Главными характеристиками личности на этапе взрослости являются: Особенности возрастного развития личности в период взрослости.

Развитие в зрелом возрасте: возможные сценарии

Время чтения 11 минут

В процессе формирования человек проходит различные этапы, но развитие личности в зрелом возрасте – наиболее длительный из них. Главными характеристиками зрелого возраста являются независимость, социальная мобильность, формирование собственной системы ценностей. На этом этапе окончательно формируется характер. Все большую значимость для взрослого приобретают общечеловеческие ценности, а также мобилизация сил для преодоления трудностей.

К. Г. Юнг считал взрослость временем, когда человек должен обрести гармонию с собой и внешним миром. Возможно ли это в действительности? Какие пути выбирают люди, чтобы достичь гармоничного состояния? В этой статье мы рассмотрим стили жизни, которые выбираются человеком и определяют его дальнейшую судьбу, а также психологические особенности личности на стадии зрелого возраста.

<<Оглавление>>

Особенности зрелого возраста

Развитие личности в зрелом возрасте значительно меньше зависит от биологических факторов, что проявляется уже на этапе ранней взрослости. Возраст полового созревания позади, и организм человека начинает работать стабильнее. Изменения, затрагивающие личность, ее мышление и поведение, продолжают происходить. Но теперь они больше связаны с социальным окружением и событиями, чем с хронологическим возрастом.

Период взрослости обычно разбивают на два этапа. Возрастная периодизация развития личности, предложенная Э. Эриксоном, предполагает, что ранняя взрослость охватывает интервал от 20 до 40-45 лет. Другие ученые предлагают рамки от 20-23 лет до 30. Далее следует этап средней взрослости. По классификации Эриксона, он длится от 40-45 до 60 лет. Согласно Д. Бромлею, средняя взрослость продолжается от 25 до 40 лет. Первая половина этого этапа отличается творческим подъемом. Человек стремительно расширяет сеть социальных контактов. Во второй половине происходит передача жизненного опыта молодому поколению. Отличительным признаком взрослой личности является умение приспосабливаться к текущей ситуации – решать встающие перед человеком задачи. Взрослые преодолевают трудности совершенно разыми путями – именно поэтому между ними гораздо меньше общего, чем между детьми и подростками.

Иллюзии, адекватность сознания и принятие решений

Что помогает выжить взрослому человеку? Развитие личности в зрелом возрасте, а также ее выживание, зависят не только от фактических обстоятельств, внутренних психологических установок, мотивации человека. Не последнюю роль в выживании играют мечты и иллюзии. Научный мир ведет серьезные споры о том, насколько адекватно человеческое сознание. Отечественный исследователь В. Н. Дружинин утверждал, что оно принципиально не может быть таковым – лишь неадекватность может обеспечить выживание. Например, космонавт, находящийся в открытом космосе, отделен от несовместимого с жизнью пространства тонкой стенкой ракеты. Ее при желании способен разбить ударом каратист. Стенка МКС имеет толщину около 3 мм. Если бы космонавт постоянно держал в сознании эту информацию – которая является адекватным отражением реальности – он бы сошел с ума в первый же день.

Исследователь из Гарварда

Дэниэл Вегнер считает, что решения принимаются мозгом задолго до того, как человек узнает об этом. Его теория, построенная на эмпирических фактах, считается довольно опасной. Например, именно так ее расценивает нейролингвист и профессор СПбГУ Татьяна Черниговская. Люди совершают поступки и принимают решения, не догадываясь об их причинах. Импульсы мозга заставляют человека действовать, а информация обрабатывается сознанием уже a posteriori – оно фиксирует только результаты поступков. Такая позиция, с одной стороны, заставляет задуматься о свободе воли человека, его участии в собственной судьбе.

С другой, она может послужить оправданием для преступлений.
Осознанность, определяющая развитие личности в зрелом возрасте, отличает человека от животного. Человек является частью окружающей среды, и при этом он ей противостоит. Эрих Фромм считал, что главная дилемма человеческого бытия заключается в том, что люди не могут ни избавиться от физического тела, ни от своего сознания и способности мыслить.

Это ставит их на ступень выше животных, которые живут «в гармонии» со своей природой.

Описание жизненных закономерностей в психологии

Психологическая наука пытается выявить закономерности, по которым протекает человеческая жизнь. Но любая попытка интерпретировать реальность отдельно взятой личности заранее обречена на неудачу. Лао-Цзы говорил: «Никогда не осуждай человека, пока не пройдешь долгого пути в его ботинках». Взрослые стремятся к тому, чтобы сделать свою жизнь яркой и наполненной, решить хотя бы часть имеющихся проблем, максимально реализовать творческий потенциал. За помощью мы обращаемся к друзьям, психологам, изучаем биографии великих людей, но каждый следует собственному сценарию. При этом опасно доверять жизнеописаниям выдающихся личностей. В качестве примера можно сравнить различные варианты биографий великих ученых – А. Эйнштейна, Л. Ландау. Биографии, написанные родственниками разительно отличаются от официальных, написанных исследователями. Кроме этого, читатель всегда рискует стать жертвой самообмана.

Однако исследователи делают попытки описать некоторые объективные закономерности, по которым протекает человеческая жизнь. Этими вопросами занимается направление экзистенциальной психологии, а также психология развития. Последняя из дисциплин изучает развитие личности в зрелом возрасте на основании статистических данных.

Жизнь как подготовка к «настоящей жизни» — теория Дружинина

В. Н. Дружинин предложил своеобразную классификацию способов прожить время, отпущенное человеку на земле. Для этого ученый ввел понятие «варианты жизни». Оно отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности. Всего таких вариантов было предложено шесть.

Жизнь как предисловие – это вечное состояние детства. Обычная, повседневная жизнь рассматривается лишь как репетиция перед «настоящей» жизнью. Такой подход может быть описан при помощи разных метафор. Например, его можно сравнить с ситуацией, когда посетитель театра полдня проводит в очереди за билетами. Потом ему сообщают, что спектакль отменяется. Напротив, профессиональный футболист никогда не ограничит себя тренировками с мячом в спортзале. Чтобы реализовать себя, он будет участвовать в соревнованиях вместе с командой.

Народная мудрость «Век живи – век учись», представляющая кредо современного образования, играет злую шутку с человеком. Если вся жизнь уходит на непрерывное образование – подготовку к жизни – то когда же начнется настоящая жизнь? Человек готовится к «подлинному существованию», а оборачиваясь, понимает: его стезя завершена, но обратного пути нет.

Дружинин подчеркивает: «подготовительная жизнь» должна быть прожита как можно скорее. Ее нужно преодолеть, как бегун преодолевает препятствия на пути к финишу. Иначе невозможно реализовать свой лидерский потенциал, стать тем, кем являешься на самом деле. «Подготовка» к настоящей жизни – хорошая метафора для детства и подросткового возраста. Развитие личности в юном возрасте может сопровождаться или не сопровождаться подобным мироощущением – немалая роль здесь принадлежит взрослым. Ведь с одной стороны, ребенок или подросток еще не готов к настоящей ответственности. С другой, о ее существовании он может и не подозревать. Так бывает, когда взрослые не подчеркивают разницы между собой и подростком. При этом по умолчанию должно подчеркиваться преимущество позиции взрослого.

«Тренировка перед жизнью» и самоактуализация

Развитие личности в зрелом возрасте – процесс, во время которого человек имеет широкие возможности для самореализации. От 35 до 45 лет – наиболее оптимальное время для раскрытия талантов, заложенных природой. Но огромная социальная конкуренция, недостаток нужных навыков и умений, а также индивидуальная психофизиология могут стать причиной серьезной задержки карьеры, вплоть до полного ее краха. При этом попытки компенсироваться за счет продвижения по социальной лестнице вверх не дадут нужного результата. Чин – плохое возмещение отсутствия способностей. Периоды и этапы взросления для такого человека будут мелькать, подобно отметками километров за окном поезда. Но настоящая жизнь так и останется недоступной.

Этот стиль жизни нередко встречается среди представителей различных религий. Неповторимая земная жизнь считается лишь подготовкой к чему-то более величественному. Идеальными качествами для христиан являются страдание и терпение, ведь жизнь на земле – всего лишь прихожая, за дверью которой находится истинный рай. Дружинин подчеркивает, что именно поэтому церковь во все времена запрещала самоубийство – ведь психологическое самоубийство заложено в самом основании христианской жизни.

Жизнь как творчество

«В своей душе я создал мир иной, и образов иных существованье»

М. Ю. Лермонтова

Человек, для которого главное – реализация своего творческого потенциала, живет между двумя мирами. Для него есть «внутренняя», «духовная» жизнь, и «внешняя». Настоящей жизнью считается внутренняя. Но истинного жизнелюбия оказывается в нем мало: для него мало значат внешние признаки действительности. Второй вариант – творческие люди создают собственные правила, при этом полностью отрицая объективную реальность.

Главное для такого человека – реализовать свое внутренне содержание и показать его внешнему миру. Жизнь как творчество не может обеспечить полноценное развитие личности в зрелом возрасте.

В. Н. Дружинин не относит образ жизни самоактуализирующегося человека к любому из вариантов «жизни как творчества». Самоактуализация по А. Маслоу – это процесс, направленный во внешний мир. Для тех же, кто выбрал «жизнь как творчество» попытки контактировать с внешним миром являются единственной возможностью не впасть в аутизм.

Прошлое не может быть изменено, а потому недоступно. О будущем творческий человек не думает – у него есть только настоящее. Но неприятности начинаются, когда реальность возвращает творческую личность к себе. Неизбежно приходит момент, когда зрители смотрят снятую киноленту, слушают стихотворения, видят картины – одним словом, созданный «продукт» проверяется на прочность.

Ценой полного отказа от реальности может стать алкоголизм, наркотическое помешательство. Это нередкий сценарий избравших своим путем «жизнь как творчество».

Развитие личности в зрелом возрасте: погоня за горизонтом

Наиболее одобряемый обществом вариант. Иначе данный стиль называется «жизнь как достижение». «Деловой человек» — так чаще всего называют живущего по этому сценарию. Развитие личности в зрелом возрасте происходит только в процессе эффективного решения жизненных проблем. Но для данного типа напряжение воли и борьба с трудностями наполняют всю его жизнь, не оставляя места ничему. Настоящего не существует – человек постоянно устремлен к будущему. Оно же, как недостижимый горизонт, все время от него отдаляется. Ведь после каждого достижения появляется нечто новое, где нужно приложить усилия.

Стремясь достичь цели, человек остается недовольным собой – в противном случае, зачем ему пришлось бы этим заниматься. «Погоня за горизонтом» представляет собой своего рода симбиоз личности и окружающего мира. Огромная значимость реальности сочетается с отрицательным к ней отношением. «Жизнь как достижение» — самый напряженный вариант. Ведь цели достигаются только последовательно, жизнь превращается в вектор, направленный из настоящего в будущее. Нехватка фантазии способствует сужению интересов, «зашоренному» сознанию. Время жизни таким человеком не рассматривается как ограниченный ресурс – скорее, он смотрит на него как на средство для реализации своих намерений.

Жизнь – сон

Тот, кто выбрал этот стиль жизни, предпочитает уйти от реальности в мир сна и грез. Ведь там нет боли и препятствий. Он ищет покоя и вечного райского блаженства. Одним из вариантов категории «жизнь – сон» может быть чтение литературы взахлеб. «Жизнь – сон» очень похожа на стиль «жизнь как творчество». Они отличаются тем, что творческий человек уходит в себя ради создания новых произведений. Тот же, кто избрал «жизнь – сон», использует внутренний мир только для того, чтобы спастись от внешнего. С одной стороны, при выборе этого пути развитие личности в зрелом возрасте также не сможет происходить полноценно.

Но с другой, сон – неотъемлемая часть жизни, и составляет ее треть. Те, кто испытывают трудности со сном, всеми силами стараются его восстановить – посещают психотерапевтов, принимают лекарства. Стало быть, смерть не является сном. Напротив, отсутствие сна представляет собой смерть. Сон является формой жизни, при том одной из основных – в этом состоянии находятся растения, неродившийся эмбрион, младенец в колыбели.

Однако рано или поздно те, кто выбрал этот стиль жизни, также вынуждены столкнуться с нелицеприятной реальностью внешнего мира. Из него выбраться не так-то просто. Ведь нужно есть, пить – а значит, и зарабатывать на жизнь. Неизбежно общение с окружающими, выполнение работу по дому. Чтобы уйти от всего этого, человечество изобрело немало способов – начиная от религиозных сект, и заканчивая алкоголизмом, наркоманией, зависимостью от виртуального мира.

Жизнь по правилам и без

Развитие личности в юном возрасте часто проходит под лозунгом «Не учите меня жить!». Мир законов, созданный взрослыми, всеми силами отвергается подростком. Но постоянное следование правилам в зрелом возрасте – это один из самых удобных жизненных сценариев. Не требуется ничего изобретать – достаточно лишь знать нужные регламенты и вовремя им подчиняться. Жизнь такого человека является максимально упрощенной.

Ритуалы всегда были спутниками жизни общества. Правилам подчиняются многие события и сейчас: это свадьбы или похороны, рабочие совещания и дни рождения, слушания в парламенте и вечерние попойки. Исторически многие области человеческой жизни подлежали регламентации. Само общество держится на принятой им этике. Человек, выбравший «жизнь по правилам», не несет никакой ответственности. Развитие личности в юном возрасте, ее взрослая жизнь, старость – все происходит по плану. Этот сценарий может быть разрушен внешними событиями – революциями, войнами, катастрофами и гражданскими реформами.

Жизнь как трата времени

При выборе этого стиля жизни время рассматривается как бесконечный ресурс. Будущее отсутствует, есть только настоящее. Человек, избравший этот путь, не несет никаких обязанностей. Такой выбор часто делают те, кто закончил свою карьеру. Дети или внуки разъехались, нет никаких дел. Можно проснуться в девять, а можно и в полдень.

Нередко так живут обеспеченные женщины. Пока супруг на работе, они по расписанию посещают салоны красоты, спортзалы, магазины. Затем остается еще десять часов неистраченного времени – непонятно, что с ним делать…
Порочность такой жизни заключается в том, что в ней отсутствует прошлое. Чтобы у человека было прошлое, нужно насытить событиями настоящее. «Жизнь как трата времени» порождает моральную опустошенность.

Вывод: жизнь против жизни

При выборе этого стиля прошлое, подобно реке, затопляет все человеческое существование. Возрастная периодизация развития личности для таких взрослых утрачивает свои рамки. Нередко «жизнь против жизни» может быть выбрана еще в юном возрасте – например, когда 18-летний солдат оказывается в жестоких армейских или боевых условиях. «Жизнь против жизни» часто становится невольным выбором бывших военных.

Побывав в нечеловеческой среде, они больше не могут адаптироваться к нормальному существованию. Патологическое развитие личности в юном возрасте часто становится причиной выбора этого жизненного пути. Ребенок, который подвергается жестокому обращению со стороны родителей, воспринимает мир как источник зла и страданий. Человек стремится побороть свои страдания, и начинает бороться с жизнью – и заодно с самим собой. Ведь источником боли может быть только то, что живет. Но такая борьба заканчивается либо разрушением внешнего мира, либо саморазрушением. Крайними проявлениями здесь являются садизм и некрофилия.

Взрослость – это время, когда человек полностью раскрывает свой потенциал в профессии и личных отношениях. Возрастная периодизация развития личности, принятая в научном мире, ограничивает этот этап рамками от 21-22 до 45-50 лет и предписывает ему свои закономерности. Но, несмотря на то, что взрослые имеют между собой общие черты, каждый проживает жизнь по-своему. Из описанных сценариев редко попадаются чистые типы. Ознакомившись с ними, каждый может узнать себя одновременно в нескольких.

Тематика: Личностный рост, Самореализация

Лекция по теме «Психическое развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости»

 

Тема 10. Психическое  развитие  на этапах ранней, средней и поздней взрослости

План

1.  Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.

2.  Социальный контекст развития в ранней взрослости.

3.  Когнитивное развитие и профессиональная деятельность на этапах ранней, средней и поздней взрослости.

4.  Личностное развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости.

1вопрос. Возрастная периодизация фаз развития взрослого человека.

В настоящее время существует несколько точек зрения на периодизацию фаз развития взрослого человека. Некоторые отечественные антропологи начало зрелости называют юностью. Например, по мнению В.В. Гинсбурга, этот период у мужчин охватывает время от 16-18 до 22-24 лет, у женщин – от 15-16 до 22-24 лет; В.В. Бунак считает, что ранняя юность ограничена 17-20 годами, а поздняя юность охватывает период от 20 до 25 лет. Расходятся мнения и зарубежных учёных: Д.Б. Бромлей называет ранней взрослостью период от 21 до 25 лет, Д. Биррен объединяет юность и раннюю взрослость в один общий период – от 17 до 25 лет.[1,с.38-51 ]

Ещё большей неопределённостью отличаются характеристики и временные границы среднего возраста или средней взрослости: от 20 до 35 лет (Д. Векслер), 25-40 (Д.Б. Бромлей), 25-50 (Д. Биррен), 36-60 лет (согласно международной классификации возрастов). Биррен обозначает весь диапазон развития между юностью и старостью как периоды зрелости: Д.Бромлей – как периоды взрослости, а В.В. Гинсбург и В.В. Бунак ранний период называют возмужалостью, а поздний (40-55 лет) – зрелостью.

Нижняя граница взрослости располагается, по Д. Биррену, в 17 лет (завершение юности), по Д.

Б. Бромлею – в 21 год, по международной классификации; в 20 лет – для женщин и 21 год – для мужчин, по В.В. Бунаку – в 25 лет и т.д. Наряду с включением юности в ряд взрослых периодов имеется тенденция выделить большую группу возрастных зон, объединённых процессом завершения, социализации и становления системы социальных ролей – “молодёжь”, в которую включаются люди в возрастных пределах от 14 до 30 или 35 лет. Показательно и то, что все возрастные периоды в пределах зрелости округляются и измеряются 15-25 годами каждый, за исключением ранней взрослости, длящейся по Д.Б.

Бромлею, всего 4 года (от 21 до 25 лет), а по Д. Биррену – 8 лет (от 17 до 25 лет)[2, c.17-25].

В современной психологии обычно этап взрослости подразделяется на 3 периода:

—  ранняя взрослость(20-40лет),

—  средняя взрослость(40-60 лет),

—  поздняя взрослость(60 и старше)[1,с. 14-29].  Описаны кризисы взрослости:

—  кризис юности(17-22года),

—  кризис молодости(28-32года), — кризис взрослости(40-45 лет), — кризис зрелости(55-60лет).

Период ранней взрослости (20-40 лет) характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости.

Задания для студентов:

1.В чем заключаются проблемы возрастной периодизации на этапе взрослости? 2.В чем отличие кризисов взрослости от кризисов детства?

 

 

2. Социальный контекст развития на этапах ранней, средней и поздней взрослости. Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Таким образом, каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественно-полезной деятельностью, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала.

Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными условиями – профессиональная деятельность и семейная жизнь.

Создание семьи – очень важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть его будущее. Роль мотивационной сферы очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии. Еще одним важным шагом, которым человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.

Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.

По мнению Э.Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения в ранней взрослости – противоречие между близостью и изоляцией. 

 Л.А. Регуш выделяет главные проблемы психического развития, которые могут возникнуть в периоде ранней взрослости: — одиночество как образ жизни,

-проблемы, связанные с профессиональной деятельностью,

— проблемы, связанные с семейной жизнью.

 

 В 40–60 лет человек оказывается в условиях, психологически отличающихся от прежних. К этому времени он приобретает богатый жизненный и профессиональный опыт; дети становятся взрослыми и отношения с ними меняются, начинают носить другой характер; стареют родители, которым становится необходима помощь.

В организме человека начинают происходить закономерные для данного возраста физиологические изменения, к которым ему приходится приспосабливаться. Эти изменения носят следующий характер: ухудшается общее самочувствие, зрение, замедляются реакции, ослабевает сексуальная потенция у мужчин, женщины переживают период климакса, причем некоторые переносят его очень тяжело и физически и психологически.

Многие ученые называют период старше 60 лет геронтогенезом, или периодом старения. Изучением этого возраста занимается наука геронтология. Геронтология – это область знаний, изучающая процесс старения человека.

Старость является завершающим этапом жизни человека. Люди, достигшие этого возраста, подразделяются на три группы: 1) люди пожилого возраста; 2) люди старческого возраста; 3) долгожители.

Пожилой возраст считается переходным состоянием от зрелости к старости. Главной его особенностью является процесс старения, который генетически запрограммирован. В этом возрасте человек уже не так силен физически, как прежде, уменьшается общий запас энергии, ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем, т. е. происходит общее старение организма.

Задания для студентов:

1.В чем заключаются задачи развития в ранней взрослости?

2.Каковы основные задачи развития на этапах средней и поздней взрослости?

3.С какими проблемами в профессиональной жизни могут столкнуться люди средней взрослости?

 

 

3.  Когнитивное развитие и профессиональная деятельность на этапах ранней, средней и поздней взрослости.

В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие когнитивной сферы человека имеет индивидуально обусловленный характер.

Развитие интеллекта в молодости связано с развитием творческих способностей. Отмечается тенденция к росту оценок по тестам интеллекта Главным достижением является понимание противоречий, умение синтезировать, интегрировать идеи и точки зрения. Особо важный аспект диалектического мышления взрослых — интеграция реального и идеального. Суть когнитивного развития состоит в гибком использовании интеллекта. Это период достижений, в котором человек воплощает в реальной жизни свои способности думать, решать проблемы, принимать решения. 

Ведущим видом деятельности становится труд, успешная профессиональная деятельность, которая обеспечивает самоактуализацию личности. На первый план выходят проблемы помощи детям, отношения в семье, с супругом, стабилизируются.

Так как средняя взрослость – период активного труда, то человек все свое свободное время в основном тратит на работу.

Наблюдается снижение характеристик психофизических функций, однако это не отражается на функционировании когнитивной сферы человека. Работоспособность остается на том же уровне и позволяет сохранять трудовую и творческую активность. В этом возрасте еще продолжается развитие способностей, связанных с профессиональной и повседневной деятельностью.

В среднем возрасте интенсивность инволюции интеллектуальных функций человека зависит от одаренности и образования, которые противостоят старению, затормаживая инволюционный процесс. Главным достижением этого возраста является обретение состояния мудрости: человек умеет оценивать события и информацию в более обширном контексте, чем раньше, способен справляться с неопределенностью и др.

Большинство сенсорных функций ухудшается, поэтому происходят изменения в развитии когнитивной системы. Больше всего страдают интеллектуальные функции. Динамика этих процессов зависит от субъективных факторов, особенностей личности, области профессиональной деятельности.

Память основывается на логических связях, которая тесно связана с мышлением, поэтому мышление пожилого человека весьма развито.

Задания для студентов:

1. Каковы отличительные признаки когнитивного развития в период ранней взрослости?

2.Как изменяется интеллект на этапах средней и поздней взрослости?

3.Что такое мудрость?

 

4. Личностное развитие на этапах ранней, средней и поздней взрослости. 

На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.

В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, которые отражают зрелость личности.

Главными проблемами в эмоциональной сфере, требующими обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости. Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.

 В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна. В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.

Эмоциональная сфера в это время развивается неравномерно. Средний возраст – это период расцвета семейной жизни, карьеры и творческих способностей. Труд занимает главную позицию и становится важнейшим источником человеческих чувств. На эмоциональное состояние начинает влиять успешность трудовой деятельности.

В этом возрасте люди более подвержены стрессу, чем в годы молодости, нередко страдают от депрессии, испытывают чувство одиночества. Кроме того, человек начинает задумываться о том, что смертен и его время уходит.

Меняется структура мотивации, так как у человека появляется желание действовать без промедления и тут же получать результат, т. е. он стремится сразу удовлетворить свои потребности. Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости. В результате этого происходят осмысление и переоценка жизни в целом, корректировка сложившейся системы ценностей в трех сферах: личной, семейной и профессиональной.

«Я-концепция» обогащается новыми «Я-образами» с учетом постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариации самооценки. Суть «Я– концепции» – самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента.

Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному «Я». Самооценки приобретают обобщенный характер.

«Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием других людей (детей, учеников, сослуживцев).

В этот период наблюдается так называемый «кризис середины жизни» (40–45 лет). Человек переоценивает свои достижения и критически оценивает себя. У многих возникает ощущение, что «жизнь прошла бессмысленно, и время уже потеряно». В результате могут развиться депрессивные состояния.

Многие считают, что лучшие годы жизни – это период до сорока лет, а период после сорока – это гигантская «черная дыра», в которой предстоит провести остаток жизни, что в этом возрасте прекращаются нравственный рост и развитие человека, что человеку «за сорок» придется распроститься с юношескими мечтами и планами в отношении профессиональной карьеры, семейной жизни, личного счастья. Американский психолог Р. Кесслер считает такое мнение ошибочным: «Все говорит о том, что средний возраст – это лучшее время жизни. Вас еще не беспокоят болезни и недомогания пожилого возраста, и вы уже не мучитесь тревогами молодых людей: полюбит ли кто-нибудь меня? смогу ли я когданибудь добиться успеха в своей работе?»

Исследователи поддерживают точку зрения Кесслера и считают кризис середины жизни скорее исключением, чем правилом. У многих людей переход в средний возраст протекает спокойно, они считают его периодом, связанным с переопределением целей. Данная переориентация предполагает сравнение себя с другими людьми, ставившими аналогичные цели в той же профессиональной деятельности. Американский ученый К. Рифф говорил: «Чем лучше ваше психическое здоровье, тем реже вы сравниваете себя с людьми, которые заставляют почувствовать вас неполноценным».

Однако данный возраст для многих становится кризисным потому, что происходит рост противоречий между целостностью мировоззрения и однолинейностью  развития, в результате чего человек может утратить смысл жизни. Если возникает кризис, то единственным выходом из положения становится обретение нового смысла: в общечеловеческих ценностях, развитии интереса к будущему, к новым поколениям. Если человек будет «зацикливаться» на себе, то со временем его начнут одолевать болезни и разовьется новый кризис. Замечено, что кризису середины жизни подвержены люди, склонные избегать самоанализа, не замечающие перемен в жизни и организме, использующие механизм отрицания. Американские ученые отметили, что кризис среднего возраста у состоятельных людей наблюдается чаще, чем у малоимущих и представителей рабочего класса.

В эмоциональной сфере появляется неконтролируемое усиление аффективных реакций (сильное нервное возбуждение) со склонностью к беспричинной грусти и слезливости. Человек становится эгоцентричным, менее чутким, погружается в себя; снижается способность справляться с трудными ситуациям. Отмечается, что мужчины становятся более пассивными, а женщины – агрессивными, практичными, властными.

В аффективной сфере прослеживается привязанность к прошлому и наличие воспоминаний.

Пожилые люди часто думают о смерти, но не боятся наступления этого дня.

Выход на пенсию изменяет положение и роль человека в обществе, что сказывается на его мотивационной сфере. Мотивацией 60-летнего человека является потребность в самореализации, созидании и передаче духовного наследия. После 70 лет актуальной становится другая проблема: поддержание здоровья на должном уровне. Появляется интерес к коллекционированию, занятиям музыкой, живописью и т. д.

Главным для пожилого человека становятся семейные отношения, которые придают ему ощущение защищенности, стабильности и прочности, определяя его радости и горести. «Я-концепция» в старости также претерпевает изменения. Человек старается интегрировать свое прошлое, настоящее и будущее, понять связи между событиями собственной жизни. Этот процесс будет эффективным, если индивид успешно разрешает нормативные кризисы и конфликты, способен к выработке адаптивных личностных свойств, умеет извлекать полезные уроки из прошлых неудач, способен аккумулировать энергетический потенциал всех пройденных стадий. У человека с позитивной и деятельной «Я-концепцией» и в поздние годы продолжается личностное развития и отмечается оптимистический подход к жизни, который позволяет притормозить процесс старения.

Сохранность трудоспособности в пожилом и старческом возрасте зависит от продолжительности трудовой деятельности человека. Физическое здоровье, способности, сформированные способы деятельности, уровень образования – все это также влияет на сохранность трудоспособности. Многие известные писатели, художники, музыканты, ученые до глубокой старости занимались плодотворной деятельностью (В. Гюго, И. Кант, Л.Н. Толстой и др.)

Факторами, определяющими поведение пожилого человека являются: снижение психофизических возможностей, пол, тип личности, постепенный уход из активной социальной жизни, материальное благосостояние, потеря близких людей и одиночество, сознание приближающегося окончания жизни. Происходит сужение физического мира и резко возрастает интерес к религии.

Ведущими факторами развития в старости становятся самоактуализация «Я» и ориентация на творческую активность. Человек способен сохранять и реализовывать свой творческий потенциал до глубокой старости при счастливом сочетании природных особенностей организма, способностей, творческой активности и работоспособности, высокого уровня образования.

 

Задания для студентов:

1.Чем отличается развитие мужчин и женщин в период ранней взрослости?

2.Каковы особенности Я-концепции человека  в период ранней взрослости?

3.Какие позитивные и негативные стереотипы старости существуют в нашем обществе?

4.Какие личностные и характерологические изменения свойственны нормальному старению.

 

Выводы: основными психическими новообразованиями ранней взрослости являются: способность к установлению близких отношений без страха потерять собственную идентичность; диалектическое мышление и гибкое использование интеллекта для решения реальных жизненных проблем; кристаллизация чувства личной идентичности, включающее личную, семейную и профессиональную идентичность; формирование моделей материнства-отцовства; выбор жизненных стратегий и построение «стиля проживания жизни».

 

Основными психическими новообразованиями средней взрослости являются способность к достижениям, к продуктивности, к достижению акме – творческой, профессиональной, социальной,  личностной зрелости. Достигается новый уровень интеллектуального развития – возможность использовать когнитивные способности, утверждение своих личностных смыслов, самореализация.

 Основными психическими новообразованиями  поздней взрослости являются эгоинтеграция, принятие своей прошлой жизни, самоопределение по отношению к настоящей жизни, нахождение ее смысла для себя, построение новой стратегии жизни, феномен мудрости. 

 

8 важных характеристик взрослых учащихся

Резюме: Взрослые характеризуются зрелостью, уверенностью в себе, автономией, твердым принятием решений и, как правило, более практичны, многозадачны, целеустремленны, самостоятельны, опытны, менее открыты и восприимчивы к изменениям. Все эти черты влияют на их мотивацию, а также на их способность к обучению. Итак, давайте посмотрим на когнитивные и социальные характеристики взрослых учащихся, а также на то, что необходимо знать разработчикам учебных программ, чтобы создать правильное содержание и структуру курса и скорректировать их отношение.

  1. Самостоятельность
    Взрослые чувствуют необходимость брать на себя ответственность за свою жизнь и решения, и поэтому для них важно иметь контроль над своим обучением . Таким образом, самооценка, равноправные отношения с инструктором, несколько вариантов и первоначальная, но неуловимая поддержка — все это обязательно.
  2. Практичны и ориентированы на результат
    Взрослые учащиеся обычно практичны, возмущаются теорией, нуждаются в информации, которая может быть немедленно применима к их профессиональным потребностям, и обычно предпочитают практические знания, которые улучшат их навыки, облегчат их работу и повысят их уверенность . Вот почему важно создать курс, который будет охватывать их индивидуальные потребности и иметь более утилитарное содержание.
  3. Менее открытый И, следовательно, более устойчивый к изменениям.
    Зрелость и глубокий жизненный опыт обычно ведут к ригидности, которая является врагом обучения. Таким образом, педагогических дизайнеров должны предоставить «почему» изменения, новые концепции, которые можно связать с уже установленными, и способствовать необходимости изучения.
  4. Медленное обучение, но более комплексное знание
    Старение влияет на обучение. Взрослые стремятся к обучаются менее быстро с возрастом. Тем не менее, глубина обучения имеет тенденцию увеличиваться с течением времени, выводя знания и навыки на беспрецедентный личный уровень.
  5. Использование личного опыта в качестве ресурса
    Взрослые прожили дольше, видели и сделали больше, склонны связывать свой прошлый опыт с чем-то новым и подтверждать новые концепции на основе предыдущего обучения. Вот почему так важно сформировать класс из взрослых с одинаковым жизненным опытом, поощрять обсуждение и обмен мнениями и, как правило, создавать учебное сообщество, состоящее из людей, способных к глубокому взаимодействию.

    Создайте лучший опыт непрерывного образования для своих взрослых учащихся!

    Найдите, выберите и сравните лучшие поставщики авторских инструментов электронного обучения для непрерывного образования!

    Найдите подходящего поставщика

  6. Мотивация
    Обучение во взрослом возрасте обычно является добровольным. Таким образом, посещение школы является личным выбором для улучшения профессиональных навыков и достижения профессионального роста. Эта мотивация является движущей силой обучения, и именно поэтому так важно задействовать внутренний импульс учащегося с помощью правильного материала, побуждающего к размышлениям, который подвергает сомнению общепринятые представления и стимулирует его ум.
  7. Многоуровневые обязанности
    Взрослые ученики должны много жонглировать; семья, друзья, работа и потребность в личном качественном времени. Вот почему взрослому труднее выделить место для обучения, а расставить приоритеты абсолютно необходимо. Если его жизнь уже требовательна, то результат обучения будет скомпрометирован. Принимая это во внимание, педагогический дизайнер должен создать гибкую программу, приспособиться к плотному графику и принять тот факт, что личные обязательства могут помешать процессу обучения.
  8. Высокие ожидания
    У взрослых учащихся высокие ожидания. Они хотят, чтобы их учили вещам, которые будут полезны в их работе, ожидают немедленных результатов, ищут курс, который будет стоить их времени и не будет пустой тратой их времени или денег. Вот почему важно создать курс, который будет максимально использовать их преимущества, отвечать их индивидуальным потребностям и решать все проблемы обучения.

Какие еще характеристики взрослых учащихся вы хотели бы добавить?

Вам также может пригодиться:

  • 17 советов по мотивации взрослых учащихся
  • Теория обучения взрослых — андрагогика — Малкольма Ноулза

Не в последнюю очередь, но не в последнюю очередь, я настоятельно рекомендую вам посмотреть следующее короткое видео от команды PC3, посвященное теории Малкольма Ноулза об андрагогике или обучении взрослых .

Для просмотра этого видео у вас должны быть включены рекламные файлы cookie.

Здесь вы можете настроить параметры файлов cookie.

Homebase

Облегчение работы. Управлять малым бизнесом никогда не было так сложно. Homebase помогает с бесплатными инструментами для отслеживания времени и управления вашей командой.

Подробнее

9.

19: Личность среднего возраста (Обь22)
  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    70944
  • Меняется ли личность в среднем возрасте? Подумайте о своих родителях или других взрослых, которых вы знали в течение некоторого времени. Изменились ли их личности, когда они достигли среднего возраста? Или они были примерно одинаковыми? Некоторые теоретики утверждают, что личность становится более стабильной, когда мы достигаем среднего возраста. Другие предполагают, что с возрастом добавляются новые личностные черты, которые нам, возможно, было неудобно показывать, когда мы были моложе.

    Средний возраст рассматривается как время повышенной стабильности, особенно по сравнению с ранним взрослением или юностью. Склонность человека к экстраверсии, покладистости, невротизму, добросовестности и открытости — личностных черт Большой пятерки — более постоянна (McCrae & Costa, 2003). Взрослые среднего возраста становятся более покладистыми, но их открытость и невротизм снижаются.

    Однако средний возраст также рассматривается как время перемен. Карл Юнг считал, что наша личность на самом деле взрослеет по мере того, как мы становимся старше. Здоровая личность уравновешенная. Люди страдают от напряжения и беспокойства, когда им не удается выразить все свои качества. Юнг считал, что у каждого из нас есть «теневая сторона». Например, у тех, кто обычно является интровертом, также есть экстравертная сторона, которая редко находит выражение, если мы не расслаблены и не стеснены. У каждого из нас есть как мужская, так и женская сторона, но в молодые годы мы чувствуем давление общества, чтобы выразить только одну из них. По мере того, как мы становимся старше, мы можем стать более свободными в выражении всех своих качеств по мере возникновения ситуации.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts