Избирательность внимания и его направление определяют: Диагностика избирательности внимания, Практическая работа

Внимание

Вот какой рассеянный С улицы Бассейной!

С. Маршак.

Актуальные, личностно-значимые сигналы выделя­ются вниманием. Выбор осуществляется из мно­жества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. В отличие от восприятия, свя­занного с переработкой и синтезом информации, поступающей от входов разной модальности, внимание ограничивает лишь ту ее часть, которая будет реально обрабатываться.

Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение приводит к необходимости дробить посту­пающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Центральные ме­ханизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Если сигналы о втором объекте появляются во время реак­ции на предыдущий, то обработка новой информации не производится, пока эти механизмы не освободятся.

Поэтому если некоторый сигнал появляется через короткое время после предыдущего, то время реакции человека на второй сигнал больше, чем время реакции на него при отсутствии первого. Так, В. Д. Глезер [82] обнаружил, что если в поле зрения человека находится несколько объектов, то опознание второго объекта начинается прак­тически лишь после того, как первый уже опознан.

Каналы центральных механизмов обработки могут быть заняты не только восприятием внешних сигналов, но и контролем за ответными действиями. Это также может являться сдерживающим моментом для реакции на новый сигнал. Попытка одновременно следить за одним сообщением и отвечать на другое понижает и точность восприятия, и точность ответа.

Упомянутые ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сиг­налов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой

52

внимания — его фиксированным объемом. Важной и оп­ределяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Например, пытались обучить лет­чиков вести самолет очень низко (на высоте 50—100 м над землей) и одновременно отыскивать на земле мелкоразмерные ориентиры. Исследование действий летчиков в этих условиях показало невозможность раздвоения вни­мания между двумя указанными независимыми действия­ми, поскольку каждое из них требовало максимального внимания. Затруднения летчика заключались в практичес­кой невозможности так переключать внимание и организо­вывать сбор информации, чтобы обеспечить выполнение обеих задач. Преодолеть это затруднение путем трениров­ки не удавалось [309].

Ограниченность объема воспринимаемого и перераба­тываемого материала заставляет непрерывно дробить на части поступающую информацию и определять после­довательность (очередность) анализа среды. Что же определяет избирательность внимания, его направление? Выделяют две группы факторов.

К первой относят факто­ры, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека, т. е. структуру внешнего поля. К ним причисляют физические параметры сигнала, напри­мер интенсивность, его частоту и другие характеристики организации сигналов во внешнем поле. Ко второй группе относят факторы, характеризующие деятельность само­го человека, т. е. структуру внутреннего поля. Действи­тельно, каждый согласится, что если в поле восприятия появляется сигнал, обладающий либо большей интенсив­ностью, чем другие (например, звук выстрела или вспышка света), либо большей новизной (например, в комнату неожиданно входит тигр), то этот раздражитель авто­матически привлечет внимание.

Факт, что некоторые физические параметры сигнала явно обусловливают направленность внимания, был пер­вым включен в теоретические представления о структуре этого процесса. Так, Бродбент [44], [327] описывал вни­мание как фильтр, отбирающий информацию уже на вхо­дах. В его первой модели внимания селекция осуще­ствлялась на основе только физических параметров по принципу «все или ничего». Здесь человек понимался как пассивный приемник информации. Такая позиция

53

базировалась на обнаруженном им факте, что если чело­веку подавали одновременно информацию в оба уха и согласно инструкции он должен был воспринимать лишь информацию, поступающую в левое ухо, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью им игнорировалась.

Дальнейшие исследования обратили взгляд ученых на факторы центрального (внутреннего) происхождения, влияющие на избирательность внимания: соответствие поступающей информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию, актуальности для него данной информации. Кроме того, внимания к себе требуют дей­ствия, недостаточно автоматизированные, а также не до­веденные до конца.

В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека, например его имя, имена его близких и т. п., легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены центральные механизмы внимания. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки». Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произ­несенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро пере­ключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать то, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым вы упускаете нить разговора, в котором участвовали раньше. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала, а не его интенсивность, желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменения направления вашего вни­мания.

Эксперименты Трейсман [по 126], [398] уточнили и расширили первоначальные представления и показали, что избирательность внимания может осуществляться не только на основе физических параметров сигналов, но и по семантическим характеристикам текста. Если на оба уха одновременно подавали разную информацию с инст­рукцией слушать, например, только левым, а затем не­ожиданно для человека дали продолжение «левого» рас­сказа на правое ухо, то он переключался на инфор-

54

мацию справа и даже не сразу это замечал. Учитывая эти данные, предположили, что вся пропущенная на входах информация приходит в центры, после чего выделенная там часть сохраняется в памяти, а остальная очень быстро забывается. Таким образом, было введено представление еще об одном фильтре — центральном. В построенной с учетом этого модели входной фильтр уже не полностью блокирует неактуальную, не связанную с инструкцией информацию, а лишь несколько ослабляет ее. При этом ограничение потока перерабатываемой информации может происходить в двух ключевых позициях: периферический фильтр осуществляет отбор по физическим характерис­тикам, а центральный производит селекцию по катего­риальным и семантическим признакам. Это представление уточняет Найссер [194].

Периферическое внимание он на­зывает предвниманием и связывает его с относительно грубой и параллельной обработкой информации, допуская, что оно выполняет функции выделения фигуры из фона и слежения за внезапными изменениями во внешнем поле. Центральное внимание он называет фокальным и сопо­ставляет его с детальной последовательной и осознанной обработкой, в том числе и вербальной.

Следующим шагом на пути учета все более сложных механизмов в динамике организации внимания явилось представление о нем как об активном предвосхищении результатов восприятия с теми же двумя уровнями обработки информации: грубыми и быстрыми параллель­ными оценками — с помощью предвнимания, и медленны­ми детальными последовательными — с помощью фокаль­ного внимания. Отличительной особенностью модели стал циклический характер процесса. Он может быть про­иллюстрирован с помощью разработанного Найссером и Беклином визуального аналога методики избирательного слушания. Они записали на видеомагнитофон две разные спортивные игры с мячом и смогли осуществить с по­мощью зеркала полное наложение двух передач, как если бы на телевизионном экране они демонстрировались одновременно.

Испытуемых просили наблюдать за одной игрой и игнорировать другую, нажимая на ключ при каждом ударе по мячу в наблюдаемой игре. При темпе до 40 ударов в минуту по мячу испытуемые легко следили за игрой независимо от того, демонстрировалась она вместе с другой или отдельно. Результаты ухудшались,

55

когда испытуемые должны были следить за обеими играми одновременно. Выполнение этого задания сопровождалось многочисленными жалобами на трудность его выполнения и приводило к большому числу ошибок. Циклическая мо­дель восприятия позволяет объяснить эти результаты. Только эпизод, на который обращено внимание, включен в цикл предвосхищения, обследований и сбора информа­ции, лишь он и воспринимается. Тогда внимание — это такая организация восприятия, при которой человек вы­бирает то, что он хочет видеть, предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена. Таким образом, здесь в структуре внимания учитываются не только центральные и периферические фильтры, но вклю­чается в рассмотрение и динамика их взаимовлияния.

Что же известно о механизмах, осуществляющих фильтрацию? Большую роль в организации предвнимания играет периферическая настройка органов чувств. При­слушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувстви­тельность. При очень сильном звуке натяжение барабан­ной перепонки изменяется, приводя к ослаблению передачи чрезмерных колебаний во внутреннее ухо, подобно тому, как сужение зрачка устраняет излишнее количество света. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также облегчает прислушивание. Присматри­ваясь, человек производит целый ряд операций: конверген­цию (сведение осей) глаз, фокусировку хрусталика, изменение диаметра зрачка. Если необходимо видеть боль­шую часть сцены, то фокусное расстояние укорачивается, когда интересны детали, оно удлиняется, соответствующие части сцены выделяются и становятся свободными от влия­ния побочных деталей.

Находясь в фокусе, выделенный участок лишается, таким образом, контекста, с которым первоначально был связан: он виден отчетливо, а его окружение (контекст) кажется размытым. Таким образом, один и тот же участок может приобретать разное зна­чение в зависимости от цели или установки наблю­дателя.

Однако в основе избирательности внимания лежат не только процессы периферической подстройки органов чувств, но и центральная настройка. Импульсы, идущие из центра к периферии по слуховому или зрительному

56

нерву, могут избирательно управлять чувствительностью воспринимающих входов. Так, например, Бродбент [328] считает, что для предвнимания характерно постоянное снижение чувствительности по отношению к часто встре­чающимся комбинациям признаков. П. Я. Гальперин [74] обобщил представления о центральных механизмах внима­ния. Моторные теории внимания он объединил в первую группу. В них внимание рассматривается как результат двигательного приспособления, улучшающего восприятие предмета. Основополагающим для этой точки зрения яв­ляется тот факт, что каждое восприятие связано с каким-либо движением и, воспроизведя это движение, человек сообщает восприятию дополнительную интенсивность.

Во вторую группу отнесены теории, делающие акцент на ограничении объема внимания, поэтому более «силь­ные» представления вытесняют из него более «слабые». С этой точки зрения более «сильными» будут те представ­ления, к которым добавляется воспоминание сходного опыта. Сила представления в конце концов определяется сложением интенсивности внешнего раздражения и актив­ности той части прошлого опыта, которая присоединяется к нему по ассоциации. Отсюда, в частности, берет свое происхождение известная педагогическая рекомендация: для лучшего усвоения нового материала, для его «усиле­ния» желательно призвать на помощь «сходные части» прошлого опыта.

Третью группу составляют теории, связывающие вни­мание с мотивацией: привлекает внимание то, что связано с интересами человека; это и сообщает объекту восприятия дополнительную интенсивность, а с ней повышается яс­ность и отчетливость восприятия. Так, ученый, изучающий данную конкретную проблему, сразу обратит внимание на, казалось бы, малую деталь, но связанную с этой про­блемой, которая ускользнет от другого человека, не прояв­ляющего интереса к этому вопросу.

Физиологический аспект перечисленных теорий связан с рассмотрением внимания как результата дополнительно­го нервного возбуждения, исходящего из высших нервных центров и ведущего к усилению образа или понятия. Его динамика представляется следующим образом: на­встречу возбуждению, поступающему от органов чувств, центральная нервная система посылает сигналы, которые избирательно усиливают некоторые стороны внешнего раз-

57

дражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость. В частности, А. А. Ухтомский [272] считал, что возбуждение распространяется по нервной системе не­равномерно, и каждый вид деятельности при определенной частоте повторения и значимости может создавать очаги оптимального возбуждения, которые приобретают домини­рующий характер. Эти доминантные очаги отличаются особой способностью аккумулировать возбуждение и дли­тельно его удерживать. Отсюда проясняется механизм возникновения преобладающих интересов: доминантные очаги не только тормозят другие очаги возбуждения в коре мозга, но и приобретают способность усиливаться под влиянием возбуждений, посторонних для данного вида деятельности.

Во всех перечисленных группах представлений можно выделить общий и очень важный принцип — возникнове­ние в центральной нервной системе дополнительного воз­буждения, усиливающего восприятие конкретного объек­та — привлечение к нему внимания. В одном случае это дополнительное возбуждение порождается импульсами от мышц при повторении ряда движений, в другом — определяется воздействием сходного прошлого опыта, в третьем — связано с системой интересов личности и эмо­циональным настроением человека. Уделять внимание — значит воспринимать некоторую вещь с помощью вспомо­гательных механизмов. Внимание всегда предполагает не­сколько физиологических и психологических вставок (раз­личной природы и разного уровня), посредством которых выделяется и проясняется нечто конкретное.

Таким образом, внимание выполняет своеобразное «ощупывание», осмотр, анализ окружающей среды. По­скольку ощупывание сразу всей среды невозможно, выде­ляется ее часть— поле внимания. Это та часть среды, которая охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания можно рассматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифици­руя восприятие части поля и последовательно перенося это усиление на другие части, человек может достичь полного анализа среды.

Внимание как ограничение поля восприятия. Элементы практической психологии

Внимание как ограничение поля восприятия

Актуальные, личностно-значимые сигналы выделяются вниманием. Выбор осуществляется из множества всех сигналов, доступных восприятию в данный момент. В отличие от восприятия, связанного с переработкой и синтезом информации, поступающей от входов разной модальности, внимание ограничивает лишь ту ее часть, которая будет реально обрабатываться.

Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение приводит к необходимости дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Центральные механизмы переработки информации у человека могут иметь дело в данный момент времени лишь с одним объектом. Если сигналы о втором объекте появляются во время реакции на предыдущий, то обработка новой информации не производится, пока эти механизмы не освободятся. Поэтому если некоторый сигнал появляется через короткое время после предыдущего, то время реакции человека на второй сигнал больше, чем время реакции на него при отсутствии первого. Так, В. Д. Глезер [82] обнаружил, что если в поле зрения человека находится несколько объектов, то опознание второго объекта начинается практически лишь после того, как первый уже опознан.

Каналы центральных механизмов обработки могут быть заняты не только восприятием внешних сигналов, но и контролем за ответными действиями. Это также может являться сдерживающим моментом для реакции на новый сигнал. Попытка одновременно следить за одним сообщением и отвечать на другое понижает и точность восприятия, и точность ответа.

Упомянутые ограничения возможности одновременного восприятия нескольких независимых между собой сигналов, информация о которых поступает из внешней и внутренней среды, связаны с основной характеристикой внимания — его фиксированным объемом. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Например, пытались обучить летчиков вести самолет очень низко (на высоте 50-100 м над землей) и одновременно отыскивать на земле мелкоразмерные ориентиры. Исследование действий летчиков в этих условиях показало невозможность раздвоения внимания между двумя указанными независимыми действиями, поскольку каждое из них требовало максимального внимания. Затруднения летчика заключались в практической невозможности так переключать внимание и организовывать сбор информации, чтобы обеспечить выполнение обеих задач. Преодолеть это затруднение путем тренировки не удавалось [309].

Ограниченность объема воспринимаемого и перерабатываемого материала заставляет непрерывно дробить на части поступающую информацию и определять последовательность (очередность) анализа среды. Что же определяет избирательность внимания, его направление? Выделяют две группы факторов. К первой относят факторы, характеризующие структуру внешних раздражителей, доходящих до человека, т. е. структуру внешнего поля. К ним причисляют физические параметры сигнала, например интенсивность, его частоту и другие характеристики организации сигналов во внешнем поле. Ко второй группе относят факторы, характеризующие деятельность самого человека, т. е. структуру внутреннего поля. Действительно, каждый согласится, что если в поле восприятия появляется сигнал, обладающий либо большей интенсивностью, чем другие (например, звук выстрела или вспышка света), либо большей новизной (например, в комнату неожиданно входит тигр), то этот раздражитель автоматически привлечет внимание.

Факт, что некоторые физические параметры сигнала явно обусловливают направленность внимания, был первым включен в теоретические представления о структуре этого процесса. Так, Бродбент [44], [327] описывал внимание как фильтр, отбирающий информацию уже на входах. В его первой модели внимания селекция осуществлялась на основе только физических параметров по принципу «все или ничего». Здесь человек понимался как пассивный приемник информации. Такая позиция базировалась на обнаруженном им факте, что если человеку подавали одновременно информацию в оба уха и согласно инструкции он должен был воспринимать лишь информацию, поступающую в левое ухо, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью им игнорировалась.

Дальнейшие исследования обратили взгляд ученых на факторы центрального (внутреннего) происхождения, влияющие на избирательность внимания: соответствие поступающей информации потребностям человека, его эмоциональному состоянию, актуальности для него данной информации. Кроме того, внимания к себе требуют действия, недостаточно автоматизированные, а также не доведенные до конца.

В многочисленных экспериментах обнаружено, что слова, имеющие особый смысл для человека, например его имя, имена его близких и т. п., легче извлекаются из шума, поскольку на них всегда настроены центральные механизмы внимания. Ярким примером воздействия особо актуальной информации является факт, известный под названием «феномен вечеринки». Представьте себе, что вы находитесь на вечеринке и поглощены интересной беседой. Внезапно вы слышите свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Вы быстро переключаете внимание на разговор, происходящий между этими гостями, и можете услышать кое-что интересное о себе. Но в то же время вы перестаете слышать то, что говорят в той группе, где вы стоите, тем самым вы упускаете нить разговора, в котором участвовали раньше. Вы настроились на вторую группу и отключились от первой. Именно высокая значимость сигнала, а не его интенсивность, желание узнать, что о вас думают другие гости, определили изменения направления вашего внимания.

Эксперименты Трейсман [по 126], [398] уточнили и расширили первоначальные представления и показали, что избирательность внимания может осуществляться не только на основе физических параметров сигналов, но и по семантическим характеристикам текста. Если на оба уха одновременно подавали разную информацию с инструкцией слушать, например, только левым, а затем неожиданно для человека дали продолжение «левого» рассказа на правое ухо, то он переключался на информацию справа и даже не сразу это замечал. Учитывая эти данные, предположили, что вся пропущенная на входах информация приходит в центры, после чего выделенная там часть сохраняется в памяти, а остальная очень быстро забывается. Таким образом, было введено представление еще об одном фильтре — центральном. В построенной с учетом этого модели входной фильтр уже не полностью блокирует неактуальную, не связанную с инструкцией информацию, а лишь несколько ослабляет ее. При этом ограничение потока перерабатываемой информации может происходить в двух ключевых позициях: периферический фильтр осуществляет отбор по физическим характеристикам, а центральный производит селекцию по категориальным и семантическим признакам. Это представление уточняет Найссер [194]. Периферическое внимание он называет предвниманием и связывает его с относительно грубой и параллельной обработкой информации, допуская, что оно выполняет функции выделения фигуры из фона и слежения за внезапными изменениями во внешнем поле. Центральное внимание он называет фокальным и сопоставляет его с детальной последовательной и осознанной обработкой, в том числе и вербальной.

Следующим шагом на пути учета все более сложных механизмов в динамике организации внимания явилось представление о нем как об активном предвосхищении результатов восприятия с теми же двумя уровнями обработки информации: грубыми и быстрыми параллельными оценками — с помощью предвнимания, и медленными детальными последовательными — с помощью фокального внимания. Отличительной особенностью модели стал циклический характер процесса. Он может быть проиллюстрирован с помощью разработанного Найссером и Беклином визуального аналога методики избирательного слушания. Они записали на видеомагнитофон две разные спортивные игры с мячом и смогли осуществить с помощью зеркала полное наложение двух передач, как если бы на телевизионном экране они демонстрировались одновременно. Испытуемых просили наблюдать за одной игрой и игнорировать другую, нажимая на ключ при каждом ударе по мячу в наблюдаемой игре. При темпе до 40 ударов в минуту по мячу испытуемые легко следили за игрой независимо от того, демонстрировалась она вместе с другой или отдельно. Результаты ухудшались, когда испытуемые должны были следить за обеими играми одновременно. Выполнение этого задания сопровождалось многочисленными жалобами на трудность его выполнения и приводило к большому числу ошибок. Циклическая модель восприятия позволяет объяснить эти результаты. Только эпизод, на который обращено внимание, включен в цикл предвосхищения, обследований и сбора информации, лишь он и воспринимается. Тогда внимание — это такая организация восприятия, при которой человек выбирает то, что он хочет видеть, предвосхищая структуру информации, которая будет при этом получена. Таким образом, здесь в структуре внимания учитываются не только центральные и периферические фильтры, но включается в рассмотрение и динамика их взаимовлияния.

Что же известно о механизмах, осуществляющих фильтрацию? Большую роль в организации предвнимания играет периферическая настройка органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки изменяется, приводя к ослаблению передачи чрезмерных колебаний во внутреннее ухо, подобно тому, как сужение зрачка устраняет излишнее количество света. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также облегчает прислушивание. Присматриваясь, человек производит целый ряд операций: конвергенцию (сведение осей) глаз, фокусировку хрусталика, изменение диаметра зрачка. Если необходимо видеть большую часть сцены, то фокусное расстояние укорачивается, когда интересны детали, оно удлиняется, соответствующие части сцены выделяются и становятся свободными от влияния побочных деталей. Находясь в фокусе, выделенный участок лишается, таким образом, контекста, с которым первоначально был связан: он виден отчетливо, а его окружение (контекст) кажется размытым. Таким образом, один и тот же участок может приобретать разное значение в зависимости от цели или установки наблюдателя.

Однако в основе избирательности внимания лежат не только процессы периферической подстройки органов чувств, но и центральная настройка. Импульсы, идущие из центра к периферии по слуховому или зрительному нерву, могут избирательно управлять чувствительностью воспринимающих входов. Так, например, Бродбент [328] считает, что для предвнимания характерно постоянное снижение чувствительности по отношению к часто встречающимся комбинациям признаков. П. Я. Гальперин [74] обобщил представления о центральных механизмах внимания. Моторные теории внимания он объединил в первую группу. В них внимание рассматривается как результат двигательного приспособления, улучшающего восприятие предмета. Основополагающим для этой точки зрения является тот факт, что каждое восприятие связано с каким-либо движением и, воспроизведя это движение, человек сообщает восприятию дополнительную интенсивность.

Во вторую группу отнесены теории, делающие акцент на ограничении объема внимания, поэтому более «сильные» представления вытесняют из него более «слабые». С этой точки зрения более «сильными» будут те представления, к которым добавляется воспоминание сходного опыта. Сила представления в конце концов определяется сложением интенсивности внешнего раздражения и активности той части прошлого опыта, которая присоединяется к нему по ассоциации. Отсюда, в частности, берет свое происхождение известная педагогическая рекомендация: для лучшего усвоения нового материала, для его «усиления» желательно призвать на помощь «сходные части» прошлого опыта.

Третью группу составляют теории, связывающие внимание с мотивацией: привлекает внимание то, что связано с интересами человека; это и сообщает объекту восприятия дополнительную интенсивность, а с ней повышается ясность и отчетливость восприятия. Так, ученый, изучающий данную конкретную проблему, сразу обратит внимание на, казалось бы, малую деталь, но связанную с этой проблемой, которая ускользнет от другого человека, не проявляющего интереса к этому вопросу.

Физиологический аспект перечисленных теорий связан с рассмотрением внимания как результата дополнительного нервного возбуждения, исходящего из высших нервных центров и ведущего к усилению образа или понятия. Его динамика представляется следующим образом: навстречу возбуждению, поступающему от органов чувств, центральная нервная система посылает сигналы, которые избирательно усиливают некоторые стороны внешнего раздражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость. В частности, А. А. Ухтомский [272] считал, что возбуждение распространяется по нервной системе неравномерно, и каждый вид деятельности при определенной частоте повторения и значимости может создавать очаги оптимального возбуждения, которые приобретают доминирующий характер. Эти доминантные очаги отличаются особой способностью аккумулировать возбуждение и длительно его удерживать. Отсюда проясняется механизм возникновения преобладающих интересов: доминантные очаги не только тормозят другие очаги возбуждения в коре мозга, но и приобретают способность усиливаться под влиянием возбуждений, посторонних для данного вида деятельности.

Во всех перечисленных группах представлений можно выделить общий и очень важный принцип — возникновение в центральной нервной системе дополнительного возбуждения, усиливающего восприятие конкретного объекта — привлечение к нему внимания. В одном случае это дополнительное возбуждение порождается импульсами от мышц при повторении ряда движений, в другом — определяется воздействием сходного прошлого опыта, в третьем — связано с системой интересов личности и эмоциональным настроением человека. Уделять внимание — значит воспринимать некоторую вещь с помощью вспомогательных механизмов. Внимание всегда предполагает несколько физиологических и психологических вставок (различной природы и разного уровня), посредством которых выделяется и проясняется нечто конкретное.

Таким образом, внимание выполняет своеобразное «ощупывание», осмотр, анализ окружающей среды. Поскольку ощупывание сразу всей среды невозможно, выделяется ее часть — поле внимания. Это та часть среды, которая охватывается вниманием в данный момент. Аналитический эффект внимания можно рассматривать как следствие его усиливающего влияния. Интенсифицируя восприятие части поля и последовательно перенося это усиление на другие части, человек может достичь полного анализа среды.

Значение восприятия (Смысл восприятия)

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Ограничение модели собеседника

Ограничение модели собеседника Шаблон генерализации (обобщения), или Всегда говори «всегда» И вообще: никогда не надо обобщать! Школьная учительница Все, всё, всегда, нигде, никто, никогда — универсальные кванторы общности. «Вы же понимаете, что все нормальные люди отдают

VIII. ОГРАНИЧЕНИЕ Я

VIII. ОГРАНИЧЕНИЕ Я Наше сравнение механизмов отрицания и вытеснения, формирования фантазии и формирования реакции обнаружило параллелизм в способах, используемых Я для избегания неудовольствия, исходящего от внешних и внутренних источников. Такой же параллелизм мы

60. Ограничение Почему еноты ночью скулили

60. Ограничение Почему еноты ночью скулили (сказка Алеши Пустовойтова)Всё было не так. Мир был всегда, только в нём ничего и никого не было – один одинокий старый Енот. Он смастерил себе горы и реки, леса и звёзды, везде скитался и всё узнал, а однажды вскарабкался на самое

Любовь как ограничение свободы

Любовь как ограничение свободы В любви всегда сильнее тот, кто меньше любит. Ган-Ган Для некоторых людей любовь и зависимость — почти тождество, ибо для них любить — значит полностью зависеть от любимого человека. Наверное, в этом нет ничего плохого — если предположить

Школа: ограничение свободы или освобождение?

Школа: ограничение свободы или освобождение? Когда коллектив не имеет необходимости в столь болезненной защите, школа становится главным путем интеграции детей в новые условия существования. Но чтобы она стала этим путем, необходимо, чтобы взрослые привили интерес к

Ограничение инцеста

Ограничение инцеста Если нежность родителей к ребенку счастливо избежала того, чтобы преждевременно, то есть до появления физических условий пубертата, пробудить его сексуальное влечение с такой силой, что психическое возбуждение явным образом прорывается к

Можно ли сказать, что обязательство – это ограничение?

Можно ли сказать, что обязательство – это ограничение? Взрослые не умеют сотрудничать Отказ от обязательств разрушает сотрудничество. Подруга Маши: Что с тобой, Маша? Ты чем-то расстроена?Маша: Я рассталась с Федей. Он ужасно боится обязательств. Как только мы заговорили о

глава седьмая. ограничение утечек энергии

глава седьмая. ограничение утечек энергии Существует такое явление как «мини-эякуляции», или утечки энергии. Отказ от эякуляций будет совершенно бесполезен, если вы не научитесь поддерживать нормальную циркуляцию энергии при помощи дыхания. Если этого не делать,

Любовь как ограничение свободы

Любовь как ограничение свободы В любви всегда сильнее тот, кто меньше любит. Ган-Ган Для некоторых людей любовь и зависимость – почти тождество, ибо для них любить – значит полностью зависеть от любимого человека. Наверное, в этом нет ничего плохого – если предположить

Ограничение контактов со сверстниками

Ограничение контактов со сверстниками Хотя ограничения и правила более эффективны, если использовать их в качестве превентивных мер, они порой помогают уменьшить зацикленность на сверстниках. Всегда лучше стараться делать это как можно менее прямолинейно. Если вы

Ограничения избирательного внимания — серьезное отношение к обучению

Какова когнитивная проблема ограничений избирательного внимания?

Учащиеся могут сосредоточить свое внимание только на небольшом количестве информации за один раз и упустить все, что находится за пределами их внимания. Отвлекающие факторы и многозадачность отвлекают ограниченное внимание учащихся и мешают изучению соответствующей задачи.

В этом видео представлена ​​справочная информация об избирательном внимании, которая дополнит приведенный ниже текст.

Внимание — это преднамеренное, сфокусированное осознание любой внешней или внутренней стимуляции и включает в себя четыре основных свойства:

  1. Избирательность — сосредоточение внимания на информации, относящейся к нашим непосредственным целям, и блокирование ненужной информации.
  2. Устойчивость — период времени, в течение которого мы можем удерживать внимание на конкретной информации.
  3. Скорость обработки — количество времени, которое требуется, чтобы привлечь и отвлечь наше внимание от источника информации.
  4. Распределение — расширение и сужение сферы того, на чем мы фокусируемся.

Внимание необходимо для обучения. Мы очень мало узнаем, если не можем сосредоточиться и удерживать внимание на стоящих перед нами учебных задачах. К сожалению, у нас ограниченные возможности и несовершенный контроль над этими аспектами внимания. Например, даже когда мы выборочно обращаемся к источнику, мы по-прежнему восприимчивы к другим источникам информации, которые могут привлечь наше внимание и отвлечь нас от нашей цели (Gazzaley & Rosen, 2016). Наша способность удерживать или концентрировать внимание с течением времени также ограничена, особенно в ситуациях, которые мы считаем однообразными или скучными.[1] Еще одним ограничением является скорость обработки. Мы не можем мгновенно переключить внимание. Мы склонны упускать информацию во время переходов, когда мы приступаем к выполнению задачи или отказываемся от нее. Наконец, общий объем нашего внимания ограничен. Если мы слишком широко распределяем наше внимание в ситуации, мы можем упустить важную, актуальную информацию (Gazzaley & Rosen, 2016).

Эти ограничения создают проблемы для обучения. Одна из заметных проблем с вниманием связана с многозадачностью в средствах массовой информации, когда учащиеся участвуют во внеклассных мероприятиях, таких как отправка текстовых сообщений, социальные сети и сканирование веб-сайтов во время занятий или во время учебы. Медиа-многозадачность распространена в классах колледжа. Одно исследование показало, что 80% студентов признаются, что пишут текстовые сообщения во время занятий; 15% говорят, что отправляют 11 и более сообщений за один урок. Исследование, в котором отслеживались ноутбуки студентов, выявило существенное многозадачное поведение и то, что программные приложения, не связанные с курсом, были открыты и активны примерно 42% учебного периода. Другое исследование показало, что 58% студентов второго и третьего курсов юридического факультета, у которых в классе были ноутбуки, использовали их не в учебных целях более половины времени (Sovern, 2012).

Почему многозадачность угрожает обучению? Распространенное заблуждение о многозадачности заключается в том, что люди направляют все свое внимание на одновременное выполнение двух задач.

Исследования показывают, что люди не в состоянии выполнять две сложные задачи одновременно (Shomstein & Yantis, 2004; Clapp, Rubens, & Gazzaley, 2009).

Вместо этого, когда учащиеся думают, что они делают два дела одновременно, они на самом деле переключают свое внимание туда и обратно между двумя задачами. Переключение задач является разрушительным и неэффективным, поскольку человек отключается от одной задачи, затем занимается другой, а затем снова переключается. Пока человек занимается одной задачей, он не может заниматься другой, то есть не осознает, что происходит. При переключении обратно им необходимо переориентироваться, что не только требует времени, но и может быть затруднено, если учащийся пропустил важную информацию.

Всякий раз, когда внимание учеников разделено, их обучение может пострадать. Растущее количество исследований задокументировало негативные последствия, связанные с многозадачностью в классе и при выполнении домашних заданий. К ним относятся:

  • Задания выполняются дольше (Rosen, Carrier & Cheever, 2013).
  • Умственная усталость приводит к большему количеству ошибок (Левитин, 2014).
  • Память ухудшается при разделении внимания (Fried, 2008).
  • 90 015 Ученики хуже умеют расширять и переносить новые знания в новые контексты (Foerde, Knowlton & Poldrack, 2006).
  • Учащиеся получают более низкие оценки. Многозадачность в СМИ отрицательно коррелирует с оценками по предмету и средним баллом студентов колледжа (Glass & Kang, 2019; Patterson, 2017; Ravizza, Uitvlugt & Fenn, 2017).
  • Многозадачные люди, работающие с большими объемами информации, больше отвлекаются и им труднее сосредоточить свое внимание на одной задаче (Ophir, Nass, & Wagner, 2009; Uncapher, Thieu & Wagner, 2016).

Даже когда учащиеся не работают в режиме многозадачности, они могут отвлекаться на другие источники. Конечно, бывают ежедневные сбои, громкий разговорчивый студент в классе, неисправный микрофон на большой лекции и т. д. Это, как правило, случайные и несущественные отвлекающие факторы по сравнению с привычными или повторяющимися. Например, некоторые учащиеся могут быть озабочены постоянными личными заботами, которые мешают им сосредоточить внимание. Более того, инструкторы могут непреднамеренно отвлекать внимание, когда их обучение не организовано или когда они представляют постороннюю информацию, не относящуюся к обсуждаемой теме. Плохо организованное обучение может сбить учащихся с толку относительно того, на что они должны обратить внимание. Например, в эпизодах обучения в малых группах учащимся нужны четкие указания для выполнения сложных задач. Без четкой цели и задач деятельности они могут не знать, на чем сосредоточить свои усилия. Некоторые исследования показали, что попытки преподавателей заинтересовать студентов и привлечь их внимание могут иметь неприятные последствия. Когда эти эпизоды не связаны с изучаемым материалом или касаются его, учащиеся могут сосредоточиться на «соблазнительных деталях», а не на содержании курса (Rey, 2012). Дело в том, что многие вещи могут отвлекать учащихся, и основная задача преподавателя состоит в том, чтобы уменьшить количество отвлекающих факторов и помочь учащимся управлять своим вниманием.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Распространенным образовательным мифом является то, что студенты могут посещать лекции всего 10–15 минут, как будто внимание — это один фиксированный промежуток времени. Это неправда. Иногда студенты теряют концентрацию почти сразу после начала лекции, а в других случаях они могут сохранять концентрацию гораздо дольше. Это правда, что люди устают и теряют внимание при выполнении повторяющихся задач на бдительность. Но множество факторов в классе влияют на то, как долго учащиеся сохраняют особую сосредоточенность на учебе.

Рекомендации для поддержки внимания учащихся в классе.

Время урока сегмента. Учащиеся могут испытывать трудности с концентрацией внимания в течение длительного урока, особенно при получении большого количества незнакомой информации. Чтобы смягчить эту трудность, делайте короткие перерывы между темами, чтобы учащиеся могли наверстать упущенное, прежде чем переходить к следующей теме.

Переориентация учащихся на темы и материалы во время занятий. Периодически напоминайте учащимся о теме, цели обучения или о том, на чем им следует сосредоточиться. Если учащиеся с трудом посещают занятия, может помочь прямое указание на то, на чем им следует сосредоточиться больше всего.

Попросите учащихся использовать новый материал. В конце сегмента в классе попросите учащихся осмысленно использовать новый материал, например:

  1. Обдумайте в парах: а) преподаватель задает вопрос, б) учащиеся думают и пишут ответ, и в ) обсудить с одноклассником
  2. Отвечайте на наводящие на размышления вопросы кликера
  3. Нарисуйте диаграмму или рисунок, а затем соберите и спроецируйте несколько из них на обсуждение класса

Леса в классе Занятия в малых группах. Совместная работа автоматически не лучше, чем работа в одиночку. Основывайте групповые занятия на целенаправленном совместном обучении.

  1. Предоставьте четкие и понятные инструкции, описывающие, что должны делать учащиеся.
  2. Наблюдайте за группами и вмешивайтесь, когда они не работают. При необходимости распределите роли, чтобы помочь группам сосредоточиться на своей задаче, например, один учащийся в каждой группе следит за действиями вне задания и напоминает группе о цели и задаче обсуждения, один учащийся следит за временем, чтобы группа двигалась к своевременному завершению. своей работы
  3. Попросите группы указать, когда они закончат свою работу

Попросите каждого учащегося сдать отдельный продукт, например, резюме, размышления, оставшиеся вопросы и т. д. Если учащиеся не несут индивидуальной ответственности, некоторые обратят свое внимание на что-то другое.

Определите политику класса, чтобы свести к минимуму отвлекающие факторы от электронных устройств в классе.

Помогите учащимся понять, как многозадачность усложняет обучение, не проще. См. Узнавайте больше за меньшее время, НЕ выполняя многозадачность

Примите меры, чтобы определить и сократить то, как ваше преподавание отвлекает на ваших занятиях (см. рекомендуемую литературу ниже, Улучшение обучения за счет снижения ненужной умственной нагрузки .)

Рекомендуемая литература

Научно-образовательная инициатива Карла Вимана. (2014). Улучшение обучения за счет снижения ненужной умственной нагрузки. Ванкувер, Канада: получено с сайта http://www.cwsei.ubc.ca/resources/instructor_guidance.htm#students 9.0004

Анимационный видеоролик «Многозадачность» Дэна Уиллингема

Лекция Адама Газзали «Отвлеченный разум» (одночасовое видео)

Ссылки

Чен, К. и Ян, З. (2015). Влияет ли многозадачность с мобильными телефонами на обучение? Обзор. Компьютеры в человеческом поведении , 54 , 34-42.

Клапп, В.К., Рубенс, М.Т., и Газзали, А. (2009). Механизмы нарушения рабочей памяти при внешнем вмешательстве, Кора головного мозга , 20 , 859-872.

Фёрде, К., Ноултон, Б.Дж., Полдрак, Р.А. (2006). Модуляция конкурирующих систем памяти путем отвлечения внимания. Труды Национальной ассоциации науки , 103 (1), стр. 1778-1783.

Фрид, CB (2008). Использование ноутбука в классе и его влияние на обучение учащихся. Компьютеры и образование , 50 , стр. 906-914.

Газзали, А. и Розен, Л.Д. (2016). Отвлекшийся разум: Древние мозги в высокотехнологичном мире . (стр. 30-80). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Поколение M2: СМИ в жизни детей от 8 до 18 лет . Национальное исследование 2010 г., проведенное Kaiser Family Foundation.

Гласс, А.Л. и Канг, М. (2019). Распределение внимания в классе снижает успеваемость на экзамене, Педагогическая психология , 39 (3), 395-408, DOI: 10. 1080/01443410.2018.1489046.

Джадд, Т. (2014). Осмысление многозадачности: роль Facebook. Компьютеры и образование , 70 , 194-202.

Краушаар, Дж. М. и Новак, округ Колумбия (2010). Изучение влияния многозадачности студентов с ноутбуками во время лекции. Журнал образования информационных систем . 21 (2), 241-251.

Лау, В.В.Ф. (2017). Влияние использования социальных сетей и многозадачности в социальных сетях на успеваемость студентов университетов, Компьютеры в поведении человека , 68 , 286-291.

Левитин Д.Ю. (2014). Организованный разум: мыслить здраво в век информационной перегрузки . Нью-Йорк: Даттон.

Мартин, К. (без даты). Поведение студентов колледжа при отправке текстовых сообщений в классе: общеуниверситетское исследование, направленное на определение отношения и поведения студентов при отправке текстовых сообщений в классе в Университете Нью-Гэмпшира.

Маккой, Б. (2016). Цифровые отвлекающие факторы в классе, фаза II: Использование учащимися цифровых устройств в классе не в учебных целях. Журнал медиаобразования 7 (1), 5–32.

Офир, Э., Насс, К. и Вагнер, А.Д. (2009). Когнитивный контроль в медиа многозадачности. Proceedings of the National Academy of Sciences, USA , 106 , 15583-15587.

Паттерсон, М.К. (2017). Натуралистическое исследование многозадачности медиа во время учебы и ее влияния на результаты экзаменов, Преподавание психологии , 44 (1), 51–57.

Равизза, С. М., Уитвлугт, М. Г., и Фенн, К. М. (2017). Вошел в систему и вышел из нее: как использование ноутбука в Интернете связано с обучением в классе. Психологические науки , 28 , 171–180. http://dx.doi.org/10.1177/0956797616677314

Рекарт, Дж. (2013). Когнитивный класс: использование мозга и когнитивной науки для оптимизации обучения учащихся , стр. 35-53. Лэнхэм, Мэриленд: Rowan & Littlefield Publishers, Inc.

Рей, Г. Д. (2012). Обзор исследований и метаанализ эффекта соблазнительных деталей. Educational Research Review , 7 , 216–237. http://dx.doi.org/10.1016/j.edurev.2012.05.003

Розен, Л., Кэрриер, Л. и Чивер, Н. (2013). Facebook и текстовые сообщения заставили меня сделать это: переключение задач во время учебы под влиянием СМИ. Компьютеры в человеческом поведении. 29 (3), 948–958.

Розен, Л. Д., Лим, А. Ф., Кэрриер, Л. М., и Чивер, Н. А. (2011). Эмпирическое исследование образовательного воздействия переключения задач в классе, вызванного текстовыми сообщениями: образовательные последствия и стратегии для улучшения обучения. Педагогическая психология , 17 , 163–177. doi: http://doi.org/10.5093/ed2011v17n2a4

Сана, Ф., Вестон, Т. и Сепеда, Нью-Джерси (2013). Многозадачность ноутбука мешает обучению в классе как для пользователей, так и для ближайших сверстников, Computers & Education, 62 , 24–31.

Шомштейн, С., и Янтис, С. (2004). Контроль переключения внимания между зрением и слухом в коре головного мозга человека. Journal of Neuroscience , 24 , 10702-10706.

Соверн, Дж. (2012). Использование ноутбука студентом-юристом во время занятий в неучебных целях: искушение против стимулов. Документ № 11-004, Юридический факультет Университета Св. Иоанна, 6 июня 2012 г.

Uncapher, M.R., Thieu, M.K. и Вагнер, А. Д. (2016). Многозадачность мультимедиа и память: различия в рабочей и долговременной памяти, Psychonomic Bulletin Review , 23 , 483–490. DOI 10.3758/s13423-015-0907-3.

Избирательное внимание и возбуждение

Избирательное внимание и возбуждение
Штат Калифорния Университет, Нортридж
Ирис Бенели

(весна 1997 г.)

Теории избирательного внимания предполагают, что люди склонны ориентироваться или обрабатывать информацию только из одной части окружающей среды, исключая другие части. Существует огромное количество доказательств, подтверждающих это Избирательное внимание регулируется уровнем нашего возбуждения. Большинство постоянный вопрос в литературе заключался в том, были ли сдвиги во внимании, которые сопровождают изменения уровня возбуждения, автоматическим или преднамеренным. Один сегмент исследовательского сообщества занимался этим вопросом через вместимость модели . Эти теории предполагают, что у всех нас есть ограниченное количество умственных способность распределять различные задачи в любой момент времени. количество задач, упомянутых здесь, также можно назвать кусками. Куски единицы, которые уже были сохранены в долговременной памяти, элементы с которыми мы знакомы или структурно похожи на предметы, которые мы знакомы с. Трудно нормализовать количество элементов или фрагменты, которые любой человек может хранить в кратковременной памяти или извлекать из долговременной памяти. Существует много индивидуальных различий из-за к предшествующему опыту и восприятию обрабатываемого материала.

Первоначальные доказательства этого явления были получены в работе голландским психологом по имени де Гроот в 1940-х годах. Его опыты требовали шахматисты разных способностей воспроизводить шахматные доски в середине игры. Каждому участнику давали 5 секунд на просмотр доски, после чего все фигуры были сняты с доски. Затем участника попросили воссоздать игру. Начальный результаты показали, что более опытные игроки могут воспроизводить 90% фигур с первой попытки, а более слабые игроки воспроизвели только 40% произведений. Чтобы оценить, являются ли выводы были связаны со способностями каждого игрока или знакомством с доской, затем игроки были выставлены на доску с различными фигурами, размещенными случайно на нем. В этом эксперименте положение каждой части не имело личного значения для игрока, поскольку участников не останавливали за игрой в шахматы. Этот эксперимент не показал существенных различий между сильными игроков и более слабых игроков.

Модели, предложенные Broadbent (1957), Treisman (1960), Дойч и Дойч (1963) и Норман (1968) были более выдающихся теорий в этой области, чтобы развить теорию де Гроота модель памяти . Все эти модели пытались объяснить процесс, с помощью которого мы обращаем внимание на определенную информацию, но не на всю доступная нам информация. Можно определить свое окружение по звуковые, обонятельные, вкусовые, зрительные и тактильные раздражители, информация, упомянутая выше. Проблема всех этих теорий решать было место отбора раздражителей. Более в частности, модели должны были объяснить процесс, посредством которого мы в состоянии осмыслить наше окружение, учитывая, что мы постоянно завален информацией.

Первоначальная модель называлась теорией узких мест внимание , так как информация может быть получена только от одного источник в любой момент времени. Форма модели похожа на букву «Y», символизирующую два входящие источники информации с двумя плечами Y и одним конечный источник распознается через фильтр. Этот фильтр символизирует расположение выделения внимания. Бродбент (1957) разработал модель фильтра , чтобы объяснить предположение, что узкое место возникает до распознавания образов, и это внимание определяет, какая информация достигает стадии распознавания образов. Эта модель утверждает, что селективный фильтр позволяет информации поступать только с одного канала за раз, в рабочую память.

Исследования с использованием задачи на дихотическое прослушивание, помогают проиллюстрируйте модель фильтра Бродбента . В этих исследованиях Участника просят надеть наушники и просят слушать только одно ухо и сообщать эту информацию. информация, представляемая участнику, отличается два уха, и поэтому идеально подходит для модели фильтра. Участники, как правило, не осознают оставленного без присмотра уха. содержания или даже языка. Те, кто знает, что другое ухо информация отличается от информации посещаемого уха может только сообщить, был ли это человеческий голос, и был ли это мужской голос или женский голос.

Расширением задачи дихотического прослушивания Бродбента является Задание на слежку, которое требует от участников повторения посещаемых информацию уха вслух. Затенение сообщения обеспечивает доказательство что участник следует инструкциям и следит за правильное ухо. Во время задания по слежке субъекты полностью не зная о сообщении оставленного без присмотра уха. Кроме того, когда информация переключается с одного уха на другое в контексте поток, участник следует за этим переключателем. Трейсман (1960) обнаружил, что контекстуальные эффекты языка, которые влияние окружающего контекста на узнавание шаблоны, часто заставляли участников сообщать информацию из необслуживаемое ухо.

Пример: Вас зовут Билл, и в общественном месте ты слышишь знакомый голос, зовущий тебя по имени, и в то же время незнакомый голос зовет тебя по имени. Билл очень распространен имя, поэтому вы, скорее всего, обратились бы к знакомому голос.
Пример: Вас зовут Идо, и вы находитесь в общественном месте. вы слышите знакомый голос, зовущий вас по имени, и незнакомый голос выкрикивает ваше имя. Идо — очень редкое имя (в некоторых частей света), и поэтому вы, скорее всего, попытаетесь выступить с обоими спикерами. Предпочтение, какой голос вы бы внимание в первую очередь будет зависеть от личного выбора и предварительного опыт.

Вопрос о расположении фильтра выбора Бродбента возникает, поскольку участник может следить за переключением между уши в продолжении сообщения. Трейсман предложил модель, которая состоит из двух компонентов, каждый из которых зависит от другого, чтобы функционировать правильно, назвал модель ослабления . Один уже установленным компонентом этой модели является селективный фильтр, и новый предложенный элемент — словарь». Этот словарь символизирует информацию или слова, которые требуют очень низкого порог для признания. Порог также может быть воспринимается как громкость, необходимая для того, чтобы услышать определенные слова или информация. При описании этого явления коктейльная вечеринка эффект часто используется в качестве примера:

Вы находитесь на вечеринке и разговариваете с другом через толпу комнате вы слышите, как кто-то говорит ваше имя. Как так возможный?

В модели ослабления Treisman селективный фильтр различает два сообщения на основе их физического характеристики, такие как местоположение, интенсивность и высота звука. словарь» в модели Трейсмана позволяет выбирать между сообщения на основе содержания. Определенная информация требует очень низкий порог активации осознания стимула, например наше имя в примере с коктейльной вечеринкой. Модель затухания следовательно, предполагает снижение воспринимаемого громкость оставленного без присмотра сообщения. Это сообщение обычно не быть достаточно громким, чтобы достичь своего порога, если только он не имеет очень низкого порог для начала (ваше имя), или есть общий мгновенное уменьшение для всех сообщений. Пример генерала. мгновенное уменьшение для всех сообщений можно проиллюстрировать с помощью следующий пример:

Вы находитесь в аэропорту и ищете друг, только что приехавший из Лондона. У твоего друга маленькая рамка и темные волосы. Вы будете искать ворота аэропорта для всех люди, которые имеют маленькое телосложение и темные волосы, и быстро устранить всех, кто этого не делает.

Модели Бродбента и Трейсмана предполагают, что выбор фильтр во внимании происходит до выбора, или шаблон этап узнавания. Более поздние модели Deutsch and Deutsch (1963 г.) и Норман (1968) попытался объединить растущую информацию о Память и процесс выбора внимания. Эти более свежие модели утверждали, что отбор происходит после распознавания образов этап. В этих моделях внимание эквивалентно выбору этап.

Дойч и Дойч предположили, что оба канала информации узнаются, но быстро забываются, если только они не являются личными отношение к личности. В экспериментах по затенению участника просят повторить определенное сообщение, которое создаст личная значимость, необходимая во внимании. Норман разработал на модели Дойча и Дойча, предполагая, что отбор определяется не только релевантностью сенсорной информации, но и сила входа.

Сила входа может быть объяснена стимуляцией любого из сенсорные системы: зрительная, слуховая, обонятельная и осязательная. Эта стимуляция сопровождается усилением возбуждения. От с дарвиновской точки зрения, это усиление возбуждения необходимо для выживание. Возможно, усиление обонятельных раздражителей могло бы спасти живет во время пожара. Это увеличение стимулов затем увеличит активность в мозге, а не только в области, участвующей в обработке входящие обонятельные раздражители, так как весь мозг необходим для разобраться с ситуацией. Задействованы две основные системы в биологических механизмах возбуждения; первый из них ретикулярной активирующей системы (РАН), а второй — вегетативная нервная система . Ретикулярная активирующая система часто связано с общим возбуждением, которое снижает сенсорную пороги, мышечный тонус и различные другие реакции. Для Например, RAS может передать сообщение сердцу с запросом на больше крови будет прокачано в подготовке к этому бою или бегству сценарий. При этом вегетативная нервная система вырабатывает ряд телесных изменений, которые подготавливают человека к использованию большое количество энергии.

Когнитивная интерпретация любого заданного сценария влияет реакция упреждающего возбуждения. Учитывая, что мы интерпретируем окружающая среда как угрожающая или потенциально захватывающая, мы были бы вероятно увеличение возбуждения, как коркового (RAS), и вегетативным (частота сердечных сокращений). Эта перспектива позволяет слияние положительной и отрицательной ситуации для выявления одинаковая физиологическая реакция. Например, во время теннисного матча. как наше умственное, так и физическое возбуждение необходимы для удачная игра. Ситуация не должна быть опасной для жизни один для того, чтобы вызвать возбуждение, скорее многие действия связанные с возбуждением. Социальные психологи утверждают, что когнитивный диссонанс может вызвать возбуждение. Когнитивный диссонанс предложил Леон Фестингер (1957), был определен как следующее: «два элемента [убеждения и/или поведение] находятся в диссонансное отношение, если, рассматривая только эти два, обратная сторона один элемент будет следовать из другого» (Брюэр и Крано). когда неожиданное событие или информация неприятны, это требует облегчения, которое вызывает возбуждение. Возбуждение здесь интерпретируется как когнитивная и физиологическая реакция на стимулы.

Подразумевалось, что требуется определенный уровень возбуждения для всех видов деятельности. В 1955 Хебб предложил связь между возбуждение и производительность, которые можно представить как обычный звонок изгиб. Как показано выше, возбуждение необходимо для функционирования Хебб предположил, что в сценарии «сражайся или беги» возбуждение необходимо для поведенческого эффективность в нашей повседневной жизни. Хебб предположил, что низкий уровни возбуждения будут вызывать негативные поведенческие реакции, и подтверждение этому было найдено в исследовании Heron (1957). В этом учебы, Херон заплатил студентам колледжа мужского пола значительную сумму денег. лежать на кровати столько дней, сколько они смогут выдержать. Различный были приняты меры для получения ограниченной стимуляции среда. В среднем через день результаты начали появляться, с испытуемыми, указывающими, что у них проблемы с мышлением четко. Примерно через 48 часов большинство участников были не в состоянии выполнить основные математические вычисления (например: 12 x 5 = ?). Галлюцинации стали обычным явлением, и концентрация была низкой.

Пытаясь объединить избирательное внимание и возбуждение, можно обнаружить, что это круговая модель. Оптимальный уровень возбуждения позволяет получать информацию, выбирая порог раздражителей необходимые для распознавания, а фильтр выбора информация зависит от различных аспектов нашего когнитивного устройства и наш опыт выбора стимулов, на которые мы обращаем внимание. Прежний опыт, а также наше восприятие раздражителей влияет на наше уровень возбуждения, а также процесс выбора. Тогда стимулы могут вызвать или уменьшить возбуждение, отправив процесс в новое цикл.



Ресурсы в Интернете
Здесь предлагается краткий обзор внимания и автоматизма. сайт. Он описывает задачу дихотического слушания, узкое место модель, модель затухания и модели позднего отбора, с иллюстрации.

Этот сайт объясняет фильтр Бродбента модель, и это проблемы.

Этот сайт предлагает обширный список литературы о последствиях возбуждения для Память.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts