Понятие интеллекта в психологии
Определение интеллекта
Интеллект (от лат. – разумение, понимание, постижение) в психологии понимают в качестве общей способности к познанию и решению проблем, которая оказывает влияние на достижение успеха в любом виде деятельности и является основанием для других способностей.
Интеллект не является синонимом мышлению, хоть, конечно, мыслительные способности и выступают в качестве его основы. Интеллект выступает системой всех познавательных возможностей человека: ощущений, восприятия, памяти, представлений, воображения и мышления. Понятие интеллекта в качестве умственной способности используется как обобщение поведенческих характеристик, которые связаны с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
Измерения интеллекта
В XIX в. наиболее важным вопросом в психологии стал вопрос о способах оценки и измерения интеллекта. В 1905 г. французскими учеными А. Бине и Т. Симоном была создана первая тестовая батарея для оценки интеллектуального развития детей от 3 до 13 лет. Создателями теста интеллект рассматривался как полученный к определенному возрасту уровень психического развития, проявляющийся в сформированности познавательных функций и в уровне усвоения умственных навыков и знаний. Количество правильно выполненных заданий теста является характеристикой умственного возраста ребенка.
В 1912 г. немецким психологом В. Штерном было предложено оценивать уровень интеллектуального развития при помощи вычисления коэффициента интеллекта, выражающегося отношением умственного возраста к хронологическому возрасту ребенка.
Л. Термен был взят за основу выдвинутый В. Штерном коэффициент интеллекта и адаптированная в США шкалы Бине-Симона, которая была модифицирована. Разработкой новой версии теста в Стэнфордском университете руководил Л. Термен. Новая шкала интеллекта была названа шкалой Стэнфорд-Бине. На сегодняшний день она является наиболее широко используемой методикой для оценки интеллектуального развития детей.
Первый вариант теста для измерения интеллекта в 1937 г. предложил Д. Векслер. Им была создана шкала для оценки интеллекта не только у детей, но и у взрослых. Шкалу интеллекта Векслера для детей перевели на русский язык, адаптировалии широко используют в нашей стране. Она имеет существенные отличия от шкалы Стэнфорд-Бине, и прежде всего это то, что задания, предлагаемые испытуемым, одинаковые для всех возрастов. Оценка складывается из числа правильных ответов, которое даёт испытуемый. После этого оно сравнивается со средним числом ответов для испытуемых конкретной возрастной группы. Такая процедура значимо упрощает подсчёт.
Д. Векслер предложил качественную классификацию уровней развития интеллекта, которая основана на частоте встречаемости показателя.
- 69 и ниже – интеллектуальное снижение;
- 70-79 – пограничный уровень интеллекта;
- 80-89 – низкая норма интеллекта;
- 90-109 – средний уровень интеллекта;
- 110-119 – хорошая норма;
- 120-129 – высокий интеллект;
- 130 и выше – очень высокий интеллект.
Проблемы измерения интеллекта
В наше время стали меньше интересоваться тестами интеллекта. Это связано в основном с низкой прогностической ценностью таких методов: испытуемые, которые имеют высокие отметки по тестам интеллекта, не всегда добиваются больших успехов в жизни и наоборот. Из-за этого в психологию ввели термин «хороший интеллект», который означает, что интеллектуальные способности, находящие воплощение в реальной жизни человека, оказывают влияние на его высокие социальные достижения.
Появление тестов на интеллект послужило появлением некоторых исследовательских проблем. Одной из них является структура интеллектуальных способностей. В психологии существует два главных направления исследований в данной области. К первому направлению относятся авторы, рассматривающие интеллект в качестве набора довольно независимых умственных способностей. Так, Л. Терстоуном была разработана мультифакторная модель интеллекта, которой указывает на существование ряда относительно независимых умственных способностей.
Но наиболее известной является факторная модель Дж. Гилфорда, выделившего три измерения интеллекта:
- умственные операции;
- особенности материала, который используется в тестах;
- полученный интеллектуальный продукт.
В сочетании эти элементы («куб» Гилфорда) дают 120 интеллектуальных факторов. Некоторые из них удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Главным достижением Гилфорда является то, что он выделял социальный интеллекта в качестве совокупности интеллектуальных способностей, которые определяют успешность оценки и прогноза поведения людей.
Для второго направления основной идеей является наличие общего фактора интеллекта, который определяет его специфику и продуктивность всей интеллектуальной деятельности человека. Основоположник этого подхода –Ч. Спирмен. Им выдвинута концепция генерального фактора – G («general factor»). Он рассматривал интеллект в качестве общей умственной энергии, уровень которой является определяющим в успешности и продуктивности всей интеллектуальной деятельности. Человек решает любую конкретную задачу в зависимости от развития как способности, которая связана с фактором G, так и от набора специфических способностей, которые необходимы для решения некоторых задач. Эти специальные способности Спирмен называет S-факторами (от англ. special – специальный).
Дж. Равен является сторонником Спирмена и продолжателем его идей. Им был разработан собственный тест прогрессивных матриц, который на данный момент является лучшим методом «чистого» измерения интеллекта, главный показатель которого – способность к научению на основании обобщения своего опыта.
К числу наиболее широко используемых относится также концепция Р. Кеттела о двух видах интеллекта, которые соответствуют двум выделенным им факторам: «текучем» (fluid) и «кристаллизованном» (crystallized). Эта концепция находится между взглядами на интеллект в качестве единой общей способности и представлениями о нём в качестве множественности умственных способностей.
Согласно Р. Кеттелу, «текучий» интеллект проявляется в задачах, для решения которых необходимо приспособиться к новым ситуациям; он зависим от воздействия фактора наследственности.
«Кристаллизованный» интеллект появляется, по мнению Кеттела, когда человек решает задачи, которые требуют особые навыки и использования прошлого опыта; он зависим в основном от влияний среды.Кроме двух общих факторов, Р. Кеттелом были выделены парциальные факторы, которые связаны с активностью отдельных анализаторов (особенно, фактор визуализации), а также факторы-операции, которые соответствуют по содержанию специальным факторам Спирмена. При исследовании интеллекта у людей пожилого возраста, была подтверждена модель Р. Кеттела: после 40-50 лет начинают снижаться показатели «текучего» интеллекта, а показатели «кристаллизованного» остаются почти неизменными.
Современные исследования интеллекта
В наше время продолжаются исследования по попыткам выделения всё новых элементарных интеллектуальных способностей, однако большее количество исследователей настаивают на том, что общий интеллект является универсальной психической способностью. Как считает Г. Айзенк, в основе интеллекта находится свойство нервной системы, определяемое генетически, от которого зависит скорость и точность переработки информации.
По причине успехов в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, сформировалась тенденция к пониманию интеллекта в качестве познавательной деятельности всех сложных систем, которые имеют способность к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. В результате психогенетических исследований был выявлен высокий уровень генетической обусловленности интеллекта. Больше всего эту зависимость можно проследить у вербального интеллекта, в немного меньшей – у невербального. Невербальный интеллект является более тренируемым.
Индивидуальный уровень развития интеллекта зависит также от средовых влияний. Это может быть интеллектуальный климат в семье, порядок рождения ребенка, профессия родителей, широта социальных контактов в раннем детстве. в результате исследований было доказано, что существует взаимосвязь между порядком рождения ребенка в семье и степенью его интеллектуальной активности. Данные указывают на то, что старшие дети чаще бывают более интеллектуально одаренными, чем младшие дети.
Р. Стернбергом было отмечено, что высокие баллы, которые были получены по интеллектуальным тестам, и академическая успеваемость в учебных заведениях имеют невысокую взаимосвязь с дальнейшими успехами на работе и общим уровнем жизненной успешности. Для того, чтобы избавиться от несогласованности, он выделил два типа интеллекта, являющиеся довольно независимыми друг от друга: академический и практический. Их выделение определяется решаемыми человеком задачами.
Академические задачи чаще всего формулируются кем-то другим, они хорошо определяются, про них имеется полная информация, в этом случае имеется только одно правильное решение и только одним способом (в некоторых случаях – несколькими, но их количество ограничено и также заранее определено). Такие проблемы не связаны теми, с которыми люди сталкиваются в повседневной жизни.
Практические проблемы и задачи являются не сформулированными и не определёнными, они относятся к повседневному опыту, их можно решить многими способами, каждый из которых является ценным. Важные конструкты, которые одновременно определяют практический интеллект и характеризуют его результативность, – это интуиция и мудрость.
Понятие искусственного интеллекта закреплено в федеральном законе
Одна из экспертов «АГ» отметила, что вводимый законом режим регуляторной песочницы позволяет игнорировать некоторые законодательные ограничения в целях развития новых технологий. Второй счел особенно интересными нововведения в части обработки персональных данных, поскольку в них усматривается забота не только об участниках рынка, но и о рядовых пользователях. Третий эксперт полагает, что с учетом правовой природы регуляторных песочниц следовало бы предоставить госорганам Москвы возможность изменять или не применять отдельные федеральные нормы в случае необходимости.
24 апреля подписан и опубликован Закон № 123-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона “О персональных данных”», согласно которому с 1 июля 2020 г. в Москве начнет действовать специальный правовой режим для более эффективного использования искусственного интеллекта.
Суть нового правового режима
Экспериментальное регулирование вводится на 5 лет не только для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта, но и последующего «возможного использования результатов» применения искусственного интеллекта. Документ, как было указано при внесении законопроекта в Госдуму, разработан во исполнение послания Президента РФ Федеральному Собранию от 15 января 2020 г. для развития технологий искусственного интеллекта (№ 896438-7).
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 2 Закона под искусственным интеллектом понимается комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Такой комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение, а также процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений.
Закон определяет полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Москвы, которым на сегодняшний день является правительство города. В частности, к ведению Правительства Москвы отнесено определение порядка и случаев передачи собственниками средств и систем фото- и видеонаблюдения изображений, полученных в публичных интересах, а также при съемке в открытых для свободного посещения местах или на публичных мероприятиях (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 152.1 ГК). Кроме того, столичное правительство вправе установить порядок и случаи предоставления доступа к таким средствам и системам фото- и видеонаблюдения органам государственной власти и организациям, осуществляющим публичные функции.
По согласованию с Минкомсвязи Правительство Москвы также сможет регулировать порядок и условия обработки участниками экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, на основании соглашений с уполномоченным органом, а также требования к таким соглашениям.
Однако такие персональные данные могут передаваться только участникам экспериментального правового режима (п. 4 ст. 6 Закона). Кроме того, не допускается хранение указанных персональных данных за пределами Москвы (п. 7 ст. 4 Закона).В интересах экспериментального правового режима скорректирован и Закон о персональных данных. Часть 1 ст. 6 дополнена п. 9.1, согласно которому обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, осуществляется в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ, в порядке и на условиях, которые предусмотрены указанным нормативным актом.
В ст. 10 Закона о персональных данных появилось указание на то, что обработка персональных данных, касающихся состояния здоровья, полученных в результате обезличивания персональных данных, допускается в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Законом № 123-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона о проведении эксперимента лицо приобретает статус участника экспериментального правового режима со дня включения его в соответствующий реестр, который будет вести уполномоченный Правительством Москвы орган. Доступ к реестру сможет получить любое лицо через сайт уполномоченного органа.
Статус участника экспериментального правового режима смогут получить ИП или юрлица, зарегистрированные на территории Москвы, которые осуществляют деятельность по разработке, созданию, внедрению, реализации или обороту технологий искусственного интеллекта, а также по производству, реализации или обороту отдельных товаров (работ, услуг) на основе таких технологий либо планируют заниматься такими видами деятельности. При этом у ИП, лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, членов коллегиального исполнительного органа и совета директоров организации не должно быть неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.
Важно, что принятые в соответствии с Законом № 123-ФЗ нормативные акты Правительства Москвы будут применяться только в отношении участников экспериментального правового режима. При совершении сделок и совершении других юридически значимых действий участник экспериментального правового режима обязан уведомлять тех, кто не имеет такого статуса, о том, что он является участником экспериментального правового режима, и сообщать о применении в отношении него специальных актов московского правительства.
Для формирования стратегических направлений совершенствования механизмов экспериментального правового режима Закон предусматривает создание координационного совета, состав которого определяется Правительством Москвы по согласованию с Правительством РФ.
Закон вступит в силу с 1 июля 2020 г.
Эксперты прокомментировали поправки
Адвокат АА МГКА «Власова и партнеры» Людмила Космовская указала, что закон содержит определение искусственного интеллекта и технологий искусственного интеллекта, чего ранее в российском законодательстве не было. По ее словам, вводимый им режим регуляторной песочницы позволяет игнорировать некоторые законодательные ограничения в целях развития новых технологий. В то же время законодательные акты, которые будут приняты на основании рассматриваемого закона, не должны противоречить федеральному законодательству, заметила эксперт.
«Закон и принятые на его основе нормативные акты будут распространять свое действие только на участников эксперимента, включенных в специальный реестр, но технологии искусственного интеллекта напрямую связаны с персональными данными, потому новые меры могут повлиять на каждого жителя города. Будут ли эти правки носить положительный характер, сказать пока сложно. Будем ждать новых законодательных актов. Главное, не допустить бесконтрольной обработки персональных данных», – добавила она.
Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али полагает, что принятый закон – это только первый шаг в проведении правового эксперимента на территории Москвы. Закон имеет рамочный характер, значительная часть норм (например, посвященных конкретным технологиям) будет устанавливаться подзаконными актами Правительства Москвы, пояснил он.
«Что же мы получили на сегодняшний день? Во-первых, сформулированные на уровне федерального закона дефиниции в сфере искусственного интеллекта, а также цели, задачи и принципы регулирования. Неудивительно, что в числе последних оказалось обеспечение безопасности личности», – заметил Максим Али. Во-вторых, добавил он, определены условия приобретения статуса участника экспериментального режима и ведение реестра таких участников.
«В-третьих, особенно интересны изменения режима обработки персональных данных. Обезличенные данные, обрабатываемые в соответствии с законом, не могут передаваться за пределы круга участников эксперимента. А если эксперимент прекращается или участник выходит из него, данные подлежат уничтожению. Отмечу, что мы давно не встречали законодательных инициатив в сфере персональных данных, где проявлялась бы забота не только об участниках рынка, но и о рядовых пользователях», – заключил эксперт.
Старший юрист Eversheds Sutherland Russia Иван Кайсаров отметил, что принятие данного закона не является инновационным. «В мире есть общепринятая практика так называемых регуляторных песочниц (regulatory sandbox). Идея их в том, чтобы ввести особое правовое регулирование для внедрения и разработки технологий, которые не регулируются действующим законодательством или даже противоречат ему. Нормативная база может не успевать за высокими технологиями, поэтому такие технологии долгое время могут находиться вне правового поля, что не всегда позитивно на них влияет. В иных случаях имеющееся законодательство может блокировать или тормозить развитие и использование новых технологий», – пояснил эксперт.
Читайте также
В России могут появиться экспериментальные правовые режимы для инноваторов в цифровой сфере
Минэкономразвития подготовило законопроект, который позволит лицам, занимающимся разработкой и внедрением цифровых инноваций, осуществить практическое применение их продукта в условиях отказа от стандартных ограничений и без риска правонарушений
17 июля 2019 Новости
В России, по его словам, более-менее комплексное регулирование подобных механизмов было предложено в 2019 г. Минэкономразвития и сейчас отражено законопроекте № 922869-7 «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ», который находится на рассмотрении в Государственной Думе. «Еще до этого, в апреле 2018 г., в отношении финансовых технологий и сервисов на финансовом рынке регуляторную песочницу начал использовать Банк России», – рассказал Иван Кайсаров.
Принятый закон, как считает эксперт, преследует аналогичную цель, но только в меньшем масштабе и по отношению к конкретной технологии – искусственному интеллекту. «Хорошо, что государство не просто начинает регулировать определенную технологию, а подходит поступательно, начиная с проведения эксперимента, чтобы “обкатать” правовой режим и новое регулирование на технологии в небольшом масштабе перед распространением на всю страну. Это позволяет сделать правовое регулирование более точным, близким к жизни и рабочим, позволяющим действительно способствовать развитию и внедрению технологии при соблюдении общественных интересов и отсутствию вреда от использования технологии или нарушения прав граждан и бизнеса», – полагает Иван Кайсаров.
В то же время, добавил он, отдельные положения принятого закона выглядят несовершенными и вызывают некоторые вопросы. Концепция специального (экспериментального) правового режима, по словам эксперта, обычно подразумевает две особенности: во-первых, это появление новых норм, которых не было в законодательстве применительно к данной технологии и которые более точечно ее регулируют, а во-вторых, исключение (неприменение) или изменение отдельных действующих норм, которые могут помешать внедрению и разработке данной технологии. «В рамках же этого закона реализуется только первая часть норм, которые уточняют правовой режим в отношении технологии искусственного интеллекта», – заметил Иван Кайсаров.
Так, пояснил он, п. 4 ст. 1 закона указывает, что положения нормативных правовых актов Москвы, устанавливающие условия экспериментального правового режима, не могут исключать, изменять или вступать в противоречие с положениями федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, относящихся в соответствии с Конституцией к ведению Федерации или совместному ведению РФ и ее субъектов. «В результате актами Москвы можно преимущественно только что-то уточнять и вводить специальное регулирование, которое не должно нарушать федеральное законодательство. В то же время, на мой взгляд, можно было указать, что акты Москвы в рамках такого специального правового режима не должны нарушать наиболее фундаментальные гарантии и права. В целом это как раз и указано уже в следующем пункте этой же статьи», – заметил эксперт.
По его мнению, закрепленного в п. 5 ст. 1 Закона № 123-ФЗ указания на то, что результатом установления экспериментального правового режима не может быть ограничение конституционных прав и свобод граждан, введение для них дополнительных обязанностей, нарушение единства экономического пространства на территории РФ или иное умаление гарантий защиты прав граждан и юридических лиц, достаточно для эффективного использования закона в случае предоставления Москве возможности изменять или не применять отдельные федеральные нормы, если это необходимо. «В то же время важно посмотреть, как это будет работать на практике. Возможно, практический подход будет более либеральным с минимальным количеством ограничений, несмотря на указанное выше», – добавил Иван Кайсаров.
О том, что такое интеллект — PubMed
Обзор
. 1993, февраль 84 (часть 1): 27–37. doi: 10.1111/j.2044-8295.1993.tb02460.x.Р В Ховард 1
принадлежность
- 1 Департамент образования Университета Ньюкасла, Каллаган, Новый Южный Уэльс, Австралия.
- PMID: 8467370
- DOI: 10.1111/j.2044-8295.1993.tb02460.x
Обзор
RW Ховард. Бр Дж Психол. 1993 Февраль
. 1993, февраль 84 (часть 1): 27–37. дои: 10.1111/j.2044-8295.1993.tb02460.х.Автор
Р В Ховард 1
принадлежность
- 1 Департамент образования Университета Ньюкасла, Каллаган, Новый Южный Уэльс, Австралия.
- PMID: 8467370
- DOI: 10.1111/j.2044-8295.1993.tb02460.x
Абстрактный
Несмотря на многочисленные разногласия по поводу точного определения интеллекта, большинство исследователей сходятся во мнении, что это понятие, обозначенное словом, или даже несколько связанных понятий, обозначенных словом. Настоящее исследование применяет недавние теории о природе понятий в целом, чтобы прояснить понятие (или понятия) интеллекта. Это теоретизирование определяет концепт как уникальную и индивидуальную информацию человека о категории и категорию как совокупность вещей в мире. Примером пары «концепт/категория» является «собака», где категорией является совокупность всех собак, а представлением человека о собаке является его или ее личное знание собак. Эти знания можно использовать для размещения вещей в категории или вне ее. Разные люди могут иметь несколько разные знания об одной и той же категории, и одно слово может обозначать несколько разных пар понятие/категория. Таким образом, понятие интеллекта состоит из информации об общей категории, обозначаемой словом «интеллект». В этом исследовании анализируются три основные пары концепт/категория «интеллект»: (1) g по Спирмену; (2) интеллект как свойство поведения; и (3) интеллект как набор способностей. Каждое понятие содержит разную информацию, относится к разным категориям и должно использоваться по-разному. Несколько повторяющихся вопросов, например, относится ли слово «интеллект» к какой-либо вещи и какие вещи являются разумными (например, животные, компьютеры), могут быть решены путем рассмотрения каждой проблемы в отношении этих пар «понятие/категория». Например, слово «интеллект» относится к вещи только в том случае, если используется понятие g. Точно так же только люди разумны в соответствии с концепцией g, но животные и компьютеры могут считаться разумными, если применяются другие концепции. Недавнее теоретизирование о природе понятий может быть использовано для прояснения других важных психологических понятий.
Похожие статьи
- Переоценка знаний о категориях у умственно отсталых.
Спербер Р.Д., Рагейн Р.Д., Макколи К. Спербер Р.Д. и соавт. Am J Мент Defic. 1976 г., ноябрь; 81 (3): 227–34. Am J Мент Defic. 1976 год. PMID: 998657
- Введение в специальный раздел о когнитивных способностях: 100 лет спустя Спирмена (1904) «Общий интеллект, объективно определенный и измеренный».
Любинский Д. Любинский Д. J Pers Soc Psychol. 2004 г., январь; 86 (1): 96–111. дои: 10.1037/0022-3514.86.1.96. J Pers Soc Psychol. 2004. PMID: 14717630
- Языковое и концептуальное развитие.
Аруначалам С., Ваксман С.Р. Аруначалам С. и др. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2010 июль; 1 (4): 548-558. doi: 10.1002/wcs.37. Epub 2010 22 марта. Wiley Interdiscip Rev Cogn Sci. 2010. PMID: 26271502
- Интеллект и культура: как культура формирует то, что означает интеллект, и значение для науки о благополучии.
Штернберг Р.Ю., Григоренко Е.Л. Штернберг Р.Дж. и соавт. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2004 г., 29 сентября; 359 (1449): 1427-34. doi: 10.1098/rstb.2004.1514. Philos Trans R Soc Lond B Biol Sci. 2004. PMID: 15347533 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
- Способности человека.
Штернберг Р.Дж., Кауфман Дж.К. Штернберг Р.Дж. и соавт. Анну Рев Психол. 1998;49:479-502. doi: 10.1146/annurev.psych.49.1.479. Анну Рев Психол. 1998. PMID: 9496630 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
- Оценка индивидуальных достижений Векслера, четвертое издание, как инструмент измерения.
Божан А.А., Паркин Дж.Р. Божан А.А. и соавт. Дж Интел. 2022 22 мая; 10(2):30. doi: 10.3390/jintelligence10020030. Дж Интел. 2022. PMID: 35645239 Бесплатная статья ЧВК.
Типы публикаций
термины MeSH
Значение, определения, природа и типы интеллекта
Значение и определения интеллекта
Интеллект определяется многими способами: способности более высокого уровня, такие как абстрактное мышление, мысленное представление, решение проблем и принятие решений, способность к обучению, эмоциональное знание, креативность и адаптация для эффективного удовлетворения требований окружающей среды. В более общем смысле его можно описать как способность воспринимать или делать выводы и сохранять ее как знание, которое можно применить для адаптивного поведения в среде или контексте.
1. Согласно Вудворту и Маркису , «Интеллект означает использование интеллекта. Это использование интеллектуальных способностей для управления ситуацией или выполнения какой-либо задачи».
2. Согласно Stren , «Интеллект — это общая способность человека сознательно приспосабливать свое мышление к новым требованиям. Это общая умственная приспособляемость к новым проблемам и условиям жизни».
3. Согласно Терману , «Человек разумен в той мере, в какой он способен нести абстрактное мышление».
4. Согласно Wgnon , «Интеллект — это способность учиться и приспосабливаться к относительно новым и меняющимся условиям».
Классификация тестов интеллекта
I. Что касается административной точки зрения, тесты интеллекта можно разделить на две широкие категории, а именно: вовремя.
II. Другой способ классификации тестов интеллекта основан на форме теста. Соответственно, существует два типа тестов:
Вербальные тесты или языковые тесты:- Эти тесты используют язык. Здесь инструкции даются словами (либо в письменной, либо в устной форме, либо в обеих). Люди должны использовать язык, а также бумагу и карандаш для ответов. Содержание теста нагружено словесным материалом.
Невербальные тесты или неязыковые тесты: — Эти тесты включают в себя такие действия, в которых использование языка не обязательно. Использование языка исключено из содержания теста и ответов, за исключением указаний.
Факторы, влияющие на интеллект
1. Социально-экономические и культурные факторы:- Лица с низким социально-экономическим положением или с отсталой или примитивной культурой не получают высоких баллов или тестов на интеллект. В 1923 г. было сообщено об испытании I.Q. цыганских детей было всего 70 из-за их изоляции от нормальной жизни и плохой социально-экономической и культурной среды.
2. Домашняя среда:- Исследования показывают, что дети, воспитанные в благополучных, образованных и культурных семьях, имеют более высокий I.Q. Фриман и его коллеги обнаружили, что приемные дети, воспитанные в семьях высшего класса, приобретали IQ от 4 до 10. баллов через 4 года.
3. Профессия:- Многие исследования показали, что существует тесная связь между профессией и IQ. Армейский альфа-тест показал, что инженеры, юристы, учителя, врачи, руководители предприятий получили самые высокие баллы. Следующими бомбардирами стали бухгалтеры, фотографы и полицейские. К низшей категории относились парикмахеры, разнорабочие, кочегары и т. д. Исследования показали, что лица с высоким I.Q. могут перейти к более высоким профессиям.
4. Городская и сельская среда: — Результаты, полученные при стандартизации пересмотренного теста Стэнфорда-Бине , показали, что дети, принадлежащие к городским районам, имеют более высокий IQ. детям, проживающим в сельской местности.
5. Образовательный уровень:- Проверка уровня интеллекта показала, что образование и обучение влияют на показатели интеллекта. Фриман и Хользингер дали убедительные доказательства того, что однояйцевые близнецы с лучшим образованием демонстрируют более высокий интеллект. Некоторые исследования в университетах показывают, что I.Q. увеличивается до 10 баллов, если предоставляется лучшее образование.
Характеристики хороших тестов интеллекта
«Хороший психологический тест, по сути, представляет собой целенаправленный стандартизированный инструмент объективного и всестороннего наблюдения за образцами индивидуального поведения».
Ниже приведены критерии хорошего теста:
(1) Надежность:- Надежность означает, что результат любого теста, проведенного во всех ситуациях и в любое время, если он повторяется, должен быть неизменно почти постоянным. Если это так, то тест надежен.
Согласно Anastare , «надежность теста означает согласованность результатов, полученных одним и тем же человеком в разных случаях или с разными наборами эквивалентных предметов».
(2) Валидность:- Тест должен измерять именно те характеристики, для которых тест построен. Это называется валидностью теста. Валидность теста осуществляется с помощью различных методов, таких как конструктная валидность, содержательная валидность, параллельная валидность, прогностическая валидность и т. д. Следовательно, хороший тест интеллекта всегда должен быть валидным.
(3) Объективность:- Все виды тестов должны быть объективными. Объективность любого теста зависит от двух вещей. Во-первых, тест должен включать те тестовые задания или утверждения, которые соответствуют уровню испытуемого. Тестовые задания, включенные в тест, должны нести определенный отклик. Один вопрос должен иметь возможность только одного ответа. Если это не так, тест не может быть действительным. Недействительный тест не может быть надежным тестом, потому что он не может правильно и осмысленно измерить ту способность, которую мы хотим измерить.
Во-вторых, администрация и оценка теста должны быть объективными. Для этого готовится ключ определенных ответов, и по этому ключу оценивается тест.
(4) Экономичный:- Хороший тест должен быть экономичным с точки зрения денег, времени и рабочей силы. Очень трудно использовать эти неэкономичные тесты.
(5) Оцениваемость:- Тесты интеллекта должны быть простыми, чтобы можно было легко оценивать ответы тестов. Методы подсчета очков должны быть такими, чтобы их мог использовать каждый человек. Если метод подсчета очков прост. интерпретация обеспеченных баллов также будет легкой.
(6) Приемлемость:- Хорошие тесты интеллекта легко приемлемы и могут использоваться каждым человеком в любых ситуациях. Например, Шкала интеллекта Бине-Саймона является одним из наиболее приемлемых тестов.
(7) Репрезентативность:- Хорошие тесты интеллекта обладают характеристикой репрезентативности. Те аспекты, для которых построены тесты интеллекта, измеряются репрезентативно.
(8) Полнота:- Хороший тест интеллекта должен быть очень всеобъемлющим. Он включает элементы, с помощью которых измеряется большинство аспектов интеллекта для достижения своей цели.
(9) Интересный Практичный:- Одной из характеристик хорошего теста интеллекта является то, что он должен быть интересным и практичным. Практичность теста интеллекта заключается в том, что он включает такие виды деятельности, которые человеку удобно выполнять. Должны быть включены такие виды деятельности, к которым дети проявляют интерес и могут легко выполнять.
Согласно Вулворту, «Интеллект означает использование интеллекта. Это использование интеллектуальных способностей для управления ситуациями или выполнения только задачи».
Важность тестов интеллекта
Психологи с самого начала проявляли большой интерес к изучению конкретных умственных способностей человека. Интеллектуальные тесты предоставляют полезную информацию об этих умственных способностях, например, в академических, профессиональных, личных ситуациях консультирования и во многих других областях. Ныне век взрывов в сфере знаний, амбиций и населения, приводящих к острой конкуренции. В школах эти тесты используются по следующим причинам:
(1) Для классификации:- В школах учащиеся классифицируются на основе интеллекта. Классы учащихся с более высоким интеллектом могут быть организованы отдельно, а с более низким интеллектом — отдельно. Таким образом, обучение может быть эффективным.
(2) Для целей руководства:- Тесты интеллекта необходимы для образовательной и профессиональной ориентации учащихся. На основе этих тестов можно дать им надлежащее руководство.
(3) Для целей отбора:- Тесты интеллекта необходимы при выборе различных курсов, предметов, стипендий или дополнительных занятий.
(4) Чтобы узнать людей:- Тесты интеллекта используются, чтобы узнать людей и их возможности. Для ориентированного на ребенка образования важно знать детей.
(5) Установить уровень стремления:- На основе результатов тестов интеллекта можно установить уровни стремления отдельных лиц. Установление высших устремлений лиц с низким интеллектом было бы несправедливостью по отношению к лицам. Точно так же для людей с более высоким интеллектом более низкие уровни устремлений были бы неприемлемы.
(6) Для продвижения: — Всегда уместно использовать тест интеллекта для перевода учащихся в следующие классы. В профессиональных областях использование тестов интеллекта всегда выгодно, так как человек может продвигаться по службе в соответствии со своими способностями.
(7) Для исследовательских целей:- Тесты интеллекта также используются во многих важных научных исследованиях.
Изучив вышеперечисленные преимущества, можно сказать, что значение тестов интеллекта в современной системе образования возрастает день ото дня. Невозможно избежать использования этих тестов.
Ограничения тестов интеллекта
Тесты интеллекта не всегда полезны во всех ситуациях. Состав разведки еще предстоит определить. Мы не можем быть уверены в правильности результатов Тестов Интеллекта. Существуют большие различия в отношении природы интеллекта. Различия в интеллекте естественны. При наличии этих вариаций тесты не являются надежными и валидными. Следовательно, дефекты в тестах неизбежны. Описание дефектов или ограничений тестов интеллекта следующее:
(1) Отсутствие надежности:- Тесты интеллекта обычно ненадежны. Надежность означает некоторые результаты теста при повторном его проведении. Например, если сегодня учащийся набрал 50 баллов за тест, через несколько дней тот же кандидат должен получить такой же балл за тот же тест. Этот тест называется надежным тестом. В тесте на интеллект отсутствуют эти характеристики. Эти тесты не дают одинаковых результатов.
(2) Неточные и неполные:- Тесты интеллекта не являются ни точными, ни исчерпывающими, поскольку природа интеллекта неопределенна. Вот почему эти тесты не могут быть точными. Кроме того, все тестовые задания, используемые в тестах интеллекта, не измеряют все аспекты интеллекта.
(3) Влияние культуры: Тесты интеллекта зависят от культуры. Таким образом, учащиеся, воспитанные в хорошей и подходящей среде, получают в этих тестах лучшие результаты, чем воспитанники, воспитанные в отсталой среде. Не хватает культурных бесплатных тестов.
(4) Отсутствие стандартизированных тестов:- Стандартизированных тестов интеллекта всегда не хватает. Тесты, достоверность, валидность и нормы которых называются стандартизированными тестами, в этих стандартизированных тестах четко даны все направления.
(5) Демонстрация догадок:- В тестах на интеллект иногда учащиеся дают ответы в виде догадок, что приводит к неправильному измерению интеллекта. Поэтому должны быть такие тесты, которые не допускают догадок.
(6) Отсутствие прогноза:- На основе результатов тестов интеллекта невозможно сделать прогноз. Следовательно, в этом контексте тесты интеллекта иногда оказываются бесполезными и недействительными.
(7) Отличия: — Сфера разногласий относительно понятия интеллекта очень широка. Отношение психологов к интеллекту также неверно. В связи с этим никто не пытается с интересом построить тест интеллекта.
(8) Акцент на скорость:- В этих тестах интеллекта больше внимания уделяется скорости. Но иногда ученики, которые умны, проявляют сдержанность в ответах. В этой ситуации умные ученики отстают в интеллектуальных тестах.
(9) Неадекватное оборудование: — Иногда необходимое оборудование для измерения интеллекта оказывается дефектным, грубым и неполным в лаборатории, из-за чего тесты интеллекта не проводятся должным образом.
(10) Отказ от сотрудничества:- Иногда учащиеся не сотрудничают с учителями или психологами, которые проводят тесты на интеллект. Как правило, дети не сотрудничают и не обращают внимания на действия, которые их просят выполнить.
Типы интеллекта
Проведенное исследование выявило наличие в человеческом мозгу областей, соответствующих определенным пространствам знаний, которые все различны и относительно независимы друг от друга. Вот восемь типов интеллекта, объясненные один за другим.
1. Логико-математический интеллект
Их способность решать проблемы очень поразительна и часто связана с типом невербального интеллекта, т.е. они могут знать ответ на определенную проблему задолго до того, как озвучат ее. Дети с таким типом интеллекта хорошо разгадывают загадки или головоломки, решают головоломки, логические упражнения, считают или выполняют вычисления, решают компьютерные задачи и играют в стратегические игры.
2. Лингвистический интеллект
Дети с таким типом интеллекта обладают навыками и предпочитают такие виды деятельности, как чтение, разговоры, рассказывание историй и шуток, написание стихов, изучение языков и словесные игры.
3. Пространственный интеллект
Этот тип интеллекта демонстрирует закономерности, доказывающие способность ребенка мыслить в трех измерениях. Люди с развитым пространственным интеллектом хорошо решают пространственные задачи, такие как рисование и живопись.