Классификация групп — психология
В течение жизни каждый человек непосредственно взаимодействует и общается с другими людьми, реализуя свою общественную сущность. Такое общение происходит в группах.
Группа — объединение людей, созданное на основе определенной общей для них признаки, что проявляется в их совместной деятельности, в частности в общении.
В социально-психологическом анализе групп одной из важнейших проблем является их классификация. Богатство признаков, при этом можно выбрать в качестве критерия, порождает различные ее варианты. Так, в зависимости от того, непосредственными или опосредованными являются взаимосвязи между индивидами, группы делят на условные и реальные.
Условная группа — объединение людей, условно создано исследователем на основе наличия у них общего признака. Члены такой группы могут быть незнакомыми между собой и никогда не встречаться. Признаки условных групп бывают разными: пол, возраст, профессия, этническая принадлежность и др.
Реальная группа — контактное объединение людей, которое образовалось на основе общей для них пространственно-временной признаки. Это ограниченная по размерам сообщество людей, которые в определенное время в определенном месте взаимодействуют и общаются между собой. Время существования реальной группы может быть как коротким, так и длительным. Реальные группы бывают маленькими и большими.
Малая группа — относительно устойчивое объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт индивидов, связанных между собой общими целями, задачами. Численность такой группы — от 2 до 30-40 человек. Человек может одновременно входить в состав нескольких малых групп. Примеры малых групп: семья, студенческая группа, производственная бригада, спортивная команда. Объединение нескольких малых групп образует большую группу.
В психологии малые группы часто разделяют на первичные и вторичные. Первичная группа — объединение людей, связанных между собой родственными узами, дружбой или общими интересами. Главными признаками первичной группы есть контакт лицом к лицу, постоянное общение и малая численность (от 2 до 5 — 7 человек). Вторичная группа — где объединение нескольких первичных групп. Классическим примером первичной группы является семья, а вторичной — община, которая объединяет несколько семей.
В отечественной психологии этот термин имеет несколько иное значение. Выдающийся украинский педагог Антон Макаренко (1888-1939) предлагал делить группы на первичные и вторичные коллективы.
Первичный коллектив, по его мнению, не просто группа индивидов, которые взаимодействуют между собой, а целенаправленный союз личностей. Лица, принадлежащие к первичного коллектива, имеют постоянные деловые и дружеские отношения (класс, производственная бригада и тому подобное).
Вторичный коллектив — группа, состоящая из нескольких первичных коллективов (предприятие, школа и др. .).
По способу образования группы делят на формальные (официальные) и неформальные (неофициальные).
Формальная группа — группа, имеющая внешне заданные социально значимые цели деятельности, юридически определен статус, нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство и установлены права и обязанности лиц, принадлежащих к этой группе. Например, студенческая группа создается на основании распоряжения декана вуза, военное подразделение — по приказу командира воинской части. В таких группах четко определены их численность, а иногда и срок существования.
Неформальная группа не имеет юридически зафиксированного статуса. Она возникает на основе единой направленности психологической мотивации — симпатии, сближения взглядов, убеждений, признание авторитетности, компетентности отдельных лиц в конкретных видах деятельности, определенных увлечений в свободное время. Таковы, например, различные молодежные объединения (рокеры, панки и др.)., Асоциальные группы (воры, наркоманы).
По признаку отношения личности к внутренним норм выделяют референтную (эталонную) группу.
Референтная (эталонная) группа — реальная или мнимая группа, взгляды, нормы которой являются образцом для личности. С ее представителями человек сравнивает себя, на ее нормы и ценности ориентируется в своем поведении и самооценке. Эта группа выполняет нормативную и сравнительную функции.
По уровню развития все группы делят на четыре вида: диффузные, ассоциации (просоциальни и асоциальные), корпорации и коллективы.
Диффузная группа — неустойчивое кратковременное объединение людей, возникает на основе личностно-значимой деятельности. В ней межличностные отношения не опосредует содержание совместной деятельности, поскольку она отсутствует. Состав группы — случайный, отношения устанавливаются на уровне симпатии — антипатии. Примером такой группы есть люди, которые едут в одном купе поезда.
Ассоциация — группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для каждого содержание совместной деятельности. Роли и статусы в такой группе строго детерминированы, но от этого не зависит эффективность совместной деятельности. Ассоциация имеет свои групповые нормы и ценности, которые поддерживают ее функционирования и на которые ориентируются ее субъекты.
В зависимости от направленности деятельности ассоциации разделяют на просоциальни и асоциальные.
Просоциальни ассоциации — группы, ценности которых не противоречат ценностям общества. Асоциальные ассоциации — группы с антиобщественной ценностями. Примером просоциального ассоциации является общество коллекционеров, асоциального — группа подростков — хулиганов.
Корпорация-группа, в которой межличностные отношения опосредуют личностно-значимый для ее членов, но асоциальный содержание групповой деятельности. Корпорацией можно считать хорошо сплоченную группу, противопоставляет себя обществу, нарушает нормы морали и права, преследует корыстные групповые интересы. Это замкнутый объединения, отгороженное от воздействия. Оно имеет авторитарного лидера, который применяет суровые методы управления. Типичным примером корпорации является мафиозная объединения. Асоциальные ассоциации отличаются от корпорации своей структуре и характеру действий. У них нет устойчивого лидера и строгих методов управления.
Коллектив-группа, в которой межличностные отношения опосредуются общественно ценным и личностно-значимым содержанием совместной деятельности. Он является высшим уровнем развития группы, потому что в нем, кроме характерной для предыдущих трех видов групп признаки (личностная значимость деятельности), появляется новая — общественная ценность деятельности. Коллектив является идеальной с точки зрения общества сообществом. Поэтому любое общество стремится воспроизвести себя в коллективах, которые боролись бы за воплощение его идеалов и ценностей.
Итак, классификация групп по уровню их развития основывается на межличностных отношений, возникающих в условиях совместной деятельности.
Загрузка…
Психология групп
12.
07.2012Группа — звено системы общественных отношений, преломляющихся в специфике непосредственных («лицом к лицу») межличностных контактов, развитие которых, опосредованное фактором совместной деятельности, ведет далее к обретению группой разнообразных социально-психологических характеристик.
Выделяют следующие признаки, отличающие группу от простого скопления людей:
- некоторая продолжительность существования,
- наличие общей цели или целей,
- взаимодействие членов группы,
- развитие хотя бы рудиментарной групповой структуры,
- осознание входящими в группу индивидами себя как «мы» или своего членства в группе.
Признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений описываются через ее структурные, динамические и феноменологические характеристики.
Структура группы описывается через статус входящих в нее индивидов. Статус (от лат. statys — положение, состояние) — это положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Наивысшим статусом в группе характеризуется ее лидер и руководитель.
Лидер (от англ. leader — ведущий):
- за ним признается право принимать решения в значимых для группы ситуациях,
- играет ведущую роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе,
- обычно выдвигается стихийно,
- может не иметь официальных прав и обязанностей в группе,
- ему не даны официальные санкции воздействия на подчиненных,
- в сфере своей активности ограничен в основном внутригрупповыми отношениями,
- не несет официальной ответственности за состояние дел в группе.
Выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи (т. е. в сферу инструментальной активности группы) или в сферу эмоциональной активности группы. Соответственно указанным сферам рассматриваются две лидерские роли: роль инструментального (целевого) и роль экспрессивного (эмоционального) лидера (Bales R. F., Sloter P. F., 1955).
Лидирование в сфере ведущей (чаще всего — инструментальной) деятельности группы нередко сопряжено с реализацией действий, имеющих выраженную управленческую окраску. Выделяют следующие лидерские роли: лидер-организатор (осуществляет функцию групповой интеграции), лидер-диспетчер (своего рода дирижер внутригруппового взаимодействия), лидер-генератор идей, лидер-мотиватор, лидер-идентификатор (идентификация — следование поведенческим и личностным характеристикам другого лица как их реальное воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения), лидер-эрудит и др.
Лидерская роль может и не нести в себе организационного начала. Основу лидерского влияния могут составить эмоциональные, нравственные и просто сугубо профессиональные характеристики личности лидера. Лидерство выступает в качестве существенного механизма саморегуляции внутригрупповой жизни. Посредством лидерства упорядочивается система неформальных отношений.
В качестве фактора организации официальной структуры выступает руководство.
Руководитель:
- обычно назначается официально,
- ему официально предоставляются некоторые права и обязанности,
- обладает определенной системой официально установленных санкций для воздействия на подчиненных,
- представляет свою группу во внешней организации и решает вопросы, связанные с ее официальными отношениями вовне,
- несет официальную ответственность за состояние дел в группе.
Основные функции руководителя:
- организация и контроль деятельности подчиненных,
- принятие решения,
- представительство во внешней социальной среде,
- воспитательная функция,
- экспертно-консультативная функция.
Психологическое влияние, оказываемое руководителем на членов группы выражается в том, что он выступает для них не лидером (лидером является кто-то из партнеров «по горизонтали»), а скорее авторитетом, или, лучше сказать, лидирующим авторитетом. Причем авторитет бывает официальным (авторитет должности) и реальным (фактическое уважение, доверие подчиненных и то влияние, которым пользуется руководитель). Должность автоматически не обеспечивает реального авторитета, который нужно завоевывать, подкреплять, отстаивать.
Изучение структуры группы возможно не только через выявление статуса отдельных составляющих ее индивидов, но и через анализ межличностных отношений в группе.
Межличностные отношения — субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, т. е. взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе их совместной деятельности и общения. При этом возможно рассогласование субъективно переживаемых и реально существующих связей индивида с другими людьми.
Для изучения структуры группы используется социометрическая методика
Ключевые слова: Группа
Источник: Творогова Н. Д., Общая и социальная психология
Материалы по теме |
---|
Команда как малая группа Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Понятие групповой психотерапии Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии |
Социально-психологический климат группы и его диагностика Пырьев, Е. А., Психология малых групп : учебное пособие / Е. А. Пырьев. — Москва; Берлин :… |
Понятия роли и ролевого поведения личности в группе Руденский Е.В., Социальная психология |
Проблема группы в социальной психологии Богачкина Н.А., Социальная психология. Шпаргалка |
Межличностные отношения в группах и коллективах Т. Л. Рыжковская, И.А. Коверзнева, В.Г. Игнатович, Н.А. Лобан, С.В. Старовойтова. Основы… |
Базовые принципы функционирования групп Семечкин Н.И., Психология малых групп |
Групповая интеграция Петровский А.В., Психология в России. XX век |
Групповая динамика: Понимание психологии групповой динамики
7 февраля 2022 г.
Членам рабочей силы необходимо понимать, как другие люди действуют в социальной среде. Получение такого понимания привычек, поведения, желаний и норм других людей помогает работникам лучше управлять другими людьми, более эффективно работать с коллегами и создавать лучшую командную культуру и среду. Важнейшим аспектом этого является понимание, которое включает групповую динамику. Человек может действовать одним образом, когда он один, одним способом, когда он со своей рабочей командой, и другим способом, когда он находится со своей семьей. Ниже мы разбираем групповую динамику, то, как группы могут влиять на индивидуальное поведение, и категории групп.
Во-первых, что такое группа?
Чтобы понять, как люди ведут себя в группе, нам сначала нужно точно определить, что такое группа. Простейшее определение группы — это два или более человека, связанных между собой социальными отношениями. 1
Психология групповой динамики – это понимание паттернов, ролей, поведения, структуры и коммуникации внутри групп.
Какие 4 разновидности групп?
Группы можно разделить на 4 разновидности: 1
1) Первичные группы
Первичные группы — это объединения людей, таких как семьи, романтические пары и близкие друзья, которые существуют в близких социальных условиях и, как ожидается, просуществуют в течение длительного периода времени.
2) Коллективы
Коллективы – это группы людей, которые связаны деятельностью, опытом или событием, но распадаются, как только опыт заканчивается. Группа футбольных болельщиков подпадает под категорию коллективов вместе с публикой на концерте или пассажирами в переполненном поезде.
3) Категории
Категории — это широкие, всеобъемлющие группы людей, которые чем-то похожи друг на друга, например, «христиане», «ЛГБТ+» или «американские граждане». Хотя люди в этих группах могут испытывать смутное чувство родства друг с другом, нельзя ожидать, что они будут знать каждого другого человека в своей группе.
4) Социальные группы
Социальные группы — это группы, которые чаще всего встречаются в офисе. Социальные группы могут включать спортивные команды, родительские группы, рабочие группы — по сути, любая группа людей, которые работают вместе, должны достичь цели. Этот тип группы существует по другим причинам, чем основная группа, и требует большей структуры, чем коллективы, потому что они стремятся к общей цели.
Как структура влияет на групповую динамику?
Структура является важным элементом всех групп, но особенно групп задач. То, как структурированы группы, определяет их динамику, то, как они функционируют и как они полагаются друг на друга. Для всех групповых структур существует определенная степень взаимозависимости или чувство зависимости друг от друга в некотором роде. Однако формы этой взаимозависимости могут меняться по мере изменения структуры группы.
Изображения 1 слева показаны несколько различных структурных форм, которые могут принимать группы. В первом случае один член группы имеет влияние на других, во втором — последовательная форма влияния, при которой задача передается от члена к члену. В-третьих, мы видим своего рода взаимозависимость, когда все члены группы в равной степени полагаются друг на друга. Наконец, они имеют двухуровневую структуру, в которой задачи или информация передаются через посредников, а не напрямую из источника.
Как определить, будет ли группа успешной или неудачной?
Типы личности могут очень сильно повлиять на успех или неудачу той или иной группы. Члены группы, которые блокируют общение, перекладывая ответственность и вину на других членов или проявляя слишком большую уступчивость и неспособность двигаться вперед, могут привести к разрушению структуры взаимозависимости.
Группы, члены которых от природы склонны поддерживать других в своей структуре или особенно хорошо умеют разрешать конфликты, оказывают на группу такое же сильное влияние, как и их негативные коллеги2.
Один из приемов, позволяющих добиться бесперебойной работы социальной группы, заключается в выявлении людей в группе с личными качествами, которые будут способствовать продуктивному рабочему процессу, и назначении их на должности в группе, которые позволят им это делать. Сила межличностных отношений внутри группы может определить, насколько хорошо они функционируют в целом.
Заинтересованы в развитии здоровой групповой динамики в вашей организации? Ознакомьтесь с нашими разнообразными виртуальными, личными или гибридными тимбилдингами, чтобы повысить доверие, общение и сотрудничество в вашей команде.
№ Форсайт, Д. Р. (2018). Групповая динамика . Cengage Learning.²Коттлер, Дж. А., и Энглар-Карлсон, М. (2009).
Обучение лидерству в группе: основанный на опыте подход . Мудрец.Анна Уэббер
Участник группы
Подписаться
Подпишитесь на советы по созданию идеальной команды.
Категории
#MusicMondaysApplied ImprovCharitable Team BuildingCompany CultureDiversityDIY Team BuildingDownloadsEnhance Leadership SkillsEnhance ProductivityFeatured ProgramsFrom The FrontlineGeneralGiving BackGlobalImprove EngagementLatest News & EventsMeet the TeamNew and ImprovedOnline LearningOrientation TipsPlanning and PrepPreferred VenuesProblem SolvingPsychology of TeamworkQuotesRemote Team EngagementSuccess StoriesTeam Building PodcastTeam Building TipsTips to Avoid Workplace AnnoyancesTutorialsWordless Wednesday
Выбор персонала
- Ежемесячный обзор событий
- Флаер благотворительного мероприятия
Подкаст
Получите идеи, вдохновение и лучшие практики со всего мира.
Стать гостем Blogger
Есть ли у вас какие-либо полезные советы, рекомендации, руководства или ценная информация о корпоративной культуре?
Узнать больше
Хорошо сочетается с этими видами деятельности.
Подпишитесь на советы по созданию идеальной команды.
Меньше драмы? Повышение производительности и удовлетворенности работой? Да, вы действительно можете оказать влияние, и TeamBonding здесь, чтобы помочь. Подпишитесь на наш блог, чтобы получать полезные советы, рекомендации и идеи.
Больше отличного контента на основе ваших лайков.
От разговоров к действию: создание инклюзивной культуры на работе
Инклюзивность и разнообразие стали очень важными темами для бизнеса в последние несколько лет. Многие сосредотачиваются на инклюзивности из-за беспокойства о внешнем виде, в то время как другие искренне заботятся о том, чтобы инклюзивная культура работала.
Подробнее
Инвестиции в инициативы по благополучию сотрудников
В последние годы благополучие сотрудников стало модным словом, и на то есть веская причина — оно может оказать огромное влияние на ваш бизнес. Сосредоточение внимания на инициативах по благополучию сотрудников может быть отличным способом повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников, что может помочь в достижении вашей прибыли.
Подробнее
Ежемесячный обзор событий
С мартом! Вот и первый месяц весны, мартовское безумие, лучшая командная работа и более счастливые команды. Ознакомьтесь с нашим списком представленных в этом месяце личных, виртуальных, благотворительных и кулинарных мероприятий, которые вы можете попробовать со своей командой ниже. У нас есть что-то для каждой команды. Хотите ли вы отпраздновать День Святого Патрика в офисе или начинаете планировать День административных работников, не упустите возможность улучшить сотрудничество в команде и поднять моральный дух.
Подробнее
8+ лучших весенних тимбилдингов 2023 года
Первый день весны — 20 марта, но в зависимости от того, где вы живете, он может наступить раньше, чем вы думаете. Никогда не рано выйти из спячки и начать планировать что-то для своей команды, особенно после долгой зимы. Независимо от того, работает ли ваша команда удаленно, лично или что-то среднее, существует множество весенних мероприятий и идей по тимбилдингу, чтобы собрать всех вместе.
Подробнее
10 теорий групповой психологии, которые необходимо знать лидерам
Групповая психология находится под сильным влиянием как ее лидера, так и неформального лидера. Проблемные и противоречивые аспекты групповой психологии затрудняют создание высокопродуктивных команд. Лидеры, которые создают сплоченные команды, которые постоянно превосходят ожидания, понимают, как выровнять групповую динамику и сделать это приоритетом.
Несколько лет назад Дэн Пинк выступил на TED с докладом о загадке человеческой мотивации.
Он утверждал, что финансовые стимулы могут работать против производительности сотрудников и что лидеры должны попробовать другой подход — например, придать работе своих сотрудников «смысл» и позволить им улучшить свои навыки (мастерство).
Излишне говорить, что разговоры в сети взорвались. Это была радикальная идея. Но это всего лишь один из длинного списка психологических феноменов, которые противоречат интуиции.
1. Остерегайтесь группового мышления
Групповое мышление — это явление, при котором группа обретает собственный разум. Это происходит потому, что группы сильно влияют на наше поведение. В группах люди делают то, что обычно не делают самостоятельно.
Люди часто не знают, что на них влияет групповое мышление.
Вот почему некоторые эксперты считают, что некоторые методы, которыми мы так дорожим в корпоративном мире, вообще неэффективны. Одним из таких методов опроса является мозговой штурм. В теории это звучит здорово: вы собираете как можно больше идей из группы без цензуры, а потом отсеиваете проигравшие идеи. Предполагается, что две головы всегда лучше, чем одна.
Однако исследователи обнаружили, что самый харизматичный человек склонен брать верх, и даже когда сеансы проводит самый опытный профессионал, люди не могут не подражать другим. Их влияние неосознанно.
Вы не сможете разработать по-настоящему инновационную идею, если вас постоянно помещают в группу, потому что инновация по определению радикальна. Радикальные решения постоянно подвергаются сомнению со стороны группы и уничтожаются до того, как они успевают улететь. Это особенно верно, когда эта идея угрожает положению других членов группы. Или сама группа.
В отличие от группового мышления, социальное давление является сознательным влиянием. Это способ группы сохранить своих членов и обеспечить собственное выживание. Это также способ роста групп.
В отличие от группового мышления, социальное давление является сознательным влиянием. Это не только способ группы сохранить своих членов и обеспечить выживание. Это также способ роста групп.
Вот пример. Представьте себе большую группу мирных демонстрантов. Требуется один человек — искра, зажигающая огонь, — чтобы заставить второго человека (часто члена семьи или друга) вести себя агрессивно. Затем третий человек видит, как двое людей разрушают имущество, и он тоже присоединяется к хаосу.
Так разрастается жестокий бунт. Люди оправдывают свое поведение тем, что это делает группа людей. Слово «давление» не обязательно означает дискомфорт.
Это сознательное решение.
Итак, как это применимо в организациях? Что ж, это то, что специалистов по организационному поведению называют «культурой компании». Если большинство членов вашей группы думают, что делать ровно столько, сколько нужно для «выполнения своей работы», то именно так и будут вести себя новые участники. Изменение корпоративной культуры выходит за рамки статьи, но для начала ознакомьтесь с этим замечательным руководством.
3. Принадлежности
Так почему группы так цепляются за нас? Ну, потому что у нас есть врожденная потребность принадлежать к кому-то одному — человеку было бы трудно выжить в дикой природе 100 000 лет назад.
При отсутствии сплоченной группы люди ее создают. Психологи называют это «парадигмой минимальных групп». В организации эти спонтанные группы называются «кликами». Вы также можете увидеть это в школах. Как вы можете себе представить, клики могут создавать определенные проблемы для лидера, потому что каждая клика имеет свою собственную культуру.
Вот почему лидеры организаций должны проводить мероприятия по формированию команды. Для получения дополнительной информации о построении команды ознакомьтесь с этой отличной статьей о корпоративной культуре.
4. Индивидуальность
Человеческий парадокс групповой психологии заключается в том, что мы стремимся принадлежать к группе, но при этом хотим быть уникальными. Чтобы группы были эффективными, лидеры должны позволять отдельным лицам добавлять в процесс свою индивидуальность.
Например, если вам точно говорят, что и когда делать, и вы должны делать это каждый час, каждый день, пока вы работаете в компании, вы не чувствуете себя удовлетворенным, выполняя эту задачу. Мы хотим чувствовать себя незаменимыми.
Исследование, проведенное Максом Рингельманном еще в 1890-х годах, показало, что люди прилагают на 50% меньше усилий, играя в перетягивание каната в команде из 8 человек, чем в одиночку. Кажется, что когда наши усилия трудно отличить от усилий других участников, мы расслабляемся. Это называется социальная лень.
5. Проклятие знаний
Вы когда-нибудь пытались научить группу рекрутов, как что-то делать, но не могли?
Вы когда-нибудь задумывались о том, что проблема может быть в вас, а не в них? Это может быть Проклятие Знания в игре. То, что кажется очевидным для вас, может быть не таким для новичка. Так что же делать с проклятием знания?
Что ж, попросите обратную связь от вашей целевой аудитории. Это происходит реже, чем вы думаете, как в офисе , так и в классе . Говорящий предполагает, что аудитория понимает, о чем он говорит, что может быть самонадеянным.
6. Самоидентификация
У каждого члена группы есть своя роль, чтобы работать эффективно. Это вы, наверное, уже знаете.
Но вот кое-что, о чем вы, возможно, не знали: люди приспосабливаются к своим ролям в ныне известном эксперименте под названием «Стэнфордский тюремный эксперимент», когда психологи назначают роли охранников и заключенных молодым добровольцам в смоделированной тюрьме. К их удивлению, всего за шесть дней их испытуемые идеально подошли к своим ролям — сотрудники исправительных учреждений стали оскорбительными, а заключенные — покорными.
Так что взгляните на себя хорошенько. Приспособились ли вы к «роли», которая не принадлежит вам?
7. Групповая психология отказа от посторонних
Случалось ли вам когда-нибудь, чтобы в офис приходил новый менеджер и объявлял: «Хорошо, «команда»? Вот как мы собираемся действовать сейчас».
Вы сделали то, что он сказал?
Группы отвергают посторонних и любые попытки изменить их неписаные правила, даже если этот человек является назначенным «лидером». Таким образом, лидеры не составляют группу. Наоборот, именно группа делает лидера.
Это заметил психолог Мерей в 1949 году, когда он увидел, что дети, недавно попавшие в группу, которые прыгали с новыми идеями, обычно отвергались своими сверстниками. С другой стороны, те, кто стал успешным лидером, сначала приспосабливались к групповым нормам, а затем постепенно предлагали новые идеи.
Наблюдения Мерей позже были воспроизведены другими исследованиями — со взрослыми.
8. Сплетни
Сплетники — часть племенной жизни. Вопреки распространенному мнению, сплетням на самом деле хороший для группы.
Если бы вы увидели, что ваш друг Джон съел больше своей порции еды во времена ограниченных ресурсов, и у вас не было возможности посплетничать, конфронтация между вами и Джоном, вероятно, привела бы как минимум к одной смерти или серьезной ссоре. Сплетничая с другими членами группы, вы можете избежать конфликта, и группа будет давить на него, чтобы он изменил свою жадность, используя тонкие намеки (например, отказ делиться с ним едой).
Несомненно, сплетни вредят другим, но их можно использовать и во благо. Если вы положительно говорите о Джоне за его спиной, это сообщение становится более важным для других членов группы, потому что оно воспринимается как подлинное.
Учитывая это, когда новости дойдут до Джона, ваши отношения с ним взлетят до небес, чего нельзя достичь простой похвалой лицом к лицу.
9. Конкурс
Третий пункт показал, как могут образовываться клики и создавать особые проблемы для лидера. Это одна из таких задач.
Был ли у вас когда-нибудь опыт, когда вы находите кого-то «хорошим человеком» в отдельности, но группа, к которой он принадлежит, не является разумной силой в мире? Например, вы можете обнаружить, что ваша соседка — замечательный человек, пока вы не узнаете, что она принадлежит к другой политической партии.
Другими словами, группы порождают невзгоды.
В группах мы не можем не конкурировать с противоборствующими группами. Исследование 2001 года, проведенное психологом Insko et al. использовали классическую игру «Дилемма заключенного» для измерения конкурентоспособности в группе по сравнению с одиночкой. Он обнаружил, что в одиночку люди были конкурентоспособны в 37% случаев. Они были конкурентоспособны 54% времени, в группах – более 50%.
Конкуренция между кликами в компании может быть очень разрушительной. Каждый отдел усложняет работу другого. Некоторые эксперты считают, что именно так Enron рухнула. Enron, бывший образец организационного управления, до крайности поощряла конкуренцию между своими подразделениями.
10. Эффект ореола
Если я скажу, что физическая привлекательность влияет на то, кого вы нанимаете, вы, вероятно, будете это отрицать. Но исследование за исследованием показывают, что мы предпочитаем привлекательных людей их менее привлекательным коллегам, даже если их предполагаемая работа не имеет ничего общего с красотой. Мы воспринимаем красивых людей как более умных, трудолюбивых, честных и организованных.
Это называется «Эффект ореола».