Харизматический тип власти выделил: Харизматическая власть

Харизматическая власть

Управление страной или группой людей на основе выдающихся личных качеств называется харизматической власти. Рузвельта и Робеспьера, Ганди и Мао, Шарля де Голля и Валери Жискар д’Эстена или же Леона Блюма с Марше или Миттераном объединяет одно — их можно отнести к харизматическим лидерам.

Харизма (от греч. kharisma — божественная милость, дар от kharis — прелесть, удовольствие) — исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, «святости».

В традиционном смысле слово «харизма» относится к священной личности. Оно определяет догмы религии и связано с благодатью, той, которая облегчает страдание; со светом, который нисходит на измученное сознание верующего; с живым словом пророка, которое трогает сердца; наконец, с внутренней гармонией учителя и его учеников. В наше время, по мысли немецкого социолога Макса Вебера, эта благодать присуща вождям, которые очаровывают массы и становятся объектами их обожания.

Черчилль обладал ею так же, как и Мао Цзе-дун, Сталин, де Голль, Тито. Она была свойственна и папе Иоанну Павлу II, влияние которого на миллионы верующих, ждущих его и слушающих его с восхищением, поражало наблюдателей. По мнению Макса Вебера, введшего в научный оборот данное понятие, этот тип власти «особым образом отличен от экономической. Он представляет собой, там, где он появляется, «призвание свыше» — в высоком смысле слова как миссию или внутреннюю «работу».

Воздействие харизматического лидера на массы не зависит ни от богатства, ни от уровня образования, ни от возраста и национальности. Харизма представляет собой высшую степень неформального авторитета. Большая умница, «свой парень», «борец за справедливость», «святоша» (честный человек) обладают свойствами, которых нет у среднего человека. Но их недостаточно, чтобы стать харизматическим лидером. Нужны не просто выделяющие, выдающиеся качества, нужны такие исключительные свойства, которые позволяют этого человека считать великим или гениальным.

Такие люди не просто авторитетны, они — непререкаемые авторитеты для общества. Эйнштейн и Ньютон относились к их числу. Можно говорить о том, что в научной среде они являлись харизматическими лидерами.

Аятолла Хомейни, религиозный лидер современного Ирана, считался харизматическим правителем целой страны. Некоторые короли и средневековые императоры также относились к этому типу руководителей.

Ленин, хотя и был атеистом, тоже являлся харизматическим правителем, поскольку подчиненные считали, что он наделен особыми качествами, каких нет у простых смертных. Макс Вебер подчеркивал следующий важный момент: «В своей истинной форме харизматическая власть является крайне необычным свойством и представляет собой чисто личное социальное отношение, связанное с харизматической ценностью личных качеств и их подтверждением».

Считается, что харизматический вождь обладает особыми качествами. Но отношения, которые устанавливают с ним, личного порядка, отношения субъективные и, разумеется, основанные на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе представить себе, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которым он восхищается. Чтобы убедиться в этом, ему достаточно однажды увидеть его, приблизиться, дотронуться до него, может быть, где-нибудь на поле сражения или когда тот общается с народом. И человек возвращается, говоря: «Я Его видел, я до Него дотронулся».

Как всякая первичная иррациональная власть, харизма — одновременно и благодать, и стигмат. Она придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости и отметину исключительности, неистовой силы. Она вызывает аналогию с необычайной способностью африканских вождей к излучению и с «триумфальным талисманом» царей Гомера, которая, как предполагалось, придавала им абсолютную магическую силу.

Харизматическое господство основывается на преданности человеку, наделенному некоей высшей мистической силой. Сталин, Ленин, Хомейни, Ганди — примеры харизматических лидеров. Шаман обладает властью, основанной на преклонении перед его сверхъестественными качествами.

Власть основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т. е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматическая власть базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Несомненно, харизма основывается в большей степени на верованиях масс, нежели на личных талантах человека.

Харизматическая власть проявляется особенно часто в периоды революционных перемен, когда новая власть не может опереться на авторитет традиции или авторитет закона. Ведь только что он сам или под его руководством народ сверг законную власть, а новые традиции еще не появились. Поэтому приходится прибегать к возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящает новые институты власти. Это явление называют культом личности.

Культ личности (от лат. cultus — почитание) — чрезмерное возвеличение личности правителя, вождя, базирующееся почти на религиозном поклонении. Часто культ личности получал формальное выражение в сакрализации власти. Фараона или царя подданные воспринимали как наместника бога на земле.

В обществах, где правят харизматические лидеры, им принято дарить подарки и награбленное добро. В СССР есть даже музеи, где выставлены подарки, которые преподносили советским правителям за десятки лет существования советской власти.

Харизма означает дар, некое качество отношения между верующими или последователями и учителем, в которого они верят, которому подчиняются. Этот дар, это качество — способность излечивать, которую раньше приписывали королям, например, — определяются верой, обыденными представлениями. Будучи однажды признанным, считает С. Московичи, этот дар действует, как символическое плацебо. Он производит желаемый эффект на того, кто входит в контакт с его носителем. В точности, как безобидное лекарство, которое гасит боль, лечит потому, что оно прописано врачом, в то время как оно не обладает ни соответствующими физическими, ни химическими свойствами.

При харизматическом господстве формируется особый тип подчинения, которое заключается в целостном приношении личности. Подчиненное существо не ждет ни награды, ни оплаты. Дар вождя распространяется еще дальше — на возможность располагать личностью, на ее отказ, тем самым — от собственной воли в пользу воли другого, что делает из того настоящего властелина. Люди готовы отдаться волне энтузиазма, ярости. Они склонны одним ударом решать проблемы.

Харизматические лидеры отличаются, по крайней мере, двумя социологически важными признаками: во-первых, часто это выходцы с периферии, которая рождает людей с сильно выраженной достижительной мотивацией; во-вторых, они приходят к власти не в ходе избирательной кампании (на которую у них нет денег) и не через институт наследования (выходцы с окраин редко когда бывают наследными принцами), а путем узурпации ры с отклонениями в поведении — иностранцы или приехавшие с периферии — Наполеон с Корсики, Гитлер из Австрии, Сталин из Грузии. Часто это узурпация власти, сопровождающаяся цареубийством — Робеспьер, Кромвель, Ленин, великие деятели Сопротивления, де Голль или Тито, принуждающие законного властелина уйти в изгнание, отправляющие его на гильотину, в тюрьму.

Или теперешний папа, который был избран вопреки традиции, согласно которой папа должен быть итальянцем. Так или иначе, они кладут конец власти старых лидеров.

По Веберу, харизма, в самом прямом смысле слова, — это власть пророка. Может быть, некоторых героических воинов. Пророки создают новые правила для общества. Пророки это те, кто смог повести народы и дать им новую веру, новую идеологию. Их почитают и им подчиняются, признавая их исключительные заслуги. Гегель называл их историческими личностями. Действительно, харизматические лидеры часто относятся к тем, кто сделал человеческую историю. Такими были Александр, Цезарь, Наполеон.

Видный американский социолог и политолог С. Московичи не видит большой разницы между двумя понятиями — харизмой и авторитетом. Разве что у харизмы больше выражена пророческая сторона, а у авторитета — эмоциональная, что ставит авторитет в основу всякой формы власти. Теория авторитета предшествовала, даже вдохновляла теорию харизмы. Во всяком случае, появившись приблизительно в одно время, они попытались решить одну политическую проблему: проблему государства и демократии в массовом обществе.

Харизматический лидер — любимец толпы. Это подметил еще творец психологии толпы Ле Бон:

«Тип героя, которого любят толпы, всегда будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет их, его авторитет им импонирует, а его меч внушает страх».

Эта теория существовала в архаическом, есть и в современном обществе. В современном даже, быть может, больше. Не случайно XX век называют веком толпы. Но если актуальна толпа, то актуален и харизматический лидер. Следовательно, он представляет собой не отголосок старины, а, возможно, зов из будущего.

Тем не менее большинство ученых продолжает считать, что в настоящее время харизматический вождь появляется только в узкие исторические периоды кризисов, когда царят стихийная вера и безграничное восхищение. И что распространение демократии и, особенно, массовых партий, имеющих очень близкую связь с экономической жизнью, влекут за собой его исчезновение.

Наиболее распространено метафорическое (мистическое) понимание харизмы (Г. Лебон называл ее «обаяние») как способности обладать магической, иррациональной властью над людьми, особенно в результате непосредственного (визуального, звукового) контакта. Более операционально харизму можно описать как способность (свойство) субъекта полноценно исполнять те лидерские роли (быть воплощением тех лидерских амплуа), которые являются наиболее актуальными для конкретной социальной ситуации.

Американский психолог Д. Винтер разработал методику измерения мотива власти у харизматических лидеров (в смысле Макса Вебера). Он показывал испытуемым телефильм о произнесенной Джоном Кеннеди речи при вступлении на пост президента в 1961 г. (Исследование проводилось в США через два года после его убийства, когда тот стал, особенно для молодого поколения, национальным героем.) Выяснилось, что харизматический лидер сильно воздействует на аудиторию.

Типы легитимности

ГлавнаяКниги по политологииПолитология (Учебное пособие для ВУЗов): В. С. КрайтерманТипы легитимности

Убежденность членов общества в законности власти и правомерности её действий может достигаться различными способами. М. Вебер предложил классифицировать варианты легитимности по мотивам подчинения общества власти и на этом основании выделил 3 типа легитимности – традиционный, харизматический и рационально-легальный.

Традиционный тип легитимности основан на авторитете прочных государственных традиций, давних обычаев, исконных установлений. В нем воплощена социальная привычка подчинения власти, тесно связанная с религиозными традициями сакрализации (обожествления) самой власти и её носителя. (В настоящее время такие традиции поддерживаются в основном исламом и буддизмом.) Традиционный тип легитимности сохраняется до наших дней (хотя и в измененном виде) в таких традиционных монархических государствах, как Саудовская Аравия, Оман, Кувейт, Иордания и др.

Харизматический тип легитимности связан с верой масс в исключительный, «богоданный гений» политического вождя (харизматического лидера). Создавая в его лице кумира, люди безгранично подчиняются его власти. Харизматические вожди разнотипны (Моисей, Давид, Будда, Мухаммед, Ленин, Сталин, Муссолини, Гитлер, Мао Цзэдун, Хомейни и др.). Однако появление таких вождей и вся их деятельность связаны с кризисными, переходными и переломными моментами в истории своих народов (революции, войны, миграции народов, радикальные реформы). В настоящее время харизматический тип легитимности преобладает в молодых, развивающихся странах Африки, где имеют место организованное политическое поклонение, политическая религия, обожествление «вождя нации».

Рационально-легальный тип легитимности основан на вере общества в справедливость существующих правил формирования власти. Органы власти избираются на основе конституции и действуют в соответствии с законом. Избиратели сознательно голосуют на выборах за приемлемого кандидата (за политическую партию, за политического лидера). Победа той или иной политической силы на выборах становится главным мотивом подчинения ей общества.

Типология М. Вебера может быть принята в качестве теоретической модели. Однако на практике все три типа легитимности «существуют» в большинстве стран мира. Так, в современной Великобритании преобладает рационально-легальный тип легитимности. В то же время устойчивое сохранение конституционной (парламентской) монархии в качестве формы правления свидетельствует о традиционном характере политического сознания британского общества. В современной России также преобладает рационально-легальный тип отношения избирателей к формированию органов власти. Вместе с тем, в политическом сознании россиян сохраняются элементы традиционного авторитета верховной власти, наличествует и явно харизматическое восприятие государственного лидера – президента Российской Федерации.

Помимо перечисленных типов легитимности, существует также идеологическая легитимность. Это – идейное обоснование соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям и менталитету народа. Если политической власти удастся опереться на господствующие в обществе идеалы, то её организационные и мобилизационные ресурсы существенно возрастают. Идеологическая легитимность заметно усиливается в настоящее время, в связи с включением в сферу политики широких социальных слоев, расширением избирательных прав народа, образованием политических партий, интенсивным развитием СМИ и усилением их влияния на массовое политическое сознание.

Харизматическое лидерство – BusinessBalls.com

Харизматическое лидерство

Происхождение и определение харизмы

Слово «харизма» происходит из греческого языка. В основном это означало «дар», от греческих слов kharisma и kharis, означающих «милость» или «милость» — благосклонность, милость или дар, данный Богом.

  • Современное значение сильно изменилось, но первоначальное значение звучит привлекательно сегодня, потому что харизматических лидеров полагаются на свои личные «дары», чтобы влиять на людей и формировать их будущее.

Эти дары могут включать в себя великую мудрость или проницательность, героизм, исключительную уверенность в будущем и, возможно, даже претензию на прямую связь с Богом, благодаря которой лидер может ссылаться на «Бога» (или аналогичное чувство праведности) как на руководство/обоснование/судья для трудного и спорного решения. Использование «Бога» в таких ситуациях, конечно, позволяет избежать определенной степени личной ответственности (на том основании, что «Божий суд» не может быть подвергнут сомнению, и уж точно не последователями). а также очень эффективная техника «харизматической силы» — сознательной или нет — для лидера, чтобы обратиться к подавляющему большинству последователей, ссылаясь на большую страшную таинственную силу (Бога), которая, как предполагается, одобряет действия лидера.

  • «Фактор Бога» ни в коем случае не является центральным для харизматического лидерства, но он очень уместно иллюстрирует «проекцию последователя», которая является важной чертой этого стиля лидерства.

Что такое харизматическое лидерство?

Харизматическое лидерство требует большего, чем просто выдающаяся личность. Последователи также должны проецировать на лидера образ исключительности и власти и давать лидеру власть над собой.

Таким образом, харизматическое лидерство опирается на число 9. 0010 Двойной эффект личности лидера и твердой веры последователей в то, что этот особенный человек — тот, кто поведет их в трудный час.

Немецкий социолог и политический экономист Макс Вебер (1864–1920) тоже рассматривал харизматическое лидерство как отношения между лидером и последователями .

  • По мнению Вебера, оно не имеет морального измерения; это может быть сила добра или зла.
  • Используя определение Вебера, существует единственный показатель харизматического лидерства, а именно: наделяют ли последователи властью лидера, основываясь на их взглядах на его или ее особые дары? Если да, то это харизматическое лидерство. Таким образом, в глазах Вебера Адольф Гитлер был таким же харизматическим лидером, как и Иисус Христос.

Без отдельной поддержки (такой как лояльная армия или тайная полиция) эти лидеры могут только удерживать власть, пока последователи продолжают верить в исключительность лидера. Если лидер чем-то разочаровывает последователей, возможно, из-за ранее скрытого обнаруживаются недостатки или лидер не выполняет обещаний, вера последователей имеет тенденцию угасать, истощая авторитет лидера.

По этой причине харизматическое лидерство рискует быть нестабильным и недолговечным.

  • Харизматическое лидерство во многом зависит от доверия.
  • Сила лидера сохраняется, если доверие к нему не утрачено.
  • Когда лидер теряет доверие, последователи ищут новое лидерство или способы свергнуть сломленного лидера.

Чтобы защититься от этого риска, харизматическое лидерство может включать в себя0039 культ личности’ , чтобы последователи не поняли, что их лидер менее впечатляет, чем они думают.

  • Соответственно, пропаганда и манипулирование средствами массовой информации часто используются для создания и поддержания идеализированного публичного образа лидера, часто подкрепленного крайней лестью и похвалой.
  • Мы видим это в политической «пиане» и в работе «политтехнологов». Мы также видим это в некоторых организациях, таких как империя Virgin Ричарда Брэнсона, в которой имидж лидера очень сильно управляется с помощью интенсивных мероприятий по связям с общественностью.
  • Все крупные корпорации нанимают PR-агентства, чтобы помочь представить корпорацию в положительном свете в средствах массовой информации. Для многих авторитетных организаций защита и укрепление имиджа лидера является важным приоритетом в этих методах рекламы.

Хотя харизматическое лидерство может быть недолгим, оно также может оставить долговременное наследие, если политика и учение лидера сохраняются в законах, правилах и нормах и существует бюрократия, поддерживающая их. Ты увидишь, что это давным-давно происходит, например, в основных религиях мира. Возможно, в наше время мы также наблюдаем создание существенного наследия в харизме и репутации недавних харизматических лидеров, таких как Нельсон Мандела, Далай-лама и Фидель Кастро.

Харизматическое лидерство может быть эффективным в том смысле, что оно может вызвать быстрые изменения:

  • Последователи становятся очень мобилизованными и воодушевленными.
  •  Мы видим, что после смерти особо харизматичной фигуры у последователей появляется потенциал для масштабных действий. Принцесса Диана — яркий тому пример. Миллионы людей побуждаются к действию, мотивированные эффектом человеческого присутствия, которое для необычайной причины могут увлечь обширную аудиторию.
  • О таком же огромном воздействии харизматичной личности на большую группу последователей свидетельствует и влияние крупных фигур в музыке и спорте. Некоторые люди достигают такого успеха, что могут передавать свою репутацию и подписчиков. на совершенно разные арены, например:
    •  Имран Хан, пакистанский политик и бывший герой крикета.
    • Виктория Бекхэм, жена футболиста Дэвида Бекхэма, успешно мигрировала и приобрела огромное количество поклонников из мира поп-музыки в моду и бизнес.
    • Арнольд Шварценеггер, бывший бодибилдер и кинозвезда, стал губернатором Калифорнии очень долго.
    • А в декабре 2011 года нижняя палата российского парламента приняла трех новоизбранных депутатов: девушку с обложки Playboy Россия Марию Кожевникову, боксера Николая Валуева и теннисиста Марата Сафина.

Многие из этих примеров не являются лидерами в традиционном смысле этого слова, но у них есть или есть много последователей. Они влияют на поведение и мышление других людей. Они делают это в значительной степени из-за их отношений со своими последователями , в рамках которых жизненно важным элементом и источником «власти» лидера является особое качество, которое последователи проецируют на «лидера».

Все это говорит нам о том, что харизматическое лидерство очень сильно зависит от восприятия и потребностей последователей, особенно последователей, которые впечатлены или соблазнены сильными человеческими образами успеха, способностей, достижений и т. д. . Многим необходимо следовать такому идеальному образу. Решение следовать за такими лидерами в относительно меньшей степени зависит от аргументированного анализа того, что лидер будет делать — оно гораздо больше зависит от того, как лидер делает последователей. чувствовать.

Учитывая субъективные и эмоциональные движущие силы, неудивительно, что харизматическое лидерство сопряжено с потенциально большими рисками для последователей, а также для других людей, на которых может повлиять такое огромное количество энергичных и эмоционально заряженных последователей.


Опасности и риски харизматического лидерства

Вот примеры рисков, связанных с харизматическим лидерством:

  1. Харизматическое лидерство — вероятно, больше, чем любой другой стиль лидерства, философия, модель или любой другой метод лидерства — могут быть использованы в злых или неэтичных целях.  Примеров на протяжении всей истории вплоть до современности, к сожалению, предостаточно.
  2. Харизматическое лидерство может создать зависимость среди последователей . Это может привести к тому, что последователи будут считать, что у лидера и команды поддержки есть все ответы, и поэтому последователи берут на себя меньше ответственности за себя и за (возможно, жизненно важные) инициативы. Этот эффект по иронии судьбы угрожает харизматичным лидерам, когда при недостатке новаторства и ответственности в рядах последователей организационные цели все чаще упускаются из виду, групповая эффективность и результаты снижаются, в результате чего страдает доверие к лидеру, а вместе с ним и благополучие зависимых последователей.
  3. Харизматическое лидерство может способствовать убеждению последователей в непогрешимости лидера. Никто не подвергает сомнению авторитет лидера, его суждения или решения, даже если видно, что они неправы. И поэтому групповые усилия терпят неудачу.
  4. Харизматическое лидерство с большей вероятностью приведет к ранним групповым/организационным неудачам, потому что харизматический лидер на самом деле неспособен или не в своей тарелке.
  5. Другие примеры можно увидеть везде, где власть лидера основана главным образом на особенностях, проецируемых на лидера последователями. Эти ситуации, возможно, учат нас больше о неадекватности последователей, чем о неадекватности их лидеров.

Мир полно нуждающихся людей, которых легко впечатлить, и поэтому харизматические лидеры, вероятно, будут продолжать приходить к власти в течение очень долгого времени, хотя бы на относительно короткие периоды времени и часто с печальными последствиями.

Однако харизма играет определенную роль в эффективном лидерстве, если мы рассматриваем ее как подлинно положительное качество лидера, а не как внешне «особое» качество, демонстрируемое группой последователей. Чтобы понять это, полезно переопределить харизма.


Харизматическое лидерство и «присутствие»

Джеймс Скоуллер говорит в «Три уровня лидерства », что харизма — это не то же самое, что «присутствие». Он определяет харизму как:

  •   «Сочетание внешнего обаяния, силы и убедительности».

Скоуллер указывает, что лидер может казаться харизматичным в основном благодаря умелой игре, и описывает это качество как внешний образ, лишенный более глубокого ядра. Он противопоставляет этому «присутствие» , которое он определяет как: «Внутреннее ощущение целостности с внешним отражением. 

  • Лидеры присутствия могут быть харизматичными по стилю, но в равной степени они могут быть тихими или задумчивыми. 
  • Лидерам, которые полагаются только на харизму, то есть без присутствия, не хватает глубины, стойкости и способности к мудрости, которые мы видим у лидеров, чья харизма проистекает из их внутреннего присутствия».

Пересечение с другими моделями/стилями лидерства

Очевидно, что между трансформационным стилем лидерства и харизматическим стилем лидерства существует совпадение, когда трансформирующийся лидер также харизматичен. Однако эти два стиля совершенно разные.

  • В центре внимания трансформирующегося лидера по определению находятся позитивные моральные изменения.
  • Харизматические лидеры могут не захотеть ничего менять — они могут захотеть сохранить статус-кво — и, как мы видели, они также могут использовать свою власть в аморальных целях.
  • Очевидно, где харизматический лидер ведет себя также с нарциссическими тенденциями (очень эгоистичным, самолюбованием и жаждой восхищения других), тогда харизматическое лидерство перекрывает или может приравниваться к нарциссическому лидерству, что объясняется далее.

Благодарности

Джеймс Скоуллер Биография

Мы благодарны Джеймсу Сколлеру за его помощь, терпение и экспертный вклад в создание этого руководства для руководителей.

Джеймс Скоуллер — опытный коуч и партнер The Scouller Partnership в Великобритании, которая специализируется на коучинге лидеров. Он был исполнительным директором трех международных компаний в течение одиннадцати лет, прежде чем стал профессиональным коучем в 2004 году. две квалификации последипломного коучинга и обучение прикладной психологии в Институте психосинтеза в Лондоне.

Книга Джеймса Скоуллера называется « Три уровня лидерства: как развить свое лидерское присутствие, ноу-хау и навыки 9″.0040», которая была опубликована в мае 2011 года.

  • Вы можете узнать больше о книге Джеймса Скаллера на сайте three-levels-of-leadership.com.
  • Подробная информация о коучинговой деятельности Джеймса Скоуллера на сайте TheScoullerPartnership.co.uk.

Далее: Нарциссическое лидерство

Десять характеристик харизматического лидерства — Такис ​​С. Паппас

Макс Вебер

Первоначально опубликовано в RSA Journal под заголовком «Наступление обаяния: в чем привлекательность харизматического лидера?» август 2019 г.

«Харизма» имеет заманчивые намеки, но расплывчатое и постоянно дрейфующее значение. По своей этимологии слово происходит от древнегреческого существительного харис ( χάρις ), означающего изящество или красоту. Самое раннее современное использование этого термина связано с христианским богословием, в котором харизма рассматривалась как особый духовный дар или сила, божественно дарованная от Бога нескольким избранным людям. В среднеанглийском языке человек с karisme был кем-то, одаренным особыми талантами, такими как исцеление, пророчество или языки.

Термин вошел в лексикон прикладной политики только в начале 20 века, в работе немецкого социолога Макса Вебера. Он использовал его, чтобы различать «харизматическую» и два других типа законной власти: «традиционную», когда люди подчиняются из-за старшинства, давно установленного закона или обычая; и «рационально-правовая» или «бюрократическая» власть (лучше всего представленная безличным современным государственным управлением).

Но что мы подразумеваем под харизматическим лидерством сегодня? Если вы возьмете любое из лексических определений или даже попытаетесь дать собственное определение, то вскоре поймете, что в основе всех усилий по разъяснению термина лежит элемент необычайность .

Таким образом, прежде всего харизматическое лидерство означает тип экстраординарного лидерства. Но, размышляя о том, что именно необычного в властных отношениях, основанных на харизме, мы должны сначала рассмотреть, что мы подразумеваем под обычным лидерством.

Если использовать метафору английского философа и политического теоретика Майкла Окшотта, то обычный демократический лидер подобен триммеру в морском смысле: он или она постоянно подстраивает паруса государственного корабля в соответствии с изменениями ветра и погоды, и «располагает своим весом так, чтобы удерживать корабль на ровном киле» в неспокойном море.

Обычное лидерство влечет за собой безличность правления, наряду с упором на оперативную рациональность, процедурную умеренность и преемственность. Обычно это иерархическая организация взаимозависимых офисов, регулируемая общими правилами, нормами и процедурами в духе формалистического институционализма; преемственность – одна из важнейших его характеристик.

Безличный характер отношений между лидером и последователями и упор на преемственность через умеренные, а не радикальные политические изменения являются предпосылками обычного лидерства.

Выдающиеся лидеры, напротив, не просто регулируют паруса, но резко крутят руль, прокладывая путь.

Я предлагаю две основные характеристики политической харизмы: личный характер руководства и радикальный характер его результатов .

Как и в случае химического синтеза, слияние этих двух элементов приводит к «харизматическому лидерству»; особый тип легитимного лидерства, который носит личный характер и направлен на радикальную трансформацию установленного институционального порядка. Исходя из этого определения и опираясь на исследования эмпирических случаев, которые я предпринял, можно сделать прямые выводы о природе, работе и результатах харизматического лидерства, которые имеют отношение к современной демократической политике.

Десять аспектов харизматического лидерства

Харизматическое лидерство в высшей степени личное . Оно всегда относится к отдельному лидеру, а не к коллективу лидеров. Харизма не может быть передана, передана, делегирована или унаследована. Он основан на непосредственных и часто близких отношениях между лидерами и их последователями. Эти последователи воодушевлены полной преданностью личности лидера и ожиданием того, что этот человек совершит исключительные, даже героические поступки.

Харизматический авторитет  достигнут . Это должно быть достигнуто и не может быть даровано или завоевано. И однажды достигнутое, оно должно быть продемонстрировано и успешно реализовано до тех пор, пока оно не будет признано харизматическим лидерством. Даже в этом случае лидер должен постоянно доказывать это. Если человек подводит своих последователей и они перестают верить в ценность своего лидера, харизма исчезает.

Политическая харизма  радикальна  и идет вразрез с традициями и обычаями и стремится ввести совершенно новый политический порядок. Харизматические лидеры — это настоящие радикальные силы, стремящиеся разрушить традиционные модели и нарушить законно-рациональные и процессуальные. Но харизматическое лидерство имеет не только деструктивную направленность; у него также есть вторая цель, восстановление власти, что включает в себя не что иное, как создание новой легитимности для того, чтобы заново создать политическую систему.

Благодаря сочетанию личного и радикального характера харизматическое лидерство имеет ярко выраженное плебисцитарное  качество. Это требует не только постоянного подтверждения со стороны сообщества последователей, но и неявного признания того, что лидер стоит выше институтов и что их можно изменить по своему усмотрению. Вот почему харизматичное лидерство также демонстрирует полосу авторитаризма; если это не будет быстро институционализировано, это может привести к возникновению деспотических и даже тиранических политических режимов.

Это также в значительной степени  иррационально  , потому что харизматические отношения строятся на сильных эмоциях, которые побуждают к риску, а не на более разумной, избегающей риска логике. Харизматичные лидеры обычно обещают дивные новые миры, но редко говорят, как эта цель может быть достигнута. С другой стороны, последователи харизматического лидера проявляют эмоции, носящие отчетливо этический характер. Таким образом, население или слои общества, испытывающие какое-либо недовольство или накопленное негодование, могут отвернуться от давно установившихся институциональных властей и даже от технических экспертов и вместо этого решить последовать неоправданному обещанию «спасения», предлагаемому харизматическим лидером.

Современные харизматические лидеры, такие как древние мистики и пророки, занимают явно миссионерскую позицию по отношению к обществу и политике в целом (в отличие от обычных лидеров, которые имеют нормативно более нейтральную позицию и более процедурный стиль руководства). Они стремятся создать нравственные сообщества последователей, стремящихся к коллективным политическим победам над врагами, которых они считают беспринципными или аморальными, тем самым спасая сообщество от надвигающейся катастрофы.

Вследствие враждебности к традициям и склонности к риску харизма является  социально-разделяющей  силой. Ему, как правило, противостоят устоявшиеся властные группы, корыстные интересы и освященные веками привязанности, которые настроены (будь то в результате преднамеренных действий или по умолчанию) против сообщества последователей харизматического лидера, призывающих к радикальным действиям. социальные и политические изменения, а также реорганизация экономических интересов. Более того, существование харизматического лидерства в политической системе может способствовать и в конечном итоге привести — через харизматическое соперничество — к серьезному кризису политической системы.

Харизматическое лидерство может быть как следствием крупномасштабных кризисов, так и мощным кризисным генератором само по себе. Вебер писал, что харизма является результатом коллективного «беспокойства и энтузиазма» во времена «необычных, особенно политических или экономических ситуаций». Однако история показывает, что могут появиться лидеры с экстраординарными харизматическими качествами, которые впоследствии спровоцируют кризисные циклы, подрывающие традиционные институциональные структуры. Дональд Трамп служит прекрасным примером этого.

Харизматическое лидерство, хотя и может сохраняться с течением времени в разных обличьях,  непостоянно . Учитывая, что харизма должна быть достигнута и продемонстрирована, она также может уменьшиться, выдохнуться или полностью исчезнуть. В некоторых случаях харизматической власти приходит конец, когда для обеспечения власти создаются безличные институты. В других случаях лидер просто не в состоянии больше доказывать свою харизму, и его последователи бросают его. В других случаях они пытаются завещать свою харизму назначенному наследнику, что, если только это не происходит в деспотических и монархических государствах, имеет мало шансов на успех.

И, наконец, харизматическое лидерство  редкое .  Это связано с тем, что добиться сочетания устойчивого личного авторитета и заслуживающей доверия радикальной программы далеко не просто. Это еще более сложно в контексте современной либеральной демократии, которая предназначена для работы на основе стабильных безличных институтов процедурным образом, направленным на достижение консенсуса. В современной демократии лидерство зависит от технических знаний коллективных органов для принятия решений, а не от безудержного индивидуального пристрастия.

Законно харизматичный

Из этой последней характеристики вытекают еще три момента, которые важны, если мы хотим предпринять сознательные усилия, чтобы использовать «харизматическое лидерство», чтобы помочь нам понять современную демократическую политику.

Во-первых, поскольку харизма является законной формой власти, ее не следует путать с властью недемократических правителей.

Личный авторитет Гитлера (после 1933 г.), Сталина, Мао, Пол Пота и им подобных навязывался насилием и открытым принуждением, а не убеждением. Не носит временного характера и «харизматическая» власть самодержцев; вместо этого это постоянно, по крайней мере, до тех пор, пока они остаются в живых, пока их правление не оспаривается. В конце концов, самое необычное в таких вождях — это гекатомбы их жертв и непреходящий ужас их политических действий.

Второй момент, который мы должны иметь в виду, заключается в том, что даже в контексте современной либеральной демократии желательна не любая форма политической харизмы. Хотя иногда могут появляться харизматичные лидеры, чтобы справиться с большими кризисами (вспомните Франклина Рузвельта или Уинстона Черчилля во время Великой депрессии и Второй мировой войны соответственно) или вести свои страны в радикально новом положительном направлении, многие другие избранные харизматы вели свои страны в отрицательном направлении. , и даже создали собственные кризисы.

Возможно, наиболее яркими такими примерами являются различные популистские лидеры, которые в последние десятилетия получили широкое распространение в нескольких частях демократического мира (вспомните Виктора Орбана в Венгрии или Уго Чавеса в Венесуэле), обещая решить проблемы, стоящие перед их странами, неизменно нелиберальными средствами.

Третий пункт, тесно связанный с редкостью харизмы в современной демократической политике, заключается в том, что мы должны уметь отличать настоящих харизматических лидеров от псевдохаризматических. В отличие от первых, которые достигают личной власти над массовыми партиями, обещая провести радикальные политические изменения, вторые не имеют полного контроля над партией лояльных последователей и/или неспособны разработать моральную, вдохновляющую или спасительную радикальную политическую программу. В большинстве случаев это просто колоритные демагоги, способные риторически использовать исторические предрассудки и распространенные заблуждения и обещать импульсивные острые ощущения для личной краткосрочной политической выгоды.

Чтобы оценить разницу, просто подумайте о современной британской политике. По мере того, как сага Brexit затягивается, национальная политика кишит нарциссами, подстрекающими толпу, у которых нет абсолютно никакой харизмы. Партия Brexit Найджела Фараджа не является настоящей партией, а Консервативная партия Бориса Джонсона имеет лишь незначительное рабочее большинство в парламенте, но внутри нее много потенциальных бунтовщиков.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts