Гиперопека доминирующая: Гиперопека: плюсы и минусы

Содержание

причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперопека – это тип детско-родительских отношений, характеризующийся повышенным вниманием, тотальным контролем действий, поступков ребенка. Родители расценивают многие ситуации как опасные для жизни, здоровья, стремятся ограждать, защищать детей, ограничивая их свободу, лишая возможности проявлять самостоятельность. Диагностика выполняется клиническим, психодиагностическим методом – используются беседы, наблюдение, опросники, интерпретационные тесты, рисунки. Основные способы лечения – семейная, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, консультирование.

Общие сведения

Термин «гиперопека» распространен в отечественной педагогике и медицине. Международный синоним – «гиперпротекция». Приставка «гипер» переводится как «сверх», слово «протекция» означает «охрана, защита, покровительство». Гиперопека – чрезмерная забота, контроль родителей, ограничение активности, самостоятельности ребенка. Данных о распространенности гиперпротекции нет – она не осознается родителями, не является причиной обращения за медицинской помощью. Случаи выявляются специалистами косвенно при диагностике аффективных нарушений (тревожных, фобических расстройств), психопатий (шизоидного, демонстративного типа), мутизма. Гиперопеке более подвержены болезненные пациенты, единственные дети в семье.

Гиперопека

Причины гиперопеки

Гиперпротекцию формируют определенные личностные черты, эмоциональные состояния родителя. Факторами, способствующими реализации данного стиля воспитания, являются:

  • Тревожная мнительность. Тревога, постоянное предчувствие беды, опасности, богатое воображение, рисующее сцены падения, ушибов, болезней сына или дочери становятся основой гиперпротекции.
  • Перфекционизм. Стремление стать идеальной мамой, иметь послушного, умного ребенка реализуется посредством жесткого контроля его действий, ограничения самостоятельности.
  • Потребность самореализации. Иногда воспитание является единственной сферой проявления сильных, положительных черт родителя. Гиперопека компенсирует профессиональные, карьерные, личные неудачи.
  • Чувство вины. Ребенок вызывает враждебность, неудовлетворенность, разочарованность. Неприемлемость чувств порождает переживание вины, компенсируемое гиперопекой.
  • Инертность отношения родителей. Неумение адаптироваться, приспосабливаться к взрослению малыша становится причиной гиперопеки. Родители заботятся о дошкольнике, школьнике как о малыше 1-3 лет.
  • Недостаток любви, признания. Отношениями с ребенком родитель компенсирует жизненные неудачи – увольнение, развод, ссоры с друзьями. Обостряется ощущение зависимости, чувство любви, привязанности. Малыш становится «отдушиной».

Патогенез

Основа патогенеза гиперопеки – психологические проблемы, комплексы родителя. Тревожность, навязчивые страхи, самообвинения, заниженная самооценка компенсируются возможностью контролировать, управлять жизнью другого человека. Отношения с послушным, исполнительным, предсказуемым ребенком становятся источником успокоения, самореализации, устранения напряжения. Невротический сверхконтроль, являющийся основой родительской гиперпротекции, развивается при повышенной тревожности, мнительности, комплексе неполноценности, боязни старости, одиночества, нереализованной потребности любить, заботиться, оберегать. Нужды, желания, чувства ребенка игнорируются.

Классификация

Излишняя забота, сверхконтроль над ребенком реализуются различными способами. По особенностям проявления, мотивам гиперопека бывает:

  1. Доминирующая. Авторитарный стиль воспитания. Воля родителя исполняется беспрекословно, его слова, мнение считаются непреложной истиной. Существует строгая система запретов, правил поведения. Непослушание наказывается, потребность ребенка в уважении, принятии игнорируется.
    Доминирует недоверие, критика, занижение способностей.
  2. Потворствующая. Капризы, желания, потребности малыша сиюминутно удовлетворяются. Ребенок является кумиром семьи. Родители, родственники ограждают от трудностей, необходимости решать повседневные задачи, делать выбор. Формируется завышенная самооценка, уязвимое самолюбие, потребность во внимании, признании окружающих – истероидные черты характера.
  3. Демонстрационная. Ребенок используется для повышения общественного статуса. Гиперопека – результат неуверенности родителей, зависимости от мнения окружающих. Покупка дорогой одежды, посещение престижного учебного заведения, развлекательных мероприятий – «игра на публику». Родители требуют хороших школьных оценок, спортивных, творческих, научно-исследовательских достижений. Используют возможность продемонстрировать окружающим медали, грамоты, кубки.
  4. Инертная. Родители стараются сохранить зависимость ребенка, возможность полного контроля, несмотря на процесс взросления. Подавляют самостоятельность, инициативу, находятся «на шаг впереди». Ребенок позже начинает ходить, осваивать навыки самообслуживания, социального взаимодействия. Опека родителей тормозит физическое, психическое, социальное развитие.

Симптомы гиперопеки

Основное проявление гиперопеки – стремление родителей контролировать поведение ребенка, окружать заботой, защищать. Дети находятся рядом с матерью/отцом, зависят от их настроения, чувств. Гиперопека реализуется через приказы, требования, манипуляции, шантаж. Воля взрослого интерпретируется как форма любви, желание помочь. Решения принимаются исключительно родителем, создаются ситуации псевдовыбора: «ты хочешь кашу или суп?» – оба варианта устраивают мать, но не учитывают желаний ребенка.

Дети неспособны самостоятельно решать жизненные проблемы, справляться с повседневными трудностями. Сложные, опасные ситуации вызывают чувство растерянности, панику. Ребенок начинает плакать, кричать, ожидая помощи взрослого. Формируется обусловленная реакция – «выученная беспомощность». Возникают трудности детсадовской, школьной адаптации. Неадекватная самооценка, отсутствие инициативности препятствуют установлению дружеских отношений.

Повышенные требования родителей к школьной успеваемости, достижению спортивных побед делают ребенка напряженным, тревожным. Чрезмерные нагрузки проявляются вегетативными нарушениями (головными болями, бессонницей). Противоположное отношение – стремление оградить ребенка от умственной, физической работы. Матери выполняют домашние уроки, читают вслух сказки. Итог: познавательный интерес снижается, развивается школьная неуспеваемость.

Осложнения

Гиперопека тормозит, искажает развитие детей. Избыточное беспокойство, тревожность родителей передаются ребенку. Формируются детские аффективные расстройства – невроз навязчивых состояний, фобический невроз. Гиперопека рассматривается как фактор риска мутизма – отсутствия речи при физиологической сформированности навыка. Зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность, тенденция избегать трудностей осложняют социальную адаптацию. Детям нелегко заводить дружеские отношения, справляться со школьной программой, выбирать будущую профессию. У подростков гиперопека способствует формированию шизоидного/истероидного типа личности либо провоцирует «бунт» – скандалы, уходы из дома, бродяжничество.

Диагностика

Непосредственно гиперопека не вызывает беспокойства родителей. Помощь специалистов необходима для диагностики аффективных, поведенческих отклонений ребенка, возникающих как последствие чрезмерной заботы, тотального контроля. Гиперпротекция выявляется при исследовании эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа. Врач-психиатр, медицинский психолог собирают анамнез, уточняют жалобы, расспрашивают о способах воспитания. По ответам ребенка предполагают наличие/отсутствие гиперконтроля взрослых.
  • Наблюдение. О гиперпротекции свидетельствует неуверенность, зажатость, повышенная тревожность ребенка либо демонстративное поведение, пренебрежительное отношение к ситуации обследования. Могут наблюдаться тики, навязчивости, сниженная речевая активность, избегание зрительного контакта.
  • Рисуночные тесты. Наиболее распространено применение методики «Рисунок семьи». Характерными признаками гиперопеки являются первоочередное изображение доминирующего родителя, большие размеры его фигуры, центральное расположение. Ребенок изображает себя вблизи, схожим образом, но меньшим по размеру.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Используется детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга. Общая черта итоговых данных – картинки воспринимаются ребенком как ситуации доминирования, контроля, управления, опеки.
  • Опросники. Анкетирование предлагается родителям. Результаты определяют тип воспитания, выявляют наличие гиперпротекции, но искажаются при соответствующей установке родителей. Используется методика PARI, опросник родительского отношения (В.В. Столин, А.Я. Варга), тест ЛИРИ.

Коррекция гиперопеки

На фоне лечения эмоционально-поведенческих нарушений ребенка проводится коррекция способа воспитания. Применяется ряд методов:

  • Психологическое консультирование. Родители узнают о различных типах воспитания, их влиянии на развитие ребенка. Основная задача специалиста – помочь осознать, принять факт наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи реализации.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Цель индивидуальных сеансов – устранить неуверенность, страхи, тревожность. Выполняется коррекция эмоционального состояния, ошибочных когнитивных паттернов, вырабатываются продуктивные поведенческие сценарии, поддерживающие уверенность, независимость, спокойствие.
  • Семейная психотерапия. Используются тренинги коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели «доминирование-подчинение». Для закрепления результата врач-психотерапевт дает домашние задания, отслеживает их выполнение.

Прогноз и профилактика

Прогноз определяется способностью, желанием родителей осознать наличие проблемы, обратиться за помощью к специалистам. Ориентация на сотрудничество с психотерапевтом дает положительный результат. Профилактика требует критического отношения к собственным психологическим проблемам – страхам, комплексам, сложностям взаимоотношений. Важно знать основные стадии детского развития, выстраивать взаимоотношения, ориентируясь на ближайшую зону развития – понимая реализовавшиеся и потенциальные возможности ребенка. Необходимо научиться делегировать обязанности, обучать малыша бытовым, социальным навыкам, постепенно сокращая долю своего участия.

причины, симптомы, диагностика и лечение

Гиперопека – это тип детско-родительских отношений, характеризующийся повышенным вниманием, тотальным контролем действий, поступков ребенка. Родители расценивают многие ситуации как опасные для жизни, здоровья, стремятся ограждать, защищать детей, ограничивая их свободу, лишая возможности проявлять самостоятельность. Диагностика выполняется клиническим, психодиагностическим методом – используются беседы, наблюдение, опросники, интерпретационные тесты, рисунки. Основные способы лечения – семейная, когнитивно-бихевиоральная психотерапия, консультирование.

Общие сведения

Термин «гиперопека» распространен в отечественной педагогике и медицине. Международный синоним – «гиперпротекция». Приставка «гипер» переводится как «сверх», слово «протекция» означает «охрана, защита, покровительство». Гиперопека – чрезмерная забота, контроль родителей, ограничение активности, самостоятельности ребенка. Данных о распространенности гиперпротекции нет – она не осознается родителями, не является причиной обращения за медицинской помощью. Случаи выявляются специалистами косвенно при диагностике аффективных нарушений (тревожных, фобических расстройств), психопатий (шизоидного, демонстративного типа), мутизма. Гиперопеке более подвержены болезненные пациенты, единственные дети в семье.

Гиперопека

Причины гиперопеки

Гиперпротекцию формируют определенные личностные черты, эмоциональные состояния родителя. Факторами, способствующими реализации данного стиля воспитания, являются:

  • Тревожная мнительность. Тревога, постоянное предчувствие беды, опасности, богатое воображение, рисующее сцены падения, ушибов, болезней сына или дочери становятся основой гиперпротекции.
  • Перфекционизм. Стремление стать идеальной мамой, иметь послушного, умного ребенка реализуется посредством жесткого контроля его действий, ограничения самостоятельности.
  • Потребность самореализации. Иногда воспитание является единственной сферой проявления сильных, положительных черт родителя. Гиперопека компенсирует профессиональные, карьерные, личные неудачи.
  • Чувство вины. Ребенок вызывает враждебность, неудовлетворенность, разочарованность. Неприемлемость чувств порождает переживание вины, компенсируемое гиперопекой.
  • Инертность отношения родителей. Неумение адаптироваться, приспосабливаться к взрослению малыша становится причиной гиперопеки. Родители заботятся о дошкольнике, школьнике как о малыше 1-3 лет.
  • Недостаток любви, признания. Отношениями с ребенком родитель компенсирует жизненные неудачи – увольнение, развод, ссоры с друзьями. Обостряется ощущение зависимости, чувство любви, привязанности. Малыш становится «отдушиной».

Патогенез

Основа патогенеза гиперопеки – психологические проблемы, комплексы родителя. Тревожность, навязчивые страхи, самообвинения, заниженная самооценка компенсируются возможностью контролировать, управлять жизнью другого человека. Отношения с послушным, исполнительным, предсказуемым ребенком становятся источником успокоения, самореализации, устранения напряжения. Невротический сверхконтроль, являющийся основой родительской гиперпротекции, развивается при повышенной тревожности, мнительности, комплексе неполноценности, боязни старости, одиночества, нереализованной потребности любить, заботиться, оберегать. Нужды, желания, чувства ребенка игнорируются.

Классификация

Излишняя забота, сверхконтроль над ребенком реализуются различными способами. По особенностям проявления, мотивам гиперопека бывает:

  1. Доминирующая. Авторитарный стиль воспитания. Воля родителя исполняется беспрекословно, его слова, мнение считаются непреложной истиной. Существует строгая система запретов, правил поведения. Непослушание наказывается, потребность ребенка в уважении, принятии игнорируется. Доминирует недоверие, критика, занижение способностей.
  2. Потворствующая. Капризы, желания, потребности малыша сиюминутно удовлетворяются. Ребенок является кумиром семьи. Родители, родственники ограждают от трудностей, необходимости решать повседневные задачи, делать выбор. Формируется завышенная самооценка, уязвимое самолюбие, потребность во внимании, признании окружающих – истероидные черты характера.
  3. Демонстрационная. Ребенок используется для повышения общественного статуса. Гиперопека – результат неуверенности родителей, зависимости от мнения окружающих. Покупка дорогой одежды, посещение престижного учебного заведения, развлекательных мероприятий – «игра на публику». Родители требуют хороших школьных оценок, спортивных, творческих, научно-исследовательских достижений. Используют возможность продемонстрировать окружающим медали, грамоты, кубки.
  4. Инертная. Родители стараются сохранить зависимость ребенка, возможность полного контроля, несмотря на процесс взросления. Подавляют самостоятельность, инициативу, находятся «на шаг впереди». Ребенок позже начинает ходить, осваивать навыки самообслуживания, социального взаимодействия. Опека родителей тормозит физическое, психическое, социальное развитие.

Симптомы гиперопеки

Основное проявление гиперопеки – стремление родителей контролировать поведение ребенка, окружать заботой, защищать. Дети находятся рядом с матерью/отцом, зависят от их настроения, чувств. Гиперопека реализуется через приказы, требования, манипуляции, шантаж. Воля взрослого интерпретируется как форма любви, желание помочь. Решения принимаются исключительно родителем, создаются ситуации псевдовыбора: «ты хочешь кашу или суп?» – оба варианта устраивают мать, но не учитывают желаний ребенка.

Дети неспособны самостоятельно решать жизненные проблемы, справляться с повседневными трудностями. Сложные, опасные ситуации вызывают чувство растерянности, панику. Ребенок начинает плакать, кричать, ожидая помощи взрослого. Формируется обусловленная реакция – «выученная беспомощность». Возникают трудности детсадовской, школьной адаптации. Неадекватная самооценка, отсутствие инициативности препятствуют установлению дружеских отношений.

Повышенные требования родителей к школьной успеваемости, достижению спортивных побед делают ребенка напряженным, тревожным. Чрезмерные нагрузки проявляются вегетативными нарушениями (головными болями, бессонницей). Противоположное отношение – стремление оградить ребенка от умственной, физической работы. Матери выполняют домашние уроки, читают вслух сказки. Итог: познавательный интерес снижается, развивается школьная неуспеваемость.

Осложнения

Гиперопека тормозит, искажает развитие детей. Избыточное беспокойство, тревожность родителей передаются ребенку. Формируются детские аффективные расстройства – невроз навязчивых состояний, фобический невроз. Гиперопека рассматривается как фактор риска мутизма – отсутствия речи при физиологической сформированности навыка. Зависимость, инфантилизм, несамостоятельность, неуверенность, тенденция избегать трудностей осложняют социальную адаптацию. Детям нелегко заводить дружеские отношения, справляться со школьной программой, выбирать будущую профессию. У подростков гиперопека способствует формированию шизоидного/истероидного типа личности либо провоцирует «бунт» – скандалы, уходы из дома, бродяжничество.

Диагностика

Непосредственно гиперопека не вызывает беспокойства родителей. Помощь специалистов необходима для диагностики аффективных, поведенческих отклонений ребенка, возникающих как последствие чрезмерной заботы, тотального контроля. Гиперпротекция выявляется при исследовании эмоционально-личностной сферы. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа. Врач-психиатр, медицинский психолог собирают анамнез, уточняют жалобы, расспрашивают о способах воспитания. По ответам ребенка предполагают наличие/отсутствие гиперконтроля взрослых.
  • Наблюдение. О гиперпротекции свидетельствует неуверенность, зажатость, повышенная тревожность ребенка либо демонстративное поведение, пренебрежительное отношение к ситуации обследования. Могут наблюдаться тики, навязчивости, сниженная речевая активность, избегание зрительного контакта.
  • Рисуночные тесты. Наиболее распространено применение методики «Рисунок семьи». Характерными признаками гиперопеки являются первоочередное изображение доминирующего родителя, большие размеры его фигуры, центральное расположение. Ребенок изображает себя вблизи, схожим образом, но меньшим по размеру.
  • Тесты интерпретации ситуаций. Используется детский апперцептивный тест, тест Розенцвейга. Общая черта итоговых данных – картинки воспринимаются ребенком как ситуации доминирования, контроля, управления, опеки.
  • Опросники. Анкетирование предлагается родителям. Результаты определяют тип воспитания, выявляют наличие гиперпротекции, но искажаются при соответствующей установке родителей. Используется методика PARI, опросник родительского отношения (В.В. Столин, А.Я. Варга), тест ЛИРИ.

Коррекция гиперопеки

На фоне лечения эмоционально-поведенческих нарушений ребенка проводится коррекция способа воспитания. Применяется ряд методов:

  • Психологическое консультирование. Родители узнают о различных типах воспитания, их влиянии на развитие ребенка. Основная задача специалиста – помочь осознать, принять факт наличия гиперопеки, установить причины, разобрать случаи реализации.
  • Когнитивно-поведенческая психотерапия. Цель индивидуальных сеансов – устранить неуверенность, страхи, тревожность. Выполняется коррекция эмоционального состояния, ошибочных когнитивных паттернов, вырабатываются продуктивные поведенческие сценарии, поддерживающие уверенность, независимость, спокойствие.
  • Семейная психотерапия. Используются тренинги коммуникации, сотрудничества, взаимопомощи, взаимопонимания. Родители и дети обучаются взаимодействовать вне рамок модели «доминирование-подчинение». Для закрепления результата врач-психотерапевт дает домашние задания, отслеживает их выполнение.

Прогноз и профилактика

Прогноз определяется способностью, желанием родителей осознать наличие проблемы, обратиться за помощью к специалистам. Ориентация на сотрудничество с психотерапевтом дает положительный результат. Профилактика требует критического отношения к собственным психологическим проблемам – страхам, комплексам, сложностям взаимоотношений. Важно знать основные стадии детского развития, выстраивать взаимоотношения, ориентируясь на ближайшую зону развития – понимая реализовавшиеся и потенциальные возможности ребенка. Необходимо научиться делегировать обязанности, обучать малыша бытовым, социальным навыкам, постепенно сокращая долю своего участия.

Опасности гиперопекающего воспитания: изучены точки зрения отцов

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст)PubMedPMIDAbstract (текст)CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию
Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: РезюмеРезюме (текст)АбстрактАбстракт (текст)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

Полнотекстовые ссылки

Уайли

Полнотекстовые ссылки

. 2013 март; 39(2):237-45.

doi: 10.1111/j.1365-2214.2011.01361.x. Epub 2012 13 февраля.

М Бруссони 1 , L L Olsen

принадлежность

  • 1 Кафедра педиатрии, Университет Британской Колумбии, Школа народонаселения и общественного здравоохранения, Университет Британской Колумбии, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада. [email protected]
  • PMID: 22329576
  • DOI: 10.1111/ж.1365-2214.2011.01361.х

М Бруссони и др. Здоровье по уходу за детьми Dev. 2013 март

. 2013 март; 39(2):237-45.

doi: 10.1111/j.1365-2214.2011.01361.x. Epub 2012 13 февраля.

Авторы

М Бруссони 1 , Л Л Олсен

принадлежность

  • 1 Кафедра педиатрии, Университет Британской Колумбии, Школа народонаселения и общественного здравоохранения, Университет Британской Колумбии, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада. [email protected]
  • PMID: 22329576
  • DOI: 10.1111/ж.1365-2214.2011.01361.х

Абстрактный

Фон: Преобладающий дискурс популярных СМИ, похоже, рисует пренебрежительную картину родителей, которые считаются чрезмерно озабоченными безопасностью своих детей. Вмешательства по профилактике детского травматизма часто направлены на то, чтобы повлиять на поведение родителей. Отцы все чаще участвуют в уходе за детьми, подчеркивая необходимость понимания их взглядов на чрезмерно опекающее родительское воспитание, поскольку это связано с соображениями предотвращения травм при активном взаимодействии со своими детьми.

Методы: Качественные интервью были проведены с 32 отцами детей в возрасте от 2 до 7 лет в городских условиях Канады. В ходе интервью были изучены отношение отцов к предотвращению травм и их практика, а также их убеждения в отношении чрезмерной защиты. При анализе данных использовались методы обоснованной теории.

Полученные результаты: Отцы отмечали субъективный характер чрезмерной опеки, ссылаясь на семейные, социальные и ситуационные факторы, сформировавшие их взгляды. Отцы рассматривали гиперопекающих родителей как испытывающих чрезмерные страхи, которые проявлялись в неготовности рисковать физической или психологической травмой. Они описали чрезмерную родительскую опеку как чрезмерное участие и чрезмерное ограничение детской деятельности; и выразил обеспокоенность тем, что в результате такого поведения у детей не будет уверенности в себе и жизненно важных навыков.

Заключение: Отцы считали проблематичным чрезмерно опекающее родительское поведение, которое ограничивает доступ к возможностям физического риска в попытке предотвратить в основном незначительные травмы. В области предотвращения травматизма может быть полезно учитывать точку зрения отцов при разработке программ, чтобы свести к минимуму вероятность того, что инициативы по обеспечению безопасности могут быть восприняты как пропаганда чрезмерной защиты детей. Формулирование сообщений о безопасности таким образом, чтобы они соответствовали взглядам отцов, может включать в себя поощрение надлежащей защиты и поощрение активного образа жизни.

© 2012 Блэквелл Паблишинг Лтд.

Похожие статьи

  • Нахождение баланса между риском и защитой: отношение и практика отцов к предотвращению детского травматизма.

    Бруссони М., Олсен Л. Бруссони М. и др. Джей Дев Бехав Педиатр. 2011 сен; 32 (7): 491-8. дои: 10.1097/DBP.0b013e31821bd1f5. Джей Дев Бехав Педиатр. 2011. PMID: 21516041

  • Взгляд отцов на свое финансовое положение, отношения отца и ребенка и предотвращение детского травматизма.

    Олсен Л.Л., Олифф Дж.Л., Бруссони М., Крейтон Г. Олсен Л.Л. и соавт. Am J Mens Health. 2015 Янв;9(1):15-25. дои: 10.1177/1557988313515699. Epub 2013 10 декабря. Am J Mens Health. 2015. PMID: 24334676

  • Мужчины об отцовстве в контексте предотвращения непреднамеренного травматизма у детей.

    Бруссони М., Крейтон Г., Олсен Л.Л., Олифф Д.Л. Бруссони М. и др. Am J Mens Health. 2013 Январь;7(1):77-86. дои: 10.1177/1557988312462739. Epub 2012 12 октября. Am J Mens Health. 2013. PMID: 23065137

  • Поведение отцов и детская психопатология.

    Флури Э. Флори Э. Clin Psychol Rev. 2010 Apr; 30 (3): 363-9. doi: 10.1016/j.cpr.2010.01.004. Epub 2010 25 января. Clin Psychol Rev. 2010. PMID: 20149945 Обзор.

  • Забытый родитель: понимание сил, влияющих на отношения заключенных отцов со своими детьми.

    Хейрстон CF. Хейрстон CF. Благополучие детей. 1998 сент.-окт.; 77(5):617-39. Благополучие детей. 1998. PMID: 9744076 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Сверхопекающий родительский опыт и ранние неадекватные схемы в подростковом и взрослом возрасте: систематический обзор и метаанализ.

    Брюйстерс, штат Нью-Йорк, Пилкингтон, округ Колумбия. Bruysters NYF и др. Клин Psychol Psychother. 2023 Янв;30(1):10-23. doi: 10.1002/cpp.2776. Epub 2022 16 августа. Клин Psychol Psychother. 2023. PMID: 35927065 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Родитель воспринимал барьеры и фасилитаторы детских авантюрных игр в Великобритании: рамочный анализ.

    Оливер Б.Э., Несбит Р.Дж., Макклой Р., Харви К., Додд Х.Ф. Оливер Б.Э. и соавт. Общественное здравоохранение BMC. 2022 1 апреля; 22 (1): 636. doi: 10.1186/s12889-022-13019-w. Общественное здравоохранение BMC. 2022. PMID: 35365107 Бесплатная статья ЧВК.

  • Взаимосвязь между материнской чрезмерной защитой, проблемами интернализации и экстернализации подростков и фрустрацией психологических потребностей: мультиинформационное исследование с использованием анализа поверхности реакции.

    Ван Петегем С., Антониетти Дж. П., Эйра Нуньес С., Кинс Э., Соененс Б. Ван Петегем С. и др. J Молодежь Подросток. 2020 Январь; 49 (1): 162-177. doi: 10.1007/s10964-019-01126-8. Эпаб 20193 окт. J Молодежь Подросток. 2020. PMID: 31583507

  • Переход от ползания к ходьбе: могут ли младенцы вызвать изменение восприятия их родителей?

    Лонгобарди К. , Квалья Р., Сеттанни М. Лонгобарди С. и др. Фронт Псих. 2016 1 июня; 7:836. doi: 10.3389/fpsyg.2016.00836. Электронная коллекция 2016. Фронт Псих. 2016. PMID: 27313558 Бесплатная статья ЧВК.

  • Может ли профилактика детского травматизма включать пропаганду здорового риска?

    Бруссони М., Брунель С., Пайк И., Сандсетер Э.Б., Херрингтон С., Тернер Х., Белэр С., Логан Л., Фузелли П., Болл Д.Дж. Бруссони М. и др. Инж Пред. 2015 Октябрь; 21 (5): 344-7. doi: 10.1136/injuryprev-2014-041241. Epub 2014 22 декабря. Инж Пред. 2015. PMID: 25535208 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

  • 9 0013 Полнотекстовые ссылки

    Уайли

    Укажите

    Формат: ААД АПА МДА НЛМ

    Отправить по телефону

    Последствия чрезмерной опеки родителей для ребенка, признаки чрезмерной опеки родителей Подписаться

    Написано для веб-сайта ParentCircle Обновление дизайна

    Знаете ли вы что гиперопекаемый ребенок во взрослом возрасте страдает от низкой уверенности в себе и самооценки? Читайте дальше, чтобы узнать, как чрезмерно опекающий стиль воспитания может негативно повлиять на вашего ребенка, когда он вырастет.

    От младенца до подростка

    • 39.3K
    • 2
    • 0

    Как родители, мы всегда хотим лучшего для наших детей. Мы хотим, чтобы они были счастливы и были защищены от суровых реалий мира. Но в этом стремлении некоторые из нас перебарщивают и становятся слишком заботливыми родителями, что приносит нашим детям больше вреда, чем пользы. И неблагоприятные последствия нашего властного стиля воспитания сохраняются не только в подростковом возрасте, но и во взрослой жизни.

    Почему некоторые родители проявляют чрезмерную опеку

    Как правило, родители очень заботятся о безопасности и благополучии своих детей. Согласен, что большинство родителей верят в способность своего ребенка справляться с проблемами, соответствующими возрасту. Тем не менее, некоторые родители чрезмерно обеспокоены и считают, что полностью обязаны защитить своего ребенка от всех опасностей, испытаний, трудностей и разочарований, которые время от времени может подкидывать жизнь. Такие родители проявляют чрезмерную опеку и склонны постоянно следить за своим ребенком и брать под контроль его жизнь. На самом деле, есть даже прозвище для мам, которые склонны быть властными мамами-вертолетами. Синдром чрезмерной опеки матери — еще один такой термин, который описывает матерей, которые чрезмерно беспокоятся о благополучии своего ребенка.

    Общие признаки чрезмерной опеки родителей

    • Не давать ребенку самостоятельности, держать его под жестким контролем
    • Делать ребенка зависимым, делая все за него
    • Всегда боятся, что с ребенком может случиться что-то неприятное, и переносят эти страхи к ребенку
    • Держитесь за ребенка во взрослом возрасте, чтобы удовлетворить свои эмоциональные потребности

    Признаки чрезмерной опеки детей

    • Чрезмерно зависят от родителей
    • Имеют низкую уверенность в себе и низкую самооценку
    • Чувствуют трудности или конфликты
    • Не способны мыслить самостоятельно или принимать решения самостоятельно
    • Не хотят брать на себя ответственность или признавать неудачи

    Что происходит, когда слишком защищен ребенок растет?

    Исследования показали, что чрезмерная опека скорее вредна, чем полезна для ребенка, приводя к неблагоприятным последствиям для его когнитивных и социально-эмоциональных навыков.

    Давайте посмотрим, как чрезмерно опекающий стиль воспитания влияет на ребенка, когда он переходит в подростковый возраст, а затем во взрослую жизнь.

    В подростковом возрасте

    • Когнитивные способности: В подростковом возрасте ребенок начинает отстаивать свою независимость. В подростковом возрасте мозг претерпевает несколько изменений, и это время, когда подростки работают над установлением своей личности. Но чрезмерно опекающий родитель не позволяет подростку создать собственное пространство из-за боязни потерять контроль над ребенком. Родитель продолжает воспитывать зависимость и в процессе удерживает ребенка от какого-либо значительного опыта обучения. Заключение подростка в узкие рамки влияет на его мыслительные и логические способности и мешает ему стать уверенным, ответственным и находчивым человеком.
    • Социально-эмоциональные навыки: Чрезмерно защищенному подростку не хватает уверенности в себе и низкая самооценка. Он считает, что не способен быть самостоятельным и постоять за себя. В результате ребенок становится легкой мишенью для хулиганов. Более того, чрезмерно опекающие родители не позволяют своим подросткам развивать узы дружбы. Таким образом, он лишается неотъемлемой части актёра. Это отсутствие здоровой социальной жизни может заставить его искать удовлетворения в отношениях с родителями, тем самым делая его еще более зависимым от них. С другой стороны, у гиперопекаемого подростка тоже есть шанс взбунтоваться против родителей, особенно из-за наложенных на него ограничений. Так как ребенок жаждет независимости, он начинает проверять границы. Это может привести к тому, что ребенок начнет вести себя рискованно, например, злоупотреблять алкоголем или наркотиками.

    В раннем взрослом возрасте

    • Когнитивные способности: У чрезмерно защищенной молодой взрослой женщины отсутствует чувство ответственности, и она продолжает оставаться зависимой от своих родителей. Если ей действительно необходимо уехать и жить самостоятельно, ей крайне трудно справиться с такой жизнью, поскольку она не обладает необходимыми жизненными навыками решения проблем, принятия решений и т.д. Поскольку она привыкла к тому, что о ней заботятся родители, она считает себя неудачницей среди своих более независимых сверстников. Ее низкий уровень уверенности подавляет ее мышление и мешает ей использовать свои навыки, поскольку она сомневается в своих способностях. Она также воздерживается от самовыражения или обмена своими творческими способностями из-за страха быть осужденной.
    • Социально-эмоциональные навыки: Она легко расстраивается и изо всех сил пытается справиться с проблемами, связанными с учебой, работой или отношениями. Поскольку она продолжает оставаться зависимой, она эмоционально слаба и ей трудно общаться со сверстниками. Если ее родители не могут приютить ее, она не знает, как двигаться вперед в жизни, поскольку она не научилась сталкиваться с проблемами и трудностями. Она сверхчувствительна и избегает любого риска, так как боится неудачи. Исследования также показывают, что чрезмерно защищенные люди подвергаются большему риску страдать от тревожных расстройств во взрослом возрасте, поскольку они всегда находятся в состоянии стресса из-за своих различных страхов.

    В позднем взрослом возрасте

    • Когнитивные способности: Даже в позднем взрослом возрасте чрезмерно защищенному человеку по-прежнему трудно брать на себя ответственность за свои действия. Ибо он вырос, не сознавая никакой ответственности. Его карьера страдает, так как он не способен к независимому мышлению, решению проблем или принятию решений. Он не может принять конструктивную критику и склонен негативно интерпретировать ситуацию. Кроме того, ему не хватает стремления двигаться вперед в карьере из-за низкой уверенности в себе. Неэффективный на работе, он переходит с одной работы на другую, поскольку не может справиться с трудностями своей работы.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts