Что такое интеллигентность? — Интеллигентность
С одной стороны, «интеллигентность — это совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к людям, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — считающимся носителями культуры»[1], с другой, — это свойство личности, в котором проявляется понимание человеком, впитавшим в себя особенности русской культуры[2], качеств, способных обеспечить ему сохранение своего собственного[3], гражданского[4] и профессионального[5] достоинства.
Поэтому, основным признаком интеллигентности является способность ее носителя иметь в себе и ценить в других качества, образующие кластеры порядочности[6], патриотизма[7] и профессионализма[8], в совокупности представляющие собой комплекс интеллигентности[9]:
______________________
1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.
2. Исторически русская культура создавалась под влиянием трех культур: древнеславянской, византийской и европейской. Соответственно, большое влияние на формирование ее идеалов оказали образы Ильи Муромца, Иисуса Христа и Дон Кихота. Но не только.
3. Собственное достоинство — достоинство личности как индивида.
4. Гражданское достоинство — достоинство личности, отраженное в достоинстве (имидже, авторитете) социальных систем (семьи, класса, школы, бригады, предприятия, государства и др.), элементом которых человек является.
5. Профессиональное достоинство — достоинство личности и социальных систем, элементом которых человек является, отраженное в результатах их жизнедеятельности (учебы, труда, конкурсов, соревнований, выпускаемой продукции и др.).
6. Кластер патриотизма, кроме патриотизма, образуют альтруизм, бережливость, бескорыстие, благодарности (чувство), благоразумие, благородство, вежливость, великодушие, верность, гуманность, деликатность, добродетельность, доброжелательность, добропорядочность, доброта, заботливость, милосердие, нестяжание, отзывчивость, открытость, преданность, приветливость, радушие, самоотверженность, соборность, сопричастности (чувство), сострадания (чувство), справедливость, тактичность, терпимость, учтивость, человеколюбие, человечность, чуткость, щедрость.
7. Кластер порядочности, кроме порядочности, образуют автономия, адекватность, аккуратность, воли (наличие), воспитанность, гордость, дисциплинированность, доблесть, достоинство (чувство), духовность, законопослушность, искренность, мужество, надежность, непринужденность, нравственность, ответственность, правдивость, принципиальность, самобытность, самокритичность, самообладание, самоотречение, свободолюбие, скромность, смелость, совестливость, стыдливость, твердость, умеренность, уравновешенность, целостность, чести (наличие), честность.
8. Кластер профессионализма, кроме профессионализма, образуют активность, грамотность, добросовестность, изобретательность, инициативность, интеллектуальность, квалифицированность, коммуникабельность, компетентность, креативность, культуры (наличие), любознательность, мастерство, мудрость, настойчивость, находчивость, новаторство, образованность, оптимизм, организованность, пунктуальность, разумность, решительность, самодисциплина, субъектность, талант (наличие), творчество, требовательность, трудолюбие, уверенность, ум (наличие), целеустремленность, эрудиция (наличие), юмора (чувство).
9. См. Что такое комплекс интеллигентности?
Олег Михайлов
29 августа 2011
ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ — это что такое ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ
найдено в «Российской педагогической энциклопедии»
свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению нек-рых общих истин, законов, норм и т. п., с пониманием и острым ощущением важности этого особенного, ничем не заместимого авторского произведения. Поэтому И. неотделима от индивидуализма, т. е. от установки на индивидуальность. И. совсем не обязательно присуща только людям, занимающимся творчеством — интеллектуальным, в сфере культуры. Творческий потенциал не только однозначно не определяет И., но, как ни парадоксально это звучит, даже входит в противоречие с ней. Каждое творчество предполагает новаторство, разрушение традиции (преодоление её), максималистское утверждение своей правды за счёт других, нек-рый пафос.
Q&A – Что такое интеллект?
Автор: Анника Ведер 05.10.2020
Опубликовано в Fundamentals October 2020
Хотя маловероятно, что у нас будут сверхинтеллектуальные компьютеры или роботы, подобные тем, что показаны в таких фильмах, как Терминатор или Я, Робот в ближайшее время Дэёль Ли считает, что изучение различий между человеческим и искусственным интеллектом может помочь нам лучше понять будущее технологий и наши отношения с ними.
«Со временем люди смогут создать искусственную жизнь, которая сможет физически воспроизводиться сама по себе, и только тогда мы создадим настоящий искусственный интеллект», — говорит Ли. «До тех пор машины всегда будут лишь суррогатами человеческого интеллекта, что, к сожалению, все еще оставляет открытой возможность злоупотреблений со стороны людей, контролирующих ИИ».
В своей новой книге Birth of Intelligence (Oxford University Press, 2020) Ли прослеживает развитие мозга и интеллекта от самовоспроизводящихся РНК до различных видов животных, людей и даже компьютеров, чтобы ответить на фундаментальные вопросы. о происхождении, развитии и ограничениях интеллекта.
Ли — почетный профессор нейроэкономики Bloomberg, работающий в Школе искусств и наук Кригера и Школе медицины. Как и большая часть его работ, Рождение интеллекта носит междисциплинарный характер, применяя и объединяя знания и инструменты из ряда областей, включая нейробиологию, экономику, психологию, эволюционную биологию и искусственный интеллект. Hub связался с Ли, чтобы обсудить его новую книгу и нейронные механизмы принятия решений, обучения и познания.
Как и почему развивался интеллект?
Интеллект можно определить как способность решать сложные проблемы или принимать решения, результаты которых приносят пользу действующему лицу, и он развился в формах жизни, чтобы адаптироваться к различным средам для их выживания и воспроизводства. Для животных решение проблем и принятие решений являются функциями их нервной системы, включая мозг, поэтому интеллект тесно связан с нервной системой.
Ваша книга, как и большинство ваших исследований в целом, использует очень междисциплинарный подход.
Как эволюционная перспектива помогает нам понять интеллект?Интеллект трудно определить, и для разных людей он может означать разные вещи. Однако стоит нам рассмотреть происхождение и функции интеллекта с эволюционной точки зрения, как выявляется несколько важных принципов. Например, разные формы жизни могут иметь очень разные типы интеллекта, потому что они имеют разные эволюционные корни и адаптировались к разным условиям. Вводит в заблуждение и бессмысленно пытаться упорядочить разные виды животных по линейной шкале интеллекта, например, пытаясь судить, какая порода собак самая умная или кошки умнее собак. Более важно понять, как у каждого вида развилась та или иная форма интеллекта и как это отражается на их анатомии и физиологии.
Точно так же вы используете теории и концепции, вытекающие из экономики. Чем они полезны для понимания интеллекта?
Поскольку у интеллекта так много аспектов, действительно очень полезно объединить идеи и инструменты из разных дисциплин, чтобы получить более полную картину того, что такое интеллект на самом деле, и понять, чем искусственный интеллект может отличаться от человеческого. Например, экономисты разработали точные математические модели принятия решений, такие как теория полезности, которая предсказывает принятие решений на основе полезности — ценности или желательности — варианта или действия. Эти модели позволяют объяснить сложное поведение, такое как поведение рынка, с помощью лишь нескольких допущений. Наличие таких экономных моделей принятия решений полезно для понимания интеллекта, поскольку принятие решений является ключевым компонентом интеллекта. Другие очень полезные примеры включают теорию принципала-агента, которая применительно к эволюции интеллекта может объяснить, почему обучение появляется как решение для разрешения конфликта интересов между мозгом и генами, и теорию игр, которая играет решающую роль. роль в объяснении того, почему принятие правильных решений в социальной среде может быть таким сложным.
Сможет ли когда-нибудь искусственный интеллект превзойти человеческий интеллект, или в человеческом интеллекте есть что-то настолько уникальное, что невозможно воспроизвести? Существуют ли определенные ограничения человеческого интеллекта, которыми не ограничены компьютеры?
Искусственный интеллект неуклонно превосходит человеческий во многих отдельных областях, включая игры в го и покер. Этот успех побудил некоторых исследователей размышлять о скором появлении искусственного интеллекта, который превосходит человеческий интеллект во всех областях, гипотетическом событии, названном «технологической сингулярностью». Такой искусственный интеллект часто называют искусственным общим интеллектом или сверхразумом. Никто точно не знает, когда люди создадут ОИИ или сверхразум. Однако, на мой взгляд, истинный разум требует жизни, которую можно определить как процесс самовоспроизведения. Поэтому я считаю, что сверхразум либо невозможен, либо что-то в очень отдаленном будущем. Настоящий интеллект должен способствовать, а не мешать репликации генов, ответственных за его создание, включая необходимое оборудование, такое как мозг. Без этого ограничения не существует объективных критериев для определения разумности того или иного решения. Возможно, со временем люди смогут создать искусственную жизнь, которая сможет физически воспроизводиться сама по себе, и только тогда мы создадим настоящий искусственный интеллект, но вряд ли это произойдет в ближайшее время. До тех пор машины всегда будут лишь суррогатами человеческого интеллекта, что, к сожалению, все еще оставляет открытой возможность злоупотреблений со стороны людей, контролирующих ИИ.
Помимо самовоспроизведения, почему так сложно создать ИИ, который будет умнее человека?
Настоящий интеллект должен решать множество различных проблем, с которыми сталкивается форма жизни в самых разных средах, используя энергию и другие доступные в них физические ресурсы. Что действительно удивительно в интеллекте людей и многих других животных, так это не только то, что они могут идентифицировать сложные объекты и проявлять гибкое поведение, но и то, что они могут делать это самыми разными способами в самых разных средах. Мы до сих пор очень мало знаем о том, как именно люди и животные могут это делать. Учитывая, что развитию современной технологии искусственного интеллекта способствовали достижения в исследованиях в области нейробиологии за последнее столетие, для создания более совершенного искусственного интеллекта может потребоваться гораздо более глубокое понимание того, как человеческий мозг справляется с такими сложными задачами.
Узнаем ли мы вообще, что это произошло?
Хотя я не верю, что это произойдет в ближайшее время, думаю, мы узнаем, произойдет ли это и когда. Мы начали бы видеть машины, подобные терминаторам, потому что машины со сверхразумом превзошли бы людей в получении энергии и других ресурсов, необходимых им для ремонта и воспроизводства.
Как ИИ может повлиять на отношения между людьми и машинами или на человеческую цивилизацию в целом?
Все более мощный искусственный интеллект и машины, оснащенные таким ИИ, будут продолжать развиваться, несомненно повышая производительность людей, управляющих такими инструментами. Хотя повышение производительности — это хорошо, этот процесс будет развиваться неравномерно во всем обществе, усиливая уже существующее имущественное неравенство. Я думаю, что это то, что мы видели много раз на протяжении всей истории. Справедливое распределение преимуществ технического прогресса между всеми членами общества всегда было гораздо более сложной задачей, чем разработка самой технологии, и нам часто не удавалось найти хорошее решение для всех. Чтобы по-настоящему извлечь максимальную пользу из технологических достижений, нам также необходимо знать об их ограничениях и возможностях злоупотребления. Размышление о них и о том, как мы их разрешаем, может даже дать нам возможность лучше понять человеческую природу, поскольку разрыв между нашим интеллектом и искусственным интеллектом продолжает сокращаться.
Что такое интеллект? Определение и противоречие
Вы умны?
Прежде чем вы начнете искать старые результаты IQ-тестов, давайте поговорим. Определение «интеллект», как он измеряется и что на самом деле означает быть «интеллектуальным», может на самом деле стать неожиданностью. Даже самые важные теории интеллекта, в том числе девять типов интеллекта Гарденера, оспаривались мировыми знаменитостями в области психологии.
У каждого свое определение интеллекта, но что говорят психологи? Как они измеряют интеллект? Ответ не так прост. Давайте коснемся основ того, что такое интеллект, как он определялся в последние годы и куда движутся теории интеллекта.
Что такое интеллект?
Можно ли измерить интеллект? Тесты IQ и интеллект
Жидкость Против. Кристаллизованный интеллект
Практический интеллект и триархическая теория
Девять типов интеллекта Гарденера
Что такое интеллект?
Два определения интеллекта являются корнем споров о том, как измерять и идентифицировать интеллект. Первое определение звучит так: «Интеллект — это способность приобретать и применять знания и навыки». Другое определение более сложное: «Разведка — это сбор информации военного или политического значения».
Второе определение предполагает, что интеллект является мерой потенциального успеха в сообществе. Именно такое использование интеллекта привело психологов к разработке теста IQ.
Можно ли измерить интеллект? Тесты IQ и интеллект
В начале 1900-х годов французский психолог Альфред Бине помог разработать первый тип тестов коэффициента интеллекта, или тестов IQ. Французское правительство хотело использовать тест, чтобы определить, какие дети с большей вероятностью преуспеют в школе и какие дети нуждаются в дополнительной помощи.
Оригинальный тест Бине измерял «умственный возраст» детей на основе среднего возраста и навыков группы учащихся. Он признал, что у теста есть пределы и что одного числа недостаточно, чтобы точно описать все факторы, влияющие на интеллект.
Тем не менее, тест был адаптирован для американских школ и до сих пор используется для измерения интеллекта. Высокий IQ по-прежнему связан с общей производительностью труда и жизненным «успехом». IQ может меняться в течение жизни человека. Хотя снизить IQ человека очень легко, наука все еще ищет способы «увеличить» баллы IQ человека.
Разногласия с тестами IQ: интеллект и скорость
К сожалению, даже несмотря на множество пересмотров стандартных тестов IQ, в дизайне теста все еще есть недостатки. Давайте просто посмотрим на один прямо сейчас.
Интеллект тесно связан со «скоростью». Если я поставлю перед вами сложную задачу по IQ-тесту, вам может понадобиться несколько минут, чтобы решить ее, или месяц, чтобы решить ее. В обоих случаях у вас есть возможность решить проблему, но тот, кто сможет решить проблему быстрее, получит более высокий показатель IQ.
Но что, если вы научились решать тест раньше? Тест IQ действительно учитывает ваш фактический возраст, но другие факторы (включая ваше образование) не обязательно учитываются. Помните, что в обоих случаях человек в конечном итоге научился решать проблему, и когда его снова попросили решить проблему, он, вероятно, мог увеличить свою скорость. Точно ли тест IQ показывает, как часто людям приходилось решать связанные проблемы до того, как был проведен тест IQ?
Жидкость против. Кристаллизованный интеллект
Эти вопросы побудили людей исследовать различные типы интеллекта. Как мы можем распознать людей, которым требуется немного больше времени, чтобы чему-то научиться, но которые все же могут это сделать? Как мы классифицируем людей, которым просто нужно использовать прошлый опыт для решения проблем и повторения изученных фактов?
Один из способов, которым мы проводим эти различия, заключается в отождествлении жидкого и кристаллизованного разума. Теория этих типов интеллекта была разработана Рэймондом Кеттеллом, психологом, также известным своими работами в области психологии черт.
Он предположил, что существует два типа интеллекта: подвижный и кристаллизованный.
Подвижный интеллект — это способность собирать, хранить и систематизировать факты. Кристаллизованный интеллект — это фактическое знание. Люди могут обрести кристаллизованный интеллект по мере того, как они запоминают новые факты и получают новые знания. С другой стороны, подвижный интеллект — это способность к обучению, и с возрастом она снижается. Однако оба типа интеллекта дают вам возможность добиться успеха.
Практический интеллект и триархическая теория
Другим популярным способом классификации интеллекта является триархическая теория, разработанная Робертом Дж. Штернбергом. Вместо того, чтобы смотреть на то, как вы получаете и храните знания, триархическая теория рассматривает различные способы, которыми люди применяют знания.
Забавные факты о животных или способность решить логическую головоломку могут не помочь вам, когда вы пытаетесь прочитать карту или сеть, но все эти навыки могут помочь вам добиться успеха в определенных ситуациях. Именно это и пытается признать триархическая теория.
Они делят интеллект на три категории.
Аналитический интеллект — тип интеллекта, который мы обсуждали. Это способность мозга интерпретировать информацию и использовать эту информацию для решения проблем. Это тот тип знаний, который необходим для получения высокого показателя IQ, но триархическая теория утверждает, что интеллект — это нечто большее, чем просто решение математической задачи. Многие люди называют этот тип интеллекта «книжным умом».
Практический интеллект — это «основанное на опыте накопление навыков и явных знаний, а также способность применять эти знания для решения повседневных проблем». Это тот тип интеллекта, который вам нужен для решения проблем окружающего мира. Чтобы получить практический интеллект, вам нужно знать местность, культуру, историю, список можно продолжать и продолжать.
Математика не поможет вам решить спор между двумя соседями или урегулировать спор о том, как решить городские транспортные проблемы. Оба они являются отличными примерами практического интеллекта.
Этот тип интеллекта в высшей степени присущ великим лидерам. На самом деле, как сказал Роберт Штернберг, определение практического интеллекта состоит в том, чтобы найти наилучшее соответствие между сильными сторонами вашей личности и окружающей средой t.
Творческий интеллект — последний тип интеллекта в Триархической теории. Он описывает способность адаптировать свои знания и собирать соответствующие знания, которые помогут вам адаптироваться к новым ситуациям. Хотя практический интеллект часто называют «уличным умом», я бы сказал, что этот тип интеллекта больше подходит для того, чтобы называться «уличным умом». Если вас бросили посреди незнакомой улицы в незнакомой культуре, вам понадобится творческий интеллект, чтобы добраться туда, куда вам нужно, и адаптироваться к новой ситуации.
Охватывает ли это все типы интеллекта? Не в соответствии с последней теорией, которую мы собираемся рассмотреть. Мы завершим это видео информацией о девяти типах интеллекта.
Девять типов интеллекта садовника
Вы, наверное, думали, что это будет видео о различных типах интеллекта: музыкальном, кинестетическом, лингвистическом… верно?
«Девять типов интеллекта» описывает теорию, созданную Говардом Гарднером. Говард Гарденер — американский психолог, изучавший различные типы интеллекта во второй половине 20 века. Он считал, что тесты IQ и традиционные способы измерения интеллекта касаются только лингвистического и математического интеллекта. Есть много умных людей, которые, хотя и не справляются с тестом по математике или заданием по чтению, демонстрируют глубокое понимание и знания в других областях.
Он объяснил семь различных типов интеллекта в своей книге 1983 года « Структуры разума: теория множественного интеллекта». С годами он добавил еще два типа интеллекта. Хотя эта теория полностью отделена от теорий Колба о различных стилях обучения, мы можем соединить их и исследовать, как учатся люди с разными типами интеллекта.