3.2. Идентичность: понятие, модель.
Идентификация – это процесс единения и отождествления субъекта с собой или другим субъектом и усвоение его характеристик (целей, мотивов, ценностей и др.), а идентичность – это некоторый этап идентификации, предполагающий ощущение и переживание субъектом аутентичности или принадлежности к другому (индивиду, подгруппе, группе), более или менее устойчивое воспроизведение собственных особенностей или характеристик другого. Иначе можно сказать, что идентификация и идентичность выступают в неразрывном единстве как процесс и состояние, причина и следствие, что соответствует достаточно распространенной точке зрения.
В социальной психологии существуют две крупные ветви исследования идентификации и идентичности в области групп.
В одной из них, теоретически и эмпирически разнородной, внимание сфокусировано на межличностной идентификации. Это явление понимается, например, как процесс соотнесения ценностных характеристик участников межличностного взаимодействия, обуславливающий уподобление значимому другому и воспроизведение его личностных и поведенческих характеристик.
Другая исследовательская ветвь представлена междисциплинарным направлением социальной идентичности, ключевыми концептами которого являются: социальная и персональная идентичность, коллективное и индивидуальное «Я», социальное сравнение и категоризация/самокатегоризация, прототипы и деперсонализация, социальная аттракция. В этом направлении акцент делается на социальной идентичности, которая связана с социальной категоризацией индивидом себя и других и предполагает его самоопределение в терминах принадлежности к одним социальным категориям вместе с эмоциональным и ценностным значением, придаваемым этой принадлежности, в противоположность другим категориям. Социальная идентичность является сутью коллективного самоконструирования — “мы”, “нам”, “нас”.
В микрогрупповой теории разработана и апробирована многомерная модель проявления идентичности в группе. Для построения модели использованы два критерия и соответственно им два измерения проявления идентичности.
Первый критерий – объект идентичности.В малой группе в качестве объекта идентичности (и идентификации) индивида может выступать другой индивид, неформальная подгруппа, группа. Поэтому можно выделить следующие уровни проявления идентичности в группе:
межличностная (М): идентичность между индивидами внутри неформальных подгрупп, между представителями разных подгрупп, между «самостоятельными» членами группы, между представителями неформальных подгрупп и «самостоятельными» членами группы;
микрогрупповая (МГ): идентичность индивидов с неформальной подгруппой в группе;
групповая (Г): идентичность индивидов с группой.
Межличностная идентичность – это знание и переживание человеком своей сопричастности значимому другому индивиду, направленность на восприятие себя и других, а также выстраивание собственного поведения в соответствии с усвоенными характеристиками этого другого. Микрогрупповая и групповая идентичность – это знание и переживание индивидом своей принадлежности к какой-то подгруппе/группе, готовность воспринимать себя и других, мыслить и действовать в соответствии с усвоенными значимыми характеристиками этой подгруппы/группы.
Второй критерий – содержательные компоненты идентичности. Учитывая накопленный опыт, можно в общих чертах охарактеризовать компоненты проявления идентичности в группе:
когнитивный (К): ощущение субъектом своей сопричастности значимому другому (индивиду, подгруппе, группе) и интегративной связи с ним, восприятие себя и других в соответствии с характеристиками значимого другого;
аффективный (А): переживание субъектом связи с другим и оценка позитивности этой связи, переживание своего соответствия другому и событий, происходящих с ним;
поведенческий (П): относительно устойчивое воспроизведение субъектом в своих действиях и поступках значимых характеристик другого, а также поведение в соответствии с его ожиданиями.
Все три компонента содержатся на каждом уровне проявления идентичности – межличностной, микрогрупповой, групповой, но на каждом из них имеют свое содержание.
Имеется ряд особенностей проявления И. в группе. По группе в целом и внутри неформальных подгрупп разные уровни И. имеют различную меру выраженности. Для подавляющего большинства членов группы более характерна микрогрупповая И. Из двух других, межличностная И. более актуальна для индивидов внутри подгрупп, а групповая И. – в контексте всей группы. Это свидетельствует о явлении асимметрии уровней проявления И. в группе. Кроме того, межличностная И. по всем компонентам сильнее проявляется внутри подгрупп, чем по группе в целом, что представляет собой явление асимметрии проявления межличностной И. в групповой структуре.
Общей для всех уровней И. особенностью является более сильное проявление аффективного компонента по сравнению с когнитивным и поведенческим.
Что касается двух последних компонентов, то по группе в целом для межличностной и микрогрупповой И. характерно преобладание когнитивного компонента над поведенческим, а на уровне групповой И. – одинаковая мера их выраженности. Идентичность членов со своей подгруппой характеризуется одинаковой мерой выраженности когнитивного и поведенческого компонентов, а их идентичность с группой сильнее проявляется в когнитивном, чем поведенческом плане.Уровни проявления И. в группе находятся в динамическом соотношении, что зависит от содержания внешнего взаимодействия и меры его успешности. Например, продолжительная и успешная межгрупповая кооперация влечет за собой ослабление групповой И. В случае межгрупповой конкуренции или конфликта станет преобладать групповая И., а менее выражена будет межличностная и микрогрупповая И. Если взаимодействие группы постоянно неэффективно, то произойдет снижение групповой и возрастание микрогрупповой И. Подобная закономерность, но с иным соотношением уровней И.
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Групповая идентичность — IResearchNet
Определение групповой идентичности
Групповая идентичность относится к чувству принадлежности человека к определенной группе. По своей сути концепция описывает социальное влияние внутри группы. Это влияние может быть основано на какой-либо социальной категории или на межличностном взаимодействии между членами группы. С одной стороны, если мы рассмотрим случай со спортивными командами, студент университета, который участвует в популярных формах соревнований, таких как футбол или баскетбол, может отождествлять себя со своей командой во время соревнований с соперничающими школами («Мы действительно качались в Банановом клубе». Bowl Classic: мы взяли всех желающих и отхлестали!»). Классическое соперничество, такое как Мичиган против штата Огайо в футболе или Дьюк против Северной Каролины в баскетболе, являются прекрасными примерами случаев, которые производят сильную идентификацию, основанную на социальной категории.
С другой стороны, учащиеся могут идентифицировать себя с группой, созданной для проведения экспериментов в лабораторном курсе обучения животных. Тесно работая вместе, учащиеся могут отождествить себя со своей лабораторной группой («Мы наконец-то закончили лабораторный отчет, и держу пари, что он входит в число лучших в классе!»). Хотя групповая идентификация не всегда основана на конкуренции, идентификация основана на социальном сравнении. Эти примеры служат наглядной иллюстрацией опыта «мы против них», который иногда сопровождает процесс идентификации в межгрупповых ситуациях.
История исследования групповой идентичности
Исторически сложилось так, что социальные психологи изучали процессы социального влияния в зависимости от того, максимальны ли индивидуальные или групповые результаты. Дорвин Картрайт и Элвин Зандер предположили, что отношения между людьми в группе делают их взаимозависимыми друг от друга. Гарольд Келли и Джон Тибо обнаружили, что отношения между членами группы чаще всего зависели от основы и результата межличностного обмена. В этом свете социальное сравнение, нормы обмена и общения могут способствовать формированию общих связей между членами группы. Группы дружбы являются одним из примеров того, как процессы социального влияния порождают идентификацию.
В отличие от этой динамической точки зрения, Джон Тернер предположил, что теория самокатегоризации дает мощное объяснение того, когда и почему члены идентифицируют себя с группами. С этой точки зрения люди присоединяются к группам, представляющим уникальные и иногда влиятельные социальные категории. Поведение таких групп привлекает и влияет на членов. Рассмотрим, например, политическую ситуацию Израиля и палестинцев. Быть евреем или арабом в этой части мира сопряжено с набором культурных, религиозных и поведенческих ожиданий, которые создают согласованность внутри каждой группы и разнообразие между ними. Вторым примером является различие между принадлежностью к республиканской и демократической политической партии.
Как правило, и социальное влияние, и социальные категории служат для создания групповой идентичности. Гражданин США мексиканского происхождения может поддерживать или не поддерживать гражданство нелегальных мексиканских иммигрантов. Обсуждения, в ходе которых выявляются отношения и последствия для иммиграции, могут помочь прояснить процесс идентификации и привести к окончательной позиции по этому вопросу. Таким образом, некоторая комбинация обеих исследовательских традиций, вероятно, объясняет групповую идентификацию в зависимости от обстоятельств.
Контекст и последствия групповой идентичности
Дженнифер Крокер и другие продемонстрировали, что групповая идентичность является частью того, как люди относятся к себе. Групповая идентичность позволяет человеку быть связанным с более широкой частью общества. Эти связи могут вызывать чувства, варьирующиеся от гордости до предрассудков. В войнах между этническими или религиозными группами люди готовы умереть ради своей групповой идентичности. Эти мощные эмоциональные реакции побудили некоторые группы попытаться управлять групповой идентичностью. Печальным примером является использование террористическими организациями террористов-смертников.
В ситуациях, связанных с межгрупповой конкуренцией, участники могут дистанцироваться от группы, если она работает хуже, чем другие. В качестве альтернативы, когда группа получает угрозы от внешних по отношению к группе фракций, члены могут отреагировать, усилив идентификацию, чтобы защитить ценность группы. Анри Тайфел и Тернер сообщили, что участники управляют угрозами ценности группы, изменяя некоторые аспекты того, как группа сравнивается с другими группами. Майкл Хогг предполагает, что конкретные стратегии, используемые группой, зависят от того, как организована группа (например, границы, состав, авторитет). Растущее количество исследований показывает, что социальный контекст является важным фактором в процессе групповой идентификации.
Пенелопа Оукс утверждает, что восприятие сходства с другими людьми в данном социальном контексте дает основу для истолкования себя как части группы. Кэролайн Бартел описывает характер разговоров между людьми вскоре после терактов 11 сентября 2001 года. По ее мнению, люди были сосредоточены на обмене информацией, размышлениях о том, кто несет ответственность, и обсуждении того, как город справится с этим кризисом. В этих условиях социальная идентичность «жителя Нью-Йорка» стала заметной и соответствующей контексту группой, к которой люди чувствовали растущее чувство принадлежности в дни после терактов во Всемирном торговом центре.
Сосредоточив внимание на определенном типе групповой идентичности, организационном членстве, Бартель исследовал, как опыт работы с населением повлиял на процесс идентификации сотрудников-добровольцев. Она обнаружила, что межгрупповые сравнения с клиентами (с акцентом на различия) и внутригрупповые сравнения с другими членами организации (с акцентом на сходстве) изменили то, как участники истолковывали определяющие качества своей организации. Руководители сообщили о более высоком межличностном сотрудничестве и усилиях в работе для участников, чья организационная идентификация стала сильнее. Эти результаты свидетельствуют о том, что процессы идентификации работают в контексте повседневной работы.
Групповая идентичность является одной из причин, по которой люди делают пожертвования на благотворительные цели, поддерживают друзей и семью и проявляют помощь тем, с кем они себя идентифицируют. В качестве альтернативы Мэрилин Брюэр указывает, что групповая идентичность, именно создавая менталитет «мы против них», может вызывать конфликты, дискриминацию и предубеждения. Достаточно потратить несколько минут на просмотр национальных новостей, чтобы увидеть версии групповой идентификации. Граждане США бойкотировали Арубу из-за исчезновения Натали Холлоуэй. В Ираке террористы убивали, похищали и обезглавливали тех, кто симпатизировал усилиям США по установлению демократии. Наконец, международные футбольные матчи часто заканчиваются морем насилия после матча. Ясно, что групповая идентичность будет продолжать служить важным ориентиром в отношениях внутри группы, отношениях между группами и даже в отношениях между странами.
Ссылки:
- Bartel, CA (2001). Социальные сравнения в работе, охватывающей границы: влияние работы с сообществом на организационную идентичность и идентификацию членов. Ежеквартальный журнал «Административная наука», 46, 379–413.
- Постмес, Т., Спирс, Р., Ли, А.Т., и Новак, Р.Дж. (2005). Индивидуальность и социальное влияние в группах: индуктивный и дедуктивный пути к групповой идентичности. Журнал личности и социальной психологии, 89, 747-763.
Групповая идентичность и ее создание
Источник: Молли Кастелло
Новые взгляды на психологию больших групп и социальные конфликты появились благодаря важным идеям профессора Вамика Волкана, проводившего полевые исследования в регионах мира с войнами и беспорядками.
Профессор Волкан, психиатр и психоаналитик, основывается на идеях Эрика Эриксона, который считал, что психический рост проходит через несколько фаз на протяжении всей жизни человека.
Одним из основных понятий Эриксона является «идентичность», и он описывает ее как ощущение того, кем ты являешься с течением времени. Как это ни парадоксально, идентичность включает в себя преемственность, но также рост и изменение. Потенциально человек находит и переживает себя заново. Идентичность личного характера затрагивает такие вопросы, как: Кто я? Каким человеком я хочу быть? Что мне в этом мешает? Как мне стать тем, кем у меня есть потенциал быть? Как мне стать более реальным и полностью живым для себя?
Волкан развил эриксоновское понятие идентичности, но для группы, и определил важную концепцию «большой групповой идентичности» с точки зрения нации, этнической принадлежности, расы, религии и политики: Мы американцы, мы христиане, мы мы альтернативные правые, мы арабы, мы евреи.
Когда идентичность группы находится под угрозой, после нападения или потери власти — становится необходимым ее усиление. Волкан использует полезную метафору палатки. Когда брезент палатки клевещет или деградирует, люди сплачиваются вокруг лидера, который действует как шест палатки, стабилизирующий группу и содержащий ее «вторую кожу» групповой идентичности.
По словам Волкана, идентичность большой группы развивается из таких традиций, как общая еда, танцы, детские ритмы, но больше всего из истории — как из общей славы, так и из общих ран группы. Однако общие травмы гораздо более влиятельны, чем общая слава. Примерами таких травм являются поражение в войне, потеря земли или престижа, страдания от колонизации или от постоянного подчинения группы предрассудкам и враждебности. Идея состоит в том, что группа бессознательно использует образ этой травмы, чтобы представить себя, как маркер своей идентичности.
Другими словами, когда подавляющая групповая травма не оплакивалась и не прорабатывалась, она становится частью большой групповой идентичности, часто ее краеугольным камнем. Членам этой группы может быть трудно увидеть прошлые старые раны, и они уязвимы для манипуляций со стороны деструктивного лидера.