Рисунок психологический: Тест на самокопание: Рисунок несуществующего животного

Содержание

Психологические тесты по изображениям и рисункам, интерпретационные ответы к ним

Психология занимается изучением природы человека и может объяснить различные формы его поведения. Такая возможность, как исследование характерных особенностей личности по рисункам, переросла в целую методику. Исследовательские тесты подходят как для детей, так и для взрослых. Методики крайне просты и не требуют особенной подготовки для проведения. Результаты же поражают своей точностью. Какие наибоее распространенные психологические тесты по неосознанным рисункам?

  • Рисуночный тест «Нарисуй дом»
  • Рисуночный тест «Выбери фигуру»
  • Рисуночный тест «Что таят в себе каракули?»
  • Рисуночный тест «Тайны внутреннего мира»
    • Ответы на психологический тест «Тайны внутреннего мира»

Рисуночный тест «Нарисуй дом»

Задание теста легко понять исходя из названия психологического теста. Интерпретировать результаты по рисункам также несложно, психология человека устроена таким образом, что он сам того не подразумевая расскажет о своём внутреннем мире.

  1. Человек, изобразивший многоэтажное здание, имеет «сложный» замкнутый характер и склонность к замыканию на собственных проблемах. Низкий уютный домик говорит о том, что нарисовавшему срочно требуется покой и отдых от наскучивших будней. Изображённый на рисунке сказочный замок свидетельствует о несерьёзности и легкомысленности. Обнесённый забором дом означает тайное желание оградиться от окружающих, и чем выше ограда, тем замкнутее личность. Но если жильё украшено цветами и живописными кустами, то можно говорить об открытом, общительном и жизнерадостном человеке. Лица, нуждающиеся в защите и поддержке, окружают свой дом высокими деревьями с пышной кроной.
  2. Гостеприимные люди изображают просторный дом на первом плане, человек, чувствующий себя отверженным, рисует маленький домик вдали. Личности, находящиеся в конфликтной ситуации, пририсовывают ступеньки, идущие в глухую стену.
    Отсутствие дверей говорит о том, что человеку сложно раскрыться перед окружающими. Также чересчур маленькие или двери с большим замком свидетельствуют об отчуждённости и нежелании впускать кого-то в свой внутренний мир. А широко распахнутые двери рисуют открытые, доброжелательные, общительные люди.
  3. ​Некоторые очень любят пририсовывать печную трубу. Так вот когда из неё идёт дым, это значит, что человек находится в эмоциональном напряжении. Возможно, ему не хватает дружеской поддержки или семейного тепла.
  4. По характеру окон на рисунке можно судить о характере человека. Если окон слишком много, значит, личность коммуникабельная, а если нет совсем — враждебная. Прикрытые занавесками ставни рисуют люди, для которых весьма значительны отношения с окружающими. Отсутствие штор указывает на прямолинейную личность, которая в некоторых ситуациях может вести себя развязано.

Данный рисуночный тест может выступать как самостоятельное исследование, а может стать ключом к другим заданиям, в которых человек изобразил дом.

Рисуночный тест «Выбери фигуру»

На листе изображаются квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг. Человеку предлагают сначала выбрать одну фигуру, которую он ассоциирует с самим собой, а потом расположить оставшиеся элементы в порядке личного предпочтения. Психологический ответ складывается из двух составляющих: выбранная первой фигура характеризует доминирующие черты личности, остальные детали дополняют образ.

Неисправимые трудоголики на первое место ставят квадрат. Такие люди всегда с упорством и усердием доводят начатое до конца, они обладают прекрасной памятью и чувством ответственности. Идеалисты не упускают из виду никаких деталей и любят «раскладывать всё по полочкам». Несомненно, подобные качества оказываются полезными на работе, но очень мешают в личной жизни. Семейное счастье гарантировано в том случае удастся найти вторую половинку с таким же характером.

Треугольник выбирают истинные лидеры, сильные, смелые, энергичные, уверенные в себе, умеющие трезво оценивать ситуацию и здраво анализировать происходящее. Во всех сферах жизни эти люди право решающего голоса оставляют за собой, не меняют принятых решений и не умеют признавать собственные ошибки. Вся жизнь проходит в соперничестве и борьбе за первое место.

Личности — «прямоугольники» находятся в состоянии постоянного изменения. Они непоследовательны и непредсказуемы, всегда чем-то недовольны и всё время ищут что-то лучшее. Наивность и любознательность порождают не только живой интерес ко всему неизведанному, но и невероятную смелость. Поэтому такие люди редко бывают одиноки.

Выбравшие круг всегда стремятся к гармонии. Стараниями этих филантропов поддерживается дружеская обстановка в рабочем коллективе и благоприятная атмосфера в семейном союзе. Они умеют выслушать и поддержать, очень чувствительны и проницательны. Психология может стать для них делом всей жизни.

Разомкнутый зигзаг — предпочтение креативных творческих натур. Зачастую они бывают экспрессивны и эксцентричны, почти всегда наивны и непрактичны. Отменная интуиция, тонкое чувство юмора и умение со всеми найти общий язык компенсируют недостатки.

Рисуночный тест «Что таят в себе каракули?»

Непроизвольные вождения ручкой по листку бумаги могут многое рассказать о характере человека.

  1. Спирали, круги и волнистые линии выводят люди, сосредоточенные исключительно на собственных переживаниях. Их не интересуют проблемы окружающих, они редко испытывают чувство сострадания и не любят, чтобы им «плакались в жилетку». Пика эгоизма они достигают в момент межличностного кризиса, в безмятежные периоды спокойствия эксцентристы более лояльны к окружающим.
  2. Цветы, солнце, гирлянды и прочие рисунки, в основе которых лежит круг, свидетельствуют о недостатке общения. Возможно, что человек мечтает о преданной дружбе или искренней любви.
  3. Сетки чертят неловкие люди с мягким и уступчивым характером. Они легко прощают обиды, не показывают своего раздражения и очень часто пребывают в состоянии морального неравновесия. Чуткие и заботливые окружающие способны проявить заботу и «сгладить острые углы». А вот оказавшихся в «недобрых» руках поджидает опасность в виде психологических расстройств: депрессий, стрессов и нервных срывов.
  4. Рисующие сердца натуры стремятся не просто объять всех окружающих, но и заразить своей любвеобильностью каждого прохожего. Некоторые натуры в связи с нормами воспитания стараются не показывать в открытую свои чувства, но так сложно прятать под маской холодности бурю накрывающих с головой эмоций.
  5. Если рисунок стал напоминать
    узор на обоях
    , то значит человеку срочно нужно что-то менять в жизни. Вероятно, наскучившая обыденность говорит лишь о том, что выбран неправильный путь и необходимо срочно свернуть на нужную дорожку. Обретение самого себя и истинного предназначения наполнит жизнь смыслом.
  6. Кресты указывают на тягостные мысли, чувство вины и душевное беспокойство. Хотя бывает и такое, что переживания напрасны, просто перед вами личность с повышенным чувством долга и ответственности.
  7. На людей, рисующих человечков, не стоит возлагать слишком больших надежд и слишком серьёзных обязанностей. Они неисполнительны и необязательны, редко доводят начатое до конца, а если и доводят, то исключительно под строгим руководством.
  8. Геометрические фигуры присуще изображать людям с твёрдыми убеждениями и чёткими целями. Они точно знают чего хотят от жизни и как этого добиться, уверенно и спокойно идут к цели и редко сбиваются с намеченного пути.
  9. Закомплексованные натуры любят расчерчивать шахматные доски. Хотя в большинстве случаев положение дел оказывается надуманным, а человек не таким уж и никчёмным, как себе представляет.

Эта психологическая проба считается одной из самых правдивых. Ведь та информация, которую человек выдаёт неосознанно, считается самой истинной. Все тайные мысли, скрытые переживания, неоправданные надежды проецируются на бумагу.

Рисуночный тест «Тайны внутреннего мира»

Очень интересный и простой в исполнении психологический тест, который в итоге может дать значительные ответы на многие жизненные вопросы. Для проведения понадобятся ручка (или карандаш), чистый листок и несколько минут свободного времени.

Для начала необходимо разделить лист на четыре равные части. В левом верхнем секторе нужно нарисовать точку, в правом верхнем секторе — прямоугольник, в левой нижней части изображается знак «=», а правая нижняя часть остаётся пустой. Теперь необходимо отбросить все посторонние мысли, успокоиться и приступить к выполнению теста. Для этого требуется дорисовать в первых трёх полях всё, что в первую очередь придёт в голову. Не стоит тратить усилия на шедевральные картины, пусть на одно изображение уходит не более 15 секунд. А в последнем квадрате следует нарисовать плывущую по волнам лодку. Вот и всё, можно приступать к расшифровке.

Ответы на психологический тест «Тайны внутреннего мира»

  1. Левый верхний рисунок рассказывает о взаимодействии с окружающим миром. Если были дорисованы ещё точки или другие мелкие разрозненные детали, значит, речь идёт о коммуникабельной открытой личности. А спирали, круги, овалы указывают на замкнутого отчуждённого человека.
  2. Правый верхний рисунок
    раскрывает внутреннее «я». Эгоистичные натуры стараются уменьшить площадь соприкосновения рисунка с прямоугольником либо вообще рисуют элементы в стороне от фигуры. Добродушные, общительные люди связывают своё изображение с предложенным. Чаще всего это стена, параллелепипед, кирпич. Альтруисты, как правило, вырисовывают дом.
  3. Третий рисунок отвечает за отношения с противоположным полом. Чем меньше деталей и чем дальше они от линий, тем легче и проще выстраивается нить общения. Неуверенные в себе личности рисуют нагромождённые пирамиды из различных символов и знаков.
  4. Последний рисунок — это любовь. Романтики пририсовывают много лишних деталей: паруса, звёзды, облака, вёсла, люди, животные. Практичные натуры с твёрдым характером и чуждые сентиментальности изображают упрощённую схему без изысков и замысловатостей. Бросающиеся в чувства как в омут с головой страстные мечтатели без сомнений нарисуют бушующее море, на волнах которого раскачивается лодка любви.

Каждый желает взглянуть на себя со стороны, оценить психологию внутреннего мира под другим углом. Определить психологический портрет можно с помощью рисунков. Человек самопроизвольно изложит на бумаге все особенности личности, даже те, в которых самому себе сложно признаться.

Читать онлайн «Психологический рисунок личности, или Как разбираться в людях», Аркадий Егидес – Литрес

© Егидес А., 2022

©  ООО «Издательство АСТ», 2023

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

* * *

Аркадий Петрович Егидес – врач-психиатр, доктор психологических наук, профессор кафедры конфликтологии Московской финансово-промышленной академии (МФПА), специалист по психологии личности и психологии познавательных процессов. Автор книг и статей по психологии, основатель исследований по конфликтологии в России.

Основатель популярного клуба культуры общения «Маленький принц» (1981). Руководитель Центра психологической культуры при Московской финансово-промышленной академии (МФПА).

* * *

«У меня было много учителей, потому что я жадно учился у многих, но человеком, указавшим мне мой путь в практическую психологию, был Аркадий Петрович Егидес… Тот, кто когда-либо встречал его, не забудет его никогда. Он был специалистом по конфликтам, исключительно сильным теоретически и почти необоримым практически… Многие неглупые люди убеждены, что в моих книгах нет никакой философии, есть просто житейский практицизм и здравый смысл. Я рассматриваю это как комплимент и благодарю за это лично Аркадия Петровича – я учился этому у него. Я учился у него вниманию к повседневной и более чем живой обыденной жизни».

Н. И. Козлов – основатель Тренинг-Центра «Синтон», ректор Университета практической психологии, психолог, публицист, преподаватель, популяризатор практической психологии. Автор научно-популярных книг по психологии

Мы хотим уметь разбираться в людях. Но чтобы понять, что это значит, постараемся выяснить, как разбираться, предположим, в автомобилях. Автомобилист знает, что грузовик менее поворотлив, чем легковушка, но он может взять больше груза. Что «шестерка» приемиста, мгновенно набирает скорость, а вот «Москвич-2141» тяжеловат на подъем. Что в девятой вазовской модели задний ход врубается перемещением рычага передачи вперед, а в шестой – назад.

Итак, разбираться в предметах – это знать, чего от них ждать и как ими управлять. А значит, надо уметь по каким-то явным или более скрытым признакам видеть предмет в его своеобразии. В мире автомобилей это не так сложно, а вот отличить гадюку от ужа уже сложнее. Но нужно. Так и с людьми.

Конечно, как всякая аналогия, это рассуждение не полная истина, но дает ключ к пониманию. У моей жены-блондинки волосы длинные и развеваются при ветре вместе с шарфиком от Ренуара, а у его жены-брюнетки стрижка под три нуля, но она умудряется еще и завить волосы. И в то же время ясно: и моя жена, и его жена – истероидки. В отличие от жены третьего нашего друга, у которой волосы средней длины, «чтобы шампуня уходило меньше», и причесывается она на косой пробор, пользуясь заколками-невидимками. Она не истероидка, а эпилептоидка. Это ясно. Мне и коллегам. Даже без психологического микроскопа, к каковому можно приравнять батареи тестов. Но если и вы хотите вот так – по прическе, пуговицам, остротам, жестам и другим мелочам – научиться видеть личность, как палеонтолог по одной кости восстанавливает облик древнего животного,

прочтите эту книгу.

В 1990 году в соавторстве с Н. Ш. Сугробовой в период сотрудничества с ней по клубу культуры общения «Маленький принц» я издал небольшую книжку под названием «Как научиться разбираться в людях?». Ее стотысячный тираж разошелся быстро. Но еще и сейчас в метро я иногда вижу людей, вчитывающихся в брошюру, на обложке которой милый наивный нелепый питекантроп (или лучше, как сказала одна моя студентка, «пикантроп») сжимает в каждой руке по человечку. Он пытается разобраться в них, а другие человечки, в которых он уже «разобрался», шлепнувшись на землю, бегут от него сломя голову… Этот рисунок художника В.  Любича, слегка видоизменив, я поместил в композицию, которая стала обложкой моей книги «Лабиринты общения», выпущенной издательским домом «Филинъ» в 1999 и 2000 годах. «Пикантроп» вписался в обложку и этой новой книги о психотипах. Он стал уже каким-то своим… Обе книги представляют собой как бы сообщающиеся сосуды. Естественно, я рекомендую читателю и ту, первую. Так что: «Спрашивайте в аптеках города!»

Я не ставлю сейчас рядом с собой фамилию Сугробовой не только потому, что создал текст без ее участия. Но и потому, что замысел первой книжки был полностью моим, а она, будучи тогда прилежной последовательницей, взялась за труд составить причесанный текст по моим заготовкам. Теперь у Сугробовой совершенно самостоятельный путь. Ну а я написал совершенно новую книгу.

Немного о том, как ее читать. Для полного эффекта имеет смысл воспринять книгу целиком, то есть прочитать всю. И не один раз, а много. Лучше сперва ее прочесть от начала до конца насквозь, как «чтиво», – она читается легко. Не вдавайтесь в подробности и не делайте выписок. А если что-то сразу не будет понято (термин, позиция), не застреваем: дальше будут уточнения. Или можно еще раз прочитать, и сами собой установятся нужные связи, прояснятся туманности. Затем – по главам от начала к концу или от конца к началу, а потом – много раз выборочно из середины по фрагментам. На этом этапе имеет смысл находить параллельные места, сравнивать, записывать. Вы начнете многое видеть в людях сами, сможете учитывать в отношениях с ними увиденное и понятое, будете правильнее и успешнее с ними взаимодействовать.

Чтобы было веселее, я писал эту книгу как бог на душу положит: в ней система выдержана не строго. Все равно попытки что-то слишком строго систематизировать тщетны. Обратили внимание? Один автор предлагает в своей книге свою строгую систему изложения, а другой свою строгую систему… Сличаешь, а системы-то разные… Так что, может быть, лучше и вовсе не тщиться, а стараться, чтобы было просто интересно и понятно. Ну, по крайней мере, я решил сделать именно так.

К тому же я вынужден пользоваться принципом «скорее да» и «скорее нет». Будем допускать преувеличения. И обязательно что-то недоговорим. И все же в конце концов психотип будет вырисован достаточно определенно. Потому что есть много подробностей, которые видны на глаз, если он их пристально, со знанием дела, высматривает.

Я буду постепенно наращивать сведения. А то, что может быть особенно важно для умения разбираться в людях, повторю в разных местах специально несколько раз. Будут перекидываться мостики: что общее и что разное. Говоря об эпилептоиде, мы вернемся к паранойяльному (сравним что-то) и забежим вперед – сравним с истероидом. Причем повторяется это немного разными словами. Лучше запомнится. А что-нибудь о ранее описанном психотипе вы узнаете впервые из психотипа, который дается много позже.

Читатель, скорее всего, знаком с четырьмя темпераментами (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик). Но характеристика личности не исчерпывается особенностями темперамента. Мы пользуемся, как вы обратили внимание, другим, более емким понятием – «психотип».

Немного истории. Петр Борисович Ганнушкин (прообраз ильфо-петровского профессора Титанушкина, который «симулянтов не уважал») разработал вопрос о психопатиях. Так что все началось с психиатрии. Если черта характера зашкаливает так, что мешает жить и тебе, и другим, – это психопатия. Но потом психиатры заметили, что черта характера может быть не так ярко заострена, как при психопатии, больше мешает жить самому человеку, чем окружающим, но все же бросается в глаза, расценивается людьми как особенность или даже как странность. Это как бы «недопсихопатия»… Такие случаи стали называть акцентуациями. Понятно: акцент на какой-то черте. Известна книга Леонгарда об акцентуациях. Подростковые акцентуации исследовал ленинградский психотерапевт профессор Личко. Однако вставал вопрос о личностном разнообразии в норме. И вот московский психотерапевт профессор Марк Евгеньевич Бурно в своих работах и лекциях стал говорить о рисунке личности. Здесь черта видна только тогда, когда ее разыскивают. И совокупность всех увиденных черт складывается в рисунок личности. В учебниках по психологии до сих пор писали, что классификация личностей – дело практически немыслимое. Но обращение к понятию «рисунок личности» в духе Бурно помогает решить вопрос о классификации личностей в норме. Не могу сказать, что такой подход единственно возможный. В то же время на сегодня он мне кажется самым продуктивным.

Стало возможным говорить уже не только о психопатах и акцентуантах, но и о психотипах в целом.

Психотип объединяет в себе рисунок личности, акцентуацию и психопатию.

Такое разграничение неточно, приблизительно, нет четких границ. И все же, если какой-то человек наступает «на горло собственной песне», чтобы достичь своей заветной цели стать лидером в городе или стране или знаменитостью на подмостках, то мы скажем, что это паранойяльный рисунок личности. А если некто наступает на горло своим друзьям, детям, жене, заставляя их работать на то, чтобы он стал лидером, то это, ладно, паранойяльная акцентуация. А кто-то уже идет по судьбам многих людей, превращая их в средство, в тесто свирепой истории… – махровая паранойяльная психопатия. Но еще и еще раз: все очень приблизительно, и можно ошибиться. Грани подвижны.

Рисунок личности – это психотип в норме.

Психопат – это психопатический психотип.

Акцентуацияпосредине.

Но, поскольку все начиналось с психиатрии, то и в случае, когда речь пойдет о норме, мы все-таки будем придерживаться исторических названий психотипов. Так что эпилептоид ли, шизоид ли… могут быть и психопатами, и «рисунком личности» в норме. Придется смириться.

 

С другой стороны, мы будем иметь в виду, что психотипные черты могут зашкаливать в акцентуацию и даже психопатию.

Некоторые психиатры и психологи, правда, говорят, что даже психопатия – это крайний вариант нормы. А другие психиатры в отдельных случаях приравнивают психопатии по значимости отклонений даже к психическим болезням. Но и тогда все же психопатия – это не патологический процесс, который ведет к деградации личности. То есть и в рамках психопатии черты личности могут быть поняты как углубление рисунка личности, как результат воспитания и условий развития.

Подчеркнем, что все психотипы мы обсуждаем в основном в рамках «рисунка личности», то есть явной нормы.

Итак, я не родоначальник излагаемой классификации. Ее предложили Ганнушкин, Леонгард, Личко и Бурно. В чем же мой же вклад? Я излагаю каждый психотип так, что человек, прочитавший эту книгу или прошедший занятия у нас, начинает видеть психотип как бы без ничего – без тестов, без анкет и прочего психологического реквизита. И для этого не надо многолетней совместной работы начинающего специалиста и опытного со стажем. Не надо и самого́ многолетнего стажа. Обычно в клубе после 20–30-часового цикла мы устраиваем диагностику. Перед 20 участниками, прошедшими цикл по психотипам, мы сажаем на стул человека, которого они могут видеть и впервые. Участники задают ему вопросы, разговаривают, наблюдают за ним во время беседы, просят прочитать стихотворение, спеть, потанцевать, поднять с пола уроненную книгу… А затем я прошу каждого написать на листке личностный диагноз. Причем так, чтобы никто ни с кем не советовался и никто ни к кому не заглядывал. На счет «три» все поднимают свои листки. Если случай типичный, то процент расхождений в диагнозе ничтожен. О таких случаях медики говорят как о студенческих. Но дальше – дело практики.

И здесь нет никаких секретов. Я характеризую каждый психотип по множеству разных линий. Любовь. Деньги. Имидж. Политика. Пластика. Мимика. Работа. Учеба. Карьера. Принятие решений. Вкусы. Речь. Мышление. Нравственные установки. Отношение к сексу… И по каждой из этих линий я сравниваю разные психотипы друг с другом. Например, как эпилептоид и шизоид осуществляют творчество. Или уточняем, что эпилептоид любит порядок, гипертим – беспорядок, а у шизоида свой «беспорядочный порядок». Психотип должен как-то проявляться в самых разных жизненных ситуациях, в проблемах, в отношении к людям и вещам, в отношениях с людьми и общественными структурами. В том, как человек принимает разные установления, традиции. Какие у него ценностные ориентации. Как он относится к культуре. Что у него в семье. Какой у него дом: крепость или проходной двор. Бережет ли он здоровье или сгорает, светя! Ведь все люди «как-то» «где-то» «к кому-то» «что-то»…

И вот если каждый психотип провести через некий одинаковый набор таких «линий», то появятся опоры в диагностике. И что самое важное – эти опоры, то есть характеристики по каждой из линий, могут быть четко видны не только специалистам, но и людям, не имеющим психологического микроскопа, как бы на уровне здравого смысла и житейского опыта. Чтобы увидеть, что пуговица на пиджаке у человека почти оторвана и болтается на двух нитках в течение вот уже двух месяцев, не надо проводить ни тест Розенцвейга, ни корректурную пробу. Вы на это обращаете внимание и только. А то, что скорее вы увидите это у шизоида, чем у истероида, мы и обсудим в книге. И уже по мере первого ее прочтения вы обратите внимание на то, что начнете непроизвольно видеть описываемые черты в своих знакомых, а потом и в новых людях. Это как раз и есть показатель того, что метод работает. И так, шаг за шагом, мы будем рассматривать каждый психотип. Будет даже избыток личностных симптомов – не осуждайте меня за это, пригодится.

Поэтому названия главок в описаниях разных психотипов чаще всего совпадают. Так легче прослеживать сходство и разницу. Впрочем, выдержать этот стиль изложения удается не всегда.

Договоримся: ни один психотипный симптом сам по себе не может расцениваться как абсолютный.

Болтающаяся на двух нитках пуговица лишь скорее всего говорит о шизоидности. Но не исключена при этом ни паранойяльность, ни гипертимность… Ни даже истероидность: истероид может, например, специально вводить так новую моду или просто шокировать окружающих. Но на 99 процентов исключена психастеноидность и на 90 процентов – эпилептоидность.

Брать всю симптоматику личности надо в интегрированной совокупности. Введем правило «66/33». То есть большинство симптомов только на 66 процентов свойственны психотипу, но в 33 процентах могут встречаться и у других людей. Один мой студент был озадачен: а куда же делся еще 1 процент… Я вынужден был разочаровать его еще больше. 1 процент «потерян» специально, чтобы подчеркнуть условность этого правила. Ведь может быть 70/30 или 80/20. Я вообще не могу пока уточнить в каждом случае коэффициент причастности какой-либо черты тому или иному психотипу. Все очень зыбко. И в то же время есть «тяготение» симптома к психотипу. Это тяготение мы и выразили формулой 66/33.

Не тесты психодиагностические. Психолог, конечно, должен владеть ими. Но и для непсихолога, и для психолога важно научиться диагностировать личностный психотип без использования трудоемких психодиагностических методик. Психолог, научившись без тестов разбираться в людях, может научить этому непсихологов. Тестирование ведь проводится в лабораторных условиях. А лабораторные условия не подтащишь к каждому человеку, чей психотип надо знать, когда вы вступаете с ним в значимый контакт. Человек может не захотеть тестироваться, даже если он и настроен благожелательно. А если он настороже? А если он ваш руководитель? И вообще, ведь не будешь же каждому человеку перед тем, как начать общаться с ним, предлагать тесты.

В жизни всегда нужна экспресс-диагностика. Мы садимся в автобус иначе, чем в легковушку, а для этого нужно мгновенно его опознать, иначе ничего не получится. А если по дороге едет иномарка – жди нарушений с большей вероятностью, чем если это простой советский «жигуленок». Вы хотите видеть психотип так, как видите марку автомобиля, как видите, что перед вами банан, а не апельсин? Так вот я опишу такие симптомы, которые вы сможете увидеть в человеке наметанным (хотя и не «лабораторным») глазом. Увидеть, наблюдая человека во взаимодействии с вами и с другими людьми. А увидев, тут же учесть диагностические открытия в своем поведении. Если истероидка кричит, что она ненавидит вас и уходит от вас, то вы будете знать, что это не так, что уйдет, но вернется, стоит вам подарить ей ласковое внимание. Но если эпилептоид начнет мрачно собирать свои вещи, то разрыв будет основательным.

И всему этому для личного пользования может научиться любой. Поняв психотип человека, вы сможете лучше владеть ситуациями, извлекать полезное в человеке для него самого, для общества и для себя, обезопасить себя от других и других от себя.

Мы не против строгих лабораторных исследований в психологии, мы за них. Но тогда, когда они реально нужны и возможны. А для живого взаимодействия с людьми в «полевых» условиях необходимы такие диагностические опоры.

Читая книгу, обращайте внимание, как удачно высказалась Н. Ш. Сугробова, на логику психотипа. То есть основные черты влекут за собой особенности поведения в каждой конкретной сфере человекоотношений, во внутриличностных перипетиях и в каждом узле системы человек-предметы. Шизоид, как мы убедимся дальше, – и в науках шизоид, и в сексе. Эпилептоид любит порядок и в вещах, и в отношениях, и в организации своей жизни. Прослеживать логику психотипа занимательно и приятно. Начиная читать главу, вы уже предвосхищаете мысль автора и вместе с ним живописуете жизнь во всех ее подробностях.

Приучимся к звучанию названий всех психотипов, к терминологии. Список психотипов таков: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид, психастеноид, сензитив, гипотим, конформный, астеник, неустойчивый, циклоид. Я дал этот список по мере убывания агрессивности и нарастания дефензивности. Ну, агрессивность – это понятная вещь. А что такое дефензивность? Fence – по-английски забор. Defence – защита. Так что дефензивность можно перевести как «защитность». Будем, следовательно, говорить также о дефензивных (защищающихся) психотипах. На агрессивных и дефензивных делить людей предложил тоже М. Е. Бурно.

Очень условно можно считать, что в списке дефензивные начинаются с шизоидов. Очень условно, потому что и истероиды развивают защитные реакции, но все-таки я бы сказал, что и защита у них – средство их агрессивности. Но и шизоиды могут быть агрессивными. Дальше мы поймем – как это? А сейчас нам важно только то, что они выстроены в колеблющуюся, неустойчивую, условную, зыбкую, но все-таки линию.

Человечеству все психотипы ко двору, «мамы всякие важны, мамы всякие нужны». Шизоиды генерируют идеи. В том числе социологические. Паранойяльные вычленяют некоторые социально значимые идеи из множества других «нечленораздельных», неотшлифованных, придают им силу, выступают как пропагандисты и соавторы. Организуют движение за них. Эпилептоиды доводят идею паранойяльного до совершенства и до ума многих, популяризируют, еще больше оттачивают, вступают в его круг, партию, организовывая других эпилептоидов и неэпилептоидов. Паранойяльные и эпилептоиды нужны человечеству. Они направляют русло истории. Без них не было бы исторического процесса, был бы сплошной застой. Но они могут направить его и в опасное русло. Шизоиды часто безответственно изобретают черт-те что, как профессор Персиков в булгаковских «Роковых яйцах». Да что там вымышленный Персиков, когда был реальный Сахаров с его разработками водородной бомбы (конечно, спохватился запоздало и стал совестью нации, но были ведь и разработки). Истероиды воспевают паранойяльных вождей, воевод-эпилептоидов. Это они, истероиды, – былинники речистые, рассказывающие о красных кавалеристах, для которых главное – раздуть мировой пожар на горе всем буржуям. Гипертимы крутятся между всеми, они снабженцы и автослесари, гуляки и рубаки.

В религии, как в наиболее яркой области проявления человеческой природы, мы видим все психотипы. Вот паранойяльный пророк. Он окружен эпилептоидами-апостолами. В его свите много истероидных магдалин, кающихся и грешащих, чтобы каяться. В его церкви много попов-расстриг-гипертимов, психастеноидных переписчиков религиозных текстов, иконописцев и издателей. Всем есть место «у Бога на Земле».

К интереснейшему вопросу о ролях психотипов в исторических драмах, об отношениях психотипов друг с другом мы постоянно будем возвращаться в главах по каждому психотипу.

Часто психологи разрабатывают в основном лишь понятийный аппарат и теоретические концепции. Причем иногда с досадой отмечаешь, что все это так лишь… предисловие к введению, общие подходы к частным подходам, глубина пустоты… А психотерапевты и психологи-практики должны помогать людям действенно и конкретно. Я хочу противопоставить свою практическую систему теоретизаторству. 25 лет назад я начал заниматься с обычными людьми, у которых, казалось бы, не было «проблем», но, как оказалось, не было только видимых проблем. В центре Москвы, на улице Чехова, дом 9, есть уютный подвальчик, 18 ступенек вниз – семь комнат, туалет, кухня – много раз показанный по телевидению, сфотографированный и расхваленный корреспондентами журналов и газет. Это клуб психологической культуры общения «Маленький принц». Здесь и происходила обкатка программ тренинга и теоретического материала, которые легли в основу моих книг и публикаций. В живых дискуссиях с обучающимися оттачивались жизненные позиции и разрабатывались приемы тренинга новых, более успешных форм поведения. Клуб представляет собой практический полигон кафедры прикладной психологии, которой я заведую. Кафедра эта – на факультете педагогики и психологии Московского государственного открытого педагогического университета (МГОПУ) им. М. А. Шолохова. Благодаря подвижническим усилиям его декана, профессора Ирины Павловны Клемантович, факультет за десятилетие превратился в серьезный центр подготовки психологов и социальных педагогов, он насчитывает свыше полутора тысяч студентов. В конце книги о нем дана подробная информация. Значительная часть материала книги «Лабиринты общения» и этой книги была издана в качестве учебных пособий для студентов факультета[1]. В сущности, обе эти книги в целом могут расцениваться как учебные для ряда дисциплин в рамках прикладной психологии.

 

Я издаю книгу «недописанной». В ней только основные личностные психотипы: паранойяльный, эпилептоид, истероид, гипертим, шизоид. Во-первых, для того чтобы не затягивать выход в свет уже подготовленного материала и читатель прямо сейчас мог им пользоваться. Во-вторых, потому что считаю эти психотипы действительно основными. То есть наиболее частыми, наиболее значимыми и наиболее интересными. Но в «мостиках вперед» мы все же даем достаточно много и по другим психотипам (психастеноиду, сензитиву и т.  д.).

Хочу предупредить, что книга наша – не чтиво. Это жизненное учебное пособие. Но это не только полезные советы типа, каким стиральным порошком лучше пользоваться. Книга имеет психологически-философское и морально-мировоззренческое значение. Расширяет образовательные горизонты. Излагая материал по тому или иному психотипу, я могу порассуждать на «общечеловеческие» темы, на темы политики, предлагаю свое осмысление социально-психологических вопросов.

Ну, хватит введения. Всего не вынесешь за скобки. Лучше будем возвращаться к общим рассуждениям по мере изложения каждого психотипа. И там будем говорить о некоторых моментах, важных для целостного понимания вопроса.

Выразительная терапия: психология рисования

5 минут

Важно помнить, что, хотя выразительные техники могут быть очень творческими и интересными в использовании, их всегда нужно сочетать с другими инструментами, связанными с психологической оценкой.

Последнее обновление: 14 мая 2019 г.

В рамках экспрессивной терапии мы можем найти психологическую интерпретацию рисунков. Это может быть интересным ресурсом при оценке дел. Тесты на рисование могут быть ценным источником информации о личных характеристиках человека. Например, интеллект, координация движений, способности к обучению и уровень когнитивного развития.

Критика, относящаяся к этим техникам, всегда была многочисленной и небезосновательной. Поэтому, несмотря на то, что это полезный инструмент, важно помнить, что это всего лишь еще один вариант ресурса наряду с другими методами психологической оценки.

Экспрессивная терапия – ее формальные аспекты

Анализ экспрессивной терапии следует начинать с того момента, когда ее проводит специалист по психическому здоровью. Там много ценной информации о том, как начать их использовать; первоначальное настроение и степень трудности, которую они представляют для пациента.

В самой администрации полезно иметь в виду следующие аспекты:

Размер рисунка

Он отражает ваше отношение к окружающей среде и ко всему, что вас окружает. Это говорит о вашей самооценке, вашей жизненной энергии или возможной склонности к замкнутости.

Если ваш рисунок занимает примерно 50% бумаги, это указывает на определенный баланс между экстраверсией и интроверсией.

С другой стороны, если ваш рисунок занимает всю поверхность рисунка, это говорит о завышенной самооценке, а то и об определенной агрессивности. Теперь, если рисунок занимает менее 20% бумаги, это может быть признаком неуверенности и импульсивной заторможенности.

Проекция и расположение рисунка

Если рисунок расположен слева, это признак интроверсии. Однако, если он расположен справа, это указывает на экстраверсию.

Рисунки, расположенные в верхней части бумаги, указывают на склонность следовать выдуманному миру, а это означает, что этим людям трудно адаптироваться к реальности . В детстве мы обычно начинаем рисовать, используя это превосходное пространство, и по мере взросления мало-помалу начинаем центрировать его.

Если эту часть бумаги использует взрослый человек, мы можем заподозрить, что у него есть склонность искать удовольствия, далекие от реальности.

Штрих

Штрих может быть еще одним важным источником информации.

  • Сильные штрихи соответствуют людям импульсивным , но и напористым.
  • Между тем, слабый след — признак застенчивости и низкого уровня энергии.
  • Прямые линии могут указывать на отсутствие эмоционального контроля , а изогнутые линии говорят об эмоциональности.
  • Тени и пятна на рисунке могут свидетельствовать о беспокойстве и чрезмерной неуверенности.

Асимметрия

Еще одним интересным аспектом является асимметрия, которая говорит о неуверенности в отношениях и эмоциональной жизни в целом.

Семейный тест по рисованию

Это очень популярный тест, особенно среди детей. Это позволяет вам узнать о отношениях, которые человек имеет с другими членами своей семьи. Считает:

  • Кого человек нарисует первым.
  • Размер и пропорции рисунка.
  • Человек в центре рисунка.

Расстояние между фигурами представляет собой шкалу, которая относится к степени эмоциональной дистанции между человеком и остальными людьми, изображенными на рисунке; чем дальше, тем больше эмоциональная дистанция.

Точно так же фигуры на разной высоте могут указывать на проблемы со связью.

Тест по рисованию человеческой фигуры

Мы можем собрать много информации, анализируя изображение человеческой фигуры. Не только это, но и дополнительные аспекты, такие как органы тела и предметы одежды, оказывают на него большое влияние. Специалисты в области психического здоровья применяют этот тест к детям, подросткам и взрослым. Однако его эффективность не подтверждена.

  • Голова: Чем он больше, тем больше интеллектуальных расстройств указывает.
  • Лицо: Это связано с социальными потребностями. Когда он опущен, это относится к уклончивым тенденциям в отношениях субъекта. Если они подчеркивают это слишком сильно до такой степени, что это преувеличивается, это означает доминирующие и агрессивные тенденции.
  • Глаза: Представляют собой социальную коммуникацию. Если они очень маленькие, они могут быть индикатором вины. Если они очень большие, они могут скрывать доминантные и агрессивные тенденции. Теперь закрытые глаза обозначают желание изоляции. Точно так же поверхностные глаза (как пустые) означают эгоцентризм.
  • Нос: Если он заштрихован, опущен или слишком большой, это может символизировать какой-то сексуальный конфликт.
  • Волосы: Этот аспект представляет жизненную энергию. Он измеряется объемом и силой ударов.
  • Одежда: Если человек рисует пуговицы, это можно интерпретировать как поиск привязанности и защиты. Большие карманы – показатель внутренних конфликтов. Наконец, галстуки и шляпы обычно усиливают сексуальную роль человека. У взрослых они рассматриваются как признаки гиперкомпенсации.

Тест с деревом, одна из самых популярных экспрессивных терапий

Тест с деревом представляет собой символическую параллель с человеком, который его рисует. Это одна из проективных техник, которая помогает оценить развитие человека, а также его когнитивные нарушения, возможные травмы и его бессознательное.

Пространственная символика:

  • Корни: Представляют содержание инстинктов и бессознательного.
  • Сундук: Представляет характер (эго).
  • Кубок: Это сама по себе ментальная жизнь. Анализируем его форму. Если он большой, это подразумевает безопасность и амбиции. Если он низкий, это показатель отсутствия воли. Теперь, если это слева, это представляет собой интроверсию; справа он представляет уверенность в себе.
  • Другие элементы: Каждый дополнительный аспект также заслуживает анализа; листья, плоды, цветы и ветки.

Рисование дома

Когда мы рисуем дом, мы каким-то образом формируем наши семейные отношения. Дымоходы символизируют социальные контакты: если из них идет дым, мы можем сказать, что человек достаточно эффективен. Если есть тропинка, ведущая ко входу в дом, это символизирует необходимость приблизиться к другим. Если его окружает забор, это говорит о заботе человека о защите своей частной жизни.

Из этих основных рисунков вы можете найти дополнительные тесты экспрессивной терапии, но в основном элементы будут анализироваться так же, как описано здесь. Важно помнить, что, хотя выразительные приемы могут быть очень творческими и интересными в использовании, они всегда должны сочетаться с другими инструментами, связанными с психологической оценкой.

Это может вас заинтересовать…

Способность к рисованию имеет психологическую основу в восприятии и памяти, утверждают исследователи

Автор: Natalie Wolchover В человеческом творчестве разделение было четким: есть люди, которые могут без особых усилий набросать подобие объекта, и люди, которые часами бьются только за то, чтобы правильно подобрать углы и пропорции (к этому моменту изображение все равно покрывается следами ластика). ). Что отличает ящики от ящиков?

Текущие исследования дают ответ на этот давний вопрос. Похоже, что способность к реалистичному рисованию зависит от трех факторов: от того, как человек воспринимает реальность, насколько хорошо он или она запоминает визуальную информацию от одного момента к другому и какие элементы объекта он или она выбирает для рисования.

Реклама

Если вы застряли на фигурках, хорошая новость, по мнению исследователей из Университетского колледжа Лондона, заключается в том, что люди могут улучшить все эти умственные процессы с практикой.

Во-первых, люди, которые плохо рисуют, не видят мир таким, какой он есть на самом деле. Когда мы смотрим на объект, наши зрительные системы автоматически неверно оценивают такие атрибуты, как размер, форма и цвет; исследования, проведенные за последние три года, показывают, что по крайней мере некоторые из этих неправильных представлений приводят к ошибкам в рисовании. Как это ни парадоксально, в других обстоятельствах неправильное восприятие помогает нам понять мир. Например, объекты кажутся больше, когда они находятся ближе, чем когда они находятся далеко. Тем не менее, зрительная система практикует «постоянство размера», воспринимая объект примерно одного размера, независимо от того, как далеко он находится. Зрительная система, «знающая», что удаленный объект на самом деле больше, чем кажется, посылает в мозг ложную информацию о том, что видит глазное яблоко.

Люди, у которых больше всего проблем с оценкой видимого размера, формы, цвета и яркости, также могут быть худшими в рисовании, показало недавнее исследование Джастина Острофски и его коллег из Бруклинского колледжа и Центра выпускников Городского университета Нью-Йорка. Те, кто хорошо рисует, лучше способны преодолевать эти зрительные ложные восприятия и воспринимать то, что на самом деле видят их собственные глазные яблоки. [Красно-зеленый и сине-желтый: потрясающие цвета, которых вы не видите]

Однако неточное восприятие изображения — это только часть истории, говорит Ребекка Чемберлен, психолог из Университетского колледжа Лондона. Чемберлен и ее коллеги недавно провели эксперименты по изучению роли зрительной памяти в процессе рисования. Они считают, что умение рисовать отчасти является результатом способности запоминать простые отношения в объекте. например, угол между двумя линиями? с момента восприятия угла до момента его рисования. Кроме того, «рисование, по-видимому, предполагает сосредоточение внимания как на целостных пропорциональных отношениях, так и на деталях, изолированных от целого. Возможно, именно способность переключаться между этими двумя режимами видения лежит в основе успешного рисования», — сказал Чемберлен. Маленькие тайны жизни.

Реклама

Кроме того, как подробно описано в журнале «Психология эстетики, творчества и искусства» в декабре, Островский и его коллеги обнаружили убедительные доказательства того, что опытные художники лучше выбирают, какие элементы объекта необходимо включить, чтобы передать форма объекта. А раз уж художники выбрали важный элемент, то лучше сосредоточить на нем свое внимание и проигнорировать посторонние детали рядом.

Дьявол кроется в деталях, и исследователи все еще выясняют взаимодействие между всеми факторами, влияющими на точность рисования. Однако всему можно научиться. «Нет никаких сомнений в том, что практика является важным компонентом умения рисовать», — сказал Чемберлен. В то время как некоторые могут быть предрасположены к лучшей точности восприятия и зрительной памяти, чем другие, «остальные из нас используют уловки, чтобы подражать этому». [6 забавных способов улучшить память]

В исследовании, представленном на недавнем симпозиуме в Колумбийском университете и вскоре опубликованном издательством Columbia University Press, Чемберлен и ее коллеги обнаружили, что занятия рисованием со временем значительно улучшили способности людей, как это оценили другие люди, участвовавшие в исследовании.

Основываясь на своих исследованиях, психологи рекомендовали следующие приемы для улучшения навыков рисования: Сосредоточьтесь на масштабировании рисунка, чтобы он соответствовал размеру бумаги; закрепите объект в его окружении, показав, как он расположен в пространстве; ориентироваться на расстояние между элементами объекта и на их относительные размеры; и сосредоточьтесь на размере и форме «негативного пространства» или пустого пространства между частями объекта. Наконец, они рекомендуют думать о «линиях» как о том, чем они на самом деле являются — границами между светлыми и темными областями.

Как заметил Крис МакМанус, член исследовательской группы, «Есть несколько человеческих навыков, которые не совершенствуются с практикой».

Реклама

Следите за новостями Натали Волховер в Твиттере @nattyover. Следите за новостями Life’s Little Mysteries в Твиттере @llmysteries и присоединяйтесь к нам на Facebook.

  • 10 Повседневные вещи, вызывающие пуканье мозга
  • Слайд-шоу: ученые анализируют рисунки художника, который любит кислоту
  • Как цвета получили свое символическое значение

Copyright 2012 Lifes Little Mysteries, компания TechMediaNetwork. Все права защищены. Этот материал нельзя публиковать, транслировать, переписывать или распространять.

Связанное

психология творчестваbraindrawingArtperception

Прежде чем идти

Популярно в сообществе

Вам может понравиться

В тренде

90 Рассылка новостей

5 0014 Утренняя электронная почта

Просыпайтесь самым важным днем Новости.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts