Идентичность как предмет психологического исследования
Библиографическое описание:Канаева, Н. А. Идентичность как предмет психологического исследования / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2010. — № 12 (23). — Т. 2. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2354/ (дата обращения: 24.10.2022).
Проблема идентичности, которая имеет давние традиции изучения в различных областях гуманитарного знания, в настоящее время всё чаще и чаще становится предметом исследования в психологии профессиональной деятельности[3, с.3].
Необходимость формирования идентичности на личностном и профессиональном уровне обусловлена серьёзными внутриполитическими и социально-экономическими изменениями.
В связи с кризисными явлениями в определении идентичности на разных уровнях (национальном, социальном, профессиональном) ощущается потребность в воспитании у молодого поколения патриотических чувств, активной жизненной позиции. Развитие рыночных отношений, технологизация и информатизация производства требует от выпускника системы среднего профессионального образования адаптивности, мобильности, творчества в решении профессиональных задач. Всё это определяет потребность в человеке – «реализовавшейся личности», фундаментальным основанием которой будет стремление к личностному росту и самосовершенствованию[2, с.3].
В отечественной психологии представления об идентичности традиционно развивались в рамках исследования самосознания, самоотношения, кроме того, идентичность рассматривалась как один из аспектов проблемы «Я»[3, с.9].
Проблема идентичности проявляется в рамках глобальной проблематики существования самого рода человеческого как в плане реализации жизненной сущности человека, так и в плане профессиональной подготовки и профессионализации личности[1, с.3].
Проблематикой природы идентичности занимались такие психологи как Л.Б.Шнейдер, Д.В.Колесов, который соотнёс представление об идентичности в логике и психологии.
По его мнению, в логике идентичность – это вывод об отсутствии различий: одинаковость, неотличимость, полное совпадение черт сравниваемых объектов, процессов, явлений окружающего мира. В психологии идентичность – это переживание индивидом своего единства с каким-либо индивидом или их группой или своей приверженности к чему-либо, идее, принципу, «делу».В логике идентичность – это действительно одинаковость объектов. В психологии идентичность – это особая форма отношений. Поэтому, говоря об идентичности, мы всегда имеем в виду, что одной из её сторон является индивид, а другой – другие существа или какие-либо иные объекты, процессы, явления. Но тогда возникает вполне правомерный вопрос: как возможна идентичность, если одинаковых (не различающихся) индивидов нет по определению? Само понятие «индивид» как раз означает «отличающийся от любого другого». И психологи справедливо декларируют «неповторимость» каждого человеческого существа.
Таким образом, идентичность в логике – это следствие отсутствия различий между сравниваемыми объектами, идентичность же в психологии имеет место, несмотря на различия, вопреки им [2, с. 12].
Проблема становления идентичности в процессе личностного и профессионального развития и её влияние на качество жизни человека имеет междисциплинарный характер и рассматривается в нескольких аспектах.
В психологии понятие «личностная идентичность» связано с проблемой свободы выбора и самовыражения (И.А.Антонова, А.Б.Орлов, К.Хорни) и проблемой формирования «Я – концепции» личности (И.С.Кон, В.В.Столин, З.Фрейд, Э.Эриксон). Идентифицирование как базовый процесс и механизм самопознания освещён в трудах Е.З.Басиной, Р.Л.Кричевского, В.Г.Маралова, В.А.Петровского, В.С.Мухиной[2, с.3].
Современная психология основывается на развитии личности в системе процессов самопостроения, на стремлении индивида определиться в самопринадлежности, соотнести свой внутренний мир с внешней реальностью в ситуации усложнения, умножающегося экономического, политического, информационного и социально-психологического многообразия.
Идентичность – это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.
Человек становится вполне человеком, когда осознаёт свою идентичность. Мы знаем, кто мы, осознаём свою идентичность в мире людей, профессий, наций.
Если истолковывать понятие «идентичность» как явление уникальной природы, самобытности человека, продуцированное ментальной рефлексией по поводу истории человека, становления личности, то его истоки обнаруживаются в различных трудах по философии, истории, антропологии, этнографии, культурологии.
Сыграв важную роль в создании общей для социальных наук точки зрения на идентичность как результат внутренней самореализации и внешнего контекста бытия, эти идеи оказали влияние на исследование личностной и социальной идентичности как зарубежными, так и отечественными психологами[5, с.5].
Идентичность употребляется как познание чего-либо, кого-либо или как отождествление с кем-либо, чем-либо. В первом случае понимается процесс сопоставления, сличения одного объекта с другим на основании какого-либо признака или свойства. Во втором значении идентификация означает эмоционально-когнитивный процесс отождествления субъектом себя с другим субъектом, группой, образцом.
Идентичность рассматривается и как осознание своего тождества с другими и самим собой, и как чувство, и как сумма знаний о себе, и как поведенческое единство. Она выступает как сложный интегративный феномен.
Теоретическая и эмпирическая разработка проблемы идентичности началась сравнительно недавно, в 60-70 годы XX столетия, хотя само понятие идентичности имеет довольно длительную историю и использовалось многими теориями.
Идентичность можно рассматривать также как элемент единства и многообразия защитной функции «Я», собственно динамики.
Следует отметить, что в зарубежной психологии решение проблемы идентичности ведётся в рамках понятий «Я-концепция», «Образ-Я» [1, с.9]. Так Р.Бернс рассматривает Я-концепцию как систему установок, направленных на себя, которые включают следующие составляющие: когнитивную, оценочную и поведенческую. А.Ватерман выделяет ценностные компоненты идентичности: цели, ценности, убеждения[4, с.9].
Понятие личностной идентичности также активно разрабатывается в современной зарубежной психологии.
Подробный анализ исследований, сделанных зарубежными психологами, приведён в работах Н.А.Антоновой и Н.И.Ивановой.
Общей для социальных наук является точка зрения, опирающаяся на теорию Э.Эриксона, чьи работы можно считать классическими в области проблемы идентичности. Традиционно появление термина «идентичность» в психологии связывают с именем Э.Эриксона, который определил личностную идентичность как внутреннюю непрерывность и самоотождествлённость личности, которая развивается на всех этапах жизненного пути человека[2, с.16].
В связи с этим личностная идентичность рассматривается как совокупность персональных качеств и характеристик индивида, обеспечивающая целостность и тождественность личности, её позитивное самопринятие.
Термин «профессиональная идентичность» употребляется сравнительно недавно в связи с проблемой профессионального самосознания, что нашло отражение в трудах М.Р. Битяновой, Е.Г. Ефремова, Е.А. Климова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной[2, с.9].
По мнению многих психологов, формирование профессиональной идентичности происходит в процессе профессионализации. Е.П.Ермолаева подчёркивает, что профессиональная идентичность – продукт длительного личностного и профессионального развития, который появляется на достаточно высоких уровнях овладения профессией[4, с.10].
Выступая в роли системообразующего свойства личности, профессиональная идентичность обеспечивает высокий уровень самопринятия себя как профессионала, быструю адаптацию к новым условиям деятельности. Сформированная профессиональная идентичность выступает в качестве внутреннего источника профессионального развития и личностного роста субъекта[3, с.3].
Профессиональная идентичность – психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определённой профессии и определённому профессиональному сообществу. Ключевыми составляющими профидентичности выступают образовательно-профессиональная общность судьбы и профессиональная осведомлённость. Свою роль в становлении профидентичности играют определённые ожидания и предпочтения, некие идеальные образы выбранной профессии и себя в ней у каждого человека[5, с.113].
Таким образом, профессиональная идентичность понимается как психолого-педагогическая категория, обозначающая интегративную характеристику личности, обусловленная уровнем сформированности профессионального самосознания, выражающая устойчивое положительное отношение человека к себе как субъекту профессиональной деятельности, позволяющая самостоятельно осуществлять стратегию профессионального развития и включающая в себя профессиональную направленность, профессиональный «образ-Я», позитивный профессиональный идеал и «Я-концепцию»[1, с.7].
Профессиональное и личностное развитие неотделимы, поэтому в основе процесса становления профессиональной и личностной идентичности находятся фазы развития профессионала, дающие представление о целостном жизненном пути и о системных отношениях, характеризующих личность.
Литература:
1. Гарбузова Г.В. Студенческое самоуправление как средство формирования профессиональной идентичности будущих специалистов// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2009. – 22с.
2. Скибо Т.Ю. Педагогические условия становления профессиональной и личностной идентичности студентов колледжа: дис…канд.псих.наук. Воронеж, 2004.
3. Родыгина У.С. Психологические особенности развития профессиональной идентичности студентов — будущих психологов// Автореф.дис…канд.псих.наук. Курск, 2007. – 23с.
4. Трандина Е.Е. Становление профессиональной идентичности у студентов юридического вуза// Автореф.дис….канд.псих.наук. Ярославль, 2006. – 23с.
5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент.- М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 600с.
Основные термины (генерируются автоматически): идентичность, личностная идентичность, профессиональная идентичность, профессиональное развитие, личностный рост, проблема идентичности, профессиональное самосознание, психология.
ИДЕНТИЧНОСТЬ | Энциклопедия Кругосвет
ИДЕНТИЧНОСТЬ (от англ. identity – тождественность) – многозначный житейский и общенаучный термин, выражающий идею постоянства, тождества, преемственности индивида и его самосознания. В науках о человеке понятие идентичность имеет три главные модальности. Психофизиологическая идентичность обозначает единство и преемственность физиологических и психических процессов и свойств организма, благодаря которой он отличает свои клетки от чужих, что наглядно проявляется в иммунологии. Социальная идентичность это переживание и осознание своей принадлежности к тем или иным социальным группам и общностям. Идентификация с определенными социальными общностями превращает человека из биологической особи в социального индивида и личность, позволяет ему оценивать свои социальные связи и принадлежности в терминах «Мы» и «Они». Личная идентичность или самоидентичность (Self-identity) это единство и преемственность жизнедеятельности, целей, мотивов и смысложизненных установок личности, осознающей себя субъектом деятельности. Это не какая-то особая черта или совокупность черт, которыми обладает индивид, а его самость, отрефлексированная в терминах собственной биографии. Она обнаруживается не столько в поведении субъекта и реакциях на него других людей, сколько в его способности поддерживать и продолжать некий нарратив, историю собственного Я, сохраняющего свою цельность, несмотря на изменение отдельных ее компонентов.
Понятие идентичность первоначально появилось в психиатрии в контексте изучения феномена «кризиса идентичности», описывавшего состояние психических больных, потерявших представления о самих себе и последовательности событий своей жизни. Американский психоаналитик Эрик Эриксон перенес его в психологию развития, показав, что кризис идентичности является нормальным явлением развития человека. В период юности каждый человек так или иначе переживает кризис, связанный с необходимостью самоопределения, в виде целой серии социальных и личностных выборов и идентификаций. Если юноше не удается своевременно разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность. Диффузная, размытая идентичность – состояние, когда индивид еще не сделал ответственного выбора, например, профессии или мировоззрения, что делает его образ Я расплывчатым и неопределенным. Неоплаченная идентичность – состояние, когда юноша принял определенную идентичность, миновав сложный и мучительный процесс самоанализа, он уже включен в систему взрослых отношений, но этот выбор сделан не сознательно, а под влиянием извне или по по готовым стандартам. Отсроченная идентичность, или идентификационный мораторий – состояние, когда индивид находится непосредственно в процессе профессионального и мировоззренческого самоопределения, но откладывает принятие окончательного решения на потом. Достигнутая идентичность – состояние, когда личность уже нашла себя и вступила в период практической самореализации.
Теория Эриксона получила широкое распространение в психологии развития. За разными типами идентичности стоят не только индивидуальные особенности, но и определенные стадии развития личности. Однако эта теория описывает скорее нормативные представления о том, как должен протекать процесс развития, психологическая реальность гораздо богаче и разнообразнее. «Кризис идентичности» – не только и не столько возрастной, сколько социально-исторический феномен. Острота его переживания зависит как от индивидуальных особенностей субъекта, так и от темпов социального обновления и от той ценности, которую данная культура придает индивидуальности.
В Средние века темпы социального развития были медленными, а отдельный индивид не воспринимал себя автономным от своей общины. Однозначно привязывая индивида к его семье и сословию, феодальное общество строго регламентировало рамки индивидуального самоопределения: ни род занятий, ни мировоззрение, ни даже жену молодой человек не выбирал сам, это делали за него другие, старшие. В новое время развитое общественное разделение труда и выросшая социальная мобильность расширили рамки индивидуального выбора, человек становится чем-то не автоматически, а в результате собственных усилий. Это усложняет процессы самопознания. Для средневекового человека «знать себя» значило прежде всего «знать свое место»; иерархия индивидуальных способностей и возможностей совпадает здесь с социальной иерархией. Презумпция человеческого равенства и возможность изменения своего социального статуса выдвигает на первый план задачу познания своих внутренних, потенциальных возможностей. Самопознание оказывается предпосылкой и компонентом идентификации.
Расширение сферы индивидуального, особенного, только своего хорошо отражено в истории европейского романа. Герой романа странствований еще целиком заключен в своих поступках, масштаб его личности измеряется масштабом его дел. В романе испытания главным достоинством героя становится сохранение им своих изначальных качеств, прочность его идентичности Биографический роман индивидуализирует жизненный путь героя, но его внутренний мир по-прежнему остается неизменным. В романе воспитания (18 – начало 19 в.) прослеживается также становление идентичности героя; события его жизни предстают здесь так, как они воспринимаются героем, с точки зрения того влияния, которое они оказали на его внутренний мир. Наконец, в психологическом романе 19 в. внутренний мир и диалог героя с самим собой приобретает самостоятельную ценность и подчас становится важнее его действий.
Изменение мировоззренческой перспективы означает и возникновение новых вопросов. Человек выбирает не только социальные роли и идентичности. Он заключает самом себе в себе множество разных возможностей и должен решить, какую из них предпочесть и признать подлинной. «Большинство людей, подобно возможным мирам Лейбница, всего лишь равноправные претенденты на существование. Как мало таких, кто существует на самом деле», – писал немецкий философ Фридрих Шлегель. Но самореализация зависит не только от «Я». Романтики начала 19 в. жалуются на отчуждающее, обезличивающее влияние общества, вынуждающее человека отказываться от своих наиболее ценных потенций в пользу менее ценных. Они вводят в теорию личности целую серию оппозиций: дух и характер, лицо и маска, человек и его «двойник».
Сложность проблемы идентичности хорошо раскрывается в диалектике «Я» и маски. Ее исходный пункт – полное, абсолютное различение: маска – это не «Я», а нечто, не имеющее ко мне отношения. Маску надевают, чтобы скрыться, обрести анонимность, присвоить себе чужое, несвое обличье. Маска освобождает от соображений престижа, социальных условностей и обязанности соответствовать ожиданиям окружающих. Маскарад – свобода, веселье, непосредственность. Предполагается, что маску так же легко снять, как надеть. Однако разница между внешним и внутренним относительна. «Навязанный» стиль поведения закрепляется, становится привычным. Герой известной пантомимы Марселя Марсо на глазах у публики мгновенно сменяет одну маску за другой. Ему весело. Но внезапно фарс становится трагедией: маска приросла к лицу. Человек корчится, прилагает неимоверные усилия, но тщетно: маска не снимается, она заменила лицо, стала его новым лицом!
Таким образом самоидентичность оказывается фрагментарной и множественной. Это также оценивается по-разному. В психологии и психиатрии 19 – начала 20 в. высшими ценностями считались постоянство и устойчивость, изменчивость и множественность «Я» трактовали как несчастье и болезнь, вроде раздвоения личности при шизофрении. Однако многие философские школы Востока смотрели на вещи иначе. Постепенно этот взгляд усваивают и западные мыслители. Немецкий писатель Герман Гессе писал, что личность – это «тюрьма, в которой вы сидите», а представление о единстве «Я» – «заблужденье науки», ценное «только тем, что упрощает состоящим на государственной службе учителям и воспитателям их работу и избавляет их от необходимости думать и экспериментировать». «Любое „я», даже самое наивное, – это не единство, а многосложнейший мир, это маленькое звездное небо, хаос форм, ступеней и состояний, наследственности и возможностей». Люди пытаются отгородиться от мира, замкнувшись в собственном «Я», а нужно, наоборот, уметь растворяться, сбрасывать с себя оболочку. «…Отчаянно держаться за свое „я», отчаянно цепляться за жизнь – это значит идти вернейшим путем к вечной смерти, тогда как умение умирать, сбрасывать оболочку, вечно поступаться своим „я» ради перемен ведет к бессмертию» (Г.Гессе. Избранное, М., 1977).
В конце 20 в. эти идеи распространились и в социологии. Широкую популярность приобрел нарисованный американским востоковедом и психиатром Р.Д.Лифтоном образ «человека-Протея». Традиционное чувство стабильности и неизменности «Я», по мнению Лифтона, основывалось на относительной устойчивости социальной структуры и тех символов, в которых индивид осмысливал свое бытие. В конце 1960-х положение радикально изменилось. С одной стороны, усилилось чувство исторической или психоисторической разобщенности, разрыва преемственности с традиционными устоями и ценностями. С другой стороны, появилось множество новых культурных символов, которые с помощью средств массовой коммуникации легко преодолевают национальные границы, позволяя каждому индивиду ощущать связь не только со своими ближними, по и со всем остальным человечеством. В этих условиях индивид уже не может чувствовать себя автономной, замкнутой монадой. Ему гораздо ближе образ древнегреческого божества Протея, который постоянно менял обличье, становясь то медведем, то львом, то драконом, то огнем, то водой, а свой естественный облик сонливого старичка мог сохранять, только будучи схвачен и закован. Протеевский стиль жизни – бесконечный ряд экспериментов и новаций, каждый из которых может быть легко оставлен ради новых психологических поисков.
В начале 21 в. гигантское ускорение технологического и социального обновления, переживаемое как рост общей нестабильности, сделало эти проблемы еще более насущными. Как замечают английские социологи Энтони Гидденс и Зигмунт Бауман, для современного общества характерна не замена одних традиций и привычек другими, столь же стабильными, надежными и рациональными, а состояние постоянного сомнения, множественности источников знания, что делает самость более изменчивой и требующей постоянной рефлексии. В условиях быстро меняющегося общества неустойчивость и пластичность социальной и личной идентичности становятся закономерными и естественными. Как замечает Бауман, характерная черта современного сознания – приход новой «краткосрочной» ментальности на смену «долгосрочной». Молодых американцев со средним образование в течение их трудовой жизни ожидает по меньшей мере 11 перемен рабочих мест. Применительно к рынку труда лозунгом дня стала гибкость, «пластичность». Резко выросла пространственная мобильность. Более текучими стали и межличностные отношения, вплоть до самых интимных. Никого уже не удивляют краткосрочные браки или совместное проживание с другом/ подругой без регистрации брака и т.д. То, что мы привыкли считать «кризисом идентичности», – не столько болезнь, сколько нормальное состояние личности, которую динамичные социальные процессы вынуждают постоянно «отслеживать» изменения в своем социальном положении и статусе, этнонациональных, семейных и гражданских самоопределениях. Условный, игровой, «перформативный» характер идентификаций распространяется даже на такие, казалось бы, абсолютные идентичности как пол и гендер (проблема смены пола, сексуальной ориентации и т.д.). Это существенно усложняет понимание взаимосвязи нормы и патологии. Например, расстройство гендерной идентичности – это тяжелое психическое расстройство, однако человек, уверенный в том, что все мужские и женские свойства различаются абсолютно и даны раз и навсегда, также будет испытывать трудности.
Если в новое время проблема идентичности сводилась к тому, чтобы построить и затем охранять и поддерживать собственную целостность, то в современном мире не менее важно избежать устойчивой фиксации на какой-то одной идентичности и сохранить свободу выбора и открытость новому опыту. Как заметил великий русский историк В.О.Ключевский, «твердость убеждений – чаще инерция мысли, чем последовательность мышления» (Ключевский. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории, М., 1968). Но если раньше психологическая ригидность (жесткость) нередко помогала социальному выживанию, то теперь она чаще ему вредит. Самоидентичность все больше воспринимается сегодня не как некая твердая, раз и навсегда сформированная данность, а как незаконченный развивающийся проект (Э.Гидденс). В условиях быстро меняющегося социума и растущей продолжительности жизни личность просто не может не самообновляться, и это не катастрофа, а закономерный социальный процесс, которому соответствует новая философия времени и самой жизни.
Эти глобальные сдвиги происходят и в России, но здесь они протекают значительно труднее. Советское общество и культура в течение многих лет ориентировались не на обновление и изменение, а на поддержание стабильности, порядка и преемственности. Всякая новация казалась подозрительной и потенциально опасной, само слово «модернизм» было ругательным. «Обеспеченное светлое будущее» – главное преимущество социализма над капитализмом – выглядело простым продолжением и повторением настоящего и прошлого. Столь же сильным было равнение не на индивидуальную самореализацию, а на институционализированные, жесткие, бюрократические социальные идентичности. Советская пропаганда отождествляла общество и государство, а почти все социальные идентичности советских людей были государственническими. Эта атмосфера была губительна для индивидуальной инициативы и творчества, но люди привыкли к этому стилю жизни.
Распад Советского Союза и противоречия становления рыночной экономики вызвали в стране острый кризис идентичности, вопросы «Кто мы?» и «Куда мы идем? » стали насущными. Если на Западе трудности идентификации обусловлены плюрализмом и индивидуализацией, то в России кризис идентичности – прежде всего результат распада привычного социума, оставившего в сознании многих людей зияющую пустоту. К быстро меняющимся социальным условиям трудно приспособиться не только объективно, но и психологически. В начале 1990-х, отвечая на поставленный социологами вопрос «Кто Я?», люди часто отвечали: «Я никто», «Я винтик», «Я пешка», «Я никому не нужный человек», «Я рабочая лошадь». Такое самочувствие особенно характерно для пенсионеров, бедняков, людей, которые чувствуют себя в этом мире потерянными, бессильными и чужими.
Чтобы выйти из этого мучительного состояния и вернуть подорванное самоуважение, многие люди прибегают к негативной идентификации, самоутверждению от противного. Негативная идентичность конструируется прежде всего образом врага, когда весь мир разделяется на «наших» и «не-наших», причем все собственные беды и неудачи изображаются как результат происков внешних и внутренних врагов. Идеология осажденной крепости, которую годами культивировала Советская власть, принимает при этом отчетливо националистический характер, этнические идентификации доминируют над гражданскими, а сами национальные ценности ассоциируются прежде всего с идеализированным историческим прошлым (традиционализм). На вопрос социологов «Что в первую очередь связывается у Вас с мыслью о Вашем народе?» многие россияне ставят на первое место «наше прошлое, нашу историю» или свою малую родину, «место, где я родился и вырос». Негативная идентичность созвучна мировосприятию старых людей, для которых активная жизнь практически закончилась, но она не подходит молодежи, в создании которой значительно больше представлены ценности личного успеха и самореализации. Вопрос о соотношении личной и социальной идентичности и о том, на каких ценностях основывается конкретное групповое «Мы», очень важен как для индивидуального самоопределения, так и для социальной педагогики.
Игорь Кон
Личность | Психология сегодня
Самообраз, Я-концепция
Отзыв от Psychology Today Staff
Идентичность включает в себя воспоминания, опыт, отношения и ценности, которые создают ощущение себя. Это слияние создает устойчивое ощущение того, кем человек является с течением времени, даже когда новые грани развиваются и включаются в его идентичность.
Содержимое
- Что такое идентичность?
- Как быть аутентичным
- Теории идентичности
Что такое идентичность?
Каждый борется с экзистенциальными вопросами, такими как «Кто я?» и «Кем я хочу быть в будущем?» Одной из причин может быть то, что ответ такой сложный.
Идентичность включает в себя многие отношения, которые люди развивают, такие как их идентичность как ребенка, друга, партнера и родителя. Он включает в себя внешние характеристики, над которыми человек практически не имеет контроля, например, рост, раса или социально-экономический класс. Идентичность также включает в себя политические взгляды, моральные установки и религиозные убеждения, которые определяют выбор, который человек делает ежедневно.
Люди, которые чрезмерно озабочены тем, какое впечатление они производят, или которые чувствуют, что их основной аспект, такой как пол или сексуальность, не выражается, могут остро бороться со своей идентичностью. Размышление о несоответствии между тем, кем человек является и кем он хочет быть, может стать мощным катализатором перемен.
Что определяет личность?
Идентичность включает в себя ценности людей, которые определяют выбор, который они делают. Личность включает в себя несколько ролей, таких как мать, учитель и гражданин США, и каждая роль содержит смысл и ожидания, которые интернализованы в идентичность человека. Идентичность продолжает развиваться на протяжении всей жизни человека.
Как формируется личность?
Почему я не понимаю себя?
Целью каждого человека является взращивание ценностей и выбор, соответствующий его истинному «я». Некоторые усваивают ценности своей семьи или культуры, даже если они не совпадают со своим истинным «я». Этот конфликт может вызвать неудовлетворенность и неуверенность. Размышление о своих ценностях может вызвать перемены и сделать жизнь более полноценной.
Что такое кризис идентичности?
Идея кризиса идентичности возникла у психолога Эрика Эриксона, который выделил восемь стадий кризиса и развития, концепция, позже расширенная другими. Хотя это и не клинический термин, кризис идентичности относится к столкновению с проблемой самоощущения, которая может быть связана с политикой, религией, выбором карьеры или гендерными ролями.
Почему мой подросток так сильно меняется?
Подростковый возраст — это время, когда дети развивают подлинное чувство собственного достоинства, отличное от своих родителей, чтобы стать независимыми взрослыми. Экспериментирование — важная часть процесса: по мере того, как подростки примеряют разные образы — с точки зрения друзей, увлечений, внешности, пола и сексуальности, — они начинают понимать, кто они и кем хотят быть.
Как личность влияет на отношения?
Черты идентичности могут подчеркивать сходства или различия между людьми — по признаку расы, пола или профессии — которые могут объединять или разделять. Люди, считающие себя членами более крупной всеобъемлющей группы, как правило, имеют более тесную связь с другими людьми, животными и природой.
Как быть аутентичным
Жажда подлинности ведет нас в любом возрасте и в любом аспекте жизни. Это побуждает нас исследовать работу, отношения, игры и молитвы. Подростки и двадцатилетние пробуют друзей, моду, хобби, работу, любовников, места и условия жизни, чтобы увидеть, что подходит, а что «просто не мне». Люди среднего возраста углубляют приверженность карьере, сообществу, вере и семье, которые соответствуют их представлениям о себе, или чувствуют себя в ловушке существования, которое кажется им не своим. Пожилые люди относятся к своему жизненному выбору с сожалением или удовлетворением, в основном в зависимости от того, были ли они «верны» себе.
Подлинность также является краеугольным камнем психического здоровья. Это коррелирует со многими аспектами психологического благополучия, включая жизнеспособность, самооценку и способность справляться с трудностями. Действия в соответствии со своим внутренним «я» — черта, называемая самоопределением, — оценивается некоторыми экспертами как одна из трех основных психологических потребностей, наряду с компетентностью и чувством принадлежности.
Как мне жить по-настоящему?
Каждый подсознательно усваивает условности и ожидания, которые диктуют, как, по их мнению, они должны думать или вести себя. Решение проверить или оспорить эти предположения, даже несмотря на то, что это сложно, является первым шагом к более аутентичной жизни. Этот набор из 20 шагов может помочь вам в этом процессе.
Как мне найти баланс между подлинностью и соответствием?
Может возникнуть противоречие между тем, чтобы быть полностью самим собой и успешно действовать в отношениях и карьере. Никто не должен быть полностью лживым или полностью откровенным; Руководящий принцип для достижения баланса заключается в том, что, пока вас не заставляют действовать вразрез со своими ценностями или личностью, может быть оправдан небольшой самоконтроль.
Как я могу оставаться верным себе в отношениях?
Отношения могут оказаться под угрозой, когда существует разрыв между свободным самовыражением и учетом чувств партнера. Шкала «Аутентичность в отношениях», которая измеряет этот конструкт с помощью таких утверждений, как «Я полностью осознаю, когда настаивать на себе, а когда идти на компромисс», может инициировать обсуждение и помочь парам обрести здоровый баланс.
Как изменилась идентичность благодаря социальным сетям?
По мере того, как большая часть мира перешла в онлайн, возникли несоответствия между виртуальным и реальным я. С течением времени люди могут все более и более тщательно культивировать свой онлайн-аватар, а виртуальное «я» может влиять на восприятие реального «я». Поэтому может быть полезно задуматься о том, действительно ли виртуальное «я» является подлинным.
Теории идентичности
Одна из самых устойчивых теорий развития была предложена психологом Эриком Эриксоном. Эриксон разделил жизненный цикл на восемь стадий, каждая из которых содержала конфликт, разрешение которого приводило к развитию личности. Конфликт, возникающий в подростковом возрасте, Эриксон считал, что это «идентичность против смешения ролей».
Подростки борются со многими различными аспектами идентичности, от выбора карьеры до культивирования моральных и политических убеждений и становления другом или партнером. Путаница ролей связана с неспособностью придерживаться одного пути. Затем подростки проходят через период экспериментов, прежде чем брать на себя обязательства, примирять части своей идентичности и вступать во взрослую жизнь.
Формирование личности наиболее остро происходит в подростковом возрасте, но этот процесс не останавливается и после подросткового возраста. Взяв на себя новую роль, например, стать родителем, самоопределение может стать процессом на всю жизнь.
По мере того, как человек становится старше, общая тенденция заключается в достижении идентичности. Но серьезные жизненные потрясения, такие как развод, выход на пенсию или смерть любимого человека, часто заставляют людей исследовать и переопределять свою идентичность.
Как Фрейд понимал идентичность?
Согласно психоаналитической схеме Фрейда, разум состоит из Ид, движимого инстинктом и желанием, Суперэго, движимого моралью и ценностями, и Эго, которое регулирует их и создает идентичность. Многие функции способствуют функционированию эго, включая понимание, свободу воли, эмпатию и цель.
Как Эрик Эриксон понимал идентичность?
Эрик Эриксон предложил теорию развития, основанную на разных стадиях жизни. Он также ввел термин «эго-идентичность», который он понимал как устойчивое и постоянное ощущение того, кем является человек. Эго-идентичность помогает объединить все различные версии себя (родительское «я», карьерное «я», сексуальное «я») в единое целое, так что в случае бедствия сохраняется стабильное ощущение себя.
Что такое теория социальной идентичности?
Социальный психолог Анри Таджфель провел новаторское исследование предубеждений, показавшее, что люди отдают предпочтение тем, кто принадлежит к их собственным группам, даже когда эти группы определяются случайным образом, например, предпочтениями людей в отношении произведений искусства. Это исследование легло в основу теории социальной идентичности, согласно которой самооценка частично зависит от принадлежности к группе, которая обеспечивает гордость и социальную идентичность.
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Идентификация: определение, типы и примеры
Идентификация: определение, типы и примеры Эсер Йилмаз, магистр наук, доктор философии. Что такое личность? Откройте для себя определение идентичности, поймите, чем она отличается от личности и характера, и узнайте о ее типах.
Прежде чем читать дальше, если вы являетесь терапевтом, коучем или предпринимателем в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса? Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какрасширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! ✓ Сэкономьте сотни часов времени ✓ Зарабатывайте больше $ быстрее Что такое личность (определение)В самом общем смысле мы можем определить идентичность как самоощущение человека, определяемое его уникальными характеристиками, принадлежностью и социальными ролями. Более того, идентичность имеет преемственность, поскольку человек чувствует себя одним и тем же человеком с течением времени, несмотря на множество изменений в его обстоятельствах. Семена личности закладываются в детстве человека, когда его опекуны оказывают на него наибольшее влияние. Тем не менее, когда люди переходят от детства к юности, они начинают задаваться вопросом, кто они и как они вписываются в общество. Таким образом, подростки намеревались раскрыть свое самоощущение, экспериментируя с различными ролями и моделями поведения (Erikson, 1956). Хотя взрослые продолжают переоценивать свою идентичность на протяжении всей жизни, изменения в их идентичности относительно невелики. Поэтому, по мнению известного психолога Эрика Эриксона, это значительное развитие идентичности в подростковом возрасте необходимо для формирования прочной самооценки и выработки направления в жизни (Эриксон, 19 лет).56). Это забавное видео, в котором представлен философский взгляд на идентичность и сложность постоянного самоощущения. Видео: Кто я? Философское исследование Идентичность и путаница ролейИсследования в подростковом возрасте жизненно важны для развития нашей личности. Однако этот процесс формирования личности не всегда так прост, как кажется. Например, некоторые лица, осуществляющие уход за подростками, и социальные обстоятельства могут ограничивать их возможности экспериментировать с различными ролями и идентичностями. В результате эти подростки могут какое-то время не полностью осознавать себя или цель жизни. Эриксон называет юношеский этап самопознания «идентичностью против смешения ролей». Согласно этому представлению, люди формируют свою идентичность после тестирования различных ролей, моделей поведения и социальных стратегий. Когда они не могут эффективно пройти этот этап, это приводит к путанице ролей (Erikson, 1956). Проще говоря, смешение ролей можно рассматривать как отсутствие прочной идентичности. Человек с путаницей ролей может чувствовать себя неуверенным в себе и в том, как он вписывается в общество. Не зная, кем они должны быть или чего они действительно хотят в жизни, они могут изо всех сил пытаться выбрать карьеру или иметь здоровые отношения. Эти переживания могут снизить их самооценку и удовлетворение в жизни. Личность против личности против характераМногие люди используют термин «идентичность» взаимозаменяемо с другими терминами, такими как характер и личность. Хотя эти три концепции звучат похоже, они отличаются друг от друга, и вот как их можно разделить. Личность включает в себя качества человека, над которыми он мало или совсем не властен, например, его семейное происхождение, цвет кожи или рост. Это также включает их системы убеждений, этику, мораль и ценности. Напротив, личность обычно включает в себя диспозиционные качества, такие как экстраверсия, темперамент, оптимизм и добросовестность, среди прочих. Другими словами, ваша личность описывает, кто вы есть и за что вы выступаете, тогда как ваша личность определяет ваше поведение. Характер подобен личности в том, что он используется для описания поведения человека. Ключевое различие между личностью и характером заключается в том, что личности людей более заметны в их повседневных действиях. Напротив, черты характера обычно отражают поведенческие тенденции, характерные для конкретной ситуации, например, когда они вынуждены принимать решения с высокими ставками. Например, ваша личность будет определять, как вы взаимодействуете со своими коллегами в повседневных отношениях. Напротив, ваш характер, скорее всего, будет раскрыт в том, как вы реагируете на определенные обстоятельства, например, когда вы становитесь свидетелем дискриминации на рабочем месте или подслушиваете телефонный разговор своего начальника, в котором он подробно описывает свою схему уклонения от уплаты налогов. Еще одно различие между личностью и характером заключается в том, что характер человека более податлив, чем его личность. Кроме того, изменения в характерах могут отражать изменения в идентичности, например, из-за трансформации их систем убеждений и ценностей. Например, человек может быть не в состоянии сильно изменить свой уровень экстраверсии. Тем не менее, они могут больше ценить правду, когда становятся старше и со временем становятся намного более честными. Типы личностиМы уже обсуждали, что идентичность включает в себя различные черты, с которыми мы рождаемся, а также мысли, убеждения и ценности, которые мы приобретаем из нашего окружения. Вот некоторые распространенные типы идентичности и их краткие описания.
Хотя имена в этом списке распространены, они не единственные, с которыми мы сталкиваемся. Некоторые идентичности связаны с несколькими типами идентичностей или охватывают их или часто обсуждаются в нашем обществе. Давайте обсудим некоторые из них. Гендерная идентичностьГендерная идентичность указывает, к какой гендерной группе принадлежит человек, например к мужской, женской или небинарной, и наряду с сексуальной ориентацией может быть одним из наиболее обсуждаемых типов идентичности в нашем обществе. Большинство людей отождествляют гендер и пол, и споры возникают, когда люди идентифицируют себя с полом, который не соответствует их биологическому полу, назначенному при рождении. Чтобы понять эту дискуссию, давайте рассмотрим эти концепции. Гендер является социальной конструкцией и включает модели поведения групп и социальные ожидания. Напротив, пол является биологической концепцией и зависит от хромосом человека и других генетических факторов. Если гендерная идентичность человека соответствует его полу (т. е. мужской и мужской), его называют цисгендером. Если гендерная идентичность и пол не совпадают, эти люди могут идентифицировать себя как трансгендеры, гендерно-изменчивые, квирные или небинарные. Как правило, люди рождаются с двумя половыми хромосомами: XX для биологических женщин и XY для биологических мужчин. Тем не менее, секс не всегда так прост, как многие думают. Например, у людей с синдромом Тернера есть только одна Х-хромосома, поскольку у них отсутствует вторая половая хромосома (Heard & Turner, 2011). Хотя эти люди имеют женские характеристики, их репродуктивные органы не развиваются должным образом без гормональной терапии, и они, как правило, не могут зачать ребенка. Биологический пол становится еще более запутанным, если рассматривать людей с синдромом нечувствительности к андрогенам. Эти люди имеют XY-хромосомы, что означает, что они биологические мужчины. Однако мутация в рецепторном белке, необходимом для обнаружения мужских гормонов в организме, делает этих людей частично или полностью нечувствительными к мужским гормонам (Mongan et al. , 2015). Люди, чья мутация делает их полностью нечувствительными к мужским гормонам, кажутся женщинами при рождении и развивают женские тела в более позднем возрасте, несмотря на XY-космический состав (Mongan et al., 2015). Многие из этих людей воспитываются как женщины и в течение многих лет не узнают, что они действительно биологические мужчины. Напротив, люди, которые частично нечувствительны к мужским гормонам, могут выглядеть как женщины при рождении, но в подростковом возрасте у них может развиться смесь мужских и женских характеристик (Mongan et al., 2015). Опять же, эти дети и их родители могут не знать об этом состоянии до подросткового возраста. Короче говоря, биологический пол не так однозначен, как то, какие гениталии присутствуют при рождении, и этот тип идентификации иногда может вводить в заблуждение. Более того, поскольку гендер является социальной конструкцией, гендерная идентичность человека не всегда соответствует его кажущемуся биологическому полу. Если вы хотите узнать больше, вот короткое видео, объясняющее разницу между гендерной идентичностью и полом, присвоенным при рождении. Видео: Пол, присвоенный при рождении, и гендерная идентичность Социально-экономическая идентичностьЭтот тип идентичности включает в себя элементы образования, карьеры и классовой идентичности, поскольку зависит от дохода и профессии человека, которые обычно отражают его уровень образования. Как правило, социально-экономическая идентичность является показателем социального статуса, экономического благосостояния и престижа. Многие люди могут оставаться в одном и том же социально-экономическом классе на протяжении всей своей жизни. Однако социально-экономическая идентичность относительно более динамична, чем некоторые другие идентичности, такие как раса, и люди могут со временем переходить от одной социально-экономической идентичности к другой. Например, ребенок, рожденный от родителей-рабочих, бросивших школу, может первым в семье окончить колледж, а затем стать руководителем из высшего среднего класса. Культурная самобытностьКультуру можно определить как традиционный набор убеждений и моделей поведения, разделяемых членами группы. Многие из наших идентичностей связаны с группой с общей культурой. Следовательно, наша культурная идентичность включает в себя множество черт идентичности, таких как наша этническая, расовая, религиозная, поколенческая и географическая идентичность. Например, члены этнической группы могут иметь свои уникальные традиции. Точно так же члены религии могут разделять ценности, основанные на их вере. Более того, люди, живущие в одном и том же географическом районе, могут иметь региональный акцент и общую историю, что влияет на их культуру и, следовательно, на их идентичность. Люди по своей сути являются социальными существами, и принадлежность к группе важна для большинства людей. Культурная идентичность является неотъемлемой частью приспособления и чувства принадлежности к группе, с которой мы связаны. Кроме того, это влияет на наше мировоззрение и то, как мы интерпретируем окружающий мир, что может отличаться от других культур. Например, хорошее или дружелюбное поведение в одной культуре может восприниматься как неприемлемое или грубое в другой. Поскольку в каждой культуре есть свои нормы и стандарты, могут возникать конфликты, когда люди из разных культур настаивают на том, что их способ делать что-то правильный. В последнее время еще одна область, где мы наблюдаем подобное явление, связана с нашей политической идентичностью, которую мы рассмотрим далее. Политическая идентичностьПроще говоря, политику можно определить как коллективное принятие решений относительно управления группой людей. В политической системе, основанной на демократии, люди голосуют за кандидатов, которых они поддерживают, на регулярных выборах. Голосование на выборах обычно рассматривается как право, привилегия и гражданский долг. Но то, как мы голосуем на выборах, может многое рассказать о нас, наших ценностях и наших приоритетах. Другими словами, то, как мы голосуем, во многом зависит от нашей политической идентичности. Политическая идентичность человека относится к его политическим склонностям и принадлежности. Люди, которые твердо отождествляют себя с одной политической партией, могут голосовать только за кандидатов этой партии, независимо от их характера и квалификации. Более того, политическая идентичность людей может влиять на их взгляды, убеждения и решения за пределами кабины для голосования (Collins, Mandel & Schywiola, 2021). Этот переходящий эффект политической идентичности был связан с политизацией ранее нейтральных вопросов, таких как школьные программы или ношение масок и социальное дистанцирование во время респираторной пандемии, а также вакцины. Что такое кризис идентичности?Личность человека может постепенно изменяться из-за нюансов его обстоятельств и окружения. Тем не менее, бывают моменты, когда человек может чувствовать себя потерянным, как будто все, что он думал о себе, внезапно исчезло. Следовательно, мы называем периоды интенсивного анализа и внутреннего исследования самоощущения человека кризисом идентичности (Schmeck et al., 2013). Поиск идентичности естественен в подростковом возрасте и время от времени позже. Большинство этих поисков себя и цели основываются на существующей личности человека и настраивают ее. Однако кризис идентичности возникает, когда человек сталкивается с ситуациями, которые полностью дестабилизируют его представления о себе. Некоторые из этих переживаний могут быть травмирующими событиями, такими как потеря любимого человека, диагноз болезни или душераздирающий развод. Они также могут быть другими событиями, которые меняют нас другими способами, такими как становление родителем, старение, смена карьеры или переезд в незнакомую область. Например, состояние, известное как кризис среднего возраста, представляет собой форму кризиса идентичности, вызванную чувством старения. Кризис идентичности — это попытка переопределить самоощущение. Хотя некоторые люди могут относительно легко пережить эти периоды, другие могут испытывать трудности в течение длительного времени. Кризис идентичности может стать проблемой, если человек чувствует себя опустошенным, бесполезным или начинает питать чувство ненависти к себе. Это может даже мешать повседневной жизни человека. Но как справиться с кризисом идентичности? Первый шаг — признать, почему вы так себя чувствуете. Это принятие может позволить внутренний поиск новых смыслов и целей в вашей жизни. Если вы поделитесь своими чувствами с людьми, которым вы доверяете, это также поможет вам получить дополнительную информацию. Если у вас негативное представление о себе, вы чувствуете депрессию или отсутствие поддержки со стороны окружающих вас людей, попробуйте поговорить с доверенным врачом-психиатром. Что такое распространение идентичности?Состояние, которое иногда путают с кризисом идентичности, называется диффузией идентичности. Тем не менее, в отличие от кризиса идентичности, это состояние означает, что человек еще не определился с идентичностью и не работает над ее формированием. Согласно Джеймсу Марсии, распространение идентичности является одной из фаз формирования идентичности в подростковом возрасте (Marcia, 1980). Люди, проходящие через диффузию идентичности, могут испытывать трудности с укреплением своего чувства идентичности и цели. Более того, из-за отсутствия приверженности они могут казаться немотивированными или замкнутыми (Schmeck et al., 2013). Они также могут колебаться, принимая решения для себя или высказывая какое-либо мнение. Например, на вопрос о том, какой музыкальный жанр ему нравится, человек с диффузной идентичностью может ответить, что он мало что знает о музыке и слушает все, что играет по радио. Точно так же, когда их спрашивают о том, какой предмет им нравится или какая карьера им нравится, они могут сказать, что еще не думали об этом. Хотя диффузия идентичности обычно наблюдается во время взросления и не является пожизненной фазой, у некоторых людей она может сохраняться во взрослом возрасте. Эта настойчивость может быть результатом психологического стресса, который эти люди испытывают из-за быстро меняющихся условий жизни, которые находятся вне их контроля (Carlsson, Wangqvist & Frisen, 2016). Опять же, если вы или ваш близкий боретесь с распространением идентичности, вы можете подумать о том, чтобы поговорить со специалистом в области психического здоровья, чтобы помочь установить более сильное чувство собственного достоинства. Статьи, связанные с идентификациейХотите узнать больше? Ознакомьтесь с этими статьями:
Книги, связанные с личностьюЕсли вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.
Последние мысли об идентичностиПрочное чувство идентичности означает, что вы знаете, кто вы, что вы цените и как вы видите себя в обществе. Есть много компонентов нашей идентичности, таких как религиозная, политическая и гендерная, среди прочего, и полное знание себя необходимо, чтобы чувствовать себя интегрированным в общество. Не забудьте взять нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, какРазвивайте свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии! Каталожные номера
|