что это простыми словами, примеры, причины возникновения
Что такое инсайт?
Инсайт (от англ. «insight» означает «озарение») — это спонтанное и не имеющее ничего общего с прошлым опытом человека решение, помогающее ему осмыслить и разрешить конкретную проблему. Данный термин активно используется в психоаналитике, психологии и психиатрии, описывая сложный по составу интеллектуальный феномен, помогающий человеку внезапно и абсолютно неожиданно, часто с помощью интуиции, решить даже очень трудную задачу.
В психологии первым указанный термин стал применять в середине 20-ых гг. 20 века психолог Вольфганг Келер. В те годы он ставил опыты с участием человекообразных обезьян, предлагая им разрешить несколько достаточно сложных (для животных) задач. Во время проведения опытов Келер обратил внимание на одну интересную закономерность — после нескольких неудач при решении поставленной задачи обезьяны прекращали активность, начиная просто рассматривать предметы вокруг, а вскоре достаточно быстро находили правильный выход из сложившейся ситуации.
Затем термин «инсайт» использовали К. Дункер и М. Вертгеймер, подразумевая под ним свойство человеческого разума, помогающее индивидууму умозрительно постигать целое и таким образом находить правильные решения даже в тяжелых ситуациях. Помимо этого, данное определение применяется психологами, описывающими обстоятельства, при которых людям удается достичь озарения, формирующего не только определенный образ в их сознании, но и различные ощущения, связанные с определенными воспоминаниями.
Примеры инсайтов
В качестве примера инсайта так же можно привести ситуацию, в которой побывали многие из нас. Во время учебы в университете часто приходилось искать решения непростых задач, на что уходило большое количество времени. И бывало так, что ключ к разгадке задачи приходил вовсе не в процессе решения, а уже позднее, когда мозг переключался на иной вид деятельности. Такое озарение, приходящее позднее, когда уже отвлекаешься от задачи и занимаешься чем-то другим — это и есть настоящий инсайт.
Так же инсайты часто встречаются в сфере бизнеса. Иногда руководителям приходится придумывать способы решения проблем, мешающих продвижению бизнеса. Однако далеко не всегда решение проблемы приходит тогда, когда ломаешь голову над его поиском. Это может произойти и позднее — во время вечерней прогулки или утренней пробежки, когда креативное мышление находится на пике.
Кроме того, история знает немало фактов, когда к известным ученым, например, к Ньютону и Менделееву, озарения приходили спонтанно, а то и вовсе во сне, и данные озарения вполне можно отнести к инсайтам. Все дело в особенностях нашего мозга, который, задавшись решением определенного вопроса, уже не может успокоиться, продолжая бессознательно искать ответы даже тогда, когда сам человек об этом не подозревает. По этой причине некоторые психологи связывают инсайт с интуицией и способами неосознанного поиска решений, ведь часто ясное и верное решение наболевшего вопроса приходит к человеку тогда, когда он о нем совсем не думает.
История появления термина
Французский математик А. Пуанкаре стал первым ученым, использовавшим в научной сфере термин «инсайт» — этим понятием в 1910 г. он обозначил внезапное озарение после долгой работы. А в психологии слово «инсайт» впервые употребил в 1920-ых гг. уже упомянутый нами выше Вольфганг Келер, один из отцов гештальтпсихологии. Постепенно инсайт стал краеугольным камнем всей гештальтпсихологии, его важнейшим и основополагающим понятием.
В основу теории об инсайте легли выводы, сделанные Келером при проведении им опытов с человекообразными приматами, которым требовалось догадаться применить палку для того, чтобы достать высоко подвешенную еду. Момент выхода из сложной ситуации, когда обезьяне приходила в голову идея сбить еду находящейся рядом с ней палкой, Келер назвал эффектом «ага-реакции». Поначалу его научные изыскания подверглись резкой критике, но со временем сделанные Келером выводы получили дальнейшее развитие в работах других ученых.
Причины возникновения инсайта
Советский психолог Я. Пономарев считал человеческое мышление своеобразным сплавом интуиции и логики, которые, по его мнению, поочередно играют ведущую роль в мыслительной деятельности людей. Процесс запуска интуиции тесно связан с постановкой перед человеком определенной задачи, при этом интуитивный поиск решения этой задачи происходит уже за гранью сознания. А вот неожиданное (только на первый взгляд) решение находится уже в плоскости сознания, являясь инсайтом. В дальнейшем найденное решение логически обосновывается и становится алгоритмом, позволяющим человеку успешно разрешать подобные проблемы в дальнейшем.
Запуск интуитивных процессов при решении новых сложных задач связан с отсутствием у конкретных индивидуумов необходимых логических знаний, которые позволили бы им быстро разрешить возникшую проблему. В результате поиск решения постепенно переходит в недостаточно пока исследованную сферу бессознательного, выпадая из сознания человека, которому полезно будет на некоторое время отвлечься от решения наболевшей задачи. А затем, в момент отдыха или сна, уже готовая информация в виде инсайта придет к нему из глубин бессознательного, после чего полученный на уровне интуиции и обоснованный логически ответ получит право на жизнь.
Следовательно, поиск инсайта потребует от человека временного отвлечения от стоящего перед ним вопроса. Кроме того, достижению озарения способствуют медитации и любые монотонные действия, к примеру, чтение любимой книги, прогулка по парку или поезда на автомобиле.
Применение инсайтов на практике
В наши дни инсайты широко применяются в практической психологии, многие специалисты активно используют прием, призванный вызвать озарение, в своей повседневной деятельности. Для этого психолог накапливает необходимые сведения о клиенте, задавая ему ряд взаимосвязанных вопросов, и тем самым подталкивая клиента к выходу из сложившейся в его жизни сложной ситуации. Эта методика очень действенна, хоть и требует немалых временных и эмоциональных затрат, как со стороны психолога, так и со стороны клиента. Также описываемый феномен часто используют при проведении психологических тренингов, включая и групповые занятия, связанные с получением группой коллективного задания.
Еще одной сферой применения инсайта является психоанализ. Традиционно в психоанализе выделяют две разновидности озарения — интеллектуальное озарение и эмоциональное прозрение.
Под интеллектуальным озарением понимается способность человека верно оценить собственное поведение в конкретной обстановке, сделать нужные выводы и правильно отреагировать на происходящие вокруг него события. Обычно специалисты относят данный психологический феномен к одному из защитных механизмов личности, поскольку благодаря нему индивидуум получает возможность взять под свой контроль любые вызывающие у него опасения стороны собственной индивидуальности.
А эмоциональным прозрением психологи называют способность личности чувствовать и осмыслять не только различные проявления, но и саму суть бессознательного. В отличие от интеллектуального озарения, прозрение эмоционального характера может рассматриваться как вполне логичное доказательство способности людей проникать в сферу собственного бессознательного.
Несмотря на то, что основатель психоанализа З. Фрейд не использовал данный термин в своих трудах, в современном психоанализе инсайт применяется в качестве терапевтического средства, призванного, чаще всего, решить определенную проблему клиента. С этой целью многие психоаналитики работают над получением конкретным клиентом конкретного, необходимого именно ему, инсайта.
Практическое использование инсайта основано на предоставляемом им мощном психологическом напряжении, способном видоизменить внутренний мир человека, тем самым спровоцировав позитивную трансформацию его личности в целом. Благодаря инсайту индивидуум сможет не только лучше понять свои чувства и устремления, но и научится управлять ими, параллельно преобразовывая собственное поведение и приобретая способности нестандартно реагировать в различных сложных жизненных ситуациях.
Вывод
Таким образом, важнейшим условием достижения инсайта является уровень развития человека, а потому его стоит постоянно повышать — получать новые знания, делать выводы из собственного опыта, развиваться и самосовершенствоваться. И тогда ваше бессознательное сможет предоставить вам нужные ответы на самые сложные вопросы.
Инсайт | Мир Психологии
Войти Зарегистрироваться
Инсайт
Инсайт (от англ. insight — проницательность, проникновение в суть) — внезапное понимание, «схватывание» отношений и структуры проблемной, ситуации, нахождение решения задачи. Научение путем Инсайт открыто В. Кёлером в исследовании поведения шимпанзе в различных проблемных ситуациях (исследование проводилось во 2-й пол. 1910-х гг. на антропоидной станции, созданной Прусской академией наук на острове Тенерифе). Ставившиеся проблемы (как правило, доставание вкусной приманки) могли быть решены только нахождением «обходного пути», применением тех или иных средств; в некоторых случаях наблюдалось, как после длительных бесплодных попыток решения проблемы обезьяна переключалась на др. деятельность и во время манипуляций с подручными предметами неожиданно находила те средства, которые требуются для успешного решения оставленной задачи и которые она тут же использовала. Иногда решение задачи находилось после периода полного бездействия, когда обезьяна просто рассматривала данную ситуацию. Кёлер интерпретировал это поведение как действие интеллекта, состоящее в переструктурировании зрительного поля восприятия в соответствии с проблемной ситуацией, в результате которого достигается внутреннее связывание ее элементов и доселе безразличный объект приобретает функциональную ценность, становясь временным орудием (см. также Орудийные действия животных, Сенсомоторный интеллект).
Результаты Кёлера ставили под сомнение бихевиористскую концепцию «слепого» научения путем хаотических проб и ошибок (см. Метод проб и ошибок). Понятие Инсайт стало одним из ключевых для гештальт-психологии. К. Дункер и М. Вертгеймер использовали его для описания того типа человеческого мышления, при котором решение происходит не в результате восприятия отдельных частей, а путем мысленного постижения целого.
Особое значение придавалось мгновенности возникновения понимания, осмысленности гипотез в процессе поиска решения.Собственно механизмы Инсайт до сих пор изучены недостаточно. Инсайт — это скорее феномен, чем объяснительный принцип. Способность к Инсайт зависит от прошлого опыта, уровня мотивации и пр. Научение путем И. занимает промежуточное положение между латентным обучением (поскольку происходит интеграция информации, содержащейся в памяти) и творчеством (поскольку имеет место спонтанное нахождение нового, оригинального решения). Термин «Инсайт» применяется иногда для обозначения одного из этапов творческого процесса, который в схеме Г. Уоллеса следует за этапом инкубации (созревания), но, строго говоря, является его продуктом. См. также Ага-переживание, Интуиция, Мышление продуктивное, Эвристика. (И.А. Мещерякова)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Инсайт (от англ. insight) — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством к-рого достигается осмысленное решение проблемы.
Понятие Инсайт введено гештальтпсихологией. В работе немецкого психолога В. Кёлера («Исследование интеллекта человекоподобных обезьян», 1930) об интеллекте человекообразных обезьян оно было противопоставлено бихевиористскому (см. Бихевиоризм) представлению о постепенном и «слепом» научении, осуществляющемся методом проб и ошибок, а в исследованиях немецких психологов М. Вертгеймера («Продуктивное мышление», 1987) и К. Дункера («Психология продуктивного (творческого) мышления», 1965) применено также и к описанию мышления человека и истолковано как особый акт, противопоставленный другим интеллектуальным операциям. Впоследствии понятие И. приобрело ключевое значение в процессе психологического изучения научного творчества. В этом контексте и. — одна из основных стадий индивидуального творческого мышления, впервые описанная Г. Уоллесом (art of though, 1926), расчленившим творческий процесс на стадии подготовки, инкубации, И. (озарения) и проверки найденного решения.
Инсайт представляет собой попадание решения, найденного в процессе бессознательной мыслительной работы, в фокус сознания. сознание в этот момент обычно отвлечено от решаемой проблемы, его направленность, как правило, не совпадает с ориентацией бессознательного решения, и поэтому найденное решение всплывает в сознании внезапно, сопровождаясь интуитивной уверенностью в его правильности и эмоциональной активацией.
Наиболее яркие примеры Инсайт дает история науки — открытия Архимеда, Ньютона, Пуанкаре и др., осуществленные в виде внезапного усмотрения решений, приходивших к ученым в самых неожиданных ситуациях (соответственно, под яблоней, в ванной, на подножке автобуса). Существование в структуре творческого процесса стадии инсайта рассматривается как одно из главных свидетельств тесной связи творчества с бессознательным мышлением (см. Бессознательное).
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
Инсайт
- Наиболее общее значение – предчувствие или интуитивное чувство внутренней природы чего-либо. Имеется несколько более специализированных значений. Два из них касаются личностного инсайта.
- В стандартном обиходе – любое самоосознание или самопонимание.
- В психотерапии – освещение или понимание чьего-то психического состояния, которое прежде не поддавалось осознанию. Обратите внимание, что там имеются различия между интеллектуальным инсайтом, который является видом теоретического понимания чьего-тс состояния или основной психодинамики чьих-то действий, но все еще остающимися отчужденными от человека, и эмоциональным инсайтом, которое рассматривается как истинное, глубокое понимание. Классический психоанализ, например, расценивает интеллектуальную форму как механизм защиты, а эмоциональную форму как основной элемент успешной терапии. Два дополнительных значения относятся к ситуативному или побуждаемому окружающей средой видам инсайта.
- Новое, чистое, навязчивое осознание правильности чего-то, возникшего без явного обращения к памяти на прошлый опыт.
- В гештальтпсихологии – процесс, посредством которого решаются проблемы.
предметная область термина
ИНСАЙТ (ОЗАРЕНИЕ) — внезапное понимание решения проблемы. Термин часто используется в психотерапии, где говорится, что пациент достигает инсайта, когда он осознает свое состояние либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для него.
ИНСАЙТ ТЕСТ (англ. insight — постижение, озарение) — проективная методика исследования личности. Опубликована Е. Саржент в 1944г. Обследуемому предлагают описания 15 ситуаций. После ознакомления с каждой ситуацией нужно письменно (или устно) ответить на вопросы, поставив себя на место действующего лица. Имеются два набора ситуаций — для женщин и мужчин. Ситуации И. т. затрагивают семейные проблемы, установки по отношению к противоположному полу, окружению, религии, профессии и т.
д. При подборе ситуаций автор в основном опиралась на проблемы, типичные для студенческого возраста. Ответы обследуемого анализируются по трем направлениям: эмоциональные реакции, когнитивные проявления и способ разрешения конфликта. Эти области детализированы, по каждой выделены отдельные категории. Напр., в область эмоциональных реакций входят: фрустрация, тревожность, депрессия и т.д., причем эти категории получают количественную оценку. Л.Ф. Бурлачукназад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
- Гештальт-психология
- Психология мышления и воображения
ХОТИТЕ ПОМОЧЬ НАШЕМУ САЙТУ? Любая денежная сумма от Вас — это поддержка для нас!
- Инсайт
Примеры прозрения: обретение ясного понимания
По Персонал YourDictionary
РАЗРЕШЕНИЕ
ThinkStock
Способность видеть или понимать что-то ясно. Это часто включает в себя понимание причинно-следственной связи, а именно, если вы сделаете «А», то произойдет «Б».
Прозрение иногда называют прозрением, моментом «ага» или чувством «эврики», когда решение проблемы появляется внезапно. Буддисты используют медитацию, чтобы помочь решить проблемы, используя знание прозрения или «випассана нана».0003
Понимание создает понимание
Иногда добавление небольшой информации может по-новому взглянуть на проблему или помочь вам лучше понять человека или ситуацию.
Например:
- Знакомство с родителями друга может помочь вам понять, почему они делают то, что делают.
- Наблюдение за действиями домашних животных в течение дня на скрытой камере покажет вам, как они проводят свои дни, пока вас нет.
- Наблюдая за тем, как мастер ремонтирует сломанный прибор, вы можете понять, как починить этот прибор, если он снова сломается.
- Чтение истории организации может дать представление о том, как они сформировали свое мнение и как они выбирают своих должностных лиц и членов.
- Задавая кому-либо вопросы о том, почему они сделали то, что сделали, вы сможете понять их мотивы.
Проницательность помогает выполнять задачи
Проницательное обучение — это форма когнитивного обучения, при которой животные используют проницательность для достижения чего-либо.
Вот примеры:
- Собака находится в комнате с маленькой калиткой, чтобы не дать ей уйти. Он толкает ящик к воротам, чтобы встать на него и перепрыгнуть через ворота.
- Люди будут использовать стул, чтобы забраться достаточно высоко, чтобы покрасить верхнюю часть стены.
- При перемещении стула вы должны сдвинуть его в сторону, чтобы он прошел через дверь.
- Иногда, играя в видеоигры, требуется проницательность, чтобы перейти к следующему шагу после того, как перед вами возникло препятствие.
- Решение сложной математической задачи требует понимания и предварительного изучения основных навыков, таких как сложение, вычитание, умножение и деление.
- В качестве эксперимента шимпанзе посадили в клетку, а банан поставили вне досягаемости. Он использовал палку, чтобы достать банан.
- В ходе эксперимента фрукты были подвешены к потолку вне досягаемости шимпанзе. В конце концов шимпанзе складывали коробки, чтобы забраться на них и добраться до фруктов.
- В этом классическом примере интуитивного обучения вам даны четыре звена цепи, каждое из которых имеет три звена. Задача состоит в том, чтобы соединить их всех вместе в одну большую петлю. Открытие ссылки стоит 2 цента, закрытие ссылки стоит 3 цента, а у вас есть только 15 центов. Чтобы решить эту проблему, вы должны обладать проницательностью, чтобы разорвать один отрезок цепочки и использовать каждое из трех звеньев, чтобы соединить остальные три.
Способность решать ребусы
В ребусе вам нужно отгадать фразу, просмотрев группу картинок и слов. Например:
- ты просто я — Только между тобой и мной
- sta4nce — Например
- НАКАЗАНИЕ — Смертная казнь
- CC C CC — Middle C
- SYMPHON — Неоконченная симфония
- — Little Little Late , слишком поздно
- ХОРОБОД — Робин Гуд
Способность решать проблемы
Проблема понимания — это просто проблема, для решения которой требуется понимание.
Вот примеры:
- Два мальчика родились в один и тот же день, месяц и год у одних и тех же родителей, и они не близнецы. Как это может быть? Они тройняшки.
- Мойщик окон упал с 40-футовой лестницы на бетон и не пострадал. Как это возможно? Он упал с нижней ступеньки.
- В анаграммах вы смешиваете буквы, чтобы получить новое слово, например: спальня — скука или метеор — удаленность.
- Чтобы понять кульминацию шутки, нужно проницательность: как слезть со слона? Вы не знаете! Вы слезаете с утки.
- Проницательность также необходима для каламбуров. Вот каламбур от Граучо Маркса: «Время летит, как стрела. Фрукты летят, как банан».
Теперь вы увидели, как работает понимание и как оно может помочь вам решить проблемы.
Важность понимания | Psychology Today
Галлюцинации, бред, бессвязные мыслительные паттерны, приподнятое настроение, депрессивное настроение, быстро меняющееся настроение, спутанность сознания, суицидальные мысли, изменения памяти, зависимое поведение, поведение, которое просто не имеет смысла — все это симптомы психических заболеваний.
Конкретные модели этих симптомов с течением времени помогают определить конкретные синдромы.Существует одна общая черта многих психических расстройств: нарушение понимания. Люди с психическими заболеваниями часто имеют пониженную способность понимать природу своих болезней или, в некоторых случаях, понимать, что они вообще больны. Это затрудняет лечение и соблюдение режима лечения.
Отсутствие понимания отличается от непонимания природы конкретной болезни. Большинство людей с диабетом могут полностью осознать, что они больны и нуждаются в конкретных лекарствах для контроля симптомов. Им не нужно понимать биологию резистентности к инсулину на клеточном уровне.
Хотя люди с медицинскими заболеваниями могут не понимать механизмов, лежащих в основе их болезней, они обычно знают, что они больны и что им будет полезно лечение. Чем больше дискомфорта они чувствуют, тем больше хотят облегчения.
Напротив, люди с психическими заболеваниями часто не осознают, что что-то не так. Они не думают, что им нужна помощь, или считают, что ничто не может им помочь.
Хотя отсутствие понимания является общим признаком многих психических расстройств, природа этого отсутствия понимания может варьироваться в зависимости от расстройства.
Человек в разгар маниакального эпизода с грандиозным бредом, высокой энергией, малой потребностью во сне, заметной недальновидностью и неконтролируемыми расходами может не понимать, почему друзья и семья думают, что что-то не так. Больной шизофренией, испытывающий слуховые галлюцинации или бред преследования, может быть не в состоянии понять, что голоса и бред не настоящие. Человек с тяжелой депрессией может быть не в состоянии понять, почему другие не понимают, что он ужасный человек, полный неудачник и обуза для всех вокруг. Люди с наркозависимостью могут полагать, что у них нет проблем и что они могут бросить, когда захотят. Люди с тяжелой деменцией могут искренне верить, что они способны полноценно функционировать на работе и что они полностью способны безопасно управлять автомобилем.
Существуют методы лечения большинства психических расстройств, которые помогают уменьшить, если не устранить, симптомы. Однако для того, чтобы лечение было полезным, у больного человека должно быть понимание, чтобы участвовать в лечении.
Почему столь многим психическим расстройствам свойственна сниженная интуиция? Психические заболевания влияют на мотивационную, когнитивную и эмоциональную системы мозга. Вполне вероятно, что патологические механизмы, задействованные в этих заболеваниях, приводят к нарушению регуляции систем мозга, лежащих в основе регуляции инсайта.
Множественные дефекты обработки мозгом, вероятно, способствуют проблемам с пониманием, и важно понимать, что понимание требует сложного набора мозговых вычислений. Для того чтобы любой из нас имел проницательность, мы должны быть в состоянии взвесить относительные достоинства нашего собственного внутреннего мышления по сравнению с внешними обстоятельствами окружающей среды.
Таким образом, при психических заболеваниях инсайт должен преодолевать состояния высокой внутренней эмоциональности и низкой мотивации при наличии часто неточного восприятия внешнего мира. Понимание требует работы мозговых сетей высшего порядка, лежащих в основе внимания, рабочей памяти и когнитивного контроля. К сожалению, эти системы мозга более высокого порядка дисфункциональны при многих, если не при всех, психических расстройствах.
Пытаясь помочь пациентам, которым не хватает понимания, врачам важно развивать доверительные отношения как с пациентом, так и с его семьей. Когда пациент доверяет своему врачу, он с большей вероятностью прислушается к совету врача, даже если не считает, что нуждается в помощи. Чем крепче социальные связи пациента с друзьями и семьей, тем больше вероятность того, что он прислушается к их советам.
По сути, крепкие, позитивные социальные связи могут помочь пациентам развить более точную оценку внешнего мира, выступая в качестве суррогатов или валидаторов собственного восприятия пациента. Некоторые психотерапевтические подходы также могут помочь с инсайтом. Например, «когнитивный» компонент когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) побуждает пациентов использовать свое внимание, рабочую память и сети когнитивного контроля для оценки своего внутреннего мышления по отношению к наблюдаемым событиям внешнего мира.