Инсайт: что это и как работает
Порой можно долго биться над проблемой, а потом решение появляется как будто само собой. Рассказываем, как сделать так, чтобы внезапные озарения приходили к вам чаще
Содержание
- Что такое
- Как работает
- Примеры
- Этапы появления
- Ошибочный инсайт
- Как получать инсайты чаще
Что такое инсайт
Инсайт (англ. insight — понимание) — это внезапное озарение, которое помогает человеку найти решение какой-либо задачи. Синонимы слова инсайт — прозрение, откровение, постижение. Обычно мы пытаемся решить задачу аналитически, с помощью логических рассуждений. Тогда мы приходим к решению осознанно. Особенность же инсайта в том, что к нему приходят бессознательно — озарению не предшествует осознаваемая работа мозга.
Часто инсайты приходят, когда человек занят несложным и монотонным делом, например, убирается или гуляет. Когда озарение настигает человека, у него возникает радостное чувство, которое психологи называют «ага-переживанием».
Сегодня термин употребляют в психологии, а также в бизнес-среде, особенно в маркетинге, рекламе и бизнес-аналитике [1]. Инсайт в бизнесе — это мысль или комбинация данных, которые помогают компании найти оптимальное решение, способное повлиять на весь ход работы.
Инсайт в маркетинге, или потребительский инсайт — это полученная в ходе исследований информация, которую можно использовать как инструмент для роста продаж. Инсайт помогает компании осознать, чего по-настоящему хочет клиент, и предложить ему оптимальное решение проблемы с помощью услуги или товара — и выиграть внимание потребителя у конкурентов.
В другом значении этот термин употребляется в психиатрии — например, когда речь идет о людях с диагнозом шизофрения [2]. Инсайтом для них будет понимание, что их навязчивое состояние ненормально. Так, пациент, у которого случился инсайт, может осознать, что «голоса», которые он слышит — плод его воображения. Считается, что у тех, кто испытывает инсайты, шанс на лечение выше, чем у тех, кто с ними не сталкивается.
Чем инсайт отличается от инсайда
Не стоит путать инсайт с инсайдом (калька с английского inside — внутри), хотя слова звучат похоже. Оба термина имеют отношение к информации. Но инсайт — решение проблемы через озарение, а инсайд — это информация для внутреннего пользования в какой-нибудь организации, недоступная для разглашения посторонним. Так, название издания «Бизнес Инсайдер» (Business Insider) обещает читателям много «внутренней» информации о бизнесе — то есть инсайдов. А мы в этой статье обещаем показать, как получать инсайты — неожиданные озарения, которые помогают решать проблемы.
Как работает инсайт
Термин «инсайт» появился в психологии. Впервые его применил один из основателей гештальт-психологии Вольфганг Келер (Wolfgang Köhler) в работе о поведении обезьян в 1917 году [3], [4]. Он провел такой эксперимент: закрыл обезьян в клетке, а снаружи положил бананы. Приматы видели еду, но добраться до нее не могли. Спустя какое-то время, побродив по клетке, они догадались взять палку, чтобы подтянуть к себе фрукты. Оказалось, что человек может вести себя похоже.
Инсайт и гештальт
Инсайт связан с понятием гештальта. Гештальт — это целостная картина, которую стремится увидеть наш мозг. Например, когда мы смотрим на изображение велосипеда, то видим его целиком, а не отдельно колеса, раму и руль. Это и есть целостное восприятие.
Мозг стремится целостно воспринимать не только картины. Нам также важно «закрывать» проблемы и задачи, которые мы перед собой ставим. Решив работать на какой-либо проблемой, мы «открываем» гештальт. После этого мозгу необходимо, чтобы дело было доведено до конца, а гештальт закрыт.
Незакрытый гештальт будет постоянно напоминать о себе, не давая полностью забыть о проблеме, даже если мы решили над ней больше не работать. А еще такой гештальт будет заставлять мозг работать в скрытом режиме — даже тогда, когда человек уже отчаялся найти ответ. Такая работа как раз и может привести к озарению.
Инсайт и нейроны
Психологи из Северо-Западного университета в Чикаго выяснили, что и во время сознательных попыток решить задачу, и в момент возникновения инсайта, у человека активен один и тот же отдел мозга — передняя верхняя височная извилина правого полушария [5]. При этом при озарении она работает активнее, чем при решении задач аналитически. Также ученые обнаружили, что в этой же области мозга незадолго до озарения происходит внезапный всплеск высокочастотной нейронной активности. Он начинается меньше чем за секунду до инсайта.
График нейронной активности при решении проблем. Красным на графике указана активность нейронов при инсайте, синим — когда задача решалась без озарения. Оказывается, мозг в этих случаях работает сходным образом, но с разной интенсивностью. (Фото: PLOS Biologue)
Примеры инсайтов
В науке
Классический пример инсайта встречается в трактате древнеримского архитектора Витрувия [6]. Там описана легенда о том, как Архимед определил, из какого материала сделана корона царя Сиракуз Гиерона II. Для расчетов ученому нужно было вычислить объем короны, но сделать это было тяжело из-за ее сложной формы. Инсайт пришел, когда Архимед погрузился в ванну и часть воды вылилась на пол. Он осознал, что объем вытесненной воды равен объему тела, погруженного в воду. Именно тогда он прокричал знаменитое «Эврика!», что в переводе с греческого означает «нашел». Ведь теперь, имея возможность измерить объем короны, он мог рассчитать, есть ли в ее составе примеси. Согласно легенде, она действительно оказалась не из чистого золота.
Пример из более близкого нам периода — создание периодической таблицы химических элементов. Российский ученый Дмитрий Менделеев долго работал над ней, но ее окончательный вид сформировался в его голове внезапно. Якобы общая картина явилась ему с утра, после того как ученый поспал после трех дней бессонной работы. Этому открытию предшествовала осознанная работа, а также множество мелких инсайтов, которые подготовили почву для большого прорыва в науке.
Разница между инсайтом и серендипностью
Открытия в науке часто бывают случайными — когда ученый внезапно делает открытие, хотя занимался рядовым экспериментом, или искал что-то другое. Такие открытия еще можно назвать серендипными.
Серендипность (англ. serendipity, интуитивная способность, прозорливость) — это способность находить то, чего не искал намеренно, делая глубокие выводы из случайных наблюдений [7]. Впервые это слово использовал писатель XVIII века Гораций Уолпол (Horace Walpole). Серендипность может помогать как в науке, так и в бизнесе [8].
Понятия инсайта и серендипности во многом пересекаются, но между ними есть различия. Инсайт позволяет найти решение для проблемы, которая изначально стояла перед человеком. А серендипность — найти ответ на вопрос, которым вы не задавались.
Именно так в 1928 году случайно был открыт пенициллин — первый антибиотик [9]. Шотландский микробиолог Александр Флеминг (Alexander Fleming) исследовал сопротивляемость человеческого организма бактериальным инфекциям. Однажды он вернулся в лабораторию и увидел, что там погибла колония стафилококка. Оказалось, что в пробирку ветром задуло плесень, которая и уничтожила бактерии. Позже ученый выяснил, что этот род плесени подавлял рост не только стафилококков, но и других бактерий. Из этого вещества и стали производить антибиотики.
В бизнесе
В конце 1990-х компания Ford выпустила обновленный автомобиль Ford Mustang [10]. Покупатели оказались недовольны новинкой — они сообщили, что новый автомобиль менее мощный, чем предыдущие модели. На самом же деле двигатель новой машины был мощнее.
Компания провела исследование и выяснила, что потребители «ощущали» мощность машины физически, когда чувствовали вибрации автомобиля во время движения и слышали рев двигателя. Исследователи поняли, что внешний вид «Мустанга» не соответствовал понятиям покупателей о мощности.
Тогда в компании решили изменить дизайн машины так, чтобы она выглядела быстрой — и все получилось. «У этого автомобиля есть ощущение движения, даже когда он стоит на месте», — говорил о новой машине глава отдела дизайна Ford Ричард Хаттингговорил.
Ford Mustang 1998 года. Автомобиль со спортивным дизайном. (Фото: Auto.vercity.ru )
В маркетинге
В 2017 году стриминговый сервис Spotify нашел новый способ использовать пользовательские данные [11]. Раньше они применялись лишь для внутренней аналитики. Но в новогодней рекламной кампании 2017 года Spotify впервые использовал собранные данные для того, чтобы рассказать клиентам о них самих. В приложении появилась инфографика, которая объясняла пользователю, как и какую музыку он слушал на протяжении прошедшего года. Этот ход оказался крайне успешным: людям всегда приятно получать персонализированную информацию о самих себе и делиться ею с другими.
Анонс кампании на сайте Spotify. (Фото: community.spotify.com)
Еще один пример — рекламная кампания Nike. Изначально бренд производил товары только для профессиональных спортсменов. К 1980-м стало понятно, что это проигрышная стратегия. В США в тот момент был бум фитнеса и аэробики и на рынке появилась новая целевая аудитория — любители спорта. Конкуренты Nike быстро переключились на них и вырвались в лидеры, а вот продажи Nike упали и компания была вынуждена уволить 20% сотрудников.
Чтобы остаться на плаву, Nike решила изменить позиционирование бренда. Так в 1988 году появился знаменитый слоган Just Do It («Просто сделай это») [12]. В первом рекламном ролике этой кампании появился 80-летний мужчина, бегущий по знаменитому мосту Золотые Ворота в Сан-Франциско. Идея была проста: если он может, то и любой сможет. Стратегия Nike оказалась удачной, а успех не заставил себя ждать: в 1988 продажи компании выросли на 30%, а к 1990 году прибыль удвоилась.
Рекламная кампания Nike, в которой впервые появился слоган Just Do It.
(Видео: Eslogan Magazine / YouTube)
Этапы появления инсайта
1. Сбор информации
Человек сталкивается с задачей, не находит решения, а мозг формирует незакрытый гештальт. Например, журналисту дали задание написать материал по истории одежды, которую носили во время испанского гриппа начала ХХ века и других вирусных болезней. Автор сталкивается с проблемой: информации слишком много, искать ее долго, как структурировать — непонятно. Автор решает на время отложить задачу.
2. Инкубационный период
Он может занять много времени. Человек отвлекается и совсем не думает о задаче — может даже забыть о ней. Мозг при этом «тайно» продолжает работать. Вот и автор статьи забывает о ней и начинает заниматься другими проектами, гуляет и общается с друзьями.
3. Инсайт
Самый приятный момент. Человеку внезапно приходит озарение. Это состояние приходит вдруг и длится доли секунды. Человек испытывает яркие эмоции и подъем настроения. А еще — облегчение от решенной задачи. Ему кажется, что понимание пришло из ниоткуда.
Иногда инсайт решает поставленную задачу целиком, но бывают и мелкие инсайты — когда человеку приходит понимание не всей задачи, а ее части. Таким образом закрываются небольшие гештальты — до тех пор, пока задача не будет решена полностью.
Автор из нашего примера забыл о статье почти на месяц, как вдруг ему в голову пришла идея идеальной структуры материала. Он понял, что каждый период в истории болезней нужно описать через один вид одежды — например, показать женский костюм в период чумы в Европе и одежду бизнесмена во время карантина в Китае. Осознание пришло, когда автор готовил ужин.
Ошибочный инсайт
То, что решение пришло в виде инсайта, не гарантирует, что оно верное. В психологии этот эффект называется ложным инсайтом и считается побочным продуктом мыслительных процессов. Ложный инсайт также может сопровождаться ощущением «открытия». Впервые ошибочный инсайт описал математик Пуанкаре [13].
Ложный инсайт случается, когда мозг неверно распознает сигналы, которые посылаются, когда решение задачи приходит на неосознанном уровне [14]. Ошибочный инсайт может прийти, если человек зациклен на поиске решения проблемы и утомил себя. Тогда мозг просто «выдаст» ему первое попавшееся решение.
Несмотря на схожесть ощущений, отличить ложный инсайт от настоящего можно. В случае с ошибочным инсайтом человек вроде бы и чувствует, что нашел решение, но ему кажется, что он что-то понял не до конца, он испытывает легкое чувство беспокойства. Еще при ложном инсайте чувство радости ниже, чем при настоящем, а также снижено ощущение «внезапности» происходящего [15].
Понятие ложного инсайта есть и в маркетинге. Он происходит, когда компания проводит исследование, пытаясь выяснить, чего же хочет клиент, получает неверную информацию и запускает продукт, который плохо продается. Такое может произойти, если получить во время опроса неточные данные или неправильно их интерпретировать [16].
Как получать инсайты чаще
Специально получить инсайт нельзя. Однако ученые предлагают способы, как привести мозг в состояние, которое значительно увеличивает шансы на возникновение озарения [17]. Главный трюк — «отпустить» проблему и расслабиться.
1. Отвлекайтесь
Как только вы поняли, что не можете найти правильное решение вашей проблемы, хотя предприняли для этого множество усилий, отвлекитесь. Возьмите перерыв на работе, если это возможно. Переключитесь на другие задачи — погуляйте с собакой, встретьтесь с друзьями, примите ванну.
2. Не ждите инсайта
Инсайт, как и вдохновение, приходит, когда его меньше всего ждешь. Ожидание инсайта — это такая же фокусировка на проблеме, как и безуспешные попытки решить ее, используя логику. На это тратится много сил, так нужных мозгу. Поэтому не стоит лишний раз думать об инсайте и ждать, когда же он наконец придет.
3. Поддерживайте хорошее настроение
Ученые установили, что в хорошем настроении получить инсайт, да и решать задачи аналитически, легче. В 2009 году нейроисследователи провели эксперимент [18], в ходе которого участники решали задачи — с помощью логических рассуждений или через инсайт. Выяснилось, что в состоянии «позитивного аффекта» (так на языке психологии называется хорошее настроение) люди справляются с задачами эффективнее и быстрее.
Как именно хорошее настроение влияет на достижение озарения, пока неясно. Есть предположение, что оно улучшает активность нейронов, которым становится проще принимать сигналы, возникающие при появлении инсайта.
4. Занимайтесь монотонной работой
Как объясняет психолог Дэвид Рок [19], когда мозг перегружен задачами и не может найти ответ, ему нужна тишина. Он связал это с тем, что сигнал нейронов при инсайте достаточно «тихий». Ученый сравнил его с негромким звонком телефона во время шумной вечеринки — такой сигнал расслышать невозможно. Если мы будем окружены суетой, мы просто не заметим инсайт, считает Рок, поэтому мозгу и нужно для его достижения относительное спокойствие.
Инсайт — явление, до сих пор не изученное наукой полностью. Но знания, которые о нем уже есть, говорят нам о следующем: не нужно загонять себя в угол, пытаясь решить ту или иную проблему. Лучше отдохнуть. К тому же лучше не злоупотреблять «охотой» за инсайтами, потому что таким образом мы мешаем им случаться спонтанно.
Инсайт — определение, значение и примеры инсайтов — Глоссарий
Что такое инсайт
Если говорить простыми словами, то инсайт — это озарение. Яркий образец инсайта — знакомый нам всем сюжетный прием в мультфильмах, когда персонаж никак не может найти выход из сложившейся ситуации, но тут у него над головой загорается лампочка. Это означает, что персонажу удалось придумать решение, словить инсайт, то есть сгенерировать нужную идею.
Идею часто воспринимают как синоним инсайта, но это не совсем верно. Особенность инсайта заключается в многогранности его интерпретации. Именно поэтому вопрос, что это значит для других областей человеческой деятельности, крайне сложный. Ведь бизнес, менеджмент, маркетинг и даже психология дают инсайту собственное определение.
Инсайт в психологии
Изначально понятие «инсайт» относится к области психологии. Под инсайтом понимается внезапная догадка, которая приводит к совершенно новому пониманию проблемы. Впервые термин использовал Вольфганг Кёлер в гештальтпсихологии. Гештальтпсихология — раздел психологии, который в первую очередь занимается объяснением феноменов восприятия.
Чтобы объяснить феномен инсайта наглядно и простым языком, Кёлер проводил опыты с обезьянами. Один из самых известных таких экспериментов — эксперимент с ящиком и бананом. Согласно условиям эксперимента, обезьяна должна была достать банан, который висел высоко на дереве, и для этого нужно было не просто высоко подпрыгнуть, а подставить под ноги ящик.
Некоторое время обезьяны не могли решить данную задачу, просто прыгая за бананом и не понимая, как дотянуться до него. Но потом обезьяны остановились, оглянулись вокруг и все-таки заметили спасительную коробку. Найти такое решение проблемы в случае с обезьянами и означало поймать инсайт.
Итак, что такое инсайт в психологии? Понятие «инсайт» по в Кёлеру — это «ага-реакция», мгновенное озарение, которое позволяет увидеть ситуацию более широко и найти для существующей проблемы иное, неожиданное решение. Однако в обыденной жизни под этим понимается внезапное и мгновенное понимание внутреннего устройства явления или процесса. Например, в психотерапии инсайт означает, что пациент отчетливо осознает объективную и субъективную природу нарушений своего восприятия. Пациент понимает, что некоторые его ирреальные ощущения вызваны объективно существующей болезнью. Сейчас термин «инсайт» применяют не только в психологии и в психиатрии, но и во многих других областях.
Инсайт в маркетинге
Что такое инсайт в маркетинге? Психологи понимают под инсайтом внезапное понимание сути проблемной ситуации, а маркетологи — информацию, полученную в ходе изучения потребителя, его нужд и желаний. Именно поэтому в маркетинге чаще употребляют термин «потребительский инсайт».
Потребительский инсайт в маркетинге — это скрытый мотив, которым руководствуется потребитель при покупке товара. Найти такой мотив можно в ходе маркетинговых исследований. Проще говоря, в маркетинге потребительский инсайт — это эффективный инструмент маркетологов, который позволяет выделить предложение компании среди конкурентов.
Несмотря на то, что слово «инсайт» для маркетинга имеет совершенно иное значение, чем для психологии, его особенность заключается в том же самом — в поиске неожиданного и эффективного решения конкретной проблемы. Только в случае с маркетингом и решение, и проблема напрямую связаны с потребителем и успехом бренда. Благодаря этому потребительский инсайт нередко становится хорошим материалом для рекламы и для рекламных материалов.
Инсайт в рекламе
Инсайт в рекламе — рекламная кампания или рекламный продукт, созданный на основе маркетингового исследования целевой аудитории. Идея инсайта в данном контексте заключается в том, что маркетолог точно определяет потребность клиента и предлагает подходящее решение для этой проблемы.
На практике (например, в Инстаграме) часто можно встретить посты из рубрики «инсайт недели» или «инсайт дня». Инсайт дня — это вдохновляющая цитата, картинка, видео или же список полезных материалов. Как написать инсайт, если понимать его именно так? Достаточно просто найти интересную цитату или материал, который может натолкнуть подписчика на интересные мысли, и оформить пост.
В рекламе инсайт может выполнять разные задачи. Например, помогать бренду выстраивать отношения со своей аудиторией. Вдохновляющие, полезные фразы и цитаты позволят привлечь новых подписчиков, сформировать имидж бренда, выразить солидарность с аудиторией и так далее. Но использовать это как главный инструмент для продвижения бренда не стоит: гораздо важнее искать и находить именно потребительские инсайты.
Подводя итог, можно сказать, что инсайт в маркетинге и в рекламе оказываются совсем не такими, как инсайт в психологии или инсайт в жизни. Даже в обучении возможны самые разные понимания инсайта.
Обучение по теме
Инсайт обучение
Инсайт в обучении означает фактически то же самое, что и в психологии: для студента состояние инсайта связано с ощущением, что он предельно четко понял изучаемый материал. Что это значит? В процессе обучения инсайты позволяют быстро и качественно осваивать любое направление или предмет, причем получая удовольствие от процесса, ведь возникновение инсайта всегда сопровождается чувством облегчения и радости от долгожданного открытия.
Именно за счет этого инсайт играет важнейшую роль в современном обучении, ведь может помочь студенту даже тогда, когда не помогает книга или даже преподаватель. Чтобы студенты могли регулярно ловить инсайты, преподавателю необходимо предоставлять им больше возможностей для самостоятельной работы с материалом.
Например, курсы по саморазвитию без инсайтов фактически бесполезны, ведь они требуют от студента кардинально изменить свое мировоззрение и стиль жизни, что невозможно без нужных озарений. Это доказывает и пример успешных людей, большинство из которых решились на что-то лишь после снизошедшего на них инсайта. Наверное, каждый человек может привести примеры из жизни, когда он сам ловил инсайт и находил нестандартные решения.
Состояние инсайта доступно каждому из нас, а чтобы инсайт случился, необходимо отпустить ситуацию: не пытаться решить проблему напрямую, собрать побольше сведений, а затем расслабиться и просто позволить мозгу найти новый и более выгодный выход из ситуации.
Проницательность – определение, значение и примеры – Глоссарий
Что такое Проницательность
Проницательность – это видение. Яркий пример прозрения — знакомый сюжетный поворот в мультфильмах, когда персонаж не может найти выход из ситуации, но тут над его головой загорается лампочка. Это означает, что персонаж может разработать решение, чтобы поймать озарение и сгенерировать правильную идею.
Люди часто думают, что идея является синонимом понимания, но это не так. Отличительной чертой инсайта является сложность его интерпретации. Поэтому вопрос о том, что это означает для других областей человеческой деятельности, весьма сложен. Ведь бизнес, менеджмент, маркетинг и даже психология интерпретируют озарение иначе.
Инсайт в психологии
Изначально понятие инсайт относилось к области психологии. Инсайт означает внезапную догадку, которая приводит к совершенно новому пониманию проблемы. Однако впервые этот термин употребил Вольфганг Кёлер в гештальт-психологии. Гештальтпсихология — это отрасль психологии, которая в первую очередь пытается объяснить явления восприятия.
Чтобы наглядно и просто объяснить феномен озарения, Келер провел эксперименты с шимпанзе. Один из его самых известных экспериментов — эксперимент с коробкой и бананом. В соответствии с условиями эксперимента шимпанзе нужно было достать банан, который висит высоко на дереве, слишком высоко, чтобы забраться, просто прыгнув, поэтому животному пришлось поставить коробку, чтобы стоять на ней.
Какое-то время шимпанзе не могли решить эту задачу, просто прыгая за бананом; они не могли понять, как добраться до него. Но потом они останавливались, оглядывались и замечали спасательный ящик. Поэтому найти такое решение в случае с шимпанзе означало поймать озарение.
Итак, что такое инсайт в психологии? Понятие инсайта, по Кёлеру, — это «Ага-реакция» — немедленный инсайт, позволяющий увидеть ситуацию с более широкой точки зрения и найти альтернативное и неожиданное решение существующей проблемы. Однако в быту это означает внезапное и быстрое понимание внутренней структуры явления или процесса. Например, в психотерапии инсайт означает, что пациент может понять объективную и субъективную природу своего восприятия. Например, больной понимает, что некоторые его сюрреалистические ощущения вызваны объективно существующей болезнью. Сегодня термин инсайт используется не только в психологии и психиатрии, но и во многих других областях.
Инсайт в маркетинге
Что такое инсайт в маркетинге? Психологи понимают инсайт как внезапное понимание сути проблемы, а маркетологи — как информацию, собранную путем изучения потребителя, его потребностей и стремлений. Именно поэтому в маркетинге чаще используется термин «понимание потребителя».
Понимание потребителя в маркетинге — это скрытый мотив, которым руководствуется потребитель при покупке товара. Аналогично можно найти такой мотив при проведении маркетинговых исследований. Проще говоря, в маркетинге понимание потребителей является эффективным инструментом для маркетологов, позволяющим отличить предложение компании от предложений конкурентов.
Хотя слово «озарение» имеет для маркетинга совершенно иное значение, чем для психологии, оно отличается по той же причине — оно означает поиск неожиданного и эффективного решения проблемы. Хотя в маркетинге и решение, и проблема напрямую связаны с потребителем и успехом бренда. Вот почему понимание потребителя часто полезно для рекламы и рекламных материалов.
Инсайт в рекламе
Инсайт в рекламе — рекламная кампания или продукт, созданный на основе маркетинговых исследований целевой аудитории. В этом контексте идея понимания заключается в том, что маркетолог точно определяет потребность клиента и предлагает подходящее решение этой проблемы.
На практике (например, в Instagram) часто можно встретить посты из рубрики Insight of the Week или Insight of the Day . Инсайт дня — вдохновляющая цитата, картинка, видео или список ценных материалов. Итак, как вы пишете инсайт, если вы так его понимаете? Просто найдите интересную цитату или материал, способный натолкнуть подписчика на волнующие мысли, и сделайте пост.
В рекламе понимание может выполнять разные задачи. Например, это может помочь бренду наладить отношения со своей аудиторией. Вдохновляющие и полезные фразы и цитаты привлекут новых подписчиков, сформируют имидж бренда, выразят солидарность с аудиторией и так далее. Но не стоит использовать это как основной инструмент продвижения бренда: гораздо важнее искать и находить потребительские инсайты.
Подводя итог, можно сказать, что проницательность в маркетинге и рекламе не то же самое, что проницательность в психологии или проницательность в жизни. Даже в обучении могут быть разные идеи.
Обучение по темам
Инсайтное обучение
Инсайт в обучении означает практически то же, что и в психологии: для студента состояние инсайта – это ощущение, что материал изучен всесторонне. Что это обозначает? В процессе обучения инсайты позволяют быстро и эффективно осваивать любую область или предмет, получая при этом удовольствие от процесса, ведь инсайт всегда приходит с чувством облегчения и радости от долгожданного открытия.
Вот почему понимание играет решающую роль в современном обучении, потому что оно может помочь ученику, даже если книга или учитель не помогают. Поэтому учителю необходимо предоставить своим ученикам больше возможностей для самостоятельной работы с материалом, чтобы помочь им регулярно ловить озарения.
Например, курсы по саморазвитию без инсайтов бесполезны, потому что требуют от ученика кардинального изменения мировоззрения и образа жизни, что невозможно без инсайтов. Это доказывается на примере успешных людей, большинство из которых решились на что-то только после озарения. Наверное, каждый человек может привести примеры из своей жизни, когда ловил озарение и находил нестандартные решения.
Состояние озарения доступно каждому из нас, и чтобы оно произошло, нужно отпустить ситуацию. Итак, не пытайтесь решать проблему в лоб; вместо этого соберите больше информации, расслабьтесь и просто дайте мозгу найти новый и более продуктивный выход из ситуации.
Insight Learning (Definition + Examples)
Вы когда-нибудь были настолько сосредоточены на проблеме, что вам приходилось отходить на шаг, чтобы решить ее? Вы не можете найти решение, когда смотрите на все движущиеся части, но стоит вам отвлечься на что-то другое — «А-ха!» у тебя есть это.
Когда проблема не может быть решена путем применения очевидной пошаговой последовательности решения, Инсайтное обучение происходит, когда разум перестраивает элементы проблемы и находит связи, которые не были очевидны при первоначальном представлении проблемы. Люди переживают это как внезапный момент А-ха.
Люди — не единственные биологические существа, у которых есть эти моменты «ага». Работа с другими видами помогла психологам понять определение и этапы Insight Learning. Это видео расскажет об этих этапах и о том, как вы можете помочь продвинуть эти моменты «ага».
Что такое проницательное обучение?
Инсайтное обучение — это процесс, который приводит к внезапному пониманию проблемы. Часто учащийся пытается понять проблему, но отступает до того, как происходит изменение восприятия. Инсайтное обучение часто сравнивают с обучением методом проб и ошибок, но оно немного отличается.
Вместо того, чтобы просто пробовать разные случайные решения, инсайтное обучение требует большего понимания. Учащиеся стремятся понять отношения между частями головоломки. Они используют шаблоны, организацию и прошлые знания, чтобы решить насущную проблему.
Наблюдается ли проницательное обучение только у людей?
Люди — не единственные существа, которые учатся проницательно. Не все виды используют этот процесс — только те, которые ближе всего к нам интеллектуально. Инсайтное обучение было впервые обнаружено не при наблюдении за людьми, а при наблюдении за шимпанзе.
В начале 1900-х годов Вольфганг Кёлер наблюдал за шимпанзе, когда они решали задачи. Самым известным объектом Келера был шимпанзе по имени Султан. Психолог дал Султану две палочки разного размера и поместил банан вне клетки Султана. Он наблюдал, как Султан смотрел на палочки и безуспешно пытался дотянуться до банана. В конце концов, Султан сдался и отвлекся. Но именно в это время Келер заметил у Султана «прозрение». Шимпанзе вернулся к палочкам, вложил одну в другую и использовал их, чтобы принести ему банан.
С тех пор, как были проведены первоначальные наблюдения Келера, психологи глубже изучили процесс озарения и то, когда вы, скорее всего, испытаете этот момент «ага». Не существует точной науки об обучении прозрению, но некоторые теории предполагают, что некоторые места лучше подходят для прозрения, чем другие.
Четыре стадии интуитивного обучения
Но как происходит интуитивное обучение? Было разработано несколько моделей, но наиболее популярной является четырехступенчатая модель. Четыре стадии инсайтного обучения: подготовка, инкубация, инсайт и проверка.
Подготовка
Процесс начинается, когда вы пытаетесь решить проблему. Перед вами лежат материалы и информация, и вы начинаете устанавливать связи. Хотя вы видите отношения между материалами, все еще не «щелкнуло». Это этап, когда вы начинаете разочаровываться.
Инкубация
Во время инкубационного периода вы «сдаетесь» на короткое время. Хотя вы отказались от проекта, ваш мозг все еще устанавливает связи на бессознательном уровне.
Прозрение
Когда в вашем уме установлены правильные связи, наступает момент «ага». Эврика! У вас есть прозрение!
Проверка
Теперь вам просто нужно убедиться, что ваше прозрение верно. Вы тестируете свое решение и, надеюсь, оно работает! Это отличный момент в вашем учебном путешествии. Связи, которые вы устанавливаете, решая эту проблему, скорее всего, помогут вам в будущем.
Примеры проницательного обучения
Возможно, у вас уже есть примеры проницательного обучения из вашей повседневной жизни! Инсайтное обучение довольно распространено, хотя исследование, проведенное в Австралии, показывает, что только четверо из пяти человек сталкивались с этим типом обучения. Возможно, вы не осознавали, что участвуете в этом процессе, пока он не закончился. Примеры аналитического обучения включают:
- В любое время, когда к вам пришло озарение в душе или во время прогулки по кварталу
- Обнаружение решения проблемы только после того, как вы вышли из офиса и поехали домой
- Мечтаете о правильном решении, чтобы принять или решение для подачи заявления
Где лучше всего встретить прозрение?
Но что, если вы хотите увидеть прозрение? Вы застряли на проблеме и больше не можете ее терпеть. Вы хотите отказаться от него, но не знаете, что вам нужно сделать, чтобы это прозрение произошло. Хотя момент «ага» не гарантирован, исследования показывают, что следующие действия или места могут помочь вам решить сложную проблему.
Три составляющие творчества
Креативность и нестандартное мышление являются ключом к решению проблем. И некоторые места поощряют творчество больше, чем другие. Исследователи считают, что дивергентное мышление можно запустить с помощью трех «Б»: кровати, ванны и автобуса.
Сон
«Кровать» может быть вашим лучшим выбором из трех. Исследования показывают, что если вы выспитесь всю ночь, у вас в два раза больше шансов решить проблему, чем если бы вы не спали всю ночь. Это может быть связано с быстрым сном, который вы получаете в течение всей ночи. Во время быстрого сна ваш мозг усердно работает, обрабатывая дневную информацию и сохраняя связи. Кто знает, может быть, сегодня ночью вы придумаете решение своих проблем!
Медитация
Випассана на языке пали означает «прозрение». Если вы когда-либо интересовались медитацией, возможно, вы встречали это слово раньше. Вы можете заниматься медитацией випассаны дома или отправиться на 10-дневный ретрит. Эти ретриты часто проходят безмолвно и устроены так, чтобы культивировать осознанность разума и тела.
Вам совершенно не обязательно записываться на 10-дневный тихий ритрит, чтобы решить беспокоящую вас проблему. (Хотя у вас может быть серия прорывов!) Попробуйте медитировать по 20 минут за раз. Исследования показывают, что это может повысить вероятность решения проблемы.
Смейся!
Что вы чувствуете, когда у вас прозрение? Хорошо право? В следующий раз, когда вы попытаетесь решить проблему, проверьте свои эмоции. У вас больше шансов получить озарение, когда вы находитесь в позитивном настроении. Позитив открывает ваш разум и дает ему больше свободы для исследования. Это исследование может просто привести вас к вашему решению.
Будьте терпеливы, когда пытаетесь решить проблемы. Делайте перерывы, когда вам нужно, и убедитесь, что вы заботитесь о себе. Такой подход поможет вам решать проблемы быстрее и эффективнее!
Проницательность Против. Другие виды обучения.
Обучение через понимание — это а не обучение посредством проб и ошибок, ни наблюдения и подражания. Обучение через озарение — это теория обучения, принятая гештальт--школой психологии, которая не согласуется с -бихевиористской -школой, утверждающей, что все обучение происходит через обусловливание внешней средой.
Гештальт — это немецкое слово, которое приблизительно переводится как « организованное целое , имеющее свойств и элементов в добавлении к сумме своих частей ». учащийся не просто реагирует на то, что он наблюдает в данный момент. Она также воображает элементы, которые могли бы присутствовать, но не присутствуют, и использует свое воображение, чтобы комбинировать части проблемы, которые в настоящее время на самом деле не так уж объединены.
Проницательность Против. Обучение методом проб и ошибок
Представьте, что вы участвуете в соревновании по бегу по лабиринту. У вас и ваших соперников есть по 10 попыток. Первый, кто успешно пройдет лабиринт, получит 500 долларов. Вы можете использовать стратегию проб и ошибок, принимая случайные решения по поворотам и запоминая, были ли эти конкретные повороты успешными или нет, для вашей следующей попытки. Если у вас хорошая память и немного удачи, вы доберетесь до выхода и выиграете приз.
Прохождение лабиринта методом проб и ошибок не требует понимания. Если бы вам пришлось проходить другой лабиринт, у вас не было бы никаких преимуществ по сравнению с предыдущими лабиринтами с другим дизайном. Теперь вы научились проходить этот конкретный лабиринт, как предсказывали психологи-бихевиористы. Внешние факторы определяют ваше поведение при беге по лабиринту. Денежный приз мотивирует в первую очередь пройти лабиринт. Все тупики лабиринта действуют как наказаний , которые вы не должны повторять. Все правильные ходы действуют как вознаграждений , которые вы не забудете повторить.
Если вы рассматривали соревнование по бегу по лабиринту как гештальт, вы могли заметить, что в правилах соревнования прямо не указано, что вы должны бежать по обозначенным путям, чтобы добраться до выхода.
Предположим, вы заметили, что стены лабиринта сделаны из картона. В этом случае вы можете объединить эти два наблюдения в своем воображении и понять, что вы можете просто пробить большие дыры в стенах или полностью снести их, чтобы заглянуть за углы и бежать прямо к теперь видимому выходу.
Проницательность Против. Обучение через наблюдение, подражание и повторение
Наблюдение, подражание и повторение лежат в основе обучения. Учитель игры на скрипке показывает, как правильно держать смычок; вы практикуете свои гаммы бесчисленное количество раз, прежде чем научитесь безупречно играть сонату Бетховена. Овладение спортом или игрой на музыкальном инструменте редко происходит от внезапного озарения, а от большого количества повторений и исправлений ошибок со стороны вашего учителя.
Герберт Лоуфорд, шотландский теннисист и чемпион Уимблдона 1887 года, считается первым игроком, сыгравшим верхнее вращение. Кто мог его этому научить? Кому он мог подражать? Можно только догадываться, поскольку ни один игрок в то время не обучался тому, как делать топспины.
Он мог бы научиться играть верхнее вращение, только имея новое понимание. Одна из возможностей состоит в том, что он сыграл один случайно во время тренировки, по ошибке ударив по мячу под более плоским углом, чем обычно. Тогда он мог бы заметить, что его противник был дезориентирован из-за более плоского и быстрого отскока мяча, и осознать выгоду от своей «ошибки» .
Бихевиористские теории обучения, вероятно, могут объяснить, как воспитываются самые успешные и хорошие теннисисты, но вам нужна гештальт-теория обучения, чтобы объяснить Герберта Лоуфорда.
Другой интересный известный анекдот, иллюстрирующий инсайтное обучение, связан с Карлом Фридрихом Гауссом, когда он был 7-летним школьником. Его учитель математики, похоже, придерживался строгого бихевиоризма в своем обучении, поскольку в оригинальной истории подразумевается, что он бил учеников выключателем.
Однажды учитель задал классное задание, требующее от учеников сложить все числа от 1 до 100. Он ожидал, что его ученики выполнят это вычисление так, как они были обучены. Он ожидал, что это будет кропотливой и трудоемкой задачей, что даст ему длительный перерыв. Всего за несколько мгновений юный Гаусс выдал правильный ответ после того, как ему пришлось сделать не более двух вычислений, которые легко проделать в уме. Как он это сделал? Гаусс рассматривал арифметическую последовательность как гештальт вместо сложения всех чисел по одному: 1+2+3+4…. +99+100, как он и ожидал.
Он понял это, разбив эту последовательность пополам на 50, затем сложив последнее число (100) под первым числом (1), а затем сложив две половины арифметической последовательности следующим образом: + 4 + 5 + …………. + 48+ 49+ 50
100+ 99+ 98+ 97+ 96+ ……………+ 53+ 52+ 51
101 + 101 + 101 + 101 + 101 + ……………. + 101 + 101 + 101
При таком расположении каждый числовой столбец дает в сумме 101, поэтому все, что нужно было сделать Гауссу, — это вычислить 50 x 101 = 5050.
Наука безоговорочно основана на фактах. Наблюдения, повторяемые эксперименты и достоверные измеримые данные должны поддерживать теории и объяснения.
Поскольку можно наблюдать бесчисленное количество вещей и сравнивать их, их нельзя делать случайным образом для наблюдений и экспериментов, направленных на расширение знаний. Они должны руководствоваться хорошим вопросом и проверяемой гипотезой. Прежде чем проводить настоящие эксперименты и наблюдения, ученые часто сначала проводят мысленных экспериментов . Они думают об идеальных ситуациях, воображая, как все могло бы быть, или воображая то, что есть.
Об атомах говорили задолго до того, как их стали изучать электронные микроскопы. Как можно было серьезно обсуждать атомы в Древней Греции задолго до открытий современной химии? Философы-досократики были озадачены чисто философской проблемой, которую они назвали проблема одного и многих .
Люди давно заметили, что мир состоит из множества разных вещей, которые не остаются статичными, а постоянно превращаются в другие разные вещи. Например, семя, отличное от дерева, со временем превратилось в дерево. Маленькие младенцы превращаются во взрослых, но остаются тем же человеком. Кипящая вода превратилась в пар, а замерзшая вода превратилась в лед.
Наблюдая за всем этим в мире, философы не просто принимали это как должное, а стремились извлекать из этого практическую пользу через стимул-реакцию и обучение методом проб и ошибок. Их было озадачен тем, как мир складывается в единое целое.
Чтобы разобраться во всей этой наблюдаемой изменяющейся множественности, нужно было вообразить ненаблюдаемое тождество, стоящее за всем этим. Тем не менее, нет очевидного или немедленного наказания или вознаграждения. Следовательно, кажется, что за философскими спекуляциями нет удовлетворительной бихевиористской причины.
Такие мыслители, как Эмпедокл и Аристотель, связывали общие свойства мира — влажность, сухость, температуру и фазы материи:
- Земля : сухой, холодный
- Пожар: сухой, горячий
- Вода: влажный, холодный
- воздух: Hot или Phet, в зависимости от того, влажно или нагрев в атмосфере.
Эти 4 примитивных элемента, преобразованные и объединенные, порождают разнообразие, которое мы видим в мире. Однако этот взгляд был еще слишком чувственно основан, чтобы обеспечить миру искомую связность и единство. Как может взаимодействовать множество действительно простых вещей? Разве такое взаимодействие не предполагает чего-то более фундаментального общего?
Считалось, что соотношение этих 4 элементов влияет на свойства вещей. В камне было больше земли, а в кролике больше воды и огня, что делало его мягким и давало ему жизнь. Хотя эта теория правильно предсказывала, что, казалось бы, простые вещи, такие как камни, представляют собой сложные соединения, у нее были серьезные недостатки.
Например, если разбить камень пополам много раз, осколки никогда не будут похожи на огонь, воздух, воду или землю.
Чтобы объяснить, как разные вещи могут быть одинаковыми на одном уровне и разными на другом уровне, Левкипп и его ученик Демокрит пришли к выводу, что все вещи одинаковы в том, что они сделаны из некоторого общего примитивного неделимого материала, но различны из-за различных способы или модели, по которым может быть организована эта неделимая материя или атомы.
То, что атомы могут перестраиваться и рекомбинироваться в разные структуры, привело мыслителей к пониманию того, что если идея атома верна, то логически между атомами должно быть свободное пространство, в которое они могли бы перемещаться. Им пришлось представить себе вакуум — еще одно явление, не наблюдаемое напрямую, поскольку кажется, что каждый уголок и щель в мире заполнены какой-то жидкостью, твердым телом или газом.
Это древнее представление о вакууме оказалось не просто выдуманной историей, поскольку оно привело к современным практическим применениям в виде пылесосов и вакуумной упаковки пищевых продуктов.
Это понимание того, что атомы и пустота существуют, не имеет смысла с точки зрения бихевиористского обучения. Его нельзя объяснить с точки зрения реакции на стимул или условий окружающей среды, и он не имел практического значения в жизни древних греков.
То, что философы чувствовали себя обязанными придерживаться понятий, которые в то время не были непосредственно полезными, предполагает, что они, должно быть, чувствовали некоторую потребность понять вселенную как умопостигаемый «гештальт». Можно даже утверждать, что слово Космос, от греческого слова Космос, которое примерно переводится как «гармоничное устройство», является, по крайней мере, частичным синонимом.
Историческое развитие теории обучения прозрением
Вольфганг Колер , немецкий гештальт-психолог, сформулировал теорию обучения прозрением, одну из первых теорий когнитивного обучения. Он придумал эту теорию, впервые проведя экспериментов в 1913 году на 7 шимпанзе на острове Тенерифе, чтобы наблюдать, как они научились решать задачи.
В одном эксперименте он подвесил банан на верхушку высокой клетки. Коробки и шесты остались в клетке с шимпанзе. Сначала шимпанзе методом проб и ошибок добрались до банана. Они безуспешно пытались подпрыгнуть к банану. После многих неудачных попыток Колер заметил, что они сделал паузу, чтобы подумать некоторое время.
Через некоторое время они стали вести себя более методично, ставя коробки друг на друга, создавая приподнятую платформу, с которой они могли ударить по банану, используя доступные шесты. Колер считал, что шимпанзе, как и люди, способны испытывать вспышки озарения, как и люди.
В другом эксперименте он поместил арахис в длинную узкую трубку, прикрепленную к внешней стороне клетки. Шимпанзе пытался вычерпать арахис рукой и пальцами, но безуспешно, так как трубка была слишком длинной и узкой. Сев, чтобы подумать, шимпанзе набрал в рот воду из ближайшей емкости с водой в клетке и выплюнул ее в трубку.
Арахис всплыл по трубе в пределах досягаемости шимпанзе. Что важно, так это то, что шимпанзе понял, что может использовать воду в качестве инструмента в мгновение ока, то, что он никогда не делал до или никогда не показывал, как делать . Выводы Колера противоречат выводам американского психолога Эдварда Торндайка , который много лет назад проводил обучающие эксперименты на кошках, собаках и обезьянах.
Благодаря своим экспериментам и исследованиям Торндайк пришел к выводу, что, несмотря на огромную разницу в скорости обучения и потенциале между собаками-обезьянами и кошками, он пришел к выводу, что все животные, в отличие от людей, не способны к подлинному логическому мышлению. По его словам, животные могут учиться только с помощью условного рефлекса, проб и ошибок и решить проблемы случайно.
4-этапная модель интуитивного обучения Колера
Из своих наблюдений за тем, как шимпанзе решают сложные задачи, он пришел к выводу, что процесс обучения проходит через следующие 4 этапа: всю необходимую информацию и материалы. Они обрабатывают стимулы и начинают устанавливать связи.
2 nd и 3 rd этапы инсайтного обучения хорошо описаны в анекдотах об известных научных открытиях. В 1861 году Август Кекуле исследовал структуру молекулы бензола. Он знал, что это цепочка из 6 атомов углерода, присоединенных к 6 атомам водорода. Тем не менее, He застрял (фаза инкубации) при разработке того, как они могут сочетаться друг с другом, чтобы оставаться химически стабильными.
Он отвернулся от стола и, глядя на камин, заснул. Ему приснилась змея, пожирающая свой хвост, а затем кружащаяся. Он проснулся и понял (этап понимания) , что эти углеродно-водородные цепи могут замыкаться друг на друга, образуя гексагональные кольца. Затем он проработал последствия своего нового понимания бензольных колец. (Фаза проверки)
Подготовленные соответствующим образом умы могут испытывать озарения, наблюдая за обычными повседневными событиями. Многие люди, должно быть, видели, как яблоки падают с деревьев, и ничего об этом не думали. Когда Ньютон увидел падение яблока, он связал его падение с действием луны. Если невидимая сила срывает яблоко с верхушки дерева, не может ли та же сила распространяться и на Луну? Эта же сила должна удерживать Луну на орбите вокруг Земли, не давая ей улететь в космос. Конечно, это кажется нелогичным, потому что, если Луна подобна яблоку, не должна ли она рухнуть на землю?
Подготовленный разум Ньютона понял, что луна постоянно падает на землю по изгибу горизонта. Гравитационное притяжение Земли к Луне уравновешивало ее горизонтальную скорость по касательной к ее орбите. Если бы яблоко выстрелили достаточно быстро из-за горизонта из пушки, оно, как и луна, осталось бы на орбите.
Таким образом, хотя до Ньютона все знали о гравитации как реакции на стимул и даже использовали ее на практике для взвешивания вещей, никто не понимал ее универсальных последствий.
Применение проницательного обучения в классе
Цикл подготовки-инкубации-прозрения-проверки может быть реализован учителями в классе. Теория гештальта предсказывает, что учащиеся лучше усваивают материал, когда они усваивают материал; они мысленно подготовлены к возрасту и зрелости, имеют опыт, позволяющий им относиться к материалу, и базовые знания, позволяющие им контекстуализировать материал. При первом представлении контента, которому они хотят научить учащихся, учителя должны убедиться, что учащиеся должным образом подготовлены к получению материала, чтобы успешно пройти этап подготовки к обучению.
Учителя должны представлять материал целостно и контекстуально. Например, рассказывая о человеческом сердце, они должны также учить, где оно находится в человеческом теле, его функциональном значении и взаимосвязи с другими органами и частями тела. Учителя также могли бы связать другие области, например, сравнение сердец с механическими насосами.
После того, как учитель предоставил учащимся достаточно исходной информации, они должны поставить перед учениками задачу для решения самостоятельно или в группах. Задача должна потребовать от учеников применить то, что они узнали, по-новому и установить новые связи, которые учитель явно не установил во время урока.
Однако они уже должны знать и быть знакомы со всем материалом, необходимым им для решения задачи. Учащимся должно быть разрешено искать решение и делать много ошибок , так как это жизненно важно на этапе инкубации. Учитель должен сопротивляться искушению кормить их с ложечки. Вместо этого учителя должны использовать Метод Сократа , чтобы уговорить студентов прийти к решениям и ответам самостоятельно.
Предоставление учащимся возможности пройти достаточно сложную инкубационную фазу задействует все их высшие когнитивные функции, такие как логическое и абстрактное мышление, визуализация и воображение. Это также приучает их к небольшому разочарованию, чтобы развить психологическую устойчивость, чтобы оставаться сосредоточенными.
Это также заставляет их мозг усердно работать, обрабатывая комбинированную информацию, чтобы в достаточной степени овладеть своими выводами, что повышает вероятность того, что они будут сохранить знания, которые они получили, и иметь возможность применять их в различных контекстах.
После того, как учащиеся записали свои идеи и решения, учитель должен провести их через этап проверки. Учитель и ученики должны проверить и проверить правильность ответов. Решения должны быть проверены на наличие ошибок и несоответствий и сверены с нормами и стандартами в данной области.
Однако следует помнить, что массовое образование ориентировано на учащихся средних способностей и что не все учащиеся всегда одинаково способны к обучению через озарение. Кроме того, учащиеся должны быть готовы приобрести способность и потенциал для плодотворного понимания.
Заключение
Обучение только на основе стимул-реакции недостаточно для прогресса и крупных прорывов в науке. Чтобы совершить прорыв, люди должны быть все более и более способными к все более и более высоким уровням абстрактного мышления.
Однако не все мы в равной степени способны к прозрениям на переднем крае научных исследований. Большая часть образования направлена на повышение среднего уровня мышления, знаний и приобретения навыков.