МБОУ «Лицей №23» — Креативность. Интеллект. Талант
• Накануне празднования Дня Победы состоялся торжественный прием лицеистов в ряды Юнармеского движения (подробнее)
• Стартовал четвертый сезон Всероссийского конкурса «Большая перемена» (подробнее)
• В Кузбассе начинается акция по выплате единовременного социального пособия выпускникам 11-ых классов 2022-2023 учебного года, из малообеспеченных семей (подробнее)
27-28 апреля в Лицее №23 г. Кемерово прошел юбилей 30-тый праздник чевствования достижений юных лицеистов — «Уникум 2023» (подробнее)
• 27 апреля в лицее старшеклассники подготовили мероприятия, посвящённые Дню Парламентаризма (подробнее)
• 25 апреля состоялось торжественное открытие Всероссийской акции ко Дню Победы — «Георгиевская ленточка» (подробнее)
• В начальной школе Лицея №23 Эковолонтеры провели серию увлекательных занятий по экологии (подробнее)
• 22 апреля состоялся последний день занятий в подготовительных школах «АБВГДЕйка» и «Малышок» (подробнее)
• 21 апреля в Лицее №23 прошла познавательная акция «Прогулка по стране» (подробнее)
• 19 апреля состоялось торжественное заключительное мероприятие в рамках городского экологического фестиваля! (подробнее)
• 17 апреля в рамках Дней защиты от экологической опасности в лицее 23 проводились экологические уроки в 5, 9, 10 классах совместно со студентами КемГУ биологического факультета (подробнее)
• 14 апреля 2023 г. в рамках мероприятий международного фестиваля «Ночь Юрия Гагарина» (подробнее)
• Региональный центр «Сириус. Кузбасс» провел онлайн-встречу «Путь к космосу» (подробнее)
• Учащиеся 7 «А» класса приняли участие в Космическом квизе! (подробнее)
• 13 апреля в субботнике приняли участие ученики вместе с учителями (подробнее)
• В рамках Международного фестиваля Юрия Гагарина Леоновцы из 9 «Б» класса посетили КузГТУ и центр управления полетами (подробнее)
• «Космос внутри». 12 апреля в Лицее №23 был организован просмотр и обсуждение документального фильма «Алексей Леонов» (подробнее)
• Ребята 2х классов Лицея посетили выставку «Загадочный космос», организованную ГЦД(ю)ТТ в ТЦ Лето-Сити (подробнее)
• «Музыка – это космос, предназначенный для человека» (подробнее)
• Ученики 4Б класса ведут активную подготовку к 12 апреля! (подробнее)
• 11 апреля в библиотеке прошел конкурс стихов «Неизведанный космос» (подробнее)
• Неделя Космоса в Лицее №23 (подробнее)
• Подписывайтесь на сообщество лицея в контакте и узнавайте самые свежие и актуальные новости! (подробнее)
• Стартовал новый сезон патриотической акции «Рисуем Победу» (подробнее)
• 7 апреля состоялся практический семинар «Центрифуга», на котором прошла встреча школьных медиацентров (подробнее)
• 6 апреля учащиеся 9-10 классов лицея активно принимают участие в масштабном Всекузбасском субботнике (подробнее)
• Экокласс 2В активно отмечает дни защиты от экологической опасности (подробнее)
• 4 апреля ученики начальной школы лицея приняли активное участие в районном этапе XII городского конкурса юных чтецов, посвященного Дню космонавтики (подробнее)
• «Каникулы с Лицеем 23» прошли весело и задорно, волонтеоский отряд «Импульс» совместно с руководителем Матросовой Е. С. посетили детский сад №40 г. Кемерово (подробнее)
• На каникулах, в начальной школе Лицея №23, состоялось родительское собрание в необычном формате (подробнее)
• 7б класс нашего лицея вместе с классным руководителем Гараничевой Светланой Викторовной во время весенних каникул посетил выставку «Оружие Победы» (подробнее)
• Лицеисты 8 «Б» класса в рамках проекта «День профессий» посетили профессиональные пробы в стоматологической клинике «Улыбка» (подробнее)
• С 28 марта по 3 апреля 2023 года проходит Всероссийская неделя распространения информации об аутизме, приуроченная к Всемирному дню распространения информации об аутизме (подробнее)
• В рамках профориентационной работы 1 марта лицеисты 11 «А» класса встретились с работодателем ООО «Кемеровоспецстрой» (подробнее)
• 1 марта Всемирный День Гражданской Обороны. На уроках ОБЖ учащиеся познакомились с использованием СИЗ (подробнее)
• Лицеисты 9а и 9б классов в преддверии Дня защитника Отечества собрали посылку для доблестных воинов Кузбассовцев, находящихся в зоне специальной военной операции (подробнее)
• 20 февраля в Лицее №23 состоялось торжественное открытие первичного отделения Российского движения детей и молодежи «Движение Первых» (подробнее)
• В ДЮЦ ГЭР им. Веры Волошиной состоялось городское мероприятие » Педагог- это звучит гордо», посвященное Году педагога и наставника (подробнее)
• Учащиеся лицея посетили выставку «Мобильный дом Юнармии», а так же сами приняли участие (подробнее)
• В преддверии Дня защитника Отечества начальная школа лицея приняла самое активное участие во Всероссийскую патриотической акции «Фронтовая открытка» (подробнее)
• Волонтеры Лицея на областном тестировании ГТО (подробнее)
• 14 февраля состоялся городской конкурс исследовательских работ школьников «Первые шаги в науке-2023» по направлению «Гуманитарные науки» (подробнее)
• 13 февраля в лицее продолжались ДНИ НАУКИ. Ребята выступали с результатами своей учебно – исследовательской и проектной деятельности (подробнее)
• 11 февраля в рамках научной РСКШ в начальной школе лицея состоялась школьная научно-практическая конференция «Королёвские чтения-2023» (подробнее)
• Не упустите свой шанс — проведите весенние каникулы с пользой. Профильная смена УмКа (подробнее)
• 4 февраля в рамках научной РСКШ в начальных классах лицея прошла подготовка к защите исследовательских работ, которые ребята представят в следующую субботу на традиционных «Королёвских чтениях». (подробнее)
• Учащиеся Лицея №23 присоединились к акции #МыВместе и написали письма солдатам! (подробнее)
• Наши первоклассники и их родители присоединились к Всероссийским акциям «Письмо солдату» и «Посылка солдату» (подробнее)
• Учащиеся лицея на уроках ОБЖ приняли участие в онлайн-квесте «Всероссийского добровольного пожарного общества» (подробнее)
• Активисты Народного музея им.П.А.Чернова МБОУ «Лицей 23»- Соболева Диана, Сорочинский Артём и Хайрулин Марат, приняли участие в городском мероприятии, проходившем в СОШ 45 и посвященном 80 — летию Победы Красной Армии в Сталинградской битве (подробнее)
• 3 февраля учителя начальных классов Лобикова Светлана Николаевна и Карманова Наталья Викторовна приняли участие в вебинаре «Особенности работы со способными детьми в начальной школе» (подробнее)
• В сам памятный день 2 февраля в МБОУ «Лицей №23» прошли Уроки города и исторические часы «Битва под Сталинградом» (подробнее)
• 1 февраля юнармейцы Лицея №23 приняли участие в конкурсе смотрите «Лучший юнармейский отряд» (подробнее)
• В лицее началась неделя профилактики БДД. Ученики начальной школы подготовили выставку рисунков «Мой Папа и Я за безопасные дороги» (подробнее)
• К 80-летию со дня разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом Кемеровский государственный университет КемГУ подготовил образовательную акцию «Всекузбасский исторический диктант» (подробнее)
• В лицее в рамках Дней Российской науки десятиклассники подготовили квест, содержащий интересную, полезную информацию (подробнее)
• 28 января завершился цикл бесед, проведенных в рамках «Развивающих суббот Кемеровского школьника» и уроков краеведения , посвященных 80-летию Кемеровской области-Кузбасса. (подробнее)
• 28 января «Историческая суббота». В «Развивающую субботу Кемеровского школьника» учащиеся 8а класса посетили Дворец Молодежи г. Кемерово (подробнее)
• 80 лет Кемеровской области! (подробнее)
• 25 января в Научно-методическом центре Кемерова прошёл баркемп учителей истории и обществознания (подробнее)
• Ученики Лицея №23 приняли участие в фестивале настольных игр и презентовали свои игры «Шагаем по Кузбассу», «Моя великая Россия» (подробнее)
• 23 января в Лицее прошли уроки безопасности дорожного движения совместно с инспектором ГИБДД г. Кемерово (подробнее)
• РСКШ 21.01.2022 (подробнее)
• РСКШ 14.01.2022 (подробнее)
• 8 января 2023 года в рамках муниципального проекта «Школьный музейный туризм» прошел экскурсионный взаимообмен (подробнее)
• В лицее начался цикл мероприятий приуроченных к 80-летию образования Кемеровской области (подробнее)
• Большая перемена (подробнее)
• 10 января в Лицее началась новая учебная четверть (подробнее)
• 27 января в лицее прошла Новогодняя благотворительная ярмарка «Сердцем к сердцу» (подробнее)
♦ 26 декабря в Лицее состоялось Новогоднее караоке- шоу «Сохраняя традиции» (подробнее)
• 23 декабря ученики 10 класса Игнатов Егор и Соболева Диана присутствовали на городском мероприятии «Время помнить» (подробнее)
♦ 22 декабря в Начальной школе МБОУ «Лицей №23» прошел праздник-игра «Новогодний калейдоскоп» (подробнее)
♦ РСКШ 24.12.2022 (подробнее)
♦ Эколята 2 «В» класса напоминают, что никто кроме нас не поможет братьям нашим меньшим пережить долгие зимние месяцы (подробнее)
♦ В рамках курса «Кем быть?» к ребятам вторых классов приходили в гости настоящие спасатели!(подробнее)
♦ РСКШ 17. 12.2022 (подробнее)
♦ Волонтеры Лицея №23 на благотворительной акции (подробнее)
♦ Разговоры о важном (подробнее)
♦ РСКШ 10.12.2022 (подробнее)
♦ 10 декабря учащиеся Лицея №23 поучаствовали в Едином уроке «безопасность в сети Интернет» (подробнее)
♦ Ученики 9 «А» класса 10 декабря в КемГУ посетили День открытых дверей и образовательный интенсив «ТревогиНет_ОК» (подробнее)
♦ 9 декабря — День Героев Отечества в России (подробнее)
♦ Ученики и педагоги МБОУ «Лицей N23» приняли участие в торжественном возложении цветов к памятнику героя (подробнее)
♦ 8 декабря 2022 г. в МБОУ ДО «ЦДОД им. В. Волошиной» состоялось событие «Время помнить…», посвященное Дню Героев Отечества и 100-летию со дня рождения Николая Ивановича Масалова (подробнее)
♦ Мастерские Деда Мороза (подробнее)
♦ Всероссийская акция по сбору макулатуры «Миллион Родине» в Лицее №23 (подробнее)
♦ Как вести себя на катке (подробнее)
♦ Документальный фильм «Мы помним» (подробнее)
♦ РСКШ 03. 12.2022 (подробнее)
♦ 26 ноября Институт биологии, экологии и природных ресурсов КемГУ открыл свои двери для старшеклассников (подробнее)
♦ РСКШ 26.11.2022 (подробнее)
♦ В рамках профориентационной работы лицея школьники приняли участие во Всероссийском проекте «Атомный урок» (подробнее)
♦ В лицее 24 Ноября 2022 года прошёл Единый день технического творчества (подробнее)
♦ 23 ноября в Кемерове состоялось торжественное открытие стелы «Город трудовой доблести» (подробнее)
♦ Поздравление с Днем Матери от депутата Государственной Думы Павла Михайловича Федяева (подробнее)
♦ Всероссийская олимпиада «Безопасные дороги» (подробнее)
♦ Неделя сбережения (подробнее)
♦ 21 ноября в начальной школе Лицея №23 прошла акция по безопасности дорожного движения «Стань заметнее»! (подробнее)
♦ Первое место по шахматам в Спартакиаде среди учащихся Ленинского района (подробнее)
♦ РСКШ 12.11.22 (подробнее)
♦ Ярмарка профессий Кузбасса (подробнее)
6 ноября 2022 года в 12:00 в онлайн-формате на платформе состоится День открытых дверей МГУ имени М. В.Ломоносова (подробнее)
♦ Школа актива «Вперед с РДШ!» (подробнее)
♦ План осенних каникул 2022 (подробнее)
♦ 24 октября В МБОУ «Лицей №23» состоялся торжественный прием в отряд имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта Алексея Архиповича Леонова (подробнее)
♦ РСКШ 22.10.22 (подробнее)
♦ 22 октября в рамках театральной РСКШ учащиеся посетили филармонию (подробнее)
♦ Дети. Дорога. Безопасность (подробнее)
♦ 17 октября 2022 года в Лицее №23 проведён Всероссийский открытый «Урок Мужества» (подробнее)
♦ РСКШ 15.10.22 (подробнее)
♦ Спортивный праздник ко дню отца «Папа может!» (подробнее)
♦ 14 октября МБОУ «Лицей №23» приняли участие во Всекузбасском осеннем субботнике. (подробнее)
♦ 11 октября день памяти летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза — Алексея Архиповича Леонова (подробнее)
♦ РСКШ 08. 10.22 (подробнее)
♦ Аудиогид «#НОВЫЙ КЕМЕРОВО» (подробнее)
♦ Открыт приём заявок на Мартовскую образовательную программу по физике (подробнее)
♦ Олимпиада Foxford (подробнее)
♦ Народный музей им. Павла Афанасьевича Чернова провел для учащихся первых классов первую в их школьной жизни экскурсию «Знай и чти традиции родной школы » (подробнее)
♦ #МЫВМЕСТЕ акция помощи военнослужащим и их семьям (подробнее)
♦ РСКШ 01.10.22 (подробнее)
♦ Выставка «Детская тема в творчестве Павла Афанасьевича Чернова» (подробнее)
♦ 26 сентября Ученик 11 а класса Екимов Илья рассказал лицеистами 8-10 классов своего родного лицея о работе над проектом «Аудио-визуальная ДНК динозавров деревни Шестаково» (подробнее)
♦ Благотворительная акция «Помоги четвероногому другу» (подробнее)
♦ Встреча 8-10 классов с Всеволодом Парменовым, победителем конкурса микрогрантов Росмолодежи (подробнее)
♦ В лицее прошел Урок города «Год педагога и наставника в городе Кемерово» (подробнее)
♦ Война с фейками (подробнее)
♦ Вручение знаков и удостоверений Юнармейцев лицеистам (подробнее)
♦ РСКШ 24. 09.22 (подробнее)
♦ Старт ВСОШ 23.09.22 (подробнее)
♦ РСКШ 17.09.22 (подробнее)
♦ РСКШ 10.09.22 (подробнее)
♦ РСКШ 3.09.22 (подробнее)
♦ 9 сентября ученики 11-х классов отпраздновали День Рождения с КузГТУ вместе! (подробнее)
♦ 9 сентября в Лицее №23 прошла акция «Спасибо за заботу» (подробнее)
♦ 8 сентября-Международный день грамотности! (подробнее)
♦ Первый масштабный фестиваль «Первоклассник КуZбасса» продолжил сегодняшний праздник (подробнее) (подробнее)
♦ 1 сентября — День Знаний и старта нового учебного года (подробнее)
♦ Внимание обучающиеся 8-11 классов!С 26 по 30 сентября в заочной форме проводится отборочный этап Всероссийской олимпиады по искусственному интеллекту! (подробнее)
♦ По инициативе добровольцев Кузбасского студенческого корпуса спасателей организован сбор средств в поддержку Горловки (подробнее)
♦ 01 – 14 августа 2022 года на базе ГБНОУ «Губернаторская женская гимназия-интернат» состоится федеральная детская профориентационная смена «МЕДИЦИНА» (подробнее)
♦ 15 августа стартует летняя смена онлайн лагеря «Финансовая грамотность – 42» (подробнее)
♦ СОЮЗНИКИ ОДКБ — 30 ЛЕТ НА СТРАЖЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (подробнее)
♦ !!!Полиция Кузбасса рекомендует!!! НЕ ДАЙ СЕБЯ ОБМАНУТЬ! Запомни основные схемы и признаки мошенничества! (подробнее)
♦ Внимание! Объявляется областная акция «Первое сентября – каждому школьнику» (подробнее)
♦ Внимание! МБОУ «Лицей №23» набирает детей 5-6 лет в группы подготовки детей к школе «Малышок» и «АБВГДейка» на 2022-2023 учебный год
Как прокачать креативность, эмоциональный интеллект и концентрацию — SETTERS BLOG
12 August 2020
29271
~ 20 мин
#Управление
Десятилетие сменилось: в спину дышат зеты, бирюзовые компании без начальников и KPI и прочие сознательные.
Что остаётся нам? Быть гибкими и прокачивать soft skills — навыки, которые помогают не выгорать, жонглировать временем и задачами и без проблем уживаться с коллегами.LinkedIn и образовательный сервис Udemy опубликовали рейтинги самых востребованных «гибких» навыков 2020-х — 6 главных скиллов собрали в этом материале. Прокачивайте сами и требуйте у сотрудников.
01
Креативность
Первый навык в рейтинге — креативность, и это шире, чем генерация слоганов и спецпроектов. Главное, что должен уметь спец — находить нестандартные, но логичные решения в любой сфере, от HR до разработки. Быть программистом и писать рутинный код уже недостаточно — компаниям нужны люди, которые продумают новое ПО или предложат классный апгрейд, который упростит всем работу.
Как прокачать
Прочтите:
- «Методология CRAFT» — основатель школы «ИКРА» рассказывает, как переосмыслить роль продукта. Выручает, если нужно сформировать у людей новое представление о вещи и предложить, как пользоваться ей иначе.
- «Взлом креатива» — автор обращается к нейронауке, чтобы понять, как люди принимают решения, и использует это для бизнеса.
- «Рисовый штурм» — креативная библия с упражнениями для мозгового штурма. Наш креатор Руслан Павлишин протестировал механику агентов ЦРУ и «Суп из камня».
Освойте: креативные методики — это схемы, которые превращают хаос в структуру и помогают генерировать больше эффективных идей.
А ещё:
- Скачайте приложение Brainsparker. Принцип работы простой: сформулируйте вопрос и вытащите любую карточку — случайная цитата, картинка или слово станет импульсом для размышлений.
- Слушайте подкаст «Запуск завтра» про нестандартные технологии, которые меняют жизнь.
- Используйте ментальные карты для работы с потоком ассоциаций.
Пример ментальной карты для названия скайпарка
02
Эмоциональный интеллект
Скилл, который ворвался во все топ-чарты — эмоциональный интеллект. Материя тонкая, но попробуем объяснить — это когда вы уважаете свои и чужие эмоции и умеете ими управлять. Чем выше эмоциональный интеллект, тем ниже риск стресса и выгорания и круче работает «социальная ловкость». А значит вы лучше чувствуете собеседника, выбирать верную тактику переговоров и разруливать конфликты.
Как прокачать
Прочтите:
- «Эмоциональный интеллект 2.0» — базовый том, чтобы разобраться в теме. Авторы раскладывают EQ на самосознание, самоконтроль, эмпатию и навыки общения — и учат работать с эмоциями на каждом уровне.
- «Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять» — здесь рассказывают, как управлять (не манипулировать!) эмоциями сотрудников и собрать сильную замотивированную команду.
Развивайте: эмоциональную память. Заведите дневник или специальный трекер, куда будете заносить реакции на те или иные события— эмоции проще анализировать в контексте.
А ещё: используйте «эмоциональные предохранители» — приложения, которые помогают следить за внутренним состоянием и справляться с кризисом.
- HeadSpace — программа с простыми медитациями для разных ситуаций: от тревожности до злости.
- Butterfly — софт, который помогает оценить эмоциональный фон в команде — в нём сотрудники проходят мини-опросы и психологические тесты.
03
Когнитивная гибкость
Во-первых, этот скилл учит быть хамелеоном и смотреть на проблему с разных точек зрения — как стратег, как клиент, как уставший пользователь. Это помогает увидеть неочевидные инсайты.
Во-вторых, когнитивная гибкость — это про умение адаптироваться и не бояться перемен. Такой сотрудник всегда конкурентнее, потому что сможет закрыть задачу не по шаблону, а предложить свежее решение в ситуации рынка.
Как прокачать
Прочтите: «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей» — автор сталкивает два типа мышления: фиксированное и гибкое — и объясняет, почему врождённый талант и уровень интеллекта не определяют успех.
Освойте: lifelong learning. Это система непрерывного образования и саморазвития, когда вы живёте в режиме постоянного апдейта. Выбирайте курсы не только из своей сферы, но и около неё — хороший копирайтер должен познать дизайн, а сммщик — стратегию.
А ещё:
- скачайте приложение-тренажёр CogniFit ;
- посмотрите TED Talk «Как гибкость создаёт возможности» ;
- слушайте подкаст «180 градусов» про людей, которые всё поменяли.
04
Инклюзивность
Это умение работать с людьми вне зависимости от их происхождения, физических данных, ориентации, гендера, дальше-продолжите-сами. И для международных, и для нормальных человеко-ориентированных компаний важно, чтобы сотрудники, оставаясь разными, могли продуктивно работать в команде. Ведь то, что, у французов — конструктивная критика, американцы могут посчитать агрессией и придирками. Здесь достаточно быть открытым новой культуре и образу жизни.
Как прокачать
Прочтите: «Карта культурных различий»— это упрощённый гид по работе в международной среде.
Так, например, отличается коммуникация в России и Израиле.
Из книги «Карта культурных различий»
Просвещайтесь: сейчас есть куча медиа, которые рассказывают о разных людях: начните с «Таких дел», Wonderzine, подкастов Blitz & Chips и «НОРМ».
А ещё: учитесь задавать вопросы — в том, чтобы интересоваться другим образом жизни, нет ничего такого, но будьте аккуратными и внимательными по отношению к коллегам.
05
Коммуникация
Это целый набор скиллов, которые отвечают за мотивацию и взаимопонимание внутри команды. LinkedIn и Udemy выделяют навыки сотрудничества, убеждения и работы с фидбэком — в ближайшее десятилетие мы всё ещё будем работать с людьми, так что нужно наладить общение, систему наставничества и делегирования задач.
Как прокачать
Прочтите: «Пять пороков команды. Притчи о лидерстве»— это бизнес-роман о том, как выстроить корпоративную среду. Новый руководитель пытается наладить работу команды менеджеров, но в процессе узнаёт о пяти пороках, которые уничтожают любой коллектив.
Освойте: онлайн-курс Working in Teams: A Practical Guide — за месяц разберётесь в типах команд и ролей внутри, изучите жизненный цикл коллектива и поймёте, как строить дримтим по науке. Курс от австралийского The University of Queensland, поэтому на английском.
А ещё: пройдите с коллегами тест на креативный тип от Adobe — за 15 вопросов он считает ваши привычки и склонности и отнесет к одному из восьми психологических портретов. Он подскажет, в паре с каким типом ваш потенциал раскроется лучше — художникам, например, нужны продюсеры, а мыслителям — авантюристы. Пошерьте результаты в общий чат — станет понятнее, как с кем работать.
Слева направо: художник, мыслитель, авантюрист, создатель, продюсер, мечтатель, новатор, визуал. Нашли себя?
06
Фокус
Эпоха мультитаскинга прошла и на первый план выходит умение концентрироваться. Если сотрудник сохраняет фокус на задаче, не отвлекаясь на пуши, и дружит с тайм-менеджментом, держитесь за него. Не прыгая с проекта на проект, человек остаётся погружённым и принимает оправданные решения.
Как прокачать
Прочтите: «Фокус. О внимании, рассеянности и жизненном успехе» — автор объясняет, почему от того, как ловко мы концентрируем внимание, зависит самосознание, воля и лидерские амбиции. И даже глобальное потепление!
Освойте:
- Метод «Два списка» Уоррена Баффетта. Выпишите 25 дел, которые нужно сделать на этой неделе — это будет список А. Затем подчеркните пять самых важных и занесите их в список Б. Это и есть ваши приоритеты на неделю — не обращайтесь к списку А, пока всё не закроете.
- Метод Айви Ли. Каждый вечер выписывайте 6 рабочих задач в порядке важности, а с утра приступайте к ним строго по очереди. Звучит элементарно, но когда вас бомбардируют асапами, попробуйте не отклоняться.
А ещё: скачайте приложения для концентрации. Например:
- Pomodoro — ветеран в деле фокусировки внимания, но работает же. 25 минут работаете, 5 минут отдыхаете — идеально, чтобы дробить задачу и расправляться с ней по кусочкам.
- Forest — в нём есть геймифицированный таймер. Не будете брать телефон в руки Х минут — вырастет дерево, сорвётесь — на поле останется голый ствол. Ад перфекциониста.
- MultiTimer — приложение для джедаев: внутри несколько таймеров, которые работают одновременно, причём по разным методикам: есть интервальный, пошаговый, круговой, Pomodoro и ещё парочка.
Хотите прокачать креативность? Изи!
Автор статьи:
SETTERS
Понравилась статья?
Поделиться статьей:
Читайте также:
#Креатив
10 March 2020 ~ 15 мин
7 книг, чтобы прокачать креативность
#Управление
2 February 2020 ~ 15 мин
Личный тайм-менеджмент: 5 методик
Интеллект и творчество | Введение в психологию – Линд
Чему вы научитесь: описывать теории интеллекта и тесты интеллекта
Интеллект – это комплексная характеристика познания. Было разработано множество теорий, объясняющих, что такое интеллект и как он работает. Существует триархическая теория интеллекта Штернберга, которая фокусируется на аналитическом, творческом и практическом интеллекте, но есть также теория Гарднера, которая утверждает, что интеллект состоит из многих факторов. Другие теории сосредотачиваются на важности эмоционального интеллекта. Какая из теорий наиболее верна? И как вообще можно измерить интеллект? Это видео CrashCourse дает хороший обзор этих тем:
Цели обучения
- Объяснить триархическую теорию интеллекта
- Объясните теорию множественного интеллекта
- Дайте определение творчеству, дивергентному и конвергентному мышлению
Мальчик четырех с половиной лет сидит за кухонным столом со своим отцом, который читает ему вслух новую сказку. Он переворачивает страницу, чтобы продолжить чтение, но прежде чем он успевает начать, мальчик говорит: «Подожди, папа!» Он указывает на слова на новой странице и читает вслух: «Иди, Свинья! Идти!» Отец останавливается и смотрит на сына. — Ты можешь это прочитать? он спрашивает. «Да папочка!» И он показывает на слова и снова читает: «Иди, Свинья! Идти!»
Этот отец не занимался активным обучением сына чтению, хотя ребенок постоянно задавал вопросы о буквах, словах и символах, которые видел везде: в машине, в магазине, по телевизору. Папа задумался, что еще может понять его сын, и решил провести эксперимент. Схватив чистый лист бумаги, он написал списком несколько простых слов: мама, папа, собака, птица, кровать, грузовик, машина, дерево. Он положил список перед мальчиком и попросил его прочитать слова. «Мама, папа, собака, птичка, кровать, грузовик, машина, дерево», — прочитал он, замедляя темп, чтобы тщательно выговорить 9.0021 птица и грузовик. Затем: «Я сделал это, папа?» «Конечно! Очень хорошо.» Отец крепко обнял своего маленького мальчика и продолжил читать историю о поросенке, все время задаваясь вопросом, являются ли способности его сына показателем исключительного интеллекта или просто нормальным паттерном языкового развития. Подобно отцу в этом примере, психологи задавались вопросом, что представляет собой интеллект и как его можно измерить.
Классификация интеллекта
Что такое интеллект? То, как исследователи определяют понятие интеллекта, много раз менялось с момента зарождения психологии. Британский психолог Чарльз Спирмен считал, что интеллект состоит из одного общего фактора, называемого g , который можно измерить и сравнить между отдельными людьми. Спирмен сосредоточился на общих чертах между различными интеллектуальными способностями и преуменьшил значение того, что делало каждую из них уникальной. Однако задолго до развития современной психологии древние философы, такие как Аристотель, придерживались похожей точки зрения (Cianciolo & Sternberg, 2004).
Другие психологи считают, что интеллект представляет собой не один фактор, а совокупность различных способностей. В 1940-х годах Рэймонд Кеттелл предложил теорию интеллекта, которая разделяла общий интеллект на два компонента: кристаллизованный интеллект и подвижный интеллект (Cattell, 1963). Кристаллизованный интеллект характеризуется как приобретенные знания и способность их извлекать. Когда вы изучаете, запоминаете и вспоминаете информацию, вы используете кристаллизованный интеллект. Вы постоянно используете кристаллизованный интеллект в своей курсовой работе, демонстрируя, что усвоили информацию, изложенную в курсе. Подвижный интеллект включает в себя способность видеть сложные отношения и решать проблемы. Навигация по дороге домой после того, как вы свернули на незнакомый маршрут из-за строительства дороги, потребует вашего подвижного интеллекта. Подвижный интеллект помогает решать сложные, абстрактные задачи в повседневной жизни, тогда как кристаллизованный интеллект помогает преодолевать конкретные, простые проблемы (Cattell, 1963).
Другие теоретики и психологи считают, что интеллект следует определять в более практических терминах. Например, какие типы поведения помогают вам преуспеть в жизни? Какие навыки способствуют успеху? Задумайтесь об этом на мгновение. Возможность перечислить всех 44 президентов Соединенных Штатов по порядку — отличный трюк для вечеринки, но сделает ли это знание вас лучше?
Роберт Штернберг разработал другую теорию интеллекта, которую он назвал триархической теорией интеллекта , потому что в ней интеллект состоит из трех частей (Штернберг, 1988): практического, творческого и аналитического интеллекта (рис. 1).
Рисунок 1. Теория Штернберга выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.
Практический интеллект , как предлагает Штернберг, иногда сравнивают с «уличным умом». Практичность означает, что вы находите решения, которые работают в вашей повседневной жизни, применяя знания, основанные на вашем опыте. Этот тип интеллекта, по-видимому, отличается от традиционного понимания IQ; люди с высокими показателями практического интеллекта могут иметь или не иметь сопоставимые показатели творческого и аналитического интеллекта (Sternberg, 19).88).
Эта история о стрельбе в Технологическом институте Вирджинии в 2007 году иллюстрирует как высокий, так и низкий практический интеллект. Во время инцидента одна ученица вышла из класса, чтобы пойти за газировкой в соседнее здание. Она планировала вернуться в класс, но когда она вернулась в свое здание после того, как получила газировку, то увидела, что дверь, которую она использовала, теперь закрыта изнутри. Вместо того, чтобы думать о том, почему на дверных ручках была цепь, она подошла к окну своего класса и заползла обратно в комнату. Таким образом, она потенциально подвергала себя нападению преступника. К счастью, ее не расстреляли. С другой стороны, пара студентов шла по кампусу, когда услышала выстрелы неподалеку. Один друг сказал: «Пойдем проверим и посмотрим, что происходит». Другой студент сказал: «Ни за что, нам нужно убегать от выстрелов». Они сделали именно это. В результате оба избежали вреда. Ученик, пролезший в окно, продемонстрировал некоторый творческий интеллект, но не пользовался здравым смыслом. У нее был бы низкий практический интеллект. Студент, подстрекавший своего друга убегать от выстрелов, обладал бы гораздо более высоким практическим интеллектом.
Аналитический интеллект тесно связан с решением академических задач и вычислениями. Штернберг говорит, что аналитический интеллект проявляется в способности анализировать, оценивать, судить, сравнивать и сопоставлять. Например, при чтении классического романа на уроке литературы обычно необходимо сравнить мотивы главных героев книги или проанализировать исторический контекст рассказа. В таком научном курсе, как анатомия, вы должны изучать процессы, посредством которых организм использует различные минералы в различных системах человека. Развивая понимание этой темы, вы используете аналитический интеллект. Решая сложную математическую задачу, вы применяете аналитический интеллект для анализа различных аспектов задачи, а затем решаете ее по частям.
Проверьте это
Творческий интеллект характеризуется изобретением или воображением решения проблемы или ситуации. Креативность в этой области может включать в себя поиск нового решения неожиданной проблемы, создание прекрасного произведения искусства или хорошо продуманного рассказа. Представьте на мгновение, что вы отдыхаете в лесу с друзьями и понимаете, что забыли свой походный кофейник. Человек в вашей группе, который найдет способ успешно варить кофе для всех, будет считаться обладателем более высокого творческого интеллекта.
Попробуйте
Теория множественного интеллекта была разработана Говардом Гарднером, гарвардским психологом и бывшим учеником Эрика Эриксона. Теория Гарднера, которая совершенствовалась более 30 лет, является более поздней разработкой среди теорий интеллекта. Согласно теории Гарднера, каждый человек обладает как минимум восемью видами интеллекта. Среди этих восьми интеллектов человек обычно преуспевает в одних и колеблется в других (Gardner, 1983). В следующей таблице описаны все типы интеллекта.
Теория Гарднера является относительно новой и нуждается в дополнительных исследованиях, чтобы лучше установить эмпирическую поддержку. В то же время его идеи бросают вызов традиционному представлению об интеллекте и включают в себя более широкий спектр способностей, хотя предполагалось, что Гарднер просто переименовал то, что другие теоретики называли «когнитивными стилями», в «интеллектуальные способности» (Morgan, 19).96). Кроме того, разработать традиционные измерения интеллекта Гарднера чрезвычайно сложно (Furnham, 2009; Gardner & Moran, 2006; Klein, 1997).
ссылка на обучение
Горизонт — Битва Мозгов от Татьяны на Vimeo.
Межличностный и внутриличностный интеллект Гарднера часто объединяют в один тип: эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект включает в себя способность понимать эмоции себя и других, проявлять эмпатию, понимать социальные отношения и сигналы, регулировать свои эмоции и реагировать культурно приемлемым образом (Parker, Saklofske, & Stough, 2009). ). Люди с высоким эмоциональным интеллектом обычно имеют хорошо развитые социальные навыки. Некоторые исследователи, в том числе Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект: почему это может иметь большее значение, чем IQ », утверждают, что эмоциональный интеллект лучше предсказывает успех, чем традиционный интеллект (Goleman, 1995). Тем не менее, эмоциональный интеллект широко обсуждался, и исследователи указывали на несоответствия в том, как он определяется и описывается, а также подвергали сомнению результаты исследований по предмету, который трудно измерить и изучить эмпирически (Locke, 2005; Mayer, Salovey, & Карузо, 2004)
Интеллект также может иметь разное значение и значение в разных культурах. Если вы живете на маленьком острове, где большинство людей добывают себе пищу, ловя рыбу с лодки, важно знать, как ловить рыбу и как чинить лодку. Если бы вы были выдающимся рыболовом, ваши сверстники, вероятно, считали бы вас умным. Если бы вы также умели чинить лодки, ваш интеллект мог бы быть известен всему острову. Подумайте о культуре вашей собственной семьи. Какие ценности важны для латиноамериканских семей? итальянские семьи? В ирландских семьях гостеприимство и рассказывание занимательных историй являются признаками культуры. Если вы умелый рассказчик, другие представители ирландской культуры, скорее всего, сочтут вас умным.
Некоторые культуры придают большое значение коллективной работе. В этих культурах важность группы важнее личных достижений. Когда вы посещаете такую культуру, то, насколько хорошо вы относитесь к ценностям этой культуры, свидетельствует о вашем культурном интеллекте, который иногда называют культурной компетентностью.
Попробуйте
Подумай об этом
Какое влияние, по твоему мнению, эмоциональный интеллект играет в твоей личной жизни?
Творчество
Что общего у следующего: препарат пенициллин, Эйфелева башня, фильм Властелин колец Общая теория относительности, гимн Удивительная благодать , iPhone, роман Дон Кихот , картина Мона Лиза , рецепт шоколадной помадки, безалкогольный напиток Coca-Cola, видеоигра Wii Sports , нападение Западного побережья в футболе и молния? Вы угадали! Все названные предметы были продуктами творческой мысли. Ни один из них не существовал до тех пор, пока кому-то не пришла в голову идея. Творчество — это не то, что вы просто срываете, как яблоки с дерева. Поскольку творческие идеи настолько особенные, создатели, которые придумывают лучшие идеи, часто высоко вознаграждаются славой, богатством или и тем, и другим. Нобелевские премии, Оскары, Пулитцеровские премии и другие награды приносят славу, а большие продажи и кассовые сборы приносят богатство. Но что такое творчество в первую очередь?
Рисунок 2. Люди часто не могут описать, откуда взялись их творческие идеи. Когда вы думаете о чем-то творческом, как вы обычно это придумываете?
Креативность возникает, когда кто-то выдвигает творческую идею. Примером может служить творческое решение сложной проблемы. Но что делает идею или решение креативными? Креативность — это способность генерировать, создавать или открывать новые идеи, решения и возможности. Очень творческие люди часто хорошо разбираются в чем-то, работают над этим годами, ищут новые решения, обращаются за советом и помощью к другим экспертам и идут на риск. Хотя творчество часто ассоциируется с искусством, на самом деле это жизненно важная форма интеллекта, которая побуждает людей во многих областях открывать что-то новое. Творчество можно найти в каждой сфере жизни, от того, как вы украшаете свое жилище, до нового понимания того, как работает клетка.
Хотя психологи предложили несколько определений креативности (Plucker, Beghetto, & Dow, 2004; Runco & Jaeger, 2012), вероятно, лучшим определением является определение, недавно адаптированное из трех критериев, которые использует Патентное ведомство США, чтобы решить, является ли изобретение могут получить патентную защиту (Simonton, 2012).
Первый критерий оригинальность . Идея должна иметь низкую вероятность. Действительно, он часто должен быть уникальным. Специальная теория относительности Альберта Эйнштейна определенно удовлетворяла этому критерию. Никакой другой ученый не придумал эту идею.
Второй критерий полезности . Идея должна быть ценной или работать. Например, решение должно, по сути, решать проблему. Оригинальный рецепт, по которому получается блюдо, вкус которого настолько ужасен, что его невозможно есть, не может быть творческим. В случае с теорией Эйнштейна его принцип относительности дал объяснение тому, что в противном случае было бы необъяснимым эмпирическим результатом.
Рис. 3. Даже при наличии трех критериев креативности (оригинальность, полезность и неожиданность) определение того, является ли искусство «творческим», может оказаться затруднительным. Особенно со всеми примерами художников, чья работа не считалась творческой до их смерти. [Изображение: Линус Боман]
Третий и последний критерий сюрприз . Идея должна быть неожиданной или, по крайней мере, неочевидной (если использовать термин, используемый Патентным ведомством). Например, решение, основанное на приобретенном опыте, нельзя считать удивительным, даже если оно было оригинальным. Теория относительности Эйнштейна не была пошаговым выводом из классической физики, а скорее была построена на новом фундаменте, который бросил вызов самой основе традиционной физики. Применяя эти три критерия, важно признать, что оригинальность, полезность, и неожиданность — количественные, а не качественные атрибуты идеи. В частности, мы действительно должны говорить о степени, в которой идея удовлетворяет каждому из трех критериев. Кроме того, три атрибута должны иметь нулевую точку, то есть должна быть возможность говорить об идее, лишенной какой бы то ни было оригинальности, полезности или неожиданности. Наконец, мы должны предположить, что если идея получает ноль баллов по какому-либо одному критерию, то она также должна иметь нулевую креативность. Например, кто-то, кто заново изобретает колесо, безусловно, создает полезную идею, но в этой идее нет оригинальности и, следовательно, нет никакого творчества. Точно так же тот, кто изобрел парашют, полностью сделанный из железобетона, получил бы много похвалы за оригинальность — и сюрприз! — но не за полезность.
Рисунок 4. Если бы вам поручили придумать как можно больше вариантов использования кирпича, насколько хорошо вы бы справились? Вы бы подумали выточить кирпич в скульптуру? Как насчет того, чтобы использовать его в качестве тротуарного мела? [Изображение: Саймон Хукс]
Ученые-когнитивисты уже давно интересуются мыслительными процессами, которые приводят к творческим идеям (Simonton & Damian, 2013). Действительно, многие так называемые «креативные тесты» на самом деле являются мерой мыслительных процессов, которые, как считается, лежат в основе творческого акта (Simonton, 2003b). Следующие две меры являются одними из самых известных.
Ссылка на обучение
Проверьте свои творческие способности, используя эту ссылку, чтобы пройти один из пяти общих тестов на креативность.
Первым из них является тест удаленных партнеров, или RAT, который был представлен Медником (1962). Медник считал, что творческий процесс требует способности связывать идеи, которые концептуально считаются очень далекими друг от друга. RAT состоит из заданий, требующих от респондента определить слово, которое может быть связано с тремя довольно разными словами-стимулами. Например, какое слово может быть связано со словами «вдова, укус, обезьяна»? Ответ — паук (паук черная вдова, укус паука, паук-обезьяна). Этот конкретный вопрос относительно прост, другие гораздо сложнее, но он дает вам основную идею.
Вторая мера — это задача необычного использования (Guilford, 1967; Torrance, 1974). Здесь участника просят создать альтернативное использование общего объекта, такого как кирпич. Ответы могут быть оценены по четырем параметрам: (a) беглость , общее количество соответствующих использований; (b) оригинальность , статистическая редкость данного использования; (c) гибкость , количество отдельных концептуальных категорий, подразумеваемых различными вариантами использования; и (d) разработка , количество деталей, предоставленных для сгенерированных применений. Например, использование кирпича в качестве пресс-папье представляет собой другую концептуальную категорию, чем использование его объема для сохранения воды в туалетном бачке. Способность к необычному использованию — лишь один из примеров общей когнитивной способности заниматься дивергентным мышлением (Guilford, 1967). В отличие от конвергентного мышления , которое сходится к одному лучшему ответу или решению, дивергентное мышление предлагает несколько возможностей, которые могут сильно различаться по полезности.
К сожалению, многие различные когнитивные процессы связаны с творчеством (Simonton & Damian, 2013). Вот почему мы не можем использовать единственное число; не существует такой вещи, как «творческий процесс». Тем не менее, у различных процессов есть одна общая черта: все они позволяют человеку «мыслить нестандартно», навязанному рутинным мышлением, — выходить на территорию, которая в противном случае была бы проигнорирована (Simonton, 2011). Творчество требует, чтобы вы шли туда, куда вы не знаете, куда идете.
Everyday Connection: Creativity
Доктор Том Стейц, профессор биохимии и биофизики Йельского университета в Стерлинге, посвятил свою карьеру изучению структуры и специфических аспектов молекул РНК, а также тому, как их взаимодействие помогает производить антибиотики и предотвращать болезни. В результате всей своей работы он получил Нобелевскую премию по химии в 2009 году. Он написал: «Оглядываясь назад на развитие и прогресс моей научной карьеры, я вспоминаю, насколько жизненно важно хорошее наставничество на ранних этапах карьерный рост и постоянные личные беседы, дебаты и дискуссии с коллегами на всех этапах исследований. Выдающиеся открытия, озарения и разработки не происходят в вакууме» (Steitz, 2010, п. 39).). Из комментария Стейтца становится ясно, что чье-то творчество, хотя и является индивидуальной силой, извлекает выгоду из взаимодействия с другими. Вспомните случай, когда ваш творческий потенциал был вызван разговором с другом или одноклассником. Как этот человек повлиял на вас и какую проблему вы решили с помощью творчества?
Попробуйте
Глоссарий
аналитический интеллект: связанный с решением академических задач и вычислениями
конвергентное мышление : противоположность дивергентному мышлению, способность сузить круг до единственного «правильного» ответа или решения заданного вопроса или проблемы (например, дать правильный ответ на тесты интеллекта)
креативность: способность генерировать , создавать или открывать новые идеи, решения и возможности
творческий интеллект: способность производить новые продукты, идеи или изобретать новое, оригинальное решение проблемы
кристаллизованный интеллект: характеризуется приобретенными знаниями и способностью извлекать их
культурный интеллект: способность, с которой люди могут понимать и общаться с представителями другой культуры
дивергентное мышление ответы или решения заданного вопроса или проблемы (например, придумывание множества различных способов использования общего объекта)
эмоциональный интеллект: способность понимать эмоции и мотивы в себе и других
подвижный интеллект: способность видеть сложные отношения и решать проблемы
Теория множественного интеллекта: Теория Гарднера о том, что каждый человек обладает как минимум восемью типами интеллекта 0005
триархическая теория интеллекта: теория интеллекта Штернберга; три грани интеллекта: практическая, творческая и аналитическая
талантов, с которыми вы родились.
Творчество, ты можешь вырастить сам.Говорят, что творчество — это развлечение разума.
Это способность генерировать идеи, решения или озарения, которые поразительно оригинальны, но в то же время осуществимы: с точки зрения познания убедительная творческая идея не разрушается, если систематически разбирать ее логику. В то же время он сплетает концепции, которые никогда раньше не были частью одной ткани.
Десять лет назад группа психологов из Нидерландов предложила «модель двойного пути к творчеству», предполагая, что творческое мышление возникает, когда когнитивная гибкость сочетается с когнитивной настойчивостью. Когнитивная гибкость позволяет нам быстро переключаться в мышлении между одной концепцией и другой и думать о нескольких концепциях одновременно, в то время как когнитивная настойчивость позволяет нам придерживаться сложной задачи или концептуализации для достижения цели. Как в музыкальной гармонии, где флейтист, скрипач, пианист и тромбонист должны придерживаться своих отдельных частей, но при этом слушать друг друга и приспосабливаться для создания прекрасной музыки, так и с творческим мозгом.
Участники этого нейронного оркестра состоят из трех функциональных сетей мозга. Они формируются, когда разные области мозга (которые структурно не являются смежными) активируются вместе всякий раз, когда мы выполняем определенные задачи. Когда дело доходит до творчества, основными действующими функциональными сетями являются центральная исполнительная сеть (CEN), сеть значимости (SN) и сеть режима по умолчанию (DMN). Исследования изображений мозга показывают, что CEN важен для гибкого, мгновенного контроля. Например, боковые лобные и теменные области мозга сильно задействованы, когда люди выполняют несколько задач одновременно. Что характерно, исследование, проведенное нейробиологами из Университета Вандербильта в США и Университета Квинсленда в Австралии, показало, что эффективная многозадачность не представлена в мозгу как способность одновременно обрабатывать несколько потоков информации, а вместо этого представляет собой очень быструю обработку одного из них. задача за другой. Примечательно, что они обнаружили, что мы можем научиться ускорять обработку каждой отдельной задачи и, следовательно, лучше работать в многозадачном режиме.
Латеральная лобная кора также сильно активируется, когда люди занимаются дивергентным мышлением, а дивергентное мышление — это то, как ученые измеряют креативность; в реальной жизни мы можем мыслить по-новому каждый день — придумывая рецепт из того, что есть в холодильнике, управляя автомобилем в плотном потоке машин, создавая искусство из нетрадиционных материалов, используя предметы из мусорной корзины.
Напротив, SN, или сигнальная сеть, основным центром которой является передняя часть поясной извилины, важна для устойчивого выполнения задачи. Эта область мозга участвует в принятии решений и саморегуляции, короче говоря, почти в любой задаче, требующей когнитивной настойчивости. Наконец, DMN, или сеть режима по умолчанию, основные центры которой находятся в передней медиальной префронтальной коре и задней части поясной извилины, представляет то, о чем мы думаем, когда не сосредоточены на задаче. Как люди, мы проводим большую часть нашего времени в мечтах, блужданиях, прокрастинации, размышлениях о прошлом и будущем (на самом деле очень трудно оставаться в настоящем моменте), и DMN является функциональной сетью, стоящей за всем этим. самореферентная мысль. Когда мы выполняем задачи, требующие внимания к внешнему миру, активность в DMN подавляется, чтобы нас не отвлекали отвлекающие, не относящиеся к делу мысли.
Тем не менее, те же самые отвлекающие факторы и далекие миры нашего воображения хранят секрет творчества, если бы только мы могли использовать их и связать в цепочку идей, которая строится для достижения конкретной цели – нового рецепта, стихотворения, картины или музыкальная импровизация. Недавние исследования показывают, что узловые области DMN активируются одновременно с областями CEN и SN и функционируют согласованно во время творческого мышления. Это замечательный танец, изображающий динамическую природу наших мозговых сетей. Как правило, CEN и SN осуществляют контроль над DMN и противостоят ему, но в моменты творчества DMN позволяет спонтанно генерировать идеи-кандидаты, возможно, из нашей долговременной памяти, в то время как CEN/SN гармонично объединяются, чтобы использовать этих идей к определенной цели.
Теперь, когда мы понимаем действующие механизмы, возникает соблазн спросить, можем ли мы научиться быть более творческими. Креативность имеет некоторую генетическую наследственность: таланты — математические, музыкальные — передаются по наследству. Например, голландские однояйцевые близнецы Дэвид Ойенс и Питер Ойенс были успешными художниками 19 века. Но, учитывая, что человеческий мозг пластичен, постоянно учится и меняется, можем ли мы также научиться быть творческими, основываясь на своем опыте?
В исследовании 2014 года, проведенном Стэнфордским университетом в Калифорнии, ученые объединились с преподавателями школы дизайна для оценки очень популярного класса «Креативный тренажерный зал». На этом занятии участники работают индивидуально над практическими занятиями, которые являются нетрадиционными, динамичными, но захватывающими, используя в качестве материалов повседневные канцелярские принадлежности. Студентов просят быстро пройти через ряд этапов: наблюдение, мозговой штурм, синтез, создание прототипа и реализация, повторяя при необходимости, для создания инновационных решений. Исследование показало, что студенты, участвовавшие в этой программе развития творческих способностей, лучше справились с проблемами дивергентного мышления по сравнению со студентами из контрольной группы. В другом исследовании совместная группа нейробиологов и психологов Даляньского технологического университета в Китае и Орегонского университета в США проверила участников на тесты на дивергентное мышление до и после краткосрочной медитации (30 минут в день в течение семи дней). Контрольная группа практиковала релаксацию в течение той же продолжительности. Исследователи обнаружили, что медитация может значительно повысить креативность.
Интересно, что в этих исследованиях использовались довольно разные подходы к проверке того, можно ли научиться творчеству. В Стэнфордском исследовании участники проявляли когнитивную гибкость, чтобы генерировать творческие решения в классе. Между тем, медитативная тренировка в Даляньско-Орегонском исследовании была упражнением в когнитивной настойчивости, основное внимание уделялось повышению осознания своих сенсорных переживаний. Хотя исследователи в этих исследованиях не использовали визуализацию мозга, можно представить динамический танец между контрольными сетями в мозгу учащихся, прекрасно взаимодействующими с сетью по умолчанию, генерирующей спонтанные мысли. В целом, эти исследования показывают, что может быть несколько способов повысить творческий потенциал — множество путей к более творческому мозгу.
Художники, творческие по профессии, часто описывают творческий процесс как процесс, в ходе которого они преображаются разумом и телом, и процесс, над которым они не имеют особого контроля. Они говорят о том, чтобы быть «в зоне» или в состоянии потока. В таких состояниях творческого дивергентного мышления тело возбуждается, а зрачки расширяются. В недавнем исследовании исследователи из Центра коллективного разума Массачусетского технологического института в США настроили смарт-часы для восприятия сигналов тела, включая частоту сердечных сокращений и движения тела, полученные с помощью акселерометра, и заставили людей, занимающихся творческой деятельностью в команде, носить их в течение всего дня. Они обнаружили, что объективно измеренные сигналы тела были важными предикторами воспринимаемой креативности, как сообщили испытуемые. Более высокая интенсивность и более высокая постоянство (или более низкая изменчивость) активности телесных сигналов предсказывали большую креативность. Показатели телесных сигналов дополнительно дополняли самооценку типа личности и настроения.
Хотя исследователи, интересующиеся физическими модальностями и неврологическими путями творчества, продвигаются вперед в понимании того, как оно работает, а также как его можно стимулировать, творчество сохраняет определенную загадочность как уникальное состояние бытия, когда разум и тело резонируют в совершенная гармония, как камертон, генерирующий чистый тон.
Эта идея стала возможной благодаря поддержке гранта Aeon от Фонда Джона Темплтона. Мнения, выраженные в данной публикации, принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения Фонда. Спонсоры Aeon Magazine не участвуют в принятии редакционных решений.