Тема 5. Источники, Движущие силы и условия психического развития личности
5.1 Источники психического развития
В психологических теориях можно выделить два направления, которые по-разному рассматривают источники психического развития – биологизаторское и социологизаторское:
Биогенетическая концепция развития. Представители этой концепции считают, что ведущей в развитии человека является наследственность. Человек рассматривается как существо биологическое, наделенное от природы определенными способностями, чертами характера, формами поведения. Наследственность определяет весь ход его развития – и его темп, быстрый или замедленный, и его предел – будет ребенок одаренным, многого достигнет или окажется посредственностью. Американский ученый Э. Торндайк утверждает, например, что все духовные качества личности, ее сознание – это такие же дары природы, как и наши глаза, уши, пальцы и другие органы нашего тела. Все это наследственно дается человеку и механически воплощается в нем после зачатия и рождения. Американский педагог Джон Дьюи считает, что человек рождается даже с готовыми моральными качествами, чувствами, духовными потребностями. Представители теории, известной под названием «биогенетический закон» (Ст.Холл, Гетчинсон и др.), считают, что ребенок в своем развитии постепенно воссоздает все этапы исторического развития человека: период скотоводства, земледельческий период, период торгово-промышленный. Только затем он включается в современную жизнь. Ребенок живет жизнью своего исторического периода. Это проявляется в его склонностях, интересах, стремлениях и действиях. Сторонники теории «биогенетического закона» отстаивали свободное воспитание детей для того, чтобы они могли полноценно развиваться и включаться в жизнь того общества, в котором живут.
Социогенетическая концепция развития. Согласно социогенетическим теориям, развитие человека определяется социальными условиями. Джон Локк (ХVII в.) считал, что ребенок появляется на свет с душой чистой, как белая восковая доска: на этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Социологизаторские идеи о неограниченных возможностях формирования личности ребенка получили достаточно широкое распространение. Они созвучны идеологии, господствующей в нашей стране до середины 80-х годов, поэтому их можно найти во многих педагогических и психологических трудах.В начале ХХ столетия возникла педологическая концепция психического развития. Педология придерживалась теории двух факторов развития: биологического и социального, считая, что эти два фактора конвергируют, то есть, взаимодействуя, не всегда находят надлежащее теоретическое обоснование, оставляя открытым вопрос о движущих силах психического развития.
Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С.Выготского. Л.С. Выготский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития: «…Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес.
Психическое развитие, таким образом, – это дифференцированное, изменяющееся в процессе развития единство наследственных и социальных влияний.
5.2 Движущие силы психического развития
Теория психического развития личности в отечественной психологии базируется на признании того, что движущие силы ее развития проявляются в противоречиях между потребностями, которые постоянно изменяются (усложняются) в деятельности человека, и реальными (которые не отвечают новыми требованиями) возможностями их удовлетворения.Движущие силы психического развития – это противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами, между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
Преодоление противоречий в деятельности через овладение соответствующими способами ее выполнения (умениями, навыками, приемами, знаниями) ведет к развитию и представляет собой его суть. Ведущая роль в овладении новыми эффективными способами удовлетворения потребностей принадлежит обучению и воспитанию. Отбор, развитие и культивирование потребностей, имеющих общественную и личностную ценность, является одним из центральных заданий в формировании личности. Этот процесс длительный, происходит в течение всей сознательной жизни человека и характеризуется рядом особенностей.
Предпосылки психического развития личности – это то, что оказывает определенное влияние на индивида, т.е. внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности, уровень ее психического развития. Они бывают внешними и внутренними.
Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания человека.
Внутренними предпосылками развития личности выступают активность и желание, а также мотивы и цели, которые перед собой ставит человек в интересах своего совершенствования как личности.
Уровни психического развития – степень и показатели психического развития человека (ребенка) в процессе и на различных этапах формирования его личности.
Уровень актуального развития личности — показатель, характеризующий способность человека. выполнять различные самостоятельные задания. Он показывает, какова обученность, навыки и умения личности, какие ее качества и как развиты. Современное состояние развития психологии и ее экспериментальных прикладных исследований дают возможность постоянно замерять и определять с помощью конкретной аппаратуры их важнейшие характеристики.Уровень ближайшего развития личности – показатель того, что человек может выполнить самостоятельно, но с чем справляется с небольшой помощью других.
Рис.2. Движущие силы психического развития личности.
5.3 Условия психического развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития
Развитие личности – сложный процесс, в котором уровни развития постоянно изменяются. Развитие познавательных психических процессов, эмоций и чувств, воли, потребностей, интересов, идеалов и убеждений, сознания и самосознания, способностей, темперамента и характера, умений, навыков и привычек находится в сложном межэтaпном взаимодействии.
Высшие уровни развития зарождаются на предыдущих этапах, но и особенности предыдущих возрастных этапов проявляются на следующих этапах. Чтобы способствовать своевременному зарождению и успешному развитию всего прогрессивного, нового на всех этапах формирования ребенка как личности, нужно знать возрастные особенности физического и духовного его развития. Каждый возрастной этап развития личности имеет свои анатомо-физиологические и психологические особенности и возможности. В соответствии с этими особенностями планируется и осуществляется учебно-воспитательная работа в яслях, детских садах и в школе.
Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения и воспитания в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.
Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития – на «завтрашний день».
Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.
В становлении личности существенную роль играет преемственность в обучении и воспитании. Базируясь на достигнутом ребенком уровне развития, детские ясли, детские сады и школа готовят ребенка к освоению им общественного опыта и знания на следующем этапе обучения и воспитания. Детский сад готовит ребенка к обучению в школе, а средняя школа — к обучению в высшей школе, к труду.
Возрастные особенности развития не являются чем-то устойчивым статичным в пределах возраста, механически заменяющимся особенностями, свойственными следующему этапу развития. Направляя развитие личности, надо иметь в виду и то, что характерные для определенного возраста особенности развития не всегда совпадают с паспортным возрастом ребенка. Есть дети, которые в развитии опережают свой возраст или отстают от него. Это обусловливается врожденными анатомо-физиологическими особенностями организма, но преимущественно причинной отставания являются условия жизни и воспитания ребенка: они или способствуют развитию или тормозят его. Задачи учебного заведения и преподавателя — выявлять эти причины, укреплять то, что способствует успешному развитию, и устранять все, что негативно сказывается на воспитании личности молодого человека.
В формировании личности важную роль играет подражание ребенка взрослым. Дети подражают как положительному, так и негативному, поскольку у них еще недостаточно опыта и нет критического отношения к действиям, поступкам взрослых.
С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений… в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.
Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.
Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит:
1) с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок;
2) с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.;
3) с третьей — из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.
Значит, эффективность образования, а, следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития. При этом они не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития. Взрослые в работе с детьми разного возраста должны акцентировать внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.
Движущие силы и условия психического развития
Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и качественные. Количественные изменения, такие, как увеличение высоты и веса тела, запаса слов, форм поведения и действий, составляют процессы роста. Но в психическом развитии возникают прежде всего качественные изменения: например, формирование понимания малышом речи взрослого и затем переход к собственной активной речи. Специфика психического развития ребенка состоит в том, что оно подчиняется законам общественно-историческим, в то время как развитие психики животных идет по законам биологической эволюции. Индивидуальное поведение животных зависит от опыта двоякого рода, который обусловлен механизмами поведения двух типов. Во-первых, врожденные, наследственные механизмы, в которых зафиксировано само поведение, сам врожденный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы приобретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобретению индивидуального опыта. Причем механизмы формирования индивидуального опыта обеспечивают приспособление видового поведения животных к изменениям окружающей среды.
У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который является продуктом развития многих поколений людей и фиксируется в форме предметов и знаковых систем. Его ребенок не наследует, а обретает особым образом — в процессе присвоения, т. е. воспроизведения исторически сформировавшихся человеческих свойств, способностей и способов поведения, опредмеченных в продуктах материальной духовной культуры (А. Н.Леонтьев). Психическое развитие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Детство имеет конкретно-исторический характер, поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психического развития заданы не биологически, а социально. И все-таки биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии. Заметим, что он включает наследственные и врожденные особенности.
Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации и разворачиваются в процессе созревания. Так, к ним относятся тип нервной системы, задатки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.
Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже анатомическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и др.
Для полноценного психического развития необходима нормальная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормальный ход психического развития. И все-таки, хотя дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функционировании организма и отдельных его систем, они проходят одни и те же стадии психического развития, характеризующиеся определенной спецификой. Но ребенок, обладающий задатками к какому-либо виду деятельности, не только может освоить ее быстрее, но и достичь более высоких результатов. То есть как наследственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие во многом зависит от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок. Так, если взрослые вовремя распознают задатки ребенка и создадут условия для их развития, то способности будут формироваться. Значит, биологический фактор составляет лишь предпосылку психического развития. Он влияет на процесс развития не прямо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.
При понимании развития как присвоения общественно-исторического опыта складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овладеть ребенок, как положительное, так и отрицательное, например некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую систему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезосреда включает национально-культурные и социально-демографические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельности (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспитательно-образовательные учреждения, которые он посещает). Причем в разные периоды детства каждый из компонентов социальной среды неодинаково влияет на психическое развитие.
Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.
Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимодействие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. По отношению к предметам, находящимся вокруг него, ребенок должен осуществить такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна воплощенной в них человеческой деятельности (ручкой можно писать, иголкой шить, на пианино играть). Результатом такой деятельности выступает овладение этими предметами, а значит, формирование человеческих способностей и функций (письмо, шитье, музицирование).
В самих предметах зафиксирован способ их употребления, который ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функции вещей не даны непосредственно, как некоторые физические свойства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использованию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначально социальным существом, поскольку с первых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как посредник между ребенком и миром предметов, как носитель способов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности. При этом деятельность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрослый организует и направляет деятельность ребенка в соответствующие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. В общении с ребенком взрослый не только передает ему образцы и способы действий, но и способствует зарождению новых мотивов деятельности, развитию личности и самосознания, эмоциональной сферы.
Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А. Н. Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятельность связывает детей c элементами окружающей действительности, которые в данный период являются источниками психического развития. В этой деятельности формируются основные личностные новообразования, происходят перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, например, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за достижения», активная речь, складываются предпосылки для возникновения игровой и продуктивных видов деятельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.
Кроме мира предметов и способов их употребления ребенок осваивает систему знаков, самой значительной из которых является язык. Природа знаков двойственна. С одной стороны, они материальны, имеют внешнюю форму, а с другой — идеальны, обладают значением — представлением о наиболее существенных признаках предметов и явлений и поэтому могут выступать их заместителями.
Освоение знаков приводит к изменениям особого рода — к становлению высших психических функций (Л. С. Выготский). Низшие, натуральные психические функции — сенсорные, моторные и др. есть у животных, а высшие — только у человека. Они характеризуются осознанностью, произвольностью, опосредованностью. Жизнь человека в отличие от животных не сводится только к приспособлению к природе, а предполагает ее изменение. Поэтому действия человека подчиняются целям, заранее составленным планам, т. е. человек может управлять собой, овладевает собственным поведением. В этом управлении именно знаки выполняют роль психологических орудий, помогают осознать себя и свои действия.
Формулируя в речи цели и способы поведения и деятельности, ребенок тем самым делает их осознанными. Формулировка цели помогает ребенку обрести относительную свободу от непосредственной ситуации и посторонних стимулов, и тогда его поведение превращается в произвольное, планируемое. Понятия, способы деятельности, социальные нормы и правила становятся средствами управления не только поведением, но и познавательными процессами. Поэтому ребенок теперь может вести себя надлежащим образом в той или иной ситуации (не смеяться, не разговаривать, а выполнять задания педагога на занятии), быть внимательным, решать задачи, запоминать требуемый материал.
Таким образом, развитие высших психических функций, по мнению Л. С. Выготского, и составляет процесс психического развития. Л. С. Выготский так сформулировал закон их развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Развитие высших психических функций совершается в процессе интериоризации, когда освоенное во внешней форме протекания преобразуется во внутренние, умственные формы. Интериоризация включает три стадии. На первой взрослый, побуждая ребенка что-либо сделать, воздействует на него словом, жестом или другим знаковым средством. Затем ребенок начинает сам воздействовать на взрослого словом, перенимая от него способ обращения. И наконец, ребенок переходит к воздействию словом на самого себя.
Главным механизмом психического развития человека является механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме протекания, процессы преобразуются во внутренние, умственные (Л. С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.).
Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта в форме воспитания и обучения, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы, вузы и пр.
Передача опыта в воспитании и обучении опирается на социальное взаимодействие педагога, воспитателя с ребенком. Воспитание и обучение направлены на целостное развитие личности, хотя их цели условно дифференцируются. В обучении приоритетным выступает формирование системы знаний, умений, навыков, способов познавательной и практической деятельности.
Подчеркнем, что обучаться ребенок начинает с момента рождения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных человечеством предметов. Детская деятельность бывает различной в зависимости от обстоятельств, применяемых педагогических воздействий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А. В.Запорожец). Если же взрослый ставит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематический и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных психических процессов или функций, разрешаются одни противоречия и создаются новые.
Воспитание предполагает формирование определенных установок, системы нравственных суждений и оценок, ценностных ориентаций, способов общественного поведения. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни родителей, их внешний вид, привычки, а не только специально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.
В рассмотрении вопроса о соотношении обучения и психического развития Л. С. Выготский исходил из того, что обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. Но обучение будет способно определять уровень умственного развития в том случае, если оно создает «зону ближайшего развития». Когда ребенок осваивает какое-нибудь действие, он сначала выполняет его совместно со взрослым, а затем самостоятельно. «Зону ближайшего развития» образует разница между тем, что ребенок может делать сам, и тем, что — при помощи взрослого. То есть ее составляют такие процессы развития, которые ребенок может осуществлять под непосредственным руководством и с помощью взрослого. Но эти процессы указывают на завтрашний день ребенка: ведь то, что сегодня доступно ребенку с помощью взрослого, завтра станет доступным в самостоятельной деятельности.
В то же время, хотя психическое развитие определяется условиями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергается механически любым внешним воздействиям, они усваиваются избирательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышления, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда действует через внутренние психические условия (С.Л.Рубинштейн). Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, усвоения определенных знаний, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка.
Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. С. Л. Рубинштейн писал: «Ребенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т. е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т. е. самое созревание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается».
Каковы движущие силы психического развития? Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися, между новыми потребностями и старыми способами их удовлетворения, уже не устраивающими ребенка (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психического развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия: между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, проявлять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расшириться границам самостоятельности и возрасти уровню возможностей. В свою очередь, расширение границ возможностей приводит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».
Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формулировал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутренней необходимостью определяя аннулирование социальной ситуации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».
Проблемы и возможности в области психического здоровья в мире: перспектива исследований и практики
Недавно опубликованные статьи, представляющие особый интерес, были отмечены как:
• Важные
•• Важнейшие
Дегенхардт Л., Рем Дж., Бакстер А.Дж., Феррари А.Дж., Эрскин Х.Е. и др. Глобальное бремя болезней, связанных с психическими расстройствами и расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ: результаты исследования глобального бремени болезней 2010 года. Lancet. 2013; 382:1575. [PubMed] [Академия Google]
2. Murray CJ, Vos T, Lozano R, Naghavi M, Flaxman AD, Michaud C, et al. Годы жизни с поправкой на инвалидность (DALY) для 291 заболевания и травмы в 21 регионе, 1990–2010 гг.: систематический анализ исследования глобального бремени болезней, 2010 г. Lancet. 2013;380(9859):2197–223. [PubMed] [Google Scholar]
3. Кон Р., Саксена С., Левав И., Сарацено Б. Пробел в лечении психического здоровья. Всемирный орган здравоохранения Быка. 2004;82(11):858–66. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
4•. Bass JK, Annan J, McIvor Murray S, Kaysen D, Griffiths S, Cetinoglu T, et al. Контролируемое испытание психотерапии для конголезцев, переживших сексуальное насилие. N Engl J Med. 2013;368(23):2182–91. Рандомизированное контролируемое исследование, проведенное в пострадавшем от конфликта регионе Демократической Республики Конго, показало эффективность адаптированной групповой терапии когнитивной обработки, проводимой парапрофессионалами по месту жительства, для снижения симптомов тревоги и депрессии у взрослых. [PubMed] [Google Scholar]
5. Рахман А., Малик А., Сикандер С., Робертс С., Крид Ф. Вмешательство общинных медицинских работников на основе когнитивно-поведенческой терапии для матерей с депрессией и их младенцев в сельской местности Пакистана: кластер- рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет. 2008;372(9642): 902–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
6. Patel V, Weiss HA, Chowdhary N, Naik S, Pednekar S, Chatterjee S, et al. Эффективность вмешательства, проведенного непрофессиональными консультантами по вопросам здоровья при депрессивных и тревожных расстройствах в первичной медико-санитарной помощи в Гоа, Индия (MANAS): кластерное рандомизированное контролируемое исследование. Ланцет. 2010;376(9758):2086–95. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
7. Mehta N, Clement S, Marcus E, Stona AC, Bezborodovs N, Evans-Lacko S, et al. Фактические данные об эффективных мерах по снижению стигмы и дискриминации, связанных с психическим здоровьем, в среднесрочной и долгосрочной перспективе: систематический обзор. Бр Дж. Психиатрия. 2015;207(5):377–84. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
8. Фазель М., Хоагвуд К., Стефан С., Форд Т. Мероприятия по охране психического здоровья в школах в странах с высоким уровнем дохода. Ланцет Психиатрия. 2014;1(5):377–87. [PMC бесплатная статья] [PubMed] [Google Scholar]
9. Виейра М.А., Гадельха А.А., Морияма Т.С., Брессан Р.А., Бордин И.А. Оценка эффективности программы обучения, направленной на повышение способности учителей выявлять и надлежащим образом направлять учащихся средних и старших классов с проблемами психического здоровья в Бразилии: предварительное исследование. Общественное здравоохранение BMC. 2014;14(1):210. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
10. Лунд С., Томлинсон М., Де Сильва М., Фекаду А., Шидхай Р., Джорданс М. и соавт. PRIME: программа по сокращению пробелов в лечении психических расстройств в пяти странах с низким и средним уровнем дохода. ПЛОС Мед. 2012;9(12):e1001359. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
11. Хэнлон С., Вондимаген Д., Алем А. Уроки, извлеченные из развития общинной психиатрической помощи в Африке. Мировая психиатрия. 2010;9(3):185–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
12. Семрау М., Барли Э.А., Лоу А., Торникрофт Г. Уроки, извлеченные из развития общинной психиатрической помощи в Европе. Мировая психиатрия. 2011;10(3):217–25. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
13. Дрейк Р.Э., Латимер Э. Уроки, извлеченные из развития общинной психиатрической помощи в Северной Америке. Мировая психиатрия. 2012;11(1):47–51. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
14• •. Чисхолм Д., Суини К., Шихан П., Расмуссен Б., Смит Ф., Куиджперс П. и др. Расширение масштабов лечения депрессии и тревоги: глобальный анализ окупаемости инвестиций. Ланцет Психиатрия. 2016;3(5):415–24. Анализ рентабельности инвестиций показал, что рентабельность инвестиций в расширение охвата эффективным лечением депрессии и тревожных расстройств во всем мире приводит к соотношению выгод и затрат до 5,7 к 1, когда также учитывается стоимость отдачи от здоровья. [PubMed] [Академия Google]
15. Petersen I, Evans-Lacko S, Semrau M, Barry MM, Chisholm D, Gronholm P, et al. Поощрение, профилактика и защита: вмешательства на уровне населения и сообщества в отношении психических, неврологических расстройств и расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, в странах с низким и средним уровнем дохода. Int J Ment Heal Syst. 2016;10(1):1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
16. ВОЗ. Руководство по вмешательству mhGAP при психических, неврологических расстройствах и расстройствах, связанных с употреблением психоактивных веществ, в неспециализированных медицинских учреждениях, версия 2.0. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2016. [Google Академия]
17. Thornicroft G. Научно обоснованная охрана психического здоровья и внедрение в странах с низким и средним уровнем дохода. Эпидемиол Psychiatr Sci. 2012;21(03):241–4. [PubMed] [Google Scholar]
18. Collins PY, Pringle BA. Создание глобальной исследовательской рабочей силы в области психического здоровья: взгляды Национального института психического здоровья. Академия психиатрии. 2015;40:1–4. [Google Scholar]
19. Saxena S, Saraceno B, Granstein J. Расширение масштабов психиатрической помощи в условиях ограниченных ресурсов. Улучшение охраны психического здоровья: глобальная задача. 2013: 12–24. [Академия Google]
20. Sweetland AC, Oquendo MA, Carlson C, Magidson JF, Wainberg ML. Исследования психического здоровья в глобальную эпоху: обучение следующего поколения. Академия психиатрии. 2015;40:1–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
21. Eaton J, McCay L, Semrau M, Chatterjee S, Baingana F, Araya R, et al. Расширение услуг по охране психического здоровья в странах с низким и средним уровнем дохода. Ланцет. 2011;378(9802):1592–603. [PubMed] [Google Scholar]
22. McGeorge P. Уроки, извлеченные при развитии общинной психиатрической помощи в Австралазии и южной части Тихого океана. Мировая психиатрия. 2012;11(2):129–32. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
23. Ito H, Setoya Y, Suzuki Y. Уроки, извлеченные из развития общинной психиатрической помощи в Восточной и Юго-Восточной Азии. Мировая психиатрия. 2012;11(3):186–90. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
24. Razzouk D, Gregório G, Antunes R, Mari JdJ. Уроки, извлеченные при развитии системы охраны психического здоровья по месту жительства в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Мировая психиатрия. 2012;11(3):191–5. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
25. Hanlon C, Luitel NP, Kathree T, Murhar V, Shrivasta S, Medhin G, et al. Проблемы и возможности для внедрения интегрированной охраны психического здоровья: анализ ситуации на районном уровне в пяти странах с низким и средним уровнем дохода. ПЛОС Один. 2014;9(2):e88437. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
26. Collins PY, Patel V, Joestl SS, March D, Insel TR, Daar AS, et al. Грандиозные проблемы глобального психического здоровья. Природа. 2011;475(7354):27–30. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
27. Петерсен И., Лунд С., Штейн Д.Дж. Оптимизация служб охраны психического здоровья в странах с низким и средним уровнем дохода. Курр Опин Психиатрия. 2011;24(4):318–23. [PubMed] [Google Scholar]
28. Saxena S, Funk M, Chisholm D. Всемирная ассамблея здравоохранения принимает комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2020 гг. Ланцет. 2013; 381(9882):1970–1. [PubMed] [Google Scholar]
29•. Лунд С., Томлинсон М., Патель В. Интеграция психического здоровья в систему первичной медико-санитарной помощи в странах с низким и средним уровнем дохода: планы психического здоровья PRIME. Бр Дж. Психиатрия. 2016;208(s56):s1–3. Дан план разработки и тестирования районных планов охраны психического здоровья в странах с низким и средним уровнем дохода. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
30. Патель В., Белкин Г.С., Чокалингам А., Купер Дж., Саксена С., Унютцер Дж. Большие задачи: интеграция служб охраны психического здоровья в приоритетные платформы здравоохранения. ПЛОС Мед. 2013;10(5):e1001448. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
31. Archer J, Bower P, Gilbody S, Lovell K, Richards D, Gask L, et al. Совместная помощь при депрессии и тревоге. Кокрейн Либр. 2012;10:CD006525. [PubMed] [Google Scholar]
32. Hay JW, Katon WJ, Ell K, Lee PJ, Guterman JJ. Анализ эффективности затрат на совместное лечение большой депрессии среди малообеспеченных, преимущественно латиноамериканцев с диабетом. Цените здоровье. 2012;15(2):249–54. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
33. Mendenhall E, De Silva MJ, Hanlon C, Petersen I, Shidhaye R, Jordans M, et al. Приемлемость и осуществимость использования неспециализированных медицинских работников для оказания психиатрической помощи: мнение заинтересованных сторон из районных центров PRIME в Эфиопии, Индии, Непале, Южной Африке и Уганде. соц. мед. 2014; 118:33–42. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
34. Ali GC, Ryan G, De Silva MJ. Утвержденные инструменты скрининга распространенных психических расстройств в странах с низким и средним уровнем дохода: систематический обзор. ПЛОС Один. 2016;11(6):e0156939. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
35. Ngo VK, Rubinstein A, Ganju V, Kanellis P, Loza N, Rabadan-Diehl C, et al. Большие задачи: включение охраны психического здоровья в программу борьбы с неинфекционными заболеваниями. ПЛОС Мед. 2013;10(5):e1001443. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
36. Kaaya S, Eustache E, Lapidos-Salaiz I, Musisi S, Psaros C, Wissow L. Грандиозные задачи: улучшение результатов лечения ВИЧ за счет интеграции вмешательств при сопутствующих заболеваниях психическое заболевание. ПЛОС Мед. 2013;10(5):e1001447. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
37. Fisher EB, Chan JC, Nan H, Sartorius N, Oldenburg B. Сочетание диабета и депрессии: концептуальные соображения для новой глобальной проблемы здравоохранения. J Аффективное расстройство. 2012; 142:S56–66. [PubMed] [Google Scholar]
38. Charlson FJ, Moran AE, Freedman G, Norman RE, Stapelberg NJ, Baxter AJ, et al. Вклад большой депрессии в глобальное бремя ишемической болезни сердца: сравнительная оценка риска. БМС Мед. 2013;11(1):1. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
39. Накаш О., Левав И., Агилар-Гаксиола С., Алонсо Дж., Андраде Л.Х., Ангермейер М.С. и соавт. Коморбидность общих психических расстройств с раком и пробелы в их лечении: результаты мировых обзоров психического здоровья. Психоонкология. 2014;23(1):40–51. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
40. Parry CD, Patra J, Rehm J. Потребление алкоголя и неинфекционные заболевания: эпидемиология и последствия для политики. Зависимость. 2011;106(10):1718–24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
41. Барнетт К., Мерсер С.В., Норбери М., Уотт Г., Вайк С., Гатри Б. Эпидемиология мультиморбидности и последствия для здравоохранения, научных исследований и медицинского образования: перекрестное исследование. Ланцет. 2012;380(9836):37–43. [PubMed] [Google Scholar]
42. Арая Р., Альварадо Р., Минолетти А. Чили: продолжающаяся революция в области психического здоровья. Ланцет. 2009;374(9690):597–8. [PubMed] [Google Scholar]
43. Хоникман С., ван Хейнинген Т., Филд С., Барон Э., Томлинсон М. Пошаговая помощь в охране психического здоровья матери: тематическое исследование проекта перинатального психического здоровья в Южной Африке. ПЛОС Мед. 2012;9(5): е1001222. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
44. Рахман А., Суркан П.Дж., Каетано К.Е., Рвагатаре П., Диксон К.Е. Большие задачи: включение охраны психического здоровья матери в программы охраны здоровья матери и ребенка. ПЛОС Мед. 2013;10(5):e1001442. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
45. Лора А., Кон Р., Левав И., Макбейн Р., Моррис Дж., Саксена С. Доступность и использование услуг, а также пробелы в лечении шизофренических расстройств: опрос в 50 странах — и страны со средним уровнем дохода. Всемирный орган здравоохранения Быка. 2012;90(1):47–54Б. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
46. Caqueo-Urízar A, Urzúa A, Jamett PR, Irarrazaval M. Объективное и субъективное бремя у родственников пациентов с шизофренией и его влияние на отношения по уходу в Чили. Психиатрия рез. 2016; 237:361–5. [PubMed] [Google Scholar]
47. Sweetland AC, Oquendo MA, Carlson C, Magidson JF, Wainberg ML. Исследования психического здоровья в глобальную эпоху: обучение следующего поколения. Академия психиатрии. 2016;40(4):715–20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
48. Патель В. Всеобщий охват услугами здравоохранения при шизофрении: глобальный приоритет психического здоровья. Шизофр Булл. 2016;42(4):885–90. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
49•. Brooke-Sumner C, Petersen I, Asher L, Mall S, Egbe CO, Lund C. Систематический обзор осуществимости и приемлемости психосоциальных вмешательств при шизофрении в странах с низким и средним уровнем дохода. БМС Психиатрия. 2015;15:19. Предварительные данные свидетельствуют о приемлемости психосоциальных вмешательств по месту жительства при шизофрении в странах с низким и средним доходом, однако необходимы хорошо спланированные исследования вмешательств, чтобы предоставить доказательства общей осуществимости. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
50. Asher L, De Silva M, Hanlon C, Weiss HA, Birhane R, Ejigu DA, et al. Реабилитационное вмешательство на уровне сообщества для людей с шизофренией в Эфиопии (RISE): протокол исследования для кластерного рандомизированного контролируемого исследования. Испытания. 2016;17(1):299. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
51. Da Silva TFC, Lovisi G, Conover S, Susser E. Вмешательство в критическое время – переключение задач (CTI-TS): психосоциальное вмешательство для людей с тяжелыми психическими заболеваниями в Латинской Америке. Глобальный журнал передовых исследований медицины и медицинских наук. 2014;3(5):087–9. [Google Scholar]
52. Farooq S. Раннее вмешательство при психозе в странах с низким и средним уровнем дохода требует подхода общественного здравоохранения. Бр Дж. Психиатрия. 2013;202(3):168–9. [PubMed] [Google Scholar]
53. Хендерсон С., Эванс-Лако С., Торникрофт Г. Стигматизация психических заболеваний, поиск помощи и программы общественного здравоохранения. Am J Общественное здравоохранение. 2013;103(5):777–80. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
54•. Торникрофт Г., Мехта Н., Клемент С., Эванс-Лако С., Доэрти М., Роуз Д. и др. Доказательства эффективных вмешательств по снижению стигмы и дискриминации, связанных с психическим здоровьем. Ланцет. 2016;387(10023):1123–32. Было обнаружено, что социальные контакты являются наиболее эффективным видом вмешательства для улучшения знаний и отношения к стигме в краткосрочной перспективе, но доказательства долгосрочных преимуществ недостаточны. [PubMed] [Академия Google]
55. де Джироламо Г., Дагани Дж., Перселл Р., Кокки А., Макгорри П. Возраст начала психических расстройств и использование услуг по охране психического здоровья: потребности, возможности и препятствия. Эпидемиол Psychiatr Sci. 2012;21(01):47–57. [PubMed] [Google Scholar]
56. Поланчик Г.В., Салум Г.А., Сугая Л.С., Кайе А., Роде Л.А. Ежегодный обзор исследований: метаанализ распространенности психических расстройств у детей и подростков во всем мире. J Детская психологическая психиатрия. 2015;56(3):345–65. [PubMed] [Академия Google]
57. Класен Х., Кромбаг А.С. Что где работает? Систематический обзор вмешательств в области психического здоровья детей и подростков в странах с низким и средним уровнем дохода. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2013;48(4):595–611. [PubMed] [Google Scholar]
58•. Барри М.М., Кларк А.М., Дженкинс Р., Патель В. Систематический обзор эффективности вмешательств по укреплению психического здоровья молодых людей в странах с низким и средним уровнем дохода. Общественное здравоохранение BMC. 2013;13:835. Вмешательства по укреплению психического здоровья молодых людей были эффективно реализованы в школах и общинах с низким и средним уровнем доходов, при этом доказательства их влияния на положительные и отрицательные результаты в отношении психического здоровья от умеренных до убедительных, но данные о вмешательстве для детей младшего возраста отсутствуют. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
59. Томлинсон М., Борнстейн М.Х., Марлоу М., Шварц Л. Дисбаланс в знаниях о психическом здоровье младенцев в богатых и бедных странах: слишком мало прогресса в преодолении разрыва. Infant Ment Health J. 2014;35(6):624–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
60. Корт Б.А., Ян М., Рай С., Бхардвадж А., Тол В.А., Джорданс М.Дж. Вербовка детей-солдат в Непале: состояние психического здоровья и факторы риска добровольного участия молодежи в вооруженных группах. конф. мира 2016;22(3):208–16. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
61. O’Donnell K, Dorsey S, Gong W, Ostermann J, Whetten R, Cohen JA, et al. Лечение дезадаптивного горя и симптомов посттравматического стресса у детей-сирот в Танзании: групповая когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на травму. J Травматический стресс. 2014;27(6):664–71. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
62. Макмаллен Дж., О’Каллаган П., Шеннон С., Блэк А., Икин Дж. Групповая когнитивно-поведенческая терапия, ориентированная на травму, с бывшими детьми-солдатами и другими пострадавшими от войны мальчики в ДР Конго: рандомизированное контролируемое исследование. J Детская психологическая психиатрия. 2013;54(11):1231–41. [PubMed] [Академия Google]
63. Бетанкур Т.С., Чемберс Д.А. Оптимизация эпохи глобальной науки о психическом здоровье. Джама психиатрия. 2016;73(2):99–100. [PubMed] [Google Scholar]
64. Abramsky T, Devries K, Kiss L, Nakuti J, Kyegombe N, Starmann E, et al. Выводы из SASA! Исследование: кластерное рандомизированное контролируемое исследование для оценки воздействия мероприятия по мобилизации сообщества для предотвращения насилия в отношении женщин и снижения риска заражения ВИЧ в Кампале. Уганда BMC Med. 2014;12(1):122. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
65. Veenema TG, Thornton CP, Corley A. Кризис общественного здравоохранения, связанный с сексуальным насилием над детьми в странах с низким и средним уровнем дохода: комплексный обзор литературы. Int J Nurs Stud. 2015;52(4):864–81. [PubMed] [Google Scholar]
66. Sumner SAMA, Saul J, et al. Распространенность сексуального насилия в отношении детей и использование социальных услуг — семь стран, 2007–2013 годы. 2015 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
67. Kessler RC, McLaughlin KA, Green JG, Gruber MJ, Sampson NA, Zaslavsky AM, et al. Невзгоды детства и психопатология взрослых во всемирных обзорах психического здоровья ВОЗ. Бр Дж. Психиатрия. 2010;197(5):378–85. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
68. Гедес А., Ботт С., Гарсия-Морено С., Коломбини М. Преодоление пробелов: глобальный обзор пересечений насилия в отношении женщин и насилия в отношении детей. Глобальные действия в области здравоохранения. 2016:9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
69. Whetten K, Shirey K, Pence BW, Yao J, Thielman N, Whetten R, et al. История травмы и депрессия предсказывают неполную приверженность к антиретровирусной терапии в стране с низким уровнем дохода. ПЛОС Один. 2013;8(10):e74771. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
70. Патель В., Килинг С., Маулик П.К., Диван Г. Улучшение доступа к уходу за детьми с психическими расстройствами: глобальная перспектива. Арч Дис Чайлд. 2013;98(5):323–7. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
71. Weissman MM, Wickramaratne P, Gameroff MJ, Warner V, Pilowsky D, Kohad RG, et al. Потомство депрессивных родителей: 30 лет спустя. Am J Psychiatr. 2016;173:1024. [PubMed] [Google Scholar]
72•. Херба К.М., Гловер В., Рамчандани П.Г., Рондон М.Б. Материнская депрессия и психическое здоровье в раннем детстве: изучение основных механизмов в странах с низким и средним уровнем дохода. Ланцет Психиатрия. 2016;3:983. Биопсихосоциальная модель используется для демонстрации того, что на механизмы, лежащие в основе связей между материнской депрессией и последствиями психического здоровья ребенка, влияет проблемный контекст, в котором материнская депрессия возникает в СНСД. [PubMed] [Google Scholar]
73. McDonnell CG, Valentino K. Межпоколенческие эффекты детской травмы, оценивающие пути среди материнских ACE, перинатальных депрессивных симптомов и исходов у младенцев. Жестокое обращение с ребенком. 2016;21(4):317–26. [PubMed] [Академия Google]
74. Зигенталер Э., Мундер Т., Эггер М. Влияние профилактических вмешательств у психически больных родителей на психическое здоровье потомства: систематический обзор и метаанализ. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2012;51(1):8–17. е8. [PubMed] [Google Scholar]
75. Gelaye B, Rondon MB, Araya R, Williams MA. Эпидемиология материнской депрессии, факторы риска и исходы для детей в странах с низким и средним уровнем дохода. Ланцет Психиатрия. 2016;3(10):973–82. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
76•. Рахман А., Фишер Дж., Бауэр П., Люхтерс С., Тран Т., Ясами Т. и др. Вмешательства при распространенных перинатальных психических расстройствах у женщин в странах с низким и средним уровнем дохода: систематический обзор и метаанализ. Всемирный орган здравоохранения Быка. 2013;91(8):593–601. Совокупный размер эффекта материнской депрессии был умеренно сильным при вмешательствах, проводимых обученными работниками здравоохранения в СНСУД. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
77. Организация WH. Мыслить здоровым: руководство по психосоциальному ведению перинатальной депрессии, общая полевая версия ВОЗ 1.0. Том. 2015 г. Женева: Всемирная организация здравоохранения; 2015. [Google Академия]
78. Austin A, Herrick H, Proescholdbell S. Неблагоприятный детский опыт, связанный с плохим здоровьем взрослых среди лесбиянок, геев и бисексуалов. Am J Общественное здравоохранение. 2016;106(2):314–20. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
79. Katz-Wise SL, Hyde JS. Опыт виктимизации лесбиянок, геев и бисексуалов: метаанализ. Джей Секс Res. 2012;49(2–3):142–67. [PubMed] [Google Scholar]
80. Салливан К.Г. Различия в состоянии здоровья лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров вызывают глобальную озабоченность. Нурс Перспектива. 2016;64(3):279–80. [Google Scholar]
81. Хатценбюлер М.Л., Маклафлин К.А., Киз К.М., Хасин Д.С. Влияние институциональной дискриминации на психические расстройства среди лесбиянок, геев и бисексуалов: проспективное исследование. Am J Общественное здравоохранение. 2010;100(3):452–9. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
82. Logie C. Обращение комиссии Всемирной организации здравоохранения по социальным детерминантам здоровья к решению проблемы сексуальной ориентации. Am J Общественное здравоохранение. 2012;102(7):1243–6. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
83. Блоснич Дж.Р., Фармер Г.В., Ли Дж.Г., Силенцио В.М., Боуэн Д.Дж. Неравенство в отношении здоровья среди взрослых представителей сексуальных меньшинств: данные из десяти штатов США, 2010 г. Am J Prev Med. 2014;46(4):337–49. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
84. Кейтс Дж. Правительство США и глобальное здоровье ЛГБТ: возможности и проблемы в нынешнюю эпоху. Семейный фонд Генри Дж. Кайзера; Menlo Park: 2014. [Google Scholar]
85. Nguyen TQ, Bandeen-Roche K, German D, Nguyen NT, Bass JK, Knowlton AR. Негативное отношение семьи как предиктор депрессивных симптомов, удовлетворенности жизнью, суицидальных наклонностей и употребления табака/алкоголя у вьетнамских женщин из числа сексуальных меньшинств. Здоровье ЛГБТ. 2016;3:357. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
86. Хьюз Т.Л., Уилснек С.К., Кантор Л.В. Влияние пола и сексуальной ориентации на употребление алкоголя и проблемы, связанные с алкоголем: к глобальной перспективе. Алкоголь рез. 2016;38(1):121. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
87. Kakuma R, Minas H, van Ginneken N, Dal Poz MR, Desiraju K, Morris JE, et al. Кадровые ресурсы для охраны психического здоровья: текущая ситуация и стратегии действий. Ланцет. 2011;378(9803):1654–63. [PubMed] [Google Scholar]
88. Bruckner TA, Scheffler RM, Shen G, Yoon J, Chisholm D, Morris J, et al. Дефицит кадров в области охраны психического здоровья в странах с низким и средним уровнем дохода: подход, основанный на потребностях. Всемирный орган здравоохранения Быка. 2011;89(3): 184–94. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
89. Patel V, Weiss HA, Chowdhary N, Naik S, Pednekar S, Chatterjee S, et al. Непрофессиональные работники здравоохранения возглавили вмешательство по поводу депрессивных и тревожных расстройств в Индии: влияние на клинические исходы и результаты инвалидности за 12 месяцев. Бр Дж. Психиатрия. 2011;199(6):459–66. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
90. Каздин А.Е., Кролик С.М. Новые модели предоставления услуг в области психического здоровья и снижения бремени психических заболеваний. Клин Psychol Sci. 2013 г.: 10.1177/2167702612463566. [Перекрестная ссылка] [Академия Google]
91. Петерсен И., Лунд С., Бхана А., Флишер А.Дж. Подход с переключением задач к первичной психиатрической помощи для взрослых в Южной Африке: потребности в человеческих ресурсах и затраты в сельской местности. План политики здравоохранения. 2012;27(1):42–51. [PubMed] [Google Scholar]
92. Buttorff C, Hock RS, Weiss HA, Naik S, Araya R, Kirkwood BR, et al. Экономическая оценка вмешательства по переключению задач при распространенных психических расстройствах в Индии. Всемирный орган здравоохранения Быка. 2012;90(11):813–21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
93. Bolton P, Bass J, Betancourt T, Speelman L, Onyango G, Clougherty KF, et al. Вмешательства при симптомах депрессии среди подростков, переживших войну и вынужденных переселенцев, в северной Уганде: рандомизированное контролируемое исследование. ДЖАМА. 2007 г., 1 августа; 298 (5): 519–27. [PubMed] [Google Scholar]
94••. Беккер А.Е., Клейнман А. Психическое здоровье и глобальная повестка дня. N Engl J Med. 2013;369(1):66–73. Дан план того, как сократить пробелы в лечении психических заболеваний путем наращивания клинического потенциала, разработки новых моделей лечения, создания целенаправленной и актуальной программы исследований и преодоления барьеров на пути к справедливой помощи. [PubMed] [Академия Google]
95••. Джоши Р., Алим М., Кенгне А.П., Ян С., Маулик П.К., Пейрис Д. и др. Перераспределение задач по ведению неинфекционных заболеваний в странах с низким и средним уровнем дохода – систематический обзор. ПЛОС Один. 2014;9(8):e103754. Обзор показывает предварительные данные об эффективности и доступности использования медицинских работников, не являющихся врачами, для улучшения доступа к медицинской помощи при неинфекционных заболеваниях, включая психическое здоровье, однако такие программы должны сопровождаться реструктуризацией системы здравоохранения, и необходимы дополнительные высококачественные исследования для подтверждения предварительных доказательств. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
96. Fricchione GL, Borba CP, Alem A, Shibre T, Carney JR, Henderson DC. Наращивание потенциала в области глобального психического здоровья: профессиональная подготовка. Харв Рев Психиатрия. 2012;20(1):47–57. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
97. Thornicroft G, Cooper S, Bortel TV, Kakuma R, Lund C. Наращивание потенциала в глобальных исследованиях психического здоровья. Харв Рев Психиатрия. 2012;20(1):13–24. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
98••. Мефферт С.М., Нейлан Т.К., Чемберс Д.А., Вердели Х. Новые проекты исследований по внедрению для расширения масштабов глобальной психиатрической помощи: преодоление трансляционных проблем для устранения основной причины инвалидности в мире. Int J Ment Health Syst. 2016;10:19. Предлагается новый тип дизайна научного исследования по внедрению, гибриды «эффективность-внедрение», для ускорения перевода и расширения масштабов психиатрической помощи в СНСД. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
99. Murray LK, Tol W, Jordans M, Sabir G, Amin AM, Bolton P, et al. Распространение и внедрение основанных на фактических данных мероприятий по охране психического здоровья в постконфликтных условиях в условиях ограниченных ресурсов. Вмешательство. 2014;12:94–112. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
100. Стюарт Х. Снижение стигматизации психических заболеваний. Глобальное психическое здоровье. 2016;3:e17. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
101. Shidhaye R, Kermode M. Стигма и дискриминация как препятствие для использования службы охраны психического здоровья в Индии. Международное здоровье. 2013;5(1):6–8. [PubMed] [Google Scholar]
102. Семрау М., Эванс-Лако С., Кошорке М., Ашенафи Л., Торникрофт Г. Стигма и дискриминация, связанные с психическими заболеваниями в странах с низким и средним уровнем дохода. Эпидемиол Psychiatr Sci. 2015;24(05):382–94. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
103. Cuijpers P, Beekman AT, Reynolds CF. Предотвращение депрессии: глобальный приоритет. ДЖАМА. 2012;307(10):1033–4. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
104. Чисхолм Д., Саксена С. Экономическая эффективность стратегий борьбы с нейропсихиатрическими состояниями в странах Африки к югу от Сахары и Юго-Восточной Азии: исследование математического моделирования. БМЖ. 2012;344:e609. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
105••. Чисхолм Д., Бурман-Рой С., Фекаду А., Кэтри Т., Кицца Д., Луитель Н.П. и др. Оценка стоимости реализации районных планов охраны психического здоровья в пяти странах с низким и средним уровнем дохода: исследование PRIME. Бр Дж. Психиатрия. 2016;208(s56):s71–s8. Стоимость расширения услуг охраны психического здоровья в четырех СНСД варьировалась от 0,21 до 0,56 долларов США на человека; в контексте более высокого дохода в Южной Африке она составляла 1,86 доллара США), и во всех странах дополнительная сумма, необходимая каждый год для достижения целевых показателей охвата через 10 лет, была ниже 0,10 доллара США на человека. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Причины психических заболеваний
Автор: WebMD Редакторы
В этой статье
- Какие биологические факторы участвуют в психических заболеваниях?
- Какие психологические факторы способствуют возникновению психических заболеваний?
- Какие факторы окружающей среды способствуют психическим заболеваниям?
Каковы причины психических заболеваний? Хотя точная причина большинства психических заболеваний неизвестна, благодаря исследованиям становится ясно, что многие из этих состояний вызваны комбинацией биологических, психологических факторов и факторов окружающей среды.
Какие биологические факторы вызывают психические заболевания?
Некоторые психические заболевания связаны с ненормальным функционированием цепей нервных клеток или проводящих путей, которые соединяют определенные области мозга. Нервные клетки в этих цепях мозга взаимодействуют через химические вещества, называемые нейротрансмиттерами. «Настройка» этих химических веществ — с помощью лекарств, психотерапии или других медицинских процедур — может помочь мозговым цепям работать более эффективно. Кроме того, дефекты или повреждения определенных областей мозга также связаны с некоторыми психическими состояниями.
Другие биологические факторы, которые могут быть вовлечены в развитие психических заболеваний, включают:
- Генетика (наследственность) : Психические заболевания иногда передаются в семьях, предполагая, что люди, у которых есть член семьи с психическим заболеванием, могут быть несколько более вероятно, разработать один самостоятельно. Восприимчивость передается в семьях через гены. Эксперты считают, что многие психические заболевания связаны с аномалиями во многих генах, а не в одном или нескольких, и что то, как эти гены взаимодействуют с окружающей средой, уникально для каждого человека (даже для идентичных близнецов). Вот почему человек наследует предрасположенность к психическому заболеванию и не обязательно заболевает. Психическое заболевание само по себе возникает в результате взаимодействия нескольких генов и других факторов, таких как стресс, жестокое обращение или травматическое событие, которые могут повлиять или спровоцировать заболевание у человека с наследственной предрасположенностью к нему.
- Инфекции : Некоторые инфекции связаны с повреждением головного мозга и развитием психического заболевания или ухудшением его симптомов. Например, состояние, известное как педиатрическое аутоиммунное нейропсихиатрическое расстройство (PANDAS), связанное с бактериями Streptococcus, связано с развитием обсессивно-компульсивного расстройства и других психических заболеваний у детей.
- Дефекты или травмы головного мозга : Дефекты или повреждения определенных областей мозга также связаны с некоторыми психическими заболеваниями.
- Пренатальное повреждение : Некоторые данные свидетельствуют о том, что нарушение развития головного мозга плода на ранних сроках или травма во время родов, например, потеря кислорода в мозге, могут быть фактором развития определенных состояний. например, расстройство аутистического спектра.
- Злоупотребление психоактивными веществами : Длительное злоупотребление психоактивными веществами, в частности, связано с тревогой, депрессией и паранойей.
- Другие факторы : Плохое питание и воздействие токсинов, таких как свинец, могут играть роль в развитии психических заболеваний.
Какие психологические факторы способствуют возникновению психических заболеваний?
Психологические факторы, которые могут способствовать психическому заболеванию, включают:
- Тяжелая психологическая травма, полученная в детстве, такая как эмоциональное, физическое или сексуальное насилие
- Серьезная ранняя утрата, такая как потеря родителя
- Отсутствие заботы
- Плохая способность общаться с другими
Какие факторы окружающей среды способствуют психическим заболеваниям?
Некоторые стрессоры могут вызвать заболевание у человека, предрасположенного к психическим заболеваниям.