Интеллект в психологии определяется как общая: ИНТЕЛЛЕКТ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Тема 11. Интеллект

Вопрос 1. Понятие об интеллекте

Интеллект (от латинского разумение, понимание, постижение) – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляется с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующей познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни.

В настоящее время существует, как минимум, три трактовки понятия интеллекта:

1. Биологическая трактовка: это способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации;

2. Педагогическая трактовка: это способность к обучению, обучаемость;

3. Структурный подход, сформулированный А. Бине: интеллект как способность адаптации средств к цели. Здесь интеллект – это совокупность тех или иных способностей.

Вопрос 2. Этапы изучения интеллекта

Попытка изучения продуктивных творческих компонентов интеллекта была предпринята представителями гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В.Келер), разработавшими понятие инсайта. В начале 20-го века французские психологи А. Бине и Т. Симон предложили определять степень умственной одаренности посредством специальных тестов. Эти работы положили начало широко распространенной и сейчас прагматистской трактовки интеллекта как способности справляться с соответствующими заданиями, эффективно включаться в социокультурную жизнь, успешно приспосабливаться к ситуациям.

Были проведены различные исследования структуры интеллекта. Так, Спирмен (1904 год) сформулировал следующее: интеллект не зависит от прочих личностных черт человека; он не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества (интересы, мотивация достижений, тревожность и др.). Интеллект выступает как общий фактор умственной энергии. Учеными выделяется различное количество базовых факторов интеллекта: от 1-2 до 120.

Такое дробление интеллекта препятствует пониманию его целостности. Советская психология исходила из принципа единства интеллекта, его связи с личностью и признавала зависимость интеллектуальных способностей человека от социально-экономических условий его жизни.

В 1938 году Терстоун с помощью статистических факторных методов исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

1) счетную способность, способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;

2) вербальную (словесную) гибкость, легкость, с которой человек может объясняться, находить подходящие слова;

3) вербальное восприятие, способность понимать устную и письменную речь;

4) пространственную ориентацию, способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;

5) память;

6) способность к рассуждению;

7) быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.

Как показали дальнейшие исследования, факторы интеллекта, или первичные умственные потенции, коррелируют, связаны друг с другом, что говорит о существовании единого генерального фактора.

В 1959 году Дж. Гилфорд выделил 120 факторов интеллекта, исходя из трех позиций: для каких умственных операций они нужны, к каким результатам приводят эти операции, каково их содержание (образное, символическое, поведенческое, др.).

По мнению Кэттела (1967 г.), у каждого из нас уже с рождения имеется потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию, рассуждению. Примерно к 20-ти годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. Уровень потенциального или свободного интеллекта определяется уровнем развития третичных зон коры больших полушарий головного мозга. Частные факторы интеллекта определяются уровнем развития отдельных сенсорных и моторных зон мозга. Потенциальный интеллект определяет первичное накопление знаний. Также формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые мы приобретаем по мере накопления жизненного опыта.

Этот вид интеллекта образуется именно при решении задач адаптации к окружающей среде и требует развития одних способностей за счет других, а также приобретения конкретных навыков. «Кристаллический» интеллект определяется мерой овладения культурой того общества, к которому принадлежит человек.

Хебб (1974 г.) выделяет интеллект А – тот потенциал, который создается в момент зачатия и служит основой для развития интеллектуальных способностей личности, и интеллект В, который формируется в результате взаимодействия этого потенциального интеллекта с окружающей средой. Оценить можно только этот «результирующий» интеллект, наблюдая, как совершает умственные операции человек. Поэтому мы никогда не сможем узнать, что представлял собой интеллект А.

это что такое: определение понятия в психологии, виды и уровни человеческих способностей, классификация интеллектуально развитого человека

Содержание

  • 1 Определение интеллекта
  • 2 Типы
  • 3 Структура
  • 4 Основная функция
  • 5 Индивидуальные особенности
    • 5. 1 От чего зависит интеллектуальный уровень
    • 5.2 Возрастные различия
    • 5.3 Гендерные различия
  • 6 Понятие коэффициента интеллекта в психологии
  • 7 Диагностика
  • 8 Мышление и интеллект
  • 9 Можно ли совершенствовать интеллектуальные навыки
  • 10 Рекомендации для повышения коэффициента
  • 11 Эмоциональный интеллект
  • 12 Социальный интеллект
  • 13 Интеллект ребенка
  • 14 Заключение

Люди часто задумываются над вопросом, что такое интеллект человека, и как он связан с психологией. Поэтому в этой статье я подробно объясню, что понимается под этим термином.

Это комплекс способностей учиться, понимать, решать сложные вопросы и находить выход из затруднительных ситуаций, а также умение мыслить. Общество очень уважает это качество и признает его ценность, но не всегда дает ему правильную характеристику. Чертами интеллектуала для многих являются энциклопедические знания и отменная память. На самом деле, они связаны с эрудицией.

Определение интеллекта

Он представляет собой нечто вроде вкуса к идеям. Цепочка такова: мышление перерабатывает приобретаемый нами жизненный опыт и накапливает знания, с их помощью рождаются новые идеи, открытия, изобретения, инновации. Это мыслительный процесс, который невозможен без способностей. Кому-то их дано больше, у кого-то их меньше. Это и есть человеческий интеллект. Если его уровень низкий, пользы от знаний будет немного. Начитанность и осведомленность – это лишь инструменты, которые помогают ему проявляться. Иметь большой багаж знаний без умения их использовать то же самое, что играть на скрипке, не имея таланта.

Что характеризуют интеллектуальные навыки:

  • объем памяти;
  • навыки анализа, структурирования информации и прогноза;
  • логику;
  • внимательность;
  • усердие;
  • воспроизведение;
  • гибкость, глубину, пытливость ума;
  • любопытство.

Типы

До сих пор единой классификации интеллекта не существует. Только один ученый, Говард Гарднер, выдвинул теорию 8 разновидностей:

  1. Пространственный, наиболее развит у водителей, конструкторов. Характеризует умение ориентироваться на местности. Если вы испытываете сложности с тем, чтобы построить маршрут, именно его нужно развивать. Сделать это можно, решая задачи с поиском выхода, занимаясь живописью и лепкой, отслеживая движение объектов.
  2. Кинестетический, отвечает за навыки пользоваться собственным телом, ловкость, координацию. Те, у кого он развит, отлично танцуют и работают. Помощниками в его развитии будут спорт, йога, физические нагрузки.
  3. Музыкальный, дает своим обладателям чувство ритма, слуха и понимания. Чем больше человек окунается в музыку, танцуя, слушая, занимаясь пением, тем больше он будет совершенствовать эту разновидность интеллекта.
  4. Лингвистический, отвечает за письменную и устную речь, развивается при изучении иностранных языков, чтении, общении с людьми.
  5. Логический, позволяет чувствовать себя как рыба в воде среди символов, знаков и схем. Будет отличным спутником ученого и изобретателя. Чтобы совершенствовать логику, нужно решать задачи, головоломки и ребусы, строить цепочки.
  6. Межличностный, он же социальный, близок к эмпатии. Это умение чувствовать и понимать людей, легкость в построение взаимоотношений, общительность и коммуникативность. Он важен для создания семьи, формирования дружеских связей. Его тренируют на семинарах, тренингах, групповых играх.
  7. Эмоциональный нужен, чтобы понять себя, жить в гармонии со своим внутренним миром. Особенно сложен для развития, поэтому требует применения духовных практик: медитации, очищения, осмысления.
  8. Натуралистический связан с мировосприятием, явлениями окружающей природы, физическими законами.

Любой из видов интеллекта в психологии основан на развитии свойств личности и определяет ее индивидуальность.

Структура

Процессы в нашей голове настолько сложны и многообразны, что не подвергаются структурированию по нескольким критериям. Сравнивать талантливого математика с гениальным композитором сложно и непродуктивно.

Дж. П. Гилфорд представил трехмерную кубическую модель, в которой выделил 120 умственных способностей (память, анализ, оценка, выражение мыслей и пр.) и структурировал их по трем составляющим:

  1. Содержание (о чем мы думаем).
  2. Операция (как мы мыслим).
  3. Результат (к чему приводит процесс).

Некоторые люди умеют быстро делать выводы и принимать решения, другим близки вспышки озарений с моментальным пониманием сути (помните Архимеда с его «эврикой»), третьи зацикливаются на пришедшем первым предположении. Интеллектуально развитый человек может всю жизнь прожить счастливо, при этом мыслить бессистемно и импульсивно, не выходить за рамки стандартов и стереотипов.

Основная функция

Ценность умственных способностей в том, что они помогают продуктивно мыслить. Благодаря им люди:

  • самореализуются и самоутверждаются;
  • достигают успеха и проявляют таланты;
  • осваивают новые умения и получают знания;
  • занимают положение в обществе.

Список может быть продолжен тем, что разум и прозорливость с давних времен до сегодняшних дней помогают выжить, устроиться, создать семью и воспитать детей. Поэтому главное из того, за что они отвечают – это умение встроиться в общество, адаптироваться и найти свое место, причем сделать это выгодно и быстро. Разум защищает нас от опасностей. Уровни интеллекта в психологии делят на:

  • Низкий. Люди, находящиеся в этой категории слабые и зависимые, пассивные и покорные. Им обязательно нужна опека и поддержка, окружающий мир кажется им сложным и агрессивным, а проявление инициативы и собственных талантов бессмысленным и трудоемким делом.
  • Средний. Свойственен тем, кто обладает хорошими умственными способностями, самостоятельностью и активностью. Они легко адаптируются в обществе, не боятся житейских проблем, применяют свои знания и навыки, находят круг общения и возможность самовыражения.
  • Высокий. Особенная каста «революционеров и волшебников», которая выше того, чтобы приспосабливаться к миру. Для них проще и понятнее изменить среду обитания под себя, чем поменять собственные ценности. Безусловно, их меньшинство.

Индивидуальные особенности

Традиционная концепция в психологии выделяет классификацию по трем видам интеллекта:

  1. Врожденный, который нельзя заучить и привить.
  2. Социально-поведенческий, который прослеживается в поступках и высказываниях
  3. Оцениваемый, он поддается измерению с помощью психологических тестов.

Люди отличаются не только по наличию способностей, но и по их качественным характеристикам, набору, который свойственен личности. Однозначно сказать, что талантливый художник будет таким же  в танцах, нельзя. А вот то, что различия в уровне мыслительной деятельности заметны почти с рождения – можно.

Если ребенок проявляет любопытство к окружающему миру, доставляет массу хлопот, разматывая туалетную бумагу, опрокидывая еду, таская за хвост домашнюю кошку –  будьте уверены, это признак высокого интеллекта. А вот тихоня, с которым, по мнению родителей, им повезло, вряд ли будет выделяться высоким уровнем IQ. Чтобы правильно его оценить используют техники оценки в виде тестов с отличающимися заданиями для разных возрастных категорий.

От чего зависит интеллектуальный уровень

Определенный набор качеств мы получаем с рождения, по наследству. На них невозможно влиять. Но речь идет только о половине навыков. Другая –  приобретается в течение взросления и зависит не только от природных данных: подвижность нейронов, быстрота реакции, характер нервной системы, но и от социального окружения, в котором развивается личность.

Особое значение для становления умственных способностей имеет эмоциональная связь ребенка и матери. Дети, которые окружены любовью, лаской и заботой показывают лучшие результаты по оценочным intellectus тестам.

Возрастные различия

Измерение интеллекта у одного и того же человека в разном возрасте даст взаимосвязанные результаты. То есть, если малыш в 5 лет отличался умом и сообразительностью, показатели мозговой активности. скорее всего, останутся высокими и в 20, и в 40 лет. Однако, 100% гарантии дать нельзя.

Например, Паскаль, будучи 13-летним, участвовал в заседаниях ученого совета по математике, а Эйнштейн в 15 лет был исключен из школы за неуспеваемость.

Сравнивая показатели разных возрастных групп, мы увидим определенные закономерности:

  • коэффициент растет до 17-18 лет, замедляя движение в переходные периоды, когда мозг «занят» решением других вопросов;
  • после 20 лет развитие значительно замедляется;
  • логический, аналитический и арифметический потенциал раскрываются к 30 годам;
  • медицина проще дается к 40 -45 годам, психология – после 50;
  • искусству покорны все годы, ограничения исследователями не установлены.

Интересен тот факт, что обязательного регресса интеллектуальной активности не происходит. Конечно, у пожилых людей нарушаются физиологические процессы, влияющие на кору головного мозга, зато человек приобретает важный жизненный опыт, который помогает ему применять те знания, которые он накопил.

Гендерные различия

Хотя стереотип об огромной разнице умственных способностей сильного и слабого пола постоянно обсуждается в обществе, научно обосновать наличие «интеллектуальной пропасти» никто пока не смог. Действительно, средний уровень интеллекта примерно одинаков у мужчин и женщин. Разница наблюдается в следующих аспектах:

  • девочки до 15 лет развиваются намного быстрее мальчиков;
  • математическими талантами лучше удается блистать представителям мужского пола, а женщины отличаются развитием речи, эмоциональной активности и творческих навыков;
  • приоритетом прекрасной половины является нестандартное мышление.

Понятие коэффициента интеллекта в психологии

Количественный показатель введен в практику в начале 20 века В. Штерном. Чтобы определить свой интеллектуальный уровень, нужно пройти тестирование. Средний результат большинства землян колеблется в диапазоне 80-120, есть представители с IQ около 200. Умственной отсталостью считаются показания менее 70.

Формула для расчета простая:

IQ= Умственный возраст/физический х 100p

Диагностика

Исследования интеллектуальности проводятся на основе разных методик и техник. Все они основаны на двух принципах: тестирование и эксперимент.Например, логическое мышление и навыки определения закономерностей выявляются с помощью прогрессивных матриц Равена. Тесты по Амтхауэру специализируются на ориентации в профессиональной деятельности. И первая, и вторая технологии разработаны для людей разных лет. Чтобы оценить ребенка, подойдет метод Гудинаф-Харриса, который дает оценку по детскому рисунку. Всем этим разработкам исполнился не один десяток лет, они унифицированы и дают усредненные показания.

Мышление и интеллект

Механизм, с помощью которого мы получаем новые знания и делаем выводы, познаем себя и окружающий мир – это мыслительная активность. Она является высшей ступенью развития, потому что дает возможность постичь те явления и объекты, которые невозможно воспринять на уровне других чувств.

Интеллект – это способность пользоваться мышлением в полной мере. Чем лучше он развит, тем больше мы способны понять и постичь.

Можно ли совершенствовать интеллектуальные навыки

Влиять на умение управлять процессами головного мозга и использовать потенциал по максимуму учиться надо с раннего детства. Будучи взрослыми, существенно улучшать свои умственные способности будет непросто, но возможно. Они зависят от пластичности психики, скорости реакций и количества нейронных связей. Тренажерами для их развития являются анализ, обработка и структурирование информации. Другими словами, чем больше вы будете думать, тем умнее станете.

Рекомендации для повышения коэффициента

5 практических советов для тренировки мозговой активности  и увеличения IQ, которыми можно пользоваться ежедневно:

  1. Бросайте мозгу вызов, решайте математические задачи, изучайте иностранные языки, научитесь играть на музыкальном инструменте.
  2. Общайтесь с образованными людьми. Ведя беседу и понимая ход мыслей умных, вы извлечете пользу для себя.
  3. Играйте в компьютерные игры, которые требуют разработки стратегии, тренируют реакцию.
  4. Читайте книги, это развивает словарный запас и эрудицию.
  5. Занимайтесь спортом, ведите здоровый образ жизни.

Эмоциональный интеллект

Понятие IQ включает умение различать эмоции, понимать, что движет другими людьми, чего они хотят, к чему стремятся и чего добиваются. Именно он помогает управлять своими и чужими чувствами для достижения целей.

Наш ум можно условно разделить на две половины: рациональную, которая отвечает за познание, мысли, умозаключения и импульсивную, лишенную логики, но не менее влиятельную. В идеале мы должны уравновесить и подружить эти части.

Составляющая IQ – это характер. Эмоциональный вид включает в себя навыки:

  • верить в себя;
  • сочувствовать;
  • контролировать эмоции;
  • уметь отвлекаться от неприятных переживаний;
  • стремиться к цели;
  • находить мотивацию.

Социальный интеллект

Он помогает правильно трактовать поведение окружающих, выстраивать отношения между людьми. Чем лучше он развит, тем более вы приспособлены к жизни в обществе. Если эта часть мыслительной деятельности высоко развита, вам не составит труда спрогнозировать реакцию собеседника или молниеносно выдать суждение о ком-либо, не задумываясь ни на минуту. Это скорее дар приспособления, чем глубокого и вдумчивого понимания.

Интеллект ребенка

У малыша в 10-месячном возрасте количество нейронных связей, отвечающих за обработку информации, в разы превышает ресурс взрослого человека. Если к 5 годам интеллектуальные способности целенаправленно развивать, вы добьетесь уникальных результатов.

Детям необходимо тренировать:

  • осознанность процесса обучения;
  • память;
  • внимание.

Заключение

В психологии определение интеллекта – это прежде всего комплексные способности использовать свой потенциал и адаптироваться в нашем мире. Творите, увлекайтесь, рисуйте, делайте свою реальность ярче и не зацикливайтесь на чем-то одном. Записывайтесь на мою личную консультацию, и мы вместе выявим четкую картину ваших сильных и слабых сторон.

Определение интеллекта в психологии.

(имя существительное)

Способность ума, особенно понимать принципы, истины, факты или значения, приобретать знания и применять их на практике; способность учиться и понимать.

  • Определение интеллекта

    • За последнее столетие или около того интеллект определяли по-разному.
    • Текущее определение интеллекта Американской психологической ассоциации включает в себя трехуровневую иерархию из интеллектуальных факторов, на вершине которой находится g.
    • Кеттел предложил два типа интеллекта вместо одного общего интеллекта .
    • В 1983 году Говард Гарднер опубликовал книгу о множественном интеллекте
      , в которой интеллект подразделяется как минимум на восемь различных модальностей: логическую, лингвистическую, пространственную, музыкальную, кинестетическую, натуралистическую, межличностную и внутриличностную 9. 0012 интеллект .
    • Несколько лет спустя Роберт Штернберг предложил Триархическую теорию Интеллекта , которая предлагает три фундаментальных типа когнитивных способностей: аналитический интеллект , творческий интеллект и практический интеллект .
  • Противоречия в области разведки и стандартизированного тестирования

    • Интеллект Тесты и стандартизированные тесты подвергаются критике за их использование и применение в обществе.
    • Интеллект Тесты (например, тесты IQ) всегда вызывали споры; критики утверждают, что они измеряют факторы, отличные от интеллекта .
    • Психометристы на протяжении многих лет стремились сделать тесты на интеллект более справедливыми и достоверными, а также убедиться, что они измеряют g, или «общий интеллект фактор», который, как считается, лежит в основе всех интеллекта .
    • Опять же, даже если баллов интеллекта коррелируют с успехом в работе, это не означает, что люди с высокими интеллект всегда будет успешным в работе.
    • Они пришли к выводу, что SAT в первую очередь является тестом на g или общий интеллект .
  • Теории множественного интеллекта

    • Теории множественного интеллекта утверждают, что интеллект не может быть измерен одним фактором.
    • Сегодня наиболее широко распространенной теорией интеллекта является «теория трех слоев», которая признает наличие трех различных уровней
      интеллект
      , все регулируется верхним уровнем, g, или общим интеллектом фактором.
    • Гарднер определил восемь конкретных интеллектов и два дополнительных предварительных:
    • В 1986 году Роберт Штернберг предложил триархическую теорию интеллекта .
    • Если бы ученый, такой как Пик, был измерен с помощью теории множественного интеллекта Гарднера, он считался бы очень одаренным в подтипе интеллекта , такие как лингвистика.
  • История тестирования интеллекта

    • Интеллект Тестирование развивалось с течением времени, поскольку исследователи постоянно ищут лучший метод измерения интеллекта .
    • Наша концепция интеллекта менялась с течением времени, и тесты интеллекта развивались вместе с ней.
    • Позже этот термин был использован в 1905 году Альфредом Бине и Теодором Саймоном, опубликовавшими первый современный 9тест интеллекта 0012 , шкала интеллекта Бине-Саймона .
    • В 1939 году Дэвид Векслер опубликовал первый тест интеллекта , специально разработанный для взрослого населения, известный как шкала интеллекта для взрослых Wechsler или WAIS.
    • Кеттелл создал Тест Интеллект Ярмарки Культуры.
  • Групповые различия в интеллекте

    • Психологи сходятся во мнении, что интеллект отличается среди популяций, но расходятся во мнениях относительно того, почему это явление существует.
    • Дисперсия показателей интеллекта среди отдельных людей может быть экстраполирована на более крупные различия населения в общем интеллекте и умственных способностях.
    • Опять же, ни один из этих факторов не определяет интеллект в одиночку.
    • Вместо этого все они работают одновременно, помогая определить интеллект группы .
    • Альфред Бине был одним из первых исследователей, разработавших стандартизированный тест на интеллект .
  • Влияние генетики и окружающей среды на интеллект

    • Человеческий интеллект формируется как внутренними генетическими факторами, так и внешними обстоятельствами окружающей среды.
    • Среди исследователей и ученых ведется много споров о том, какое влияние, генетика или окружающая среда, играет наибольшую роль в определении общего интеллекта , потому что научно установлено, что и то и другое оказывает значительное влияние на интеллект .
    • Как уже упоминалось, при нормальных обстоятельствах интеллект включает несколько генов.
    • Однако некоторые генетические нарушения одного гена могут серьезно повлиять на
      интеллект
      .
    • Было обнаружено, что многие различные факторы окружающей среды формируют интеллект .
  • Генетическая основа интеллекта и обучения

    • Хотя окружающая среда также играет важную роль, генетика влияет на человека интеллект и наша способность учиться во многих отношениях.
    • Одной из наиболее изученных черт поведения является интеллект .
    • В академическом сообществе ведутся серьезные разногласия по поводу наследуемости IQ, или Интеллекта Коэффициента, который пытается определить, в какой степени уровень IQ человека зависит от генетики.
    • Недавние исследования показывают, что при нормальных обстоятельствах интеллект включает несколько генов; однако некоторые моногенные генетические нарушения могут серьезно повлиять на интеллект .
  • Стандартизированные тесты

    • Некоторые стандартизированные тесты разработаны специально для оценки человеческого интеллекта .
    • Например, обычно используемый тест IQ Стэнфорда-Бине, шкала Wechsler Adult Intelligence (WAIS) и шкала Wechsler Intelligence для детей (WISC) — все это стандартизированные тесты, предназначенные для проверки интеллекта .
    • Однако эти тесты различаются тем, как они определяют интеллект и то, что они якобы измеряют.
    • Тест Стэнфорда-Бине предназначен для измерения g-фактора, или «общего интеллекта ».
    • Например, многие люди ошибочно полагают, что SAT — это тест, предназначенный для измерения интеллекта .
  • IQ-тесты

    • IQ-тесты используются для измерения отношения интеллекта человека к среднему интеллекту по возрасту.
    • Тесты IQ
    • пытаются измерить и предоставить коэффициент интеллекта , который является результатом стандартизированного теста, предназначенного для доступа к интеллекту человека .
    • Также считается, что они обладают высокой статистической достоверностью, что означает, что они измеряют то, что на самом деле заявляют об измерении, интеллект .
    • Наиболее часто используемая серия тестов — это шкала Wechsler Adult Intelligence (WAIS) и ее аналог Wechsler 9.0012 Детская шкала интеллекта (WISC).
    • Хотя все эти тесты измеряют интеллект , не все из них обозначают свои стандартные показатели как показатели IQ.
  • Когнитивное развитие во взрослом возрасте

    • Две формы интеллекта — кристаллизованная и жидкая — находятся в центре внимания в середине взрослой жизни.
    • Наш кристаллизованный интеллект зависит от накопленных знаний и опыта — это информация, навыки и стратегии, которые мы собирали на протяжении всей жизни.
    • Этот тип интеллекта имеет тенденцию сохраняться с возрастом — на самом деле, он может даже улучшаться.
    • Например, взрослые показывают относительно устойчивые к росту баллы по тестам интеллекта в возрасте от 30 до 50 лет (Bayley & Oden, 1955).
    • Подвижный интеллект , с другой стороны, больше зависит от базовых навыков обработки информации и начинает снижаться еще до достижения среднего возраста.

Как измеряется интеллект? — Психология безопасности

Как бы вы определили человека с интеллектом? Возможно, вы бы определили умного человека как человека, который получает самые высокие оценки в классе, или того, кто быстро учится или сообразителен. Оксфордский словарь определяет интеллект как способность учиться, понимать и логически мыслить о вещах. Ранние психологи, такие как Альфред Бине, также определяли интеллект в том же духе. Он определил интеллект как способность хорошо судить, хорошо понимать и хорошо рассуждать. Однако психологическое понятие интеллекта немного отличается от общепринятого понятия интеллекта. Альфред Бине и Теодор Симон первыми разработали шкалу измерения интеллекта.

Тест интеллекта Векслера широко используется для оценки интеллекта. Он определил интеллект с точки зрения его функциональности следующим образом: « глобальная и совокупная способность человека мыслить рационально, действовать целенаправленно и эффективно справляться со своим окружением ». Такие психологи, как Штернберг, 1985, считали, что разумные люди не только приспосабливаются к окружающей среде, но и активно модифицируют или изменяют ее. Ниже приводится его определение интеллекта: « Способность адаптироваться, формировать и выбирать окружающую среду для достижения своих целей, а также целей своего общества и культуры».

Итак, не существует единого определения интеллекта. Однако большинство психологов считают, что умные люди — это те, кто может эффективно адаптироваться к окружающей среде. Поскольку психологи отличаются друг от друга в определении понятия интеллекта. Поэтому существует несколько теорий интеллекта, предложенных психологами.

Факторы, влияющие на интеллект

Вековой спор о природе и воспитании оказывает большое влияние на интеллект. Однако исследования показывают, что интеллект является продуктом как природы (наследственность/гены), так и воспитания (окружающая среда). Доказательства природы или наследственности исходят из исследований близнецов и усыновленных детей. Исследования показывают следующие результаты:

  • Идентичные близнецы, выращенные вместе, коррелируют 0,90
  • Идентичные близнецы, выращиваемые в различных средах, коррелируют 0,72
  • братские близнецы, выращиваемые вместе 0,60
  • , сестры. интеллект, чтобы быть более связанными со своими биологическими родителями, а не с приемными родителями. Что касается доказательств, касающихся воспитания или окружающей среды, было замечено, что по мере того, как усыновленные дети растут, их интеллект, как правило, больше похож на интеллект их приемных родителей. Точно так же дети из более низких социально-экономических семей демонстрируют более высокий уровень интеллекта, если их усыновляют в более высокие социально-экономические семьи. Депривация окружающей среды снижает интеллект. В то время как хорошее образование, богатое питание и благоприятное окружение повышают интеллект.

    Измерение интеллекта

    Альфред Бине и Теодор Симон первыми составили шкалу измерения интеллекта. Также в 1908 году они пересмотрели свою шкалу и дали понятие умственного возраста. Умственный возраст – это мера интеллектуального развития человека по отношению к людям его/ее возрастной группы. В 1912 году Уильям Стерн ввел понятие 90 351   90 352 IQ или коэффициента интеллекта. IQ является мерой интеллекта и может быть рассчитан путем деления умственного возраста на хронологический возраст и умножения на 100. Ниже приводится числовое представление IQ:

    IQ= M.A/C.A *100

    Примечание: хронологический возраст – это биологический возраст от рождения.

    Частотное распределение показателей IQ представляет собой колоколообразную кривую, называемую нормальной кривой. Нормальная кривая симметрична относительно центрального значения, называемого средним или средним значением. Баллы распределяются таким образом, что большинство людей получают баллы посередине или в среднем по кривой нормального распределения. Мало кто впадает в крайности.

    Колоколообразная кривая

    Люди, попадающие в середину кривой, обладают средним уровнем интеллекта. Люди на левом краю имеют низкий IQ или умственную отсталость, а люди на правом краю имеют высокий IQ или интеллектуально одаренные. Основная цель измерения интеллекта состоит в том, чтобы найти людей, находящихся на крайних точках кривой нормального распределения, то есть людей с умственной отсталостью и людей с интеллектуальной одаренностью. Эти группы отличаются от нормальных людей когнитивными, эмоциональными и мотивационными характеристиками.

    6767777777444444444444467444444444674444444446-erline.0370
    1Q range Intelligence label %of population
    Above 130 Very superior 2. 2
    120-130 Superior 6.7
    110-119 Высокий средний 16,1
    85-109 Средняя 59,1
    13.6
    50-69 Mild mental disability 2.1
    40-54 Moderate mental disability 0.1
    25-39 Severe mental disability 0.003
    Ниже 25 Глубокая умственная отсталость 0,0000005
    Источник: wechsler, 1955; Grossman, 1977.

    Умственная отсталость

    Американская ассоциация умственной отсталости определила умственную отсталость как:

    Значительно ниже среднего общего умственного функционирования, существующее одновременно с дефицитом адаптивного поведения и проявляющееся в период развития’ .

    Американская ассоциация умственной отсталости

    В соответствии с этим определением, человек с умственной отсталостью имеет следующие особенности: интеллект ниже среднего.

  • Дефицит адаптивного поведения: они не могут эффективно справляться с окружающей средой.
  • Проявляется в годы развития: Умственная отсталость наблюдается в возрасте 0-18 лет.
  • Существует множество категорий или уровней умственной отсталости. Некоторым людям требуется небольшое обучение или оно вообще не требуется, и они могут вести нормальную жизнь. В то время как некоторые требуют постоянного ухода на протяжении всей жизни. Различные уровни умственной отсталости:

    • Легкая умственная отсталость (IQ 55–69)
    • Умеренная умственная отсталость (IQ 40–54)
    • Тяжелая умственная отсталость (IQ 25–39)
    • Глубокая умственная отсталость (IQ ниже 25)

    Люди с легкой умственной отсталостью может вести нормальную жизнь. Они содержат семьи, работают и могут работать независимо. Однако по мере увеличения уровня умственной отсталости растут и трудности. Люди с умеренной умственной отсталостью отстают в развитии речи и моторики. Их можно обучить навыкам самообслуживания и простым социальным и коммуникативным навыкам. Эти люди нуждаются в некоторой степени контроля в своей жизни. Люди с глубокой и тяжелой умственной отсталостью нуждаются в стационарном уходе на протяжении всей жизни. У них нет необходимых способностей для управления жизненными делами.

    Интеллектуальная одаренность

    Люди с интеллектуальной одаренностью проявляют признаки в раннем детстве. У них большая продолжительность концентрации внимания, хорошая память распознавания, предпочтение новизны, чувствительность к изменениям окружающей среды и раннее развитие речи. Каждый одаренный человек обладает различными способностями, сильными сторонами и личностью. Однако некоторые характеристики интеллектуально одаренных людей следующие:

    1. Предпочтение одиночной деятельности в течение длительного периода
    2. Имеют высокий уровень внутренней мотивации и высокую самооценку
    3. Высокое логическое мышление и навыки решения проблем
    4. Часто задают вопросы
    5. Также обладают высокой скоростью обработки информации

    Приравнивают интеллектуальную одаренность к успеваемости не является правильным.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts