Графолог кто это: особенности профессии Международная выставка каллиграфии

Содержание

Графология: действительно ли можно определить характер по почерку

7 февраляЛикбезЖизнь

Спойлер: нет. Но эта псевдонаука может быть полезной.

Поделиться

0

Что такое графология и откуда она взялась

ГрафологияGraphology / Encyclopedia Britannica — это теория, сторонники которой полагают, будто почерк зависит от характера человека.

Связь между манерой начертания букв и личностью пытались проследить едва ли не с момента появления письменности. Так, считается, что Конфуцию принадлежатЕ. Ищенко. Поговорим о графологии. Почерк — зеркало души слова: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром». Другой древний автор и философ Гай Светоний Транквилл подробно рассказывал о почерке императора Августа: «Он писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками», — отмечая при этом бережливость властителя.

В XIX веке сразу несколько исследователей независимо друг от друга собрали и структурировали накопленную графологическую информацию. В этих работах обнаружились общие детали, которые легли в основу современных оценок личности. Например, привычку писать мелкими буквами графологи считаютGraphology / Encyclopedia Britannica признаком скрупулёзности и педантичности. Крупными — честолюбия. Размашистый почерк, как предполагается, говорит о самоуверенности. Витиеватый — о ярко выраженном творческом начале и некоторой нарциссичности.

Образец почерка из книги «Беседы по графологии, искусству познания персонажей по почерку» (1892 год). По мнению графологов, форма, наклон, завитки букв говорят о том, что автор обладает изысканным вкусом, аристократичен, щедр и в то же время надменен. Фото: Internet Archive Book Images / Wikimedia Commons

Графологи помимо размера и формы букв обращают внимание на угол и постоянство их наклона, кривизну строчек, отступы между словами, силу давления на ручку или карандаш при письме.

Мишель Дресболд

Графолог, автор книги «Секс, ложь и почерк», в комментарии изданию Good Housekeeping.

Движением рук при письме управляет мозг. Это значит, что каждая буква является отражением того, что происходит в вашей голове. Так что графология очень логичнаWhat the style of your handwriting says about you, according to graphology experts / Good Housekeeping.

Пробежавшись по написанному от руки тесту, графологи делают вывод о личностных особенностях и психологическом состоянии его автора. Это может использоваться на практике. Например, в отдельных компаниях Франции (по некоторым даннымA French love affair… with graphology / BBC News, таких до 50%) графологический тест проводятK. Warren. Graphology / The Ohio State University на собеседованиях.

Действительно ли графология работает

А вот это уже большой вопрос. Графология вплоть до второй половины ХХ столетия считаласьL. Schlicht. Graphology in Germany in the 1920s and 1930s / N.T.M. вполне респектабельным направлением в психологии.

Но чем больше учёные углублялись в анализ почерка, тем менее достоверными выглядели результаты. Например, в одном исследованииC. Dazzi, L. Pedrabissi. Graphology and personality: An empirical study on validity of handwriting analysis / Psychological Reports паре графологов предложили проанализировать идентичные рукописные тексты. Эксперты описали характер их автора совершенно по‑разному. Причём оба не угадали — ровно так же, как ошиблись с личностной оценкой два не связанных с графологией человека, просмотревших тексты в качестве контрольной группы.

Такая же история случилась и в других исследованияхG. Ben-Shakhar, M. Bar-Hillel, et al. Can graphology predict occupational success? Two empirical studies and some methodological ruminations / Journal of Applied Psychology: графологи оказались не более точны, чем люди с улицы, которым показали рукопись и предложили описать её автора.

Британское психологическое общество приравниваетWriting wrongs / BBC News Magazine графологию к астрологии — по той причине, что эти псевдонауки имеют нулевую достоверность.

В общем, на сегодня не существует ни одного научного исследования, которое доказало бы связь между характером человека и его почерком. Да и сами графологи признаютGraphology / Encyclopedia Britannica, что на манеру письма помимо личностных особенностей могут влиять другие вещи. Например, близорукость, дальнозоркость или вызванное какими‑либо причинами (от опьянения до травмы головы) нарушение контроля над моторикой.

Значит ли это, что графология бесполезна

Не совсем. Анализ почерка можно использовать в медицинской диагностике. Например, чтобы отследить ту самую потерю контроля над мелкой моторикой, которая является признаком различных заболеваний мозга и нервной системы. Так, уменьшение размеров букв и промежутков между ними (так называемая микрография) — один из распространённых ранних симптомовM. Thomas, A. Lenka, P. Kumar Pal. Handwriting analysis in Parkinson’s disease: Current status and future directions / Movement Disorders Clinical Practice болезни Паркинсона.

Графологию применяют и в почерковедении, одном из разделов криминалистики. Почерковедческая экспертизаПочерковедческая экспертиза: когда востребована и что исследуют эксперты / Центр экспертиз при Институте судебных экспертиз и криминалистики основана на том, что стиль и особенности письма у каждого человека индивидуальны. Поэтому можно однозначно отличить буквы, начертанные рукой условного Васи, от подписи, например, Пети. Даже если последний очень старался копировать почерк первого.

Впрочем, почерковедение не судит о личностных особенностях человека. Так что связи между почерком и характером с научной точки зрения по‑прежнему нет.

Читайте также ✋🔮❌

  • Что такое физиогномика и можно ли угадать характер человека по его лицу
  • Что такое нумерология и почему верить в неё стыдно
  • Как отличить настоящую психологию от шарлатанства
  • Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
  • «Позолоти ручку»: почему хиромантия — это обман

ГРАФОЛОГИЯ | это.

.. Что такое ГРАФОЛОГИЯ?

ТолкованиеПеревод

ГРАФОЛОГИЯ

изучение проявлений в почерке индивидуальных особенностей человеческой личности. По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, ее «подписью», как голос или выражение лица.
История. Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622). Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881). Мишон собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами. Знаменитый ученик Мишона Крепье-Жамен отказался от учения о «фиксированных знаках» с однозначными неизменными корреляциями в пользу более гибкой системы «преобладающих особенностей».
В начале 20 в. центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга». К сходному заключению пришел Георг Мейер, психиатр, утверждавший, что «сила» почерка определяется психомоторной энергией. Другие графологи этого периода — швейцарский врач и писатель Макс Пулвер, связавший анализ почерка с символизмом бессознательного, и психолог и философ Людвиг Клагес, ставший ведущим авторитетом в этой области. На протяжении 20 в. графология занимает все более заметное место в европейской науке как инструмент психологического тестирования. Наиболее сильные позиции она имеет в Германии, где преподается в ряде университетов. В Соединенных Штатах интенсивное изучение почерка и выразительных движений руки при письме предприняли в 1939 Гордон Олпорт и Филип Вернон в Гарвардской психологической клинике.
Они нашли, что движениям индивида свойственно внутреннее постоянство. Если человек склонен к ригидному, заторможенному поведению, это проявляется в его почерке так же, как в позах, походке, выражении лица и жестах. В 1942 Теа Левинсон и Джозеф Зубин предприняли попытку придать графологии объективный характер, используя подробные таблицы для выявления графических особенностей, названных ими «напряжением и расслаблением».
Применение в психологии. Графология, как и всякий психологический анализ, является наполовину наукой, наполовину искусством. Степень успешности графологического анализа зависит от подготовки специалиста, его личного опыта, образования. Большинство школ графологии считают необходимым начинать с получения общего впечатления от рукописи. Затем исследуются отдельные аспекты: размер, наклон, ширина, вертикальные пропорции, правильность, связность, форма соединения, нажим, скорость, ритм, равномерность линий, степень упрощения начертания букв, расстояния между словами и строками, поля, общее расположение и многочисленные мелкие детали, такие как способ ставить точки над i.
Изучение этих характеристик — «чистая графология», вполне научная процедура в том смысле, что такие факторы, как пропорции и углы, размеры и интервалы могут быть измерены и обобщены. Элементы, свойственные индивидуальному почерку, — пространственные, конструктивные, некоторые двигательные тенденции, — сильно разнятся. Их очертания определяются сознательным или бессознательным выбором пишущего. Каждая особенность имеет психологическую интерпретацию, которая подкрепляется, ослабляется или изменяется при исследовании других характеристик почерка. Искусство графолога заключается в умении оценить доминирующие тенденции и их взаимодействие. Например, если почерк крупный, это указывает на склонность пишущего к экспансивности, к тенденции «думать о главном». Другие отличительные особенности того же почерка, в частности наклон, помогают определить, обращена ли подобная сосредоточенность на «главное» вовне, на внешние события, внутрь, на самого пишущего, или же носит смешанный характер, и в какой степени.
Применительно к социальной сфере ширина букв показывает, общителен пишущий или же застенчив. Торопливость или аккуратность письма говорит о том, спешит ли пишущий, импульсивен ли он, непредсказуем, эмоционален или же уравновешен, осмотрителен и сдержан. Оценки, содержащиеся в рабочей таблице графолога, преобразуются затем в отчет. Графологические методы имеют несомненные ограничения. Ни один специалист не способен с уверенностью определить пол или возраст пишущего. Такие характеристики интеллекта, как коэффициент умственного развития, по почерку определить трудно. Развитие почерка, подобно развитию языка, может быть приостановлено жизненными обстоятельствами. Основными областями применения графология являются подбор персонала, профессиональная ориентация, исторические изыскания. Графолог может быть назван «консультантом по почерку», но обозначение «эксперт по почерку» обычно относится к лицу, проводящему экспертизу по заданию суда для оценки сходства или различия почерка исследуемого документа с почерком определенного лица.

ЛИТЕРАТУРА
Маяцкий В. Графология. М., 1990 Зуев-Инсаров Д.М. Почерк и личность (Способ определения характера по почерку). Киев, 1992

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество. 2000.

Нужно сделать НИР?

Синонимы:

лженаука, почерковедение

  • ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
  • ЭКСТРАВЕРСИЯ

Полезное


Что скрывает почерк. Графолог с первых строк разгадает интеллект и характер | ОБЩЕСТВО: События | ОБЩЕСТВО

О бережливости Юлия Цезаря в Риме ходили легенды, это подтверждает и почерк императора: буквы он прописывал очень близко друг к другу и даже между строками умещал слова. Подпись бывшего президента США Дональда Трампа напоминает частокол и говорит о непримиримом характере владельца. А вот почерк Владимира Путина указывает на высокий интеллект и скрытность. О чём может рассказать ваш почерк, зачем нам эти знания и стоит ли отказываться от живого письма мы поговорили с графологом Ириной Романовой.

Протестные настроения отражает почерк

Светлана Ломакина, «АиФ-Ростов»: Ирина, мы вас знаем как руководителя культурно-выставочного центра ДГТУ «Донская казачья гвардия». И вдруг – вы специалист по графологии, расшифровываете старые письма. Как так вышло?

Ирина Романова: Раньше я работала директором по персоналу. И для расширения профессиональных знаний лет пять-шесть назад решила пройти мастер-класс графолога Ларисы Дрыгвать. Была под таким впечатлением, что поступила учиться в израильский институт графологического анализа Инессы Гольдберг. Училась три года онлайн, сдавала экзамены по скайпу. Меня это так увлекло, что были мысли сделать графологию новым видом деятельности, но тут возникла «Донская казачья гвардия», работа в которой занимает почти всё моё время. Основами графологии я сейчас делюсь с учениками одной из гимназий города. Считаю себя начинающим графологом, потому что графолог, как и врач, всё время должен прак­тиковаться.

– Что почерк может рассказать о человеке?

Ирина Романова, графолог Фото: АиФ/ Светлана Ломакина

 

– Очень многое! Но чтобы сделать выводы, надо проанализировать сотни графологических признаков и совместить их определённым образом. У нас с коллегами уже есть такая шутка: они прячут от меня свои рукописные бумаги, потому что по почерку я могу определить их внутреннее состояние, настроение, мотивацию, желание и возможность выполнять рабочие задачи. Всех удивляет, что таким образом можно определить и IQ.

Хорошо видно по почерку отношение к социуму. Если человеку важно общение, то один из признаков – хорошая читабельность, наклон вправо, определённое расстояние между словами и буквами. Если же человек настроен протестно, то у почерка часто появляется левый наклон. К примеру, так писала Ксения Собчак, когда активно занималась политической деятельностью. У подростков почерк нестабильный, но это естественно, личность формируется, человек ищет себя. Когда он обижен на родителей, хочет закрыться в своей комнате, побыть один, почерк наклоняется влево; когда ему нужно внимание мамы или одноклассников, почерк приобретает правый наклон. Интроверта часто можно узнать по маленьким буковкам и прямому наклону. Через почерк видна скорость мыслительных процессов – насколько быстро человек может принимать решения. Если он пишет медленно, выводит каждую буковку, так он и решения принимает. Ещё интересный момент: почерк показывает, каковы мы на самом деле, а подпись – то, какими хотим предстать в глазах других людей. Наша свое­образная визитка, презентация себя.

Ирина Романова родилась 22 апреля 1967 года. Окончила Ростовский государственный университет, получив квалификацию юриста. Длительное время работала директором по персоналу в крупных компаниях. С 2017 года активно развивает культурно- выставочный центр ДГТУ «Донская казачья гвардия», знакомя гостей со всего мира с историей родного края. Разносторонний человек, одно из увлечений которого – графология.

– Можно научиться писать как-то иначе?

– Самый главный постулат, который я стараюсь до всех донести, пишет не рука. Пишет наш головной мозг. Пример – Ник Вуйчич. У него нет ни рук, ни ног, он пишет ртом, зажав маркер в зубах. При этом у него очень живой и хорошо читабельный почерк. Есть масса примеров, когда человек попадает в аварию, теряет правую руку, начинает писать левой, и почерк в ряде своих основных характеристик остаётся таким же. Отвечаю на ваш вопрос – в течение жизни вы и будете писать немного иначе, потому что меняетесь сами, ваше отношение к людям, обстоятельствам.

Почерк – это маска

– Много лет назад к нам в редакцию писал из тюрьмы маньяк Муханкин. У него был очень аккуратный почерк, красивый, с завитушками. Стихи даже присылал.

– Это маска, он старался показать себя лучше, чем есть. Можно украсить буквы завитками, но толстые однообразные штрихи с тупыми окончаниями скажут о примитивности и «толстокожести», а жёсткие, царапающие – о том, что человек не чувствителен к своей боли и боли других людей. Есть и другие показатели – незрелый, медленный почерк с застреваниями, буквы без индивидуальных особенностей, раздутые в средней и нижней зоне и др. Подчёркиваю, все анализируется только в комплексе! Графологи никогда не скажут: этот будет воровать, обманывать, станет убийцей. Графолог сделает вывод, что при стечении определённых жизненных обстоятельств человек с таким почерком может пойти на такое-то преступление. Хотя, в XIX веке в царские суды приглашали экспертов по графологии и те давали заключение, которое учитывали при вынесении приговоров.

– Хорошо, вы всё это знаете и вдруг вам попадается письмо человека. И почерк говорит о нём совершенно не так, как человек себя позиционирует. Бывает такое?

– Конечно. И очень интересно это проследить в письменных отзывах гостей нашего центра. Как-то нас посетил один серьёзный, приятный во всех отношениях мужчина: вёл себя вежливо, не спорил, не перебивал. Но когда я увидела его почерк, поняла, что такое поведение для него – большая работа над собой. То есть, он соблюдал нормы социума, но сам по себе был другим. Почерк спрессованный, буквы разного размера, угловатые, с резкими выбросами штрихов, что говорит о сильном напряжении, неуступчивости, довольно высокой степени агрессии, непримиримости. Могу предположить, что среди близких этот человек именно такой. Оставляют отзывы и известные люди, например, Захар Прилепин, Павел Басинский. Глядя на их почерки, я могу сделать некоторые выводы и об их характерах. Но озвучивать публично можно только с согласия написавших. Это требование профессиональной этики графологов.

– Для графолога имеет значение, на каком языке написан текст?

– Нет. Но есть общие тенденции в почерках стран или почерках поколений. К примеру, в западных странах почерки свободнее, чем в России. Почерки наших родителей зачастую похожи, разборчивы, с большим количеством параллельных линий. И это понятно: люди жили в рамках определённой идеологии, старались придерживаться норм поведения и правил, которые были приняты в обществе. К тому же, на их долю выпало много горя – война, голод. Пережитое напряжение, тревога, страх отражается в почерке изломами, угловатостью, дрожанием линий.

Сейчас почерки другие – часто их сложно прочесть, с разными наклонами, размером букв, с несоблюдением полей на листе бумаги. Как будто из-под ног выбили какую-то основу, необходимую всем. А ведь именно это мы и наблюдаем в современной жизни. Старая идеология ушла, новая, объединяющая всех, не найдена. Мы не уверены в своём будущем, часто испытываем стресс, и это видно в почерках.

Пишите чаще

– Почерковед и графолог – это разные профессии?

– Разные. Почерковед также изучает почерк, но для него главное дать ответ на вопрос, текст написал один и тот же человек или разные? Графолог решает другую задачу: узнать личность человека.

– Где можно применить сегодня в Ростове профессию графолога?

– Графология тесно связана с психологией, она позволяет экологичными способами получить более точное представление о личности человека. Применима она и в профориентации. Ведь по почерку можно определить, в каких профессиях человек будет наиболее успешен. А для специалистов служб персонала это просто «золотое дно»! Деловые качества кандидата на работу определяются очень точно через его почерк.

– Сегодня мы мало пишем рукой: ведём электронные ежедневники и так далее. Писать надо?

– Надо, потому что это влияет на работу мозга и может уберечь нас от его деградации. Когда мы пишем, активизируются многие отделы головного мозга, формируются новые нейронные связи. Когда пишем, тренируется память. Помните шпаргалки? Многие писали их не для того, чтобы воспользоваться на экзамене, а чтобы лучше запомнить. Когда мы набираем текст на клавиатуре, наш мозг решает намного меньше задач.

– То есть, для того, чтобы спасти нашу нацию, нужно как можно больше писать рукой?

– Да. Диджитал-технологии сильно облегчают жизнь. Но если они будут не сопровождать, а заменять функции головного мозга, ни к чему хорошему это не приведёт. Людьми будет легче манипулировать, навязывать им свои идеи, формировать нужное поведение. Не кажется ли вам, что некоторые отголоски этого мы уже видим в реалиях? Снижение интеллектуального потенциала определённо скажется на развитии страны. Так что пишите рукой!

Графолог отвечает на вопросы студентов

Меня зовут Максим Васильченко. Я графолог. Ко мне обратилась студентка одного московского вуза за интервью о профессии графолога. Вопросы интересные, на некоторые я отвечал впервые. С разрешения интервьюера публикую ответы, которые могут быть полезны людям, которые впервые услышали о графологии.

На кого вы учились? Где можно получить образование графолога?

Я окончил психолого-социальный факультет РНИМУ им. Н. И. Пирогова, «Специалист по социальной работе». На графолога учился в Институте графоанализа Инессы Гольдберг. Это единственный русскоязычный институт, где обучают профессиональных графологов. Институт находится в Израиле, поэтому обучение проходил дистанционно в небольшой учебной группе.

Очное обучение в России можно пройти у представителей института – сертифицированных преподавателей, контакты которых можно найти на официальном сайте https://inessa-goldberg.ru/. Для знакомства с методикой графологического анализа, рекомендую серию из 8 книг Инессы Гольдберг.

Чтобы стать графологом важно обладать знаниями психологии, так как графология использует терминологию ряда психологических дисциплин – от психологии личности до психопатологии.

Важно понимать, что графологии невозможно научиться самостоятельно. Из-за непрофессиональных статей в интернете, у людей сложилось мнение, что графолог делает выводы по одному признаку. Создается ощущение, что нужно всего лишь знать, как сопоставить графическое явление и качество личности. На самом деле всё не так просто.

Нельзя сказать, например, что правый наклон указывает на общительность автора почерка. Чтобы сделать правильные выводы нужно учесть целую группу признаков – графологический синдром. Вам нужно знать эти синдромы и уметь их распознавать, а затем – что самое сложное – научиться синтезировать полученную из почерка информацию в целостный психологический портрет. Этому обучают на практических занятиях опытные наставники. Чтобы стать профессиональным графологом нужно пройти 3 курса, каждый из которых длится 5-6 месяцев.

Меняется ли почерк у человека за время жизни, взросления?

Да, почерк постоянно меняется. Его изменчивость — одно из очевидных доказательств взаимосвязи личности и почерка. Как раз во время взросления у молодого человека психика более подвижна, поэтому значительные изменения могут происходить каждый год, в некоторые периоды даже каждую неделю.

Почерк можно анализировать с наступлением графологической зрелости – примерно с 14 лет. В этом возрасте почерк обретает, во-первых, устойчивость, во-вторых, индивидуальность, свою изюминку, так как пубертатный период сопровождается отрицанием авторитетов. Установка на то, чтобы подстраиваться под ожидания окружающих меняется на активную установку, проявление своей воли и реализации своих желаний. Человек становится более зрелым и следом его почерк обретает индивидуальность.

С дальнейшим взрослением почерк также продолжает меняться, в зависимости от того, какие изменения происходят в психике. Бывает, что почерк долгое время остается прежним, что тоже симптоматично.

Графологу для анализа необходим образец по правилам подачи. Кроме него, всегда прошу у клиента несколько образцов записей, которые он делал не для анализа – старые тетради или страницы ежедневника. По ним возможно оценить, насколько поменялся почерк с течением времени. У меня есть образцы клиентов, где разница в написании более 10 лет. Изменения бывают как в лучшую сторону – увеличение свободы и спонтанности письма; так и в сторону ухудшения – большое количество признаков психологического неблагополучия.

Некоторые люди говорят, что их почерк меняется буквально каждый день. Дело в том, что почерк отражает личность на всех уровнях. Начиная с глубинных, которые дают знание о типе нервной системы, темпераменте, мотивации; заканчивая верхним уровнем — отражающем настроение, которое иногда меняется несколько раз на дню. То есть, человек, который подвержен резкой смене настроений, действительно видит постоянные колебания в почерке и меньшую однородность.

Отличается ли почерк левши от правши?

Отличия почерков левши и правши есть, но они совсем незначительные. Графологи всегда уточняют у клиента, какой рукой он пишет. Это нужно знать, чтобы сделать поправку в определении угла наклона – примерно +15 градусов у левшей. То есть, если буквы «стоят» прямо, то будем считать, что он правонаклонный. Левой рукой сложнее писать с правым наклоном, поэтому почерк выпрямляется. Но это не означает, что левши пишут только с прямым или левым наклоном.

Могут быть и другие особенности, на которые я обращу внимание, если буду знать, что человек левша. Если по какой-то причине неизвестно, какой рукой написан текст, на выводы графоанализа это влияет незначительно.

Сталкивались ли вы с людьми, ожидавшими другой результат от анализа их почерка?

Да, такое бывало. Вообще мне известно, что люди всегда подсознательно ожидают услышать что-то хорошее, получить похвалу и одобрение. Этой особенностью психологии человека пользуются составители результатов разных интернет-тестов, в которых пишут только положительные характеристики.

Почерк показывает целостную картину личности, настоящее психологическое состояние, которые бывает разным. На консультации, перед тем как перейти к результатам графоанализа, я всегда рассказываю людям некоторые вводные, чтобы подготовить человека к восприятию информации.

Люди всегда обращаются с каким-то конкретным запросом. Допустим, если это вопрос о профориентации, то помимо основной информации – склонности, мотивация личности, особенности мышления, деловые качества, социальных характеристиках – еще рассказываю клиенту о психологических затруднениях, которые могут помещать его самореализации. Именно в этом блоке человек может услышать то, чего не ожидал. Чаще всего неожиданной является не какая-то конкретная информации, а именно глубина погружения, подробность графологического заключения. Так мне чаще всего пишут в отзывах.

В моей практике однажды было такое, что клиент практически всю консультацию утверждал, что мои выводы ошибочны. Но это был особый случай. По неопытности, я предлагал сделать анализ почерка до оплаты. Таким образом, создал условия, которые привлеки недобросовестного клиента. По образцам я увидел, что этот человек неблагонадежный, однако его поведение на консультации всё равно застало меня врасплох. Как оказалось, через отрицание выводов графоанализа, он готовил меня к тому, что не будет платить за консультацию.

Это случай я потом обсуждал с более опытными коллегами в закрытом графологическом клубе института. Мне дали ценные рекомендации как нужно строить консультацию с такими клиентами. Еще через этот опыт я понял, что приступать к анализу почерка можно только после полной предоплаты.

Хочу обратить внимание, что графолог не судит и не оценивает человека. Это один из страхов, который сдерживают людей от обращения к графологу. Им кажется, что аналитик скажет что-то неприятное. На самом деле выводы графоанализа не содержат оценочных суждений и подаются очень деликатно.

На каждой консультации есть блок посвященный психологическому благополучию и недостаткам. Но важно понимать, что недостатки не имеют абсолютного негативного значения. Все зависит от конкретной ситуации. Всегда идет речь о некоторых свойствах личности, которые в одних ситуациях помогают достижению цели, а в других мешают.

Если мы обсуждаем проявления, которые мешают успешной адаптации в жизни, то вместе с этой информацией, я даю инструменты для психологической коррекции. Если нужно, рекомендую специалистов, которые могут помочь.

Отличается ли почерк мужчины от почерка женщины?

Отличия есть. Вы наверняка слышали, что есть почерки по женскому и по мужскому типу. Но это чисто статистическое определение. Некоторые особенности чаще встречаются у женщин: крупный размер, гирляндность формы, округлость, разборчивость. Мужские почерки обычно мельче, аркадной формы, менее читабельные.  Однако, если кто-то попросит графолога угадать пол автора почерка по образцу, он откажется; либо ответит не конкретно, а укажет некоторую вероятность. Дело в том, что бывают мужчины с преобладанием качеств, которые традиционно считают женскими. Бывают женщины, которые обладают качествами, которые считаются мужскими. Все это отражается в почерке. Поэтому пол по почерку не определяют, так же как и сексуальную ориентацию. Графолог всегда заранее узнает половую принадлежность автора почерка.

Имели ли вы опыт помощи внутренним органам в определении преступника по почерку?

Сотрудники правоохранительных органов обращаются за графологической экспертизой к почерковедам, главная задача которых определение автора и распознавание подделок рукописных документов и подписей. Графолог и почерковед – две разные профессии.

Чтобы стать почерковедом нужно получить квалификацию «Судебный эксперт». В России пока нет широкой официальной практики применения психологического анализа почерка в работе органов внутренних дел. Но многие специалисты дополнительно обучаются графоанализу, так как это позволяет учитывать специфическую информацию об авторе документа. Среди людей в погонах тоже есть выпускники Института Графоанализа.

В вопросе профориентации, Вы посоветуете полагаться на почерк на все 100%

Смотря, что вы имеете в виду. Возможно, вам представляется, что на консультации по профориентации графолог по почерку «выдает» клиенту одну профессию с гарантией 100%, что именно это его призвание, и он гарантированно добьётся в ней успеха. На самом деле всё не так.

В одной из глав книги «Современная профориентация: как искать дело жизни», я говорил об изначальной склонности людей искать самые лёгкие пути и последствиях усилий маркетологов, эксплуатирующих эту особенность человеческого мышления для продажи рецептов успеха. Тоже самое происходит в сфере услуг профориентации.

Здесь тоже можно часто услышать обещания быстрого результата наподобие: «Пройдите тренинг — и найдёте своё предназначение», «После нашего курса вы гарантированно определитесь с профессией мечты», «Консультация поможет вам найти дело, в котором вы будете успешны».

Такие многообещающие заголовки настраивают на идеалистичные представления о жизни. Посмотрев на идеальные картинки, нарисованные маркетологами, человек начинает верить, что где-то живут люди, которые счастливы на работе каждое мгновение. Молодые люди, которым свойственен максимализм, задаются целью непременно найти такое дело, которое принесёт счастье и богатство. Они рассчитывают на то, что если кто-то укажет им «призвание», то в дальнейшем всё будет даваться просто, а главное — быстро.

Может ли прохождение графоанализа гарантировать что-то подобное? Ведь это глубокая психодиагностика, которая показывает все стороны личности и позволяет определить наиболее подходящие способы применения личных качеств, образования, опыта. Нет, даже после графоанализа нет гарантий успеха в жизни! Диагностика позволяет прогнозировать поведение в определённых ситуациях, но не предсказывает судьбу.

Анализ почерка, как и любые другие психодиагностические методики, курсы и тренинги, — это дополнительный инструмент поиска себя. Для кого-то он может быть промежуточным шагом, а для кого-то — окончательной точкой. Всё зависит от того, какой путь вы проделали до этого.

Дело в том, что каждый человек — это индивидуальность с уникальным сочетанием качеств, которые возможно применять самыми разными способами и в разных областях. Не бывает единственного предназначения, которое записано где-то на подкорке. Мотивация человека динамична, интересы меняются, поэтому у каждого может быть несколько профессий, где потенциально можно стать успешным. Потенциально, но не гарантированно!

Графолог может ответить практически на любые вопросы о клиенте, увидеть зоны риска, недостающие качества, а также маркеры невротичности, которые мешают самореализации. Графолог может помочь наметить ориентиры, порекомендовать подходящий ритм и сферу деятельности. Одно из отличий от других методов диагностики — возможность увидеть глубинные параметры личности, которые позволяют определить важные для выбора подходящего направления: интеллектуальные и эмоциональные потребности; характер мотивации как движущей силы; комфортный рабочий ритм; уровень стрессоустойчивости; коммуникативные качества; склонность к предпринимательству и лидерский потенциал; личностные проблемы, которые мешают самореализации.

На индивидуальных консультациях мы совместно определяем, что необходимо делать для успеха, подходящие сферы применения сил. Основа для поиска — объективные данные о личностных качествах, характере мотивации, а также о психологических ограничениях, которые мешают самореализации.

Как видите, о 100% гарантиях речи не идет.

На самом деле это большой вопрос, где есть много нюансов. Профориентация нового времени основана на современных способах самопознания человека. Нужно признать, что методики нужны для того, чтобы помочь людям без жизненного опыта, а также тем, кто по каким-то причинам заблудился. Человек, как магнит, тянется к тому, что ему по душе, без каких-либо вспомогательных средств. Если у него долгое время возникают трудности, значит, имеют место барьеры.

Это связано с узостью кругозора, когда человек просто еще не знает о существовании подходящего ему дела. Это связано со слабым пониманием себя как личности, когда он не осознает подлинные ценности, природу своей мотивации, свои задатки и склонности. Это связано с психологическими проблемами, которые помешают ему самореализоваться, даже если он точно определился. Психологические проблемы в свою очередь мешают ему попробовать себя в выбранном деле и получать необходимый опыт, двигаться в направлении целей. Также мешает информационный шум, которые порождает множество идеализаций и «воздушных замков» в вопросах карьеры и успеха.

Эффективная профориентация должна в один прием помогать человеку понять взаимосвязи и взаимное влияние всех причин. Мало указать человеку подходящие профессии, ведь он может по личностным причинам испытывать затруднения с тем, чтобы начать действовать.

Современность новой профориентации заключается в подходе к вопросу поиска человеком своего призвания с учетом глубинной сущности его личности: отношения к себе, способности к общению, бессознательных установок, степени внутренней свободы и готовности двигаться к целям. Профориентация должна помогать реализовывать собственные амбиции человека.

Универсальные принципы поиска своего дела я описал в книге. Но кроме этих знаний, человеку нужна помощь в том, чтобы лучше узнать себя. Для самопознания можно использовать разные методы, но человек не способен самостоятельно узнать все важное для выбора — поэтому нужно консультироваться со специалистом-диагностом. На сегодняшний момент самой информативной методикой является психодиагностика при помощи графологического анализа.

Максим Васильченко,
графолог

Определение личностных характеристик человека с помощью анализа почерка. Графология ‐ Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера»

Этот материал, несомненно, вызовет профессиональный интерес у тех, кто является работником кадровой службы, или же по обстоятельствам (по необходимости) выполняет функции менеджера по персоналу своей компании.
Для других — это прекрасная возможность обнаружить отражение своих личных качеств в том, что приходится делать ежедневно, а быть может и открыть для себя что-то новое.

Ценность настоящей статьи определяется тем, что все о чем будет сказано далее нашло свое подтверждение (или опровержение) в работе нашего Агентства.
Таким образом, Вашему вниманию предлагаются реальные примеры из нашей практики.


Среди источников психологического анализа личности работника особое место занимают заявления и отчеты, жалобы и предложения, подготовленные в рукописном виде.

По этим и другим документам руководитель, будь то кадровый работник или другой специалист по работе с персоналом, может сделать вывод не только об уровне грамотности работника, но и о его умении излагать свои мысли, передавать собственные чувства и состояние.

Графологи утверждают, что почерк способствует раскрытию индивидуальных особенностей человека.

Для того, чтобы читать человека, словно книгу, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых соответствует определенному свойству характера испытуемого.

Давно замечено, что почерки так же заметно отличаются друг от друга, как и индивидуальная природа людей, как отпечатки их пальцев. Вспомним, как мы легко узнаем некоторые почерки: когда видим визу начальника на входящем документе или же когда получаем письмо от друга. По одной росписи или нескольким словам мы уже безошибочно определяем автора.

Конечно, возникает соблазн по почерку узнать и всю внутреннюю природу человека…

Cразу необходимо оговориться, что:

  • во-первых, графология позволяет получить вероятностные выводы, а не стопроцентные утверждения;
  • во-вторых, анализ почерка обеспечивает общую оценку психического склада человека, а не точные характеристики его отдельных свойств;
  • в-третьих, считается, что графолог должен иметь хотя бы одну страницу текста и, еще лучше, если есть возможность изучить несколько текстов, написанных в различных ситуациях и в разное время.

Итак, для чего нужен анализ почерка? Наиболее часто кадровому работнику требуется по почерку определить основные черты характера и темперамента, а также способности и особенности психических состояний работника. Это позволяет более точно оценить его соответствие должности или роду деятельности. Иногда знания графологии помогают в профессиональном самоопределении личности, выборе профессии или ее смене. А вот анализ почерка вышестоящего руководителя дает возможность определить его психологические особенности и правильно выстроить взаимоотношения с ним. Наконец, если вы внимательно проанализируете свой стиль письма и конструктивно оцените свой психический склад, это наверняка поможет вам более продуктивно налаживать межличностные отношения с ближайшим окружением.

Важно помнить, что ни один признак в почерке не следует рассматривать как абсолютную догму. Ее необходимо сопоставлять с другими признаками, чтобы обнаружить подтверждение той или иной черты характера или наличие признаков противоречивости личности.

Итак, перейдем к оценке личности по элементам почерка.

Общая характеристика почерка

Ровный почерк говорит о силе воли, хладнокровии и спокойствии.

У эмоционально неустойчивых субъектов или лиц, злоупотребляющих алкоголем, наблюдается дрожащий почерк.

Маниакальные больные пишут размашисто, причем величина букв возрастает по мере письма.

У психически ненормальных больных письменная речь, так же как и устная, отрывочна и бессвязна. У них наблюдаются особые обороты, обилие уменьшительных слов, многословие, отсутствие или своеобразная расстановка знаков препинания.

У интровертов компактный и аккуратный почерк, а экстраверты пишут большими, размашистыми буквами.

Замечено, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно и в жизни ведет себя неодинаково.

Наклон

Около 20-30 градусов вправо. Это наиболее часто встречающийся наклон почерка. Такого человека можно охарактеризовать как открыто выражающего чувства. В то же время его нельзя назвать импульсивной личностью. Для него все же свойственно умение контролировать свои эмоции в напряженных ситуациях. Такой человек обычно имеет хорошо развитые потребности в общении и одиночество его обычно тяготит.

Около 50-60 градусов вправо. Сильный наклон вправо свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Такой человек более вероятно будет стремиться выставить свои чувства напоказ, чем подавлять их внутри себя. Человек с таким почерком более восприимчив к новым идеям и начинаниям и отличается большой жизненной энергией.

В то же время у таких людей более развиты собственнические настроения, они более любят лесть и восхищение их натурой.

Незначительный наклон влево. О таком человеке с большой долей вероятности можно утверждать, что для него характерно преобладание контроля разума над эмоциями. Этот человек более скрытен и старается рационально оценивать свои поступки.

Значительный наклон влево. Такой почерк часто свойственен для левшей. Здесь имеет место больший контроль за своими эмоциями. Скрытность, характерная для этого человека, может сочетаться с большой чувственностью, которая может быть открыта только самым близким людям. В стрессовых ситуациях такой человек может неожиданно для окружающих взорваться бурей эмоциональных проявлений.

Если почерк вертикальный, то это значит, что для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Если при анализе почерка вы обнаружили периодические или бессистемные изменения наклона почерка, то это может свидетельствовать о низкой психологической устойчивости человека, о резкой смене его настроения. Вероятно непостоянство и придирчивость к мелочам.

Иногда периодическая смена наклона почерка может свидетельствовать о некоторой нерешительности данного человека.

Почерк без наклона букв свидетельствует о том, что у человека имеются принципиальные соображения, которые в корне отличаются от мнения окружающих.
Наклон букв вправо говорит об исполнительности, влево — о негативизме, склонности к сопротивлению.

Нажим письма

В современных условиях, когда появилось огромное разнообразие пишущих средств (авторучки (чернильные, шариковые, капельные, гелевые), карандаши, фломастеры и т.д.), бывает сложно провести диагностику нажима анализируемого письма. В то же время, если такая возможность все же есть, ее нельзя упускать. О чем же может сказать нажим почерка?

Сильный нажим с высокой вероятностью говорит об энергичности, настойчивости и неплохой работоспособности, стремлении всегда занимать чем-то себя, в том числе физическими занятиями.

Это преимущественно общительный человек, он любит работу, связанную с человеческими контактами. Он стремится удовлетворить материальную сторону своей жизни. Неудачи же старается преодолеть, но не «зацикливается» на них.

Легкий, поверхностный нажим. Человек с таким почерком является тонкой и чувствительной натурой.

Это в большей степени интроверт (человек, сконцентрированный на явлениях внутреннего мира). Критический ум и высокий самоконтроль позволяют ему справляться с задачами большой важности. Однако это требует от него удвоенной энергии и напряжения.

Средний нажим. Такой почерк встречается наиболее часто, и его обычно имеют амбиверты (люди, которые направлены на познание внешнего мира, но одновременно придающие большую значимость внутренним, личностным ценностям). Их легче понять и они более предсказуемы.

Сочетание нажима с другими характеристиками почерка

Легкий нажим с ровными буквами свидетельствует также о логическом уме и рациональном мышлении, высоком развитии моральных качеств, обязательности и дисциплинированности человека.

Легкий нажим и большие закругленные буквы свидетельствуют о некотором слабоволии человека, его неагрессивности, альтруизме и склонности к сотрудничеству.

Сильный нажим при написании заглавных букв или аббревиатуры в тексте может говорить об энергичности человека, его творческих или руководящих способностях.

Горизонтальность расположения строк

Строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение. Это уравновешенный человек, который не расстраивается от мелких неприятностей, будь-то на работе или в быту. Он тщательно обдумывает свои поступки и контролирует проявления своих эмоций.

Строка уходит вверх. Считается, что это свидетельство оптимизма. В карьерном отношении такой человек является целеустремленным. Адаптивность выше средней, как к физической, так и социальной среде. Когда строка сильно убегает вверх, то это может свидетельствовать о неоправданном оптимизме и нереальности притязаний.

Строка уходит вниз. Человек скептического плана. Возможно, для него просто характерна реальная оценка происходящих событий.

Строка неровная, уходящая то вверх, то вниз. Это человек с переменчивым настроением, с низкой адаптивностью, который не в полной мере может справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и устойчивого внимания.

Округлость букв

Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка расположен к сотрудничеству. Он не склонен проявлять настойчивость в утверждении своих планов и позиций. Он более открыт для понимания.

В то же время такие люди хуже справляются с деятельностью, которая требует агрессивных проявлений и настойчивости.

Угловатые буквы текста являются признаками того, что их автор предрасположен к состязательности и соперничеству. Такие люди более активны, независимы, обладают критичным умом и амбициозными притязаниями.

Расстояние между словами и строками

Чаще всего, плотное расположение слов свидетельствует о бережливости человека.
С увеличением расстояния между словами усиливается тенденция к расточительству.

Величина оставляемых полей

Считается, что размер полей в рукописном тексте является дополнительным показателем, позволяющим определить степень расточительности человека.
Широкие поля со всех сторон листа говорят о хорошем вкусе и инстинктивной тяге к изысканным вещам.

Если поля рационально окружают текст, то это свидетельство в пользу рассудительности.
Ровные узкие поля слева и справа могут говорить о том, что человек склонен к проявлению бережливости и разумной расчетливости.

Если же весь лист занят текстом, а полей нет или почти нет, то это показатель стремления человека выжать максимум из имеющихся возможностей.

Графологи видят скрытый смысл также в топографии текста. Например, хорошие исполнители четко организуют текст и очень редко переносят слова. Такие люди вряд ли проявят творческий подход к работе, зато никогда не отступят от инструкций и предписаний.

Почерк может выдать слабости человека, например пристрастие к алкоголю и психические заболевания.

Люди с отклонениями от нормы, как правило, пишут «скачущими буквами» разных размеров. Их почерк трудно читаем и зачастую изобилует завитками.


 

Величина букв

Мелкие буквы. Такие буквы свидетельствуют о способности человека к концентрации по какому-то одному направлению в делах, мыслях, привязанностях. Это сдержанный, неагрессивный человек.

Если в мелком почерке заглавные буквы непропорционально велики по сравнению с прописными, это говорит о личной гордости и храбрости человека, то есть что у человека появились некоторые черты характера, непохожие на его обычную натуру.
Если же в таком почерке заглавные буквы слишком малы (относительно прописных), то человек не обладает достаточным мужеством, уверенностью, часто можно говорить о чрезмерной скромности, которая превращается в недостаток.

«Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения говорит, что перед нами человек исключительно скрытный, любящий проводить время в одиночестве.

Крупные буквы. Для такого человека характерна экспансивность, в некоторых случаях агрессивность. Обычно такой почерк свидетельствует об отвращении к подчиненной роли (как в личной, так и в деловой жизни), показывает, что человек любит настаивать на своем. Этот человек стремится к общительности, поэтому ему подходит работа, которая связана с межличностными контактами.

Если заглавные буквы при крупном почерке изящные, не похожие на другие, это означает, что личность способна повелевать и привлекать к себе других людей. Такие люди склонны к романтике.

Буквы среднего размера. Буквы среднего размера характерны для многих почерков, поэтому средний размер букв не может служить самостоятельным показателем для графолога, и его надо сопоставлять с другими признаками.

Слишком большие заглавные буквы указывают на лидерские задатки личности.

Использование печатных букв вместо письменных

Это означает движение к новым взглядам.

Если человек меняет стиль почерка, начинает писать печатными буквами, он находится в состоянии перехода от традиционных к современным идеям.

Наличие петель

«Петли» имеются в буквах «в», «д», «з», «у», «ц», «щ».

Нижние петли устранены. У такого человека независимое мышление, он предпочитает искать для всего простое объяснение, не терпит фальши, ценит людей за их достижения. Такой человек проявляет изобретательность в новом деле и умеет приспособиться к изменившейся ситуации.

Нижняя узкая петля. Это признак осторожного мышления, устремления к духовным целям. Признак любви к семейному очагу, желания держаться своего узкого круга родных.

Нижняя длинная широкая петля. Устремления, направленные на удовлетворение материальных потребностей и эмоций. Человек любит, чтобы его замечали.
Непропорционально большая нижняя петля. Не любит быть привязанным к делу. Чем длиннее и шире петля, тем общительнее человек, тем больше он стремиться к разнообразию и удовольствию.

Непропорционально маленькая верхняя и нижняя петля. Человек не решается вступить на путь независимости, при необходимости может ограничиться самым малым.

Разрывы между буквами

Между буквами почти в каждом слове есть разрывы. Такой человек склонен полагаться на интуицию; у него хорошо развито «чутье». Этот признак необходимо соотнести с другими.

Буквы соединяются без отрыва ручки в процессе написания слов. Признак логического ума. Такой человек ничего не принимает на веру и старается избегать неожиданностей.

Размер букв на протяжении письма

Слово начинается с больших букв, которые превращаются в маленькие. Такое уменьшение букв встречается у людей, которые занимают положение, требующее особого внимания к соблюдению такта и хранению тайн.

Слово начинается с маленьких букв, которые превращаются в большие (или конец слова превращается в прямую или волнистую линию). Так пишут люди, не умеющие хранить секреты.

«Открытые» (как бы незаконченные) буквы «а», «в», «д», «о», «ф», «я». Чем более открыты буквы, тем более общителен человек. «Закрытые» буквы свидетельствуют о сдержанности человека.

Подпись человека

Подпись — это зеркало души человека или иллюзия для окружающих?
Часто говорят, что в подписи кристаллизуются все сильные или слабые стороны человеческой натуры. Правда ли это?

Конечно, в значительной степени тот образ, который человек создает для окружающих, выражается в его подписи.

Для анализа лучше использовать подпись, проставленную на неразлинованной бумаге.
За годы жизни у человека вырабатывается, как правило, несколько подписей: одна из них — его естественная подпись, которая используется при частной переписке, вторая — для визирования деловых бумаг.

В том случае, когда человек использует только один тип подписи, можно говорить о природной естественности его поведения.

Наклон в подписи, отличающийся от наклона в остальном тексте, свидетельствует о различиях между внутренним миром человека и его внешним обликом.

Подпись, сделанная с наклоном назад, означает, что интеллект контролирует эмоции.
Если человек пишет с наклоном назад, а подпись с наклоном вправо, человеку свойственна рассудительность, голова всецело управляет его сердцем, однако он дружелюбен и чувствителен.

Если в мелком почерке с простыми буквами мы имеем подпись с крупными буквами, то человек пытается изображать наличие широкой натуры, которой он на самом деле не обладает.

При слишком вычурных буквах в подписи можно говорить, что человек стремиться создать обманчивое впечатление о себе как о гордеце.

Наличие точки за подписью — признак упрямства, иногда — повышенной настороженности. Если точка жирная, то она может быть знаком вызова. Также о вызове свидетельствует тяжелая черта под подписью.

Длинная прямая черта под подписью также имеет значение при анализе. Черта, сделанная с легким нажимом свидетельствует о собственническом, напористом характере, о том, что стремления связаны с идеальными целями. Сильный нажим говорит нам о стремлениях к материальным целям и признанию.

Если вам встретились две вертикальные черточки, проведенные на черте под подписью в центре прочерка, они могут быть признаком хорошего делового чутья.

Изящная линия является показателем романтизма, такой человек любит утонченную жизнь, легко поддается лести.

Чем больше угловатости в прочерке, тем больше проявляется решительность, сила характера, амбициозность человека.

Прочерк, который является продолжением последней буквы, часто говорит об упорстве человека, его умении постоять за себя.

«Зажатая», малопонятная подпись говорит о том, что человек не лидер.

Подпись, постепенно поднимающаяся вверх, свидетельствует, что человек оптимист и обладает энергичным характером. У неуверенных в себе людей она опускается вниз. Горизонтальная подпись характерна для людей уравновешенных.

Подпись, которая начинается с буквы имени, ставят люди вдумчивые и ответственные. Завитушки говорят о властолюбии и эгоцентризме человека.

Уважаемые коллеги!

Искренне надеемся, что данный материал поможет Вам в работе. И Вам станет немного проще определять, насколько человек инициативен, аккуратен, амбициозен, исполнителен, организован и т.д., оценив анкету, заполненную им от руки.

Как мы не раз убеждались на собственном опыте, почерк помогает выявить реальные характеристики человека, порой опровергая первое впечатление при знакомстве.

Однажды в агентство пришел представительный мужчина, который претендовал на позицию финансового директора. Он вел себя вполне адекватно. Но вот почерк!..
Во время профессионального тестирования соискатель неожиданно «дал сбой» и предложил рекрутеру вместо ответов на вопросы спеть романс.

Удачи Вам!

Светлана Костромина
Кадровое агентство Казани «Бизнес и Карьера»
В статье использованы материалы книги Дороти Сары «Тайны почерка»

тестирование

Рекомендуем к просмотру

Графология: наука или искусство? — Психологос

Автор: Инесса Гольдберг, графолог, судебный эксперт-графолог, руководитель Института Графоанализа Инессы Гольдберг, действительный член Научного Графологического Общества Израиля

«Всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчиваются и отражаются в движении»

И.М. Сеченов

Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы как науки, так и искусства.

Графология системна, основана на исследованиях эмпирически наблюдаемых закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды и исследования.

С точки зрения используемого понятийного аппарата, графология предполагает знание ряда психологических дисциплин – от теории личности до психопатологии. Более того, она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них.

Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать дедуктивные теоретические построения на практике. Этим она выгодно отличается от тех направлений психодиагностики, где экспериментальное подтверждение предлагаемых классификаций личности затруднено.

При этом важно отметить, что графология, как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины, не является точной наукой в математическом смысле слова. Несмотря на теоретическую базу, системность закономерностей, таблицы и т. д., — качественный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точной интерпретации вариантов, сочетаний и нюансов графических признаков.

Одного дедуктивного подхода недостаточно; требуется способность синтезировать из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности. Поэтому процесс обучения графолога предполагает длительную практику, задачи которой, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять графические признаки между собой.

Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства. В частности, необходима немалая доля профессиональной интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного специфического значения, а имеет широкий диапазон интерпретаций (в зависимости от сочетаний друг с другом, формирования в «синдромы», от степени выраженности и т.д.), то необходим синтезный подход. «Чистая математика» ошибется, т.к. совокупность признаков может равняться большему или иному, чем просто их сумма.

Интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина — тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии – невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который, как правило, имеет несколько различных позитивных и негативных значений.

Никакой, даже профессиональный материал – сам по себе не гарантирует его обладателю успешных анализов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, сопоставлять, комбинировать имеемую информацию.

В связи с указанными особенностями, графологический анализ плохо поддается компьютеризации, подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения.

В своей работе графологи используют вспомогательные графологические таблицы.

Эти таблицы удобны и важны, поскольку систематизируют огромный объем информации. Отметим, что они будут эффективны только в руках специалиста, да и большинство нюансов будут просто непонятны постороннему читателю.

Таблицы имеют разные задачи. Одни – содержат алгоритмы распознавания графических признаков как таковых, а также помогают сориентироваться в их выраженности. Другие – посвящены исключительно психологическим интерпретациям конкретных признаков («симптомов»). Третьи – позволяют ориентироваться в гомогенных и гетерогенных «синдромах», т.е. характерных комплексах параметров, определений и значений. Есть также графологические таблицы признаков различных психотипов, относящихся к различным типологиям личности.

В процессе графологического анализа учитывается:

  • Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта (прописей), законы формирования почерка и приобретения черт личной индивидуальности, этапы этого процесса.
  • Наличие или отсутствие предварительных условий, соответствие инструкциям и правилам подачи почерка на анализ
  • Исходные данные касательно пишущей руки, наличия очков, данные относительно пола, возраста, состояния здоровья (сильных лекарств, инвалидности, дисграфии, дислексии и т.д.)

На первый взгляд, можно удивиться тому, что нужно указать пол и возраст, ведь казалось бы, уж это-то элементарные вещи для графологии. Это так и…. не так.

Дело в том, что у почерка, т.е. личности, есть «свои» пол и возраст, которые запросто могут не соответствовать биологическим, как в одну, так и в другую сторону. Почерк может быть «мужским» или «женским», но он говорит о личности, о чертах характера, а не о фактической половой принадлежности человека. Аналогично и с возрастом – субъективным, психологическим, и объективным, хронологическим. Зная физиологический пол или возраст, при обнаружении личностных отклонений от формальных данных, можно делать важные выводы.

Почерк, имеющий «старческие» признаки депрессии и апатии может принадлежать двадцатипятилетнему человеку, а признаки жизнелюбия и энергичности – семидесятилетнему. Почерк, говорящий о сентиментальности, романтичности, впечатлительности и утонченности – вопреки гендерным стереотипам, может принадлежать мужчине. Предположив, что эти качества свидетельствуют о женском поле, мы ошибемся.

Графологический анализ отличается от почерковедения. Имея общий объект исследования, почерковедение не изучает почерк с точки зрения психодиагностики, не требует знаний психологии, а занимается преимущественно сличением и идентификацией графических признаков для определения наличия или отсутствия факта подделки подписи и почерка.

Графологический анализ, несомненно, является не только анализом, но и настоящим творческим процессом, способность к которому графологу необходима.

Кто такой графолог? (с картинками)

`;

Графолог — это тот, кто изучает почерк и обычно применяет свои знания для анализа конкретных документов. В некоторых случаях графолог также является психологом, потому что считается, что почерк дает представление о личности, психическом состоянии и здоровье нервной системы. Для графолога существует ряд потенциальных профессий, от помощи экспертам-криминалистам до помощи компаниям в их процедурах найма, а обучение варьируется от коротких стажировок до лет профессионального обучения. Искусство графологии практикуется тысячи лет; некоторые древние греки, например, хвастались, что могут многое узнать друг о друге, изучая свой почерк.

Почерк можно использовать для изучения нескольких аспектов личности. При использовании для просмотра сомнительных документов графолог будет смотреть на то, как человек пишет в нескольких образцах, определяя отличительные черты, которые могут показать, является ли документ поддельным. В некотором смысле почерк похож на отпечаток большого пальца; подделать очень сложно, и нет двух одинаковых писателей. Врачи также могут использовать его для оценки общего состояния здоровья пациента. Поскольку руки контролируются центральной нервной системой, изменения в стиле письма могут выявить проблемы с нервной системой, такие как временная недееспособность в результате алкогольного опьянения или ранние стадии болезни Паркинсона и других серьезных заболеваний нервной системы.

Однако графолог обычно смотрит на почерк, чтобы собрать информацию о личности автора. Графологи считают, что письмо может выявить определенные подсознательные черты личности, потому что эго часто подавляется, когда люди пишут. Кроме того, определенные черты, как правило, сопровождаются определенными причудами почерка, и хороший графолог может определить потенциальные психологические проблемы или просто получить представление о том, как работает чей-то бессознательный мозг. Считается, что анализируя почерк, графолог может предсказать совместимость с другими людьми или работой, выявить области напряженности в чьей-то жизни и увидеть, какие эмоции испытывал человек, когда писал.

В большинстве регионов мира не существует формального юридического определения графолога. Большинство графологов учатся, обучаясь вместе с другими, хотя некоторые предпочитают заниматься графологией после того, как они уже закончили медицинскую школу, обычно в качестве психолога. Многие программы судебно-медицинского образования также предлагают уроки графологии, и могут потребоваться годы, чтобы стать квалифицированным и точным графологом. Людям, которые интересуются графологией, вероятно, следует начать с углубленного изучения психологии, чтобы у них была прочная основа для работы при рассмотрении почерка.

Мэри МакМахон

С тех пор как несколько лет назад Мэри начала работать над сайтом, она приняла захватывающая задача быть исследователем и писателем LanguageHumanities. Мэри имеет степень по гуманитарным наукам в Годдард-колледже и проводит свободное время за чтением, приготовлением пищи и прогулками на свежем воздухе.

Мэри МакМахон

С тех пор как несколько лет назад Мэри начала работать над сайтом, она приняла захватывающая задача быть исследователем и писателем LanguageHumanities. Мэри имеет степень по гуманитарным наукам в Годдард-колледже и проводит свободное время за чтением, приготовлением пищи и прогулками на свежем воздухе.

Что такое графология? — Британский институт графологов

Нас всех учили писать по-особому, когда мы были детьми в школе, но очевидно, что никто не продолжает писать именно так, как его учили, и почерк у всех выглядит по-разному. Фактически, как только кто-то может писать, он или она постепенно меняет форму и размер букв в соответствии с индивидуальными предпочтениями и предпочтениями.

Почему это?

Причина в том, что наши личности влияют на то, как развивается наш почерк после того, как нас научили писать. Это потому, что почерк — это модель нашей психологии, выраженная в символах на странице, и эти символы так же уникальны, как и наша собственная ДНК.

Когда вы достаточно хорошо узнаете почерк человека, вы узнаете, чей это почерк, как если бы это была известная картина или фотография. Графология исходит из того, что почерк каждого человека имеет свой характер, и это всецело обусловлено своеобразием личности пишущего.

Так что именно отклонения писателя от заученной прописи позволяют экспертам-графологам с наибольшей точностью оценить характер и способности писателя.

На самом деле графологам исключительно повезло в том, что они видят перед собой в черно-белом образце в символической форме всего психологического портрета писателя. Напротив, психоаналитики и психотерапевты во всем мире должны формулировать свои собственные мнения исключительно на основе того, что сообщает им в течение определенного периода времени рассматриваемый клиент.

Какова цель графологии?

Его цель — дать реалистичный взгляд на проблемы, с которыми люди из всех слоев общества сталкиваются каждый день в своей жизни.

Какие преимущества?

Почерк является универсальным навыком, не допускающим дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи или вероисповедания. Графология дает непредвзятое представление об уникальной личности и поведении человека, даже без их присутствия.

Как работает графология?

Графология представляет собой смесь искусства и науки . Это наука  потому что она измеряет структуру и движение письменных форм — наклоны, углы и расстояние точно рассчитаны, и давление наблюдается в увеличении и с точностью. И это искусство , потому что графолог должен постоянно держать в уме общий контекст, в котором происходит письмо: «гештальт» письма в целом.

Письмо состоит из трех вещей — движения, интервала и формы . Графолог изучает эти вариации по мере того, как они встречаются в каждом из этих аспектов письма, и придает им психологическую интерпретацию. Опытные графологи могут достичь очень высокой степени точности.

Использование графологии

Как вы думаете, вы хорошо разбираетесь в характерах? Вы всегда были правы? Или вы иногда обнаруживали, что ваши первые впечатления были неверными?

Правда в том, что внешность обманчива, но почерк никогда не лжет. Почерк показывает, как писатель думает, чувствует и ведет себя, и делает это прямо и непосредственно. Он показывает мотивы, лежащие в основе действий, и обрисовывает в общих чертах склонность писателя вести себя не так, как можно было бы ожидать.

Графология исследует не только поведение, но и подсознание или  почему  , которые стоят за действиями, предоставляя информацию, которую нельзя было бы установить никаким другим способом или в такое быстрое время. Это делает графологию очень мощным инструментом. Таким образом, анализ почерка очень эффективен в самых разных практических ситуациях.

Может использоваться для оценки личности в любой области человеческой деятельности, где люди взаимодействуют. Это идеально, например, в следующих областях:

  • Рекрутинг , где это неоценимая помощь, потому что опытный графолог может выбрать лучших кандидатов и дать совет по их пригодности.
  • Выбор управления в торговле и промышленности, где он используется в сочетании с психометрическим тестированием.
  • Корпоративное обучение , где можно выделить сильные стороны персонала и выявить слабые стороны, потенциал и мотивацию.
  • Проверка безопасности и оценка честности и добросовестности.
  • Профориентация для тех, кто ищет работу или смену направления деятельности.
  • Совместимость оценки для деловых и личных отношений.
  • Профилирование личности для лиц, стремящихся к самопознанию для саморазвития.
  • Помощь детям и семьям для решения деликатных вопросов.
  • Историческое профилирование для генеалогов и биографов, которые хотят больше узнать об умерших людях.
  • Экспертиза документов и криминалистическая экспертиза для оценки подделок и проблем с ядовитыми ручками. (Примечание: репетиторы B.I.G. не преподают эту специализацию.)

Графология как профессиональный навык

Для желающих стать профессиональными графологами Институт предлагает серию экзаменов, ведущих к получению диплома (M.BIG). Большой. не только поощряет передовой опыт и самые высокие стандарты графологии, но также в рамках своего дипломного курса обучает экспертов применять точную графологическую интерпретацию и давать четкий и подробный отчет о своих выводах.

Диплом Британского института графологов признается во всем мире. Список квалифицированных членов, предлагающих обучение в различных форматах, например. классы, частные уроки, заочные курсы и т. д. предоставляются Институтом исключительно в информационных целях. Подробнее см. Образование

История графологии

Графология сегодня

The B.I.G. Дипломный курс

Наш кодекс этики

определение в кембриджском словаре английского языка

Примеры графолога

графолога

Отрывок был выбран консультантом графологом , потому что он содержит много эмоциональных слов.

Из Кембриджского корпуса английского языка