Интермодальные ощущения в психологии это: Интермодальное сходство как результат категоризации — Экспериментальная психология

Содержание

Все виды ощущений в психологии, какие из видов ощущений относятся к интероцептивным

Абсолютно каждый человек испытывает те или иные ощущения и чувства. Обусловлено это особенностью строения организма человека, наличием в нем специальных рецепторов и клеток, отвечающих за передачу сигналов в мозг. Но не все люди обладают каждым из существующих видов ощущений. На то есть свои причины, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями. Давайте подробно разберем эту интересную тему.

  • Классификация ощущений в психологии
  • Проприоцептивные ощущения
    • Ощущения равновесия
    • Двигательные (кинестетические)
  • Интероцептивные ощущения
  • Экстероцептивные ощущения
    • Зрительные ощущения
    • Обонятельные ощущения
    • Слуховые ощущения
    • Осязательные ощущения
    • Вкусовые ощущения
  • Интермодальные ощущения

Классификация ощущений в психологии

Самой древней классификацией ощущений является ее разделение на 5 пунктов (согласно количеству органов чувств):

  • вкус,
  • обоняние,
  • осязание,
  • слух,
  • зрение.

Английский физиолог Ч. Шеррингтон систематически их классифицировал. Первый уровень содержит 3 основных типа:

  • проприоцептивные,
  • интероцептивные,
  • экстероцептивные

Проприоцептивные отправляют сигналы о положении тела в пространстве общем и, в частности, опорно-двигательного аппарата. Интероцептивные отвечают за сигналы, передающиеся в мозг от внутренних органов, а экстероцептивные за получение внешних сигналов.

Проприоцептивные ощущения

Отвечают за передачу сигналов о положении тела в пространстве и включают следующие ощущения:

  • равновесия (статическое),
  • двигательное (кинестетическое).

Рецепторы этой группы чувствительности располагаются в мышцах и суставах (связках, сухожилиях). Их называют тельцами Паччини.

Ощущения равновесия

Характеризуют положение, которое занимает тело в пространстве. Их дает нам орган, располагающийся во внутреннем ухе. Периферические рецепторы располагаются в полукружных каналах внутреннего уха (вестибулярного аппарата), похожего на раковину улитки и называемой лабиринтом. Органы равновесия тесно взаимосвязаны с другими внутренними органами. Сильное их перевозбуждение приводит к тошноте, рвоте (так называемой морской или воздушной болезни). Благодаря регулярным тренировкам устойчивость органов равновесия сильно возрастает. Вестибулярный аппарат передает сигналы о движениях и положениях головы. При повреждениях лабиринта человек не может ни сидеть, ни стоять, ни тем более ходить.

Двигательные (кинестетические)

Это ощущения положения и движения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений находятся в сухожилиях и мышцах, в пальцах рук, губах и языке, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения.

Развитие кинестетических ощущений — одна из важнейших задач обучения. Уроки физкультуры, труда, рисования, чтения, черчения необходимо спланировать учитывая возможности и перспективы развития двигательного анализатора. Развитие движений и овладение — ключ к учебной и трудовой деятельности. При изучении иностранного языка требуется выработка речедвигательных движений, нехарактерных русскому языку.

Интероцептивные ощущения

Оказывается, в психологии это самая древняя и наиболее элементарная группа. Внутренние рецепторы воспринимают информацию и передают сигналы о состоянии органов.

К интероцептивным ощущениям относятся органические. Это разные названия, имеющие один смысл.

Как уже говорилось, органические ощущения, а точнее, внутренние рецепторы сигнализируют о работе организма, внутренних органов — желудка, пищевода, кишечника и других, в их стенках и находятся специальные рецепторы. Если человек здоров и сыт, то никаких органических ощущений он не будет испытывать. Почувствует лишь тогда, когда произойдет нарушение какого-либо органа. К примеру, человек принял не очень свежую пищу, то соответственно, может нарушиться работа его желудка и тогда он непременно это почувствует, т. к. появится боль в животе.

Жажда, голод, боль, тошнота, ощущения в связи с работой сердца, органов дыхания и т. д. — все они являются органическими. Их наличие помогает вовремя узнать о болезни и дает возможность вовремя поправить здоровье.

Экстероцептивные ощущения

Отвечают за сигналы из внешнего мира

. Они делятся на:

  • дистантные (зрение, обоняние и слух)
  • контактные (осязание и вкус),

Сначала разберем дистантные ощущения.

Зрительные ощущения

Этот тип охватывает ощущения цвета и света. Цвет имеет любой объект, который мы видим. Предметы может быть прозрачными и их человек не видит, такого рода предмет бесцветны. Различают ахроматические цвета (черный и белый), а также промежуточные между этими цветами оттенки серого) и хроматические (различные оттенки желтого, красного, синего, зеленого).

Световые лучи (электромагнитные волны) воздействуют на чувствительную часть глаза, в результате чего возникают зрительные ощущения. Сетчатка является светочувствительным органом глаза. В ней содержатся колбочки и палочки, которые названы так из-за их внешней формы. Их в сетчатке огромное количество — около 7 миллионов колбочек и 130 миллионов палочек.

Колбочки активны лишь при дневном свете (такой свет для палочек слишком ярок). Поэтому человек видит цвета, при этом возникает ощущение всех цветов спектра (хроматических цветов). В сумерках, при довольно слабом освещении колбочки, для которых света недостаточно, прекращают работу, а вместо них за работу берутся палочки, при этом человек различает в основном (все оттенки от белого до черного — ахроматические цвета).

Цвет по-разному воздействует на работоспособ¬ность и самочувствие человека, на эффективность учебы. Психология утверждает, что наиболее приемлемыми цветами для покраски стен в учебных заведениях являются желто-оранжевый и зеленый цвета. Первый цвет создает бодрое и приподнятое настроение, а второй создает ровное и спокойное настроение. Красные тона возбуждают, темно-синие угнетают, и те и другие утомляют глаза.

Нормальное цветоощущение может быть нарушено. Такое встречается у людей, страдающих из-за плохой наследственности, заболеваний и травмы глаз. Часто встречается дальтонизм (красно-зеленая слепота), названная в честь Д. Дальтона, английского ученого, впервые описавшего этот недуг. Люди, страдающие этим недугом, не различают зеленый и красный цвета и не понимают, отчего другие называют один цвет двумя словами. Дальтоники не могут быть летчиками, шоферами, модельерами, художниками-живописцами и модельерами т. п. Редко встречаются случаи, когда у здорового человека отсутствует чувствительность к хроматическим цветам. Человек видит хуже по мере уменьшения доли света.

Именно поэтому нежелательно читать в сумерках, при плохом освещении, дабы не глаза чрезмерно не напрягались. Это может нанести вред зрению, развиться близорукость, особенно у школьников и детей.

Обонятельные ощущения

Обонянием называют способность чувствовать запахи. Органы обоняния находятся в глубине носовой полости и представляют собой особые чувствительные клетки. Частички веществ попадают в нос при вдыхании воздуха — так возникают обонятельные ощущения. У здорового человека эти ощущения играют не самую значимую роль. Но люди, слепоглухие используют обоняние, как зрячие — зрение и слух: узнают при помощи запахов знакомые места, знакомых и родных людей.

Обоняние человека тесно взаимосвязано с вкусовой и помогает оценить качество еды. Обонятельные ощущения сигнализируют человеку о вредной и опасной для здоровья воздушной среде (запах гари, газа). Большим влиянием на эмоциональное настроение обладает благовоние. Потому и существует парфюмерная промышленность, ведь у людей есть эстетическая потребность в приятных запахах.

Слуховые ощущения

Появляются благодаря органу слуха. Слуховые ощущения подразделяют на 3 вида: музыкальные, речевые и шумы. В этих трех видах звуковым анализатором выделяется четыре параметра: сила звука (слабый-громкий), высота (низкий-высокий), длительность звучания, тембр (своеобразие инструмента или голоса). Также выделяют особенности темпа и ритма последовательно воспринимаемых звуков.

Фонематический слух отвечает синтез и анализ фонем, звуков частей речи. Это необходимая основа для понимания смысла услышанного. Формируется исходя из речевой среды, в которой растет ребенок. При овладении иностранным языком наблюдается выработка новой системы фонематического слуха. Последнее, к слову, сильно влияет на письменную речь, на ее грамотность, чаще всего в начальной школе. Подобно речевому слуху формируется и воспитывается музыкальный слух ребенка. В данном случае большую роль играет раннее приобщение ребенка к музыке.

Из-за воздействия шумов у человека может меняться эмоциональное состояние (шум идущего дождя, вой сильного ветра, шелест листьев). Могут служить сигналом надвигающейся опасности (громкий лай собаки, шипение змеи, грохот мчащего поезда) или сигналом радости, восхищения (гром салюта, аплодисменты, топот ног ребенка). В школе чаще всего шум отрицательно влияет: он вызывает утомление нервной системы человека.

Теперь рассмотрим контактные ощущения.

Осязательные ощущения

Является сочетанием двигательных и кожных ощущений при ощупывании предметов, при касаниях движущейся руки. Для маленького ребенка одним из важнейших способов получения информации об окружающих его предметах является осязание, ощупывание предметов.

Осязание для людей, лишенных зрения является одним из важнейших средств познания и ориентировки. При длительных упражнениях достигается большое совершенство. Эти могут шить, готовить пищу, вдевать нитку в иголку, конструировать что-то несложное, заниматься лепкой.

Вкусовые ощущения

Образуются с помощью рецепторов, расположенных на задней стенке глотки, миндалины, мягкого неба, надгортанника, но наибольшее их количество содержится на поверхности языка. Различают 4 вида основных вкуса: горькое, сладкое, соленое, кислое. Разнообразие вкусов образуется при сочетании: кисло-сладкого, горько-соленого и т. п. В пределах кислого, соленого, горького, сладкого возникает множество оттенков, придающих разнообразие.

Вкусовые ощущения человека зависят от того, не голоден ли человек, т. к. в состоянии голода даже невкусная пища становится вкусной. Они сильно зависят от обонятельных. Кончиком языка человек сильнее всего чувствует сладкое. К кислому чувствительны края языка, а к горькому его основание.

Интермодальные ощущения

В психологии этот вид отделили от других, т. к. он не может быть связан с какой-либо определённой модальностью. Сюда относят вибрационную чувствительность, в которой интегрируются слуховые и тактильно-моторные ощущения. Вибрационные ощущения характеризуют колебания упругой среды. Их человек испытывает, например, касаясь железнодорожного рельса, который вибрирует под воздействием приближающегося поезда.

Вибрационные ощущения, у человека, как правило, развиты очень слабо и потому не играют особой роли. Но при этом у многих глухих они частично могут заменять слух, достигнув таким образов очень высокого уровня развития. По мнению Л. Е. Комендантова тактильно-вибрационная чувствительность является одной из форм восприятия звука.

Интермодальные ощущения и синестезия



 

Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. «Психология восприятия»

 

Интермодальные ощущения и синестезия

 

      Возможность интермодальных и переходных форм чувствительности.

      Вибрация является типичным интермодальным ощущением.

      Неспецифическая световая чувствительность – позможность формирования нового типа чувствительности с помощью создания установки.

      Синестезия – возникновение ощущения определенной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

      Синестезия может возникать в явной и неявной формах.

      Синестезии редко возникают в ситуации нормального предметного восприятия.

 

 

 

 

 

 

Вудвортс Р. «Экспериментальная психология»

 

 

 

Эксперимент Бине.

 

Смысл эксперимента: Выявление возможности одновременного осуществления двух актов внимания в позновательной деятельности с помощью осуществления эксперимента Бине.

 

Эксперимент: Нажатие испытуемым на две груши разными руками с различной ритмичностью.

 

Итог эксперимента: Одновременное осуществление двух актов внимания в познавательной деятельности, если и имеет место, то не часто…

 

 

 

Эксперимент Вебера (1929)

 

Смысл эксперимента: Возможность преодоления человеком отвлекающих факторов по эксперименту Вебера.

 

Эксперимент: Применение музыкального фона или хорошего рассказа, как отвлекающий фактор при выполнении задания.

 

Итог эксперимента: Преодоление отвлечений внимания состоит в отстранении отвлекающих факторов или в положительном сосредоточении на работе.

 

 

Зинченко П.И. «Непроизовльное запоминание и деятельность»

 

 

 

Смысл эксперимента: Доказательство факта зависимости непроизвольного запоминания от деятельности человека.

 

Методика исследования: Материалом послужили 15 карточек с изображениями предметов, 12 из которых подвергались классификации на 4 группы, так же на карточках было указано число.

 

Первый опыт: Испытуемые работали с изображениями на карточках, согласно которым после проведения опыта нужно было припомнить что же изображено на карточке.

Согласно цели этого опыта предметы должны были запомниться, а числа – нет.

 

Второй опыт: Испытуемые работали с числами на тех же самых карточках, которые во время проведения эксперимента были разложены в произвольном порядке, согласно их нумирации, которые следовало разложить после в порядке возрастания.

Согласно цели этого опыта числа должны были запомниться, а предметы – нет.

 

Итог эксперимента: Предметы внимания в обоих опытах были разными по важности, первые – активными, вторые – пассивными.

Деятельность с объектами является основной причиной непроизвольного запоминания их.

 

 

 

 

 

 

 

Маслоу А. Г. «О самоактуализации и о том, что выходит за ее пределы»

 

 

       Изучение самоактуализации А. Маслоу  было начато в результате восхищения Рут Бенедикт и Макса Вертхаймера.

В процессе описания этих личностей Абрахам понял, что у них обоих много общего.

В дальнейшем он начал замечать, выделенные им, качества и в других людях.

Благодаря публикациям А. Маслоу появилось еще несколько исследователей, которые подтвердили, полученные им, данные.

 

Ценности бытия.

       Самоактуализированные люди увлечены тем, что не относится непосредственно к насущным запросам их существа.

       Они трудятся по призванию судьбы.

       Они посвящают себя поиску, лежащих в основе всего, ценностей, которые не могут быть подчинены никаким другим.

       К таким ценностям относятся: истина, красота, добродетель, простота…

 

Метапотребности и метапатология.

       Ценности бытия выступают в роли потребностей (метапотребности).

       Большинство из метапотребностей не были адекватно описаны (метапатологии).

       К метапатологиям относится угнетение духа.

 

Пути к самоактуализации.

       Самоактуализая – всепоглощающее переживание с полной концентрацией и абсолютной погруженностью в него.

       Жизнь может быть представлена как бесконечная череда выборов, где самоактуализация – процесс, благодаря которому каждый из выборов мы совершаем в пользу личностного роста, что и есть движение к самоактуализации.

       В человека всегда что-то заключено, и он уже состоялся в своей «хрящевой» структуре.

Современный человек привык прислушиваться к голосу других в себе.

       Каждый раз, принимая на себя ответственность, человек самоактуализируется.

       При чувстве приближения страха – всегда следует решаться быть мужественным.

       Самоактуализация – работа над тем, к чему человек стремится. Необходимо хотеть в наибольшей степени раскрыть свои возможности.

       Человеку следует выработать новый способ коммуникации (метапедагогика).

       Вскрыв свою сущность, человек обнаружит и собственную прихопатологию.

 

 

 

 

 

 

 

Бернс Р. «Я – концепция ребенка и поведение родителей»

 

 

       В первые пять лет жизни у человека формируется структура личности, закладываются основы я-концепции.

       Факт влияния поведения родителей на Я-концепцую ребенка очевиден так, как родители служат моделями для подражания.

       Стотт был первым, кто выделил тип семейной ситуации, способствующей формированию положительной Я-концепции.

 

 

Исследование Куперсмита.

       Решающий фактор формирования самооценки – отношения ребенка в семье.

 

Смысл эксперимента: Лонгитюдное исследование повышения самооценки у детей.

Эксперимент: Беседа с матерью, состоящая из нескольких вопросов, касающихся периода роста ребенка и общего состояния семьи и беседа с ребенком, где приводились высказывания, относительно которых испытуемый должен был согласиться или не согласиться.

Так же был проведен опрос учителей, по вопросам которого те должны были оценить ребенка по пятибалльной шкале.

Итог эксперимента: По согласованию всех полученных данных, их соответствие было равно 90%.

Самооценка матери влияет на выбор мужа и, таким образом, определяет уровень гармоничности семейных отношений.

 

 

Условия формирования низкой самооценки.

 

       Успешность, достигаемая умением подстраиваться под желания других людей, ведет к формированию низкой самооценки.

       Стремление родителей поставить ребенка в подчиненное положение ведет к снижению самооценки.

 

 

Условия формирования средней самооценки.

 

       Родители в таких семьях склонны занимать по отношению к детям покровительственную позицию.

       Приобретение самостоятельного личного опыта вне дома у детей ограничивается.

       Дети данной группы больше ориентируются на мнения других людей о себе.

 

 

Условия формирования высокой самооценки.

 

       Высокая самооценка развивается у детей в семьях, отличающихся сплоченностью и солидарностью.

 

 

Для развития у ребенка положительной Я-концепции родители в своих действиях должны быть уверенными и последовательными.

 

 

 

 

 

 

 

Ильин Е.П. «Эмоции и чувства. Тревожные»

 

       Высокая тревожность – выраженное эмоциональное свойство личности, предрасполагающее к частным проявлениям состояния тревоги. (Спилбергер, 1966)

       Тревожность – высокая эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации. (Мерлин В.С., 1973)

       Тревожность – комплекс отрицательных эмоций: страх, гнев и печаль. (К. Изард)

       Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.

       Полезная тревожность – оптимальный уровень тревожности каждого человека.

       Высокая тревожность – оценка объективно не опасных явлений, как угрожающих.

       В 1972 году Д. Саразон ввел понятие «тестовой» тревожности.

       Тревожность связана с активностью лобных долей.

 

 

Психологические и психофизические особенности высокотревожных.

 

       В 1979 году О.Г. Мельниченко показал, что для высокотревожных личностей характерны: эмоциональная неуравновешенность, робость, неуверенность в себе, напряженность, высокий нестабильный уровень притязаний.

       Согласно данным Астахова Р.Л. (2000) – тревожность имеет связь с показателями шихотимии, покорности, озабоченности, сентиментальности, негативизма, подозрительности и страха.

       По Небылицыну (1966) – лица со слабой нервной системой более склонны к тревожности, чем лица с сильной нервной системой.

 

Возрастно-половые особенности тревожности.

 

       В исследовании Н.В. Бирюковой (1976) выявлено, что больше всего школьников с высоким нейротизмом девочек 7-8 и мальчиков 9-10 лет.

Это связано с адаптацией к новой непривычной обстановке и школьному обучению, которая, согласно исследованию, быстрее проходит у девочек.

 

 

Эффективность общения у высокотревожных.

 

       А.В. Никитина изучала проблемы, возникающие в общении со сверстниками, детей 11 лет с разной тревожностью.

       Высокая тревожность создает проблемы в общении.

 

 

Эффективность деятельности тревожных.

 

       Уровень тревожности может способствовать обучению.

       Н.А. Курдюкова (1997) выявила, что у учащихся 10-11-х классов с высокой тревожностью хуже, чем у учащиеся с низкой.

       По данным Ч. Спилбергера: студенты с высокой тревожностью в четыре раза чаще отчисляются из колледжа.

       Исследование Е.А. Сидорова (1983) – чем ниже активность школьников на уроках физкультуры – тем выше уровень тревожности.

       Р. Кэттелл и И. Шрейер показали, что высокий уровень тревожности снижает успешность профессиональной деятельности.

       По данным Ю.А. Цыгарелли (1979): личностная тревожность отрицательно влияет на деятельность музыкантов во время выступлений.

       По данным Н.П. Фетискина (1981): лица с высокой тревожностью менее устройчивы к монотонной работе, чем лица с низкой тревожностью.

      Все зависит от вида деятельности, которой занимается человек.

      Тревожность оказывает влияние на стиль деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Быков А.В., Шульга Т.И. «Экспериментальное исследование волевой регуляции на макрогенетическом уровне»

 

 

Характеристика становления мотивационно-целевого звена волевой регуляции.

 

       Основными компонентами становления мотивационно-целеуого звена волевой регуляции являются мотивы и цели, где их показателями представлены сила мотива и цели.

       По методикам «Замри» и «Динамоментрия» были выявлены показатели силы мотива и цели в физической деятельности.

       По методике «Нерешаемая задача» были выявлены показатели в интеллектуальной деятельности.

       Полученные в ходе методик, данные свидетельствуют о том, что время выполнения заданий учащимися значительно увеличивается с возрастом испытуемых.

       Исследования А.В. Запорожца и Я.З. Неверовича показали, что овладение произвольными действиями и движениями может служить критерием волевой и произвольной регуляции.

       Наиболее выражено возрастают показатели в младшем школьном возрасте.

       Чем значимее мотивы у детей при выполнении деятельности, тем выше результативность как в физическом, так и в интеллектуальном плане.

       В послеподростковом и подростковом возрастах тенденция роста силы мотива выражается менее демонстративно.

Букатко, Развитие ребенка — Тематический подход, 5е: План главы

Сайт учебников для:
Развитие ребенка — тематический подход , пятое издание
Данута Букатко — Колледж Святого Креста
Марвин В. Далер — Массачусетский университет, Амхерст
Содержание главы
Глава 6: Базовое обучение и восприятие
  1. Основные процессы обучения в младенчестве и детстве
    Психологи, занимающиеся вопросами развития, обнаружили доказательства существования ряда основных процессов обучения в раннем младенчестве и детстве.
    1. Привыкание
      Привыкание — это постепенное снижение реакции после повторяющихся случаев тот же стимул. Когда реакция повторяется после изменения знакомого стимула, индивидуум демонстрирует выздоровление от привыкания, или отказ от привычки. Почти все младенцы демонстрируют привыкание, но недоношенные, с повреждением головного мозга, а у младенцев младшего возраста наблюдается менее быстрое привыкание и менее быстрое восстановление после привыкания, чем у старших, более зрелых младенцев.
    2. Классическое обусловливание
      В классическом обусловливании нейтральный стимул, называемый условным стимулом (УС), , становится связанным со стимулом, который спонтанно вызывает врожденную реакцию. Именно безусловный стимул (UCS) обычно вызывает безусловную реакцию (UCR). После нескольких сопряжений CS с UCS будет работать только CS. приходят, чтобы получить ответ, аналогичный UCR. Реакция, вызываемая только CS, называется 9-й.0059 условный ответ (CR). Было показано, что младенцы в возрасте двух часов демонстрируют классическую обусловленность. Однако ограниченное поведение новорожденных ограничивает CR, которым они могут научиться. По мере того, как младенцы становятся старше, классическое обусловливание происходит быстрее и включает в себя более широкий спектр действий. спектр раздражителей.
      Исследования, применяемые в воспитании детей: снижение нарушений сна путем изменения усвоенного поведения

    3. Оперативное кондиционирование
      Оперантное обусловливание включает изменения в поведении в результате последствий которые следуют за поведением. Как правило, поведение становится более частым, когда с последующим положительным подкреплением или удалением аверсивного стимула, или отрицательным подкреплением. Поведение снижается по частоте, когда за ним следует удаление вознаграждение ( отрицательное наказание ) или представление неприятного события ( положительное наказание ). Также существуют экспериментальные данные об оперантном обусловливании у новорожденных в течение нескольких часов после рождения.
    4. Нарушения сна и обусловленность
      . Принципы классического и оперантного обусловливания могут способствовать сну трудности у младенцев и детей младшего возраста. Поднятие, раскачивание и прочее Внимание, оказываемое родителями, когда дети больны или расстроены, может способствовать сохранению беспокойства, плача, и другие виды поведения после того, как проблема будет решена. Однако принципы обучения также может применяться для уменьшения нарушений сна. Например, родители могут обеспечить регулярные позитивные процедуры перед сном, поощрять сон в детской кроватке, предоставлять соответствующие альтернативные сигналы, такие как одеяло или игрушка, чтобы способствуют сну и устраняют поощрения, которые могут поощрять усилия ребенка по привлечению внимания перед сном.
      Родители могут захотеть инициировать отсроченное реагирование, то есть более длительный интервал перед проверкой, чтобы убедиться, что младенец старшего возраста или ребенок младшего возраста все в порядке, если вам трудно заснуть.
    5. Имитация
      Имитация – это процесс, посредством которого младенец повторяет реакцию, которую другой человек, модель, сделал. Некоторые исследователи сообщают, что одно- или двухдневные новорожденные могут имитировать мимику. Другие психологи задавались вопросом, является ли поведение младенцев настоящей имитацией или биологически запрограммированной реакцией на какие-либо внешняя стимуляция. Еще до годовалого возраста младенец демонстрирует отложенных подражаний, способность имитировать поведение модели спустя часы, дни или даже недели. После года они также различают преднамеренное поведение. по сравнению с непреднамеренными.
    6. Неявное обучение
      Неявное обучение относится к абстрактным знаниям, недоступным для сознательного осмысления. Эти знания приобретаются случайно от других обработки, и, следовательно, обучение непреднамеренно. Мы чувствительны к закономерностям, присутствующим в физическом и социальном мире, и поэтому неявно изучайте эти закономерности или закономерности.
  2. Сенсорные и перцептивные способности
    Психологи проводят различие между ощущением, регистрацией базовой информации, такой как образы и звуки, сенсорными органами. рецепторы и мозг, и восприятие, организация и интерпретация ощущений.
    1. Измерение сенсорных и перцептивных способностей младенцев
      Большинство методов, разработанных исследователями для изучения ощущений и восприятия младенцев, включают измерения внимание. Младенцы часто предпочитают смотреть на некоторые виды раздражителей. Исследователи обнаружили, что младенцы предпочитают сложные визуальные паттерны, такие как лица или мишени, однотонным кругам. Привыкание, когда младенец все меньше внимания уделяет знакомому предмету, также использовался для изучения сенсорных способностей.
      Процедуры оперантного кондиционирования также использовались для изучения детского восприятия. Младенцы награждаются пища или другие приятные последствия для производства реакции, такие как сосание или поворот головы, при наличии определенного раздражителя. Физиологические реакции, такие как частота сердечных сокращений или неврологическая мозговая активность также использовались для исследования Сенсорные и перцептивные способности младенцев.
      Изучение методов исследования: процедуры привыкания
      Логика процедуры привыкания основывается на том факте, что младенцы предъявление одного и того же стимула при повторных испытаниях уменьшит их внимание на этот раздражитель. Если затем стимул изменить определенным образом и младенцы интерпретируют модификация как изменение, они могут демонстрировать восстановление после привыкания, то есть возобновить свое внимание к измененному стимулу. Чтобы проиллюстрировать это процедура, описано исследование, в котором результаты показывают, что двухмесячные младенцы могут обнаруживать иллюзорная форма черного квадрата с точками света на поверхности, появляющаяся как звездный свет в черном небе.
      Когда квадрат двигался по пути в центр фона, на него обращали внимание младенцы. Однако при повторных испытаниях их время поиска уменьшилось. Младенцы дегабитированы, когда новые образцы тестов были представлены.

    2. Зрение
      Человеческий младенец активно воспринимает визуальную информацию в окружающей среде. Зрительная аккомодация — это процесс, при котором хрусталик изменяет свою форму, так что объекты, расстояния от глаза могут быть сфокусированы на сетчатке. Новорожденные имеют ограниченное приспособление и лучше всего различают объекты, расположенные на расстоянии от восьми до двадцати дюймов.
      Саккады,
      быстрые движения глаз для осмотра объектов или просмотра на периферии, возникают сразу после рождения. Однако саккадические движения глаз у новорожденных медленные и распространяются лишь на небольшие расстояния. К одному месяцу саккады младенцев аналогичны саккадам взрослых. Плавное визуальное преследование состоит в следовании за медленно движущейся целью плавными, непрерывными движениями. глаз. К шести-восьми месяцам эта способность проявляется как у взрослых. Младенцы младше двух месяцев не обнаруживают надежной вергенции (вращение глаз для фокусировки на удалении и приближении предметов), но к трем месяцам они демонстрируют этот навык более надежно.
      Насколько хорошо видит младенец, определяется мерами остроты зрения, способности различать контуры, границы и края в визуальный массив. Острота зрения быстро улучшается в первые шесть месяцев после рождения. Сетчатка содержит палочки и колбочки, два типа рецепторных клеток. Палочки чувствительны к интенсивности света, тогда как колбочки чувствительны к длинам волн света, которые ответственны за для восприятия цвета. К трем месяцам жизни, а возможно и раньше, младенцы обладают цветовым зрением, подобным взрослому.
      Не все младенцы имеют нормальное развитие зрения. Младенцы могут родиться с катаракта или амблиопия, или ленивый глаз. Ребенок с амблиопией (которая может или может быть незаметен по внешнему виду «косоглазия») может потерять зрение и восприятие глубины, если не принять меры заранее, чтобы позволить более слабому глазу укрепиться.
      Обработка зрительной информации у младенцев в возрасте до двух месяцев регулируется прежде всего относительно простыми элементами, такими как контуры, углы и движение. После двухмесячного возраста сканирование становится более систематическим. внешний эффект относится к тому факту, что младенцы в возрасте до двух месяцев, как правило, выглядят только на внешних контурах сложного раздражителя. Однако младенцы старшего возраста будут сканировать внутренние особенности сложного стимула, тем самым обрабатывая весь паттерн. Распознавание «субъективных» контуров является источником доказательств того, что к трем-четырем месяцам младенцы воспринимать паттерны, а не отдельные углы или особенности. Лицо представляет собой визуальный паттерн, который, очевидно, важен для младенца и является предпочтительным в самом раннем младенчестве.
      Кинетические подсказки помогают идентифицировать объекты. Трехмесячные дети (но не новорожденные) будут воспринимать частично закрытый объект как единое целое, если видимые части объекты видны движущимися вместе. Кинетические сигналы также используются для восприятия биологического движения. Когда рисунок огней имитирует идущего человека, пятимесячного (но не трехмесячного) olds), похоже, придают этому паттерну особое значение.
      Способность воспринимать глубину частично является результатом бинокулярного зрения, восприятия слегка отличающихся визуальных сигналов. двумя глазами. Синтез этих двух изображений в единое трехмерное восприятие называется Стереопсис. Восприятие глубины также возможно благодаря кинетическим сигналам, которые исходят от движений глаз, движений головы или тела, а также движений объектов в пространстве. Окружающая среда. Исследования с использованием визуального обрыва показали, что младенцы, способные ползать, обычно не доползают до глубокая сторона скалы. В возрасте пяти-семи месяцев младенцы, по-видимому, способны обнаруживать изобразительные признаки глубины (которые могут быть восприняты одним глазом). такие как относительный размер, тени, взаиморасположение поверхностей и линейная перспектива.
    3. Прослушивание
      Младенцы начинают реагировать на звуковые раздражители за несколько недель до рождения. Примечательно, что новорожденные предпочитают звуки, которые они слышали до рождения. Пренатальное знакомство помогает объяснить, почему новорожденные предпочитают слушать записи голосов своих матерей, а не чужого голоса. Некоторые будущие мамы подвергают плод слуховым и виброакустическим воздействиям с целью его стимуляции. пренатальное обучение и развитие. Однако преимущества такого опыта неизвестны, и есть даже опасения по поводу повреждения деликатных органов чувств.
      Хотя младенцы могут различать звуки до рождения, их слух улучшается после рождения. Новорожденные проявляют локализацию звука, способность находить звук, поворачивая голову или глаза в направлении звука; однако они менее точны в определении положения шум, чем дети или взрослые. Младенцы двух-трех месяцев начинают распознавать изменения в звуковых паттернах, таких как продолжительность интервалов между звуковыми вспышками. Шестимесячные дети могут различать более сложные ритмы и мелодии. Важность Восприятие звуковых образов относится не только к восприятию музыки, но и к фразировке. восприятие звуковых ритмов, лежащих в основе речи.
      Младенцы в возрасте до шести месяцев обладают перцептивными способностями различать основные отличительные звуки речи, называемые фонемами в любом из сотен языков, на которых говорят во всем мире. теоретический отчеты об этих открытиях предполагают, что младенцы либо рождаются с «речевым модулем», врожденной способностью обнаруживать и обрабатывать звуки речи, либо использовать общие слуховые способности и быстро научиться использовать эти способности для обработки звуков речи. Доказательство для врожденного речевого восприятия исходит из исследований категориального восприятия. Категориальное восприятие происходит, например, когда небольшие изменения во времени начала голоса (VOT) фонемы, такой как ba , не воспринимаются, но обнаруживаются изменения VOT за границей категории, такой как ba по сравнению с pa . Младенцы в возрасте одного месяца демонстрируют категорическое восприятие для многих звуков речи. Однако примерно к одному году младенцы, не слышавшие определенные фонемы в своей языковой среде, теряют способность воспринимать их.
      Противоречие: следует ли плоду проходить сенсорную учебную программу?
      Многие будущие родители стремятся помочь развитию своего ребенка. Некоторые родители распространяют это на плод, но обнажают плод. к шаблонным звукам, музыке или даже словам и числам. Существуют разногласия по поводу того, существуют ли устойчивые положительные эффекты от этого опыта, и некоторые считают, что чрезмерная стимуляция может на самом деле иметь негативные последствия.

    4. Запах и вкус
      Новорожденные могут различать многие запахи, о чем свидетельствует выражение их лица в ответ на запаховые раздражители. К пятидневному возрасту младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, предпочитают прокладки для груди своих матерей прокладкам для груди других матерей. Длительный опыт восприятия определенного запаха в течение сорока восьми часов после рождения приводит к тому, что он предпочитает этот запах. Кроме того, надежный наблюдаются половые различия; в любом возрасте женщины более чувствительны к запахам, чем мужчины.
      Младенцы по-разному реагируют на вкусовые раздражители вскоре после рождения, что делает расслабленная реакция лица на сладкое, поджимание губ на кислое и открывание рта на горькое. Врожденные вкусовые предпочтения могут помочь младенцам удовлетворить потребности в питании и избежать вредные вещества.
    5. Чувствительность к боли
      Традиционно новорожденные и очень маленькие дети редко получали лекарства для уменьшения боль. Считалось, что младенцы не испытывают боли или помнят ее, если испытали. Кроме того, последствия приема обезболивающих препаратов для младенец был проблемой. Исследования показывают, однако, что неврологические механизмы обнаружение боли развивается рано, а поведенческие реакции предполагают чувствительность к боли и даже некоторым воспоминаниям о ней у маленьких детей. Применение обезболивающих лекарства или альтернативные методы уменьшения дистресса при проведении болезненных процедур у младенцев сейчас рекомендуется.
      F. Интермодальное восприятие
      Координация информации от нескольких сенсорных систем называется интермодальным восприятием. Согласно Джеймсу и Элеоноре Гибсон, младенцы амодальны при рождении; что то есть они могут быть не в состоянии отличить стимуляцию от другого чувства органы. По мере накопления опыта младенцы и дети учатся перцептивной дифференциации. Альтернативные теоретические точки зрения утверждают, что младенцы могут идентифицировать отдельные сенсорные входы. но должен научиться (например, путем обогащения) координировать отношения среди них. Исследования показали, что дети в возрасте трех с половиной лет месяцев демонстрируют интермодальное восприятие. Младенцы также, по-видимому, способны координировать зрение и осязание. Информация. Шестимесячные дети, которые манипулируют предметами руками, могут затем распознать объект только путем визуального осмотра. Однако даже месячные могут согласовывать визуальную информацию с объектами, которые они проглотили. Доказательства не являются окончательными относительно врожденной или усвоенной координации сенсорной информации; там может быть некоторой правдой для обеих точек зрения.
    6. Примеры интермодального восприятия
      Чтобы определить, связывают ли младенцы зрительные и слуховые события, Элизабет Спелке предоставил младенцам возможность посмотреть два фильма. Саундтрек игра на заднем плане соответствовала одному из фильмов, а четырехмесячные младенцы предпочитал смотреть фильм, соответствующий саундтреку. Другие исследования показывают координацию между взглядом и прикосновением. Например, младенцы, кажется, узнают (на вид) разница между твердыми и мягкими предметами, которые им дали возможность в рот.
  3. Развитие восприятия в детстве
    Хотя младенцы демонстрируют замечательные способности восприятия при рождении или вскоре после этого восприятие меняется с дальнейшим развитием. Дети становятся быстрее и эффективнее при перцептивном различении, поскольку их внимание к особенностям окружающей среды становится более целенаправленным и организованным.
    1. Перцептивное обучение
      Теория перцептивного обучения Элеоноры Гибсон подчеркивает три изменения в развитии: повышение специфичности восприятия, улучшение внимания и более экономичное и эффективное приобретение перцептивных Информация.
    2. Восприятие части-целого
      Восприятие дошкольников часто находится под влиянием целого; то есть им трудно анализировать объекты по определенным признакам и признакам. Они могут быть в состоянии обнаружить части или функции, но эта способность может зависеть от сложность раздражителей. Чем проще стимулы, тем больше вероятность того, что младшие дети смогут сообщить о них. видеть обе части, а также единое целое.
    3. Опыт и развитие восприятия
      Исследования на животных и людях показали, что опыт очень важен для поддержания перцептивных способностей. Сенсорная депривация, например. имеет серьезные пагубные последствия для развивающегося ребенка. Младенцы, рожденные с катарактой демонстрируют постепенную и необратимую потерю способности различать объекты со временем. Существуют также чувствительные периоды, такие как бинокулярное зрение, во время которого перцептивные способности могут быть утрачены, если специфическая внешняя стимуляция ограничена. Восприятие также, по-видимому, зависит от социокультурного опыта ребенка.
Многомодальное восприятие | Введение в психологию

Цели обучения

  • Определить основную терминологию и основные принципы мультимодального восприятия
  • Приведите примеры мультимодальных и кроссмодальных поведенческих эффектов

Рисунок 1. То, как мы получаем информацию из мира, называется ощущением, а наша интерпретация этой информации называется восприятием. [Изображение: Лоренс ван Лиешоу]

Несмотря на то, что традиционно изучались различные органы чувств независимо друг от друга, большую часть времени восприятие работает в контексте информации, поступающей от нескольких сенсорных модальностей одновременно. Например, представьте, что вы стали свидетелем автомобильного столкновения. Вы можете описать стимул, вызванный этим событием, рассматривая каждое из чувств независимо друг от друга; то есть как набор из 90 280 одномодальных 90 281 стимулов. Ваши глаза будут стимулироваться узорами световой энергии, отражающейся от задействованных автомобилей. Ваши уши будут стимулироваться образцами акустической энергии, исходящими от столкновения. Ваш нос может даже раздражаться от запаха горящей резины или бензина. Однако вся эта информация будет относиться к одному и тому же: вашему восприятию автомобильного столкновения. В самом деле, если бы кто-нибудь прямо не попросил вас описать ваше восприятие в одномодальных терминах, вы, скорее всего, восприняли бы событие как единый набор ощущений от множества органов чувств. Другими словами, ваше восприятие будет мультимодальный . Вопрос в том, обрабатываются ли перцептивной системой различные источники информации, задействованные в этом мультимодальном стимуле, отдельно или нет.

В течение последних нескольких десятилетий исследования восприятия указывали на важность мультимодального восприятия : влияние на восприятие событий и объектов в мире, которое наблюдается, когда имеется информация от более чем одной сенсорной модальности. Большая часть этих исследований указывает на то, что на каком-то этапе обработки восприятия информация, поступающая от различных сенсорных модальностей, становится недоступной.0280 интегрированный . Другими словами, информация объединяется и обрабатывается как единое представление о мире.

Поведенческие эффекты мультимодального восприятия

Хотя нейробиологи обычно изучают очень простые взаимодействия между нейронами, тот факт, что они обнаружили так много кроссмодальных областей коры, похоже, намекает на то, что то, как мы воспринимаем мир, принципиально мультимодально. Наши интуитивные представления о восприятии согласуются с этим; не кажется, что наше восприятие событий ограничено восприятием каждой сенсорной модальности независимо. Скорее, мы воспринимаем единый мир, независимо от сенсорной модальности, посредством которой мы его воспринимаем.

Вероятно, потребуется еще много лет исследований, прежде чем нейробиологи раскроют все детали нейронного механизма, участвующего в этом объединенном опыте. Тем временем психологи-экспериментаторы внесли свой вклад в наше понимание мультимодального восприятия, исследуя связанные с ним поведенческие эффекты. Эти эффекты делятся на два больших класса. Первый класс — мультимодальные явления — касается связывания входных данных от множественных сенсорных модальностей и эффектов этого связывания на восприятие. Второй класс — кроссмодальные явления — касается влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой (Spence, Senkowski, & Roder, 2009).

Мультимодальные явления

Аудиовизуальная речь

Мультимодальные явления касаются стимулов, которые генерируют одновременную (или почти одновременную) информацию в более чем одной сенсорной модальности. Как обсуждалось выше, речь является классическим примером такого рода стимулов. Когда человек говорит, он генерирует звуковые волны, которые несут важную информацию. Если воспринимающий также смотрит на говорящего, то этот воспринимающий также имеет доступ к визуальные паттерны, несущие значимую информацию. Конечно, как известно любому, кто когда-либо пытался читать по губам, существуют пределы информативности визуальной речевой информации. Даже в этом случае одного визуального речевого паттерна достаточно для очень надежного восприятия речи. Большинство людей считают, что глухие люди намного лучше читают по губам, чем люди с нормальным слухом. Однако может оказаться сюрпризом узнать, что некоторые люди с нормальным слухом также замечательно умеют читать по губам (иногда это называют «чтением речи»). Фактически, как у людей с нормальным слухом, так и у глухих существует широкий диапазон способностей к чтению речи (Andersson, Lyxell, Rönnberg, & Spens, 2001). Тем не менее, причины такого широкого диапазона показателей еще недостаточно изучены (Auer & Bernstein, 2007; Bernstein, 2006; Bernstein, Auer, & Tucker, 2001; Mohammed et al. , 2005).

Как визуальная информация о речи взаимодействует со слуховой информацией о речи? В одном из самых ранних исследований этого вопроса изучалась точность распознавания произносимых слов, представленных в шумном контексте, как в приведенном выше примере о разговоре на многолюдной вечеринке. Для экспериментального изучения этого явления участникам был представлен какой-то не относящийся к делу шум («белый шум», который звучит как радио, настроенное между станциями). В белый шум были встроены произнесенные слова, и задача участников состояла в том, чтобы идентифицировать слова. Было два состояния: одно, в котором была представлена ​​только слуховая составляющая слов («только слуховое» состояние), и одно, в котором были представлены как слуховые, так и зрительные компоненты («аудиовизуальное» состояние). Уровни шума также варьировались, так что в некоторых испытаниях шум был очень громким по сравнению с громкостью слов, а в других испытаниях шум был очень тихим по сравнению со словами. Самби и Поллак (1954) обнаружил, что точность распознавания произносимых слов была намного выше в аудиовизуальном режиме, чем в слуховом режиме. Кроме того, схема результатов соответствовала принципу обратной эффективности: преимущество, полученное от аудиовизуального представления, было самым высоким, когда производительность только слухового состояния была самой низкой (т. Е. Когда шум был самым громким). При таких уровнях шума аудиовизуальное преимущество было значительным: было подсчитано, что позволить участнику увидеть говорящего было эквивалентно уменьшению громкости шума более чем наполовину. Ясно, что аудиовизуальное преимущество может оказать сильное влияние на поведение.

Watch It

Еще одно явление, использующее аудиовизуальную речь, — это очень известная иллюзия, называемая «эффектом МакГерка» (по имени одного из его первооткрывателей). В классической формулировке иллюзии записывается фильм, в котором говорящий произносит слоги «гага». В другом фильме тот же оратор произносит слоги «баба». Затем слуховая часть фильма «баба» дублируется на визуальную часть фильма «шутка». Этот комбинированный стимул предъявляется участникам, которых просят сообщить, что сказал говорящий в фильме. МакГерк и Макдональд (1976) сообщили, что 98 процентов их участников сообщили, что слышали слог «дада», который не был ни в зрительном, ни в слуховом компонентах стимула. Эти результаты показывают, что объединение визуальной и слуховой информации о речи может оказывать сильное влияние на восприятие.

Вы можете просмотреть стенограмму «Попробуйте эту причудливую звуковую иллюзию!» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Тактильные/визуальные взаимодействия при владении телом

Однако не все феномены мультисенсорной интеграции связаны с речью. Одна особенно убедительная мультисенсорная иллюзия включает в себя интеграцию тактильной и визуальной информации в восприятии владения телом. В «иллюзии резиновой руки» (Botvinick & Cohen, 1998) наблюдатель располагается так, что одна его рука не видна. Фальшивая резиновая рука помещается рядом с закрытой рукой, но на видном месте. Затем экспериментатор использует легкую кисть, чтобы одновременно погладить скрытую руку и резиновую руку в одних и тех же местах. Например, если чистить средний палец закрытой руки, то средний палец резиновой руки также будет чистить. Это устанавливает соответствие между тактильными ощущениями (от закрытой руки) и зрительными ощущениями (от резиновой руки). Через короткое время (около 10 минут) участники сообщают, что почувствовали, что резиновая рука «принадлежит» им; то есть резиновая рука является частью их тела. Это чувство может быть настолько сильным, что удивление участника ударом молотка по резиновой руке часто приводит к рефлекторному отдергиванию закрытой руки, даже если ей совершенно ничего не угрожает. Таким образом, оказывается, что наше осознание собственного тела может быть результатом мультисенсорной интеграции.

Смотреть

Посмотрите иллюзию резиновой руки в следующем видео.

Вы можете просмотреть стенограмму «Иллюзия резиновой руки. Горизонт: можно ли верить? – BBC Two» здесь (открывается в новом окне).

Кроссмодальные явления

Кроссмодальные явления отличаются от мультимодальных тем, что они касаются влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой.

Визуальное влияние на слуховую локализацию

Рисунок 2 . Чревовещатели могут обмануть нас, заставив поверить, что то, что мы видим, и то, что мы слышим, одно и то же, хотя на самом деле это не так. [Изображение: Indiapuppet]

Известная (и часто встречающаяся) кроссмодальная иллюзия называется «эффектом чревовещания». Когда появляется чревовещатель, чтобы заставить марионетку говорить, она обманывает слушателя, заставляя его думать, что источник звуков речи находится во рту марионетки. Другими словами, вместо того, чтобы локализовать слуховой сигнал (исходящий изо рта чревовещателя) в нужное место, наша система восприятия локализует его неправильно (в рот марионетки).

Почему это может произойти? Рассмотрим доступную наблюдателю информацию о расположении двух компонентов стимула: звуков изо рта чревовещателя и визуального движения рта марионетки. В то время как совершенно очевидно, откуда исходит визуальный стимул (потому что вы можете его видеть), гораздо труднее точно определить местонахождение звуков. Другими словами, очень точное визуальное определение движения рта, по-видимому, перевешивает менее определенное местоположение слуховой информации. В более общем плане было обнаружено, что одновременное предъявление визуального стимула может влиять на расположение самых разнообразных слуховых стимулов (Vroomen & De Gelder, 2004). Кроме того, эффект чревовещания был продемонстрирован для движущихся объектов: движение визуального объекта может влиять на воспринимаемое направление движения движущегося источника звука (Soto-Faraco, Kingstone, & Spence, 2003).

Влияние слуха на зрительное восприятие

Родственная иллюзия демонстрирует противоположный эффект: когда звуки влияют на зрительное восприятие. В иллюзии двойной вспышки участника просят смотреть в центральную точку на мониторе компьютера. На краю поля зрения участника один раз кратковременно мелькает белый кружок. Существует также одновременное звуковое событие: либо один звуковой сигнал, либо два звуковых сигнала в быстрой последовательности. Примечательно, что участники сообщают, что видели две визуальные вспышки , когда вспышка сопровождается двумя звуковыми сигналами; один и тот же стимул рассматривается как одиночная вспышка в контексте одиночного звукового сигнала или его отсутствия (Shams, Kamitani, & Shimojo, 2000). Другими словами, количество услышанных гудков влияет на количество увиденных вспышек!

Ссылка на обучение

Посмотрите эксперимент с двойной вспышкой.

Взгляните на иллюзию прыгающих мячей здесь или посмотрите это видео с прыгающими мячами и звуком.

Другая иллюзия связана с восприятием столкновений двух кругов (называемых «шарами»), движущихся навстречу друг другу и продолжающихся друг через друга. Такие стимулы могут восприниматься либо как движение двух шаров друг через друга, либо как столкновение двух шаров, которые затем отскакивают друг от друга в противоположных направлениях. Секулер, Секулер и Лау (1997) показали, что предъявление слухового стимула во время контакта между двумя шарами сильно влияет на восприятие события столкновения. В этом случае воспринимаемый звук влияет на интерпретацию неоднозначного зрительного стимула.

Кроссмодальная речь

Несколько кроссмодальных явлений также были обнаружены для речевых стимулов. Эти кроссмодальные речевые эффекты обычно показывают измененную перцептивную обработку одномодальных стимулов (например, акустических паттернов) в силу предыдущего опыта работы с альтернативными унимодальными стимулами (например, оптическими паттернами). Например, Розенблюм, Миллер и Санчес (2007) провели эксперимент по изучению способности узнавать голос человека. Их первый интересный вывод был унимодальным: подобно тому, что происходит, когда кто-то неоднократно слышит, как человек говорит, воспринимающие могут познакомиться с «визуальным голосом» говорящего. То есть они могут ознакомиться со стилем речи человека, просто увидев, как этот человек говорит. Еще более поразительной была их кроссмодальная находка: знакомство с этим визуальная информация также привела к повышению узнаваемости слуховой речи говорящего, с которой участники никогда не сталкивались.

Точно так же было показано, что, когда воспринимающие видят говорящее лицо, они могут идентифицировать (только на слух) голос этого говорящего, и наоборот (Kamachi, Hill, Lander, & Vatikiotis-Bateson, 2003; Lachs & Pisoni). , 2004a, 2004b, 2004c; Розенблюм, Смит, Николс, Ли и Хейл, 2006). Другими словами, визуальная форма говорящего, участвующего в акте речи, содержит информацию о том, как этот говорящий должен звучать. Возможно, еще более удивительно, что слуховая форма речи содержит информацию о том, как должен выглядеть говорящий.

Подумай об этом

В конце 17 века ученый по имени Уильям Молинье задал известному философу Джону Локку вопрос, касающийся современных исследований мультисенсорной обработки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts