Гиперактивный ребёнок, какой он…?
Что же такое гиперактивность, и как мы, взрослые, должны скорректировать свое поведение, чтобы помочь гиперактивному ребенку?
Под гиперактивностью принять понимать чересчур беспокойную физическую и умственную активность у детей, когда возбуждение преобладает над торможением. Признаки гиперактивности проявляются у ребенка уже в раннем возрасте. В дальнейшем его эмоциональная неустойчивость часто приводят к конфликтам в семье и детском саду.
Очень многие резвые, шустрые дети, на которых взрослые спешат навесить ярлык гиперактивности, вполне управляемы. Хотя и требуют определенного подхода. Как же отличить просто активного ребенка от гиперактивного? И неуправляемого — от своевольного?
Кратко я бы ответила так: гиперактивный ребенок искренне хотел бы сдержаться, но не может. В его поведении нет злонамеренности. Он собой действительно не владеет. Им владеют. Владеют противоречивые желания, неосознанные влечения, хаос, тревога, страх, агрессия. То есть при всей своей внешней активности внутренне он совершенно пассивен. Куда его понесет — туда он и понесется.
Конечно, каждый ребенок может войти в раж и на какое-то время стать неуправляемым, но для гиперактивного ребенка это не редкие эпизоды, а привычное состояние.
Своевольные дети вполне могут сдерживаться, но не считают это нужным. При незнакомых людях они обычно ведут себя гораздо спокойнее, чем с домашними. Получив решительный отпор, строптивцы быстро «входят в разум».
Гиперактивные же дети, наоборот, на людях ведут себя хуже, чем дома, поскольку контакты с чужими действуют на них растормаживающее. В отличие от своевольных детей, мастерски умеющих манипулировать родными, неуправляемый ребенок не преследует цели повыкаблучиваться и добиться-таки своего. Строптивец НЕ ВЕРИТ в то, что его плохое поведение может повлечь за собой какие-то неприятные последствия. Гиперактивный ребенок этого НЕ ПОНИМАЕТ. Он часто совершает какие-то опасные поступки, но делает это из-за своей неспособности прогнозировать, то что будет дальше, а не потому что ищет приключений или хочет пощекотать кому-то нервы.
Очень четко выявляется разница между действительно неуправляемыми и своевольными детьми на психокоррекционных занятиях. Своевольный ребенок не желает показывать себя с плохой стороны (скажем, отказывается разыграть сценку, как у него испортилось настроение, поскольку тогда придется продемонстрировать свои капризы). Он прекрасно понимает, что поступает нехорошо, и ему стыдно. В лучшем случае можно уговорить его разыграть подобную историю не про себя, а про какого-то другого мальчика или девочку. Или про зверька.
Гиперактивный же ребенок не даст отрицательной реакции на такое задание, а с удовольствием зайдет за ширму. Через минуту он, правда, может выбежать оттуда, но не из чувства стыда. Просто его понесло дальше. У такого ребенка снижена самокритика. Складывается впечатление, что он не отдает себе отчета в своих поступках, не может остановиться, быстро теряет сюжетную нить.
Двигательная расторможенность сочетается у гиперактивного ребенка с пониженным вниманием. Оно хаотично переключается с одного предмета на другой, которые случайно оказываются в поле его зрения. Он хватается за то, за это, ничего не доводить до конца. Часто отвечает невпопад, не вдумываясь в смысл вопросов. В группе постоянно выскакивает вперед, а выйдя выступать, не знает, что говорить. Не слушает обращенную к нему речь. Ведет себя так, будто рядом никого нет. С детьми играть не умеет, пристает к ним, чуть что начинает драться. Имея довольно хорошие интеллектуальные способности, гиперактивные дети отличаются недостаточностью речевого развития и тонкой моторики, сниженным интересом к приобретению интеллектуальных навыков, рисованию, у них отсутствует интерес к занятиям, требующим внимания, системы. Обратите внимание на выставку детских рисунков, рисунки гиперактивных детей отличаются своей незаконченностью, быстрой штриховкой линий, отрывистыми линиями.
Шлепки, окрики действуют на него ненадолго (если действуют вообще). И немудрено, ведь, повторяю, такой ребенок действительно не может сдерживаться. Кричать на него — все равно, что пытаться остановить криком разбушевавшуюся стихию.
Когда в семье рождается больной ребенок, а гиперактивность — это заболевание, родные обычно задаются вопросом «В кого он такой?» А за ним явно или скрытно просматривается вопрос: « Кто виноват?» Так в чем причина возникновения синдрома дефицита внимания с гиперактивностью?
Помощь гиперактивному ребенку — это очень сложный процесс и много подводных камней встретится на пути к полному выздоровлению.
Поскольку в душе ребенка бушует хаос, надо максимально упорядочить его жизнь и внутренний мир. Помните, чем яростней бушует стихия — тем крепче должны быть берега. Иначе произойдет наводнение.
Гиперактивным детям, больше, чем всем остальным, необходимо соблюдать строгий режим дня. Да, они, конечно, попытаются его нарушить, но если вы будете неуклонно проявлять твердость, привыкнут. В то же время, естественно, нужно делать поправку на то, что у гиперактивного ребенка, как у автомобиля со слабыми тормозами, тормозной путь длиннее обычного. Поэтому если, допустим, ему пора заканчивать игру, не требуйте, чтобы он сделал это немедленно, а предупредите заранее, что время истекает. Вообще таких детей приходится просить по нескольку раз. Это их особенность, и с ней надо считаться.
Строгая дисциплина требуется и от родителей. Однако для них она выражается прежде всего в том, что они должны привыкнуть говорить размеренно и успокаивающе, без раздражения. Трудно? Но ребенку выполнять ваши требования ещё труднее.
Возбудимому ребёнку следует особо тщательно дозировать впечатления. Избыток приятных, ярких впечатлений для него тоже вреден. Но совсем лишать его развлечений и походов в интересные места не стоит. Однако, если вы видите, что он начинает перевозбуждаться, лучше уйти. Ничего, что вы не досмотрите спектакль или цирковое представление. Только не подавайте этот уход как наказание. Лучше сказать: «Ты устал, пойдем, тебе надо отдохнуть». Пусть у ребенка сохраняются приятные воспоминания от его появления на людях. А то он начнет бояться совершать промахи и от этого будет вести себя ещё хуже.
Чрезвычайно важно научиться ловить момент, когда он начинает перевозбуждаться, но ещё не перевозбудился окончательно.
Это требует от матери обостренного внимания, но его вполне можно натренировать. Научились же вы когда-то определять по плачу младенца, чего он хочет. А со стороны это казалось совершенно непостижимой наукой. Поймав момент перевозбуждения, постарайтесь отвлечь ребенка, усадите его к себе на колени и, покачивая, как маленького, пошепчите ему в такт, что-нибудь успокаивающее, расслабляющее.
Повторение слов создает ритм, завораживает, а телесный контакт со взрослым, особенно с матерью, великолепно расслабляет.
Детей от 4-5 лет в минуты возбуждения полезно вовлекать в диалог (на какую-то постороннюю, интересную тему). Задавайте простые вопросы, не требующие пространных ответов. Перевозбужденный ребенок плохо соображает, он весь во власти бурлящего хаоса. Чтобы включиться в диалог, ему придется волей-неволей обдумывать свои ответы и вырываться из-под власти эмоций. С любыми детьми важно существовать в режиме диалога, а с гиперактивными — особенно. Между тем именно с ними взрослые, как правило, изъясняются либо при помощи команд («убери», «сделай», «не трогай»), либо разражаются длинными, эмоциональными монологами, которые по большей части оказываются монологами в пустоту.
Все дети охотнее обучаются чему-либо, если им интересно. Это банальная истина. Но почему-то у многих родителей «трудных» детей она вызывает негодование. Им хочется, чтобы дети учились «просто так». Гиперактивного ребенка ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно заинтересовывать. Иначе ничего не получится. Это данность, которую придется принять, даже если вам глубоко противно. Причем интерес у него нестойкий, летучий. В силу своих особенностей он не может долго удерживать внимание на одном и том же. Поэтому, обучая его чему-то, необходимо чередовать виды деятельности, часто привносить в процесс что-то новенькое, подкреплять интерес ребенка самыми разными способами.
Не дергайте ребенка каждую минуту. Он просто отключится и не будет вас слышать. Конечно, он должен знать слово «нельзя», но, как и со всеми детьми, надо стараться, чтобы они на собственном опыте убеждались в пагубных последствиях своих поступков. Безусловно, с гиперактивными детьми в этом смысле следует быть более осмотрительными. Но все равно, если у ребенка нет реального опыта расплаты за непослушание, он перестает верить предупреждениям взрослых.
Никогда не опускайте рук. Любите вашего ребенка, помогите ему быть успешным, преодолеть любые трудности. Помните, что «норовистые дети похожи на розы — им нужен особый уход. И иногда поранишься о шипы, чтобы увидеть их красоту».
Гиперактивный ребенок: симптомы, причины и лечение гиперактивности у детей
Подвижные дети всегда вызывают улыбку на лицах взрослых. Кто не мечтает увидеть свое чадо веселым и полным сил? Но в некоторых случаях такое поведение кажется даже слегка странным, будто ребенок не просто непоседлив, а постоянно перевозбужден.
Когда нормальная энергичность превращается в невроз, а потребность в заботе взрослых – в бесконечные истерики, родителям следует быть повнимательнее. Вполне возможно, речь идет о расстройстве под названием синдром гиперактивности.
Синдром гиперактивности (СДВГ). Что это значит?
Со стороны необычное поведение ребенка выглядит как нескончаемый поток энергии. Малыш постоянно двигается, не спит днем, берет что то в руки и сразу же бросает — характеристик много. Специалисты, в свою очередь, связывают гиперактивность с нарушениями внимания, двигательной расторможенностью и общей импульсивностью поведения.
Большинство детей с синдромом гиперактивности имеют некоторую несогласованность движений (неуклюжесть, неловкость). Например, такому ребенку может быть трудно завязывать шнурки или застегивать пуговицы, писать или рисовать. Гиперактивные дети быстрее остальных хватаются за новую затею, но первые ее же бросают, не доведя до конца начатое. Работать с ними труднее, чем с остальными.
СДВГ — это не такая уж редкость у детей. По данным социологов, от 4 до 9 % учащихся младших классов могут быть гиперактивными. Это значит, что в классе, скажем, на 25 человек есть один-два таких ребенка.
Гиперактивность у детей: основные причины
В основе нарушения лежит несколько причин. Они могут воздействовать на ребенка вместе или по отдельности. Самые распространенные из них такие:
Наследственность (если кто-то в семье уже имел подобный диагноз, вероятность, что у ребенка он тоже проявится, выше)
Травмы при рождении или повреждения мозга ребенка при беременности
Условия, в которых гиперактивный ребенок находится с рождения (давление родителей или напротив, вседозволенность, алкоголизм взрослых, неправильное воспитание – все это влияет)
Когда проявляются первые признаки гиперактивности у детей?
Чересчур активное поведение ребенка с дефицитом внимания родители замечают еще в раннем детстве, до года, но заметнее всего оно становится с поступлением в школу. Там, на фоне других детей, гиперактивные малыши очень выделяются. Они всегда создают много шума вокруг себя, но при этом не способны запоминать информацию, выполнять простейшие задачи или сконцентрироваться хотя бы на пару минут. Задания, для которых нужно максимальное внимание, такому ребенку кажутся невыполнимыми.
К концу школьного возраста гиперактивность ребенка становится менее заметной или вовсе проходит. Но при этом нарушение внимания и импульсивность все равно остаются даже во взрослой жизни.
Иногда агрессия с возрастом наоборот растет, а с ней и трудности во взаимоотношениях с окружающими (семьей, школьными товарищами, однокурсниками, коллегами по работе).
Некоторые исследователи считают, что синдром СДВГ накладывает отпечаток на поведение более 50 % взрослых и 70 % подростков.
Симптомы гиперактивности у ребенка
Все особенности поведения, указывающие на синдром СДВГ, проявляются как минимум в двух видах деятельности (в школе, на кружке рисования, дома или на отдыхе). Среди основных можно выделить такие симптомы СДВГ:
Неспособность ребенка внимательно слушать, когда к нему обращаются
Неспособность справиться с доверенным взрослыми заданием без ошибок (из-за неумения концентрироваться на деталях)
Неумение довести любое дело до конца
Неумение организовать собственную работу
Отказ от всего, что требует концентрации и усидчивости
Потеря вещей (письменных принадлежностей, книг и так далее)
Забывчивость в повседневной жизни
Нежелание вникать в учебу, бурная реакция на посторонние стимулы
ВАЖНО! Ни один из нижеописанных симптомов не обусловлен психическими расстройствами.
Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности
В каком бы возрасте не обнаружились симптомы СДВГ у детей, родители должны обязательно обратиться к врачу-неврологу. Это нужно еще и потому, что под маской синдрома дефицита внимания иногда скрываются другие, более тяжелые заболевания.
Комплексное обследование может продлиться несколько часов. Обычно диагностика проходит в три этапа:
На первом этапе внимание обращается на поведение ребенка. Оно сверяется с общепринятыми диагностическими критериями, которые разработала Американская психиатрическая ассоциация. Попутно врач может расспросить родителей о том, как проходили роды, не было ли в течение беременности каких то серьезных нарушений, болезней.
Второй этап включает психологический тест. Ребенку дают время на выполнение заданий, а потом определяют, насколько он невнимательный. Испытания этого уровня проводят только с 6-летнего возраста.
Третий этап подразумевает электро-энцефалографическое исследование. Ребенку на голову надевают специальные электроды, которые регистрируют электрические потенциалы мозга и выявляют возможные изменения. Этот шаг необходим, чтобы оценить состояние мозга маленького пациента.
Гиперактивный ребенок — что делать?
Первым делом родителям нужно выяснить причину гиперактивности, получить консультацию специалиста (очень помогают советы психолога). Если невролог назначит массаж или какой либо другой лечебный курс, нужно выполнить все предписания.
Дома же необходимо создать спокойную приятную атмосферу, в которой школьник или кроха помладше бы по максимуму напитывался положительными эмоциями. Ни в коем случае не стоит общаться с гиперактивным ребенком на повышенных тонах, только мягко и дружелюбно.
Гиперактивный ребенок в школе должен периодически отрываться от работы на уроке и переключать внимание. Лучше заранее обсудить это с учителем.
Как успокоить гиперактивного ребенка?
Не пытайтесь воздействовать на сына или дочку дисциплинарными методиками (увеличивая нагрузку, переходя на крик или увеличивая наказания), это ошибки воспитания. Вместо этого предложите перевозбужденному ребенку перейти в другую комнату, где более спокойная атмосфера, постарайтесь похвалить его за что то, обнять, поцеловать или погладить по голове. Физический контакт очень важен для детей с СДВГ.
При разговоре обязательно смотрите ему в глаза.
Как воспитать гиперактивного ребенка?
Соблюдение распорядка дня – ключ к успешному воспитанию ребенка с СДВГ. Одни и те же действия (прогулки, спортивные занятия, прием пищи, сон) лучше выполнять в уставленном порядке и в одно и то же время. Не менее чем 8-ми часовой сон и спокойная атмосфера в доме будут действовать на ребенка благотворно.
Чтобы в будущем поручения выполнялись проще, давайте карапузу дошкольного возраста конкретные задания, причем, по одному, чтобы у него не было стимула отвлечься и переключиться на что то другое. Любая задача должна иметь четкие сроки выполнения, об истечении срока может оповестить таймер или будильник.
Запрещая что-то гиперактивному ребенку, не употребляйте слов «нельзя», «нет», говорите максимально спокойно. К примеру, фразу «не бегай по дороге!» можно заменить словами «выйди на тротуар».
Решая, куда отдать ребенка для высвобождения избытка энергии, выберите спорт.
Воспитание и лечение гиперактивного ребенка – с какого возраста начинать коррекцию?
Больше всего радует то, что в основном дети попросту перерастают СДВГ. Но без последствий для взрослой жизни это происходит только в том случае, если с родители правильно подошли к воспитанию и выбрали хорошее лечение СДВГв самые ранние годы, сразу после обнаружения синдрома.
В отдельных случаях применяется медикаментозное лечение гиперактивности, но следует быть осторожным: оно строго индивидуальное и назначается только неврологом. Например, Глиатилин, Энцефабол или Кортексин выписывают при невнимательности. Если же сильнее всего проявляется гиперактивность у ребенка, используют таблетки с гаммааминомасляной кислотой в составе. Самыми популярными считаются Фенибут, Пантогам, простые витамины и успокоительное. Иногда помогает фитотерапия.
На что сделать акцент?
Теги:
гиперактивный ребенок, сдвг, синдром дефицита внимания,
причин СДВГ: что мы знаем сегодня
Авторизоваться | регистр
Вопросы здравоохранения
Проблемы со здоровьем
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — это нейробиологическое состояние, симптомы которого также зависят от окружения ребенка.
СДВГ в настоящее время является одним из наиболее распространенных и наиболее изученных заболеваний детского возраста.
Современные исследования показали, что СДВГ может быть вызван рядом причин:
Анатомия и функции мозга. Более низкий уровень активности в частях мозга, которые контролируют внимание и уровень активности, может быть связан с СДВГ. См. СДВГ и мозг с сайта Understood.org.
Гены и наследственность . СДВГ часто передается по наследству. У ребенка с СДВГ есть 1 из 4 шансов родителя с СДВГ. Также вероятно, что у другого близкого члена семьи, например, брата или сестры, также будет СДВГ. Иногда СДВГ диагностируют у родителей. при этом он диагностируется у ребенка. См. Наследственные психические расстройства .
Серьезные травмы головы в некоторых случаях могут вызвать СДВГ.
Недоношенность повышает риск развития СДВГ.
Пренатальные воздействия , такие как алкоголь или никотин от курения, повышают риск развития СДВГ.
В очень редких случаях токсины в окружающей среде могут привести к СДВГ. Например, свинец в организме может повлиять на развитие и поведение ребенка.
Почему так много детей страдают СДВГ?
Увеличилось число детей, получающих лечение от СДВГ. Неясно, больше ли детей имеют СДВГ или больше детей получают диагноз СДВГ. Кроме того, больше детей с СДВГ получают лечение в течение более длительного периода.
Благодаря большей осведомленности и лучшим способам диагностики и лечения этого расстройства помощь оказывается большему количеству детей.
Также может быть так, что успеваемость в школе стала более важной из-за более высоких технических требований на многих работах, а СДВГ часто мешает работе школы.
Дополнительная информация:
Понимание СДВГ: информация для родителей
Что вызывает СДВГ? (Understood.org)
Дети и взрослые с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (CHADD) или 800/233-4050
Национальный институт психического здоровья или 866/615-6464
- Последнее обновление
- 27. 09.2019
- Источник
- Американская академия педиатрии (Авторское право © 2019)
Информация, содержащаяся на этом веб-сайте, не должна использоваться в качестве замены медицинской помощи и рекомендаций вашего педиатра. Могут быть варианты лечения, которые ваш педиатр может порекомендовать в зависимости от индивидуальных фактов и обстоятельств.
О СДВГ – симптомы, причины и лечение
Загрузить информационный бюллетень
Каждому иногда бывает трудно сидеть на месте, концентрировать внимание или контролировать импульсивное поведение. Однако у некоторых людей проблемы настолько распространены и настойчивы, что мешают каждому аспекту их жизни: дому, учебе, общению и работе.
Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это нарушение развития нервной системы, поражающее 11 процентов детей школьного возраста. Симптомы сохраняются во взрослом возрасте более чем в трех четвертях случаев. СДВГ характеризуется неадекватными для развития уровнями невнимательности, импульсивности и гиперактивности.
Люди с СДВГ могут быть очень успешными в жизни. Однако без выявления и надлежащего лечения СДВГ может иметь серьезные последствия, включая неуспеваемость в школе, стресс и разрушение семьи, депрессию, проблемы во взаимоотношениях, злоупотребление психоактивными веществами, правонарушения, случайные травмы и неудачу с работой. Раннее выявление и лечение чрезвычайно важны.
Медицина впервые задокументировала детей, проявляющих невнимательность, импульсивность и гиперактивность, в 1902 году. С тех пор это расстройство получило множество названий, включая минимальную мозговую дисфункцию, гиперкинетическую реакцию детского возраста и синдром дефицита внимания с гиперактивностью или без нее. В системе классификации Диагностического и статистического руководства, пятое издание (DSM-5) это расстройство было переименовано в синдром дефицита внимания / гиперактивности или СДВГ.
Нынешнее название отражает важность аспекта невнимательности при расстройстве, а также другие характеристики расстройства, такие как гиперактивность и импульсивность.Симптомы
Как правило, симптомы СДВГ возникают в раннем детстве. Согласно DSM-5, до 12 лет должны присутствовать некоторые симптомы. Многие родители сообщают о чрезмерной двигательной активности в раннем возрасте, но симптомы СДВГ трудно отличить от типичной импульсивности, невнимательности и активного поведения. для детей в возрасте до четырех лет. При постановке диагноза у детей должно быть шесть или более симптомов расстройства; подростки 17 лет и старше и взрослые должны иметь по крайней мере пять из присутствующих симптомов. В DSM-5 перечислены три проявления СДВГ — преимущественно невнимательное, гиперактивно-импульсивное и комбинированное. Симптомы для каждого из них адаптированы и обобщены ниже.
СДВГ преимущественно невнимательная презентация
- Не уделяет должного внимания деталям или делает ошибки по невнимательности
- С трудом удерживает внимание
- Не слушает
- Пытается выполнить инструкции
- Проблемы с организацией
- Избегает или не любит задачи, требующие длительных умственных усилий
- Теряет вещи
- Легко отвлекается
- Забывчив в повседневной деятельности
СДВГ с преимущественно гиперактивно-импульсивным проявлением
- Непоседами руками или ногами или ерзанием на стуле
- С трудом удерживает сидячее положение
- Чрезмерно бегает или лазает у детей; крайнее беспокойство у взрослых
- Трудно заниматься тихой деятельностью
- Действует как двигатель; взрослые часто чувствуют себя внутри так, как будто их приводит в движение двигатель
- Чрезмерно болтает
- Выбрасывает ответы до того, как вопросы были закончены
- Сложность ожидания или очереди
- Прерывает или вторгается в других
Комбинированное проявление СДВГ
- Индивидуум соответствует критериям как невнимательности, так и гиперактивно-импульсивного проявления СДВГ.
Эти симптомы могут меняться с течением времени, поэтому по мере взросления дети могут иметь разные проявления.
Сбивающие с толку названия для СДВГ
В 1994 году название расстройства было изменено таким образом, что многих это сбивает с толку. С тех пор все формы синдрома дефицита внимания официально называются «синдромом дефицита внимания/гиперактивности», независимо от того, есть ли у человека симптомы гиперактивности или нет. Несмотря на то, что это официальные названия, многие профессионалы и неспециалисты по-прежнему используют оба термина: СДВ и СДВГ. Некоторые используют эти термины для обозначения старых подтипов; другие используют ADD просто как более короткий способ обратиться к любой презентации.
Тяжесть симптомов
Поскольку симптомы СДВГ проявляются у каждого человека в разной степени, DSM-5 теперь требует, чтобы специалисты, диагностирующие СДВГ, включали тяжесть расстройства. Степень серьезности расстройства может меняться в зависимости от проявления в течение жизни человека. Клиницисты могут определить степень тяжести СДВГ как «легкую», «умеренную» или «тяжелую» в соответствии с критериями DSM-5.
Легкая : Присутствует небольшое количество симптомов сверх необходимого для постановки диагноза, и симптомы приводят к незначительным нарушениям в социальных, школьных или рабочих условиях.
Умеренная : Присутствуют симптомы или функциональные нарушения от «легких» до «тяжелых».
Тяжелая : Присутствует множество симптомов, количество которых превышает количество, необходимое для постановки диагноза; некоторые симптомы особенно серьезны; или симптомы приводят к заметным нарушениям в социальных, школьных или рабочих условиях.
По мере старения симптомы могут уменьшаться, изменяться или принимать другие формы. У взрослых, у которых сохраняются некоторые из симптомов детского СДВГ, но не все, может быть поставлен диагноз СДВГ в частичной ремиссии.
СДВГ на протяжении всей жизни
Дети с СДВГ часто испытывают задержки в самостоятельном функционировании и могут вести себя моложе своих сверстников. Многие дети, страдающие СДВГ, также могут иметь умеренные задержки речи, двигательных навыков или социального развития, которые не являются частью СДВГ, но часто сопутствуют ему. Они, как правило, имеют низкую толерантность к фрустрации, трудности с контролем своих эмоций и часто испытывают перепады настроения.
Дети с СДВГ подвержены риску потенциально серьезных проблем в подростковом и взрослом возрасте: неуспеваемость или задержки в учебе, проблемы с вождением, трудности со сверстниками и социальными ситуациями, рискованное сексуальное поведение и злоупотребление психоактивными веществами. Могут быть более серьезные негативные формы поведения с сопутствующими состояниями, такими как оппозиционно-вызывающее расстройство или расстройство поведения. Девочки-подростки с СДВГ также более склонны к расстройствам пищевого поведения, чем мальчики. Как отмечалось выше, СДВГ сохраняется с детства до подросткового возраста в подавляющем большинстве случаев (50–80 процентов), хотя со временем гиперактивность может уменьшаться.
Подростки с СДВГ представляют особую проблему. В эти годы возрастают академические и жизненные требования. В то же время эти дети сталкиваются с типичными подростковыми проблемами, такими как зарождение сексуальности, обретение независимости, борьба с давлением сверстников и трудности вождения.
Более 75 процентов детей с СДВГ продолжают испытывать значительные симптомы во взрослом возрасте. В раннем взрослом возрасте СДВГ может быть связан с депрессией, расстройствами настроения или поведения и злоупотреблением психоактивными веществами. Взрослые с СДВГ часто справляются с трудностями на работе, в личной и семейной жизни, связанными с симптомами СДВГ. У многих непостоянные результаты на работе или в карьере; испытывают трудности с повседневными обязанностями; испытывают проблемы в отношениях; и могут иметь хронические чувства разочарования, вины или вины.
У людей с СДВГ также могут быть трудности с поддержанием внимания, исполнительных функций и рабочей памяти. В последнее время дефицит исполнительной функции стал ключевым фактором, влияющим на успехи в учебе и карьере. Исполнительная функция — это способность мозга расставлять приоритеты и управлять мыслями и действиями. Эта способность позволяет людям учитывать долгосрочные последствия своих действий и более эффективно управлять своим поведением во времени. Люди, у которых есть проблемы с исполнительным функционированием, могут испытывать трудности с выполнением задач или могут забывать важные вещи.
Сопутствующие расстройства
Более двух третей детей с СДВГ имеют как минимум еще одно сопутствующее заболевание. Любое расстройство может сосуществовать с СДВГ, но некоторые расстройства встречаются чаще. Эти расстройства включают оппозиционно-вызывающее расстройство и расстройства поведения, тревогу, депрессию, тиковые расстройства или синдром Туретта, злоупотребление психоактивными веществами, нарушения сна и неспособность к обучению. При наличии сопутствующих состояний академические и поведенческие проблемы, а также эмоциональные проблемы могут быть более сложными.
Эти сопутствующие расстройства могут продолжаться на протяжении всей жизни человека. Необходим тщательный план диагностики и лечения, учитывающий все присутствующие симптомы.
Причины
Несмотря на многочисленные исследования, ученым еще предстоит определить точные причины СДВГ. Однако ученые обнаружили сильную генетическую связь, поскольку СДВГ может передаваться по наследству. Более 20 генетических исследований доказали, что СДВГ передается по наследству. Тем не менее, СДВГ — это сложное расстройство, которое является результатом взаимодействия нескольких генов.
Другие факторы окружающей среды могут увеличить вероятность развития СДВГ:
- воздействие свинца или пестицидов в раннем детстве
- преждевременные роды или низкая масса тела при рождении
- черепно-мозговая травма
Ученые продолжают изучать точную взаимосвязь СДВГ с факторами окружающей среды, но отмечают, что не существует единой причины, объясняющей все случаи СДВГ, и что определенную роль могут играть многие факторы.