Гуморальная теория темперамента: Гуморальная теория темперамента

21.7.1. Гуморальные теории темперамента | Вестишки.ру

 

Опорные слова к вопросу №21 — здесь

Древнейшее учение о темпераментах принадлежит «отцу медицины» Гиппократу. Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей (гуморов), входящих в состав человеческого тела, преобладает в организме конкретного индивида.

Гиппократ развил своеобразную психофизиологическую концепцию, соответствовавшую античным воззрениям на природу человека. Каждый тип темперамента он рассматривал как душевное выражение одного из 4 основных гуморов тела: крови (лат. sanguis), желчи (chole), слизи (гр. phlegma) и черной желчи (rp. melas + chole). Гиппократ придерживался сугубо физиологического понимания темперамента и не соотносил это явление только с личностью, как психическим целым: он считал вполне допустимым говорить даже о темпераменте отдельных органов.

Первая, сугубо психологическая типология и подробное описание темпераментов принадлежат римскому врачу Клавдию Галену (II в.

до н.э.). Всё это приводится в его знаменитом трактате «De temperamentum» (дословно: «О правильной мере»).

Идеи Гиппократа и Галена со временем утратили свое значение, но данные ими характеристики различных темпераментов прочно укоренились в обыденном сознании.

Когда преобладающим элементом в организме выступает кровь, перед нами сангвиник — человек настроения, подвижный, быстро возбудимый, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, непостоянный; преобладание желчи характеризует холерика — субъекта быстрого, порывистого, способного отдаваться делу с исключительной страстностью, но неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения. Флегматик — медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и относительно постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний, что объясняется избытком в его организме флегмы — слизи. Меланхолик признается впечатлительным, легкоранимым, склонным глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующим на окружающее, ипохондриком или идеалистом в делах.

Причина всего перечисленного — черная желчь в чрезмерном количестве.

Гален объяснял все перечисленные особенности соотношениями артериальной и венозной крови.

Много столетий спустя аналогичной теории темпераментов придерживался И. Кант, которому принадлежат подробные и психологически точные «портреты» основных темпераментов. Вместе с тем, Кант осуществил, быть может, первую группировку известных темпераментов по сугубо психологическому основанию. Он различал:

  • темпераменты чувств (сангвиник — человек веселого нрава, меланхолик — человек мрачного нрава),
  • темпераменты деятельности (холерик — вспыльчивый, активный, легкий на подъем человек, флегматик — хладнокровный и сдержанный).

Отечественный ученый Петр Францевич Лесгафт рассматривал традиционные типы темпераментов как проявления специфических особенностей системы кровообращения и скорости обмена веществ.

Все эти теории, выводящие темперамент из отдельных «гуморов» (жидких сред организма) или их сочетаний в различных пропорциях, принято называть гуморальными (от лат. humor — жидкость). Некоторые современные приверженцы гуморальной теории доказывают, что соотношение и баланс гормонов внутри организма определяют существенные проявления темперамента, например, избыток гормонов щитовидной железы обусловливает повышенную раздражимость и возбудимость человека, т.е. проявления холерического темперамента.

 

Гуморальная и конституциональная теория темперамента

Дифференциальная психология ↓
↳ Конспект лекций Б.И.Цуканова:

Совокупность динамических свойств психики, которые проявляются в поведении индивида, называется темпераментом. В переводе с латинского языка темперамент означает “смешиваю в надлежащем отношении частей”. Это название ввел римский врач Гален, который наследовал взгляды греческого врача Гиппократа. Сам Гиппократ совокупность психических свойств называл “красис”, как смесь частей в надлежащем отношении. Для объяснения отличий в психическом составе индивидов Гиппократ исходил из того, что проявление психики в поведении зависит от смеси “соков” в организме человека.

Основными “соками”, от которых зависит состав темперамента, Гиппократ считал:

  1. желчь;
  2. кровь;
  3. черная желчь;
  4. холодная скользкая жидкость (лимфа).

Так как все четыре “сока” смешаны в теле индивида в надлежащем отношении частей, то тип темперамента определяется превосходящим количеством одного из “соков”. Если в смеси преобладает желчь, то индивид по типу темперамента будет холерик, если преобладает кровь – сангвиник, если преобладает черная желчь – меланхолик, а если преобладает флегма – флегматик. Название типов темпераментов сохранилось к настоящему времени в психологии, а учение Гиппократа-Галена получило название гуморальной теории темпераментов. Не смотря на то, что некоторые исследователи считают гуморальную теорию наивной, надо подчеркнуть, что Гиппократ первым понял психосоматичное единство индивида, то есть единство души и тела. Надо также отметить, что Гиппократ был материалистом в своих взглядах, поэтому объяснял психосоматичное единство материальной основой – смесью “соков” в организме индивида.

Мы неоднократно будем возвращаться к наследству Гиппократа, кого великий русский физиолог И. П. Павлов назвал “греческим гением”. В начале XX в. внимание исследователей привлекла зависимость проявления свойств темперамента от строения тела. Одним из исследователей, который разрабатывал конституциональную теорию индивидуальных отличий, был немецкий врач Э. Кречмер. Он издал свою книгу “Строение тела и характер”, в которой старался отстоять мысль о том, что люди с определенным типом строения тела имеют соответствующие психические особенности и склонность к соответствующим психическим заболеваниям. Кречмер выделил четыре конституциональных типа:

  1. Лептосоматик (лептос – хрупкий, тонкий, сома – тело).
  2. Пикник (толстый).
  3. Атлетик (борьба).
  4. Диспластик (дис – плохо, пластик – сформированный).

Кречмер также выделил еще один тип строения тела, которое назвал “неопределенным”. Рассматривая отклонения в сторону патологических проявлений психики, Кречмер установил некоторую зависимость этих проявлений от строения тела. Так, лептосоматик склонен к шизотимическому типу темперамента, пикник склонен к циклотимическому типу темперамента. Его поведение близко к больным маниакально-депрессивным психозом (циклотимия). Атлетики проявляют склонность к эпилепсии (иксотимики).

Другим путем к выделению соматотипа, от которого зависит проявление типа темперамента, подошел в своих исследованиях американский ученый У. Шелдон. Он, как и Э. Кречмер, исходил из того, что темперамент и тело объединены в человеке, но в проявлении темперамента преимущество оставлял за строением тела. У. Шелдон выделил три, по его мнению, главные системы в организме человека: внутренности , мышечную систему и центральную нервную систему . Приписывая степень выразительности (развитости) любой системы в баллах, У. Шелдон выделил три соответствующие строения тела типы поведения:

  1. Висцеротоник (7-1-1),
  2. Соматотоник (1-7-1),
  3. Церебротоник (1-1 -7).

В скобках приведена выразительность каждой системы в баллах (максимальное значение 7 баллов, минимальное 1балл).

При норме психического развития, согласно Э. Кречмеру, лептосоматик (по Шелдону – церебротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип меланхолика. Пикник (по Шелдону – висцеротоник) по проявлению свойств темперамента напоминает тип сангвиника, а атлетик (по Шелдону- соматотоник) по темпераменту напоминает тип холерика.

Типологии Кречмера-Шелдона, хотя и завоевали популярность среди психиатров, врачей, психологов, все же были в дальнейшему критически пересмотрены. Прежде всего, в поисках соответствия конституционального типа с типом поведения использовались не свойства темперамента, а свойства характера. Обратим внимание на название основной работы Э. Кречмера. Как разумеется, в характере проявляются такие свойства личности, которые возникают под влиянием воспитания. Сам Э. Кречмер признавал, что три его основных типа, это лишь “сфокусированные точки” в разнообразии конституций человеческого тела.

Недоказанным считается связь конституционального типа с психическими болезнями у здоровых людей. Такое утверждение недопустимо. Между конституциональным типом и свойствами темперамента не существует зависимости. Так, например, свойства темперамента проявляются в поведении индивида в онтогенезе значительно раньше, чем четко выстраивается конституциональный тип.

Подраздел: Конспект лекций Б.И.Цуканова

Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:

  • Задатки как природные предпосылки способностей
  • Одаренность талант гениальность
  • Влияние темперамента на профессиональную деятельность
  • Индивидуальность
  • Факторные теории темперамента
  • Взаимодействие психологии труда и дифференциальной психологии
  • Особенности переработки информации правым и левым полушариями головного мозга
  • Типы темперамента и нервной системы
  • Дифференциация специальных способностей
  • Системная модель половой дифференциации

Гуморальная теория | Заражение — цифровые коллекции CURIOSity

Гуморальная теория была одним из центральных принципов западной медицины с античности до XIX века. «Гуморальный» происходит от слова «юмор», которое в данном контексте означает «жидкий». Считалось, что человеческое тело содержит смесь четырех юморов: черной желчи (также известной как меланхолия), желтой или красной желчи, крови и слизи. У каждого человека был определенный гуморальный состав, или «конституция», и здоровье определялось как правильный гуморальный баланс для этого человека. Дисбаланс юмора привел к болезни.

Робинсон, Виктор. Следопыты в медицине. Нью-Йорк: Медицинский обзор обзоров, 1912. ГАЛЕН И ГРЕЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА. Страница: (сек. 35). Из Центра истории медицины Медицинской библиотеки Фрэнсиса А. Каунтуэя.

Юмор также использовался для обозначения четырех индивидуальных психологических темпераментов: меланхолика, сангвиника, холерика и флегматика. Это отражает гуморальную концепцию, согласно которой физическое здоровье и индивидуальная личность являются частью одного целого.

Развитие гуморальной теории первоначально связано с Гиппократом (ок. 460–370 гг. до н. э.). Во втором веке нашей эры Гален разработал эту теорию, которая была развита арабскими писателями, начиная с 9 века, и европейскими писателями, начиная с 11 века. Хотя несколько важных публикаций — « De Humani Corporis Fabrica » Андреаса Везалия в 1543 г. и « De Motu Cordis » Уильяма Харви в 1628 г. — оспаривали аспекты гуморальной теории, она оставалась доминирующей как среди врачей, так и среди населения на протяжении всего периода 19 века.век.

Равновесие и окружающая среда

Каждый юмор был связан с одним из четырех сезонов, и каждый считался обладающим характерными качествами тепла, холода, сухости и влажности. Поскольку гуморальный баланс каждого человека был целостно связан с другими явлениями, такими как климат, диета, профессия, географическое положение, расположение планет, пол, возраст и социальный класс, то, что было здоровым для одного человека, могло не быть таковым для другого. Гуморальные методы лечения, или «режимы», были разработаны для восстановления надлежащего гуморального баланса путем кровопускания, рвоты, клизм и других очистительных процедур, и они сопровождались изменением диеты и образа жизни, а также приемом лекарств, которые основывались на гуморальном расположении человека и его взаимосвязи. к остальной среде. Все, что нарушало это равновесие, например, смена времени года или климата, внезапная перемена погоды или начало полового созревания, было возможным кризисом здоровья.

Болезни и гуморальная теория

В гуморальной теории не существовало отдельных заболеваний в том виде, в каком мы их понимаем сегодня. Болезни не рассматривались как силы или сущности, отдельные от тела, а вместо этого понимались как состояния телесного дисбаланса. Врачи, обученные гуморальной теории, опирались не только на знание медицинских текстов, но и на личное понимание больного; на исследование крови, мочи и других жидкостей, вырабатываемых организмом; и на описании пациентом своих симптомов.

Обширные медицинские осмотры проводились редко. Прогнозирование было тонко отточенным искусством, и работы, опубликованные врачами до 20 века, часто содержат подробные наблюдения за стадиями и кризисными периодами болезни. Авторы обычно ссылаются на появление поражений на коже, движение жидкостей по телу и проблемы, вызванные любыми закупорками. Профилактическое лечение также имело центральное значение, и практика общественного здравоохранения, разработанная в начале 19 века, частично основывалась на основных гуморальных предпосылках, особенно на взаимосвязи между окружающей средой, индивидуальным образом жизни и здоровьем. Однако эти идеи часто подвергались критике, особенно после середины века.

Кровопускание

Кровопускание как метод лечения тесно связано с гуморальной теорией. Считалось, что в случаях переизбытка той или иной жидкости (называемой «полнокровие», «конгестия», «воспаление» и множество других терминов) кровопускание позволяет организму достичь более здорового баланса. Количество кровотечений и откуда в организме бралась кровь, могло меняться в зависимости от индивидуальных условий, а также от подготовки и убеждений отдельных врачей, некоторые из которых придерживались опасно экстремального подхода. Кровопускание также делалось сезонно в качестве тонизирующего средства.

После первых десятилетий 19-го века кровопускание было дискредитировано во многих частях Европы и Соединенных Штатов, хотя эта практика продолжалась и после середины века.

Другие традиции

Медицинские традиции других культур, такие как аюрведическая медицина в Индии, традиционная китайская медицина и медицина коренных американцев, также основаны на версиях гуморальной теории. Даже сегодня наше здоровье все еще часто оценивается с точки зрения анализа жидкостей, таких как моча и кровь.


Избранное Заражение Ресурсы

Это неполный список оцифрованных материалов, доступных в разделе Заражение: исторические взгляды на болезни и эпидемии . Для поиска или просмотра всех предметов, оцифрованных для экспоната Contagion , используйте строку поиска в верхнем навигационном меню или параметры «Ограничить поиск» в левом навигационном меню (доступно с домашней страницы экспоната).

Публикации

  • Кларк, Джон. Наблюдения за болезнями во время дальних путешествий в жаркие страны: и особенно за теми, которые преобладают в Ост-Индии. Лондон: Напечатано для Д. Уилсона и Г. Никола, MDCCLXXIII [1773].
  • Дрейк, Дэниел. Систематический трактат, исторический, этиологический и практический, об основных болезнях внутренней долины Северной Америки, проявляющихся у кавказских, африканских, индийских и эскимосских разновидностей ее населения. Филадельфия: Липпинкотт, Грамбо и Ко, 1854.
  • Жиль де Корбей. Кармина де Урина [рум] Юдициис. [Падуя: I[m]pressus [per] m[a]g[ist]r[u]m Matheu[m] Cerdonis [de] Uuindischgrecz, die 12 Iulli, anno 1483].
  • Гиппократ. Подлинные произведения Гиппократа: перевод с греческого с предварительным изложением и аннотациями. Нью-Йорк: William Wood & Co., [189-?].
  • Кетам, Джоаннес де. Fasciculus лекарство. Impressum Venetijs: per Johanne [m] & Gregoriu [m] Fratres de Forliuio, Anno D[omi]ni Millesimo Quadringe[n]tesimo Nonagesimo Primo Mensis Iulij die XXVI [1491 26 июля].
  • Сибли, Эбенезер. Ключ к физике и оккультным наукам. Открытие ментальному взгляду, системе и порядку внутренних и внешних небес; аналогия между ангелами и человеческими духами; и симпатия между небесными и земными телами… Лондон: напечатано для автора и продано Шампанте и Уитроу, Джури-Стрит, Олдгейт; и в Британской справочной службе, Аве-Мария-лейн. [1800?].

Публикации — Кровопускание

  • Almanach für Österreich auf das Jahr 1491 Нюрнберг: Каспар Хохфедер, 1495?.
  • Джонсон, Джеймс Роулинз. Трактат о медицинской пиявке: включая ее медицинскую и естественную историю, с описанием ее анатомической структуры: а также замечания о болезнях, сохранении и управлении пиявками. Лондон: Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун, 1816 г.
  • Louis, P.C.A. Recherches sur les effets de la saignée dans quelques maladies inflammatoires, et sur l’action de l’ é Метеорологический и диагностический центры пневмонии. Paris: JB Baillère, Libraire de l’Académie Royale de Médecine, 1835.
  • Маньи, Пьетро Паоло. Discorsi di Pietro Paolo Magni Piacentino Intorno al Sanguinar i Corpi Humani, il Modo di Ataccare le Sanguisuche e Ventose è far Frittioni è Vesicatorii: Con Buoni et Utili Avertimenti. Рим: Апрессо Бартоломео Бонфадино и Тито Диани, MDLXXXIIII [1583].
  • Миллс, Томас. Эссе о пользе кровопускания при лихорадке: иллюстрированное многочисленными случаями: с некоторым исследованием места и природы этого расстройства. Дублин: напечатано Дж. Барлоу…: продано Гилбертом и Ходжесом…; [Лондон]: и Лонгман, Херст, Рис, Орм и Браун, Лондон, 1813 г.
  • .

Публикации – Другие традиции

  • Ройл, Дж. Форбс. Очерк о древности индуистской медицины: включая вводную лекцию к курсу Materia Medica и терапии, прочитанной в Королевском колледже. Лондон: WH Аллен: Дж. Черчилль, 1837.
  • .
  • Ван Бин Чжу. Чун Гуан бу Чжу Хуанди Нэй Цзин су Вэнь ;эр ши си Ууан. Китай: Gu Cong De, Ming Jiajing Geng xu т. е. 29 Nian, 1550.

Архивы и коллекции рукописей

  • Коллекция Уильяма Нортона Булларда
  • Коллекция Соломона М. Хайамса
  • Документы Бенджамина Уотерхауса, 1786–1836 гг. (включительно)
    — Уотерхаус, Бенджамин, 1754–1846 гг., Лекция: Последствия холода и катара, 1806 г.
    — Уотерхаус, Джон Фотергилл, 1791-1817 гг., Диссертация о последствиях кровопускания, 1814 г.

См. также (связанные страницы Contagion Exhibit)


Ссылки

При написании этой страницы использовались следующие источники.

  • Ариха, Нога. Страсти и нравы: история юмора. Нью-Йорк: Экко, 2007.
  • Купперман, Карен Ордал. «Страх перед жарким климатом в англо-американском колониальном опыте». The William and Mary Quarterly, Vol. 41, № 2 (апрель 1984 г.), стр. 213-240.
  • Линдеманн, Мэри. Медицина и общество в Европе раннего Нового времени. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1999.
  • Розенберг, Чарльз. «Терапевтическая революция». В Объяснение эпидемий и других исследований в истории медицины. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1992.
  • Сираиси, Нэнси Г. Медицина средневековья и раннего Возрождения: введение в знания и практику. Чикаго: University of Chicago Press, 1990.

Четыре юмора: Еда в эпоху Возрождения

В серии «Укрощение строптивой» Петруччо пытается подавить вспыльчивость Кэтрин, отказывая ей в мясе, выхватывая жаркое, которое, как он утверждает, «сгорело и высохло», и, таким образом, вероятно, вызвать холер. «И лучше бы нам обоим поститься, — предлагает он в качестве объяснения, — ведь мы сами холерики». Хотя его методы могут быть властными, а его мотивы подозрительными, рассуждения Петруччо, тем не менее, отражают диетическую философию, распространенную в эпоху Возрождения.

ЧТО У ТВОЕГО ЮМОР?

Гуморальная теория, основанная на работах древнегреческого врача Галена, утверждает, что хорошее здоровье зависит от баланса четырех основных жидкостей: крови, холеры (желтой желчи), слизи и черной желчи. Идеальную пропорцию (вчетверо меньше мокроты, чем крови, в одну шестнадцатую меньше желчи, чем крови, и в одну шестьдесят четвертую меньше меланхолии, чем крови) трудно поддерживать, так как гумор постоянно находится под влиянием того, что люди едят и пьют. Таким образом, один юмор обычно преобладает и характеризует общий темперамент или «цвет лица» человека. Слишком много крови, например, приводит к сангвинической личности, а избыток черной желчи вызывает меланхолию.

Каждый темперамент имел свой собственный набор характеристик, которые до сих пор находят отклик в нашем языке. Сангвиники считались румяными и веселыми, флегматики — бледными и вялыми, холерики — желтушными и злыми, а меланхолики — мрачными и грустными (но часто творческими).

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ПРИТЯГАЮТСЯ

Согласно гуморальной теории, каждая жидкость обладает элементарным качеством, которое отражает некоторую комбинацию тепла, влаги, холода или сухости. Пищевые продукты также обладают этими качествами в разной степени, которые можно смягчить методами приготовления. То, как продукты классифицируются, зависит не столько от их воспринимаемых свойств, сколько от того, как они влияют на жидкости организма. Таким образом, хотя сахар может показаться сухим, на самом деле он согревает и увлажняет.

Вкусы тоже играют роль. Как показано на диаграмме ниже, сладость связана с теплом и влагой, терпкость — с холодом и сухостью и так далее. Хитрость повара эпохи Возрождения заключалась в том, чтобы сбалансировать чрезмерный юмор человека с его диетической противоположностью. Так, подача петрушки тому, у кого, например, переизбыток мокроты, способствовала бы хорошему здоровью, но подача ее холерику только обострила бы его темперамент.

Уильям Маршалл. Четыре цвета лица. Гравюра, 1662 год. Шекспировская библиотека Фолгера.

ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!

С приходом научной революции в середине семнадцатого века гуморальная диета начала терять популярность в Европе. Ученые и диетологи, которые когда-то учили людей уравновешивать свой юмор, теперь стали более эмпирически подходить к обоснованию своих советов. Хотя их эксперименты и исследования не привели к каким-либо убедительным идеям, способным заменить гуморальную теорию, они, тем не менее, предоставили мало веских доказательств в ее поддержку. В то же время во Франции назревала революция иного рода. Появление классической изысканной кухни с ее богатыми сливочными соусами и заправками с маслом заставило людей думать о еде с точки зрения ее вкуса, а не того, как она может повлиять на их желчь. Родилась новая кулинарная мода.

Однако многие простые европейцы цеплялись за свой юмор, и у этой теории были свои защитники еще в 1800-х годах.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts