Методы бихевиоризм: Бихевиоризм

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития

Похожие презентации:

Теории личности в бихевиоризме. Когнитивное направление в исследовании личности

Поведение, как предмет психологии. Понятия, задачи и методы классического бихевиоризма

Бихевиоризм

История развития представлений о предмете психологии. Основные направления в психологии

Бихевиоризм. Необихевиоризм

Бихевиоризм

Методы исследования в психологии

Психология как наука о поведении

Бихевиоризм (от английского Behavior — поведение)

Методы исследования в языке. Методология. Метод. Методика

1. Бихевиоризм: базовые принципы, экспериментальные методы исследования, этапы развития

Бихевиоризм
англ. behavior — поведение)
это систематический подход к изучению поведения
людей и животных.
Личность)
Набор изучаемых моделей поведения. Опыт.
*Формула S — R (стимул — реакция)
Э. Торндайк

3. Научающе-бихевиоральное направление

Открытые (доступные наблюдению)
действия человека. Опыт.
Законы научения:
• «Закон упражнения»
• «Закон эффекта»

4. Теория классического обусловливания И. П. Павлов

Слюноотделение на пищу
безусловный рефлекс (БРФ)
Слюноотделение на свет
условным рефлексом (УРФ)
Процесс классического обусловливания
(classical conditioning)«выработка условных рефлексов»
Принципы
обуславливания:
1.
2.
3.
Угашение
Генерализация раздражителя 4.
Дифференцировка
Условные рефлексы высших
порядков

5. Теория классического обуславливания эмоций Д.

Б. УотсонСТРАХ
ГНЕВ
ЛЮБОВЬ
«Стимул — реакция»
S—R
«Стимул – промежуточные переменные – реакция»
S—O—R

6. Теория оператного обуславливания Б. Ф. Скинер

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Принципы обуславливания
Подкрепление и угашение.
Незамедлительность подкрепления.
Дифференцировочные (сигнальные) стимулы.
Генерализация.
Постепенное формирование.
Цепи поведенческих реакций.
Режимы подкреплений.
Отрицательное подкрепление и наказание.
*При оперантном поведении животное не
обездвижено ремнями, а свободно передвигается и
«оперирует» с окружающей средой
Типы
подкрепления
Первичное
пища, вода,
физический
комфорт
Вторичное деньги,
внимание,
привязанность,
хорошие оценки.

8. Социальный бихевиоризм А. Бандуры

Наблюдение за
другими людьми
Реакция не
включается
автоматически
Анализ
поведения
в группе

9. Варианты поведения

1. Когда самоэффективность высока и условия среды
благоприятны, наиболее вероятен успешный результат.
2.Когда низкая эффективность сочетается с благоприятными
условиями, человек может впасть в депрессию, видя, как другие
преуспевают в делах, которые для него самого кажутся слишком
сложными.
3.Когда люди с высокой самоэффективностью встречаются с
неблагоприятной ситуацией, они обычно умножают свои усилия,
стараясь изменить окружающую среду.
4.Когда низкая самоэффективность сочетается с
неблагоприятной средой, человек ощущает апатию, считает себя
беспомощным и склонен мириться со своим положением.

English     Русский Правила

Поведенческие методы — Мозг и поведение

Поведенческие методы исследования позволяют нам объективно описывать поведение и измерять его. Он используется для исследования сложных моделей коммуникации, для определения хронологического порядка между когнитивными процессами или для подробного описания когнитивных ограничений, например, у пациентов, перенесших инсульт, и для сравнения этого со здоровыми людьми.

Поведенческие методы также позволяют нам определять человеческие способности и характеристики на индивидуальном уровне и сравнивать их с общими данными.

 

Систематическое наблюдение за поведением — это исследовательский инструмент, позволяющий исследовать возможные связи между регистрируемым поведением и психологическими процессами. Как правило, поведение будет записываться на видео и анализироваться с помощью компьютеров со специальным программным обеспечением. Акзелометрия — это еще одна форма наблюдения за поведением, при которой физическая активность людей отслеживается мобильными устройствами (например, браслетами). Это позволяет оценить модели активности и частоту их повседневной жизни. Преимущество этого метода заключается в его высокой экологической обоснованности.

 

 Кодирование лицевых движений — это метод, при котором видимые движения лицевых мышц подробно описываются с использованием фотографий или фильмов и сложной системы кодирования (Система кодирования лицевых движений, FACS).

Методика позволяет оценить даже малозаметные сложные эмоциональные выражения лица. Основными областями применения являются аффективная неврология и эмоциональная психология.

 

Отслеживание взгляда используется для отслеживания движений глаз при выполнении различных задач. Положение глаза определяется с помощью видеоизображений и инфракрасного света (который не виден человеческому глазу). Анализ движений глаз дает ценное описание того, как информация отбирается и обрабатывается.

 

 

 

Компьютерные технологии позволяют измерять реакцию за миллисекунды. Это позволяет делать выводы о конкретных действиях по обработке информации. В основном регистрируются реакции на достаточно простые задания (например, точка слева или справа?). Из-за высокого контроля в лаборатории и специфического манипулирования отдельными параметрами в экспериментальных задачах этот метод преимущественно используется для выявления причинно-следственных связей.

 

Виртуальная реальность может иллюстрировать сложные факты. Они используются для визуализации ситуаций, а в сочетании с 3D-анимацией или интерактивными персонажами мы получаем различные сценарии использования. Можно перемещаться по виртуальному пространству, например, по городу или музею. Также возможно перемещать вещи в виртуальной реальности на основе «реальных» событий.

 

Современные (полетные) тренажеры позволяют проводить экспериментальные психофизиологические исследования в хорошо контролируемых условиях, если задачи соответствуют хорошо разработанным экспериментальным парадигмам. Задачи с высокой экологической достоверностью можно изучать в отличие от классических лабораторных исследований. Для исследования человеческого фактора в Граце доступны различные виды симуляторов. Разработка конкретных парадигм «упражнений» для авиационной психофизиологии позволила провести прямые сравнения, начиная от исследований с макетом тренажера в лаборатории (Институт психологии, Университет Граца) и заканчивая оптимизированными парадигмами обучения и тестирования на симуляторе (сотрудничество с моделирование полета исследовательской платформы в Техническом университете Граца и AMST Systemtechnik GmbH, Рансхофен) до испытаний в кабине (Pitts2B; исследовательский проект APTEM, FFG).

Психофизиологические исследования на тренажерах также проводятся по темам управления воздушным движением.

 

Психоакустическая дисциплина исследует, как объективные акустические события переводятся в субъективные слуховые ощущения. Важную роль в этом отношении играет индивидуальный опыт. В частности, музыкальное обучение повышает чувствительность слуховой системы к различению тонких акустических различий.

Поведенческие методы измерения влияния лекарств на обучение и память у животных

Обзор

. 1984 г., октябрь-декабрь; 4 (4): 535–58.

doi: 10.1002/med.2610040405.

Г А Хайзе

  • PMID: 6387332
  • DOI: 10.1002/мед.2610040405

Обзор

G A Heise. Мед. Res Rev. 1984 окт.-дек.

. 1984 г., октябрь-декабрь; 4 (4): 535–58.

doi: 10.1002/med.2610040405.

Автор

Г А Хайзе

  • PMID: 6387332
  • DOI: 10.1002/мед.2610040405

Абстрактный

В этом обзоре описаны методы измерения влияния лекарств на обучение и память у животных, начиная от относительно простого неассоциативного обучения (привыкания) до классического и инструментального обусловливания и заканчивая сложными измерениями обучения и памяти многократно у отдельного животного.

Особое внимание уделялось процедурам отделения эффектов лекарств, специфичных для обучения и памяти, от неспецифических эффектов, влияющих на активность, мотивацию, сенсорные и двигательные способности и т. д. Для каждого метода были представлены избранные экспериментальные примеры, которые описывали действие наркотиков на обучение и память, разъясняли поведенческие процессы, связанные с эффектами наркотиков, или иллюстрировали методологические моменты. Различные процедуры, используемые для измерения воздействия лекарств на обучение и память у животных, дали ошеломляющий набор зачастую противоречивых результатов. Обычны количественные различия в эффективности препаратов при разных процедурах. Лекарства (например, ноотропы), которые изменяют способность к обучению или память в некоторых процедурах, могут совершенно не действовать во многих других. Как интерпретировать эти расхождения? Очевидные несоответствия в данных можно, по большей части, понять с точки зрения природы обучения и памяти.
«Обучение» и «память» — гипотетические процессы, предположительно лежащие в основе устойчивых изменений в поведении, возникающих в результате взаимодействия организма с раздражителями окружающей среды. Учитывая такое широкое определение, распространенность несоответствий в данных неудивительна. Маловероятно, что одни и те же механизмы должны лежать в основе всего большого разнообразия поведенческих изменений, включенных в рубрики «обучение» или «память». (Противоположное мнение, основанное на непротиворечивости результатов, полученных в различных процедурах, см. у Zornetzer). Как же тогда следует определять или измерять влияние наркотиков на обучение и память? Первым шагом, конечно же, является исключение тех эффектов наркотиков, которые не соответствуют определению обучения или памяти. В этом обзоре описаны стратегии и процедуры, с помощью которых это может быть достигнуто. Однако, даже когда это будет сделано, не существует единой процедуры, которая могла бы обнаружить влияние наркотиков на обучение и память в целом, и, учитывая разнородность вовлеченного поведения, маловероятно, что такая универсальная процедура когда-либо будет найдена.
Таким образом, потребуется многогранная стратегия. Некоторых из более простых процедур, описанных в этом обзоре, может быть достаточно для первоначального выявления интересных эффектов.

Похожие статьи

  • Классически-классический перенос: влияние предшествующего аверсивного обусловливания на обусловливание аппетита у кроликов (Oryctolagus cuniculus).

    Скавио М.Дж. мл. Скавио М.Дж. мл. J Comp Physiol Psychol. 1974 г., январь; 86 (1): 107–15. doi: 10.1037/h0035966. J Comp Physiol Psychol. 1974. PMID: 4809966 Аннотация недоступна.

  • [Применение методов оперантного кондиционирования в судебной токсикологии: экспериментальные исследования алкоголя и наркотиков].

    Хисида С. Хишида С. Нихон Хойгаку Дзаси. 1996 г., октябрь; 50 (5): 292–319. Нихон Хойгаку Дзаси. 1996. PMID: 8952330 Японский язык.

  • Последствия обусловленного реакцией изменения интенсивности безусловного раздражителя при реакции мигательной перепонки кролика (Oryctolagus cuniculus).

    Коулман С.Р. Коулман СР. J Comp Physiol Psychol. 1975 г., февраль; 88 (2): 591-5. DOI: 10.1037/h0076413. J Comp Physiol Psychol. 1975 год. PMID: 1150939

  • Улучшение памяти путем периферического введения вещества Р и налоксона с использованием обучающих задач на избегание и привыкание.

    Tomaz C, Aguiar MS, Nogueira PJ. Томаз С и др. Neurosci Biobehav Rev. 1990 Зима; 14(4):447-53. doi: 10.1016/s0149-7634(05)80067-3. Neurosci Biobehav Rev. 1990. PMID: 1705018 Обзор.

  • Неассоциативные объяснения поведенческих изменений, вызванных центральными холинергическими препаратами.

    Бигнами Г. Бигнами Г. Acta Neurobiol Exp (Войны). 1976;36(1-2):5-90. Acta Neurobiol Exp (Войны). 1976 год. PMID: 788471 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Нейропротекторные эффекты хигенамина против болезни Альцгеймера посредством улучшения когнитивных нарушений, нагрузки A β , апоптоза и регуляции сигнального пути Akt/GSK3β.

    Ян С, Ду В, Чжан И, Ван Х, Хе М. Ян X и др. Реакция на дозу. 2020 11 декабря; 18 (4): 1559325820972205. doi: 10.1177/1559325820972205. eCollection 2020 октябрь-декабрь. Реакция на дозу. 2020. PMID: 33354171 Бесплатная статья ЧВК.

  • Порошок семян пажитника аннулировал потерю памяти, вызванную хлоридом алюминия, биохимические изменения, нагрузку Aβ и апоптоз посредством регуляции сигнального пути Akt/GSK3β.

    Према А., Тенможи А.Дж., Манивасагам Т., Эсса М.М., Акбар М.Д., Акбар М. Према А и др. ПЛОС Один. 2016 28 ноября; 11 (11): e0165955. doi: 10.1371/journal.pone.0165955. Электронная коллекция 2016. ПЛОС Один. 2016. PMID: 27893738 Бесплатная статья ЧВК.

  • Холинергическая модуляция активности рабочей памяти в префронтальной коре приматов.

    Чжоу С., Ци С.Л., Дуглас К., Паланинатан К., Кан Х.С., Букафуско Дж.Дж., Блейк Д.Т., Константинидис С. Чжоу С и др. J Нейрофизиол. 2011 ноябрь; 106(5):2180-8. doi: 10.1152/jn.00148.2011. Epub 2011 27 июля. J Нейрофизиол. 2011. PMID: 21795623 Бесплатная статья ЧВК.

  • Оценка пространственной памяти у мышей.

    Шарма С., Ракоци С., Браун-Борг Х. Шарма С. и др. Жизнь наук. 2010 23 октября; 87 (17-18): 521-36. doi: 10.1016/j.lfs.2010.09.004. Epub 2010 15 сентября. Жизнь наук. 2010. PMID: 20837032 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.

  • Парадигма реверсирования скополамина у крыс и обезьян: важность компьютерных задач оперантного кондиционирования памяти для скрининга кандидатов в лекарства.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts