Идентичность в психологии: Идентичность как ресурс выживания //Психологическая газета

Идентичность человека (понятие, виды, примеры, проблемы)

Идентичность как понятие – это соприкосновение проблематики ряда современных наук (от философии до социологии, от психологии до культурологии и т.д.).

В целом эта категория используется в описании индивидуальной или групповой целостности и соответствия. (Идентичность как характеристика может применяться как к личности, так и группе).

Проблема идентичности в разных ее проявлениях (социальной, культурной, национальной, этнической и т.д.) возникает в поле зрения науки с начала 20 века, т.е. с наступлением современного периода истории.

Важной категориальной сущностью идентичности является то, что она не определяется как некое «свойство», которое изначально характерно личности или группе. Напротив, идентичность понимается как отношение и процесс, которым свойственно:

  • формирование,
  • трансформация,
  • закрепление
  • переопределение (изменение).

Такой процесс можно назвать идентификацией, а его результат, соответственно – формированием идентичности как определенной социальной конструкции.

Процесс идентификации неизменно включает в себя:

  • коммуникацию и взаимодействие людей или групп,
  • также обработку и усвоение ими социального опыта, появившегося в таком процессе коммуницирования.

Что такое идентификация человека?

Каждый индивид стремится к определенной упорядоченности в своей жизни. Это относится как к его личной, так и к общественной жизнедеятельности. Присутствуя в малой группе или существуя большем сообществе (стране, народе) человек пробует принять и усвоить имеющиеся там культурные, социальные и прочие нормы и ценности. Это необходимо как для его выживания, так и для социализации.

Идентичность человека (соответствие, тождественность выбранной группе):

  • обеспечивает устойчивость индивида в данной группе и его личную стабильность
  • базируется на приятии национальной, культурной, этнической, социальной самотождественности.

Идентичностью называют устойчивую мировоззренческую конструкцию, которая:

  • возникает в процессе социализации человека
  • является результатом социокультурной коммуникации
  • становится потенциалом интерпретации и применения социальных и культурных знаний.

Идентичность в таком понимании обеспечивает стабильное позиционирование личности в указанной социальной группе или сообществе и возможность продуктивного обращения с существующими нормами, социальным знанием и ценностями.

Виды и типы идентичности, подходы в ее исследовании

Акцент на необходимости внутреннего приятия долженствующих норм и ценностей — не случаен. В противном случае усвоение исключительно внешних свойств, ролей и признаков того или иного референтного сообщества будет означать приобретение человеком воображаемой идентичности.

Таким образом, идентичность может быть:

  • Подлинной
  • Мнимой

Современный мир, в отличие от традиционного и совсем недавнего – индустриального,  предоставляет человеку широкий спектр возможностей для идентификации. Групп, сообществ, а также иных социальных образований (включая мобильные и сетевые) существует в изобилии.  От более крупных (профессиональных, религиозных или политических) до менее масштабных (субкультурных или маргинальных). Тем не менее, в качестве основных видов для описания проблем идентификации современного человека используются три основные ее поля:

  • Культурное
  • Этническое
  • Национальное

Следует отметить, что современная наука не выработала пока критериев строго их разграничения, а в научном дискурсе присутствуют несколько подходов к решению проблемы:

  1. Мультикультурный (применяется, в основном, в отношении культурной идентификации)

Здесь предполагается, что существующее культурное многообразие автоматически обеспечивает множественность выбора идентичностей. Следовательно, человек как сам определяет набор своих самотождеств, так и самостоятельно выстраивает их иерархическую ценность.

  1. Биполярный (для социального отождествления)

Для исследователей данного подхода очевидно, что идентичность человека складывается из суммы всех его «тождеств». В таком случае отсутствуют даже отграничения социальной и культурной идентичности. Базой для такого подхода является «биполярная» модель, когда провозглашает существования только 2-х видов идентификации вообще:

  • Соотнесение представителя с собственной группой
  • Соотнесения представителя меньшинства с доминантной группой

В рамках это модели идентификация человека возможна только с одной из групп и исключает одновременное соотношение с двумя из них.

  1. Многоуровневый (в национальной идентификации)

При этом подходе существование разных видов идентификации отрицается вообще и признается наличие лишь одной – национальной. Определение же этой идентификации объявляется многоэтапным или многоуровневым. 

Подробнее о формах – национальной, культурной и этнической – идентичности читай тут.

Вам понравилось? Не скрывайте свою радость, поделитесь ею с миром!

Запись опубликована в рубрике Феномены современной культуры. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

ИДЕНТИЧНОСТЬ • Большая российская энциклопедия

Авторы: Д. А. Леонтьев, О. О. Савельева

ИДЕНТИ́ЧНОСТЬ (от ср.-век. лат. identi­cus – тож­де­ст­вен­ный, оди­на­ко­вый), тож­де­ст­вен­ность, оди­на­ко­вость, сов­па­де­ние че­го-ни­будь с чем-ни­будь; в со­ци­аль­но-гу­ма­ни­тар­ном зна­нии – осоз­на­ние че­ло­ве­ком са­мо­го се­бя че­рез на­бор ус­той­чивых ха­рак­те­ри­стик, от­вет на во­прос «Кто я?». И. вклю­ча­ет в се­бя пе­ре­жи­ва­ние че­ло­ве­ком сво­ей при­над­леж­но­сти к тем или иным груп­пам со­ци­аль­ным (со­ци­аль­ная И.), фор­ми­рую­щее­ся в ре­зуль­та­те иден­ти­фи­ка­ции с ни­ми в про­цес­се со­циа­ли­за­ции, а так­же пред­став­ле­ния об от­ли­чи­ях от др. ин­ди­ви­дов и групп, мо­де­лях по­ве­де­ния, цен­но­ст­ных ори­ен­ти­рах и т. п. И. яв­ля­ет­ся од­ним из центр. ас­пек­тов лич­но­ст­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния и са­мо­соз­на­ния че­ло­ве­ка, по­мо­гая ему ос­та­вать­ся са­мим со­бой в ме­няю­щих­ся си­туа­ци­ях и дос­тав­ляя кри­те­рии для оцен­ки ок­ру­жаю­ще­го ми­ра и са­мо­оцен­ки.

Не­сфор­ми­ро­ван­ность И., её рас­со­гла­со­ва­ние с опы­том ин­ди­ви­да или с пред­став­ле­ния­ми и ожи­да­ния­ми ок­ру­жаю­щих лю­дей слу­жат при­чи­ной на­ру­ше­ний со­ци­аль­ной адап­та­ции и здо­ро­вья пси­хо­ло­ги­че­ско­го. В слу­чае кри­зи­са И., её ут­ра­ты или ос­лаб­ле­ния че­ло­век стре­мит­ся най­ти но­вую И. При­чи­ной мас­со­во­го кри­зи­са И. яв­ля­ют­ся мас­штаб­ные со­ци­аль­ные транс­фор­ма­ции, ко­гда мно­же­ст­во лю­дей вы­ну­ж­де­ны за­но­во от­ве­чать на во­прос «Кто я та­кой?»; след­ст­ви­ем ут­ра­ты И. мо­гут стать от­чу­ж­де­ние, ано­мия, де­пер­со­на­ли­за­ция, мар­ги­на­ли­за­ция, ро­ле­вой кон­фликт, от­кло­няю­щее­ся по­ве­де­ние и др. Вме­сте с тем кри­зис И. мо­жет иметь и по­зи­тив­ные след­ст­вия – ов­ла­де­ние но­вы­ми на­вы­ка­ми, со­ци­аль­ны­ми ро­ля­ми и прак­ти­ка­ми и т. п. Раз­ру­ше­ние И. у кри­ти­че­ски зна­чи­мой час­ти чле­нов груп­пы при­во­дит к пре­кра­ще­нию су­ще­ст­во­ва­ния со­об­ще­ст­ва.

Од­ним из важ­ней­ших ти­пов И. в совр. ми­ре яв­ля­ет­ся гра­ж­дан­ская И., ос­но­ван­ная на при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к го­су­дар­ст­ву (стра­не) и оп­ре­де­ляю­щая его ин­те­гра­цию на мак­ро­уров­не. На­ря­ду с гра­ж­дан­ской И. су­ще­ст­ву­ют ло­каль­ная и ре­гио­наль­ная И. (се­мья, дру­зья, со­се­ди). Со­хра­ня­ют своё зна­че­ние эт­нич. И. (эт­нич­ность), кон­фес­сио­наль­ная и др. Раз­ные фор­мы И. час­то всту­па­ют в слож­ные взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду со­бой. Со­ци­аль­ная И. не­ред­ко при­ни­ма­ет ха­рак­тер про­ти­во­по­с­тав­ле­ния «на­ших» (об­раз ко­то­рых иде­а­ли­зи­ру­ет­ся) и «не на­ших» (пред­став­ле­ния о ко­то­рых кон­ст­руи­ру­ют­ся по схе­ме «об­раза вра­га»). Важ­ным ас­пек­том И. яв­ля­ет­ся ген­дер­ная И. – осоз­на­ние сво­ей при­над­леж­но­сти к муж­чи­нам или жен­щи­нам, ото­жде­ст­в­ле­ние с куль­тур­ны­ми об­раз­ца­ми мас­ку­лин­но­сти и фе­мин­но­сти (см. Ген­дер).

Про­бле­мы И. обо­ст­ри­лись в Но­вое вре­мя в свя­зи с раз­ру­ше­ни­ем тра­диц. об­ще­ст­ва и со­слов­ной сис­те­мы. Ра­ди­каль­ные со­ци­аль­ные из­ме­не­ния в 20 в. уси­ли­ли чув­ст­во раз­ры­ва с ус­то­яв­ши­ми­ся при­выч­ны­ми нор­ма­ми и пред­став­ле­ния­ми. Бур­ный рост ис­сле­до­ва­ний про­блем И. с сер. 20 в. в со­цио­ло­гии и со­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии был обу­слов­лен мно­го­числ. кон­флик­та­ми куль­тур­ной, ре­ли­ги­оз­ной, эт­ни­че­ской, на­цио­наль­ной И. раз­ных со­ци­аль­ных групп, свя­зан­ны­ми с рез­ким воз­рас­та­ни­ем со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и взаи­мо­дей­ст­вия ра­нее срав­ни­тель­но ред­ко со­при­ка­сав­ших­ся ме­ж­ду со­бой групп, а так­же с ус­ко­рив­шей­ся диф­фе­рен­циа­ци­ей со­ци­аль­ных общ­но­стей и стрем­ле­ни­ем к ав­то­но­мии ма­лых групп. В со­цио­ло­гич. кон­тек­сте по­ня­тие И. бы­ло впер­вые ис­поль­зо­ва­но Д. Рис­ме­ном («Оди­но­кая тол­па», 1950). В сим­во­лич. ин­те­рак­цио­низ­ме (Ч. Х. Ку­ли, Дж. Г. Мид, амер. со­цио­лог Э. Гофф­ман) И. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ре­зуль­тат срав­не­ния се­бя с дру­ги­ми в про­цес­се со­ци­аль­ной ком­му­ни­ка­ции. В струк­тур­ном функ­цио­на­лиз­ме (Т.  Пар­сонс) И. со­от­но­сит­ся пре­ж­де все­го с разл. ро­ля­ми со­ци­аль­ны­ми. Рос. со­цио­лог В. А. Лу­ков раз­ви­ва­ет се­мио­тич. кон­цеп­цию И., ото­ж­де­ст­в­ляя её со смыс­ла­ми и зна­ка­ми разл. куль­тур­ных те­зау­ру­сов. Осо­бую ак­ту­аль­ность ис­сле­до­ва­ние И. при­об­ре­ло в свя­зи с гло­ба­ли­за­ци­ей, по­ста­вив­шей, в ча­ст­но­сти, во­про­сы со­от­но­ше­ния И. и муль­ти­куль­ту­ра­лиз­ма, И. и то­ле­рант­но­сти.

В пси­хо­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ях в цен­т­ре вни­ма­ния ока­зы­ва­ют­ся ин­ди­ви­ду­аль­ные ме­ха­низ­мы фор­ми­ро­ва­ния и из­ме­не­ния И. Э. Эрик­сон опи­сал об­ре­те­ние И. как клю­че­вую ста­дию фор­ми­ро­ва­ния лич­но­сти, от­но­ся­щую­ся к под­ро­ст­ко­во­му и юно­ше­ско­му воз­рас­ту. Амер. пси­хо­лог Дж. Мар­сиа вы­де­лил че­ты­ре воз­мож­ных ти­па И.: «реа­ли­зо­ван­ная И.» – фор­ми­ро­ва­ние са­мо­сто­ят. пред­став­ле­ний о се­бе как итог ак­тив­но­го по­ис­ка; «мо­ра­то­рий И.» – вре­мен­ный уход от ре­ше­ния про­бле­мы И. на фо­не про­дол­жаю­ще­го­ся по­ис­ка; «диф­фуз­ная И. » – без­раз­ли­чие к про­бле­ме вы­бо­ра оп­ре­де­лён­ных мо­делей по­ве­де­ния; «пред­ре­шён­ная И.», обу­слов­лен­ная вос­при­ня­ты­ми ро­ди­тель­ски­ми ожи­да­ния­ми и сте­рео­ти­па­ми, а не са­мо­сто­ят. по­ис­ком и вы­бо­ром. Про­бле­ма И. в той или иной фор­ме при­сут­ст­ву­ет во всех осн. жиз­нен­ных кол­ли­зи­ях, по­сколь­ку лю­бой жиз­нен­ный вы­бор есть вы­бор од­но­го из ва­ри­ан­тов се­бя (С. Кьер­ке­гор). Э. Фромм обо­зна­чил два аль­тер­на­тив­ных ре­ше­ния про­бле­мы И.: че­рез ин­ди­ви­ду­аль­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние (бо­лее труд­ное и ред­кое) и че­рез при­над­леж­ность к со­ци­аль­ной груп­пе (бо­лее про­стое и рас­про­стра­нён­ное). Лич­но­ст­ная И., не сов­па­даю­щая с ожи­да­ни­я­ми и с И. ок­ру­жаю­щих, слу­жит ис­точ­ни­ком кон­флик­тов, од­на­ко оп­ре­де­ле­ние се­бя че­рез груп­по­вую при­над­леж­ность так­же про­бле­ма­тич­но в си­лу од­но­вре­мен­ной при­над­леж­но­сти ин­ди­ви­да к разл. груп­пам (про­фес­сио­наль­ной, по­ло­воз­ра­ст­ной, эт­нич., кон­фес­сио­наль­ной, со­сед­ской, до­су­го­вой и др. ), цен­но­сти и ожи­да­ния ко­то­рых мо­гут не сов­па­дать и по­ро­ж­дать кон­флик­ты. Лич­но­ст­ное са­мо­оп­ре­де­ле­ние слу­жит пред­ме­том рас­смот­ре­ния в эк­зи­стен­ци­аль­ной пси­хо­ло­гии, под­чёр­ки­ваю­щей роль соз­на­ния в ос­мыс­ле­нии ин­ди­ви­ду­аль­но­го опы­та (Дж. Бюд­жен­тал и др.), и в нар­ра­тив­ной пси­хо­ло­гии, вы­во­дя­щей И. из кон­крет­ной ис­то­рии лич­но­сти. Ха­рак­тер­ные для 20 в. бы­ст­ро­ме­няю­щие­ся ус­ло­вия жиз­ни, ус­ко­рен­ное тех­но­ло­гич. и со­ци­аль­ное об­нов­ле­ние пре­вра­ти­ли не­ус­той­чи­вость и пла­стич­ность И. в за­ко­но­мер­ное и ес­теств. яв­ле­ние; всё боль­шее рас­про­стра­не­ние по­лу­ча­ет идея фраг­мен­тар­но­сти и мно­же­ст­вен­но­сти иден­тич­но­сти.

Личность | Психология сегодня

Самообраз, Я-концепция

Отзыв от Psychology Today Staff

Идентичность включает в себя воспоминания, опыт, отношения и ценности, которые создают ощущение себя. Это слияние создает устойчивое ощущение того, кем человек является с течением времени, даже когда новые грани развиваются и включаются в его идентичность.

Содержимое
  • Что такое идентичность?
  • Как быть аутентичным
  • Теории идентичности

Что такое личность?

Каждый борется с экзистенциальными вопросами, такими как «Кто я?» и «Кем я хочу быть в будущем?» Одной из причин может быть то, что ответ такой сложный.

Идентичность включает в себя многие отношения, которые люди развивают, такие как их идентичность как ребенка, друга, партнера и родителя. Он включает в себя внешние характеристики, над которыми человек практически не имеет контроля, например, рост, раса или социально-экономический класс. Идентичность также включает в себя политические взгляды, моральные установки и религиозные убеждения, которые определяют выбор, который человек делает ежедневно.

Люди, которые чрезмерно озабочены тем, какое впечатление они производят, или которые чувствуют, что их основной аспект, такой как пол или сексуальность, не выражается, могут остро бороться со своей идентичностью. Размышление о несоответствии между тем, кем человек является и кем он хочет быть, может стать мощным катализатором перемен.

Что определяет личность?

Идентичность включает в себя ценности людей, которые определяют выбор, который они делают. Личность включает в себя несколько ролей, таких как мать, учитель и гражданин США, и каждая роль содержит смысл и ожидания, которые интернализованы в идентичность человека. Идентичность продолжает развиваться на протяжении всей жизни человека.

Как формируется личность?

Почему я себя не понимаю?

Целью каждого человека является взращивание ценностей и выбор, соответствующий его истинному «я». Некоторые усваивают ценности своей семьи или культуры, даже если они не совпадают со своим истинным «я». Этот конфликт может вызвать неудовлетворенность и неуверенность. Размышление о своих ценностях может вызвать перемены и сделать жизнь более полноценной.

Что такое кризис идентичности?

Идея кризиса идентичности возникла у психолога Эрика Эриксона, который выделил восемь стадий кризиса и развития, концепция, позже расширенная другими. Хотя это и не клинический термин, кризис идентичности относится к столкновению с проблемой самоощущения, которая может быть связана с политикой, религией, выбором карьеры или гендерными ролями.

Почему мой подросток так сильно изменился?

Подростковый возраст — это время, когда дети развивают подлинное чувство себя, отличного от своих родителей, чтобы стать независимыми взрослыми. Экспериментирование — важная часть процесса: по мере того, как подростки примеряют разные образы — с точки зрения друзей, увлечений, внешности, пола и сексуальности, — они начинают понимать, кто они и кем хотят быть.

Как идентичность влияет на отношения?

Черты идентичности могут подчеркивать сходства или различия между людьми — по признаку расы, пола или профессии — которые могут либо объединять, либо разделять. Люди, считающие себя членами более крупной всеобъемлющей группы, как правило, имеют более тесную связь с другими людьми, животными и природой.

Как быть аутентичным

Жажда аутентичности ведет нас в любом возрасте и в любом аспекте жизни. Это побуждает нас исследовать работу, отношения, игры и молитвы. Подростки и двадцатилетние пробуют друзей, моду, хобби, работу, любовников, места и условия жизни, чтобы увидеть, что подходит, а что «просто не мне». Люди среднего возраста углубляют приверженность карьере, сообществу, вере и семье, которые соответствуют их представлениям о себе, или чувствуют себя в ловушке существования, которое кажется им не своим. Пожилые люди относятся к своему жизненному выбору с сожалением или удовлетворением, в основном в зависимости от того, были ли они «верны» себе.

Подлинность также является краеугольным камнем психического здоровья. Это коррелирует со многими аспектами психологического благополучия, включая жизнеспособность, самооценку и способность справляться с трудностями. Действия в соответствии со своим внутренним «я» — черта, называемая самоопределением, — оценивается некоторыми экспертами как одна из трех основных психологических потребностей, наряду с компетентностью и чувством принадлежности.

Как жить по-настоящему?

Каждый подсознательно усваивает условности и ожидания, которые диктуют, как, по их мнению, они должны думать или вести себя. Решение проверить или оспорить эти предположения, даже несмотря на то, что это сложно, является первым шагом к более аутентичной жизни. Этот набор из 20 шагов может помочь вам в этом процессе.

Как найти баланс между подлинностью и соответствием?

Может возникнуть противоречие между тем, чтобы быть полностью самим собой и успешно действовать в отношениях и карьере. Никто не должен быть полностью лживым или полностью откровенным; Руководящий принцип для достижения баланса заключается в том, что, пока вас не заставляют действовать вразрез со своими ценностями или личностью, может быть оправдан небольшой самоконтроль.

Как я могу оставаться верным себе в отношениях?

Отношения могут оказаться под угрозой, когда существует разрыв между свободным самовыражением и учетом чувств партнера. Шкала «Аутентичность в отношениях», которая измеряет этот конструкт с помощью таких утверждений, как «Я полностью осознаю, когда настаивать на себе, а когда идти на компромисс», может инициировать обсуждение и помочь парам обрести здоровый баланс.

Как изменилась личность благодаря социальным сетям?

По мере того, как большая часть мира перешла в онлайн, возникли несоответствия между виртуальным «я» и реальным «я». С течением времени люди могут все более и более тщательно культивировать свой онлайн-аватар, а виртуальное «я» может влиять на восприятие реального «я». Поэтому может быть полезно задуматься о том, действительно ли виртуальное «я» является подлинным.

Теории личности

Одна из самых устойчивых теорий развития была предложена психологом Эриком Эриксоном. Эриксон разделил жизненный цикл на восемь стадий, каждая из которых содержала конфликт, разрешение которого приводило к развитию личности. Конфликт, возникающий в подростковом возрасте, Эриксон считал, что это «идентичность против смешения ролей».

Подростки борются со многими различными аспектами идентичности, от выбора карьеры до культивирования моральных и политических убеждений и становления другом или партнером. Путаница ролей связана с неспособностью придерживаться одного пути. Затем подростки проходят через период экспериментов, прежде чем брать на себя обязательства, примирять части своей идентичности и вступать во взрослую жизнь.

Формирование личности наиболее остро происходит в подростковом возрасте, но этот процесс не останавливается и после подросткового возраста. Взяв на себя новую роль, например, стать родителем, самоопределение может стать процессом на всю жизнь.

По мере того, как человек становится старше, общая тенденция заключается в достижении идентичности. Но серьезные жизненные потрясения, такие как развод, выход на пенсию или смерть любимого человека, часто заставляют людей исследовать и переопределять свою идентичность.

Как Фрейд понимал идентичность?

Согласно психоаналитической схеме Фрейда, разум состоит из Ид, движимого инстинктом и желанием, Суперэго, движимого моралью и ценностями, и Эго, которое смягчает их и создает идентичность. Многие функции способствуют функционированию эго, включая понимание, свободу воли, эмпатию и цель.

Как Эрик Эриксон понял личность?

Эрик Эриксон предложил теорию развития, основанную на разных стадиях жизни. Он также ввел термин «эго-идентичность», который он понимал как устойчивое и постоянное ощущение того, кем является человек. Эго-идентичность помогает объединить все различные версии себя (родительское «я», карьерное «я», сексуальное «я») в единое целое, так что в случае бедствия сохраняется устойчивое ощущение себя.

Что такое теория социальной идентичности?

Социальный психолог Анри Таджфель провел новаторское исследование предрассудков, показав, что люди отдают предпочтение тем, кто принадлежит к их собственным группам, даже если эти группы определяются случайным образом, например, предпочтениями людей в отношении произведений искусства. Это исследование легло в основу теории социальной идентичности, согласно которой самооценка частично зависит от принадлежности к группе, которая обеспечивает гордость и социальную идентичность.

Основные материалы для чтения

Последние сообщения

Определение личности

— IResearchNet

Понятие идентичности было определено как интернализованная психическая система, которая объединяет внутреннюю сущность человека и внешний социальный мир в единое целое. Интеграция личного «я» и социального внешнего мира рассматривается как процесс развития, который, согласно Эрику Эриксону, требует от человека синтеза фрагментов детских идентификаций в единую структуру в позднем подростковом возрасте и в раннем взрослом возрасте. Формирование идентичности долгое время рассматривалось таким образом; однако представление о том, что люди синтезируют фрагменты детских идентификаций в единую структуру в подростковом возрасте, может больше не быть адекватной моделью для полного понимания развития идентичности. Многие исследователи и теоретики теперь утверждают, что традиционные теории развития идентичности не полностью объясняют развитие индивидуальной группы или социальной идентичности, такой как пол, этническая принадлежность, класс и сексуальная ориентация. Заметная критика основополагающих теорий развития идентичности заключается в том, что они были построены на основе традиционной евроцентрической индивидуалистической культуры. Следовательно, традиционные теории могут быть неприменимы к женщинам, небелым европейским расовым/этническим группам и коллективистским культурам, чьи семейные системы, культурные нормы и вехи развития могут отличаться от традиционных европоцентристских культурных моделей. Именно в этот момент психологи начали рассматривать элементы личной идентичности, а также социально-политические и культурные силы, влияющие на идентичность.

Большая часть исследований по изучению идентичности была сосредоточена на чертах или динамике, которые считаются универсальными для всех людей (например, самооценка, интроверсия-экстраверсия и уровни тревожности) независимо от расы, культуры, пола, сексуальной ориентации или сорт. На этом уровне исследователи и клиницисты рассматривают человеческий опыт как похожий, например, опыт старения, преодоление жизненного стресса и межличностные отношения. Однако степень, в которой любая из этих черт и динамики может быть высокой или низкой, заметной, усиленной или приглушенной, зависит от социально-демографических категорий, таких как культура, класс, пол, этническая принадлежность или сексуальная ориентация.

Все люди должны объединять когнитивные, эмоциональные и социальные факторы, чтобы создать свое ощущение себя. Хотя процесс интеграции для многих людей одинаков, теория Эриксона не учитывает различий, с которыми люди могут столкнуться при интеграции нескольких идентичностей на основе демографических категорий (например, пола, расы, сексуальной ориентации, физических возможностей). Уникальные черты и характеристики человека, семейная динамика, культурные и этнические нормы, убеждения и взгляды, а также опыт угнетения в значительной степени способствуют развитию его внутреннего «я» и социального внешнего мира. Эти факторы могут либо препятствовать, либо способствовать развитию процесса исследования, решения и приверженности, необходимых для выражения и заметности своей идентичности. Поскольку область психологии включает более широкое понимание идентичности, многие исследователи и теоретики пришли к выводу, что люди являются культурными существами и по-разному влияют на различные аспекты личной идентичности и контекстуальные факторы. Взаимосвязь между психологическими и социокультурными силами в жизни людей расширила представления о том, как люди развивают осознание и принятие себя по отношению к себе, другим, своему месту и определению в обществе, а также членству (ам) в социальных группах. .

Социальная и групповая идентичность

Теория социальной идентичности Анри Тайфеля представляет собой интеграцию социально-психологических теорий, описывающих процесс, посредством которого люди идентифицируют себя с соответствующими социальными группами. Люди классифицируют себя и классифицируются другими с точки зрения социальных референтных групп, которые часто служат для поддержания общих взглядов, убеждений и ценностей, общих для инсайдеров. Чувство «принадлежности» является важным аспектом самоощущения каждого человека. Социальные группы помогают создать систему взглядов, которая способствует определению места и определения человека в обществе. Развитие личности отвечает на вопрос «Кто я?» тогда как социальная идентичность отвечает на вопрос «Кто я по сравнению с другими?» Последний вопрос весьма актуален для недоминантных членов группы, которые часто сталкиваются с проблемами общественного угнетения, дискриминации и маргинализации, связанными с их групповой идентичностью. Принимая во внимание эти факторы, исследование идентичности может включать в себя потребность осознавать, оценивать и идентифицировать себя с соответствующими социальными группами (например, пол, раса/этническая принадлежность, сексуальная ориентация, класс, религия), испытывая при этом угнетение и маргинализация, связанная с принадлежностью к этим соответствующим группам. Идентификация с социальной группой, которая негативно воспринимается обществом, наполнена когнитивными и аффективными проблемами, которые необходимо обсудить и интегрировать с собой. Следовательно, интеграция внутреннего и внешнего восприятия себя становится сложным процессом, потенциально включающим позитивное восприятие себя на личностном уровне, но также и необходимость согласования негативного восприятия себя как члена соответствующей социальной группы. Приверженность и решение в отношении интегрированного «я», как это предлагают традиционные теоретики идентичности, могут поэтому стать более сложными и трудными.

Модели развития идентичности

За последние 20 лет модели развития идентичности появились в основном из-за интереса к мультикультурному консультированию. Было разработано несколько моделей для описания расовой идентичности, феминистской и женственной идентичности, идентичности геев и лесбиянок, межрасовой идентичности и мировоззрения социального класса. Модели идентичности обеспечивают концептуальную основу для описания психологической и социокультурной принадлежности и связи с соответствующими социальными группами. Обычно каждая модель описывает продвижение через ряд стадий или эго-статусов от непринятия/неосознания к самопринятию/осознанию конкретной социальной группы. Каждый статус эго включает в себя различные задачи развития, которые необходимо решить для успешного перехода к следующему статусу. Некоторые модели фокусируются на влиянии «измов» (например, расизма, сексизма, гетеросексизма) как факторов, способствующих принятию или неприятию соответствующей социальной идентичности. Например, модели расовой идентичности Джанет Хелмс описывают процесс развития, посредством которого члены соответствующих социальных групп должны преодолеть внутренний расизм, чтобы достичь самоутверждающейся расовой групповой идентичности. Общее предположение теории Хелмса и других теорий развития социальной идентичности заключается в том, что если человек может принять установки, поведение и убеждения, связанные с его или ее социальной идентичностью, его или ее психологическое благополучие будет положительным.

Это описание процесса развития идентичности является очень общей темой, встречающейся во многих моделях развития идентичности, и его не следует интерпретировать как единый процесс для всех членов соответствующей социальной группы или между социальными группами. Опыт «измов» интернализуется по-разному от человека к человеку и от группы к группе и должен быть изучен как с этической, так и с эмической точек зрения. Развитие идентичности включает в себя процесс интеграции когнитивного, эмоционального и социального опыта человека с аспектами его или ее внутреннего «я» (например, личностными чертами, тревогой, самооценкой, интроверсией-экстраверсией).

До недавнего времени модели идентичности были сосредоточены на отдельных социальных идентичностях. Исследователи и теоретики утверждают, что модели единой идентичности неадекватны для описания и понимания множественной социальной идентичности людей с этой точки зрения. Многие люди являются членами более чем одной социальной группы. Например, цветные женщины идентифицируют себя как женщины и как члены расовой группы. Кроме того, оба членства помещают этих людей в маргинализированные, недоминирующие группы. Учитывая, что большинство моделей и теорий идентичности сосредоточены на одной идентичности, они часто опускают опыт, связанный с конвергенцией нескольких идентичностей в одном человеке. Принадлежность к перекрывающимся социальным идентичностям может также распространяться на переживание и усвоение многочисленных форм и слоев угнетения. Психологические и социокультурные факторы влияют на развитие социальной идентичности человека и, таким образом, влияют на то, как человек интегрирует эти идентичности для построения конгруэнтного целого.

Люди являются культурными существами, и все аспекты личности человека взаимосвязаны (включая расу, пол, класс, сексуальную ориентацию). Развитие личности человека включает в себя интеграцию когнитивного, эмоционального и социального опыта, связанного с его или ее социальной идентичностью, с аспектами его или ее внутреннего я (например, черты личности, тревога, самооценка, интроверсия-экстраверсия). Социокультурный контекст человека служит фильтром, через который когнитивный, эмоциональный и социальный опыт его или ее социального внешнего мира интегрируется с аспектами его или ее личного «я», чтобы построить конгруэнтное целое. Этот сложный процесс интеграции особенно заметен для людей, которые являются членами недоминирующих групп.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts