Гротеск орнамент: Ренессанс. Орнамент гротеск. Словарь терминов.

Гротескный орнамент. История — Журнал мисс Сью — LiveJournal

…всего лишь небольшой отрывок из истории гротеска…

Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот).

В русский язык слово пришло из французского grotesque — причудливый; комичный

Интересно, что словари в этимологии термина «гротеск» указывают также, итальянское происхождение: «grottesco — причудливый от слова grotta — грот»

Об истории термина читайте здесь: https://sites.google.com/site/sonkincerdak/iskusstvo/gro/grotesk-i-zolotoj-dom-nerona

stylised heads from the decorative borders of a pair of pages in Clovio’s Farnese Hours.

Значения:

1.Орнамент, в котором фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (животные и растения, химеры, человеческие формы, маски).

Такие орнаменты были обнаружены в эпоху Возрождения при раскопках подземных помещений (гротов — см. историю термина). Странные орнаменты, которые там находились,  изображали сложные фантазии с существами, расположенными симметрично, с невозможной анатомией, стилизованными человеческими головами и листвой… всё это сливалось в одно единое декоративное целое.

2.Другое значение, более общее: Гротеск — вид художественной образности, основанный на комическом, карикатурном, бурлескном и причудливом эффекте. Гротеск воспринимается как значимое искажение известной или признанной нормативной формы.

Гротеск появился  задолго до того, как был придуман его обозначающий термин. Гротеск появился  задолго до того, как был придуман его обозначающий термин. Кентавры, химеры, грифоны греческих мифов, боги Древнего Египта с телами людей и головами животных являют собой суть гротескного тела.

На рубеже шестнадцатого века, некоторые художники начали включать элементы гротескных украшений в собственные произведения. Самый ранний из известных примеров Перуджино потолок Камбио в Перудже (около 1500) и Pinturicchio собор библиотеки потолки в Сиене (1502).


Ornamentation of the Collegio del Cambio in Perugia

Pinturicchio ’s cathedral library ceilings at Siena (1502).

Mary with Jesus. Hopfer, Daniel (ca 1470-1536)

Heinrich Aldegrever

В 1530-х годах ряд итальянских художников был вынужден присоединиться к французскому двору в Фонтенбло , принося с собой вкус к гротескным орнаментом

К середине столетия гротеск зарекомендовал себя во Фландрии, где в 1555 году художник Корнелис Флорис написал 18 листов с человеческими лицами, сложенными из растительных элементов, некоторые сильно стилизованы, другие по-прежнему узнаваемы, как листья и плоды.

Эти изображения имеют черты готического drôlerie (к сожалению, не знаю корректного перевода на русский язык) и классического гротеска.


*пример drôlerie:

Grotesque flutist, French illuminated manuscript illustration, 1408

Приём гротеска стал применяться в разных видах декоративного искусства, таких как: керамика, гобелен, вышивка, мебель, ювелирные изделия и так далее. Позже гротеск нашёл свою ​​нишу в украшениях рукописей, например, в алфавите Joris Hoefnagel в Mira Calligraphiæ Monumenta.

Giovanni Antonio Paganino    1574

Abraham Leüthner (1677)

Ещё более диковинные изображения были у Christoph Jamnitzer в Neuw Grottessken Buch 1610 года, в котором стандартные гротескные «маски» доведены почти до неузнаваемости:


Мода на гротеск продлилась до 17-го века, и, в меньшей степени, в 18-м

Больше картинок в основной статье на Чердаке

Источники:
http://marinni.livejournal.com/tag/%D0%93%D0%A0%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%9A

http://marinni.livejournal.com/526236.html
Очень интересные гротескные подборки!

http://www.spamula.net/blog/2006/06/faces_of_the_grotesque_1.html

http://im-akermariano.blogspot.com/2011/03/grotteschi.html

http://bibliodyssey.blogspot.com/2009/12/sword-hilt-designs.html

http://ec-dejavu. ru/g-2/Grotesque-3.html

http://ec-dejavu.ru/g/Grotesque-2.html

http://ec-dejavu.ru/g/Grotesque.html

http://rosdesign.com/design/grottescoofdesign.htm

http://marinni.livejournal.com/tag/%D0%93%D0%A0%D0%9E%D0%A2%D0%95%D0%A1%D0%9A%D0%9D%D0%AB%D0%99%20%D0%9E%D0%A0%D0%9D%D0%90%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%A2

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%81%D0%BA

http://www.wga.hu/frames-e.html?/bio/p/perugino/biograph.htmlhttp://elmsleyrose.blogspot.ru/2012_01_01_archive.html

Гротеск (орнамент)

Гротеск в изобразительном искусстве (фр. grotesque, итал. grottesco — причудливый, затейливый, от итал. grotta — пещера) — декоративный мотив, разработанный художниками итальянского Возрождения на основе античного орнамента.

Дом Веттиев. Фрагмент росписи триклиния

В древних Помпеях в росписях триклиния женской половины дома Веттиев (середина I в. н. э.) сохранились фризы с причудливыми композициями, сочетающими мелкие фигурки амуров, птиц, мифологических персонажей с элементами растительного орнамента. Похожие росписи встречаются во многих античных домах, частично открытых раскопками в Риме, Неаполе, Сиракузах. Подобные росписи описал в своей знаменитой книге Дж. Вазари: «Гротесками называют разновидность живописи, вольную и потешную, коей древние украшали простенки, где в некоторых местах ничего другого не подходило, кроме парящих в воздухе предметов, и поэтому они там изображают всякие нелепые чудовища, порождённые причудами природы, фантазией и капризами художников, не соблюдающих в этих вещах никаких правил: они вешали на тончайшую нить груз, которого она не может выдержать, приделывали лошади ноги в виде листьев, а человеку журавлиные ноги, и без конца всякие другие забавные затеи, а тот, кто придумывал что-нибудь почуднее, тот и считался достойнейшим».

В 1481 г. живописцы из Тосканы и Умбрии, приглашённые Папой Римским Сикстом IV для украшения Сикстинской капеллы в Ватикане — Д. Гирландайо, Пинтуриккио, Перуджино и Филиппо Липпи — обнаружили на вершине холма Оппия в центре Рима, в помещениях терм Траяна, ранее возведённых на руинах Золотого дома императора Нерона, необычные росписи. Вслед за ними росписи под термами Траяна исследовал Рафаэль Санти, назначенный в 1515 г. Папой Юлием II главным археологом и «Хранителем памятников города Рима». Росписи большей частью располагались на сводах полузасыпанных землёй помещений (ит. grotto), отсюда их последующее название.

Гротески в Лоджиях Рафаэля

В 1508 году Папа Юлий II поручил архитектору Донато Браманте построить галерею типа лоджии, с которой открывался бы вид на Вечный город. Архитектор начал работы, но в 1514 г. скончался и строительство продолжил его племянник и помощник Рафаэль Санти. Своды, стены и пилястры в 1517—1519 гг. расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Удине, Франческо Пенни. В каждой из 13 секций свода Рафаэль написал по 4 сюжетных композиции на темы Ветхого и Нового Заветов. Остальное пространство заполнено орнаментом гротеска на античные темы. Галерея получила название «Лоджии Рафаэля». Рафаэль и его ученики расписывали гротесками многие архитектурные сооружения, например интерьеры виллы Фарнезина и лоджии Виллы Мадама в Риме (1515).

Гротески использовали при производстве шпалер в 1540-х гг. в мастерских Флоренции, они стали излюбленным мотивом росписей ренессансной итальянской майолики. Дж. Вазари расписал гротесками потолки галереи Уффици во Флоренции. Гротески использовали рисовальщики-орнаменталисты и граверы нидерландского и немецкого маньеризма: В. Солис, П. Флётнер, Д. Хопфер, К. Бос, П. ван Фианен. В искусстве французского Ренессанса — Ж.-А. Дюсерсо. В конце XVII в. во Франции при дворе Людовика XIV оригинальный стиль орнаментальных композиций с гротесками разработал выдающийся мастер Жан Берен Старший.

В 1772—1776 годах итальянский архитектор Пьетро Кампорезе копировал росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане. Немецкий живописец Антон Рафаэль Менгс и его ученик Антон Марон создавали графические реконструкции росписей виллы Негрони в Риме, руины которой обнаружили на Эсквилине в 1777 г. В 1772 г. гротески древнеримских терм Тита опубликовал в своей книге «Термы римлян» шотландский архитектор, работавший в то время в Риме, Чарлз Камерон.

В 1778—1787 годах по заказу российской императрицы Екатерины II в Риме художники Я. Хаккерт, Д. и В. Анджелони, У. Петер и другие под руководством Иоганна Фридриха Раффенштайна, немецкого художника-любителя, «корреспондента» императрицы, и австрийского живописца-декоратора Христофора Унтербергера «снимали копии» ватиканских росписей для повторения Лоджий Рафаэля в петербургском Эрмитаже, для чего архитектор Дж. Кваренги возвёл новый корпус рядом со зданием Большого Эрмитажа. Эрмитажные лоджии были торжественно открыты в 1792 году. В 1842—1851 годах, при возведении Нового Эрмитажа, лоджии были сохранены и встроены в новое здание.

В 1784 г. на Императорском фарфоровом заводе в Санкт-Петербурге выпустили «Арабесковый сервиз», отдельные предметы которого были расписаны в «помпеянском стиле» гротесками (этот орнамент в то время именовали «арабеской»). В 1883—1903 гг. в связи с четырёхсотлетием со дня рождения Рафаэля на Императорском фарфоровом заводе создали «Рафаэлевский сервиз» с «фигурами и гротесками».

Жак Андруэ Дю Серсо | Панно с гротескным орнаментом

Jacques Androuet Du Cerceau | Панно с гротескным орнаментом | Метрополитен-музей ×

Обрежьте изображение:

Отсканируйте свой QR-код:

С благодарностью создан с помощью ACNLPatternTool

Детали обложки

Используйте клавиши со стрелками для перемещения по вкладкам ниже и клавишу табуляции для выбора элемента

Заголовок: Панно с гротескным орнаментом

Серия/Портфолио: Livre de Grotesques

Художник: Жак Андруэ Дю Серсо (Франция, Париж, 1510/12–1585, Анси)

Дата: 1566

Середина: Офорт

Размеры: Лист (обрезанный): 6 7/16 × 9 9/16 дюйма (16,3 × 24,3 см)

Классификация: Отпечатки

Кредитная линия: Коллекция Элиши Уиттелси, Фонд Элиши Уиттелси, 1949 г.

Регистрационный номер: 49.95.321

Узнайте больше об этом произведении

Хронология истории искусств

Похожие произведения искусства

  • Жак Андруэ Дю Серсо
  • Чертежи и распечатки
  • Травление
  • Отпечатки
  • Из Европы
  • Из Франции
  • С 1400 по 1600 г. н.э.

Как делают гравюры

Иллюстрированный объяснитель.

Обратная связь

Мы продолжаем исследовать исторический и культурный контекст предметов в коллекции The Met. Если у вас есть комментарии или вопросы об этой записи объекта, пожалуйста, заполните и отправьте эту форму.

Музей с нетерпением ждет ваших комментариев.

Рисунки и гравюры в The Met

Коллекция рисунков и гравюр Метрополитена — одна из самых полных и выдающихся в своем роде в мире — началась с подарка 670 работ от Корнелиуса Вандербильта, попечителя музея, в 1880 году.

Гротескное украшение — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми возможностями нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

( 146 релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts