Гуманистические теории: Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Содержание

Гуманистические теории личности: что взять из истории в современность

Гуманистическими считаются теории личности, изначально признающие человека существом духовным, положительным, стремящимся к саморазвитию и самоактуализации. Весь негатив, свойственный людям, гуманистические теории склонны объяснять неблагоприятным воздействием внешних факторов. Таким образом, согласно теории гуманизма, изначально человек не может быть носителем отрицательных черт и характеристик.

Предыстория появления гуманистических теорий личности

Гуманистические теории личности стали логическим этапом развития психологии и прочих наук, в центре внимания которых был человек. Достаточно долго в психологии господствующее положении занимали теории, согласно которым сущность и поведение человека предопределяется, в основном, биологическими факторами.

На этом постулате строились гипотезы, аналогии с животным миром млекопитающих, проводились эксперименты и прочие исследования. С этих позиций удалось исследовать многие аспекты личности человека, но далеко не все. Обрела актуальность задача найти методы объяснения тем аспектам личности, которые не поддаются экспериментальному исследованию и объяснению с точки зрения физиологии.

Альфред Адлер

Первым позволил себе отойти от биологической составляющей как главной детерминанты поведения человека австрийский психолог и психиатр Альфред Адлер. Он в качестве главного фактора развития человека выделил социальный интерес. Также Адлер стал первым, кто отвел огромную роль творческой составляющей в личности человека. Под творческим «Я» Адлер понимает стремление человека найти свою уникальность и создать свой собственный жизненный опыт.

Соответственно, каждого человека можно рассматривать как уникальную личность со своим набором характеристик, взглядов, мотивов, ценностей. Адлер считал, что основы будущего стиля жизни человека закладываются в раннем детстве и зависят от множества факторов, вплоть до того, каким по счету в семье появился на свет ребенок и какие детские воспоминания кажутся ему самыми яркими во взрослом возрасте. От этого же зависят возможные комплексы человека и компенсаторные механизмы, которые начинают работать в сознательном возрасте.

Эрих Фромм

Большой вклад в отход от биологизации человеческой сущности в науке сделал немецкий психолог, социолог и философ Эрих Фромм. Он выделил пять социальных потребностей, свойственных человеку и предопределяющих его развитие в большей степени, чем физиологические факторы или условия жизни.

Социальные потребности человека по Фромму:

  1. Связь с другими людьми.
  2. Трансцендирование.
  3. Укорененность.
  4. Система ориентации.
  5. Возможность быть собой.

Простыми словами, это означает, что человек создает свои собственные отношения с людьми, стремится подняться над животной природой, желает принадлежать социуму, семье, группе, но при этом сохранять самоидентичность и иметь систему ориентиров, как воспринимать окружающий мир, других людей и себя самого. Часто потребности входят в противоречие, например, потребность быть самим собой и потребность принадлежать к группе, и тогда начинается «бегство от свободы», которому Фромм посвятил целую книгу.

Виктор Эмиль Франкл

Однако настоящий прорыв в восприятии человека как высокодуховной личности, способной оставаться таковой, невзирая на все преграды, совершил австрийский психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл. Его судьба уникальна тем, что он получил ужасающую возможность проверить жизнеспособность своих научных взглядов в условиях нацисткого концлагеря, куда попал в годы Второй Мировой войны.

Еще до войны Франкл начал работать над собственной теорией смысла жизни и пришел к выводу, что человек способен к самоактуализации даже в тяжелых жизненных обстоятельствах и при ограниченных возможностях материального мира. Франкл объяснил это тем, что человек способен быть трансцендентен самому себе, т.е. находить смысл жизни за пределами себя. Кроме того, человек, при желании, может отстраниться от ситуации и увидеть себя в ней как бы со стороны.

Взгляды Адлера, Фромма, Франкла и их последователей подготовили основу для гуманистических теорий личности, которые начали активно развиваться во второй половине 20 столетия. Кстати, Виктор Франкл, продолживший заниматься наукой после войны, создал авторскую методику психотерапии – логотерапию, основанную на поиске смысла жизни как основы психического здоровья.

Гуманистические теории личности: основные направления

Едва зародившись, гуманистические теории личности разделились на два основных направления: клиническое и мотивационное. Клиническое направление сосредоточено на оказании психотерапевтической помощи людям, которые в ней нуждаются. Мотивационное направление имеет своей целью разработку системы мотивации для разных людей и ситуаций, что широко востребовано в бизнесе.

Карл Рэнсом Роджерс

Основоположником клинического направления в развитии теории личности является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. Главным звеном его теории стала так называемая «Я-концепция», которая формируется у каждого человека в процессе взаимодействия с окружающим социумом. Это некая цепочка восприятий человеком собственных свойств или свойств «Я», и восприятий его взаимоотношений с другими людьми.

Таким образом, у каждого человека есть собственное «Я», связанное с тем как он воспринимает себя, окружающий мир и свое взаимодействие с ним, и «Я-идеал», т.е. некий образ, которому человек стремится соответствовать. Поэтому развитие человека, предопределяемое «Я-концепцией», всегда направлено на самосовершенствование, самоактуализацию, достижение существующего в сознании человека идеала.

Разумеется, идеал, существующий в мыслях человека, может не совпадать и часто не совпадает с навязанными обществом стереотипами, однако стремление стать лучше в своем понимании выражено у каждой личности. На этом построена вся клиент-центрированная психотерапия Роджерса. Он считает, что у любого человека есть потенциал к развитию и преодолению препятствий, а задача психолога или психотерапевта – помочь раскрыть этот потенциал.

Абрахам Маслоу

Изначально американский психолог Абрахам Маслоу изучал бихевиоризм, однако быстро пришел к выводу, что исключительно бихевиористский подход приемлем только в условиях научной лаборатории и мало соответствует реалиям жизни. Кроме того, Маслоу был едва ли не первым, кто поставил под сомнение применимость данных, полученных в ходе работы психотерапевтов с нуждающимися в психологической помощи людьми, к обычным людям, которые в такой помощи не нуждаются.

Все эти соображения привели Маслоу к необходимости создать некую универсальную теорию, применимую абсолютно ко всем людям. Так родилась схема иерархии потребностей человека, более известная как пирамида Маслоу. Интересно, что сам Маслоу никогда не использовал пирамиду для оформления и презентации своих идей. Маслоу разработал не только систему потребностей, но и способы мотивации на основе актуальных потребностей человека.

Иерархия потребностей в пирамиде Маслоу:

  1. Физиологические (еда, питье, сон, секс и т.д.)
  2. Безопасность (защита, комфортная среда обитания).
  3. Любовь и чувство принадлежности (например, к семье).
  4. Уважение (самоуважение, уважение окружающих, одобрение).
  5. Познание (стремление к новым знаниям, образованию, информации).
  6. Эстетические (стремление к искусству и красоте).
  7. Самоактуализация (раскрытие внутреннего потенциала).

Иногда можно встретить так называемую усеченную пирамиду Маслоу, где всего пять ступеней, а не семь. В этом случае последние три ступени объединяются в одну и рассматриваются как метапотребность в искусстве, творчестве, красоте, самоактуализации, самореализации.

На основе иерархии потребностей Маслоу выделил два типа мотивации: дефицитарную мотивацию и мотивацию роста. По его мнению, пока не удовлетворены базовые физиологические потребности человека и его потребность в защите, им движет дефицитарная мотивация, т.е. поведение и действия осознанно направлены на то чтобы компенсировать дефицит базовых потребностей. Четвертый и последующий уровни в иерархии потребностей наступают после удовлетворения первых трех, достигаются за счет мотивации роста и даны не всем.

Разумеется, такая конструкция не является жесткой и вовсе не значит, что, например, по достижении определенного уровня комфорта человека перестает интересовать материальная сторона жизни и интересует только духовная. Речь о том, что степень актуальности каждой из потребностей, в зависимости от ситуации, может отличаться, а внутренняя потребность подниматься в системе иерархии к высшим ступеням есть у любого человека.

Мешать этому могут неблагоприятные внешние обстоятельства, сомнения в собственных возможностях, избыточная потребность в безопасности, заставляющая застрять на низших ступенях и не предпринимать действий, ведущих к риску потери. Такая модель полностью соответствует основополагающему принципу гуманистических теорий, согласно которому, человек изначально является существом духовным и стремящимся к самоактуализации.

Насколько актуальны сами гуманистические теории личности? Насколько они подтверждены жизнь? Давайте подумаем вместе.

Актуальность гуманистических теорий

Говоря о теории Маслоу, мы уже упомянули, что его конструкцию нельзя рассматривать линейно как замещение удовлетворенной потребности следующей, пока что не удовлетворенной. Более того, истории известна масса фактов, когда великие ученые, художники и музыканты прозябали в глубокой бедности и нищете, что не отвлекало их от занятий наукой и творчеством. А ставшая расхожей фраза «художник должен быть голодным» и вовсе подразумевает, что избыточная сосредоточенность на решении бытовых проблем будет мешать думать о возвышенном.

Классикой жанра считается древнегреческий философ Диоген, живший в бочке и отказавшийся от идеи создания семьи, полагая, что это ограничит его свободу. Опровержения жесткой иерархии ценностей можно найти даже в истории самих гуманистических теорий личности. Психолог и невролог Виктор Эмиль Франкл, совершивший прорыв в понимании человека как высокодуховного существа, продолжал писать научные труды даже в условиях фашистского концлагеря, когда потребности в пище и безопасности не только не были удовлетворены, но не было даже шанса как-то вырваться из этого повседневного кошмара.

Жизнь преподносит и строго противоположные примеры, когда обеспечившие себя на 10 тысяч жизней вперед высшие чиновники продолжают брать взятки, причем отнюдь не с целью вложить их в свое духовное развитие или подарить миру уникальный научный эксперимент. Тем не менее стоит признать, что, применительно к среднестатистическому гражданину, гуманистические теории личности часто подтверждают свою актуальность.

Так, дефицитарная мотивация, действительно, многих заставляет работать на трех работах и забыть об отдыхе и книгах. Однако как только человек перестает нуждаться, ему требуется не просто жилье, а дом с красивым интерьером и экстерьером, не просто отдых, а поездка в экзотическую страну, где можно увидеть много нового и получить незабываемые впечатления. Часто появляются новые хобби, желание заняться благотворительностью, получить второе высшее образование, притом, что это требует затрат и времени, и денег.

Клиническое направление Карла Рэнсома Роджерса тоже, в целом, выдерживает испытание действительностью. Так или иначе, но большинство психотерапевтических методик сводится к тому, что человеку можно помочь только тогда, когда он сам желает себе помочь.

Таким образом, стоит взять из истории в современность оптимизм гуманистических теорий личности, по умолчанию полагающих, что человек социален и всегда стремится стать лучшей версией себя. Просто потому, что таких людей достаточно много для того, чтобы подтвердить теорию на практике.

Мы желаем, чтобы вас окружали исключительно высокодуховные и мотивированные на удачу люди, которые будут способствовать вашему разностороннему развитию!

Ключевые слова:1LLL, 1Когнитивистика

Гуманистические теории развития личности | Salid

Время чтения 9 минут

Гуманистические теории развития личности – чем они отличаются от других психологических подходов? Для бихевиористов основой основ является поведение, для гештальт-психологии –восприятие, для психоанализа – психосексуальное развитие. Главной идеей, которую принес возникший в середине ХХ в. гуманизм – это признание человека как изначально положительного существа, наделенного духовными качествами и стремлением к лучшему.

Гуманисты были убеждены, что движущей силой, которая управляет поведением личности, является желание реализовать свои способности. Оно было названо самоактуализацией. Что представляют собой главные идеи ученых-сторонников гуманизма? Какие способы они предлагают для разрешения личностных конфликтов? Рассмотрим ученых, которые внесли невероятно ценный вклад в понимание этих вопросов. Это Виктор Франкл, Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

<<Оглавление>>

Виктор Франкл – величайший духовный учитель и узник концентрационного лагеря

Виктор Франкл – это психотерапевт, с которыми искали встречи гуманисты всего мира: начиная от Ясперса и Хайдеггера и заканчивая политическими лидерами разных стран. 31 книга Франкла переведена на несколько десятков языков. Франкл – один из самых великих духовных учителей, который помог миллионам людей найти жизненный смысл. Он сумел прожить долгую жизнь – с 1905 по 1997 годы. И годы с 1942 по 1945 были тем временем, которое Франкл провел в ужасающих условиях нацистских концлагерей. Еще до разгара войны ученый начал разрабатывать теорию о смысле человеческой жизни. Эти идеи прошли жестокую проверку и получили свое подтверждение. Больше всего шансов выжить в немыслимых условиях было не у тех, кто обладал хорошим здоровьем, а у тех, кто знал, ради чего ему жить. Главная идея психотерапии Франкла была такой: если у человека отсутствует жизненный смысл, это служит причиной множества неврозов.

Франкл был убежден, что люди способны к самоактуализации даже при ограниченных и тяжелых жизненных обстоятельствах. Эту возможность психолог объяснял двумя способами. Во-первых, человек может быть трансцендентен самому себе – то есть, он может найти смысл жизни за пределами себя самого. Во-вторых, каждый также способен отстраниться от ситуации, смотреть на себя со стороны. Гуманистические теории развития личности, каждая по-своему, рассматривают проблему смысла жизни человека. Но теория Франкла выражает ее особенно ярко.

Какой смысл жизни имел сам Виктор Франкл? Попав в концлагерь, он взял с собой рукопись своей теории. Его задачей было сохранение, а затем – восстановление этого черновика, когда он был утрачен. А также до самого выхода из концлагеря Франкл не оставлял надежды еще раз увидеть свою супругу. Но она, как и многие миллионы, погибла.
Когда в 1945 году он вышел на свободу, то узнал, что все его родные погибли. Но даже при этом Франкл не ожесточился. Пять лет он выпускал свои книги, в которых писал о смысле жизни, о том, как его найти и сохранить.

Человек в условиях концлагеря

Помимо кошмаров, которые происходили в нацистских лагерях, ученый особенно отмечал душевные муки заключенных. В этих местах, писал психолог, теряло смысл даже самоубийство. Никому из узников не было известно, сколько он проживет – неделю, день или месяц. Однако каждый знал о неотвратимости своей смерти. Спустя некоторое время после попадания в концлагерь, пишет Франкл, у заключенного не вызывала страха даже возможность попасть в газовую камеру. Ведь тогда у него отпадал вопрос о самоубийстве. Никого в то время не интересовали ни гуманистические теории развития личности, ни гуманизм вообще, ни жизнь отдельно взятого человека. Удивительно, что сам Франкл сумел сохранить свои профессиональные интересы в нечеловеческих условиях.

Попадающий в концентрационный лагерь переживал сильнейший шок. Но через некоторое время у человека наступала фаза относительного безразличия ко всему, что творилось вокруг. Внутри узника еще кипели душевные терзания – прежде всего, безграничная тоска по родным людям, которых, возможно, ему уже не суждено будет увидеть. Со временем, пишет Франкл, у заключенных все больше угасали нормальные человеческие реакции. Сначала попавший в концлагерь отводит свой взгляд от товарища, которого заставляют делать приседания в грязи под ритм ударов. Но через неделю-другую он смотрит на это спокойно. У заключенного не вызывают реакции ни подобные сцены, ни выносимые из бараков трупы.

Те, кто заболевали в концлагерях, могли достаточно точно вычислить время своей смерти или смерти товарища. Ведь это происходило на их глазах несколько раз в день. Сначала организм полностью истощал имеющиеся ресурсы. Потом тело начинало пожирать собственные мышцы. Заключенные становились похожими на обтянутые кожей скелеты.

Свобода выбора и смысл

В этих условиях Франкл задается вопросом: неужели человек определяется лишь внешними обстоятельствами? Где тогда находится его свобода, самоопределение по отношению к нему? Неужели тогда люди являются не более чем результатом внешней обстановки, конструкции своих физических тел, и множества других биологических и социальных факторов? Более всего же Франкла интересовало, можно ли оправдать жестокие поступки тех, кто в условиях лагерной жизни «не мог иначе». Был ли выбор у них?

На этот вопрос ученый отвечает утвердительно. Опыт его наблюдений показывает, что у человека можно отнять все – даже его тело. Но нельзя отнять свободы поступать так или иначе, относиться к обстоятельствам согласно своему выбору. Конечно, в лагерных условиях такую духовную цельность могли сохранить лишь единицы, отмечает ученый.

Например, Франкл пишет о женщине, которая знала, что скоро умрет. Но она была одной из многих, кто не терял бодрости духа. «Я благодарна судьбе… ведь на самом деле в своей прошлой жизни я была слишком избалована, а мои духовные притязания не были высоки» — вспоминает Франкл ее слова.

Далее ученый описывает ее состояние перед смертью. «Она была очень сосредоточенной», — пишет он. Женщина смотрела на каштан, который можно было увидеть через небольшое окно. «Это – мой единственный друг. В одиночестве я часто разговариваю с ним», — сказала она. «И что же он тебе отвечает?», — спросил Франкл, подозревая галлюцинации у заключенной. «Оно говорит: я здесь, я с тобой, я вечная жизнь».

Из всех теорий развития личности созданная Франклом логотерапия прошла жесточайшую проверку реальностью. Виктор Франкл в качестве своего кредо выбрал выражение Ницше: «Только тот, у кого есть «Зачем?» сможет выдержать любое «как?». А смысл жизни, подчеркивает ученый, каждый новый момент может быть другим. Есть конкретный смысл конкретной личности в определенной точке времени.

Карл Роджерс – основатель клиент-центрированной терапии

Карл Рэнсом Роджерс родился в США. Отец Роджерса был глубоко религиозным протестантом. Юный Карл много учился, любил заниматься самообразованием. В детстве практически не имел друзей. Религиозные родители решили переехать подальше от города, чтобы его обстановка не оказывала «пагубного влияния» на их шестерых детей. В 1924 году Роджерс женится на девушке по имени Хелен Эллиот. Вопреки ожиданиям родителей с обеих сторон, Карл Роджерс не устраивается на работу, а делает выбор в пользу образования. Новоиспеченное семейство Роджерсов переезжает в Нью-Йорк. Там будущий ученый поступает в аспирантуру, чтобы стать теологом.

Но затем его начинают одолевать сомнения насчет сделанного выбора. Роджерс меняет изначально выбранную теологию на психологию, поступив в Педагогический колледж. Он был очень удивлен, что человек, не будучи частью церкви, может проводить психологическое консультирование и получать за это немалые деньги. Его первая книга под названием «Консультирование и психотерапия», вышедшая в 1942 году, имела огромный успех среди народных масс. Но на собственном факультете Карл Роджерс практически не имел единомышленников. Идея о том, что клиент может управлять процессом психотерапии, казалась им чересчур крамольной. В 1945 году Роджерс основывает собственный психотерапевтический центр, и занимается изучением личности вплоть до своей смерти в 1987 году.

Основные положения концепции Роджерса

Гуманистические теории развития личности получили свое начало в работах Карла Роджерса и Абрахама Маслоу. Роджерс является признанным основателем этого направления. Центральным понятием его теории является «Я-концепция» — механизм, который формируется при взаимодействии человека и социальной среды. Ученый также предложил понятие клиент-центрированной психотерапии. Оно означает, что не психотерапевт, а сам обращающийся за помощью является для себя экспертом. Сейчас клиент-центрированная терапия является одним из самых популярных методов психотерапии. Она отличается от некоторых подходов тем, применяется не только при работе со взрослыми. Клиент-центрированная терапия используется и в случаях, когда развитие личности подростка требует психотерапевтического вмешательства.

Применяя этот метод, терапевт лишь создает условия, при которых клиент достигает позитивных перемен. Роджерс считал, что у каждого человека для этого достаточно внутренних ресурсов. Главными составляющими успешного процесса психотерапии ученый считал следующие: безусловное принятие клиента, эмпатия, а также конгруэнтность. Безусловное принятие означает, что клиент принимается без каких-либо оценок со стороны психотерапевта. Эмпатия – способность понять чувства и поступки клиента, даже если бы сам терапевт сделал другой выбор. Конгруэнтностью Роджерс назвал сопереживание и выражение психотерапевтом своих чувств.

Понятие «клиент» также было впервые введено этим ученым. Это было сделано не ради красивого слова. Ведь «больной» — это пассивный человек, который ничего не может поменять в своих внутренних установках. Клиент же является тем, кто может и самостоятельно решить свои проблемы, но предпочитает заручиться поддержкой терапевта. Роджерс подчеркивает, что развитие личности возможно только при позитивном внимании со стороны других людей и самого клиента к себе.

Главными фигурами в становлении личности Роджерс считает самых близких людей – прежде всего, родителей. Если родители дают своему чаду достаточное количество любви и внимания, то развитие личности ребенка соответствует всем имеющимся у него возможностям. Если же любовь родителей недостаточна, то поведение будущего взрослого определяется обществом.

Абрахам Маслоу – основоположник теории самоактуализации

Еще один ученый, благодаря которому сегодня гуманистические теории развития личности получили свое применение – это Абрахам Маслоу. Маслоу – американский психолог и основатель теории самоактуализации личности. Также он является автором всем известной «Пирамиды потребностей».

Будущий ученый родился в Нью-Йорке в 1908 году. Его семья имела русские корни. Несмотря на хорошее материальное положение, детство Маслоу нельзя назвать счастливым. Родители постоянно конфликтовали, отец подолгу отсутствовал дома. Юный Абрахам к тому же начал испытывать серьезные комплексы по поводу своей внешности. Интересно, что сам Маслоу имел счастливую семейную жизнь. Взаимная любовь оказала настолько сильное влияние на ученого, что частично легла в основу его теории.

Впервые ученый сформулировал собственные взгляды в 1934 году. Пытаясь увидеть «человеческое в человеке», Маслоу начинает конструировать собственную теорию и критиковать теорию Фрейда. Но его и взгляды подверглись серьезной критике. Работы Маслоу отказывались принимать к печати.

Главное исследование ученого – книга «Мотивация и личность» — увидело свет в 1954 году. Гуманистические теории развития личности других исследователей имеют немало общего с теорией Маслоу. В своих работах он изучает психологически здорового человека. Ученый отмечает: таковых всего 2-4% от общей массы населения. Главная концепция, которую выдвигал Маслоу, состояла в изучении человека как единого целого. Его теория противопоставлялась бихевиоризму, где предметом изучения были отдельные поведенческие паттерны. Маслоу считал, что мотивация – это движущая сила, которая оказывает влияние на поведение человека в целом. А саморазрушительное поведение – результат неудовлетворенных потребностей.

Закономерности и гуманистические теории развития личности, выявленные ученым

Что касается «пирамиды потребностей» Маслоу, то ученый выяснил следующие закономерности, которыми обладают потребности и мотивы:

  • Относительно друг друга они расположены иерархически;
  • Чем более высокую ступень занимает потребность, тем менее физиологически необходимой она является;
  • До того момента, пока не будут удовлетворены нужды низшего порядка, нужды высшего порядка не имеют большого значения.

Человек на стадии самоактуализации обладает рядом качеств. Для теории развития личности Маслоу они суть следующие:

  • Такая личность полностью и без искажения принимает имеющуюся реальность. Человек не «прячется от жизни»;
  • Принимает себя таким, какой он/она является, а также принимает особенности других людей;
  • Независим от социума, имеет свои взгляды на вещи;
  • Увлечен своим делом, жизнь направлена на профессиональную реализацию;
  • Постоянно открыт для новых переживаний;
  • Хорошо развитое чувство юмора;
  • Готовность решать сложные проблемы и задачи.

Маслоу, как и все гуманисты, стремился не только разработать свою теорию, но и дать ответы на возникающие практические вопросы. Почему людей, которые находятся на этапе самореализации, так мало? Ученый считал, что этому может быть несколько причин. Во-первых, это неблагоприятная социальная среда, в которой не удовлетворяются потребности низших блоков «пирамиды». Во-вторых, может препятствовать элементарное незнание человеком своих возможностей – психологический «комплекс Ионы». Третьей причиной, полагал Маслоу, является высокий уровень тревожности, или же повышенная потребность в безопасности. Личность, у которой эта потребность гипертрофирована, будет больше других бояться ошибок и рисков, сопровождающих процесс самоактуализации.

Вывод

Что такое гуманизм для современных психологов? Он является одним из важнейших направлений, которое раскрывает новые возможности человеческой психики, рассматривает самого человека под другим углом. Ученые, стоявшие у основ этого направления, во многом повлияли на современную психотерапию. Психологи-гуманисты смотрят на клиента не просто со стороны наблюдателя, но и примеряют на себя «его шкуру». Для гуманистической психологии человек – отнюдь не заложник обстоятельств или внешних инстинктов.

Тематика: Личностный рост

Гуманистическая теория — Ментальная помощь

Гуманистический подход, разработанный в 1960-х годах как критическая реакция на технические акценты как психодинамического, так и бихевиористского подходов к обучению в психологии. Глубоко опираясь на работу, проделанную в области экзистенциальной и религиозной философии, психологи-гуманисты сделали ставку на идею «клиент-центрированной психотерапии» (а не терапии, ориентированной на технику). По мнению крупных гуманистов, таких как Карл Роджерс и Фредрик Перлз, люди рождаются, зная, как быть здоровыми, и естественным образом стремятся делать выбор в пользу здорового образа жизни. Родители, учителя, религиозные лидеры и другие авторитеты пресекали эти здоровые естественные импульсы, действуя на основании различных нездоровых (дисфункциональных) культурно поддерживаемых убеждений или (что более печально) из оскорбительных побуждений. Работа терапевта заключалась в том, чтобы помочь своим клиентам преодолеть негативное влияние власти, общества или обидчиков и вернуться к своим собственным здоровым решениям, которые будут способствовать их росту. С любящей заботой и поддержкой люди смогут «исправить себя».

Гуманистическое видение того, как может выглядеть здоровый рост, является терпимым и по существу либеральным. Направление роста должно определяться изнутри (а не в соответствии с потребностями общества), чтобы каждый человек был способен (если ему повезет и он проделает необходимую работу) стать тем, кем он был рожден; полностью исследовать свои врожденные интересы и внести уникальный вклад в общество. Эта теоретическая вершина самовыражения называется состоянием «самореализации».

Существует целый ряд условий, которые необходимо выполнить, прежде чем любой человек сможет работать над самореализацией. Согласно «иерархии потребностей», описанной Абрахамом Маслоу, люди должны сначала обеспечить свои основные «органические» потребности (включая достаточное питание, одежду и кров, необходимые для поддержания жизни). Достигнув основ, они затем беспокоятся и работают над достижением: чувства адекватной безопасности, чувства принадлежности (к одной или нескольким социальным группам и отношениям), а также чувства самоуважения и социального уважения. Самоактуализация, стремление делать в жизни все, что вы хотите, — это то, что появляется как мотиватор поведения только после того, как все прежние потребности адекватно удовлетворены.

В дополнение к тому, чтобы быть максимально искренними со своими клиентами, психотерапевты-гуманисты разработали ряд техник, призванных помочь их клиентам преодолеть страхи или социальные обязательства и обязанности, которые держали их слишком напуганными или слишком послушными, чтобы думать о преследовании. их собственные врожденные планы. Понимая, что многие такие препятствия принимают форму внутреннего чувства долга или страха, терапевты-гуманисты разработали множество техник, призванных помочь людям восстановить связь со своими скрытыми или подавленными желаниями и мечтами. Часто эти техники (включая описанную ниже технику «пустого стула» Перла) работали на эмоциональном уровне, а не на рациональном.

Исследуйте свои возможности сегодня

Гуманистическая психология имела большой смысл в 1970-х годах, в период расцвета либерального поколения «я»; это может выглядеть довольно чудовищно в свете Америки 21-го века, которая стала гораздо более консервативным и конформным местом. Важно твердо помнить, что гуманисты абсолютно не предполагали, что каждый должен следовать тому образу действий, который ему нравится (например, растление малолетних или убийство). Скорее, они были обеспокоены тем, что многие люди не смогли стать художниками, потому что вместо этого их родители убеждали их стать бухгалтерами; что было много гомосексуально ориентированных людей, которые боялись выйти «из туалета» из страха быть отвергнутыми семьей и обществом. Их философия была направлена ​​на то, чтобы помочь людям развить доброкачественные и здоровые части себя, которые в противном случае были бы раздавлены обществом, чтобы помочь людям стать более счастливыми; это не должно было поощрять развитие монстров или социопатов. Гуманистическая философия действительно поощряет своего рода эгоизм, но это не чудовищный эгоизм нарцисса, а вместо этого здоровый зрелый тип, характерный для счастливой состоявшейся личности, которая знает, как устанавливать ограничения и нести ответственность в дополнение к способности спонтанно следовать своему блаженству, не слишком беспокоясь о том, что подумают другие люди.

Ключевые идеи, которые следует усвоить из гуманистической теории, заключаются в том, что: 1) достижение счастья часто зависит от развития свободы для вас, чтобы преследовать свои самые сокровенные интересы, и что 2) есть много способов, которыми ваши самые сокровенные интересы могут быть саботированы. или похоронен. Вам нужно будет преодолеть любые препятствия (которые часто принимают форму страха или долга), прежде чем вы станете свободными. Техники, которые, как правило, помогают вам вернуться на правильный путь, как правило, играют на ваших эмоциях (помогая вам восстановить связь со своими скрытыми желаниями и почувствовать их мотивирующую силу).

Myndfance App

Предназначен для того, чтобы помочь вам чувствовать себя лучше ежедневно

Скачать сейчас бесплатно

Узнайте больше>

Гуманизм: определение, теория и примеры

Гуманизм: определение, теория и примеры

Келси Шульц, доктор философии. Кандидат

Если вы стремитесь к любви и истине, вы можете быть гуманистом. Узнайте больше о гуманизме и его практическом применении в повседневной жизни.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Быть человеком сопряжено с целым рядом сбивающих с толку вопросов, касающихся нашей личности, смысла жизни и того, как примирить наше стремление к богатому человеческому опыту с нашим желанием избежать страданий. Большая часть организованной религии стремится дать ответы на эти вопросы посредством статических догматических идеалов и аксиом относительно природы вселенной. Религиозная доктрина предназначена для того, чтобы смягчить трансцендентный дискомфорт, возникающий при обдумывании таких экзистенциальных вопросов, как «Какова моя цель?», и сделать дальнейшие исследования этого вопроса, к счастью, ненужными.

0041

Предложение облегчения некоторых из наиболее неприятных аспектов человеческого существования, по общему признанию, привлекательно. Гуманистическая точка зрения, однако, заключается в том, что избегать дискомфорта неопределенности и отказываться от поиска собственных ответов на великие экзистенциальные вопросы посредством саморефлексии, научного исследования и связи с другими означает лишить себя возможности быть максимально человечным. Гуманизм — это вера в способность нашего вида быть рациональными и добрыми, а также в нашу способность видеть себя и друг друга бесконечно сложными и чудесным образом невероятными организмами, которыми мы все являемся, без ожидания вечного наказания или награды.

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. ​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше $ быстрее  
 Повысьте доверие к себе  Предоставьте высокоэффективный контент 

Что такое гуманизм? (Определение)

Термин «гуманизм» в том виде, как он используется сегодня, является относительно новым, и определения все еще различаются в зависимости от людей и контекстов, но гуманисты в целом согласны со следующим определением:

«Гуманизм — это демократическая и этическая жизненная позиция». , в котором утверждается, что люди имеют право и обязаны придавать смысл и форму своей собственной жизни. Он выступает за построение более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного исследования человеческих возможностей. Она не теистична и не принимает сверхъестественных взглядов на реальность» (Устав 5.1 Международного гуманистического и этического союза).

Давайте углубимся в некоторые из основных компонентов гуманизма.

Ответственность.
Личная автономия и ответственность являются жизненно важными компонентами гуманизма. Вместо того, чтобы полагаться на изречение религиозной организации или мнение какого-либо другого авторитета, вы должны решить для себя, что значит быть хорошим человеком и как прожить достойную жизнь. Мы также обязаны использовать свой интеллект и рассудок, чтобы искать истину и отвергать то, что мы считаем заблуждением.

Создание смысла.
Люди замечательны своей способностью создавать смысл. И мы можем использовать эту способность, чтобы справиться с болью, которую существование неизбежно приносит всем нам. Это позволяет нам сказать: «Мои страдания реальны, и их, несомненно, будет больше в будущем, но здесь я нахожу красоту». Или в своем горе скажите: «Я понес большую и необратимую потерю, но эта боль того стоит, потому что они так много значили для меня».

Барт Камполо, писатель и бывший капеллан-гуманист в Университете Южной Калифорнии, хорошо обобщил гуманистические взгляды, описывая свою роль педагога. Он сформулировал, что урок, который он надеется преподать своим ученикам, заключается в том, что «способ максимально использовать свою жизнь — это не верить в мифологию, а скорее рационально стремиться к любви, осмысленной работе и чудесам».

Этика.
Гуманистическая этика рождается из признания важности наших связей с другими людьми и нашей взаимозависимости друг от друга и окружающего мира. Они основаны на почтении к человеческому духу и вере в человеческую способность рассуждать и честно исследовать.

Что такое гуманистическая психология? (Определение)

Гуманистическая психология — это подход, который отдает приоритет целостному пониманию человека и стремится помочь ему жить подлинной, значимой жизнью. Она возникла в результате слияния двух философских дисциплин: феноменологии и экзистенциализма (Бюлер, 1971).
 
Гуманистическая психология: феноменология
Основной принцип феноменологии, особенно применительно к психологии, заключается в том, что субъективный человеческий опыт в целом важнее, чем его части. Другими словами, пытаться понять себя исключительно с точки зрения механизмов или в соответствии с различными теоретическими схемами — это все равно, что пытаться описать цвета Гранд-Каньона на закате, говоря о длинах волн света и о том, что происходит, когда фотоны попадают на вашу сетчатку. Механизмы цветового зрения действительно увлекательны, и знание того, как они работают, безусловно, может быть полезным, но на самом деле это не поможет вам понять самую важную часть — то, каково это — видеть цвета Гранд-Каньона на закате.
 
Философ Ролло Мэй хорошо резюмирует эту точку зрения:
«Каким бы интересным и теоретически верным ни был тот факт, что я состою из таких-то и таких-то химических веществ или действую с помощью таких-то и таких-то механизмов или закономерностей, ключевой вопрос всегда состоит в том, что я существую в данный момент времени и пространства, и моя проблема в том, как мне осознать этот факт и что мне с этим делать» (Май, 1958).
 
Гуманистическая психология: экзистенциализм
Вопрос «что мне с этим делать» является одной из главных проблем экзистенциализма. Экзистенциализм немного похож на феноменологию в том, что для обеих дисциплин реальность и первичность человеческого опыта являются центральной темой, но экзистенциализм уделяет особое внимание действию, тому, как вы должны реагировать на существование. Экзистенциализм также подчеркивает важность контекста, в котором существует человек. Мартин Хайдеггер, экзистенциально-феноменологический философ 20-го века, назвал это понятие бытие-в-мире , под которым он имел в виду, что человек и мир, в котором он живет, неразрывно связаны. Мы вернемся к идее -быть-в-мире чуть позже.
 
Конвергенция этих двух направлений мысли породила основные вопросы, из которых исходит гуманистическая психология (Schneider & Längle, 2015):

  1. Что значит быть полностью человеком? И
  2. Как вы можете использовать свое понимание того, что значит быть человеком, чтобы жить хорошей жизнью?

Гуманистическая терапия

В терапевтических условиях гуманизм проявляется как сосредоточенность на достижении целостного понимания человека и помощи ему в том, чтобы жить полноценной жизнью, определяя, что для него значимо (Angus et al. , 2015). Всеобъемлющая цель состоит в том, чтобы помочь клиенту развить значимые отношения с самим собой, другими и окружающим миром, дав ему возможность определить для себя, что значит быть человеком и жить хорошей жизнью.

Одна из основных целей гуманистической терапии — помочь клиенту пережить свое существование как реальное (Buhler, 1971). Без способности признать и поверить в свой жизненный опыт (часто следствие газлайтинга) невозможно жить с осознанием и подлинностью. Терапия часто направлена ​​на развитие и образование человека и отдает приоритет творчеству и творческому самовыражению.

Гуманистическая теория личности

Личность, с гуманистической точки зрения, — это способ, которым кто-то пытается разрешить конфликт между своим страхом смерти и небытия и своим стремлением к росту, связи и смыслу в мире, который является одновременно неконтролируемым и непостижимым. При таком подходе лучший способ оценить личность человека — это послушать, как он рассказывает историю своей жизни (Wong, 2006). Когда кто-то пытается организовать свою жизнь в виде истории, он раскрывает важные аспекты своей личности, включая основные ценности, то, как он относится к миру, что им движет и где он находит смысл.

Еще одним важным аспектом гуманистической точки зрения на личность является целостный взгляд на личность (Wong, 2006). Теория утверждает, что человека можно по-настоящему понять, только если рассматривать его в более широком контексте, в котором он существует. Это возвращает нас к хайдеггеровской концепции бытия-в-мире , упомянутой ранее. Идея состоит в том, что вы, по сути, представляете собой сознание, находящееся в окружающей среде. Вы влияете на свое окружение, и оно влияет на вас так, что вас нельзя в полной мере понять как отдельные явления. Есть прекрасная цитата из одного из моих любимых романов Салмана Рушди «Дети полуночи», которая, как мне кажется, дает превосходное краткое описание целостного подхода в гуманистической теории личности:0041 ​

  • «Кто я такой? Мой ответ: я есть сумма всего, что было до меня, всего, что я видел сделанным, всего, что было сделано со мной. Я есть все, на чье бытие-в-мире повлияло мое. Я — все, что происходит после того, как я ушел, чего не случилось бы, если бы я не пришел. И я не особенно исключителен в этом вопросе; каждое «я», каждый из нас, теперь уже более шестисот миллионов, содержит подобное множество. Повторяю в последний раз: чтобы понять меня, вам придется проглотить мир».

Гуманистическая теория обучения

Гуманистическая теория обучения утверждает, что системы образования должны быть направлены на то, чтобы помочь учащимся стать ответственными, рациональными, самосознательными людьми, которые заботятся о себе и окружающем мире в дополнение к предоставлению определенного объема знаний. Основная идея заключается в том, что люди, особенно дети, естественным образом стремятся учиться и расти. Предоставляя им свободу и возможность изучать то, что они находят наиболее интересным, вы одновременно улучшаете их понимание изучаемого предмета и помогаете им узнать, кто они, в чем они хороши и как лучше всего учатся. Эти открытия служат основой для развития связи с собой и своим окружением, что является необходимым предварительным условием для способности двигаться по миру вдумчиво и осторожно.

Профессор грамотности Эндрю Джонсон (2014 г.) изложил 5 принципов, которые могут помочь гуманистическим педагогам достичь своих целей:

Самостоятельное обучение
Учащиеся должны учиться как можно более самостоятельно. Самостоятельное обучение в контексте образовательных систем, по сути, предоставляет учащимся возможность выбора там, где это возможно. Например, позволяя учащимся выбирать из трех разных книг для своего отчета о книге вместо того, чтобы назначать одну книгу всему классу.

Соответствующий предмет
Учителя, конечно, не всегда контролируют содержание того, что они преподают, но все же существуют творческие способы помочь ученикам почувствовать связь с этим. Например, на уроке алгебры вы можете использовать изменение популярности мема или хэштега с течением времени в качестве примера функции.

Включить весь спектр человеческого опыта
Важно создать образовательную среду, в которой учащиеся могут научиться использовать свои знания, интеллект и интуицию при решении проблем и принятии решений. Это может выглядеть как просьба к учащимся высказать свое мнение или дать им возможность творческого самовыражения. Включение честного обсуждения эмоциональных переживаний и методов эмоционального управления, совместных учебных мероприятий и размещения предмета в более широком социальном контексте также являются способами помочь создать безопасную образовательную среду, которая целостно и с сочувствием признает глубину человеческого состояния.

Научиться любить учиться
Для учащихся важно научиться учиться и развивать любовь к учебе. Педагоги-гуманисты могут помочь поддержать естественную любовь учащихся к учебе, предоставив им возможность узнать, как им лучше всего учиться, и предоставив множество возможностей для критического анализа и практического применения предмета.

Создайте безопасную среду
Люди лучше всего учатся в среде, в которой они чувствуют себя принятыми, безопасными и компетентными. Применение этого в образовательной среде может включать в себя культивирование культуры уважения и признания различий, помощь учащимся в выявлении своих сильных сторон, чтобы придать контекст их слабостям, или предоставление учащимся определенных ролей в классе, чтобы укрепить чувство цели и сопричастности.

Гуманистические теоретики

Вы можете найти гуманиста где угодно и когда угодно на протяжении всей истории человечества (Copson, 2015). Конфуций продвигал гуманистические идеалы около 500 г. до н.э., как и Цицерон в I веке до н.э., Петрарка в 14 веке н.э. и Альберт Эйнштейн в 20 веке. Хотя гуманистические взгляды насчитывают тысячи лет, а список влиятельных мыслителей длинный, вот лишь некоторые из современных философов и популяризаторов гуманизма, на которых стоит обратить внимание, если вы заинтересованы в более глубоком изучении предмета:

А. К. Грейлинг — философ и писатель
Доктор Грейлинг также является очаровательным оратором. Вот видео его выступления на съезде Национальной федерации атеистических, гуманистических и светских студенческих обществ 2014 года, которое мне особенно понравилось:

Видео: AC Grayling: Гуманизм

Джоан Бэйкуэлл — баронесса, журналист, член Палаты лордов и совместный председатель всепартийной парламентской группы гуманистов)0005

Примеры гуманизма

Примеры гуманистического поведения повсюду. Все, от доброты к незнакомцу до подводного плавания с аквалангом, может быть гуманистическим поведением, если мотивацией является желание жить хорошей, подлинной и значимой жизнью. Если вам интересно узнать больше о том, как выглядит гуманизм в действии, почитайте подкаст Барта Камполо Humanize Me . Подкаст «Быть ​​с Кристой Типпетт », хотя и не прямо о гуманизме, также отражает суть гуманистических идеалов воодушевляющим и вдохновляющим образом.

Статьи о гуманизме

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:​​

  • ​Самореализация: определение, потребности, примеры и советы
  • ​Самоанализ: определение и как это сделать
  • ​Прощение: определение, советы и как это сделать

Книги, относящиеся к гуманизму​

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.0130

  • Маленькая книга гуманизма: Универсальные уроки поиска цели, смысла и радости
  • Гуманизм: очень краткое введение
  • Просвещение сегодня: аргументы в пользу разума, науки, гуманизма и прогресса
  • Заключительные мысли о гуманизме

    Гуманизм — это подход к жизни — система, определяющая наше поведение, — которая ставит во главу угла понимание себя, своей реальности и окружающих через исследования, разум и опыт с целью жить осмысленной жизнью и быть полностью человеком. Гуманистическая точка зрения предоставляет человеку автономию для целенаправленного перемещения по миру в поисках красоты и связи, а также ответственность за честное и сострадательное принятие реальности такой, какая она есть на самом деле. По сути, гуманист — это любой, кто любопытен, непредубежден и твердо верит в доброту и потенциал человечества.

    В завершение я приведу последнюю цитату из моего любимого гуманиста и ученого Карла Сагана, которая, как мне кажется, прекрасно передает основное чувство гуманизма: глубину, что нет причин обманывать себя красивыми историями, для которых мало убедительных доказательств. Мне кажется, что в нашей уязвимости гораздо лучше смотреть смерти в глаза и каждый день быть благодарным за краткую, но прекрасную возможность, которую предоставляет жизнь».

    Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


    Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

    Ссылки