Исторический материализм и диалектический материализм: О диалектическом и историческом материализме

О диалектическом и историческом материализме: Русская философия : Руниверс


О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ

Диалектический материализм есть мировоззрение марксистско-ленинской партии. Оно называется диалектическим материализмом потому, что его подход к явлениям природы, его метод изучения явлений природы, его метод познания этих явлений является диалектическим, а его истолкование явлений природы, его понимание явлений природы, его теория — материалистической.

Исторический материализм есть распространение положений диалектического материализма на изучение общественной жизни, применение положений диалектического материализма к явлениям жизни общества, к изучению общества, к изучению истории общества.

Характеризуя свой диалектический метод, Маркс и Энгельс ссылаются обычно на Гегеля как на философа, сформулировавшего основные черты диалектики. Это, однако, не означает, что диалектика Маркса и Энгельса тождественна диалектике Гегеля.

На самом деле Маркс и Энгельс взяли из диалектики Гегеля лишь ее «рациональное зерно», отбросив гегелевскую идеалистическую шелуху и развив диалектику дальше с тем, чтобы придать ей современный научный вид. 

\…\

Вот гениальная формулировка существа исторического материализма, данная Марксом в 1859 году в историческом «предисловии» к его знаменитой книге «К критике политической экономии»:

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, На котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких Переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественнонаучной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче: от идеологических форм, в которых люди сознают этот конфликт и борются с ним. Как об отдельном человеке нельзя судить на основании того, что сам он о себе думает, точно так же нельзя судить о подобной эпохе переворота по ее сознанию.
Наоборот, это сознание надо объяснить из противоречий материальной жизни, из существующего конфликта между общественными производительными силами и производственными отношениями. Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые, высшие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в лоне самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже существуют или, по крайней мере, находятся в процессе становления» (К. Маркс, Избранные произведения, т. I, стр. 269-270).

Так обстоит дело с марксистским материализмом, если взять его в применении к общественной жизни, в применении к истории общества.

Таковы основные черты диалектического и исторического материализма.

Правда. 12 сентября 1938 года

Теги:  Диалектический материализм, Исторический материализм

Добавлено: 01.04.2012

Связанные события: О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП(б)»

Связанные личности: Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович

Диалектический и исторический материализм | КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ БЕЛАРУСИ

Философией марксизма-ленинизма являет диалектический и исторический материализм, составляющий мировоззрение Коммунистической партии. Философское учение марксизма-ленинизма представляет теоретическую основу его экономического учения и научного коммунизма.

Диалектический и исторический материализм создан К. Марксом и Ф. Энгельсом* в 40-х годах XIX века на основе усвоения и критической переработки с позиций нового, революционного класса — пролетариата, всего лучшего, что было создано до того времени человеческой мыслью. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса является продуктом исторического развития наук, в т.ч. и философии, за предшествующий период. Он завершает более чем двухтысячелетнюю историю развития материалистической мысли, представляя новую, высшую ступень материализма.

К. Маркс и Ф. Энгельс преодолели ограниченность и недостатки всего предшествовавшего материализма, в т.ч. французского материализма XVIII века и материализма Л. Фейербаха, подняв материализм на новую, высшую ступень. Восприняв основное материалистическое зерно философии Л. Фейербаха, они отбросили его религиозно-этические наслоения и развили материализм в цельную научно-философскую теорию. К. Маркс и Ф. Энгельс обогатили материалистическую философию своим диалектическим методом, родившимся в результате критической переработки идеалистической диалектики Гегеля. Взяв из диалектики Гегеля ее «рациональное зерно», они освободили диалектику из тенет идеализма и развили ее дальше, создали научный метод — материалистическую диалектику, который стал диаметрально противоположным методу Гегеля.

Распространив положения диалектического материализма на изучение общественной жизни, К. Маркс и Ф. Энгельс выработали теорию исторического материализма, которая дала научное
объяснение истории человеческого общества и указала пути его революционного преобразования.

Возникновение диалектического и исторического материализма явилось революционным переворотом в философии. Прежняя философия была, как правило, учением одиночек, далеких от народа. Марксистская философия является духовным оружием рабочего класса, широчайших народных масс. Во введении к «К критике гегелевской философии права» (1844 г.) К. Маркс писал: «Подобно тому как философия находит в пролетариате свое материальное оружие, так и пролетариат находит в философии свое духовное оружие».

Коренной порок предшествующей философии заключался в ее созерцательности. Марксистская философия представляет орудие революционного действия. В «Тезисах о Фейербахе» (1845 г.) К. Маркс писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».

Развитое дальше В.И. Лениным и продолжателем его дела И.В. Сталиным марксистское мировоззрение служит в руках рабочего класса и его партии могучим орудием революционного преобразования мира, потому что верно отражает объективные законы развития самой действительности. Знание этих законов дает возможность использовать их в интересах общества для изменения мира.

Марксистская философия непримиримо враждебна догматизму, свойственному прежней философии, которая претендовала на роль «науки наук», стоящей над другими науками. Возникновение диалектического материализма положило конец философии в старом смысле слова. Как отмечали основоположники марксизма, из всего круга вопросов, которыми занималась прежняя философия, сохранило самостоятельное значение лишь учение о мышлении и его законах; все остальное вошло в положительные науки о природе и обществе. Не претендуя на то, чтобы подменить эти науки, диалектический материализм изучает те общие вопросы, без решения которых не может обойтись ни одна наука: вопросы о методе изучения, о методе познания явлений объективного мира и материалистического истолковании этих явлений. Возникновение марксизма означало появление новой, подлинно научной философии, опирающейся на данные наук о природе и обществе и, в свою очередь, вооружающей эти науки правильной философской теорией и методом исследования.

***
*Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) – немецкие философы, родоначальники диалектического и исторического материализма, основоположники философского, экономического и политического учения марксизма, социальные теоретики и политические деятели, вдохновители и организаторы международного коммунистического и рабочего движения в 19 веке.
В соавторстве ими созданы труды: «Святое семейство» (1845), «Немецкая идеология», «Манифест Коммунистической партии» (1848).

Также были опубликованы и самостоятельные работы. Например, Марксу принадлежат: «Критика гегелевской философии права» (1843), «Экономическо-философские рукописи» (1844 г), «Тезисы о Фейербахе» (1845) и «Нищета философии», Ответ на ««Философию нищеты» господина Прудона» (1847), в которых он выступает против «утопического социализма» и предлагает концепцию «научного социализма», «Капитал» (1867, 1885, 1894) (Энгельс редактировал второй и третий тома «Капитала» после смерти Маркса), «Критика политической экономии» (1859), «Критика Готской программы» (l875). Энгельс известен своими работами: «Положение рабочего класса в Англии» (1845), «Анти-Дюринг» (1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Диалектика природы» (1870).

Исторический материализм | Определение, Маркс, примеры, диалектический материализм и факты

Карл Маркс

Смотреть все СМИ

Ключевые люди:
Антонио Лабриола
Похожие темы:
марксизм

Посмотреть весь связанный контент →

исторический материализм , теория истории, связанная с немецким экономистом и философом Карлом Марксом и его коллегой Фридрихом Энгельсом. Теория постулирует, что все институты человеческого общества (например, правительство и религия) являются продуктом его экономической деятельности. Следовательно, социальные и политические изменения происходят, когда эти институты перестают отражать «способ производства», то есть то, как функционирует экономика.

Исторический материализм уходит корнями в философию диалектического материализма Маркса и Энгельса, которая постулирует, что все вещи развиваются через материальные противоречия. Животные и растения, например, биологически развиваются, когда их методы выживания противоречат окружающей среде. Поскольку мир материален по своей природе — полностью состоит из материи, а не ментального или духовного, эти противоречия не могут быть согласованы с помощью разума или божественной силы; несовместимые элементы должны противопоставляться друг другу до тех пор, пока не произойдет адаптация или разрушение. Этот процесс непрерывен.

Еще из Британники

Марксизм: исторический материализм

Исторический материализм применяет логику диалектического материализма к человеческой цивилизации. Все люди должны заниматься экономической деятельностью для удовлетворения жизненных потребностей. В совокупности это требование означает, что каждое общество опирается на свой способ производства. Следовательно, все институты этого общества должны вытекать из этого образа жизни, приспосабливаться к нему или быть устранены. Это условие является «двигателем истории» и причиной того, что общества со временем исчезают: по мере развития способов производства они сталкиваются с новыми противоречиями, которые приводят к их замене другими, более развитыми экономическими системами, которые, в свою очередь, формируют новые общества. В случае феодализма, например, монархи и их вассалы нуждались в торговле, чтобы увеличить свое богатство, но торговля привела к появлению класса купцов, которые продолжали требовать политических прав, тем самым возвещая меркантилизм, раннюю стадию капитализма.

В трудах Маркса выделяются четыре способа производства, которые человечество уже использовало: охота и собирательство (иногда называемое первобытным коммунизмом), рабство, феодализм (крепостничество) и капитализм. Маркс также называет пятый способ, коммунизм, который, как он считал, в конечном итоге возникнет из собственного противоречия капитализма: подобно феодализму, он создал новый класс людей, промышленных рабочих, которые в конечном итоге перестанут принимать свое место в общественном порядке.

Маркс назвал этот класс рабочих пролетариатом, позаимствовав этот термин у другого ученого, которого он часто цитировал, швейцарского экономиста Жана-Шарля-Леонара Симонда де Сисмонди.

Принципы исторического материализма были изложены в книге Энгельса 1878 года Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft ( Herr Eugen Dühring’s Revolution in Science , более известной как Anti-Dühring ). Книга была написана под наблюдением Маркса и одобрена им, поэтому можно сделать вывод, что Маркс согласился с ее содержанием. Однако стоит отметить, что сам Маркс никогда явно не описывал свою теорию истории. Когда исследователи Маркса обсуждают его великие взгляды, они обычно экстраполируют его слова в так называемом «1859 г.Предисловие» к

Zur Kritik der politischen Ökonomie  (1859; A Contribution to the Critique of Political Economy ) и, в меньшей степени, Die deutsche Ideologie  (написано в 1845–46, опубликовано в 1932; 63039 The German0 Ideology ), написанные вместе с Энгельсом. Однако эта экзегеза не осталась без внимания. Некоторые критики считают, что эти интерпретации слишком сильно зависят от относительно краткого сочинения, которое сами Маркс и Энгельс никогда не удосужились опубликовать.

Как составная часть коммунистической доктрины и, таким образом, одна из доминирующих теорий истории на протяжении большей части 20-го века, исторический материализм продолжал изучаться, развиваться и интерпретироваться множеством мыслителей. Среди известных теоретиков, которые внесли свой вклад в его развитие, были Эдуард Бернштейн, Карл Каутский, Роза Люксембург, Лев Троцкий, Владимир Ленин и Мао Цзэдун. В англоязычном мире большинство политических философов скептически относились к идее о том, что Маркс придерживался последовательной теории истории, до публикации в 1919 г.78 из

Теория истории Маркса: защита , строгий и влиятельный анализ канадского философа Г.А. Коэн.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Несмотря на работу Коэна, концепция исторического материализма по-прежнему подвергается резкой критике. Наиболее распространенная критика с 1990-х годов основана на эмпирическом контрпримере: крахе коммунизма в Восточной Европе и Советском Союзе в 1989–1989 годах.1, символизируемое и вызванное падением Берлинской стены в 1989 году. Поскольку большинство интерпретаций исторического материализма предсказывают, что социализм и коммунизм заменят капитализм, падение коммунизма рассматривается как фальсификация теории. На это утверждение марксисты отвечают, что социалистические и коммунистические государства 20 века никогда не представляли коммунистический способ производства, который описывает Маркс. Это опровержение, однако, часто высмеивается оппонентами как ошибочное, поскольку оно, кажется, опирается на специальное переопределение коммунизма.

Теорию исторического материализма также обвиняли в чрезмерном упрощении и редукционизме; те, кто так говорит, часто называют его «технологическим детерминизмом». Оппоненты утверждают, что утверждение о том, что способ производства сам по себе определяет институциональную структуру любого общества, просто неверно. Марксисты могут возразить, что сам Энгельс соглашался с тем, что способ производства не является единственным определяющим элементом, но эта уступка порождает другие проблемы. А именно: если другие элементы могут влиять на производство, то история не является исключительно результатом экономической деятельности.

Адам Волле

Диалектический и исторический материализм – Workers World

В рамках социализации в классовом обществе рабочих поощряют верить в то, что личные интересы являются основой человеческой природы и выживания. Если это правда, то вся история человечества была борьбой, движимой жадностью. Рабочим внушают, что общество нельзя изменить из-за «естественной» человеческой жадности. Рабочим предоставляется возможность либо поддаться этой жадности, либо использовать религию или мистику, чтобы «подняться над материальным миром».

Ни один из этих вариантов не дает реалистичной альтернативы или решения проблем классового общества. Марксисты понимают, что обществом не всегда двигали личные интересы и жадность, что жадность не является частью человеческой природы и что общество можно изменить к лучшему. Все это можно продемонстрировать, используя диалектический материализм, научный метод мышления для оценки мира, в котором живут люди.

Диалектический материализм можно разбить на соответствующие компоненты для лучшего понимания. Диалектика описывает научный метод, который марксисты используют для анализа окружающего мира. Материализм представляет марксистскую концепцию реальности, которую диалектика призвана анализировать.

Диалектика как метод анализа учитывает взаимосвязанность природы, присущие ей противоречия и состояние непрерывного изменения, а также процесс, посредством которого естественное количественное изменение приводит к качественному изменению. Проще говоря, диалектика утверждает, что все вещи находятся в постоянном состоянии изменения, что это постоянное изменение есть результат взаимодействий и конфликтов, и что множество мелких скрытых изменений складываются до тех пор, пока рассматриваемая вещь не будет качественно преобразована в нечто иное. Процесс превращения воды в пар путем ее нагревания до точки кипения иллюстрирует принцип диалектики в действии.

Материализм — это марксистская концепция природы, поскольку она существует без какого-либо сверхъестественного или мистического измерения. Материализм считает, что объективная реальность существует независимо от человеческого сознания и что материя первична.

Диалектический материализм показывает, что мысли, характеры и действия людей формируются условиями окружающего их мира, материального мира. Когда люди смотрят на мир через призму диалектического материализма, они могут увидеть логическое развитие верований и мыслей, действий и событий и даже человеческой истории в целом.

Исторический материализм распространяет принципы диалектического материализма на изучение общества и его истории. Исторический материализм признает, что история и общество развиваются на основе материальных, экономических условий. Поэтому всякое развитие, как идей, так и институтов, основано на конфликтах и ​​взаимодействиях в материальном мире.

Такое понимание развития и изменений опровергает аргумент о том, что классовое общество основано на естественной человеческой жадности. Развитие классового общества произошло из материальных взаимодействий и конфликтов, с которыми люди сталкивались на протяжении истории.

Вера в диалектический материализм не оправдывает угнетение и эксплуатацию трудящихся масс в рамках этого развития классового общества. Марксисты утверждают, что эта научная точка зрения анализирует, как человечество и общество развились, чтобы их можно было изменить. Самое главное, это прививает знание человеческой деятельности в истории — что люди на самом деле способны изменить угнетающее общество, в котором они живут, и что общество не может оставаться прежним, когда меняется материальный мир. Диалектический материализм предполагает, что капитализм, как и все остальное, имеет рождение, развитие и конец.

  • Диалектика – Фридриха Энгельса, часть 2 книги «Социализм: научный или утопический»
  • Исторический материализм — Фридрих Энгельс, часть 3 книги «Социализм: научный или утопический»
  • Материализм — Фридрих Энгельс, часть Людвига Фейербаха и конец классической немецкой философии
  • Карл Маркс – В.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts