Гротеск | это… Что такое Гротеск?
У этого термина существуют и другие значения, см. Гротеск (значения).
Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный; итал. grottesco — причудливый, итал. grotta — грот, пещера[1]) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).
«Мать природа» в окружении гротесков на фреске в Villa d’Este.
Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах.
Содержание
|
Этимология
Слово гротеск пришло в русский язык из французского. Первичное значение французского grotesgue — буквально гротовый, относящийся к гроту или находящийся в гроте, от grotte — грот (то есть небольшая пещера или впадина), восходит к латинскому crypta — скрытый, подземный, подземелье. Выражение появилось после обнаружения древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры» , на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н.
э.Французское неоклассическое расписное убранство, изображающее классических грифонов, не гротесков, во Дворце Фонтенбло, 1780-е.
В архитектуре
Часто путают гротеск с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды. Этот вид скульптуры также называют химерой. Используемый корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, специально созданным для отвода дождевой воды от стен здания.
В литературе
Гротеск — в литературе одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим, вскрывает противоречия действительности. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни.
Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Поэтому первоначально гротеском назывались искаженные изображения.
Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях. В советской литературе было мнение, что гротеск и сатира понятия почти одинаковые:гротеск-«форма сатирического изображения, сатиры без гротеска не бывает». Однако Г. Абромович, А. Бушмин, Б. Дземидок, Д. Николаев и В. Фролов эту точку зрения опровергают.
Примерами литературного гротеска могут служить повесть Н. В. Гоголя «Нос» или «Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» Э. Т. А. Гофмана.
См. также
- Риголетто, Джузеппе Верди, опера в трёх актах.
- Маска
- Хеллоуин
- Мейерхольд
Примечания
- ↑ Определение сло́ва в БСЭ
Музыка
The Golden Age of Grotesque — 5-ый студийный альбом Marilyn Manson, написанный в 2003 году. Гротеск занимает немалое значение в творчестве Мэрилина Мэнсона.
Grotesque — одна из песен вымышленной дэт-метал группы Detroit Metal City.
Suicide Grotesque — песня группы Comatose Vigil.
Литература
- Sheinberg Esti Ирония, сатира, пародия и гротеск в музыке Шостаковича (Irony, satire, parody and the grotesque in the music of Shostakovich (in English)).. — UK: Ashgate. — P. 378. — ISBN ISBN 0-7546-0226-5
- Kayser, Wolfgang (1957) The grotesque in Art and Literature, New York, Columbia University Press
- Lee Byron Jennings (1963) The ludicrous demon: aspects of the grotesque in German post-Romantic prose, Berkeley, University of California Press
- Bakhtin Mikhail Rabelais and his world. — Bloomington
образ встречается в песни группы Климбатика: Indiana University Press, 1941.
- Selected bibliography by Philip Thomson, The Grotesque, Methuen Critical Idiom Series, 1972.
- Dacos, N. La découverte de la Domus Aurea et la formation des grotesques à la Renaissance (London) 1969.
- Kort Pamela Comic Grotesque: Wit And Mockery In German Art, 1870-1940. — PRESTEL. — P. 208. — ISBN ISBN 9783791331959
- FS Connelly «Modern art and the grotesque» 2003 assets.cambridge.org [1]
- Video tour of the most vivid examples of medieval Parisian stone carving — the grotesques of Notre Dame
- The mockery of wit By Roberta Smith
Гротеск (жанр) | это… Что такое Гротеск (жанр)?
Толкование
- Гротеск (жанр)
Гротеск (фр. grotesque, буквально — причудливый; комичный) — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма. Издревле присущ художественному мышлению (произведения Аристофана, Лукиана, Ф. Рабле, Л. Стерна, Э. Т. А. Гофмана, Н. В. Гоголя, М. Твена, Ф. Кафки, М. А. Булгакова, М. Е. Салтыкова-Щедрина).
«Мать природа» в окружении гротесков на фреске в Villa d’Este.
Использование в разговоре слова гротеск обычно означает странный, фантастический, эксцентричный или уродливый, и, таким образом, часто используется для описания странных или искажённых форм, таких как масок на празднике Хеллоуин или горгульи на соборах. Кстати, что касается видимых гротескных форм в готических зданиях, когда они не используются в качестве водосточных труб, они должны называться гротесками или химерами, а не горгульями.
Содержание
- 1 Этимология
- 2 В архитектуре
- 3 В литературе
- 4 См. также
- 5 Примечания
- 6 Литература
Этимология
Слово гротеск происходит от латинского корня «грот», то есть небольшая пещера или впадина. Выражение происходит от раскопанных и обнаруженных древних римских декораций в пещерах и похоронных участков в XV веке. Эти «пещеры», на самом деле были комнатами и коридорами Золотого дома Нерона, незавершённого дворцового комплекса, основанного Нероном после большого пожара в 64 году н. э.
Французское неокласическое расписное убранство, изображающее классических грифонов, не гротесков, во Дворце Фонтенбло, 1780-е.
В архитектуре
Часто путают гротеск с горгульями, но каменная резьба в стиле гротеск не предназначена для отвода воды. Этот вид скульптуры также называют химерой. Используя корректно, термин горгулья относится к жутким резным фигурам, специально созданным для отвода дождевой воды от стен здания.
В литературе
Гротеск — в литературе один из разновидностей комического приёма, сочетающий в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное. Как форма комического гротеск отличается от юмора и иронии тем, что в нём смешное и забавное неотделимы от страшного и зловещего; как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл. В гротеске за внешним неправдоподобием, фантастичностью кроется глубокое художественное обобщение важных явлений жизни. Термин «гротеск» получил распространение в пятнадцатом столетии, когда при раскопках подземных помещений (гротов) были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых использовались мотивы из растительной и животной жизни. Как художественный образ гротеск отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск — всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому он широко используется в сатирических целях.
См. также
- Риголетто, Джузеппе Верди, опера в трёх актах.
- Маска
- Хеллоуин
Примечания
Литература
- Esti Sheinberg Ирония, сатира, пародия и гротеск в музыке Шостаковича (Irony, satire, parody and the grotesque in the music of Shostakovich (in English)).. — UK: Ashgate. — С. 378. — ISBN ISBN 0-7546-0226-5
- Kayser, Wolfgang (1957) The grotesque in Art and Literature, New York, Columbia University Press
- Lee Byron Jennings (1963) The ludicrous demon: aspects of the grotesque in German post-Romantic prose, Berkeley, University of California Press
- Mikhail Bakhtin Rabelais and his world. — Bloomington: Indiana University Press, 1941.
- Selected bibliography by Philip Thomson, The Grotesque, Methuen Critical Idiom Series, 1972.
- Dacos, N. La découverte de la Domus Aurea et la formation des grotesques à la Renaissance (London) 1969.
- Pamela Kort Comic Grotesque: Wit And Mockery In German Art, 1870-1940.
- FS Connelly «Modern art and the grotesque» 2003 assets.cambridge.org [1]
- Video tour of the most vivid examples of medieval Parisian stone carving — the grotesques of Notre Dame
- The mockery of wit By Roberta Smith
Wikimedia Foundation. 2010.
Игры ⚽ Нужно сделать НИР?
- Гротефенд, Георг
- Гротефенд
Полезное
Определение, значение и литературные примеры
Гротеск — это прилагательное, используемое для описания чего-то одновременно загадочного, уродливого, трудного для понимания и искаженного. Вещи, люди, события и ситуации могут быть гротескными, но лучшими примерами являются персонажи. Персонажи в литературе, которые определяются как «гротескные», — это те, которые вызывают у читателей чувства симпатии и отвращения. Они могут быть внешне непривлекательными, но обладают глубоким колодцем тепла и доброй индивидуальностью, которую трудно примирить с их внешностью.
Гротеск произношение: Grow-tesk
Исследовать гротеск
- 1 Определение гротеска
- 2 Примеры гротеска в литературе
- 3 Часто задаваемые вопросы
- 49 Связанные литературные термины 40 Другие ресурсы
Определение the Grotesque
Гротеск в литературе относится к чему-то или кому-то, что привлекает, вызывает отвращение или отталкивает читателей. Это может вызвать чувство жалости, а также дискомфорт.
Кто-то может захотеть принять гротескного персонажа и в то же время бежать от него. Эти персонажи представляют собой набор сопоставлений, которые делают их одними из самых интересных черт в историях, которым они принадлежат. Ниже приведены несколько лучших примеров, но одним из наиболее часто цитируемых является Квазимодо из романа Гюго «Горбун из Нотр-Дама». Другой очень известный пример — Эрик из Призрак Оперы.
Примеры гротеска в литературе
«Буря» Уильяма Шекспира«Буря» — одна из самых любимых пьес Шекспира. Это отчасти комедия, отчасти трагедия, попадающая в трудно поддающуюся определению категорию трагикомедии. В нем рассказывается история нескольких изолированных персонажей на острове. Среди них Просперо, его дочь Миранда, дух Ариэль и Калибан, персонаж, воплощающий гротеск. Он является прекрасным примером этого термина в том смысле, что его внешний вид и репутация ужасны, но он больше, чем любой из них. Другие персонажи книги называют его монстром, и он сын ведьмы-ведьмы. Он считает, что Проспер украл у него остров, и жаждет вернуть себе власть над тем единственным, что он раньше контролировал. Вот строки из знаменитой речи «Остров полон шума»:
Не бойся; остров полон шумов,
Звуки и сладкие звуки, которые радуют и не причиняют боли.
Иногда тысячи звенящих инструментов
Будут гудеть в моих ушах; и иногда голоса,
Что, если бы я тогда проснулся после долгого сна,
Заставит меня снова уснуть; и тогда, во сне,
Мне казалось, что облака разверзнутся и покажут богатство
Готовые упасть на меня; что, когда я проснулся
, я снова плакал, мечтая.
У Калибана есть более благородная сторона, которая раскрывается по ходу игры. Есть несколько кратких проблесков облегчения на сердце, которые получают зрители, но которые другие персонажи не замечают. Он красиво говорит, как показывает предыдущая цитата, и глубоко эмоционален. В этой речи он описывает звуки, которые можно было бы услышать на острове. Они не боязливые. Вместо этого он слышит в них тысячу «запутанных погребений», которые гудят в его ушах.
Прочитайте стихи Уильяма Шекспира.
Франкенштейн Мэри ШеллиФранкенштейн — классический пример романа с гротескным персонажем. Как и в «Буря», в «Франкенштейн», существо, которое создает Виктор, постоянно упоминается как «Монстр». Читатели и, в конечном итоге, Виктор узнают его добрую сторону, но остальной мир видит его только по внешнему виду. Они презирают его и отвергают как уродство природы. Это превращает его в того самого монстра, которым они считали его с самого начала. Вместо того, чтобы быть полноценным злодеем, Существо невероятно сочувствующее, и именно его бедственное положение больше всего тронуло читателей в конце книги. В следующей цитате Виктор выражает свой ужас, поняв, что Существо выглядит совсем не так, как он предполагал:
Как мне описать свои чувства при этой катастрофе или как описать несчастного, которого я с таким бесконечным трудом и заботой пытался создать? Его конечности были пропорциональны, и я выбрал его черты как красивые. Красивый! Великий Бог! Его желтая кожа едва скрывала работу мускулов и артерий под ней; волосы у него были блестящие черные и ниспадающие; его зубы жемчужной белизны; но эта роскошь составляла еще более ужасный контраст с его водянистыми глазами, казавшимися почти того же цвета, что и серовато-белые глазницы, в которых они были посажены, с его сморщенным лицом и прямыми черными губами.
Это образ Существа, который видит и весь остальной мир, и почему он становится монстром, которым, по их утверждениям, он и является.
Серия «Властелин колец » Дж.Р.Р. ТолкинКак и предыдущие примеры, Серия «Властелин колец » предлагает читателям многочисленные примеры гротеска. Одним из самых простых для цитирования и определения является персонаж Голлум. Он вызывает чувство сочувствия, когда узнаешь его предысторию, и чувство отвращения. Именно это сопоставление делает гротеск таким интересным. В книгах его называют «несчастным», «мерзким», лжецом, убийцей и так далее. Толкин писал, что ему:
Темный как тьма, если не считать двух больших круглых бледных глаз на худом лице.
Он соответствует словарному определению гротескного персонажа своей отталкивающей внешностью и поведением, а также литературному определению.
Исследуйте J.R.R. Поэзия Толкина и лучшие книги Толкина.
Часто задаваемые вопросы
Какова цель гротеска?
Цель состоит в том, чтобы создать динамичного персонажа, который вызывает у читателя более одного чувства. Кто-то может быть удивлен, обнаружив, что испытывает жалость к ужасающему «чудовищу» или нежность к тому, кто совершил акты насилия. Предыстория и внутренняя жизнь этих персонажей невероятно важны.
Что является примером гротеска в литературе?
Интересным примером гротеска в популярной литературе является Квазимодо из Горбун из Нотр-Дама. Этот персонаж — прекрасный пример того, как гротескные персонажи отталкивают читателей и одновременно вызывают у них жалость.
Как гротеск используется в искусстве?
Используется так же, как и в литературе. Художественное произведение может быть привлекательным благодаря использованию цвета, материала, формы и дизайна, но предмет, который он изображает, может быть отвратительным и отталкивающим. Зрители захотят провести время с произведением, несмотря на их негативную реакцию на него.
Как написать гротескный персонаж?
Их предыстория и причина их действий невероятно важны. При написании таких персонажей они должны быть темными, таинственными и странными. Скорее всего, они будут иметь крайне непривлекательный внешний вид, но иметь трагическую историю, которая компенсирует чувство отвращения, которое кто-то испытывает, когда читает о них.
Связанные литературные термины
- Отвращение: литературный термин, обозначающий субъективный ужас или чью-то реакцию на физически или эмоционально тревожащий предмет.
- Аффективный: используется для обозначения эмоциональных качеств литературного произведения.
- Бестиарий: сборник зверей древнего мира.
- Двойник: человек, который выглядит как кто-то другой, но не обязательно ведет себя как этот человек.
- Жанр: вид искусства, литературного произведения или музыкального произведения, определяемый содержанием, стилем или конкретной формой, которой он соответствует.
- Герой: главный или главный герой произведения.
- Высокомерие: классический термин, используемый для обозначения чрезмерной гордости за героев рассказа.
Другие ресурсы
- Прочитайте: «Горбун из Нотр-Дама» Виктора Гюго
- Прочитайте: «Призрак оперы» Гастона Леру
- Прослушайте: «Франкенштейн» Мэри Шелли – краткое изложение и анализ
Обзор Мастеров | Литературные термины: готика, гротеск и сверхъестественное
Сегодня мы рады представить хэллоуинское издание нашей серии литературных терминов. Здесь, в TMR, мы любим страшные истории, и полезно изучить словарный запас, который мы используем, чтобы описать вымысел, который нас пугает.
Готическая литература — Merriam-Webster определяет готику как: прил., «относящийся к стилю письма, описывающему странные или пугающие события, происходящие в таинственных местах». Готическая литература началась с романа Горация Уолпола Замок Оронто в 1765 году, и традиция была продолжена такими писателями, как Энн Рэдклифф, и классическими ужастиками, такими как Франкенштейн и Дракула. Сам жанр был назван в честь архитектуры, которая его вдохновила: средневековые замки и руины, в которых происходит большая часть готической литературы и которые часто играют жизненно важную роль в сюжете повествования. Готическая литература с годами развивалась и включала в себя такие поджанры, как Южная готическая литература , действие которой происходит на юге Америки и связано, в частности, с любимыми авторами Фланнери О’Коннер и Уильямом Фолкнером. Готическая традиция продолжается и сегодня в произведениях таких писателей, как Джойс Кэрол Оутс и Джулия Эллиотт.
Жуткое — Что же такое сверхъестественное? Мы не можем придумать никого, кто лучше объяснил бы этот скользкий термин и его историю, чем Марджори Сандор, которая ранее в этом месяце опубликовала эссе о сверхъестественном. Прочтите это здесь. Предварительный просмотр: «Ощущение сверхъестественного по своей сути является беспокойством о стабильности тех людей, мест и вещей, которым мы доверяем больше всего, и о нашем собственном чувстве идентичности и принадлежности. И что в этом захватывающего для писателей художественной литературы, поэзии и творческой документальной литературы, так это то, что это приглашает нас к практика неопределенность».
Гротеск – В настоящее время, когда люди говорят о «гротеске», их значение ближе к форме прилагательного: «очень странный или уродливый в смысле, который не является нормальным или естественным». Гротеск в литературе фокусируется на человеческом теле и на всех способах его искажения или преувеличения: его цель — одновременно вызвать у нас сочувствие и отвращение. Подобно жуткому, гротеск черпает свою силу из сочетания знакомого и незнакомого или искаженного знакомого. Готическая фантастика часто содержит элементы гротеска, например, чудовище Мэри Шелли в Франкенштейн или необычные персонажи в рассказах Фланнери О’Коннер. В своих более ранних итерациях термин «гротеск» использовался таким образом, который больше совпадал со словом «сверхъестественное», имея в виду произведения, стирающие грань между реальным и фантастическим, такие как «Метаморфоза» Кафки, в которой человеческое главный герой превращается в насекомое.