Исследования павлова: И.П. Павлов и его учение

От Архимеда до Хокинга: Иван Петрович Павлов

Павлов Иван Петрович – русский физиолог, четвёртый лауреат Нобелевской премии (1904) по физиологии и медицине, автор учения о высшей нервной деятельности. Родился 26 (14) сентября 1849 года в Рязани. Был старшим сыном в многодетной семье приходского священника, который считал своим долгом дать детям хорошее образование. В 1860 г. Павлов был принят сразу во второй класс Рязанского духовного училища. После окончания в 1864 г. поступил в духовную семинарию. Через шесть лет, под влиянием идей русских революционных демократов, в особенности трудов Писарева, и монографии Сеченова «Рефлексы головного мозга» оставил учёбу в семинарии и поступил в университет. В силу существовавших тогда ограничений в выборе факультета для семинаристов, Павлов в 1870 году поступил вначале на юридический факультет, затем перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета.

В то время в числе профессоров университета были выдающиеся учёные – Д. И. Менделеев, А. М. Бутлеров, Ф. В. Овсянников, И. Ф. Цион. На третьем курсе университета, не без влияния Циона, Павлов решает специализироваться в области физиологии.

В 1875 г. Павлов окончил университет со степенью кандидата естественных наук. Цион предложил ему стать своим ассистентом на кафедре физиологии Медико-хирургической академии (с 1881 г. – Военно-медицинская академия, ВМА). Он же убедил ассистента получить ещё и медицинское образование). В том же году Павлов поступил в МХА на третий курс и получил диплом лекаря в 1879.

После ухода Циона из академии Павлов отказался от должности ассистента при кафедре физиологии, предложенной ему новым руководителем кафедры И. Р. Тархановым. Он решил остаться в МХА лишь в качестве студента. Позже он стал ассистентом профессора К. Н. Устимовича на кафедре физиологии ветеринарного отделения Медико-хирургической академии, где проделал ряд работ по физиологии кровообращения.

В 1878 г. знаменитый русский клиницист Боткин пригласил Павлова работать к себе в клинику (здесь он работал до 1890 года, проводя исследования центробежных нервов сердца и работая над докторской диссертацией, с 1886 – руководитель клиники).

Павлов, И. П. Академик Павлов : избранные сочинения — Москва, 2015. — 733, [2] с.

В конце 70-х познакомился со своей будущей женой С. В. Карчевской. Свадьба состоялась в мае 1881, в 1884 супруги уехали в Германию, где Павлов стажировался в лабораториях ведущих физиологов того времени Р. Гейденгайна и К. Людвига.

В 1890 г. был избран профессором и заведующим кафедрой фармакологии ВМА, а в 1896 – заведующим кафедрой физиологии, которой руководил до 1924 года. С 1890 г. Павлов также заведует физиологической лабораторией при Институте экспериментальной медицины.

С 1925 г. до конца жизни Павлов руководил Институтом физиологии АН.

В 1904 году первым из русских учёных был удостоен Нобелевской премии за работу в области физиологии пищеварения.

Павлов был избран членом и почётным членом многих зарубежных академий, университетов, обществ. В 1935 г. на 15-м Международном конгрессе физиологов за многолетнюю научную работу был признан старейшиной физиологов мира.

Научный метод

Павлов, И. П. Об уме вообще, о русском уме в частности : записки физиолога / И. П. Павлов. – Москва : АСТ, 2015. – 318, [1] с.

До Павлова исследования проводились при помощи так называемого «острого опыта», суть которого заключалась в том, что интересующий учёного орган обнажался при помощи надрезов на теле наркотизированного или обездвиженного животного. Метод был непригоден для изучения нормального течения жизненных процессов, так как нарушал естественную связь между органами и системами организма. Павлов первым из физиологов стал использовать «хронический метод», при котором эксперимент проводится на практически здоровом животном, что позволило исследовать физиологические процессы в неискаженном виде.

Исследования по физиологии кровообращения

Одно из первых научных исследований Павлова было посвящено изучению роли нервной системы в регуляции кровообращения. Ученый установил, что перерезка блуждающих нервов, иннервирующих внутренние органы, приводит к глубоким нарушениям способности организма регулировать уровень артериального давления. В результате был сделан вывод, что значительные колебания давления улавливаются чувствительными нервными окончаниями в сосудистой сети, которые посылают импульсы, сигнализирующие об изменениях, в соответствующий центр мозга. Эти импульсы порождают рефлексы, направленные на изменение работы сердца и состояния сосудистого русла, и артериальное давление быстро возвращается к наиболее благоприятному уровню.

Докторская диссертация Павлова была посвящена исследованию центробежных нервов сердца. Учёный доказал наличие «тройного нервного контроля» на сердце: нервов функциональных, вызывающих или прерывающих деятельность органа; нервов сосудистых, регулирующих доставку химического материала к органу и нервов трофических, определяющих точный размер окончательной утилизации этого материала каждым органом и регулирующих тем самым жизненность ткани. Такой же тройной контроль учёный предполагал и в других органах.

Исследования по физиологии пищеварения

Метод «хронического эксперимента» позволил Павлову открыть многие законы функционирования пищеварительных желёз и процесса пищеварения в целом. До Павлова об этом имелись лишь некоторые весьма смутные и фрагментарные представления, а физиология пищеварения была одним из самых отсталых разделов физиологии.

Первые исследования Павлова в этой области были посвящены изучению работы слюнных желёз. Учёный установил зависимость между составом и количеством выделяемой слюны и природой раздражителя, что позволило ему сделать вывод о специфической возбудимости разных рецепторов ротовой полости каждым из раздражающих агентов.

Исследования, касающиеся физиологии желудка являются наиболее значительными достижениями Павлова в объяснении процессов пищеварения. Учёный доказал наличие нервной регуляции деятельности желудочных желез.

Благодаря усовершенствованию операции по созданию изолированного желудочка удалось выделить две фазы секреции желудочного сока: нервно-рефлекторную и гуморально-клиническую. Результатом исследований ученого в области физиологии пищеварения явился его труд под названием Лекции о работе главных пищеварительных желёз, опубликованный в 1897 году.

Этот труд в течение нескольких лет был переведён на немецкий, французский и английский языки и принес Павлову всемирную славу.

Исследования по физиологии высшей нервной деятельности

Павлов, И. П. Рефлекс свободы / И. П. Павлов. – Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 428 с.

К изучению физиологии высшей нервной деятельности Павлов перешёл, пытаясь объяснить феномен психического слюноотделения. Изучение этого явления привело его к понятию условного рефлекса. Условный рефлекс, в отличие от безусловного, не является врождённым, а приобретается в результате накопления индивидуального жизненного опыта и является приспособительной реакцией организма на условия жизнедеятельности. Процесс образования условных рефлексов Павлов назвал высшей нервной деятельностью и считал это понятие равнозначным термину «психическая деятельность».

Учёный выделил четыре типа высшей нервной деятельности у человека, которые основываются на представлениях о соотношении между процессами возбуждения и торможения.

Тем самым он подвел физиологический фундамент под учение Гиппократа о темпераментах.

Павлов разработал также учение о сигнальных системах. По Павлову, специфической особенностью человека является наличие у него, помимо первой сигнальной системы, общей с животными (разнообразные сенсорные раздражители, поступающие из внешнего мира), также и второй сигнальной системы – речи и письма.

Основной целью научной деятельности Павлова было изучение психики человека при помощи объективных экспериментальных методов.

Павловым были сформулированы представления об аналитико-синтетической деятельности головного мозга и создано учение об анализаторах, о локализации функций в коре головного мозга и о системности в работе больших полушарий.

Умер Иван Петрович 27 февраля 1936 года в Ленинграде.

Всё научное творчество учёного объединено общим принципом, который в то время называли нервизмом – идеей о ведущей роли нервной системы в регуляции деятельности органов и систем организма.

Музей-усадьба И. П. Павлова

В годы Великой Отечественной войны, 2 июня 1944 года, было подписано Распоряжение Совета Народных комиссаров о создании музея на Родине учёного в Рязани.

Музей И. П. Павлова был открыт выездной объединённой сессией Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР 6 марта 1946 года, в связи с десятой годовщиной со дня смерти учёного.

В 1968 году в распоряжение музея перешёл второй усадебный дом, построенный в 1888 году Петром Дмитриевичем Павловым – отцом учёного. В 1974 году, к 125-летию со дня рождения И. П. Павлова, состоялось торжественное открытие научной экспозиции, повествующей об открытиях учёного в области физиологии пищеварения, кровообращения и высшей нервной деятельности, разместившейся в этом доме. С этого момента новый дом, включённый в музейный комплекс, получил гордое название –  Дом науки.

30 ноября 1993 года музею был присвоен статус «Мемориальный музей-усадьба академика И.П. Павлова».

В 2007 году в состав музея вошло административное здание музея, сейчас здесь работает Научный центр по сохранению и пропаганде Павловского наследия. Здесь проходят научные конференции, семинары, мероприятия.

В 2009 году музей стал дипломантом Национальной туристской премии имени Ю. Сенкевича в номинации «Лучший региональный музей».

12 июня 2010 года в Доме науки состоялось торжественное открытие обновлённой научной экспозиции. Шесть залов музея в доступной для посетителей форме повествуют не только об открытиях физиолога И. П. Павлова, но и формируют представление об учёном как о гражданине мира.

Книги Ивана Петровича Павлова

Материал подготовлен отделом производственной литературы

г. Владимир, ул. Дзержинского, д. 3
E-mail: [email protected]

Тел. (4922) 32-32-02 (доб. 260)

Иван Петрович Павлов

26 сентября 1849 — 27 февраля 1936

 

Ни один из русских ученых XIX-XX вв. , даже Д.И. Менделеев, не получил такой известности за рубежом, как академик Иван Петрович Павлов (1849-1936). Его называли «романтической, почти легендарной личностью», «гражданином мира». Его считают признанным вождём мировой физиологической науки, любимым учителем врачей, подлинным героем творческого труда.

Он был членом 130 академий, университетов и международных обществ. Его считают признанным вождём мировой физиологической науки, любимым учителем врачей, подлинным героем творческого труда.

Иван Петрович Павлов родился в Рязани 26 сентября 1849 г. в семье священника.

Сильное впечатление на Ивана Петровича в юношеском возрасте произвела книга, о которой он потом всю жизнь вспоминал с благодарностью. Это было исследование отца русской физиологии Ивана Михайловича Сеченова «Рефлексы головного мозга». Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что тема этой книги составила лейтмотив всей творческой деятельности Павлова.

Все работы по физиологии, проведённые И. П. Павловым на протяжении почти 65 лет, в основном группируются около трёх разделов физиологии: физиологии кровообращения, физиологии пищеварения и физиологии мозга. Павлов ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. Исследования Павлова физиологии высшей нервной деятельности оказали большое влияние на развитие физиологии, психологии и педагогики.

Первым серьёзным открытием, которое создало ему славу, было открытие так называемого усиливающего нерва сердца. Это открытие послужило исходным толчком для создания научного учения о нервной трофике. Весь цикл работ по этой теме был оформлен в виде докторской диссертации под названием «Центробежные нервы сердца», которую он защитил в 1883 г.

Учение Павлова об условных рефлексах явилось логическим завершением всех тех физиологических экспериментов, которые он проделал по кровообращению и пищеварению.

 И.П. Павлов заглянул в самые глубинные и таинственные процессы человеческого мозга. Он разъяснил механизм сна, который оказался разновидностью особого нервного процесса торможения, распространяющегося по всей коре головного мозга.

В 1925 г. И.П. Павлов возглавил институт физиологии АН СССР и открыл при своей лаборатории две клиники: нервную и психиатрическую, где с успехом применял экспериментальные результаты, полученные им в лаборатории, для лечения нервных и душевных заболеваний, обращению и пищеварению.

Учение И.П. Павлова стало фундаментом для развития мировой науки. В Америке, Англии, Франции и других странах были созданы специальные павловские лаборатории. 27 февраля 1936 г. Ивана Петровича Павлова не стало. После непродолжительной болезни на 87-м году жизни он скончался.

 

Обзор основной литературы библиотечного сектора ОНИООП

ОГБПОУ «Рязанский медицинский колледж», касающейся

И.П. Павлова

1. Аничков С.В., Гребенкина М.А. И П. Павлов как фармаколог. – Изд. 2-е, доп. и испр. – М.: Издательство АМН СССР, 1951. – 40с.

2.Анохин П.К. Иван Петрович Павлов: жизнь, деятельность и научная школа. – М.: Издательство Академии наук, 1949. – 403с.

3. Асратян Э.А. Иван Петрович Павлов. — 2-е изд. – М.: Издательство «Наука», 1981.– 438с.

4. Асратян Э.А. И.П. Павлов. Жизнь и научное творчество. – М.-Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1949. – 208с.

5. Быков К.М. Роль коры головного мозга в деятельности внутренних органов: Научно-популярная лекция из цикла «И.П. Павлов и его учение» (К столетию со дня рождения). – М.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, 1949. – 19с.

6. Виноградов В.Н. Актовая речь 11 октября 1950 года: Учение И.П.Павлова и клиническая медицина. – М.: Издательство АМН СССР, 1951. – 39с.

7. Воронин С.В. Жизнеописание Ивана Петровича Павлова: Документальная повесть. – Л. : Советский писатель, 1984. – 320с

8. Гальперин С.И. Учение И.П. Павлова и дарвинизм: Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Ленинграде в 1949г. – Л.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, 1950. – 44с.

9. Григорьев А.И., Григорян Н.А. Великий сын России: к 155-летию со дня рождения и 100-летию присуждения Нобелевской премии И.П. Павлову. – М.: Наука, 2004. – 271с.

10. Квасов Д.Г, Федорова-Грот А.К. Физиологическая школа И.П. Павлова: Портреты и характеристики сотрудников и учеников. – Л.: Издательство Наука, 1967. – 300с.

11. Коштоянц Х.С. Повесть из жизни академика И.П. Павлова: О работах в области физиологии пищеварения. – Л.: Издательство Академии Наук СССР, 1937. – 182с.

12. Купалов П.С. Великий русский ученый И.П. Павлов: К столетию со дня рождения. – М.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, 1949. – 31с.

13. Маркосян А.А. Исследования И. П. Павлова в области кровообращения и пищеварения. – М.: Издательство АПН РСФСР, 1953. – 96с.

14. Николаев А.П. Учение И.П. Павлова и важнейшие проблемы акушерства и гинекологии. – М.: Издательство АМН СССР, 1951. – 40с.

15. И.П. Павлов. Избранные речи и статьи по вопросам психиатрии и невропатологии: Выпуск1. – М.: Издательство АМН СССР, 1951. – 108с.

16. И.П. Павлов. Лекции о работе главных пищеварительных желез: многократ. переизд. – Л.: Издательство АМН СССР, 1949. – 290с.

17. И.П. Павлов. Условный рефлекс: 50 лет изучения условного рефлекса. – М.: Издательство АМН СССР, 1952. – 80с.

18. И.П. Павлов в воспоминаниях современников/ Под ред. Крепс Е.М. – Л.: Издательство «Наука», 1967. – 384с.

19. Платонов К.И. Внушение и гипноз в свете учения И.П. Павлова: Научнопопулярный очерк. – М.: Гос. Изд-во мед. Литературы, 1951. – 56с.

20. Разенков И.П. Учение И.П. Павлова о физиологии пищеварения и его значение для медицины: Стенограмма публичной лекции, прочитанной в Центральном лектории Общества в Москве. – М.: Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, 1949. – 28с.

21. Розенталь И.С. Иван Петрович Павлов. – М.: Гос. Изд-во Мед. Литературы, 1963. – 148с.

22. Сапарина Е.В. Последняя тайна жизни: Павлов. Этюды о творчестве. М.: Мол.гвардия, 1983. – 175с.

23. Строганов В.В., Шустин Н.А. Жизнь и творчество академика И.П. Павлова. – М.: Издательство «Правда», 1949. – 47с.

24. Студитский А.Н. Повесть о великом физиологе. — М., Л.: Гос. Изд-во Дет. Лит. Мин. Просвещения РСФСР, 1950. – 208с.

25. Фролов Ю.П. Иван Петрович Павлов. Воспоминания. – М.: Издательство АМН СССР, 1949. – 216с.

26. Фролов Ю.П. Иван Петрович Павлов. Воспоминания. – Изд. 2-е, доп. – М.: Издательство АМН СССР, 1953. — 288с.

27. Чечнева А.В. На родине академика И.П. Павлова: Путеводитель. – М.: Моск. рабочий, 1982. – 111с.

 

Объяснение исследования собак Павлова: современная терапия

Современная терапия

Онлайн-терапия, объяснение экспериментов

Современная терапия

Онлайн-терапия, объяснение экспериментов

В 1890-х годах Иван Павлов был русским физиологом, который исследовал слюноотделение у собак как реакцию на кормление. Пока собак кормили, он использовал небольшую пробирку для измерения слюны, вставив ее им в щеки. Он предсказал, что у собак будет выделяться слюна, когда еда окажется перед ними, но понял, что слюноотделение на самом деле начиналось, когда собаки слышали шаги его помощника. Слюноотделение было вызвано не только подаваемой едой, но и звуком шагов, которые собаки ассоциировали с кормлением. Так была открыта классическая обусловленность.

У Павлова была идея, что собакам не нужно учиться некоторым вещам, например слюноотделению, когда они видят еду. Он сказал, что эти рефлексы запрограммированы у собак. Он назвал собачью еду безусловным стимулом, а слюноотделение — безусловной реакцией — эта реакция не требовала от собаки никакого обучения.

Безусловный стимул  (Пища) >  Безусловная реакция  (Слюна)

Затем он начал работать с нейтральными стимулами (предметами, которые не вызывали у собак инстинктивной реакции) и хотел «обуславливать» собак. Это означает, что он хотел вызывать реакцию каждый раз, когда возникали новые стимулы. Он использовал метроном и щелкнул им прямо перед тем, как дать собакам еду. Со временем звуки щелкающего метронома вызывали усиление слюноотделения.

Условный стимул  (Метроном) >  Условная реакция (Слюноотделение)

Это означает, что собака научилась ассоциировать метроном и пищу с усвоенным поведением. Эта реакция была выучена (обусловлена), что было названо условной реакцией или павловской реакцией.

Было установлено, что для возникновения ассоциации между двумя стимулами (например, метрономом и едой) они должны предъявляться близко друг к другу во времени. Он сказал, что если время между двумя пунктами будет слишком большим, обучение не произойдет. Его работа стала известной во многом потому, что это было первое систематическое исследование основных законов обучения и обусловленности.

Подводя итог: классическое обусловливание — обучение связыванию безусловного раздражителя (пищи), который уже вызывает определенную реакцию (слюноотделение), с новым условным раздражителем (метроном), так что новый раздражитель вызывает ту же реакцию. Это означает, что когда звучал метроном, у собаки выделялась слюна даже без еды.

Ссылки

Павлов, И. П. (1897/1902). Работа пищеварительных желез.  Лондон: Гриффин.

Павлов И. П. (1928). Лекции по условным рефлексам . (Перевод WH Gantt) Лондон: Аллен и Анвин.

Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической активности коры головного мозга. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Pavlov/lecture6.htm.

Метки: собаки Павлова, классическая кондиция, Иван Павлов

Собаки Павлова и классическая кондиция

  1. Поведенческая психология

Как эксперименты Павлова с собаками показали, что наше поведение можно изменить с помощью условного рефлекса.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Каталожные номера
  1. Кун, Д.Дж. (1982). Эпонимия, неизвестность, Твитмайер и Павлов. Журнал истории поведенческих наук . 18 (3). 255-62.
  2. Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической активности коры головного мозга. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Pavlov/.
  3. Крейк, Ф.И.М. и Локхарт, Р.С. (1972). Уровни обработки: основа для исследования памяти. Журнал вербального обучения и визуального поведения . 11 (6). 671-684.
  4. Карр, Х. и Фриман А. (1919). Временные отношения в образовании ассоциаций. Обзор психологии . 26 (6). 335-353.
  5. Павлов И.П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической активности коры головного мозга. Получено с http://psychclassics.yorku.ca/Pavlov/lecture6.htm.
  6. Киркпатрик, К. и Черч, Р.М. (2003). Отслеживание ожидаемого времени до подкрепления в процессах временного обусловливания. Обучение и поведение . 31 (1). 3-21.
  7. Меулдерс А., Вандебрук, Н. Вервлиет, Б. и Влайен, Дж.В.С. (2013). Градиенты генерализации в страхе, связанном с сигналом и контекстуальной болью: экспериментальное исследование участников со здоровьем. Frontiers in Human Neuroscience , 7 (345). 1-12.
  8. Уотсон, Дж. Б. и Рейнер, Р. (1920). Условные эмоциональные реакции. Журнал экспериментальной психологии . 3 (1). 1-14.
  9. Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиористов. Психологический обзор . (Уотсон, 1913). 20 . 158-177.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Ты зациклился?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts