Предмет психологической науки, отрасли психологии
Предмет психологии. В научном употреблении термин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных, или психических явлений, которые каждый человек осознаёт в результате самонаблюдения. Позднее, в 17-19 веках сфера исследований психологов значительно расширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы (бессознательное) и деятельность человека.
С XIX в. психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний. Постепенно психологические исследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении веков концентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только к субъективным явлениям сознания. Однако до сих пор по сложившейся веками традиции за этой наукой сохраняется ее прежнее название.
Что же является предметом изучения психологии? Прежде всего психика человека, включающая в себя многие субъективные явления. Например, с помощью познавательных процессов человек познает мир. К познавательным процессам относятся ощущение и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь. Психические свойства и состояния личности регулируют общение с людьми, участвуют в управлении действиями и поступками. К ним относятся потребности, мотивы, цели, интересы, воля, чувства и эмоции, склонности и способности.
В свою очередь психические процессы, состояния и свойства человека зависимы от условий жизни, от того, как организовано взаимодействие человека с природой и обществом (деятельность и общение). Поэтому общение и деятельность составляют предмет современных психологических исследований.
Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
Психология и поведение людей связаны, с одной стороны, с биологической природой человека, с другой — с его индивидуальным опытом, с третьей — с законами функционирования общества. В последнем случае исследуется зависимость психики и поведения человека от существующих методов обучения и воспитания, от места, занимаемого им в обществе, отношений, складывающихся у человека с окружающими людьми, от видов деятельности, в которых непосредственно участвует.
Структура современной психологической науки. Современная психология представляет собой разветвленную систему научных дисциплин. Их можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные (или базовые, общие) психологические науки имеют значение для понимания психологии и поведения людей, независимо от их профессиональной ориентации, возраста, личностных особенностей и пр. Общие отрасли ставят и решают проблемы, одинаково важные для развития всех без исключения научных направлений. Специальные (прикладные) отрасли выделяют вопросы, представляющие особый интерес для познания какой-либо одной или нескольких групп явлений.
Рассмотрим некоторые фундаментальные и прикладные отрасли психологии.
В курсе общей психологии дается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, характеризуются основные научные понятия психологии. Результаты исследований в области общей психологии — фундаментальная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки.
Общая психология исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность содержит психические свойства, которые определяют поведение человека. Это — эмоции, способности, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.
Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных курса.
Специальные отрасли психологии включают генетическую психологию, психофизиологию, дифференциальную психологию, возрастную психологию, социальную психологию, педагогическую психологию, медицинскую психологию, патопсихологию, юридическую психологию, психодиагностику, психотерапию и ряд других отраслей.
Генетическая психология изучает наследственные механизмы психики и поведения, их зависимость от генотипа. Дифференциальная психология выявляет и описывает индивидуальные различия поведения, способностей, деятельности людей, предпосылки этих различий и процессы их формирования.
Возрастная психология изучает онтогенез различных психических процессов и психологических качеств личности. Она также имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, психология юности, психология взрослого и пожилого человека и геронтопсихология.
Генетическая, дифференциальная и возрастная психология вместе взятые являются научной основой для понимания законов психического развития ребенка.
Педагогическая психология изучает психологические закономерности обучения и воспитания. К ее разделам относятся: психология обучения, психология воспитания, а также психология учителя и психология учебно-воспитательной работы с аномальными детьми.
Психодиагностика ставит и решает проблемы психологической оценки уровня развития детей и их дифференциации.
Медицинская психология объединяет ряд отраслей психологической науки, имеющих дело с отклонениями от нормы в психике и поведении человека. Задача этих отраслей психологической науки — объяснить причины возможных психических нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения.
Медицинская психология подразделяется на патопсихологию, изучающую психические заболевания; нейропсихологию, изучающую соотношение психических явлений с физиологическими мозговыми структурами; психофармакологию, изучающую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; психотерапию, изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного; психопрофилактику и психогигиену.
Психология аномального развития (или специальная, коррекционная психология) включает ряд отраслей: олигофренопсихологию (психология умственно-отсталых детей), сурдопсихологию (психология плохо слышащих детей), и другие отрасли. Такие знания необходимы, когда педагог имеет дело с детьми с задержкой психического развития, или умственно-отсталыми детьми, или так называемыми трудными, в том числе педагогически запущенными детьми или детьми, нуждающимися в психологической помощи.
Социальная психология изучает человеческие взаимоотношения в обществе, в разного рода группах, в частности в семье, школе, в ученическом и педагогическом коллективах. Такие знания необходимы для психологически правильной организации воспитания.
Психология труда изучает психологические аспекты научной организации труда и имеет ряд разделов: инженерная психология, авиационная психология, космическая психология и пр.
Юридическая психология рассматривает усвоение человеком правовых норм и правил поведения.
Военная психология исследует и прогнозирует поведение человека в условиях боевых действий и после участия в них, психологические стороны взаимоотношений начальников и подчиненных, методы психологической пропаганды и контрпропаганды и т.д.
Спектр практического применения психологии чрезвычайно широк и включает задачи разного масштаба — от исследования восприятия человеком показаний прибора до изучения массовидных психических явлений. Психологические аспекты можно выявить в глобальных проблемах современности (борьба за сохранение мира, охрана окружающей среды, освоение космоса и др.) и в вопросах повседневной жизни людей (снятие эмоциональной напряженности, преодоление межличностных конфликтов и др.).
Отрасли психологии. Роль психологии в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров
Отрасли психологии. Роль психологии в подготовке высококвалифицированных педагогических кадров. Психология и педагогика.
Какие есть отрасли психологии, расшифровываем. Психология познавательных процессов: она изучает такие психические явления как ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, все это познавательные процессы. Почему познавательные процессы? От слова познание, мы всегда направлены на внешние. Но, кстати говоря, не только на познание внешней окружающей среды, но и на познание внутренней среды, когда мы познаем с помощью внутренних ощущений, познаем себя. Что мы, почему мы испытываем, стресс, радость или что — то еще. Обычно радость мы не анализируем, а просто радуемся, не важно почему. А вот когда нам плохо, мы начинаем анализировать, почему нам плохо и почему у нас стресс. Пытаемся что-то придумать.
Психология личности исследует возможности самореализации, самосовершенствования личности и управление поступками личности. А так же характер, потребности, мотивы и волю.
Психология человеческого общения изучает межличностные отношения: деловые, личные, интимные, любовь. Влечение, дружба.
И особым подразделом здесь стоит психология управления, изучающая взаимоотношения подчиненного и управляющего. На самом деле это традиционная сфера управления, но не обязательно один человек может управлять другим, только если они находятся в состоянии социального подчинения. Человек может управлять другим, даже если они находятся в равных социальных плоскостях, но просто один является доминирующим, а другой ведомым. Ведущий и ведомый. Один может управлять другим. иногда бывает так, что например в какой-то социальной группе может быть лидер, не формальный лидер, который обладает, как раз, функциями, свойствами руководителя. Бывает так, что в организации официально руководитель один, прописанный по штатному расписанию, а неформальным лидером является совсем другой человек. И именно этот не формальный лидер управляет коллективом и климатом в коллективе. И зачастую может управлять самим руководителем. Поэтому очень важно, если вы руководитель, быть как формальным так и не формальным лидером. Либо уметь управлять не формальным лидером. Чтобы тот, кто есть не формальный лидер, вы должны понимать его, видеть его и он, этот человек, не формальный лидер должен работать и на ваши цели. Например: вы руководитель, ушли на обед, а весь коллектив собрался и вместе обедает и они разговаривают о других вещах и лидер в этом коллективе, может быть совсем другой человек.
Общая психология. Раздел общих понятий и положений, характеризующих психику человека в целом. Фундаментальная общая психология.
И специальные отрасли психологии. Мы их просто назовем. Например: генетическая, исследующая наследственные механизмы психики и поведения.
Дифференциальная, рассматривающая различия между отдельными индивидами.
Педагогическая, рассматривающая психологические аспекты воспитания и обучения.
Возрастная психология, рассматривающая различия развития психики, в зависимости от возраста.
Одно высказывание, к вопросу по поводу педагогов и роли психологии в образовании. Педагог без знания психологии все равно, что хирург без обезболивания. Для менеджера это тоже подходит. Если менеджер не знает психологию человека, то он будет больно ранить людей — своих подчиненных. Тем, что все время будет ломать через коленку психологию человека, а я требую и как хотите, хоть до утра мне выньте и положите план. То тем самым будут искалечены судьбы людей, увольнять их будут и т.д. Это все сложно очень. А всего-навсего надо было этого человека в другой отдел перевести, потому что он не может работать с документами, у него творческий склад ума, у него темперамент совсем другой. Не его работа, нужно увидеть этого человека, перевести его на другой фронт работы и будет счастье и ему и вам, как руководителю.
Подразделы психологии – психология и науки о мозге
5 февраля 2020 г.
Психология — это изучение разума и поведения как людей, так и животных. Оно многогранно, с широким спектром подполей. Те, кто изучает психологию, могут заниматься различными профессиями и программами. Вы также получаете обширные знания об использовании научного метода, а также о том, как он применяется для понимания поведения человека и животных в рамках различных интересующих тем. В этой статье будет представлено краткое описание нескольких областей специализации, которыми можно заниматься. В этих подполях есть бесчисленное множество перспективных профессий, которые будут освещаться в течение семестра командой по работе со СМИ!
Клиническая психология
Специалисты в области клинической психологии занимаются оценкой, диагностикой и лечением пациентов с тяжелыми психическими расстройствами, включая психопатологию, на основе исследований. Клиническая психология применяет психологические принципы для оценки, профилактики, лечения и реабилитации этих различных психических расстройств.
Аномальная психология
Аномальная психология изучает ненормальное или нетипичное поведение людей. Некоторые очень часто изучаемые аномалии включают шизофрению, диссоциативные расстройства, тревожные расстройства, расстройства личности и расстройства настроения.
Психология развития
Психология развития — это изучение человеческого поведения и изменений на протяжении всей жизни. Одной из основных тем психологии развития является спор о природе и воспитании: как наше генетическое наследие взаимодействует с нашим опытом, формируя наше развитие.
Когнитивная психология
Область когнитивной психологии изучает психические процессы, включая память, язык, внимание, ощущения, творчество, обучение, сознание и решение проблем. Как эти различные психические процессы влияют на поведение человека, находится в центре внимания когнитивной психологии.
Судебная психология
Судебная психология — прикладная область, изучающая взаимодействие права и психологии. Те, кто делает карьеру в этой области, могут работать в тюрьмах, следственных изоляторах, реабилитационных центрах, юридических фирмах и т. д.
Социальная психология
Социальная психология — это изучение убеждений, мыслей, поведения, намерений и целей людей и их влияния на социальные взаимодействия с другими людьми. Темы, охватываемые социальной психологией, включают себя, самооценку, предрассудки и дискриминацию, групповые процессы, социальное влияние, агрессию и стереотипы.
Психология здоровья
Область психологии здоровья охватывает влияние биологических, социальных и психологических факторов на здоровье и болезнь. Психологи здоровья используют взаимодействие этих факторов для пропаганды здорового поведения и профилактики заболеваний.
Количественная психология
Количественная психология фокусируется на математическом и статистическом анализе поведения человека или животных. Количественные психологи часто участвуют в разработке и реализации научных исследований и методологий.
Психология ввода-вывода
Промышленная/организационная психология характеризуется изучением человеческого поведения в организациях и на рабочем месте. Психологи I/O решают проблемы на рабочем месте, реализуют программы обучения, оценивают рыночные стратегии и оптимизируют качество трудовой жизни.
- Психологический блог
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ ПСИХОЛОГИИ — Richards on the Brain
Подростковая психология : область психологии, изучающая нормальное и ненормальное «поведение» подростков. Он включает в себя психические процессы, а также наблюдаемые реакции. (MeSH) Включает исследования «психологии развития», посвященные подростковому возрасту. (NCIt)
Биологическая психология : изучение взаимосвязей биологии и психологии в «когнитивном» функционировании, включая интеллектуальные, «память» и связанные с ними нейрокогнитивные процессы. (NCIt) фокусируется на взаимосвязи между поведением и физическими системами тела. (Хоккенбери, 13)
Детская психология : изучение нормального и ненормального поведения детей. (MeSH) Изучение психологических, эмоциональных и перцептивных изменений, которые происходят в течение (детства). (Collin, 260) Включает исследования развития, посвященные детству (NCIt)
Клиническая нейропсихология : специальность в профессиональной психологии, которая применяет принципы «оценки» и вмешательства, основанные на научном изучении поведения человека в его отношении к нормальному и ненормальное функционирование «центральной нервной системы». Специальность посвящена улучшению понимания взаимосвязей между мозгом и поведением и применению таких знаний к человеческим проблемам. Клинические нейропсихологи занимаются нейроповеденческими проблемами, связанными с приобретенными или связанными с развитием «расстройствами» «нервной системы». Типы проблем чрезвычайно разнообразны и включают такие состояния, как «слабоумие», сосудистые нарушения, «болезнь Паркинсона» и другие нейродегенеративные расстройства, черепно-мозговые травмы, «судорожные» расстройства, «неспособность к обучению», нервно-психические расстройства, инфекционные заболевания, поражающие центральную нервная система, нарушения развития нервной системы, метаболические заболевания и неврологические последствия медицинских расстройств или лечения. (APA, Публичное описание клинической нейропсихологии)
Когнитивная нейропсихиатрия : связь между психическими и физическими расстройствами головного мозга. (Рамачандран, 3)
Клиническая психология : раздел психологии, занимающийся психологическими методами распознавания и лечения «расстройств поведения». (MeSH) Изучает причины, лечение и профилактику различных типов психологических расстройств, таких как «тревога» или «депрессия», «расстройства пищевого поведения» и хроническое злоупотребление психоактивными веществами (Хоккенбери, 14 лет). . Клинические психологи оценивают, диагностируют, прогнозируют, предотвращают и лечат психопатологию, психические расстройства и другие индивидуальные или групповые проблемы, чтобы улучшить приспособление поведения, адаптацию, личную эффективность и удовлетворение. Что отличает клиническую психологию как специальность общей практики, так это широта решаемых проблем и обслуживаемых групп населения. В «исследованиях», «образовании», «обучении» и практике основное внимание уделяется индивидуальным различиям, ненормальному поведению и психическим расстройствам, их предотвращению и улучшению образа жизни. (APA, Public Description of Clinical Psychology) Клинический психолог обычно имеет докторскую степень по психологии, которая включает интенсивную подготовку по лечению людей с психологическими расстройствами. (Хоккенбери, 14)
Психолог : специалист, который может поговорить с пациентами и их семьями об эмоциональных и личных проблемах и может помочь им принять решение. (NCIt)
Когнитивная психология : раздел психологии, который пытается изучить и понять, как работают «когнитивные» процессы. (Кардвелл, 50) Основное внимание уделяется роли психических процессов в том, как люди обрабатывают и запоминают информацию, развивают речь, решают проблемы и думают. (Хоккенбери, 10) Поведенческая и когнитивная психология — это специальность в профессиональной психологии, которая отражает экспериментально-клинический подход, отличающийся использованием принципов человеческого обучения и развития и теорий когнитивной обработки для содействия значимым изменениям в неадекватном человеческом поведении и мышлении. (APA, Публичное описание когнитивной психологии)
Сравнительная психология : раздел психологии, изучающий сходства или различия в поведении разных видов животных, разных рас или народов. (MeSH)
Консультативная психология : общая врачебная практика и специальность поставщика медицинских услуг в области профессиональной психологии. Основное внимание уделяется личному и межличностному функционированию на протяжении всей жизни, а также эмоциональным, социальным, профессиональным, образовательным, связанным со здоровьем, связанным с развитием и организационным проблемам. Психология консультирования сосредоточена на типичных или нормальных проблемах развития, а также на атипичном или неупорядоченном развитии, поскольку она применима к человеческому опыту с индивидуальной, семейной, групповой, системной и организационной точек зрения. Психологи-консультанты помогают людям с физическими, эмоциональными и психическими расстройствами улучшить самочувствие, облегчить дистресс и дезадаптацию, разрешить кризисы. Кроме того, практикующие врачи этой профессиональной специальности обеспечивают оценку, диагностику и лечение психопатологии. (APA, Публичное описание психологии консультирования) Область, связанная с клинической психологией. (Хоккенбери, 14)
Лицензированный профессиональный консультант : (специалист, который) дает советы и помощь лицам с образовательными или личными проблемами. (MeSH) Имеет как минимум степень магистра консультирования с обучением методам оценки, консультирования и терапии. В большинстве штатов требуется лицензирование или сертификация. (Хоккенбери, 549) Также упоминается как «советник».
Межкультурная психология : раздел психологии, изучающий влияние «культуры» на поведение и психические процессы. (Хоккенбери, 13)
Педагогическая психология : раздел психологии, занимающийся психологическими аспектами обучения и формальным процессом обучения в школе. (MeSH) Обязуется открыть те аспекты человеческой природы, которые наиболее явно связаны с образованием. (Пайл, 10) Изучение того, как люди всех возрастов «учатся». Педагоги-психологи помогают разрабатывать учебные методы и материалы, используемые для обучения людей как в образовательных, так и в рабочих условиях. (Хоккенбери, 13)
Экспериментальная психология : раздел психологии, стремящийся узнать больше об основных причинах поведения путем изучения различных психологических «феноменов» в контролируемых экспериментальных ситуациях. (MeSH) Описывает исследования, посвященные таким основным темам, как сенсорные процессы, принципы обучения, «эмоции» и «мотивация». (Хоккенбери, 13)
Семейная психология : широкая и общая специальность в профессиональной психологии, основанная на принципах теории систем с межличностной системой «семьи» в центре внимания оценки, вмешательства и исследования. Примерами решаемых проблем являются семья проблемы в отношениях, проблемы с воспитанием детей, нагрузка на опекунов, «стресс» на работе и в семье, поведенческие проблемы детей или подростков, трудности в общении и (и) координация индивидуального лечения в социальных системах (APA, Public Description of Family Psychology). Терапевт обычно имеет степень магистра и опыт парной или семейной терапии. Во многих штатах требуется лицензирование (Hockenbury, 549).)
Психология здоровья : основное внимание уделяется роли психологических факторов в развитии, профилактике и лечении заболеваний. Изучает, как биологические, поведенческие и социальные факторы влияют на здоровье, болезнь, лечение и поведение, связанное со здоровьем. (Hockenbury, 13, 477)
Промышленная и организационная психология : раздел прикладной психологии, связанный с применением психологических принципов и методов для решения производственных проблем, включая отбор и обучение рабочих, условия труда и т. д. (MeSH) отношения между людьми и работой. (Хоккенбери, 14) Характеризуется научным изучением поведения человека в организациях и на рабочем месте. Основное внимание уделяется выведению принципов индивидуального, группового и организационного поведения и применению этих знаний для решения проблем на работе. (APA, Public Description of Industrial Psychology) Также называется «психологией ввода-вывода».
Онтология : наука или изучение бытия; та часть «метафизики», которая относится к природе или сущности бытия или существования. (Оксфорд) В информатике — точная формальная спецификация того, как представлять объекты, понятия и другие объекты, которые, как предполагается, существуют в некоторой интересующей области, и отношения между ними. (NCIt)
Парапсихология : раздел психологии, изучающий паранормальное поведение и явления, такие как «телепатия», «предвидение» и «ясновидение», которые невозможно объяснить современными «естественными законами». (МеШ)
Психология личности : исследует индивидуальные различия и характеристики, которые делают каждого человека уникальным, включая то, как эти характеристики возникли и развились. (Hockenbury, 13)
Психиатрия : медицинская наука, занимающаяся происхождением, диагностикой, профилактикой и лечением психических расстройств. (MeSH)
Психиатрическая медсестра : имеет степень зарегистрированной медсестры (RN) и выбрала психиатрию или уход за психическим здоровьем в качестве специальной области. Обычно работает в психиатрическом отделении больницы или в общественном центре психического здоровья. (Хоккенбери, 549 г.)
Социальный работник-психиатр : имеет степень магистра социальной работы. Обучение включает стажировку в агентстве социального обслуживания или центре психического здоровья. В большинстве штатов требуется сертификация или лицензирование (Hockenbury, 549)
Психиатр : врач, специализирующийся на профилактике, диагностике и лечении психических, эмоциональных и поведенческих расстройств. (NCIt) Имеет медицинское образование плюс годы специализированной подготовки в области лечения психологических расстройств. Пациентов с психическими расстройствами могут лечить как клинические психологи, так и психиатры. Однако только психиатры могут назначать медицинские процедуры или назначать лекарства. (Хоккенбери, 14)
Психонейроиммунология : междисциплинарная область, изучающая взаимосвязь между психологическими процессами, функциями нервной и эндокринной систем и иммунной системой. (Hockenbury, 486)
Психопатология : научное исследование происхождения, симптомов и развития психологических расстройств (Hockenbury, 507)
Психофармакология : научное исследование воздействия наркотиков на поведение. (Cardwell, 197) Изучение влияния наркотиков на настроение, мышление и поведение. (Kandel4, 58) Включает применение психофармакологических принципов, научных данных и клинической практики к отдельным психопатологиям и проблемам в различных группах населения. Он уникальным образом сочетает в себе научные исследования поведения, его биологических основ и взаимодействия лекарств с последними для получения острых и долгосрочных терапевтических изменений в нормальном и ненормальном функционировании. (АПА, Публичное описание психофармакологии)
Школьная психология : раздел психологии, изучающий влияние членства в группе на поведение, отношения и убеждения человека. (MeSH) Основное внимание уделяется разработке программ, способствующих интеллектуальному, социальному и эмоциональному развитию детей, в том числе детей с особыми потребностями. Область, связанная с педагогической психологией. (Хоккенбери, 13) Специальность врача общей практики и поставщика медицинских услуг, связанная с наукой и практикой психологии с детьми, молодежью, семьями; учащиеся всех возрастов; и школьный процесс. Базовое образование и подготовка школьных психологов подготавливают их к оказанию ряда услуг по психологической диагностике, оценке, вмешательству, профилактике, укреплению здоровья, а также разработке программ и оценке с особым акцентом на процессы развития детей и молодежи в контексте школ. , семьи и другие системы. (АПА, Публичное описание школьной психологии)
Соматическая психология : раздел психологии, который отслеживает телесные ощущения как способ лечения травмы. (Blakeslee, 214)
Спортивная психология : навык, который использует психологические знания и навыки для достижения оптимальных результатов и благополучия спортсменов, развития и социальных аспектов участия в спорте, а также системных проблем, связанных со спортивными условиями и организациями.