Интенция (парадоксальная, коммуникативная) — определение понятий
Интенция – это предрасположение сознания к какому-нибудь действию или объекту. Это имманентное направление сознания на предмет независимо от того является оно реальным или надуманным. Проявляется в форме желания, стремления, замысла, продуманного плана действий, стратегии. Интенция иногда может иметь бессознательное направление, выражающееся в намерении действовать в соответствии с душевными порывами, то есть неосознанном стремлении делать то, что хочется, иногда не давая себе отчет в целесообразности таких действий.
В психологии это метод логотерапии, направления, созданного Виктором Франклом. Метод парадоксальная интенция Франкла предполагает, что человек проигрывает свой страх или невроз в соответствующей напряженной критической ситуации.
Интенция в психологии Вюрцбургской школы главное свойство без образного мышления. Его сверхчувственное содержание не всегда обусловленно осознаваемой детерминирующей тенденцией и установками субъекта по отношению к поставленной задаче. Такие подходы оказали влияние на формирование «целостного подхода» в рамках психологии, в частности, гештальт-психологии, персонализма, целостной психологии. Имеется определение и применение понятия интенция в неврологии.
Интенция в неврологии – это конкретная направленность психики на объект, ориентированность действий или психической активности на достижение какой-нибудь цели.
В философии это понятие, которое обозначает смысловую направленность субъекта в восприятии и духовном познании. Она характеризует упорядочивающую функцию мирового вещества, обозначает волю человека, направленность души к гносеологической и экзистенциальной цели. Это такое явление, которое позволяет человеку прийти к его цели, так определял интенцию А. Галес. Также интенция изучалась в «теории предметности» Мейнонга, в феноменологии Гуссерля, где отмечалась тенденция на онтологизацию структуры сознания.
В современной философии данное понятие имеет большое значение в неореализме, экзистенциализме, которые рассматривают внутренний мир, как главный предмет философского анализа.
Парадоксальная интенция
Психотерапевтический метод парадоксальной интенции введен Виктором Франклом в 1927 году и успешно используется в практике логотерапии до сегодняшнего дня, несмотря на всю его «парадоксальность». Он предполагает, что пациент, одержимый страхом ожидания, принимает от логотерапевта некую «парадоксальную инструкцию»: когда произойдет критическая ситуация или перед ее непосредственным приходом, в момент ощущения ее наступления, на несколько минут представить себе (если фобия) или же осуществить (если навязчивые неврозы) в актуальной ситуации, то чего он опасается.
Доступным бытовым примером является ситуация: студент, ощущающий дрожь и вместе с ней другие вегетативные реакции непосредственно перед самим экзаменом, больше всего нервничает, ожидая эту дрожь, опасаясь, что другие ее заметят, и будут насмехаться. Следуя инструкции логотерапевта, студент сформулировал парадоксальную интенцию – самому задрожать, находясь в экзаменационной обстановке, не ожидая того, когда реакция сама начнет проявляться, и так сильно, чтобы эта дрожь была очевидной для всех. Таким образом, студенту получается и избавится от дрожи, и главное, освободится от страха и спокойно вести себя в обществе одногруппников.
Еще один пример: постоянно ссорящиеся супруги, обращаются к логотерапевту и получают «парадоксальную инструкцию» – следующий раз ссориться настолько долго, сильно и максимально эмоционально, чтобы утомиться и измотаться так, чтобы сил на следующую ссору не было.
Существует два пути реализации подобных инструкций. Во-первых, когда интенция осуществляется — ситуация или явление, которого боится пациент, перестает быть непрогнозируемым, поскольку клиент сам способен их вызвать, этим и достигается лишение болезненности ситуации. Во-вторых, клиент самостоятельно пытается реализовывать интенцию, переключая свое внимание непреднамеренных эмоциональных переживаний и реакций на собственное преднамеренное воспроизведение, этим самым, разрушив их, не прогнозированное течение, вследствие чего они и слабеют.
В этом приеме механизмом действия является процесс самоустранения, с помощью которого пациент имеет возможность уйти от эмоциогенной ситуации. Моделью такого процесса считается феномен, при котором способность чувственного наслаждения может быть утрачена, если целенаправленно желать только этого. Также рассматриваемый прием имеет похожие принципы с другими психотерапевтическими техниками (возбуждение тревоги, индуцированная тревожность, имплозивная терапия). Чтобы парадоксальная интенция имела еще большее влияние и эффект, в ее формулировку можно добавить немного юмора.
Парадоксальная интенция Франкла включает два специфических проявления: самотрансценденцию и возможность человека к самоустранению. Человек, имеющий ноогенный невроз, все время пребывает в поисках смысла.
Метод парадоксальной интенции применяется для лечения неврозов у человека если имеются патогенные паттерны реагирования, то есть симптом, вызывающий опасение его повторения. Появляется фобия ожидания и симптом не заставляет себя ждать, что вновь усиливает опасения человека. Этот страх бывает сам по себе тем, чего боится человек, но в большей степени человек боится того, что является следствием после критической ситуации, то есть страх перед возможным обмороком или инфарктом.
Чтобы не встретиться со страхом, человек занимает тактику избегания, бегства от реальности, вплоть до боязни выходить из дома. Больной, которого овладевают навязчивые представления, сразу же пытается их подавить или как-то противодействовать, но в большей степени это только увеличивает первоначальное напряжение. Таким образом этот круг смыкается и человек оказывается в его центре.
Обсессивные состояния, в отличие от фобий, от которых человек бежит, характеризуются борьбой с ними, навязчивыми состояниями, мыслями. Но как фобии, так и обсессивные состояния, провоцируются стремлением убежать от ситуации, обусловливающими тревогу. Невроз, в свою очередь, проявляется сначала под воздействием первичных условий, то есть внешней и внутренней ситуацией, которая провоцирует первое проявление симптома, и вторичными условиями, укреплением страха ожидания новой ситуации тревоги. Человек должен разорвать этот круговой механизм страха. Парадоксальная интенция помогает сделать это подкреплением опасения человека.
Важно учитывать то, что больной фобией, боится того, что может с ним случиться, а человек с обсессиями боится того, что может сам совершить. В таком случае человеку нужно обращаться к своей способности к самоустранению, особенно эффективно она действует с применением юмора, который по возможности нужно использовать. Поэтому юмор считается важным свойством человеческой личности, с его помощью человек способен создать дистанцию относительно какого-то предмета или явления, даже самого себя и тем самым полностью контролировать себя.
Метод парадоксальной интенции построен на том, что человек сам должен захотеть, чтобы осуществилось то, чего он так сильно опасается. Данный метод имеет сходство с методами бихевиоральной терапии, все они используют на практике понятие подкрепления, но существует между ними и различие. Например, это иллюстрируется в жетонной системе, где подкрепление действует ради желаемого и правильного поведения.
Существует один очень наглядный пример такой схемы. Речь идет о мальчике, который каждую ночь мочится в постель, за что, естественно, родители его ругают и стыдят, но это не помогает. Тогда им посоветовали сказать мальчику, что за каждую ночь, когда он будет мочиться в постель, ему будут начисляться пять центов. Мальчик был вне себя от радости, что скоро разбогатеет, потому что был на все сто процентов уверенным в своем «успехе». Но случилось нечто, что кажется удивительным для людей, не знающих о подобном методе, мальчик перестал мочиться, хоть как он не старался и «заработал» только десять центов.
Логотерапия дала очень много концепций для развития положений экспериментальной основы поведенческой психотерапии. Например, бихевиоральные психотерапевты, исследуя эффективность метода парадоксальной интенции, в своем эксперименте подбирали по две пары пациентов, больных неврозом навязчивых состояний с одинаковыми симптомами. После чего одного лечили методом парадоксальной интенции, а другого совсем оставляли без лечения, чтобы он был контрольным пациентом. И в скором времени они выяснили, что наличие симптомов пропадало в течение пары недель только у тех больных, которых лечили методом парадоксальной интенции, и при этом не возникали никакие новые симптомы на месте прежних.
Как уже было доказано парадоксальная интенция помогает и в самых хронических тяжёлых случаях, и в острых, когда лечение только началось. Поскольку страх есть биологической реакцией, под воздействием которой определенная ситуация считается человеком, как опасная, то естественно, что он будет ее избегать. Но, если пациент начнет сам искать такие ситуации, будет их создавать, то он научится действовать, как бы «мимо», обходя страх, который начнет слабеть и со временем совсем пропадет.
Коммуникативная интенция
Коммуникативная интенция выражается в форме намерения, замысла, направленного на построение коммуникативных высказываний в определенном стиле речи и форме (монологической или диалогической). То есть коммуникативная интенция – это намерение, ориентированное на осуществление речевого акта, когда человек утверждает или спрашивает, порицает или одобряет, требует или советует.
Она действует, как регулятор речевого поведения разговаривающих партнеров. Отображает потребности, мысли, мотивы и действия человека и вместе с этим делает эксплицитными причины, которыми обусловливается процесс общения.
Вместе с понятием коммуникативной интенции существует и понятие интенции, как намерения, направления, цели и направленности сознания, чувств, эмоций и воли на какое-то явление или предмет. Эти два понятия являются синонимичными. Например, любое речевое действие диалога или монолога может быть использованным в выполнении определенной коммуникативной интенции.
Интенция постоянно присутствует в сознании говорящего человека, но нечасто эксплицитно выражается языковыми средствами. Любые просьбы могут быть реализованными через языковые средства. Так, например, просьба человека открыть окно: «откройте окно, пожалуйста», «что-то мне душно», «так жарко у вас в комнате», «на улице такой приятный воздух, а в комнате нечем дышать». Если посмотреть на высказывания с точки зрения грамматики, то лексические средства, использованные в последних трех высказываниях, не выражают прямую просьбу открыть окно, но те люди, которым были адресованы эти высказывания, поймут, что именно к ним обращались, и человек просит открыть окно.
В других случаях высказывания становятся совсем очевидными и передаются в таких словесных конструкциях, как например: «ты должен хорошо учиться», «я буду ждать тебя в машине», «здесь стоянка запрещена». В таких высказываниях отмечается полное совпадение семантики фраз и интенции говорящих личностей.
Интенция речевого действия передается синхронно с мыслями, состояниями, фактами, мотивами, то есть вместе с теми смыслами и значениями, которые заключаются и объединяются в семантическом построении предложения. Интенция вопроса необходима не для того, чтобы показать собеседнику пример как задавать вопросы, а чтобы получить конкретную требующую информацию, интересовавшую интересующегося человека.
Когда человек адресует коммуникативное намерение и свою мысль собеседнику, то инициатор разговора считает своей целью оказать на собеседника определенное воздействие. И для того чтобы осуществился запланированный эффект, слушающий должен понять, какой смысл информации, что передается и что от него требуют, как он должен реагировать на услышанное.
Говорящий учитывает исходные знания его слушателя, которые обеспечивают адекватное восприятие интенции и мыслей. Он должен в коммуникативном действии соотнести известную информацию, то есть тему с неизвестными фактами, то есть, с ремой (ядром). Говорящий человек обязан учитывать интеллектуальный уровень своего слушателя, ориентироваться на знание культуры и те средства, которыми он выражается. Если информация говорящего сложна для восприятия, он должен разделить ее на доступные для восприятия части.
Может случиться так, что даже в тех случаях, когда говорящий учел все возможные факторы, чтобы информация, мысли и интенция были оптимальными для восприятия, может произойти недопонимание, поскольку каждое речевое действие является творческим воспроизведением и не каждому под силу однозначно понять все мысли другого человека.
Семантическая и психологическая стороны коммуникативной интенции, составляя речевое действие, являются постоянными и независимыми от ситуаций употребления.
Интенция наличия какого-то предмета может быть высказанной в случае его надобности в определенном месте.Количество коммуникативных интенций теоретически не ограничивается, но практически регламентируется схемой общественных отношений, выработанной эволюционно, и выявляется в процессе коммуникации. Но число этих схем не является настолько большим при социальном общении людей в различных сферах деятельности. Язык имеет глаголы, называющие коммуникативную интенцию речевого действия: вещать, адресовать, благодарить, возражать, извиняться, намекать, комментировать и другие.
Состоялось одно наблюдение, за которым было установлено, что глаголы клясться, обязываться, обещать и так далее, произнесение которых от первого лица настоящего времени (клянусь, обязываюсь, обещаю) являются самими актами своего действия (клятвы, принятия обязательства, обещания).
Глаголы, которыми называется интенция и обозначающие совершаемые речевые действия, называются перформативными. С помощью языковых средств могут выражаться коммуникативные намерения по отношению говорящего к слушающему и слушающего к действительности, которые разделяются на грамматические, лексические и интонационные средства.
Уместно обозначить и такое явление, как интенция текста. Когда автор книги или статьи опирается на концепцию, которую он сам определил, когда он использовал собственный замысел в написании произведения – это авторская интенция. Объединения авторского и речевого намерения обозначает мировоззрение самого писателя.
Интенция текста выражает стремление автора донести определенную информацию читающим. Также, например, читая определенный текст, человек, может сформировать в голове образ самого автора, подумать над тем, что тот хотел сказать своим текстом, к чему призывает, чем делится, с каким намерением он вложил в этот текст мысли.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
это направленность сознания, мышления на какой-либо предмет. Метод интенции в психологии :: SYL.ru
Есть только овощи и фрукты, и еще 4 метода похудения, которые не работают
Пальто-оверсайз и не только: осенне-зимние тенденции для модниц любого возраста
«Я себя люблю»: кристаллы для внутреннего исцеления и любви
Много магния, фосфора, кальция: почему овсянку считают полезной для сердца
Контрастная подводка: возвращение тенденции макияжа губ 1990-х годов
Как очистить воротник любой рубашки: способы для разных видов одежды
Простые или со смыслом: тенденции и идеи минималистичных тату для подруг
Кожура картошки и скорлупа. Готовим удобрения в течение зимы
Когда пицца надоела. Готовим оригинальную закуску для гостей
Аксессуар из прошлого возвращается: советы по созданию осенних причесок с бантом
Автор Ksenga
Если правильно объяснять некоторые понятия, то они не будут казаться сложными. Например, слово интенция. Это понятие недоступно для понимания для обывателей. Но если дать объяснение, что интенция – это направленность мышления, все становится на свои места. В этой статье вы узнаете много интересного о том, как проходит зарождение желания действовать и познавать окружающий мир.Определение
Интенция – это широкое понятие, которое можно описать как направленность мышления. Способность к мыслительной деятельности зарождается у каждого человека в детстве. И именно в юном возрасте ребенок вырабатывает свой личный круг интересов и путь познания интересующих его областей. Под действием всевозможных внутренних и внешних факторов малыш формирует свою картину мира. Он понимает, что такое хорошо, а что такое плохо. Родители учат ребенка этикету, грамотной речи и основам культурного поведения. Синтезируя эту информацию, человек создает базу, которой будет пользоваться всю жизнь. У всех людей такая основа разная. Вероятно, вы сталкивались с проблемой, что кто-то из ваших знакомых вас не понимает, хотя вам кажется, что объяснять еще доступней у вас просто не получится. Вам может показаться, что персона, находящаяся напротив вас, невообразимо глупа. Но это не так. Скорее всего, направленность мышления у вас и у этой личности сильно разнятся. Вы по-разному смотрите на мир и вкладываете разные значение в одно и то же определение.
Виды интенции
Как и любое широкое понятие, интенцию можно разделить на несколько частей. Какие же два вида направленности мышления существуют?
- Направленность на объект. Под воздействием внутренних и внешних факторов у человека формируется своя картина мира. Благодаря ей человек может рассуждать, строить представления и догадки. Именно направленность мышления формирует интересы персоны, культуру речи и культуру поведения.
- Направленность на цель. Второй вид интенции – это планирование. Чтобы чего-то добиться в жизни, человек должен ставить перед собой цели и достигать их. Создание целей, построение плана для их достижения, внесение корректировок по ходу дела – все эти процессы можно назвать интенцией.
Интенционные процессы
Все люди мыслят по-разному. Один человек любит углубляться в суть проблемы, другой предпочитает рассматривать проблему в общем, не вдаваясь в детали. Какие же процессы проходят в мозге человека, когда он направляет свое мышление на какой-то объект или же цель.
- Эмоциональность. Эмоции помогают человеку понять, нравится ему предмет или объект созерцания или размышления. Если нравится, значит, можно продолжать изучение или же общение. Если человеку что-то неприятно, он постарается как можно скорее избавиться от негативной мысли или приводящего в ужас объекта созерцания.
- Мотивация. Интенция – это направленность мышления. Ее бы не существовало, если бы у человека не было мотивации. Желание что-то увидеть, куда-то сходить и что-то сделать является главным в здоровой жизнедеятельности человека.
- Познание. Человек стремится к знаниям, и они помогают ему лучше познать этот мир и людей, живущих в нем. А также книги формируют мировоззрение и картину мира. Они помогают человеку приобрести пассивный опыт, без затраты каких-либо ресурсов, кроме временных.
Где можно встретить интенцию?
- Психология. В этой науке интенция понимается, как возможность личности переиграть какую-то жизненную ситуацию у себя в голове и с помощью вторично пережитого опыта избавиться от страха. Подобным образом можно лечить различного рода неврозы и фобии.
- Неврология. Здесь интенция понимается так же, как в стандартном своем определении – направленность мышления. Человек может по собственному желанию переключать свое сознание на изучение своего внутреннего мира, внешнего мира или же ставить себе цели и продумывать пути их реализации.
- Философия. Интенция понимается как направленность на познание своего духовного мира и на восприятие окружающей действительности. Человек может познать этот мир только тогда, когда сможет в совершенстве узнать себя.
Парадоксальная
Психотерапевты применяют различные техники для того, чтобы облегчить участь своих пациентов. Одна из таких методик – парадоксальная интенция. В чем она заключается? Каждый человек сталкивался с ситуацией, когда он сильно волновался перед началом какого-то мероприятия. Например, студенты всегда волнуются перед экзаменами, а человек, который впервые идет на собеседование, переживает о том, получится ли у него произвести хорошее впечатление на менеджера по кадрам. Этот страх перед началом события может довести человека до панического состояния. Чтобы снять излишнюю нервозность, нужно специально провоцировать ситуацию. Пример парадоксальной интенции может быть таким: человек, который боится общаться с незнакомыми людьми, должен выйти на улицу и заводить диалог с каждым встречным. Неважно, будут прохожие поддерживать беседу или же ограничатся простым приветствием. Провоцируя свой страх, человек учится его преодолевать. Этот метод парадоксальной интенции работает всегда. Он применяется не только психологами, но и обывателями, которые хотят перебороть какую-то фобию.
Коммуникативная
Как люди общаются друг с другом? Посредством речи они пытаются донести до собеседника свои мысли и раскрыть внутренний мир. Коммуникативная интенция – это направленность человеческого мышления на какую-то цель. Чтобы узнать необходимую информацию персона может включаться в разговор, а чтобы скрыть что-то, собеседник постарается незаметно перевести тему. Но не всегда люди могут хорошо друг друга понимать. Что же этому мешает?
- Разный смысл, вкладываемый в понятия. Когда вы общаетесь с человеком, вы вряд ли учитываете местность, где собеседник вырос, его моральные ценности, образование и воспитание. А ведь все эти факторы делают индивида уникальным. В этом-то и состоит сложность общения. Порой два человека могут вкладывать в одно и то же понятие разный смысл. На фоне этого образуется взаимное недопонимание.
- Разная картина мира. Направленность мышления у всех разная. Одному человеку интересно изучать науку, другому искусство, а третьему политику. Соответственно, все эти люди будут отличаться своим набором знаний, умений и стремлений. Разность взглядов на одни и те же вещи порождает отчуждение и неприязнь.
- Сложно понять то, что не пережил. Не всегда человек может понять состояние своего собеседника. Есть вещи, которые нельзя описать словами, а можно только почувствовать. Например, сложно понять, что такое смерть любимого человека, до тех пор, пока на своем опыте не осознал это чувство.
Речевая
Каждое высказывание человека, даже неосознанное, несет в себе какую-то цель. Речевая интенция – это рождение речи. Прежде чем высказаться, человек должен подумать, затем сформировать свою мысль в слова и только затем ее высказать. В речевой интенции соединяются потребности, мотивы и цели. Человек может с помощью направленности мышления передать собеседнику свои знания, поделиться своими проблемами или же узнать что-то полезное для себя. Диалог никогда не сможет стать интересным, если оба его участника не приложат к его созданию волевое усилие. Оно может проявляться не только в положительной, но и в отрицательной форме. Например, человек может высказывать неодобрение на какую-то реплику или же действие своего оппонента.
В неврологии
Интенция широко известна не только в психологии, но еще и в неврологии. Чем же понимается под этим понятием? Интенция в неврологии – это направленность мышление на психическую работу, какую-либо деятельность или объект. Волевое усилие, прилагаемое в этой области, производится человеком для достижения поставленной цели.
В психологии
Экстенции интенции – это понятие, которое означает способ бытия, который выбирает человек. Оно широко применяется в психологии. К чему же оно применимо? Интенция в психологии – это направленность сознания на какой-либо предмет или же объект. Причем факт реального существования объекта не так важен. Человек может размышлять над вымышленной проблемой. Например, кому-то может прийти в голову подумать, как же будет жить человек, если землю захватят обезьяны. Реально такой угрозы перед человечеством не стоит, но кто-то может панически этого бояться. Размышляя на эту тему и приходя к выводу, что житься будет неплохо, человек может ослабить свои волнения. Или же какая-то персона может выбирать себе место, в котором она хочет провести свой отпуск. В этом случае личность внимательно изучит месторасположения отеля, его комфортабельность, ценовую политику и интересные достопримечательности в округе. Направленность мышления поможет выбрать из всех возможных вариантов один, тот, который будет устраивать больше всего.
Зачем нужно изучать интенцию
Изучение психологии помогает лучше познать себя и окружающих. А изучать мышление, его основу и структуру, а в случае с интенцией – и направленность, полезно, чтобы лучше понимать людей. С какими же проявлениями интенции приходится сталкиваться каждый день? Вы замечали, что некоторые персоны часто сетуют на свою неудачную жизнь? Такие люди любят жаловаться, говорить, что у них было бы все хорошо если бы не то или же не это. Собеседники порой не понимают, что они живут так, как хотят и как того заслуживают. Успешный человек не сразу приобрел свое богатство. Ему пришлось много работать, чтобы получить хорошее образование и престижное место в развивающейся фирме. Да, с виду могло показаться, что персона не прикладывает никаких усилий, но на самом деле человек работает в поте лица. Но многие привыкли судить, не зная того, что спрятано за красивой картинкой успеха.
Похожие статьи
- Сознание в психологии: особенности, структура, фунции
- Самосознание в психологии — это что такое?
- Моторное масло 5W30: расшифровка маркировки и характеристика
- Аутентичность — это что такое простыми словами? Значение и примеры
- Астеническое состояние: симптомы, лечение. Астеническое состояние — что это такое?
- Интроверт — кто это? Особенности и типы интровертов
- Экстенсивно — это. .. Экстенсивность — развитие в количестве
Также читайте
это в психологии, неврологии, философии, примеры, методика Франкла, виды (коммуникативная, парадоксальная, речевая)
Содержание
- Что такое интенция и ее вариации
- Понятие парадоксальной интенции
- Коммуникативная интенция как вариант логотерапии
Познакомим вас со значением этого слова. Для примера объяснения возьмем само значение слова “осознанность”. Оно обозначается психологическим логосом “интенция”. Так называется ключевая форма, направленность человеческого сознания. Можно ли охарактеризовать ее с помощью понятий? Общее определение этого слова означает сознание, направленное в векторе на какой-либо объект или действие. В логотерапии этим словом, называются душевные порывы с их неосознанными проявлениями и/или действиями.
Что такое интенция и ее вариации
Существуют три типа этого явления:
- Парадоксальная.
- Коммуникативная.
- Диалогическая (или речевая).
Предлагаем рассмотреть эти три типа. Чтобы разобраться с каждым из них, вначале познакомимся с общим психологическим значением логоса, упоминаемом и анализируемом в тексте.
Психологическая трактовка этого термина подразумевает один из методов логотерапии. Это направление создал Виктор Франкл и при его использовании человеком проигрываются фобии и неврозы через соответствующие напряженные критические моменты жизни.
Франкл предлагал людям идти на свой страх. Каким образом? Не так, что, типа, вот ну там ломает свою боязнь, а наоборот, приглашайте в гости. Говорите — как бы — “Ну давай. Я посмотрю на тебя и на что ты способен. Давай! Покажи мне насколько ты сильный”.
Существуют и другие техники. Например, техника волна, когда человеку просто предлагаю уйти из дома и одному в спокойной обстановке вызвать у себя фобию. Пригласите в эту ситуацию свой страх: “ Давай приходи, давай!”. И спокойно проанализировать природу возникшего страха.
Для чего это делается? Именно для того чтобы в механизме отслеживания за своим состоянием можно было спокойно проследить эмоции.
Ведь переживания не несут опасности и за ними можно наблюдать, как бы, со стороны. Не причиняя себе морального и/или эмоционального вреда. После прохождения эмоционального пика нужно расслабиться. Можно для этого использовать дыхательные техники или пешую прогулку спокойным шагом по тихим местам. Таким образом, устремленность в психологии представлена опосредованным методом разрешения кризисных психологических состояний.
Понятие парадоксальной интенции
Что же такое парадоксальная интенция? Этот подход психоаналитической поддержки, напомним, порекомендовал Виктор Франкл в 1927 году и с триумфом используется психоаналитиками в настоящее время.
Логотерапия методом парадоксальной направленности подразумевает работу с фобией пациента, при которой в момент критического пика он максимизирует или даже инициирует фобию с целью ее максимального проживания здесь и сейчас.
Например, при клаустрофобии (боязни замкнутых пространств) пациентам предлагается войти в тесное закрытое помещение и, прочувствовав свои эмоции, понять, что это лишь ажитация и нет никакой реальной угрозы для жизни или здоровья самого человека. То есть, боязнь — это просто переживание, хоть и крайней степени напряженности. При этом, интенцией является само ожидание и опасение этой эмоции и тех вегетативных реакций, которые она провоцирует.
Метод парадоксальной направленности- это основной способ воздействия на механизм рождения чувства жути и проработки его при непосредственном соприкосновении с ним. В противоположность обычному стремлению к бегству от эмоции крайнего напряжения, пациент переживает ее и получает бесценный опыт в регуляции своих ответных переживаний. .
Подводя итог, скажем, что парадоксальная нー это одна из мощных и многочисленных методик воздействия на индивидуума, используемых в психотерапии.
Коммуникативная интенция как вариант логотерапии
Еще один вид целеполагания как формы психотерапевтического воздействия. Этот тип логотерапии основан на намерении, замысле и на построении в этой форме коммуникативного высказывания в монологическом и/или диалогическом стиле. Примерами коммуникативной интенции могут служить утверждения,вопрошания, а также требования, одобрения или порицания.При этом отражение потребностей, мыслей и мотивов действия делает явно выраженными (эксплицитными) причины, обусловливающие данный процесс общения.
При отсыле мысли, намерения от одного участника диалога к другому, инициатор диалога имеет намерение оказания некоего воздействия на собеседника. А для этого тот, кто слушает говорящего должен четко уловить смысл исходящей информации, и какая конечная реакция от него ожидается.
Когда логотерапевт использует свое воздействие на пациента, он в речевой форме направляет ему свои мыслеуказания и ожидает от него непосредственного отреагирования на свой посыл. В окончательном итоге в этом и заключена цель психотерапевтического влияния.
Понятие “речевая осознанность” нужна для осуществления намерения человека выражать значимый в коммуникациях смысл в процессе речи.
Основная трактовка обсуждаемого слова используется не только в психологии и/или психотерапии. Это широко используемый термин и в философии, и в религии, а также в медицине, в частности, в неврологии. В перечисленных областях человеческих постижений значение этого концепта, если и меняется, то лишь в незначительном диапазоне.
Так, например, схоластики говорили об этом как о направленности сознания и воли индивидуума на какой-то предмет. Развитию этого понятия были посвящены работы Ф.Брентано и А.Мейонга
Нейронные последствия конфликта между намерением и чувствами
Клинические испытания
. 1999 март; 122 (часть 3): 497-512.
дои: 10.1093/мозг/122. 3.497.
Г Р Финк 1 , Дж. К. Маршалл, П. В. Халлиган, С. Д. Фрит, Дж. Драйвер, Р. С. Фраковяк, Р. Дж. Долан
принадлежность
- 1 Wellcome Отделение когнитивной неврологии, Институт неврологии, Лондон, Великобритания. [email protected]
- PMID: 10094258
- DOI: 10.1093/мозг/122.3.497
Клинические испытания
GR Fink et al. Мозг. 1999 марта
. 1999 март; 122 (часть 3): 497-512.
дои: 10. 1093/мозг/122.3.497.
Авторы
Г Р Финк 1 , Дж. К. Маршалл, П. В. Халлиган, С. Д. Фрит, Дж. Драйвер, Р. С. Фраковяк, Р. Дж. Долан
принадлежность
- 1 Wellcome Отделение когнитивной неврологии, Институт неврологии, Лондон, Великобритания. [email protected]
- PMID: 10094258
- DOI: 10.1093/мозг/122.3.497
Абстрактный
Нормальные сенсомоторные состояния включают интеграцию намерения, действия и сенсорной обратной связи. Примером может служить соответствие между моторным намерением и сенсорным опытом (как проприоцептивным, так и зрительным), когда мы перемещаем конечность в пространстве. Такое целенаправленное действие требует механизма, который отслеживает сенсомоторные входы, чтобы гарантировать, что моторные выходы соответствуют текущим намерениям. Мониторинг в этом смысле обычно неявный и автоматический, но становится сознательным всякий раз, когда возникает несоответствие между ожидаемым и осознанным сенсомоторным состоянием. Чтобы исследовать, как достигается последний тип мониторинга, мы провели три полнофункциональных эксперимента по нейровизуализации с использованием ПЭТ-измерений относительного регионарного мозгового кровотока у здоровых добровольцев. В первом эксперименте испытуемых просили выполнить бимануальную координационную задачу Лурии, которая включала в себя либо синфазные (условия 1 и 3), либо противофазные (условия 2 и 4) бимануальные движения (фактор 1), глядя в свою сторону. левая рука. В половине условий (условия 3 и 4) использовалось зеркало, которое изменяло визуальную обратную связь (фактор два) путем замены левой руки на зеркальное отражение правой руки. Следовательно (в критическом состоянии 4) испытуемые видели синфазные движения, несмотря на то, что выполняли движения в противофазе. Это несоответствие между намерением, проприоцепцией и визуальной обратной связью породило когнитивный конфликт. Основной эффект внефазных движений был связан с повышенной нервной активностью в задней теменной коре (ЗТП) на двусторонней основе [зона Бродмана (ЗБ) 40, распространяющаяся на ЗП 7] и дорсолатеральной префронтальной коре (ДЛПФК) на двусторонней основе (ЗП 9)./46). Основной эффект зеркала показал повышенную нейронную активность только в правой ДЛПФК (ПА 9/46) и правой верхней ППК (ПА 7). Анализ критического взаимодействия показал, что условие несоответствия приводит к специфической активации только правой DLPFC (BA 9/46). Исследование 2 с использованием идентичной экспериментальной установки, но с визуальным откликом от правой руки (вместо левой) впоследствии продемонстрировало, что эта правая активация DLPFC не зависела от используемой руки. Наконец, в исследовании 3 двигательный интенциональный компонент был удален за счет пассивного движения руки испытуемых, что привело к несоответствию только между проприоцепцией и зрением. Активация в правой латеральной префронтальной коре теперь была более вентральной, чем в исследованиях 1 или 2 (BA 44/45). Прямое сравнение исследований 1 и 3 (оба которых манипулировали зрительной обратной связью от левой руки) подтвердило, что вентральная правая латеральная префронтальная область в первую очередь активируется расхождениями между сигналами от сенсорных систем, в то время как более дорсальная область в правой латеральной префронтальной коре активируется. когда действия должны поддерживаться перед лицом конфликта между намерением и сенсорным результатом.
Похожие статьи
Функциональная связность во время мониторинга зрительно-моторной неконгруэнтности.
Охаси Ю., Котияма Т., Цунеёси К., Огигаси Ю., Мураи Т., Уэда К. Охаси Ю. и др. Нейроотчет. 2018 1 августа; 29 (11): 917-923. doi: 10.1097/WNR.0000000000001053. Нейроотчет. 2018. PMID: 29787449
Подготовка и выполнение движений: дифференциальные паттерны функциональной активации после черепно-мозговой травмы.
Gooijers J, Beets IA, Albouy G, Beeckmans K, Michiels K, Sunaert S, Swinnen SP. Gooijers J, et al. Мозг. 2016 сен; 139 (часть 9): 2469-85. doi: 10.1093/мозг/aww177. Epub 2016 19 июля. Мозг. 2016. PMID: 27435093
Влияние непредсказуемой визуальной обратной связи на активацию вторичной соматосенсорной коры во время выполнения движения.
Васака Т., Какиги Р. Васака Т. и др. БМС Нейроски. 2012 5 ноября; 13:138. дои: 10.1186/1471-2202-13-138. БМС Нейроски. 2012. PMID: 23126264 Бесплатная статья ЧВК.
Функциональная анатомия психических представлений о движениях верхних конечностей у здоровых людей.
Stephan KM, Fink GR, Passingham RE, Silbersweig D, Ceballos-Baumann AO, Frith CD, Frackowiak RS. Стефан К.М. и др. J Нейрофизиол. 1995 г., январь; 73 (1): 373–86. doi: 10.1152/jn.1995.73.1.373. J Нейрофизиол. 1995. PMID: 7714579
Обзор различий между базальными ганглиями и мозжечковым контролем движений, выявленным в исследованиях функциональной визуализации.
Юптнер М., Вейллер К. Юптнер М. и соавт. Мозг. 1998 авг.; 121 (часть 8): 1437-49. дои: 10.1093/мозг/121.8.1437. Мозг. 1998. PMID: 9712006 Обзор.
Посмотреть все похожие статьи
Цитируется
Лечение NT3 изменяет вызванные повреждением спинного мозга изменения объема серого вещества коры макак-резусов.
Бао С.С., Чжао С., Чен Х.В., Фэн Т., Го С.Дж., Сюй М., Рао Дж.С. Бао С.С. и др. Научный представитель 2022 г. 8 апреля; 12 (1): 5919. doi: 10.1038/s41598-022-09981-5. Научный представитель 2022. PMID: 35396344 Бесплатная статья ЧВК.
Выявление сети мозга, лежащей в основе выполнения свободно выбранных движений.
Велниарз К., Розе Э., Беранже Б., Менере А., Видайле М., Леэриси С., Пуже П., Халлетт М., Менье С., Галлеа К. Велниарз К. и соавт. Кора головного мозга. 2021 23 ноября; 32 (1): 216-230. doi: 10.1093/cercor/bhab204. Кора головного мозга. 2021. PMID: 345
Бесплатная статья ЧВК.Тела в романе Бесконечная шутка .
Чепмен А., Чепмен С., Косентино С. Чепмен А. и др. Фронт Псих. 2021 9 сент.;12:539555. doi: 10.3389/fpsyg.2021.539555. Электронная коллекция 2021. Фронт Псих. 2021. PMID: 34566734 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Зеркальная визуальная обратная связь вызывает возбудимость M1 путем отключения функциональных связей процессов восприятия, моторики и внимания во время асинхронного бимануального движения: магнитоэнцефалографическое исследование.
Линь С.Х., Ченг Ч., Ву С.И., Лю К.Т., Чен С.Л., Се Ю.В. Лин С.Х. и др. наук о мозге. 2021 авг 20;11(8):1092. doi: 10.3390/brainsci11081092. наук о мозге. 2021. PMID: 34439711 Бесплатная статья ЧВК.
Нейропсихология эмоций и регуляция эмоций: роль латеральности и иерархии.
Тернбулл, Огайо, Салас, CE. Тернбулл О.Г. и др. наук о мозге. 2021 17 августа; 11 (8): 1075. doi: 10.3390/brainsci11081075. наук о мозге. 2021. PMID: 34439696 Бесплатная статья ЧВК. Обзор.
Просмотреть все статьи «Цитируется по»
Типы публикаций
термины MeSH
Грантовая поддержка
- Wellcome Trust/Великобритания
Нейробиология сознательного намерения
Джон Дж. Медина, доктор философии
Psychiatric Times , Psychiatric Times Vol 28 No 1, Volume 28, Issue 1 коры означает только то, что будущие эксперименты будет сложнее интерпретировать.
Возможно, основным компонентом поведенческого репертуара любого врача является способность понимать сознательные мотивы и намерения своих клиентов. В данной статье рассматривается работа сознательных мотиваций на нейроанатомическом уровне.
Я редко обращаюсь к понятию сознания — не говоря уже о мотивах — в этой колонке по очень веской причине. Никто на самом деле не знает, что они собой представляют и даже существуют ли «они». Литература сбивает с толку, но это не мешает исследователям размышлять о возможных нейроанатомических и биохимических субстратах, лежащих в основе феномена. Без широкого консенсуса в отношении того, что изучается, не может быть нейронов, не говоря уже о молекулах, для активного экспериментального рассмотрения. Спустя все эти годы исследователям так и не удалось выделить область мозга, предназначенную исключительно для переживания сознания. Может и не быть.
Учитывая важность этих вопросов для специалистов в области психического здоровья, я время от времени возвращаюсь к концепции мотивации, но только тогда, когда данные представлены консервативно, с трезвыми, скромными выводами. Описанные здесь результаты получены в результате экспериментов, в которых пытались определить, как мы добровольно выбираем выполнение двигательной задачи (планирование действия). Эта работа требует обзора исходной информации об ассоциативной коре и нейронных субстратах, лежащих в основе решения начать произвольное действие.
Ассоциативная кора
Функционально корковые области мозга и их бесчисленные взаимосвязанные цепи можно разделить на 3 модуля. Они состоят из переднего, заднего и среднего доменов.
• Интерфейсные функциональные домены представляют собой центры обработки сенсорной информации. Мозг получает информацию от глаз, ушей и других сенсорных систем. Он отправляет ввод в различные места для дальнейшей обработки.
• Внутренние функциональные домены включают системы управления двигателем. Эти системы в основном реагируют на любую команду, которую им дает сенсорная кора (например, выполнить решение двигаться).
• Пакет промежуточного уровня включает в себя почти все, кроме функциональных доменов внешнего и внутреннего интерфейса. Эти ассоциативные коры обычно включают в себя более высокие функции обработки и являются одними из наименее изученных и самых загадочных частей мозга.
Одна такая кора, расположенная в нижней задней теменной коре, представляет собой сенсомоторную ассоциативную область, которая связывает сенсорные стимулы с моторными движениями. Он может даже участвовать в сенсорном прогнозировании, которое вычисляет последствия данного действия путем одновременной оценки входных данных как сенсорной (внешней), так и моторной (конечной) функциональных областей.
Волевые двигательные движения
Многие действия, совершаемые людьми в повседневной жизни, по-видимому, зависят от своего рода внутренней свободы воли. Эта последовательность событий (также известная как произвольное двигательное движение) дает людям ощущение контроля: мы действуем, потому что хотим действовать. Вот почему исследователи используют произвольные двигательные движения в своих исследованиях. Исследователи, интересующиеся волевым поведением, изучают нейронные движущие силы, лежащие в основе принятия решений.
Что именно означает хотеть что-то сделать? Мы действительно не знаем. События, инициирующие движение, происходят в довольно простой последовательности (хотя это зависит от источника сигнала). Например, центральная область обработки с указаниями на произвольные двигательные движения проходит через конечную промежуточную область перед выполнением действия. Эта область является первичной моторной корой.
Исследования на лабораторных животных показывают, что эта кора определяет курс действий, который зависит от источника сигналов, которые она получает перед выполнением этого действия. Один источник берет свое начало в премоторной коре. Сигналы в этой области инициируют движения в ответ на определенный внешний триггер, такой как визуальный сигнал.
Второй источник возникает в преддополнительной двигательной области, которая стимулируется, когда лабораторные животные совершают те же самые движения, упомянутые выше, но они не возникают в результате реакции на внешний источник. Вместо этого движение возникает спонтанно; мысль внутренне порождается посредством преднамеренных действий. Наблюдается быстрый рост электрических сигналов, которые накапливаются непосредственно перед тем, как мозг выполняет эти действия. Это привело к представлению о том, что преддополнительная моторная зона таит в себе своего рода потенциал готовности, полезную функцию в создании движения (9).0189 Рисунок ).
С точки зрения человеческого поведения, сложному человеческому мозгу предстоит решить гораздо больше исследовательских задач, чем могут решить стандартные исследования на лабораторных животных. Один потенциальный источник помех носит концептуальный характер. В исследованиях такого типа ученые часто говорят испытуемым выбирать (или не выбирать) из множества вариантов. Это добровольно? Едва. Это все равно, что сказать: «Хорошо, теперь пришло время проявить какое-то произвольное волевое поведение» или как бегуны на гонке, которые реагируют на стартовый пистолет. Исчезают ли в этих опытах с людьми волевые действия? Эти субъекты просто реагируют на команды реагировать, не реагировать или реагировать так, как они хотят? Чтобы проверить волю, исследователи не должны контролировать ввод. Тем не менее экспериментатор должен, почти по определению.
Повторное посещение Уайлдера Пенфилда
Еще одна сложность связана с инженерией. Как сознательное намерение двигать рукой связано с реальным движением руки? Это может быть частично решено с помощью картирования электрической стимуляции, при котором хирурги создают карту мозга на пациентах в сознании, чтобы понять, каких тканей следует избегать во время определенных манипуляций (например, резекции). В мозгу нет болевых нейронов. Пациента, иммобилизованного в стереотаксической раме, можно сознательно опрашивать во время операции. Хирург подает слабый электрический ток на открытую ткань, говорит с пациентом о том, что он или она испытывает, и составляет карту, которая определяет, каких областей следует избегать во время разрезания. Легендарный канадский врач Уайлдер Пенфилд, работая в основном с пациентами с эпилепсией, впервые применил эти техники. 1
Этот метод оказался очень полезным для понимания волевых компонентов двигательных движений. Почти 2 десятилетия назад было обнаружено, что если стимулировать определенную область предсупплементальной области человека, пациент будет испытывать сознательное желание двигаться. 2 Это решает проблему стартового пистолета бегуна, упомянутую ранее. Внешний электрический стимулятор подает определенное количество электричества — и внезапно возникает желание что-то сделать!
Какими бы важными и хорошо охарактеризованными ни были эти данные, они вряд ли объясняют, что заставляет преддобавочную область генерировать сигнал у субъектов, не подвергшихся хирургическому вмешательству. Некоторые результаты исследований отвечают на этот вопрос и привели к некоторым интригующим результатам. 3,4
При стимуляции нижнезадней теменной коры у пациента возникали позывы к движению определенных частей тела. Стимуляция одной области вызывала у пациентов желание двигать руками. Другая область, губы. Другая область, грудь. Это похоже на то, что наблюдается в лобных долях, за исключением того, что вы находитесь далеко от лобных долей. Напомним, что это ассоциативная область коры (при этом сенсомоторная ассоциативная область), совершенно отличная от всего, что наблюдается в хорошо охарактеризованных общих моторных областях лобных долей. Было ли это просто дистанционной стимуляцией?
Этот результат показал, что ответ будет отрицательным. Импульсы теменной коры качественно отличались от импульсов, получаемых при стимуляции участков предополнительной коры. Хорошо известно, что при слабом токе предополнительной коры возникает побуждение к действию. Однако, если та же самая область стимулируется сильным током, происходит фактическое движение. Это не то, что произошло в теменной коре. Побуждение стимулировалось при низкой интенсивности, но движение никогда не возникало при более высокой. Вместо этого испытуемые чувствовали, что они уже выполнили какое-то движение.
Это важно. Желание двигаться не было результатом тонких моторных сокращений, которые могли быть вызваны моторными областями (альтернативная идея, которая была выдвинута в качестве рационального объяснения результатов предыдущих экспериментов). Теменная стимуляция никогда не вызывает мышечной активности, независимо от интенсивности. Стимуляция премоторной коры сама по себе вызывает у субъектов движения крупных конечностей, но никогда не вызывает желания двигать конечностями. Обычно они не осознают, что при стимуляции этих областей произошло движение.
Эти результаты предполагают наличие 2 специфических аспектов сознательного намерения (как бы его ни определяли). Одной из них может быть сознательная корреляция подготовительных двигательных команд в предополнительной области коры, что отчетливо наблюдается в лабораторных исследованиях на животных. Другой может включать сенсорное предсказание последствий этих команд в области ассоциативной коры. Часть сознательного намерения, по-видимому, представляет собой особый класс переживаний, хранящихся в теменной доле.
Выводы
Похоже, что теменная доля вносит вклад в сознательное переживание намерения, по крайней мере, в отношении моторного движения. Эти результаты цементируют еще 1 кирпичик в великом строительном проекте, который стремится определить намерение. Но они почти не намекают на общую застройку.
Толкнув границы нашего понимания в темный мир ассоциативной коры, вы лишь усложните интерпретацию будущих экспериментов. Картирование электрической стимуляции, каким бы хорошим оно ни было, обязательно является тупым инструментом, который одновременно стимулирует тысячи нейронов. Не изолированные модули, эти регионы соединяются друг с другом сложными, малопонятными способами. То, что регионы вызывают различное поведение, является важным открытием, но не определяющим.
Чем лобная и моторная стороны волевого опыта отличаются от теменной, сенсорной? Какие факторы стимулируют теменные доли в первую очередь? А дистанционные эффекты?
На подобные вопросы еще предстоит ответить, и это лишь некоторые из многих вопросов, с которыми столкнутся исследователи, пытаясь определить преднамеренный и сознательный опыт.
Каталожные номера:
Каталожные номера
1.
Penfield W, Erickson TC. Эпилепсия и церебральная локализация: изучение механизма, лечение и профилактика эпилептических припадков (обзор).
South Med J.
1942;35:222.
2.
Фрид И., Кац А., Маккарти Г. и др. Функциональная организация дополнительной моторной коры человека исследована с помощью электрической стимуляции.
J Neurosci.
1991;11:3656-3666.
3.
Хаггард П. Человеческая воля: к нейробиологии воли.
Nat Rev Neurosci.
2008;9:934-946.
4.
Кастерс Р., Аартс Х. Бессознательная воля: как преследование целей действует вне сознательного понимания.
Наука.
2010;329:47-50.
Наука намерения | UPLIFT
Идеи установки намерений, ежедневных утверждений, закона притяжения и проявления, или, говоря языком йогической традиции, «Санкальпа», ведут к той же идее, что если мы ясно понимаем, чего мы действительно хотим в своей жизни, и находить время на регулярной основе, чтобы сформулировать это . .. мы можем «по волшебству» это внутри.
Для многих эти идеи слишком уходят корнями в сферу эзотерических традиций. Следовательно, они отвергают их, даже не успев подумать о том, чтобы попробовать их. Однако на самом деле это вовсе не волшебство. Современные открытия в растущей области нейропластичности описывают нашу неврологическую способность изменять наши убеждения, поведение и привычки.
Объединив эти научные исследования с тем, как эффективно установить намерение, я пытаюсь начать поверхностно исследовать, почему практика санкальпы является таким эффективным инструментом трансформации, и где эти изменения можно визуально проследить в мозгу. , так и тело.
Намерение Санкальпы
По счастливой случайности я впервые начал практиковать Санкальпу примерно в то же время, когда столкнулся с концепцией нейропластичности: опыт.
Многие из нас считают настройку намерения эзотерической, но за ней стоит наука. Изображение: Michael Heuss
Это объяснение исходит от профессора психологии и психиатрии Ричарда Дэвидсона, пионера в этой области. Понимание нейропластичности на самом деле дало мне толчок к тому, чтобы начать и продолжать практиковать санкальпу, поскольку оба сказали мне, что устойчивые изменения действительно возможны.
Это особенно верно в отношении последних работ и исследований Дэвидсона, основателя Центра здорового разума . Здесь исследовательская группа ищет способы использовать потенциал нейропластичности, чтобы вызвать положительные изменения.
Как указано на веб-сайте Центра:
Мы учимся формировать наш мозг более адаптивными и полезными способами, культивируя здоровые привычки ума… Когда ваш мозг попадает в сложную ситуацию, с которой он раньше не сталкивался, он может реорганизоваться и реструктурировать, чтобы реагировать на эту ситуацию. Чем чаще ваш мозг сталкивается с этой новой задачей — например, с обучением игре на музыкальном инструменте — тем больше он реорганизуется и делает этот путь более устоявшимся… Наш мозг постоянно изменяется, вольно или невольно — в большинстве случаев невольно… Мы Мы повышаем возможность намеренно тренировать наш мозг для улучшения самочувствия.
Новые задачи, такие как изучение инструмента, создают новые нейронные связи. Изображение: Даниэль Виртц
На последнем курсе бакалавриата, вооружившись недавно полученными знаниями о нейропластичности и записью йога-нидры, я решил взять на себя непреодолимую тревогу, которая угрожала мне провалить диплом. Всегда будучи застенчивым ребенком, я полагал, что растущая тревога, которую я испытываю в любой потенциально стрессовой ситуации, — это то, как я устроен. Однако мудрость нейропластичности подсказывала мне, что у меня достаточно мозгов, чтобы перепрограммировать себя — для этого потребуется взять на себя мыслительный процесс, поэтому я обратил свое внимание на свой разум и истории о страхе и неудачах, которые я рассказывал себе.
В то время как нейропластичность является неврологической и, следовательно, начинается с мозга как органа, практика санкальпы является психологической и относится к нашему сложному и неосязаемому уму.
Что такое Санкальпа?
Санскритский термин традиционно переводится как наши существующие, мотивирующие, подсознательные «желания». В психоаналитических терминах Фрейда это наше стремление. Желание, которое мотивирует нас, находится глубоко в бессознательных сферах нашего разума.
Природа этого влечения, усиливающего или разрушительного, рождается из нашего прошлого опыта, но стремится к постоянному удовлетворению в настоящем, определяя таким образом наши будущие действия.
В современной йоге понятие санкальпы превратилось в практику, посредством которой мы сознательно устанавливаем намерение. Он принимает форму простого положительного высказывания в настоящем времени. Создавая практику, основанную на этом намерении или «решимости» — если использовать современный перевод санкальпы, — цель состоит в том, чтобы выбрать, а затем изменить то, что является нашим движущим желанием.
Цель практики санкальпы – выбрать, а затем изменить то, что является нашим движущим желанием. Изображение: Азиз Ачарки
В самом простом выражении моя тревога была вызвана страхом, поэтому мне нужно было найти противоядие. Я остановился на фразе «Я уверен». По делу и позитивно. Однако, просто бормоча: «Я уверен. Я уверен. Я уверен…» про себя в зеркале не совсем уместно. Эффективное намерение нужно по-настоящему почувствовать, чтобы по-настоящему в него поверить.
Вот почему утверждение санкальпы часто практикуется во время медитации, как часть визуализации, или, в моем случае, в практике йога-нидры — йогического сна, когда утверждение может быть отброшено в подсознание. По сути, это возможность, которая создает пространство, в котором мы можем позволить себе действительно почувствовать, что изменение уже существует внутри нас.
Практика санкальпы как нейропластическая тренировка
Существует отчетливая корреляция между основой нейропластичности как средства тренировки нашего мозга и практикой санкальпы, основанной на идее, что мы можем активно выбирать и изменять наши мотивирующие побуждения и желания.
Но есть еще один важный элемент, в котором они оба согласны: связь между разумом и телом. Нейропластические исследования свидетельствуют об этих психофизических отношениях. В одном из выступлений Дэвидсона с метким названием «Измени свой разум, измени свой мозг: нейропластичность и личная трансформация» он использует фразу «воплощенный разум», чтобы выразить идею о том, что наш разум и мозг не просто поддерживаются бестелесной архитектурой, а скорее существует двунаправленная связь между мозгом и телом, которая обеспечивает механизм, с помощью которого наш разум может влиять на наше тело способами, которые могут иметь последствия для здоровья.
Доклад Ричарда Дэвидсона о нейропластичности и личной трансформации.
Вот почему успешная практика санкальпы требует, чтобы мы действительно верили в наше утверждение «Я есть…» в настоящем времени настолько, чтобы оно ощущалось телом. Вы физически знаете, каково это в этот момент иметь этот актив в своей жизни. Это явление, пожалуй, самая неотъемлемая, если не самая сложная часть практики санкальпы. Однако, как утверждает Дэвидсон, оно двунаправлено, поэтому, если у разума возникают проблемы с верой, начните с тела.
«Притворяйся, пока не станешь»
Стань этимЭти слова являются синонимами вирусного выступления социального психолога Эми Кадди на TED Talk 2012 года «Ваш язык тела формирует то, кто вы есть». Это, пожалуй, одно из самых известных объяснений того, как подключиться к воплощенному разуму. Исследование Кадди было мотивировано предположением, что когда вы притворяетесь сильным, вы, скорее всего, действительно почувствуете себя сильным. Мы знаем, что наш разум меняет наше тело, но правда ли, что наши тела меняют наш разум?
На самом деле, если вы играете роль, особенно с помощью языка тела, «сильного» или успешного человека, вы можете фактически влиять на физиологические процессы тела, чтобы соответствовать этому. Похоже, что другим естественным последствием этого будет создание нового образа мыслей или нейропластических изменений.
Прелесть исследований Кадди в том, что они в первую очередь уделяют внимание телу, поэтому, даже если вы не можете найти это состояние убеждения в своем уме, вы можете протянуть ему руку помощи, сыграв роль в своем теле и поведении.
«Позы силы» заставляют нас чувствовать себя более уверенно, несмотря на то, что говорит нам наш разум. Изображение: Michał Parzuchowski
Я, конечно же, использовал этот трюк, когда расправил плечи и целеустремленно пошел в экзаменационный зал, хотя у меня было непреодолимое желание бежать. Однако со временем, с упорной практикой, чтобы чувствовать себя уверенно, желание бежать стало тише, а целеустремленный подход к ситуации стал более естественным. Так было до тех пор, пока я не научился представлять, какой будет моя жизнь.0117 чувствую как если бы я был свободен от беспокойства во время практики санкальпы, что я начал ощущать настоящий вкус уверенности в своей повседневной жизни.