Лев Семенович Выготский — краткая биография
ФИО: | Выготский Лев Семенович |
Дата рождения: | 5 (17) ноября 1896 г. |
Место рождения: | Орша, Беларусь |
Знак зодиака: | Скорпион |
Деятельность: | Ученый-психолог |
Дата смерти: | 11 июня 1934 г. (37 лет) |
Содержание:
- У истоков: детские годы
- Хроника жизни
- Личная жизнь
- Научное наследие
Выдающийся учёный Л.С. Выготский оставил яркий след в истории советской науки о человеке. Результаты его научных достижений оказали колоссальное влияние на развитие психологии и педагогики в ХХ веке.
У истоков: детские годы
Лев Семёнович Выготский родился в 1896 года в городе Орша в интеллигентной семье. Его отец, Семён Львович, был банковским служащим. В последние годы жизни, он управлял Арбатским отделением Промышленного банка в Москве. Мать имела педагогическое образование, хорошо знала французский и немецкий языки, но была домохозяйкой и занималась воспитанием шестерых детей.
Родители — Семён Львович и Цецилия Моисеевна
Когда Льву Семёновичу ещё не исполнилось и года, семья переехала из Орши в Гомель. В этом городе прошли детские и школьные годы будущего выдающегося психолога.
Лев Выготский в возрасте 4 года с сестрой
В формировании личности Л. С. Выготского огромную роль сыграло домашнее образование и воспитание. Ещё будучи мальчиком, он получил навыки внимательного отношения к людям, присматривая за младшими детьми.
В многодетной семье у Льва Семёновича было пять сестёр и брат: Хая-Ана (1895-1936), Клавдия (1904-1975), Зинаида (1898-1981), Эстер (1899-1969), Мария (1907-1990). Младший брат Льва Семёновича, Давид, родился в 1905 году, но очень рано умер в возрасте 14 лет. Две сестры учёного, Клавдия и Зинаида, впоследствии стали видными лингвистами и составителями словарей для перевода с французского и английского языков.
В семье царил культ книги и постоянно обсуждались спектакли местного театра. Начальное образование Л. С. Выготский получил дома, усердно занимаясь у педагога С. Апшиза. Сдав экзамены за пять классов, он продолжил обучение в мужской гимназии Гомеля в шестом классе.
Самыми интересными для Льва Семёновича были такие предметы, как философия и литература. За годы учёбы он выучил шесть языков: латынь, древнееврейский, греческий, английский, французский и немецкий. Закончив гимназию с отличием в 1913 году, для продолжения обучения юноша переехал в Москву.
Лев Выготский в молодости
Хроника жизни
- 1913 год ‒ Л.С. Выготский поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевёлся на юридическое отделение.
- 1914-1917 годы ‒ Параллельное обучение в Московском народном университете по историко-философскому направлению.
- 1916-1917 годы ‒ Совмещая учёбу в двух вузах, Л. С. Выготский работает техническим секретарём в журнале «Новый путь».
- 1917 год ‒ Лев Семёнович возвращается в Гомель после окончания обучения. Начало преподавательской деятельности в педагогическом техникуме. Основывает и редактирует литературный журнал «Вереск».
- 1919 год ‒ Л.С. Выготский заболевает туберкулёзом, но продолжает педагогическую и научную деятельность. Создание психологического кабинета-лаборатории при Гомельском педагогическом техникуме.
- 1924 год, январь ‒ Л. С. Выготский переезжает из Гомеля в Москву. Поступление в аспирантуру и начало работы в Институте экспериментальной психологии.
- 1925 год, лето ‒ Участие в международной дефектологической конференции в Лондоне. Посещение Германии и Франции.
- 1925 год, осень ‒ Присвоение по болезни без защиты научной степени кандидата психологических наук. Тема кандидатской работы ‒ «Психология искусства».
- 1925-1926 годы ‒ Лечение от туберкулёза в санатории «Захарьино». Выведен на группу по инвалидности.
- 1927 год ‒ Возобновление научной деятельности в Институте экспериментальной психологии РАНИОН.
- 1927 год, декабрь ‒ Возглавляет руководство Медико-педагогической станцией Главсоцвоса.
- 1928 год ‒ Из печати выходит очередная книга психолога «Педология школьного возраста».
- 1929 год, апрель ‒ Поездка в Ташкент с циклом лекций по психологии.
- 1930 год ‒ Издание монументальной работы в соавторстве с А. Р. Лурией «Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребёнок» и завершение работы над книгой «Педология подростка».
- 1931 год ‒ Назначение Л. С. Выготского на должность замдиректора по науке в Институте педиатрии.
- 1931 год, май-август ‒ Л. С. Выготский организует первую психологическую экспедицию в Среднюю Азию.
- 1932 год, лето ‒ Вторая и последняя психологическая экспедиция в Среднюю Азию.
- 1934 год, зима ‒ Создание Львом Семёновичем психологического отдела во Всесоюзном институте экспериментальной медицины.
- 1934 год, лето ‒ Обострение тяжёлой болезни и смерть учёного 11 июня этого года.
Лев Выготский во время занятий по педологии в Университете. (Ташкент, 1929)
Личная жизнь
В повседневной жизни Л.С. Выготский был энергичным и увлечённым своим делом человеком. Он легко овладевал вниманием собеседников, поражая их четкостью и ясностью изложения мысли. Современники отмечали трудолюбие учёного и его огромную эрудированность, выходящую за пределы профессиональной деятельности.
Лев Семёнович превосходно знал классическую и современную художественную литературу, проводил литературные понедельники, на которых обсуждались новинки поэзии и прозы. Л.С. Выготский читал лекции о теории относительности, был большим знатоком театра. Ему принадлежит около 70 рецензий на театральные постановки.
В 1924 году Л.С. Выготский женился на Розе Ноевне Смеховой (1899-1979). За десять лет семейной жизни у них родись две дочери. Старшая девочка, Гита (1925-2010), стала впоследствии доктором психологических наук и возглавила Институт психологии им. Л. С. Выготского при Российском государственном гуманитарном университете. Младшая дочь, Ася, родилась в 1930 году и прожила всего пятьдесят пять лет. Став взрослой, она защитила кандидатскую диссертацию и работала научным сотрудником НИИ онкологии.
С женой и дочерьми
Научное наследие
Неуёмная энергия и многообразие интересов Л.С. Выготского объясняет обширность его научного наследия. За свою непродолжительную жизнь ученый опубликовал около 200 научных статей и книг по педагогике и психологии.
В своих работах Л.С. Выготский исследовал связи интеллекта и состояния аффекта, интересовался проблемой истории развития поведения и сознания, продемонстрировал основу высших психологических функций человека, включая процесс образования. Особенно его интересовали взаимосвязи членораздельной речи и мышления.
Ученый-психолог Лев Выготский
Выдающийся учёный разработал новую эстетическую теорию, в которой, при анализе художественного произведения, делал упор на взаимодействие двух структурных элементов ‒ материала и формы. Его плодотворная научная деятельность оказала существенное влияние на развитие этнографии, социологии, психопатологии, дефектологии, патопсихологии, нейропсихологии, психиатрии, языкознания.
Лев Семёнович ‒ основоположник собственной школы в психологической науке. Её базой стала культурно-историческая теория учёного. В числе ярких последователей Л.С. Выготского советские психологи А.Р. Лурия, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, А.В. Запорожец и многие другие.
Имя Л.С. Выготского присвоено несколькими образовательным учреждениям. В их числе Институт психологии Российского государственного гуманитарного университета и педагогический колледж в Гомеле.
Выготский Лев Семёнович — Лев Симхович Выгодский
советский психолог. 1896–1934
Лев Симхович Выгодский (в 1917 и 1924 годах изменил отчество и фамилию) родился 17 ноября 1896 года в городе Орша в семье заместителя управляющего Гомельского отделения Соединённого банка, купца Симхи (Семёна) Яковлевича Выгодского и его жены Цили (Цецилии) Моисеевны Выгодской. Он был вторым из восьмерых детей в семье.
Образованием мальчика занимался частный учитель Шолом (Соломон) Мордухович Ашпиз, известный использованием так называемого метода сократического диалога.
В 1917 году Лев Выготский окончил юридический факультет Московского университета и одновременно – историко-философский факультет народного университета им. Шанявского.
С 1924 работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; читал лекции в научных и учебных учреждениях Москвы (Институт психологии, АКВ им. Н.К. Крупской, педагогический факультет 2-го МГУ и др.), Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве. Научную деятельность начал с изучения психологии искусства – исследовал психологические законы восприятия литературных произведений («Психология искусства», 1925 год, опубликовано в 1965 году).
Становление Выготского как учёного совпало с периодом перестройки советской психологии на основе методологии марксизма, в которой он принял активное участие. В поисках методов объективного изучения сложных форм психической деятельности и поведения личности Выготский подверг критическому анализу ряд философских и большинство современных ему психологических концепций («Смысл психологического кризиса», рукопись создана в 1926 году), показывая бесплодность попыток объяснить поведение человека, сводя высшие формы поведения к низшим элементам.
Весь московский период жизни, все десять лет Лев Семенович параллельно с психологическими исследованиями вел теоретическую и экспериментальную работу в области дефектологии. Он разработал качественно новую теорию развития аномального ребенка.
В сфере научных интересов Л.С. Выготского был большой круг вопросов, относящихся к изучению, развитию, обучению и воспитанию аномальных детей. Наиболее значимыми являются проблемы, помогающие понять сущность и природу дефекта, возможности и особенности его компенсации и правильной организации изучения, обучения и воспитания аномального ребенка.
Лев Семенович начал свою научную и практическую деятельность в области дефектологии еще в 1924 году, когда он был назначен заведующим подотделом аномального детства при Наркомпросе. В последующие годы. Л.С. Выготский вел не только интенсивную научную, но и проделал большую практическую и организационную работу в этой области.
В 1926 году им была организована лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции в Москве. За три года своего существования сотрудники этой лаборатории накопили интересный исследовательский материал и проделали важную педагогическую работу. Около года Лев Семенович был директором всей станции, а затем стал ее научным консультантом.
В 1929 году на базе названной выше лаборатории создается Экспериментальный дефектологический институт Наркомпроса (ЭДИ). Директором института был назначен И.И. Данюшевский. С момента создания ЭДИ и до последних дней своей жизни Л.С. Выготский был его научным руководителем и консультантом.
В институте осуществлялось обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей коррекционной работы с глухими и умственно отсталыми детьми. Л.С. Выготский обследовал детей, а затем подробно анализировал каждый отдельный случай, вскрывая структуру дефекта и давая практические рекомендации родителям и педагогам.
В ЭДИ существовала школа-коммуна для детей с отклонениями в поведении, вспомогательная школа (для умственно отсталых детей), школа глухих и клинико-диагностическое отделение. В 1933 году Л.С. Выготский совместно с директором института И.И. Данюшевским решили заняться изучением детей с нарушениями речи.
Проведенные Л.С. Выготским в этом институте исследования до сих пор являются основополагающими для практической разработки проблем дефектологии. Созданная Л.С. Выготским научная система в этой области знаний имеет не только историографическое значение, но и существенно влияет на развитие теории и практики современной дефектологии. Его учение до сих пор не теряет своей актуальности и значимости.
Изучая развитие и распад высших психических функций, Выготский приходит к выводу, что структура сознания – это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов. Эти опыты ложатся в основу общепсихологической концепции, известной как «культурно-историческая теория психики», в которой раскрывается общественно-историческая природа сознания, высших психических функций. В книге «История развития высших психических функций» (1930–1931 годы, опубликованной в 1960 году) дано развёрнутое изложение культурно-исторической теории развития психики. По Выготскому, необходимо различать два плана поведения – натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения низших (элементарных) и высших психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а высшими психическими функциями люди могут сознательно управлять.
Эта теория имела важное значение для психологии обучения. Согласно ей, структура социального взаимодействия «взрослый – ребенок», представленная в развернутом виде в так называемой зоне ближайшего развития ребенка, в дальнейшем усваивается им и формирует структуру психических функций. Этим обусловлено соотношение обучения и развития: обучение «ведет за собой» развитие, а не наоборот. Им была сформулирована проблема возраста в психологии, предложен вариант периодизации развития ребенка на основе чередования «стабильных» и «критических» возрастов с учетом характерных для каждого этапа психических новообразований. Изучал стадии развития детского мышления; доказал, что речь социальна и по происхождению, и по функции. Создал новое направление в дефектологии, показав возможность компенсации дефекта за счет развития высших психических функций. Разработал новое учение о локализации психических функций в коре головного мозга. Создал большую научную школу.
Выготский скончался 11 июня 1934 года в Москве от туберкулёза.
Материал создан: 14.07.2015
Троцкий Лев Давидович — Лейба Давидович Бронштейн
Райкин Аркадий Исаакович
Выготский, Лев (1896–1934) | Encyclopedia.com
Спустя пятьдесят лет после смерти Лев Семеныч Выготский привлек внимание западных психологов и педагогов своей теорией когнитивного развития. В отличие от других когнитивных точек зрения, Выготский отводил центральную роль культуре и социальному взаимодействию в развитии сложного мышления. Кроме того, он выступал за изучение разворачивающегося развития когнитивных процессов у детей и впервые разработал метод исследования для достижения этой цели. Он также внес идеи в педологию (исследование детей) и дефектологию (специальное образование), предвосхитившие современные взгляды.
Гуманист и интеллектуал, Выготский окончил в 1913 году с золотой медалью частную еврейскую гимназию в родной российской провинции. Свободно владея французским и немецким языками, он изучал философию и литературу в Народном университете имени Шанявского, а также получил степень магистра права в Московском университете. Вернувшись домой в 1917 году, он преподавал в различных институтах и начал широко читать по психологии и педагогике.
Приглашение Выготского поступить в Институт экспериментальной психологии в Москве в 1924 года, его официальное вступление в психологию, было исторической случайностью. Исчезновение старых профессиональных иерархий при реорганизации советского общества и установка на перестройку психологии в соответствии с марксистской философией создали возможность для новых идей. Таким образом, Выготский приобщился к дисциплине, для которой у него не было формальной подготовки.
После защиты докторской диссертации «Психология искусства» в 1925 г. Выготский преследовал цели реконструкции психологии как единой социальной науки и объяснения как происхождения, так и развития человеческого сознания. Его обоснование этой важной задачи, обсуждаемое в его статье «Кризис в психологии», предвосхитило взгляды современных постпозитивистских философов науки. В частности, в исследованиях отсутствовала объединяющая теория, и в результате были получены противоречивые или несвязанные результаты. Выготский стремился решить эту проблему.
За свою короткую десятилетнюю карьеру, прерываемую тяжелыми приступами туберкулеза, график работы Выготского включал чтение лекций по всему СССР, организацию исследовательских проектов и проведение клинической работы. Его сочинения, предпринятые поздно ночью и во время госпитализаций, были запрещены в СССР в 1936 году на двадцать лет за «буржуазное мышление». Это обвинение возникло из-за того, что Выготский включил в свою работу идеи европейских и американских антропологов, лингвистов, психологов и зоологов. В своем мышлении Выготский применил диалектический синтез, в котором перспектива (тезис) отрицается противоположным взглядом (антитезисом). Их взаимодействие производит синтез в виде нового развития или идеи. Выготский рассмотрел и сопоставил идеи из самых разных областей, объединив многие из них в качественно новое объяснение когнитивного развития (синтез).
Неправильное толкование работ Выготского произошло потому, что до 1990-х годов на английский язык было переведено лишь несколько фрагментарных идей, вырванных из контекста. Таким образом, долгосрочное влияние его мышления еще предстоит определить.
Культурно-историческая теория
Применяя диалектический синтез, Выготский отметил марксистскую концепцию влияния изобретения орудий на психическую жизнь человека (тезис) и антропологический взгляд на роль культуры в развитии человека (антитезис). Его решением было обозначение культурных знаков и символов как психологических инструментов, которые он определял как инструменты познавательного развития (синтеза). Их важность заключается в том, что ранние люди создали знаки (простые психологические инструменты) и положили начало сложному мышлению вида (филогенез). Для индивида в обществе задача состоит в том, чтобы освоить системы символов своей культуры для развития родственных форм рассуждения (онтогенез).
Другими словами, традиционная роль знаков и символов, таких как человеческая речь, письменный язык, алгебраические и математические символы, заключается в том, чтобы служить носителями как значений, так и социокультурных паттернов. Выготский, однако, подчеркивал вторую важную роль, а именно помощь людям в овладении сложными когнитивными функциями, которые не полностью развиты до подросткового возраста. Этими способностями, которые Выготский называет сложными или высшими когнитивными функциями, являются произвольное (саморегулируемое) внимание, категориальное восприятие, концептуальное мышление и логическая память.
Особое значение имеет то, что Выготский считал эквивалентными высшее когнитивное функционирование, культурное развитие поведения и овладение своим поведением внутренними процессами. То есть высшие познавательные функции, требующие самообладания, развиваются в сложном диалектическом процессе из данных биологических функций. Этот процесс требует овладения ребенком внешними материалами культурного мышления, которые становятся внутренними механизмами мышления.
Концептуализация Выготского предвосхитила последующие дискуссии о необходимости развития саморегулирующихся учащихся, которые могут направлять и управлять своим собственным обучением и мышлением. В отличие от этих точек зрения, которые имели ограниченный успех в обучении конкретным стратегиям саморегуляции в конкретных ситуациях, Выготский определил два общих требования для развития самонаправленного мышления. Во-первых, высшие когнитивные функции появляются только после того, как учащиеся разовьют сознательное осознание и некоторый контроль над своими собственными мыслительными процессами. Во-вторых, школьное обучение должно быть направлено на развитие этих широких способностей, что, в свою очередь, развивает саморегуляцию.
Длительный процесс, необходимый для развития самообладания и высших когнитивных функций, иллюстрируется выделением Выготским четырех стадий обучения использованию символов для мышления. Например, при развитии логической памяти использование символов переходит от доинтеллектуального (ребенок не может управлять своим поведением, организуя выбранные стимулы) к интернализации, при которой люди конструируют самостоятельно созданные символы в качестве вспомогательных средств памяти.
Существенным для когнитивного развития является социальное взаимодействие между учащимся и знающим взрослым. Развитие высших когнитивных функций зависит от ситуаций, в которых взрослый управляет вниманием учащегося, фокусирует его или ее восприятие или направляет концептуальное мышление учащегося. Формально говоря, любая высшая познавательная функция, такая как саморегуляция внимания, категориальное восприятие или понятийное мышление, была сначала внешней в форме социального отношения между двумя людьми. Затем, благодаря деятельности учащегося, она интериоризируется как интракогнитивная функция.
Акцент Выготского на динамике развития находит свое отражение в его критике психологических исследований по изучению уже сложившихся или окаменевших моделей поведения. Вместо этого методы исследования должны фиксировать процессы развития. Метод двойной стимуляции Выготского помещал учащихся в ситуации решения проблем, которые превышали их естественные способности. Рядом находились вспомогательные средства, такие как цветные карточки или картинки. Выготский и его коллеги изучали, как учащиеся разного возраста с трудом или успешно использовали эти средства, документируя изменения в активности учащихся и сопутствующие изменения в когнитивном функционировании.
Образование и когнитивное развитие
Две влиятельные концепции Выготского: роль внутренней речи и зона ближайшего развития. В отличие от швейцарского психолога Жана Пиаже, Выготский утверждал, что внешняя целенаправленная речь ребенка во время деятельности не исчезала. Вместо этого, благодаря диалектической трансформации, она стала внутренней речью, которая руководила планированием ребенка и другими появляющимися мыслительными процессами.
Взгляд Выготского на то, что обучение ведет за собой развитие, а незрелость сознательного сознания и овладения мышлением школьников в школьном возрасте подготовило почву для представления о зоне ближайшего развития (ЗБР). Определяемая как включающая высшие когнитивные функции, которые вот-вот созреют или разовьются, ZPD определяется когнитивными задачами, которые учащийся может выполнять в сотрудничестве со взрослым или продвинутым сверстником. Проще говоря, когнитивные операции, которые учащийся может выполнить сегодня с помощью другого, завтра он или она может выполнить в одиночку.
В некоторых обсуждениях школьной практики Выготский упоминает о поддержке или защите сотрудничества сверстников в классе. Однако переводы его сочинений показывают, что в классе он обсуждал только сотрудничество учителя и ученика. Высшие когнитивные функции развиваются благодаря тому, что учитель требует от учащегося объяснения, сравнения, противопоставления и обобщения концепций предмета. Таким образом, учащиеся учатся контролировать свое внимание, мыслить концептуально и развивать логические сети хорошо развитых понятий в долговременной памяти.
Применяя культурно-историческую теорию к инвалидности, такой как глухота, Выготский подчеркивал, что социальная депривация ребенка является фактором, ответственным за неполноценное развитие. Например, он отметил, что слепота дочери фермера и слепота герцогини — разные психологические ситуации, потому что их социальные ситуации различаются. Чтобы справиться с трудностями, с которыми сталкиваются учащиеся с ограниченными возможностями, Выготский предложил обществу продолжить разработку специальных психологических инструментов, которые могут обеспечить социальное и культурное взаимодействие, необходимое для когнитивного развития.
Наконец, интеллектуальное наследие Выготского включает в себя его акцент на изучении детей как науке о развитии ребенка. Необходим синтез знаний из разных дисциплин, направленный как на развитие новых когнитивных функций, так и на образовательные потребности детей.
См. также: Теория развития, подпункт Теория Выготского; Образовательная психология.
библиография
Вальсинер, Жан. 1988 Психология развития в Советском Союзе. Блумингтон: Издательство Индианского университета.
Вальсинер, Жан, и Ван дер Веер, Рене. 2000. «Мир понятий Выготского». В «Социальный разум: построение идеи», изд. . Жан Вальсинер и Рене Ван дер Веер, стр. 323–384. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.
Ван дер Веер, Рене, и Вальсинер, Жан. 1991. Понимание Выготского: поиски синтеза. Кембридж, Массачусетс: Блэквелл.
Выготский Лев С. 1987. «Проблемы общей психологии». Собрание сочинений Л. С. Выготского. Том. 1, пер. Норман Миник. Нью-Йорк: Пленум
Выготский, Лев С. 1997. Собрание сочинений Л. С. Выготского. Том. 4. История развития высших психических функций (1931), пер. Мари Дж. Холл. Нью-Йорк: Пленум.
Выготский, Лев С. 1998. Собрание сочинений Л.С. Выготского. Том. 5. Детская психология (1928–1931), пер. Мари Дж. Холл. Нью-Йорк: Пленум.
Маргарет Э. Гредлер
Лев Выготский: кем он был и чем занимался
Лев Выготский был русским психологом, наиболее известным своими теориями психологии развития. Он публиковался на самые разные темы. Его идеи менялись с годами. Он впервые разработал концепцию зоны ближайшего развития (см. Также Леса), а также роль культуры и языка в когнитивном развитии. Выготский хотел «создать новый и всеобъемлющий подход к психологическим процессам человека» (9).0092 3 , с. 168).
Лев Семенович Выготский родился 17 ноября 1896 года в Орше, Белоруссия (в то время входившая в состав Российской империи). Блестящий интеллектуал, психолог, занимающийся вопросами развития, общественный деятель и педагог, чья деятельность была связана с образованием, Выготский умер в июне 11 декабря 1934 г. , 38 лет.
Лев Семенович ВыготскийЛев родился в нерелигиозной и обеспеченной семье еврейского происхождения в семье Выгодских. Симха Выгодский, отец Льва, был банкиром и вскоре после рождения Льва был назначен начальником отдела Объединенного банка в городе Гомеле (9).0092 2 ). Вся семья переехала в Гомель, и Лев учился дома до 1911 года. Затем он поступил в частную еврейскую гимназию, которую окончил с отличием. В то время, когда еврейская квота студентов в университетах Москвы и Санкт-Петербурга едва достигала 3%, Лев Семенович Выготский участвовал в голосовании «еврейской лотереи» и в 1913 году был принят в Московский университет.
Несмотря на свою страсть к социальным и гуманитарным наукам, юный Лев поддался давлению семьи и подал документы в медицинский институт. Однако ему потребовался всего один семестр, чтобы перейти в юридическую школу. Параллельно с этим Лев также посещал лекции в Шанявском университете, проявляя активный интерес к истории, культуре, традициям и самобытности еврейского народа, языкознанию, литературе, философии и психологии, а также яростно критиковал сионизм и социализм. По его мнению, «еврейский вопрос» может быть решен только путем возврата к традиционному иудейскому православию. К сожалению, Льву так и не удалось получить высшее образование.
В 1917 году, когда Октябрьская большевистская революция в Петрограде и Москве прервала формальную учебу, Лев решил вернуться в Гомель. В 1917 году Гомель находился под административным управлением Украинского государства, и сведения о жизни Льва в этот период скудны. Однако в 1919 году Гомель захватили большевики, и с 1919 по 1923 год Лев активно участвовал в социальных преобразованиях родного города, став видным представителем местной большевистской власти.
К 1920 году он начал подписывать свои журналистские публикации как Лев Семенович Выготский, заменив свою первоначальную еврейскую фамилию на Выготский, а «Симхович» — на славянский вариант Семенович. Две его дочери, родившиеся в 1925 и 1930 годах соответственно, как и другие его родственники, никогда не меняли своих еврейских фамилий. В настоящее время его фамилия пишется как « Выготский » на английском языке.
Выготский, его жена и дочери, дата неизвестнаВ январе 1924 г. Лев принял участие во Втором Всероссийском психоневрологическом съезде, состоявшемся в Петрограде (город, впоследствии переименованный в Ленинград). После съезда Выготскому была предложена возможность стать научным сотрудником престижного Психологического института в Москве. Выготский и его жена Роза Смехова переехали в Москву, и Лев начал свою карьеру в качестве штатного научного сотрудника и учителя средней школы, сосредоточившись на роли языка в обучении и процессах обучения. В 1925 лет он защитил диссертацию под названием « Психология искусства ». Однако только в 1960 году его диссертация была опубликована вместе с книгой «Педагогическая психология», в основе которой лежали конспекты лекций, которыми он пользовался, работая преподавателем психологии в Гомеле.
Лето 1925 года стало поворотным в жизни и карьере Льва. По возвращении из Лондона, где он присутствовал на конгрессе по обучению глухих, у него рецидив туберкулеза, и он был госпитализирован. Вопреки всему, он выжил. Тем не менее до конца 19 века он оставался инвалидом и безработным.26. Осенью 1925 года Выготскому заочно была присуждена докторская степень.
После выписки из больницы Лев продолжил свою методическую и теоретическую работу, связанную с кризисом в области психологии. Хотя он так и не закончил рукопись, он продолжал работать над ней до 1927 года. В 1982 году рукопись наконец была опубликована. Несмотря на то, что он содержал очевидные редакционные искажения и вмешательства, он был представлен как одна из самых замечательных работ Выготского. В своей первоначальной рукописи Выготский предложил развитие общей психологии, которое объединило бы марксистские философские подходы с натуралистическими и объективистскими подходами психологической науки. В той же рукописи он выступил против формирования «марксистской психологии» как действенной альтернативы философским и натуралистическим школам. По его мнению, настоящая марксистская психология должна строиться не просто на цитатах из сочинений Маркса, а на методологии, соответствующей марксистской сущности.
Выготский преподаетВ период с 1926 по 1930 год Выготский собрал разных учеников, в том числе Алексея Леонтьева , Бориса Варшаву , Леонида Занькова , Александра Лурию — и начал исследовать развитие высших когнитивных функций понимания языка, логическая память, избирательное внимание и способность принимать решения. Это явление исследовалось с трех сторон:
- Культурно-исторический подход : изучение того, как модели культурного и социального взаимодействия изменяют процессы развития и формы посредничества
- Подход, основанный на развитии : изучение того, как дети приобретают высшие когнитивные функции поддержка в рассуждениях и памяти. ( 1 )
Выготский пересмотрел свою теорию в 1930-х годах. Период крупного пересмотра теории Выготского привел к переходу от механистской ориентации в XIX в.20-х годов к интегративной целостной науке в 1930-х годах.
Начало 1930-х годов стало очень трудным периодом в жизни Выготского как в личном, так и в теоретическом плане. По мере того, как он осознавал недостатки своей теории и под влиянием холистических теорий, отстаиваемых гештальт-психологией, Выготский начал реконструировать свои теории, стремясь построить психологическую теорию сознания. К сожалению, он умер от туберкулеза в 1934 году, оставив свою теорию незавершенной.
Более десяти лет исследований и усердной работы (1024-1934), Выготский опубликовал множество книг и статей по обучению и развитию детей. Однако труды и теории Выготского стали доступны западным психологам только спустя десятилетия после его смерти, в начале 1960-х годов, когда они были переведены, изучены и реализованы.
Работы Выготского
- Сознание как проблема психологии поведения. Выготский 1925. (полный текст)
- Методы рефлексологического и психологического исследования. Выготский 1925. (полный текст)
- Психология искусства. Выготский 1925. (частичный полный текст)
- Педагогическая психология. Выготский 1926. (частичный полный текст)
- Исторический смысл кризиса в психологии: методологическое исследование. Незаконченный, Выготский прервал это в 1927 году. (полный текст)
- Проблема культурного развития ребенка. Выготский 1929. (полный текст)
- Конкретная психология человека. Выготский 1929. (неопубликовано — полный текст)
- Основные проблемы дефектологии. Выготского 1929. (полный текст)
- Социалистическое изменение человека. Выготский 1930. (полный текст)
- Первобытный человек и его поведение. Выготский 1930. (полный текст)
- Орудие и символ в развитии ребенка. Выготский 1930. (полный текст)
- Инструментальный метод в психологии. Выготский 1930. (полный текст)
- Воображение и творчество в детстве. Выготский 1930. (полный текст)
- О психологических системах. Выготский 1930. (полный текст)
- Метод исследования. Выготского 1931. (полный текст)
- Анализ высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
- Структура высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
- Генезис высших психических функций. Выготский 1931. (полный текст)
- Подростковая педагогика. Выготский 1931. (полный текст)
- Самоконтроль. Выготский 1931. (полный текст)
- Развитие личности и мировоззрения ребенка. Выготский 1931. (полный текст)
- Развитие речи. Выготского 1931. (полный текст)
- Проблема обучения и психического развития в школьном возрасте. Выготский 1931. (полный текст)
- Динамика психического развития школьника в связи с обучением и обучением. Выготский 1931. (полный текст)
- О Спинозе. Выготский 1921. (полный текст)
- К проблеме психологии актерского творчества. Выготский 1932. (полный текст)
- Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. Выготский 1933. (полный текст)
- Думать и говорить . Выготский 1934. (полный текст)
- Проблема экологии. Выготский 1934. (полный текст)
- Проблема сознания. Выготский 1934. (полный текст)
- Проблема возраста. Выготский 1934. (полный текст)
- Взаимодействие между обучением и развитием. (полный текст)
- Психология и локализация функций. (полный текст)
- Основы социального воспитания глухонемых детей в России. (полный текст)
- Фашизм в психоневрологии. (полный текст)
Выводы
Лев Выготский — советский психолог, педагог и драматург. Его часто называют «отцом культурно-исторической психологии», и его работа оказала глубокое влияние на развитие и образование детей. Лев Выготский был одним из пионеров психологической школы мысли, известной как конструктивизм.
В 1924 году он опубликовал свою знаменательную работу «Мышление и речь», в которой изложил свою теорию «зоны ближайшего развития». мастерством выполнения все более сложных задач в сотрудничестве с более способными сверстниками или наставниками.
Работа Выготского в значительной степени игнорировалась при его жизни, но с тех пор она оказала большое влияние на теорию образования и развития ребенка. Идеи Выготского оказали большое влияние на теории психологии и образования ( 4 ) и продолжают играть важную роль в образовательной практике сегодня (