Индивидуальное и коллективное бессознательное. Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин]
Индивидуальное и коллективное бессознательное. Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин]ВикиЧтение
Боги в каждом мужчине [Архетипы, управляющие жизнью мужчин]Болен Джин Шинода
Содержание
Индивидуальное и коллективное бессознательное
Подземный мир также символизирует индивидуальное и коллективное бессознательное. Все, что человек забыл, содержится в его индивидуальном бессознательном: некоторые воспоминания могут быть возвращены в сознание незначительным усилием; другие, болезненные воспоминания, подверглись активному сокрытию или вытеснению. Однако все эти воспоминания «существуют» в царстве бессознательного, несмотря на то что мы не можем к ним обратиться.
Коллективное бессознательное представляет собой мир архетипов, или универсальных моделей человека, которые могут быть констеллированы, инициированы или пробуждены, если им дадут энергию определенные обстоятельства.
7.4. Карл Густав Юнг и коллективное бессознательное
7.4. Карл Густав Юнг и коллективное бессознательное Раскол — это нормальное явление жизни маргинальных социальных групп, будь то религиозные секты, радикальные политические партии или психоаналитические общества. И неслучайно раскол во фрейдистском сообществе
5. Коллективное и индивидуальное. Пассивность и активность.
5. Коллективное и индивидуальное. Пассивность и активность. Теперь, чтобы продолжить рассмотрение активных и пассивных, коллективных и индивидуалистических наклонностей психики к которому мы уже приступили в предыдущей главе, обратимся к некоторым историческим
Юнг: «коллективное бессознательное»
Юнг: «коллективное бессознательное» Юнг (46) предлагает собственную концепцию бессознательного, которая лишь частично совпадает с подходом Фрейда. Прежде всего Юнг разделяет бессознательное на две сферы: личное бессознательное и коллективное бессознательное. Личное
V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное
V. Личное и коллективное (или трансличное) бессознательное И вот мы приступаем к новому этапу в процессе реализации. Мы продолжали анализ инфантильных фантазий переноса до тех пор, пока пациенту не стало достаточно ясно, что он сделал из своего врача отца и мать, дядю,
I. Личное и коллективное бессознательное
I. Личное и коллективное бессознательное Как известно многим, фрейдовские представления о содержаниях бессознательного ограничены инфантильными тенденциями, которые вытеснены в силу их противоречивости. Вытеснение является процессом, который начинается в раннем
Индивидуальное единство
Индивидуальное единство Случай из практики послужит иллюстрацией тесной связи между сознательной и бессознательной жизнью. Женатый мужчина сорока лет страдал фобией — желанием выброситься из окна. Он постоянно боролся с этим желанием.Все же прочее в его жизни было
Архетипы и коллективное бессознательное
Архетипы и коллективное бессознательное Юнг назвал свою психологическую теорию аналитической психологией, с тем чтобы обозначить направление своей мысли, а также чтобы отделить свой подход от психоанализа Фрейда. Однако многие современные специалисты в областиВнутреннее и внешнее Индивидуальное и коллективное
Внутреннее и внешнее Индивидуальное и коллективное О месте человека в структуре мироздания Юнг писал следующее:…существует большое внешнее и большое внутреннее, междуэтими двумя полюсами находится для меня человек (цит. по: Какабадзе, 1982, с. 108).В данном случае под
Внутреннее и внешнее.
Индивидуальное и коллективноеВнутреннее и внешнее. Индивидуальное и коллективное и принято считать, что существуют чисто природные или культурные ландшафты, но как быть с теми внутренними картинами мира, которые выстраивает человек в своей душе? Куда их причислить? В аналитической психологии речь
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО Для начинающего терапевта наиболее благоприятно индивидуальное руководство, при котором он и его руководитель без всяких отвлечений сосредоточиваются на происходящем в группе. Иногда полезно тот же самый материал обсудить на семинаре; в
Коллективное бессознательное
Коллективное бессознательное Коллективное бессознательное складывается из межличностных, универсальных содержаний, которые индивидуальным эго ассимилированы быть не могут. Здесь психические содержания переживаются как нечто внешнее и чуждое по отношению к эго. В
Индивидуальное картирование
Индивидуальное картирование Как только тема определена, каждый участник самостоятельно картирует свои идеи, где фиксирует все свои мысли на заданную тему. В случае проведения занятия по годовому стратегическому планированию я прошу участников фиксировать их мысли,
Индивидуальное обучение
Индивидуальное обучение При индивидуальной форме обучения у вас есть личный наставник – специалист в интересующей вас сфере, который делится с вами своим опытом. Например, вы хотели бы открыть садовый центр. Самый лучший наставник для вас – человек, добившийся этой же
16. Личное и коллективное бессознательное
Личное бессознательное (в некоторых аспектах идентичное инстанции Ид по Фрейду) — включает в себя содержания, которые являются неосознанными, но которые легко могут быть осознаны, а также вытесненные подпороговые мысли и чувства, называемые комплексами.
Эго
Эго является центром сознания и одним из главных архетипов личности. Эго обеспечивает чувство постоянства и направления в нашей сознательной жизни. Оно противится нарушению хрупкой целостности сознания и пытается убедить нас, что мы должны всегда сознательно планировать и анализировать наш опыт. Согласно Юнгу, психика в первую очередь состоит из бессознательного. Юнг, как и Фрейд, считал, что эго вырастает из бессознательного и привносит и разнообразный опыт, и воспоминания, продолжая деление между бессознательным и сознанием. В эго нет бессознательных элементов, только сознание содержит в себе выведенное из личного опыта. Мы привыкли верить, что эго является основным элементом психики, и в конце концов игнорируем другую половину психики — бессознательное.
Персона
Наша персона является внешним проявлением того, что мы предъявляем миру. Это характер, который мы считаем приемлемым; через него мы взаимодействуем с другими. Личность включает в себя наши социальные роли, одежду, которую мы носим, и наши индивидуальные способы выражать себя. Термин персона пришел из латыни, означая «маска», или «фальшивое лицо». Маска надевалась актерами в Древнем Риме. Чтобы социально функционировать, мы играем роль, используя приемы, свойственные именно этой роли. Даже тогда, когда мы не можем приспособиться к чему-либо, наши роли продолжают работать. Это роли, выражающие отказ. Персона имеет и негативные, и позитивные аспекты. Доминирующая персона может подавить человека. Те, кто идентифицируется с персоной, видят себя в основном в границах своих специфических социальных ролей. Юнг назвал персону «согласованным архетипом». Как часть своей позитивной функции, она ограждает эго и психику от различных социальных сил и аттитюдов, которые сталкиваются с ними. Вдобавок персона является ценным инструментом для общения. В античной драме ненадежность человека передавалась с помощью искаженных масок, информируя о личности и о роли, которую играл актер.
Персона может быть решающей в нашем позитивном развитии. Когда мы начинаем играть главную роль, наше эго мало-помалу стремится идентифицироваться с ней. Этот процесс является основным в личностном развитии. Процесс тем не менее не всегда позитивен. В то время как эго идентифицируется с персоной, люди начинают верить, что они являются тем, чем претендуют быть. Согласно Юнгу, мы в конечном счете извлекаем эту идентификацию, чтобы изучить в ходе самореализации, или индивидуации, что же мы собой представляем. Небольшая группа других людей, окружающих нас, содержит проблемы их личностей, из-за культурных предубеждений и социальных срезов их персон. Персона может быть выражена через объекты, которые мы используем, чтобы закрыть свое тело (одежда или покрывало), и через инструменты нашего занятия (лопата или портфель). Таким образом, обычные предметы становятся символами идентификации человека. Термин символ статуса (машина, дом или диплом) выражает понимание обществом важности имиджа. Все эти символы могут быть найдены в снах как репрезентации персоны.Тень
Тень — это архетипическая форма, состоящая из материала, подавленного сознанием; ее содержание включает те тенденции, желания, воспоминания и опыты, которые отсекаются человеком как несовместимые с персоной и противоречащие социальным стандартам и идеалам. Тень содержит в себе все негативные тенденции, которые человек хочет отвергнуть, включая животные инстинкты, а также неразвитые позитивные и негативные черты. «Как я могу быть реальным, не отбрасывая тени? Если я хочу быть цельным, то должен иметь и темную сторону; осознавая свою тень, я вспоминаю еще раз, что я человеческое существо, подобное любому другому». Чем сильнее становится наша персона, тем более мы идентифицируемся с ней и тем больше отвергаем другие части самих себя. Тень представляет собой то, что мы намереваемся сделать подчиненным в нашей личности, и даже то, чем мы пренебрегаем и чего никогда не развиваем в себе. В снах фигура тени может появиться как животное, карлик, бродяга или любая другая подчиненная фигура. В своих работах о подавлении и неврозе Фрейд в первую очередь рассматривал аспекты того, что Юнг называет тенью. Юнг нашел, что подавленный материал организован и структурирован вокруг тени, которая становится в буквальном смысле негативной самостью, или тенью эго. Тень часто является в опыте снов как темная, примитивная, враждебная или пугающая фигура, так как содержание тени насильственно вытеснено из сознания и антагонистично сознательной точке зрения. Если материал из тени возвращается обратно в сознание, она теряет очень многие из своих примитивных и пугающих черт. Тень наиболее опасна, когда неузнана. В этом случае человек проецирует свои нежелательные черты на других или подавляется тенью, не понимая ее. Образы врага, дьявола или понятие первородного греха являются аспектами архетипа тени. Когда большая часть материала тени становится осознанной, меньшая не может доминировать. Но тень является интегральной частью нашей природы и никогда не может быть полностью уничтожена. Личность, претендующая на то, чтобы не иметь тени, оказывается не сложным человеком, а двумерной карикатурой, отрицающей смесь хорошего и плохого, неизбежно присутствующую во всех нас. Юнгианский подход к тени стал предметом многих популярных книг и статей. Древний китайский мудрец Чжуан-цзы (369—286 до н. э.) описывает подход к установлению контакта с тенью, который заметно похож на юнгианский: «Жил человек, который был так обеспокоен видом своей собственной тени и так недоволен своими собственными следами, что решил избавиться оттого и от другого. Метод, который он нашел, — убежать от них. Так он встал и побежал. Но он все время ставил ноги (на землю) и оставлял другой след, пока тень держалась возле него без единого затруднения. Он приписал свою неудачу тому, что бежал недостаточно быстро. Так он бежал все быстрее и быстрее, не останавливаясь, пока наконец его не настигла смерть. Ему не удалось понять, что, если бы он просто остановился в тени, его тень исчезла бы, а если бы он сел и оставался спокойным, не было бы больше следов». Каждая подавленная частица тени представляет часть нас самих. И пока мы храним этот бессознательный материал, мы сами себя ограничиваем. По мере того как тень становится все более осознанной, мы получаем обратно подавленные части самих себя. Кроме того, тень остается негативной силой в психике. Тень — кладовая значительной инстинктивной энергии, спонтанной и жизненной — является главным источником нашей творческой энергии. Подобно всем архетипам, тень уходит корнями в коллективное бессознательное, и это может открыть доступ к множеству ценного бессознательного материала, отвергаемого эго и персоной. Следующий отрывок ясно иллюстрирует юнгианское понятие тени и бессознательного в целом:«Вопрос, который вы называете техникой установления контакта с тенью, очень труден и важен. Это фактически не является „техникой“, так как техника означает то, что заранее известно, способ, связанный с основной трудностью или задачей, даже некое предписание. А это можно сравнить с дипломатией или управлением государством. Это, например, не отдельная техника, которая могла бы помочь нам примирить две противостоящие друг другу политические партии… Если кто-то может говорить о технике вообще, это включается только лишь в аттитюд. Во-первых, нужно принять опыт тени и серьезно к нему отнестись. Во-вторых, необходимо знать ее черты и стремления. В-третьих, длинные и сложные переговоры с ней будут неизбежны… Никто не знает, каким может оказаться конечный результат таких переговоров. Известно только, что осмотрительное сотрудничество приводит к тому что проблема меняет свои очертания. Очень часто основные невозможные желания тени оказываются не более чем угрозами, обусловленными нежеланием части эго выйти на серьезное рассмотрение тени. Такие угрозы обычно ослабевают, если встретить их серьезно„. Только когда мы размышляем, мы понимаем это, и тень появляется в другой форме. Установление контакта с тенью — пожизненный процесс всматривания и правдивого отражения того, что мы видим. Надо только удержаться в нашем основном, аутентичном ядре, нашей сокровенной самости (Франц, 1995).
Личное и коллективное бессознательное
На заре аналитической психологии у Карла Юнга возникла идея. Он предположил, что существует раскол между коллективным бессознательным уровнем, общим для всех, и личным бессознательным, совершенно уникальным для каждого человека. Коллективное бессознательное — это вовсе не «коллективный разум», а скорее набор ответов и реакций на обычные ситуации, с которыми люди сталкивались с самого начала. Это коллективное бессознательное дает нам реакцию «бей или беги» и позволяет нам отдыхать, когда мы делаем то, что мы делали сотни раз раньше.
Личная сфера сознания — это совсем другой зверь. Наше личное сознание состоит из мыслей, убеждений, поведения и идей, которые делают нас такими, какие мы есть. Все эти черты исходят из бессознательного и его способности преобразовывать повседневные события в определяющие характер типы личности. Личное сознание, в отличие от коллективного бессознательного, использует информацию, собранную из жизни человека, а не из коллективного прошлого человечества.
Значение личного бессознательного
Без личного бессознательного мы не были бы теми, кто мы есть, и не смогли бы стать теми, кем должны быть. Как люди, мы начинаем свою жизнь, полагаясь на наше бессознательное для выживания, и только по мере того, как мы учимся и растем, мы начинаем развиваться и практиковать использование нашего сознательного разума, чтобы прокладывать себе путь по всему миру.
Личное бессознательное помогает нам взглянуть на мир с нашей уникальной точки зрения. Например, человек, который бессознательно отфильтровывает информацию более аналитическим способом, с меньшей вероятностью будет иметь личность чувствительного типа в качестве сильного определяющего фактора своей внешней, сознательной личности. Точно так же другие люди могут иметь тенденцию отдавать предпочтение чувствам, а не размышлениям, когда смотрят на окружающий мир, или развивать сильное чувство интуиции в отношении жизненных обстоятельств, а не более чувственный подход к тем же самым ситуациям.
Наше личное сознание и личное бессознательное существуют на разных уровнях и тем не менее взаимодействуют друг с другом весьма специфическим образом. Работа с нашим сознанием и понимание того, как оно работает с нашим бессознательным, может помочь нам стать лучшими лидерами, лучшими сотрудниками, лучшими коллегами и лучшими личностями.
Влияние коллективного бессознательного
Как бы ни было важно наше личное бессознательное, мы не можем игнорировать историческое и психологическое влияние, которое наше коллективное бессознательное оказывает на нас. Те самые инстинкты, которые делают нас людьми, развивались в течение огромного промежутка времени; эти инстинкты научили нас бежать и прятаться, когда мы в опасности, и распознавать признаки опасности или страха по физиологическим признакам, таким как тяжелое дыхание или дрожь. Коллективное бессознательное также позволяет нам принимать быстрые решения, часто даже не зная, откуда они взялись. Коллективное бессознательное управляет интуицией и рефлексами, среди других важных функций.
Своими открытиями Юнг открыл совершенно новый мир, а открытия в области психологии личности и самости продолжаются и сегодня. Insights Discovery основан непосредственно на теориях Юнга и как таковой является бесценным инструментом, помогающим людям понять себя и других. Если вам нужна дополнительная помощь в идентификации себя или других как части четырех цветных личностей, назначьте меня, Скотта Швефеля, вашим основным докладчиком. Я приду к вам в группу и расскажу о различиях личностей в правдивой, веселой и доступной для понимания форме. Подпишитесь на меня в Facebook, LinkedIn и Twitter, чтобы делиться своими блогами с цветовыми энергиями, с которыми вы работаете!
Теория Юнга | в Главе 11: Личность
Теория Юнга
Теория Юнга, как и теория Фрейда, является глубинной психологией . Предполагается, что важные факторы, влияющие на личность, находятся в бессознательном. Однако Юнг не использовал концепции Фрейда об Ид и Супер-Эго.
Подобно Фрейду, Юнг называл разум в целом психикой . Психика – это вся психическая вселенная человека, включающая как сознательные, так и бессознательные процессы.
Какая была психика? Что особенно интересовало Юнга?
Юнг был очарован бессознательным. Если сексуальная теория была особым интересом Фрейда, то бессознательные психические содержания были особым интересом Юнга.
Юнга интересовали любые мифы, искусство, мечты, легенды или религиозные верования. Все они он рассматривал как выражение глубоких, в значительной степени бессознательных психологических сил.
Юнг различал два типа бессознательных процессов. Одно он назвал личным бессознательным, другое — коллективным бессознательным.
Личное бессознательное было накоплением переживаний за всю жизнь человека, которые нельзя было вспомнить сознательно. Коллективное бессознательное было универсальным наследием людей, родовой памятью, переданной каждому из нас.
Какими для Юнга были два типа бессознательного?
Юнг считал, что в личном бессознательном преобладают комплекса . Комплексы в системе Юнга — это эмоциональные темы из жизни человека .
Например, если вам в детстве ампутировали ногу, это может сильно повлиять на вашу жизнь, даже если вы чудесным образом преуспели в преодолении инвалидности. У вас может быть много мыслей и эмоций, связанных с этим фактом: воспоминания, чувство неполноценности, триумфа, горечи, решимости, и все они сосредоточены на одном аспекте вашей жизни.
Если вас беспокоили эти мысли, Юнг сказал бы, что у вас комплекс по поводу ноги. Юнгианская терапия включала бы в себя изучение комплекса со многих сторон и использование образов искусства или сновидений для изучения связанных с ним чувств.
Для Юнга комплекс был группой частей вокруг некоторой центральной эмоциональной темы. Комплексы были обусловлены жизненным опытом человека, поэтому они были индивидуальны и неповторимы.
Комплекс может появиться во сне или в фантазиях. Это могло спровоцировать необычную реакцию на слово или на события во внешнем мире, связанные с комплексом.
Что такое комплексы в теории Юнга?
Личное бессознательное формируется при жизни человека. Коллективное бессознательное было хранилищем врожденных тенденций глубокого времени: откликов на значимые паттерны из среды человеческих предков.
Архетипы были паттернами коллективного бессознательного. Это были врожденные реакции на раздражители, встречавшиеся во всех человеческих обществах на протяжении тысячелетий, такие как младенцы, старики, герои и девушки.
Юнга поразило сходство образов из сновидений, рассказанных ему пациентами, и изображений в журналах средневековых алхимиков . Алхимики были донаучной версией химиков.
Алхимики были наиболее известны своими попытками превратить такие вещества, как свинец и сурьма, в золото, но они также провели много впечатляющих демонстраций. Они могли заставить жидкости изменить цвет, вспениться, взорваться или превратиться в твердые вещества, если ингредиенты были смешаны или нагреты правильным образом. Все это казалось волшебным в средние века.
Некоторые алхимики вели дневники снов, иллюстрируя свои дневники яркими загадочными рисунками сверхъестественных существ и мистических символов. Юнг получил взаймы журнал алхимика из библиотеки на той же неделе, когда ему приснился яркий сон о книге, полной непонятных символов.
Книга прибыла напрокат, Юнг открыл ее, и были страницы, заполненные фантастическими символами, прямо как в его сне. С этого момента Юнг увлекся алхимией. Он исследовал книги древних алхимиков в поисках подсказок о малоизвестном символизме и оккультных практиках.
Почему Юнга интересовала алхимия?
Юнг не верил, что золото может быть создано из свинца… в буквальном смысле. Юнг рассматривал все предприятие алхимии как символическое, духовное упражнение.
Алхимия символизировала потенциальную человеческую трансформацию от низшего, низшего существования (свинец) к высшему духовному осознанию (золото). Для Юнга символизм, встречающийся в журналах алхимиков, как и символизм в снах его терапевтических клиентов, и мифы древних культур, были проявлениями одного и того же человеческого усилия, направленного на борьбу за духовную целостность, на поиск «золота». в существовании.
Архетипы коллективного бессознательного
Юнг описал коллективное бессознательное как «бессознательные образы самих инстинктов». Это один из самых оригинальных вкладов Юнга в психологию.
Под современной поверхностью разума, сказал он, скрывается изначальный примитивный менталитет наших предков в форме историй и символов, которые нам кажутся естественными. Мы опираемся на эти инстинктивные темы, составляя воображаемые истории и сцены, и они непрошено появляются в наших снах и фантазиях.
Коллективное бессознательное проявило себя в паттернах, называемых архетипами . Архетипы — это паттерны, которые могли бы надежно возникнуть в среде предков человека (так называемая ЭЭА или среда эволюционной адаптированности, как ее назвали психологи спустя долгое время после Юнга).
Такие константы (всегда присутствующие шаблоны) льют воду на мельницу эволюции. Герои, девушки, младенцы, старики, страшные дикари: они были в каждом человеческом обществе на протяжении всей истории эволюции.
Вполне вероятно, что люди развили адаптивные реакции на эти паттерны. Основной процесс будет таким же, как у животных, развивающих инстинктивную чувствительность к значительным раздражителям в их среде.
Юнг писал, что архетипы представляют собой проекционных факторов в мозгу . Для проект означает увидеть что-то во внешнем мире, когда его реальный источник находится внутри.
Юнг считал, что архетипы представляют собой инстинктивную чувствительность к значимым паттернам, передаваемую в наших генах. Когда мы реагируем на значимый паттерн (например, на ребячество), это происходит из-за нашей врожденной схемы. Мы подобны самцам колюшек, атакующих красный цвет во время брачного сезона; мы не можем не реагировать.
Когда мы видим храброго успешного воина даже на поле спортивного поединка, а не на поле битвы, у нас есть врожденная склонность считать этого человека героем. Когда мы видим молодую привлекательную девушку, мы не можем не откликнуться на ее красоту. В песне может быть сказано: «Девушка ничего не может с собой поделать», но на самом деле ответ исходит изнутри нас, благодаря эволюции.
Каким образом проекция связана с опытом архетипов?
Ниже приведен неполный список архетипов. Каждая из них представляет собой образец, существовавший в первобытные времена, и его можно найти (в некоторых узнаваемых вариациях) в истории, литературе или мифах каждой человеческой культуры.
Образец юнгианских архетипов
- Мать: заботливая, любящая мать
- Отец: требовательный и вознаграждающий отец
- Младенец: беспомощный младенец
- Мужчина: сильный, агрессивный, рациональный мужчина
- Дева: прекрасная, неиспорченная, интуитивная женщина
- Бог: Всемогущий, путеводный свет
- Дьявол: воплощение зла
- Дикий человек: дикий примитивный, волосатый и опасный
- Трикстер: озорной персонаж, который проказничает
- Boogie Man: монстр, охотящийся на безрассудных детей
- Анима: женщина, которая скрывается внутри каждого мужчины
- Анимус: мужчина, который скрывается внутри каждой женщины
- Тень: злые, подавленные части нашей личности
- Мандала: Круглый символ самости и сознания, обычно с чем-то святым посередине Герой
- : сильный, способный человек [Юнг сказал «мужчина»], который спасает и защищает .
- Ведьма: старая уродливая женщина, которая колдует или изготавливает яды
- Мудрец: Мудрый мудрец, обычно с длинной белой бородой
Какие существуют юнгианские архетипы?
Обратите внимание, что Юнг включил мифические темы, такие как трикстер, и духовные символы, такие как мандела, Бог и Дьявол. Это характерно для Юнга: он рассматривал психологические события как объективно реальные.
В конце концов, Филимон, фигура из его собственного бессознательного, учил его, что фигурам из бессознательного следует оказывать такое же уважение, как и птицам небесным или рыбам морским. Они были реальными и имели самостоятельное влияние на психику.
Юнг серьезно отнесся к этому открытию. (И кто может передать эту мудрость лучше, чем фигура из собственного воображения.)
Когда его спросили, верит ли он в Бога, Юнг ответил, что он не «верит» в Бога, он знал, что Бог реален. И это несмотря на то, что Юнг вовсе не был религиозен в общепринятом смысле.
Когда один из его клиентов рассказал о посещении Луны, коллега Юнга рассказал о женских фантазиях. «Нет, — поправил ее Юнг, — она действительно была на Луне». Возможно, этого не произошло в объективно реальном мире, но это произошло в ее психике.
Многие психологи считают идею Юнга об архетипах не более убедительной, чем сексуальная теория Фрейда. Однако, как отмечалось выше, идеи Юнга не так уж далеки от привычных концепций этологии, где инстинктивные влияния не вызывают споров.
Люди тоже животные. Мы самые социальные животные из всех, как сказал Эллиот Аронсон (1972). Нет ничего странного или неправдоподобного в том, что у нас есть инстинктивные реакции на значимые социальные паттерны, включая многие из тех, которые Юнг не перечислил.
В любом случае Юнг любил строить догадки. Он был мыслителем широкого круга. Он написал замечательное эссе об НЛО в 1950-х годах (Jung, 1958). Он сказал, что не верит, что они действительно существуют, хотя вещественные доказательства его убедят.
Тогда, как и сейчас, физических свидетельств посещения НЛО было странно мало, учитывая частоту, с которой их «видят». Юнг пришел к выводу, что наблюдения НЛО были современными версиями явления, известного людям на протяжении столетий: видения выражали глубокое духовное стремление.
Как Юнг объяснил летающие тарелки?
Юнг указал, что летающие тарелки являются совершенным духовным символом современности. Они были круглыми, как и мандала, и поэтому служили метафорой самости или рефлексивного самосознания. Их видели в небе, точно так же, как религиозные видения древности.
Морально они были двусмысленны, как и древние боги. Никто не знал, были ли они здесь, чтобы спасти землю или уничтожить нас.
НЛО имеют отношение к современным цивилизациям, отметил Юнг, будучи технологически продвинутыми, но они также несут в себе силу и тайну старых религий. Для застенчивых современных, ориентированных на технологии людей, которые больше не могли черпать вдохновение в старых системах верований, летающие тарелки были естественной заменой.