно старается сделать так, чтобы ее получил уже его ребенок, хотя у того могут быть совсем другие интересы, склонности и таланты. Вместо того, чтобы развивать их, незакрытый гештальт толкает к навязыванию того пути, который не был пройден родителем.
Или пережитая в детстве обида может во взрослой жизни отравлять отношения с родителями.
История
Началось все с исследования механизмов восприятия. Само слово ввел в обиход в конце XIX столетия психолог и мыслитель из Австрии Христиан фон Эренфельс, который в своей статье Über Gestaltqualitäten («О качествах формы») высказал мысль о том, что человек, получая информацию об окружающем мире через органы чувств, дорабатывает ее в своем сознании. А также употребил слово гештальт в значении «целостный образ».
Ученик фон Эренфельса Макс Вертхаймер в 1912 году описал эксперимент, при котором две вспышки света, произошедшие в разных местах в разное время, воспринимались как один источник. То есть сознание как бы додумало то, чего в реальности не было, и родило целостный образ, пусть и на основе обмана зрения. И образ этот появился именно целостным, а не просто как сумма своих частей. Именно это целое и стали называть словом «гештальт».
Способность сознания продуцировать такие гештальты для решения разных жизненных задач подтвердил другой отец-основатель этого направления психологии – Вольфганг Келер, который подметил, что обезьяны, когда им нужно достать приманку при помощи какого-то орудия, действуют не хаотично методом проб и ошибок, а сначала думая над ситуацией, находя ее решение у себя в голове. Тогда как ранее считалось, что такие задачи решаются на основе прошлого удачного опыта, получившего подкрепление. Был сделан вывод о том, что ситуация конфликта между тем, что имеется, и тем, чего хочется достичь, создает этот самый гештальт – целостную конфигурацию, которую нужно реализовать так, чтобы потребность была удовлетворена.
С потребностями и конфликтами, которые возникают, если эти потребности остаются неудовлетворенными, работал Курт Левин. Он показал, что прерванное действие создает условия для напряжения системы – читай личности, которая не может долго находиться в таком состоянии, так как психика стремится к состоянию покоя.
Кроме того, был открыт «эффект Зейгарник» – по имени советского патопсихолога Блюмы Зейгарник, когда незавершенные процессы лучше запоминаются. А также «эффект Овсянкиной» – по имени исследовательницы русского происхождения Марии Овсянкиной, когда индивид склонен возобновлять прерванное действие. Эта же ученая сотоварищи показали, что как бы завершить прерванное действие – закрыть гештальт, а значит и снять напряжение от неудовлетворенной потребности, помогает не только доведение этого действия до конца в прямом смысле, но и символические способы и даже фантазии.
© РИА Новости / РИА Новости | Перейти в медиабанкПрофессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Блюма Вульфовна Зейгарник. Репродукция.
© РИА Новости / РИА Новости
Перейти в медиабанк
Профессор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Блюма Вульфовна Зейгарник. Репродукция.
Это и легло в основу гештальт-терапии, которую с 40-х годов прошлого века развивал Фредерик Перлз и его коллеги. Сейчас это набор практик, в том числе моделирующих различные ситуации, в ходе которых гештальты пусть символически, но тоже закрываются, снимая напряжение психики.
Откуда берутся гештальты
Из сознания, которое создает желаемый образ, связанный с удовлетворением той или иной потребности.
Интересно, что уже тогда, когда гештальтпсихология перестала существовать как самостоятельное направление, влившись в социальную и когнитивную психологию, выводы ее подтвердились при помощи исследований мозга. Так, в начале 2000-х было открыто предсказательное кодирование – когда мозг, получая данные извне как бы предсказывает развитие событий, и, в первую очередь, тут принимается во внимание имеющийся опыт (образы – гештальты), который потом сопоставляется с новыми данными. Происходит это путем передачи сигналов низшим нейронам от высших и сравнением с информацией, поступающей от органов чувств. Если есть совпадение – происходит подкрепление в виде выделения дофамина – гормона удовольствия.
Так что все в конце концов идет от нейронов.
Как закрыть гештальт
Сколько психологов – столько мнений. Считается, что если проблема с незакрытым гештальтом не слишком серьезная, то человек в состоянии сам с ней разобраться. В общих чертах, нужно понять суть проблемы – откуда она взялась, из какого события проистекает, а потом – завершить процесс в реальной жизни или символически – в зависимости от ситуации.
Шаг первый. Осознать
Тут надо выявить проблемные сферы жизни и понять, какие эмоции появляются по этому поводу.
Шаг второй. Проиграть
Рекомендуется описать ситуацию, вызывающую сложные чувства, на бумаге или наговорить на диктофон. Отложить запись на сутки и прочитать/прослушать еще раз. Делать так до тех пор, пока негатив не исчезнет.
Шаг третий. Разрешить
Начать исполнять свои детские желания.
Шаг четвертый. Посмотреть страхам в лицо
Тут надо выражать свои эмоции воображаемому собеседнику, с которым связан негатив. Или написать про него рассказ, нарисовать картину. А потом – подумать о том, как попрощаться с неприятным субъектом, может быть, простив его или даже поблагодарив за хорошее, что было в отношениях.
Шаг пятый. Взять ответственность
Есть такой совет: нужно признать свою ответственность за собственные поступки, осознать, что они являются следствием выбора индивида. А перед принятием решений «не убегать» мыслями в прошлое или будущее, а быть «здесь и сейчас».
Незавершенные гештальты
Несбывшиеся желания, прошлые обиды, подавленные эмоции, недостаток любви в детстве, отношения, прекратившиеся без «расстановки точек», или же вовсе несостоявшиеся по разным причинам, даже покупка, которую пока не получается совершить.
© Fotolia / soupstockРасстроенный ребенок в пустом школьном коридоре
© Fotolia / soupstock
Расстроенный ребенок в пустом школьном коридоре
Чем опасны незакрытые гештальты
Незакрытые гештальты оставляют напряжение в психике и даже в теле, вытягивают силы, мешают жить дальше, развиваться, препятствуют установлению новых отношений с окружающими, портят существующие отношения с близкими, вызывают ситуации, когда одни и те же действия неосознанно повторяются – как бы на автомате, приводят к апатии, повышают уровень тревожности, могут вызывать проблемы с вниманием, сном, приводить к неврозам.
Как найти и понять свое предназначение
По словарному определению, предназначение – это «то, что предопределено, предначертано кому-нибудь, роль, выпавшая на чью-нибудь долю, судьба».
Нужно жить, получая удовольствие от процесса и всего того, что вам доставляет радость, но при этом не мешает жить другим. Еще Фрейд постулировал принцип удовольствия, как движущую силу психики. Впрочем, с ним согласны не все. У других мыслителей это жажда власти, например, или преодоление комплекса неполноценности. В любом случае – абстрактные понятия, существующие только в воображении.
Вопросом того, что является движущей силой поведения, задается и гуманистическая психология, в русле которой развивались гештальтпсихология и гештальт-терапия. Для гуманистических психологов главное – самоактуализация – стремление к наиболее полному выявлению и развитию своих способностей. То, что называется «прожить хорошую жизнь». Гуманист Карл Роджерс считал, что смысл жизни определяет каждый сам для себя.
Особое внимание проблеме уделял такой выдающийся психолог и философ как Виктор Франкл – изобретатель логотерапии, как раз основанной на поиске смысла существования. Этот ученый считал, что стремление к смыслу – это фундаментальная мотивационная сила, и если с ней возникают сложности, то наступает апатия. Мыслитель определил три пути для того, чтобы наполнить существование смыслом. Это творчество или труд на благо обществу, переживание любви или чувств, которые дают природа или искусство, или поиск смысла в той доле, которая выпала человеку, в том числе в страданиях.
Сам Франкл, кстати, почти три года провел в нацистских концлагерях, где организовал службу психологической поддержки узников, помогал предотвращать самоубийства среди тех, кто в заточении потерял волю к жизни. После того, как его освободили, он возглавил неврологическую клинику, стал доктором философии и профессором, издал книгу, которую писал в лагерях «Сказать жизни «Да!»: Психолог в концлагере», которая разошлась общим тиражом более 10 миллионов экземпляров.
Гештальт-терапия
Логотерапия Франкла, кстати, – одна из составляющих гештальт-терапии. Она вобрала в себя многое не только от собственно гештальтпсихологии, но и, например, от психоанализа, психодрамы (групповая терапия) и даже кое-что от восточных практик.
Метод работы – диалог с терапевтом, который не руководит процессом, а как бы на равных в нем участвует. Например, допускаются личностные проявления специалиста, если это не вредит клиенту, а вот своих оценок психолог не дает. Также проводятся так называемые эксперименты и упражнения, при которых моделируются разные ситуации. Во время таких занятий отслеживается реакция индивида. В процессе человек осознает свои личностные черты (эмоции, потребности, мысли, качества) и либо принимает их, либо нейтрализует. Тем самым восстанавливается «целостность» личности. Кроме того, внимание уделяется и ее независимости – чтобы человек учился реализовывать собственные потребности, а не запросы других людей. В конце концов происходит закрытие гештальта – символическое или в реальном мире.
Чаще всего в качестве примера приводится метод «пустого стула» – когда человек говорит как бы с самим собой или с другой персоной, которой в реальности на сеансе нет.
Гештальт-терапию используют при невротических, депрессивных состояниях, психосоматических расстройствах, решении проблем из таких сфер как отношения, самооценка, самореализация. Гештальт-терапевты помогают пережить горе, разрешить конфликты с близкими, налаживают отношения родителей и детей, партнеров и супругов.
Считается, что этот вид решения психологических проблем – более быстрый, чем тот же психоанализ. Хотя иногда терапия может растягиваться на годы.
Советы психологов
Трезво смотрите на вещи и ставьте себе реалистичные цели. Извиняйтесь, если чувствуете, что неправы – в реальном мире или в ходе психологических экспериментов. Умейте прощать сами.
Не себе, а людям: альтруизм и его разновидности19 ноября 2022, 07:00
Коротко и по делу. Только отборные цитаты в нашем Телеграм-канале.
Что такое гештальт, или Почему официант сразу забывает выполненный заказ — T&P
«Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых выражений, которые зачастую используются в разговорной речи в абсолютно неправильном значении. В очередном выпуске рубрики — в чем секрет картин Ренуара и почему мы понимаем слово, даже если в нем поменять местами почти все буквы.
«Тебе просто надо закрыть гештальт» — такой совет можно услышать от доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт, и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.
В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.
Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее»
Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».
Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии — благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место— если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд).
Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой — Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент — но только с текстом — сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.
Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура — это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон — все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц — смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.
Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление— гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности — если представить, что реальность, в которой мы существуем — это фон, а различные объекты или процессы — это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое.
По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.
Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.
Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.
Понятие просочилось и в поп-культуру: в мультсериале «Трансформеры» Гештальтом зовут сложносочиненного робота, состоящего из нескольких роботов меньшего размера. Название было придумано поклонниками сериала, но потом стало официальным — возможно, потому что робот действительно оказался наглядной иллюстрацией сложного термина.
Как говорить
Неправильно: «Эта неожиданная научная теория разрушает гештальты». Правильно — «разрушает шаблоны».
Правильно: «Варя в детстве хотела быть врачом, но не получилось. Незавершенный гештальт заставил ее отправить сына на медицинский факультет»
Правильно: «Этот художник играет с оптическими иллюзиями и гештальтами»
Дарья Варламова, Антон Зайниев
Издательство Альпина Диджитал, 2016
Дарья Варламова, Елена Фоер
Издательство Альпина Диджитал, 2018
Читайте нас в Facebook, VK, Twitter, Instagram, Telegram (@tandp_ru) и Яндекс.Дзен.
Варламова Дарья
Теги
#Гештальт
#словарный запас
- 1 544 552
Моральная психология | Определение, объем и темы
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Этот день в истории
- Викторины
- Подкасты
- Словарь
- Биографии
- Резюме
- Популярные вопросы
- Инфографика
- Демистификация
- Списки
- #WTFact
- Товарищи
- Галереи изображений
- Прожектор
- Форум
- Один хороший факт
- Развлечения и поп-культура
- География и путешествия
- Здоровье и медицина
- Образ жизни и социальные вопросы
- Литература
- Философия и религия
- Политика, право и правительство
- Наука
- Спорт и отдых
- Технология
- Изобразительное искусство
- Всемирная история
- Britannica объясняет
В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы. - Britannica Classics
Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica. - Demystified Videos
В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы. - #WTFact Видео
В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти. - На этот раз в истории
В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
- Студенческий портал
Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д. - Портал COVID-19
Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня. - 100 женщин
Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю. - Спасение Земли
Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать! - SpaceNext50
Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!
Содержание
- Введение
Краткие факты
- Связанный контент
Что такое гештальт-психология? Определение, принципы и примеры
- Гештальт-психология — это школа мысли, которая стремится понять, как человеческий мозг воспринимает опыт. Он предполагает, что структуры, воспринимаемые как единое целое, обладают специфическими свойствами, отличными от суммы их отдельных частей.
- Например, при чтении текста человек воспринимает каждое слово и предложение в целом со смыслом, а не видит отдельные буквы; и хотя каждая буквенная форма представляет собой независимую индивидуальную единицу, большее значение текста зависит от расположения букв в определенной конфигурации.
- Гештальт вырос из области психологии в начале 19 века. Австрийские и немецкие психологи начали исследовать склонность человеческого разума пытаться осмыслить окружающий мир посредством автоматических группировок и ассоциаций.
- Гештальт-принципы, или законы восприятия, объясняют, как действует это поведение «поиска паттернов». Они предлагают мощную основу для понимания человеческого восприятия, и в то же время их легко усвоить и реализовать.
- По этой причине законы гештальта нравятся не только психологам, но и художникам, педагогам и коммуникаторам.
Содержание
Что означает гештальт?
В произвольном переводе немецкое слово «гештальт» (произносится как «ге-штальт») означает «конфигурация» или «структура». Это указывает на то, как отдельные компоненты структурируются нашим восприятием как психическое целое (Wulf, 1996). Эта структура дает научное объяснение тому, почему изменения в пространстве, организации и времени могут радикально изменить способ получения и усвоения информации.
Как сформировался гештальт-подход?
Два основных философских влияния гештальта — это кантианская эпистемология и феноменологический метод Гуссерля.
И Кант, и Гуссерль стремились понять человеческое сознание и восприятие мира, утверждая, что эти психические процессы не полностью опосредованы рациональным мышлением (Хорхе, 2010).
Точно так же гештальт-исследователи Вертхаймер, Коффка и Колер заметили, что человеческий мозг имеет тенденцию автоматически организовывать и интерпретировать визуальные данные посредством группировки.
Они предположили, что из-за этих «умственных сокращений» восприятие целого отличается от суммы отдельных элементов.
Эта идея о том, что целое отличается от суммы своих частей — центральный принцип гештальт-психологии — бросила вызов господствовавшей тогда теории структурализма.
Эта школа мысли утверждала, что психические процессы следует разбивать на основные компоненты, чтобы сосредоточиться на них по отдельности.
Структуралисты считали, что сложное восприятие можно понять, идентифицируя вызываемые им примитивные ощущения, такие как точки, образующие квадрат, или отдельные ноты в мелодии.
Гештальт, с другой стороны, предлагает противоположный путь. Утверждается, что целое схватывается еще до того, как мозг воспринимает отдельные части — например, когда, глядя на фотографию, мы видим изображение лица, а не носа, два глаза и форму подбородка.
Поэтому, чтобы понять субъективную природу человеческого восприятия, мы должны выйти за пределы конкретных частей, чтобы сосредоточиться на целом.
Гештальт-психологи
Макс Вертхаймер
Первой статьей гештальт-психологии была статья Макса Вертхаймера Experimental Studies of the Perception of Movement , опубликованное в 1912 году. Вертхаймер, тогда работавший в Институте психологии во Франкфурте-на-Майне, описал в этой статье визуальную иллюзию, называемую кажущимся движением.
Кажущееся движение — это восприятие движения, возникающее в результате просмотра быстрой последовательности статических изображений, как это происходит в фильмах или книжках-раскладушках.
Вертгеймер понял, что восприятие целого (группы фигур в последовательности) радикально отличается от восприятия ее компонентов (каждого статического изображения).
Вольфганг Келер
Вольфганг Келер особенно интересовался физикой и естественными науками. Он ввел понятие психофизического изоморфизма, утверждая, что на то, как воспринимается стимул, влияет общее состояние мозга при его восприятии (Shelvock, 2016).
Он считал, что органические процессы имеют тенденцию развиваться к состоянию равновесия — подобно мыльным пузырям, которые начинаются в различных формах, но всегда имеют тенденцию превращаться в совершенные сферы, потому что это их минимальное энергетическое состояние.
Точно так же человеческий мозг будет «сходиться» к минимальному энергетическому состоянию посредством процесса упрощения восприятия — механизма, который он назвал Прагнанцем (Rock & Palmer, 1990).
Курт Коффка
Коффка способствовал расширению гештальт-приложений за пределы визуального восприятия. В своей основной статье Принципы гештальт-психологии (1935) он подробно описал применение гештальт-законов к таким темам, как двигательные действия, обучение и память, личность и общество.
Он также сыграл ключевую роль в распространении гештальт-теории в Соединенных Штатах, куда он эмигрировал после подъема нацизма в Германии.
Гештальт-законы организации восприятия
Принципы гештальта, или законы восприятия, были формализованы Вертгеймером в договоре, опубликованном в 1923 году, и далее развиты Кёлером, Коффкой и Мецгером.
Принципы основаны на природной склонности человека находить порядок в беспорядке – процесс, происходящий в мозгу, а не в органах чувств, таких как глаза. Согласно Вертгеймеру, разум «осмысливает» стимулы, уловленные глазами, следуя предсказуемому набору принципов.
Мозг применяет эти принципы таким образом, что позволяет людям воспринимать однородные формы, а не просто наборы несвязанных образов.
Хотя эти принципы действуют предсказуемым образом, на самом деле они представляют собой ментальные ярлыки для интерпретации информации. Как ярлыки, они иногда допускают ошибки — и поэтому могут привести к неправильному восприятию.
Прегнанц
- Закон Прегнанца также называют «законом простоты» или «законом хорошей фигуры». В нем говорится, что при столкновении с набором неоднозначных или сложных объектов человеческий мозг стремится сделать их как можно более простыми.
- «Хорошая фигура» — это объект или изображение, которое легко воспринимается как единое целое.
- Хорошим примером этого процесса является наше восприятие олимпийского логотипа. Мы склонны видеть перекрывающиеся круги (более простая версия), а не серию изогнутых соединенных линий (Dresp-Langley, 2015).
Сходство
- Этот закон предполагает, что мы склонны группировать формы, объекты или элементы дизайна, которые имеют некоторое сходство — будь то с точки зрения цвета, формы, ориентации, текстуры или размера.
Близость
- Закон близости гласит, что формы, объекты или элементы дизайна, расположенные рядом друг с другом, обычно воспринимаются как группа.
- И наоборот, случайно расположенные предметы обычно воспринимаются как изолированные.
- Этот принцип можно применять для привлечения внимания к ключевым элементам дизайна: чем ближе визуальные элементы друг к другу, тем больше вероятность того, что они будут восприниматься как связанные друг с другом, а слишком большое пустое пространство между элементами служит для изолировать их друг от друга.
Общая область
- Этот закон предполагает, что элементы, расположенные в одной и той же закрытой области, например внутри круга или формы, обычно воспринимаются как принадлежащие к одной и той же группе.
- Эти четко очерченные границы между внутренней и внешней частью формы создают более сильную связь между элементами и даже могут пересилить закон Близости или Сходства.
Непрерывность
- Этот закон утверждает, что формы, объекты или элементы дизайна, которые расположены таким образом, что линии, кривые или плоскости будут восприниматься как таковые, а не как отдельные элементы.
- Мы перцептивно группируем элементы вместе, чтобы сформировать непрерывное изображение.
Закрытие
- Этот закон предполагает, что человеческий мозг имеет естественную тенденцию визуально закрывать пробелы в формах, особенно при идентификации знакомых образов.
- Когда информации не хватает, наше внимание переключается на то, что есть, и автоматически «заполняет» недостающие части знакомыми линиями, цветами или узорами.
- После того, как форма определена, даже если вводятся дополнительные пробелы, мы по-прежнему склонны визуально завершать форму, чтобы сделать ее стабильной.
- Культовый логотип IBM является одним из примеров прикладного закрытия: синие горизонтальные линии расположены в три стопки, которые мы «замыкаем», чтобы сформировать буквы (Graham 2008).
Классические принципы гештальта были расширены в различных направлениях. Приведенные выше являются одними из наиболее часто цитируемых, но есть и другие, такие как принцип симметрии (симметричные компоненты имеют тенденцию группироваться вместе) и принцип общей веры (элементы, как правило, воспринимаются как сгруппированные вместе, если они перемещаются вместе). .
Применение гештальта
Гештальт-психология и законы восприятия повлияли на исследования множества дисциплин, включая лингвистику, дизайн, архитектуру и визуальную коммуникацию.
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия была основана Фредериком (Фрицем) и Лаурой Перлз в 1940-х годах. Основное внимание уделяется феноменологическому методу осознания, который отличает восприятие, чувства и действия от их интерпретаций.
Считает, что объяснения и интерпретации менее надежны, чем конкретное – то, что непосредственно воспринимается и ощущается. Это терапия, основанная на диалоге, в котором пациенты и терапевты обсуждают различия во взглядах (Yontef, G, 1993).
Дизайн
Дизайн Профессор и специалист по дизайну Грегг Берриман в своей книге «Заметки о графическом дизайне и визуальной коммуникации » (1979) отметил, что «факторы гештальт-перцепции создают визуальную систему отсчета, которая может предоставить дизайнеру надежная психологическая основа пространственной организации графической информации».
По сути, гештальт обеспечил основу понимания, на основе которой дизайнеры могут принимать решения.
Что сделало теорию гештальта привлекательной для визуальных художников и дизайнеров, так это ее попытка объяснить «поиск паттернов» в человеческом поведении.
Законы гештальта обеспечили научное обоснование композиционной структуры и использовались дизайнерами в середине двадцатого века для объяснения и улучшения визуальной работы.
Они особенно полезны при создании плакатов, журналов, логотипов и рекламных щитов в осмысленном и организованном виде. Совсем недавно они также применялись к дизайну веб-сайтов, пользовательских интерфейсов и цифрового опыта (Graham 2008).
Разработка продукта
Форма продукта, а также другие атрибуты восприятия, такие как цвет и текстура, имеют решающее значение для принятия покупателями решения о покупке.
Законы гештальта были приняты при разработке продуктов в подходах, учитывающих, как целевой клиент будет воспринимать конечный продукт.
Принимая во внимание эти представления, разработчик продукта может лучше понять потенциальные риски, двусмысленность и значение продукта, над которым он или она работает (Cziulik & Santos 2012).
Образование и обучение
В сфере образования гештальт-теория применялась как реакция на бихевиоризм, сводивший опыт к простым рефлексиям типа «стимул-реакция».
Гештальт предполагал, что учащиеся должны воспринимать цель обучения в целом, а затем обнаруживать отношения между частями и целым. Это означало, что учителя должны представить основную структуру урока как организованную и осмысленную структуру, а затем перейти к деталям.
Это поможет учащимся понять связь между содержанием и общей целью урока.
Методологии проблемного обучения также возникли на основе гештальт-принципов.
Когда учащиеся сталкиваются с проблемой в целом, они могут «разобраться» в ней, прежде чем приступить к интроспективному мышлению, чтобы проанализировать связь между элементами и найти независимые решения (Çeliköz et al 2019).
Маркетинг
Гештальт-принципы применяются к дизайну рекламы, упаковки и даже физических магазинов.
Исследователи, изучавшие, как потребители формируют общее впечатление от предметов потребления, обнаружили, что они обычно объединяют визуальную информацию со своей собственной оценкой конкретных характеристик (Zimmer & Golden, 1988).
Более поздние приложения также анализируют, как восприятие потребителей применимо к среде онлайн-покупок. Таким образом, фундаментальные законы гештальта применяются к архитектуре сайта и визуальному воздействию (Demangeot, 2010).
Наследие гештальта
Большинство психологов считают, что гештальт-школа как теоретическая область исследования умерла вместе с ее отцами-основателями в 1940с. Этому снижению могли способствовать две основные причины.
Первая причина — институциональные и личные ограничения: после отъезда из Германии Ветхаймер, Коффка и Келер получили должности, на которых они могли проводить исследования, но не могли готовить докторов наук.
В то же время большинство студентов и исследователей, оставшихся в Германии, расширили сферу своих исследований за пределы гештальт-темы.
Второй причиной упадка гештальт-психологии были эмпирические данные, опровергающие теорию электрического поля Келера, которая стремилась объяснить функционирование мозга.
Нейронаука и когнитивная наука возникли в 1960-х годах как более прочная основа для объяснения функционирования мозга.
Тем не менее, почти все студенты, изучающие психологию, могут найти в своих учебниках хотя бы одну главу, посвященную гештальт-психологии.
Точно так же фундаментальные вопросы о субъективной природе восприятия и осознания по-прежнему решаются в современных научных исследованиях — с привилегиями рассчитывать на передовые методы, которые не были доступны гештальтистам в первой половине XX века (Wagemans et al, 2012).
Ссылки
Берриман, Г. (1979). Заметки о графическом дизайне и визуальной коммуникации. Лос-Альтос. Уильям Кауфманн. Инк., т979.
Чулик, К., и душ Сантуш, Ф.Л. (2011). Подход к определению формальных требований к разработке продукта в соответствии с принципами гештальта. Продукт: Менеджмент и развитие, 9(2), 89-100.
Челикоз, Н., Эрисен, Ю., и Сахин, М. (2019). Когнитивные теории обучения с упором на латентное обучение, теории гештальта и обработки информации. Онлайн-подача, 9(3), 18-33.
Деманжо, К., и Бродерик, А.Дж. (2010). Восприятие потребителями среды онлайн-покупок: гештальт-подход. Психология и маркетинг, 27(2), 117-140.
Дресп-Лэнгли, Б. (2015). Принципы перцептивной группировки: значение для хирургии под визуальным контролем. Frontiers in Psychology, 6, 1565.
Грэм, Л. (2008). Теория гештальта в дизайне интерактивных медиа. Журнал гуманитарных и социальных наук, 2 (1).
Хорхе, MLM. (2010) Implicaciones epistemológicas de la noción de forma en la psicología de la Gestalt. Revista de Historia de la Psicología. об. 31, номер. 4 (декабрь)
О’Коннор, З. (2015). Теории восприятия цвета, контраста и гештальта: влияние на современный дизайн визуальных коммуникаций. Исследование и применение цвета, 40(1), 85-92.
Рок И. и Палмер С. (1990). Наследие гештальт-психологии. Scientific American, 263(6), 84-91.
Шелвок, М. Т. (2016). Теория гештальта и микширование аудио. Инновации в музыке II, 1-14.