Идеи руссо жан жака: Жан-Жак Руссо. Политические взгляды

Содержание

Руссо, Жан-Жак



Руссо, Жан-Жак

1712–1778

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо. Портрет работы А. Рамзей.

Новым этапом в развитии французского Просвещения XVIII века была деятельность Жан Жака Руссо (1712—1778), идеолога революционной мелкой буржуазии. Его идеи, выраженные в произведениях «Способствовало ли восстановление наук и искусств улучшению или ухудшению нравов», «О причинах неравенства», «Об общественном договоре, или принципы политического права» и др., оказали впоследствии, в период Французской революции 1789—1794 годов, значительное влияние на якобинцев, провозгласивших Руссо своим идейным предшественником. Пройдя суровую жизненную школу, Руссо с детства видел страдания народа. Его произведения проникнуты ненавистью к угнетателям, страстной критикой современного ему общественного и государственного строя, социального неравенства, уродливого воспитания. Он обличает лицемерную, враждебную интересам народа мораль, фальшивое искусство и официальную науку.

Большой заслугой Руссо была его попытка поставить и разрешить вопрос о происхождении общественного неравенства. В этом обнаруживаются элементы диалектики в мировоззрении мыслителя, особенно ценные для эпохи господства метафизического метода. По мнению Руссо, первоначальное, или естественное, состояние характеризуется равенством людей и вытекающей отсюда чистотой нравов. В первобытном состоянии отсутствовала частная собственность, люди были свободны от всякой зависимости, но жили обособленно друг от друга. Это был «золотой век» человечества, когда не знали цивилизации, но не знали и социальных зол.

Переход от естественного состояния к гражданскому, от первоначального равенства к неравенству Руссо связывает с изобретением орудий труда, совершенствованием обработки металлов, переходом к земледелию. Перейдя к оседлости, все более сближаясь, люди стали необходимы друг другу. Так возникла частная собственность и на ее основе гражданское общество — результат общественного договора свободных и независимых по своей природе людей. «Первый, кто напал на мысль, огородив участок земли, сказать: это мое, и нашел людей достаточно простодушных, чтобы этому поверить, был истинным основателем гражданского общества. От скольких преступлений, войн и убийств, от скольких бедствий и ужасов избавил бы род человеческий тот, кто, выдернув колья и засыпав ров, крикнул бы своим ближним: Не слушайте лучше этого обманщика, вы погибли, если способны забыть, что плоды земли принадлежат всем, а земля — никому!». Так писал Руссо в трактате «О причинах неравенства».

Руссо развивает договорную теорию происхождения общества и государства. Маркс подчеркивал, что эта теория вытекает не из реального представления об историческом прошлом человечества, а является, наоборот, предвосхищением «буржуазного общества» *. Ограниченный предрассудками своего времени и своего класса, Руссо не мог вскрыть законы общественного развития. Но в его взглядах на истоки общественного неравенства содержались ценные догадки, попытка исторического подхода, в частности, к вопросу о происхождении государства. Частная собственность и общественное неравенство предшествуют у Руссо появлению государства. Эта плодотворная догадка переплетается с идеалистической «договорной» теорией, которой придерживался Руссо вслед за прогрессивными мыслителями XVII века и которую он применяет для опровержения теологических учений о государстве как институте, установленном богом.

Возникновение государства как сознательно заключенного союза является, по мнению Руссо, новой ступенью общественного неравенства. Появились господство и подчинение. Но высшая и наиболее гибельная для человека стадия общественного неравенства наступает с переходом к действующей на основе произвола деспотии. В сочинении «О причинах неравенства» Руссо обосновывает правомерность народного восстания, имеющего целью ниспровержение деспотического строя.

Руссо пытался начертать основы идеального общественного и государственного устройства и в этом особенно ярко выразился присущий ему демократизм, но в то же время проявилась и его мелкобуржуазная ограниченность. Руссо стоит за частную собственность, более равномерно распределенную, с исключением крайностей богатства и бедности. Опорой истинного, справедливого и разумного порядка является, согласно его учению, основанная на личном труде мелкая частная собственность.

Сущностью учения Руссо о государстве, изложенного в сочинении «Об общественном договоре», является обоснование верховной власти народа, неотчуждаемого и неделимого народного суверенитета. Защищая принцип неделимости народного суверенитета, он высказывается против разделения властей на законодательную и исполнительную. Демократическую республику, в которой граждане непосредственно участвуют в управлении государством, Руссо считал идеальной политической формой, возможной, однако, только в маленьких государствах. Наследственная аристократия является, по его мнению, худшим видом управления. Поэтому для больших государств Руссо выдвигает как наилучшую из осуществимых форм некую выборную «аристократию». Преимущества этой формы правления он видит в том, что народ-суверен поручает выполнение исполнительных функций достойной его доверия небольшой группе избранников.

Руссо не был материалистом. Он признавал нематериальность и бессмертие души, свободу воли и врожденность нравственного чувства. Глубокое заблуждение Руссо состояло в том, что он понимал материализм как стремление исключительно к материальным благам, а в религии видел выражение истинных народных потребностей. Это послужило принципиальной основой расхождения Руссо с французской материалистической школой.

Большое значение в истории педагогики имеют передовые для своего времени идеи Руссо о необходимости следовать «велениям природы» и о трудовом воспитании, выраженные им в философском романе «Эмиль, или о воспитании». В том же жанре написано и другое произведение Руссо — «Новая Элоиза». Рисуя трагическую судьбу двух влюбленных (аристократки Юлии д’Этанж и плебея Сен-Пре), Руссо поднимает ряд важных вопросов своего времени и ратует за социальное равенство людей. Выдающимся произведением мемуарной литературы является автобиографическая повесть Руссо «Исповедь», в которой изображение внутренней жизни человеческой личности и ее взаимодействия с окружающим миром достигает высокой ступени реализма. Многочисленные бытовые детали, характеристика социальных отношений делают «Исповедь» первоклассным источником при изучении народного быта и нравов Франции и Швейцарии XVIII века.

Великолепный стилист, Руссо ввел, в суховатую рационалистическую прозу просветителей элемент лиризма и красноречивого пафоса. Современники зачитывались им, а в дни революции 1789 г. Марат читал отрывки из Руссо с трибуны на улицах Парижа. Руссо — один из выдающихся представителей французского сентиментализма. В его глазах способность глубоко чувствовать является привилегией простолюдина, бедняка, поднимающей его над сухими и черствыми представителями имущих классов. «О, чувство! Где то железное сердце, которое тебя никогда не знало?» — восклицает он. С произведениями Руссо во французскую прозу впервые входит эмоционально приподнятое описание природы, которую он противопоставляет городской цивилизации и ее порокам.

Примечания

* См К. Маркс, К критике политической экономии, стр. 193

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том V. М., 1958, с. 559-561.


Вернуться на главную страницу Руссо

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

Философско-просветительские идеи Жан-Жака Руссо

Жан-Жак Руссо (1712-1778 гг. ) — виднейший представитель философии Просвещения, оригинальный мыслитель, педагог и искусствовед, в трудах которого художественно представлены культ личности, культ природы, чувственности и чувство социальной несправедливости. Через эти основные, идеи его учение приобретает удивительную целостность. Невоздержанный, неуравновешенный, дошедший до морального индифферентизма, Руссо проповедует идеальную мораль и идеальные правила воспитания.

Уже в своей первой работе «Рассуждение о науках и искусствах» Руссо противопоставляет развитие науки и искусства упадку нравов, аморальности и лицемерию. Развитие цивилизации, искусства и науки отдалило человека от природы. Конечно, «наука в ее абстрактном смысле достойна всяческого уважения», она «помогает безошибочно постичь суть явлений». Однако на ее основе возникает стремление отличиться, она «неизбежно порождает зло гораздо более пагубное, нежели то добро, которым она кичится». Наука делает человека честолюбивым и тем самым искажает его нрав.

«Любовь к словесности, философии и изящным искусствам убивает в нас любовь к насущнейшим нашим обязанностям и к подлинной славе. Стоило однажды талантам возобладать над честностью и добродетелью, как каждый пожелал стать человеком приятным, и никто не желает быть человеком достойным». На смену полной добродетельной жизни нравственного человека наука и искусство привнесли зло и неестественные свойства: цинизм атеистов и скептиков, тунеядство, лицемерие к власть имущим, паразитизм, разврат. Науки уничтожили духовную культуру. Как пример, государства греков и римлян погибли из-за падения морали.

Согласно Руссо, все люди от природы равны. В естественных условиях они различались лишь тем, что обладали различными признаками. У них не было частной собственности. Однако создание орудий труда усугубило различие между людьми, что соответствовало все большему отдалению их от первобытного состояния и возникновению неравенства. Это неравенство окончательно устанавливается вслед за возникновением частной собственности на землю.

Развитие своей мысли Руссо осуществляет в работе «Об общественном договоре», где теория государства Т. Гоббса дополнена важной идеей: государство обязано обеспечивать равноправие и свободу граждан. Возникшее на основе договора, такое государство должно иметь идеальную конституцию, уничтожить угнетение, эксплуатацию и зло и восстановить мораль «естественного человека».

Образ воспитания нравственного человека предложен Руссо в работе «Эмиль, или о воспитании». В ней утверждается, что в существующем обществе формы воспитания несовершенны. Все хорошо, что создано руками Творца, но все портится в руках человека. Поэтому воспитание ребенка должно быть изолировано от общественной среды, его надо воспитывать на лоне природы. Ребенок, воспитанный вне порочной и развратной цивилизации, не будет знать о морали существующего общества. Особое внимание следует обращать на его естественные чувства, а к принципам истинной морали он придет самостоятельно. Целью воспитания является формирование честного, откровенного, доброго человека, свободного от пороков.

В романе «Новая Элоиза» Руссо больше внимания уделяет эмоциям героев, волнениям чувств, проявлению добродетели, лирической меланхолии. Обостренное внимание к своему «я» и душевным конфликтам является характерной чертой героев его романа. В истории литературы Руссо признан противником классицизма и представителем сентиментализма.

Известно отрицательное отношение Руссо к религии. Он атеист. Религиозное воспитание, по его мнению, необходимый момент для создания нового человека, но религия откровения принципиально отвергается им. В справедливом идеальном обществе должна существовать «идеальная религия», соответствующая природе и естественным чувствам человека. Такая религия требует от человека доброты, искренности чувств и борется с пороками, порожденными развитием цивилизации. Руссо возвеличивает человека: «Прекрасное и величественное зрелище являет собою человек, выходящий, если так можно выразиться, из небытия собственными усилиями, светом разума рассеивающий мрак, которым окутала его природа, возвышающийся над самим собою, устремляющийся духом в небеса, с быстротою солнечного луча пробегающий мыслью огромные пространства вселенной и, что еще величественнее и труднее, — углубляющийся в самого себя, чтобы изучить человека и познать его природу, его обязанности и назначение». Идеи Руссо вдохновляли не одно поколение мыслителей. Известно их особое влияние на И. Канта и Л.Н. Толстого. 

Жан-Жак Руссо (1712-1778) | К эмансипации?

Жан-Жак Руссо (1712-1778) был одним из самых влиятельных философов-просветителей. Он считал, что из-за «естественных» различий между мужчинами и женщинами они играют разные роли в культуре и обществе. В результате он считал, что представители обоих полов должны получать образование, соответствующее их ролям. Его идея оказала длительное влияние на образование девочек и восприятие женщин. Она была одним из ведущих сторонников идеологии «раздельных сфер» для мужчин и женщин: общественные владения мужчин — это, по его мнению, бизнес, политика и война, частные владения женщин — домашнее хозяйство и семья.

Руссо родился в Женеве, Швейцария, в июне 1712 года. Его мать умерла во время родов, оставив отца Руссо, Исаака Руссо, воспитывать его самостоятельно. Его отец был часовщиком и профессором танцев, слишком занятым созданием проблем в приключениях по всему миру, чтобы должным образом обучать своих детей. Это заставило старшего брата Руссо, Франсуа, очень рано покинуть дом. Но у их отца была одна страсть — чтение, и он очень рано приобщил к нему своих детей. Уже в возрасте семи лет Руссо начал читать длинные романы, такие как « Les Hommes Illustres , Cassandre и l’Astrée . Он начал разделять свою страсть к чтению со своим отцом; они не ложились спать поздно ночью, читая вместе. В 1722 году, после ссоры с Пьером Готье, капитаном французской армии, Исаак Руссо бежал в Ньон. Жан-Жак Руссо недолго жил со своим отцом и новой женой; однако быстро вернулся в Женеву, чтобы жить со своим дядей Бернаном.

В возрасте шестнадцати лет Руссо покинул Женеву и отправился в Анси, Франция. В 1742 году он переехал в Париж, чтобы стать музыкантом и композитором. Здесь он познакомился с Терезой Левассер, ставшей его неграмотной любовницей. Вместе у них было пятеро детей, всех отправили в парижский приют. За это время Руссо близко подружился с двумя философами, Кондильяком и Дидро. В 1750 году статья, написанная Руссо в ответ на вопрос эссе, была опубликована в Беседа об искусстве и науке . Эта статья была широко прочитана и вызвала споры. Это бросило вызов вере в то, что прогресс цивилизации принес улучшение нравов. Он утверждал, что знание и добродетель не коррелируют. Несмотря на раннюю известность, Руссо продолжал заниматься музыкой и написал очень успешную оперу « Le Devin du Village » («Деревенский прорицатель»). В 1753 году Руссо представил еще один ответ на вопрос для эссе, который будет опубликован годом позже под названием 9.0005 Рассуждение о происхождении неравенства среди мужчин. В этой статье он бросил вызов убеждению, что люди являются социальными существами. Он заявил, что до цивилизации он представлял себе, что люди наслаждались примитивной свободой и счастьем, которые теперь потеряны. С развитием цивилизации свобода и счастье уступают место страданию и угнетению. После этого Руссо стал философом и продолжил писать множество влиятельных произведений.

 В 1761 году он опубликовал Жюли, или Новую Элоизу  , в котором он описывает идеальную частную сферу. В произведении изображена женщина, которая научилась ценить себя, чтобы стать образцом добродетели в роли жены и матери. Для Руссо женская добродетель была не просто чем-то, что должны защищать отцы и мужья, но скорее моральным качеством и набором моделей поведения, которые являются образцом для всех. Годом позже, в 1762 году, вышла книга Руссо  «Эмиль  «, или «Трактат о воспитании  «. В этом тексте он следует за образованием мальчика и девочки. Здесь он утверждает, что из-за их естественных половых различий мальчики и девочки должны получать разное образование, которое будет соответствовать их разным ролям в культуре и обществе. Мужчину учат самоуправлению, а женщину учат послушанию. Убеждения Руссо противоречили убеждениям современников того времени; они восхваляли подъем цивилизации за счет развития искусств и наук и считали, что статус женщины является показателем уровня цивилизованности культуры и общества. Руссо считал, что современный мир морально испорчен, поскольку им движет соревновательный и стяжательный эгоизм. Он возложил вину за это моральное падение исключительно на плечи мужчин. Единственное упоминание о женщинах в его взглядах на историю цивилизации состоит в том, что конкуренция за женщин между мужчинами была главной причиной вражды между ними.

Через  Эмиля Руссо демонстрировал, что посредством надлежащего воспитания можно воспитать в людях разум, чтобы сделать их ответственными за эти разрушительные страсти, тем самым сделав их свободными личностями. Женщины, однако, не могли развиваться таким же образом, поскольку он считал, что они не могут быть способны к абстрактному мышлению, поэтому не могут достичь свободы. Однако, сохранив свою природную добродетель, они могли достичь счастья, чего не могли сделать мужчины. По этой причине Руссо считал, что женщины, пытающиеся культивировать свой разум, были глупы, бросая вызов своей природе, они отказывались от счастья, которым могли наслаждаться только они. Чтобы поддержать свои идеи, он настоятельно рекомендовал кормить собственных детей грудью элитных женщин, а не отправлять их к кормилицам. Он утверждал , что грудное вскармливание было проявлением их материнской природы.

Руссо использовал теорию гендерной взаимодополняемости, чтобы обосновать свою идею двух сфер, общественной и частной. Публичная сфера коммерческой экономики и государства должна была управляться мужчинами, их рациональным расчетом и корыстью. Принципы, по которым должна управляться общественная сфера, были изложены в  Общественном договоре , опубликованном также в 1762 году. Частной сферой семьи должны были управлять женщины в силу их природных достоинств.

Жан-Жак Руссо сыграл огромную роль в просвещенном дискурсе о «женском вопросе». Его сочинения были одними из самых влиятельных в эпоху Просвещения. Он актуален и сегодня, потому что основы убеждений Руссо, такие как доброта и этика, все еще присутствуют в современном обществе и современной философии. Многие философы эпохи Просвещения продолжают ссылаться на Руссо и его произведения. Его сочинения помогли реализовать идею естественных различий полов и отдельных сфер, против которых женщинам приходится бороться и сегодня, чтобы преодолеть дискриминацию в экономике, обществе и политике.


Thelma Bost , Междисциплинарные перспективы в глобальном общественном здравоохранении, класс 2020


Источники

Литература и веб -сайты
    . В  Стать видимыми: женщины в европейской истории , изд. Бриденталь, Ренате, Сьюзан Мошер Стюард и Мерри Э. Визнер. 3-е изд., 233-260. Бостон: Компания Houghton Mifflin, 1998..
  • Шуке, Артур, Ж. Дж. Руссо. Париж, Hachette et cie, 1893 г.
  • Оффен, Карен М. Европейские феминизмы: 1700-1950: политическая история, 31-49. Стэнфорд, Калифорния: Стэнфордский университет. Пресс, 2000.
  • «Жан-Жак Руссо», Wiki p edia , по адресу: https://en. wikipedia.org/wiki/Jean-Jacques_Rousseau (по состоянию на 18 апреля 2018 г.)
Изображения
  • Изображение 1: Источник
  • Изображение 2: Источник

Жан-Жак Руссо (1712-1778) — Музей протестантизма

Детство в Женеве

  • Жан-Жак Руссо (1712-1778) © Коллекция Château de Coppet

Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве. Он всегда оставался любящим свой родной город, хотя и жил в нем мало; действительно, начиная с 1750 года, подписывая свои многочисленные работы, он никогда не забывал упоминать, что он гражданин Женевы.

Его детство в основном прошло в Женеве. К сожалению, его мать (чей отец был пастором) умерла всего через несколько дней после его рождения. Однако он провел счастливое детство со своим отцом, у которого была любвеобильная натура. Он бережно воспитывал сына, побуждая его читать всевозможные произведения, некоторые из которых были весьма продвинуты для его возраста, а это означало, что он намного опережал своих сверстников по уровню образования. Позже его дядя отдал его в ученики к гравёру, но, поскольку он был несчастлив, он решил бежать из Женевы, когда был ещё подростком. Это было началом долгого и интересного эпического путешествия, которое продлилось большую часть его жизни.

Мадам де Варанс имела на него большое влияние, а также способствовала его обращению в католицизм

  • Les Charmettes, жилище мадам де Варанс, рисунок Тёпфера © Коллекция Privée

Начнем с того, что молодой Руссо остановился у подруги, мадам де Варанс, , которая жила в Савойе, всего в нескольких километрах от Женевы. Он был на 12 лет моложе этого исключительного друга, который сыграл важную роль в его обращении в католицизм — это была цена, которую он заплатил за свое решение поселиться во Франции. Однако она также научила его музыке и дала ему хорошее образование, привив ему необходимое понимание красоты его естественной среды; это должно было иметь большое значение в его более поздних работах о «жизни в обществе».

Когда он разорвал дружбу с мадам де Варанс, он переехал в Лион (1740 г.), а затем в Париж (1742 г.), где его общая культура и несколько рекомендательных писем позволили ему войти в научный мир эпохи Просвещения и Энциклопедия. Благодаря личным связям и своим талантам он был назначен послом Франции в Венецию в 1743 году, здесь он познакомился со многими интересными людьми, включая Гольдони, а также впервые открыл для себя тайные тайны политики с ее извращенными манипуляциями с властью.

Он вернулся в Париж в 1745 году и в будущем часто оставался там в течение длительного периода времени, работая над несколькими статьями для Энциклопедии и подружившись с другими участниками этого учреждения. Однако окончательно в столице он так и не обосновался, потому что часто ссорился со своими друзьями, такими как Вольтер, Д’Аламбер и даже Дидро , который был ему близок.

Рассуждения о науках и искусствах сделали его знаменитым

В 1749 году Руссо начал писать философские произведения, которые сделали его широко известным современникам. Это хорошо известный случай : он гостил у Дидро, который был заключен в тюрьму в Венсене за публикацию Lettre sur les Aveugles . Во время их совместной беседы он узнал о конкурсе сочинений Дижонской академии на вопрос «Повлияло ли восстановление наук и искусств на очищение нравов?» Он был увлечен этой темой и ему не терпелось поскорее приступить к работе — говорят, что в Венсене он получил «божественное вдохновение». Воодушевлен Дидро, он написал « Discours sur les Sciences et les Arts» сочинение, в котором утверждал, что прогресс в искусствах и науках никоим образом не влияет на улучшение нравов. Именно система правосудия, реализуемая социальными институтами, была непосредственно связана с проблемами нравственности.

Его эссе получило приз Дижонской академии, и он стал известен. Женева снова приняла его в качестве гражданина, а в 1754 г. он также вернулся в протестантство — его родной город был настолько этому рад, что не потребовали заявления о покаянии; это было бы обычной процедурой для жителя города, который ранее отказался от своей протестантской веры, а затем вернулся к ней позднее.

Его философские работы

Затем он приступил к развитию основных тезисов, изложенных в его эссе. Его особенно беспокоило отсутствие гармонии между красотой природы и несправедливостью, вызванной жизнью в обществе, включая зло, причиняемое его институтами. Он задавался вопросом, возможно ли изменить эту ситуацию.

Он рассмотрел историю различных цивилизаций, начиная с эпохи палеонтологии и далее, и предположил, что если бы определенные стандарты были навязаны авторитарным образом во имя закона природы, то было бы возможно (и это было бы возможно и сегодня) , сделать рациональный выбор. Он предположил, что акт всеобщей воли, основанный на разуме, может привести цивилизацию к реальному социальному прогрессу, к той гармонии, которую мы видим в природе.

Однако настоящего успеха добилась только « La Nouvelle Héloise» (1759); другие его работы, « Discours sur l’origine et les Fondemants de l’inégalité» (1754) и « Discours sur l’économie» (1755), в которых он развил свои основные идеи и стремление реформировать общество, не были так хорошо приняты.

Критика стала враждебной в 1762 году, когда он опубликовал Le Contrat social и « De l’Emile», к которым он позже добавил «Profession de foi du Vicaire Savoyard» (1762 г.).

«Скандал» де

Л’Эмиля
  • Эмиль или о воспитании, Жан-Жак Руссо © С. Х.П.Ф.

В Л’Эмиль, Руссо рассматривал проблему образования ; он спрашивал себя, действительно ли те, на ком лежит ответственность вести ребенка во взрослую жизнь, выполняют эту задачу со всем необходимым интеллектом и способностями. Он сформулировал следующий парадокс : хотя ребенок рождается добрым по своей природе, взрослый морально загрязняется злым миром, противоречащим гармонии природы. Он выступал за сбалансированную форму образования, основанную на справедливости, приводя практические примеры, иллюстрирующие его идеи, иногда необычные по своей природе.

Помимо обучения ребенка любви и уважению к природе, одной из главных целей воспитания было научиться сосуществовать с другими, со своими ближними, даже если они казались ему другими. Ребенок должен был понять трудности, связанные с существованием других людей вокруг него, — их нужно было преодолеть так, чтобы он не был агрессивен по отношению к себе подобным. Скорее, он постепенно станет взрослым, ответственным гражданином, который сможет внести свой вклад в развитие своего города и работать над улучшением нравственности.

Вольтер заметил, что Руссо совершенно не заботился о воспитании собственных детей, а просто отдавал их в приют. И это было совершенно верно: у Руссо и его спутницы Терезы Левассер родилось пятеро детей, и они действительно были брошены таким образом. Но, возможно, аргумент Эмиля заключался в том, что для предотвращения подобных трагедий местные власти должны нести ответственность за благополучие таких младенцев.

Признания

  • Руссо выезжает из Эрмитажа в карете, иллюстрация Мориса. © Коллекция JJ Money

Обвинение Вольтера поразило и огорчило Руссо, который тогда решил защищаться, объяснить о своей жизни, не пытаясь скрыть свои трудности или противоречия, присущие его характеру. Подобно святому Августину задолго до него, он взялся за написание впечатляющих « исповедей», которых он начал в 1769 году. часто были запутанными и сложными. Во все времена он искал истину, достоверность и путеводную звезду разума — он был неспособен принести эти идеалы в жертву конформизму социальных правил, что чаще всего приводило лишь к несправедливости, противоречащей гармонии. природы.

«Труба Страшного Суда может протрубить в любое время, ибо я приду с этой книгой в руке, чтобы предстать перед верховным судьей. Я скажу вслух: «Вот что я сделал, что я подумал, что я сказал… Я открыл свои сокровенные мысли, как ты сам их видел. Вечное существо, собери вокруг меня огромную толпу моих ближних — пусть слушают мои признания, стонут от моих унижений, краснеют от моего несчастья. Пусть и они откроют тебе то, что у них на сердце, с такой же искренностью у подножия твоего престола ; а потом пусть кто-нибудь из них посмеет сказать, что он был лучше меня».

В конце своей жизни он путешествовал с места на место, пытаясь убежать от всех. Несмотря на усилия своих ближайших друзей, он решил жить в одиночестве и написал « Rêveries du Promeneur Solitaire». Руссо умер 2 и июля 1778 года в Эрменонвиле; Маркиз де Жирарден ловко устроил Терезу Левассер, которая была его спутницей в течение 40 лет, чтобы она могла жить в его доме. В 1768 году они поженились. В 1794 году его прах был перенесен в Пантеон;

Руссо и религия

Несмотря на то, что в разные периоды жизни его часто привлекала католическая вера, Руссо никогда не забывал протестантское воспитание, полученное им в детстве. Как и многие его современники, Руссо определенно критиковал религиозные институты, которые, по его мнению, часто были одержимы сохранением своей светской власти здесь, на земле.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts