Гротеск в литературе это определение: Гротеск – что это такое в литературе, определение

Содержание

Определение слова гротеск в литературе. Литературная гостиная «гротеск в произведениях русской литературы»

Слово «гротеск» происходит от французского термина, означающего «комический», «смешной», «затейливый», «причудливый». Это древнейший прием в литературе, который, как и гипербола, основан на преувеличении, заострении качеств людей, а также свойств явлений природы, предметов, фактов жизни общества. Но в гротеске преувеличение носит особый характер: оно фантастическое, в котором полностью выведено изображаемое не только за пределы так называемого жизнеподобного, но и допустимого, вероятного с позиции правдоподобия. при котором возникает гротеск (примеры мы вам еще представим), — это фантастическая деформация существующей реальности.

Возникновение термина

Сам термин появился в 15 веке для обозначения типа художественной образности, весьма необычного. В одном из гротов Древнего Рима во время раскопок был обнаружен интересный и оригинальный орнамент, в котором переплелись фантастически различные человеческие, животные и растительные формы.

Где используется гротеск?

Наряду с гиперболой, используется широко в сказках, легендах и мифах гротеск. Примеры его в этих жанрах весьма многочисленны. Один из самых ярких в сказке — это образ

Писатели, создавая персонажей, основанных на гротеске, используют как художественную условность преувеличение. При этом оно может быть реалистически обосновано (например, в описании Хлестаковым петербургской жизни, которое является результатом страсти этого героя к вранью). В произведениях Лермонтова этот прием используется для романтического изображения событий и героев. В основе его лежит хотя и возможное, но исключительное. Размытыми являются границы между реальным и фантастическим, однако они не исчезают.

Основа гротеска

Невозможное, немыслимое, но необходимое автору для достижения некоторого художественного эффекта составляет основу гротеска. Это, таким образом, фантастическая гипербола, поскольку обычное преувеличение находится ближе к реальности, в то время как гротеск — к кошмарному сну, где будоражащие воображение фантастические видения логическим объяснениям не поддаются, могут стать ужасающей «реальностью» для людей. Связано возникновение образности гротеска со сложнейшими механизмами, которые имеет человеческая психика. В ней взаимодействуют бессознательное и сознательное. Основанные на преувеличении образы, которые столь впечатляют нас в произведениях, созданных отечественными писателями, недаром возникают часто именно в сновидениях персонажей. Здесь очень часто используется гротеск. Примеры из литературы можно привести следующие: это сны Татьяны Лариной и Раскольникова.

Фантастические элементы снов Лариной и Раскольникова

Сновидение Татьяны Лариной (произведение «Евгений Онегин», пятая глава) наполнено образами чудовищ, являющимися гротескными. С ужасом замечает эта героиня в убогом шалаше фантастическую пляску, в изображении которой используется гротеск. Примеры: «череп на гусиной шее», «рак верхом на пауке», «вприсядку пляшет» мельница.

Во также являющемся фантастическим, создан образ хохочущей старухи, который тоже можно отнести к гротескному. Психологическим эквивалентом истины являются бредовые видения героя: схватка его со злом, которая воплощена была в образе «зловредной старушонки», в итоге оказалась всего лишь нелепой борьбой, подобно той, что осуществлял с Дон-Кихот. Лишь дико хохочет зло над Раскольниковым. Чем он жаждет неистовее убить его, тем прирастает все больше к нему сам.

Соединение с реалистичными образами, ситуациями, событиями

Созданные различными авторами на основе гротеска кажутся нам абсолютно абсурдными, неправдоподобными с позиции здравого смысла. Эмоционально-экспрессивный, поразительный их эффект усиливается зачастую еще и тем, что такая образность взаимодействует с реалистическими, вполне обычными, правдоподобными событиями, ситуациями.

Реалистические элементы в снах Лариной и Раскольникова

Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических). Например, в кошмарном сне, приснившемся Татьяне, персонажами оказываются, наряду со страшными чудищами, легко узнаваемые Ленский и Онегин.

В сновидении героя Раскольникова мотивировка гротескного образа и ситуации из эпизода, в котором изображается хохочущая старуха, является вполне реальной. Это всего лишь сон-воспоминание главного персонажа о совершенном им убийстве. Ничего фантастического нет в топоре и самом преступнике.

Использование гротеска писателями-сатириками

Широко используется сочетание заурядных общественных и житейских ситуаций с гротескной образностью различными писателями-сатириками. Так, образы градоначальников города Глупова, у одного из которых «органчик» вместо мозгов, а у другого на плечах фаршированная голова, были созданы в «Истории одного города» М. Е. Салтыковым-Щедриным.

История эта наполнена еще и некоторыми гротескными, невероятными ситуациями (войны против тех, кто отказался использовать горчицу; «войны за просвещение» и т. п.). Все они доведены автором до абсурда, однако изображают для России вполне обычные конфликты и противоречия между народом и самодурной властью.

Мы рассказали вкратце о том, Примеры из художественной литературы можно привести и другие. Они довольно многочисленны. Таким образом, очень популярное явление — гротеск. Примеры в русском языке можно дополнить произведениями зарубежных авторов, так как и в их творчестве этот используется весьма активно.

, Ф. Рабле , Л. Стерна , Э. Т. А. Гофмана , Н. В. Гоголя , М. Твена , Ф. Кафки , М. А. Булгакова , М. Е. Салтыкова-Щедрина).

«Мать природа» в окружении гротесков на фреске в Villa d’Este.

Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами , а не горгульями.

Этимология

Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый , относящийся к гроту или находящийся в гроте , от grotte грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому

crypta скрытый , подземный , подземелье . Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке . Эти «пещеры» , на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона , незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.

В архитектуре

См. также

  • Риголетто , Джузеппе Верди , опера в трёх актах.

Примечания

Музыка

Grotesque — одна из песен вымышленной дэт-метал группы Detroit Metal City .

Литература

  • Sheinberg Esti Ирония , сатира , пародия и гротеск в музыке Шостаковича (Irony, satire, parody and the grotesque in the music of Shostakovich (in English)).. — UK: Ashgate. — P. 378. — ISBN ISBN 0-7546-0226-5
  • Kayser, Wolfgang (1957) The grotesque in Art and Literature, New York, Columbia University Press
  • Lee Byron Jennings (1963) The ludicrous demon: aspects of the grotesque in German post-Romantic prose, Berkeley, University of California Press
  • Bakhtin Mikhail Rabelais and his world. — Bloomington

образ встречается в песни группы Климбатика: Indiana University Press, 1941.

  • Selected bibliography by Philip Thomson, The Grotesque , Methuen Critical Idiom Series, 1972.
  • Dacos, N. La découverte de la Domus Aurea et la formation des grotesques à la Renaissance (London) 1969.
  • Kort Pamela Comic Grotesque: Wit And Mockery In German Art, 1870-1940 . — PRESTEL. — P. 208. — ISBN ISBN 9783791331959
  • FS Connelly «Modern art and the grotesque» 2003 assets.cambridge.org
  • Video tour of the most vivid examples of medieval Parisian stone carving — the grotesques of Notre Dame

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое «Гротеск» в других словарях:

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА. Термин Г. заимствован из живописи. Так называлась древняя стенная роспись, которая была найдена в «гротах» (grotte) подвалах Тита. Рафаэль использовал ее как образец для украшения лож Ватикана, а его ученики для росписи… … Литературная энциклопедия

    гротеск — а, м. grotesque, нем. Grotesk <ит. grotesca. 1. иск. Изображение, отличающееся причудливым, фантастическим сочетанием мотивов и деталей. Сл. 18. Картина, живописная вещь из многих красок и худых фигур. ЛВ 1 2 63. Украшение комнат составляют… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    — (франц. grotesque, от итал. grotta пещера). 1) первоначально означало стенную живопись римлян, состоявшую в фантастическом сочетании людей, животных, растений, зданий и т. п.; подобную живопись находили в засыпанных зданиях древности, под сводами … Словарь иностранных слов русского языка

    Гротеск — ГРОТЕСК (итальянск. grottesca) в основном своем смысле обозначает арабески наподобие тех, которые были найдены в древних погребенных под землей строениях. Обычно слово это служит для обозначения смешного, странного или исключительного явления … Словарь литературных терминов

    — (франц. grotesque, итал. grottesco причудливый, от grotta грот), 1) вид орнамента, включающего в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски,… … Художественная энциклопедия

    Шарж, карикатура, пародия Словарь русских синонимов. гротеск см. карикатура Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    — (франц. grotesque букв. причудливый; комичный), 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).2) Вид художественной образности, обобщающий и… …

    ГРОТЕСК, гротеска, муж. (итал. grottesco). 1. Произведение искусства, исполненное в причудливо фантастическом, уродливо комическом стиле (иск.; первонач. Название стенной живописи в римских гротах). 2. в знач. неизм. прил. То же, что гротескный… … Толковый словарь Ушакова

    — (французское grotesque, буквально причудливый; комичный), 1) орнамент, в котором причудливо, фантастически сочетаются декоративные и изобразительные мотивы (растения, животные, человеческие формы, маски).

    2) Вид художественной образности,… … Современная энциклопедия

    Устаревшее название шрифтов некоторых гарнитур (древней, плакатной, рубленой и др.), характеризующихся отсутствием засечек на концах штрихов и почти одинаковой толщиной элементов букв … Большой Энциклопедический словарь

Термин «гротеск» пришел в русский язык из Франции. Что значит это слово, можно посмотреть в словаре, оно обозначает «причудливый», «комический» или «смешной». Этим литературным приемом пользовались древние писатели и поэты. По своим характеристикам гротеск похож на гиперболу. Для него также характерны преувеличения, заострение человеческих качеств и силы природных явлений, предметов, ситуаций из жизни людей.

В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин, но вместе с этим могут быть вполне допустимыми.

Непременным условием является фантастическое преобразование существующей реальности. Чаще всего такие метаморфозы происходящего наблюдаются в поэтических и прозаических произведениях, кинопроизводстве, скульптуре и живописи.

Это интересно! Данный термин возник в 15 веке. В те времена значение слова гротеск было несколько иное — это было нечто необычное, фантасмагорические разновидности художественной образности.

При раскопках древнегреческих гротов археологи обнаружили оригинальные орнаменты, состоящие из фантастических форм животного, растительного и человеческого происхождения.

Французский термин grotesque обобщает художественные образности, описывающие причудливые сочетания несочетаемого, фантастического и реального, карикатурного и правдоподобного, алогического и гиперболического. Гротеск также могут применять для окраски художественного мышления.

Известными почитателями гротескной культуры являлись мастера слова:

  • Аристофан,
  • Рабле,
  • Стерн,
  • Гофман,
  • Гоголь,
  • Марк Твен,
  • Салтыков-Щедрин.

Википедия говорит, что гротеск используется для характеристики искаженных форм, к примеру, карнавальные маски, соборные горгульи. Также под это определение подпадают специфические виды орнамента, сочетающие декоративные и изобразительные элементы.

Прием в литературе

Как и гипербола, гротеск в литературе используется часто, встречается в мифах, сказках и легендах. В таких жанрах примеров можно найти огромное количество. Самым ярким гротескным образом нашего детства является Кощей Бессмертный, или Змей Горыныч, Баба Яга.

Писатели, придумывая персонажей на основе гротеска, использовали художественное преувеличение. Но вместе с этим такие свойства могут оказаться реалистическими, основанными на жизненных фактах.

В своих произведениях использует гротеск для романтической окраски событий и действующих лиц. Их характеристика находится на грани между возможным и исключительным. В ходе создания причудливых образов размываются, но не исчезают, границы между фантастическим и реальным.

Создание

В основу художественного приема входит немыслимые аспекты, которые так нужны автору для достижения задуманного эффекта. Другими словами, это фантастическая гипербола, потому что праздное преувеличение имеет реальные черты. Гротеск же походит более на кошмарный сон, в котором ужасающие фантастические видения не имеют никакого логического объяснения, и в некоторых случаях становятся страшной «реальностью» для человека.

Это интересно! Возникновение гротеска связано со свойством человеческой психики создавать сложнейшие механизмы мышления и воображения.

Образы, созданные с преувеличением, чрезмерно впечатляют читателей, поэтому нередко являются в сновидениях персонажей отечественных писателей. В таких моментах часто применяется гротеск. Наиболее ярким примером причудливых сновидений считаются сны Раскольникова и Татьяны Лариной.

Полезное видео: гротеск — вопрос из ЕГЭ

Сны литературных персонажей

Знаменитое произведение Александра Пушкина , знакомое всем со школьной скамьи, также содержит фантастические элементы — образы чудовищ, которые являются Татьяне Лариной во сне. Здесь задействован гротеск. Чего стоят череп, подвешенный на гусиной шее, или танцующая вприсядку мельница. Будоражащее зрелище героиня наблюдает в убогом шалаше, где пляшут фантасмагорические субъекты.

Сны Раскольникова в романе «Преступление и наказание» также включают гротескный образ. Герой страдает бредовыми видениями, которые составляют психологическую часть всего происходящего. Он борется со злом, которое для него сосредоточено в старухе-процентщице. Ее жуткий смех одолевает парня в сновидениях. В итоге эпическая борьба становится такой же нелепой, как между Дон-Кихотом и ветряными мельницами. Раскольников не в состоянии одолеть зло. Чем сильнее его желание убить, тем крепче он прирастает к нему.

Сон Раскольникова

Переплетение с реальностью

Художественные образы, созданные с использованием гротеска, предстают перед читателями как нечто абсурдное и лишенное здравого смысла. Нотки экспрессии и эмоций становятся более выразительными благодаря тому, что неправдоподобная образность органично существует и взаимодействует с предметами и ситуациями из реальной жизни.

В доказательство тому можно привести некоторые примеры. В сновидениях тех же Раскольникова и Лариной присутствуют фантастические и реалистические элементы. В ночных кошмарах Татьяны вместе с чудищами являются Онегин и Ленский.

Комбинация гротеска и действительности в снах Родиона Раскольникова объясняется присутствием страшного образа и эпизода со вполне реальной старухой. Его сон — это переживание о совершенном преступлении. Сам преступник и его орудие убийства лишены фантастичности.

Использование в сатирических произведениях

Широко применяется гротескная образность в сочетании с обыденными житейскими ситуациями в сатирических произведениях. К примеру, в произведении у Салтыкова-Щедрина присутствует градоначальник с «органчиком», заменяющим ему мозг.

Также причудливость истории придают незаурядные ситуации: призыв воевать против людей, отказавшихся от горчицы или борьба за просвещение. Сюжет автор довел до абсурда, но происходящие события отображают повседневные реалии русского человека – вечные конфликты между самодурной властью и простым народом.

Полезное видео: что такое «гротеск» на примере

Вывод

О гротеске можно говорить долго. Существует множество других примеров уникального использования художественного приема в литературе. Неправдоподобность, абсурдность и причудливость образа или ситуации встречается в произведениях не только российских писателей, но и зарубежных авторов.

ГРОТЕСК (от фр. — причудливый, затейливый; смешной, комический, от итал. — грот) — изображение людей, предметов, деталей в изобразительном искусстве, театре и литературе в фантастически преувеличенном, уродливо-комическом виде; своеобразный стиль в искусстве и литературе, которым подчеркивается искажение общепринятых норм и одновременно совместимость реального и фантастического, трагического и комического, сарказма и безобидного мягкого юмора. Гротеск обязательно нарушает границы правдоподобия, придает изображению некую условность и выводит художественный образ за пределы вероятного, осознанно деформируя его. Свое название гротескный стиль получил в связи с орнаментами, обнаруженными в конце XV века Рафаэлем и его учениками при раскопках в Риме древних подземных зданий, гротов.

Эти странные по своей причудливой неестественности изображения свободно соединяли различные живописные элементы: человеческие формы переходили в животные и растительные, человеческие фигуры вырастали из чашечек цветов, растительные побеги сплетались с необычными строениями. Поэтому сначала гротеском стали называть искаженные изображения, уродливость которых объяснялась теснотой самой площади, не позволявшей сделать правильный рисунок. В дальнейшем в основу гротескного стиля была положена сложная композиция неожиданных контрастов и несоответствий. Перенесение термина в область литературы и подлинный расцвет данного вида образности происходит в эпоху романтизма, хотя обращение к приемам сатирического гротеска происходит в западной литературе гораздо раньше. Красноречивые примеры тому — книги Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» и Дж. Свифта «Путешествие Гулливера». В русской литературе широко пользовались гротеском при создании ярких и необычных художественных образов Н.В. Гоголь («Нос», «Записки сумасшедшего»), М. Е. Салтыков-Щедрин («История одного города», «Дикий помещик» и другие сказки), Ф.М. Достоевский («Двойник. Приключения господина Голядкина»), Ф. Сологуб («Мелкий бес»), М.А. Булгаков («Роковые яйца», «Собачье сердце»), А. Белый («Петербург», «Маски»), В.В. Маяковский («Мистерия-буфф», «Клоп», «Баня», «Прозаседавшиеся»), А.Т. Твардовский («Теркин на том свете»), А.А. Вознесенский («Оза»), Е.Л. Шварц («Дракон», «Голый король»).

Наряду с сатирическим, гротеск может быть юмористическим, когда с помощью фантастического начала и в фантастических формах внешности и поведения персонажей воплощаются качества, вызывающие ироническое отношение читателя, а также — трагическим (в произведениях трагического содержания, рассказывающих о попытках и судьбе духовного определения личности.

Чего-н. в фантастическом, уродливо-комическом виде, основанное на резких контрастах и преувеличениях.

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Синонимы :

Смотреть что такое «гротескный» в других словарях:

    Карикатурный, уродливо комический, гротесковый, шаржированный Словарь русских синонимов. гротескный см. карикатурный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Алекса … Словарь синонимов

    ГРОТЕСКНЫЙ, гротескная, гротескное (книжн.). прил. к гротеск в 1 знач. (иск.). Гротескный стиль. || Уродливо комический. Гротескное зрелище. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    гротескный — ГРОТЕСКНЫЙ, ГРОТЕСКИЙ ая, ое. grotesque. Отн. к гротеску <приему>, связанный с ним. БАС 2. Нижний этаж <дворца Шереметевых> имеет гротеские сени, гротескую палату, увеселительную залу. 1773. РМ 1928 1 138. Чрез большой овраг три… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    — (см. гротеск) контрастный, нарушающий границы правдоподобия, причудливо комический. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. гротескный [фр. grotesque] – уродливо комический; причудливый Большой словарь иностранных слов. Издательство… … Словарь иностранных слов русского языка

    Прил. 1. соотн. с сущ. гротеск I, связанный с ним 2. Свойственный гротеску [гротеск I], характерный для него. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Гротескный, гротескная, гротескное, гротескные, гротескного, гротескной, гротескного, гротескных, гротескному, гротескной, гротескному, гротескным, гротескный, гротескную, гротескное, гротескные, гротескного, гротескную, гротескное, гротескных,… … Формы слов

    гротескный — грот ескный … Русский орфографический словарь

    гротескный — … Орфографический словарь русского языка

    гротескный — см. гротеск … Словарь многих выражений

    гротескный — гротеск/н/ый … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • Городъ Нежнотраховъ, Большая Дворянская, Ferflucht Platz , Алексей Козлов. Гротескный роман о становлении и поисках собственного я в чудесном городе Нежнотрахове, при ближайшем рассмотрении оказывающемся ужасно похожим на Воронеж. Сюрреалистические описания… электронная книга
  • Жизнь по понятиям. Выборы царя , Карамов Сергей. Гротескный реализм, сатирический жанр, созданный автором, позволил ему описать со всей полнотой различные социальные аспекты нашей сегодняшней жизни, достигая временами пафоса обличения, все…

Что это — гротеск в музыке, литературе, живописи и архитектуре?

Что такое гротеск? Под этим термином понимают определенный вид художественной образности, основанный на сочетании фантастики и реальности, безобразного и прекрасного, трагического и комического. Основным фактором, который определяет, что такое гротеск, является контрастность этих образов. Этот метод можно увидеть и в древнем, и в современном искусстве, будь то музыка, литература, архитектура.

Что такое гротеск и откуда появился этот термин? Само название взято из живописи. Такое название носила роспись стен, которая была найдена в так называемых «гротах». Во время раскопок Рима в пятнадцатом-шестнадцатом веках на месте, где ранее были бани римского императора Тита, знаменитый итальянский мастер Рафаэль и его ученики нашли интересную живопись, которую и назвали впоследствии термином «гротеск».

В дальнейшем этот термин распространился в музыке, архитектуре и литературе. Что такое гротеск по определению? Это тип образности, основанный на многозначительных контрастных образах (фантастические и реальные, комические и трагические, прекрасные и ужасные). Такие образы невозможно толковать буквально.

Именно Рафаэль и его ученики начали использовать этот вид художественной образности для украшений лож в Ватикане, для росписей потолков, дворцов и стен. Однако уточним, что такое гротеск в понимании древних, и был ли он еще до возникновения этого термина? В мифологии часто встречается подобная эстетика. Например, античные мотивы сирен или гарпий. Можно с абсолютной уверенностью сказать, что авторы подобных мифов и произведений не ставили перед собой задачу именно впечатлить читателей или слушателей гротескными образами.

Что такое гротеск как прием в литературе? Это некий способ сочетания и композиции ужасного и смешного, возвышенного и отвратительного, кошмарного и прекрасного. Это один из методов сочетания несочетаемого. Основное его отличие от иронии, юмора и сарказма в том, что в гротескной литературе смешное и забавное неотделимо от страшного и зловещего. Эта стилистика насыщена гиперболами и алогизмами, иногда с элементами абсурда. Именно гиперболы как стилистические фигуры намеренного преувеличения  являются неотъемлемой частью данного художественного стиля.

Что такое гротеск в вопросе его осмысленности? Очень часто такие образы довольно трагичны и драматичны. За ярко выраженными внешней фантастичностью и неправдоподобием можно найти глубочайшие художественные обобщения и проработки важнейших жизненный явлений и реалий. К примеру, очень ярко такие моменты прослеживаются в повести Гоголя «Нос», в таком произведении как «Крошка Цахес по прозвищу Циннобер» Гофмана.

Что такое гротеск в музыке? В более раннее время этот прием часто использовали во время постановки оперетт или опер как элемент театрального действия. В какой-то мере гротескными можно назвать некоторые произведения авангардистов. В современной музыке его можно увидеть в качестве перфоманса.

Говоря о гротеске, необходимо упомянуть и о архитектуре. Например, изображения химер или горгулий – это хороший пример гротескного искусства.

Обзор Мастеров | Литературные термины: готика, гротеск и сверхъестественное

Сегодня мы рады представить хэллоуинское издание нашей серии «Литературные термины». Здесь, в TMR, мы любим страшные истории, и полезно изучить словарный запас, который мы используем, чтобы описать вымысел, который нас пугает.

Готическая литература — Merriam-Webster определяет готику как: прил., «относящийся к стилю письма, описывающему странные или пугающие события, происходящие в загадочных местах». Готическая литература началась с романа Горация Уолпола «9».0003 Castle of Oronto в 1765 году, и традиция была продолжена такими писателями, как Энн Рэдклифф, и в классических ужастиках, таких как Франкенштейн и Дракула. Сам жанр был назван в честь архитектуры, которая его вдохновила: средневековые замки и руины, в которых происходит большая часть готической литературы и которые часто играют жизненно важную роль в сюжете повествования. Готическая литература развивалась на протяжении многих лет и включает в себя такие поджанры, как Южная готическая литература , действие которой происходит на юге Америки и ассоциируется, в частности, с такими любимыми авторами, как Фланнери О’Коннер и Уильям Фолкнер. Готическая традиция продолжается и сегодня в произведениях таких писателей, как Джойс Кэрол Оутс и Джулия Эллиотт.

Жуткое — Что же такое сверхъестественное? Мы не можем придумать никого, кто лучше объяснил бы этот скользкий термин и его историю, чем Марджори Сандор, которая ранее в этом месяце опубликовала эссе о сверхъестественном. Прочтите это здесь. Предварительный просмотр: «Ощущение сверхъестественного по своей сути является беспокойством о стабильности тех людей, мест и вещей, которым мы доверяем больше всего, и о нашем собственном чувстве идентичности и принадлежности. И что в этом захватывающего для писателей художественной литературы, поэзии и творческой документальной литературы, так это то, что это приглашает нас к практика неопределенность».

Гротеск – В настоящее время, когда люди говорят о «гротеске», их значение ближе к форме прилагательного: «очень странный или уродливый в смысле, который не является нормальным или естественным». Гротеск в литературе фокусируется на человеческом теле и на всех способах его искажения или преувеличения: его цель — одновременно вызвать у нас сочувствие и отвращение. Подобно жуткому, гротеск черпает свою силу из сочетания знакомого и незнакомого или искаженного знакомого. Готическая фантастика часто содержит элементы гротеска, например, чудовище Мэри Шелли в Франкенштейн или необычные персонажи в рассказах Фланнери О’Коннер. В своих более ранних итерациях термин «гротеск» использовался таким образом, который больше совпадал со словом «сверхъестественное», имея в виду произведения, стирающие грань между реальным и фантастическим, такие как «Метаморфоза» Кафки, в которой человеческое главный герой превращается в насекомое. Интересно наблюдать, как эти термины перекрываются, и важно отметить, что их точные «определения» может быть трудно определить из-за того, как они менялись с течением времени.

Ужас и Ужас – Ужас и Ужас часто используются взаимозаменяемо, но на самом деле эти два термина совершенно разные. В прошлом году Линкольн Мишель написал блестящее эссе о разнице между ними: «Ужас — это чувство ужаса и предчувствия возможности чего-то пугающего, в то время как ужас — это шок и отвращение при виде пугающего. Ужас — это звуки царапающих дверь неизвестных существ; Ужас — это видеть, как твоего соседа по комнате заживо съедают гигантские крысы. Ужас — это ощущение, что за дверью прячется незнакомец; ужас — это брызги крови, когда вонзается нож незнакомца».

Какие еще термины вы используете, говоря о пугающей фантастике? Поделитесь в комментариях.

Gothic Vocab: The Grotesque — The Gothic Library

Возможно, в большей степени, чем другие словарные слова, которые мы обсуждали до сих пор (возвышенное и сверхъестественное), «гротеск» — это термин, который вы с такой же вероятностью услышите в обычной беседе, как и в академической беседе о готической литературе. Мы можем использовать его для описания чего-либо странного, неуместного, неестественного или грубого. Но откуда оно взялось и что означает в литературном контексте? Как и само слово «готика», гротеск имеет запутанную и окольную историю, которая охватывает широкий спектр значений и возвращает нас к древним временам.

Фрагмент фрески на стене Золотого дома

Слово «гротеск» происходит от итальянского слова грот , что означает «пещера». На рубеже шестнадцатого века были обнаружены подземные руины из подвальных помещений дворца, построенного римским императором Нероном в первом веке нашей эры. Европа эпохи Возрождения сразу же была очарована стилем произведений искусства, найденным на фресках на стенах этих похожих на пещеру руин. В частности, мир искусства был заинтригован симметричным расположением декоративных узоров с изображением листвы, изогнутых усиков и причудливых фигур людей и животных, которые часто служили обрамлением для центральных изображений. Этот стиль орнамента был назван «гротескным» по названию грота, в котором он был найден, и его копировали в архитектуре, гравюрах и иллюстрациях, начиная с шестнадцатого века. К восемнадцатому веку слово «гротеск» использовалось довольно взаимозаменяемо с «арабесками» и «моресками», которые относились к столь же сложному декоративному стилю исламского искусства.

Гротески на церкви в Гуэзеке, Франция

Со временем «гротеск» стал ассоциироваться не столько с симметричными узорами листвы, сколько с элементами фантастических человеческих или животных фигур. В этом смысле оно стало задним числом применяться к орнаментальным скульптурным фигурам, украшавшим карнизы средневековых церквей. «Гротеск» или «химера» — это технически правильный термин для любой такой скульптуры, которая не содержит водяного смерча, последним из которых, конечно же, является горгулья.

Отсюда неудивительно, что термин перескочил с готической архитектуры на готическую литературу, переплетающуюся, как эти две формы искусства. В литературе слово гротеск несет в себе эстетику скульптурных горгулий и химер — оно относится к чудовищному, уродливому, пугающему и откровенно странному. До появления готического жанра гротеск часто использовался в сатире и трагикомедии, его преувеличения и несоответствия идеально подходили для смешения юмора с мрачностью и трагедией. В готической литературе мы можем видеть этот парадоксальный аспект гротеска в характерах, которые вызывают у читателя как сочувствие, так и отвращение. Возьмем, к примеру, существо из романа Мэри Шелли «9».0003 Франкенштейн (1818): внешний вид существа неестественен и пугающ, но его история в конечном счете является трагедией, которой читатель не может не сочувствовать. Такой же отверженной фигурой является Квазимодо из « » Виктора Гюго «Горбун из Нотр-Дама » (1831 г.), который в целом добросердечен, но общество считает его чудовищем из-за его уродливой формы. Адаптация Диснея действительно подчеркивает связь Квазимодо с архитектурным гротеском, окружая его говорящими горгульями (технически гротескными, поскольку они не сливают воду).

Но одним из первых авторов, который приходит на ум при упоминании гротеска, является Эдгар Аллан По, тем более что он использовал этот термин в названии одного из своих сборников рассказов « Рассказы о гротеске» и «Арабески » . Этот сборник 1840 года содержит двадцать пять сказок в прозе По, в том числе несколько его самых известных (например, «Падение дома Ашеров» и «Лигейя»), а также многие, которые сейчас малоизвестны. Включение двух почти синонимичных терминов «гротеск» и «арабеск» в название побудило многих ученых размышлять о различии значений и пытаться разделить сказки По на эти две категории. Один такой ученый и дальний родственник По, Гарри Ли По, даже предполагает, что эти термины совпадают с разделением ужаса и ужаса, где «арабеска» относится к более возвышенному чувству ужаса, а «гротеск» охватывает кровавое и отвратительное чувство. ужаса. Однако, как и для многих терминов, используемых в готической литературе, трудно дать четкое определение. Сам По, кажется, использует оба термина «гротеск» и «арабеск», чтобы вызвать свободную коллекцию эстетических, художественных, сверхъестественных и литературных коннотаций.

Но гротеск — это не только откровенные рассказы о сверхъестественном. На самом деле тревожная смесь реалистичности и гротеска является общей чертой американского поджанра, известного как южная готика.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts