Глаза нлп: Модель НЛП:: Ключи глазного доступа

Содержание

3.231 Движения глаз как ключи доступа — НЛП-Практика

Вернуться к оглавлению

Мы заметили, что движения глаз, которые делают люди в то время, как они думают и обрабатывают информацию, обеспечивают нас замечательно точными указателями на сенсорно-специфическую нейрологическую активность. Мы представили эти паттерны в Паттернах II:

К огда каждый из нас выбирает слова, которые мы используем для того, чтобы общаться друг с другом вербально, мы обычно выбираем эти слова на бессознательном уровне функционирования. Эти слова указывают на те части внутренне и внешне генерируемого опыта, к которым у нас есть доступ в настоящий момент времени. Более конкретно, набор слов, известный как предикаты (глаголы, прилагательные и наречия), — особенным образом указывает на них. Во-вторых, каждый из нас выработал определенные движения тела, которые указывают проницательному наблюдателю какую репрезентирующую систему мы используем. Особенно богаты по своему значению паттерны движения глаз, которые мы выработали.

Таким образом, для изучающего гипноз, предикаты являются вербальной, а паттерны движения глаз — невербальной системами, предоставляющими нам быстрые и мощные инструменты для определения репсистем — тех ресурсов, с помощью которых человек создает для себя смысл: какие из них клиент использует в определенный момент времени, и, следовательно, как творчески реагировать на действия клиента. Например, вспомните, сколько раз вы задавали кому-нибудь вопрос, а тот человек задумался, сказал «Ммм.. Смотрите, …» и сопровождал это словесное высказывание движением глаз вверх-влево1 Движение глаз вверх-влево вызывает (у правшей) эйдетические образы, расположенные в недоминирующем полушарии. Нервные пути, идущие слева от обоих глаз (левые зрительные поля) имеют представительство в правом полушарии головного мозга (не доминирующем). Движение глаз вверх и влево — это типичный способ, который люди используют для стимуляции данного полушария и получения доступа к визуальной памяти. Движения глаз вверх-вправо, наоборот, стимулируют левое полушарие головного мозга и конструирование образов, т.
 е. визуальные репрезентации тех вещей, которые человек никогда не видел раньше (см. Паттерны, т. 1, стр. 182).

«Развитие ваших способностей замечать у клиента наиболее ценимую репсистему даст вам доступ к очень мощному инструменту для использования в гипнотической коммуникации. Есть два основных пути, которые мы находим эффективными в обучении людей на наших тренинговых семинарах, чтобы те отточили свои способности замечать репрезентирующие системы:

(1) обращать внимание на ключи доступа, которые можно заметить визуально. Конкретнее (для правшей):

Ключ доступа Репсистема, на которую он указывает
глаза вверх-влевоэйдетическая визуальная (V)
глаза вверх-вправо

визуальное конструирование (V)

глаза расфокусированывизуальная (V)
глаза вниз-влевовнутренний диалог (А)
позиция
«разговаривающего по телефону»
внутренний диалог (А)
глаза влево или вправо,
параллельно полу

внутренняя аудиальная (А)

глаза вниз-вправотелесные ощущения (К)
рука (или руки) прикасае(ю)тся
к средней линии тела
телесные ощущения (К)

(2) обращать внимание на использование предикатов, которые клиент выбираеn (как правило, бессознательно) для описания собственного опыта (см. Паттерны, т.1, стр. 68-76, 82-86 и Структура Магии, т. II, часть I). Когда мы описываем опыт, каждый из нас выбирает слова для описания той части опыта, которой мы уделяем больше всего внимания. Поэтому, как коммуникаторы, когда мы тренируемся определять, какая репсистема пресуппозируется в словах клиентах, которые он выбрал для описания своего опыта, мы получаем информацию, которую можем использовать эффективно в коммуникации с ними.

«Конечно, это всего лишь два пути, которым можно следовать, обучаясь определять репсистемы — есть и многие другие пути. Например, мы обнаружили, что паттерны дыхания являются превосходным индикатором той репрезентирующей системы, которую человек использует в данный момент времени для того, чтобы организовать и репрезентировать свой опыт. Во время визуализации, дыхание человека становится более поверхностным и смещается в более высокую точку груди. Другие так же полезные индикаторы нашего опыта — изменение тоновых характеристик голоса, темпа речи, цвета кожи… Мы представили два способа определения репрезентирующих систем достаточно детально, чтобы дать возможность читателю тренироваться в определении репсистем, используемых клиентом в любой момент времени.

Когда вы освоили эти две техники — отточили свою способность делать эти сенсорные различия — мы советуем вам находить для себя другие индикаторы, которые позволят вам собирать ту же информацию. Такие упражнения по определению сенсорных различий не только улучшат вашу способность вести эффективную и изящную гипнотическую коммуникацию, но также улучшат и настроят вашу способность воспринимать сенсорный опыт, которая, в нашем понимании, является основой эффективной коммуникации и гипноза.»

На рисунке 1 изображены указатели движения глаз, описанные в этой цитате, но с большим количеством подробностей — включая различия тональный\дигитальный и вспомненный\сконструированный, а также положения глаз, которые дают к ним доступ.

Вернуться к оглавлению

1. Здесь и далее имеется в виду движение глаз от первого лица клиента (с позиции Я). В абсолютных категориях (с позиции другого\наблюдателя) это было движение вверх-вправо. (Прим. переводчика)

Глазные ключи доступа (eye accessing cues) / Хабр

queraxle

Чулан

Каждый из вас хотя бы изредка обращает внимание что собеседник в ходе разговора отводит глаза в сторону. Направление взгляда меняется в зависимости от темы разговора, отношению к вам, состояния, да и самой личности собеседника.

В терминах НЛП это называется глазные ключи доступа (eye accessing cues)

Дабы не ждать ближайшего разговора с человеком чтобы обратить своё внимание на направления взгляда собеседника воспользуемся конкурсной работой Michael Simon Toon «Thought Moments» для BritishFilms. Не могу представить примера, более наглядного, чем этот

Автор ролика использует следующие ключи:

IMAGINATION — воображение MEMORY — память
EXPRESSION — выражение LANGUAGE — язык
EMOTION — эмоции LOGIC — логика

Ещё картинки по схеме:


Схема верна для большинства людей, правда с определёнными личными нюансами. Например, для левшей возможна инверсия вокруг вертикальной оси. Поэтому эту схему желательно проверять в каждом конкретном случае, также верна для большинства народов, за исключением басков. У них нет подразделения на конструирование и воспоминание. (что же в них такого особенного… или НЛО прилетело и оставило басков?

)

Становится понятным выражение «витает в облаках»

P.S. Авторское описание ролика
Thought Moments is a Buddhist term for the mental states that we experience after a physical or mental object enters the mind. This film examines subjects during such thought moments. It does this by recording reactions to questions that are seemingly innocuous, but actually seek to reveal our true nature.
Моменты Размышления (Thought moments) — буддийский термин для состояний, в которых находится ум после проникновения в него физического или ментального объекта. Этот фильм направлен на изучение людей в такие моменты. Методика исследования — запись реакций на безобидные на первый взгляд вопросы, на самом деле стремящиеся приоткрыть действительную природу личности

P. P.S Тестовые вопросы для экспериментов
[Вверх-вправо] Визуальные воспоминания:

  • Какого цвета ваша входная дверь?
  • Как вы выглядели год назад
  • Какой формы окна вагонов в метро?
  • Сколько этажей в доме, в котором вы живете?
  • Что изображено на 10-рублёвой купюре?

[Вверх-влево] Визуальное конструирование:

  • Представь себя с красными волосами
  • Если карту перевернуть, то в каком направлении будет юго-восток?
  • Представьте себе пурпурный треугольник внутри красного квадрата.
  • Этот пиджак будет сочетаться с зелёными брюками/юбкой?

[Вправо] Аудиальное воспоминание:

  • Можете ли вы услышать внутри себя свое любимое музыкальное произведение?
  • Какая дверь в вашем доме скрипит громче всех? Как звучит сигнал «занято» в вашем телефоне?
  • Какие голоса у твоих родителей?
  • Можете ли вы услышать хоровое пение внутри себя?

[Влево] Аудиальное конструирование:

  • Как громко получится, если десять человек крикнут одновременно?
  • Как будет звучать ваш голос под водой?
  • Представьте свою любимую мелодию, звучащую в два раза быстрее.
  • Какой звук издаст пианино, когда оно упадет с десятого этажа?
  • На что будет похож вопль мандрагоры?
  • Как будет звучать цепная пила в сарае из рифленого железа?

[Вниз-Вправо] Внутренний диалог:

  • Каким тоном вы разговариваете сами с собой?
  • Прочитайте детский стишок про себя.
  • Когда вы говорите сами с собой, откуда звучит ваш голос?
  • Что вы говорите сами себе, когда дела идут плохо?

[Вниз-Влево] Кинестетика:

  • Что бы вы ощущали, надевая мокрые носки?
  • На что это похоже — опускать свои ноги в холодный бассейн?
  • Какие ощущения вы испытывали бы, натянув шерстяной свитер на голое тело?
  • Какая рука сейчас теплее — правая или левая?
  • Насколько приятно было бы вам устроиться в ванной с теплой водой?
  • Какой на ощупь бархат?
  • Вспомните запах нашатыря

http://maratakm. narod.ru/index.files/18.htm
http://nlp-system.com/organi_chuvstv.php
http://www.martinfrost.ws/htmlfiles/may2006/nlp1.html
http://trenings.ru/content/view/167/52/
http://www.eusi.ru/lib/bavister_osnovy_nlp/3.shtml

Теги:

  • нлп
  • психология
  • люди
  • глаза
  • ключи
  • глазами простого человека

Хабы:

  • Чулан

Всего голосов 32: ↑22 и ↓10 +12

Просмотры

2.6K

Комментарии 20

Андрей Москвитин @queraxle

Пользователь

Комментарии Комментарии 20

научитесь читать по глазам. Приемы Дейла Карнеги и НЛП. Код вашего успеха

Правило 5: научитесь читать по глазам

Глаза, как известно, являются зеркалом души. И если вы не смотрите в глаза собеседнику, то не сможете понять его и наладить нормальное общение. Установить раппорт будет просто невозможно.

Ведь взгляд в глаза – это не только признак доверия, открытости, искренности. Это еще и возможность лучше понять друг друга. Глаза выражают очень много – в них отражается мысль, чувство, эмоция, настроение, состояние человека.

А если мы используем прием НЛП, называемый ключи глазного доступа, то сможем по глазам определять, какие образы сейчас мелькают в сознании у собеседника, обдумывает он их, или что-то вспоминает, ищет подходящие слова, или пытается представить себе что-то. Обо всем этом говорят едва заметные движения зрачков, и, натренировавшись их замечать, мы не только выйдем на более глубокий уровень общения, но и начнем понимать собеседника даже без слов.

Ключи глазного доступа – способ, позволяющий по движениям глаз определить, какая репрезентативная система является активной у человека в данный момент, и в каком именно режиме она работает. Иными словами – воспринимает он визуальные, аудиальные или кинестические образы, а также создаются ли эти образы им самим в данный момент, или он обрабатывает образы из своих воспоминаний.

Как правило, мы не следим за движениями своих глаз или глаз собеседника, когда о чем-то говорим или думаем. Между тем, эти движения не носят случайный характер – они подчиняются определенным закономерностям, связанным с особенностями работы головного мозга. Вот эти закономерности, выявленные основоположниками НЛП Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером:

• Если зрачки движутся вверх и вправо (относительно самого человека, а не того, кто на него смотрит – то есть в сторону его правого уха), то с большой долей уверенности можно сказать, что он вспоминает какие-то зрительные образы.

• Если зрачки движутся вверх и влево, тот в сознании человека какой-то зрительный образ создается, конструируется, возникает прямо сейчас.

• Если зрачки обращены вверх или прямо перед собой – сознание человека обрабатывает какие-то зрительные сигналы.

• Если зрачки движутся вправо по горизонтали – человек вспоминает какие-то звуки или слова.

• Если зрачки движутся влево по горизонтали – человек прямо сейчас оформляет мысли в слова, сочиняет какой-то текст, думает, что сказать собеседнику, или, может быть, создает звуки (например, мелодию) в своей голове.

• Если зрачки движутся влево и вниз – человек к чему-то прислушивается, а может быть, слушает внутренний голос, интуицию.

• Если зрачки движутся вниз или вправо вниз – значит, человек находится во власти ощущений, кинестических сигналов.

Конечно, эта схема не может быть абсолютно точной во всех случаях.

Во-первых, она справедлива только для правшей (у левши движения зрачков в каждом случае будут в противоположную сторону).

Во-вторых, не редкость, когда человек обрабатывает в своем сознании сложный образ, с визуальными, аудиальными и кинестическими харакретистиками – в этом случае глаза будут принимать различные нетипичные положения.

В-третьих, человек может быть в растерянности, чего-то не знать или не понимать, или делать выбор между разными образами, сравнивать их, тогда его глаза могут быть или неподвижными, или двигаться безо всякой системы.

Одним словом, существуют исключения, но все же во многих случаях и для большинства людей ключи глазного доступа неплохо работают. Вы можете убедиться в этом на собственном примере, понаблюдав за автоматическими движениями своих зрачков в ситуациях, когда вы представляете или вспоминаете зрительные образы, звуки или ощущения.

Давайте проведем небольшой тест.

• Вспомните, как выглядела ваша любимая игрушка в детстве.

Обратите внимание на движение ваших глаз. Если вы правша, то они обращены вправо и вверх, не так ли? Это положение глаз характерно для того, кто вспоминает зрительные образы.

• Теперь представьте себе, как бы мог выглядеть зеленый попугай с большим павлиньим хвостом.

Зрачки повернулись влево и вверх? Да, именно так мы смотрим, когда пытаемся сконструировать в воображении никогда не виданный образ.

• Проверьте, не напряжены ли стопы ваших ног, нет ли в них усталости, не надо ли их расслабить?

Вполне естественно, если ваши зрачки направились при этом вправо вниз – так происходит при обработке кинестических сигналов.

• Какие слова из услышанных вами вчера или сегодня в течение дня запомнились вам больше всего?

Вспоминая это, вы, вполне вероятно, заметите, что ваши зрачки направлены вправо по горизонтали – так происходит, когда мы вспоминаем слова и вообще любые звуки.

• Что бы вы могли сейчас рассказать о своем самочувствии?

Вы задумались – и ваши глаза обратились влево по горизонтали – это характерно для ситуаций, когда мы подбираем слова, чтобы выразить мысль.

Конечно, подобные движения глаз бывают иногда очень короткими, длятся буквально одну-две секунды, к тому же они могут быть мало заметными – но все же при некотором навыке можно научиться их замечать. А это значит, вы получите ключ к тому, что происходит в сознании вашего собеседника. Для чего это может быть полезно? Конечно, для того, чтобы установить с ним раппорт и найти взаимопонимание.

Представьте, что вы о чем-то спросили собеседника, и видите, что его глаза направлены вниз и влево. Вы сразу понимаете, что он обдумывает ваши слова, прислушивается к своему внутреннему голосу. Если вы в этот момент скажете: «Конечно, вам нужно обдумать это», или спросите: «К какому выводу вы склоняетесь?» – вы попадете в точку. Для собеседника вы окажетесь очень чутким, понимающим человеком, который хорошо чувствует его состояние, знает, что творится у него внутри. В такой ситуации раппорт устанавливается практически мгновенно!

Собственно, одна из задач НЛП в том и состоит, чтобы помочь нам стать очень чуткими, понимающими, внимательными собеседниками. Такими, которым хочется доверять, и перед которыми можно открыть душу. Используйте, пожалуйста, эти возможности во благо себе и окружающим!

Упражнение 5. Тренируйтесь выявлять ключи глазного доступа

Задайтесь целью научиться внимательно смотреть людям в глаза с целью замечать, как движутся их зрачки, когда вы с ними разговариваете. Для начала это лучше делать с кем-то из друзей, кто согласится помочь вам в занятиях по НЛП.

Если такого человека нет, можете тренироваться, просто разговаривая с близкими, и даже не обязательно их посвящать в суть ваших занятий. Попробуйте как бы между делом задать человеку несколько вопросов, и проследить, как при этом будут двигаться его глаза.

Вот примеры таких вопросов.

Вопросы на воспоминание визуальных образов: «Ты помнишь дом, в котором жил в детстве?», «А как выглядела твоя детская комната?», «На вчерашней выставке были картины с изображением пейзажей?», «Ты не помнишь, наша прежняя соседка была блондинка или брюнетка?», «Какое платье было у примадонны в опере?», «Лес, который мы сейчас проехали, был хвойный или лиственный?»

Вопросы на конструирование визуальных образов: «Интересно, как бы выглядел наш дом, если выкрасить его в красный цвет?», «Представь, что перед тобой целый чемодан денег. На что бы ты их потратил?», «Вот если бы сейчас перед нами было море, или целая поляна цветов…», «А если бы в нашем районе построили огромный небоскреб, как бы это выглядело?», «Как ты представляешь себе героя книги, которую сейчас читаешь?»

Вопросы на воспоминание аудиальных образов: «Как звучало то стихотворение, которое мы учили в школе?», «Что за песня была в том фильме?», «Помнишь, как шумел морской прибой?», «Вспомни, как в весеннем лесу поют птицы», «Что сказал тебе хозяин дома на прощание, когда ты уходил из гостей?», «Какой голос был у твоей первой учительницы?»

Вопросы на конструирование аудиальных образов: «Интересно, если бы холодильник умел говорить, какой голос у него бы был?», «Как ты думаешь, что хочет сказать тебе твоя собачка?», «Если бы ты был писателем, какими словами ты бы мог описать самый красивый рассвет в горах?», «Представь, как прозвучит эта песенка, если ее спеть басом», «Самые добрые слова на свете – какие они?»

Вопросы на воспроизведение кинестических образов: «Представь, что купаешься в теплом море», «Помнишь свою шубу, как было в ней тепло и уютно?», «Что за аромат был у тех духов?», «А что чувствуешь, когда идешь босиком по траве?», «Тебе было тепло или холодно в этой куртке в прошлые выходные во время прогулки?»

Научившись выявлять ключи глазного доступа во время таких тренировочных упражнений, вы со временем без труда начнете замечать движения глаз собеседника во время любого общения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ПО ГЛАЗАМ ВИДНО

ПО ГЛАЗАМ ВИДНО Чтобы понять чужую бессознательную систему (ввода), вы должны сначала изучить, что означают различные движения и положения глаз. Вообразите лицо, смотрящее на вас или, если вам так легче, нарисуйте лицо на бумаге. Затем представьте, что весь мир имеет

Правило № 13 Учитесь читать по губам

Правило № 13 Учитесь читать по губам Губы, в противоположность носу, являются самой подвижной областью лица. Эта часть артикуляционного аппарата помогает нам создавать звуки, делая речь членораздельной и понятной. По губам можно прочитать различные невербальные

Правило 43 Научитесь молчать

Правило 43 Научитесь молчать Во многих случаях именно молчание – наше спасение. Надо учиться молчать. В своем центре «Счастливая семья» я учу девушек молчать на тренингах. У меня есть специальный ритуал, когда все девушки, участницы группы, дружно молчат. И всем так

Читаем по глазам

Читаем по глазам Движения зрачков глаз. В НЛП (нейролингвистическом программировании) широко используется термин «конструирование». Под ним понимается создание в уме неискренним человеком неправдивой информации. Когда человек сознательно искажает информацию, отвечая

Учитесь читать быстрее, чтобы читать больше

Учитесь читать быстрее, чтобы читать больше Если вы читаете медленнее, чем хотелось бы, можно пойти на курсы скорочтения, где вас научат быстрее не только читать, но и усваивать информацию. Лучший ресурс, который нашел я, – курс фоточтения, разработанный Паулем Шееле. Он

Правило 3.

 Вы не сможете быть счастливыми вдвоем, пока не научитесь быть счастливым в одиночку

Правило 3. Вы не сможете быть счастливыми вдвоем, пока не научитесь быть счастливым в одиночку Одна моя знакомая не может существовать вне каких-то отношений с мужчинами. Наверняка и вы встречали таких людей – а может, и сами таковы, – для которых окончание одной связи

Правило № 1 Научитесь прощать

Правило № 1 Научитесь прощать Умение прощать, особенно врагов своих – это высокое искусство.У людей, умеющих прощать, самые тяжелые оскорбления или обиды чаще всего не вызывают скачков давления, болей в сердце или глубоких спадов настроения. И еще у них лучше работает

Правило № 22 Научитесь нравиться тем, кто нравится вам

Правило № 22 Научитесь нравиться тем, кто нравится вам «Мы выбираем, нас выбирают…» Совершенно справедливо! И, как это ни парадоксально, мужчина чаще всего выбирает ту женщину, которая сама обратила на него свое внимание, не скрывая того, что он ее заинтересовал. Обычно

Правило 2: научитесь понимать других, ставя себя на их место

Правило 2: научитесь понимать других, ставя себя на их место Конечно, ваш интерес к людям не должен быть холодным и отстраненным. Цель наблюдений и внимания к людям – почувствовать то, что чувствуют они, понять их желания, нужды, проблемы, переживания.Каждый человек хочет,

Правило 5: научитесь слушать и слышать

Правило 5: научитесь слушать и слышать Многие люди думают, что для успешного общения надо прежде всего уметь хорошо говорить. Это ошибка! Успех общения определяется прежде всего умением слушать. Ведь если вы не умеете слушать, то вряд ли ваш интерес к собеседнику будет

Правило 2: научитесь правильно себя вести с рассерженным человеком

Правило 2: научитесь правильно себя вести с рассерженным человеком Бывает, что нам приходится иметь дело с рассерженными людьми. Порой кажется, что конфликта не избежать. Ведь очень часто в ответ на чей-то гнев помимо нашей воли включается автоматическая реакция – мы

Правило 3: научитесь грамотно реагировать на критику

Правило 3: научитесь грамотно реагировать на критику Как быть, если вас критикуют? Как достойно выйти из подобной ситуации, не уронив лицо, но и не позволив втянуть себя в конфликт?Дейл Карнеги говорит: оправдываться и защищаться в ответ на критику – это самый проигрышный

Правило 5: научитесь приходить к согласию в конфликтной ситуации

Правило 5: научитесь приходить к согласию в конфликтной ситуации Множество конфликтов не разрешаются только потому, что их участники не видят точек соприкосновения по спорным вопросам – а точнее, не хотят их искать и находить. Но на самом деле между спорящими людьми

Правило № 4.

Изучите свои достоинства и научитесь их правильно демонстрировать

Правило № 4. Изучите свои достоинства и научитесь их правильно демонстрировать Поговорим о ваших достоинствах. Тема эта, безусловно, приятная, но не слишком легкая для обсуждения. Знаете ли вы свои плюсы? Можете ли вы их назвать? Всегда ли вам удается преподнести себя с

Правило № 7. Научитесь красивой походке

Правило № 7. Научитесь красивой походке Походка – настолько сильный инструмент, что переоценить ее значение довольно сложно. Красивая грациозная походка покорила не одно мужское сердце. Отметим, что у каждой женщины свой тип походки – своеобразный и неповторимый. Вам

Чтобы читать мысли других, нам приходится читать свои собственные так же, как другие читают наши

Чтобы читать мысли других, нам приходится читать свои собственные так же, как другие читают наши Предвидение поведения других людей и влияние на него требуют от нас создания модели их сознания[94]. Но для этого нам надо хорошо понимать, что другие думают о том,

Глазные паттерны и коучинг НЛП

Как узнать, что люди думают на самом деле

Нет сомнений в том, что одним из самых захватывающих и в то же время противоречивых аспектов того, что Ричард Бэндлер и Джон Гриндер смоделировали в 1970-х годах, был доступ к глазам. очереди. Образцы глаз.

Работая над структурой глаз, они начали замечать, что существует корреляция между тем, куда смотрят глаза людей, и типом сенсорного языка, который они используют. В частности, они предположили, что глаза людей движутся, когда они думают и внутренне обрабатывают (до того, как говорят), и что вы часто можете увидеть корреляцию между тем, что они затем говорят, и тем, где были их глаза до того, как они заговорили. В следующий раз, когда вы разговариваете с кем-то, обратите особое внимание на то, что происходит с его глазами, когда он думает, особенно после того, как вы задали вопрос. Видите ли вы какие-либо закономерности или темы?

Из работы Бэндлера и Гриндера (а также Роберта Дилтса) они обнаружили, что по мере того, как люди вспоминают определенные части информации, их глаза перемещаются в определенные секторы мозга, чтобы получить доступ к визуальному, слуховому, кинестетическому или внутреннему диалогу. Затем это дает вам хорошее представление о том, что этот человек делает в своем уме, когда пытается вспомнить информацию.

Гриндер и Бэндлер определили закономерность взаимосвязи между сенсорным языком, который люди используют в обычном разговоре, и, например, движениями их глаз (известными как сигналы доступа к глазам).

Распространенный (но не универсальный) стиль обработки на Западе показан на прилагаемой диаграмме, где мелькание глаз в определенных направлениях часто связано с определенными видами внутренней (ментальной) обработки. НЛП также предполагает, что иногда (опять же не всегда) такая обработка связана с сенсорным использованием слов, так, например, человек, спрашивая, что ему нравится на пляже, может ненадолго бросить взгляд в каком-то характерном направлении (доступ к зрительной памяти, часто вверх). ), а затем также используйте слова, описывающие его в визуальном смысле («Море выглядело прекрасно» и т. д.). Точно так же, когда его спрашивают о проблеме, кто-то может некоторое время смотреть в другом направлении (кинеастетический доступ, как правило, вниз), а затем выглядеть озадаченным и говорить: «Кажется, я просто не могу понять вещи». Взятые вместе, НЛП предполагает, что такие сигналы доступа к глазам являются идиосинкразическими и привычными для каждого человека и могут формировать важные подсказки относительно того, как человек обрабатывает или представляет себе проблему бессознательно.

Вот короткое видео, которое даст вам некоторое представление о том, как работают модели глаз:

Это для того, как вы смотрели на чье-то лицо:

Зрительная конструкция Верхний левый квадрант                                     90 правый квадрант Визуальное запоминание

Audio Construct Средний левый квадрант                Запомненное аудио   Средний правый квадрант

K  (тактильный) Нижний левый квадрант                         Звук Внутренний (или AD) Нижний правый квадрант

Вопросы, которые можно задать кому-нибудь, чтобы выяснить, что происходит…….

. Следите за рисунком глаз!
  1. Визуальное запоминание : Подумайте о цвете вашего автомобиля. Какой рисунок на вашем покрывале? Вспомните, когда вы в последний раз видели бегущего человека. Кто были первые пять человек, которых вы увидели этим утром?
  2. Визуальное построение : Представьте себе очертание себя, когда вы смотрите с шести футов над нами и видите, как он превращается в городской пейзаж. Можете ли вы представить верхнюю половину игрушечной собаки на нижней половине зеленого бегемота?
  3. Аудитория Вспомнила : Можете ли вы назвать одну из своих любимых песен? Подумайте о звуке хлопка. Как звучит двигатель вашего автомобиля?
  4. Аудиальный Конструктированный : Представьте, что звук гудка поезда сменяется звуком переворачиваемых страниц. Слышишь ли ты звук саксофона и звук маминого голоса одновременно?
  5. Слуховой цифровой (внутренний разговор с самим собой) : Найдите минутку и прислушайтесь к звуку собственного внутреннего голоса. Откуда ты знаешь, что это твой голос? В каких ситуациях вы больше всего разговариваете сами с собой? Подумайте о том, что вы чаще всего говорите себе.
  6. Kinaesthetic Вспомнил : (Тактильно) Когда в последний раз вы чувствовали себя действительно мокрой? Представьте ощущения снега в ваших руках. На что похожа сосновая шишка? Когда вы в последний раз прикасались к горячей посуде? (Интуитивное/эмоциональное) Можете ли вы вспомнить случай, когда вы чувствовали удовлетворение от того, что сделали? Подумайте о том, каково это быть истощенным. Когда вы в последний раз чувствовали нетерпение?
  7. Кинестетическая конструкция : (тактильная) Представьте, как ощущение липкости превращается в ощущение песка, скользящего между пальцами. Представьте, как ощущение собачьей шерсти превращается в ощущение мягкого масла. (Интуитивное/эмоциональное) Представьте, что чувство разочарования превращается в чувство действительной мотивации что-то сделать. Представьте, как чувство скуки превращается в глупое ощущение скуки.

Примечание: НЛП не говорит, что это «всегда» так, а скорее о том, что следует проверить, существуют ли для человека надежные корреляции, и если да, то какие они.

Обычная (но не универсальная) западная раскладка сигналов доступа к глазам:

•    Вверх (влево/вправо) — Зрительный (V) — «Я могу представить общую картину»
•    Уровень (левый/правый) — Слуховой (A ) — «Давайте смягчим дискуссию»
•    Внизу справа — Кинестетическая (К) — «понять концепцию» или «собрать у вас
понял.
•    Внизу-влево Слуховой внутренний диалог (Ad) — разговор с самим собой

Движения глаз влево или вправо для многих людей, по-видимому, указывают на то, было ли воспоминание вызвано или сконструировано. Таким образом, запоминание фактического образа (Vr) больше связано с верхним левым положением, в то время как воображение дома своей мечты (Vc) имеет тенденцию (опять же не всегда) больше ассоциироваться с верхним правым.

Если они смотрят вверх и влево (см. диаграмму), они будут запоминать картинки (VR или визуальные запоминания).

Если они смотрят вниз и влево (вправо от вас, когда вы смотрите на них), они будут обращаться к разговору с самим собой (AD на схеме).

Если они смотрят вниз направо (слева от вас, когда вы смотрите на них), они получают доступ к чувствам.

В середине справа или слева они будут запоминать или создавать звуки (AR, звук запоминается и AC, звук создается).

С точки зрения обучения и образования это может быть очень полезно, так как вы можете начать рассказывать, откуда ваши ученики (через своих учеников) пытаются получить доступ к информации и какие стратегии они используют для получения информации. Например, если вы попросите человека написать слово, а он смотрит вниз на землю справа от себя, он получит доступ к чувствам, поэтому неудивительно, что Чарльз не очень хорошо пишет. Попробуйте написать слово, чувствуя, что это, вероятно, худшая стратегия, которую вы можете себе представить. Кроме того, если человек смотрит в свою левую сторону посередине (см. схему). Тогда они попытаются произнести слово, услышав его фонологически: это тоже не лучшая стратегия! Ты даже не можешь писать фонологически, фонологически!! Давайте попробуем… фонологически… нет!

Вы можете улучшить правописание или обучаемость людей, научив их использовать визуальную часть мозга. Вы увидите замечательный эффект, который будет иметь то, что вы научились делать это в достаточной мере. Конечно, это полезно не только для учеников, это также будет полезно для вас и в любых ситуациях разговора и переговоров, когда вам важно знать, как другой человек обрабатывает свой мир.

Благодаря вашей способности устанавливать связь с раппортом на физиологической основе вы теперь также получаете дополнительную информацию о том, как этот человек предпочитает интернализировать свой мир, а затем проецировать его вовне. Если вы знаете, что человек преимущественно визуален (конечно, вы всегда можете сказать это и по словам, которые он использует), вы сможете войти в его мир, общаться на его манере и, возможно, даже перемещать его в разные области. что больше подходит для поставленной задачи.

Если мы вернемся к разделу якорения, вы также сможете узнать, переходит ли человек в определенный квадрант в своем уме для воспоминаний о себе и прошлом опыте. Если они продолжают обращаться к визуальному воспоминанию (см. диаграмму) и испытывают к этому плохое предчувствие, вы можете предложить им начать создавать новый образ, используя визуальный творческий элемент своего мозга, и заметить, что они могут поднять глаза и поднять глаза. правильно, чтобы создать что-то новое и новый способ обучения.

Вот хороший пример того, как изменить стратегию неправильного правописания.

Выберите кого-то, кто пишет особенно плохо, и у него есть мотивация писать по-другому и лучше. Спросите у них слово, которое они не могут произнести. Кэтрин Спраклинг, глава французского языка в Брайтонской школе, применила эту технику вскоре после того, как ее обучили ее использованию.

Кэтрин взяла ученика и выбрала слово, которое он, возможно, не мог написать и считал, что никогда не сможет написать. Затем она написала это слово на листе бумаги и разделила его на три части. Она использовала свое знание якорения, чтобы заставить мальчика чувствовать себя хорошо в отношении перспективы обучения (вы можете просто спросить ученика, было ли время, когда он не думал, что может чему-то научиться, а потом он это сделал). Затем Кэтрин показала слово по частям (вы также можете сделать кусочки разного цвета, чтобы улучшить визуальные аспекты). Она заставила его повторять каждую часть слова, удерживая слово в квадранте зрительного воспоминания (VR). Каждый раз она убирала бумагу, но просила его продолжать визуализировать фрагмент слова в уме (следите за рисунком их глаз, чтобы убедиться, что они остаются в визуальном воспоминании). Затем, наконец, она убрала все куски и попросила его написать слово целиком, что он и сделал успешно с первого раза. Затем, к изумлению остальных в классе, она заставила его написать слово задом наперёд без повторения. Он сделал это идеально!

Это один из способов использования рисунков глаз, а другие могут быть, например, для техники продажи.

Если вы продаете продукт лицом к лицу, начните осознавать, создает ли ваш покупатель изображения, звуки или ощущает продукт или услугу. Если вы заметили, что они часто обращаются к чувствам, просто попросите их рассказать о продукте или услуге, а не ГОВОРИТЬ об этом слишком много.

Если вам нужна дополнительная информация о паттернах взгляда и стратегиях, перейдите по этой ссылке.

Существует целая библиотека способов использования знаний о паттернах глаз, так что посмотрите, сможете ли вы пройти обучение НЛП и получить весь опыт вместо того, чтобы слушать больше теорий, и вы будете далеко впереди в своей области!

Образцы глаз

Подсказки движения глаз в НЛП

Когда люди думают, что они двигают глазами70-е годы. Эти отношения могут предоставить ценную информацию о том, как лучше всего общаться с кем-то.

(Примечание: многие заявления, исследования и статьи о том, как должны работать Движения глаз в НЛП, ошибочны и ненадежны, поэтому найдите время, чтобы прочитать, как они работают, и ознакомьтесь с навыками, необходимыми для их надежного использования. )

Что они нам показывают

Развитие навыков использования движений глаз в НЛП позволит вам распознавать, как может думать человек, но не о чем он думает!

Некоторые люди думают главным образом образами. Другие в разговоре с самим собой. Другие в чувствах, а третьи, хотя и меньшинство, в звуках.

«Стандартные» направления движения глаз

«Стандартные» направления движения глаз, составленные соавторами НЛП Джоном Гриндером, Фрэнком Пьюселиком и Ричардом Бэндлером, показаны на диаграмме.

(Представьте, что эта диаграмма наложена на лицо человека. Таким образом, когда вы смотрите на него, его кинестетическое направление находится слева от ВАШЕЙ трассы.)

Направления глаз в НЛП неверны!

Эти стандартные НЛП направления взгляда просто не соответствуют действительности.

Они неверны, потому что

  1. Не все следуют «правилам», т.е. смотрят вверх и влево или вправо для визуализации или вниз вправо, когда думают о чувствах. Многие делают…. А многие нет.
  2. Когда люди думают о недавних событиях или информации, с которой они хорошо знакомы , они могут вообще не двигать глазами.

Вот почему «научные» исследования, проводившиеся еще в конце 70-х годов, смогли доказать, что НЛП «не работает» или что оно научно необоснованно. Именно поэтому первые разработчики НЛП предупреждали, что эти стандартные указания ненадежны.

Они просто предлагают отправную точку — гипотезу для проверки. И рассказывают об этом людям с начала 70-х — более 45 лет назад.

Зачем обращать внимание на движения глаз в НЛП?

Так что, если они не «истинны», зачем обращать на них внимание?

Способность замечать движения глаз человека и распознавать, на что они могут указывать, дает полезную информацию о том, как он думает.

Допустим, вы объясняете коллеге, как что-то сделать, а он говорит, что не может следовать вашему описанию. И, говоря это, они смотрят ВВЕРХ либо влево, либо вправо (что указывает на то, что они могут визуализировать или пытаться визуализировать).

Это может указывать на то, что им нужна демонстрация, а не словесное объяснение, чтобы они могли увидеть, как это сделать.

С другой стороны, человек смотрит вниз и вправо. Это может указывать на то, что они думают чувствами. В этом случае для них будет лучше, если вы заставите их активно делать это , а не пассивно слушать или воображать.

Между прочим, человек редко осознает, как он думает, но эта информация доступна для зоркого и опытного наблюдателя.

Относитесь к паттернам глаз только как к началу – только!

Эти стандартные направления глаз, вероятно, применимы к большинству людей. (Обратите внимание на слово «вероятно».) Но, как мы объясняем на наших собственных обучающих курсах по НЛП, важно рассматривать приведенную выше диаграмму только как отправную точку. Было бы здорово и намного проще, если бы мы могли взять эту карту и мгновенно узнать, что человек делает внутри, но в реальной жизни все немного сложнее.

Люди разные, и не у всех одинаковый рисунок. Мы рекомендуем вам относиться к этой диаграмме как к обоснованному предположению, а затем использовать свои навыки наблюдения НЛП, чтобы установить, как это делает человек перед вами.

Итак, когда ваш друг смотрит влево или вправо, это не обязательно означает, что он думает образами — это просто означает, что он смотрит в этом направлении и что-то делает внутренне.

Вы должны установить, что они означают, используя ваши «сенсорные способности и навыки калибровки». (Еще один навык Практика — это высокоразвитая способность распознавать эти очень тонкие формы поведения и «калибровать» или распознавать то, что они означают для конкретного человека, с которым мы общаемся.) Другими словами, когда они смотрят в этом направлении, делают ли они это? фотографии или они делают что-то еще?

Влево или вправо?

Так какая разница, смотрят они вверх налево или направо?

Не для практических целей. Да, большинство курсов НЛП учат тому, что когда человек смотрит вверх влево, он запоминает картинки, а когда смотрит вправо, то «конструирует» картинки.

Теперь, хотя это может быть правдой для некоторых или даже многих людей, это очень ненадежный процесс. И именно поэтому мы не беспокоимся об этом различии в наших собственных курсах — если вы хотите знать, составляют ли они образ или запоминают его, проще просто спросить человека…

Лучше не усложнять, распознавать, что они смотрят в одном из вероятных направлений визуального мышления, а затем использовать содержание того, что они говорят и как они это говорят, чтобы оценить, действительно ли они придумывают картинки, помнят их.

Миф о великом детекторе лжи в НЛП

Это различие между тем, смотрит ли человек вверх, налево и вверх, вправо породило миф о великом детекторе лжи в НЛП. Согласно этому мифу, люди утверждают, что НЛП позволяет определить, лжет ли человек, просто посмотрев ему в глаза…

Это утверждение не соответствует действительности.

Впервые было опровергнуто двумя основоположниками НЛП в книге «Из лягушек в князей» (1979). В нем Бэндлер и Гриндер сказали, что в случае некоторых людей их глаза могли указать, могут ли они лгать, но это было ненадежно.

С середины 90-х годов мы передаем это послание в наших собственных курсах НЛП Pegasus, предлагая более взвешенный и взвешенный стиль НЛП.

Последний совет…

Движения глаз при умелом использовании станут отличным дополнением к вашему набору инструментов для эффективного общения с другими людьми. Этот навык лучше всего осваивается на живом семинаре, где вас учат тонкостям наблюдения и понимания движений глаз.

Однако есть особенно ценный совет, которым каждый может воспользоваться без участия в программе обучения: если глаза человека двигаются, это означает, что он думает — поэтому вам нужно сохранять спокойствие, пока глаза не перестанут двигаться и еще раз посмотрю на тебя.

 

Вы найдете больше статей о репрезентативных системах здесь:

НЛП, глаза и ложь – вопросы и ответы – опубликовано летом 2000 г. (из вопросов и ответов, опубликованных летом 2000 г.)
Репрезентативные системы НЛП: предикаты (сентябрь 2001 г.) Сигналы доступа к глазам (январь 2002 г.)
«Дайте мне время подумать!» (Январь 2006 г.)
НЛП-метки доступа к глазам (январь 2007 г.)
НЛП и репрезентативные системы (февраль 2007 г.)
«Техника НЛП-детектора лжи» (февраль 2008 г.)
Тривиализация НЛП (снова…) (февраль 2010 г.)
Миф о детекторе лжи НЛП (еще раз…) (август 2010 г.)
Как использовать НЛП «Системы репутации» (март 2012 г.)
«У глаз нет этого» ‘ — НЛП научно опровергнуто? (июль 2012 г.)
Использование движений глаз в НЛП (апрель 2013 г.)

Дополнительная информация о НЛП

НЛП — что это мне дает?

Как научиться НЛП

7 советов по выбору поставщика услуг по обучению НЛП

Основные навыки НЛП — наш курс в Новом лесу

Что говорят о наших курсах

Рег Коннолли, директор по обучению, Pegasus NLP

У глаз этого нет: Детекция лжи и нейролингвистическое программирование

  • Список журналов
  • PLoS Один
  • PMC3394779

PLoS Один. 2012 г.; 7(7): e40259.

Опубликовано в Интернете 11 июля 2012 г. doi: 10.1371/journal.pone.0040259

, 1 , 2 , * , 3 , 3 , 2 и 2

Маркус Лаппе, редактор

Информация об авторе Примечания к статье Информация об авторских правах и лицензиях Отказ от ответственности

Сторонники нейролингвистического программирования (НЛП) утверждают, что определенные движения глаз являются надежными индикаторами лжи. Согласно этому представлению, человек, смотрящий вверх вправо, предполагает ложь, тогда как взгляд вверх влево свидетельствует о том, что он говорит правду. Несмотря на широко распространенную веру в это утверждение, никакие предыдущие исследования не проверяли его обоснованность. В исследовании 1 движения глаз участников, которые лгали или говорили правду, были закодированы, но не соответствовали паттернам НЛП. В исследовании 2 одной группе участников рассказали о гипотезе НЛП о движении глаз, а второй контрольной группе — нет. Затем обе группы прошли тест на обнаружение лжи. Значимых различий между двумя группами выявлено не было. Третье исследование включало в себя кодирование движений глаз как лжецов, так и тех, кто говорит правду, принимая участие в громких пресс-конференциях. В очередной раз существенных различий обнаружено не было. В совокупности результаты трех исследований не подтверждают утверждения НЛП. Обсуждаются теоретические и практические последствия этих выводов.

Психологи провели множество исследований, пытаясь установить поведенческие корреляты лжи [1], [2]. Однако, несмотря на этот впечатляющий список работ, ни одно из предыдущих исследований не проверяло должным образом обоснованность идеи, которая получила широкое признание среди публики, а именно, что лжецы склонны демонстрировать определенный образец движения глаз.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) состоит из разнообразного набора психологических техник, направленных на улучшение жизни людей [3]. Важным аспектом работы является попытка улучшить коммуникативные навыки людей, рассказывая им о предполагаемой связи между движением глаз и мыслью. Согласно этой работе, когда правши смотрят вверх вправо, они, скорее всего, визуализируют «сконструированное» (т. (т. е. событие, которое действительно с ними произошло) (см. ). Напротив, когда они смотрят вправо, они, вероятно, думают о «сконструированном» звуке, а когда они смотрят влево, они, вероятно, думают о «запоминаемом» звуке. Эти предполагаемые отношения часто преподаются на курсах обучения НЛП [4] и широко распространены в Интернете. Действительно, поиск в Google по терминам «нейролингвистическое программирование» выявляет тысячи сайтов, описывающих предполагаемые отношения, а два известных видеоролика на YouTube, призывающие детекторы лжи использовать этот подход, получили 30 000 и 60 000 просмотров соответственно.

Открыть в отдельном окне

Предполагаемая связь между движениями глаз и мышлением (увиденная с точки зрения наблюдателя).

На протяжении 1980-х годов исследователи изучали многие утверждения, сделанные практиками НЛП [5], [6]. Большая часть этой работы оценивала предполагаемую взаимосвязь между движением глаз и модальностью мысли и включала запись движений глаз участников, задавая им вопросы, побуждающие вызывать визуальные и слуховые воспоминания (например, «Какого цвета входная дверь в вашем доме»). ?», «Можете ли вы описать звук голоса вашей матери?»). Эта работа последовательно не подтверждала утверждения НЛП [7], [8], [9].].

Хотя создатели НЛП не считали «сконструированные» мысли ложью, это понятие стало общеупотребительным, что привело многих практиков НЛП к утверждению, что по движениям глаз можно получить полезную информацию о том, лжет ли кто-то [ 10]. К сожалению, очень мало, если таковые имеются, предыдущие работы исследовали обоснованность этого утверждения. Роадс и Соломон [11] кратко ссылаются на четыре эксперимента, которые якобы продемонстрировали, что этот метод можно использовать для точной классификации 90% правды и лжи, но не приводите ссылку на эти эксперименты. Врей и Лохун [12] справедливо скептически отнеслись к этим предполагаемым исследованиям, отметив, что ни один другой эксперимент по психологии обнаружения лжи не дал такого уровня точности.

Три исследования, представленные здесь, представляют собой первое экспериментальное исследование предполагаемой связи между ложью и паттерном движения глаз, предложенным многими практиками НЛП.

В исследовании 1 участники снимали ложь и правду, а затем кодировали движения их глаз. На основании заявлений, сделанных многими практиками НЛП, было предсказано, что участники будут значительно чаще смотреть вправо, когда они лгут, чем когда они говорят правду, и что они будут значительно чаще смотреть в правую сторону, когда они лгут. смотреть налево, когда они говорили правду, а не когда лгали.

Метод

Дизайн

Проект был одобрен Комитетом по этике психологических исследований Эдинбургского университета (PREC), и от всех участников было получено письменное согласие. В этом исследовании использовалась внутренняя схема, включающая два условия. В каждом состоянии участники выполняли ряд действий, а затем принимали участие в записанном на видео интервью о своем поведении. В одном условии участников просили сказать правду, а в другом — солгать. Поскольку в литературе по НЛП не указывается, какая продолжительность движений глаз считается информативной, в исследовании изучались как короткие, так и более длительные движения. Зависимыми переменными были частота взглядов участников (т. Е. Движений глаз, которые длились одну секунду или более) и взглядов (движения глаз продолжительностью менее одной секунды) в верхнем правом или верхнем левом направлении во время интервью.

Участники

32 участника (12 мужчин, средний возраст 22,3 года, диапазон от 18 до 56 лет) были в основном студентами бакалавриата, набранными благодаря контактам экспериментаторов. Поскольку литература по НЛП предполагает, что предполагаемая связь между ложью и движением глаз наиболее сильна у правшей, участников набирали только в том случае, если они называли себя правшами. Участникам сказали, что исследование касалось психологии лжи, но не сообщили, что оно связано с изучением движения глаз. Участникам не выплачивалась компенсация за их участие в исследовании.

Материалы

Эдинбургская инвентаризация ручной работы [13]. В этом опроснике из десяти пунктов респондентов просят указать, какой рукой они предпочитают использовать предметы повседневного обихода (например, зубную щетку). Ответы оцениваются, чтобы получить коэффициент латеральности (LQ), который имеет диапазон возможных оценок от -100 до +100. Отрицательный балл указывает на предпочтение левшей, а положительный балл указывает на предпочтение правшей.

Процедура

Участники тестировались индивидуально. Каждый участник прибыл в комнату для брифингов и заполнил Эдинбургскую инвентаризацию рук. Порядок, в котором они выполняли условия «Ложь» и «Правда», определялся случайным образом путем подбрасывания монеты.

В состоянии «Ложь» участнику сначала дали мобильный телефон экспериментатора. Затем им было приказано пройти в определенный кабинет, спрятать телефон в карман или сумку и вернуться в комнату для совещаний. Экспериментатор объяснил, что их отведут в комнату для интервью и засняты ответы на три вопроса: «Что вы делали в офисе?», «Какие предметы вы видели в ящике стола?» и «Какова была планировка кабинета?» предметы в ящике?». На вопрос, что они делали в офисе, участников попросили солгать и сказать, что они открыли ящик стола и положили туда телефон. Когда участников спросили, какие предметы они видели в ящике стола, участников попросили описать пять правдоподобных объектов («правдоподобные» определялись как что-то достаточно маленькое, чтобы поместиться и что можно было увидеть в ящике стола). объектов, участника просили дать вымышленное описание. Участника попросили быть максимально убедительным на протяжении всего интервью.

Участник выполнил это задание, а затем был доставлен в комнату для интервью и опрошен вторым экспериментатором, который не знал, лжет ли участник или говорит правду. Во время интервью участник сидел перед черным фоном, а камера была сфокусирована на лице участника, чтобы четко фиксировать движения его глаз.

В состоянии «Правда» участнику давали мобильный телефон экспериментатора и просили пойти в определенный кабинет, открыть верхний ящик стола в офисе, положить телефон внутрь ящика, посмотреть на другие предметы внутри ящик, а затем вернитесь в комнату для брифингов. Экспериментатор объяснил, что затем их отведут в комнату для интервью и засняты ответы на три вопроса: «Что вы делали в офисе?», «Какие предметы вы видели в ящике стола?» и «Какова была планировка кабинета?» предметы в ящике?». На протяжении всего интервью участника просили говорить правду. Участник выполнил задание, а затем был доставлен в комнату для интервью и опрошен вторым экспериментатором.

Содержимое ящика офисного стола для каждого испытания было выбрано случайным образом из тридцати предметов повседневного обихода (например, степлера, яблока, калькулятора, небольшого зонта, конверта).

Кодирование интервью

Каждое из 64 интервью (т. е. по два интервью на участника) кодировалось двумя независимыми экспертами. Чтобы гарантировать, что на оценщиков не повлияли комментарии участников во время интервью, звуковые дорожки были удалены до кодирования. Кодирование включало подсчет количества раз, когда участник смотрел вверх и вправо, и вверх влево во время каждого интервью. изображает две области, в которые должны попадать движения глаз, чтобы быть закодированными как Верхний правый (ВП) или Верхний левый (ВЛ). Движения глаз в других направлениях (например, прямо вверх или вниз) не кодировались. Чтобы обеспечить высокую межрейтинговую надежность, рейтеры были обучены четырем «тестовым» интервью, которые были сняты на пленку в дополнение к интервью с участниками. Один из оценщиков не знал о распределении условий. Другой был слеп к распределению условий для 24 участников, но провел интервью с оставшимися 8 участниками и, следовательно, мог вспомнить, что было ложью, а что правдой. Коэффициент внутриклассовой корреляции для этих 8 участников составил 0,9.2 (p<0,001) против 0,87 (p<0,001) для 24 оставшихся участников. Поскольку разница между этими цифрами была незначительной, нет никаких доказательств того, что возможная неслепая оценка повлияла на согласие между кодировками.

Открыть в отдельном окне

Области движения глаз, классифицируемые как Верхний левый и Верхний правый (вид с точки зрения кодировщика).

Два оценщика несколько раз просматривали каждое интервью как с нормальной, так и с медленной скоростью и подсчитывали, сколько раз участник смотрел UR в течение секунды или дольше, UL в течение секунды или дольше, UR менее секунды и UL менее секунды. чем секунда. Затем каждое из этих значений было разделено на продолжительность интервью (в секундах), чтобы создать четыре частотные переменные: взгляды ВП, взгляды ВП, взгляды ВП и взгляды ВП.

Для 32 сеансов коэффициент внутриклассовой корреляции одиночных показателей составил 0,89 (p<0,001; N = 256), что указывает на высокий уровень согласия между оценщиками. Поэтому оценки были объединены для анализа.

Результаты

Средний коэффициент латеральности составил 75,0 (SD = 22,9; диапазон = 14,0–100,0), подтверждая, что все участники были правшами.

Количество времени, которое потребовалось участникам, чтобы дать правдивые ответы по сравнению с ложными ответами, существенно не отличалось (среднее значение правды = 43,8 секунды, SD = 19.5; Среднее значение лжи = 42,6 секунды, SD = 17,5; Связанный t-критерий (31) = 0,75, p(2-t) = 0,46).

Средние значения и стандартные отклонения для каждого движения глаз показаны на , а также результаты соответствующих t-тестов, сравнивающих условия лжи и истины. Ни один из анализов не был значимым.

Таблица 1

Средние частоты (в секунду, стандартное отклонение в скобках), соответствующие t-критерии и p-значения, сравнивающие UL и UR взгляды и взгляды в условиях Правды и Лжи.

5 UL газы
Условие истинности Условие лжи Связанное t-значение (df = 31) p-value(2-t)
0,012 (0,028) 0,007 (0,016) −1,60 0,12
UL взгляды 0,040 (0,048) 0,029 (0,035) −1,77 0,09
УР взгляды 0,019 (0,027) 0,017 (0,023) −0,35 0,73
UR взгляды 0,044 (0,035) 0,047 (0,033) 0,37 0,71

Open в отдельном окне

.

лгут ли они или говорят правду. Согласно этому представлению, взгляд вверх вправо свидетельствует о лжи, тогда как взгляд вверх влево предполагает, что они говорят правду. Исследование 1 проверило обе эти гипотезы, но не смогло найти поддержку ни одной из них.

Можно утверждать, что исследованию не хватало экологической валидности, потому что специалисты по НЛП не настаивают на том, чтобы обнаружение лжи включало в себя тщательное кодирование отснятых на пленку интервью, а вместо этого продвигали более интуитивный и целостный процесс, основанный на наблюдении за поведением в реальном времени. Исследование 2 решило эту проблему, проинформировав одну группу участников о движениях глаз, которые, по утверждениям практиков НЛП, связаны с ложью, а затем попросили их просмотреть интервью из Исследования 1 и классифицировать каждое из них как ложь или правду. Было высказано предположение, что участники этой группы «обучения НЛП» превзойдут контрольную группу участников, не прошедших такого обучения.

Во-вторых, если предположить, что между предполагаемыми моделями движения глаз и ложью нет связи, почему люди должны верить, что такая модель существует? Одна из возможностей заключается в том, что люди более уверены в своих способностях к обнаружению лжи, когда считают, что следуют научной теоретической основе, такой как та, которая, по-видимому, обеспечивается НЛП. Исследование 2 также затронуло этот вопрос, попросив участников в условиях «обучения НЛП» и «контроля» оценить, насколько они уверены в своих суждениях. Было высказано предположение, что в группе «обучения НЛП» уровень уверенности будет значительно выше, чем в «контрольной» группе.

Метод

Дизайн

Проект был одобрен Комитетом по этике психологических исследований Университета Хартфордшира, и от всех участников было получено письменное согласие. В этом исследовании использовался межсубъектный дизайн. Участники были случайным образом распределены в одну из двух групп. Участникам одной из групп рассказали о паттерне движения глаз, который, по мнению практиков НЛП, связан со ложью (условие «обучения НЛП»), в то время как участникам другой группы эта информация не была предоставлена ​​(условие «контроль»). Затем всех участников попросили просмотреть интервью из исследования 1, указать, думают ли они, что собеседник лжет или говорит правду, и оценить, насколько они уверены в своем решении.

Участники

50 участников (16 мужчин, средний возраст 26,62 года, диапазон от 18 до 73 лет) были набраны через контакты экспериментаторов. Участникам сказали, что исследование касалось психологии лжи, и не получили компенсации за участие в исследовании.

Материалы

1. Интервью: каждый участник оценивал только первое из каждой пары интервью, которые были записаны для Исследования 1. 2. Учебный лист НЛП: в нем описывались паттерны движения глаз, с которыми, по мнению практикующих НЛП, связаны ложь, и предоставил четкую иллюстрацию того, что они должны искать во время задачи по обнаружению лжи. 3. Лист ответов: участников просили указать, говорят ли они правду или лгали, и оценить степень уверенности в своем ответе по шкале от 1 (совсем не уверен) до 7 (очень уверен).

Процедура

Все участники были протестированы индивидуально. Участники были случайным образом распределены либо в «обучение НЛП», либо в «контрольное» состояние. Участникам в условии «обучения НЛП» дали информационный лист НЛП и попросили прочитать его. Затем экспериментатор ответил на любые вопросы, которые у них были по поводу информации, представленной на листе, и убедился, что они понимают модели движения глаз, которые, по мнению практиков НЛП, связаны с ложью. Затем всем участникам были показаны 32 видеоклипа. После просмотра каждого клипа участников просили указать, считают ли они, что интервьюируемый лжет или говорит правду, и указать, насколько они уверены в своем решении, в листе ответов. Экспериментаторы были слепы к тому, был ли оцениваемый клип правдой или ложью.

Результаты

Средние значения и стандартные отклонения для задачи обнаружения лжи и оценки достоверности показаны на , а также результаты несвязанных t-тестов, сравнивающих условия «обучения НЛП» и «контроля». Ни один из анализов не был значимым.

Таблица 2

Количество правильных суждений (MCE = 16) в условиях Правды и Лжи.

НЛП-условие обучения (N = 21) Контрольное состояние (N = 29)) Несвязанное значение t (48) значение p (2-t)
Среднее правильное 16,33 (3,53) 16,59 (3,84) −0,24 0,81
Средняя достоверность 4,65 (.44) 4,58 (.50) . 43 .67

Открыть в отдельном окне

. и тех, кто говорит правду, и не смог найти подтверждения утверждениям, часто выдвигаемым некоторыми практиками НЛП, а именно, что люди склонны смотреть вверх вправо, когда лгут, и вверх влево, когда говорят правду. Исследование 2 представляло собой более экологически обоснованную проверку этого понятия путем изучения навыков обнаружения лжи у людей, которые были проинформированы о предполагаемой связи между ложью и движениями глаз. В исследовании приняли участие две группы участников: одной группе рассказали о характере движения глаз, который, по мнению практиков НЛП, связан с ложью, а другой группе не дали этой информации. Затем обеим группам было предложено просмотреть интервью из исследования 1, указать, думают ли они, что собеседник лжет или говорит правду, и оценить, насколько они уверены в своем решении. Результаты не выявили различий между уровнями точности и рейтингами достоверности двух групп и, таким образом, снова не подтвердили утверждения, касающиеся НЛП и обнаружения лжи.

В большинстве психологических исследований, посвященных изучению лжи, использовался тип задачи «с низкими ставками», использованный в исследованиях 1 и 2 [14]. Во время выполнения этих заданий людей не наказывают за то, что они не говорят убедительной лжи, и поэтому участники могут не быть особенно мотивированы на хорошие результаты. В повседневной жизни это часто не так, что заставляет некоторых исследователей утверждать, что лабораторные исследования по обнаружению лжи не имеют экологической достоверности. В исследовании 3 этот вопрос рассматривался путем изучения того, проявлялась ли предполагаемая связь между ложью и движениями глаз в серии видеороликов, содержащих ложь с высокими ставками.

В исследовании использовалась большая международная выборка видеокассет, содержащих кадры, на которых люди публично обращаются за пропавшим родственником [15]. Примерно в половине этих случаев существуют неопровержимые доказательства того, что лицо, подавшее апелляцию, лгало, в то время как в остальных случаях доказательства свидетельствуют о том, что апелляция была искренней. Предыдущее кодирование этих записей выявило несколько важных различий в вербальном и невербальном поведении лжецов и тех, кто говорит правду. ), и больше моргать [15].

На основании заявлений, сделанных многими практикующими НЛП, было предсказано, что те, кто лгал на пресс-конференциях, с большей вероятностью посмотрят вправо, чем те, кто говорит правду.

Метод

Дизайн

Проект включал кодирование движений глаз участников двух типов видео. В одном наборе видео были убедительные доказательства того, что участники лгали, в то время как в другом наборе видео доказательства убедительно свидетельствовали о том, что они говорили правду. Как и прежде, в исследовании изучались как короткая, так и более продолжительная продолжительность движений глаз в верхнем правом и верхнем левом углу. Зависимыми переменными были частота взглядов участников (т. Е. Движений глаз, которые длились одну секунду или более) и взглядов (движения глаз продолжительностью менее одной секунды) в верхнем правом или верхнем левом направлении во время интервью.

Видео

Видеоархив, составленный тен Бринке и Портером [15], содержит 52 видеоролика, в которых люди открыто призывают к безопасному возвращению пропавшего родственника. Эти видеоролики были получены от информационных агентств в нескольких странах, включая Австралию, Канаду, Великобританию и США. Имеются убедительные доказательства (включая, например, владение орудием убийства, запись с камеры наблюдения, лицо, ведущее полицию к телу жертвы, родственника, которого позже нашли живым вместе с похитителем, или родственник покончил жизнь самоубийством), чтобы убедительно предположить, что лица в 26 из этих видео лгали, а в остальных 26 видео говорили правду.

Кодирование

Каждая видеокассета кодировалась двумя независимыми оценщиками. Процедура кодирования была идентична той, что использовалась в исследовании 1, и включала подсчет количества раз, когда участник смотрел вверх, вправо и вверх влево во время каждого интервью. Один кодер проанализировал все видео, в то время как второй кодер проверил случайную выборку из 13 видео, чтобы оценить надежность между экспертами. Коэффициент корреляции между экспертами составил 0,85 (p<0,0001; N = 52), что указывает на высокий уровень согласия между экспертами. Поэтому для анализа использовались данные, предоставленные первым оценщиком.

Результаты

Продолжительность видеороликов, содержащих ложь, была значительно короче, чем видеороликов, содержащих правду (среднее значение правды = 18,37 секунд, SD = 15,70; среднее значение лжи = 10,89 секунд, SD = 8,83; связанный t-критерий (50) = 2.12, p(2-t) = 0,04). Не было случаев взглядов UR или UL. Средние значения и стандартные отклонения для частоты (в секунду) взглядов UR и UL показаны на вместе с результатами соответствующих t-тестов, сравнивающих условия лжи и правды. Ни один из анализов не был значимым.

Таблица 3

Средние частоты (в секунду, стандартное отклонение в скобках), соответствующие t-критерии и p-значения, сравнивающие UL и UR взглядов в видео «Ложь и правда».

Правда. UL взгляды 0,006 (0,029) 0,015(0,05) −0,85 0,40
UR взгляды 0,012 (0,045) 0,012 (0,054) 0,49 0,96

Open Open. Согласно этому представлению, взгляд вверх слева от наблюдателя свидетельствует о лжи, а взгляд вправо свидетельствует о том, что он говорит правду. Участников снимали на видео, когда они лгали и говорили правду, а кодировщики оценивали каждое из видео на предмет предполагаемого паттерна движений глаз. Результаты не подтвердили существование таких паттернов.

Эксперимент 2 включал в себя информирование одной группы участников о предполагаемых паттернах движений глаз, связанных со ложью, и их выполнение задания на обнаружение лжи. Результаты не выявили существенной разницы в точности между этими «подготовленными» участниками и теми, кто находился в контрольной группе и не проходил такой подготовки. Кроме того, те, кто прошел обучение НЛП, не были более уверены в своих суждениях. Как и в случае со многими лабораторными исследованиями по обнаружению лжи, можно утверждать, что задача, использованная для создания интервью, не имела экологической достоверности. Ложь была санкционирована экспериментатором, задача была относительно тривиальной, и у участников не было мотивации убедительно лгать.

Эксперимент 3 был разработан для преодоления этой проблемы и включал в себя кодирование поведения заведомо лжецов и говорящих правду в публичной обстановке с высокими ставками. И снова данные не подтверждают утверждения практиков НЛП.

Короче говоря, все три исследования не предоставили доказательств в поддержку представления о том, что паттерны движений глаз, продвигаемые многими практиками НЛП, помогают детектированию лжи. Это согласуется с результатами значительного количества предыдущих работ, показывающими, что подсказки лица (включая движения глаз) являются плохими индикаторами обмана [2]. Будущие исследования могут быть сосредоточены на том, почему это убеждение стало настолько распространенным. В исследовании 2 оценивалась вероятность того, что те, кому рассказали о предполагаемой связи между движениями глаз и ложью, чувствуют себя особенно уверенно в своей способности обнаруживать обман, но эта гипотеза не была подтверждена данными. Альтернативная возможность состоит в том, что люди верят взаимосвязи между движением глаз и ложью, потому что они склонны к иллюзорным корреляциям. Согласно этой идее, люди, скорее всего, вспомнят случаи, когда модель предсказывала ложь или правду, и забудут случаи, когда это было не так [16], [17]. Будущая работа могла бы изучить эту гипотезу, изучив, действительно ли такие совпадения особенно запоминаются.

Эта работа является первой экспериментальной проверкой заявлений практиков НЛП о распознавании лжи. Результаты дают серьезные основания скептически относиться к представлению о том, что предложенные паттерны движений глаз служат надежным индикатором лжи. Таким образом, было бы безответственно для таких практиков продолжать поощрять людей принимать важные решения на основе таких утверждений.

Мы хотели бы поблагодарить Клэр Фриман и Эмили Фейр за их помощь в сборе данных.

Конкурирующие интересы: Авторы заявили об отсутствии конкурирующих интересов.

Финансирование: Внешнее финансирование данного исследования отсутствует.

1. Экман П. Ложь. Подсказки к обману на рынке, в политике и браке. Нью-Йорк: WW Norton & Company. 2001.

2. Врий А. Обнаружение лжи и обмана: ловушки и возможности. Чичестер: Уайли. 2008.

3. Бэндлер Р., Гриндлер Дж. Структура магии I. Пало-Альто, Калифорния: Книги по науке и поведению. 1975.

4. Куча М. Справедливость некоторых ранних заявлений о нейролингвистическом программировании. Скептический разведчик. 2008; 11:6–13. [Google Scholar]

5. Sharpley CF. Сопоставление предикатов в НЛП: обзор исследований предпочтительной репрезентативной системы. Дж. Каунс, психолог. 1984; 31: 238–248. [Google Scholar]

6. Sharpley CF. Результаты исследований нейролингвистического программирования: неподтвержденные данные или непроверяемая теория? Дж. Каунс, психолог. 1987; 34: 103–107. [Академия Google]

7. Томасон Т.С., Арбакл Т., Кэди Д. Проверка гипотезы движения глаз нейролингвистического программирования. Навыки восприятия. 1980;51:230. [PubMed] [Google Scholar]

8. Элич М., Томпсон Р.В., Миллер Л. Ментальные образы, раскрываемые движениями глаз и произносимыми предикатами: тест нейролингвистического программирования. Дж. Каунс, психолог. 1985; 32: 622–625. [Google Scholar]

9. Бек С.Э., Бек Э.А. Проверка гипотезы движения глаз нейролингвистического программирования: опровержение выводов. Навыки восприятия. 1984;58:175–176. [Google Scholar]

10. Грей Р. Инструменты для торговли: нейролингвистическое программирование и искусство общения. ФРС Probat. 1991; 55:11–16. [Google Scholar]

11. Роудс С.А., Соломон Р. Построение взаимопонимания на подсознании: еще один подход к интервьюированию. Начальник полиции. 1987; 4: 39–41. [Google Scholar]

12. Врий А, Лочун С.К. Нейролингвистическое программирование и полиция: стоит или нет? Журнал полиции и криминальной психологии. 1997; 12:25–31. [Академия Google]

13. Олдфилд RC. Оценка и анализ рукости: Эдинбургская инвентаризация. Нейропсихология. 1971; 9: 97–113. [PubMed] [Google Scholar]

14. Портер С., тен Бринке Л. Правда о лжи: что помогает обнаружить обман с высокими ставками? Юридическая и криминологическая психология. 2010; 15:57–75. [Google Scholar]

15. тен Бринке Л., Портер С. (в печати) Плачь мне реку: выявление поведенческих последствий межличностного обмана с чрезвычайно высокими ставками. Закон Хам Бихав. Доступно по адресу https://people.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts