Гуманистическая психология что такое: Гуманистическая психология: понятие, основные идеи, теории

Психология гуманистическая . Что такое «Психология гуманистическая «? Понятие и определение термина «Психология гуманистическая » – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Психология гуманистическая – направление в западной (в основном американской) психологии, в котором личность рассматривается как уникальная система, представляющая возможность для самоопределения человека. Гуманистическая психология, в противовес естественным наукам, настаивает на том, что каждый изучаемый человек – это активный субъект, который, в отличие от других живых организмов, оценивает экспериментальную ситуацию и выбирает подходящую модель поведения. Основные положения гуманистической психологии были сформулированы в 1963 году первым президентом Ассоциации гуманистической психологии Джеймсом Бьюдженталем:

  1. Человек не может изучаться путем научного изучения его частичных функций.
     
  2. Человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт. 
  3. Психология не может изучить и учесть многоуровневое сознание человека, которое непрерывно функционирует и обновляется. 
  4. Человек не является сторонним наблюдателем: он имеет выбор и возможность самостоятельно планировать свою жизнь и собственный опыт. 
  5. Все идеи и устремления человека подчинены планированию будущего – это придает его жизни ценность и определенный смысл. Гуманистическая психология лежит в основе некоторых направлений психотерапии, а также гуманистической педагогики. В работе гуманистического психолога и психотерапевта основными факторами является безусловное принятие клиента, возможность оказать ему поддержу, проявление внимания к его внутренним переживаниям. Специалисты данного профиля придерживаются позиции, что у каждого человека есть потенциал для выздоровления, которое возможно при наличии определенных условий, поэтому цель гуманистического психолога – создание благоприятной атмосферы для успешной реабилитации пациента.
     

< Психология глубинная

Психология детская >

Популярные термины

    Психология гуманистическая

    Четыре силы в психотерапии

    Какие силы повлияли на современную психотерапию? Как шло ее развитие? Почему именно из психоанализа выросли все остальные виды терапии? Об этом рассказывает психолог Виктор Каган.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Мой мужчина раз в год ездит к бывшей жене и детям, а я не могу с этим смириться. Что делать?»
    • «Вернула первую любовь, но все сложно. Как понять, не ошиблась ли я?»
    • Как вернуться в рабочий ритм после долгих выходных: 5 шагов
    • Фрида Кало и Диего Ривера: как любовь делает нас красивыми — искреннее письмо
    • 5 причин, по которым женщинам не удается достичь оргазма
    • «ЧВК Рёдан»: что это за субкультура и насколько она опасна. Комментируют психологи
    • 35 вопросов, которые помогут вам лучше узнать близкого человека
    • «Хочу узнать парня поближе, но боюсь, что у него есть девушка. Как быть?»

    Сегодня читают

    • 8 советов, которые помогут вам развить эмоциональную связь с партнером
    • «Пять лет содержу мужа и теряю к нему уважение как к мужчине»
    • «Мужчина не говорит о чувствах ко мне, зато постоянно вспоминает умершую жену»
    • «Пора закончить отношения с бабником, но как решиться?»
    • «Каждый раз после секса с парнем кажется, что меня использовали»
    • 3 способа (не) обесценивать себя: мужчины честно о том, как используют слабые стороны женщин

    Psychologies приглашает

    Psychologies в Одноклассниках

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерЗИМА 2022 — 2023 №72

    Подробнее

    спецпроекты

    Гуманистическая психология, подробно — Психологос

    Гуманистическая психология — не столько научная школа, сколько идеологическое движение в рамках общего русла развития психологической науки. По словам С. Джурарда, «гуманистическая психология — это цель, а не доктрина». Иначе говоря, это «ориентация размышлений о человеке и всей научной деятельности, которая изменяет наш образ человека и освобождает психологию от искусственных ограничений, наложенных на нее теми теориями, которые сейчас уже, похоже, устарели» (Ф. Северин).

    Эти довольно общие формулировки позволяют представить себе идеологию и пафос гуманистической психологии, направленные против господства в психологии механистического подхода к человеку, который, будучи перенесен из естественных наук, долгое время занимал в ней доминирующее положение. Представители гуманистической психологии поставили задачу построить новую, принципиально отличную от естественнонаучной, методологию познания человека. Вместе с тем явно обозначилась неясность перспектив решения этой задачи, обусловленная теоретической разноголосицей внутри самого течения: расхождения между позициями разных авторов-гуманистов нередко оказываются не меньше, чем расхождения, разделяющие гуманистическую психологию и бихевиористский или психоаналитический лагерь.

    По той же причине нет и единого мнения о принадлежности к гуманистической психологии целого ряда авторов, в какой-то мере (но не всецело) разделяющих ее теоретическую платформу. Это относится к таким крупным ученым, как Г. Мюррей, Г. Олпорт, Ф. Перлз, Э. Фромм и др.

    Гуманистическая психология представляет собой не столько научное направление, сколько общекультурное явление. Она тесно связана с общим историко-культурным контекстом развития западного, прежде всего американского общества в период после Второй мировой войны. Две мировые войны, произошедшие за сравнительно короткое время, поставили перед наукой о человеке ряд вопросов, к которым она не была готова. Крушение оптимистического взгляда на общественный прогресс, невиданные ранее масштабы жестокости заставили вновь задуматься о природе человека, о движущих им импульсах и о взаимоотношениях личности и социальных структур. Разрушение традиционной системы ценностей и прагматизация жизни в «обществе потребления» сделали типичным конфликт между стремлением человека к любви, искренности и глубоким человеческим отношениям, с одной стороны, и невозможностью установить эти отношения — с другой.

    Ш. Бюлер и М. Аллен, анализируя американское общество шестидесятых годов, описывали следующие основные аспекты массового сознания американцев.

    Кризис ценностей — преобладание пессимистических настроений. Если в начале столетия преобладал оптимизм, то во второй его половине в широких массах американцев, прежде всего молодежи, происходит переоценка традиционных ценностей, выражающаяся в утрате доверия к государству, правительству и социальным институтам, в отказе от стремления к успеху любой ценой и в выдвижении на первый план сферы межличностных отношений.

    Одиночество. В то же время характерным симптомом времени выступает неспособность к установлению близких отношений и вытекающее из нее чувство одиночества. Если раньше ведущим механизмом избавления от одиночества было слияние с социальной группой, то теперь групп так много, что принадлежность к ним чревата разделением Я на отдельные фрагменты. Существенный вклад в углубление чувства одиночества вносят механизация и автоматизация жизни.

    Если раньше интеграция в социальные институты ограничивала это ощущение определенным отрезком жизни личности (подростковый и юношеский возраст), и вскоре оно оставалось позади, то в наше время одиночество порой преследует человека всю жизнь и заставляет его искать близких отношений с другими людьми, помощи и понимания с их стороны. Эта задача, однако, осложняется осознанием неподвластных человеку внешних сил, которые и его самого лишают власти над самим собой.

    Проблема идентичности. Наиболее типичные вопросы нашего времени: «Кто я?» и «К чему я стремлюсь?». Не ограничиваясь, как прежде, периодом подростковых и юношеских исканий, эти вопросы преследуют человека иногда до самой смерти, так и оставаясь неразрешенными. Это проблемы Я, которое не может самоопределиться и пребывает в неуверенности. Хроническая неуверенность, касающаяся в том числе убеждений и ценностей, заставляет взрослого человека чувствовать себя так, как чувствует себя одинокий, заброшенный подросток, который не обрел еще свою идентичность.

    Позитивным моментом при этом является то, что у многих людей, в особенности у молодежи, возникла стойкая ориентация на поиск новых методов помощи людям лучше понимать самих себя и друг друга. Это же является и основной задачей гуманистической психологии — раскрыть ценности к которым устремлен человек по своей природе и реализация которых наилучшим образом способствует реализации заложенных в человеке потенций и потребностей. Открытие для себя этих ценностей является осно¬вой для обретения самоидентичности.

    Проблема авторитета. Эта проблема в американском обществе шестидесятых годов обернулась проблемой отрицания авторитетов. Проявлением этого выступила не только утрата доверия к социальным институтам, о которой уже говорилось, но и разрыв между поколениями, утрата в значительной мере взаимопонимания между родителями и детьми. Молодежь критикует старшее поколение, считает несостоятельными его идеалы и пытается найти альтернативные стили жизни.

    Проблема смысла. Осмысленность жизни является основой человеческого существования. Переживание жизни как осмысленной делает ее богаче и полнее. Жизнь, лишенная смысла, пуста и бесполезна. В период одиночества и неуверенности смысл придает человеку жизнеспособность и устойчивость. Для послевоенной Америки, однако, характерен феномен «экзистенциального вакуума» (В. Франкл) — утраты смысла жизни. По многочисленным данным, собранным и обобщенным Франклом, с ощущением самоутраты прямо связаны такие социальные отклонения, как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность, бездумное стремление к сексуальным и прочим наслаждениям. Проблема обретения смысла в условиях кризиса ценностей и авторитетов — еще одна социальная проблема, заключавшая в себе вызов гуманистической психологии в период ее возникновения.

    Перечисленные пять черт массового сознания американцев в первые послевоенные десятилетия выступили как мощный социальный запрос, который не мог быть удовлетворен психологией в ее устоявшихся формах. Гуманистическая психология явилась одной из попыток теоретического осмысления этих кризисных явлений и их последствий в сфере культуры и мировоззрения людей.

    Параллельно с гуманистической психологией возникло еще одно движение, непосредственно вызванное к жизни теми же проблемами. Речь идет о молодежной контркультуре шестидесятых годов, движении хиппи, «детей-цветов», которое по своей мировоззренческой направленности было близко к гуманистической психологии и даже дало повод для частичного отождествления гуманистической психологии с этой контркультурой, что было не лишено оснований.

    М. Б. Смит называет ряд мировоззренческих ориентации этой контркультуры, часть из которых присуща также и гуманистической психологии:

    1. Индивидуализм — в центре внимания находится человек, который является мерой всех ценностей;
    2. Вера в возможность усовершенствования человека, игнорирующая политические и этические пути преобразования жизни людей;
    3. Ценность самораскрытия, что на языке контркультуры звучит «пусть все будет наружу»;
    4. Акцент на ситуации «здесь-и-теперь», отказ от планирования своей жизни;
    5. Гедонизм — «делай то, что тебе нравится», связанный с принципом «здесь-и-теперь»;
    6. Иррационализм, проявляющийся в недоверии к традиционной науке и рациональному пути решения проблем, в полагании на интуицию, в интересе к мистике и оккультным явлениям, к измененным состояниям сознания, в частности к расширению его возможностей путем приема наркотиков.

    Ш. Бюлер и М. Аллен сводят ориентации молодежной контркультуры к двум основным мотивам: расширению Я, личностного опыта и протест против истэблишмента. Контркультура шестидесятых, как и гуманистическая психология, по-своему выражала протест против обесчеловечивания человека, обезличивания личности.

    При всей условности исторических параллелей нельзя не заметить, насколько созвучны настроения, породившие гуманистическую психологию, той атмосфере, в которой мы живем «здесь-и-теперь». Тем более интересно продолжить параллель и попытаться проследить, во что вылилось это движение протеста (а именно таковым оно и выступало в первую очередь). Снова вспоминая о «детях-цветах», приходится признать, что те из них, кто не погиб от манипуляций по расширению сознания, сегодня благополучно ассимилировались в истэблишмент и свысока поглядывают на нынешний подростковый бунт — мелкий и бестолковый по сравнению с цунами шестидесятых. Однако именно эти ныне поседевшие и полысевшие вчерашние бунтари в корне изменили общественные настроения нашей эпохи (даже песенки нынешних поп-кумиров — как правило, упрощенный парафраз музыкальных находок пятидесятых-шестидесятых).

    В психологии, по большому счету, произошло то же самое. Именно на шестидесятые пришелся расцвет гуманистического направления. За период после 1970 г. не вышло ни одной общетеоретической работы, открывающей для гуманистической психологии новые перспективы, если не считать несколько обособленного трансперсонального направления. Стали высказываться мнения, что с уходом поколения основателей гуманистической психологии исчезнет и само движение. Основанием для этого вывода служило то обстоятельство, что гуманистическая психология развивалась больше как движение протеста, как оппозиция традиционной психологии, чем как научное направление со своей позитивной программой. При этом можно с уверенностью утверждать, что гуманистическая психология выполнила стоявшую перед ней сверхзадачу, создав в профессиональном сообществе, да и не только в нем, интеллектуальную атмосферу, благоприятствующую но¬вому, гуманистическому видению человека, от которого стало невозможно отмахнуться.

    Психология мира | Британника

    Похожие темы:
    психология мир

    См. весь связанный контент →

    психология мира , область специализации в изучении психологии, целью которой является разработка теории и практики, предотвращающих насилие и конфликты и смягчающих их воздействие на общество. Он также стремится изучать и разрабатывать жизнеспособные методы укрепления мира.

    Корни психологии мира часто восходят к Уильяму Джеймсу и его речи в Стэнфордском университете в 1919 году.06. В преддверии Первой мировой войны Джеймс говорил о своей вере в то, что война удовлетворяет глубоко ощущаемую человеческую потребность в таких добродетелях, как верность, дисциплина, подчинение, групповая сплоченность и долг. Он также заметил, что люди, принадлежащие к какой-либо группе, будь то военные или нет, испытывают повышение самооценки, когда они гордятся своей группой. Самое главное, он утверждал, что война вряд ли будет устранена до тех пор, пока люди не создадут «моральный эквивалент войны», такой как государственная служба, которая позволяет людям испытывать достоинства, связанные с ведением войны.

    Многие другие психологи и философы писали о психологии мира. Неполный список включает Альфреда Адлера, Гордона Олпорта, Джереми Бентама, Джеймса МакКина Кеттелла, Мэри Уитон Калкинс, Зигмунда Фрейда, Уильяма Макдугалла, Чарльза Осгуда, Ивана Павлова и Эдварда Толмана. Даже Пифагор подошел бы, поскольку он писал о ненасилии и признавал более коварную форму насилия, называемую структурным насилием, которое медленно убивает людей, лишая их удовлетворения основных потребностей (например, бедности).

    Среди психологов, занимающихся вопросами мира, часто встречается тема, что война создается, а не рождается, и связанная с этим идея о том, что война биологически возможна, но не неизбежна. Эти идеи отражены в ряде манифестов, выпущенных психологами. Одно заявление подписали почти 4000 психологов после Второй мировой войны. Другое, Севильское заявление, было опубликовано в 1986 году 20 весьма уважаемыми учеными во время Международного года мира Организации Объединенных Наций. Поскольку война строится или создается, многие исследования в области психологии мира были направлены на выявление условий окружающей среды, которые связаны с насилием и мирным поведением.

    Психология мира получила значительный импульс во время холодной войны ( c. с середины 1940-х по начало 1990-х годов), когда конфликт между Соединенными Штатами и Советским Союзом накалился и угроза ядерного уничтожения казалась неминуемой, считают ведущие психологи. создавать концепции для лучшего понимания межгруппового конфликта и его разрешения. Также важным было создание в 1990 году 48-го отделения Американской психологической ассоциации под названием «Психология мира».0021 Мир и конфликт: журнал психологии мира . С тех пор во всем мире были созданы программы подготовки докторантов по психологии мира.

    Психология мира теперь имеет глобальные масштабы. Он признает, что насилие может быть культурным, что происходит, когда убеждения используются для оправдания либо прямого, либо структурного насилия. Прямое насилие ранит или убивает людей быстро и драматично, в то время как структурное насилие гораздо более распространено и убивает гораздо больше людей, лишая их удовлетворения их основных потребностей. Например, когда люди голодают, хотя еды хватает на всех, система распределения порождает структурное насилие. Если человек оправдывает смерть голодающих людей, обвиняя их в их положении (так называемое обвинение жертвы), этот человек участвует в культурном насилии. Прямое насилие поддерживается культурно насильственным понятием теории справедливой войны, которая утверждает, что при определенных условиях допустимо убивать других (например, защита родины, использование войны в качестве крайней меры). Одной из основных задач психологии мира является углубление понимания структурных и культурных корней насилия, что особенно важно, когда вопросы безопасности связаны с предотвращением терроризма.

    Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

    Daniel J. ChristieThomas E. CooperThe Editors Encyclopaedia Britannica

    Что такое гуманистическая психология – Ассоциация гуманистической психологии – AHP

    Обзор гуманистической психологии

    Мы педагоги, врачи, медсестры, работники социальных служб, общественные активисты, специалисты по организационному развитию, студенты, писатели, музыканты, художники, медицинские и социальные работники, консультанты, ученые, архитекторы, бизнесмены, политики, духовные лидеры, домохозяйки, торговцы, все, кто разделяет гуманистические ценности и хочет изменить ситуацию. Несмотря на то, что он очеловечил и произвел революцию в психологии, сделав упор на нашу сознательную способность выбирать и творить, AHP предназначен не только для психологов.

    Трудно придерживаться гуманистических идеалов в мире, таком страшном, жестоком и все более жестком. В этом обществе, движимом производством и потреблением, иногда может показаться, что вы единственный, кто защищает человечество.

    На протяжении всей истории многие люди и группы подтверждали неотъемлемую ценность и достоинство человека. Они выступали против идеологий, верований и практик, которые считали людей просто средством для достижения экономических и политических целей. Они напомнили своим современникам, что цель институтов состоит в том, чтобы служить и продвигать свободу и власть их членов. В западной цивилизации мы чтим времена и места, такие как классическая Греция и Европа эпохи Возрождения, когда высказывались такие утверждения.

    Гуманистическая психология является современным проявлением этой постоянной приверженности. Его послание является ответом на очернение человеческого духа, которое так часто подразумевалось в образе человека, нарисованном поведенческими и социальными науками. В первой половине двадцатого века в американской психологии доминировали две школы мысли: бихевиоризм и психоанализ. Ни тот, ни другой полностью не признавали возможность изучения ценностей, намерений и смысла как элементов сознательного существования. Хотя различные европейские точки зрения, такие как феноменология, имели некоторое ограниченное влияние, в целом господствующая американская психология была захвачена механистическими убеждениями бихевиоризма и биологическим редукционизмом и детерминизмом классического психоанализа.

    Работа Ивана Павлова с условным рефлексом (индуцируемым под жестким лабораторным контролем, эмпирически наблюдаемым и поддающимся количественной оценке) породила академическую психологию в Соединенных Штатах во главе с Джоном Уотсоном, которая стала называться «наукой о поведении» (в Абрахаме Поздняя терминология Маслоу — «Первая сила»). Его упор на объективность был усилен успехом мощных методологий, используемых в естественных науках, и философскими исследованиями британских эмпириков, логических позитивистов и операционалистов, которые стремились применить методы и ценности физических наук к вопросам. человеческого поведения. В этих поисках были получены ценные знания (особенно в теории обучения и изучении ощущений и восприятия). Но если что-то и приобреталось, то что-то и терялось: «Первая Сила» систематически исключала субъективные данные сознания и большую часть информации, имеющей отношение к сложности человеческой личности и ее развитию.

    «Вторая сила» возникла из психоанализа Фрейда и глубинной психологии Альфреда Адлера, Эрика Эриксона, Эриха Фромма, Карен Хорни, Карла Юнга, Мелани Кляйн, Отто Ранка, Гарри Стэка Салливана и других. Эти теоретики сосредоточились на динамическом бессознательном — глубинах человеческой психики, содержание которых, как они утверждали, должно быть интегрировано с содержанием сознательного разума, чтобы создать здоровую человеческую личность. Основоположники глубинной психологии считали (с некоторыми вариациями), что человеческое поведение в основном определяется тем, что происходит в бессознательном. Итак, в то время как бихевиористы игнорировали сознание, потому что считали, что его сущностная приватность и субъективность делают его недоступным для научного изучения, глубинные психологи склонны рассматривать его как относительно поверхностное выражение бессознательных влечений.

    » Необычное в современной психологии предположение состоит в том, что субъективное человеческое существо имеет важную ценность, которая является базовой; что как бы его ни клеймили и не оценивали, он человек прежде всего и наиболее глубоко. ” Карл Роджерс, 1962.

    К концу 1950-х начала формироваться «Третья сила». В 1957 и 1958 годах по приглашению Абрахама Маслоу и Кларка Мустакаса в Детройте состоялись две встречи психологов, заинтересованных в создании профессиональной ассоциации, посвященной более осмысленному и более гуманистическому видению. Они обсудили несколько тем, таких как самость, самоактуализация, здоровье, творчество, внутренняя природа, бытие, становление, индивидуальность и смысл, которые, по их мнению, могут стать центральными проблемами такого подхода к психологии. В 1961, при спонсорской поддержке Университета Брандейса, это движение было официально запущено как Американская ассоциация гуманистической психологии. Первый номер Журнала гуманистической психологии вышел под названием «Феникс» в декабре 1963 года.

    В 1964 году в Олд-Сэйбруке, штат Коннектикут, была проведена первая приглашенная конференция, историческое собрание, которое во многом определило характер новое движение. Среди участников были психологи, среди которых Гордон Олпорт, Дж.Ф.Т. Бюгенталь, Шарлотта Бюлер, Абрахам Маслоу, Ролло Мэй, Гарднер Мерфи, Генри Мюррей и Карл Роджерс, а также гуманисты из других дисциплин, такие как Жак Барзун, Рене Дюбо и Флойд Мэтсон. не имеет дело ни с людьми как с уникальными людьми, ни со многими реальными проблемами человеческой жизни. Они согласились с тем, что если психология должна стать чем-то большим, чем узкая академическая дисциплина, ограниченная предубеждениями бихевиоризма, и если она будет изучать человеческие качества, такие как ценности и самосознание, которые глубинные психологи предпочли приуменьшить, их «третье Сила» должна была бы предложить более полную концепцию и опыт того, что значит быть человеком.

    К этому времени термин «человеческая психология» стал общеупотребительным. В нем отразились многие ценности, высказанные евреями, греками, европейцами эпохи Возрождения и другими, которые пытались изучить те качества, которые присущи только человеческой жизни и которые делают возможными такие сущностно человеческие явления, как любовь, самосознание, самосознание. решительность, личная свобода, жадность, жажда власти, жестокость, мораль, искусство, философия, религия, литература и наука.

    Авраам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, принимавшие участие в конференции в Олд-Сэйбруке, в последующие десятилетия оставались самыми уважаемыми интеллектуальными лидерами движения. Маслоу (см. «Выдержки из произведений Абрахама Х. Маслоу», «Библиография Абрахама Х. Маслоу, составленная Морисом Бассетом» и «Краткая биография А. Х. Маслоу») разработал иерархическую теорию мотивации человека, которая утверждала, что при удовлетворении определенных основных потребностей возникают более высокие мотивы. к самореализации может возникнуть. Роджерс представил личностно-центрированную терапию, которая утверждает, что внутренние тенденции к самоактуализации могут быть выражены в терапевтических отношениях, в которых терапевт предлагает личную конгруэнтность, безусловное положительное отношение и точное эмпатическое понимание. Таким образом, Маслоу и Роджерс восприняли самоактуализацию и как эмпирический принцип, и как этическую идею. Их представление о человеческой природе как о внутренне добром стало главной темой движения за «человеческий потенциал», но было раскритиковано некоторыми другими психологами-гуманистами как неадекватная модель человеческого опыта.

    Ролло Мэй представлял европейские течения экзистенциализма и феноменологии, которые оказали влияние на гуманистическую психологию и подчеркивали трагические по своей сути аспекты человеческого существования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts