Интенция | Мир Психологии
Интенция
Интенция (от лат. intentio — намерение, стремление) — имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия Интенция восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие интенция было вновь введено в философию нем. философом и психологом Ф. Брентано, в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. Психология акта). Понятие интенция также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие Интенция играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.
Понятие И. было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах Вюрцбургской школы интенция выступает как основное свойство без-образного мышления, как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. «целостный подход» в психологии (гештальт-психология, целостная психология, персонализм и т.п.). (А.Б. Орлов)
Добавление ред.: Существует, по меньше мере, 2 способа употребления (и значения) терминов «Интенция» и «интенциональность».
- Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «Сознание о…» (Bewubtsen von…), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия.
- Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности) — это, по А.Н. Леонтьеву, выяснение цели действия (vs. операционный аспект — анализ способа осуществления действия). И. в таком случае — собственно намерение, целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).
Аналогичное понимание Интенция встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Интенция (от лат. intentio — стремление) — направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
Интенция (лат. intentio — стремление) — направленность сознания, мышления на какой-нибудь объект.
Интенция парадоксальная (греч. paradoxos — невероятный, странный) — см. Франкля метод парадоксальной интенции.
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
Интенция (от intention – стремление, намерение)
— направленность движения или психической активности человека на достижение определенной цели.Оксфордский толковый словарь по психологии
Интенция
- Вообще – любое желание, план, цель, задача или убеждение, которые ориентируют на некоторую цель, некоторое конечное состояние. Чаще всего употребляется с коннотацией, что такое стремление осознано, хотя этот термин иногда и вкрадывается в психоаналитические работы оез необходимости.
- Как представляется школой психологии акта, существенной чертой всех осознаваемых процессов является то, что в них имеется направленность вовне, на объекты. См. здесь интенциональность.
предметная область термина
ИНТЕНЦИЯ ПАРАДОКСАЛЬНАЯ — психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927г. в рамках его логотерапии и анализа экзистенциального. Состоит в том, что клиент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или непосредственно перед ее наступлением хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях), или же самому осуществить (при неврозах навязчивости) то, чего он опасается. Это иллюстрируется на примере студента, у которого перед экзаменами начиналась дрожь и который больше всего страдал от ожидания этой дрожи и от опасений, что это все заметят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя интенцию парадоксальную — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли «чемпионом по дрожанию».
Другой его пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз ссориться так долго, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция реализуется, и тогда ситуация или действие, коих клиент опасается, перестанет быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишится самого болезненного признака; либо сама попытка клиента реализовать интенцию переключит его внимание с непроизвольных эмоциональных переживаний на их воспроизведение произвольное, что разрушит их естественное течение и приведет к их ослаблению.
В качестве механизмов действия этого приема усматривается процесс самоотстранения, позволяющий клиенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. В качестве модели такого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении только к его достижению. Этот прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, терапия имплозивная, тревожность индуцированная. Для большего эффекта интенцию парадоксальную можно сформулировать в юмористической форме.
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ ФРАНКЛА Метод, предложенный Франклом (Frankl V.Е.), автором логотерапии, в 1929г., описан им лишь в 1939г., а опубликован под этим названием в 1947г. Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению. Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. П. и. Ф. применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:
- Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия — страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например стараются не выходить из дома.
- Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.
В отличие от фобии, собственно обсессивные состояния характеризуются не бегством, а борьбой — борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и фобии, и обсессивные состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается не только первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома), но и вторичными (закреплением страха ожидания). Необходимо разорвать эти круговые механизмы. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения больного. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной с обсессией боится и того, что может совершить сам.
В данных случаях следует обратиться к столь характерной для человека способности к самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. Юмор — важное свойство человеческой личности; он дает возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и тем самым обрести над собой полный контроль. Мобилизация этой способности человека к дистанцированию и достигается с помощью метода П. и. Ф.
П. и. Ф. построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или чтобы он сам осуществил то (при обсессии), чего он так опасается. При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме. Очевидно сходство П. и. Ф. с вошедшими позже в обиход методами поведенческой психотерапии. Однако, хотя в обоих случаях используется понятие подкрепления, не следует забывать о различиях, что иллюстрируется, например, сравнением с техникой «жетонов», где позитивно подкрепляется желаемое, правильное поведение. 9-летний мальчик регулярно, каждую ночь, мочился в постель. Родители и били сына, и стыдили его, и уговаривали, и игнорировали — все было безуспешно, становилось только хуже.
Человек, к которому они обратились за советом, сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит по 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить его в кино и пригласить «на чашку шоколада» — настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту следующей встречи пациент заработал всего 10 центов. Он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег, однако, к сожалению, ничего не получалось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него все «было в порядке». Логотерапия предвосхитила многое, что позднее поведенческой психотерапией было поставлено на солидную экспериментальную основу. Так, исследуя эффективность П. и. Ф., поведенческие психотерапевты подбирали пары больных неврозом навязчивых состояний с одинаково выраженными симптомами и одного из них лечили методом П. и. Ф., а другого оставляли без лечения в качестве контрольного пациента. Было установлено, что в течение нескольких недель симптомы исчезали только у больных, подвергшихся лечению, при этом ни в одном случае не возникли новые симптомы вместо прежних.П. и. Ф. помогает даже в тяжелых и хронических случаях, причем и тогда, когда лечение длится недолго. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые страх представляет как опасные. Если больной будет сам искать эти ситуации, научится действовать «мимо» страха, то последний постепенно исчезнет, как бы «атрофируется» от бездействия.
ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ (греч. рaradоxоs — странный и лат. intentiо — стремление. Автор. В.Франкл (1927 г.)).
Категория. Прием психотерапии, разработанный в рамках логотерапии и экзистенциального анализа.
Специфика. Заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней — хотя бы на несколько минут — захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя «парадоксальную интенцию» — задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли «чемпионом по дрожанию». Другой его пример — супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение, что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов, а в качестве модели этого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении достигать только его. Для большего эффекта «парадоксальная интенция» может быть сформулирована в юмористической форме.
Контекст. Данный прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как «возбуждение тревоги», «имплозивная терапия», «индуцированная тревожность».
Литература. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
что это такое, примеры, отличия от «желания»
Что такое интенция?
Интенция – это направленность сознания или мышления человека на определённый объект. То есть, это понятие подразумевает, что мыслительные процессы направлены на достижение определённой цели, и у человека присутствует намерение получить конкретный результат. Интенция может проявляться в стремлениях, намерениях, желаниях, «душевных порывах», замыслах и иных формах. При этом объект, на который она направлена, может быть как реальным, так и вымышленным.
Термин «интенция» образован от латинского слова intentio – намерение, стремление. Первыми его начали использовать средневековые схоласты. В современную философию его ввёл австрийский философ Франц Бертрано в 19 веке. А в психологию данное понятие ввели представители Вюрцбургской школы в начале 20 века.
Интенция может быть как осознанной, так и неосознанной. То есть, человек может последовательно продвигаться к достижению определённой цели, не задумываясь о рациональности и целесообразности предпринимаемых им действий.
Примеры интенции
Принято выделять 2 основные формы, в которых реализуется интенция, и на их основе рассмотрим простым примеры:
- Интенция как направленность на объект. В её основе лежат чувства, связанные с этим объектом (желание обладать чем-либо или кем-либо, желание побывать в определённой стране или увидеть редкое животное). Максимально простой пример — намерение купить квартиру, которое проявляется в чёткой направленности на реализацию данного замысла и стремление прилагать к этому все усилия.
- Интенция как направленность на цель. Здесь подразумевается стремление совершить некоторое действие (желание прыгнуть с парашютом), создать нечто важное и полезное, добиться чего-либо. Простой пример — намерение стать олимпийским чемпионом в каком-либо виде спорта, что проявляется в постоянных тренировках, правильном питании.
На самом деле, чёткого разделения между этими 2-мя формами не существует. К примеру, стремление построить дом можно рассматривать как интенцию, направленную на достижение цели (строительство дома, обретение жилья) или на объект (дом). В качестве нематериального примера можно привести знаменитую теорему Ферма, не дававшую покоя математикам на протяжении более 3 столетий. Её доказательство можно рассматривать и как объект, и как цель интенции.
У поисковых систем есть такое понятие как «интент пользователя». По сути, это интенция человека, который вводит поисковый запрос. Возможно, он хочет посмотреть видео или почитать статью, а может, планирует совершить покупку. И качество работы поисковых систем зависит от их способности правильно определять интент пользователя.
Отличие интенции от желания
Чтобы правильно понимать, что такое интенция, важно научиться отличать её от желания. Желание – это влечение человека к чему-либо, основанное на простых инстинктах, стремлении к удовольствию или удовлетворению. Интенция – это стремление, имеющее под собой некий замысел, намерение, стратегию действий. К примеру, если человек хочет иметь собственное жильё – это желание. Но когда вокруг этого желания выстраивается план (накопить нужную сумму, купить участок и построить дом с определёнными характеристиками), оно превращается в интенцию.
Таким образом у интенции есть два основных отличия от желания:
- Она представляет собой некий план действий (не просто желание получить что-то, а намерение получить это определённым способом).
- Она более конкретна (не просто удовлетворение потребности, а удовлетворение её в определённой форме).
К примеру, «Хочу машину» – это простое желание. А вот «Куплю подержанный автомобиль, научусь ездить, потом куплю конкретную модель» – это уже интенция. Человек понимает, к чему стремится, планирует свои действия и конкретизирует конечную цель. Аналогично фраза «Хочу жильё» – это желание, а рассуждение «Накоплю денег, куплю участок в деревне и построю дом с бассейном и библиотекой» – это уже конкретная и целенаправленная интенция.
Интенция с точки зрения психологии
Психологи определяют интенцию как направленность сознания на некий предмет (реально существующий или вымышленный) или как намерение, стоящее за реальными действиями. С точки зрения психологии, интенция есть у каждого поступка, решения или высказывания. К примеру, когда человек шутит, его цель может заключаться в том, чтобы разрядить обстановку, донести мнение, произвести впечатление, сблизиться или, наоборот, обозначить границы и увеличить дистанцию.
Интересный психологический феномен заключается в том, что человек далеко не всегда сам осознаёт и правильно понимает интенцию своих действий или высказываний.
Понятие интенции было введено в психологию в начале 20 века представителями Вюрцбургской школы. Они рассматривали её как сверхчувственное содержание мышления, обусловленное как осознанными, так и неосознанными установками. Эти установки полностью определяют поведение личности. При этом человек, не осознавая реальных причин, обычно находит другие объяснения своим действиям и решениям.
Парадоксальная интенция
В современной психотерапии существует такой подход как парадоксальная интенция. Он используется для борьбы со страхами и тревогами, связанными с неудачным опытом. Идеи, положенные в его основу, предложил австрийский психолог Альфред Адлер (1870-1937), а дальнейшим развитием метод парадоксальной психотерапии обязан его соотечественнику Виктору Франклу (1905-1997).
Суть метода заключается в том, чтобы выступать навстречу своим страхам и переживаниям, формулируя парадоксальные цели. К примеру, человек, который боится выступать перед большой аудиторией, обычно начинает потеть, у него дрожит голос и кружится голова. Чтобы справиться с этим, он должен представить, что именно в этом и заключается его цель – вспотеть, ощутить головокружение и заговорить сильно дрожащим голосом (юмористические идеи приветствуются).
Далее можно попробовать сделать это в обычной обстановке, в которой нет причин волноваться. И если заставить голос дрожать ещё как-то можно, то вспотеть или ощутить головокружение просто так не получается. Для этого нужно выйти на сцену и выступить перед большим количеством людей. Собственно, в этом и заключается суть метода. Теперь человеку нужно выйти на сцену, чтобы добиться конкретной цели. Но во время выступления выясняется, что переживания стали гораздо слабее, и никакой потливости, дрожи и головокружения больше нет.
Коммуникативная интенция
Коммуникативная интенция – это результат, на который рассчитывает человек, произнося определённую фразу. Одна и та же коммуникативная интенция может быть выражена разными словами. К примеру, фразы «Хочу тебя увидеть» и «Давай встретимся» выражают одну и ту же интенцию (хоть и с разной степенью однозначности). Умение понимать собственную интенцию и формулировать фразы, учитывая её, позволяет человеку гораздо лучше доносить свои мысли до окружающих.
Иногда высказывания содержат скрытую интенцию, которую человек не готов сформулировать прямо. К примеру, находясь в помещении с другими людьми, он может предложить открыть окно, чтобы впустить немного свежего воздуха. Однако не все и не всегда решаются на прямую просьбу. Поэтому иногда люди просто говорят что-то вроде «Как же здесь душно!», надеясь, что другие согласятся с этим и сами предложат открыть окно.
Таким образом, коммуникативная интенция – это некое воздействие, которое пытается осуществить говорящий человек на собеседника. Результат общения во многом зависит от того, насколько подходящие он подобрал слова, а также от того, насколько правильно была понята его интенция. Поэтому при формулировании своих высказываний желательно не только осознавать собственную интенцию, но и хорошо понимать особенности восприятия собеседника.
Интенция это в психологии
Что такое интенция? Как этот термин связан с психологией? Какие интенции применяются в психотерапии?«Интенция» — общенаучный термин, который в широком смысле означает намерение, направленность сознания на цель, стремление к ней. В зависимости от области знаний, где используется понятие, оно может приобретать дополнительные оттенки значения, входить в различные словосочетания.
Например, в лингвистике и некоторых других гуманитарных науках коммуникативная интенция, если упрощать, означает назначение высказывания, то, что побуждает человека вступить в коммуникацию. Выделяются интенции обещания, запрета, благодарности, поддержки…
youtube.com/embed/xzyp12OOqcs?rel=0″ allowfullscreen=»»>В теории
В психологии термин тоже применяется достаточно широко. Часто с ним сталкиваются те, кто изучает практические приемы из арсенала психотерапевта. Например, консультанты применяют метод парадоксальной интенции. Более того, сами того не подозревая, многие из нас пользуются этим приемом в повседневной жизни.
Существует в психотерапии и другое понятие, связанное с интенциями, — «диалогическая интенция». Это уже не практический метод борьбы с фобиями и неврозами, а подход к проведению сеанса, вернее, один из аспектов подхода. Он связывается с именем отечественного специалиста Андрея Феликсовича Копьева.Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Как стать гармоничной личностью?
Под диалогической интенцией подразумевается готовность вступить в диалог на сеансе. Нужно учитывать, что эта готовность всегда сопряжена с внутренней борьбой, которая неизбежно сопровождает любой откровенный рассказ о личном. По степени выраженности диалогической интенции клиентов можно разделить на два типа.
- Открытые клиенты сопротивляются своим внутренним импульсам, не дающим им свободно вести диалог с терапевтом.
- Закрытые клиенты, несмотря на сам факт обращения за психологической помощью, такую борьбу не ведут (или она выражена очень слабо).
В зависимости от типа клиента (или его состояния на момент сеанса) терапевт должен выбирать различные стратегии поведения. Например, молчание, отсутствие значимых реакций может стать для клиента стимулом к самораскрытию.
На практике: борьба наоборот
Что такое парадоксальная интенция и кто ее придумал? Автор этой методики — Виктор Франкл, австрийский психолог, психиатр и невролог. Биография этого человека удивительна и заслуживает хотя бы краткого пересказа.
Взгляды Франкла первоначально формировались под влиянием идей Зигмунда Фрейда и Альфреда Адлера, однако впоследствии он стал по многим вопросам расходиться со своими учителями. Научный интерес Франкла сосредоточился в сфере депрессивных состояний и самоубийств. И, как оказалось, изучал он эту тему вовсе не зря.Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Что такое гипноз?
Он достиг огромных успехов в борьбе с самоубийствами среди пациентов одной из венских больниц, возглавляя в клинике соответствующий отдел. Во время Второй мировой войны Франкл был узником концлагеря, где помогал заключенным психологически справиться с тяжестью их общего горя.
В лагере психиатру тоже удалось сохранить жизнь многим людям, отговорив их от суицида. Франкл прожил до глубокой старости, написал около трех десятков книг, получивших мировое признание, разработал свой вид психотерапии (в рамках которого и была предложена парадоксальная интенция), побывал во многих странах с лекциями и семинарами.
Метод парадоксальной интенции Франкла состоит в том, что пациент сознательно пытается оказаться в проблемной для себя ситуации, не избегает ее, а наоборот, пытается прочувствовать как можно полнее, доводя происходящее до абсурда.Метод направлен на то, чтобы разорвать порочный круг. Если какая-то ситуация доставляет человеку неудобство, он будет максимально сосредоточен на том, чтобы ее избежать, однако попытки уклониться от неприятных симптомов лишь их усугубляют.
Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡
Рекомендуем: Методы телесно-ориентированной терапии
Так, боящийся выступать перед публикой, пытаясь не волноваться, волнуется еще больше, человек, заливающийся краской при малейшей неловкой ситуации, стараясь не краснеть, краснеет только сильнее. Лучше всего объясняют этот способ примеры, которые ученый приводит в одной из своих книг.
У пациентки клиники серьезные проблемы со сном. Перед отбоем она просит у врача снотворное, без которого уже долгое время не может уснуть. Врач отвечает, что, к сожалению, как раз сейчас лекарство закончилось и до утра не будет никакой возможности его достать. В ответ на ужас и возмущение пациентки врач предлагает ей попробовать продержаться без сна всю ночь.
Вот она, парадоксальная интенция! Вместо того чтобы держать у себя в голове мысль «Я должна спать», женщина будет твердить обратное: «Я должна НЕ спать». И конечно же, заснет. Так оно и получилось: утром медсестра обнаружила, что пациентка крепко спит без всякого снотворного.Рекомендуем: Тремор — что это такое?
Или другой пример. Молодой человек очень хочет устроиться на работу. Ему назначают собеседование. Он знает, что будет очень волноваться, а всякий раз, когда он волнуется, у него дергаются ноги.
Перед встречей с работодателями он дает себе установку: именно сегодня судороги ног будут заметны как никогда, он максимально напряжет мышцы и добьется рекордного эффекта. Что же происходит? Правильно, во время разговора ноги его совершенно спокойны, он производит хорошее впечатление и получает работу. Автор: Евгения Бессонова
Если вы любите давать советы и помогать другим женщинам, пройдите бесплатное обучение коучингу у Ирины Удиловой, освойте самую востребованную профессию и начните получать от 70-150 тысяч:
Намерение | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете. или намеревался выполнить . Будет ли действие успешным или неудачным, зависит, по крайней мере, от того, был ли достигнут предполагаемый результат. Другие последствия чьей-либо деятельности называются непреднамеренный . Однако недавние исследования в области экспериментальной философии показали, что другие факторы также могут иметь значение для того, считается ли действие преднамеренным или нет. Намеренное поведение может быть и просто обдуманной и преднамеренной целенаправленностью.
Содержимое
- 1 Экспериментальное исследование
- 2 Нейробиология намерения
- 3 В философии
- 3.1 Этика
- 4 Связанные термины
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
- 7 Дальнейшее чтение
Experimental Research
В последние годы было проделано большое количество работ по концепции преднамеренного действия в экспериментальной философии. [1] Эта работа была направлена на освещение и понимание факторов, влияющих на суждения людей о том, было ли действие совершено преднамеренно. Например, исследования показали, что непреднамеренные побочные эффекты часто считаются преднамеренными, если побочный эффект считается плохим, и человек, действующий, знал, что побочный эффект возникнет, прежде чем действовать. Тем не менее, когда побочный эффект считается хорошим, люди обычно не думают, что это было сделано преднамеренно, даже если человек знал, что это произойдет, прежде чем действовать. Самый известный пример связан с председателем, который реализует новую бизнес-программу с единственной целью заработать деньги, но в конечном итоге влияет на окружающую среду в процессе. Если он реализует свой бизнес-план и в процессе помогает окружающей среде, люди обычно говорят, что он непреднамеренно помог окружающей среде; если он реализует свой бизнес-план и в процессе наносит вред окружающей среде, то люди обычно говорят, что он преднамеренно нанес вред окружающей среде. Важным моментом является то, что в обоих случаях его единственной целью было заработать деньги. [2] Хотя было предложено много объяснений того, почему возникает «побочный эффект», исследователи по этой теме еще не пришли к единому мнению.
Нейробиология намерения
В философии
GEM Анскомб сделала тему преднамеренного действия главной темой аналитической философии в своей работе 1957 года Intention . Она утверждала, что преднамеренное действие соразмерно действию, о котором можно спросить: «Почему вы это делали?» В том смысле, в каком Анскомб имела в виду ее вопрос, это был «отказ в применении» в ответе «я не знал, что делаю это», а не «без всякой причины». Поэтому Анскомб считал, что можно действовать преднамеренно без всякой причины. Она также утверждала, что преднамеренные действия подлежат «знанию без наблюдения».
Этика
В деонтологической этике намерение действия — это способ, которым максима должна быть исполнена. [ необходима цитата ]
Связанные термины
- В философии сознания интенциональность есть свойство быть «о» чем-то другом или иметь какой-то предмет определенным образом. Многие состояния ума, такие как размышление о пирамидах , характерно о вещах (в данном случае о пирамидах). Другие вещи, такие как слова и картины, также могут иметь виды интенциональности. Камни и столы, как правило, не имеют интенциональных состояний.
См. также
- Поведенческое намерение
- Программная модель убеждения-желания-намерения
- Исполнительная функция
- Свобода воли
- целей
- Внутритеменная борозда
- Преднамеренность
- Преднамеренное сообщество
- Преднамеренное обучение
- Преднамеренная стойка
- Внимательность
- Мотивация
- Парадоксальное намерение
- Запланированное поведение
- Теория запланированного поведения
Ссылки
- ↑ Адам Фельц. (2008). Эффект Ноуба: краткий обзор. Журнал разума и поведения. 28: 265-278.
- ↑ Ноуб, Дж. (2003a). Намеренное действие и побочные эффекты на обычном языке. Анализ, 63, 190-193
Дополнительная литература
- G. E. M. Anscombe, Намерение
- Дональд Дэвидсон, Очерки действий и событий
На этой странице используется лицензированный Creative Commons контент из Википедии (просмотр авторов). |
Исследование показывает, как мало мы знаем о намерениях друг друга
Краткое изложение: Исследователи сообщают, что людям нужно понимать, что человек пытается контролировать, используя определенное поведение, а не пытаться изменить само поведение.
Источник: Манчестерский университет.
Психологи из Манчестерского университета показали, как трудно нам угадать истинные намерения поведения друг друга.
Исследование, опубликованное сегодня в журнале «Внимание, восприятие и психофизика» , имеет важные последствия для государственной политики, призванной повлиять на такие области, как курение, ожирение, расстройства пищевого поведения, членовредительство, употребление алкоголя и азартные игры.
Клинический психолог доктор Уоррен Мэнселл, руководивший исследованием, говорит, что политики должны точно понимать, что человек пытается контролировать с помощью своего поведения, а не пытаться изменить само поведение.
Он сказал: «Мы думаем, что знаем, что кто-то делает, просто наблюдая за ним. Например, если мы видим, как кто-то крутит руль своей машины, мы предполагаем, что он стремится удержать свою машину в центре полосы движения.
«Но наше исследование показывает, что ошибиться невероятно легко — и это имеет важные последствия для любого, чья задача — изменить человеческое поведение.
«Например, в психологических исследованиях это исследование предполагает, что некоторое изучаемое поведение может быть не более чем побочным эффектом истинных намерений участников.
«Поэтому нам не следует сосредотачиваться на самом поведении людей. Это привело бы к многочисленным и неизбежно бесполезным вмешательствам для решения каждой проблемы».
Он добавил: «Что касается государственной политики, мы часто видим, как деньги тратятся на еще одну новую инициативу по «изменению поведения».
«Тем не менее, если такое поведение является просто побочным эффектом людей, пытающихся установить контроль, тогда этот многоаспектный подход к здоровью крайне неэффективен и не может устранить общую причину трудностей людей.
«Нужно спрашивать людей, чего они хотят от жизни и как решают свои проблемы. Курение, например, — это лишь один из многих способов, которыми человек может попытаться контролировать что-то важное для себя, например, свою социальную уверенность или эмоциональное состояние».
Команда доктора Мэнселла смогла обмануть более 350 человек, заставив их думать, что человек, которого они видели на видео, контролирующий положение узла на резинке, делает что-то совершенно другое.
Большинству участников не удалось правильно определить намерение человека, вместо этого они сделали сложные, но несуществующие цели, такие как «отследить бой двух кенгуру», на основе действий, предпринятых для удержания узла под контролем. Изображение NeuroscienceNews.com предназначено только для иллюстративных целей.Участники исследования ошибочно полагали, что кто-то рисует картинку, разоблачающую феномен «слепоты контроля».
Большинству участников не удалось правильно определить намерение человека, вместо этого они определили сложные, но несуществующие цели, такие как «отследить бой двух кенгуру», на основе действий, предпринятых для удержания узла под контролем.
Эффект сохранялся у многих участников, даже когда их внимание было успешно направлено на узел, положение которого было под контролем.
Большая часть работы была выполнена Эндрю Уиллеттом, почетным научным сотрудником, который провел три месяца в Манчестере в качестве прикомандированного из Вассар-колледжа в Покипси.
Результаты были смоделированы на компьютере доктором Риком Маркеном из Антиохийского университета.
Д-р Мэнселл сказал: «Некоторых это может удивить, но это исследование подтверждает то, что мы обнаружили в исследованиях здоровья и благополучия людей. Более того, если слепота контроля проявляется в простом поведении в нашем исследовании, то она еще более вероятна в повседневной жизни, когда действия людей могут быть изощренными или тонкими.
См. также
«Наблюдатели со слепотой к контролю, по-видимому, не могут угадать истинное намерение чьего-либо поведения, даже если их внимание привлечено к нему.
«Восприятие непреднамеренно созданного паттерна движения пера как преднамеренного является примером того, что называется «иллюзией контроля».
«Наше исследование показывает, что побочные эффекты преднамеренного поведения, создающие иллюзию контроля, могут что они ослепляют людей к истинному намерению, что приводит к слепоте контроля».
Об этой исследовательской статье по психологии
Источник: Майкл Аддельман – Манчестерский университет
Источник изображения: Изображение на сайте NeuroscienceNews.com является общественным достоянием.
Источник видео: Видео принадлежит Уоррену Мэнселлу.
Оригинальное исследование: Полностью открытый доступ к исследованию «Слепота контроля: почему люди могут делать неверные выводы о намерениях других» Эндрю Б. С. Уиллетта, Ричарда С. Маркена, Максимилиана Г. Паркера и Уоррена Мэнселла в Внимание, восприятие , и Психофизика . Опубликовано в сети 11 января 2017 г. doi:10.3758/s13414-016-1268-3
Cite This NeuroscienceNews.com Article
[cbtabs][cbtab title=»MLA»] Манчестерский университет «Исследование показывает, как мало мы знаем о намерениях друг друга». Новости нейронауки. NeuroscienceNews, 18 января 2017 г.
Имеются ограниченные данные относительно точности выводов о намерениях. Исследование, описанное в этой статье, показывает, как теория контроля восприятия (PCT) может предоставить «основную истину» для этих суждений. В серии из 3 исследований участников просили определить намерение человека в задаче отслеживания, где истинное намерение человека состояло в том, чтобы контролировать положение узла, соединяющего пару резинок. Большинству участников не удалось правильно определить намерение человека, вместо этого они вывели сложные, но несуществующие цели (например, «отследить бой двух кенгуру») на основе действий, предпринятых для удержания узла под контролем. Поэтому большинство наших участников испытали то, что мы называем «слепотой контроля». Эффект сохранялся у многих участников, даже когда их внимание было успешно направлено на узел, положение которого было под контролем. Помимо изучения феномена слепоты контроля в контексте наших исследований, мы обсуждаем его значение для психологических исследований и государственной политики.
«Слепота контроля: почему люди могут делать неверные выводы о намерениях других» Эндрю Б. С. Уиллетта, Ричарда С. Маркена, Максимилиана Г. Паркера и Уоррена Мэнселла в Внимание, восприятие и психофизика . Опубликовано в сети 11 января 2017 г. doi:10.3758/s13414-016-1268-3
Не стесняйтесь делиться этими новостями нейронауки.
Намерение как психологическая причина | Каузальное познание: междисциплинарная дискуссия
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПричинное познание: междисциплинарная дискуссияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПричинное познание: междисциплинарная дискуссияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Премак, Дэвид и Энн Джеймс Премак,
‘намерение в качестве психологической причины’
,
в Дэне Спербер, Дэвиде Премаке и Энн Джеймс Премак (ред. )
,
Причинный когнирование: многопрофильная дебаты
, симпозия Fyssen Foundation
(
,
. Oxford,
1996;
online edn,
Oxford Academic
, 22 Mar. 2012
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198524021.003.0007,
accessed 21 Oct. 2022.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПричинное познание: междисциплинарная дискуссияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicПричинное познание: междисциплинарная дискуссияКогнитивная психологияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе представлена предметно-ориентированная теория социальной компетентности человека, согласно которой люди интерпретируют самодвижущиеся объекты, преследующие цели, как имеющие намерения. Эти интенциональные объекты участвуют во взаимодействиях, которым приписывается ценность; они отвечают взаимностью, присоединяются к группам и завладевают имуществом. Теория объясняет эти взаимодействия с точки зрения следующих психических состояний: восприятия, желания и веры.
Ключевые слова: предметная теория, социальная компетенция, намерения, интенциональные объекты, восприятие, желание, убеждение
Предмет
Когнитивная психология
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Вход через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.