Обзор методик для оценки визуального восприятия у лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью Группа компаний ИНФРА-М — Эдиторум
Введение
Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью разных нозологических групп имеют те или иные нарушения перцептивных процессов. У лиц с нарушениями зрения (слабовидящих и слепых) ограниченно зрительное восприятие. Перцепция осуществляется за счет «слухового, кожного, двигательного и других органов восприятия»[7], причем у лиц со слепотой процесс восприятия окружающей действительности опирается на слух, а слабовидящие и лица с заболеваниями глаз используют остаточное зрение для осуществления деятельности и ориентации в пространстве. Лица с нарушениями слуха (слабослышащие и глухие) используют преимущественно зрительное и тактильное восприятие. Из-за ограниченности восприятия им сложнее представлять абстрактные образы; у них менее развито понятийное мышление по сравнению с условно здоровыми учащимися. У лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) также наблюдаются сложности с восприятием окружающей действительности, обусловленные ограничениями мобильности и отклонениями в развитии общих психических процессов и умственных функций.
При организации педагогической деятельности и психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью разных нозологических групп преподавателям и психологам в организациях высшего образования необходимо проводить скрининг процессов восприятия у данной категории студентов. Если в индивидуальной программе абилитации и реабилитации инвалида указаны условия, которые нужны студенту для эффективного обучения в учреждениях высшего образования, а также имеются сведения о виде его нарушения, то этой информации не всегда бывает достаточно для оказания психологической помощи и поддержки учащегося, организации эффективного сопровождения в ходе учебного процесса, подбора педагогических методов и технологий обучений, рекомендуемых для лиц с нарушениями данной нозологической группы. Важно выявить степень нарушения и ограничения в восприятии, памяти, внимании, протекании мыслительных процессов у конкретного студента и на основании полученных сведений выстраивать индивидуальный образовательный процесс с применением специальных образовательных технологий и тренингов ментальных способностей человека.
В связи с приведенными выше положениями актуальным направлением в психологии и педагогике инклюзивного образования является разработка методик для эффективного и надежного скрининга когнитивных способностей учащихся с ОВЗ и инвалидностью.Целью этой статьи является обзор методик для оценки возможностей функционирования и имеющихся ограничений в визуальном восприятии у лиц с ОВЗ и инвалидностью. Данные методики могут применяться в ходе психолого-педагогического обследования таких студентов в организациях высшего образования, использоваться преподавателями без специальной подготовки в ходе учебного процесса, психологами и специалистами центров инклюзивного образования для проведения скрининг-обследований перцептивных процессов и работы головного мозга. Методики для проведения скринингов других видов восприятия и ментальных способностей у лиц с ОВЗ и инвалидностью, которые авторы применяют на практике в ходе учебного процесса в Институте бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, рассмотрены в других публикациях.
Основная часть
Визуальное восприятие, как отмечает американский психолог и педагог Р. Анхейм, является «не пассивно-созерцательным актом, который ограничивается лишь репродуцированием объекта, но также сложной ментальной работой, включающей в себя и продуктивные функции сознания, приводящие к созданию визуальных моделей».[9] Таким образом, при диагностике и оценке развития зрительной перцепции, возможно, оценить общие ментальные процессы и деятельность головного мозга человека, в целом.
Визуальное восприятие, как и другие виды перцептивных процессов, обладает следующими свойствами (табл.):
предметностью, которая означает, что психические образы воспринимаемых предметов и явлений человеком сознаются именно как предметы, вынесенные за предел его самого за счет процесса объективации, т.е. отнесения сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру;
целостностью, как единством характеристики воспринятого объекта в совокупности его качеств;
структурностью, как узнаванием объектов и явлений, опирающимся на устойчивую структуру их признаков;
избирательностью, при которой из огромного количества предметов и явлений, окружающих человека, он выделяет лишь некоторые из них;
осмысленностью, как свойством причислять любой воспринимаемый объект к какому-либо классу объектов; [1]
зависимостью восприятия светлости от контраста, как увеличением или уменьшением, по сравнению с привычными, воспринимаемых цветов и оттенков объектов и их изображений, если непосредственно до этого аналогичный воспринимаемый цвет или оттенок был меньшей или большей контрастности;
последовательностью, как восприятием смысловых центров при движении глаз по объекту или его изображению;
соотносительностью, как особенностью восприятия, выражающейся в том, что все свойства одних предметов воспринимаются в сравнении с теми же свойствами других предметов. [10]
Таблица
Свойства визуального восприятия и их возможные нарушения
Свойства визуального восприятия |
Методики оценки свойств визуального восприятия |
Нарушения свойств визуального восприятия |
Предметность |
Соотношение фигуры и фона Двойственные изображения |
Невозможность выделить те или иные предметы на картине и удерживать на них внимание в продолжительный период. Сложности с восприятием двух различных образов в одной картинке. Осознаваемое увеличение или уменьшение предметов на картинках. |
Целостность |
Соотношение фигуры и фона Распознавание образов |
Нарушение восприятия целого рисунка; фокусировка внимания на отдельных предметах на нем. Фрагментарность восприятия рисунка. Восприятие отдельных пятен, вместо перцепции определенных образов. |
Структурность |
Кажущиеся фигуры |
Невозможность дополнения фигур до целой формы. Нарушение целостного восприятия всего рисунка. Возникновение зрительных иллюзий. |
Избирательность |
Двойственные изображения
Распознавание образов |
Отсутствие возможности выбора того или иного объекта для восприятия. Невозможность восприятия отдельного образа или предмета на картине. |
Константность |
Иллюзии движения Кажущиеся фигуры Иллюзии восприятия цвета и контраста Иллюзии восприятия глубины Зрительные искажения |
Нарушение восприятия размеров, расстояния, цветов, статичности объектов на рисунках. Проблемы с определением действительных образов и предметов, а также их характеристик в окружающей среде при визуальном восприятии. |
Осмысленность |
Распознавание образов Зрительные искажения |
Нарушение процесса осознания предметов и образов, изображенных на рисунке. |
Зависимость восприятия светлости от контраста |
Иллюзии восприятия цвета и контраста |
Нарушение цветоразличения и восприятия цветовых тонов объектов в зависимости от фона рисунка. |
Последовательность |
Анализ перемещения взора |
Нарушение траектории движения глаз при восприятии рисунка. Неполное восприятие объектов на картинке. |
Соотносительность |
Иллюзии восприятия размера |
Невозможность соотнесения размеров объектов на картинке, а также в окружающей среде при визуальном восприятии. |
Далее представлен обзор методик оценки визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью с учётом основных свойств восприятия и зависимостей развития этого перцептивного процесса при нарушениях в здоровье разных нозологических групп. Все методики оценки визуального восприятия приводятся из каталога «Зрительные иллюзии и феномены» [5] факультета Психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Для оценки предметности, как свойства визуального восприятия, лицам с ОВЗ и инвалидностью могут быть предложены следующие методики с двойственными изображениями: иллюзия Ястрова, иллюзия Эренштейна, картина С. Дали «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера», рисунок «Девушка и старуха» и другие (рис. 1.).
Рисунок 1 – Примеры рисунков с двойственными изображениями
a) Иллюзия Ястрова (1899) |
b) «Невольничий рынок с исчезающим бюстом Вольтера» С. Дали (1940) |
Нарушения свойства предметности при визуальном восприятии объектов на рисунках с двойственными изображениями могут означать наличие изменений в когнитивных процессах у лица с ОВЗ и инвалидностью, в частности в восприятии, внимании, сознании. Применение рисунков с двойственными изображениями позволяет произвести экспресс-обследование лиц с психофизическими нарушениями, а также использовать подобные картинки для развития и тренировки этих когнитивных процессов.
Для определения соотношения фигур, изображенных на рисунке, с его фоном в ходе скрининг-исследования лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться следующие методики: ваза Рубина, поиск предметов на рисунке (картина «Наполеон на острове Святой Елены» и др. ), визуальные мозаики и другие (рис. 2).
Рисунок 2 – Примеры рисунков для определения соотношения фигуры и фона
а) ваза Рубина (1915) |
b) «Наполеон на острове Святой Елены» |
Датский психолог Эдгар Рубин (Edgar Rubin) проводил исследования в области психологии восприятия и «в своих исследованиях изучал феномен выделения фигуры из фона, и, в частности, предложил изображение (часто называемое вазой Рубина), которое показывает, что фоном и фигурой может служить попеременно то одна, то другая часть изображения».[6] При работе с подобными изображениями человек с ОВЗ и инвалидностью сталкивается с проблемой принятия решения о выборе и удержании внимания на одном из конкурирующих объектов, для осуществления которых необходимо развитие когнитивных функций, образного и предметного мышления, визуального восприятия. Данные психические и когнитивные функции могут быть менее развиты у лиц с психоэмоциональными, зрительными и опорно-двигательными нарушениями.
Для оценки целостности, как свойства визуального восприятия, у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться методики для определения соотношения фигуры и фона (рис. 2), а также методики для распознавания объектов: картины с пятнами, рисунки со спрятанными образами и другие (рис. 3).
Рисунок 3 – Примеры рисунков с распознаванием объектов
а) Образ Иисус Христа |
b) Дональд Раст «Мечты» (Donald Rust «Dreams») |
Тесты и методики с изображениями объектов в виде пятен являются одной из проективных методик, которые применяются для оценки особенностей восприятия лиц с психическими нарушениями, в частности с шизофреническим синдромом (см. также методику «Пятна Роршаха»). Лица с этими и подобными психическими нарушениями утрачивают некоторые когнитивные способности и видят на рисунке только конкретный объект. Учащиеся с сохранными функциями психики и в нормальном психоэмоциональном состоянии видят в начале размытые пятна и некие неопределенные образы на подобных рисунках.
Для оценки структурности визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут использоваться методики с кажущимися фигурами, например, треугольник Каниша, куб Неккера, решётку Геринга и другие (рис. 4).
Рисунок 4 – Примеры методик с кажущимися фигурами
а) Треугольник Каниша |
b) Модифицированная решётка Геринга |
Методика «Треугольник Каниша» представляет рисунок с иллюзорными линиями. Как отмечает Николаева Е.И.: «Нормальная зрительная кора воспринимает его, несмотря на их отсутствие на рисунке. Такого рода иллюзии показывают, что кора должна разрешать конфликты между различными функциональными зонами».[8] Существуют и другие рисунки с иллюзорными фигурами, которые воспринимаются в процессе визуальной перцепции. Если лицо с ОВЗ и инвалидностью не видит кажущихся фигур на таких рисунках, то это может свидетельствовать о наличии нарушений в работе отделов коры головного мозга и процессах нейровосприятия. Подобные методики должны применяться при проведении скрининг-оценки визуального восприятия.
Для оценки избирательности визуального восприятия у лиц с психофизическими нарушениями используются методики с двойственными изображениями (рис 1.) и рисунки с распознаванием объектов (рис. 3).
Константность, как свойство визуального восприятия, проявляется в возможности человека точно воспринимать размеры, расстояния, статичность, цвета объектов, как на рисунках, так и в окружающей среде. Оценить константность визуального восприятия у лиц с ОВЗ и инвалидностью можно с помощью рисунков с кажущимися объектами (рис. 4), со зрительными искажениями, а также путем применения изображений оптических иллюзий восприятия цвета, контраста, глубины и т.п. (рис. 5)
Рисунок 5 – Примеры оптических иллюзий восприятия цвета и контраста, глубины изображения
а) Константность цвета. Эдвард Адельсон (1995) |
b) Лестница Шредера (1858) |
Визуальное восприятие цветовых иллюзий может выявить сложности у лиц с нарушениями цветоразличения, дальтонизмом и другими зрительными отклонениями, а также с психоэмоциональными нарушениями. Применение подобных оптических иллюзий восприятия цвета, контраста, глубины изображения рекомендуется в качестве скрининг-тестов и методик для развития функции цветоразличения при проведении психолого-педагогической работы с лицами с ОВЗ и инвалидностью.
Для оценки осмысленности зрительной перцепции при проведении скрининг-исследования лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться методики по распознавания образов (рис. 3) и рисунки со зрительными искажениями (рис. 6).
Рисунок 6 – Примеры рисунков со зрительными искажениями
а) Иллюзия Цолльнера (1860) |
b) Иллюзия У. Эренштейна (1921) |
Ученые выделяют ряд «причин, по которым возникают оптические иллюзии:
зрительная система воспринимает отражающийся свет таким образом, что сознание человека получает ошибочную информацию;
неправильная передача сигналов зрения посредством нервов;
нарушения мозговой деятельности».[3]
Ошибки в визуальном восприятии рисунков со зрительными искажениями (иллюзии Вундта, Цолльнера, Поггендорфа, Липпса, У. Эренштейна и др.) позволяют выявить нарушения в этом психокогнитивном процессе у условно здоровых лиц и имеющих психоэмоциональные, когнитивные и физические нарушения. Те, кто имеет органические нарушения и когнитивные особенности, неспособны осознавать правильные формы фигур, изображенных на данных рисунках. Они утрачивают адекватность визуального восприятия и осознанное управление этим процессом.
Для оценки зависимости светлости изображения от контрастного фона или контрастности, как свойства визуального восприятия, при обследовании перцептивных процессов у лиц с ОВЗ и инвалидностью могут применяться следующие методики: решётка Геринга, иллюзия Вертгеймера-Коффки, ахроматический контраст и другие (рис 7.).
Рисунок 7 – Примеры рисунков с зависимостью светлости от контраста
а) Иллюзия Вертгеймера-Коффки |
b) Решётка Геринга (1870) |
Методики, подобные решётке Геринга, показывают оптическую иллюзию, при которой «на пересечениях всех белых полос, за исключением того пересечения, на котором фиксируется взгляд в данный момент, видны маленькие серые пятна. Это происходит из-за особенностей строения человеческого хрусталика».[4]
Явление ахроматического контраста связано с тем, «что для каждого цвета имеется дополнительный цвет, оптическое смешение с которым дает цвет ахроматический (белый или серый). Такие цвета и называются взаимно дополнительными. Круг или полоска не обязательно должны быть черными или серыми, например желтая полоска на красном фоне кажется зеленоватой, а на зеленом – оранжевой; в данном случае эти три цвета при смешении дадут белый или серый цвет».[2]
При нарушениях в восприятии зависимости светлости фигуры от контраста на рисунке могут наблюдаться нарушения цветоразличения, а также органические поражения глаза.
Последовательность перемещения взора испытуемого при разглядывании фотографии скульптуры Нефертити (рис. 8) впервые зарегистрировал и описал А.Л. Ярбус. При правильно-организованной последовательности саккад или движение глаз «создается впечатление, что путь движения взоры образует довольно правильные циклы, а не пересекает фигуру в различных случайных направлениях». [8] Такие исследования проводятся технически опосредованно, с помощью видеозаписи движений глаз при рассматривании фотографий или рисунков.
Рисунок 8 – Пример последовательного движения взора по рисунку
В случаях «бегающих» движений взора или при возникновении пересекающихся саккад у лица с ОВЗ и инвалидностью может быть нарушено периферическое зрение и также поражена зрительная кора головного мозга.
Для оценки соотносительности, как свойства визуального восприятия, применяются методики, позволяющие сопоставить размеры объектов на картинках, например, иллюзия Эббингауза, иллюзия Болдуина, иллюзия Мюллера-Лайера, параллелограмм Зандера и другие (рис. 9).
Рисунок 9 – Примеры иллюзий восприятия размеров
а) Иллюзия Мюллера-Лайера (1889) |
b) Иллюзия Эббингауза (1902) |
При восприятии иллюзий размеров фигур мозг человека «дорисовывает» образы, исходя из впечатлений и собственного опыта, благодаря чему складываются определенные представления. Оптическая иллюзия Мюллера-Лаймера является одной из самых известных. Как отмечают Замесова Ю.А. и Аблеева Ю.М. «Впечатление настолько сильное, что, согласно экспериментальным данным, испытуемые утверждают, что длина верхнего отрезка на 25-30% превышает длину нижнего».[4] Если в ходе применения данных иллюзий для скрининга когнитивных и психоэмоциональных процессов лица с ОВЗ и инвалидностью не замечают разницы в размерах или не могут определить, что фигуры имеют одинаковые размеры в реальности, то это может означать наличие глубоких нарушений данных процессов, а также органических поражений сенсорных систем и головного мозга.
Рассмотрев свойства визуального восприятия человека и методики для оценки развития зрительной перцепции и возможные нарушения этого процесса у лиц с ОВЗ инвалидностью, отметим, что использование оптических иллюзий, особенно иллюзий движения, анимированных иллюзий, специальных компьютерных программ с различными иллюзиями и изображениями, не применяется при психолого-педагогической работе у лиц с эпилепсией, вегето-сосудистой дистонией, мозговой дисфункцией, внутриглазным давлением. Также с осторожностью подобные тесты и методики применяются среди условно здоровых лиц и в инклюзивных группах, если нет сведений о состоянии здоровья учащихся.
Особое внимание стоит обратить на ограничения в применении данных методик и на то, что многие из них являются проективными и не дают полных сведений о состоянии здоровья учащегося или о функциях его перцептивных процессов. На основании применения данных методик нельзя ставить диагнозы или применять к человеку иные подходы и методы обучения, чем к другим студентам.
Выводы
Проведя обзор существующих методик оценки визуального восприятия, отметим, что их применение возможно при проведении скрининг-обследований, психологических исследований и в учебном процессе лиц с ОВЗ инвалидностью. Реализация таких подходов к обследованию учащихся с ОВЗ и инвалидностью и из условно здоровой группы в ходе учебного процесса, проводимого авторами при изучении дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности», показывает высокие результаты надежности применения подобных методик, быстроту и удобство их реализации, наличие живого отклика и мотивации для участия в исследовании со стороны студентов. А также помогает выявить имеющиеся у них нарушения в когнитивных, психических и сенсорных системах, сведения о которых могут далее использоваться при оказании психолого-педагогической поддержки и проведении тренингов у данной категории учащихся.
Использование методик оценки визуального восприятия среди лиц с ОВЗ и инвалидностью является перспективным направлением психодиагностики и способом активизации интереса и мотивации к обучению у студентов. В качестве скрининг-методик для оценки организации визуального восприятия и когнитивных процессов в психологии и педагогике инклюзивного образования данное направление только развивается.
Иллюзии восприятия — Лекции по дисциплине «Общая психология»
Иллюзии восприятия – это искаженные восприятия реальных объектов. Они могут происходить в разных модальностях, но наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обман зрения) чрезвычайно многочисленны и разнообразны.
Подавляющее большинство иллюзий возникает не из-за несовершенства органа чувств, а из-за ложного суждения о воспринимаемом объекте, поэтому можно сказать, что обман возникает при осмысливании образа. Такие иллюзии исчезают при изменении условий наблюдения, при выполнении сравнительных измерений, при исключении некоторых факторов, мешающих правильному восприятию. Есть иллюзии, возникающие из-за особых условий наблюдения (например, наблюдение одним глазом, или при неподвижных осях глаз). Они также исчезают при устранении необычных условий наблюдения. Наконец, известен ряд иллюзий, обусловленных несовершенством органа чувств.
Чаще всего выделяют следующие виды иллюзий:
Иллюзии, связанные, так или иначе, с особенностями строения глаза. Из житейского опыта мы знаем, что светлые предметы кажутся больше в сравнении с равными им темными (черными) предметами. Эта иллюзия – результат эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке глаза;
Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны. Кружки одинакового размера кажутся разными, в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших. Каждый из нас был в подобной ситуации, когда среди маленьких детей мы казались себе великанами, а, попав в группу людей значительно выше себя по росту, испытывали чувство, что мы уменьшились в росте;
Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными линиями при их действительном равенстве. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удаляется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями;
Иллюзии, связанные с перенесение свойств целой фигуры на отдельные части, которые ведут к ошибочным зрительным образам. Это самый большой класс иллюзий;
Иллюзии, обусловленные отношениями «фигуры» и «фона». Рассматривая рисунок, мы видим то одну фигуру, то другую. Это могут быть лестницы, идущие вверх или вниз, или два профиля, сменяющиеся на рисунок вазы и др.;
Портретные иллюзии. Многим приходилось видеть «загадочные» портреты, которые всегда смотрят на нас, следят за нами, обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Отходя, мы видим все лицо в том же положении, и нам кажется, что портрет повернул голову и следит за нами.
Чувственное познание мира и личность
Ощущения, несмотря на простоту и подчиненное, вспомогательное положение по отношению к более сложным психическим познавательным процессам, оказывают значительное влияние не только на особенности протекания познания, но и на развитие личности в целом. При одновременном отсутствии зрения и слуха (слепоглухонемоте) ребенок вообще не может развиваться как личность без специальной помощи со стороны окружающих.
Отсутствие одного вида ощущения также ограничивает возможности развития человека и формирование его как личности. Так, специальные исследования показывают, что люди, слепые и плохо видящие, часто астеничны, ипохондричны. Те же, кто не слышит или страдает тугоухостью, могут быть обидчивы, у них отмечается повышенная тревожность. Вообще, люди с дефектами органов зрения и слуха, которые в нашей цивилизации оказались ведущими, очень часто становятся нерешительными, робкими, зависимыми от окружающих.
Из-за некорректного отношения окружающих к возможностям этих людей познавать мир, у них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами как принципиальность, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. Что касается нарушений других видов ощущений, не относящихся к сфере значимых для жизни в обществе, здесь диапазон отношений к, такого рода, нарушениям велик – от полного равнодушия до преклонения перед их феноменальными особенностями, что также влияет на развитие личности. Мы терпимо относимся к тому, что наши близкие не различают запах, или у них понижена вкусовая чувствительность, мы сочувствуем тем, кто имеет повышенную чувствительность к ускорению и укачивается, или тем, кто страдает дальтонизмом (неразличением цветов – обычно красного и зеленого).
Рассматривая психофизиологические характеристики ощущений, мы отмечали, что одна из них – синестезия – обладает такой особенностью как индивидуальность, то есть, в отличие от других характеристик, не обязательна для каждого человека и может представлять собой неповторимое сочетание ощущений. Обычно отмечают зрительно-слуховую синестезию, но она может быть и зрительно-вкусовой, и обонятельно-зрительной и т.п. Такое необычное отражение свойств окружающей действительности не может не влиять на особенности личности.
Для большого количества людей, обладающих синестезией, ее особенность легла в основу их профессиональной деятельности. Так, композитор Скрябин создавал музыкальные произведения, каждый звук которого был для него цветным, что и легло в основу современной цветомузыки. Но он специально для других людей создал цветомузыкальный аппарат, для него звук и так был цветным. В то время как для художника Чюрлениса цвета издавали звуки, он рисовал «музыкальные» картины. Для многих парфюмеров создаваемые ими композиции ароматов соединены со зрительными образами, которые часто передаются потребителям либо через название («Весенний вальс», «Южная ночь») или в последнее время с помощью соответствующих видеоклипов («Old Spays» с крутой морской волной). Поэтому многие современные методы воздействия на людей опираются на особенности их сенсомоторной организации.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Не только ощущение и восприятие влияют на развитие и существование личность, имеет место и обратный процесс. В первую очередь он касается процесса восприятия.
Восприятие зависит не только от особенностей соответствующего анализатора, внешних условий восприятия, а также от внутренних условий, к которым, прежде всего, можно отнести:
Прошлый опыт воспринимающего. Влияние сложившегося практического опыта проверял австрийский психолог И.Колер с помощью призматических очков. Их длительное ношение перестало влиять на испытуемых, они откорректировали свое восприятие с помощью практики;
Значимость отдельных признаков воспринимаемых объектов;
Профессиональная тренированность воспринимающего;
Особенности отношения личности к процессу восприятия. Так, большое число ошибок восприятия встречается у субъектов с повышенной готовностью принять мнение других и пониженной критичностью.
Предпочитаемый стиль анализа получаемой информации. В этом случае выделять разные типы восприятия. Чаще всего говорят об аналитическом или синтетическом типе восприятия;
Умственный уровень субъекта. Естественно, что на процесс восприятия очень серьезное влияние оказывает умственное развитие человека;
Эмоциональное или физиологическое состояние субъекта в момент восприятия.
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Иллюзии восприятия
От 250 руб
Контрольная работа
Иллюзии восприятия
От 250 руб
Курсовая работа
Иллюзии восприятия
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Что такое иллюзии восприятия? | Наука
••• Comstock Images/Comstock/Getty Images
Обновлено 25 апреля 2017 г.
Автор: Michael Brent
Ваш разум может часто подшучивать над вами, особенно когда вы сталкиваетесь с оптическими иллюзиями. Примером такой иллюзии является хорошо известная иллюзия юной леди и старой ведьмы, в которой изображение молодой женщины также кажется старухой, в зависимости от того, куда сфокусированы ваши глаза. Однако иллюзии восприятия действуют по-другому, запутывая ваше восприятие реальности.
Иллюзии восприятия
Иллюзия восприятия отличается от чисто оптической иллюзии, которая представляет собой изображение, содержащее противоречивые данные, которые заставляют вас воспринимать изображение иначе, чем в реальности. Оптические иллюзии обычно работают с использованием определенных визуальных трюков, которые используют определенные предположения в рамках человеческого восприятия — по сути, само изображение является иллюзией. Однако перцептивная иллюзия — явление не оптическое, а скорее когнитивное. Иллюзия возникает из-за того, как ваш мозг обрабатывает визуальные данные, которые вы передаете в свой мозг.
Сенсорные иллюзии
Перцептивные иллюзии могут быть сенсорными. Согласно исследователю Р. Л. Грегори в его статье 1968 года под названием «Иллюзия восприятия и модели мозга», иллюзия восприятия возникает, когда какой-либо из органов чувств «передает вводящую в заблуждение информацию в мозг». Примером сенсорной формы перцептивной иллюзии является феномен «фантомных конечностей», когда человек, перенесший ампутацию конечности, утверждает, что сохраняет ощущения, включая боль, в той конечности, которой больше нет.
Слуховые иллюзии
Перцептивные иллюзии также могут быть слуховыми. Психолог Диана Дойч обнаружила несколько слуховых иллюзий, связанных с музыкой. Одной из самых ярких является иллюзия «призрачных слов». Это можно услышать в аудиозаписи, в которой есть повторяющиеся слова и фразы, которые накладываются друг на друга, помещенные в разные слуховые пространства в разных областях стереопространства. Слушая, вы можете выделить определенные фразы, которых на самом деле нет. На самом деле, ваш мозг пытается разобраться в том, что по сути является бессмысленным шумом, и дополняет то, что необходимо, чтобы понять смысл звуков.
Troxler Fading
В 19 веке швейцарский врач Игнас Трокслер открыл иллюзию визуального восприятия, которая до сих пор является примером того, как работает иллюзия восприятия. Основной эффект включает в себя небольшую точку внутри рамки другого цвета и на фоне другого цвета. Если вы смотрите на центральную точку в течение минуты или двух, то окружающий ее цветной объект исчезает на заднем плане. Этот эффект, называемый «затухание Трокслера», по-видимому, указывает на то, что мозг, сталкиваясь с одними и теми же скучными стимулами в течение длительного периода времени, максимизирует эффективность, игнорируя их и используя эти мозговые циклы для чего-то другого.
Связанные статьи
Ссылки
- Ричард Л. Грегори: Иллюзии восприятия и модели мозга
- «Новый ученый»: Музыка Специальность: Пять великих слуховых иллюзий
Фотографии
Comstock Изображения/Comstock/Getty 9003
Comstock Imatrog Влияние визуальных иллюзий на восприятие, планирование действий и двигательную активность
Иллюзии представляют собой интересные средства для изучения более широкой проблемы того, как центральная нервная система кодирует и использует визуальную информацию для различных типов когнитивных и моторных задач (Mendoza, Hansen, Глейзбрук, Китч и Эллиотт, 2005 г.). Недавно Витт и его коллеги исследовали влияние иллюзорного визуального контекста на результативность игры в гольф (Witt, Linkenhauger, & Proffitt, 2012). В частности, иллюзия Эббингауза вокруг отверстия мишени (см. рис. 1) эффективно вызывала существенные различия в восприятии размера мишени и в последующем выполнении ударов: участники забивали значительно больше ударов, когда они наносили удары в воспринимаемое большее отверстие. Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы выяснить потенциальные механизмы, лежащие в основе эффекта иллюзии, показанного Виттом и др., Используя модель планирования-контроля Гловера и Диксона (2001) в качестве теоретической основы. Мы надеялись, что такое исследование поможет углубить наше понимание того, как процессы восприятия и внимания опосредуют изменчивость производительности в таких дальновидных задачах, как игра в гольф.
Рис. 1Наша иллюзия Эббингауза для перцептивно большего (слева) и перцептивно меньшего (справа) отверстий. Серые пунктирные линии представляют собой стандартизацию расстояния между отверстием и краями фланкера
Изображение в натуральную величину
Модель Гловера и Диксона (2001) утверждает, что степень влияния иллюзорной предвзятости на целенаправленное действие будет зависеть от относительная важность заблаговременного планирования и онлайн-контроля в реализации этого действия. В частности, иллюзии влияют на планирование действий, но не влияют на их контроль в режиме онлайн, так что ошибки в планировании (вызванные иллюзорным контекстом, окружающим цель) могут быть исправлены в режиме онлайн по мере развертывания движения (через визуальную и проприоцептивную обратную связь; Glover, 2002). . Например, Гловер и Диксон обнаружили, что иллюзия Эббингауза оказывает большое влияние на апертуру хвата в начале движения хватательной задачи, но этот эффект рассеивается по мере приближения руки к цели. Однако, когда онлайн-контроль не может регулировать разворачивающееся действие — например, в движениях, управляемых памятью, — может проявиться влияние предвзятых процессов предварительного планирования (Mendoza et al., 2005).
Путание в гольф представляет собой отличный пример движения, управляемого памятью, поскольку исполнители должны удерживать информацию, связанную с целью, в рабочей памяти, фиксируя мяч, который летит к незафиксированной лунке-мишени (Vickers, 1992, 2007). Vickers (1992) провел подробное исследование поведения взгляда опытных и менее опытных игроков в гольф, когда они заходили в лунку с расстояния 3 м. Единственным критерием взгляда, который отличал превосходные результаты, была продолжительность окончательной фиксации на мяче, которую эксперты сохраняли дольше на протяжении всего паттинг-удара. Впоследствии Виккерс описал эту фиксацию как «спокойный взгляд» — продолжительность окончательной фиксации на соответствующей цели перед началом критического движения (Vickers, 19).96, 2007). Было предложено, чтобы «тихий глаз» облегчал период предварительного программирования критических параметров целенаправленного действия (например, силы и направления), и он характеризует превосходную производительность в ряде дальновидных задач (Манн, Вильямс, Уорд, и Жанель, 2007). Недавняя работа Манна и его коллег подтвердила это утверждение, выявив тесную связь между неподвижным глазом и нейронным маркером планирования движений — Bereitschaftspotential (Mann, Coombes, Mousseau, & Janelle, 2011; Vine, Moore, & Wilson, 2013b). Эта концептуализация спокойного глаза как объективной меры моторного планирования перекликается с постулатом Гловера (2004) о том, что роль системы планирования состоит в том, чтобы определить начальную кинематическую параметризацию движений, а затем выбрать и запустить эту моторную программу.
Таким образом, целью настоящего исследования было расширение исследования Witt et al. (2012) путем измерения не только показателей восприятия и производительности, но и измерения целенаправленного планирования, которое имеет отношение к Гловеру и Диксону ( 2001) модель планирования-управления. Мы предположили, что задача создания иллюзий Эббингауза будет искажать как системы восприятия, так и системы планирования, влияя на восприятие размера цели, планирование на основе памяти (спокойный взгляд) и — поскольку предубеждения не могут быть изменены во время движения мяча — производительность (радиальная ошибка). ). Мы дополнительно изучили наше исследовательское предложение о трехэтапной взаимосвязи между предубеждениями в восприятии, последующим планированием и окончательным исполнением с помощью посреднического анализа.
Метод
Участники
Группа из 40 участников (30 мужчин, 10 женщин) вызвалась принять участие в исследовании. Участники (средний возраст 20,85 года, SD = 3,18) были классифицированы как новички и имели минимальный формальный опыт игры в гольф (в среднем 1,98 года, SD = 3,93). Процедуры тестирования были одобрены местным комитетом по этике, и все участники дали письменное согласие после того, как процедуры были полностью объяснены.
Задача Эббингауза
Иллюзии были созданы в Microsoft PowerPoint и отображены на искусственном поле для гольфа (длина = 6 м, ширина = 2,5 м) с помощью направленного вниз проектора (Hitachi XGA, CP-X275). При проецировании каждая иллюзия состояла из центрального целевого отверстия диаметром 5 см, которое было окружено либо 12 маленькими (диаметром 3,3 см), либо пятью большими (диаметром 29,2 см) фланговыми кругами для создания эффекта иллюзии (рис. 1). Поскольку предыдущее исследование показало, что расстояние между центральной мишенью и краями фланкеров (пунктирные линии на рис. 1) может исказить эффект иллюзии (Roberts, Harris, & Yates, 2005), оно было стандартизировано до 23,9.см по иллюзиям. Сноска 1
Каждая иллюзия была представлена в блоке из десяти испытаний, и каждый блок испытаний состоял из одной и той же иллюзии, представленной последовательно, на 15 см влево или вправо от центра дисплея. Это гарантировало, что участники должны были сосредотачиваться на «новой» цели и приспосабливаться к ней после каждого выстрела. Это также минимизировало эффекты обучения от пробы к пробе, которые могли повлиять на наши результаты. Задание по паттингу требовало, чтобы участники наносили удар с расстояния 1,75 м, используя стандартную длину (90 см) клюшки для гольфа (Sedona 2, Ping, Phoenix, AZ) и белые мячи для гольфа стандартного размера (диаметр = 4,27 см).
Измерения
Восприятие размера мишени
Оценка размера отверстия была получена, когда участникам было предложено нарисовать копии каждого отверстия-мишени в натуральную величину на ноутбуке с установленным программным обеспечением для презентаций PowerPoint, расположенном на столе перед их положением для нанесения ( т. е. на дистанции паттинга 1,75 м). Эти оценки размера были сделаны в начале каждого блока из десяти ударов в каждом состоянии иллюзии. Когда вертикальные и горизонтальные измерения размера круга отличались (т. Е. Был нарисован эллипс), рассчитывался средний воспринимаемый размер.
Производительность
Средняя радиальная ошибка (расстояние в сантиметрах от конечного положения мяча до ближайшего края лунки) записывалась для каждого удара, и вычислялось среднее значение для каждого условия. Удар, который приземлился внутри или сломал предполагаемую линию лунки, был записан как «0» (Moore, Vine, Cooke, Ring, & Wilson, 2012).
Quiet Eye
Каждый участник был оснащен мобильной системой регистрации взгляда Applied Science Laboratories (Бедфорд, Массачусетс), которая измеряла мгновенную точку взгляда с частотой 30 Гц. Спокойный взгляд был операционально определен для гольфа как окончательная фиксация на мяче перед началом замаха, а его продолжительность — как время между началом и окончанием этой фиксации (как в Moore et al. , 2012; Vickers, 2007 г.; Вайн, Ли, Мур и Уилсон, 2013a; Уилсон и Пирси, 2009 г.). Начало спокойного взгляда происходило до начала замаха, а спокойное смещение глаза происходило, когда взгляд отклонялся от местоположения мяча на 1° или более в течение более 100 мс. Межэкспертная надежность составила 91,8 %.
Процедура
Участники присутствовали индивидуально, и айтрекер был откалиброван, пока они стояли в своей обычной позе. Затем участникам была представлена 5-сантиметровая лунка, окруженная 12 лунками того же диаметра, в которые они сделали десять тренировочных ударов. Это начальное практическое занятие дало участникам возможность попрактиковаться с фланговой целью, чтобы свести к минимуму потенциальные эффекты обучения. Перед выполнением этих тренировочных ударов участникам объяснили, что вскоре после того, как они вступят в контакт с мячом, цель исчезнет. Когда это происходило, они должны были повернуться лицом к соседней стене. Экспериментатор перенес презентацию на пустой слайд (заставив цель исчезнуть), как только мяч прошел критическую точку в 30 см от исходного положения броска. Это предотвратило влияние каких-либо сведений о результатах кладки участника на последующие суждения о размере (Lee, Lee, Carello, & Turvey, 2012) и производительность (потенциальная путаница в исследовании Witt et al., 2012). Пока участник был повернут спиной, иллюзия снова отображалась, и измерения радиальной ошибки проводились с помощью рулетки. После того, как эти измерения были сделаны, мяч возвращался в положение для удара, презентация переходила к следующему стимулу-иллюзии, и участникам давали сигнал повернуться и сделать следующий удар. После этого начального блока тренировочных испытаний условия иллюзии (десять ударов) были представлены в уравновешенном виде с использованием точно такой же процедуры.
Анализ данных
Различия в представляющих интерес переменных, основанные на иллюзиях, были подвергнуты тесту парных выборок t с величинами эффекта, рассчитанными с использованием Cohen’s d . Чтобы проверить, опосредованы ли обусловленные условиями различия в воспринимаемом размере отверстия и спокойном взгляде различия в производительности, была применена процедура опосредования регрессии разности/суммы для планов повторных измерений (Judd, Kenny, & McClelland, 2001).
Результаты
Сначала были рассчитаны связанные с состоянием различия в зависимых переменных (результаты этих парных выборок см. в Таблице 1 т испытаний). По сравнению с воспринимаемым условием большего отверстия, в условиях воспринимаемого меньшего отверстия радиальная ошибка была на 3,64 см больше, цель воспринималась как меньшая на 4,5 мм, а продолжительность спокойного глаза была на 170 мс короче. Поскольку мы наблюдали значительные эффекты иллюзии для всех показателей, предварительные условия для последующего анализа посредничества были выполнены (Judd et al., 2001).
Таблица 1 Средние (с SD ) результаты для зависимых переменных между условиями иллюзии, с парной выборкой t — статистика испытаний ( t статистика, степени свободы, p значение и размер эффекта [Cohen’s d ])Полноразмерная таблица
Воспринимаемый размер цели и радиальная ошибка что основанные на иллюзии различия в воспринимаемом размере цели значительно предсказывали различия в радиальной ошибке (
R 2 = 0,18, б = -5,66), t (39) = -2,92, р = 0,006. Первоначальная разница в радиальной ошибке в 3,64 см была уменьшена до незначительной остаточной разницы в 1,61 см, когда учитывался эффект воспринимаемого размера, t (39) = 1,09, p = 0,283, что позволяет предположить, что воспринимаемый размер был частичный посредник.Воспринимаемый размер мишени и продолжительность спокойного взгляда
Регрессионный анализ показал, что различия в воспринимаемом размере, основанные на иллюзиях, значительно предсказывают различия в продолжительности спокойного взгляда ( Р 2 = 0,22, б = 494,77), т (30) = 2,88, р = 0,007. Первоначальная разница в продолжительности спокойного глаза в 170 мс была уменьшена до незначительной остаточной разницы в 57 мс, когда учитывался эффект воспринимаемого размера, t (30) = 0,44, p = 0,661, что позволяет предположить, что воспринимаемый размер был частичным посредником.
Продолжительность спокойного глаза и радиальная ошибка
Регрессионный анализ показал, что основанные на иллюзии различия в продолжительности спокойного глаза достоверно предсказывают различия в радиальной ошибке ( Р 2 = 0,14, б = -0,005), т (30) = -2,14, р = 0,041. Однако остаточная разница в 3,64 см осталась неизменной при учете влияния продолжительности спокойного глаза, и хотя влияние иллюзии на радиальную ошибку уменьшилось, оно все же было значительным, t (30) = 2,49, p = 0,019.
Обсуждение
В этом исследовании мы стремились углубить теоретическое понимание того, как иллюзии влияют на перцептивные и двигательные процессы, лежащие в основе зависящего от памяти целенаправленного прицеливания. В частности, мы стремились расширить исследование Witt et al. (2012), изучающее влияние иллюзий на результативность игры в гольф, путем проверки прогнозов модели планирования-контроля Гловера и Диксона (2001) с использованием объективной меры планирования в гольфе. положить (тихий глаз; Виккерс, 1992, 2007). Модель планирования-контроля постулирует, что аналогичные визуальные представления для восприятия и планирования действий учитывают контекст, окружающий цель (Glover, 2002, 2004). Поэтому мы предсказали, что иллюзорный контекст сместит обе меры в одном и том же направлении. Кроме того, поскольку производительность нельзя было регулировать с помощью онлайн-контроля (который использует независимое представление; Glover, 2002), мы предсказали, что производительность также будет необъективной.
Мы обнаружили значительные предубеждения, основанные на иллюзиях, в восприятии размера цели (~ 4,5 мм) и погрешности выполнения (~ 3,7 см). Кроме того, дополнительный анализ посредничества показал, что различия в воспринимаемом размере частично опосредовали эффект иллюзии на производительность. Чтобы еще больше углубить наше понимание процессов, лежащих в основе этой взаимосвязи, мы попытались протестировать трехэтапную модель: опосредует ли целенаправленное планирование этот эффект восприятия и производительности? В частности, мы предсказали, что отклонения в восприятии целевой лунки будут влиять на последующее моторное планирование (Glover, 2002), которое происходит, когда исполнитель фиксирует мяч (Vickers, 19).92), и что это, в свою очередь, повлияет на производительность (Moore et al. , 2012; Vickers, 1992; Wilson & Pearcey, 2009; Vine, Lee, et al., 2013a).
В поддержку модели мы обнаружили существенные искажения продолжительности спокойного взгляда (170 мс), основанные на иллюзиях, при этом более короткая продолжительность спокойного взгляда возникает во время помещения в перцептивно меньшую дыру. Кроме того, посреднический анализ показал, что основанные на иллюзии различия в восприятии размера цели были значительным предиктором (22 %) и частичным медиатором основанного на иллюзии эффекта на продолжительность спокойного взгляда. Заключительный этап модели был подтвержден лишь частично: в то время как различия в продолжительности спокойного глаза значительно предсказывали изменения радиальной ошибки, эффект частичного опосредования не был очевиден. Однако признано, что традиционные подходы к медиации, основанные на причинно-следственных связях, которые пришлось использовать в этом исследовании из-за используемого внутрисубъектного дизайна, могут быть более консервативными, чем современные процедуры начальной загрузки (Hayes, 2009). ).
Необходимо рассмотреть ряд других возможных объяснений продемонстрированных нами эффектов. Во-первых, возможно, что другие аспекты иллюзии Эббингауза, связанные с визуальным контекстом, также влияли на планирование и исполнение помимо эффектов, связанных с восприятием размера. Например, 12 маленьких кругов по бокам, которые создавали воспринимаемое большее отверстие, могли также создать дополнительную «целевую зону» вокруг отверстия — эффект, который отсутствовал или был сведен к минимуму с пятью большими кругами (см. Roberts et al., 2005, рис. . 1б). Действительно, несмотря на то, что 12 маленьких кругов создавали гештальт-целевую зону с большей досягаемостью (Lee et al., 2012), пять больших кругов могли на самом деле отвлекать внимание от цели и нарушать эффективное планирование (Glover, 2002). Более того, в настоящем исследовании мы не смогли выяснить, как потенциальные психологические переменные (например, уверенность; Witt et al., 2012) могут влиять на взаимосвязь между предвзятостью иллюзий и последующей производительностью. Сноска 2
В заключение, настоящее исследование расширяет результаты Witt et al. (2012), обсуждая предложенные механизмы, связывающие перцептивные и двигательные предубеждения, как описано в модели планирования-контроля Гловера и Диксона (2001). Как перцептивно-когнитивные суждения, так и процессы планирования движений были искажены визуальным контекстом, связанным с иллюзией Эббингауза, и эти искажения были связаны с последующей изменчивостью производительности. Мы нашли частичное подтверждение нашего утверждения о том, что этот процесс может разворачиваться с течением времени в три этапа: иллюзии влияют на восприятие размера, что влияет на последующее планирование на основе памяти, которое, в свою очередь, влияет на дальновидность (когда онлайн-корректировка невозможна); . Будущие исследования должны попытаться подтвердить эти прогнозы не только в отношении эффектов, связанных с иллюзорным контекстом, но и в других контекстах, где наблюдается изменчивость производительности в визуально управляемых задачах (например, давление).
Ссылки
Гловер, С. Р. (2002). Зрительные иллюзии влияют на планирование, но не на контроль. Тенденции в когнитивных науках, 6 , 288–292.
Артикул пабмед Google ученый
Гловер, С. Р. (2004). Отдельные представления в планировании и контроле действий. Науки о поведении и мозге, 27 , 3–24. диск. 24–78.
ПабМед Google ученый
Гловер, С. Р., и Диксон, П. (2001). Эффекты динамических иллюзий в задаче достижения цели: доказательства отдельных визуальных представлений при планировании и контроле достижения цели. Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность, 27 , 560–572. дои: 10.1037/0096-1523.27.3.560
Артикул пабмед Google ученый
Хейс, А. Ф. (2009). Помимо Барона и Кенни: Статистический анализ посредничества в новом тысячелетии. Коммуникационные монографии, 76 , 408–420.
Артикул Google ученый
Джадд, К.М., Кенни, Д.А., и Макклелланд, Г.Х. (2001). Оценка и тестирование посредничества и модерации во внутритематических проектах. Психологические методы, 6 , 115–134. дои: 10.1037/1082-989X.6.2.115
Артикул пабмед Google ученый
Кран, В. (1994). Форма психической готовности как мера соревновательного состояния тревожности. Спортивный психолог, 8 , 189–202.
Google ученый
Ли, Ю., Ли, С., Карелло, К., и Терви, М. Т. (2012). Воспринимаемая форма лучника масштабирует «поражаемость» целей стрельбы из лука. Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность, 38 , 1125–1131. дои: 10.1037/a0029036
Артикул пабмед Google ученый
Манн, Д.Т.Ю., Кумбс, С.А., Муссо, М.Б., и Жанель, К.М. (2011). Спокойный глаз и Bereitschaftspotential: Зрительно-моторные механизмы экспертной двигательной активности. Когнитивная обработка, 12 , 223–234. дои: 10.1007/s10339-011-0398-8
Артикул пабмед Google ученый
Манн, Д.Т.Ю., Уильямс, А.М., Уорд, П., и Джанель, К.М. (2007). Перцептивно-когнитивная экспертиза в спорте: метаанализ. Журнал спортивной и спортивной психологии, 29 , 457–478.
Google ученый
Мендоза, Дж., Хансен, С., Глейзбрук, К.М., Китч, К.М., и Эллиотт, Д. (2005). Визуальные иллюзии влияют как на планирование движения, так и на контроль в режиме онлайн: множественная позиция сигнала на предвзятость и целенаправленное действие. Наука о движении человека, 24 , 760–773. doi:10.1016/j.humov.2005.09.002
Артикул пабмед Google ученый
Мур, Л.Дж., Вайн, С.Дж., Кук, А., Ринг, К., и Уилсон, М.Р. (2012). Тренировка спокойного зрения ускоряет моторное обучение и помогает работать в условиях повышенной тревожности: роль программирования реакции и внешнего внимания. Психофизиология, 49 , 1005–1015. doi:10.1111/j.1469-8986.2012.01379.x
Артикул пабмед Google ученый
Робертс Б., Харрис М. Г. и Йейтс Т. А. (2005). Роль размера и расстояния индуктора в иллюзии Эббингауза (круги Титченера). Восприятие, 34 , 847–856. дои: 10.1068/p5273
Артикул пабмед Google ученый
Викерс, Дж. Н. (1992). Контроль взгляда в сдаче. Восприятие, 21 , 117–132.
Артикул пабмед Google ученый
Викерс, Дж. Н. (1996). Визуальный контроль при наведении на дальнюю цель. Журнал экспериментальной психологии. Человеческое восприятие и производительность, 22 , 342–354. дои: 10.1037/0096-1523.22.2.342
Артикул пабмед Google ученый
Викерс, Дж. Н. (2007). Обучение восприятию, познанию и принятию решений: Спокойный глаз в действии . Шампейн, Иллинойс: Кинетика человека.
Google ученый
Вайн, С.Дж., Ли, Д., Мур, Л.Дж., и Уилсон, М.Р. (2013a). Тихий взгляд и удушье: онлайн-управление ломается в момент сбоя производительности. Медицина и наука в спорте и физических упражнениях . дои: 10.1249/MSS.0b013e31829406c7
Вайн, С.Дж., Мур, Л.Дж., и Уилсон, М.Р. (2013b). Тренировка спокойного зрения: приобретение, совершенствование и устойчивое выполнение навыков прицеливания.