Интермодальные ощущения в психологии это: Виды ощущений

Виды ощущений

В психологии имеют место различные подходы к классификации ощущений. Традиционный подход предполагает выделение видов ощущений в зависимости от специфики органов чувств: различают зрительные, слуховые, вкусовые, осязательные и обонятельные ощущения. Однако эта классификация не является исчерпывающей. В настоящее время в основу классификации ощущений положены два основных принципа: систематический и генетический.

Систематическая классификация была предложена английским физиологом Ч. Шеррингтоном (1857-1952). Взяв за основу характер отражения и место расположения рецепторов, он разделил все ощущения на три группы: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.

Наиболее многочисленную группу составляют экстероцептивные ощущения, отражающие свойства предметов и явления окружающего мира и возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы, расположенные на поверхности тела. Среди ощущений данной группы выделяют контактные и дистантные. Для возникновения контактных ощущений необходимо непосредственное воздействие объекта на рецептор. Так, чтобы оценить вкус пищи, нам нужно ее попробовать, для ощущения характера поверхности объекта — потрогать.

Для дистантных ощущений не нужен непосредственный контакт с объектом, так как рецепторы реагируют на раздражения, идущие от удаленных на некоторое расстояние предметов. Примерами такого рода ощущений могут служить зрительные и слуховые ощущения.

Обонятельные ощущения, по мнению ряда психологов, занимают своего рода промежуточное положение в структуре экстерорецептивных ощущений. С одной стороны, они возникают на расстоянии от предмета, с другой — молекулы, определяющие запах, входят в непосредственный контакт с обонятельными рецепторами. Следовательно, обонятельные ощущения могут быть охарактеризованы и как дистантные, и как контактные.

Проприоцептивные (лат. proprius — собственный) ощущения — это ощущения, отражающие движение и положение тела в пространстве благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, связках и вестибулярном аппарате. Роль проприорецепции как основы движений у животных была исследована советскими психологами А.А. Орбели и П.К. Анохиным, у человека — Н.А. Берштейном. Проприоцептивные ощущения, в свою очередь, делятся на кинестетические (двигательные) и статические, или ощущения равновесия. Рецепторы последней подгруппы расположены в полукружных каналах внутреннего уха.

Интероцептивные (органические) ощущения — это ощущения, возникающие при воздействии раздражителя на рецепторы во внутренних органах и тканях и отражающие внутренние состояния организма. Интероцептивные ощущения представляют собой наиболее древнюю и элементарную группу. Интерорецепторы информируют человека о различных состояниях внутренней среды организма (например, о наличии в ней биологически полезных и вредных веществ, температуре тела, давлении, химическом составе жидкостей).

Наиболее изучены экстерорецептивные ощущения, наименее — интероцептивные. В зарубежной психологии последние иногда называют «сферой темных (тайных) чувств». Они играют важную роль при постановке диагноза в медицине, а также при анализе сновидений в психологии.  На сегодняшний день практически любой  крупный лечебно-профилактический медицинский центр располагает специальным оборудованием, которое способно отслеживать реакцию внутренних органов на раздражитель. С помощью такой процедуры медицинские центры могут диагностировать различные заболевания внутренних органов даже на ранних стадиях.

Однако не все ощущения можно отнести к одной из трех выделенных Ч. Шеррингтоном групп. В этом случае говорят об интермодальных (промежуточных) ощущениях. К ним относятся, например, вибрационные ощущения, занимающие промежуточное положение между тактильными и слуховыми. Особое значение они приобретают при поражениях органов зрения или слуха.

Слепоглухонемая О. Скороходова пишет, что если она пытается представить жизнь людей, движение в городе, то шум и звуки представляются ей в виде непрерывных вибраций. Был такой случай: она почувствовала, как движущийся воздух коснулся поверхности ее лица, и проснулась от движения воздуха.

Как уже отмечалось, возможен иной подход к классификации ощущений — по соответствующим им органам чувств (т.е. модальностям). В связи с этим можно привести высказывание французского философа Д. Дидро:

«Наши чувства — клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа».

Смотреть видео

Психическая гипестезия

Психическая гипестезия — ослабление чувствительности вплоть до ее утраты, т. е. анестезии. Определение «психическая» указывает на то, что нарушение не связано с неврологической патологией, проводниковой или центральной, не связано оно и с повреждением рецепторов соответствующих органов чувств. Добавим к сказанному еще одно важное замечание. В настоящем фрагменте текста невозможно не коснуться темы патологии самовосприятия, т. е. утраты способности осознавать те или иные ощущения. Разграничить, где наблюдается нарушение самого процесса формирования ощущений, а где ощущения вполне сформированы, но не осознаются, достаточно сложно. 

Более того, оба вида нарушения вполне могут сочетаться один с другим, и здесь трудно формулировать какие-то конкретные суждения. Тем не менее укажем два признака, позволяющие, пусть и далеко не всегда, провести соответствующее разграничение. Во-первых, нарушения собственно ощущений могут быть выявлены объективными методами  исследования.  Например,  при утрате болевой чувствительности нанесение болевых раздражений не сопровождается появлением ощущения боли. Утрата осознавания чувства боли отличается тем, что ощущение боли, как выясняется при этом, в той или иной степени сохраняется. Во-вторых, нарушение ощущений часто не замечается пациентом и выявляется лишь при специальном обследовании.

Нередко такое расстройство и не тяготит пациентов. В случае расстройства самоосознавания пациент чаще всего сам заметит факт нарушения, может быть, обратит на это внимание врача. Кроме того, такое расстройство нередко сопровождается более или менее выраженной реакцией страдания. В приводимых далее клинических иллюстрациях гипи гиперестезии особенно часто фигурируют свидетельства пациентов, обнаруживающих симптомы нарушения самовосприятия.

Снижение интенсивности ощущений может возникать в разных анализаторах и проявляться в каждой из вышеупомянутых модальностей. В соответствии с этим мы и укажем симптомы расстройства.

Психическая гипалгезия и аналгезия — снижение и утрата болевой чувствительности. Реже пользуются термином индоленция. Выпадение болевой чувствительности, в том числе и стойкое, особенно часто выявляется в остром психотическом состоянии с симптомами помрачения сознания, кататонии, бреда и галлюцинаций. О том, что болевые ощущения у кататоников сохранены, свидетельствует живая реакция зрачков на боль — при нанесении болевого раздражения зрачки у пациентов расширяются.  

Данный симптом у кататоников впервые описал О.Бумке (1903). Такие пациенты нередко совершают акты членовредительства и суицида с обширными самоповреждениями различных, включая внутренние, органов, совершенно не осознавая при этом боли. Так, пациент по приказу «голосов» перерубил «как палки» обе свои ноги, совершенно не ощущая боли. Болевая чувствительность восстанавливается по мере улучшения психического состояния. Теряется осознание боли и у больных с тяжелой депрессией, в состоянии аффекта, при оглушении сознания, в гипнотическом трансе, в опьянении, во время медитации. Механизмы аналгезии при этом, скорее всего, неоднородны. Так, утрата чувства боли при оглушении сознания связана, возможно, с выключением высших инстанций личности, в частности самоосознавания, а также нарушением функции корковых структур боли.

Спутанность сознания с неизбежностью влечет и спутанность самоосознавания, как это хорошо видно при онейроиде, и, следовательно, влечет нарушение восприятия различных проявлений Я, включая аналгезию. При депрессии в большей степени, вероятно, страдает осознавание чувства боли. Болевая чувствительность снижается иногда в связи с деперсонализацией. Больные ощущают при этом собственную боль так, будто она принадлежит кому-то другому или воспринимается где-то далеко и тем самым как бы теряет свою остроту. Потеря поверхностной болевой чувствительности («быстрой боли») возникает у пациентов с прогрессивным параличом, скорее всего, в силу повреждения нервных клеток и проводящих боль нервных путей. 

Истерическая аналгезия объясняется избирательной направленностью внимания или, по терминологии психоанализа, с вытеснением чувства боли. Происходит это потому, что истерикам нарушение выгодно в том или ином отношении. Во всяком случае, большинство врачей, следуя за П.Жане и З.Фрейдом, все еще разделяет подобные обвинения больных. Во время сна болевая чувствительность чаще снижается — гипноаналгезия. Вероятно, это обусловлено «сонным торможением» нервных клеток. Описан и такой феномен, как аудиоаналгезия — снижение болевой чувствительности под влиянием громких звуков. Аудиоаналгезия является, видимо, следствием реципрокных интермодальных ощущений. При спинной сухотке встречается симптом Абади — отсутствие реакции боли в ответ на сжатие пяточного сухожилия. Аналогичные предположения могут быть выдвинуты и в отношении нижеследующих видов выпадения чувствительности.

Психическая анакузия и гипоакузия — утрата (ослабление) ощущений звука. Притупление остроты восприятия акустических стимулов. Особенно часто встречается при депрессии. Звуки кажутся пациентам ослабленными, неотчетливыми, плохо модулированными, доносящимися как бы издалека: «Уши как заложило, будто вата в них, я вроде недослышу, плохо разбираю, что мне говорят, иногда переспрашиваю». При истерии встречается функциональная глухота, обычно сочетающаяся с потерей способности говорить — сурдомутизм.

Психическая анопсия и гипоопсия — утрата (ослабление) светочувствительности. Депрессивные пациенты часто рассказывают, что яркое освещение им кажется тусклым, матовым, вечерним, все воспринимается как в дымке, через вуаль, пелену, завесу, как через окно в дождливый день или как если бы глаза были зашторены, покрыты пленкой. Нечетко воспринимаются контуры предметов, они видятся неясными, размытыми, лишенными четких очертаний, колеблющимися в неверном свете. Страдает при этом и цветоощущение. Цвета кажутся угасшими, блеклыми, пастельными, плохо различаются оттенки различных цветов. При истерии наблюдается функциональная амблиопия — мотивированная слепота. Характерным при этом является и симптом взгляда в глаза: пациент смотрит собеседнику прямо в глаза, даже если тот меняет свое местоположение.

Психическая агевзия и гипогевзия — утрата (притупление) вкусовых ощущений. Описывается в основном при депрессии. Пища кажется пациентам безвкусной, пресной, однообразной: «Будто траву жуешь или резину. Что бы ни есть, все кажется одинаково безвкусным. Если не глядеть, что на столе, то, кажется, и не различить, какая это пища… Не чувствую сладкого вкуса, пища кажется горькой». Агевзия может быть частичной, затрагивать лишь некоторые субмодальные вкусовые ощущения. Объективно вкусовая чувствительность может быть не нарушена.

Психическая аносмия и гипоносмия — утрата (притупление) обонятельных ощущений: «Не пойму, пахнет чем или нет… Не различаю запахов, как при насморке, их будто нет совсем… Не ощущаю запаха духов… Пища, кажется, не пахнет или пахнет как-то по-другому». Детальный расспрос может показать различные оттенки того, что пациенты называют потерей обоняния. При объективной проверке нарушения обоняния нередко не выявляется.

Психическая анафия и гипонафия — утрата (притупление) тактильных  ощущений:

«Кожа на щеке как онемела, щека будто деревянная, я трогаю ее, а она ничего почти не чувствует… Кожа под коленными чашечками будто обморожена. Дотрагиваюсь до нее, давлю, но этого не ощущаю… Губами ничего не ощущаю, они будто не мои, точно приклеены… Моюсь утром, а воду руками не чувствую, будто трусь сухими ладонями». Участки потери чувствительности имеют различную локализацию и конфигурацию, не совпадающую с анатомическими зонами иннервации. В Средние века в Европе участки кожной анестезии считались «метками дьявола», таких пациентов обычно ждали пытки и костер. Если считать такое расстройство истерическим, то трудно придумать, какой может быть здесь «вторичная выгода», будто бы свойственная пациентам. При истерическом сурдомутизме, добавим, одновременно выявляется тактильная гипестезия кожи ушных раковин и слуховых проходов.

Психическая апаллестезия и гипопаллестезия — утрата (ослабление) вибрационных ощущений. На это, по-видимому, указывают следующие сообщения пациентов: «Внутри все замерло, остановилось… Не ощущаю, как бьется сердце, нет, кажется, пульса… Внутри будто бы ничего нет, там пустота».

Психическая абатестезия и гипобатестезия — утрата (ослабление) кинестетических ощущений: «Ноги как ватные, я плохо ощущаю их… Руки онемели, как затекли, будто отлежал их… Движения легкие, незаметные, будто суставы смазаны… Все делаю с какой-то невероятной легкостью, без усилий, руки как на шарнирах болтаются». Иногда нарушается восприятие положения частей тела: «Закрою глаза и не могу понять, как лежат руки, согнуты или вытянуты ноги, сжаты кулаки или нет… Не чувствую, в какую сторону я повернула голову, сижу я или лежу».

Психическая абарестезия и гипобарестезия — утрата (ослабление) ощущений давления и веса: «Не чувствую тяжести ноши… Мне кажется, что я не могу, закрыв глаза, определить, полное ведро или пустое… Не могу сообразить, под силу мне этот груз или нет… Я кажусь себе невесомым… Я, кажется, такой легкий, прыгну сейчас и полечу… Тело мое, кажется, легкое, как пушинка. Боюсь, чихнет сейчас кто или дунет ветер, и меня понесет… Сдавливаю ногу или руку, но этого не ощущаю… Пережимают жгутом руку, а я и не чувствую давления».

Психическая астатестезия и гипостатестезия — утрата (ослабление) статического чувства: «Машина разгоняется, а ускорение я чувствую только спиной… Самолет попадает в яму, я чувствую только невесомость, а ощущения падения нет. .. Бывало, покрутишься, остановишься и все вертится в другую сторону. А теперь такого нет».

Психическая атерместезия и гипотерместезия — утрата (ослабление) температурной чувствительности: «Не чувствую, горячее или холодное… Обжег руку и этого даже не почувствовал… Не чувствую руками, холодный ли лед… Не ношу ни рукавиц, ни перчаток, руки не мерзнут… Зимой в мороз хожу без шапки и не мерзну… Не чувствую температуры. На градуснике под 40, а я совершенно этого не ощущаю».

К содержанию

Букатко, Развитие ребенка — Тематический подход, 5е: План главы

Сайт учебников для:
Развитие ребенка — тематический подход , пятое издание
Данута Букатко — Колледж Святого Креста
Марвин В. Далер — Массачусетский университет, Амхерст
Содержание главы
Глава 6: Базовое обучение и восприятие
  1. Основные процессы обучения в младенчестве и детстве

    Психологи, занимающиеся вопросами развития, обнаружили доказательства существования ряда основных процессов обучения в раннем младенчестве и детстве.
    1. Привыкание
      Привыкание — это постепенное снижение реакции после повторяющихся случаев тот же стимул. Когда реакция повторяется после изменения знакомого стимула, индивидуум демонстрирует выздоровление от привыкания, или отказ от привычки. Почти все младенцы демонстрируют привыкание, но недоношенные, с повреждением головного мозга, а у младенцев младшего возраста наблюдается менее быстрое привыкание и менее быстрое восстановление после привыкания, чем у старших, более зрелых младенцев.
    2. Классическое обусловливание
      В классическом обусловливании нейтральный стимул, называемый условным стимулом (УС),
      , становится связанным со стимулом, который спонтанно вызывает врожденную реакцию. Именно безусловный стимул (UCS) обычно вызывает безусловную реакцию (UCR). После нескольких сопряжений CS с UCS будет работать только CS. приходят, чтобы получить ответ, аналогичный UCR. Реакция, вызываемая только CS, называется 9-й.0059 условный ответ (CR). Было показано, что младенцы в возрасте двух часов демонстрируют классическую обусловленность. Однако ограниченное поведение новорожденных ограничивает CR, которым они могут научиться. По мере того как младенцы становятся старше, классическое обусловливание происходит быстрее и включает в себя более широкий спектр действий. спектр раздражителей.
      Исследования, применяемые в воспитании детей: уменьшение нарушений сна путем изменения усвоенного поведения

    3. Оперативное кондиционирование
      Оперантное обусловливание включает изменения в поведении в результате последствий которые следуют за поведением.
      Как правило, поведение становится более частым, когда с последующим положительным подкреплением или удалением аверсивного стимула, или отрицательным подкреплением. Поведение снижается по частоте, когда за ним следует удаление вознаграждение ( отрицательное наказание ) или представление неприятного события ( положительное наказание ). Также существуют экспериментальные данные об оперантном обусловливании у новорожденных в течение нескольких часов после рождения.
    4. Нарушения сна и обусловленность
      . Принципы классического и оперантного обусловливания могут способствовать сну трудности у младенцев и детей младшего возраста. Поднятие, раскачивание и прочее Внимание, оказываемое родителями, когда дети больны или расстроены, может способствовать сохранению беспокойства, плача, и другие виды поведения после того, как проблема будет решена. Однако принципы обучения также может применяться для уменьшения нарушений сна. Например, родители могут обеспечить регулярные позитивные процедуры перед сном, поощрять сон в детской кроватке, предоставлять соответствующие альтернативные сигналы, такие как одеяло или игрушка, чтобы способствуют сну и устраняют поощрения, которые могут поощрять усилия ребенка по привлечению внимания перед сном.
      Родители могут захотеть инициировать отсроченное реагирование, то есть более длительный интервал перед проверкой, чтобы убедиться, что младенец старшего возраста или ребенок младшего возраста все в порядке, если вам трудно заснуть.
    5. Имитация
      Имитация – это процесс, посредством которого младенец повторяет реакцию, которую другой человек, модель, сделал. Некоторые исследователи сообщают, что одно- или двухдневные новорожденные могут имитировать мимику. Другие психологи задавались вопросом, является ли поведение младенцев настоящей имитацией или биологически запрограммированной реакцией на какие-либо внешняя стимуляция. Еще до годовалого возраста младенец демонстрирует
      отложенных подражаний,
      способность имитировать поведение модели спустя часы, дни или даже недели. После года они также различают преднамеренное поведение. по сравнению с непреднамеренными.
    6. Неявное обучение
      Неявное обучение относится к абстрактным знаниям, недоступным для сознательного осмысления. Эти знания приобретаются случайно от других обработки, и, следовательно, обучение непреднамеренно. Мы чувствительны к закономерностям, присутствующим в физическом и социальном мире, и поэтому неявно изучайте эти закономерности или закономерности.
  2. Сенсорные и перцептивные способности
    Психологи проводят различие между ощущением, регистрацией базовой информации, такой как образы и звуки, сенсорными органами. рецепторы и мозг, и восприятие, организация и интерпретация ощущений.
    1. Измерение сенсорных и перцептивных способностей младенцев
      Большинство методов, разработанных исследователями для изучения ощущений и восприятия младенцев, включают измерения внимание. Младенцы часто предпочитают смотреть на некоторые виды раздражителей. Исследователи обнаружили, что младенцы предпочитают сложные визуальные паттерны, такие как лица или мишени, однотонным кругам. Привыкание, когда младенец все меньше внимания уделяет знакомому предмету, также использовался для изучения сенсорных способностей.
      Процедуры оперантного кондиционирования также использовались для изучения детского восприятия. Младенцы награждаются пища или другие приятные последствия для производства реакции, такие как сосание или поворот головы, при наличии определенного раздражителя. Физиологические реакции, такие как частота сердечных сокращений или неврологическая мозговая активность также использовались для исследования Сенсорные и перцептивные способности младенцев.
      Изучение методов исследования: процедуры привыкания
      Логика процедуры привыкания основывается на том факте, что младенцы предъявление одного и того же стимула при повторных испытаниях уменьшит их внимание на этот раздражитель. Если затем стимул изменить определенным образом и младенцы интерпретируют модификация как изменение, они могут демонстрировать восстановление после привыкания, то есть возобновить свое внимание к измененному стимулу. Чтобы проиллюстрировать это процедура, описано исследование, в котором результаты показывают, что двухмесячные младенцы могут обнаруживать иллюзорная форма черного квадрата с точками света на поверхности, появляющаяся как звездный свет в черном небе.
      Когда квадрат двигался по пути в центр фона, на него обращали внимание младенцы. Однако при повторных испытаниях их время поиска уменьшилось. Младенцы, лишенные привычек, когда были введены новые образцы тестов. представлены.

    2. Зрение
      Человеческий младенец активно воспринимает визуальную информацию в окружающей среде. Зрительная аккомодация — это процесс, при котором хрусталик изменяет свою форму, так что объекты, расстояния от глаза могут быть сфокусированы на сетчатке. Новорожденные имеют ограниченное приспособление и лучше всего различают объекты, расположенные на расстоянии от восьми до двадцати дюймов.
      Саккады,
      быстрые движения глаз для осмотра объектов или просмотра на периферии, возникают сразу после рождения. Однако саккадические движения глаз у новорожденных медленные и распространяются лишь на небольшие расстояния. К одному месяцу саккады младенцев аналогичны саккадам взрослых. Плавное визуальное преследование состоит в следовании за медленно движущейся целью плавными, непрерывными движениями. глаз. К шести-восьми месяцам эта способность проявляется как у взрослых. Младенцы младше двух месяцев не обнаруживают надежной вергенции (вращение глаз для фокусировки на удалении и приближении предметов), но к трем месяцам они демонстрируют этот навык более надежно.
      Насколько хорошо видит младенец, определяется мерами остроты зрения, способности различать контуры, границы и края в визуальный массив. Острота зрения быстро улучшается в первые шесть месяцев после рождения. Сетчатка содержит палочки и колбочки, два типа рецепторных клеток. Палочки чувствительны к интенсивности света, тогда как колбочки чувствительны к длинам волн света, которые ответственны за для восприятия цвета. К трем месяцам жизни, а возможно и раньше, младенцы обладают цветовым зрением, подобным взрослому.
      Не все младенцы имеют нормальное развитие зрения. Младенцы могут родиться с катаракта или амблиопия, или ленивый глаз. Ребенок с амблиопией (которая может или может быть незаметен по внешнему виду «косоглазия») может потерять зрение и восприятие глубины, если не принять меры заранее, чтобы позволить более слабому глазу укрепиться.
      Обработка зрительной информации у младенцев в возрасте до двух месяцев регулируется прежде всего относительно простыми элементами, такими как контуры, углы и движение. После двухмесячного возраста сканирование становится более систематическим.
      внешний эффект
      относится к тому факту, что младенцы в возрасте до двух месяцев, как правило, выглядят только на внешних контурах сложного раздражителя. Однако младенцы старшего возраста будут сканировать внутренние особенности сложного стимула, тем самым обрабатывая весь паттерн. Распознавание «субъективных» контуров является источником доказательств того, что к трем-четырем месяцам младенцы воспринимать паттерны, а не отдельные углы или особенности. Лицо представляет собой визуальный паттерн, который, очевидно, важен для младенца и является предпочтительным в самом раннем младенчестве.
      Кинетические подсказки помогают идентифицировать объекты. Трехмесячные дети (но не новорожденные) будут воспринимать частично закрытый объект как единое целое, если видимые части объекты видны движущимися вместе. Кинетические сигналы также используются для восприятия биологического движения. Когда рисунок огней имитирует идущего человека, пятимесячного (но не трехмесячного) olds), похоже, придают этому паттерну особое значение.
      Способность воспринимать глубину частично является результатом бинокулярного зрения, восприятия слегка отличающихся визуальных сигналов. двумя глазами. Синтез этих двух изображений в единое трехмерное восприятие называется Стереопсис. Восприятие глубины также возможно благодаря кинетическим сигналам, которые исходят от движений глаз, движений головы или тела, а также движений объектов в пространстве. среда. Исследования с использованием визуального обрыва показали, что младенцы, способные ползать, обычно не доползают до глубокая сторона скалы. В возрасте пяти-семи месяцев младенцы, по-видимому, способны обнаруживать изобразительные признаки глубины (которые могут быть восприняты одним глазом). такие как относительный размер, тени, взаиморасположение поверхностей и линейная перспектива.
    3. Прослушивание
      Младенцы начинают реагировать на звуковые раздражители за несколько недель до рождения. Примечательно, что новорожденные предпочитают звуки, которые они слышали до рождения. Пренатальное знакомство помогает объяснить, почему новорожденные предпочитают слушать записи голосов своих матерей, а не чужого голоса. Некоторые будущие мамы подвергают плод слуховым и виброакустическим воздействиям с целью его стимуляции. пренатальное обучение и развитие. Однако польза от такого опыта неизвестны, и есть даже опасения по поводу повреждения деликатных органов чувств.
      Хотя младенцы могут различать звуки до рождения, их слух улучшается после рождения. Новорожденные проявляют локализацию звука, способность находить звук, поворачивая голову или глаза в направлении звука; однако они менее точны в определении положения шум, чем дети или взрослые. Младенцы двух-трех месяцев начинают распознавать изменения в звуковых паттернах, таких как продолжительность интервалов между звуковыми вспышками. Шестимесячные дети могут различать более сложные ритмы и мелодии. Важность Восприятие звуковых образов относится не только к восприятию музыки, но и к фразировке. восприятие звуковых ритмов, лежащих в основе речи.
      Младенцы в возрасте до шести месяцев обладают перцептивными способностями различать основные отличительные звуки речи, называемые фонемами в любом из сотен языков, на которых говорят во всем мире. теоретический отчеты об этих открытиях предполагают, что младенцы либо рождаются с «речевым модулем», врожденной способностью обнаруживать и обрабатывать звуки речи, либо использовать общие слуховые способности и быстро научиться использовать эти способности для обработки звуков речи. Доказательство для врожденного речевого восприятия исходит из исследований категориального восприятия. Категориальное восприятие происходит, например, когда небольшие изменения во времени начала голоса (VOT) фонемы, такой как ba , не воспринимаются, но обнаруживаются изменения VOT за границей категории, такой как ba по сравнению с pa . Младенцы в возрасте одного месяца демонстрируют категорическое восприятие для многих звуков речи. Однако примерно к одному году младенцы, не слышавшие определенные фонемы в своей языковой среде, теряют способность воспринимать их.
      Противоречие: следует ли плоду проходить сенсорную учебную программу?
      Многие будущие родители стремятся помочь развитию своего ребенка. Некоторые родители распространяют это на плод, но обнажают плод. к шаблонным звукам, музыке или даже словам и числам. Существуют разногласия по поводу того, существуют ли устойчивые положительные эффекты от этого опыта, и некоторые считают, что чрезмерная стимуляция может на самом деле иметь негативные последствия.

    4. Запах и вкус
      Новорожденные могут различать многие запахи, о чем свидетельствует выражение их лица в ответ на запаховые раздражители. К пятидневному возрасту младенцы, находящиеся на грудном вскармливании, предпочитают прокладки для груди своих матерей прокладкам для груди других матерей. Длительный опыт восприятия определенного запаха в течение сорока восьми часов после рождения приводит к тому, что он предпочитает этот запах. Кроме того, надежный наблюдаются половые различия; в любом возрасте женщины более чувствительны к запахам, чем мужчины.
      Младенцы по-разному реагируют на вкусовые раздражители вскоре после рождения, что делает расслабленная реакция лица на сладкое, поджимание губ на кислое и открывание рта на горькое. Врожденные вкусовые предпочтения могут помочь младенцам удовлетворить потребности в питании и избежать вредные вещества.
    5. Чувствительность к боли
      Традиционно новорожденные и очень маленькие дети редко получали лекарства для уменьшения боль. Считалось, что младенцы не испытывают боли или помнят ее, если испытали. Кроме того, последствия приема обезболивающих препаратов для младенец был проблемой. Исследования показывают, однако, что неврологические механизмы обнаружение боли развивается рано, а поведенческие реакции предполагают чувствительность к боли и даже некоторым воспоминаниям о ней у маленьких детей. Применение обезболивающих лекарства или альтернативные методы уменьшения дистресса при проведении болезненных процедур у младенцев сейчас рекомендуется.
      F. Интермодальное восприятие
      Координация информации от нескольких сенсорных систем называется интермодальным восприятием. Согласно Джеймсу и Элеоноре Гибсон, младенцы амодальны при рождении; что то есть они могут быть не в состоянии отличить стимуляцию от другого чувства органы. По мере накопления опыта младенцы и дети учатся перцептивной дифференциации. Альтернативные теоретические точки зрения утверждают, что младенцы могут идентифицировать отдельные сенсорные входы. но должен научиться (например, путем обогащения) координировать отношения среди них. Исследования показали, что дети в возрасте трех с половиной лет месяцев демонстрируют интермодальное восприятие. Младенцы также, по-видимому, способны координировать зрение и осязание. информация. Шестимесячные дети, которые манипулируют предметами руками, могут затем распознать объект только путем визуального осмотра. Однако даже месячные могут согласовывать визуальную информацию с объектами, которые они проглотили. Доказательства не являются окончательными относительно врожденной или усвоенной координации сенсорной информации; там может быть некоторой правдой для обеих точек зрения.
    6. Примеры интермодального восприятия
      Чтобы определить, связывают ли младенцы зрительные и слуховые события, Элизабет Спелке предоставил младенцам возможность посмотреть два фильма. Саундтрек игра на заднем плане соответствовала одному из фильмов, а четырехмесячные младенцы предпочитал смотреть фильм, соответствующий саундтреку. Другие исследования показывают координацию между взглядом и прикосновением. Например, младенцы, кажется, узнают (на вид) разница между твердыми и мягкими предметами, которые им дали возможность в рот.
  3. Развитие восприятия в детстве
    Хотя младенцы демонстрируют замечательные способности восприятия при рождении или вскоре после этого восприятие меняется с дальнейшим развитием. Дети становятся быстрее и эффективнее при перцептивном различении, поскольку их внимание к особенностям окружающей среды становится более целенаправленным и организованным.
    1. Перцептивное обучение
      Теория перцептивного обучения Элеоноры Гибсон подчеркивает три изменения в развитии: повышение специфичности восприятия, улучшение внимания и более экономичное и эффективное приобретение перцептивных информация.
    2. Восприятие части-целого
      Восприятие дошкольников часто находится под влиянием целого; то есть им трудно анализировать объекты по определенным признакам и признакам. Они могут быть в состоянии обнаружить части или функции, но эта способность может зависеть от сложность раздражителей. Чем проще стимулы, тем больше вероятность того, что младшие дети смогут сообщить о них. видеть обе части, а также единое целое.
    3. Опыт и развитие восприятия
      Исследования на животных и людях показали, что опыт очень важен для поддержания перцептивных способностей. Сенсорная депривация, например. имеет серьезные пагубные последствия для развивающегося ребенка. Младенцы, рожденные с катарактой демонстрируют постепенную и необратимую потерю способности различать объекты через некоторое время. Существуют также чувствительные периоды, такие как бинокулярное зрение, во время которого перцептивные способности могут быть утрачены, если специфическая внешняя стимуляция ограничена. Восприятие также, по-видимому, зависит от социокультурного опыта ребенка.
9 0001 Мультимодальное восприятие | Введение в психологию

Цели обучения

  • Определить основную терминологию и основные принципы мультимодального восприятия
  • Приведите примеры мультимодальных и кроссмодальных поведенческих эффектов

Рисунок 1. То, как мы получаем информацию из мира, называется ощущением, а наша интерпретация этой информации называется восприятием. [Изображение: Лоренс ван Лиешоу]

Несмотря на то, что традиционно изучались различные органы чувств независимо друг от друга, большую часть времени восприятие работает в контексте информации, поступающей от нескольких сенсорных модальностей одновременно. Например, представьте, что вы стали свидетелем автомобильного столкновения. Вы можете описать стимул, вызванный этим событием, рассматривая каждое из чувств независимо друг от друга; то есть как набор из 90 280 одномодальных 90 281 стимулов. Ваши глаза будут стимулироваться узорами световой энергии, отражающейся от задействованных автомобилей. Ваши уши будут стимулироваться образцами акустической энергии, исходящими от столкновения. Ваш нос может даже раздражаться от запаха горящей резины или бензина. Однако вся эта информация будет относиться к одному и тому же: вашему восприятию автомобильного столкновения. В самом деле, если бы кто-нибудь прямо не попросил вас описать ваше восприятие в одномодальных терминах, вы, скорее всего, восприняли бы событие как единый набор ощущений от множества органов чувств. Другими словами, ваше восприятие будет мультимодальный . Вопрос в том, обрабатываются ли перцептивной системой различные источники информации, задействованные в этом мультимодальном стимуле, отдельно или нет.

В течение последних нескольких десятилетий исследования восприятия указывали на важность мультимодального восприятия : влияние на восприятие событий и объектов в мире, которое наблюдается, когда имеется информация от более чем одной сенсорной модальности. Большая часть этих исследований указывает на то, что на каком-то этапе обработки восприятия информация, поступающая от различных сенсорных модальностей, становится недоступной.0280 интегрированный . Другими словами, информация объединяется и обрабатывается как единое представление о мире.

Поведенческие эффекты мультимодального восприятия

Хотя нейробиологи обычно изучают очень простые взаимодействия между нейронами, тот факт, что они обнаружили так много кроссмодальных областей коры, похоже, намекает на то, что то, как мы воспринимаем мир, принципиально мультимодально. Наши интуитивные представления о восприятии согласуются с этим; не кажется, что наше восприятие событий ограничено восприятием каждой сенсорной модальности независимо. Скорее, мы воспринимаем единый мир, независимо от сенсорной модальности, посредством которой мы его воспринимаем.

Вероятно, потребуется еще много лет исследований, прежде чем нейробиологи раскроют все детали нейронного механизма, участвующего в этом объединенном опыте. Тем временем психологи-экспериментаторы внесли свой вклад в наше понимание мультимодального восприятия, исследуя связанные с ним поведенческие эффекты. Эти эффекты делятся на два больших класса. Первый класс — мультимодальные явления — касается связывания входных данных от множественных сенсорных модальностей и эффектов этого связывания на восприятие. Второй класс — кроссмодальные явления — касается влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой (Spence, Senkowski, & Roder, 2009).

Мультимодальные явления

Аудиовизуальная речь

Мультимодальные явления касаются стимулов, которые генерируют одновременную (или почти одновременную) информацию в более чем одной сенсорной модальности. Как обсуждалось выше, речь является классическим примером такого рода стимулов. Когда человек говорит, он генерирует звуковые волны, которые несут важную информацию. Если воспринимающий также смотрит на говорящего, то этот воспринимающий также имеет доступ к визуальные паттерны, несущие значимую информацию. Конечно, как известно любому, кто когда-либо пытался читать по губам, существуют пределы информативности визуальной речевой информации. Даже в этом случае одного визуального речевого паттерна достаточно для очень надежного восприятия речи. Большинство людей считают, что глухие люди намного лучше читают по губам, чем люди с нормальным слухом. Однако может оказаться сюрпризом узнать, что некоторые люди с нормальным слухом также замечательно умеют читать по губам (иногда это называют «чтением речи»). Фактически, как у людей с нормальным слухом, так и у глухих существует широкий диапазон способностей к чтению речи (Andersson, Lyxell, Rönnberg, & Spens, 2001). Тем не менее, причины такого широкого диапазона показателей еще недостаточно изучены (Auer & Bernstein, 2007; Bernstein, 2006; Bernstein, Auer, & Tucker, 2001; Mohammed et al. , 2005).

Как визуальная информация о речи взаимодействует со слуховой информацией о речи? В одном из самых ранних исследований этого вопроса изучалась точность распознавания произносимых слов, представленных в шумном контексте, как в приведенном выше примере о разговоре на многолюдной вечеринке. Для экспериментального изучения этого явления участникам был представлен какой-то не относящийся к делу шум («белый шум», который звучит как радио, настроенное между станциями). В белый шум были встроены произнесенные слова, и задача участников состояла в том, чтобы идентифицировать слова. Было два состояния: одно, в котором была представлена ​​только слуховая составляющая слов («только слуховое» состояние), и одно, в котором были представлены как слуховые, так и зрительные компоненты («аудиовизуальное» состояние). Уровни шума также варьировались, так что в некоторых испытаниях шум был очень громким по сравнению с громкостью слов, а в других испытаниях шум был очень тихим по сравнению со словами. Самби и Поллак (1954) обнаружил, что точность распознавания произносимых слов была намного выше в аудиовизуальном режиме, чем в слуховом режиме. Кроме того, схема результатов соответствовала принципу обратной эффективности: преимущество, полученное от аудиовизуального представления, было самым высоким, когда производительность только слухового состояния была самой низкой (т. Е. Когда шум был самым громким). При таких уровнях шума аудиовизуальное преимущество было значительным: было подсчитано, что позволить участнику увидеть говорящего было эквивалентно уменьшению громкости шума более чем наполовину. Ясно, что аудиовизуальное преимущество может оказать сильное влияние на поведение.

Watch It

Еще одно явление, использующее аудиовизуальную речь, — это очень известная иллюзия, называемая «эффектом МакГерка» (по имени одного из его первооткрывателей). В классической формулировке иллюзии записывается фильм, в котором говорящий произносит слоги «гага». В другом фильме тот же оратор произносит слоги «баба». Затем слуховая часть фильма «баба» дублируется на визуальную часть фильма «шутка». Этот комбинированный стимул предъявляется участникам, которых просят сообщить, что сказал говорящий в фильме. МакГерк и Макдональд (1976) сообщили, что 98 процентов их участников сообщили, что слышали слог «дада», который не был ни в зрительном, ни в слуховом компонентах стимула. Эти результаты показывают, что объединение визуальной и слуховой информации о речи может оказывать сильное влияние на восприятие.

Вы можете просмотреть стенограмму «Попробуйте эту причудливую звуковую иллюзию!» здесь (откроется в новом окне).

Попробуйте

Тактильные/визуальные взаимодействия при владении телом

Однако не все феномены мультисенсорной интеграции связаны с речью. Одна особенно убедительная мультисенсорная иллюзия включает в себя интеграцию тактильной и визуальной информации в восприятии владения телом. В «иллюзии резиновой руки» (Botvinick & Cohen, 1998) наблюдатель располагается так, что одна его рука не видна. Фальшивая резиновая рука помещается рядом с закрытой рукой, но на видном месте. Затем экспериментатор использует легкую кисть, чтобы одновременно погладить скрытую руку и резиновую руку в одних и тех же местах. Например, если чистить средний палец закрытой руки, то средний палец резиновой руки также будет чистить. Это устанавливает соответствие между тактильными ощущениями (от закрытой руки) и зрительными ощущениями (от резиновой руки). Через короткое время (около 10 минут) участники сообщают, что почувствовали, что резиновая рука «принадлежит» им; то есть резиновая рука является частью их тела. Это чувство может быть настолько сильным, что удивление участника ударом молотка по резиновой руке часто приводит к рефлекторному отдергиванию закрытой руки, даже если ей совершенно ничего не угрожает. Таким образом, оказывается, что наше осознание собственного тела может быть результатом мультисенсорной интеграции.

Смотреть

Посмотрите иллюзию резиновой руки в следующем видео.

Вы можете просмотреть стенограмму «Иллюзия резиновой руки. Горизонт: можно ли верить? – BBC Two» здесь (открывается в новом окне).

Кроссмодальные явления

Кроссмодальные явления отличаются от мультимодальных тем, что они касаются влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой.

Визуальное влияние на слуховую локализацию

Рисунок 2 . Чревовещатели могут обмануть нас, заставив поверить, что то, что мы видим, и то, что мы слышим, одно и то же, хотя на самом деле это не так. [Изображение: Indiapuppet]

Известная (и часто встречающаяся) кроссмодальная иллюзия называется «эффектом чревовещания». Когда появляется чревовещатель, чтобы заставить марионетку говорить, она обманывает слушателя, заставляя его думать, что источник звуков речи находится во рту марионетки. Другими словами, вместо того, чтобы локализовать слуховой сигнал (исходящий изо рта чревовещателя) в нужное место, наша система восприятия локализует его неправильно (в рот марионетки).

Почему это может произойти? Рассмотрим доступную наблюдателю информацию о расположении двух компонентов стимула: звуков изо рта чревовещателя и визуального движения рта марионетки. В то время как совершенно очевидно, откуда исходит визуальный стимул (потому что вы можете его видеть), гораздо труднее точно определить местонахождение звуков. Другими словами, очень точное визуальное определение движения рта, по-видимому, перевешивает менее определенное местоположение слуховой информации. В более общем плане было обнаружено, что одновременное предъявление визуального стимула может влиять на расположение самых разнообразных слуховых стимулов (Vroomen & De Gelder, 2004). Кроме того, эффект чревовещания был продемонстрирован для движущихся объектов: движение визуального объекта может влиять на воспринимаемое направление движения движущегося источника звука (Soto-Faraco, Kingstone, & Spence, 2003).

Влияние слуха на зрительное восприятие

Родственная иллюзия демонстрирует противоположный эффект: когда звуки влияют на зрительное восприятие. В иллюзии двойной вспышки участника просят смотреть в центральную точку на мониторе компьютера. На краю поля зрения участника один раз кратковременно мелькает белый кружок. Существует также одновременное звуковое событие: либо один звуковой сигнал, либо два звуковых сигнала в быстрой последовательности. Примечательно, что участники сообщают, что видели две визуальные вспышки , когда вспышка сопровождается двумя звуковыми сигналами; один и тот же стимул рассматривается как одиночная вспышка в контексте одиночного звукового сигнала или его отсутствия (Shams, Kamitani, & Shimojo, 2000). Другими словами, количество услышанных гудков влияет на количество увиденных вспышек!

Ссылка на обучение

Посмотрите эксперимент с двойной вспышкой.

Взгляните на иллюзию прыгающих мячей здесь или посмотрите это видео с прыгающими мячами и звуком.

Другая иллюзия связана с восприятием столкновений двух кругов (называемых «шарами»), движущихся навстречу друг другу и продолжающихся друг через друга. Такие стимулы могут восприниматься либо как движение двух шаров друг через друга, либо как столкновение двух шаров, которые затем отскакивают друг от друга в противоположных направлениях. Секулер, Секулер и Лау (1997) показали, что предъявление слухового стимула во время контакта между двумя шарами сильно влияет на восприятие события столкновения. В этом случае воспринимаемый звук влияет на интерпретацию неоднозначного зрительного стимула.

Кроссмодальная речь

Несколько кроссмодальных явлений также были обнаружены для речевых стимулов. Эти кроссмодальные речевые эффекты обычно показывают измененную перцептивную обработку одномодальных стимулов (например, акустических паттернов) в силу предыдущего опыта работы с альтернативными унимодальными стимулами (например, оптическими паттернами). Например, Розенблюм, Миллер и Санчес (2007) провели эксперимент по изучению способности узнавать голос человека. Их первый интересный вывод был унимодальным: подобно тому, что происходит, когда кто-то неоднократно слышит, как человек говорит, воспринимающие могут познакомиться с «визуальным голосом» говорящего. То есть они могут ознакомиться со стилем речи человека, просто увидев, как этот человек говорит. Еще более поразительной была их кроссмодальная находка: знакомство с этим визуальная информация также привела к повышению узнаваемости слуховой речи говорящего, с которой участники никогда не сталкивались.

Точно так же было показано, что, когда воспринимающие видят говорящее лицо, они могут идентифицировать (только на слух) голос этого говорящего, и наоборот (Kamachi, Hill, Lander, & Vatikiotis-Bateson, 2003; Lachs & Pisoni). , 2004a, 2004b, 2004c; Розенблюм, Смит, Николс, Ли и Хейл, 2006). Другими словами, визуальная форма говорящего, участвующего в акте речи, содержит информацию о том, как этот говорящий должен звучать. Возможно, еще более удивительно, что слуховая форма речи содержит информацию о том, как должен выглядеть говорящий.

Подумай об этом

В конце 17 века ученый по имени Уильям Молинье задал известному философу Джону Локку вопрос, касающийся современных исследований мультисенсорной обработки.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts