Поведение это в психологии: Поведение – Гуманитарный портал

§ 2. Поведение человека как психологическое понятие

Что собой представляет поведение в психологии? Поведение – родовой термин, охватывающий действия, деятельность, реакции, движения, процессы, операции и пр., т.е. любая измеряемая реакция организма. Реакцией в психологии принято называть ответное действие организма, вызываемое каким-либо раздражителем. Обычно все движения и поступки возникают в ответ на какие-нибудь импульсы, толчки, которые мы называем причиной того или иного поступка.

Поведение – одна из форм реализации личности человека в повседневной жизни. Поведение – комплекс ответных реакций, обусловленных действием внешних условий существования на организм; это совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу. Под поведением понимаются внешние проявления психической деятельности. Понятие «деятельность» значительно шире понятия «поведение» и включает его как составную часть. В этом отношении поведение противопоставляется сознанию как совокупности внутренних, субъективно переживаемых процессов. Иначе, факты поведения и факты сознания разводятся по методу их выявления. Поведение происходит во внешнем мире и обнаруживается внешним наблюдением, а процессы сознания протекают во внутреннем мире субъекта и обнаруживаются самонаблюдением.

К фактам поведения относятся:

1. Все внешние проявления физиологических процессов, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей – поза, мимика, интонация и пр.

2. Отдельные движения и жесты.

3. Действия как более как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл.

4. Поступки – еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.

Согласно С.Л. Рубинштейну, поведение – особая форма деятельности.

Она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, в основе которых – социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма которой – труд, а атрибут – общение. Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом которых он является; от норм групповых, ценностных ориентаций, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях, она выражается в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения. Главное в поведении – отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения – поступок.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, к себе самому, группе или обществу, к природе в целом. В поступках проявляется и формируется личность человека. Реализации поступка предшествует внутренний план действий, в котором представлено сознательно выработанное намерение, имеется прогноз ожидаемого результата и последствий для окружающих лиц и общества в целом. Поступок может быть выражен действием или бездействием, позицией, высказанной в словах, отношением к чему-либо, оформленным в виде места, взгляда тона речи, смыслового подтекста, в действии направленном на преодоление физических препятствий и поиск истины. При оценке поступка необходимо учитывать систему социальных норм, принятых в данном социуме. Для поступка важен нравственный смысл действия, само действие следует рассматривать как способ осуществления поступка в конкретной ситуации. Поступок – состояние или действие, но всякое состояние или действие становится поступком только при условии, если оно рассматривается во взаимосвязи с порождающими его целями, мотивами и намерениями личности.

Действие в свое время выражается как произвольная преднамеренная опосредованная активность, направленная на достижение осознаваемой цели. Главная структурная единица деятельности. В каждом действии выделяются его ориентировочная, исполнительная и контрольная части. По способу функционирования действия являются произвольным и преднамеренным. По степени включенности эмоционально-волевых компонентов различаются действия волевые и импульсивные. В отечественной психологии представления о действии как специфической единице человеческой деятельности введено С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым.

Понятие действие как единица анализа и предмета исследования используется при изучении действий перцептивных, исполнительных, мнемических, умственных и т.д. Характеризуя понятие действие можно выделить четыре момента:

  1. Действие включает как необходимый компонент акт сознания в виде постановки и удержания цели; но этот акт не замкнут в самом себе, а раскрывается в действии.

  2. Действие одновременно акт поведения, но внешне движения рассматриваются в неразрывном единстве с сознанием, ведь движение без цели – скорее несостоявшееся поведение, чем его истинная сущность

  3. Через понятие действие утверждается принцип активности, противопоставляемый принципу реактивности; в субъекте предполагается активное начало в форме цели.

  4. Понятие действие «выводит» деятельность человека в предметный и социальный мир, либо цель действия может быть не только чисто биологической, но и социальной.

Деятельность или поведение организма, обладающего психикой, включает психические компоненты. Изменение психических компонентов деятельности, изменение взаимоотношений со средой, изменяет условия деятельности, а обусловленное этим изменением деятельность влечет за собой в ходе развития и механизмов этой деятельности, в частности и мозга. Учет этих психологических компонентов является необходимым условием раскрытия закономерностей поведения. Психологические компоненты делятся на три класса: психические процессы, психические состояния и психические свойства личности.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т.е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков. В свою очередь, психические процессы могут быть разделены на три группы: познавательные, эмоциональные и волевые. К познавательным психическим процессам относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Наряду с познавательными психическими процессами в качестве самостоятельных выделяют эмоциональные психические процессы. В рамках этой группы психических процессов рассматривают такие психические явления, как аффекты, эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс. Если определенное событие или явление вызывает у человека положительные эмоции. То это благоприятно сказывается на его деятельности или состоянии, и наоборот, отрицательные эмоции повышают и затрудняют деятельность и ухудшают состояние человека. Тем не менее, бывают и исключения.

Например, событие, вызвавшее отрицательные эмоции, повышает активность человека, стимулирует его к преодолению возникших преград и препятствий. Подобная реакция свидетельствует о том, что для формирования поведения человека существенны не только эмоциональные, но и волевые психические процессы, которые наиболее ярко проявляются в ситуациях, связанных с принятием решений, преодолением трудностей, управлением своим поведением и др. Иногда определят как самостоятельную еще одну группу психических процессов – неосознаваемые процессы. В нее входят те процессы, которые протекают или осуществляются вне контроля со стороны сознания. Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой и выступают в качестве первичных факторов формирования психических состояний человека.

Психические состояния характеризуют состояние психики в целом. Они, как и психические процессы, имеют свою динамику, которая характеризуется длительностью, направленностью, устойчивостью и интенсивностью. В тоже время психические состояния влияют на течение и результат психических процессов и могут способствовать или тормозить деятельность. К психическим состояниям относят такие явления, как подъем, угнетенность, страх, бодрость, уныние. Следует отметить, что психические состояния могут быть чрезвычайно сложными явлениями, имеющими объективную и субъективную обусловленность, но характерной для них общей способностью является динамичность. Исключение составляют психические состояния, обусловленные доминирующими характеристиками личности, в том числе патохарактерологическими особенностями. Подобные состояния могут быть весьма устойчивыми психическими явлениями, характеризующими личность человека.

Психические свойства личности характеризуются большей устойчивостью и большим постоянством. Под психическими свойствами личности принято понимать наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и качественный уровень деятельности Ии поведения человека. К психическим свойствам относят направленность, темперамент, способности и характер. Уровень развития этих свойств, а также особенность развития психических процессов и преобладающие психические состояния определяют неповторимость человека.

Термин «мотивация поведения» используется то в более узком, то в более широком смысле слова. В узком смысле слова – это мотивация конкретных форм поведения человека. В широко смысле слова под мотивацией поведения подразумевают совокупность тех психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом. Мотив выступает для человека достаточно ясно или в ходе приготовления к действию, или в процессе его совершения, или уже ретроспективно. На него действует возникшая система, которая соответствующим образом не только направляет наше конкретное восприятие (что мы примечаем в каких-либо условиях, на что обращаем внимание, что специально выделяем). Человек совершает то или другое действие потому, что он поставил перед собой какую-то более общую или более конкретную цель. Однако, не всякая цель, которая может возникнуть перед человеком, становится тем, что заставляет его совершать действие. Перед мысленным взором человека возникают различные цели, достаточно привлекательные и заманчивые, однако далеко не каждая из них становится для него действительной целью. Лишь какая-то из целей в данный момент приобретает для человека притягательную силу, становится тем, что на определенный отрезок жизни организует его психическую жизнь, его размышления, направляет его помыслы. Это происходит потому, что в этом случае появляется достаточно сильное внутреннее основание в самом человек, чтобы устремиться к действию; возникает достаточно сильное побуждение, которое и приводит его к поступку. Так мотив становится компонентом в той цепи последовательных психических актов, которые завершаются определенным действием. При этом речь идет о действиях, которые имеют осознанно целенаправленный характер. Действие, имеющее направленный характер, характеризуется тем, что человек может отдать себе отчет в том, почему он так поступает. Иначе говоря, он в более или менее ясной форме осознает, почему он действует таким образом, т.е. он осознает мотив своего поступка. Когда мы говорим, что мотив поступка может осознаваться отчетливо не столько в ходе самого действия, а ретроспективно, то подразумеваем случаи, когда действие совершалось по невольному порыву, по неодолимому стремлению. Обычно только после совершения такого действия человек уясняет более детально сам для себя, в чем заключается порыв, каков был мотив его поступка.

Многое в поведении мотивируется бессознательным, работающим через сеть защитных механизмов, символических маскировок и психосексуальных порывов. Сознательное действие – это не действие, которое сопровождается сознанием, а которое помимо своего объективного обнаружения имеет еще субъективное выражение.

это что такое, как наука возникла, кратко и понятно

Люди по-разному реагируют на воздействие раздражителей. Один человек в определенной ситуации поведет себя по спланированному сценарию, другой по спонтанному. Чтобы предугадывать действия людей, нужно понять, что такое поведение в психологии, уметь замечать закономерности.

Понятие

Поведение — образ взаимодействия с окружающей средой, который индивидуален для каждого человека. Благодаря особенностям поведения индивид может менять действия под влиянием различных раздражителей, внешних факторов.

С помощью поведения животные избегают негативное воздействия изменяющихся факторов окружающей среды. Для многоклеточных организмов характерно управление поведением через нервную систему.

История и последователи учения

Психология, как наука о поведении, возникла сотни лет назад. О ней начали говорить еще античные исследователи. Отдельным направлением психологической науки, которое начало заниматься изучение поведения, является бихевиоризм. Это наука, цель которой — изучение особенностей поведения животных, людей. Его последователи уверены, что поведение строится на рефлексах.

Основные последователи бихевиоризма:

  • Б. Ф. Скиннер;
  • Джон Уотсон;
  • Фред Келлер;
  • Сидней Бижу.
  • Владимир Бехтерев;
  • Кларк Халл;
  • Дональд Байер;
  • Нил Миллер;
  • Жак Фреско;
  • Эдвард Торндайк.

Главный недостаток бихевиоризма в том, что его последователи не признавали высших эмоций, влияния области бессознательного на изменение реакции на различные раздражители.

Классификация

Поведение можно разделить на две больших группы:

  • врожденное — к нему относятся основные инстинкты, действия, которые малыш смог выучить в первые часы после рождения;
  • выученное — развивается на протяжении жизни, формируется благодаря различным методика обучения, воспитания.

Симонов выделял отдельную классификацию врожденного поведения:

  • рефлексы саморазвития;
  • ролевые — проявляются при взаимодействии с другими людьми;
  • витальные — рефлекс экономии сил, регуляции сна.

Ролевое поведение

Изучение индивида при первом знакомстве

Чтобы понять, как будет меняться поведение индивида, нужно обратить внимание на разные факторы. Первое знакомство может предоставить много правдивой информации об индивиде.

Внешний вид

Сначала нужно посмотреть на одежду индивида. По ней можно определить вкусы, настроение, достаток. Особенности:

  1. Если мужчина надел дорогую одежду, но она неопрятная, скорее всего он материалист, который ищет красивую спутницу.
  2. Женщина с яркой косметикой, большим количеством драгоценных украшений пытается привлечь внимание. Для нее в приоритете не чувства, а материальные ценности.
  3. Люди, которые одеваются скромно, но их одежда выглажена, чиста — пунктуальные личности, которые любят работать, ценят заботу, любовь.

Также нужно уделить внимание обуви. Для умного, образованного, пунктуального человека характерна чистая, ухоженная обувь.

Поступки

Поступки — это главный фактор, по которому нужно судить об индивиде. Индивид может говорить что угодно, но то как он поступает, особенно в мелочах, говорит о его натуре. Например, девушке будет приятно видеть, как парень распахивает перед ней двери, помогает нести сумку или пакеты, подает руку выходя из транспорта или машины. Чтобы произвести впечатление на девушку при первой встрече, парню нужно подобрать интересное место для свидания, подарить ей цветы, сделать несколько комплиментов. Для первой встречи этих манипуляций достаточно, чтобы произвести положительное впечатление.

Движения рук и рукопожатия

Узнать личность поможет рукопожатие. Этот жест имеет множество расшифровок, зависимо от положения, движения рук. Расшифровка:

  1. Если при рукопожатии собеседник удерживает руку под прямым углом, а локоть плотно прижимает к корпусу, он считает, что уже слишком многое сделал для Вас, просто встретившись. У него бесполезно что-то просить.
  2. Если при приветствии собеседник прижимает руку к телу, тем самым вынуждая тянутся к нему — собеседник ценит только свое мнение, будет говорить больше о себе.
  3. Собеседник далеко вытягивает руку, чтобы поздороваться. Этого говорит о том, что ему нужна поддержка. Такими людьми можно манипулировать, они поступают аналогично своим кумирам. Стараются постоянно кому-то подражать.
  4. Индивид сразу протягивает руку. Этого может говорить о том, что человек экстраверт, старается не задерживать собеседника без повода.
  5. При рукопожатии индивид протягивает только кончики пальцев. Это значит, что перед вами весьма скользкий тип, который будет расхваливать себя на словах, но на деле все окажется враньем.

Крепкие рукопожатия, которые заставляют вас пытаться избавиться от захвата, исходят от людей, которые хотят навредить окружающим, ищут конфликтные ситуации или желают их создать.

Люди, которые выполняют рукопожатия двумя руками одновременно, пытаются показать свою дружелюбность, но это вранье.

Поза и мимика

Также внимание нужно уделить позе, мимике индивида. Расшифровка:

  • руки за спиной, голова поднята вверх — высокомерие, гордость;
  • руки на бедрах, корпус вытянут вперед – уверенность в своих силах;
  • индивид опирается руками о стол — собеседник не может наладить контакт с партнером;
  • голова наклонена в сторону — проявление интереса.
  • голова наклонена вниз — собеседник отрицательно относится к высказываниям;
  • субъект сидит на кончике стула — опасение;
  • руки скрещены на груди – скептическая защита.

Расшифровка мимики:

  • частая улыбка — собеседник хочет одобрения;
  • при улыбке нижние веки не поднимаются — отсутствие искренности;
  • улыбка с поднятыми бровями — субъект готов подчиняться;
  • кривая улыбка — собеседник испытывает повышенную нервозность, которую не может скрыть;
  • сморщен нос, выдвинута нижняя губа — отвращение к чему-либо.

По мимике, позе можно узнать о собеседнике много подробностей.

Интонация и слова

Слова и интонация могут многое сказать о воспитании человека, его поведении в обществе. При любом проявлении грубости, повышении тона нужно перестать общаться с собеседником, поскольку это может привести к развитию конфликтной ситуации.

Как по жестам определить, что человек лжет?

Психологи выделяют ряд движений, жестов, которые могут сказать о том, что собеседник лжет:

  1. Субъект делает шаг назад. Такое движение указывает на то, что при ответе собеседник ощущает повышенный дискомфорт. Поэтому он пытается увеличить дистанцию.
  2. Скрещенный руки. Этот жест нельзя однозначно приравнивать к тому, что индивид лжет. Он может указывать на обман или возрастающий дискомфорт, защитную стойку.
  3. Поворот в какую-либо сторону. Это движение символизирует то же самое, что и шаг назад. Смысл заключается в увеличении дистанции.
  4. Если при ответе собеседник прячет руки в карманы, значит он отвечает не искренне.
  5. Субъект закрывает лицо. Это один из признаков обмана.
  6. Любые оговорки указывают на то, что индивид не верит в то что он говорит.
  7. Длительная пауза. Если собеседник может ответить правду, он сделает это быстро. Любое промедление говорит о том, что субъекту нужно время для придумывания ответа.
  8. После вопроса начинает бегать взгляд.
  9. Взгляд длительный уставленный в одну точку.
  10. Сжатые губы.

Чаще подобные факторы проявляются комплексно.

Психологи изучают особенности поведения несколько сотен лет. Полученные данные позволяют предугадывать действия человека в какой-либо ситуации, отличать правдивые ответы от лжи.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»

Что говорят мои ученики

«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».


Джессика Т.
Студент социальных наук

«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».


Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент

«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».


Кристин С.
Молодежная студентка

«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».


Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент

Пройдите курс по написанию эссе

Как показано в

The Economist

Readers Digest

Times Высшее образование

Журнал eLearn

Просмотр сайта


Академическое письмо Навыки

Поиск


Советы по учебе в колледже

Поиск


Тематические учебные пособия

Поиск


Поиск учебных пособий

Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению

Как написать введение, которое поразит вашего учителя

Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.

Как избежать прокрастинации во время учебы

Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.

Как начать эссе (если не знаешь, что написать)

Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.

Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)

Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.

Моя идеальная формула структуры абзаца

Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.

Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.

Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.

Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки

Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.

Как отредактировать сочинение, чтобы получить на 13% более высокие оценки

Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts