Виды ощущений
В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений. Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический и генетический.
Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952). Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.
Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные. Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта — потрогать.
Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.
Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой — молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.
Проприоцептивные (лат. proprius — собственный) ощущения — это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным, у человека — Н.А. Берштейном. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
Интероцептивные (органические) ощущения — это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).
Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее — интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии. На сегодняшний день практически любой крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.
Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.
Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха.
Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений — по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро:
«Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».
Смотреть видео
Психическая гипестезия
Психическая гипестезия — ослабление чувствительности вплоть до ее утраты, т. е. анестезии. Определение «психическая» указывает на то, что нарушение не связано с неврологической патологией, проводниковой или центральной, не связано оно и с повреждением рецепторов соответствующих органов чувств. Добавим к сказанному еще одно важное замечание. В настоящем фрагменте текста невозможно не коснуться темы патологии самовосприятия, т. е. утраты способности осознавать те или иные ощущения. Разграничить, где наблюдается нарушение самого процесса формирования ощущений, а где ощущения вполне сформированы, но не осознаются, достаточно сложно.
Более того, оба вида нарушения вполне могут сочетаться один с другим, и здесь трудно формулировать какие-то конкретные суждения. Тем не менее укажем два признака, позволяющие, пусть и далеко не всегда, провести соответствующее разграничение. Во-первых, нарушения собственно ощущений могут быть выявлены объективными методами исследования. Например, при утрате болевой чувствительности нанесение болевых раздражений не сопровождается появлением ощущения боли. Утрата осознавания чувства боли отличается тем, что ощущение боли, как выясняется при этом, в той или иной степени сохраняется. Во-вторых, нарушение ощущений часто не замечается пациентом и выявляется лишь при специальном обследовании.
Нередко такое расстройство и не тяготит пациентов. В случае расстройства самоосознавания пациент чаще всего сам заметит факт нарушения, может быть, обратит на это внимание врача. Кроме того, такое расстройство нередко сопровождается более или менее выраженной реакцией страдания. В приводимых далее клинических иллюстрациях гипи гиперестезии особенно часто фигурируют свидетельства пациентов, обнаруживающих симптомы нарушения самовосприятия.
Снижение интенсивности ощущений может возникать в разных анализаторах и проявляться в каждой из вышеупомянутых модальностей. В соответствии с этим мы и укажем симптомы расстройства.
Психическая гипалгезия и аналгезия — снижение и утрата болевой чувствительности. Реже пользуются термином индоленция. Выпадение болевой чувствительности, в том числе и стойкое, особенно часто выявляется в остром психотическом состоянии с симптомами помрачения сознания, кататонии, бреда и галлюцинаций. О том, что болевые ощущения у кататоников сохранены, свидетельствует живая реакция зрачков на боль — при нанесении болевого раздражения зрачки у пациентов расширяются.
Данный симптом у кататоников впервые описал О.Бумке (1903). Такие пациенты нередко совершают акты членовредительства и суицида с обширными самоповреждениями различных, включая внутренние, органов, совершенно не осознавая при этом боли. Так, пациент по приказу «голосов» перерубил «как палки» обе свои ноги, совершенно не ощущая боли. Болевая чувствительность восстанавливается по мере улучшения психического состояния. Теряется осознание боли и у больных с тяжелой депрессией, в состоянии аффекта, при оглушении сознания, в гипнотическом трансе, в опьянении, во время медитации. Механизмы аналгезии при этом, скорее всего, неоднородны. Так, утрата чувства боли при оглушении сознания связана, возможно, с выключением высших инстанций личности, в частности самоосознавания, а также нарушением функции корковых структур боли.
Спутанность сознания с неизбежностью влечет и спутанность самоосознавания, как это хорошо видно при онейроиде, и, следовательно, влечет нарушение восприятия различных проявлений Я, включая аналгезию. При депрессии в большей степени, вероятно, страдает осознавание чувства боли. Болевая чувствительность снижается иногда в связи с деперсонализацией. Больные ощущают при этом собственную боль так, будто она принадлежит кому-то другому или воспринимается где-то далеко и тем самым как бы теряет свою остроту. Потеря поверхностной болевой чувствительности («быстрой боли») возникает у пациентов с прогрессивным параличом, скорее всего, в силу повреждения нервных клеток и проводящих боль нервных путей.
Истерическая аналгезия объясняется избирательной направленностью внимания или, по терминологии психоанализа, с вытеснением чувства боли. Происходит это потому, что истерикам нарушение выгодно в том или ином отношении. Во всяком случае, большинство врачей, следуя за П.Жане и З.Фрейдом, все еще разделяет подобные обвинения больных. Во время сна болевая чувствительность чаще снижается — гипноаналгезия. Вероятно, это обусловлено «сонным торможением» нервных клеток. Описан и такой феномен, как аудиоаналгезия — снижение болевой чувствительности под влиянием громких звуков. Аудиоаналгезия является, видимо, следствием реципрокных интермодальных ощущений. При спинной сухотке встречается симптом Абади — отсутствие реакции боли в ответ на сжатие пяточного сухожилия. Аналогичные предположения могут быть выдвинуты и в отношении нижеследующих видов выпадения чувствительности.
Психическая анакузия и гипоакузия — утрата (ослабление) ощущений звука. Притупление остроты восприятия акустических стимулов. Особенно часто встречается при депрессии. Звуки кажутся пациентам ослабленными, неотчетливыми, плохо модулированными, доносящимися как бы издалека: «Уши как заложило, будто вата в них, я вроде недослышу, плохо разбираю, что мне говорят, иногда переспрашиваю». При истерии встречается функциональная глухота, обычно сочетающаяся с потерей способности говорить — сурдомутизм.
Психическая анопсия и гипоопсия — утрата (ослабление) светочувствительности. Депрессивные пациенты часто рассказывают, что яркое освещение им кажется тусклым, матовым, вечерним, все воспринимается как в дымке, через вуаль, пелену, завесу, как через окно в дождливый день или как если бы глаза были зашторены, покрыты пленкой. Нечетко воспринимаются контуры предметов, они видятся неясными, размытыми, лишенными четких очертаний, колеблющимися в неверном свете. Страдает при этом и цветоощущение. Цвета кажутся угасшими, блеклыми, пастельными, плохо различаются оттенки различных цветов. При истерии наблюдается функциональная амблиопия — мотивированная слепота. Характерным при этом является и симптом взгляда в глаза: пациент смотрит собеседнику прямо в глаза, даже если тот меняет свое местоположение.
Психическая агевзия и гипогевзия — утрата (притупление) вкусовых ощущений. Описывается в основном при депрессии. Пища кажется пациентам безвкусной, пресной, однообразной: «Будто траву жуешь или резину. Что бы ни есть, все кажется одинаково безвкусным. Если не глядеть, что на столе, то, кажется, и не различить, какая это пища… Не чувствую сладкого вкуса, пища кажется горькой». Агевзия может быть частичной, затрагивать лишь некоторые субмодальные вкусовые ощущения. Объективно вкусовая чувствительность может быть не нарушена.
Психическая аносмия и гипоносмия — утрата (притупление) обонятельных ощущений: «Не пойму, пахнет чем или нет… Не различаю запахов, как при насморке, их будто нет совсем… Не ощущаю запаха духов… Пища, кажется, не пахнет или пахнет как-то по-другому». Детальный расспрос может показать различные оттенки того, что пациенты называют потерей обоняния. При объективной проверке нарушения обоняния нередко не выявляется.
Психическая анафия и гипонафия — утрата (притупление) тактильных ощущений:
«Кожа на щеке как онемела, щека будто деревянная, я трогаю ее, а она ничего почти не чувствует… Кожа под коленными чашечками будто обморожена. Дотрагиваюсь до нее, давлю, но этого не ощущаю… Губами ничего не ощущаю, они будто не мои, точно приклеены… Моюсь утром, а воду руками не чувствую, будто трусь сухими ладонями». Участки потери чувствительности имеют различную локализацию и конфигурацию, не совпадающую с анатомическими зонами иннервации. В Средние века в Европе участки кожной анестезии считались «метками дьявола», таких пациентов обычно ждали пытки и костер. Если считать такое расстройство истерическим, то трудно придумать, какой может быть здесь «вторичная выгода», будто бы свойственная пациентам. При истерическом сурдомутизме, добавим, одновременно выявляется тактильная гипестезия кожи ушных раковин и слуховых проходов.
Психическая апаллестезия и гипопаллестезия — утрата (ослабление) вибрационных ощущений. На это, по-видимому, указывают следующие сообщения пациентов: «Внутри все замерло, остановилось… Не ощущаю, как бьется сердце, нет, кажется, пульса… Внутри будто бы ничего нет, там пустота».
Психическая абатестезия и гипобатестезия — утрата (ослабление) кинестетических ощущений: «Ноги как ватные, я плохо ощущаю их… Руки онемели, как затекли, будто отлежал их… Движения легкие, незаметные, будто суставы смазаны… Все делаю с какой-то невероятной легкостью, без усилий, руки как на шарнирах болтаются». Иногда нарушается восприятие положения частей тела: «Закрою глаза и не могу понять, как лежат руки, согнуты или вытянуты ноги, сжаты кулаки или нет… Не чувствую, в какую сторону я повернула голову, сижу я или лежу».
Психическая абарестезия и гипобарестезия — утрата (ослабление) ощущений давления и веса: «Не чувствую тяжести ноши… Мне кажется, что я не могу, закрыв глаза, определить, полное ведро или пустое… Не могу сообразить, под силу мне этот груз или нет… Я кажусь себе невесомым… Я, кажется, такой легкий, прыгну сейчас и полечу… Тело мое, кажется, легкое, как пушинка. Боюсь, чихнет сейчас кто или дунет ветер, и меня понесет… Сдавливаю ногу или руку, но этого не ощущаю… Пережимают жгутом руку, а я и не чувствую давления».
Психическая астатестезия и гипостатестезия — утрата (ослабление) статического чувства: «Машина разгоняется, а ускорение я чувствую только спиной… Самолет попадает в яму, я чувствую только невесомость, а ощущения падения нет. .. Бывало, покрутишься, остановишься и все вертится в другую сторону. А теперь такого нет».
Психическая атерместезия и гипотерместезия — утрата (ослабление) температурной чувствительности: «Не чувствую, горячее или холодное… Обжег руку и этого даже не почувствовал… Не чувствую руками, холодный ли лед… Не ношу ни рукавиц, ни перчаток, руки не мерзнут… Зимой в мороз хожу без шапки и не мерзну… Не чувствую температуры. На градуснике под 40, а я совершенно этого не ощущаю».
К содержанию
| |||||||||||||||||||||||||||
Цели обучения
- Определить основную терминологию и основные принципы мультимодального восприятия
- Приведите примеры мультимодальных и кроссмодальных поведенческих эффектов
Рисунок 1. То, как мы получаем информацию из мира, называется ощущением, а наша интерпретация этой информации называется восприятием. [Изображение: Лоренс ван Лиешоу]
Несмотря на то, что традиционно изучались различные органы чувств независимо друг от друга, большую часть времени восприятие работает в контексте информации, поступающей от нескольких сенсорных модальностей одновременно. Например, представьте, что вы стали свидетелем автомобильного столкновения. Вы можете описать стимул, вызванный этим событием, рассматривая каждое из чувств независимо друг от друга; то есть как набор из 90 280 одномодальных 90 281 стимулов. Ваши глаза будут стимулироваться узорами световой энергии, отражающейся от задействованных автомобилей. Ваши уши будут стимулироваться образцами акустической энергии, исходящими от столкновения. Ваш нос может даже раздражаться от запаха горящей резины или бензина. Однако вся эта информация будет относиться к одному и тому же: вашему восприятию автомобильного столкновения. В самом деле, если бы кто-нибудь прямо не попросил вас описать ваше восприятие в одномодальных терминах, вы, скорее всего, восприняли бы событие как единый набор ощущений от множества органов чувств. Другими словами, ваше восприятие будет мультимодальный . Вопрос в том, обрабатываются ли перцептивной системой различные источники информации, задействованные в этом мультимодальном стимуле, отдельно или нет.
В течение последних нескольких десятилетий исследования восприятия указывали на важность мультимодального восприятия : влияние на восприятие событий и объектов в мире, которое наблюдается, когда имеется информация от более чем одной сенсорной модальности. Большая часть этих исследований указывает на то, что на каком-то этапе обработки восприятия информация, поступающая от различных сенсорных модальностей, становится недоступной.0280 интегрированный . Другими словами, информация объединяется и обрабатывается как единое представление о мире.
Поведенческие эффекты мультимодального восприятия
Хотя нейробиологи обычно изучают очень простые взаимодействия между нейронами, тот факт, что они обнаружили так много кроссмодальных областей коры, похоже, намекает на то, что то, как мы воспринимаем мир, принципиально мультимодально. Наши интуитивные представления о восприятии согласуются с этим; не кажется, что наше восприятие событий ограничено восприятием каждой сенсорной модальности независимо. Скорее, мы воспринимаем единый мир, независимо от сенсорной модальности, посредством которой мы его воспринимаем.
Вероятно, потребуется еще много лет исследований, прежде чем нейробиологи раскроют все детали нейронного механизма, участвующего в этом объединенном опыте. Тем временем психологи-экспериментаторы внесли свой вклад в наше понимание мультимодального восприятия, исследуя связанные с ним поведенческие эффекты. Эти эффекты делятся на два больших класса. Первый класс — мультимодальные явления — касается связывания входных данных от множественных сенсорных модальностей и эффектов этого связывания на восприятие. Второй класс — кроссмодальные явления — касается влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой (Spence, Senkowski, & Roder, 2009).
Мультимодальные явления
Аудиовизуальная речь
Мультимодальные явления касаются стимулов, которые генерируют одновременную (или почти одновременную) информацию в более чем одной сенсорной модальности. Как обсуждалось выше, речь является классическим примером такого рода стимулов. Когда человек говорит, он генерирует звуковые волны, которые несут важную информацию. Если воспринимающий также смотрит на говорящего, то этот воспринимающий также имеет доступ к визуальные паттерны, несущие значимую информацию. Конечно, как известно любому, кто когда-либо пытался читать по губам, существуют пределы информативности визуальной речевой информации. Даже в этом случае одного визуального речевого паттерна достаточно для очень надежного восприятия речи. Большинство людей считают, что глухие люди намного лучше читают по губам, чем люди с нормальным слухом. Однако может оказаться сюрпризом узнать, что некоторые люди с нормальным слухом также замечательно умеют читать по губам (иногда это называют «чтением речи»). Фактически, как у людей с нормальным слухом, так и у глухих существует широкий диапазон способностей к чтению речи (Andersson, Lyxell, Rönnberg, & Spens, 2001). Тем не менее, причины такого широкого диапазона показателей еще недостаточно изучены (Auer & Bernstein, 2007; Bernstein, 2006; Bernstein, Auer, & Tucker, 2001; Mohammed et al. , 2005).
Как визуальная информация о речи взаимодействует со слуховой информацией о речи? В одном из самых ранних исследований этого вопроса изучалась точность распознавания произносимых слов, представленных в шумном контексте, как в приведенном выше примере о разговоре на многолюдной вечеринке. Для экспериментального изучения этого явления участникам был представлен какой-то не относящийся к делу шум («белый шум», который звучит как радио, настроенное между станциями). В белый шум были встроены произнесенные слова, и задача участников состояла в том, чтобы идентифицировать слова. Было два состояния: одно, в котором была представлена только слуховая составляющая слов («только слуховое» состояние), и одно, в котором были представлены как слуховые, так и зрительные компоненты («аудиовизуальное» состояние). Уровни шума также варьировались, так что в некоторых испытаниях шум был очень громким по сравнению с громкостью слов, а в других испытаниях шум был очень тихим по сравнению со словами. Самби и Поллак (1954) обнаружил, что точность распознавания произносимых слов была намного выше в аудиовизуальном режиме, чем в слуховом режиме. Кроме того, схема результатов соответствовала принципу обратной эффективности: преимущество, полученное от аудиовизуального представления, было самым высоким, когда производительность только слухового состояния была самой низкой (т. Е. Когда шум был самым громким). При таких уровнях шума аудиовизуальное преимущество было значительным: было подсчитано, что позволить участнику увидеть говорящего было эквивалентно уменьшению громкости шума более чем наполовину. Ясно, что аудиовизуальное преимущество может оказать сильное влияние на поведение.
Watch It
Еще одно явление, использующее аудиовизуальную речь, — это очень известная иллюзия, называемая «эффектом МакГерка» (по имени одного из его первооткрывателей). В классической формулировке иллюзии записывается фильм, в котором говорящий произносит слоги «гага». В другом фильме тот же оратор произносит слоги «баба». Затем слуховая часть фильма «баба» дублируется на визуальную часть фильма «шутка». Этот комбинированный стимул предъявляется участникам, которых просят сообщить, что сказал говорящий в фильме. МакГерк и Макдональд (1976) сообщили, что 98 процентов их участников сообщили, что слышали слог «дада», который не был ни в зрительном, ни в слуховом компонентах стимула. Эти результаты показывают, что объединение визуальной и слуховой информации о речи может оказывать сильное влияние на восприятие.
Вы можете просмотреть стенограмму «Попробуйте эту причудливую звуковую иллюзию!» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Тактильные/визуальные взаимодействия при владении телом
Однако не все феномены мультисенсорной интеграции связаны с речью. Одна особенно убедительная мультисенсорная иллюзия включает в себя интеграцию тактильной и визуальной информации в восприятии владения телом. В «иллюзии резиновой руки» (Botvinick & Cohen, 1998) наблюдатель располагается так, что одна его рука не видна. Фальшивая резиновая рука помещается рядом с закрытой рукой, но на видном месте. Затем экспериментатор использует легкую кисть, чтобы одновременно погладить скрытую руку и резиновую руку в одних и тех же местах. Например, если чистить средний палец закрытой руки, то средний палец резиновой руки также будет чистить. Это устанавливает соответствие между тактильными ощущениями (от закрытой руки) и зрительными ощущениями (от резиновой руки). Через короткое время (около 10 минут) участники сообщают, что почувствовали, что резиновая рука «принадлежит» им; то есть резиновая рука является частью их тела. Это чувство может быть настолько сильным, что удивление участника ударом молотка по резиновой руке часто приводит к рефлекторному отдергиванию закрытой руки, даже если ей совершенно ничего не угрожает. Таким образом, оказывается, что наше осознание собственного тела может быть результатом мультисенсорной интеграции.
Смотреть
Посмотрите иллюзию резиновой руки в следующем видео.
Вы можете просмотреть стенограмму «Иллюзия резиновой руки. Горизонт: можно ли верить? – BBC Two» здесь (открывается в новом окне).
Кроссмодальные явления
Кроссмодальные явления отличаются от мультимодальных тем, что они касаются влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой.
Визуальное влияние на слуховую локализацию
Рисунок 2 . Чревовещатели могут обмануть нас, заставив поверить, что то, что мы видим, и то, что мы слышим, одно и то же, хотя на самом деле это не так. [Изображение: Indiapuppet]
Известная (и часто встречающаяся) кроссмодальная иллюзия называется «эффектом чревовещания». Когда появляется чревовещатель, чтобы заставить марионетку говорить, она обманывает слушателя, заставляя его думать, что источник звуков речи находится во рту марионетки. Другими словами, вместо того, чтобы локализовать слуховой сигнал (исходящий изо рта чревовещателя) в нужное место, наша система восприятия локализует его неправильно (в рот марионетки).
Почему это может произойти? Рассмотрим доступную наблюдателю информацию о расположении двух компонентов стимула: звуков изо рта чревовещателя и визуального движения рта марионетки. В то время как совершенно очевидно, откуда исходит визуальный стимул (потому что вы можете его видеть), гораздо труднее точно определить местонахождение звуков. Другими словами, очень точное визуальное определение движения рта, по-видимому, перевешивает менее определенное местоположение слуховой информации. В более общем плане было обнаружено, что одновременное предъявление визуального стимула может влиять на расположение самых разнообразных слуховых стимулов (Vroomen & De Gelder, 2004). Кроме того, эффект чревовещания был продемонстрирован для движущихся объектов: движение визуального объекта может влиять на воспринимаемое направление движения движущегося источника звука (Soto-Faraco, Kingstone, & Spence, 2003).
Влияние слуха на зрительное восприятие
Родственная иллюзия демонстрирует противоположный эффект: когда звуки влияют на зрительное восприятие. В иллюзии двойной вспышки участника просят смотреть в центральную точку на мониторе компьютера. На краю поля зрения участника один раз кратковременно мелькает белый кружок. Существует также одновременное звуковое событие: либо один звуковой сигнал, либо два звуковых сигнала в быстрой последовательности. Примечательно, что участники сообщают, что видели две визуальные вспышки , когда вспышка сопровождается двумя звуковыми сигналами; один и тот же стимул рассматривается как одиночная вспышка в контексте одиночного звукового сигнала или его отсутствия (Shams, Kamitani, & Shimojo, 2000). Другими словами, количество услышанных гудков влияет на количество увиденных вспышек!
Ссылка на обучение
Посмотрите эксперимент с двойной вспышкой.
Взгляните на иллюзию прыгающих мячей здесь или посмотрите это видео с прыгающими мячами и звуком.
Другая иллюзия связана с восприятием столкновений двух кругов (называемых «шарами»), движущихся навстречу друг другу и продолжающихся друг через друга. Такие стимулы могут восприниматься либо как движение двух шаров друг через друга, либо как столкновение двух шаров, которые затем отскакивают друг от друга в противоположных направлениях. Секулер, Секулер и Лау (1997) показали, что предъявление слухового стимула во время контакта между двумя шарами сильно влияет на восприятие события столкновения. В этом случае воспринимаемый звук влияет на интерпретацию неоднозначного зрительного стимула.
Кроссмодальная речь
Несколько кроссмодальных явлений также были обнаружены для речевых стимулов. Эти кроссмодальные речевые эффекты обычно показывают измененную перцептивную обработку одномодальных стимулов (например, акустических паттернов) в силу предыдущего опыта работы с альтернативными унимодальными стимулами (например, оптическими паттернами). Например, Розенблюм, Миллер и Санчес (2007) провели эксперимент по изучению способности узнавать голос человека. Их первый интересный вывод был унимодальным: подобно тому, что происходит, когда кто-то неоднократно слышит, как человек говорит, воспринимающие могут познакомиться с «визуальным голосом» говорящего. То есть они могут ознакомиться со стилем речи человека, просто увидев, как этот человек говорит. Еще более поразительной была их кроссмодальная находка: знакомство с этим визуальная информация также привела к повышению узнаваемости слуховой речи говорящего, с которой участники никогда не сталкивались.
Точно так же было показано, что, когда воспринимающие видят говорящее лицо, они могут идентифицировать (только на слух) голос этого говорящего, и наоборот (Kamachi, Hill, Lander, & Vatikiotis-Bateson, 2003; Lachs & Pisoni). , 2004a, 2004b, 2004c; Розенблюм, Смит, Николс, Ли и Хейл, 2006). Другими словами, визуальная форма говорящего, участвующего в акте речи, содержит информацию о том, как этот говорящий должен звучать. Возможно, еще более удивительно, что слуховая форма речи содержит информацию о том, как должен выглядеть говорящий.
Подумай об этом
В конце 17 века ученый по имени Уильям Молинье задал известному философу Джону Локку вопрос, касающийся современных исследований мультисенсорной обработки.