Харизматическая власть примеры: Харизматическая власть

Содержание

Харизматическая власть

Управление страной или группой людей на основе выдающихся личных качеств называется харизматической власти. Рузвельта и Робеспьера, Ганди и Мао, Шарля де Голля и Валери Жискар д’Эстена или же Леона Блюма с Марше или Миттераном объединяет одно — их можно отнести к харизматическим лидерам.

Харизма (от греч. kharisma — божественная милость, дар от kharis — прелесть, удовольствие) — исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, «святости».

В традиционном смысле слово «харизма» относится к священной личности. Оно определяет догмы религии и связано с благодатью, той, которая облегчает страдание; со светом, который нисходит на измученное сознание верующего; с живым словом пророка, которое трогает сердца; наконец, с внутренней гармонией учителя и его учеников. В наше время, по мысли немецкого социолога Макса Вебера, эта благодать присуща вождям, которые очаровывают массы и становятся объектами их обожания.

Черчилль обладал ею так же, как и Мао Цзе-дун, Сталин, де Голль, Тито. Она была свойственна и папе Иоанну Павлу II, влияние которого на миллионы верующих, ждущих его и слушающих его с восхищением, поражало наблюдателей. По мнению Макса Вебера, введшего в научный оборот данное понятие, этот тип власти «особым образом отличен от экономической. Он представляет собой, там, где он появляется, «призвание свыше» — в высоком смысле слова как миссию или внутреннюю «работу».

Воздействие харизматического лидера на массы не зависит ни от богатства, ни от уровня образования, ни от возраста и национальности. Харизма представляет собой высшую степень неформального авторитета. Большая умница, «свой парень», «борец за справедливость», «святоша» (честный человек) обладают свойствами, которых нет у среднего человека. Но их недостаточно, чтобы стать харизматическим лидером. Нужны не просто выделяющие, выдающиеся качества, нужны такие исключительные свойства, которые позволяют этого человека считать великим или гениальным.

Такие люди не просто авторитетны, они — непререкаемые авторитеты для общества. Эйнштейн и Ньютон относились к их числу. Можно говорить о том, что в научной среде они являлись харизматическими лидерами.

Аятолла Хомейни, религиозный лидер современного Ирана, считался харизматическим правителем целой страны. Некоторые короли и средневековые императоры также относились к этому типу руководителей.

Ленин, хотя и был атеистом, тоже являлся харизматическим правителем, поскольку подчиненные считали, что он наделен особыми качествами, каких нет у простых смертных. Макс Вебер подчеркивал следующий важный момент: «В своей истинной форме харизматическая власть является крайне необычным свойством и представляет собой чисто личное социальное отношение, связанное с харизматической ценностью личных качеств и их подтверждением».

Считается, что харизматический вождь обладает особыми качествами. Но отношения, которые устанавливают с ним, личного порядка, отношения субъективные и, разумеется, основанные на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить себе, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которым он восхищается. Чтобы убедиться в этом, ему достаточно однажды увидеть его, приблизиться, дотронуться до него, может быть, где-нибудь на поле сражения или когда тот общается с народом. И человек возвращается, говоря: «Я Его видел, я до Него дотронулся».

Как всякая первичная иррациональная власть, харизма — одновременно и благодать, и стигмат. Она придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости и отметину исключительности, неистовой силы. Она вызывает аналогию с необычайной способностью африканских вождей к излучению и с «триумфальным талисманом» царей Гомера, которая, как предполагалось, придавала им абсолютную магическую силу.

Харизматическое господство основывается на преданности человеку, наделенному некоей высшей мистической силой. Сталин, Ленин, Хомейни, Ганди — примеры харизматических лидеров. Шаман обладает властью, основанной на преклонении перед его сверхъестественными качествами.

Власть основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т. е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Несомненно, харизма основывается в большей степени на верованиях масс, нежели на личных талантах человека.

Харизматическая власть проявляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиции или авторитет закона. Ведь только что он сам или под его руководством народ сверг законную власть, а новые традиции еще не появились. Поэтому приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящает новые институты власти. Это явление называют культом личности.

Культ личности (от лат. cultus — почитание) — чрезмерное возвеличение личности правителя, вождя, базирующееся почти на религиозном поклонении. Часто культ личности получал формальное выражение в сакрализации власти. Фараона или царя подданные воспринимали как наместника бога на земле.

В обществах, где правят харизматические лидеры, им принято дарить подарки и награбленное добро. В СССР есть даже музеи, где выставлены подарки, которые преподносили советским правителям за десятки лет существования советской власти.

Харизма означает дар, некое качество отношения между верующими или последователями и учителем, в которого они верят, которому подчиняются. Этот дар, это качество — способность излечивать, которую раньше приписывали королям, например, — определяются верой, обыденными представлениями. Будучи однажды признанным, считает С. Московичи, этот дар действует, как символическое плацебо. Он производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. В точности, как безобидное лекарство, которое гасит боль, лечит потому, что оно прописано врачом, в то время как оно не обладает ни соответствующими физическими, ни химическими свойствами.

При харизматическом господстве формируется особый тип подчинения, которое заключается в целостном приношении личности. Подчиненное существо не ждет ни награды, ни оплаты. Дар вождя распространяется еще дальше — на возможность располагать личностью, на ее отказ, тем самым — от собственной воли в пользу воли другого, что делает из того настоящего властелина. Люди готовы отдаться волне энтузиазма, ярости. Они склонны одним ударом решать проблемы.

Харизматические лидеры отличаются, по крайней мере, двумя социологически важными признаками: во-первых, часто это выходцы с периферии, которая рождает людей с сильно выраженной достижительной мотивацией; во-вторых, они приходят к власти не в ходе избирательной кампании (на которую у них нет денег) и не через институт наследования (выходцы с окраин редко когда бывают наследными принцами), а путем узурпации ры с отклонениями в поведении — иностранцы или приехавшие с периферии — Наполеон с Корсики, Гитлер из Австрии, Сталин из Грузии. Часто это узурпация власти, сопровождающаяся цареубийством — Робеспьер, Кромвель, Ленин, великие деятели Сопротивления, де Голль или Тито, принуждающие законного властелина уйти в изгнание, отправляющие его на гильотину, в тюрьму.

Или теперешний папа, который был избран вопреки традиции, согласно которой папа должен быть итальянцем. Так или иначе, они кладут конец власти старых лидеров.

По Веберу, харизма, в самом прямом смысле слова, — это власть пророка. Может быть, некоторых героических воинов. Пророки создают новые правила для общества. Пророки это те, кто смог повести народы и дать им новую веру, новую идеологию. Их почитают и им подчиняются, признавая их исключительные заслуги. Гегель называл их историческими личностями. Действительно, харизматические лидеры часто относятся к тем, кто сделал человеческую историю. Такими были Александр, Цезарь, Наполеон.

Видный американский социолог и политолог С. Московичи не видит большой разницы между двумя понятиями — харизмой и авторитетом. Разве что у харизмы больше выражена пророческая сторона, а у авторитета — эмоциональная, что ставит авторитет в основу всякой формы власти. Теория авторитета предшествовала, даже вдохновляла теорию харизмы. Во всяком случае, появившись приблизительно в одно время, они попытались решить одну политическую проблему: проблему государства и демократии в массовом обществе.

Харизматический лидер — любимец толпы. Это подметил еще творец психологии толпы Ле Бон:

«Тип героя, которого любят толпы, всегда будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет их, его авторитет им импонирует, а его меч внушает страх».

Эта теория существовала в архаическом, есть и в современном обществе. В современном даже, быть может, больше. Не случайно XX век называют веком толпы. Но если актуальна толпа, то актуален и харизматический лидер. Следовательно, он представляет собой не отголосок старины, а, возможно, зов из будущего.

Тем не менее большинство ученых продолжает считать, что в настоящее время харизматический вождь появляется только в узкие исторические периоды кризисов, когда царят стихийная вера и безграничное восхищение. И что распространение демократии и, особенно, массовых партий, имеющих очень близкую связь с экономической жизнью, влекут за собой его исчезновение.

Наиболее распространено метафорическое (мистическое) понимание харизмы (Г. Лебон называл ее «обаяние») как способности обладать магической, иррациональной властью над людьми, особенно в результате непосредственного (визуального, звукового) контакта. Более операционально харизму можно описать как способность (свойство) субъекта полноценно исполнять те лидерские роли (быть воплощением тех лидерских амплуа), которые являются наиболее актуальными для конкретной социальной ситуации

.

Американский психолог Д. Винтер разработал методику измерения мотива власти у харизматических лидеров (в смысле Макса Вебера). Он показывал испытуемым телефильм о произнесенной Джоном Кеннеди речи при вступлении на пост президента в 1961 г. (Исследование проводилось в США через два года после его убийства, когда тот стал, особенно для молодого поколения, национальным героем.) Выяснилось, что харизматический лидер сильно воздействует на аудиторию.

Харизматическое лидерство не гарантирует эффективности руководителя.

В последние годы лавинообразно растет число публикаций о харизматическом лидере. На уровне подсознания закрепляется убеждение, что современный руководитель непременно должен им быть. При этом многочисленные примеры бизнеса и политики говорят о том, что харизматическое лидерство в большинстве случаев не гарантирует эффективности руководителя.

Кто такой харизматический лидер…

«Харизма», «харизматический лидер», «харизматическое руководство» — эти чрезвычайно популярные понятия обрастают самыми диковинными толкованиями. Известно, что в переводе с древнегреческого, «харизма» — это «милость, божественный дар, благодать». Выражение «харизматическая личность» или «у него есть харизма» означает, что человек наделен особой способностью вести за собой и даже вдохновлять людей на подвиги. Тем не менее, авторитетные исследователи относятся к термину «харизматический лидер» скептически. Джеймс МакГрегор Бернс, например, избегал его, считая слишком абстрактным. Он предпочитал говорить о «героическом лидерстве», определяя его как веру в личность лидера независимо от его способностей, опыта и позиции. Рассмотрим конкретные примеры харизматического лидерства в бизнесе и политике.

…в бизнесе

В корпоративной истории есть несколько имен, вызывающих если не благоговейный трепет, то особое почтение. К их числу принадлежит и имя Генри Форда, одного из основателей автомобильной промышленности США. Как считает Борис Шпотов, биограф магната, «Форд был мастером организации общественного мнения в пользу своего бизнеса», он «раньше многих бизнесменов осознал важность хороших отношений с прессой и целенаправленного воздействия на общественное мнение». С этой целью он дружил с журналистами, издавал корпоративную газету, снимал документальные фильмы о компании, организовывал экскурсии по заводу. Іенри Форд написал несколько книг, которые по праву входят в золотой фонд литературы по бизнесу. И самое главное — он нравился людям, умел преподнести себя так, что его недостатки выглядели как достоинства.

Однако то, что Генри Форд был неплохим пиарщиком, еще не означает, что он был хорошим руководителем. Судя по всему, он не понимал значения слова «менеджер». Форд принадлежал к числу пионеров крупного бизнеса, которые стремились если не делать все своими руками, то полностью все контролировать. Питер Друкер и Джон Кеннет Гэлбрайт независимо друг от друга исследовали причины фактического банкротства корпорации Ford во время Второй мировой войны и пришли к солидарному выводу: Генри Форд, основатель и владелец корпорации, стремился «нажить миллиарды, управляя компанией единолично, без помощи менеджеров».

Для этого он уволил лучших управленцев, а оставшихся отстранил от принятия решений. В результате дела пошли настолько плохо, что правительство всерьез рассматривало вопрос о национализации этой корпорации. Генри Форд умер в 1947 году, оставив своему внуку и наследнику Генри Форду II почти обанкротившуюся корпорацию, которую нужно было срочно спасать.

Случай этот интересен еще и потому, что раскрывает смысл понятия «менеджерская революция». Когда говорят о ней, то обычно имеют в виду два явления: переход власти в крупных корпорациях от собственников к наемным менеджерам и возросшее влияние крупных корпораций на правительственные решения. Рассматриваемая в таком контексте, менеджерская революция на Западе началась в первые десятилетия XX века, хотя разглядели ее только в 1940-х годах. Именно в начале XX века произошла передача власти в корпорации из рук харизматического собственника (Форда, Моргана, Карнеги, Круппа, Сименса, Даймлера) в руки профессионального, но не всегда харизматического менеджера.

Проблеме лидерства в менеджменте посвящена обширная литература. Например, Эдвардс Деминг считал, что лидерство должно быть учреждено «на всех уровнях корпоративной иерархии». Но цель лидерства, в его понимании, заключается в том, чтобы «помочь людям делать работу лучше с меньшими усилиями». Должен ли менеджер, выполняющий эту задачу, быть еще и харизматическим лидером? Скорее всего, это необязательно. Он должен быть рационализатором и хорошим организатором, пользоваться авторитетом у своих подчиненных.

Бывают случаи, когда не выделяющийся из общей массы управленец вынужден стать лидером общественного мнения. Так произошло, например, с Ли Якоккой, завоевавшем известность во время финансового кризиса корпорации Crysler. Благодаря своей харизме и умению вести переговоры ему удалось убедить банкиров и чиновников отсрочить выполнение финансовых обязательств корпорации. Правда, неизвестно, что помогло ему больше — харизма или умение договариваться.

Необходимость сочетания лидерства в общественном мнении с реальным управлением иногда приводит к тандему лидеров, один из которых становится лидером общественного мнения, а другой занимается оперативным управлением. Так было и в корпорации Ford. Іенри Форд работал с общественным мнением, а его партнер Джеймс Казенс занимался оперативным управлением. Казенс был талантливым менеджером, настоящим профессионалом. Именно он ввел в компании фиксированную оплату труда и избавил ее от текучести кадров. В 1917 году Генри Форд, стремившийся к единоличному управлению компанией, уволил соратника.

Следует признать, что большинство менеджеров, в том числе очень талантливых и даже выдающихся, не обладают и не стремятся к обладанию харизматическими качествами. Джек Уэлч, бывший директор General Electric, определил роль бизнес-лидера следующим образом: «лидеры работают прилежнее других, наслаждаются этим, хотя и не сразу, и в итоге взращивают самоуважение и уверенность в себе, выполняя больше, чем когда-либо полагали возможным».

Это — определение лидерства в конкурентной борьбе, на спринтерской дистанции, а не харизматического лидерства. Харизма для такого лидера может стать дополняющим, но не определяющим качеством.

…в политике

Стремление политических лидеров производить благоприятное впечатление вполне объяснимо. Однако самые эффективные из них умеют разграничивать сферы публичной политики и реального управления политическими и социальными процессами. Одним из ярких примеров харизматического лидерства в политике считают 35-го Президента США Джона Фицджеральда Кеннеди. Недавно даже была опубликована книга «Кеннеди-эффект», которая, разумеется, посвящена харизме и тому, как ее развивать.

Джон Кеннеди действительно был харизматическим лидером. Неизвестно, стал ли бы он президентом США, если бы не феномен телевидения. Между прочим, тогда, во время предвыборной кампании 1960 года, прошли первые теледебаты между кандидатами в президенты — молодым сенатором Джоном Кеннеди и вице-президентом Ричардом Никсоном. Маршалл Маклюен заметил, что Кеннеди выглядел как «застенчивый молодой шериф», а Никсон «с его очень темными глазами, имеющими склонность пристально фиксироваться на чем-то, больше напоминал железнодорожного адвоката, подписывающего договоры об аренде, не соответствующие интересам простых жителей маленького городка». На президентских выборах в 1960 году Джон Кеннеди победил Ричарда Никсона с незначительным перевесом в 119 тыс. голосов при том, что в выборах приняли участие 69 млн. избирателей.

Правление Кеннеди американцы считают одним из самых неудачных в XX веке. Ему так и не удалось добиться от Конгресса принятия двух ключевых законопроектов своей программы: о снижении ставок подоходного налога и о защите гражданских прав. Администрация Джона Кеннеди не смогла достичь каких-либо реальных результатов как во внешней, так и во внутренней политике. Только разрешение карибского кризиса признают единственным реальным достижением этой администрации. Некоторые обозреватели утверждают, что выйти из кризиса удалось не благодаря, а вопреки действиям администрации. Другими словами, президент Кеннеди не стал/не смог стать/ему не позволили стать (в политике это одно и то же) лидером перемен. Как бы там ни было, всенародной любовью 35-й президент США стал пользоваться только после своей трагической гибели.

Многие, вероятно, забыли, что и «отец перестройки» Михаил Горбачев после назначения первым секретарем ЦК КПСС в 1985 году имел невероятную популярность во всех слоях общества. Молодой улыбающийся публичный политик, который запросто (так казалось) общается с людьми на площадях, импонировал широкой общественности. Но нарастающая критика и катастрофическое положение в экономике сделали свое дело — из харизматического лидера Михаил Горбачев довольно быстро превратился в ненавидимого всеми функционера. Бывший председатель КГБ СССР и один из лидеров ГКЧП Владимир Крючков вспоминал: «Мне довелось не раз присутствовать при разговорах в узком кругу Горбачева, в том числе с теми, кто его активно поддерживал в перестройке, что обычно располагало к откровенности. Мною все сильнее овладевала мысль, а со временем я пришел к убеждению, что Горбачев только делал вид, что знает, к чему ведет державу. Создавалось твердое мнение, что Горбачев в лучшем случае действует на авось. И чем больше я убеждался в этом, тем больше мне становилось не по себе». Такое мнение о главе государства сложилось не только у его соратников, но и у противников, у явных друзей и у тайных врагов. Стоит ли удивляться, что от президента СССР избавились, как только представилась такая возможность.

Мифопоэтическая концепция

В Риме, в церкви Сан — Пьетро ин Винколи находится знаменитая скульптура Моисея работы Микеланджело. По своей популярности она уступает разве что флорентийскому Давиду. «В каждом мускуле тела, в каждой складке одежды начертан суровый, первобытной силы характер великого пастыря народов. Двойное сияние лучей вокруг головы — неизгладимый знак, оставленный видением Иеговы на лбу пророка, — поражает своим сходством с двойными заостренными рогами козла. Эта эмблема дикой энергии и животной силы придает грозное, разительное выражение лицу колосса» — так описывает эту работу искусствовед С. М. Брилиант. В этом смысле Моисей — настоящий харизматический лидер, медиатор между божественным откровением и народом. Но самое главное — правой рукой Моисей опирается на скрижаль. Как известно, он не только вывел еврейский народ из Египта, но и вручил ему Закон, религиозный кодекс, который, с небольшими вариациями, действует и в наши дни. Другими словами, Моисей оказался не просто харизматическим лидером, он стал, как сказали бы сегодня, лидером перемен. Он смог не только изменить жизнь своего народа, но и предопределить его историю на многие столетия вперед. Это пример, что называется, на все времена. Харизматический лидер достигает цели только в том случае, если может использовать свою харизму как средство перемен.

Классическим примером героического (харизматического) лидерства считают Жанну д’Арк (ок. 1412-1431). Ее история невероятно сложна из-за отсутствия достоверной информации. Многие документы и свидетельства того времени уничтожены, многие до сих пор засекречены. Поэтому здесь мы имеем дело скорее не с реальной исторической героиней, а с персонажем из легенды. Жанна была неординарной личностью и могла воодушевить народ на подвиги. Первую победу она во главе семитысячного войска одержала под Орлеаном и поэтому ее стали называть Орлеанской девой. После ряда блистательных военных побед и (о чем не принято упоминать в официальной биографии) череды поражений король стал рассматривать Жанну как угрозу своему правлению. Путем интриг и прямого предательства ее выдали англичанам, которые (тогда это было принято) обвинили ее в колдовстве и сожгли на костре. Впрочем, есть версии, что Жанна д’Арк осталась жива. В начале XX века католическая церковь причислила Орлеанскую деву к лику святых.

На протяжении столетий споры о личности и исторической роли Жанны д’Арк не прекращались. Например, Вольтер посвятил своей соотечественнице сатирическую поэму «Орлеанская девственница», где наградил ее такими эпитетами, из которых «блудница» — самое, пожалуй, приемлемое для стилистики настоящего издания. По мнению Джеймса МакГрегора Бернса, Жанна д’Арк «остается скорее героиней истории, чем ее творцом». И это наиболее суровая оценка ее деятельности, которая стоит всех оскорблений Вольтера. Жанна д’Арк не смогла, не хотела и, вероятно, не ставила перед собой цель изменить общество или переоценить его ценности. Не смогла она прекратить войну, изгнать захватчиков из Франции, повернуть ход истории. Все, на что она была способна, — это воодушевлять, но для победы этого оказалось мало.

В этой статье можно было бы обойтись и без Жанны д’Арк, если бы с ней так навязчиво не сравнивали современных женщин-политиков. Вряд ли кому-то придет в голову уподоблять ей Канцлера Германии Ангелу Меркель, но вот Юлию Тимошенко сравнивают с ней довольно часто. Например, театральный режиссер Анатолий Хостикоев пообещал поставить рок-оперу «Жанна д’Арк», прототипом которой должна стать Леди Ю. Поэт Григорий Булах посвятил ей стихотворение под заглавием «Украинская Жанна д’Арк», серьезные аналитические издания публикуют статьи, в которых проводятся параллели между Жанной д’Арк и лидером БЮТ.

Что хотят подчеркнуть этими сравнениями? Доброжелатели, очевидно, указывают на харизму Тимошенко, ее символическую роль на украинской политической сцене, умение вести за собой, жертвенность, а недоброжелатели — на ее обреченность. Следует отметить, что ни одно из этих качеств не имеет никакого отношения ни к трансформационному лидерству, ни, тем более, к эффективному руководству.

Несколько дополнительных замечаний

Что же такое «харизматическое лидерство» на самом деле? Концепция из популярной психологической литературы? Пиар тренинговых агентств, многие из которых сделали тренинги по «наращиванию харизмы» своей визитной карточкой? Или это действительно мифопоэтическая концепция?

Термин «харизматическое господство» впервые появился в социологических текстах и особенно полно раскрыт в работах Макса Вебера. Он полагал, что «харизматический вождь считается внутренне «призванным» руководителем людей, и последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, а потому, что верят в него». Исторически Вебер связывал таких вождей с фигурами «мага и пророка, избранного князя-военачальника, главаря банды, кондотьера (наемного рыцаря)». Таким образом, понятие «харизмы» и все, что с ним сопряжено, включая харизматическое лидерство, — это социологическая концепция, поставленная на службу политическому и бизнес — консультированию. В течение многих лет эта тема активно эксплуатировалась авторами популярных психологических текстов. В последнее время появилась тенденция вместо слов «харизматический лидер» употреблять выражения «пассионарий» или «пассионарный лидер».

Этому способствует популярность книг Льва Гумилева. Но если внимательно проанализировать, что он писал о пассионариях, станет ясно, что пассионарность — это качество, которое находится от эффективности на большем расстоянии, чем харизма. «Импульс пассионарности бывает столь силен, — писал Лев Гумилев, — что носители этого признака, пассионарии, не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков». В книге «Этногенез и биосфера Земли» он приводит примеры пассионарных личностей: Наполеон, Александр Македонский, Люций Корнелий Сулла, Ян Гус, протопоп Аввакум и уже упоминавшаяся Жанна д’Арк. Религиозные лидеры Ян Гус, протопоп Аввакум и харизматическая Жанна д’Арк были сожжены заживо своими врагами. Наполеон умер в изгнании (есть версии, что его отравили). Были ли судьбы завоевателя Александра Македонского и диктатора Суллы счастливыми, предлагаю рассудить самому читателю.

Выводы

При любой ситуации найдутся люди, которые в харизматическом лидере не заметят никакой харизмы или же посчитают, что этого качества недостаточно для реального управления. Почти половина избирателей США в 1960 году предпочли «железнодорожного адвоката» Никсона «молодому шерифу» Кеннеди. А после того как Джон Кеннеди и его преемник Линдон Джонсон поработали президентами, Никсон не только смог вернуться на политическую сцену, но и с триумфом победить на президентских выборах в 1968 году.

Макс Вебер писал, что если вождя «долгое время преследуют неудачи, да к тому же его лидерство перестает приносить выгоду последователям, то, вероятно, его харизматическое господство исчезнет». Пример с Горбачевым в этом смысле показателен.

Лидер, считающийся харизматическим, может вообще не обладать властью, несмотря на свое огромное влияние. Жанна д’Арк, Александр Керенский, гетман Скоропадский, Георгий Жуков, Лев Троцкий, Че Гевара — все эти харизматические лидеры либо не могли претендовать на власть, либо очень быстро были отстранены от нее.

Питер Друкер в интервью одному российскому изданию сказал: «Я не верю в лидеров. Вся эта шумиха вокруг них — опасная ерунда. Это пустословие. Забудьте об этом. Мне печально видеть, что после XX века с его Гитлером, Сталиным и Мао, которых считали лидерами (возможно, величайшими лидерами последних столетий), люди еще стремятся найти лидеров, зная о таких страшных примерах лидеров «ложных». Стоит задаться вопросами: «Каковы их идеалы? Каковы их ценности? Можем ли мы доверять им? Есть ли в них харизма?» По-моему, нам с лихвой хватило харизмы за прошедшие сто лет».

И все же харизматическое лидерство объективно существует, но вера в харизму как непременный атрибут эффективного руководителя или политика — это ложная концепция, идеологический медиавирус, которым инфицировано мировоззрение миллионов людей. Будет ли эта концепция преодолена или же она станет доминирующей в науке об управлении, покажет будущее.

/ Менеджмент.com.ua /

Источник:http://www.aksionbkg.com/library/112?i_9432=87368


Возврат к списку


16 Примеры харизматического авторитета (Макс Вебер) (2023)

Харизматический авторитет – это тип авторитета, основанный на личных качествах отдельного лидера, таких как героизм, лидерские качества и динамичная личность, которые делают люди кажутся сверхчеловеческими своим последователям.

Согласно Веберу, харизматическая власть — это самая простая и примитивная форма власти. Его единственная привлекательность — это личность человека, который его использует, и он ослабевает с упадком владельца.

Две другие формы власти (традиционная и рационально-правовая) представляют собой последовательные стадии в прогрессивном развитии власти, каждая из которых более устойчива и желательна, чем предыдущая.

Существуют как хорошие, так и плохие примеры харизматического авторитета. Например, Нельсон Мандела и Владимир Зеленский использовали свою харизму, чтобы сплотить свой народ против угнетения. Другие, такие как Ленин и Сталин, использовали свой харизматический авторитет для угнетения.

Харизматическая власть Определение

Словосочетание харизматическая власть состоит из двух составляющих слов – харизма и авторитет, каждое из которых заслуживает краткого обсуждения, прежде чем двигаться дальше.

1. Харизма

Слово харизма этимологически происходит от греческого слова харис, что означает «благодать» и «то, что дается даром». Ко 2 веку н.э. это слово вошло в христианское богословие как харизма.

До средневековья оно использовалось исключительно в библейском контексте для описания дара власти и власти, дарованного смертному существу всемогущим Богом (Weber, 2012).

Таким образом, религиозное или, по крайней мере, божественное или сверхъестественное является неотъемлемым компонентом харизмы, описанной Вебером.

2. Власть

Власть в веберовском смысле может пониматься как господство, хотя и ограниченное легитимностью.

В то время как господство может быть легитимным или нелегитимным, авторитет в веберианском смысле представляет собой законные отношения господства и подчинения между лидером и последователем.

Власть также отличается от власти тем, что власть требует подчинения без явного применения силы. (Кендалл и др., 2016 г.)

Примеры харизматического авторитета

1. Иисус Христос

Жизнь Иисуса Христа была экстраординарной, чего и следовало ожидать от основателя крупнейшей в мире религии.

В то время как вокруг биографии Иисуса за последние два тысячелетия накопилось значительное количество мифов, басен и агиографий, что можно с уверенностью сказать об историческом Иисусе, так это то, что он обладал динамичной личностью и лидерскими качествами, которые вдохновляли лояльность среди тех, кто соприкасался с ним.

Это помогло ему приобрести немногочисленных, но преданных последователей в Иерусалиме из-за его личных качеств, которые даже при жизни привели к тому, что его считали божественным или сверхчеловеческим.

Его суд и распятие, продемонстрировавшие необычайную стойкость перед лицом боли и страданий, только укрепили это восприятие божественной природы Иисуса среди его последователей.

В то время как христианство было организовано и институционализировано в течение века после смерти Христа, именно харизматическая власть его основателя сплачивала зарождающееся христианское сообщество в годы его зарождения. Это заложило основу для всемирной организации, которой суждено было стать позже.

Аналогичные уроки можно извлечь из жизни других основателей основных мировых религий.

Например, Пророк Мухаммед также подавал пример, руководя своей небольшой группой преданных последователей силой своего харизматического авторитета, который даже при его жизни воспринимался как имеющий божественное происхождение.

2. Наполеон Бонапарт

Наполеон Бонапарт (1769–1821) был французским военачальником, который считается одним из выдающихся полководцев и строителей империи в истории.

Скорость, с которой Наполеон достиг известности и подчинил себе большую часть Европы, была свидетельством того, что он командовал армией верных последователей.

Империя, построенная Наполеоном, рухнула вскоре после него, подчеркнув тот факт, что власть, которой он обладал, была основана не на традициях, таких как королевское происхождение, или на рационально-правовых институциональных структурах, способных пережить кончину одного человека, а исключительно на его собственная личная харизма.

3. Адольф Гитлер

Адольф Гитлер, вероятно, самая известная общественная личность в истории, но личность, которая олицетворяет силу харизматического авторитета.

Во время своего стремительного взлета в межвоенной Германии Гитлер поднялся из почти анонимного рядового солдата, чтобы управлять страстной преданностью части немецкого населения. Он достиг этого благодаря силе своей личности.

Гитлер представил себя как воплощение оскорбленной немецкой национальной гордости, превзойдя свои человеческие слабости и недостатки, обещая донести до своих последователей видение вечной расовой и этнической славы.

Аналогичным образом, союзник и идейный соратник Гитлера Бенито Муссолини создал базу власти в Италии благодаря своему харизматическому авторитету.

4. Шарль де Голль

На противоположной стороне идеологического и политического разделения от Гитлера и Муссолини стоял другой лидер, обязанный своим политическим восхождением своему харизматическому авторитету – генерал Шарль де Голль.

Французский офицер, который вел Францию ​​против нацистов, а позже стал президентом Франции и одним из ее самых популярных лидеров.

Популярность де Голля во Франции проистекала из его героического образа богатого орденами французского солдата, который был несколько раз тяжело ранен в боях, провел несколько лет в тюрьме в качестве немецкого военнопленного, но каждый раз возвращался, чтобы возглавить Францию, даруя над ним сверхчеловеческая аура.

5. Ленин и Сталин

И Ленин, и Сталин были лидерами Советского Союза, способными распоряжаться огромной, почти безудержной властью над жизнями миллионов благодаря силе своих харизматичных личностей.

Продукт революций, которые отодвинули на задний план традиционную власть русских царей, Ленина и Сталина, теоретически намеревались заменить ее рационально-правовой формой власти, определяемой коммунистической мыслью как диктатура пролетариата.

Однако на практике коммунистическая Россия стала управляться по большей части не через рационально-правовые учреждения, а по личным прихотям ее диктаторов.

Wolfenstein (2016) в его книге революционных личностей: Ленин, Троцкий и Ганди приводит аргумент, что революционеры, как правило, отмечены определенными личностными чертами, такими как мужество, трудолюбие, напор и уверенность, что позволяет им пользоваться лояльностью масс.

6. Ницшеан

Сверхчеловек  

Отойдя от конкретных, личностно-центричных примеров, мы теперь обратимся к более абстрактным, философским формулировкам понятия харизматической власти

Немецкий философ Фридрих Ницше (1844–1819 гг.).00) изложил весьма влиятельную концепцию Ubermensch , примерно переведенную как Супермен, которая стала моральным шаблоном для переизбытка харизматических лидеров в первой половине двадцатого века, как видно из предыдущих примеров.

Сверхчеловек Ницше был авторитетным и убежденным человеком, который поднялся над проблемами морали, эгалитаризма и стадного мышления, чтобы стать хозяином своей собственной судьбы.

Ницше задумал ubermensch как художник-тиран или Цезарь с душой Христа, то есть человек, наделенный властью тирана, проницательной сентиментальностью художника и добротой Христа (Desmond, 1999).

7. Платоновский философ-король

Греческий философ Платон в своей знаменитой работе Республика утверждает, что идеальной формой политической организации человеческого общества является та, в которой обществом правит философ- король.

Идеальный царь-философ Платона — это абсолютный монарх, который сочетает в себе способность решительно владеть властью с проницательным знанием философии.

Платоновский царь-философ боролся как за светскую, так и за религиозную сферу. Идеи Платона подверглись критике со стороны Аристотеля, который выступал за большее демократическое участие простых граждан и уменьшение абсолютной власти монарха, а также отделение религии от государства (Меламед, 2003).

8. Рэндианские герои

Айн Рэнд была американским философом, широко известным своими романами Источник и Атлант расправил плечи .

Философия Рэнд характеризуется как объективизм, ее центральный принцип заключается в том, что человек — это героическое существо, не связанное никакими другими узами, кроме достижения собственного счастья и стремления к продуктивной деятельности.

Главные герои романов Рэнд были сильными, независимыми людьми, которые шли своим собственным путем, несмотря ни на что, как Ницшеан Сверхчеловек.

9. Антиколониальные лидеры (например, Нельсон Мандела)

Борьбу против колониализма на большей части Африки и Азии возглавляли деятели, способные заручиться поддержкой масс против власти колониального государства.

Лидеры, такие как Ганд в Индии, Кваме Нкрума в Гане, Нельсон Мандела в Южной Африке, Гамаль Абдель Насер в Египте, Сукарно в Индонезии, пользовались бессмертной преданностью миллионов исключительно благодаря своей харизматичной личности.

Не случайно такие лидеры часто возвышались до статуса сверхлюдей или почти божественных. Например, почетное слово «Махатма», означающее «великая душа», часто добавляется перед Ганди, чтобы подчеркнуть необычайное, полубожественное почитание, которое питали к нему его сторонники. 

10. Саддам Хусейн и Муаммар Каддафи Хусейн и Муаммар Каддафи были харизматичными лидерами, которые поддерживали идеологически схожие идеалы арабского национализма и арабского социализма в своих странах, Ираке и Ливии.

Оба пришли к власти в результате военных переворотов примерно в одно и то же время в начале 1970-х. Их боевая и революционная деятельность в преддверии формального захвата власти создавала вокруг них ореол необычайного героизма и мужества.

Например, в возрасте 22 лет Саддам Хусейн принял участие в неудавшейся попытке покушения на тогдашнего премьер-министра Ирака Абдал Карима Касима в 1959 году. Чтобы избежать возмездия, Саддам вместе со своими сообщниками бежал через пустыню. в Сирию.

Несмотря на то, что попытка ассанации не удалась, история участия Саддама в попытке убийства и долгого перехода через пустыню в Сирию вскоре приобрела мифические масштабы, придав публичной персоне Саддама героизм, который должен был стать основой его харизматического власть.

Точно так же Муаммар Каддафи в Ливии правил через культ личности. По словам профессора Раймонда Хиннебуша из Сент-Эндрюсского университета, Каддафи был «наиболее показательным современным примером харизматического авторитета Вебера» (Hinnebusch, 19).84).

Основой этой харизматической власти, по словам Хиннебуша, был невероятный образ Каддафи как мятежника против западного империализма, национального героя и защитника ливийских интересов.

11. Ошо

Ачарья Раджниш, широко известный под именем Ошо, был индийским богочеловеком, который руководил мистическим культом, известным в его честь, и выступал за полную свободу от ограничений, власти и институционального контроля.

Ошо вызывал споры из-за своих взглядов как в Индии, так и в Соединенных Штатах, и у его организации были частые стычки с законом.

Несмотря на это, духовное движение Ошо приобрело невероятную популярность во всем мире, начиная с 1970-х годов, что вызвало широкое освещение в научных, литературных и поп-культурных кругах. Он был героем популярного документального сериала Netflix Wild, Wild, Country (2018).

По словам социолога Хью Б. Урбана, Ошо был классическим воплощением веберовской харизматической фигуры, обладающей «чрезвычайной сверхъестественной силой или грацией, которая была иррациональной и аффективной» (Урбан, 1996).

Подобно харизматическому авторитету Вебера (и сверхчеловеку Ницше), Ошо отвергал все формы авторитета и моральных обязательств и выступал за предоставление безудержной свободе уму следовать своим курсом.

12. Хайле Селассие и растафарианцы

Хайле Селассие (1892–1975) был императором Эфиопии с 1930 по 1974 год и ключевой фигурой в истории Эфиопии и Африки.

Его попытки модернизировать Эфиопию и его роль лидера антиимпериалистической борьбы Эфиопии привели к тому, что его оценили в Эфиопии и других странах.

В частности, растфарианцы, новое религиозное движение, возникшее среди африканской диаспоры на Ямайке, считают Хайле Селесси реинкарнацией Иисуса Христа и обещанным библейским Мессией или «Джа».

Движение выступает за возвращение африканской диаспоры в землю обетованную в Африке, которая называется «сион».

Ямайский певец регги Боб Марли был известным растафарианцем. Его сын Дамиан Марли сочинил популярные растафарианские песни 21 века, такие как Дорога в Сион.  

13. Джим Джонс и Народный Храм

Джим Джонс (1931–1978) был американским проповедником, который выступал за христианский социализм, смешивая элементы христианства с социализмом, чтобы создать новое религиозное движение под названием Народный Храм.

На пике своего развития движение насчитывало более 3000 членов, и Джонс осуществлял контроль над ними благодаря своей харизматичной личности.

Сообщается, что Джонс был увлечен созданием собственной коммуны и осуществлением полного контроля над этим обществом. С этой целью он основал в Гайане собственный город под названием Джонстаун.

Тотальный контроль, который Джонс осуществлял над своими последователями, стал очевиден, когда он приказал провести ритуал массового самоубийства среди своих учеников, что привело к гибели 909 человек, включая самого Джонса.

Другие цифры, заслуживающие внимания:

  • Фидель Кастро
  • Уинстон Черчилль
  • Владимир Зеленский

Заключение

Немецкий социолог Макс Вебер (1864 – 1920) классифицировал власть в обществе по трем типам – харизматической, традиционной и рационально-правовой. Харизматическая власть — это версия, которую можно определить как законное господство человека над другими благодаря его или ее индивидуальным чертам личности, которые их последователи воспринимают как божественные или сверхчеловеческие.

Примеры харизматичных авторитетных фигур включают Нельсона Манделу, Шарля де Голля, Фиделя Кастро и Наполеона Бонапарта. В то время как некоторые, как Мандела, были вынуждены навсегда, многие также были силами, которые использовали свою харизму, чтобы заставить толпы людей различать, сражаться в агрессивных войнах и угнетать других.

Ссылки

Десмонд, В. (1999). «Цезарь с душой Христа»: высшая невозможность Ницше. Tijdschrift Voor Filosofie , 61 (1), 27–61. http://www.jstor.org/stable/40888655

Hinnebusch, R. A. (1984). Харизма, революция и государственное образование: Каддафи и Ливия. Ежеквартальный отчет по странам третьего мира . 6 (1), 59–73. doi:10.1080/01436598408419755  

Кендалл Д., Мюррей Дж. Л. и Линден Р. (2016) Социология в наше время (2-е изд.) Нельсон Сенгедж.

Меламед, А. (2003). Король-философ в средневековой и ренессансной еврейской политической мысли . Государственный университет Нью-Йорка Press

Urban, HB (1996) Зорба Будда: Капитализм, харизма и культ Бхагвана Шри Раджниша, Религия , 26 (2), 161–182, doi:10. 1006/reli.1996.0013

5 90 Weber (2012) Теория социальной и экономической организации Martino Fine Books (первоначально опубликовано в 1920 г.)

Wolfenstein, E.V. (2016) Революционная личность: Ленин, Троцкий, Ганди Издательство Принстонского университета.

Крис Дрю (доктор философии)

Веб-сайт | + сообщения

Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor. Он имеет докторскую степень в области образования и опубликовал более 20 статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании».

определение харизматического авторитета | Open Education Sociology Dictionary

Содержание

Определение харизматического авторитета

( существительное ) Тип власти, узаконенный воспринимаемыми экстраординарными характеристиками, который вдохновляет преданность и повиновение последователей.

Примеры харизматической администрации

  • Joan of Arc (1412–1431)
  • Уинстон Черчилль (1874–1965)
  • Adolf Hitler (1889–1945)
  • 5555.ncgernde kenndy kennded kenndy kenndy kenndy kenndy kenndy. 1809–1865)
  • Мартин Лютер Кинг младший (1929–1968)
  • Сон Мён Мун (1920–2012)
  • Мао Цзэдун (1893–1976)

Харизматическая власть Произношение

Произношение · Руководство по использованию

i·ty

Звуковое произношение

– американский английский

– британский английский

Фонетическое правописание

  • американский английский – /kair-uhz-mAt-ik uh-thOR-uh-tee/6 британский английский – кар-из-мат-ик ав-тор-и-ти/

International Phonetic Alphabet

  • American English – /kɛrɪzˈmætɪk əˈθɔrəti/
  • British English – /ˌkærɪzˈmætɪk ɔːˈθɒrɪti/

Usage Notes

  • Plural: charismatic authorities
  • Charisma is from the Greek word for divine милость.
  • Люди могут приписывать сверхчеловеческие или сверхъестественные качества, дарованные сверхъестественными силами через «откровение» или какой-либо высший принцип, обеспечивающий святость и божественность лидеров. Люди подчиняются харизматичным авторитетам не из-за традиции или закона, а из-за веры, которая укрепляет их лояльность, вдохновляя преданность.
  • Человек с харизматическим авторитетом обладает «силой личности» или «магнетизмом», который непреодолимо заставляет других верить в него и страстно поддерживать его видение.
  • Харизматическая власть принадлежит только человеку, а не группе или организации, которая лишь «отражает» власть лидера.
  • Вебер утверждал, что харизматическая власть была созидательной силой в истории и противовесом бюрократической жесткости.
  • Харизматические лидеры часто убеждают преданных последователей пойти на личные жертвы, отделить себя от социальных связей и посвятить свою жизнь видению лидера.
  • Харизма в этом смысле — это не просто привлекательный, обаятельный человек или хороший оратор. У актеров есть харизма, люди могут «зажечь комнату» или кто-то просто популярен. Однако Вебер использует харизму как личную силу в широком смысле: герой, пророк и даже бог. Таким образом, религиозные лидеры часто являются харизматическими авторитетами, особенно в культах. Харизматические авторитетные фигуры иногда возникают во время политических революций.
  • Харизматическая власть, как правило, временна или нестабильна и угасает, становясь традиционной властью или рационально-законной властью, Вебер назвал это «рутинизацией харизмы». Например, католическая церковь опирается на рутинизацию харизматической власти Иисуса, ведущую к бюрократии, поддерживаемой иерархиями, процедурами и правилами. Стив Джобс в Apple — пример харизматичного лидера, организационная структура которого была рутинизирована (бюрократизирована), и его смерть не изменила организационную структуру.
  • Харизматическая власть непостоянна и временна, например правление Кромвеля. Организации, которые полагаются исключительно на характерный авторитет (вместо рутины), могут развалиться, если их лидер умрет, или уйдет с позором, или не сможет достичь своих целей. Особенно это касается религиозных организаций. Организации, которые выживают, могут пострадать от дрейфа миссии.
  • Харизматическая авторитетная фигура наряду с преклонением перед государством характерна для фашистских движений.
  • Тип полномочий.
  • Также называется непринудительное соблюдение .

Связанная цитата

  • «Под харизмой следует понимать исключительное качество человека, независимо от того, является ли это качество действительным, предполагаемым или предполагаемым. «Харизматическая власть», следовательно, должна относиться к господству над людьми, преимущественно внешнему или преимущественно внутреннему, которому управляемые подчиняются из-за своей веры в исключительные качества конкретного лица» (Вебер, 19).46:295).

Связанное видео

Дополнительная информация

  • Политика и политические ресурсы – книги, журналы и полезные ссылки Термины
    • власть
    • правительство
    • учреждение
    • закон
    • политика
    • политика
    • политическая система
    • власть
    • Санкция
    • Общество
    • Государство

    Ссылка

    Вебер, Макс. 1946. «Социальная психология мировых религий». Стр. 267–301 в Из Макса Вебера: Очерки социологии , отредактировано и переведено Х. Х. Гертом и К. Райтом Миллсом. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Works Consulted

    Андерсен, Маргарет Л. и Ховард Фрэнсис Тейлор. 2011.  Социология: основы . 6-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Бринкерхофф, Дэвид, Линн Уайт, Сюзанна Ортега и Роуз Вайц. 2011. Основы социологии . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Ферранте, Джоан. 2011а. Видя социологию: введение . Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Ферранте, Джоан. 2011б. Социология: глобальная перспектива . 7-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Феррис, Керри и Джилл Стейн. 2010.  Реальный мир: введение в социологию . 2-е изд. Нью-Йорк: Нортон.

    Гидденс, Энтони и Филип В. Саттон. 2014. Основные понятия социологии . Кембридж: Политика.

    Гриффитс, Хизер, Натан Кейрнс, Эрик Стрейер, Сьюзан Коди-Рыдзевски, Гейл Скарамуццо, Томми Сэдлер, Салли Вайн, Джефф Брай, Фэй Джонс. 2016. Введение в социологию 2e . Хьюстон, Техас: OpenStax.

    Хенслин, Джеймс М. 2012. Социология: земной подход . 10-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Хьюз, Майкл и Кэролин Дж. Кролер. 2011. Социология: ядро ​​ . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Кендалл, Диана. 2011.  Социология в наше время . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Киммел, Майкл С. и Эми Аронсон. 2012. Социология сейчас . Бостон: Аллин и Бэкон.

    Корнблюм, Уильям. 2008. Социология в меняющемся мире . 8-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Макионис, Джон. 2012. Социология . 14-е изд. Бостон: Пирсон.

    Масионис, Джон и Кеннет Пламмер. 2012. Социология: глобальное введение . 4-е изд. Харлоу, Англия: Pearson Education.

    Равелли, Брюс и Мишель Уэббер. 2016. Изучение социологии: канадская перспектива . 3-е изд. Торонто: Пирсон.

    Шефер, Ричард. 2013.  Социология: краткое введение . 10-е изд. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

    Скотт, Джон и Гордон Маршаллы. 2005. Социологический словарь . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

    Шепард, Джон М. 2010. Социология . 11-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Шепард, Джон М. и Роберт В. Грин. 2003.  Социология и вы . Нью-Йорк: Гленко.

    Томпсон, Уильям Э. и Джозеф В. Хики. 2012.  Общество в фокусе: введение в социологию . 7-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон.

    Тишлер, Генри Л. 2011. Введение в социологию . 10-е изд. Белмонт, Калифорния: Уодсворт.

    Тернер, Брайан С., изд. 2006. Кембриджский социологический словарь . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    участников Википедии. (Nd) Викисловарь, Бесплатный словарь . Фонд Викимедиа. (http://en.wiktionary.org).

    Приведите определение харизматического авторитета

    ASA – Американская социологическая ассоциация (5-е издание)

    Bell, Kenton, ed.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts