Групповая дискуссия
13.02.2012
Групповая дискуссия — метод групповой психотерапии. Наряду с термином групповой дискуссии употребляются такие понятия, как «свободная дискуссия», «неструктурированная дискуссия» и др.
Групповая дискуссия рассматривается как основная, опорная форма групповой психотерапии, по отношению к которой другие методы групповой психотерапии (психодрама, психогимнастика, проективный рисунок, музыкотерапия) выступают как вспомогательные. Разделение методов групповой психотерапии на основные и вспомогательные связано с представлением об их различных функциях. Так, полагают, что групповая дискуссия в большей степени направлена на реализацию собственно психотерапевтической функции, в то время как вспомогательные методы в основном способствуют личностной диагностике. Однако такое деление в значительной степени условно. Личностная диагностика в процессе групповой психотерапии (раскрытие пациентом собственных проблем, «диагностика» их им самим, другими членами группы и психотерапевтом) и собственно процесс психотерапии (осознание пациентом своих проблем и конфликтов и их переработка и коррекция) тесно связаны и представляют собой единый процесс, отдельные элементы которого могут быть обособлены лишь теоретически.
Традиционно групповую дискуссию относят к вербальным методам групповой психотерапии, так как основным средством взаимодействия здесь является вербальная коммуникация, а в центре анализа находится преимущественно вербальный материал. Подобное деление также условно, так как анализ невербального поведения, согласованности или противоречивости вербальной и невербальной коммуникации составляет существенный аспект групповой дискуссии.
Принятая в литературе классификация предполагает выделение в качестве предмета групповой дискуссии биографию пациента, определенные темы и интеракции (межличностное взаимодействие в группе), т. е. различают биографическую, тематическую и интеракционную ориентации групповой дискуссии. В разных направлениях групповой психотерапии эти ориентации имеют разный удельный вес. Обычно в качестве ведущей выделяют интеракционную ориентацию, поскольку она определяет специфику групповой психотерапии как метода, основанного на использовании в лечебных целях групповой динамики, обеспечивая реализацию одного из важнейших факторов лечебного действия в рамках этого метода — обратной связи.
Интеракционная ориентация направлена на анализ особенностей межличностного взаимодействия в группе и ситуаций, возникающих в ходе группового процесса.
Биографическая ориентация предполагает обсуждение истории жизни пациента, отдельных эпизодов и событий его биографии, его проблем, конфликтов, отношений, установок, особенностей поведения на протяжении жизни. Тематическая ориентация концентрирует внимание группы на актуальных для большинства участников общих темах. Однако на практике активность группы бывает различной: в течение одного сеанса могут затрагиваться как актуальные проблемы деятельности группы, так и темы, связанные либо с историей жизни отдельного пациента, либо с общими для всех проблемами и трудностями. Это означает, что в процессе одного сеанса, как правило, можно наблюдать неоднократные изменения ориентации групповой дискуссии. Так, интеракционно ориентированное вначале занятие (например, обсуждение ролевой структуры группы и конкретных ролей и позиций ее участников) может в дальнейшем принять биографическую направленность с концентрацией внимания на одном из пациентов (играющем в этой структуре важную роль) и привлечением биографического материала для того, чтобы показать пациенту повторяемость его реакций, способов поведения, характерных ролей, позиций, установок, конфликтов и помочь ему понять более глубокие причины собственного поведения.
Существующая тенденция к игнорированию биографической направленности групповой дискуссии в значительной степени ограничивает лечебный, психотерапевтический материал данного метода и не является оправданной ни в практическом, ни в теоретическом плане. Так, при анализе общих факторов психотерапии (в частности, факторов, характеризующих стратегию психотерапевта вне зависимости от теоретической ориентации) большинство исследователей указывают на сочетание в процессе психотерапевтической работы принципов «там и тогда» и «здесь и теперь» (т. е. использование в ходе психотерапии как материала, связанного с историей жизни пациента и его межличностным взаимодействием в реальной жизни, так и с актуальным поведением и межличностным взаимодействием в процессе психотерапии) как важное условие эффективности психотерапии. Безусловно, опора на анализ группового взаимодействия, обратная связь, содержащая информацию об актуальном поведении пациента, являются основой групповой дискуссии. Однако содержание обратной связи становится более достоверным и убедительным для пациента, если он имеет возможность соотнести эту информацию с прошлым жизненным опытом. Процесс осознания облегчается, если непосредственное эмоциональное переживание и новая информация могут быть дополнены анализом собственных переживаний, собственного поведения, характерных отношении и установок, проявляющихся в реальной жизни вне группы.
При этом наиболее конструктивным представляется не изолированное обсуждение биографии пациента (иногда в группе каждый участник по очереди, по кругу рассказывает о себе), а спонтанное обращение к биографическому материалу на основании анализа группового взаимодействия.Ключевые слова: Группа, Психотерапия
Источник: Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия
Материалы по теме |
---|
Групповая психокоррекция Осипова А.А., Общая психокоррекция |
Понятие групповой психотерапии Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии |
Гетерогенная группа Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии |
Методы групповой психотерапии Старшенбаум Г. В., Групповой психотерапевт |
Эффективность групповой психотерапии Федотов А.Ю., Основы индивидуальной и групповой психотерапии |
Групповая психотерапия Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Групповая психотерапия подростков Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Психотерапевтическая группа Б. Карвасарский, Психотерапевтическая энциклопедия |
Групповая дискуссия, как метод социальной психологии
1. ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ КАК МЕТОД СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
План:1.
Сферы применения групповой дискуссии
2.
Понятие групповой дискуссии, ее типы
3.
Стадии дискуссии
4.
Проблема обработки полученных
результатов
2.
1. Сферы применения групповой дискуссии1. СФЕРЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИВ рамках социальной психологии групповая дискуссия имеет
разные сферы применения:
1. В диагностической работе (при аттестации кадров, при
изучении представлений, выявлении индивидуальных
особенностей членов группы, групповых аспектов, типа
команды).
2. В индивидуальной и групповой консультативной работе
(изменение отношения к себе, к другим объектам и субъектам
социального мира, изменение структуры группы, ее норм и
ценностей)
3.Как основа для других методов (фокус-группа, этап ролевой
игры, тренинга).
3. 2. Понятие групповой дискуссии, ее типы
2. ПОНЯТИЕ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ, ЕЕ ТИПЫПонятие «дискуссия» от латинского discussio – исследование, рассмотрение, разбор.
В социальной психологии Н. Н. Богомолова и Л. А. Петровская рассматривают
дискуссию как вид взаимодействия людей в процессе непосредственного общения.
Макшанов С. И. рассматривает дискуссию как одно из основных средств
реализации принципа субъект-субъектного диалогического взаимодействия. Она
(дискуссия) позволяет объективировать совокупности точек зрения на конкретную
проблему, собрать информацию, выявить меру различий существующих точек
зрения, создать всесторонний образ предмета обсуждения.
Захаров В. П., исследуя роль дискуссий при обучении руководителей, дает
следующее определение дискуссии: «дискуссия – это процесс организованного,
последовательного высказывания мнений по каждому конкретному вопросу,
составляющему часть цепи из взаимосвязанных, взаимодополняющих и вместе
раскрывающих обсуждаемую проблему вопросов
4. Классификации, типы дискуссий
КЛАССИФИКАЦИИ, ТИПЫ ДИСКУССИЙ1.Классификация А.Н.Соколова. В основу ее положен характер ведущего противоречия. В соответствии с этим
дискуссии разделяются на возникшие:
— из-за постановки проблемы (правильно или нет сформулирована проблема),
— из-за обоснования решения проблемы,
из-за предложенного решения проблемы.
2. По характеру решаемых задач в группах СПТ предметом дискуссии могут быть:
— интеллектуальная задача
— социальная, в том числе межличностная
личностная задача (например, внутриличностный конфликт).
3.Мирский Э.М. выделяет три типа дискуссии в зависимости от достигаемого результата:
— продвижение по проблеме (частичное решение),
— переубеждение оппонента или привлечение его на сторону,
воздействие на пассивную аудиторию.
4. В. Быков делит дискуссии по трем основаниям:
— по уровню профессиональности (публичные и профессиональные),
по социометрической связанности: (где каждый защищает свои интересы, где каждый защищает интересы
своей подгруппы).
5. По степени управляемости можно выделить три типа дискуссии:
с лидером, без явного лидера, с переменным лидерством.
6. Л.А. Петровская и Н.Н. Богомолова считают, что в качестве общей цели дискуссии может выступать цель –
раскрытие или решение какой-либо проблемы. Эта цель конкретизируется в комплексе более частных целей, в
соответствии с которыми, можно выделить три типа дискуссии.
— сбор и упорядочивание информации по обсуждаемой проблеме (стадия ориентировки и сбора информации),
— поиск альтернативных подходов и их обоснование (стадия оценки),
— выбор оптимальной альтернативы (стадия подведения итогов).
7. В практике психологической работы существует разделение дискуссий на конструктивные и
неконструктивные.
Неконструктивной бывают дискуссии, когда имеет место бесплановый неконтролируемый обмен мнениями,
состоящий из спонтанных стихийных диалогов между лидерами группы или отдельными участниками при
невысказанности других.
Конструктивная дискуссия, как правило, является средством для достижения цели.
8. По стратегии ведения групповой дискуссии (Л.А.Петровская, Н.Н.Богомолова) выделяют три типа ведения
групповой дискуссии:
Свободный,
Программированный,
Промежуточный (компромиссный)
Все эти классификации условно можно разделить на две группы.
В первую группу входят классификации, основанные на предметно-содержательном
обсуждении. Это типы дискуссии:
— в зависимости от характера ведущего противоречия (А. Н. Соколов),
— от достигаемого результата (Э.М. Мирский),
— от цели дискуссии, (Г. В. Быков),
-от ее предмета (Л.А. Петровская, Н.Н. Богомолова и др.).
Во вторую группу входят классификации, в основании которых лежит такой критерий
как особенности коммуникации. Здесь можно назвать такие основания для выделения
типов дискуссий как
конструктивность (конструктивные, неконструктивные),
степень управляемости (с лидером, без явного лидера, с переменным лидерством),
— стратегия ведения дискуссии (свободная или неуправляемая, промежуточная,
программированная или управляемая) (Л.А. Петровская, Н.Н. Богомолова, В.Н.
Воронин, А.В. Тышковский, А.В. Филиппов).
7. 3. Стадии дискуссии
3. СТАДИИ ДИСКУССИИ1. Стадия ориентировки – от ведущего требуется сформулировать цель и
тему дискуссии, добиться однозначного понимания темы всеми
участниками, создать заинтересованное отношение к теме. Заранее
совестно установить время дискуссии. От участников требуется
расположение (в форме круга или подковы) и включенность в
дискуссионную группу (принцип добровольности, знакомство,
установление доверительного психологического контакта,
предварительная отработка базовых для дискуссии навыков: умение
слушать, понять, выразить и передать полученную информацию).
2. Стадия сбора информации -здесь важно получить новые идеи по этой
проблемной ситуации. Видимо наиболее адекватным средством
реализации этого будет процедура «мозгового штурма», позволяющая
раскрепостить творческие процессы и получить банк новых подходов. На
этом этапе действуют участники, цель которых состоит в том, чтобы
набросать как можно больше предложений относительно решения
обсуждаемой проблемы.
3. Стадия оценки
Происходит сортировка поступивших предложений: отсеиваются
непригодные, откладываются спорные, принимаются очевидные удачи. В
конечном итоге группа получает довольно богатый опыт различных
вариантов решения проблемы. Для критического отбора идей можно
использовать следующие приемы оценки идей:
• идеи группируются по соответствующим основаниям,
• идеи анализируются метод «от противного» (почему данная идея не
может быть реализована),
• отсекаются «дикие идеи»,
• каждый участник проделывает личную мозговую атаку, создавая на
основе зафиксированных идей нечто новое.
• группа располагает идеи по степени важности.
Ведущий на этом этапе катализирует процесс, чаще всего это
является подведением частичных итогов, позволяющих переходить к
следующему этапу обсуждения.
4. Стадия подведения итогов
На стадии подведения итогов руководителю необходимо говорить о
сопоставлении полученных результатов с целями дискуссии.
Подведение итогов – это формулирование решения (вариантов решений),
к которому пришла групповая дискуссия (предметно-содержательное
обсуждение) и определение алгоритма получения этого решения (реализация
эффективной коммуникации в группе). И то и другое является одинаково
важным. Эффективная групповая дискуссия нуждается в гармоничном
сочетании активности, направленной на продуктивное решение задачи, и
активности, ориентированной на психологическую поддержку участниками
друг друга. Члены группы могут принять на себя в ходе работы различные
роли. Среди ролей связанных с предметно-содержательным обсуждением и
решением задачи можно назвать такие как аналитик, критик, разработчик,
организатор, контролер и т. д. Среди ролей, связанных с реализацией
эффективной коммуникации и, таким образом, обеспечением психологической
поддержки можно назвать эмоционального лидера, поощрителя,
гармонизатора.
4. Проблема обработки полученных результатов.
Поскольку программированная (организованная) групповая дискуссия является
оптимальным методом сбора информации (среди других типов дискуссии), то актуальным
является вопрос об эффективности ее проведения и как следствие этого обработки
полученных данных. Обработка в зависимости от цели исследования может вестись в двух
направлениях, которые были указаны выше.
Первое направление – это анализ результатов предметно-содержательного обсуждения
(анализ того, что разработала группа)
Второе направление – это анализ эффективной коммуникации (как работала группа).
Обработка того и другого направления может быть качественной, а может быть
количественной. Анализ первого направления непосредственно связан с темой групповой
дискуссии и является всегда индивидуальным. Поэтому мы остановимся на одном из
вариантов количественной обработки эффективной коммуникации, как наиболее
универсальном способе обработки полученных результатов любой дискуссии.
В связи с этим введем понятие эффективности проведения групповой дискуссии
(соответствие ее результата поставленной цели – достижению единого группового
решения (мнения), с которым должны быть согласны все члены группы.
Указанные критерии эффективности можно оценить по следующим показателям:
1) отклонение среднегруппового мнения после дискуссии от решения принятого
группой (Пс-г),
2) коэффициент согласованности-рассогласованности мнений членов группы после
дискуссии (Кс-п).
Затем анализ полученных результатов может касаться рассмотрения ряда
показателей таких вторичных факторов как
средняя коммуникативная активность в группе (количество зафиксированных
речевых актов в течение дискуссии на одного члена группы),
интенсивность общения (количество речевых актов в минуту),
доля речевых актов, обращенных к группе (это отношение речевых актов,
обращенных к группе к общему числу зафиксированных речевых актов в ходе
дискуссии),
доля пассивных членов дискуссинной группы (по отношению к общему
количеству участников дискуссии),
коммуникативная активность ведущего (отношение речевых актов ведущего к
общему числу речевых актов, зафиксированных в ходе дискуссии).
В целом, в результате экспериментальных исследований выявлено, что
управляемая
дискуссия
побуждает
руководителя
проявлять
большую
коммуникативную активность, оказывать действенное влияние как на процесс
обсуждения, так и на самих членов группы. Целенаправленное воздействие
ведущего создает благоприятные условия для упорядоченного хода дискуссии,
меньше остается пассивных членов группы. В свою очередь это несколько
повышает коммуникативную активность группы, но интенсивность общения при
этом немного уменьшается.
Дискуссия в фокус-группе
Целью фокус-группы является сбор людей с похожим опытом или образованием для углубленного разговора на конкретную тему. Вы можете думать об этом как о своего рода качественном исследовании, в ходе которого вы спрашиваете о мыслях и мнениях людей.
Участникам обсуждения в фокус-группе (ФГД) предлагается участвовать в беседе с другими членами группы, в отличие от других методологий исследования. В большинстве случаев организатор ФГД опрашивает таким образом небольшую группу из 8-12 человек. Модератор или интервьюер нелинейно обсуждает различные интересующие его темы.
Каковы особенности обсуждений в фокус-группах?
Ниже приведены особенности обсуждений в фокус-группах (ФГД).
- Это организованная беседа с группой людей, чтобы узнать об их идеях и опыте по конкретному вопросу.
- ФГД подходит для сбора нескольких точек зрения на один и тот же предмет.
- Этот метод позволяет получить представление об общих знаниях людей о повседневной жизни и о том, как на отдельных людей влияет их пребывание в группах.
- Лидерство в группе и навыки межличностного общения имеют решающее значение для успеха модератора.
Примеры дискуссий в фокус-группах
Примеры дискуссий в фокус-группах:
- Группа родителей на собрании дошкольников
- Общий опрос, проводимый политической партией
Преимущества открытых ФГ и дискуссий бесплатно генерировать свежие идеи, которые могут оказаться весьма полезными при принятии решений.
Недостатки дискуссий в фокус-группах
- Они дороже, потому что организатор должен компенсировать участникам.
- Участники чувствуют, что находятся под присмотром, поэтому не выставляют напоказ свое честное мнение.
- Модератор может быть разочарован, так как результаты могут быть необъективными.
Какие навыки необходимы для проведения ФГД?
Как и любые методологии исследования/обучения, обсуждения в фокус-группах требуют значительных способностей, компетенций и знаний. Исследователь должен быть гибким и свободным от предубеждений и предубеждений.
Полное понимание предмета, вопроса или темы, которые необходимо изучить, требует как теоретических знаний, так и реальной практики.
Владение языком, на котором будут вестись беседы: обсуждения в фокус-группах не могут проводиться с помощью переводчика или третьего лица, независимо от их способностей.
Для организации и проведения фокус-группового интервью требуется обширный опыт группового процесса. Крайне важно понять, как вести интервью, чтобы один или два человека не доминировали в нем. Модератор должен обеспечить среду, в которой те, кто не очень общителен, также могут высказать свое мнение.
Интервьюер должен иметь подготовку или опыт ведения групповых дискуссий. Этот навык имеет решающее значение, поскольку неопытный модератор может непреднамеренно задушить свободное течение беседы и сделать необоснованные выводы и результаты.
Что нужно делать в отношении обсуждений в фокус-группах?
Вот что требуют от организатора ФГД.
- Будьте невинным слушателем или наблюдателем и одевайтесь в одежду, которая соответствует одежде других.
- Действуйте так, как если бы вы были участником, и вы получите равное обращение.
- Выглядите невинно, как будто ничего не знаете, даже если знаете.
- Составьте список всех вопросов, которые вы хотите задать. Вам просто нужно запустить фокус-группу. Как только вы запустите его, он должен почти запуститься сам.
- Начните с открытого вопроса.
- Первый вопрос должен быть общим, чтобы разогреть людей, например, что участники думают о проблеме.
- Если вы услышите о чем-то, о чем никогда раньше не слышали, попросите человека рассказать вам об этом подробнее.
- Если кто-то предлагает вам ответ «обычного материнства», попросите его привести пример.
- Если у кого-то есть точка зрения, спросите других в группе, согласны ли они.
- Объясните с самого начала, что вы будете соблюдать конфиденциальность, что вы пригласили их к общению и что произойдет с информацией, которую они вам предоставят. Если будет отчет, опишите, кто его получит и как получатель будет его использовать.
- Чтобы заинтересовать всех, пройдитесь по комнате и попросите каждого человека ответить на ваш первый вопрос.
- Продолжайте хвалить и благодарить людей за их вклад.
- Дайте им почувствовать, что их вклад ценится и ценится.
- Будьте чуткими к трудностям, с которыми сталкиваются люди, даже если вы считаете, что некоторые из них используют фокус-группу, чтобы выговориться.
- Регулярно задавайте вопросы определенному человеку, чтобы привлечь его внимание.
- Не стесняйтесь менять порядок вопросов, если кто-то поднимает что-то, относящееся к более поздней теме.
Что нельзя делать в обсуждениях в фокус-группах?
Во время ФГ организатору запрещается делать следующее:
- Не задавать наводящие вопросы, т. е. такие, которые могут подразумевать, что вы ищете конкретный ответ.
- Не задавайте вопросы «да» или «нет», так как они не приглашают к разговору. Но, если вы ошиблись, вы можете добавить «почему».
- Не задавайте двусмысленных вопросов. Люди не могут ответить на два вопроса одновременно.
- Не говорите никому, что он не прав. Не исправляйте их.
- Не высказывать никаких мнений.
- Как правило, избегайте отключения людей. Примите их вклад, каким бы он ни был.
- Если кто-то кажется очень робким, не заставляйте его говорить.
- Не стыдись, если ты ничего не понимаешь. Идите и попросите объяснить. Ваша цель — объяснить неизвестное, расплывчатое и двусмысленное.
- Никогда не говорите о фокус-группах после исследования.
Заключение
Таким образом, обсуждение в фокус-группе представляет собой подход к качественному исследованию, который в основном используется в социальных науках.
Он находит применение в нескольких областях, таких как управление, маркетинг, принятие решений и информационные системы. Выделяются его общие качества: групповая однородность, последовательность сеансов, сбор качественных данных и предметный акцент.
Этот исследовательский подход можно использовать отдельно или вместе с другими стратегиями для улучшения дизайна исследования.
Фокус-группы — IResearchNet
Фокус-группы — это один из основных инструментов сбора качественных данных, используемых в промышленной и организационной психологии. Согласно Р. А. Крюгеру (1994), фокус-группа — это тщательно спланированная дискуссия, предназначенная для получения представления об определенной сфере интересов в разрешительной и не угрожающей среде. Его можно использовать для изучения множества вопросов, и это очень популярный метод как в исследованиях рынка, так и в психологии. Хотя о фокус-группах можно сказать многое, учитывая их широкое распространение, здесь будут подчеркнуты три темы: (а) основы фокус-групп, (б) другие важные факторы и (в) применение фокус-групп.
Основы фокус-группы
При проведении фокус-группы необходимо учитывать четыре ключевых фактора: (а) процесс, (б) содержание, (в) состав группы и (г) анализ данных.
Что касается процесса, то в идеале фокус-группа должна состоять из 10-12 человек, хотя она, безусловно, может быть меньше или намного больше. Как отмечают Джанин Вацлавски и Стивен Рогельберг (2002), его обычно возглавляет фасилитатор, который задает вопросы исследования, и ему помогает писец, который делает записи. Крайне важно, чтобы фокус-группу возглавляли как фасилитатор, так и секретарь; один человек не может в достаточной степени управлять группой, задавать вопросы, запрашивать дополнительную информацию и вести записи сеансов в режиме реального времени. Хотя часто возникает соблазн упростить процесс, чтобы один человек выполнял обе роли, это не рекомендуется ни при каких обстоятельствах. Продолжительность фокус-группы обычно составляет от одного до двух часов. С точки зрения местоположения, место, где люди чувствуют, что они могут свободно говорить, лучше всего. Это приведет к более высокому качеству данных. В большинстве случаев предпочтение отдается конференц-залу за пределами офиса. Обычно это создает атмосферу открытости и способствует откровенному общению. Эти факторы имеют решающее значение для успеха фокус-группы.
По мнению некоторых, в том числе Крюгера, фокус-группа может быть структурированной или неструктурированной по желанию ведущего. Однако Вацлавски и Рогельберг указывают, что это не считается передовой практикой. Фокус-группы, как правило, проходят наиболее гладко и дают более качественные данные, когда содержание исследования определяется задолго до сессии. Для этого большинство фасилитаторов разрабатывают и используют так называемое руководство по обсуждению. Это документ, который содержит подготовленное введение к сессии, конкретные исследовательские вопросы, которые необходимо задать группе, и закрытие сессии. Введение важно, потому что оно задает тон и основные правила фокус-группы. Обычно он содержит приветственное заявление; введение в тему фокус-группы; знакомство с ведущим, писцом и участниками; и правила, касающиеся конфиденциальности данных и конечного использования результатов. Большая часть руководства по обсуждению сосредоточена на вопросах для встречи и соответствующих вопросах для последующих действий.
Независимо от того, насколько хорошо составлены вопросы, во время фокус-групп всегда есть некоторая степень текучести и неожиданности. Это нормально и является частью того, что делает этот метод сбора данных таким богатым. Закрытие сеанса обычно состоит из повторения конфиденциальности и целей, для которых будут использоваться данные, а также контактной информации фасилитатора.
Состав группы очень важен, и есть два варианта выбора: выбирать ли однородных (похожих) или разнородных (смешанных) участников. Однородные группы состоят из участников, схожих по набору параметров, которые считаются критически важными для результатов фокус-группы. Это такие факторы, как возраст, пол, уровень образования, социально-экономический статус, этническая принадлежность или географическое положение. И наоборот, гетерогенные группы состоят из смеси участников, различающихся по этим ключевым параметрам. Хотя на протяжении многих лет велись серьезные споры о том, какой подход лучше, современное мышление поддерживает представление о том, что однородные группы предпочтительнее, как отмечают Вацлавски и Рогельберг. Проще говоря, группы с похожими участниками дают более целенаправленные результаты, что, в конце концов, и является целью фокус-группы. Кроме того, когда исследование тщательно спланировано, сочетание разных однородных групп приведет к разнородной смеси участников.
Наиболее распространенным подходом к анализу данных фокус-групп является кодирование контента. Он состоит из расшифровки всех заметок из фокус-группы, определения основных тем или областей содержания, присутствующих в данных, и подсчета частоты ответов по каждой теме (см. подробное обсуждение этого процесса).
Другие важные факторы, которые следует учитывать
На первый взгляд проведение фокус-группы и анализ данных фокус-группы могут показаться простыми по сравнению с другими методами исследования (т. е. методами более количественного характера). Однако, поскольку фокус-группы носят качественный и несколько субъективный характер, существует множество нюансов, связанных с освоением этого метода исследования, которые могут существенно повлиять на результаты. В частности, решающее значение имеет уровень мастерства фасилитатора. Неподготовленный или плохо обученный фасилитатор в лучшем случае внесет предвзятость экспериментатора, а в худшем сделает исследование полностью недействительным. Например, направляя ответы участников (в отличие от более объективного подхода, заключающегося в поддразнивании ответов), не пытаясь получить информацию от более интровертных участников (позволяя некоторым сильным членам группы доминировать) или позволяя группе идти дальше. Помимо непродуктивных касательных, плохой фасилитатор может сильно повлиять как на сеанс, так и на полученные данные.
Поддержание одинаковых условий в фокус-группах также важно для сведения к минимуму нежелательных ошибок, возникающих в результате воздействия различных контекстов. Использование одного и того же фасилитатора (или проверки надежности между участниками, если это невозможно), одного и того же руководства по обсуждению и одной и той же организации собрания важно для обеспечения одинакового опыта в фокус-группах. В конце концов, детали, какими бы мелкими они ни были, очень важны.
Применение фокус-групп
Фокус-группы имеют множество применений в области промышленной и организационной психологии. Их можно использовать как самостоятельный метод исследования или как дополнение к другим методам. Фокус-группы часто используются в одиночку, когда исследователь хочет подробно изучить тему с группой людей, которые могут дать важную информацию, выходящую за рамки того, что предлагает традиционный опрос. Они часто используются для сбора данных об отношении или мнениях участников по определенной теме или набору связанных тем. Например, организация может провести фокус-группу, чтобы оценить уровень удовлетворенности своих сотрудников ее текущей программой льгот, выяснить, доверяют ли сотрудники высшему руководству, или даже изучить отношение и мнение сотрудников о признании, которое они получают за свою работу. их работы.
В других случаях фокус-группы используются в сочетании с опросами (обычно постфактум) для изучения вопросов, которые были обнаружены в ходе опроса, но не объяснены достаточно подробно, чтобы удовлетворить исследователя или ответить на поставленный исследовательский вопрос. В отличие от опроса, фокус-группа позволяет вести открытый диалог между исследователем и участниками, позволяя глубже изучить важные вопросы. Таким образом, фокус-группы могут быть очень полезными, особенно если опрос не содержит вписанных или открытых вопросов или если результаты опроса в каком-то отношении неясны.
В целом, независимо от того, используются ли они отдельно или в сочетании с другими методами исследования, фокус-группы являются чрезвычайно важным инструментом прикладного исследования.
Ссылки:
- Krueger, R.A. (1994). Фокус-группы: Практическое руководство по прикладным исследованиям (2-е изд.). Тысяча дубов, Калифорния: Sage.
- Моррис, Р. (1994). Компьютеризированный контент-анализ в управленческих исследованиях: демонстрация преимуществ и ограничений. Журнал менеджмента, 20, 903-931.
- Вацлавски, Дж., и Рогельберг, С.Г. (2002). Интервью и фокус-группы: Квинтэссенция методов развития организации. В J. Waclawski & AH Church (Eds.