элементарная сенсорная и перцептивная психика, интеллект
А. Н. Леонтьев считал, что понять, есть или нет у определенного организма психика, необходимо провести анализ его анатомической структуры, определить его принадлежность к конкретному биологическому таксону или выявить способность организма решать задачи того или иного типа.
Замечание 1Важно отметить, что зоологическая и психологическая таксономия не являются одинаковыми, поэтому у животных, которые относятся к одному роду при применении зоологической классификации, может быть психика разных ступеней развития.
В настоящее время трудно определить полную характеристику уровня психического развития абсолютно всех жителей фауны и флоры, так как нашу планету населяет огромное количество видов (так, существую данные, что на сегодня существует 7 миллионов видов живых существ), а их каталогизация весьма далека от завершения (сегодня описано всего 1,5 миллиона видов, каждый год биологи открывают около 15 000 новых). Помимо этого, синантропные животные (те, что живут вместе с людьми) имеют более высокий уровень развития в сравнении с дикими животными.
Переходные формы этапов психического развития
Переход непсихической формы в психическую форму – не одномоментное событие. Важно отметить, что существуют переходные формы между этими формами, а также внутри ступеней психического развития. Некоторые считают, что переходные формы относятся к предшествующему этапу развития, но важным моментом является, что в них содержатся предпосылки, которые служат реорганизацией все структуры новых оснований. А это в свою очередь служит подготовкой для перехода на следующую ступень развития.
Привыкание и сенсибилизация являются наиболее ранними феноменами в филогенезе прижизненной пластичности поведения. Привыкание является прекращение реакции.
Определение 1Сенсибилизация
– рост реактивности по отношению к все время действующим биотическим раздражителям.Иначе говоря, в эту переходную стадию непсихической в психическую форму отражения, активность организма проявляется в том, что после завершения обучения больше не реагирует на стимулы биотического содержания той интенсивности, которая не приводит к удовлетворению потребностей. Или, напротив, реакция на потенциально вредный раздражитель реакция усиливается. Эти примитивнее формы «протопсихики» бывают у мельчайших одноклеточных организмов, которые не имеют нервную систему. Л. С. Выготский говорил, что зачаточные формы психики имеют все организмы, в которых есть свойства меняться под воздействием внешнего влияния и реагировать на них. Н. А. Тушмалова отмечает, что даче ресничная инфузория после определенного времени регулярного воздействия переставала сокращаться на то, что колбу с жидкостью, где она находится, встряхивают. Важно отметить, что данный эффект не объясняется простым утомлением, потому как ресничная инфузория обычно реагировала на другие значимые биологические сигналы.
Одна из первичных, наиболее примитивных форм психики, которая соответствует критерию чувствительности, называется элементарная сенсорная психика.
Для данной стадии характерно реагирование животных на конкретные изолированные абиотические свойства объектов в тех случаях, когда у них есть значение сигналов биотических свойств (в данной ситуации появляется простейший условный рефлекс). В качестве субъективного содержания отражения на этапе элементарной сенсорной психики выступает переживание положительного или отрицательного состояния в виде ощущения. Особенностью данной стадии в том, что активность животного является целостно нерасчлененной, поведение предстает в однофазном акте, который протекает с момента возникновения ощущения до результата. К примеру, экспериментальное исследование Громыко и Тушмалова показало, что плоский червь планария способен создать условно оборонительную реакцию а воздействие светом, хотя во время естественных условий они никак не реагируют на фактор освещенности.
При 100 сочетаниях засвечивания отдела экспериментальной камеры и закапыванием соляного раствора, который является безусловным негативным биотическим раздражителем для данного вида, практически в 70% случаев планарии сжимались от изолированного светового воздействия.Вывод 1Из этого можно сделать вывод, что они стали связывать свет с неприятным воздействием поваренной соли, иначе говоря, реагировали как организмы, у которых есть психика.
К. Э. Фабри (1923 – 1990), известный зоопсихолог определил, что каждая ступень развития психики имеет низшие и высшие подуровни. Во время перехода на более высокий подуровень элементарной сенсорной психики отмечается развитие поисковой деятельности, а также усложнение поведения. Именно стадия возникновения более высокого уровня элементарной психики обладает «прорывом» при развитии нервной системы. В это время происходит ее дифференциация, появляются ее разные формы: сетчатая, радиальная, кольцевая, старт цефализации (процесс, обусловленный группировкой нервных элементов в передней части животного). Среди живых организмов, обладающих наиболее филогенетическими структурами головного мозга, выделяются рыбы, земноводные и рептилии.
Субъективность абиотического свойства у носителей элементарной сенсорной психики выступает в тесной целостности с биотическим свойством. Это подтверждено экспериментом, проведенном на американских сомиках.
Пример 1Во время эксперимента аквариум разделили перегородкой, которая позволяет чувствовать запахи, свободный проход оставался у боковой стенки. Так рыба была с одной стороны перегородки, а с другой противоположной стороны помещали пищу. Первым делом рыба плыла к запаху пищи и натыкалась на перегородку. После чего она меняла траекторию движения и совершала попытки до тех пор, пока случайным образом не находила правильную дорогу. После перегородку убирали. Но поведение рыбы оставалось прежним. Она плыла к пище по окружному пути, хотя сейчас ничего не препятствовало прямому движению к пище. Интерпретировать полученные результаты можно так: дорога к пище для сомиков является частью пищи, ее устойчивым свойством, устоявшимся во время проведения опыта.
Рисунок 1
Важно отметить, что на элементарном сенсорном этапе развития психики поведение животных состоит из ряда движений, которые ориентированы по отдельным сигнальным качествам среды. Иначе говоря, один объект – одно свойство. Разные свойства объекта, облегчающие ориентирование на более высоких этапах развития психики, только пугают животное. В качестве примера можно рассмотреть исследование поведения рыб. Проведя серию экспериментов, похожих на описанные выше, было заключено, что рыбы могут научиться реагировать на положение отверстия в прозрачной перегородке, служащим «дверью» в отдел с пищей. После многих попыток, когда рыбы понимали дорогу к пище, отверстие отмечалось черной рамкой. На первый взгляд, кажется, что такое действие должно было повысить эффективность в нахождении пищи, ведь теперь рыба не только помнила место нахождения пищи, но и видела метку. Но на деле все было по-другому. Время, которое уходило на достижение пищи, не только не сократилось, но и многократно возросло.
Рыбе теперь нужно было установить совершенно новую связь «метка – пища», а не «положение отверстия – пища». И важно отметить, что обе реакции конфликтовали между собой.Инстинктивное поведение: определение, особенности
Этому этапу развития психики свойственно появление феномена инстинктивного поведения, иными словами генетически закрепленных реакций на сигнальные стимулы среды.
Пример 2Ярким примером является пищевое поведение паука, для которого вибрация паутины представляет инстинктивно значимое абиотическое свойство пищи. Все мы знаем, что обездвиженная муха, которая была помещена в паутину, не является привлекательной для паука. М. Холзапфел говорил, что голодный паук не заметит муху и погибнет от голода, хотя пища находится совсем рядом.
Жан Анри Фабра, французский натуралист выпустил ряд работ об особенностях инстинктивного поведения у носителей элементарной сенсорной психики. При исследовании поведения хищного насекомого осы сфекс, ученый выявил интересное противоречие, когда мудрость совмещается с большим невежеством.
В качестве примера рассмотрим охоту осы сфекс на кузнечиков. В самом начале насекомое обездвиживает жертву при помощи трех точных уколов. После оттаскивает кузнечика в нору, держа его за длинные усики. Там оса использует жертву как консервы для своих личинок (личинки осы питаются обездвиженными, но живыми насекомыми, которые долго не портятся). Фабр же нарушил в этой идеальной отточенной цепочке действий только одно: он отрывал усики у кузнечика. Оса не могла без усов донести кузнечика до своей норы и бросала его. Но если подумать, то технически это было осуществимо – у кузнечика оставалось шесть ножек. Это говорит о том, что схватывание за усики являлось для осы необходимым элементом пищевого поведения, исключив который вся последовательность разрушалась.
Перцептивная психика
Если мы вернемся к описанной ранее дезориентации рыб, то можно сделать вывод, что многие млекопитающие в такой же ситуации повели бы себя по-другому. Они пошли бы к пище напрямую, не используя выработанную реакцию. И здесь появляется вопрос, в чем состоит суть изменений их психики, позволяющие им легко находить решение задачи, непосильной для многих рыб, рептилий и насекомых? Ответ состоит в том, что они дошли до более высокого этапа развития психики, который называется перцептивным.
Для перцептивной психики свойственно реагирование на целостные предметы, а не на изолированные качества объектов. Действительность воспринимается в виде образов вещей. Отмечено, что ряд летающих насекомых обладают зачатками предметного восприятия, распознаванием целостных форм. По этому поводу Фабри приводил данные Н. Тинбергена, суть которых заключалась в том, что осы учились ориентироваться на форму метки во время подлета к входу свей норы. Во время обучения вход в норку помечали круговой меткой. После того как оса улетала, метку передвигали в сторону, а вход выкладывали треугольной меткой. Когда оса возвращалась, она садилась в центр круга и не обращала внимания на вход в норку, расположенный теперь в центре треугольника. Из этого можно сделать вывод, что действия осы обусловлены ее видом и связаны с важной для адаптации данного вида потребностью в выборе нужных стимулов высоты.
Интересными доказательствами того, что масса животных образуют «протообобщения», являются эксперименты, в основе которых лежит метод отсроченных реакций.
Пример 4Так, во время одного эксперимента перед кроликом помещали в ящик кочан капусты. Затем кочан капусты незаметно меняли на морковь. После чего кролику давали залезть в ящик и съесть то, что в нем находилось. Несмотря на то, что при обычной ситуации для кролика морковь – такой же привлекательный пищевой стимул, как и капуста, но кролик продемонстрировал удивление и продолжал искать капусту. Это говорит о том, что ожидания кролика были связаны с капустой, а не пищей в принципе. То есть он воспринимал пищу предметно.
Носители перцептивной психики воспринимают объект отдельно от условий, в которых он представлен для восприятия. Предмет интегрирует многочисленные свойства, поэтому одновременное восприятие ряда свойств предмета определяет его в большей степени представленным в психике животного. А. Н. Леонтьев отмечал, что для собаки завывание волка, запах волчьих следов и силуэт зверя вдалеке имеет одинаковый смысл. Новая структурная единица обособляется в активности животных. И это операция.
Определение 3Операция – это акт, содержание которого отвечает условиям, в которых находится предмет, а не непосредственно самому предмету потребности.
Один из критериев формирования операций – вероятность эффективного переноса метода действия из одной ситуации в другую. Исследования Фирсова и Чиженкова показали, что собаки могут отлично справляться с задачами переноса метода оперирования со стимулами одной категории на стимулы другой. На первом этапе эксперимента у собак вырабатывали реакцию предпочтения большей фигуры на примере треугольников, после чего им предлагали пары других фигур разного размера. Хоть собаки в отличие от обезьян не смогли осилить задачу выбора с первого раза, но они достаточно быстро доходили до 90% правильных ответов.
Перцептивному этапу развития свойственно появление различных новых видов активности животных. Речь идет о навыках и играх.
Определение 4Навык является закрепленной, стабилизированной операцией.
Большинство животных устойчиво пользуются сформированными навыками. Любой человек, которые держит дома собаку или кошку, знает, что как только животное начинает открывать одну из дверей лапой, то в скором времени он начнет применять данный навык и на других дверях в доме.
На иллюстрации изображен пример стабилизированной операции. Собака с легкостью достает предмет задней лапой, так как не может сделать это передней лапой.
Рисунок 2. Стабилизированная операция – навык у млекопитающих
Для игры свойственно отделение операции от деятельности и многократное воспроизведение вне контекста прямого удовлетворения потребности. Когда молодое животное играет, то происходит отработка операций, которые могут пригодиться ему в будущем.
Характерная особенность поведения животных с перцептивной психикой – появление элементов подражания, иными словами, возможность абстрагировать операцию посредством наблюдения за другими представителями своего вида. Зенталь и Левин провели опыты, благодаря которым стало ясно, что крысы пасюки значительно быстрее вырабатывают реакцию нажатия на педаль, для того чтобы получить корм в случае, когда заранее уже велось наблюдение за обученными ранее крысами, которые выполняли данную операцию.
Ключевая особенность перцептивной психики заключается в инстинктивных действиях, которые являются основой для всех форм поведения.
Определение 5Под инстинктивными действиями понимаются элементы поведения, которые наследовались генетически.
Важно отметить, что инстинкты нельзя рассматривать как «машинообразное» явление или навсегда закрепленную реакцию. Научение играет значимую роль в осуществлении инстинктов. Отмечается, что певчая птица не будет петь, если не слышит пение своих старших собратьев; домашние животные, которые выросли среди людей, в большинстве случаев имеют нарушенное половое поведение. К. Э. Фабри считал, что во время этапа перцептивной психики все поведенческие акты формируются в онтогенезе посредством осуществления генетически фиксированных компонентов видового опыта во время индивидуального научения.
Но инстинктивный аспект психической деятельности животных ограничивает доступную для них область обучения. Формирование условных рефлексов возможно исключительно в рамках видоспецифических реакций, которые были выработаны в процессе эволюции вида.
Пример 5К примеру, всем известное дружеское отношение пингвинов к человеку связывается с отсутствием наземных врагов в экологи данного вида. Так, не принимая во внимание очевидность опасности, которая исходит от человека, пингвины не смогут выработать реакцию оборонительного характера на приближение человека. Или замечено, что часто происходят случаи, когда ежи гибнут под колесами автомобилей на проселочных дорогах. Это связано с тем, что еж реагирует на автомобиль свойственным своему виду образом – сворачивается в клубок. Данное действие является адаптивным во время встречи с хищником. Но при рассматриваемых условиях совершенно бесполезно. Используя дрессировку, преодолеть сложившуюся реакцию, невозможно.
Во время перцептивной стадии развития происходит бурное развитие головного мозга, увеличение и дифференциация коры больших полушарий. Для большинства позвоночных животных характерен различный уровень перцептивного этапа развития психики.
Интеллектуальная стадия развития психики
Человекообразные приматы, которые являются высокоорганизованными млекопитающими, дельфины и врановые птицы способны достигнуть самого высокого этапа развития психики в животном мире. Речь идет о интеллектуальной стадии развития психики. В этой стадии мышление включается в процессы отражения действительности.
Определение 6Для интеллектуальной стадии развития психики свойственно отражение мира в виде целостных ситуаций, которые состоят из ряда компонентов.
Иными слова, животное может создать значимые связи между предметами и в дальнейшем абстрагировать их от определенной ситуации. Интеллектуальная стадия отличается качественно новыми возможностями:
- Животные, которые обладают интеллектуальной психикой, могут очень быстро учиться и имеют возможность переносить однажды найденный метод решения на большой класс аналогичных задач. Для обучения животных этого вида свойственен устойчивый характер, поэтому эффективный метод решения зачастую остается в поведении после единственной удачной попытки.
- Измена в стратегии во время поиска решения задач. Стратегия «проб и ошибок», для которой свойственно находить ответ при помощи случайного перечисления ряда доступных актов, сменяется появлением инсайта, который внешне схож с процессом обдумывания решения человека, которое завершается сиюминутным осуществлением решения в плане действия
- При использовании вспомогательных предметов орудий наблюдается снижение активности животных.
- Появляется возможность решения двухфазных задач. Иными словами, возможность объединить в поле одной задачи несколько операций, которые уже сформированы. К примеру, кладут банан вне клетки, в которой находится обезьяна, а немного ближе размещают длинную палку. В области досягаемости обезьяны располагают еще одну, более короткую палку. Для того чтобы обезьяне достать банан, ему надо для начала при помощи короткой палки пододвинуть длинную к себе, затем взять ее и при помощи ее достать банан. Как правило, для обезьяны не представляет большого труда выполнить подобное задание. Важно отметить, что важной предпосылкой формирования сознания выступает досягаемость двухфазных задач, так как животное не видит прямого биологического смысла в первой подготовительной фазе решения.
- Проявление интеллекта животных происходит в экстраполяции, иными словами, в действиях, в основе которых лежит предвосхищающая динамика развития ситуации. К примеру, если перед врановой птицей поместить в непрозрачную трубу еще живой и который двигается пищевой объект, то она начнет искать его на выходе, но не посмотрит на вход трубки. Также и крыса-пасюк с первых проб с максимально высокой вероятность. Решает схожую задачу.
Н. Н. Ладыгина-Котс, отечественная исследовательница, в начале XX века осуществила первый проект, который был направлен на изучение потенциальной возможности человекообразных обезьян к совершению логических операций абстракции. Ученый воспитывала самца шимпанзе, которого звали Иони. Для последних десятилетий свойственно получение многочисленных данных, которые свидетельствуют о том, что при специально организованных условия для взаимодействия с человеком ряд человекообразных обезьян и представителей целого ряда других таксонов показывают зачатки деятельности символического характера. Иными словами, они добиваются некоторых знаков во время использования знаков, которые устанавливают связь между категорией объектов и нейтральным конвенциональным стимулом.
Если рассматривать животных с интеллектуальной психикой в сравнении с животными с перцептивной психикой, имеющих «протообобщение» в исключительно наглядном характере, то животные с интеллектуальной психикой могут иногда сформировать «довербальное» обобщение. И тут можно рассмотреть обзор работ, которые провели Зорина и Смирнова. В основе их исследования лежала возможность создания у врановой птицы обобщение признака «большее число элементов». И так, во время эксперимента вороны отлично справлялись с задачей «клюнь карточку, имеющую больше элементов», при этом абстрагируясь от несоответствий по форме, расположении целевых элементов или цвету, все время выдавали 80% верных ответов во время конфликта признаков «количество элементов» и «суммарная площадь». Иначе говоря, если одна карточка имела пять выдающихся окружностей, а другая – восемь небольших точек, птица все равно выбирала вторую карточку. Аи, самка шимпанзе Т. Матцузавы, японского зоопсихолога смогла научиться определять арабскими цифрами 1 -9 соответствующие множества по цвету, форме и размеру объектов. Кроме этого, ей удалось упорядочить непосредственно сами множества цифр, которые их обозначают, по возрастанию и убыванию.
Переход от дословесного общения к речи
Вероятность перехода высших животных от дословесного общения к речи остается предметом больших обсуждений.
Все мы знаем, что многие животные издают звуки. Для стадных животных свойственно использовать звук для коммуникации. Но данные звуки имеют эмоциональное заряжение. К примеру, если зебра почует запах хищника, он издает ржание конкретного вида, которое напугает всех членов группы и сделает так, чтобы они спасались бегством. Ни одно животное, которое находится на перцептивном этапе развития психики, не может образовать связь между определенной фонемой и предметами внешнего мира. Иначе говоря, под ржанием зебры понимается страх, но никак не предмет (лев или охотник), который может вызывать данный страх.
Одни из первых опытов, основной задачей которых было развитие голосовой речи у обезьян, не увенчались заметным успехом. Среди причин неудач выделяют то, что в звуковом репертуаре обезьяны имеет место порядка 13 звуков. Эти звуки заметно отличаются от фонем, которые лежат в основе человеческой речи. Но обезьяны стали способны к созданию простых предметов сообщений при помощи специально построенных «языков-посредников», которые состояли из специально подобранных символов.
Пример 6Шимпанзе удалось освоить 132 знака и комбинировать их них цепочки из двух – пяти слов. В будущем ученые, которые проводили данный эксперимент заявили, что полученный эффект не является результатом простой дрессировки. Обезьяна давала ответы на вопросы даже в тех случаях, когда ученые не могли знать сути задаваемого вопроса. Из этого следует, что они не могли подсказать верный ответ. Кроме этого, обезьяне удавалось самой придумывать новые слова, которые служили обозначением знакомых предметов. К примеру, когда она первый раз увидела лебедя, он сказала, что это «водяная птица», а арбуз – «сладкое питье». В основе необычных способностей обезьяны лежало умение обобщать определенные значения слов и переносить общие значения слов на аналогичные в определенном смысле предметы. К примеру, когда она изучила слово «цветок», используя примеры определенных растений, в будущем она обозначала «цветком» и запах табака, который был для нее приятен, и запах от вкусной еды.
Похожие результаты были получены и шимпанзе Сарой. Она использовала пластмассовые фигурки абстрактной формы и создавала из них предложения на магнитной доске. Сарой было выучено 120 символов, комбинировались из них разные сочетания при коммуникации с учеными.
Рисунок 3. Пример системы сигнализации для шимпанзе (по Д. Примаку, 1978)
Такие выдающиеся результаты так и не привели ни одного из самых интеллектуально развитых антропоидов, даже тех которых поместили в максимально приближенную к условиям человека среду, к состоянию, хоть немного похожему на человека. Основа расхождения линии развития детеныша обезьяны и человеческого ребенка была разработана еще в фундаментальной сравнительной работе Ладыгиной-Котс.
Вывод 2Исходя из этого, можно сказать, что границы, позволяющие овладеть зачаточными формами символической деятельности, пластичны. Предпосылки появления языка, который является главным орудием исключительно человеческой психики, были подготовлены на высших этапах эволюции задолго до появления человека.
элементарная сенсорная и перцептивная психика, интеллект
А. Н. Леонтьев считал, что понять, есть или нет у определенного организма психика, необходимо провести анализ его анатомической структуры, определить его принадлежность к конкретному биологическому таксону или выявить способность организма решать задачи того или иного типа.
Замечание 1Важно отметить, что зоологическая и психологическая таксономия не являются одинаковыми, поэтому у животных, которые относятся к одному роду при применении зоологической классификации, может быть психика разных ступеней развития.
В настоящее время трудно определить полную характеристику уровня психического развития абсолютно всех жителей фауны и флоры, так как нашу планету населяет огромное количество видов (так, существую данные, что на сегодня существует 7 миллионов видов живых существ), а их каталогизация весьма далека от завершения (сегодня описано всего 1,5 миллиона видов, каждый год биологи открывают около 15 000 новых). Помимо этого, синантропные животные (те, что живут вместе с людьми) имеют более высокий уровень развития в сравнении с дикими животными. Часто домашние животные преодолевают свой «видовой потолок». Исходя из этого, в данной статье мы рассмотрим только общую систему признаков ключевых этапов развития психики в филогенезе.
Переходные формы этапов психического развития
Переход непсихической формы в психическую форму – не одномоментное событие. Важно отметить, что существуют переходные формы между этими формами, а также внутри ступеней психического развития. Некоторые считают, что переходные формы относятся к предшествующему этапу развития, но важным моментом является, что в них содержатся предпосылки, которые служат реорганизацией все структуры новых оснований. А это в свою очередь служит подготовкой для перехода на следующую ступень развития.
Привыкание и сенсибилизация являются наиболее ранними феноменами в филогенезе прижизненной пластичности поведения. Привыкание является прекращение реакции.
Определение 1Сенсибилизация – рост реактивности по отношению к все время действующим биотическим раздражителям.
Иначе говоря, в эту переходную стадию непсихической в психическую форму отражения, активность организма проявляется в том, что после завершения обучения больше не реагирует на стимулы биотического содержания той интенсивности, которая не приводит к удовлетворению потребностей. Или, напротив, реакция на потенциально вредный раздражитель реакция усиливается. Эти примитивнее формы «протопсихики» бывают у мельчайших одноклеточных организмов, которые не имеют нервную систему. Л. С. Выготский говорил, что зачаточные формы психики имеют все организмы, в которых есть свойства меняться под воздействием внешнего влияния и реагировать на них. Н. А. Тушмалова отмечает, что даче ресничная инфузория после определенного времени регулярного воздействия переставала сокращаться на то, что колбу с жидкостью, где она находится, встряхивают. Важно отметить, что данный эффект не объясняется простым утомлением, потому как ресничная инфузория обычно реагировала на другие значимые биологические сигналы.
Определение 2Одна из первичных, наиболее примитивных форм психики, которая соответствует критерию чувствительности, называется элементарная сенсорная психика.
Для данной стадии характерно реагирование животных на конкретные изолированные абиотические свойства объектов в тех случаях, когда у них есть значение сигналов биотических свойств (в данной ситуации появляется простейший условный рефлекс). В качестве субъективного содержания отражения на этапе элементарной сенсорной психики выступает переживание положительного или отрицательного состояния в виде ощущения. Особенностью данной стадии в том, что активность животного является целостно нерасчлененной, поведение предстает в однофазном акте, который протекает с момента возникновения ощущения до результата. К примеру, экспериментальное исследование Громыко и Тушмалова показало, что плоский червь планария способен создать условно оборонительную реакцию а воздействие светом, хотя во время естественных условий они никак не реагируют на фактор освещенности. При 100 сочетаниях засвечивания отдела экспериментальной камеры и закапыванием соляного раствора, который является безусловным негативным биотическим раздражителем для данного вида, практически в 70% случаев планарии сжимались от изолированного светового воздействия.
Вывод 1Из этого можно сделать вывод, что они стали связывать свет с неприятным воздействием поваренной соли, иначе говоря, реагировали как организмы, у которых есть психика.
К. Э. Фабри (1923 – 1990), известный зоопсихолог определил, что каждая ступень развития психики имеет низшие и высшие подуровни. Во время перехода на более высокий подуровень элементарной сенсорной психики отмечается развитие поисковой деятельности, а также усложнение поведения. Именно стадия возникновения более высокого уровня элементарной психики обладает «прорывом» при развитии нервной системы. В это время происходит ее дифференциация, появляются ее разные формы: сетчатая, радиальная, кольцевая, старт цефализации (процесс, обусловленный группировкой нервных элементов в передней части животного). Среди живых организмов, обладающих наиболее филогенетическими структурами головного мозга, выделяются рыбы, земноводные и рептилии.
Субъективность абиотического свойства у носителей элементарной сенсорной психики выступает в тесной целостности с биотическим свойством. Это подтверждено экспериментом, проведенном на американских сомиках.
Пример 1Во время эксперимента аквариум разделили перегородкой, которая позволяет чувствовать запахи, свободный проход оставался у боковой стенки. Так рыба была с одной стороны перегородки, а с другой противоположной стороны помещали пищу. Первым делом рыба плыла к запаху пищи и натыкалась на перегородку. После чего она меняла траекторию движения и совершала попытки до тех пор, пока случайным образом не находила правильную дорогу. После перегородку убирали. Но поведение рыбы оставалось прежним. Она плыла к пище по окружному пути, хотя сейчас ничего не препятствовало прямому движению к пище. Интерпретировать полученные результаты можно так: дорога к пище для сомиков является частью пищи, ее устойчивым свойством, устоявшимся во время проведения опыта.
Рисунок 1. Траектория движения рыбы
Важно отметить, что на элементарном сенсорном этапе развития психики поведение животных состоит из ряда движений, которые ориентированы по отдельным сигнальным качествам среды. Иначе говоря, один объект – одно свойство. Разные свойства объекта, облегчающие ориентирование на более высоких этапах развития психики, только пугают животное. В качестве примера можно рассмотреть исследование поведения рыб. Проведя серию экспериментов, похожих на описанные выше, было заключено, что рыбы могут научиться реагировать на положение отверстия в прозрачной перегородке, служащим «дверью» в отдел с пищей. После многих попыток, когда рыбы понимали дорогу к пище, отверстие отмечалось черной рамкой. На первый взгляд, кажется, что такое действие должно было повысить эффективность в нахождении пищи, ведь теперь рыба не только помнила место нахождения пищи, но и видела метку. Но на деле все было по-другому. Время, которое уходило на достижение пищи, не только не сократилось, но и многократно возросло. Рыбе теперь нужно было установить совершенно новую связь «метка – пища», а не «положение отверстия – пища». И важно отметить, что обе реакции конфликтовали между собой.
Инстинктивное поведение: определение, особенности
Этому этапу развития психики свойственно появление феномена инстинктивного поведения, иными словами генетически закрепленных реакций на сигнальные стимулы среды.
Пример 2Ярким примером является пищевое поведение паука, для которого вибрация паутины представляет инстинктивно значимое абиотическое свойство пищи. Все мы знаем, что обездвиженная муха, которая была помещена в паутину, не является привлекательной для паука. М. Холзапфел говорил, что голодный паук не заметит муху и погибнет от голода, хотя пища находится совсем рядом.
Жан Анри Фабра, французский натуралист выпустил ряд работ об особенностях инстинктивного поведения у носителей элементарной сенсорной психики. При исследовании поведения хищного насекомого осы сфекс, ученый выявил интересное противоречие, когда мудрость совмещается с большим невежеством. По мнению Фабра, нет ничего трудного для инстинкта, до момента, когда действие находится в кругу шаблонных поступков животного. Насекомое может удивить нас минуту назад своей проницательностью и поразить тут же своей глупостью, если окажется в условиях для него чуждых.
Пример 3В качестве примера рассмотрим охоту осы сфекс на кузнечиков. В самом начале насекомое обездвиживает жертву при помощи трех точных уколов. После оттаскивает кузнечика в нору, держа его за длинные усики. Там оса использует жертву как консервы для своих личинок (личинки осы питаются обездвиженными, но живыми насекомыми, которые долго не портятся). Фабр же нарушил в этой идеальной отточенной цепочке действий только одно: он отрывал усики у кузнечика. Оса не могла без усов донести кузнечика до своей норы и бросала его. Но если подумать, то технически это было осуществимо – у кузнечика оставалось шесть ножек. Это говорит о том, что схватывание за усики являлось для осы необходимым элементом пищевого поведения, исключив который вся последовательность разрушалась.
Перцептивная психика
Если мы вернемся к описанной ранее дезориентации рыб, то можно сделать вывод, что многие млекопитающие в такой же ситуации повели бы себя по-другому. Они пошли бы к пище напрямую, не используя выработанную реакцию. И здесь появляется вопрос, в чем состоит суть изменений их психики, позволяющие им легко находить решение задачи, непосильной для многих рыб, рептилий и насекомых? Ответ состоит в том, что они дошли до более высокого этапа развития психики, который называется перцептивным.
Для перцептивной психики свойственно реагирование на целостные предметы, а не на изолированные качества объектов. Действительность воспринимается в виде образов вещей. Отмечено, что ряд летающих насекомых обладают зачатками предметного восприятия, распознаванием целостных форм. По этому поводу Фабри приводил данные Н. Тинбергена, суть которых заключалась в том, что осы учились ориентироваться на форму метки во время подлета к входу свей норы. Во время обучения вход в норку помечали круговой меткой. После того как оса улетала, метку передвигали в сторону, а вход выкладывали треугольной меткой. Когда оса возвращалась, она садилась в центр круга и не обращала внимания на вход в норку, расположенный теперь в центре треугольника. Из этого можно сделать вывод, что действия осы обусловлены ее видом и связаны с важной для адаптации данного вида потребностью в выборе нужных стимулов высоты.
Интересными доказательствами того, что масса животных образуют «протообобщения», являются эксперименты, в основе которых лежит метод отсроченных реакций.
Пример 4Так, во время одного эксперимента перед кроликом помещали в ящик кочан капусты. Затем кочан капусты незаметно меняли на морковь. После чего кролику давали залезть в ящик и съесть то, что в нем находилось. Несмотря на то, что при обычной ситуации для кролика морковь – такой же привлекательный пищевой стимул, как и капуста, но кролик продемонстрировал удивление и продолжал искать капусту. Это говорит о том, что ожидания кролика были связаны с капустой, а не пищей в принципе. То есть он воспринимал пищу предметно.
Носители перцептивной психики воспринимают объект отдельно от условий, в которых он представлен для восприятия. Предмет интегрирует многочисленные свойства, поэтому одновременное восприятие ряда свойств предмета определяет его в большей степени представленным в психике животного. А. Н. Леонтьев отмечал, что для собаки завывание волка, запах волчьих следов и силуэт зверя вдалеке имеет одинаковый смысл. Новая структурная единица обособляется в активности животных. И это операция.
Определение 3Операция – это акт, содержание которого отвечает условиям, в которых находится предмет, а не непосредственно самому предмету потребности.
Один из критериев формирования операций – вероятность эффективного переноса метода действия из одной ситуации в другую. Исследования Фирсова и Чиженкова показали, что собаки могут отлично справляться с задачами переноса метода оперирования со стимулами одной категории на стимулы другой. На первом этапе эксперимента у собак вырабатывали реакцию предпочтения большей фигуры на примере треугольников, после чего им предлагали пары других фигур разного размера. Хоть собаки в отличие от обезьян не смогли осилить задачу выбора с первого раза, но они достаточно быстро доходили до 90% правильных ответов.
Перцептивному этапу развития свойственно появление различных новых видов активности животных. Речь идет о навыках и играх.
Определение 4Навык является закрепленной, стабилизированной операцией.
Большинство животных устойчиво пользуются сформированными навыками. Любой человек, которые держит дома собаку или кошку, знает, что как только животное начинает открывать одну из дверей лапой, то в скором времени он начнет применять данный навык и на других дверях в доме.
На иллюстрации изображен пример стабилизированной операции. Собака с легкостью достает предмет задней лапой, так как не может сделать это передней лапой.
Рисунок 2. Стабилизированная операция – навык у млекопитающих
Для игры свойственно отделение операции от деятельности и многократное воспроизведение вне контекста прямого удовлетворения потребности. Когда молодое животное играет, то происходит отработка операций, которые могут пригодиться ему в будущем.
Характерная особенность поведения животных с перцептивной психикой – появление элементов подражания, иными словами, возможность абстрагировать операцию посредством наблюдения за другими представителями своего вида. Зенталь и Левин провели опыты, благодаря которым стало ясно, что крысы пасюки значительно быстрее вырабатывают реакцию нажатия на педаль, для того чтобы получить корм в случае, когда заранее уже велось наблюдение за обученными ранее крысами, которые выполняли данную операцию.
Ключевая особенность перцептивной психики заключается в инстинктивных действиях, которые являются основой для всех форм поведения.
Определение 5Под инстинктивными действиями понимаются элементы поведения, которые наследовались генетически.
Важно отметить, что инстинкты нельзя рассматривать как «машинообразное» явление или навсегда закрепленную реакцию. Научение играет значимую роль в осуществлении инстинктов. Отмечается, что певчая птица не будет петь, если не слышит пение своих старших собратьев; домашние животные, которые выросли среди людей, в большинстве случаев имеют нарушенное половое поведение. К. Э. Фабри считал, что во время этапа перцептивной психики все поведенческие акты формируются в онтогенезе посредством осуществления генетически фиксированных компонентов видового опыта во время индивидуального научения.
Но инстинктивный аспект психической деятельности животных ограничивает доступную для них область обучения. Формирование условных рефлексов возможно исключительно в рамках видоспецифических реакций, которые были выработаны в процессе эволюции вида.
Пример 5К примеру, всем известное дружеское отношение пингвинов к человеку связывается с отсутствием наземных врагов в экологи данного вида. Так, не принимая во внимание очевидность опасности, которая исходит от человека, пингвины не смогут выработать реакцию оборонительного характера на приближение человека. Или замечено, что часто происходят случаи, когда ежи гибнут под колесами автомобилей на проселочных дорогах. Это связано с тем, что еж реагирует на автомобиль свойственным своему виду образом – сворачивается в клубок. Данное действие является адаптивным во время встречи с хищником. Но при рассматриваемых условиях совершенно бесполезно. Используя дрессировку, преодолеть сложившуюся реакцию, невозможно.
Во время перцептивной стадии развития происходит бурное развитие головного мозга, увеличение и дифференциация коры больших полушарий. Для большинства позвоночных животных характерен различный уровень перцептивного этапа развития психики.
Интеллектуальная стадия развития психики
Человекообразные приматы, которые являются высокоорганизованными млекопитающими, дельфины и врановые птицы способны достигнуть самого высокого этапа развития психики в животном мире. Речь идет о интеллектуальной стадии развития психики. В этой стадии мышление включается в процессы отражения действительности.
Определение 6Для интеллектуальной стадии развития психики свойственно отражение мира в виде целостных ситуаций, которые состоят из ряда компонентов.
Иными слова, животное может создать значимые связи между предметами и в дальнейшем абстрагировать их от определенной ситуации. Интеллектуальная стадия отличается качественно новыми возможностями:
- Животные, которые обладают интеллектуальной психикой, могут очень быстро учиться и имеют возможность переносить однажды найденный метод решения на большой класс аналогичных задач. Для обучения животных этого вида свойственен устойчивый характер, поэтому эффективный метод решения зачастую остается в поведении после единственной удачной попытки.
- Измена в стратегии во время поиска решения задач. Стратегия «проб и ошибок», для которой свойственно находить ответ при помощи случайного перечисления ряда доступных актов, сменяется появлением инсайта, который внешне схож с процессом обдумывания решения человека, которое завершается сиюминутным осуществлением решения в плане действия
- При использовании вспомогательных предметов орудий наблюдается снижение активности животных.
- Появляется возможность решения двухфазных задач. Иными словами, возможность объединить в поле одной задачи несколько операций, которые уже сформированы. К примеру, кладут банан вне клетки, в которой находится обезьяна, а немного ближе размещают длинную палку. В области досягаемости обезьяны располагают еще одну, более короткую палку. Для того чтобы обезьяне достать банан, ему надо для начала при помощи короткой палки пододвинуть длинную к себе, затем взять ее и при помощи ее достать банан. Как правило, для обезьяны не представляет большого труда выполнить подобное задание. Важно отметить, что важной предпосылкой формирования сознания выступает досягаемость двухфазных задач, так как животное не видит прямого биологического смысла в первой подготовительной фазе решения.
- Проявление интеллекта животных происходит в экстраполяции, иными словами, в действиях, в основе которых лежит предвосхищающая динамика развития ситуации. К примеру, если перед врановой птицей поместить в непрозрачную трубу еще живой и который двигается пищевой объект, то она начнет искать его на выходе, но не посмотрит на вход трубки. Также и крыса-пасюк с первых проб с максимально высокой вероятность. Решает схожую задачу.
Н. Н. Ладыгина-Котс, отечественная исследовательница, в начале XX века осуществила первый проект, который был направлен на изучение потенциальной возможности человекообразных обезьян к совершению логических операций абстракции. Ученый воспитывала самца шимпанзе, которого звали Иони. Для последних десятилетий свойственно получение многочисленных данных, которые свидетельствуют о том, что при специально организованных условия для взаимодействия с человеком ряд человекообразных обезьян и представителей целого ряда других таксонов показывают зачатки деятельности символического характера. Иными словами, они добиваются некоторых знаков во время использования знаков, которые устанавливают связь между категорией объектов и нейтральным конвенциональным стимулом.
Если рассматривать животных с интеллектуальной психикой в сравнении с животными с перцептивной психикой, имеющих «протообобщение» в исключительно наглядном характере, то животные с интеллектуальной психикой могут иногда сформировать «довербальное» обобщение. И тут можно рассмотреть обзор работ, которые провели Зорина и Смирнова. В основе их исследования лежала возможность создания у врановой птицы обобщение признака «большее число элементов». И так, во время эксперимента вороны отлично справлялись с задачей «клюнь карточку, имеющую больше элементов», при этом абстрагируясь от несоответствий по форме, расположении целевых элементов или цвету, все время выдавали 80% верных ответов во время конфликта признаков «количество элементов» и «суммарная площадь». Иначе говоря, если одна карточка имела пять выдающихся окружностей, а другая – восемь небольших точек, птица все равно выбирала вторую карточку. Аи, самка шимпанзе Т. Матцузавы, японского зоопсихолога смогла научиться определять арабскими цифрами 1 -9 соответствующие множества по цвету, форме и размеру объектов. Кроме этого, ей удалось упорядочить непосредственно сами множества цифр, которые их обозначают, по возрастанию и убыванию.
Переход от дословесного общения к речи
Вероятность перехода высших животных от дословесного общения к речи остается предметом больших обсуждений.
Все мы знаем, что многие животные издают звуки. Для стадных животных свойственно использовать звук для коммуникации. Но данные звуки имеют эмоциональное заряжение. К примеру, если зебра почует запах хищника, он издает ржание конкретного вида, которое напугает всех членов группы и сделает так, чтобы они спасались бегством. Ни одно животное, которое находится на перцептивном этапе развития психики, не может образовать связь между определенной фонемой и предметами внешнего мира. Иначе говоря, под ржанием зебры понимается страх, но никак не предмет (лев или охотник), который может вызывать данный страх.
Одни из первых опытов, основной задачей которых было развитие голосовой речи у обезьян, не увенчались заметным успехом. Среди причин неудач выделяют то, что в звуковом репертуаре обезьяны имеет место порядка 13 звуков. Эти звуки заметно отличаются от фонем, которые лежат в основе человеческой речи. Но обезьяны стали способны к созданию простых предметов сообщений при помощи специально построенных «языков-посредников», которые состояли из специально подобранных символов.
Пример 6Шимпанзе удалось освоить 132 знака и комбинировать их них цепочки из двух – пяти слов. В будущем ученые, которые проводили данный эксперимент заявили, что полученный эффект не является результатом простой дрессировки. Обезьяна давала ответы на вопросы даже в тех случаях, когда ученые не могли знать сути задаваемого вопроса. Из этого следует, что они не могли подсказать верный ответ. Кроме этого, обезьяне удавалось самой придумывать новые слова, которые служили обозначением знакомых предметов. К примеру, когда она первый раз увидела лебедя, он сказала, что это «водяная птица», а арбуз – «сладкое питье». В основе необычных способностей обезьяны лежало умение обобщать определенные значения слов и переносить общие значения слов на аналогичные в определенном смысле предметы. К примеру, когда она изучила слово «цветок», используя примеры определенных растений, в будущем она обозначала «цветком» и запах табака, который был для нее приятен, и запах от вкусной еды.
Похожие результаты были получены и шимпанзе Сарой. Она использовала пластмассовые фигурки абстрактной формы и создавала из них предложения на магнитной доске. Сарой было выучено 120 символов, комбинировались из них разные сочетания при коммуникации с учеными.
Рисунок 3. Пример системы сигнализации для шимпанзе (по Д. Примаку, 1978)
Такие выдающиеся результаты так и не привели ни одного из самых интеллектуально развитых антропоидов, даже тех которых поместили в максимально приближенную к условиям человека среду, к состоянию, хоть немного похожему на человека. Основа расхождения линии развития детеныша обезьяны и человеческого ребенка была разработана еще в фундаментальной сравнительной работе Ладыгиной-Котс.
Вывод 2Исходя из этого, можно сказать, что границы, позволяющие овладеть зачаточными формами символической деятельности, пластичны. Предпосылки появления языка, который является главным орудием исключительно человеческой психики, были подготовлены на высших этапах эволюции задолго до появления человека.
Как узнать, кому можно доверять
Прослушайте это руководство.
0:01
0:01
Прислал вам Курион, Психический партнерНужно знать
Нам нужна помощь других, чтобы понять, что и как думать. Многие вопросы слишком сложны, чтобы мы могли решать их самостоятельно. Они часто становятся предметом сбивающих с толку и шумных споров, и не всегда легко понять, к кому обратиться за советом. Нам приходится принимать трудные решения о том, кто должен влиять на наше мышление. Учитывая эти обстоятельства, полезно иметь представление о том, какого человека мы должны допустить к участию в наших обсуждениях. Вот где философия пригодится, поскольку она помогает нам установить набор эвристик, которым можно доверить нашу интеллектуальную жизнь.
Подумайте о любой сложной проблеме, которую вы недавно рассматривали. Возможно, вы думали о том, к чему вы приземлитесь: протесты против расизма, восстановление экономики после пандемии или президентские выборы в Соединенных Штатах. Вы почти наверняка не рассматриваете все это в изолированном вакууме. Вы зависите от других, к лучшему или к худшему.
Я знаю, что это правда для меня. Я регулярно беспокоюсь о пробелах в своем понимании, и я чрезвычайно благодарен, когда другие помогают мне заполнить их. Например, у меня есть слепые пятна, возникшие из-за того, что я вырос белым мужчиной на юге США, и слепые пятна, которые происходят от того, что они встроены в преимущественно левый мир научных кругов. Я часто оказываюсь во власти других, когда пытаюсь понять другую сторону вопросов, которые слишком легко упрощаются.
Такая зависимость, как и любая зависимость, имеет уязвимости. Те, от кого мы зависим, могут подвести нас по-разному. Политики могут лгать ради личной выгоды. Дезинформация распространяется в социальных сетях, разрывая ткань демократии. Оппортунисты охотятся на уязвимых. Коллеги скрывают свои знания от группы, чтобы, среди прочего, добиться успеха, что обходится компаниям в несколько миллиардов долларов каждый год.
Вы можете подумать, что мы можем решить эту проблему, просто обратившись к экспертам. Они знают, о чем говорят, даже если остальные не знают. Это разумный совет, но этого недостаточно. Иногда трудно определить, кто является экспертом. Иногда сами эксперты не согласны. Иногда нам не хватает доступа к экспертам. Иногда экспертами манипулируют порочные стимулы.
Что еще более важно, один только опыт редко может решить важные для нас вопросы. Это потому, что решение этих вопросов заключается не только в составлении списка фактов. Речь идет об осмыслении этих фактов в свете наших ценностей и целей. Мы должны выяснить, что мы должны делать в нашей конкретной ситуации с фактами. И мы не можем понять это без моральной ясности и знания о себе.
Вот почему мы часто обращаемся за советом к людям, которым доверяем. Мы смотрим на то, что они говорят, в свете более широкой общественной дискуссии. Мы задаем им вопросы. Мы делимся с ними нашими текущими, ненадежными мыслями в надежде, что они помогут нам укрепить их. Мы строим наше знание мира в наших личных сетях интеллектуальной зависимости.
В этих сетях нам нужны интеллектуально надежные люди. Это руководство посвящено именно этим людям и их противоположностям. Ниже мы наметим пять достоинств интеллектуально надежных людей и сравним каждое из них с недостатками их ненадежных коллег. Поиск этих признаков интеллектуальной благонадежности может помочь нам лучше работать, когда мы вместе обдумываем важные для нас проблемы.
Что делать
Важнейшим признаком интеллектуальной надежности является то, что кто-то искренне заботится о вашем интеллектуальном благополучии. Они хотят помочь вам добраться до истины, обрести знания, углубить ваше понимание и развить ваши навыки исследования. Они обладают основополагающим достоинством интеллектуальная благожелательность .
Как добродетель, интеллектуальная доброжелательность включает в себя модели эмоций и мыслей, а не только действия. Интеллектуально благожелательный человек заботится о том, чтобы другие люди добивались интеллектуальных успехов, и получает от этого удовольствие. У них также есть зрелые взгляды на относительную важность таких достижений. Они понимают, например, что человеку лучше развить навыки, которые могут помочь ему приобрести широкий спектр знаний о предмете, чем получить короткий список фактов.
Эти качества были известны американскому генетику Барбаре МакКлинток. Примерно в 1930 году она определила путь для установления хромосомной основы генетики благодаря своей работе с семенами кукурузы. Вместо того, чтобы настаивать на самостоятельном проведении этого исследования, она передала проект своей самой способной аспирантке Гарриет Крейтон, которая впоследствии получила всемирное признание благодаря своему открытию вместе с МакКлинток.
Есть много способов, которыми человек может не быть интеллектуально доброжелательным. Самый очевидный и самый крайний — быть интеллектуальным недоброжелателем. Такой человек мотивирован причинять интеллектуальный вред другим. Им нравится, когда люди делают ошибки или выглядят глупо, и любят сбивать с толку.
Более тонкой формой интеллектуальной ненадежности является социальный бдительность. Социальные линчеватели — это люди, которые очень заинтересованы в том, чтобы влиять на взгляды других. Они хотят побеждать в спорах и побуждать людей смотреть на вещи по-своему. Они думают, что все делают правильно, и верят, что те, кто все делает правильно, несут ответственность за то, чтобы другие тоже делали все правильно.
На первый взгляд может показаться, что есть что-то привлекательное в идее, что те, кто более обеспечен интеллектуально, должны помогать менее обеспеченным интеллектуально. И, по крайней мере, социальные линчеватели заботятся о том, что думают другие, что тоже кажется хорошим. Но проблема в том, что они заботятся неправильно. Им все равно, что у других людей правильные взгляды; они заботятся о том, чтобы другие люди делятся своими взглядами. Они не заботятся о том, чтобы другие люди делали открытия; они заботятся о том, чтобы они сами приводили других к их выводам.
Исследования показывают, что социальный бдительность коррелирует с рядом проблемных черт и моделей поведения — например, с тенденцией к более экстремальным взглядам на вызывающие разногласия темы, такие как изменение климата. Социальные линчеватели энергично отстаивают свои крайние позиции и защищают других, которые делают то же самое. Таким образом, они поляризуют убеждения в своих сообществах, а не способствуют взаимопониманию и открытиям.
Не всегда легко отличить интеллектуально доброжелательного человека от общественного мстителя. Но один из способов сделать это — обратить внимание на то, что их волнует. Радуются ли они вашему интеллектуальному прогрессу вообще или только тогда, когда им удается повлиять на ваше мышление?
Вторым признаком интеллектуальной надежности является то, что человек склонен искренне делиться с вами своей точкой зрения из желания помочь вам развиваться. Они признают, что иногда — хотя и не всегда — они могут усилить вашу точку зрения, поделившись своей. И они умеют определить свою точку зрения и помочь вам войти в нее и оценить ее. Они обладают достоинством интеллектуальная прозрачность .
Студенты описывали английского философа Г. Э. Мура так, что это наводило на мысль о том, что его учение было особенно прозрачным. На одной лекции он выдвигал позицию, которую был склонен принять, только для того, чтобы начать следующую лекцию с объяснения, почему его предыдущая точка зрения была ошибочной. В некоторых случаях, если он не видел очевидного логического пути вперед, он объявлял, что собирается «сделать прыжок» и посмотреть, не приведет ли это к большему пониманию.
Есть несколько причин, по которым человек может не быть интеллектуально прозрачным. Один из них — интеллектуальное тщеславие. Тщеславный человек хочет, чтобы другие думали о нем хорошо. Они озабочены своей репутацией. Когда они делятся своими взглядами, они делают это с мыслью об этом беспокойстве. В отличие от прозрачных людей, тщеславные не делятся своей точкой зрения, чтобы способствовать вашему интеллектуальному благополучию. Вместо этого они делятся ею выборочно, чтобы произвести наилучшее впечатление о себе. Часто тщеславные люди раздувают свое интеллектуальное положение, притворяясь, что знают то, чего не знают, или имеют более весомые доказательства, чем они, чтобы заслужить одобрение.
Еще один способ не быть прозрачным — быть интеллектуально робким. В отличие от тщеславных, робкие склонны негативно относиться к своим интеллектуальным качествам. Они плохого мнения о состоянии своих знаний и боятся быть разоблаченными из-за своего невежества. Это приводит к тому, что они избегают внимания и воздерживаются от вклада в групповое знание, даже когда им есть что сказать. Они предпочли бы промолчать, чтобы избежать вреда для своей самооценки, который мог бы возникнуть из-за того, что они разоблачат свою неосведомленность. Поэтому они могут воздержаться от того, чтобы рассказать вам, что им известно, даже если они могут вам помочь.
Как отличить открытого человека от тщеславного или робкого? Сосредоточьтесь на том, как они реагируют на мнение других об их идеях. Боязнь того, как будут восприняты их идеи, или чрезмерное стремление к тому, чтобы их идеи понравились вам или другим, являются признаками того, что им может не хватать прозрачности.
Третьим признаком интеллектуальной надежности является то, что человек склонен устранять или разрешать источники двусмысленности, когда общается с вами. Они признают, что могут помочь вам, только если вы их понимаете, и что двусмысленность мешает пониманию. Таким образом, этот человек устраняет или разрешает любую двусмысленность, чтобы вы поняли, что они имеют в виду. У них достоинство коммуникативная ясность .
Существует множество способов устранения неоднозначности. Ясные коммуникаторы подчеркивают свои основные моменты и отделяют их от всего второстепенного. Они определяют ключевые слова или фразы. Они объясняют, как их взгляды контрастируют с другими, которые могут с ними спутаться. Их сообщения структурированы так, чтобы их было легко отслеживать, и функция каждой части очевидна для вас.
Один из способов не быть ясным коммуникатором — быть восприимчивым к псевдоглубокости. Такие люди особенно открыты и восприимчивы к потенциально глубоким прозрениям. Эта восприимчивость может привести к тому, что они ошибочно идентифицируют тарабарщину как содержащую глубокий смысл. В задачах, предназначенных для оценки людей на предмет их восприимчивости к псевдоглубокости, участников просили оценить глубину случайно сгенерированных комбинаций абстрактных модных словечек, таких как «Скрытый смысл трансформирует беспрецедентную абстрактную красоту». Люди в целом оценили эти высказывания как несколько глубокомысленные; те, кто оценил свою глубину выше, были более восприимчивы к псевдоглубокости.
В то время как ценить проницательность — это хорошо, склонность смотреть сквозь цветные очки глубины — это помеха, когда речь идет об интеллектуальной надежности. Те, у кого псевдоглубокая полоса, также склонны ошибочно идентифицировать фальшивые новости как настоящие новости. Более того, эти люди могут быть заинтересованы в том, чтобы звучать глубокомысленно, даже если им нечего сказать по существу. Они могут наряжать свои пустые идеи соблазнительными атрибутами и даже приобретать множество последователей, все время приводя своих последователей в замешательство.
К счастью, вы можете отличить виртуозно чистый коммуникатор от восприимчивых к псевдоглубине. Если кто-то сказал что-то, чего вы не могли понять, попросите его изложить это так, чтобы вы могли понять. Если они уклоняются от этого или настаивают на том, что проблема именно в вас, это указывает на недостаток коммуникативной добродетели.
Четвертым признаком интеллектуальной надежности является то, что люди с этим качеством ценят отличительные черты своей аудитории. Они обращают внимание на ваши особые взгляды, опыт, способности и склонности. Они приспосабливают свои сообщения к вашему затруднительному положению, чтобы помочь вам продвигаться вперед и демонстрировать добродетель 9.0035 чувствительность аудитории .
Напротив, одна из форм нечувствительности к аудитории — это когда люди уделяют мало внимания своим слушателям, больше сосредотачиваясь на собственных чертах лица, черта, которую психологи называют застенчивостью. Такие люди, как правило, полностью соглашаются с такими заявлениями, как «я всегда пытаюсь разобраться в себе». В результате у застенчивых людей нет времени на то, чтобы понять свою аудиторию.
Люди также могут быть слишком избирательны в своем внимании. Например, осуждающие люди очень внимательно относятся к смущающим, плохим или проблемным чертам своих слушателей, в то время как они меньше интересуются сильными сторонами своей аудитории. Или они могут обращать внимание на черты своей аудитории, которые хорошо отражают их самих: они мотивированы считать себя выше других и поэтому обращают внимание на сравнительные слабости других. Это дает им искаженное представление о своих слушателях.
Чтобы определить, является ли человек, от которого вы зависите, добродетельно чувствительным, вы можете задать себе следующий вопрос. Демонстрируют ли они, что понимают вашу точку зрения, ваши интеллектуальные потребности, ваши способности? Спрашивают ли вас об этих особенностях, пытаясь узнать о вас? Общаются ли они с вами лично для вас? Если ответ отрицательный, они могут не стать надежным интеллектуальным проводником.
Наконец, интеллектуально заслуживающий доверия человек проявляет определенную неограниченную мудрость, поддерживая вас в ваших вопросах. Они ценят множество решений, связанных с поиском знаний. Они понимают, что люди сами выбирают, когда собирать больше доказательств, где их искать и как их взвешивать, а также какие методы использовать и на кого полагаться. Они квалифицированы, чтобы помочь вам справиться с потенциальными рисками и преимуществами, которые возникают в вашем стремлении к обучению. Они обладают достоинством интеллектуальное руководство .
Напротив, у некоторых людей есть психологическая потребность в закрытии. Такие люди очень заинтересованы в завершении запросов и отталкиваются от двусмысленности. Им нужны точные ответы быстро, и они хотят придерживаться их. Психологи называют два компонента этой потребности «схватыванием» и «замораживанием». Те, у кого острая потребность в закрытии, быстро хватаются за любую информацию, которая обещает разрешить их вопросы, и, выбрав ответ, склонны игнорировать любую противоречивую информацию, замирая на ответе, к которому пришли.
Сильная потребность в закрытии не всегда проблематична. Решительность — это, в конце концов, высоко ценимая способность лидеров. Тем не менее, эта необходимость может стать препятствием, когда речь идет о тонких темах, требующих методичного и тщательного размышления — именно тех тем, по которым вам так часто требуется руководство других. Такие двусмысленные вопросы требуют такого мышления, с которым не могут мириться те, кто нуждается в закрытии. Вместо этого они, скорее всего, дадут вам неразумный совет, чрезмерно упрощающий проблему.
Главное качество интеллектуального проводника — терпение. Находит ли человек, от которого вы зависите, время, чтобы оценить сложность вашего затруднительного положения, или он слишком быстро вмешивается и пытается «исправить это»?
Является ли человек интеллектуально надежным или ненадежным, это проявляется в его эмоциях, мыслях и действиях. Чем лучше мы обращаем внимание на эти признаки, тем лучше мы можем функционировать в наших сетях и тем лучше мы можем понять, что думать о сложных проблемах, с которыми мы сталкиваемся.
Ключевые моменты – Как узнать, кому можно доверять
Задайте себе следующие вопросы о тех, от кого вы можете зависеть:
- Они приходят в восторг, когда я делаю интеллектуальные успехи, или только когда они влияют на мои взгляды? Основополагающая добродетель интеллектуально заслуживающего доверия человека — искренняя забота о вашем интеллектуальном благополучии. Исследования показывают, что если они заинтересованы только в том, чтобы повлиять на ваши взгляды, они могут попытаться направить вас в более экстремальном направлении.
- Боятся ли они делиться своими идеями? Стремятся ли они к тому, чтобы другие одобрили их идеи? Вам нужен кто-то, кто открыто поделится с вами своей точкой зрения. Если другой человек слишком напуган или хочет угодить, это может привести к тому, что он исказит свои взгляды, в результате чего вы будете дезинформированы.
- Готовы ли они и могут ли они разъяснить их значение, если я попрошу их? Интеллектуально надежные люди понимают, что полезное общение должно иметь смысл. Если другой человек уклоняется от разъяснения их смысла или настаивает на том, что это ваша проблема, потому что вы его не понимаете, вы вряд ли многому от него научитесь.
- Демонстрируют ли они понимание моей уникальной точки зрения, потребностей и способностей? Для тех, от кого вы зависите, важно, чтобы их общение соответствовало тому, кто вы есть. Если они слишком заинтересованы в себе, чтобы обращать на вас внимание, или если они имеют искаженное представление о том, кто вы есть, это может помешать им поделиться тем, что вам важнее всего знать.
- Проявляют ли они терпение, пытаясь понять сложности моего затруднительного положения, или они спешат найти решение? Отличительной чертой мудрости, необходимой интеллектуальному проводнику, является способность терпеливо разбираться в тонкостях дилемм, с которыми вы сталкиваетесь. Чрезмерное стремление порекомендовать решение может привести к тому, что другой человек неправильно диагностирует ваш случай.
Подробнее
Интересным фактом о достоинствах интеллектуальной надежности является то, что они являются как интеллектуальными, так и моральными добродетелями. Они «интеллектуальны» в том смысле, что их интересуют такие интеллектуальные блага, как знание и понимание; но это также и нравственные добродетели, потому что они касаются интеллектуальных благ других. Действительно, моральные, относящиеся к другим черты этих добродетелей особенно важны, в отличие от других интеллектуальных добродетелей, таких как любознательность или интеллектуальная настойчивость.
Частично из-за того, что они занимают центральное место в отношении других аспектов, достоинства интеллектуальной надежности не играют большей роли в образовании. Господствующая парадигма того, к чему мы должны стремиться в образовании, — это парадигма критического мышления. Но быть критическим мыслителем не обязательно означает, что вы обладаете качествами, касающимися других, такими как достоинства интеллектуальной надежности.
Хотя мы можем сожалеть об этом факте, когда дело касается формального образования, мы все же можем приложить усилия, чтобы стать более интеллектуально надежными самостоятельно. И мы, возможно, должны попытаться сделать это. В конце концов, не только мы нуждаемся в надежных проводниках в наших сетях — мы должны быть интеллектуально надежными и для других.
Если мы хотим расти в этих достоинствах интеллектуальной надежности – стать более доброжелательными, прозрачными и так далее – что мы можем сделать? Ниже приведены четыре стратегии, которые, по общему мнению исследователей, могут помочь нам вырасти в интеллектуальной добродетели.
Первая стратегия — прямое обучение — изучение природы конкретных интеллектуальных добродетелей, которые мы надеемся развивать. В идеале мы получим представление о том, что включает в себя добродетель, и мы могли бы узнать о пороках, которые ей противостоят. Одной из причин важности прямого обучения является то, что оно помогает снизить нашу когнитивную нагрузку. Это дает нам основу для осмысления нашей интеллектуальной жизни. Это также помогает нам установить цель, к которой нужно стремиться.
Вторая стратегия заключается в том, чтобы подумать о том, как интеллектуальные добродетели применимы в конкретных ситуациях, принимая во внимание, как интеллектуальные добродетели — и, возможно, противоположные ей пороки — выглядят в действии. Вы можете выбрать некоторые исторические, современные или даже вымышленные примеры людей, которые, кажется, действуют в соответствии с добродетелью или противоположным ей пороком. Встречая образцы, вы можете почувствовать вкус или чувствительность к добродетели и человеку, которому можно подражать. В более общем плане это упражнение может помочь вам попрактиковаться в оценке сценариев, в которых интеллектуальные достоинства могут влиять на поведение. Если все сделано правильно, это может помочь вам оценить разнообразие контекстов, в которых интеллектуальные добродетели имеют значение, и различные типы поведения, к которым они приводят.
Третья стратегия состоит в том, чтобы практиковать поведение, характерное для конкретной добродетели. Есть много различных способов сделать это, начиная от одноразовых попыток один раз в день в определенном контексте и заканчивая крупномасштабными проектами самосовершенствования, в которых вы можете вести дневник своих усилий в течение более длительного периода времени. . Чем больше вы позволяете своим знаниям о добродетелях проникать в вашу повседневную жизнь и чем больше вы позволяете своим стремлениям к этим добродетелям руководить вашим поведением, тем больше вы приближаетесь к их совершенству.
Последней стратегией является обратная связь, основанная на добродетели, когда вы ищете информацию о том, как вы продвигаетесь в своем стремлении к добродетели. Вы можете получить это от надежного — в идеале, интеллектуально надежного — друга. Вы хотите, чтобы они прокомментировали то, как они видели, как вы практикуете добродетели, которым хотите научиться, а также области, в которых вы могли бы улучшиться. Другой вариант, который может потребовать определенной решимости, — это проведение самооценки. Вы можете найти шкалы, которые используются для измерения некоторых достоинств или недостатков, обсуждаемых в этом Руководстве, и оценить себя, чтобы увидеть, как вы их отслеживаете.
Ссылки и книги
Веб-сайт «Интеллектуальные добродетели», управляемый философом и экспертом по интеллектуальным добродетелям Джейсоном Бэром, предоставляет множество бесплатных ресурсов для тех, кто заинтересован в изучении, развитии или обучении других интеллектуальным добродетелям. Книгу Бэра « Cultivating Good Minds » (2015 г.) с главами, посвященными девяти различным интеллектуальным добродетелям, можно загрузить бесплатно или за пожертвование.
В этом подкасте Tent Talk философ Хизер Бэттали беседует с ведущим Коди Тернером об интеллектуальной добродетели и пороке в свете социальных сетей и информационной экономики.
Книга Роберта С. Робертса и У. Джея Вуда « интеллектуальных добродетелей » (2009 г.) является одним из первых научных текстов, включающим несколько глав, посвященных конкретным интеллектуальным добродетелям. Особое значение для темы этого Руководства имеют их главы о щедрости, смирении и любви к знаниям.
Книга Целостность, честность и поиск истины (2020) под редакцией Кристиана Б. Миллера и Райана Уэста содержит несколько глав о природе честности, в том числе главы о честном общении и о том, как стать более честным.
Как воспитать сёшин | Путеводители по психике
Иллюстрация Гарриет Ли-Меррион
iПутеводитель
Уму легко закрыться от новых идей. Развитие ума новичка помогает нам заново открыть для себя радость обучения.
0:01
0:01
Принесено вам Curio, партнер по психикеНеобходимо знать
Японский термин дзен shoshin переводится как «ум новичка» и указывает на парадокс: чем больше вы знаете о предмете, тем больше вероятность, что вы закроете свой разум от него. дальнейшее обучение. Как писал дзэнский монах Сюнрю Судзуки в своей книге «Разум дзэн, разум новичка » (1970): «В уме новичка есть много возможностей, но в уме эксперта их мало». ум (или ощущение себя экспертом) может привести к ограниченности мышления и препятствию научному прогрессу. В 1912, например, когда немецкий геофизик и исследователь Альфред Вегенер предположил — вопреки общепринятой мудрости того времени — что Земля состоит из движущихся континентальных плит, опытные геологи всего мира высмеяли его. Его немецкие соотечественники ссылались на его «бредовые бредни», а эксперты в США обвиняли его в торговле лженаукой. Потребовались десятилетия, прежде чем ортодоксия была опрокинута и точность его теории была признана.
Подобных историй предостаточно. Например, в моей собственной области неврологии вера в «суровый указ» легендарного испанского нейробиолога Сантьяго Рамона-и-Кахаля о том, что взрослые люди не могут выращивать новые нейроны, сохранялась десятилетиями, несмотря на растущее количество противоречивых данных.
Интеллектуальное высокомерие поражает не только признанных ученых-экспертов. Простое наличие университетской степени в предмете может привести к тому, что люди сильно переоценят свои знания. В одном соответствующем исследовании, проведенном в 2015 году, исследователи из Йельского университета попросили выпускников оценить свои знания по различным темам, имеющим отношение к их ученой степени, а затем проверили их реальную способность объяснять эти темы. Участники часто переоценивали свой уровень понимания, по-видимому, принимая «пиковые знания», которые у них были во время учебы в университете, за их значительно более скромные текущие знания.
К сожалению, как писал Судзуки и как показывают исторические анекдоты, есть исследования, подтверждающие, что даже , чувствуя себя экспертом, также порождает ограниченность взглядов. Другое исследование включало в себя создание у людей впечатления, что они относительно хорошо разбираются в теме (например, путем предоставления им завышенных оценок на тесте на политические знания), что привело к тому, что они были менее склонны учитывать другие политические точки зрения — явление, которое исследователи обнаружили. называется «эффектом заслуженного догматизма».
Последствия чрезмерной интеллектуальной самоуверенности можно увидеть в дебатах вокруг спорных современных проблем. Возьмем вопрос о генетически модифицированных (ГМ) продуктах, которые в подавляющем большинстве случаев считаются безопасными на основании современных научных знаний. Исследования показали, что люди, которые придерживаются самых решительных взглядов против ГМО, считая их вредными, наиболее склонны переоценивать свои соответствующие знания.
Подход к решению проблем с мышлением новичка или здоровой дозой интеллектуальной скромности может помочь противостоять недостаткам интеллектуальной гордыни. Люди, которые более интеллектуально скромны, на самом деле знают больше, по-видимому, потому, что они более восприимчивы к новой информации. Точно так же интеллектуальное смирение связано с непредубежденностью и большей готовностью быть восприимчивым к точкам зрения других людей — возможно, именно то тонизирующее средство, в котором сегодня нуждается наш политически лихорадочный мир.
Таким образом, взращивание собственного ума новичка поможет вам стать более осведомленным, менее самоуверенным и более склонным к взаимодействию с другими — качествами, которые также все чаще востребованы ведущими работодателями. Практикуя быть гибким, а не догматичным, более скромным и менее наглым, вы будете чувствительны к взглядам и потребностям других людей, что сделает вас лучшей сестрой, братом, отцом, матерью, партнером и другом. С широко открытыми глазами и разумом гораздо легче наслаждаться чудесами мира, расти, учиться и слушать.
Что делать
Важным первым шагом на пути к более непредубежденному мышлению является установление реалистичного восприятия собственных знаний. Бесчисленные исследования показали, что большинство из нас переоценивает свое понимание различных тем, всего, от того, как работает пылесос, до деталей политической политики — явление, называемое «иллюзией объяснительной глубины». К счастью, есть очень простой способ справиться с этой формой интеллектуальной самоуверенности: приложить усилия, чтобы подробно объяснить себе или кому-то соответствующую проблему или тему вслух или в письменной форме. Это упражнение делает пробелы в наших знаниях более очевидными и разрушает иллюзию компетентности.
Если полное объяснение кажется непрактичным или слишком трудным, вы можете попробовать сокращенную версию. В 2016 году психологи из Университета Вашингтона и Ли в Вирджинии показали, что того же полезного эффекта можно добиться, просто потратив несколько секунд на размышления о своей способности объяснить данный вопрос настоящему эксперту «пошагово, причинно-следственно-следственной связи». манере, без пробелов в вашем рассказе».
Еще одно серьезное препятствие на пути к непредубежденности заключается в том, что мы естественным образом склонны искать информацию, которая поддерживает наши нынешние взгляды и убеждения — человеческий недостаток, известный как «предвзятость подтверждения». Это увековечивает зашоренность и делает нас еще более уверенными в собственных знаниях.
Помните об этом, чтобы бороться с предвзятостью подтверждения. Постоянно напоминайте себе, что она существует, и предпринимайте активные действия, чтобы бороться с ней, ища информацию и точки зрения, которые противоречат вашей нынешней позиции. Исследование, опубликованное еще в 1980 году, показало, что активное испытание себя таким образом может быть полезным. Добровольцам задавали простые вопросы, такие как «сабиняне были частью (а) древней Индии или (б) древнего Рима», а затем просили оценить вероятность того, что их ответы были правильными. Как и ожидалось, добровольцы, как правило, были слишком уверены в точности своих ответов. Однако исследователи обнаружили, что эту самоуверенность можно уменьшить, просто попросив добровольцев перечислить одну причину, по которой каждый из выбранных ими ответов может быть неправильным. «Люди, которые заинтересованы в правильной оценке своих знаний, должны усерднее работать над набором и взвешиванием доказательств», — пишут исследователи. «Однако эти дополнительные усилия, скорее всего, будут малоэффективными, если только они не будут направлены на вербовку противоречивых причин» 9.0003
То, как вы думаете об интеллекте и опыте, также имеет отношение к тому, чтобы быть более непредубежденным. «Теория установки на рост» утверждает, что если мы рассматриваем способности как податливые, а не фиксированные, мы можем лучше учиться. Хотя реализация этой теории в формальном образовании в последнее время подвергается некоторой критике, многие продолжают видеть ценность этой концепции, и есть убедительная логика в идее о том, что точка зрения людей на природу интеллекта, вероятно, поощряет их собственное интеллектуальное развитие. смирение.
Серия исследований, опубликованных в 2018 году, подтвердила эту точку зрения, показав, что люди, которые были более интеллектуально скромными, также, как правило, имеют «мышление роста» в отношении интеллекта. В этом есть смысл: если вы считаете, что интеллект — это то, чем вы либо наделены, либо нет, то признание (или активное стремление выявить) пробелы в ваших собственных знаниях и мудрости может быть угрожающим и служить очевидным доказательством. вашей интеллектуальной неполноценности. И наоборот, если вы считаете интеллект чем-то, что нужно развивать, то обнаружение пробелов в ваших знаниях не так уж и опасно: вместо этого они открывают захватывающие новые возможности для обучения.
Многообещающе, тот же документ 2018 года показал, что можно воспитывать интеллектуальную скромность, поощряя мышление роста. Попросив добровольцев прочитать научную статью о податливости интеллекта, они получили более высокие баллы по показателю интеллектуальной скромности и были более открыты для других точек зрения по сравнению с контрольной группой. «Это исследование предполагает, что интеллектуальное смирение может быть по крайней мере временно улучшено, и указывает на установку на рост как на набор убеждений, которые, кажется, способны на это», — говорят исследователи.
Последний, более приятный шаг, который вы можете предпринять, чтобы повысить свое интеллектуальное смирение, заключается в сознательном вызове в себе чувства благоговения. Несколько исследований показали, что благоговение успокаивает эго и побуждает к эпистемологической открытости, то есть большей готовности смотреть на вещи по-другому и признавать пробелы в своих знаниях. Эмоции также, по-видимому, уменьшают потребность людей в удовлетворении определенных закрытых аргументов.
Рассмотрим серию исследований, опубликованных в 2019 г.в котором участвовали добровольцы, просматривающие внушающие благоговейный трепет видеоролики о природе или ночном небе — это привело к тому, что они менее убежденно придерживались мнения о смертной казни; рассматривать политические дебаты как менее поляризованные; и быть более готовыми взаимодействовать с другими людьми, придерживающимися противоположных взглядов на иммиграцию. В другой статье, опубликованной в том же году, в которой использовались видеоролики о природе и виртуальная реальность северного сияния, чтобы вызвать благоговение, было обнаружено, что эмоции побуждали добровольцев лучше осознавать пробелы в своих знаниях и проявлять больший интерес к происходящему. наука. Перефразируя Альберта Эйнштейна, исследователи писали, что «тот, кто никогда не испытывает благоговения, перестает открывать». Послание простое: чтобы расширить свой кругозор, попробуйте найти время, чтобы с удивлением смотреть на звезды.
Ключевые моменты – Как развивать сёшин
- Объясните теорию или идею себе или кому-нибудь другому. Чрезмерная уверенность в своих знаниях и опыте подпитывает ограниченность взглядов. Пытаясь объяснить идею или аргумент кому-то еще, вы получите более реалистичное представление о том, что вы делаете и чего не знаете.
- Спорьте сами с собой. Неотъемлемой частью человеческой психологии является то, что мы склонны искать знания и информацию, которые согласуются с нашими нынешними взглядами и убеждениями. Постарайтесь больше осознавать эту «предвзятость подтверждения» и сознательно противодействуйте ей, обсуждая с самим собой — ищите доказательства или аргументы, которые бросают вызов вашей текущей точке зрения.
- Признайте, что интеллект не фиксирован, а накапливается в результате стремления к знаниям. Если вы верите в пластичность интеллекта, это называется «установкой на рост» (напротив, если вы считаете людей либо умными, либо невежественными по своей природе, у вас «фиксированная установка»). Периодически напоминая себе, что опыт — это то, что приобретается в результате обучения и усилий, вы с большей вероятностью разовьете мышление роста, а это, в свою очередь, поможет вам быть более непредубежденным.
- Посмотрите на звезды. Взгляните на ночное небо, прогуляйтесь на природе или послушайте волнующую симфонию. Любая деятельность, вызывающая у вас чувство благоговения (удивления огромности и красоте мира), усилит ваше чувство смирения и вдохновит на более непредубежденный взгляд.
Узнать больше
Воспитание сёшин или «мышление новичка» не является чисто личным делом. Существует также важное социальное, межличностное измерение культивирования открытости и смирения. Считается, что интеллектуальная гордыня или ограниченность мышления частично проистекают из формы защиты эго. Нам не нравится обнаруживать (или сообщать другим), что мы неправы или невежественны, потому что это подрывает нашу самооценку. В среде, в которой мы чувствуем себя уважаемыми и в безопасности, этот страх уменьшается, и мы более склонны подвергать наше эго угрозе неопределенности и признавать то, чего мы не знаем. Это говорит о том, что если и когда вы почувствуете поддержку и заботу, вы будете более склонны признать свои церебральные ошибки.
Исследователи проверили это в серии исследований, опубликованных в 2018 году, и обнаружили, что люди, которые считали своего партнера или друзей более отзывчивыми (то есть добрыми и понимающими), также были более скромными и открытыми для других точек зрения. Аналогичное исследование 2017 года показало, что люди с более безопасным стилем привязанности (которые чувствуют себя уверенно в своих отношениях) были более открыты для рассмотрения контраргументов своим убеждениям.
Эти исследования служат напоминанием о том, что интеллектуальное смирение не возникает в вакууме и что наши отношения могут формировать нашу оборонительную позицию в отношении наших собственных знаний и убеждений. Чтобы быть более открытым, полезно чувствовать себя любимым и уважаемым. Конечно, это работает и в обратную сторону. Если вы хотите, чтобы окружающие были более открытыми, подумайте, проявляете ли вы к ним уважение и понимание, чтобы ослабить их защиту. Руководители учреждений, такие как менеджеры компаний или директора школ, могли бы также подумать, достаточно ли они делают для формирования культуры, в которой люди имеют уверенность, чтобы признать то, чего они не знают, и изменить свое мнение.
И последнее, о чем следует помнить: недавние исследования показывают, что интеллектуальное смирение — наличие сёшин или подход к жизни новичка — это скорее состояние, чем черта. То есть она варьируется внутри индивидов, от ситуации к ситуации больше, чем между людьми как более стабильный аспект личности. Это говорит о том, что стремление к смирению и непредубежденности — это постоянная забота, а не цель, которую мы когда-либо можем отметить как выполненную. Иными словами, не забывайте быть скромным в своем интеллектуальном смирении.
Ссылки и книги
- Британское психологическое общество предоставляет информацию о методе стенографии под названием «Размышление об объяснительных способностях», который может помочь вам более реалистично оценить свое текущее состояние понимания данной темы или вопроса.
- Существует множество книг, в которых подробно исследуются слабости человеческого разума и почему разумно быть интеллектуальным скромником.