Синквейн. Виды синквейнов с примерами.
В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов, о которых и пойдет речь ниже.
Традиционный
Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.
В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:
Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.
Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.
Обратный
Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т. д. Структура такова: 2-8-6-4-2.
Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:
Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор
Зеркальный
Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.
Пример от того же Ариэля Дороро:
Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом
Синквейн-бабочка
Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.
И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:
В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу
Корона синквейнов
Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.
Пример от Алены Тимаковой:
Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…
Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.
Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…
Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.
Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…
Гирлянда синквейнов
Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.
Пример от Юлии Зайцевой:
Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,
Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.
Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ
Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой
Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“
Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.
Дидактический
В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.
Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.
Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.
Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.
Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.
Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.
Пример синквейна на тему «Дом»:
Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.
Прием «Синквейн» как одно из эффективных средств повышения уровня читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения | Начальная школа
Прием «Синквейн» как одно из эффективных средств повышения уровня читательской грамотности у младших школьников на уроках литературного чтения
Автор: Габышева Любовь Владимировна
Организация: МКОУ Киндигирская основная общеобразовательная школа
Населенный пункт: Республика Саха (Якутия), Олекминский район
Формирование читательской грамотности младших школьников – это одна из актуальных проблем современного образования. В нашем современном обществе, где телевидение, компьютеры, видеоигры, смартфоны занимают значительное место, дети теряют интерес к чтению. Научить правильному, беглому, осознанному и выразительному чтению, а также любви к книге – одна из основных задач начального образования. Для того, чтобы ребенок был успешен в начальной школе, необходимо, формировать у учеников читательскую грамотность.
Понятие «читательская грамотность» появилось в 1991 году после тестирования по Международной программе оценки образовательных достижений учащихся (PISA). Оно определяется как «способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и участвовать в социальной жизни». Работу над формированием читательских умений необходимо начинать со знакомства уровнями читательской грамотности обучающихся. Рассмотрим классификацию уровне:
- Низкий уровень. Учащийся умеет извлекать только те детали и факты, которые прямо указаны в тексте. Только на основе такой явной информации он может размышлять о прочитанном, делать выводы и устанавливать связь. Но эти выводы и логические связи схватывают лишь часть содержания текста, понимается фрагментарно и неточно. Учащийся с низким уровнем читательской грамотности, как правило, неверно интерпретирует смысл образных выражений, иносказаний, часто делает неправильные выводы. Он испытывает трудности с формулированием собственных суждений. Можно сказать, что обучающиеся с низким уровнем читательской грамотности, не смогут самостоятельно осваивать материал в начальной школе на основе чтения текстов.
- Средний уровень. Учащийся со средним уровнем читательской грамотности не только умеет извлекать явную информацию из текста, но также умеет находить не изложенную явно, вытекающую из сказанного и делать несложные обобщения. Учащийся различает буквальную и небуквальную смысл текста, восстанавливает последовательность основных событий, выделяет среди них центральные. Также умеет связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста. Учащийся с этим уровнем читательской грамотности имеет сложности при поиске ответа на вопрос. Он, как правило, обращает внимание к нужному фрагменту текста, но часто выделяет искомую информацию неточно, включая с ответ избыточную или смежную информацию. Также испытывает затруднения при выстраивании причинно-следственных связей, выделении авторской позиции, анализе формы текста и неточно интерпретирует художественными текстами.
- Повышенный уровень. Учащийся умеет находить явную информацию, находить главное, верно понимать логику информационного текста, строить собственные суждения, прочитывать небуквальный, скрытый смысл художественного текста. Он может испытывать трудность при выстраивании сложных логических связей, а также при выделении авторской позиции. Можно сказать, что учащийся с повышенным уровнем читательской грамотности, владеющие грамотностью чтения, могут самостоятельно работать с текстом.
- Высокий уровень. Учащийся с данным уровнем читательской грамотности, умеет извлекать из текста нужную информацию, включать ее в более широкий контекст, видеть то, что стоит за сказанным. Он может воссоздавать авторский замысел и понимать смысл выбранных языковых средств. Также умеет строить на основе прочитанного собственного суждения. Учащийся может использовать почерпнутую в текстах (как в учебных, так и в неучебных) информацию для собственного развития.
Именно на уровни читательской грамотности должны быть рассчитаны задания при работе с текстом.
В своей практике я встретила учащихся, имеющих низкий уровень читательской грамотности, то есть столкнулась со следующими проблемами:
— учащиеся имеют низкую скорость чтения;
— не понимают смысла прочитанного текста;
— не могут извлечь необходимую информацию из предложенного текста;
— затрудняются кратко пересказать содержание.
Назову особенности формирования читательской грамотности на данном уровне:
- Формирование навыка чтения. Оно строится на:
— умение правильно прочитывать слова;
— понимание смысл текста;
— выразительное чтение.
2. Овладение техникой чтения.
3. Формирование читательских интересов.
В данной статье я продемонстрирую один эффективный прием для повышения уровня читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе. И это составление «Синквейна». Синквейн – это творческая работа по выяснению уровня осмысленного текста. Его можно использовать, как и в индивидуальных работах, так и в парных и групповых. Понятие синквейна целесообразно вводить с первого класса. Можно познакомить детей с приемом после изучения первой темы «Слово-предмет, слово-действие, слово-признак». Сначала можно использовать этот метод в виде игры «Найди нужные слова», «Кто это», «Что делает», игра «Ассоциации». Например, «Выбери слова, которые подходят к слову «Заяц» (быстрый, трусливый, белый и т.д.)», «Подбери слова-действия к слову «Снег» (падает, тает, идет и т.д.)», «Угадай, о чем я говорю (капает, моросит, идет, льет, барабанит и т.д.)», «Придумай слово, которое связано со словом «Зима» (снег, снежинка, холод, ветер и т.д.). Затем перейти к составлению синквейна. Как же составляется синквейн?
Форма синквейна разработана американской поэтессой Аделаидой Крепси, взявшей за основу японские миниатюры-хокку. Это самая легкая форма стихотворения, поэтому его написание доступно даже первоклассникам. Синквейн – маленькое стихотворение без рифмы, отличающейся краткостью. Оно читается очень медленно и состоит из пяти строк. Эта форма похожа на елочку и пишется по определенным правилам: одно слово, два слова, три слова, четыре слова, одно слово.
Для использования этого приема на уроках литературного чтения в начальной школе после прочтения текста на первой строке синквейна обычно пишется существительное или местоимение, о котором идет речь. Это по сути тема синквейна (о ком или о чем говорится в данном тексте).
На второй строчке, как правило, пишется два прилагательных, которые дают характеристику или описание признаков и свойств выбранного существительного (какой? какая? какое?).
На третьей строчке надо подобрать и записать три глагола, описывающих характерные действия предмета (что делает? что делают?).
На четвертой строчке размещается фраза, состоящая из четырех слов, с помощью которых ученик выражает свое личное мнение к прочитанному тексту в целом или отношение к предмету. Это может быть пословица или крылатое выражение.
Пятая, последняя строчка – слово, которое позволяет выразить свое отношение к предмету, ассоциация, связанная с данным предметом, слово-итог (кто? что?).
Сначала учащиеся составляют синквейн из готовых предложенных слов, которые записаны на карточках по отдельности. И с помощью игры «Расставь слова в нужном порядке», учатся составлять синквейн. Первые синквейны учащиеся составляют коллективно, под руководством учителя.
Давайте рассмотрим синквейн по прочитанному произведению на литературном чтении в третьем классе «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди». Например, после прочтения всего произведения, можно предложить по одному герою.
Синквейн ученика 3 класса
Гвидон
Храбрый, отважный
Рождается, растет, правит
Сила есть, ума не надо
Герой
Синквейны можно составлять по прочитанным сказкам, рассказам, стихотворениям, басням и т. д. Этот прием обощагает словарный запас, развивает речь, мышление, а также является хорошим способом контроля и самоконтроля.
Применяя на уроках литературного чтения данный прием, можно выделить следующие преимущества, которые способствуют повышению уровня читательской грамотности младших школьников:
— формируется умение слушать друг друга, ответственность за совместный способ познания;
— увеличивается интеллектуальный потенциал, расширяется словарный запас;
— совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, взаимообучение;
— вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
— обостряется любознательность, наблюдательность;
— стремление к самостоятельности, мотивация;
— повышение самооценки.
Таким образом, описанный мной прием, помогает в работе над формированием читательской грамотности у младших школьников.
Список использованной литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. : Просвещение, 2010.
Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е. Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с.
Опубликовано: 10.12.2022VinoCell — ПРИЛОЖЕНИЕ ДЛЯ ВИННОГО ПОГРЕБА
Элегантный. Мощный. Умный.
Управляйте своим винным погребом и записывайте дегустации как профессионал.
Основные характеристики
Отслеживайте историю своего погреба (бутылки хранящиеся и исчезающие), рисуйте и заполняйте полки и стеллажи, записывайте свои дегустационные заметки и профессиональные оценки от мировых путеводителей, а также подбирайте блюда для каждого вина.
Винная карта
Полная информация о вине с изображением, названием вина, годом урожая и местом хранения, сортами, текущей ценой, категорией, количеством хранящихся бутылок, значком зрелости, объемом, последней дегустационной оценкой и последним набором профессионального рейтинга.
Мощный поиск с 40 фильтрами
Нужно найти австралийский шираз 2007 года из долины Баросса, выпитый в прошлом месяце с вашим другом Бобом, цена которого составляла от 15 до 20 долларов, с оценкой 91 балл? Ты можешь!
Перечислите, отсортируйте и упорядочите свою коллекцию
Перечислите, отсортируйте и упорядочите свои вина правильно по винодельне, названию вина, году, цене, оценке, региону, наименованию, дате ввода… Используйте один из 3 типов отображения (список, сетка, полный экран).
Нет необходимости идти на компромисс с фотографиями
Управляйте до 3 фотографий для каждого вина (например: полная бутылка, передняя этикетка, задняя этикетка) с камеры вашего устройства или из библиотеки. Используйте инструмент редактирования изображения, если вы хотите обрезать их.
Детальный винный лист
Заполните каждый винный лист, используя до 40 полей (в зависимости от знаний и потребностей) с нашей предварительно заполненной базой данных.
Соберите свой погреб или винный холодильник — стеллажи и полки
Соберите свой погреб или винный холодильник, используя 1 из 44 различных форм. Умножайте столбцы/строки и используйте повторы блоков, управляйте двумя полками глубины и изменяйте легенду столбцов и строк.
Представление в подвале
Увидьте свои бутылки в графическом представлении (категория, капсула…). Переместите / поместите каждую бутылку, используя двойное нажатие. Используйте функцию «Показать в подвале», чтобы выделить и найти бутылку.
Срок службы бутылок
Управление сроком службы бутылок. Установите дату ввода, цену, тип, комментарий и поставщика. Когда бутылка вынута, установите дату вывода, тип вывода (выпито, предложено, продано…) и получатель.
Дегустации, профессиональные рейтинги и пары
Управляйте дегустациями (событие, дата, основные ноты, вид, обоняние, вкус) по шкале оценок, которую вы предпочитаете (5 звезд, 100 баллов, 20 баллов.