Игры и упражнения для индивидуальных занятий с гиперактивным ребенком
Прежде чем направлять гиперактивного ребенка в группу для коллективных игровых занятий, желательно провести несколько индивидуальных, тренировочных занятий с детьми. В этомособенно нуждаются дети рас торможенные, заторможенные, чрезмерно застенчивые и дети с плохой координацией движений. При проведении индивидуальных занятий можно использовать следующие игры и упражнения.
1. Игры для развития произвольности:
Игра «Да» и «нет» не говори» (3-5 мин).
Инструкция: родитель (психолог) говорит ребенку: «Сейчас мы с тобой
поиграем, я буду задавать вопросы. Отвечая, ты не должен употреблять слова «да» и «нет».
Поочередно задаются следующие вопросы:
— Ты сейчас дома?
— Тебе 6 лет?
— Ты учишься в школе?
— Ты любишь смотреть мультфильмы?
— Кошки умеют лаять?
— Яблоки растут на елке?
— Сейчас ночь? И т. п.
Если ребенок при ответе употребляет «да» или «нет», необходимо повторять вопрос. В ходе игры ребенку можно предложить ответить на 1 -3 вопроса.
Игра «Летает — не летает» (3-5 мин).
Инструкция: родитель (психолог) говорит ребенку: «Сейчас я буду называть разные слова, а ты будешь поднимать руки вверх только тогда, когда я буду произносить название предмета, который может летать. Провоцируя ребенка, родитель(психолог) поднимает руки вверх при произнесении каждого слова. Примерные слова: корзина, самолет, пуговица, чашка, муха, полка, воробей, одеяло, стол, тетрадь, крокодил, птица, окно, журавль, заяц, телевизор, соловей, котенок, курица.
Игра «Съедобное-несъедобное» (5-7 мин).
Инструкция: родитель (психолог) берет мяч и встает напротив ребенка (расстояние-5 шагов). Называя какой-либо предмет, родитель (психолог) бросает мяч ребенку. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, несъедобного — отталкивает. При правильном выполнении задания ребенок делает шаг вперед. Когда ребенок дойдет до родителя (психолога), он становится ведущим. Затем игра повторяется
Игра «Запретное движение» (5мин).
Инструкция: родитель (психолог) говорит: «Я буду показывать различные движения, а ты будешь повторять все эти движения, кроме одного».
Сначала родитель (психолог) показывает разные движения, например, руки — вверх, в стороны и др. Ребенок повторяет их. Затем родитель (психолог) называет и показывает «запретное» движение. Например, подпрыгивание на одной ножке, которое ребенок не должен повторять. Дается сигнал к началу игры. Ребенок повторяет все движения родителя (психолога), кроме «запретного». Ошибки, которые совершает ребенок, обычно вызывают бурные эмоциональные реакции, смех, но прекращать при этом игру не следует.
Игра «Запретное слово» (5мин).
Инструкция: ребенок вслед за родителем (психологом) повторяет все слова, кроме одного, которое «назначили запретным». Вместо этого слова он может, например, хлопнуть в ладоши;
Игра «Море волнуется» (10 мин).
Инструкция: дети (ребенок) бегают по залу, изображая руками движения волн. Родитель (психолог) говорит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура -замри!»
Дети (ребенок) должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «отомри». Родитель (психолог) ходит по залу, рассматривает «морские фигуры», хвалит детей (ребенка) за необычность, красоту фигуры, за неподвижность и т.д.
2. Для развития внимания и памяти:
Игра «Что исчезло?» (5мин).
Инструкция: родитель (психолог) ставит на стол 10 игрушек. Ребенок рассматривает их и закрывает глаза.
Родитель (психолог) убирает одну игрушку. Ребенок открывает глаза и определяет, «что исчезло».
Игра «Что изменилось?» (5мин).
Эта игра похожа на предыдущую, только игрушки не убирают, а меняют местами.
Игра «Слушай хлопки» (7мин).
Инструкция: родитель (психолог) договаривается с ребенком, что если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка — стоять на одной ноге (как аист), три хлопка -прыгать (как лягушка).
Игра «Игрушку рассмотри, а потом ее опиши» (7мин).
Инструкция: родитель (психолог) показывает ребенку игрушку (на несколько секунд), затем прячет ее, ребенок описывает игрушку так, как ее запомнил.
Игра «Волшебный мешочек» (5 — 7мин).
Ребенок рассматривает 7-8 мелких игрушек. Затем родитель (психолог) незаметно для ребенка кладет одну из игрушек в матерчатый мешочек и говорит: «Потрогай мешочек и догадайся, что в нем лежит». Ребенок ощупывает игрушку, находящуюся в мешочке, и высказывает свои предположения. Родитель (психолог) вынимает игрушку и показывает ее ребенку. Игра проводится несколько раз.
Игра «Опиши игрушку» (10 мин).
Инструкция: родитель (психолог) складывает все игрушки в мешочек. Ребенок, поочередно, достает одну игрушку и составляет о ней рассказ-описание.
При возникновении затруднений, можно задать вопросы:
— «Из чего сделана игрушка?»,
— «Какого она цвета?»,
— «Из чего она состоит (что у нее есть)?»,
— «Как с ней можно играть?»
Игра «Запомни и повтори движения» (5 — 7мин)
Инструкция: родитель (психолог) показывает три разных движения, ребенок смотрит, запоминает и повторяет их. Затем демонстрируются четыре движения.
Для развития внимания и памяти рекомендуется также работа за столом на листах: «Корректурная проба», «Лабиринты», «Соедини по порядку» и др.
3. Для развития моторики и координации движений:
Игра «Бирюльки» (5мин).
Инструкция: на столе горкой лежат мелкие игрушки или спички. Их нужно двумя пальцами брать так, чтобы не задеть остальные.
Для развития моторики и координации движений рекомендуются телесно-ориентированные игры и упражнения
Игра «Насос и мяч» (5 мин).
Инструкция: родитель (психолог) предлагает ребенку поиграть в насос и мяч. Один участников игры изображает мяч, другой — насос. Каждый выполняет движения в соответствии с полученной ролью.
«Мяч сдутый» — ребенок сидит на корточках.
«Насос надувает мяч» — ребенок делает соответствующие движения руками, сопровождая их звуками «С-с-с…».
«Мяч становится все больше» — ребенок постепенно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх.
«Насос прекращает работу» — ребенок делает вид, что выдергивает шланг.
«Мяч вновь сдувается» — ребенок медленно садится, выпускает воздух из щек, опускает руки.
Упражнение повторяется несколько раз, затем участники игры меняются ролями.
Игра «Штанга» (3 мин).
Инструкция: родитель (психолог) предлагает ребенку побывать на уроке физкультуры и представить себе, что они поднимают тяжелую штангу. Ребенок широко расставляет ноги и напрягает мышцы ног. Нагибается вперед и сжимает руки в кулаки. Медленно выпрямляется, сгибая в локтях напряженные руки, рывком поднимает воображаемую штангу, затем опускает ее вниз и расслабляет мышцы.
Игра «Клоуны» (2-3 мин).
Инструкция: родитель (психолог) предлагает ребенку по команде взрослого последовательно выполнять следующие движения: кисти рук опускаются вниз; руки сгибаются в локтях; руки расслабляются и падают вниз; туловище сгибается, голова опускается вниз; колени сгибаются, ребенок приседает на корточки.
Игра «Потягушечки» (2 мин).
Инструкция: родитель (психолог) и ребенок садятся на корточки и закрывают глаза. Взрослый говорит: «Вот мы и проснулись, сладко потянулись».
Ребенок открывает глаза, медленно встает, вытягивает руки вперед, затем поднимает их вверх, отводит за голову и поднимается на носочки.
Далее родитель (психолог) говорит: «Сладко потянулись, проснулись, улыбнулись». Ребенок встает на ступни, опускает руки вниз. Упражнение повторяется несколько раз.
Игра «Изобрази явление» (8 мин).
Инструкция: родитель (психолог) и ребенок перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, падают листья, идет дождь, образуются лужи. Взрослый показывает движения, которые соответствуют этим явлениям:
«Дует ветер» — дует, вытянув губы.
«Качаются деревья» — покачивает вытянутыми вверх руками.
«Падают листья» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.
«Идет Дождь» — выполняет мелкие движения руками сверху вниз.
«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.
Когда ребенок запомнит показанные движения, объясняются правила игры: пока звучит музыка, ребенок бегает, танцует, как только музыка прекращается, он останавливается и слушает, какое явление назовет взрослый. Ребенок должен выполнить движения, которые соответствуют данному явлению.
Игра «Надоедливая муха» (2 мин).
Инструкция: родитель (психолог) говорит: «Представь себе, что ты лежишь на пляже, солнышко тебя согревает, шевелиться не хочется. Вдруг муха прилетела и на лобик села. Чтобы прогнать муху, пошевели бровями. Муха кружится возле глаз, поморгай, попробуй прогнать муху глазами, переплетает со щеки на щеку — надувай по очереди каждую щеку, уселась на подбородок — подвигай челюстью и т. д.».
«Хождение по линии»: ребенок должен пройти по прямой линии, ставя пятку одной ноги перед носком другой и держа руки в стороны.
«Перекрестные хлопки»: взрослый и ребенок встают друг напротив друга. Сначала делается обычный хлопок, затем хлопок руками взрослого о руки ребенка, опять обычный хлопок, потом правая ладонь взрослого делает хлопок о правую ладонь ребенка, опять обычный хлопок, затем хлопок левой ладонью взрослого о левую ладонь ребенка и обычные хлопки.
Игра «Робот»
Инструкция: родитель (психолог) говорит: о том, что ребенок сейчас превратится в робота, который умеет только подчиняться командам. Ребенок замирает в стойке «смирно». Далее взрослый дает ему команды, например: «Три шага вперед, два шага направо, правую руку вперед, два шага налево, левую руку в сторону, руки опустить, стоять смирно».
Для развития моторики и координации движений рекомендуются любые пальчиковые или жестовые игры, которые у данного ребенка вызывают затруднения.
4. Для преодоления застенчивости.
Игра «Незнайка»: ребенку предлагают играть роль Незнайки. В ответ на любой вопрос, который ему задает взрослый, он должен сделать удивленное лицо, пожать плечами и сказать «Не знаю…»
Игра «Зайка испугался»: ребенок должен представить себя зайцем, который боится волка, и изобразить испуг при помощи пантомимики.
Игра «Злой волк»: ребенок при помощи пантомимики изображает злого и голодного волка.
Игра «Петушки»: ребенок при помощи пантомимики изображает храброго петушка, гордого петушка, грустного петушка, веселого петушка.
Игра «Вкусная конфета»: ребенок должен представить, что его угостили вкусной конфетой, и показать, как он разворачивает, берет в рот и медленно раскусывает ее, при этом лицо его изображает удовольствие.
5. Для активизации подкорковых структур мозга:
а) дыхательные упражнения: дыхание с задержкой на вдохе — выдохе сначала в собственном, а затем в установленном ритме.
Выполняется сидя на полу «по-турецки» или стоя на коленях, ладони кладутся на область диафрагмы, ребенок, сидя на полу «по-турецки» и поднимая руки вверх, делает вдох. При выдохе медленно наклоняется вперед, опуская руки и говоря: «Вниз»; ребенок, сидя на полу, разводит руки в стороны, сжимает все пальцы, кроме большого пальца, в кулак. При вдохе ребенок поднимает большой палец вверх, при медленном выдохе — постепенно опускает вниз и свистит; ребенок, лежа на полу, кладет ладони на живот. Делая медленные вдох и выдох животом, ребенок представляет, что в животе надувается и сдувается воздушный шарик.
б) упражнения на нормализацию мышечного тонуса:
Игра «Снеговик»: ребенку предлагают представить себя только что слепленным снеговиком — тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Но пригрело солнышко, и снеговик начал таять: сначала тает и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и лежит расслабленный, представляя, что он — лужица воды.
Игра «Семечко»: ребенок, изображая семечко, сидит на корточках, голова на коленях, руки обнимают колени.
Игра «Дерево» прорастает и превращается в дерево — ребенок приподнимает голову, затем медленно встает, выпрямляется, поднимает руки. Вдруг налетел ветер и сломал дерево — ребенок сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, голова и руки его безжизненно повисают.
Игра «Пальчики»: в положении сидя или стоя, ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно убыстряя темп. Затем опускает руки, расслабляет и встряхивает кисти рук.
Игра «Лодочка»: ребенок ложится на спину, вытягивая руки по команде, он одновременно поднимает голову, прямые ноги и руки. Поза держится максимально долго. Затем ребенок выполняет упражнение, лежа на животе.
в) упражнения на пространственную ориентацию: ребенок берет в руки мяч, и по команде психолога поднимает его вверх, опускает вниз, кладет перед собой, справа и слева от себя, кладет его под, на, за стол и т.п. Далее ребенок прыгает на двух ногах вперед, назад, влево, вправо.
Игра «Найди клад»: в комнате спрятана игрушка. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды: «Два шага вперед, один направо и т.д
Картотека игр и упражнений с гиперактивными детьми дошкольного возраста. | Картотека по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему:
Картотека игр и упражнений с гиперактивными детьми младшего дошкольного возраста
1.Упражнения из йоговской гимнастики
Цель:
- развитие произвольности и самоконтроля;
- развитие внимания и воображения;
- снятие психоэмоционального напряжения;
- развитие эмоционально- выразительных движений.
Дети ходят по кругу друг за другом и гудят, как паровозики:
« Ту-ту-у-у-у».
2. Останавливаются, встают в круг.
3. « Заводят будильник» – сжимают ладонь в кулачок, выполняют
круговые движения у солнечного сплетения: «Джик-джик-джик».
4. «Будильник зазвонил»: « З-з-з». Мы его остановим — дети слегка ударяют ладошкой по голове.
5. « Лепят личико»- проводят руками по краю лица.
6. «Лепят волосики»- нажимают подушечками пальцев на корни волос.
7. «Лепят бровки»- проводят кончиками пальцев по бровям.
8. «Лепят глазки»- трогают кончиками пальцев веки, проводят указательным пальцем вокруг глаз. Марают глазами.
9. «Лепят носики»- проводят указательным пальцем от переносицы по крыльям носа вниз.
10. «Лепят ушки»- пощипывают мочки ушей, поглаживают уши.
11. «Лепят подбородок.
12. «Рисуют носиком солнышко»- крутят головой, рисуют носиком лучики — выполняют соответствующие движения головой снизу вверх: « Жжик-жжик-жжик».
13. Произносят хором: « Я хороший, добрый, красивый», гладят себя по голове, лицу и обнимают себя обеими руками. (Автор неизвестен)
2. Упражнение «Прогулка в лесу»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания и воображения; снятие психоэмоционального напряжения; эмоционально- выразительных движений
Психолог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения психолога: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежники, ком, движутся, по ,узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болото, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр. (О.В. Хухлаева)
3. Упражнение «Слушаем и выполняем»
Цель: развитие игровой деятельности, формирование представлений об окружающем мире, умения координировать речь и движение.
Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно на 0,5 м. Звучит маршевая музыка, дети маршируют под музыку. В ходе марширования психолог произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
«Лошадки!» «Раки!» «Птицы!» «Аисты!» «Лягушки!» «Собачки!» «Курочки!» «Коровки!» |
Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом. Дети пятятся как раки (спиной). Дети бегают, раскинув руки. Стоят на одной ноге. Присесть и скакать вприсядку. Дети сгибают руки («собака служит») и лают. Дети ходят «ищут зерна» и произносят «ко-ко-ко». Дети встают на руки и ноги и мычат «му-у-у» |
О.В. Хухлаева
4. Игра «Паровозик с именем» Цель: развитие внимания, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Дети сидят на стульчиках, расположенных возле стены в один ряд. Ребенка, который первым будет изображать паровозик, выбирают с помощью считалки.
«Паровозик отправляется в путь» – ребенок встает со стульчика и медленно бежит по кругу, попеременно работая согнутыми в локтях руками и произнося «Чух – чух – чух». Сделав круг, «паровозик» останавливается возле одного из детей и произносит его имя.
Названный по имени ребенок становится «паровозиком» и встает впереди, а первый ребенок становится «вагончиком».Теперь они вдвоем «едут» по кругу со словами «Гух – гух – гух». И «подъезжая» к детям выбирают новый «паровозик».
Игра заканчивается после того, как последний из детей изобразит «паровозик».
( И.Л. Арцишевская)
5. Игра «Светофор»
Цель: развитие внимания, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. Психолог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого – «гудеть» и маршировать на месте, зеленого – продолжать движение.
По окончании упражнения психолог говорит:
А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.
Дети, изображая автомобилистов. Движутся по залу и следят за сигналами
( И.Л. Арцишевская)
6. «Слушай хлопки» Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу. (Чистякова М.И., 1990)
7. «Ловим комаров»
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: «Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в группу налетело много комаров. По команде «Начали!» вы будете ловить комаров. Вот так! Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет «ловить комаров» в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стой!» вы садитесь вот так: психолог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? «Начали!»… «Стоп!» Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!»
(Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
8. Упражнение «Танец снежинок»
Цель: развитие внимания, формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Дети входят в зал, где звучит спокойная музыка.
Психолог говорит:
Представьте, что вы снежинки, которые кружатся на ветру под музыку – медленно, спокойно, красиво. Как только музыка перестает звучать, берите за руки того, кто стоит рядом. Услышав звуки мелодии, продолжайте танцевать парами. Когда я скажу «Стоп», нужно сразу же остановиться. (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
9. Упражнение «Молекула»
Цель: развитие внимания, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
Дети бегают по комнате. При слове «молекула», которое произносит психолог, все дети собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу. (И.Л. Арцишевская)
10. Упражнение «Сидели два медведя»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания, речи и воображения; координации движений; эмоционально – выразительных движений.
Дети встают полукругом напротив психолога и повторяют за ним слова и движения.
Сидели два медведя на тоненьком суку (приседают)
Один читал газету (вытягивают руки вперед, сжимают кулачки, слегка поворачивают голову вправо и лево).
Другой месил муку (прижимают кулачки друг к другу, делают вращательные движения).
Раз ку – ку, два ку –ку, оба шлепнулись в муку(падают на ковер). (Автор неизвестен)
11. Игра «Питон кусает хвост» Цель: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка; развивать внимание, координацию движений, воображение, развивать групповую сплоченность и доверие детей друг к другу.
Дети стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок – это голова питона, последний — это кончик хвоста. Пока звучит музыка, первый играющий пытается схватить последнего — питон ловит свой хвост. Если питон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы питона назначается другой ребенок. (И.А. Арцишевская)
Картотека игр и упражнений с гиперактивными детьми старшего дошкольного возраста
1.Упражнение «Сборщики»
Цель: формирование физических качеств, сохранение и укрепление физического и психического здоровья
Масса всевозможных мелких игрушек разбросаны по полу. Участники игры разбиваются на группы по 2-3 человека и берутся за руки. По сигналу психолога двумя свободными руками каждая тройка должна собрать как можно больше предметов. После того как все предметы собраны, каждая тройка подсчитывает число имеющихся у них предметов. При сборе используется веселая, энергичная музыка. В ходе игры могут возникнуть различные конфликтные ситуации внутри одной группы или между ними, которые можно использовать для разыгрывания. (Шевцова И.В.)
2. Игра «Жмурки» (старинная игра)
Цель: сохранение и укрепление физического и психического здоровья
С помощью считалки выбирается водящий. Психолог завязывает ему глаза шарфом. Задача водящего – поймать, кого – ни будь из игроков. Пойманный ребенок становится новым водящим, игра продолжается.
3. Телесно – ориентированное упражнение «Слепой и поводырь»
Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания и воображения; эмоционально – выразительных движенийПсихолог расставляет по залу несколько стульев и разделяет детей на пары.
Один из детей, входящих в пару, будет исполнять роль слепого, другой – поводыря.
«Слепому» завязывают глаза, «поводырь» берет его за руку и ведет по залу, обходя стулья.
Затем дети меняются ролями.
Остальные дети («зрители») наблюдают за парой. (Л.И. Арцишевская)
4. « Кричалки—шепталки—молчалки
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — «кричалку» можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчанками». » (Шевцова И.В.)
5. « Менялки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого … (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. (Автор неизвестен)
6. «Броуновское движение
Цель: развитие умения распределять внимание.
Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге. (Шевченко Ю.С.)
7. « Час тишины» и «Час можно» Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
«Часы» можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). (Кряжево Н.Л.)
8. «Зеваки»
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее). (Чистякова М.И.)
9. «Колпак мой треугольный» (Старинная игра)
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а «показывают» на одно больше. В завершающем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
10. «Передай мяч» Цель: снять излишнюю двигательную активность.
Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие, стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей. (Кряжева Н.Л.)
11. «Расставь посты»
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале.
Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно. (Чистякова М.И.)
12. «Король сказал…» (Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова «Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов «Король сказал» можно добавлять и другие, например, «Пожалуйста» или «Командир приказал».
13. Упражнение «Иголка и нитка».
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Выбирается водящий из детей. Под веселую музыку, водящий играет роль иголки, а все остальные дети роль нитки. «Иголка» бегает между стульями, а «нитка» (группа детей друг за другом) за ней. (Шевцова И.В.)
14. Игра «Море волнуется».
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на сигнале.
Дети бегают по залу, изображая руками движение волн.
Психолог говорит:
Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри!
Дети должны остановиться и удерживать позу, в которой они находились до того, как прозвучала команда «Замри».
Психолог ходит по залу, рассматривает «морские фигуры, хвалит каждого ребенка за необычность или красоту фигуры, за неподвижность и т. д.
15. Игра «Цирковые артисты».
Цель: развитие произвольности и самоконтроля; внимания, речи и воображения; координации движений; эмоционально – выразительных движений.
Дети ставят стульчики вдоль стены.
Психолог с помощью ленты или веревки выкладывает на полу большой круг и говорит:
Психолог: «Представьте, что вы находитесь за кулисами и ждете своего выхода на арену (показывает на круг). Можно потихоньку переговариваться, двигаться, разминаться, репетировать свой номер. Но как только вы услышите свое имя, необходимо приготовиться и, досчитав про себя до трех, выйти на арену и кого – ни будь изобразить – жонглера, канатоходца, силача, фокусника, дрессировщика или его животных». (И.Л. Арцишевская)
Лучшие настольные игры для детей и подростков с СДВГ
1 из 11
Лучшие настольные игры для детей младшего возраста с СДВГ
Когда мы открыли Cape Fear Games в 2009 году, мы с мужем не знали, что у наших детей будет диагностирован СДВГ. Мы не знали, что настольные игры помогут нашей семье наладить прочные и значимые связи, или что вечер игр научит так многим навыкам обучения. И мы, конечно, не ожидали пандемии, которая сделает семейное время более обильным и важным, чем когда-либо.
Мы просто знали, что настольные игры могут вызвать массу смеха. Мы знали, что поиск новых игр — помимо Memory и Battleship — может быть довольно пугающим. И мы надеялись, что сможем помочь наладить семейные связи и создать сообщество в нашем родном городе Уилмингтоне, штат Северная Каролина.
Сегодня у нас, родителей детей с СДВГ, есть драгоценная коллекция любимых настольных игр, которые помогают развивать такие навыки, как рабочая память, память, внимание и стратегическое планирование. Мы обнаружили, что осуществление этих исполнительных функций в игре является дополнительным бонусом для ребенка с СДВГ, испытывающим задержки. Мы надеемся, что совместное использование нашего списка поможет вашей семье развить навыки и сохранить ценные воспоминания!
БОНУС: 10 наших лучших настольных игр для подростков с СДВГ
Примечание редактора: автор этой статьи является читателем ADDitude. Ссылки «Купить эту игру» ниже ссылаются на ее семейный бизнес, Cape Fear Games. ADDitude не получает никаких комиссий или компенсаций.
2 из 11
1. Кубики с историями Рори
Поражают воображение! Используйте несколько наборов кубиков с картинками, чтобы стать рассказчиком собственной истории, которая разворачивается с каждым броском. Выберите, насколько вы креативны или глупы, когда будете рассказывать свою историю. Обильный смех и вдохновение, проистекающие из этой игры, позволяют родителям эффективно развивать такие навыки, как построение последовательности, прогнозирование и фонематическое восприятие.
Дети с СДВГ славятся богатым воображением; Кубики историй Рори позволяют нам отпраздновать этот замечательный аспект, помогая им направить его в обучение и незабываемое семейное развлечение.
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
3 из 11
2. Ice Cool
Как можно ошибиться, водя пингвинами по трехмерному игровому полю? В этой динамичной игре на ловкость и тактическое мышление вашему «пингвину» предстоит перемещаться по доске в погоне за рыбой, пока монитор в зале работает, чтобы остановить действие. Чтобы сначала собрать всю свою рыбу, требуется сосредоточенность, концентрация и планирование, но эта игра привлечет даже самого упорного игрока своим уникальным стилем игры и привлекательным оформлением.
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
4 из 11
3. Животное за животным
Я мог (а может и играл) играть в эту игру во сне. Когда мои мальчики были в дошкольном и младшем школьном возрасте, мы довольно часто играли в эту игру с животными. Простые правила и настройка позволяют урвать минутку игрового времени в течение напряженного дня. Вооружившись деревянным кубиком и различными фигурками животных, каждый игрок соревнуется, чтобы первым сложить своих животных. Также есть гигантская версия для тех, кто ценит масштабное развлечение!
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
5 из 11
4. Catan Junior
Это отличная игра для детей от 6 до 10 лет, которая развивает ранние тактические и стратегические навыки.
С более упрощенными правилами, чем в популярной версии для взрослых, Catan Junior включает в себя пиратов, убежища и золото, чтобы создать игру, которая понравится всем.КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
6 из 11
5. Волшебный лабиринт
Играя в Волшебный лабиринт, вы переноситесь в лабиринт мастера, пытаясь собрать потерянные магические предметы быстрее, чем ваши конкуренты. Эта игра развивает память и навыки припоминания, поскольку каждый игрок старается избегать стен лабиринта. Эта игра остается для нас любимой, потому что мой сын с СДВГ и дислексией освоил ее легко и с удовольствием. Есть изображения, а не слова, направляющие игровой процесс, и игра обычно завершается примерно за 20 минут.
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
7 из 11
6. Pitch Car
Увлекательная игра для всех возрастов. Pitch Car бросает вызов вашим ловким пальцам, управляя гоночными автомобилями по трассе. Используя защитные перила и 16 деревянных досок, эта игра побуждает вашего маленького инженера творчески настраивать трассу и применять основные законы физики при планировании траектории своего гоночного автомобиля к финишу.
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
8 из 11
7. Мой первый Каркассон
Если вы знакомы с настольными играми, то вы, вероятно, слышали и любили играть в классическую игру Каркассон. (Одна из моих любимых!) Эта версия для детей в возрасте от 4 лет помогает развить пространственное мышление, а также организационные и стратегические навыки, поскольку игроки используют свои плитки, чтобы создать город Каркассон и заполнить улицы детьми, ловящими животных.
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
9 из 11
8. Не могу остановиться
Не могу остановиться — это классическая игра в кости «испытай удачу», настолько коварная, что твои дети даже не заметят, что оттачивают математические навыки в уме! Кто первым завоюет три из одиннадцати числовых столбцов как можно быстрее? Хотя правила просты, от этой игры сложно оторваться — вы просто не можете перестать играть!
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
10 из 11
9.
Нет, спасибо, зло!Отличное знакомство с ролевыми играми. Нет, спасибо, зло! поощряет авантюрные авантюры, поскольку игроки создают своих собственных персонажей и отправляются на квесты, ограниченные только их собственным воображением. Благодаря правилам, которые адаптируются к индивидуальным способностям игроков, эта игра достаточно гибкая, чтобы заслужить любовь самых разных детей и родителей. Дополнительным бонусом является то, что ваши дети используют навыки рассуждения, критического мышления и решения проблем для совместной работы!
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
10. Тако, Кот, Коза, Сыр, Пицца
Быстрая карточная игра с забавными жестами животных и хлопками по рукам (по столу, а не по брату!), простота игры доставляет удовольствие! Отличный выбор для казуальных геймеров, которые ищут что-то быстрое, удобное и веселое.
КУПИТЬ ЭТУ ИГРУ
Занятия для гиперактивных детей | Занятия для детей в помещении с СДВГ
Застряв внутри, у любого ребенка может начаться лихорадка. Но детям, которые борются с гиперактивностью или импульсивностью, может показаться, что они буквально отскакивают от стен. Вот девять занятий в помещении, которые развлекут даже самого активного ребенка.
Охота за мусором
Составьте список труднодоступных или спрятанных вещей в вашем доме и дайте его вашему ребенку. Поиск предметов может помочь телу и мозгу двигаться. Просто убедитесь, что вы соответствуете квесту с возрастом и способностями вашего ребенка. Вот несколько идей для разных возрастов:
Вариант для дошкольников: Используйте картинки, чтобы показать ребенку, что нужно попытаться найти.
Вариант для младших школьников: Составьте список вещей, которые ваш ребенок должен искать, но оставьте некоторые варианты открытыми, например, «то, чем можно рисовать».
Вариант для подростков: Используйте загадки как подсказки. Например: найдите что-нибудь, что становится более влажным, чем больше оно сохнет. (Полотенце)
Веселье с пузырчатой пленкой
Воздушно-пузырчатая пленка может вдохновить на любые виды деятельности. Раскатайте ковер из воздушно-пузырчатой пленки и дайте ребенку пройтись по «подиуму». Сделайте сетку для классиков из квадратов пузырчатой пленки. Или используйте перманентные маркеры, чтобы написать буквы на пузырьках, и посмотрите, как быстро ваш ребенок научится «сломать» алфавит. Вы даже можете позволить детям раскрасить пузырчатую пленку, а затем прижать ее сверху бумагой. Когда пузыри лопнут, у них будут впечатляющие картины с «пузырьковым принтом».
Волейбол с шариками
Эта игра не может быть проще. Надуйте воздушный шар и отметьте на земле центральную линию или «сетку» с помощью кусочка ленты. Волейбол с воздушными шарами — отличная игра для двоих или более детей, но может подойти и одному. Если вокруг никого нет, пусть ваш ребенок поиграет в обе стороны, бегая взад и вперед по линии, чтобы ударить воздушный шар, прежде чем он упадет на землю.
Вариант для подростков: Если у вас играет более одного ребенка, вы можете добавить больше воздушных шаров, чтобы усложнить игру.
Классики в прихожей
Все, что вам нужно для этой активной игры, — это немного свободного места на полу, монетка, которую можно бросить в квадраты, и малярный скотч. (Это похоже на клейкую ленту, но ее легче снять, когда вы закончите.) Используйте ленту, чтобы сделать сетку для классиков. Пусть ваш ребенок нарисует цифры в каждой коробке. Если вы оба чувствуете себя творчески, вы даже можете сделать сетку с кругами, треугольниками или ромбами вместо традиционных прямоугольников. Тогда начинай прыгать!
Словообразовательные шарады
Ваш ребенок, вероятно, замечал, что некоторые буквы на разлинованной бумаге выходят за пределы среднего пространства, а другие остаются внутри него, а некоторые опускаются ниже него. В этой игре вы переводите то, как выглядят буквы, в положение тела. Для высоких букв вы вскакиваете; для средних вы стоите на месте; и для тех, которые падают вниз, вы приседаете. Итак, для bag вы подпрыгиваете для b , стоите на месте a и приседаете для g .
Чтобы начать играть, запишите список слов. Затем по очереди выбирайте один и разыгрывайте его, чтобы увидеть, сможет ли другой человек догадаться, что это такое.
Боулинг с бутылками для воды
С пятью-десятью пустыми пластиковыми бутылками из-под воды и футбольным мячом (или другим мячом такого же размера) вы можете создать домашний боулинг в коридоре. Используйте ленту, чтобы отметить, где должна быть каждая бутылка. И, если можете, насыпьте в каждую бутылочку немного сахара, соли, песка или даже неиспользованного кошачьего туалета, чтобы они не опрокинулись слишком легко.
Вариант для подростков: Вашему ребенку может понравиться «светящийся боулинг» в темноте! Просто добавьте светящуюся палочку в каждую бутылку и выключите свет.
Твистер
Эта классическая игра — отличный способ заставить детей двигаться, помочь им развить крупную моторику и потренироваться говорить слева направо. Если у вас нет игры, вы можете использовать цветную бумагу или другие материалы, чтобы создать свою собственную сетку (описание, которое можно взять за основу, можно найти в Википедии).
Игра в снежки в помещении
Когда на улице слишком холодно, чтобы устроить настоящий бой в снежки, устройте его дома. И не беспокойтесь о необходимости убирать растаявший снег или разбитые лампы — вы можете использовать мячи Nerf, скомканные (чистые) носки или даже скомканную бумагу для своих снежков.
Определите безопасное место и решите, за какими предметами мебели можно спрятаться. Вы даже можете использовать картонные коробки для создания фортов. Тогда дерзайте! Одно предостережение: возможно, вы захотите установить ограничение по времени, чтобы не допустить перевозбуждения вашего дошкольника или первоклассника!
Танцевальная вечеринка
Не забывайте о силе музыки, которая поможет вашему ребенку сжечь дополнительную энергию. Составьте плейлист из музыки, которой будет наслаждаться вся ваша семья.