Гипотезы исследования в работе по психологии » Заказ курсовых, контрольных, дипломных работ
Исследовательский вопрос и экспериментальные гипотезы. На основе анализа научной проблемы и поставленной цели исследования формулируется исследовательский вопрос (или гипотеза). Исследовательский вопрос определяет, что предполагается изучить в процессе исследования. Он может быть также поставлен в виде научной гипотезы, которая формулируется как предполагаемое решение проблемы. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (если в ходе исследования она опровергается) и верифицируемости (если в ходе исследования она подтверждается). Для того чтобы удовлетворять этим требованиям, она должна быть полностью раскрыта в простых эмпирических гипотезах. Построение общей научной гипотезы не является обязательным для исследования. Чтобы ответить на вопрос, поставленный в исследовании, эмпирической гипотезы (или двух-трех эмпирических гипотез) может быть вполне достаточно. Исследовательский вопрос и экспериментальные гипотезы.
Гипотеза описывает результат, который исследователь ожидает получить. В сущности — это предсказание.
Гипотеза должна быть верифицируемой, то есть проверяемой (подтверждаемой). Поэтому понятия (конструкты), которые она использует, и соответствующие суждения предположительного характера должны быть достаточно четкими, конкретными и операционализируемыми. Необходимо определить экспериментальные и математико-статистические критерии, при которых исследователь может утверждать, подтвердилась гипотеза или нет. Подтверждение гипотез основывается на фактах, аргументах и логических выводах.Эмпирические (или экспериментальные) гипотезы подлежат про¬верке путем сбора и обработки данных. Соответственно эксперимен¬тальные (эмпирические) гипотезы описываются как характеристики определенных переменных и их связи. Эти переменные должны быть операционализированы, то есть, сформулированы в терминах конкретной экспериментальной процедуры и измеряемых показателей. Всегда можно провести эксперимент (или исследование другого типа) по их непосредственной проверке.
Рассмотрим несколько принципов построения простых эмпирических гипотез.
Эмпирическая гипотеза должна обозначить две переменные и тип отношений, ожидаемый между ними. Например, рассмотрим переменные «психомоторная координация» и «самооценка». Исследователь ожидает выявить высокую самооценку у людей с хорошей психомоторной координацией и низкую самооценку среди тех, кто имеет худшую координацию. Гипотеза может быть сформулирована следующим образом: «Существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степенью самооценки». При этом слово «позитивная» может использоваться вместо слова «прямая» при сохранении смысла гипотезы.
Рассмотрим другой пример гипотезы: «Студенты различаются по уровню общей тревожности и по способности завязывать дружбу». Как видим, две переменные названы, но ожидаемое отношение между ними не формулируется. Улучшенная версия этой гипотезы может прояснить, что исследователь верит, что те, у кого выше общая тревожность, имеют меньшие способности завязывать дружбу: «У студентов существует обратная зависимость между уровнем общей тревожности и способностью завязывать дружбу».
Вместо слов «обратная зависимость» может использоваться слово «негативная» при сохранении смысла гипотезы.Когда есть независимая переменная, назовите конкретную зависимую переменную. В некоторых исследованиях независимые переменные представляют собой набор действий, совершаемых исследователем. Результат, который из этого следует, является зависимой переменной. Цель такого исследования (эксперимента) заключается в определении влияния независимой переменной на зависимую переменную. В гипотезе в этом случае должна называться конкретная зависимая переменная. В качестве примера рассмотрим следующую гипотезу: «Целенаправленное развитие пространственных представлений младших школьников является важным фактором успешного усвоения ими учебных знаний» В этом примере независимая переменная — целенаправленное развитие пространственных представлений. Однако выражение «важным фактором» предполагает, что существует зависимая переменная, которая не конкретизирована. Улучшенная версия гипотезы должна указывать, что в качестве зависимой переменной рассматриваются определенные показатели эффективности усвоения знаний.
Если связь переменных ожидается только среди определенной категории людей, необходимо назвать эту категорию в гипотезе. В следующем примере «дошкольники» определены как категория, интересующая исследователя: «У детей дошкольного возраста существует прямая связь между уровнем психомоторной координации и степенью самооценки».
Эмпирическая гипотеза должна быть достаточно конкретной. Рассмотрим следующую гипотезу: «Существует прямая связь между компьютерной грамотностью администраторов и использованием ими компьютеров». Улучшенный вариант данной гипотезы может быть такой: «Среди администраторов существует прямая связь между объемом тренинга, который они имели в использовании компьютеров, и количеством административных задач, которые они выполняют с использованием компьютеров». Улучшенный вариант гипотезы конкретнее, чем первый. В нем указывается смысл терминов «компьютерная грамотность» (то есть тренинг в использовании компьютеров) и «использование компьютера» (то есть количество административных задач, которые выполняются с использованием компьютеров).
Эмпирическая гипотеза формулируется в одном предложении. В следующем примере это правило нарушено: «Социальная тревожность ухудшает показатели коммуникации у студентов на занятиях. В результате студенты с высокой тревожностью будут менее успешны на этих занятиях». Скорректированный вариант гипотезы может быть такой: «Студенты с высоким уровнем социальной тревожности будут проявлять более низкие показатели коммуникации на занятиях, чем студенты с низким уровнем социальной тревожности». Если в гипотезе делается сравнение, сравниваемые элементы должны быть названы. В сравнениях обычно используются такие термины, «больше», «меньше», «выше», «ниже». Следующий пример гипотезы неудачен: «Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых».
В данном примере сравнение не завершено, поэтому вынуждает читателя делать предположения о группе (или группах), с которой первоклассники с низкими учебными достижениями сравниваются. Улучшенные варианты гипотезы:«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся со средними успехами»;
«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими успехами»;
«Первоклассники с низкими учебными достижениями более зависимы от психологической поддержки взрослых, чем учащиеся с высокими и средними успехами».
Данные варианты лучше, поскольку в них используется слово более. В приведенных выше примерах обратите внимание, что возможны разные варианты сравнений (Pyrczak, Bruce, 2005, p. 13).
Поскольку большинство гипотез имеет дело с поведением групп людей, то использование множественного числа является обычно предпочтительным. Неудачный пример: «При уходе на пенсию муж или жена будут испытывать меньший стресс, когда он или она удовлетворены браком, чем когда он или она менее удовлетворены браком». В этом примере слова единственного числа (муж или жена) обозначают участников исследования. Поскольку гипотеза будет проверяться с использованием групп мужей и жен, то более целесообразна улучшенная версия данной гипотезы: «Супруги, которые более удовлетворены браком, будут переживать меньший стресс при уходе на пенсию по сравнению с теми, кто менее удовлетворен браком».
Гипотеза должна содержать минимум слов или фраз, которые необходимы для выражения смысла (и не должна содержать лишних слов). Сравним, например, две гипотезы:
1) «Те из учителей начальных классов, которые преподают в школах, занимающихся по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку, чем те, кто преподает в начальной школе, занимающейся по традиционной программе»
2) «Учителя начальной школы, преподающие по экспериментальной программе, имеют более высокую самооценку по сравнению с теми, кто преподает по традиционной программе».
Как видим, второй пример формулировки гипотезы короче, однако его смысл достаточно ясен.
Гипотеза обычно называет переменные в том порядке, в каком они проявляются или измеряются. Неудачный пример гипотезы: «Более высокая общая тревожность будет наблюдаться среди взрослых людей которые испытали более длительные периоды сенсорной депривации». Улучшенный вариант гипотезы может быть сформулирован следующим образом: «Взрослые люди, испытавшие длительные периоды сенсорной депривации, будут проявлять более высокую общую тревожность по сравнению с теми, кто испытал меньшую депривацию».
Избегайте в гипотезах использования слов «значимый» или «значимость». Термины «значимый» и «значимость», как правило, указывают на значимость статистического критерия. Поскольку большинство эмпирических исследований используют такие критерии, упоминание их в гипотезах излишне. Компетентные читатели обычно предполагают, что вопрос о статистической значимости будет рассматриваться в разделе, где будут представлены количественные результаты исследования.
Избегайте в гипотезе использования слова «доказывает». Эмпирическое исследование не доказывает результаты по следующим трем причинам (там же, р. 17). Во-первых, эмпирическое исследование обычно основывается на определенных выборках из изучаемой популяции, и потому не исключено, что ни одна выборка не является полностью репрезентативной для соответствующей популяции. Во-вторых, нельзя исключить, что ни один тест или измерительная процедура не является совершенно валидной и надежной. И наконец, нельзя исключать, что в исследовании в той или иной форме проявилась непреднамеренная необъективность (исследователя или участников). Эта необъективность может иметь различные источники. Например, тестирование в контрольной группе случайно проходило в более шумной обстановке, чем в экспериментальной группе. Или помощник исследователя непреднамеренно внушил определенные ответы респондентам в опроснике по изучению мнений. Таким образом, исследователи не должны наивно полагать, что они доказывают что-то эмпирическими исследовательскими методами. Наоборот, они должны признать, что они собирают данные, которые дают только определенную степень уверенности относительно выводов. Чем больше исследователь сделал для уменьшения ошибок, тем больше может быть его уверенность в том, что полученные результаты обоснованны. Исследовательская гипотеза должна предполагать наличие определенных отношений между переменными, а не между показателями соответствующих измерительных шкал. Показатели, полученные с помощью тестов, опросников, наблюдений или экспериментальных процедур, являются всего лишь показателями соответствующих переменных (понятий). Это значит, что, используя другие адекватные из¬мерительные процедуры, исследователь получит такие же отношения между данными переменными. Научно-психологическое исследование изучает отношения между переменными, а не между количественными показателями. Соответственно должны формулироваться и гипотезы. Неправильно сформулировать гипотезу так: «Чем больше показатели самооценки по методике Лесенка у мальчиков 4 класса, тем больше их показатели агрессивности по тесту фрустрационных реакций». Правильно сформулировать гипотезу так: «Чем выше самооценка мальчиков 4 класса, тем выше их агрессивность».
Избегайте в гипотезе точных статистических предсказаний. Точные статистические предсказания редко могут быть обоснованы. К тому же их почти невозможно подтвердить. Поэтому нецелесообразно указывать на точное процентное соотношение изучаемых показателей в сравниваемых выборках или на уровень значимости статистического вывода, ожидаемый исследователем при использовании определенного критерия.
Эмпирические гипотезы могут быть четырех типов:
A) гипотезы о наличии явления;
Б) гипотезы о наличии связи между явлениями;
B) гипотезы о наличии причинной связи между явлениями;
Г) гипотезы о наличии различий в явлениях.
Классификация, включающая первые три типа, была предложена
В.Н. Дружининым (2001). Я считаю, что достаточно характерными для эмпирических исследований являются также гипотезы типа (Г).
Проверка гипотез типа А заключается в выявлении факта существования определенного психического явления, свойства или признака. Существуют или не существуют феномены экстрасенсорного восприятия, есть ли феномен «сдвига к риску» при групповом принятии решения, сколько символов удерживает человек одновременно в кратковременной памяти? Все это гипотезы о фактах.
Гипотезы типа Б — о связях между явлениями. К таким предположениям относится, например, гипотеза о зависимости между интеллектом детей и их родителей или же гипотеза о том, что экстраверты более склонны к риску, а интроверты более осторожны. Эти гипотезы проверяются в ходе измерительного исследования, которое чаще называют корреляционным исследованием. Их результатом является установление линейной или нелинейной связи между процессами или обнаружение отсутствия таковой.
Гипотезы типа В — о причинно-следственных связях. В экспериментальную гипотезу включаются независимая переменная, зависимая переменная, отношения между ними и уровни дополнительных переменных.
Гипотезы типа Г — гипотезы о различиях (количественных или качественных) в проявлении определенного признака (или психического явления) у людей определенной категории.
Рассмотренные типы гипотез могут использоваться как основа для формулирования ваших исследовательских гипотез. Формулировке гипотез может помочь также знакомство с типологией Р. Готтсданкера.
Он выделяет следующие варианты экспериментальных гипотез.
— контргипотеза — экспериментальная гипотеза, альтернативная основному предположению. Возникает автоматически;
— конкурирующая экспериментальная гипотеза — экспериментальная гипотеза об отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Проверяется только в лабораторном эксперименте;
— точная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между единичной независимой переменной и зависимой в лабораторном эксперименте. Проверка требует выделения независимой переменной и «очищения» ее условий;
— экспериментальная гипотеза о максимальной (или минимальной) величине — предположение о том, при каком уровне независимой переменной зависимая принимает максимальное (или минимальное) значение. «Негативный» процесс, основанный на представлении о двух базисных процессах, оказывающих противоположное действие на зависимую переменную, при достижении определенного (высокого) уровня независимой переменной становится сильнее «позитивного». Проверяется только в многоуровневом эксперименте;
— экспериментальная гипотеза об абсолютных и пропорциональных отношениях — точное предположение о характере постепенного (количественного) изменения зависимой переменной с постепенным (количественным) изменением независимой. Проверяется в многоуровневом эксперименте;
— экспериментальная гипотеза с одним отношением — предположение об отношении между одной независимой и одной зависимой переменными. Для проверки экспериментальной гипотезы с одним отношением может быть использован и факторный эксперимент, но вторая независимая переменная является при этом контрольной;
— комбинированная экспериментальная гипотеза — предположение об отношении между определенным сочетанием (комбинации двух (или нескольких) независимых переменных, с одной стороны, и зависимой переменной — с другой. Проверяется только в факторном эксперименте (Готтсданкер, 1982).
В исследовании может быть несколько гипотез. В этом случае они формулируются в том порядке, в котором проверялись. Их можно включить в одно предложение, если оно при этом остается достаточно лаконичным и ясно выражает их смысл, или сформулировать в отдельных предложениях. При этом целесообразно их (гипотезы) обозначить цифрами или буквами.
Гипотеза может указывать направление связи между переменными, а может и не указывать на характер этой связи. Однако гипотезы, указывающие направление и характер связи между переменными, более типичны, поскольку автор обычно имеет определенное мнение на этот счет.
Если же исследователь не знает, какого характера связи между переменными можно ожидать, то имеет смысл вместо гипотезы сформулировать цель или вопрос, который ставится в исследовании. Предположим, что мы не имеем никаких научных оснований предполагать, кто более агрессивен в определенных жизненных ситуациях: мужчины или женщины. Однако предполагаем, что определенные различия существуют. В этом случае можно сформулировать ненаправленную гипотезу: «Существуют различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин» или цель: «Выявить различия в степени агрессивности у мужчин и женщин». Можно также сформулировать исследовательский вопрос: «Существуют ли различия в степени проявления агрессивности у мужчин и женщин?»
Если вы проводите исследование, основанное не на количественных измерениях, а на качественных описаниях, то формулировка цели исследования или исследовательского вопроса также более целесообразна, чем формулировка гипотезы. Например, вопрос о различиях в агрессивности мужчин и женщин, возможно, касается не столько степени их агрессивности, сколько форм и сфер проявления агрессии. В таком случае более целесообразно не количественное исследование, а качественное описание соответствующих форм поведения. В этом случае исследовательский вопрос может быть такой: «Каковы различия в проявлениях агрессии у мужчин и женщин?»
Т.В. Корнилова. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте: Psychology OnLine.Net
Т.В. Корнилова. Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте
Добавлено Psychology OnLine. Net
15.03.2009
Владение нормативами экспериментального рассуждения предполагает умение ориентироваться в системе гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте: в соотношении теоретической и экспериментальной гипотез, экспериментальных и статистических гипотез, исходных и «конкурирующих» объяснений.
Цель эксперимента – проверить исследовательскую, или «рабочую», по словам Б. Теплова, гипотезу, которая направлена на правдоподобное объяснение возможности видеть в управляемом факторе «воздействие», детерминирующее изменения зависимой переменной. Такое понимание соотношения рабочей гипотезы и собственно экспериментальной гипотезы фиксирует различие исторического и логического способов изложения результатов экспериментального исследования. То, что эксперимент может проводиться для сбора новых данных, относительно которых еще не сложилось схем их психологических интерпретаций, фиксируется в понятии рабочей гипотезы. Гипотеза как догадка о закономерности, лежащей в основе взаимосвязи НП и ЗП, может появиться и после получения результатов опытов. Однако при логическом способе построения отчета об экспериментальных данных последние рассматриваются в контексте вопроса, для ответа на который проводился эксперимент. В таком случае гипотеза является уже не просто догадкой, а утверждением о виде эмпирической зависимости и возможном ее объяснении.
Теоретическая и экспериментальная гипотезы. Гипотеза как высказывание, истинность или ложность которого заранее неизвестны, но может быть установлена опытным путем, направляет построение любого исследования. Выполняется ли это исследование методом наблюдения или эксперимента, зависит от типа утверждения о психологической закономерности. Гипотезы, включающие утверждения каузального типа, проверяются только в экспериментальном исследовании. Рассматриваемые далее соотношения между уровнями теоретической и экспериментальной гипотез касаются предположений именно о каузальных закономерностях.
С одной стороны, каузальная гипотеза как догадка представлена утверждением «X воздействует на Y так, что. ..», т.е. является описанием отношения между НП и ЗП. С другой стороны, это утверждение устанавливает законообразность или причинный характер названного отношения, а значит, рассматривается как проявление истинности другого высказывания – теоретической гипотезы. Для экспериментов с научными целями характерна направленность на проверку эмпирических гипотез ради пополнения теоретического знания. При проведении экспериментов с практическими целями гипотетическое объяснение и теоретическая гипотеза могут не иметь места, но это не значит, что не должны быть сформулированы доводы о возможностях обобщения экспериментальных данных. Если целью организации экспериментов в практических целях является прогноз на реальные виды деятельности, ситуации и т.д., то обобщение, направленное в будущее, занимает свое место в выводах.
Итак, при логическом представлении экспериментальных данных, получаемых с познавательной (или исследовательской) целью, началом рассмотрения является не рабочая гипотеза, а теоретическая, благодаря которой по принципу организации условного суждения «если. .. то…» эксплицируется экспериментальная гипотеза. Являясь утверждением о каузальной зависимости, экспериментальная гипотеза автоматически порождает высказывание, противопоставляющее ей противоположное утверждение.
Эксперимент может сравниваться с игрой, а в игре есть возможность выигрыша и проигрыша. Контргипотеза, противоположная по содержанию экспериментальной, есть проигрыш, но проигрыш этот может также служить цели прибавления знания, как и выигрыш. Если нет возможности сформулировать опровержение экспериментальной гипотезы с точки зрения возможности получить противоречащие ей опытные данные, значит, сформулированное высказывание не может иметь статус гипотезы. Известно, что гипотеза – это утверждение, истинность или ложность которого не известны, но могут быть проверены опытным путем. Формулирование экспериментальной гипотезы и контргипотезы определяет, в каких направлениях могут рассматриваться ожидаемые эмпирические данные.
Экспериментальная гипотеза ставится в такие критические условия проверки, чтобы равными были шансы получить данные как «за», так и «против» предполагаемой в ней эмпирической закономерности. На этом уровне подразумевается (или формулируется) одновременно и проверка контргипотезы как отрицания предполагаемой каузальной зависимости, следующего из получения данных против исходной гипотезы. Полученные данные должны рассматриваться в первую очередь под этим углом зрения – какая из двух зависимостей установлена эмпирически. Кроме того, одна и та же эмпирическая закономерность может допускать разные причинные интерпретации исходя из разных теоретических посылок или переосмысления «технических» условий проверки гипотезы. Эти другие объяснения называются третьей (по отношению к экспериментальной и контргипотезе) конкурирующей гипотезой. Понятно, что этих «третьих» может быть более чем одна. Однако статистически оцениваются шансы именно экспериментальной и контргипотезы. Тот факт, что поля оцениваемых экспериментально гипотез и возможных других интерпретационных гипотез не тождественны, выступает в качестве одного из «парадоксов К. Поппера» [45].
Психологические и статистические гипотезы. Уровень статистических гипотез – это необходимый компонент проверки психологических гипотез, если исследователь претендует на признание полученных результатов в качестве достоверных или значимых и готов количественно оценить вероятность ошибок при принятии решений об экспериментальных фактах. Это решения о том, имело ли место различие между показателями ЗП в разных экспериментальных условиях и какие конкретно различия можно описать на уровне статистически значимых закономерностей. В статистических гипотезах уже нет утверждения о каузальном характере влияния НП. Статистические гипотезы – это гипотезы о выборочных значениях фиксируемых показателей. Такие гипотезы основаны на представлениях о распределении вероятностей в некотором «выборочном пространстве» событий. Статистическая проверка гипотезы состоит в выяснении того, насколько совместима эта гипотеза с имеющимся (наблюдаемым) результатом «случайного выбора».
Уровень значимости (р) есть вероятность отвергнуть статистическую гипотезу Н0, когда она верна. Выбор уровня значимости произволен. Однако есть ряд правил для ориентировки в степени возможного произвола. Уровень значимости связан с оценкой количества опытов или величиной выборок. Обычно указывается минимальный уровень значимости, на котором можно отвергнуть гипотезу. С этим уровнем связано установление того минимального экспериментального эффекта, который будет признан экспериментатором достаточным для суждения: «в экспериментальном и контрольном условиях наблюдалось такое-то различие между выборочными значениями переменной». Различают формулировки нуль-гипотезы (Н0) как гипотезы об отсутствии различий и направленной гипотезы (Н1) о наличии значимых различий. Утверждение об отвержении нуль-гипотезы служит одним из оснований такой оценки эмпирических данных, что они свидетельствуют в пользу принятия выдвинутого в экспериментальной гипотезе предположения.
Сама экспериментальная гипотеза не может считаться «доказанной». Она остается открытой для дальнейшей проверки – в других исследованиях, другими методическими средствами или на основе переформулирования входящих в нее гипотетических конструктов. Однако она может быть отвергнута на основании того, что не отвергнутой – на выбранном уровне значимости – осталась нуль-гипотеза. Возможно также получение результатов, когда уровень значимости недостаточен для суждения о том, можно или нет отвергнуть нуль-гипотезу. Этот случай рассматривается как требование искать третье объяснение (т.е. рассматривать влияние НП за рамками контекста экспериментальной и контргипотезы). Р. Готтсданкер в главе 6 своего учебника приводит пример того, как связаны области отвержения и неотвержения статистической гипотезы с областями принятия экспериментальной или конкурирующей гипотезы и непринятия ни одной из них.
Статистические решения основаны на вероятностных суждениях. С этим связан один из парадоксов развития экспериментального метода: детерминистски сформулированные утверждения о каузальных зависимостях оцениваются вероятностно. Это еще один из «парадоксов К. Поппера». В отношении к проверке психологических гипотез он также специально обсуждается [82]. Экспериментальная гипотеза включает обычно детерминистски сформулированное объяснение отношения между НП и ЗП при определенном уровне других – дополнительных – переменных. Предполагается, что в реальных условиях устанавливаемая зависимость должна «пробить себе дорогу» сквозь цепь случайностей или незапланированных влияний со стороны побочных переменных. Вероятностно оценивается не само отношение между переменными и не истинность психологического объяснения, а достоверность того, что ожидаемая зависимость эмпирически установлена.
Специальная фиксация на постоянном уровне «третьих» переменных по отношению к НП и ЗП имеет следующую функцию, важную в психологическом исследовании. Они задают или ограничивают широту распространения выводов из эксперимента на другие ситуации, в которых новый уровень «третьей» переменной (например, мотивации людей) вызовет изменение отношения между Х и Y. Такие переменные входят обычно в гипотезу в качестве условий, для которых сохраняется зависимость, и называются дополнительными (ДП). Статистически влияние этих дополнительных переменных не оценивается, если только они не рассматриваются в факторных схемах в качестве самостоятельной НП.
Обратим внимание на то, что выборочные значения показателей в формулировках статистических гипотез не являются психологическими переменными. Применение статистических критериев также реализуемо и для других – непсихологических переменных.
Гипотеза исследования: определение, типы и примеры
Гипотеза (множественное число гипотез) — это точное, поддающееся проверке утверждение о том, что, согласно прогнозам исследователя, будет результатом исследования. Об этом говорится в начале исследования.
Обычно это включает в себя предположение возможной взаимосвязи между двумя переменными: независимой переменной (что изменяет исследователь) и зависимой переменной (что измеряет исследование).
В исследованиях принято, что гипотеза записывается в двух формах: нулевая гипотеза и альтернативная гипотеза (называемая экспериментальной гипотезой, когда методом исследования является эксперимент).
Фундаментальное требование к гипотезе состоит в том, чтобы ее можно было проверить относительно реальности, а затем подтвердить или отвергнуть.
Чтобы проверить гипотезу, исследователь сначала предполагает, что между популяциями, из которых они взяты, нет различий. Это известно как нулевая гипотеза. Гипотезу исследования часто называют альтернативной гипотезой.
В этой статье
Типы исследовательских гипотез
Альтернативная гипотеза
Альтернативная гипотеза утверждает, что существует взаимосвязь между двумя изучаемыми переменными (одна переменная влияет на другую).
Экспериментальная гипотеза предсказывает, какие изменения произойдут в зависимой переменной при изменении независимой переменной.
В нем говорится, что результаты не случайны и что они важны с точки зрения поддержки исследуемой теории.
Нулевая гипотеза
Нулевая гипотеза утверждает, что между двумя изучаемыми переменными нет связи (одна переменная не влияет на другую). Не будет никаких изменений в зависимой переменной из-за манипулирования независимой переменной.
В нем говорится, что результаты получены случайно и не являются существенными с точки зрения поддержки исследуемой идеи.
Ненаправленная гипотеза
Ненаправленная (двусторонняя) гипотеза предсказывает, что независимая переменная окажет влияние на зависимую переменную, но направление воздействия не указано. Просто написано, что будет разница.
Например, будет разница в том, сколько цифр правильно вспоминают дети и взрослые.
Направленная гипотеза
Направленная (односторонняя) гипотеза предсказывает характер влияния независимой переменной на зависимую переменную. Он предсказывает, в каком направлении произойдут изменения. (т.е. больше, меньше, меньше, больше)
Например, взрослые правильно вспомнят больше слов, чем дети.
Фальсифицируемость
Принцип фальсификации, предложенный Карлом Поппером, представляет собой способ разграничения науки и не-науки. Он предполагает, что для того, чтобы теория считалась научной, она должна быть проверена и предположительно доказана как ложная.
Сколько бы подтверждений теории ни было, достаточно одного встречного наблюдения, чтобы опровергнуть ее. Например, гипотезу о том, что «все лебеди белые», можно опровергнуть, наблюдая черного лебедя.
Для Поппера наука должна пытаться опровергнуть теорию, а не постоянно поддерживать теоретические гипотезы.
Можно ли доказать гипотезу?
После анализа результатов альтернативная гипотеза может быть отвергнута или поддержана, но никогда не может быть доказана ее правильность.
Мы должны избегать любых ссылок на результаты, подтверждающие теорию, так как это предполагает 100% уверенность, и всегда есть шанс, что могут существовать доказательства, которые могут опровергнуть теорию.
Как написать гипотезу
- 1. Чтобы написать альтернативную и нулевую гипотезы для исследования, вам необходимо определить ключевые переменные в исследовании. Независимая переменная управляется исследователем, а зависимая переменная является результатом который измеряется.
- 2. Операционализировать исследуемые переменные. Операционализация гипотезы относится к процессу превращения переменных в физически измеримые или проверяемые, т.е. если вы собираетесь изучать агрессию, вы можете посчитать количество ударов, нанесенных участниками
- 3. Определите направление вашего прогноза. Если в литературе есть данные, подтверждающие специфическое влияние независимой переменной на зависимую переменную, напишите направленную (одностороннюю) гипотезу. Если в литературе имеются ограниченные или неоднозначные данные о влиянии независимой переменной на зависимая переменная, напишите ненаправленную (двухстороннюю) гипотезу.
- 4. Напишите свою гипотезу. Хорошая гипотеза кратка (т. е. лаконична) и содержит ясный и простой язык.
Каковы примеры гипотез?
Давайте рассмотрим гипотезу, с которой могут согласиться многие учителя: учащиеся работают лучше в понедельник утром, чем в пятницу днем (IV=день, DV=стандарт работы).
Теперь, если мы решим изучить это, дав одной и той же группе студентов урок в понедельник утром и в пятницу днем, а затем измерив их немедленный отклик на материал, пройденный на каждом занятии, мы получим следующее:
- Альтернативная гипотеза утверждает, что учащиеся вспомнят значительно больше информации в понедельник утром, чем в пятницу днем.
- Нулевая гипотеза утверждает, что не будет существенной разницы в количестве, отозванном в понедельник утром по сравнению с днем в пятницу. Любая разница будет вызвана случайностью или мешающими факторами.
Таким образом, нулевая гипотеза является противоположностью альтернативной гипотезе в том смысле, что она утверждает, что в поведении не будет изменений.
В этот момент вы можете спросить, почему нас так интересует нулевая гипотеза. Наверняка альтернативная (или экспериментальная) гипотеза важнее?
Ну да, это так. Однако мы никогда не сможем на 100% доказать альтернативную гипотезу. Вместо этого мы смотрим, можем ли мы опровергнуть или отвергнуть нулевую гипотезу.
Если мы отклоняем нулевую гипотезу, это на самом деле не означает, что наша альтернативная гипотеза верна, но обеспечивает поддержку альтернативной/экспериментальной гипотезы.
6 примеров гипотез в психологии — StudiousGuy
Гипотеза — один из важнейших этапов психологического исследования. Гипотеза относится к предположению или временному заявлению, сделанному исследователем перед выполнением эксперимента относительно возможного результата этого эксперимента. Гипотезу можно проверить с помощью различных научных и статистических инструментов. Это логическое предположение, основанное на предыдущих знаниях и исследованиях, связанных с исследуемой проблемой. В этой статье мы узнаем о значении гипотезы, источниках гипотезы и различных примерах гипотезы.
Источники гипотез
Формулировка хорошей гипотезы — непростая задача. Нужно позаботиться о различных важных шагах, чтобы получить точную гипотезу. Формулировка гипотезы требует как творчества исследователя, так и его многолетнего опыта. Исследователь должен использовать критическое мышление, чтобы избежать каких-либо ошибок, таких как выбор неправильной гипотезы. Хотя гипотеза считается первым шагом перед дальнейшими исследованиями, такими как сбор данных для эксперимента, формулировка гипотезы также требует сбора определенного объема данных. Сбор данных для формулирования гипотезы относится к обзору литературы, связанной с рассматриваемой темой, и к пониманию предыдущих исследований по соответствующей теме. Ниже приведены некоторые из основных источников гипотезы, которые могут помочь исследователю сформулировать правильную гипотезу.
- Обзор аналогичных исследований и литературы, посвященной аналогичной проблеме.
- Изучение имеющихся данных, связанных с проблемой.
- Обсуждение проблемы с коллегами или профессиональными исследователями по поводу исследуемой проблемы.
- Тщательное исследование и расследование путем проведения полевых интервью или опросов людей, которые непосредственно связаны с расследуемой проблемой.
- Иногда «институт» известного и опытного исследователя также рассматривается как хороший источник формулировки гипотезы.
Примеры реальных гипотез
1. Нулевая гипотеза и примеры альтернативной гипотезы
Любая процедура решения исследовательской задачи начинается с формулировки нулевой гипотезы и альтернативной гипотезы. Альтернативная гипотеза предполагает наличие связи между изучаемыми переменными, а нулевая гипотеза отрицает связь между изучаемыми переменными. Ниже приведены примеры нулевой гипотезы и альтернативной гипотезы, основанной на проблеме исследования.
Пример 1
Исследовательская задача: Какую пользу приносит ежедневное употребление яблок для вашего здоровья?
Альтернативная гипотеза: Ежедневное употребление яблока снижает вероятность посещения врача.
Нулевая гипотеза : Ежедневное употребление яблока не влияет на частоту посещения врача.
Пример 2
Исследовательская задача: Как влияет много времени на мобильные телефоны на концентрацию внимания подростков.
Альтернативная проблема: Время, проведенное за мобильным телефоном, и концентрация внимания имеют отрицательную корреляцию.
Нулевая гипотеза: Не существует никакой корреляции между использованием мобильных устройств подростками и их концентрацией внимания.
Пример 3
Задача исследования: Как влияет предоставление сотрудникам гибкого графика работы на уровень удовлетворенности работой.
Альтернативная гипотеза : Работники, у которых есть возможность гибкого рабочего графика, больше удовлетворены работой, чем сотрудники, у которых нет гибкого рабочего графика.
Нулевая гипотеза: Нет никакой связи между обеспечением гибкого графика работы и удовлетворенностью работой.
2. Примеры простых гипотез
Гипотеза, включающая только одну независимую переменную (переменную-предиктор) и одну зависимую переменную (переменную-результат), называется простой гипотезой. Например, у детей больше шансов получить клиническую депрессию, если их родители также страдали клинической депрессией. Здесь независимой переменной являются родители, страдающие клинической депрессией, а зависимой переменной или переменной результата является клиническая депрессия, наблюдаемая у их ребенка/детей. Другие примеры простой гипотезы приведены ниже,
- Если руководство предоставляет сотрудникам официальные перерывы на обед, вероятность того, что сотрудники будут брать перерывы за пределами предприятия, снижается. Здесь предоставление перерывов на перекус является независимой переменной, а сотрудники с меньшей вероятностью берут перерыв за пределами предприятия — зависимой переменной.
- Студенты, которые спали восемь часов перед экзаменом, сдадут экзамены лучше, чем студенты, которые не спали восемь часов. Здесь восьмичасовой сон для экзамена является независимой переменной, а лучшая успеваемость на экзамене — зависимой переменной.
3. Примеры сложных гипотез
Если гипотеза включает более одной независимой (переменная-предиктор) или более одной зависимой переменной (переменная-результат), она называется сложной гипотезой. Например, клиническая депрессия у детей связана с семейным анамнезом клинической депрессии и стрессовым и лихорадочным образом жизни. В этом случае есть две независимые переменные, то есть семейный анамнез клинической депрессии и беспокойного и стрессового образа жизни, и одна зависимая переменная, то есть клиническая депрессия. Ниже приведены еще несколько примеров комплексной гипотезы 9.0003
- Если тренеры тренажерного зала рекомендуют вам добавить в свой рацион больше зеленых овощей, орехов и фруктов, это улучшит выносливость и иммунитет. Это пример сложной гипотезы, потому что здесь представлены три независимые переменные, то есть орехи, зеленые овощи и фрукты в вашем рационе, и две зависимые переменные, то есть улучшение «выносливости» и «иммунитета».
- Учащиеся, которые перед экзаменом повторяли дважды, спят восемь часов и завтракают перед экзаменом, с большей вероятностью наберут больше баллов на экзаменах, чем учащиеся, которые не делают того же. Здесь независимыми переменными являются восьмичасовой сон, завтрак и повторение перед экзаменом, в то время как зависимая переменная отмечена баллами на экзаменах.
4. Логические примеры гипотез
Если имеется не так много доказательств и исследований, связанных с рассматриваемой проблемой, то исследователь может воспользоваться помощью общей логики для формулировки гипотезы. Логическая гипотеза доказывается с помощью различной логики. Например, если исследователь хочет доказать, что животному для выживания нужна вода, то это можно логически проверить с помощью логики, согласно которой «живые существа не могут выжить без воды». Ниже приведены еще несколько примеров логических гипотез 9.0003
- Тиа плохо разбирается в математике, поэтому она не выберет бухгалтерский сектор своей карьерой.
- Если существует связь между раком кожи и ультрафиолетовыми лучами, то люди, подвергающиеся большему воздействию ультрафиолетовых лучей, более склонны к раку кожи.
- Существа, принадлежащие к разным планетам, не могут дышать в земной атмосфере.
- Существа, живущие в море, используют анаэробное дыхание, а те, кто живет вне моря, используют аэробное дыхание.
5. Примеры эмпирических гипотез
Эмпирическая гипотеза возникает, когда утверждение проверяется путем проведения различных экспериментов. Эта гипотеза является не просто идеей или понятием, а относится к утверждению, которое подвергается различным пробам и ошибкам, и на результат могут влиять различные посторонние переменные. Методы проб и ошибок дают ряд результатов, которые можно проверить с течением времени. Ниже приведены примеры эмпирической гипотезы 9.0003
- Голодный кот быстро доберется до конечной точки через лабиринт, если еда будет помещена в конечную точку, то кошка не голодна.
- Люди, употребляющие витамин С, имеют более сияющую кожу, чем люди, употребляющие витамин Е.
- Рост волос происходит быстрее после употребления витамина Е, чем витамина К.
- Растения будут расти быстрее с удобрением X, чем с удобрением Y.
6. Примеры статистических гипотез
Утверждения, истинность которых можно доказать с помощью различных статистических инструментов, считаются статистической гипотезой. Исследователь использует статистические данные об области или группе при анализе статистической гипотезы. Например, если вы изучаете уровень IQ женщин, принадлежащих к нации X, будет практически невозможно измерить уровень IQ каждой женщины, принадлежащей к нации X. Здесь на помощь приходят статистические методы. Исследователь может выбрать выборку населения, т. е. женщин, принадлежащих к разным штатам или провинциям нации X, и провести статистические тесты на этой выборке, чтобы получить средний IQ женщин, принадлежащих к нации X. Ниже приведены примеры. статистической гипотезы.
- 30 процентов женщин, принадлежащих к нации X, работают.
- 50 процентов людей, живущих в саванне, старше 70 лет.
- 45 процентов бедняков в Соединенных Штатах не имеют образования.
Значение гипотезы
Гипотеза играет очень важную роль в экспериментальных исследованиях, поскольку она направлена на предсказание любого конкретного результата эксперимента. Гипотеза играет важную роль, побуждая исследователей сосредоточиться только на соответствующей области исследования. Однако гипотеза требуется не всем исследователям. Тип исследования, направленного на обнаружение фактов, т. е. историческое исследование, не нуждается в формулировке гипотезы. В историческом исследовании исследователи ищут доказательства, связанные с человеческой жизнью, историей определенной области или возникновением какого-либо события, это означает, что у исследователя нет веских оснований делать предположения в этих видов исследований, следовательно, гипотеза в данном случае не нужна. Как заявил Хиллуэй (1964)
Когда целью исследования является только установление фактов, гипотеза не требуется».
Гипотеза не может быть важной частью описательных или исторических исследований, но она является важной частью для исследователей-экспериментаторов. Ниже приведены некоторые моменты, которые показывают важность формулирования гипотезы перед проведением эксперимента.
- Гипотеза представляет собой предварительное утверждение о результатах эксперимента, которое можно проверить и проверить. Это помогает исследователю напрямую сосредоточиться на изучаемой проблеме, собирая соответствующие данные в соответствии с переменными, упомянутыми в гипотезе.
- Гипотеза облегчает направление к экспериментальному исследованию. Это помогает исследователю анализировать, что имеет значение для исследования, а что нет. Это экономит время исследователя, поскольку ему не нужно тратить время на просмотр нерелевантных исследований и литературы, а также не позволяет исследователю собирать нерелевантные данные.