Тема: психология групп.
Цель: сформировать основное представление о малых и больших социальных группах, процессах межгруппового и внутригруппового взаимодействия.
План:
Психология групп. Понятие группы.
Классификация групп. Структура группы.
Виды и структура малой группы.
Психология больших социальных групп.
Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.
Текст:
Психология групп. Понятие группы
Во всех определениях личности подчёркивается её принадлежность к обществу, её включённость в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность подвержена воздействиям со стороны общества на макро- и микроуровне. Макроуровень – это широкая социальная среда, вплоть до уровня всей мировой общественной системы. Микроуровень – это ближайшее окружение личности – семья, друзья, коллеги, соседи и пр.
Являясь членом группы, человек выполняет ту или иную социальную роль, которая трактуется как нормативная система действий, ожидаемых от индивида в соответствие с его социальной позицией, т.е. роль обусловлена конкретным местом человека в структуре социальных связей и не зависит от его индивидуально-психологических свойств.
Классификация ролей.
Приписанные (обусловлены дифференциацией людей по половому признаку – гендерные роли).
Достигнутые (выполняются в той или иной профессиональной области).
Специфические (взаимоотношения на основе особых четко ограниченных целей).
Диффузные (не имеет особой специальной направленности).
Итак, группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих друг с другом для достижения общих целей и осознающих свою принадлежность к данной совокупности.
Классификация групп. Структура группы.
Классификация групп.
1. Первичные и вторичные группы. Первичные – это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется «лицо к лицу» и её члены объединены эмоциональной близостью (семья, друзья). Вторичные группы – характеризуются безличным взаимодействием её членов, которое обусловлено официальными организационными отношениями. Члены такой группы объединены с целью получить какие-либо экономические, политические или другие выгоды (профсоюз, политическая партия).
2. Формальные и неформальные. В основу этого деления кладётся характер структуры группы. Под структурой имеется ввиду существующее в ней относительно постоянное сочетание межличностных отношений. Формальная группа характеризуется обеспечением выполнения определённых официальных задач. Связи, составляющие формальную структуру безличны. Неформальная структура определяется внутренними факторами и является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной.
Классификация групп:
1. По размеру:
1) большие
2) малые
3) микрогруппы (диады, триады)
2. По общественному статусу:
1) формальные
2) неформальные
3. По непосредственности взаимосвязей:
1) реальные (контактные)
2) условные
4. По уровню развития:
1) низкого уровня развития (ассоциации, диффузные группы, корпорации)
2) высокого уровня развития (коллектив)
5. По значимости:
1) референтные
2) группы членства
Функции групп.
Социализация – в группе индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.
Инструментальная – осуществление в группе совместной деятельности, которая не возможна в одиночку.
Экспрессивная – удовлетворение потребностей людей в одобрении, уважении, доверии, получение удовлетворения от общения с психологически близкими людьми.
Поддерживающая – в трудных ситуациях люди стремятся к объединению для получения психологической поддержки.
Одним из важных факторов, определяющих свойства группы, является её размер и численность. Группа начинается с диады (соединение двух лиц). Диада представляет собой специфическое человеческое образование: межличностные связи отличаются большой прочностью и принадлежность к диаде вызывает более высокую степень удовлетворённости её членов; хотя диаде свойственна особая хрупкость, т.к. любая другая группа может существовать, если лишается одного из её членов, чего нельзя сказать о диаде. Группа, состоящая из трёх лиц – триада. Триаде также свойственна специфичность, т.к. каждый из её членов может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или стремиться к её разъединению.
Малая группа – это группа, которая состоит из небольшого числа лиц (от 2-х до 10), имеющих общую цель и дифференцированные ролевые обязанности. Эта цель проистекает из общих интересов членов группы, которые проявляют удовлетворённость своим взаимодействием, которое осуществляются на основе сравнительно частых непосредственных контактов (лицом к лицу).
Группа, состоящая из 30-40 человек и больше – большая группа. Характеризуется непостоянством неформальных контактов, и внутри такой группы может возникать несколько неофициальных подгрупп.
Факторы, влияющие на структуру группы.
Цели группы
Степень автономности группы
- Социально-демографические, социальные и психологические особенности членов группы
Величина
Психологическая библиотека
ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Учебник
ЧАСТЬ III. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИИ Педагог в своей работе имеет дело не только с каждым учеником в отдельности, но и с различными группами, в которые входят учащиеся: класс, ученическая производственная бригада, семья, а иногда и уличная компания или кучка ребят, объединившихся вокруг какого-либо вожака внутри класса. В связи с этим учителю необходимо знать основные социально-психологические закономерности групп. Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например социальной принадлежности, наличия и характера, совместной деятельности, особенностей организации и т.д. Большие группы могут быть реальными (контактными), образующими социальную общность, включающую значительное число людей, существующую в общем пространстве и времени. К подобного рода большим группам может быть отнесен трудовой коллектив предприятия или педагогический коллектив большой школы, где многие преподаватели могут и не находиться в непосредственной взаимосвязи друг с другом, но при этом подчиняться одним и тем же руководителям (директору, заведующему учебной частью), входить в одну профсоюзную организацию, придерживаться общих для всех правил внутреннего распорядка школьной жизни и т. п.Большие группы могут быть условными, выделяемыми и объединяемыми на основе некоторых признаков — половых, национальных, возрастных, имущественных и др.). Люди, которые оказываются включенными в большую условную группу, могут никогда не встречаться друг с другом, но в связи с тем признаком, на основе которого они были выделены в подобную группу, иметь общие социальные и психологические характеристики. Так, подростки могут быть объединены в одну большую условную группу вне зависимости от того, что они живут в разных городах и селах, возможно, говорят на различных языках, никогда не оказывались собранными в одном месте и т.д. Их общие социальные (учащиеся средней школы), возрастные (12-15-летний возраст), психологические (формирующееся чувство взрослости, отроческое самоутверждение и т.п.) характеристики являются в основных чертах идентичными. Изучение больших условных групп (в возрастной психологии, в социальной психологии и др.) позволяет в результате выделения общих их свойств вырабатывать научно обоснованную стратегию и тактику работы с ними. Малые группы — это всегда контактные общности, связанные реальным взаимодействием входящих в них лиц и реальными взаимоотношениями между ними. Эти группы могут быть официальными (формальными), т.е. иметь юридически фиксированные права и обязанности, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство. В условиях общественного разделения труда эти группы связаны социально заданной деятельностью. Выделяются также и неофициальные (чаще их называют неформальными) группы, не имеющие юридически фиксированного статуса, но характеризующиеся сложившейся системой межличностных отношений (дружбы, симпатии, взаимопонимания, доверия и т.д.). Они могут выступать как изолированные общности (например, несколько учащихся из разных школ и ПТУ, объединившихся на основе общности интереса к мотоспорту) и могут складываться и оказываться достаточно устойчивыми внутри официальных групп (дружеская компания в школьном классе). Наконец, официальная группа, сохраняя все свои характеристики, может обладать всеми качествами неформальной группы (тесными дружескими контактами, взаимной симпатией ее членов и т.д.). Таким образом, границы между официальными и неформальными группами условны и относительны. Важной задачей воспитательной работы учителя является формирование такого рода неформальных групп учащихся, существование которых укрепляло бы и обогащало функционирование тех официальных групп, в которые входят школьники. Общение и деятельность в любых группах (больших и малых) определяются и регулируются общественными отношениями задающими образ жизни входящих в эти группы людей, формирующими их ценности, идеалы, убеждения, мировоззрение. Важнейшей основой классификации групп является степень, или уровень их развития. Уровень группового развития — характеристика сформированности межличностных отношений, результат процесса формирования группы. Традиционно в психологии параметрами сформированности группы выступали время ее существования, число коммуникаций (количество обращений членов группы друг к другу в определенный промежуток времени), наличие сложившихся отношений власти и подчинения и др. В качестве основания для выявления уровня группового развития принимается деятельность группы, ее ценности и цели, от которых зависит характер межличностных отношений. Именно на этой основе строится психологическая типология групп, различающихся по уровню развития: группы высшего уровня социально-психологического развития (коллективы) [1], просоциальные ассоциации, диффузные группы, асоциальные ассоциации, корпорации. Высший уровень группового развития обнаруживается в деятельности и межличностных отношениях, присущих коллективам. 1 Необходимо специально оговорить, что термин «коллектив», используемый в данной типологии групповой иерархии ни в коем случае нельзя путать ни с понятием «социалистический коллектив» в недавно еще расхожих идеологических схемах, ни с понятиями «трудовой коллектив» и «коллектив детсадовцев», «педагогический коллектив» и даже «коллектив правонарушителей» и т-д., где он некорректно определяет любые без исключения формальные сообщества людей. В рассматриваемом случае, так же как и далее по тексту, понятие «коллектив» используется лишь в его собственно социально-психологическом значении, когда имеется в виду группа, межличностные отношения в которой опосредствованы задачами и целями совместной личностно-значимой для каждого члена сообщества общественно ценной деятельности. Этот же принцип наполнения понятий исключительно психологическим содержанием выдерживается и относительно других нередко встречающихся в обыденной речи терминов (например, «корпорация», «ассоциация» и т.п.). Их определения раскрыты в тексте настоящего учебника, а также в кн.: Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд. испр. и доп. — М., 1990.
|
Что такое группа в психологии?
Группы являются важной частью нашей жизни. Поскольку все мы являемся членами разных групп. Некоторые из этих групп являются формальными, например, гражданство какой-либо страны. Другие группы являются неформальными, например, однокурсники, с которыми вам поручено работать над классным проектом. Группа в психологии относится к организованной системе из двух или более людей, которые имеют общее значение и оценку самих себя и объединяются для достижения общих целей. Другими словами, группа — это совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом, принимают права и обязанности членов, разделяющих общую идентичность.
Характеристики группы в психологии
- Группа состоит из двух или более человек, которые считают себя частью группы. Они также считают себя отличными от другой группы.
- Члены группы имеют общие мотивы и цели. Члены группы работают либо над достижением определенной цели, либо над устранением угроз, с которыми сталкивается группа.
- Члены группы взаимозависимы друг от друга, а это означает, что действия одного члена группы могут также иметь последствия для других членов.
- Разные члены группы выполняют разные задачи, и ожидается, что они будут выполнять разные задачи для группы. Короче говоря, члены группы выполняют разные роли. Иногда участникам назначают роли, в противном случае они постепенно приобретают определенные роли.
- Взаимодействие членов группы структурировано набором норм или ролей. Нормы говорят нам, как члены группы должны вести себя в группе.
Этапы формирования группы
Члены группы не становятся частью группы с момента присоединения к ней, они проходят разные этапы. Такман и Дженсен, 19 лет77 предполагают, что группа проходит следующие пять последовательностей развития:
а. Стадия формирования: На стадии формирования члены группы встречаются впервые. Существует неопределенность в отношении членов группы, целей и процесса, с помощью которого цель будет достигнута. Они оценивают группу, чтобы выяснить, могут ли они ладить с группой, а также познакомиться с другими членами группы.
б. Этап штурма: Этот этап отмечен внутригрупповым конфликтом. Между участниками возникает конфликт по поводу того, как достичь цели, как выполнять задачи и кто будет контролировать группу и ее ресурсы. Если этот этап успешно завершен, группа развивает своего рода лидерство и видение того, как достичь цели.
в. Стадия нормирования: На этой стадии члены группы вырабатывают нормы, связанные с групповым поведением. Нормы — это неявные правила, которые информируют людей о том, что от них ожидается. Этот этап приводит к развитию положительной групповой идентичности.
д. Стадия выступления: . На этом этапе группа эволюционировала, и ее принимают все участники. Группа идет к достижению своих групповых целей. Это может быть последний этап во многих группах.
эл. Отложенный этап: Для некоторых групп, таких как организационная группа для функционирующего комитета в школе. После выполнения функции группа распадается. Для некоторых групп существует дополнительный этап, называемый этапом закрытия, на котором группа принимает решение о роспуске. Некоторые участники могут быть довольны выступлением, а некоторые могут быть недовольны прекращением встреч с членами группы.
Типы групп в психологии
Группы различаются по многим параметрам. Некоторые группы состоят из крупных членов (например, страны), некоторые — из мелких (например, семьи). Некоторые группы недолговечны (например, оргкомитет работы в школе), некоторые остаются вместе на долгие годы (например, религиозная группа). Существует много других типов групп, но в целом они классифицируются следующим образом:
- Первичная и вторичная группы
- Формальные и неформальные группы
- Ингруппа и аутгруппа
1. Первичная и вторичная группы
Первичная группа — это ранее существовавшая группа, которую люди не выбирают, а передают им по наследству . Например, семья, каста и религия. Эти группы играют центральную роль в функционировании человека и играют важную роль в раннем развитии ценностей и идеалов человека. Вторичные группы — это те группы, к которым человек присоединяется по своему выбору, например, члены определенной партии. В таких группах отношения с членами более безличные, непрямые и менее частые.
2. Формальные и неформальные группы
Формальные и неформальные группы различаются по степени, в которой функции группы сформулированы явно и формально. В случае формальных групп функции указаны явно, а роли, выполняемые членами группы, указаны явно. В такой группе также существуют нормы, помогающие навести порядок в группе. Однако в случае неформальных групп, таких как круги друзей, формирование не основано на правилах или законах, и между членами группы существуют тесные отношения.
3. Ингруппа и аутгруппа
Люди часто сравнивают себя с другими, точно так же люди сравнивают группы, к которым они принадлежат, с другими группами, частью которых они не являются. Термин «внутренняя группа» относится к группе, к которой мы принадлежим. Люди в ингруппе обычно рассматриваются как похожие, благоприятные и с желаемыми чертами. Аутгруппа относится к другой группе, к которой человек не принадлежит. Люди из чужой группы рассматриваются по-разному и часто воспринимаются негативно по сравнению с членами своей группы.
Заключение
Группа в психологии является важным понятием. Эволюционные теоретики предполагают, что группы необходимы для выживания человека. Группы удовлетворяют социальные и психологические потребности человека, такие как чувство принадлежности, уделение и получение внимания, любви и власти. Они также приносят важные преимущества членам, включая повышение самопознания, прогресс в достижении важных целей и самосовершенствование.
Групповая психология: как группы меняют наше поведение
Групповая психология объясняет, как группы формируются, подчиняются, а затем деформируют наше принятие решений, продуктивность и творчество.
Когда мы в группе, другие люди оказывают на нас невероятно сильное влияние.
Группы могут убить наш творческий потенциал, вдохновить нас на усердную работу, позволить нам расслабиться, исказить наши решения и заставить нас замолчать.
Ключи к пониманию человеческого поведения — нашей жизни как граждан, как рабочих, как друзей — находятся в исследованиях групповой психологии.
В этом посте содержится обзор, и вы можете перейти по ссылкам, чтобы изучить эксперименты, раскрывающие власть над нами групп.
Влияние групповой психологии
Семена группового поведения сеются еще до того, как ее члены встречаются.
Простое знание того, что одни люди «на нашей стороне», а другие нет, начинает формировать нашу социальную идентичность.
Принадлежность к группе вскоре становится еще сильнее, тем не менее, изменяя наше поведение еще больше, если мы проходим обряд инициации.
Такой простой обряд, как чтение вслух грубых слов, может произвести измеримый эффект (см. 10 правил, регулирующих группы, №1, №2).
Как только мы попадаем в группу, она начинает формировать нас через подчинение, приводя наше отношение и поведение в соответствие с другими, угрожая нам остракизмом, если мы осмелимся взбунтоваться, и, сталкиваясь с соперничающими группами, пробуждая наш дух соперничества (см. 10 правил которые управляют группами, № 3, № 4, № 10).
Мы также пытаемся формировать группу, возможно, повторяя свое мнение.
Это помогает убедить других, что мы выражаем точку зрения большинства. Тем не менее, люди, как известно, сопротивляются переменам.
Новички могут влиять на группы, демонстрируя лояльность, придерживаясь линии и создавая психологическую дистанцию от предыдущих групповых принадлежностей.
Группа берет пример с лидера, но откуда берутся лидеры?
Когда лидерам позволяется естественным образом выйти из группы, они делают это, сначала становясь абсолютными конформистами, а затем начинают лидировать в новых направлениях (см. 10 правил, регулирующих группы, № 6).
Независимо от того, подчиняетесь вы или нет, верным признаком лидера является тот, кто говорит первым и чаще всего.
К тому времени, когда группы устоялись, болтовня легко течет вверх и вниз по сарафанному радио.
Это не просто слухи и подозрения, поскольку исследования показали, что виноградные лозы удивительно точны, и до 80% из них верны (см. 10 правил, регулирующих группы, № 9, № 6).
Как групповая психология влияет на производительность
Объем и качество выполняемой (или не выполняемой) работы регулируется группой.
Иногда группы оказывают социальное влияние на производительность, побуждая нас к большим достижениям.
Это чаще всего происходит, когда наш собственный вклад очевиден и когда нас оценивают по сравнению с другими.
В других случаях группы поощряют социальную лень, что приводит к падению нашей продуктивности — иногда на целых 50%, а то и больше.
Это может произойти, когда легче спрятаться в группе, когда мы думаем, что задача не важна, и когда наши индивидуальные действия не оцениваются отдельно.
Психологи обнаружили, что социальное безделье можно уменьшить, повысив важность группы и задачи, а также уменьшив «эффект присоски»: ощущение, что другие бездельничают.
Групповая психология меняет процесс принятия решений
Одной из важнейших функций современных групп является принятие решений.
Судьбы наших семей, наших корпораций, даже наших наций зависят от нашей коллективной способности принимать правильные решения.
К сожалению, психологи обнаружили, что группы страдают всевозможными предубеждениями и сбоями, которые приводят к неправильному выбору.
К счастью, эксперименты выявили несколько простых способов устранения этих недостатков.
Поскольку члены группы часто очень похожи по происхождению и ценностям, они быстро принимают решения большинства.
Психологи называют это групповым мышлением.
Мы можем бороться с групповым мышлением, поощряя подлинное инакомыслие.
Это немалый подвиг, поскольку инакомыслящих часто избегают из-за проблем, которые они представляют.
Поддержка инакомыслящих должна исходить от лидеров.
Кажется вполне естественным, что группы усредняют предпочтения своих членов, но психологи показали, что это часто неверно.
На самом деле люди могут проявлять групповую поляризацию, когда вместе: первоначальные предпочтения фактически преувеличиваются в ходе групповых дискуссий.
Мы можем уменьшить это, избегая однородности в составе группы.
Наконец, самым непонятным из нашего поведения в группах является наша неспособность эффективно обмениваться информацией.
Вместо того, чтобы раскрывать важную информацию, известную только нам самим, исследования снова и снова показывают, что мы говорим о вещах, которые всем уже известны.
Мы можем уменьшить это контрпродуктивное поведение, вспоминая соответствующую информацию перед встречами и гарантируя, что каждый знает об опыте других.
Творчество
Творчество способствует экономическому росту, художественным инновациям и техническим прорывам, благодаря которым наше общество процветает.
Однако группы, если они плохо организованы, могут задушить высокие амбиции.
Психологи давно знают, что практика «мозгового штурма» — верный путь к меньше новых идей и меньше инноваций, чем при индивидуальной работе.
В группах мы бездельничаем, беспокоимся, и наши собственные идеи быстро забываются, пока мы слушаем других.
Оказывается, группы лучше оценивают идеи, чем их генерируют.
Несмотря на свою долговечность, мозгового штурма лучше избегать из-за его первоначальной цели.
Даже когда мы физически удалены от наших групп, они все равно могут препятствовать творчеству через бессознательные стандарты, которые они навязывают своим членам.
То, что психологи называют групповыми нормами, может убить творчество, переопределив его как простое соответствие.
Не случайно некоторые из величайших прорывов в науке и искусстве были сделаны теми, кто работал вне ортодоксии.
Иногда действительно лучше действовать в одиночку.
Сила групп
Группы могут навязывать нам неписаные нормы, искажать или преувеличивать наши решения, даже притуплять нашу креативность, но эти эффекты часто являются оборотной стороной сил, делающих группы сильными.
Несмотря на современную тенденцию к раздробленности районов, семей и рабочих мест, человечество не может выжить, не объединившись.
Мы черпаем свою психологическую идентичность и силу из принадлежности, и группы оказывают нам поддержку в трудные времена (см. исследование групп взаимной поддержки).
Нам просто нужно следить за тем, чтобы лидеров выбирали по правильным причинам, чтобы подчинение не брало верх над разумом, не душило творчество и не ограничивало наши возможности.