Понятие идентификации личности в психологии
Определение слова идентификация в психологии связано с психическим процессом, при котором человек прибегает к отождествлению себя с другими людьми. Идентифицировать себя личность может для психологической защиты или для того, чтобы быстро адаптироваться в обществе. Процесс идентификации активно используют в психотерапии при борьбе с комплексами.
Определение идентификации
Идентификационный процесс является вполне нормальным явлением, при котором индивид всячески пытается приобрести новый опыт, чтобы в дальнейшем двигаться по самостоятельному пути развития. Человек всегда будет следовать идеалам и преодолевать сложности. Социальной идентификацией являются способы социализации человека в обществе с помощью принятия общественных норм и ценностей.
Идентификация личности происходит в бессознательном, при просмотре художественного фильма или же при прочтении романа. При просмотре кинокартины или прочтении какой-либо истории индивид испытывает сильные ощущения, переживая за героя, поэтому на подсознательном уровне он старается перевоплотиться в самого героя. В связи с этим поведение личности может иметь характеристику поведения героев книги. Так, к примеру, некоторые дети перенимают доброту и храбрость персонажей из детских книг, а девочки-подростки являются очень женственными и начинают вести себя, будто они леди из подросткового романа.
Уподобление персонажу книги может произойти лишь в случае, когда литература, как и сам персонаж запали в душу читателю. Если же при прочтении книги подросток не испытывает никакой радости, а иногда чтение происходит по принуждению, то ожидать, что он переймет какие-то качества, глупо.
В повседневном общении идентификация происходит также на бессознательном уровне. Человек хочет быть похожим на своего знакомого, близкого или же более успешного коллегу по работе. Идентификация происходит, когда человек отнес себя к определенному обществу.
Структура и виды идентификации
Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация происходит в том случае, когда человек, ощущая свою слабость, хочет перенести качества сильных людей на себя. Тем не менее, объектом подражания могут стать только люди, близкие по духу. Например, врач для врача. Очень важным является и наличие сильной стороны, которую бы хотел иметь в своем арсенале индивид. Структура идентификации выглядит следующим образом:
- Сразу появляется эмоциональная связь с человеком, качества которого хотелось бы перенять.
- Восприятие другого человека как самого себя и перенос себя в мир этой личности.
- Постановка себя на место другого с определенными желаниями и чувствами.
Первая личная идентификация происходит еще в младенчестве, когда, глядя в зеркало в 8 месяцев, малыш начинает как-то сопоставлять отражение с собой. Вид в зеркале вызывает у малыша неподдельный интерес, и он старается повторить все за отражением, изучая свое тело. Начиная с двух лет, все дети ведут себя возле зеркала как взрослые люди.
В раннем детском возрасте происходит повторная идентификация, и малыш начинает повторять поведение близких людей. У ребенка происходит осознание, что он с мамой или папой — два разных объекта, которые существуют отдельно. В попытке идентифицировать поведение взрослых ребенок действует неосознанно. Если мама отмечает у ребенка плохое настроение, то, скорее всего, ей необходимо начать с самой себя. Если мама не будет корректировать свое эмоциональное состояние, это может привести к тому, что подобные эмоции так и закрепятся у малыша на долгое время.
Идентификация, связанная с ситуациями, часто проявляется в детских играх. Например, когда девочка играет в куклы, она копирует поведение близкого человека, с которым у них присутствует тесная эмоциональная связь.
Коллективная идентификация происходит, когда ребенок или взрослый оказывается в групповой среде. Правила и цели группы индивид воспринимает как свои собственные. При этом ценности, принятые личностью ранее, могут существенно видоизмениться.
Положительные и негативные стороны идентификации
Когда человек предпринимает попытки быть на кого-то похожим, усваивая общепринятые правила, данное явление считается абсолютно нормальным. Этот процесс берет свое начало с раннего детства и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Идентификация дарит личности ощущение единения с другим человеком и эмпатии. Личность может перевоплотиться и перенести на себя его обстоятельства.
Идентификация может способствовать или препятствовать реализации личности, в зависимости от определенного периода. Самым простым примером может стать компания достаточно агрессивных парней. Если в подростковом возрасте принадлежность к такой компании делает индивида более популярным и бесстрашным, то в возрасте подобные компании могут принести массу неприятностей.
К негативным свойствам идентификации можно отнести представление о каком-то человеке, как о продолжении собственной личности. Подобное проявление часто встречается у влюбленных пар и мам с новорожденными детьми, когда они не могут понять факт, что они не являются единым целым. Так, например, если матери не удалось в свое время достичь хороших результатов в спорте, то на подсознательном уровне она будет делать что угодно, лишь бы дочь посвятила этому свою жизнь. В данном случае стоит помнить, что каждая личность является неповторимой и особенной.
Огромную роль в жизни человека играет его идентификация. Именно поэтому неправильно говорить о том, что общество и родительское воспитание являются основополагающими в формировании личности.
Саморазвитие способствует идентификации личности. Попробуйте пройти курсы Викиум, которые способствуют познанию себя и улучшению собственных способностей. Начать можно с курса «Развитие мышления».
Идентификация (психология) | это… Что такое Идентификация (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация.
Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.
Содержание
|
Описание
Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.
Как защитный механизм
Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.
Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.
Как адаптивный процесс
Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]
Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]
Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]
Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).
Литература
- Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
- Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
- Фрейд, Зигмунд. «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). — Азбука, 2008. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-292-8
Примечания
- ↑ 1 2 3 Яндекс-словарь
- ↑ Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
- ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.
Объяснения > Поведение > Копинг > Идентификация Описание | Пример | Обсуждение | И что?
ОписаниеИдентификация происходит, когда человек меняет видимые грани своего личности так, что они кажутся более похожими на других людей. Этот процесс может быть копировать конкретных людей, или это может быть изменение на идеализированный прототип. Обычно это происходит как подсознательный процесс, а не более сознательное подражание, хотя эти процессы могут протекать вместе, так как человек сознательно, а также подсознательно хочет быть похожим на другого человека. Области идентификации могут включать внешние элементы, такие как одежда и прически (которые могут быть выбраны без сознательного осознания влияния действующие), а также внутренние факторы, такие как убеждения, ценности и отношения. ПримерДевушка одевается так же, как ее друзья, потому что ей нравится эта одежда. осознанное желание быть похожими на них. Человек на собрании принимает подобное язык тела к их руководителя и придерживаются той же точки зрения. На вечеринке встречаются два человека, и каждый находит другого очень привлекательным. Между они оба корректируют свои взгляды и позы, чтобы быть более похожими на одного еще один. ОбсуждениеИдентификация с другим человеком имеет ряд преимуществ. Становясь другого человека», я эффективно убегаю от себя и своих бед. Если я верю, что человека, чтобы быть выше меня, я одновременно избегаю своей неполноценности и больше двигаюсь к мой идеал. Таким образом, отождествление помогает сохранить эго, скрывая недостатки. Говорят, что «Подражание — самая искренняя форма лести» и определение с другим человеком, скорее всего, сделает меня более привлекательным, а не только с точки зрения лести, но и потому, что мы обычно доверяйте людям, которые похожи на нас. Верно и обратное, и я буду стараться избегать убеждений, ценностей, тела язык и одежда людей, которые мне не нравятся. Обратите внимание на то, как другие ведут себя так же, как вы, или соглашаются с вашей точкой зрения. Возможно, они действительно согласны с вами. Может быть и потому, что они отождествляя себя с вами в одном и, следовательно, следуя за вами в других. Это, из конечно, может быть, что вы пытаетесь достичь. Они также могут ложно идентифицировать себя с вами, конечно, чтобы попытаться заставить вас идентифицировать себя с ними … В терапевтических ситуациях идентификация может быть вредной, если человек либо избегая серьезных личных проблем, либо где идентификация, которую они принимают наносит вред себе или другим. В таких случаях может потребоваться принести человек вернуться к себе, чтобы обнаружить и устранить первопричины проблема. См. такжеИспользование языка тела, Принцип выравнивания, Идеализация |
Идентификация — Без предмета — Энциклопедия психоанализа
Французский: идентификация |
Зигмунд Фрейд
Человеческая субъективность
В работе Фрейда термин «идентификация» обозначает процесс, посредством которого один субъект принимает в качестве своих собственных один или несколько атрибутов другого субъекта.
В своих более поздних работах, когда Фрейд развил идею о том, что эго и суперэго конструируются на основе ряда идентификаций, понятие идентификации в конечном итоге стало обозначать «саму операцию, посредством которой конституируется человеческий субъект». [1]
Психоаналитическая теория
Таким образом, это понятие имеет центральное значение в психоаналитической теории.
Однако это также концепция, которая поднимает важные теоретические проблемы.
Одной из важнейших из этих проблем, над которой боролся сам Фрейд, является трудность установления точного соотношения между идентификацией и объектной любовью.
Жак Лакан
Концепция идентификации занимает столь же важное место в творчестве Лакана.
Образ
Лакан уделяет особое внимание роли образа, определяя идентификацию как «трансформацию, происходящую в субъекте, когда он принимает образ». [2]
«Принять» образ — значит узнать себя в образе и присвоить образ себе.
Воображаемое и символическое
С самого начала своей работы Лакан проводит различие между воображаемой и символической идентификацией.
Воображаемая идентификация
Воображаемая идентификация — это механизм, с помощью которого эго создается на стадии зеркала; оно принадлежит абсолютно воображаемому порядку.
Когда человеческий младенец видит свое отражение в зеркале, он отождествляет себя с этим изображением.
Агрессивность и отчуждение
Конституирование эго посредством идентификации с чем-то, что находится вне (и даже против) субъекта, — это то, что «структурирует субъекта как соперника самому себе» [3] и, таким образом, включает в себя агрессивность и отчуждение.
Идеальное Эго
Стадия зеркала представляет собой «первичную идентификацию» и порождает идеальное Эго.
Символическая идентификация
Символическая идентификация – это идентификация с отцом на последней стадии Эдипова комплекса, дающая начало формированию Я-идеала.
Эго-идеал
Именно посредством этой вторичной идентификации субъект выходит за пределы агрессивности, присущей первичной идентификации, [4] и, таким образом, можно сказать, что он представляет собой определенную «либидинальную нормализацию». [5]
Хотя эта идентификация называется «символической», она все же является «вторичной идентификацией» [6] , созданной по образцу первичной идентификации и, таким образом, как и всякая идентификация, является частью воображаемого; он называется «символическим» только потому, что представляет собой завершение перехода субъекта в символический порядок.
Развитие термина
Идеи Лакана о природе символической идентификации претерпевают сложные изменения в ходе его творчества.
В 1948 году он видит это в терминах «интроекции имаго родителя того же пола», [7] , тогда как к 1958 году он перешел к рассмотрению этого в терминах идентификации с настоящим отцом в третий период Эдипова комплекса.
Типы идентификации
В 1961 году Лакан продолжает описывать символическую идентификацию как идентификацию с означающим.
Он находит поддержку этой идеи в перечне трех типов идентификации, который Фрейд представляет в седьмой главе «Групповой психологии и анализа Эго». [8]
В первых двух типах идентификации (с объектом любви или с соперником) субъект часто может выражать идентификацию чисто и просто, развивая симптом, идентичный симптому, который испытывает человек, с которым он идентифицирует.
В таких случаях «идентификация является частичной и крайне ограниченной и заимствует только одну черту [nur einen einzigen Zug] у человека, который является ее объектом». [9]
«Единая черта»
Эта «[[идентификация|единственная черта» (по-французски черта unaire — которую в английских переводах Лакана переводят как «непрерывная линия», «единая черта» или «единая черта») Лакан использует для быть изначальным символическим термином, интроецируемым для создания эго-идеала.
Хотя эта черта может возникнуть как знак, она становится означающим при включении в систему означающих (S8, 413-14).
В 1964 году Лакан связывает единственную черту с первым означающим (S1) и сравнивает его с зарубкой, которую первобытный человек делал на палке, чтобы обозначить, что он убил одно животное. [10]
Конец анализа
Лакан решительно выступает против тех авторов, которые утверждают, что идентификация с аналитиком является концом анализа; напротив, Лакан настаивает не только на том, что «пересечение плоскости идентификации возможно», [11] , но также и на том, что это является необходимым условием истинного психоанализа.
Таким образом, конец анализа понимается Лаканом как лишение субъекта, момент, когда идентификации субъекта ставятся под сомнение таким образом, что эти идентификации больше не могут поддерживаться так же, как прежде.
Идентификация с Симптомом
Однако, хотя конец анализа как раз и не является вопросом идентификации с аналитиком, Лакан утверждает, что можно говорить об идентификации в конце анализа в другом смысле: идентификации с симптомом .
См. также
|
|
|
|
|
- ↑ Лапланш, Жан и Понтали, Жан-Бертран. Язык психоанализа , пер. Дональд Николсон-Смит, Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа, 1973 [1967]. п. 206
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 2
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 22
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка .