Характеристика мышления: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ

Содержание

35 Понятие и основные характеристики мышления, его функции. Физиологические основы мышления.

Мышление – это психически-познавательный процесс, позволяющий отразить в сознании человека недоступное непосредственное восприятие. Мышление представляет собой процесс, связанный с сознанием и речью.  Свойства мышления:  1. Опосредованность мышления – способ передачи знаний от поколения к поколению.  2. Мышление социально обусловлено – развивается в социуме (обществе).  3. Обобщенность мышления – обобщение существенных свойств окружающего мира. 4. Целенаправленность и произвольность – мышление всегда связано с решением какой-либо задачи и сопровождается волевыми усилиями.  5. Для мышления характерна связь с сознанием и бессознательностью. 

Операции мышления: (Функции)

1. Понятие – одна из логических форм мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

2. Суждение – одна из логических форм мышления, в которой выражается связь между двумя понятиями.

3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

4. Аналогия – умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий.

5. Анализ – мыслительная операция, при которой происходит расчленение сложного объекта на составляющие части.

6. Синтез – мыслительная операция, заключающаяся в соединении различных частей, элементов, сторон объекта в единое целое.

7. Обобщение — процесс выделения сходства между предметами, выделения в этих предметах общего. Например, можно найти нечто сходное между самыми разнородными предметами и объединить в один класс общности цвета: вишню, пион, кровь, сырое мясо, вареного рака

8.сравнение(установление сходства и различия между объектами), 

9. абстрагирование (выделение важных в данный момент свойств объекта и игнорирование тех качеств объекта, которые нам в данный момент кажутся несущественными)

10. обобщение (выделение общих признаков у класса объектов). 

Физиологической основой мышления являются временные нервные связи (условные рефлексы), которые образуются в коре больших полушарий. Эти условные рефлексы возникают под воздействием вторых сигналов (слов, мыслей), отражающих реальную действительность, но возникают обязательно на основе первой сигнальной системы (ощущений, восприятий, представлений).

В психологии распространена классификация видов мышле­ния: 1) наглядно-действенное, 2) наглядно-образное и 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

36 Подходы к изучению мышления. Ассоциативная психология мышления. Психология мышления в рамках вюрцбургской школы и гештальтпсихологии.

Мышление как ассоциация представлений

Психология мышления стала специально разрабатываться лишь в XX в. До этого времени основной была ассоциативная психология —  все психические процессы протекают по законам ассоциации и все образования сознания состоят из элементарных чувственных представлений, объединенных посредством ассоциаций в более или менее сложные комплек­сы.

(Гартли, Эббингауз, В. Вундт). Понимание познания как созерцания, принцип сенсуализма: «Нет ничего в разуме, чего не было раньше в ощущении». Конечным предметом мышления являются субъективные ощущения, образы восприятия и представления. Поэтому представители ассоциативной психологии не считали нужным специально исследовать мышление. Понятие отожествлялось с представлением и трактовалось как ассоциативно связанная совокупность признаков: суждение — как ассоциация представлений; умозаключение — как ассоциация двух суж­дений, служащих его посылками, с третьим, которое выводится из него.

Ассоциативная теория сводит содержание мысли к чувственным элементам ощущений, а закономерности его протекания — к ассоциативным законам. Мышление сводится к процессу ассоциации связей следов прошлого и настоящего сенсорного опыта.

Критика: Мышление имеет свое качественно специфи­ческое содержание и свои качественные специфические закономерности про­текания. Специфическое содержание мышления выражается в понятиях; по­нятие же никак не может быть сведено к простой совокупности ассоциативно связанных ощущений или представлений. Представители ассоциативной теории не смогли решить проблему активности мышления, творческие способности по их мнению существовали априори.

Вюрцбургская школа о мышлении

Представители: А. Бине, Кюльпе, Марбе Вюрцбургская школа сделала разработку психологии мышления своей основной задачей; положила начало системному изучению мышления.

Основное положение: мышление имеет свое специфическое содержание, не сводимое к содержанию ощущений и восприятия. Но слишком оторвали мышление от восприятия, они вообще не связаны. В результате вюрцбургская школа пришла к неправильно­му пониманию соотношения мышления и чувственного созерцания. Положение о предметной направленности мысли (интенция). Поскольку (из идеализма) мышление было внешне противопоставлено всему чувственному содержанию действительности, направленность мышления на предмет (интенция) превратилась в чистый акт (в мистическую активность вне всякого содержания).

Представители вюрцбургской школы подчеркнули упорядоченный, направленный характер мышления и выявили значение задачи в мыслительном процессе. За время своего существования вюрцбургская школа проделала значительную эволю­цию. В начале были утверждения о безобразном характере мышления (О. Кюльпе, X. Дж. Уатт, К. Бюлер в ранних своих работах), затем представители вюрцбургской школы  выявили и подчеркнули роль наглядных компонентов в процессе мышления. Также изменились взгляды на взаимоотношение мышления и речи. Вначале (у О. Кюльпе, например) мышление рассматривалось вовне, будучи уже готовым, независимым от речи. Затем мышление и образование понятий (Н. Ах) было превращено в результате введения формально понимаемого речевого знака в решение задачи. Эта последняя позиция, где бессмысленный знак — правитель мышления, была по существу лишь оборотной стороной все той же первоначальной позиции, разрывающей мышление и речь.

Мышление с позиций гештальтпсихологии

Представители: Вергеймерт, Келер, Коффка. Критика вюрцбургской школы.

Основа мышления – способность формировать и преобразовывать структуры в реальной действительности. Мышление совершается в замкнутом круге (сфере сознания). В итоге мышление сводится к движению мыслей в замкнутой структуре сознания.

Исходная ситуация, в которой возникает проблема, — это в своем наглядном содержании неуравнове­шенное феноменальное поле, в котором имеются как бы незаполненные места. Вследствие этого в проблемной ситуации создается напряжение, которое вызывает переход данной неустойчивой наглядной ситуации в другую. Посредством последовательного ряда таких переходов происходит преобразование, т. е. изменение структуры, исходного наглядного содержания, которое и приводит к решению задачи. Задача оказывается решенной попросту в результате того, что мы под конец по-иному, чем вначале, непосредственно видим содержание исходной ситуации.

В противовес психологии мышления вюрцбургской школы, которая оторвала мышление от чувственного созерцания, Коффка попытался, таким образом, осуществить на основе принципа структуры то же сведение мышления к наглядному содержанию, которое на основе учения об ассоциациях отстаивала ассоциативная психология.

Эта попытка игнорирует специфику мышления.

37 Разработка проблемы мышления в рамках бихевиоризма и психоанализа. Информационная теория мышления.

Бихевиоризм о мышлении как поведении

Бихевиоризм возник в Америке в начале XX в. Отбросили понятие психики и сознания, предмет – поведение. Против интроспекции, за наблюдение. Ощущение, восприятие, мышление и другие понятия психических процессов или функций рассматривались с точки зрения поведенческого опыта, главная функция —  приспособления к окружающей среде.

Проблема мышления в раннем бихевиоризме.

Уотсон: мышление отождествил с поведением, это не познавательный процесс.   Разделял поведение на внешнее (непосредственно наблюдаемое извне) и внутреннее (мышление в широком смысле слова, или умственная Д).  Умственная Д вызывается внешними стимулами, опосредует видимое поведение. Умственная Д не связана с мозгом. По сравнению с непосредственно наблюдаемым поведением мыслительная деятельность, по мнению Уотсона, отличается лишь очень большой свернутостью, сокращенностью.

Мышление не обусловлено социально, главная функция – обеспечить приспособление организма к среде (мышление = совокупность реакций, вызываемых окружающей средой).

Закономерности мышления Уотсон сводит к закономерности образования навыков. Организм приобретает навык путем проб и ошибок, аналогично любой другой деятельности.

Проблема мышления в современном бихевиоризме.

Основы теории мышления — Кларк Халл. Он первый (1930 г) применил общую необихевиористическую теорию поведения к анализу знаний, процесса решения задач, образования понятий. Проблемой мышления занимаются Скиннер, Толмен и другие необихевиористы.

Мышление — форма приспособления организма к новым условиям. Эти новые условия представляют для организма проблемную ситуацию, или ситуацию задачи, поэтому процесс приспособления к проблемной ситуации описывается бихевиористами как решение задачи.

Критика: не рассматривают мышление как психический процесс познания закономерных отношений между вещами, процесс отражения тех сложных (причинно-следственных, функциональных и т. п.) отношений между объектами, в которых раскрывается сущность предметов. И ранние, и поздние бихевиористы: мышление человека и животных не отличаются. Лишь в самое последнее время бихевиористы начали иногда говорить о некоторых качественных особенностях мышления человека. Но они продолжают сводить решение задач к процессу проб и ошибок или отбору приспособительных реакций.

Психоанализ

Мышление рассматривается в психоанализе как мотивационный процесс 3 Фрейду принадлежит работа по психологии мышления \»Остроумие и его отношение к бессознательному\» В ней \»остроумие\» объяснено как проявление творческого м мышление В основе ее лежат бессознательные первичные мотивы Возникает остроумие и ее результаты в обход недовольство первичных потребностей, т.е. творчество является сублимированным удовольствием этих потребностей Мыслительная действовали ьнисть может происходить под влиянием бессознательного мотива или его заменителя — желаемого мотивамінника — бажаного мотиву.

Психоанализ частично коснулся проблемы связи мышления с мотивами Вопросов, как влияет мотивация на организацию, строение мыслительной деятельности, не изучали

С психоанализом связана теория аутистического мышления (Е Блейлер) Аутизм объясняют как доминирование внутренней жизни, уход от внешнего мира проявлениями аутистического мышления являются сновидения, мифология, народные поверья, шизофреническое мышление и т. д. Е Блейле ер в своей концепции показывает регулирующий влияние мотивационно-эмоциональной сферы на мышлениелення.

Информационная теория мышления. По данным исследований, творческое мышление обнаруживает себя уже во время постановки задачи и имеет своеобразный ход (Г. Вертхаймер, Г. Вудвортс, К. Дункер, О. Зельц, С. Калмыкова, Г. Линдсей, А. Лук, Я. Пономарев). Как и процесс мышления вообще, оно проходит следующие этапы: создание образа, который соответствует условиям задачи; операции анализа, синтеза и прежде всего обобщения; нахождения принципа решения; получение результата. Однако в этом случае содержание каждого этапа отличается особой сложностью. Кроме того, этот вид мышления основывается на высокой интеллектуальной активности иотношении к творчества как к ценности.

Общая характеристика мышления

Details
Просмотров: 29572
  • Предыдущая статья Эмоции и проблема классификации видов мышления
  • Следующая статья Качества ума
Настроить шрифт
  • Размер
  • Стиль
  • Режим чтения

Мышление, как ощущение и восприятие, — психический процесс. Однако, в отличие от процессов чувственного познания, в процессе мышления происходит отражение предметов и явлений действительности в их существенных признаках, свя­зях и отношениях.

Путем восприятия человек познает единичные предметы в совокупности всех их случайных и основ­ных признаков. Выделяя в процессе мышления основное, суще­ственное в явлениях, человек «проникает в глубь вещей», познает разнообразные зависимости между явлениями и их закономер­ности.

 

Этот процесс  характеризуется  следующими   особенностями:

1.  Процесс мышления и речи составляет сложное  единство. Мышление не «связано» с языком, но выражено в языке. Это было с предельной четкостью высказано К. Марксом, кото­рый говорил о том, что язык есть непосредственная действитель­ность мысли.

Несмотря на то что в онтогенезе отношения мышления и ре­чи своеобразны и изменчивы, невозможно изучать процесс мыш­ления у ребенка вне анализа развития его речи.

2. Мышление взрослого человека имеет обобщенный характер. О чем бы человек ни думал, над решением какой бы конкретной задачи ни трудился, он всегда мыслит посредством языка, значит, обобщенно. Слово «весна» обобщенно обозначает множество яв­лений обновления природы. Обобщенное понимание содержания, обозначенного словом «весна», позволяет человеку обозначить этим же словом и определенный период жизни человека, время расцвета его физических и духовных сил.

И. П. Павлов, определяя слово как особый сигнал действи­тельности, как специфический раздражитель, имеющий обобщен­ный характер, раскрывает и его отношение к мышлению.

Он писал о том, что речевые сигналы «представляют собой отвлечение от действительности и допускают обоб­щение, что и составляет наше лишнее, специально человеческое, высшее мышление, создающее сперва общечеловеческий эмпи­ризм, а наконец и науку — орудие высшей ориентировки чело­века в окружающем мире и в себе самом» 1 .

————

1 И. П. Павлов. Поли. собр. соч., изд. 2, т. 111, кн. 2. М.— Л., Изд-во АН СССР, 1951, стр. 232—233.

Отражение связей, существующих между предметами н явле­ниями, совершается обычно в языковых формах, хотя некоторые связи, например пространственные и временные, человек может воспринимать и непосредственно.

Слова, обозначающие связи, существующие между какими-либо конкретными явлениями, выражают всегда обобщенное по­знание определенного рода отношений, существующих между предметами и явлениями окружающего нас мира.

Если сравнить два разных по содержанию предложения, на­пример: «Деревья шумят и клонятся, потому что сегодня силь­ный ветер» и «Движение борьбы за мир неуклонно разрастается, потому что все более активно народы мира выступают про­тив войны», то можно заметить, что в обоих этих утверждениях человек говорит о причинных связях, т. е. о связях одной и той же категории. Эти связи выражены словами «потому что», которые и являются обобщенным обозначением причинных за­висимостей, существующих в мире.

Следовательно, обобщенность мышления обеспечена обобща­ющим значением слова, являющегося сигналом, обозначающим различные, но всегда определенные категории связей.

3.  Для мышления характерна проблемность, т. е. поиск связей в каждом конкретном случае, в каждом явлении, состав­ляющем объект познания. Этот поиск начинается обычно в ответ на словесный сигнал. Таким сигналом является вопрос, с которо­го начинается процесс мышления. В вопросе формулируется за­дача мышления. При этом каждый вопрос сигнализирует совер­шенно определенный тип связи, раскрытие  которого  в  данном конкретном явлении и составляет задачу, вставшую перед чело­веком. Вопрос: «Чей мяч укатился?» — требует установления свя­зи только одной категории — отношений принадлежности. Вопрос: «Куда мяч покатился?» — сигнализирует также только один тип связи — направление,   место. Вопрос: «Почему мяч покатился?» — вызывает поиски причинных связей.

Вопрос есть одна из наиболее доказательных форм единства мышления и языка. Вопрос есть сигнал, и он вызывает ответ — специфическую для человека ориентировочную реакцию, поис­ковую  мыслительную деятельность.

Мышление есть решение определенной задачи, сформули­рованной в вопросе. Поиск ответа на поставленный вопрос придает процессу мышления нацеленный, организованный характер.

4. Мышление является стержнем любой умственной деятель­ности человека. Этим мыслительный процесс даже двухлетнего ребенка, осваивающего речь, качественно отличается от прими­тивных форм анализа и синтеза, доступных высшим животным. Поиск   путей   решения   осуществляется   животными   методами беспорядочных проб и ошибок, которые имеют направленность на достижение «приманки», но не на нацеленность. Сформулиро­ванная в вопросе потребность познать, понять имеет у человека осознанный характер. Мыслящий человек знает, что он не знает и что хочет узнать. Он знает, что он нашел, решив поставленную задачу.

Оформление задачи в вопросе является первым этапом мыс­лительного процесса, так как, прежде чем решать задачу, надо раскрыть категорию, в пределах которой лежат искомые связи. Найденное решение задачи есть понимание, т. е. установление новых для человека связей. Они составляют содержание новых знаний, которые он приобрел.

Понимание, т. е. замыкание новой связи, новой ассоциации, есть решение вставшей перед человеком новой задачи. И. П. Пав­лов писал: «Каждая маленькая первая ассоциация это есть мо­мент рождения мысли…» 1

Конечно, не только дети, но и взрослые не всегда сразу нахо­дят правильное решение поставленной задачи. Они устанавли­вают иногда не те связи, которые существуют в действительно­сти между явлениями или внутри каждого из них. Люди допус­кают ошибки. Практика рано или поздно докажет человеку правильность или ошибочность найденного им решения.

5. Процесс мышления совершается на основе уже накоплен­ного человеком опыта, имеющихся представлений, понятий, уме­ний и приемов мыслительной деятельности. Эта связь мыш­ления и знаний отчетливо выступает уже на первом этапе мыслительного процесса.

Если человеку задан такой вопрос, на который он может лег­ко ответить, используя имеющиеся у него готовые знания, мыш­ления нет. Работает только память. Если ученика III класса спра­шивают: «Какое сейчас время года?», «Как называется его род­ной город?» или «Для чего в конце предложения ставится точка?» — школьнику не надо думать, так как ответ у него име­ется в готовом виде.

Не возникает мыслительный процесс и в том случае, когда решение поставленной задачи требует использования таких зна­ний, которыми человек не владеет.

Чтобы решить математическую задачу, надо знать значение каждого числа, знать необходимые арифметические действия и уметь их применять там, где они необходимы. Однако, решая но­вую задачу, ученик должен перетасовать имеющиеся у него зна­ния, по-новому их использовать, применить их в необычных со­четаниях. Значит, в процессе мышления надо владеть не только прочными знаниями, но и рациональными способами оперирова­ния ими в соответствии с новой конкретной задачей.

–––––––––––

1 «Павловские среды», т. II. М., Изд-во АН СССР, 1955, стр. 585.

На отношение памяти и мышления   обратил   внимание еще П. П. Блонский. Ведь и результат мышления тоже связан с па­мятью: он обогащает опыт человека новым открытием.

Чем более системны, осмысленны и подвижны знания, тем более успешно может использовать их человек в мыслительной деятельности. Мышление есть оперирование зна­ниями.

6.  Мышление может   совершаться   на   уровне   практических действий или на уровне оперирования представлениями или сло­вами, т. е. «во внутреннем плане». Мыслительный процесс вклю­чает различные операции: сравнение, абстрагирование, конкретизацию и др. Каждая из этих операций есть своеобразное выражение основных процессов  анализа и синтеза. Успех решения зависит от степени овладения человеком   этими   специальными   умственными   умениями. Человек дол­жен   владеть   различными способами   (приемами)   умственной деятельности.

Чаще всего для решения мыслительной задачи нужно исполь­зовать не одну какую-то умственную операцию (только сравне­ние или только обобщение), а целую систему операций. Нужно уметь применить разные формы мышления: умозаключения, рас­суждения в определенных их сочетаниях с другими формами и операциями. Умение использовать разные операции и приемы мышления в каждом конкретном случае свидетельствует о высо­ком умственном (мыслительном) развитии человека.

7.  Процесс   мышления   неотделим   от  деятель­ности   всей   личности.   Осознание   необходимости   найти способ вернуть больному человеку работоспособность, доставить через линию фронта важное донесение или повысить эффектив­ность своей преподавательской работы побуждает врача, бойца, учителя к упорным и напряженным поискам путей для решения этих сложных задач.

Чем труднее и необычнее задача, чем желаннее цель, чем глубже искомые связи, тем более напряженным будет весь про­цесс мышления и тем выше эмоциональное отношение человека к результатам своей деятельности.

Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для сту­дентов педагогических ин-тов. М.: Просвещение, 1971. – 415 с. С. 235-238.

  • Предыдущая статья Эмоции и проблема классификации видов мышления
  • Следующая статья Качества ума

Важные характеристики аналитического мышления

Как люди с инстинктивным мышлением, мы все позволяем эмоциям влиять на наши процессы суждения. С другой стороны, некоторые люди используют более аналитический подход при решении проблем в повседневной жизни. Аналитические мыслители могут доверять своей интуиции. Но характеристики аналитического мышления заключаются в том, что люди обычно используют данные, цифры, факты и понимание как рациональные методы решения проблем. Предположим, вы человек, который использует данные для принятия решений, а не для поспешных выводов. В этом случае вы можете быть аналитическим мыслителем, который преуспеет в профессиональной жизни, где такой метод рассуждений требуется и ценится.

Что такое аналитическое мышление?

Некоторые называют аналитическое мышление «критическим мышлением», но анализ — это только один аспект. Аналитическое мышление исследует и оценивает проблему беспристрастно, чтобы сделать вывод. Это аналитический, творческий, полностью доступный и решающий проблемы характер. Аналитическое мышление может разделить сложные вопросы или концепции на более мелкие, более удобоваримые части.

Это не врожденный навык, его нужно формировать, оттачивать и мотивировать. Научите своих детей думать! Ребенок должен быть способен исследовать, оценивать, противопоставлять, делать выводы и формировать собственное мнение. Затем, без предубеждений, они должны быть в состоянии продемонстрировать то, что им удалось эффективно изучить. Весь этот процесс будет представлять собой аналитическое мышление в действии.

Качества аналитического мышления

Имеет много положительных характеристик, в том числе следующие:

  • Аналитическое мышление отличается стремлением к получению только точной и достоверной информации.
  • Способность критически мыслить помогает в понимании. Действительно ли мы понимаем информацию, которую видим, слушаем, читаем или изучаем? Понимание также включает выявление скрытых сообщений в письменной форме.
  • Используйте вопросы, чтобы получить надежный результат, не оставляя существенных сомнений по теме.
  • Он использует опыт человека, который его использует, обеспечивая хороший концептуальный, рациональный, оперативный анализ и управление знаниями.
  • Создайте новые аргументы, которые будут иметь решающее значение при анализе.
  • Он может воссоздать аргументы, которые были подняты.

Этапы аналитического мышления

Использование ваших аналитических навыков обычно включает в себя несколько шагов, которые включают:

  1. Определение темы, проблемы или проблемы
  2. Сбор данных по результатам тестов и наблюдениям
  3. Создание решений или расширение ваших знаний по предмету
  4. Попытка протестировать инновационные решения или идеи на основе полученной информации новые знания.

Элементы аналитического мышления

При применении этого метода необходимо соблюдать четкие рамки для достижения хорошего результата от опроса.

Необходимо представить себе проблему, проанализировать ее, навести справки о ней и прийти к идеальному решению.

12 важнейших характеристик аналитического мышления для детей

Сосредоточенность

Решение проблем

Творческое мышление

Критическое мышление

Нестандартное мышление

Ана анализ данных 

Непредубежденность

Эмпатия

Общение

Синтезирующее мышление

Независимость

Уверенность в себе

Какие существуют способы поощрения аналитического мышления у детей?

Навыки критического мышления развиваются в ходе ежедневных разговоров с ребенком, таких как общение с ним, задавание открытых вопросов и предоставление ему возможности исследовать и решать проблемы.

Ниже приведены некоторые советы и концепции, которые помогут детям заложить основу для критического мышления:

  • Создайте возможности для игр 

Создание блоков, игра различных ролей с друзьями и игра в видеоигры – все это помогает детям развивать критическое мышление навыки.

  • Остановитесь и подождите

Дайте ребенку достаточно времени, чтобы подумать, выполнить задание или вызвать реакцию. Это позволяет вашему ребенку оценить свою реакцию и уточнить ее, а не реагировать на свой первый внутренний инстинкт.

  • Не бросайтесь сразу

Детям нужны трудности, чтобы развиваться. Подождите и понаблюдайте, прежде чем пытаться решить проблему.

  • Задавайте открытые вопросы

Вместо того, чтобы мгновенно отвечать на вопросы ребенка, поощряйте его к аналитическому мышлению, задавая вопросы.

  • Помощь детям в разработке гипотезы

Формирование предположений во время игры — это критическое мышление, которое способствует развитию навыков.

  • Поощряйте новые и разнообразные способы мышления

Предоставление детям возможности мыслить разнообразно помогает им развивать творческие навыки решения проблем.

В это время полезно развивать свои аналитические рассуждения. Вы проходите через процесс принятия решений и выражаете то, что происходит в вашей голове.

Какие советы могут дать родителям, чтобы помочь своим детям развить навыки аналитического мышления?

Как родитель, вы должны поощрять своего ребенка мыслить по-новому, чтобы развивать его аналитическое мышление. Ниже приведены некоторые советы, которые вы можете использовать на своем ребенке:

Дети не должны слепо следовать за вами.

Когда дети исследуют и открывают свои пути, им суждено споткнуться. Вы не должны ожидать, что на данном этапе они будут слепо следовать вашим обычаям, принципам, толкованиям и учениям.

Развлекайтесь с ребенком.

Ничто не сравнится с игрой для развития у вашего ребенка критического мышления.

Начните поощрять новые и уникальные способы мышления.

Чем больше у нас открытости и разнообразия, тем больше пользы ребенок получит от разных точек зрения, чтобы добиться успеха в похожих ситуациях.

Процесс кодирования похож на процесс критического мышления.

Использование относительно похожего процесса — один из наиболее важных способов, с помощью которых программирование укрепляет критическое мышление. Кодировщики всегда должны пробовать, ошибаться и пробовать снова, пока не найдут решение. Поэтому кодирование в раннем возрасте может развить аналитические способности. JetLearn — хороший вариант, если вы хотите, чтобы ваш ребенок отточил свои аналитические способности.

Заключение 

Подводя итог, можно сказать, что в этой статье изложено все, что вам нужно знать о важнейших элементах, стадиях и характеристиках аналитического мышления для развития таких привычек, как чтение, социальное взаимодействие, решение проблем и любознательность. Игры с детьми укрепляют их уверенность и помогают им стать критически мыслящими. Вы должны научить своего ребенка ценить разнообразие, дифференциацию и нестандартное мышление, когда он станет критически мыслящим.

Часто задаваемые вопросы по расширенным сниппетам:

Какие характеристики описывают аналитическое мышление?

Наиболее важными характеристиками аналитического мышления являются оценка и подтверждение первопричины проблемы и поиск решений для решения выявленных проблем.

Что такое аналитические способности и почему они важны?

Аналитические способности относятся к способности человека распознавать проблему, исследовать ее для получения информации и прийти к разумному ответу. В настоящее время несколько профессий требуют аналитического мышления, что делает его важным навыком.

Каковы три основных компонента аналитического мышления?

Аналитическое мышление включает в себя множество существенных элементов. Но получение соответствующей информации, определение ее ценности и концентрация на фактах — вот три основных компонента аналитического мышления.

Есть ли способ улучшить мои аналитические способности?

Регулярно практикуйте свои аналитические способности. Эти способности также следует оттачивать регулярной практикой, начиная от интеллектуальных игр, таких как кроссворды и шахматы, и заканчивая настольными стратегическими играми.

Как мне стать более аналитическим в своем мышлении?

Узнайте, что такое аналитическое мышление. Иногда это определяется как сбор, визуализация и анализ данных, чтобы увидеть более широкий контекст или тенденцию фактической информации. Навык аналитического мышления растет со временем и практикой.

7 наиболее распространенных черт высокоэффективных критических мыслителей

Какие черты олицетворяют эффективных критических мыслителей?

Навыки критического мышления являются одними из самых полезных и жизненно важных для современных учащихся (и для0197 каждый ) достраивать. Каждый педагог знает, как важно культивировать их в наших классах и на протяжении всей нашей жизни. Каковы наиболее важные определяющие характеристики эффективных критических мыслителей?

Давайте начнем наше исследование с утверждения, что эффективные критические мыслители функционируют посредством различных мыслительных процессов в различных обстоятельствах. Вы должны уметь анализировать и проверять свое мышление, чтобы улучшить его (Elder & Paul, 2020).

Выяснение того, как заставить его работать вовремя, когда ваша машина ломается в час пик, требует критического мышления не меньше, чем переговоры о мире во всем мире. Оба сценария облегчают такие навыки в совершенно разных условиях, с разными ставками и результатами, но, тем не менее, они требуют этих навыков.

Критическое мышление долгое время считалось ценным активом, которым молодые люди должны овладеть, и его потребность, вероятно, будет возрастать по мере того, как наш мир будет все больше дополняться трансформационными концепциями, такими как новые технологии (Willingham, 2019).). Вопрос в том, какими универсальными чертами будут обладать эффективные критические мыслители в каждом конкретном случае и во всех промежуточных условиях.

Это загадка, которую мы собираемся разгадать здесь, предлагая предположения о том, каковы будут наиболее важные определяющие характеристики критически мыслящих людей.

1. Любопытство

Любопытство означает готовность исследовать неизвестное, испытывать новые стимулы и принимать неопределенность (Arnone et al., 2011). Эффективные критические мыслители по своей природе любопытны по широкому кругу тем и обычно имеют широкие интересы. Им свойственна здоровая любознательность в отношении мира и людей, которую они смягчают здравым смыслом и благоразумием.

Например, как говорится в одном исследовании, критически мыслящие люди «понимают, что предположения часто содержат предубеждения, стереотипы, предубеждения и искажения… они регулярно оценивают свои предположения, а также предположения других, чтобы определить, основаны ли эти предположения на в здравом рассуждении и доказательствах» (Paul & Elder, 2019).

Выяснение того, как заставить его работать вовремя, когда ваша машина ломается в час пик, требует критического мышления не меньше, чем переговоры о мире во всем мире.

Одна статья, похоже, подтверждает это, предлагая, чтобы «вместо того, чтобы принимать все за чистую монету, любопытный человек задается вопросом, почему что-то так оно и есть» (Patel, 2018). Другой подчеркивает, что «критично мыслящим, лидерам и менеджерам необходимо быть любознательным, чтобы получить более глубокие знания о проблемах, процессах и людях» (Indeed, 2022).

Что означает любознательность для обучения? В конечном счете, любопытство приводит, согласно одному исследованию, к повышению вовлеченности и успеваемости, а также к повышению производительности в любой конкретной профессии (Harackiewicz, et al., 2002). И хотя только недавно исследования начали показывать, что любопытство связано с улучшением результатов обучения, факт остается фактом: оно по-прежнему считается сильным мотиватором обучения (Wade & Kidd, 2019).).

2. Сострадание

Стремясь одарить наших учеников этими незаменимыми навыками, мы не должны забывать, что они охватывают эмоции и инстинкты так же, как и интеллектуальное. Эффективные критически мыслящие люди действуют не только разумом, но и сердцем.

Обучение наших учащихся принципам подотчетности, обучению служению и необходимости демонстрации сострадания и сочувствия имеет большое значение для развития чувства сопричастности при одновременном развитии их осознанности, взаимодействия и лидерских установок (Grigoropoulos, 2020).
 
Хотя это вряд ли считается очевидной чертой для критически мыслящих людей, сострадание, тем не менее, является его жизненно важным компонентом, поскольку критическое мышление касается не только фактов и данных, но и отношений с другими:

» Без сострадания мы бы рассматривали всю информацию и ситуации с точки зрения холодных, бессердечных научных фактов и данных. Было бы легко позволить нашему цинизму стать ядовитым и относиться с подозрением ко всему, на что мы смотрим. Мыслитель, мы всегда должны учитывать человеческий фактор. Не все, что мы делаем, связано с обособленными данными и информацией — это также касается людей». (Патель, 2018)

В мире достаточно суждений и сегрегации, в основном из-за отсутствия ясного понимания тайной истории стойкости друг друга через часто невообразимые страдания. У каждого из нас есть собственная история, которая делает нас теми, кто мы есть, а также личные испытания и проблемы, которые сформировали нас. Критически мыслящие люди признают это и с сочувствием отмечают уникальность каждого и готовы помочь нам увидеть лучшее в себе и других.

3. Внимательность

Возможно, наиболее полное определение внимательности заключено в этой цитате из книги Сунрю Судзуки «Разум дзен, разум новичка» (2010):

«Когда вы пытаетесь остановить свое мышление, это означает, что оно вас беспокоит. Не беспокойтесь. кажется, что что-то приходит извне вашего ума, но на самом деле это только волны вашего ума, и если вас не беспокоят волны, постепенно они будут становиться все спокойнее и спокойнее». (Сузуки, 2010)

Таким образом, быть внимательным означает полностью осознавать свои мысли и окружение, не подвергая суждению. Именно этот тип саморегуляции прокладывает путь к глубоко эффективному критическому мышлению, которое касается целого ряда моделей поведения, «от ежеминутного выбора до более крупных и важных решений, которые могут иметь существенное влияние». от того, достигают ли люди своих целей» (Heydarnejad, et al. , 2021).

Стремясь одарить наших учеников этими незаменимыми навыками, мы не должны забывать, что они охватывают эмоции и инстинкты так же, как и интеллектуальные.

Возможности применить навыки критического мышления окружают нас каждую минуту. Эффективные критические мыслители остаются настроенными на эти возможности, применяя принципы внимательности. Критически мыслящие люди всегда готовы использовать свои лучшие мыслительные привычки в любой ситуации и сохраняют склонность использовать критическое мышление, когда это уместно (Hitchcock, 2022). Желание критически осмыслить даже самые простые вопросы и задачи указывает на стремление к конструктивным результатам.


Эффективные критически мыслящие люди тоже ничего не принимают за чистую монету. Они никогда не перестают задавать вопросы и с удовольствием исследуют все стороны проблемы и более глубокие факты, скрывающиеся во всех режимах данных. Таким образом, те, кто мыслит критически, также, как правило, инстинктивно решают проблемы, что считается, вероятно, самым важным навыком, который мы можем помочь нашим ученикам развивать (Crockett et al. , 2011).

4. Решительность

Многие ситуации, требующие критического мышления, также требуют быстрых и решительных действий. Когда мы думаем критически, мы взвешиваем наши варианты и представляем результаты в данный момент быстро и ясно и можем отбросить страх, когда дело доходит до принятия решений. Критически мыслящие люди по своей природе решительны в том смысле, что они учитывают все варианты при принятии четких и обоснованных решений (Clarke et al., 2019). По сути, критически мыслящие люди любят двигаться вперед, а не двигаться назад или откладывать на потом, потому что они процветают в прогрессии. Обычно они нарушают статус-кво, постоянно ища более логичные и эффективные способы ведения дел (Altman, 2016).

Вдобавок к этому часто приходится делать выбор, даже если у нас нет всей необходимой информации, чтобы сделать его с уверенностью. В книге Blink , Малкольм Гладуэлл утверждает, что поспешные суждения могут быть столь же эффективными или даже лучше, чем тщательно взвешенные решения, и что каждое из них имеет свое время и место в зависимости от ситуации (Gladwell, 2006). Однако, сталкиваясь с какой-либо проблемой, часто кто-то должен брать на себя инициативу и принимать трудные решения, от которых другие уклоняются.

Эффективные критически мыслящие люди понимают, что чаще всего необходимо проявлять инициативу и принимать решение, даже если оно оказывается неверным. Для них это предпочтительнее, чем вообще не принимать никаких решений.

5. Честность

Честность важна в любом смысле, но особенно важна для критического мышления. Моральная честность, этическое рассмотрение и действия, а также гражданская практика — все это отличительные черты эффективных критических мыслителей (Paul, 1999).

Неудивительно, что в основе всего этого лежит честность. Мы видим в таких людях сильное стремление к гармонии и самореализации в мире, и часть достижения этого включает стремление к честности во всех начинаниях и отношениях.


Практика честности в критическом мышлении также распространяется на то, как человек смотрит внутрь себя, чтобы охватить то, что там находится. Он учитывает процессы, лежащие в основе управления нашими эмоциями, контроля наших импульсов, признания наших ошибок и распознавания любых попыток самообмана (IPL, 2023). Критически мыслящие люди в равной степени осознают и принимают себя, как и других.

6. Готовность

Готовность и гибкость охватывают ряд ключевых соображений для критического мышления. Кто-то может возразить, что готовность критически мыслить превосходит способности, но, возможно, будет лучше, если мы проясним важность готовности на простом примере.

Предположим, вы пытаетесь катить мяч вниз по склону, и на пути мяча есть объект, который мешает ему пройти по траектории. Стали бы вы позади мяча и попытались бы толкнуть его над объектом и вниз по склону, или вы бы просто убрали препятствие и позволили мячу продолжать катиться?

Эффективно мыслящие люди понимают, что чаще всего необходимо проявлять инициативу и принимать решение, даже если оно оказывается неверным.

Звучит очевидно, но вас может удивить, как часто люди выбирают более сложный способ решения проблемы. Это можно объяснить многими вещами, не последними из которых являются нежелание получать помощь, непреодолимое чувство гордости или даже неспособность быть решительным (Зельцер, 2021).

Готовность критического мышления включает, помимо прочего, такие вещи, как способность:

  • учиться на своих личных ошибках и недостатках
  • бросить вызов статус-кво, когда возникнет необходимость
  • непредубежденно принимают другие мнения и взгляды, которые бросают вызов их собственным
  • пересмотреть и пересмотреть свое мнение в связи с появлением новых улик
  • активно слушайте, а не просто ждите своей очереди говорить
  • постоянно улучшайте, учитесь и совершенствуйтесь

7. Креативность

Нет никаких сомнений в том, что эффективные критические мыслители также в значительной степени являются творческими мыслителями. Креативность, несомненно, определила себя как необходимый навык для совместной работы современной рабочей силы. Важно помнить, что критическое и творческое — это два разных режима мышления, которые дополняют друг друга.

Как утверждается в одном исследовании:

«Критическое мышление поддерживает творческое мышление, а также следует за ним, потому что, как только творческое мышление расширяет фокус, критическое мышление служит для оценки идей, чего можно достичь, снова сузив фокус до каталога. идеи и выявлять наиболее разумные из них или те, которые с наибольшей вероятностью принесут успех» (Forrester, 2008)

Критическое мышление в бизнесе, маркетинге и профессиональных союзах в значительной степени зависит от способности человека к творчеству. Когда компании творчески подходят к продуктам и способам их рекламы, они процветают на мировом рынке.

Путь к критическому мышлению

Обучение наших учащихся эффективному критическому мышлению не требует бесчисленных часов планирования урока. Вам не нужны специальные учебные курсы или приглашенные докладчики, чтобы сделать это за вас. Все, что вам нужно, это то, что и у вас, и у ваших учеников уже есть в избытке: любознательный и открытый ум, преданное сердце, разнообразные интересы и способности и желание быть лучше, чем вы были вчера.

Ссылки

Альтман Г. (2016). Что сейчас нужно миру: больше критического мышления . Получено с https://www.linkedin.com/pulse/what-world-needs-now-more-critical-thinking-george-altman, 15 февраля 2023 г.

Arnone, M. P., Small, R. V., Чонси, С.А., и Маккенна, Х.П. (2011). Любопытство,
интерес и участие в технологической среде обучения: новая программа исследований
.
Разработчики образовательных технологий, стр. 181–198. https://doi.org/10.1007/s11423-011-9190-9

Кларк, А., Денеус, М., Этчеверри, Дж., и Нейра, Л. (2019 г.). Справочник по важным концепциям и стратегиям для улучшения критического мышления в процессе принятия решений. Нова Юго-Восточный университет.

Крокетт Л. Джукс И. и Черчес А. (2011). Грамотности недостаточно: беглость речи 21 века для эпохи цифровых технологий . Проект свободного владения языком 21 века; Корвин.

Старейшина Л. и Пол Р. (2020 г.). Критическое мышление: изучите инструменты, которые используют лучшие мыслители . Фонд критического мышления.

Форрестер, Дж. К. (2008). творчески мыслить; мыслить критически. Азиатская социальная наука 4 (5), 100–105.

Гладуэлл, М. (2005).  Мигание: сила мышления без размышлений. Нью-Йорк: Little, Brown and Co.

Григоропулос, Дж. Э. (2020). Как проявление лидерских качеств, сочетающих в себе дух, эмпатию и сострадание, может лучше подготовить учащихся к принятию на себя руководящих ролей? Международный журнал прогрессивного образования, 16(1), 54–66.

Харацкевич, Дж. М., Бэррон, К. Э., Тауэр, Дж. М., и Эллиот, А. Дж. (2002). Прогнозирование успеха в колледже: лонгитюдное исследование целей достижений и показателей способностей как предикторов интереса и успеваемости с первого года обучения до выпуска. Журнал педагогической психологии, 94 (3), 562–575. https://doi.org/10.1037/0022-0663.94.3.562

Гейдарнежад, Тахере и Фатеми, Азар и Гонсули, Бехзад. (2021). Взаимосвязь между критическим мышлением, саморегуляцией и предпочтениями в стиле преподавания среди учителей EFL: подход к анализу пути. 7. 98-110. 10.17323/jle.2021.11103.

Хичкок, Д. (2022). Критическое мышление. Стэнфордская философская энциклопедия (зимнее издание 2022 г.). Получено с https://plato.stanford.edu/cgi-bin/encyclopedia/archinfo.cgi?entry=critical-thinking, 15 февраля 2023 г.

Действительно, н.д. (2022).  14 основных характеристик и черт критического мышления. Получено с https://in.indeed.com/career-advice/career-development/critical-thinker-characteristics, 10 февраля 2023 г.

IPL (нет данных) (2023). Важность самосознания в критическом мышлении. Получено с http://bitly.ws/AiYc, 15 февраля 2023 г.

Патель, Д. (2018). 16 характеристик критически мыслящих людей. Получено с https://www.entrepreneur.com/living/16-characteristics-of-critical-thinkers/321660, 10 февраля 2023 г.

Paul, R. (1999). Критическое мышление, моральная целостность и гражданственность: обучение интеллектуальным добродетелям. Социальные миры высшего образования, 128-136.

Пол, Р., и Элдер, Л. (2019). Руководство для преподавателей по стандартам компетенции критического мышления: стандарты, принципы, показатели эффективности и результаты с основной рубрикой критического мышления . Роуман и Литтлфилд.

Зельцер, Л. (2021). 10 причин, по которым вы считаете, что вам «всегда приходится учиться трудным путем».  Получено с https://www.psychologytoday.com/ca/blog/evolution-of-the-self/202106/10-reasons-you-feel-you-always-have-to-learn-things-the-hard. -путь, 17 февраля 2023 г.

Судзуки Сюнрю и Диксон Т. (2010). Ум дзен, ум новичка  (40 лет). Шамбала.

Уэйд, С., и Кидд, К. (2019). Роль предварительных знаний и любознательности в обучении.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts