Понятие идентификации личности в психологии
Определение слова идентификация в психологии связано с психическим процессом, при котором человек прибегает к отождествлению себя с другими людьми. Идентифицировать себя личность может для психологической защиты или для того, чтобы быстро адаптироваться в обществе. Процесс идентификации активно используют в психотерапии при борьбе с комплексами.
Определение идентификации
Идентификационный процесс является вполне нормальным явлением, при котором индивид всячески пытается приобрести новый опыт, чтобы в дальнейшем двигаться по самостоятельному пути развития. Человек всегда будет следовать идеалам и преодолевать сложности. Социальной идентификацией являются способы социализации человека в обществе с помощью принятия общественных норм и ценностей.
Идентификация личности происходит в бессознательном, при просмотре художественного фильма или же при прочтении романа. При просмотре кинокартины или прочтении какой-либо истории индивид испытывает сильные ощущения, переживая за героя, поэтому на подсознательном уровне он старается перевоплотиться в самого героя. В связи с этим поведение личности может иметь характеристику поведения героев книги. Так, к примеру, некоторые дети перенимают доброту и храбрость персонажей из детских книг, а девочки-подростки являются очень женственными и начинают вести себя, будто они леди из подросткового романа.
Уподобление персонажу книги может произойти лишь в случае, когда литература, как и сам персонаж запали в душу читателю. Если же при прочтении книги подросток не испытывает никакой радости, а иногда чтение происходит по принуждению, то ожидать, что он переймет какие-то качества, глупо.
В повседневном общении идентификация происходит также на бессознательном уровне. Человек хочет быть похожим на своего знакомого, близкого или же более успешного коллегу по работе. Идентификация происходит, когда человек отнес себя к определенному обществу.
Структура и виды идентификации
Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация происходит в том случае, когда человек, ощущая свою слабость, хочет перенести качества сильных людей на себя. Тем не менее, объектом подражания могут стать только люди, близкие по духу. Например, врач для врача. Очень важным является и наличие сильной стороны, которую бы хотел иметь в своем арсенале индивид. Структура идентификации выглядит следующим образом:
- Сразу появляется эмоциональная связь с человеком, качества которого хотелось бы перенять.
- Восприятие другого человека как самого себя и перенос себя в мир этой личности.
- Постановка себя на место другого с определенными желаниями и чувствами.
Первая личная идентификация происходит еще в младенчестве, когда, глядя в зеркало в 8 месяцев, малыш начинает как-то сопоставлять отражение с собой. Вид в зеркале вызывает у малыша неподдельный интерес, и он старается повторить все за отражением, изучая свое тело. Начиная с двух лет, все дети ведут себя возле зеркала как взрослые люди.
В раннем детском возрасте происходит повторная идентификация, и малыш начинает повторять поведение близких людей. У ребенка происходит осознание, что он с мамой или папой — два разных объекта, которые существуют отдельно. В попытке идентифицировать поведение взрослых ребенок действует неосознанно. Если мама отмечает у ребенка плохое настроение, то, скорее всего, ей необходимо начать с самой себя. Если мама не будет корректировать свое эмоциональное состояние, это может привести к тому, что подобные эмоции так и закрепятся у малыша на долгое время.
Идентификация, связанная с ситуациями, часто проявляется в детских играх. Например, когда девочка играет в куклы, она копирует поведение близкого человека, с которым у них присутствует тесная эмоциональная связь.
Коллективная идентификация происходит, когда ребенок или взрослый оказывается в групповой среде. Правила и цели группы индивид воспринимает как свои собственные. При этом ценности, принятые личностью ранее, могут существенно видоизмениться.
Положительные и негативные стороны идентификации
Когда человек предпринимает попытки быть на кого-то похожим, усваивая общепринятые правила, данное явление считается абсолютно нормальным. Этот процесс берет свое начало с раннего детства и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Идентификация дарит личности ощущение единения с другим человеком и эмпатии. Личность может перевоплотиться и перенести на себя его обстоятельства.
Идентификация может способствовать или препятствовать реализации личности, в зависимости от определенного периода. Самым простым примером может стать компания достаточно агрессивных парней. Если в подростковом возрасте принадлежность к такой компании делает индивида более популярным и бесстрашным, то в возрасте подобные компании могут принести массу неприятностей.
К негативным свойствам идентификации можно отнести представление о каком-то человеке, как о продолжении собственной личности. Подобное проявление часто встречается у влюбленных пар и мам с новорожденными детьми, когда они не могут понять факт, что они не являются единым целым. Так, например, если матери не удалось в свое время достичь хороших результатов в спорте, то на подсознательном уровне она будет делать что угодно, лишь бы дочь посвятила этому свою жизнь. В данном случае стоит помнить, что каждая личность является неповторимой и особенной.
Огромную роль в жизни человека играет его идентификация. Именно поэтому неправильно говорить о том, что общество и родительское воспитание являются основополагающими в формировании личности.
Саморазвитие способствует идентификации личности. Попробуйте пройти курсы Викиум, которые способствуют познанию себя и улучшению собственных способностей. Начать можно с курса «Развитие мышления».
Идентификация (психология) | это… Что такое Идентификация (психология)?
У этого термина существуют и другие значения, см. Идентификация.
Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.
Содержание
|
Описание
Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и поддаётся субъективному контролю.
Как защитный механизм
Защитная форма идентификации — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих детей. С одной стороны идентифицируясь с ними, родитель как бы приписывает себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому обычно добавляется проекция на ребёнка собственных желаний, целей и потребностей. Подобное отношение к другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.
Кроме того, такой процесс как «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией агрессора[2], может быть частично осознан и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.
Как адаптивный процесс
Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]
Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее обратный эффект.[3]
Сознательная и бессознательная идентификация может давать возможность «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что способствует глубокому его пониманию.[1]
Идентификация также лежит в основе формирования идентичности (концепция Эрика Эриксона).
Литература
- Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с. — ISBN 3-596-42001-6
- Мак-Вильямс, Нэнси. Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе = Psychoanalytic diagnosis: Understanding personality structure in the clinical process. — Москва: Класс, 1998. — 480 с. — ISBN 5-86375-098-7
- Фрейд, Зигмунд. «Я» и «Оно» = Das Ich und das Es (1923). — Азбука, 2008. — 288 с. — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-292-8
Примечания
- ↑ 1 2 3 Яндекс-словарь
- ↑ Зигмунд Фрейд, «„Я“ и „Оно“», 1923
- ↑ Ненси Мак-Вильямс, «Психоаналитическая диагностика: Понимание структуры личности в клиническом процессе», изд. «Класс», 1998.
Роль идентификации в динамической психиатрии и психотерапии
Отчеты о клинических случаях
. 2011 Осень; 39 (3): 539-61. doi: 10.1521/jaap.2011.39.3.539.Ричард Б. Корради 1
принадлежность
- 1 Медицинский факультет Университета Кейс Вестерн Резерв, Кливленд, Огайо, США. [email protected]
- PMID: 211
- DOI: 10.1521/jaap.2011.39.3.539
Отчеты о делах
Ричард Б. Корради. J Am Acad Psychoanal Dyn Psychiatry. 2011 Осень.
. 2011 Осень; 39 (3): 539-61. doi: 10. 1521/jaap.2011.39.3.539.Автор
Ричард Б. Корради 1
принадлежность
- 1 Медицинский факультет Университета Кейс Вестерн Резерв, Кливленд, Огайо, США. [email protected]
- PMID: 211
- DOI: 10.1521/jaap.2011.39.3.539
Абстрактный
Идентификация — психический процесс, в ходе которого человек приобретает черты другого, — понятие, важное для понимания человеческой природы. Он играет важную роль в развитии нашей личности, в нашей способности справляться с жизненными стрессами и в том, как мы взаимодействуем с другими людьми. Знание ее проявлений необходимо для динамической психиатрии и ее применения в психотерапии. В этой статье определяется идентификация и рассматривается ее роль в развитии и в качестве защиты. Обсуждается его роль в психопатологии расстройств, часто встречающихся в психотерапевтической практике, — депрессивных и тревожных состояний, реагирующих на жизненные потери, пограничных состояний. Клинические виньетки иллюстрируют, как функционирует идентификация в этих условиях, а также как идентификации проявляются в переносе и используются в психотерапии. Учебная виньетка иллюстрирует, насколько важно, чтобы резиденты, изучающие искусство психотерапии, оценили терапевтический потенциал идентификации. В статье утверждается, что, хотя идентификация с терапевтом часто остается незамеченной, она является одним из наиболее эффективных терапевтических приемов в переносе.
Похожие статьи
- Оценка трех методов лечения пограничного расстройства личности: многоволновое исследование.
Кларкин Дж.Ф., Леви К.Н., Ленценвегер М.Ф., Кернберг О.Ф. Кларкин Дж. Ф. и соавт. Am J Психиатрия. 2007 г., июнь; 164 (6): 922-8. doi: 10.1176/ajp.2007.164.6.922. Am J Психиатрия. 2007. PMID: 17541052 Клиническое испытание.
- Опосредующая роль понимания для долгосрочных улучшений в психодинамической терапии.
Йоханссон П., Хёгленд П., Ульберг Р., Амло С., Марбл А., Бёгвальд К.П., Сёрбю О., Сьяастад М.С., Хейердал О. Йоханссон П. и соавт. J Consult Clin Psychol. 2010 июнь; 78 (3): 438-48. doi: 10.1037/a0019245. J Consult Clin Psychol. 2010. PMID: 20515219 Клиническое испытание.
- Интерпретативный процесс в психоаналитической психотерапии пограничной патологии личности.
Калигор Э., Даймонд Д.
- Заметки о контрпереносе в пограничных состояниях.
Мейснер ВВ. Мейснер ВВ. Int J Psychoanal Psychother. 1982–1983; 9:89–124. Int J Psychoanal Psychother. 1982. PMID: 6759438 Обзор.
- Интерпретация переноса в лечении пациентов с пограничным расстройством личности.
Хига Дж.К., Гедо П.М. Хига Дж.К. и др. Булл Меннингер Клин. 2012 Лето; 76(3):195-210. doi: 10.1521/bumc.2012.76.3.195. Булл Меннингер Клин. 2012. PMID: 22988898 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
- 9 0103
Идентификация — Без предмета — Энциклопедия психоанализа
Французский: идентификация |
Зигмунд Фрейд
Человеческая субъективность
В работе Фрейда термин «идентификация» обозначает процесс, посредством которого один субъект принимает в качестве своих собственных один или несколько атрибутов другого субъекта.
В своих более поздних работах, когда Фрейд развил идею о том, что эго и суперэго конструируются на основе ряда идентификаций, понятие идентификации в конечном итоге стало обозначать «саму операцию, посредством которой конституируется человеческий субъект».
Психоаналитическая теория
Таким образом, это понятие имеет центральное значение в психоаналитической теории.
Однако это также концепция, которая поднимает важные теоретические проблемы.
Одной из наиболее важных из этих проблем, над которой боролся сам Фрейд, является трудность установления точной связи между идентификацией и объектной любовью.
Жак Лакан
Концепция идентификации занимает столь же важное место в творчестве Лакана.
Образ
Лакан уделяет особое внимание роли образа, определяя идентификацию как «трансформацию, происходящую в субъекте, когда он принимает образ». [2]
«Принять» образ — значит узнать себя в образе и присвоить образ себе.
Воображаемое и символическое
С самого начала своей работы Лакан проводит различие между воображаемой и символической идентификацией.
Воображаемая идентификация
Воображаемая идентификация — это механизм, с помощью которого эго создается на стадии зеркала; оно принадлежит абсолютно воображаемому порядку.
Когда человеческий младенец видит свое отражение в зеркале, он отождествляет себя с этим изображением.
Агрессивность и отчуждение
Конституирование эго посредством идентификации с чем-то, что находится вне (и даже против) субъекта, — это то, что «структурирует субъекта как соперника самому себе» [3] и, таким образом, включает в себя агрессивность и отчуждение.
Идеальное Эго
Стадия зеркала представляет собой «первичную идентификацию» и порождает идеальное Эго.
Символическая идентификация
Символическая идентификация – это идентификация с отцом на последней стадии Эдипова комплекса, которая приводит к формированию Я-идеала.
Эго-идеал
Именно посредством этой вторичной идентификации субъект преодолевает агрессивность, присущую первичной идентификации, [4] и, таким образом, можно сказать, что он представляет собой определенную «либидинальную нормализацию». [5]
Хотя эта идентификация называется «символической», она все же является «вторичной идентификацией» [6] , созданной по образцу первичной идентификации и, таким образом, как всякая идентификация, причастна к воображаемому; он называется «символическим» только потому, что представляет собой завершение перехода субъекта в символический порядок.
Развитие термина
Идеи Лакана о природе символической идентификации претерпевают сложные изменения в ходе его творчества.
В 1948 г. он видит это в терминах «интроекции имаго родителя того же пола», [7] , тогда как к 1958 г. он перешел к рассмотрению этого в терминах идентификации с настоящим отцом в третий период Эдипова комплекса.
Типы идентификации
В 1961 году Лакан продолжает описывать символическую идентификацию как идентификацию с означающим.
Он находит поддержку этой идеи в перечне трех типов идентификации, который Фрейд представляет в седьмой главе «Групповой психологии и анализа Эго». [8]
В первых двух типах идентификации (с объектом любви или с соперником) субъект часто может выражать идентификацию чисто и просто, развивая симптом, идентичный симптому, который испытывает человек, с которым он идентифицирует.
В таких случаях «идентификация является частичной и крайне ограниченной и заимствует только одну черту [nur einen einzigen Zug] у человека, который является ее объектом». [9]
«Единый признак»
Эта «[[идентификация|единственная черта» (по-французски trait unaire — которую в английских переводах Лакана переводят как «непрерывная линия», «один штрих» или «единая черта») Лакан использует для быть изначальным символическим термином, интроецируемым для создания эго-идеала.
Хотя эта черта может возникнуть как знак, она становится означающим, когда включается в систему означающих (S8, 413-14).
В 1964 году Лакан связывает единственную черту с первым означающим (S1) и сравнивает его с зарубкой, которую первобытный человек делал на палке, чтобы обозначить, что он убил одно животное. [10]
Конец анализа
Лакан решительно выступает против тех авторов, которые утверждают, что идентификация с аналитиком является концом анализа; напротив, Лакан настаивает не только на том, что «пересечение плоскости идентификации возможно», [11] , но также и на том, что это является необходимым условием истинного психоанализа.
Таким образом, конец анализа понимается Лаканом как лишение субъекта, момент, когда идентификации субъекта ставятся под сомнение таким образом, что эти идентификации больше не могут поддерживаться так же, как раньше.
Идентификация с симптомом
Однако, в то время как конец анализа точно не является вопросом идентификации с аналитиком, Лакан утверждает, что можно говорить об идентификации в конце анализа в другом смысле: идентификации с симптомом .
См. также
|
|
|
|
|
- ↑ Лапланш, Жан и Понтали, Жан-Бертран. Язык психоанализа , пер. Дональд Николсон-Смит, Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа, 1973 [1967]. п. 206
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 2
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка . Транс. Алан Шеридан. Лондон: Тавистокские публикации, 1977. с. 22
- ↑ Лакан, Жак. Сочинения: Подборка .